Почему 5 главных романов достоевского принято называть великим пятикнижием

Понятие передает закрепленность в пяти романах и в самом порядке их появления цикличности развития художника, цельность, присушую романной прозе писателя с середины 60-х гг. и до конца его пути. Понятие передает закрепленность в пяти романах и в самом порядке их появления цикличности развития художника, цельность, присушую романной прозе писателя с середины 60-х гг. и до конца его пути. Вообще пятикнижием называют пять первых книг Ветхого Завета: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. По преданию, их продиктовал Моисею сам Бог. Пять великих романов русского писателя были написаны один за другим всего за 14 лет. Пять главных романов Достоевского даже называют «Великим пятикнижием». Давайте разберёмся, почему оно действительно соответствует этому названию. Получилось, что я открывал пять великих романов Достоевского в порядке их написания — наверное, так и должно быть. А завершают список, естественно, «Братья Карамазовы», это роман № 1 планеты Земля.

Что такое пятикнижие достоевского

Великое пятикнижие Достоевского — это одно из самых известных творений в истории русской литературы. Отличительная черта этого произведения заключается в его названии — Великое пятикнижие. Общая тематика пяти книг Достоевского. На первый взгляд тематика произведений Достоевского представляется своеобразной мозаикой самых разных идей, понятий и точек зрения. Большего присутствия в списке не удалось добиться ни одному автору. Четыре данных произведения, а также роман «Подросток» составляют так называемое «великое пятикнижие» Достоевского. Что объединяет эти произведения? Цель работы: исследовать идею, объединяющую романы Ф.М. Достоевского в цикл «Великое Пятикнижие», подумать, почему именно Ф.М. Достоевского исследователи считают автором новой Библии.

Великое пятикнижие Федора Достоевского Читайте Достоевского, любите — презентация

Внутренняя динамика Рогожина связана с образом главного героя романа, князя Мышкина. Роман начинается с того момента, как оба героя возвращаются в Петербург. Они ровесники, но Достоевский сразу же подчеркивает их контраст. Таким образом, название «Великое пятикнижие» отражает важность и значимость этих пяти произведений в творчестве Достоевского, а также подчеркивает их особый статус среди других произведений русской литературы. Романы Достоевского объединены идеями, темами и поэтикой. Каждый из них задаёт читателю вопросы о существовании Бога, свободе, ответственности и смысла жизни. Предлагаем подборку 5 главных романов автора, которые следует прочесть каждому. Писатель попытался наделить главного героя романа — князя Мышкина — похожими чертами. По мнению Достоевского, в литературе ближе всех к идеалу Христа стоит Дон Кихот. Образ князя Мышкина перекликается с героем романа Сервантеса.

Фёдор Михайлович Достоевский: пятикнижие

Что такое великое Пятикнижие Достоевского? - Онлайн журнал про РФ Тема денег есть не только в пятикнижии, а в большинстве произведений Фёдора Михайловича. И это ничуть не удивительно.
Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского ВЕЛИКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ Годы пребывания писателя в Омске нашли отражение в его повести «Записки из Мертвого дома». Автор одним из первых описал каторгу, существование заключенных, быт и нравы, царящие в этом мрачном месте.
Что такое пятикнижие достоевского: основные аспекты это одно из величайших произведений русской литературы, написанное Федором Достоевским. Роман, состоящий из пяти отдельных частей, представляет собой эпический этап в творчестве великого писателя. В данной статье.

Великое пятикнижие Федора Достоевского Читайте Достоевского, любите — презентация

Статья рассказывает о пяти главных романах Ф.М. Достоевского, которые принято называть великим пятикнижием. это одно из величайших произведений русской литературы, написанное Федором Достоевским. Роман, состоящий из пяти отдельных частей, представляет собой эпический этап в творчестве великого писателя. В данной статье. Цель работы: исследовать идею, объединяющую романы Ф.М. Достоевского в цикл «Великое Пятикнижие», подумать, почему именно Ф.М. Достоевского исследователи считают автором новой Библии. ВЕЛИКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ Годы пребывания писателя в Омске нашли отражение в его повести «Записки из Мертвого дома». Автор одним из первых описал каторгу, существование заключенных, быт и нравы, царящие в этом мрачном месте.

Поэтика русской идеи в «великом пятикнижии» Ф. М. Достоевского

Переселяясь на Божедомку , Достоевские уже ожидали прибавления семейства к концу осени [36]. Московское детство Мариинская больница для бедных Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома. В «Книге для записи рождений…» церкви Петра и Павла при больнице осталась запись: «Родился младенец, в доме больницы бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского, — сын Фёдор. Молитвовал священник Василий Ильин» [36] [37]. Имя Фёдор было выбрано, по мнению биографов, по имени деда по матери — купца Фёдора Тимофеевича Нечаева [36] [38]. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…», — вспоминал спустя полвека Фёдор Михайлович [36]. В семье Достоевских строго соблюдались патриархальные обычаи [36].

Домашний порядок подчинялся службе отца. В шесть часов Михаил Достоевский просыпался, проводил утренний обход в больнице, объезжал пациентов по домам. После двенадцати был обед с семьёй, отдых и снова приём в больнице. Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — вспоминал Фёдор Михайлович [39]. Самые ранние воспоминания писателя относятся к 1823—1824 годам. По свидетельству первого биографа Достоевского Ореста Фёдоровича Миллера , таким воспоминанием как раз стала молитва перед сном перед образами в гостиной при гостях [40] [41].

После рождения в конце 1822 года сестры Варвары няней в семье Достоевских становится Алёна Фроловна, о которой у будущего писателя остались самые лучшие воспоминания: «Всех она нас, детей, вырастила и выходила. Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, весёлого и всегда нам рассказывала такие славные сказки! В произведениях Достоевского няня упоминается в романе « Бесы » [42] [38]. После рождения в марте 1825 года Андрея семья перебирается в левый флигель больницы. Новая квартира, по воспоминаниям Андрея, состояла из двух комнат, передней и кухни. Детской для старших детей служило «полутёмное помещение», отгороженная задняя часть передней [43] [41].

Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про « Жар-птицу », « Алёшу Поповича », « Синюю бороду », сказки « Тысячи и одной ночи » и другие [44] [45]. На Пасху смотрели Подновинские балаганы с « паяцами , клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». Летом устраивались семейные вечерние прогулки в Марьину рощу. По воскресеньям и праздникам Достоевские посещали обедни в больничной церкви, а летом мать с детьми ездила в Троице-Сергиеву лавру [46] [47]. Друзьями дома в основном были сослуживцы отца и их семьи: эконом Мариинской больницы Фёдор Антонович Маркус, семьи старшего лекаря Кузьмы Алексеевича Щировского и ординатора больницы Аркадия Алексеевича Альфонского. Позже многие из них появляются в произведениях и упоминаются в неосуществлённых замыслах писателя [49].

Начало обучения. Имение Даровое Усадьба « Даровое », Зарайский район Домашний уклад Достоевских способствовал развитию воображения и любознательности [50]. Позже в своих воспоминаниях писатель называл родителей, стремящихся вырваться из обыденности и заурядности, «лучшими, передовыми людьми» [51]. Особенно выделял позднее Фёдор Михайлович чтение отцом « Истории Государства Российского »: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории» [52] [53]. Чтению обучала детей Мария Фёдоровна [54]. Начинали с дешёвых лубочных сказок про Бову Королевича и Еруслана Лазаревича , сказаний о Куликовской битве , повестей про Шута Балакирева и Ермака [54].

Вместе с чином коллежского асессора весной 1827 года Михаил Андреевич получил право на потомственное дворянство [51] ; 28 июня 1828 года Достоевские стали дворянским родом, записанным в часть III родословной книги дворянства Московской губернии [51] [56] , что позволяло приобрести собственное имение, где большая семья могла бы проводить летние месяцы [57]. Летом 1831 года Михаил Андреевич, заплатив около 30 тысяч рублей ассигнациями из скопленных и взятых взаймы средств, приобрёл село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии в 150 км от Москвы. Земли в этой местности были худородные, одиннадцать его крестьянских дворов — бедные, а господский дом представлял собой маленький, плетнёвый, связанный глиною флигелёк из трёх комнат. Из-за оставшихся в селе шести дворов, принадлежащих соседу, практически сразу начались распри , перешедшие в судебную тяжбу [58] [59]. Кроме того, весной 1832 года по вине одного из крестьян в Даровом случился пожар, общие убытки от которого составили около 9 тысяч рублей. Летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией.

Дом Достоевских располагался в большой тенистой липовой роще, примыкавшей к березняку Брыково, «очень густому и с довольно мрачною и дикою местностью». Андрей Михайлович вспоминал, что «лесок Брыково с самого начала очень полюбился брату Феде», а «крестьяне, в особенности женщины, их очень любили». Впечатления от этой поездки впоследствии отразились, в частности, в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [60] [63]. После возвращения в Москву для Михаила и Фёдора начинаются годы обучения. Изначально отец собирался отдать старших сыновей в « Московский университетский благородный пансион », но передумал из-за преобразования последнего в гимназию, в которой практиковали телесные наказания [64]. Старшие дети занимались с учителями.

Закон Божий , русский язык , словесность , арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И. Хинковский [65] [66]. Ежедневно ездили на полупансион к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. Драшусову, который учил братьев французскому языку [67] [66]. Там же сыновья Драшусова , Александр и Владимир преподавали математику и словесные науки [68].

С другой стороны, он всю жизнь — и до, и после каторги — оставался «христианским социалистом», критиком капитализма, то есть защитником христиански обоснованных персонализма, свободы гражданских свобод в том числе — свободы печати, самоуправления и пр.

Петрашевским, поклонником теории социалиста-утописта Фурье, и стал постоянным членом его знаменитого кружка. На собраниях обсуждались политические, социально-экономические, литературные и другие проблемы. Радикальные настроения «петрашевцев» подогреваются событиями французской революции 1848 года. Достоевский выступает за немедленную отмену крепостного права и за отмену цензуры над литературой, на одной из «пятниц» в апреле 1849 года читает запрещенное письмо Белинского к Гоголю. Последовало заключение в Петропавловскую крепость, лишение дворянского титула и чинов, семимесячное следствие и вынесение смертного приговора. Осуждённые до последней минуты не знали о помиловании. Инсценировка смертной казни состоялась 22 декабря 1849 года. После команды «На прицел! Следующие четыре года Достоевский провёл в Омском остроге. Арестанты были лишены права переписки, но, находясь в лазарете, писатель смог тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради», куда вносил свои размышления, тюремные песни, пословицы. Эти впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в «Записках из Мёртвого дома» 1860. Санкт-Петербург Десять лет спустя после «казни» петрашевцев, в декабре 1859 года, Достоевский вновь оказывается в северной столице, теперь уже вместе с женой и приемным сыном. За ним устанавливается неофициальное наблюдение, продолжавшееся до середины 1870-х годов. Начинается второе вторжение в литературу. Первым крупным произведением, написанным после ссылки, стал роман «Униженные и оскорбленные». Следом выходят «Записки из мёртвого дома». Ангел-хранитель «Мне Бог тебя вручил, чтобы ничего из зачатков и богатств твоей души и твоего сердца не пропало… Дал мне тебя, чтоб я свои грехи огромные тобою искупил…» из писем Ф.

Переверзев, - все еще современный писатель; современность еще не изжила тех проблем, которые решаются в творчестве этого писателя. Говорить о Достоевском для нас все еще значит говорить о самых больных и глубоких вопросах нашей текущей жизни" Прошло еще сто лет, и мы можем видеть, сколь многое попадает в перечень "всё". Это и сценарий падения империи в лицах, и почерк политических убийств, и аристократы, пошедшие в демократию, и их инфернальные "подвиги". Оптика Достоевского, его способность предвидеть, помещая уже случившиеся события в горизонты предстоящего, была поразительной! Будущие итоги настоящих событий ему были ясны до подробностей. Он чувствовал "химию и физику" грядущей революции, предвидел ее соблазны и последствия. Оптика Достоевского, способность предвидеть, помещая случившиеся события в горизонты предстоящего, была поразительной Политические скандалы, болезненный абсурд, хаос, жизнь в стиле беспредела, все то, что принято называть "достоевщиной", станет обыденностью. Крушение нравственных и духовных основ человека, снятие всех законов и правил, норм, границ, запретов, сдерживающих начал, разрушительное торжество антиморали, насилие, вырвавшееся на свободу, изгнание истины - все эти знаковые явления современности в совокупности своей сложатся в антропологическую катастрофу. Иван Бунин, не будучи поклонником художественной манеры Достоевского, вынужден был вслед за ним с болью и тоской свидетельствовать о расчеловечивании людей в эпоху революционных бесчинств, о неизбежном переименовании добра и зла. Его дневник "Окаянные дни" стал проверкой на практике того, что автор "Бесов" предвидел, а он, Бунин, увидел и пережил. Порой кажется, что история "после Достоевского" продолжает дописывать его, выдвигая новые невиданные сюжеты. Пять его романов, "пятикнижие", обрели репутацию диагноза всего следующего столетия, многоликой бесовщины ХХ века. Вряд ли можно усомниться, что история исчерпана и ей нет продолжения в XXI столетии. Несбывшееся из предвиденного не доказывает ошибочность того, кто предвидел. Несбывшееся не сбылось ПОКА.

Рекомендуемые материалы

  • Понятие идеологического романа. Жанровая специфика «пятикнижия» Достоевского.
  • О великом пятикнижии Фёдора Михайловича Достоевско
  • О сюжетостроении в романном «пятикнижии» Достоевского
  • Достоевский: пять главных романов
  • Вода живая
  • Что характерно для творчества Достоевского?

Что такое "Великое пятикнижие" Достоевского?

Русская литература. 10 класс Великое пятикнижие – такое. название дано неофициальному циклу. из пяти самых масштабных романов. русского. классика. Федора. Михайловича Достоевского. Они были. написаны один за другим и как бы.
Писатель? Мыслитель? Фантазер? - "Вода живая". Журнал о православном Петербурге Великое пятикнижие Достоевского — это одно из самых известных творений в истории русской литературы. Отличительная черта этого произведения заключается в его названии — Великое пятикнижие.

Ф. М. Достоевский

  • "Другие" книги Достоевского - Родина
  • Почему "Великое пятикнижие" - такое название у произведений Достоевского?
  • Параметры шрифта:
  • Прочитаем классику вместе » Абинская межпоселенческая библиотека
  • Полифонический характер романов Достоевского

Поэтика русской идеи в «великом пятикнижии» Ф. М. Достоевского

Омский острог — еще одно известное место. Достоевский отбывал свое наказание и здесь. Он описывал момент, когда у него не было ничего, кроме трех досок, на которых он спал. Рядом с острогом можно увидеть картины Григория Кичигина. Почему Достоевский был отправлен на каторгу? Освободившись и возвратившись в Петербург, Достоевский напишет свои лучшие произведения. Как жил Достоевский? Из 59 с небольшим лет жизни писатель жил в Петербурге менее половины. Следует учитывать почти 16 лет детства и отрочества в Москве, 10 лет каторги в Омске и ссылки в Семипалатинске, вынужденное четырёхлетнее пребывание за границей и летний отдых сначала на даче, а затем в собственном доме в Старой Руссе.

Где сидел Достоевский?

Старшего сына Карамазова осуждают на 12 лет каторги. После суда с ним случается нервная лихорадка, и Екатерина Ивановна приходит к нему. Произведение «Братья Карамазовы» заканчивается тем, что Алеша присутствует на похоронах сына капитана Снегирева — Илюшеньки Снегирева. Кто из критиков анализировал произведения Достоевского? Знакомство начинающего писателя Фёдора Михайловича Достоевского с литературным критиком Виссарионом Григорьевичем Белинским состоялось ещё до первой публикации.

Белинский высоко оценил талант молодого автора, пообещав ему большое будущее. Где и когда родился Достоевскии? В чем заключается смысл теории Раскольникова? В своей статье Раскольников описывает психологическое состояние преступника в ходе преступления, а также излагает свою теорию о двух рязрядах людей.

Аглая Епанчина, молодая и чрезвычайно красивая девушка, дочь генерала Епанчина, заигрывает с князем. Поступки Аглаи в отношении князя говорят о её глубоком чувстве к его «духовной» личности и пренебрежении к чрезмерно упрощённой «социальной» личности. Поскольку жизнь Настасьи Филипповны проходит вне общественного внимания, то всё более реальной кажется женитьба на Аглае князя, к этому времени ставшему очень состоятельным. Последние и решающие события романа развиваются стремительно и по-античному «трагично». На вечере у Епанчиных князь «захлёбывался от прекрасного сердца».

С ним случается припадок. Аглая выясняет с Настасьей Филипповной отношения, высказывая, что она самолюбива «до сумасшествия, чему доказательством служат и ваши письма ко мне». В этих письмах Настасья Филипповна умоляет Аглаю выйти замуж за князя. В результате всех коллизий начинается подготовка к свадьбе князя с Настасьей Филипповной, в последний момент покидающей его вместе с купцом Парфёном Рогожиным, который в своём доме в припадке ревности убивает её. Идеальный герой не смог искупить жизнь людей, которая продолжается со всеми бедами, страстями и греховными омрачениями. Вновь впадающий в болезненное состояние князь Мышкин отправляется обратно на лечение в Швейцарию. Небывалый размах героев заложен в творческом мире Достоевского! Князь Мышкин — один из немногих «ярко положительных» персонажей в универсуме писателя. Перейдём же к его антиподам, составляющим ядро следующего большого произведения Ф.

Достоевского — романа «Бесы». Активно действующий в «Идиоте» князь Мышкин притягивал к себе людей, пытался разрешить их внутренние и внешние конфликты. Напротив центральная в идейном плане фигура «Бесов» Николай Всеволодович Ставрогин имеет множество антисоциальных черт. О нём ходит множество разговоров в обществе, но он редко появляется на публике. Едва появившись, он оказывается в центре скандала, унижая почтенного гражданина Гаганова, который имел привычку приговаривать: «Нет-с, меня не проведут за нос! На что однажды Николай Всеволодович «неожиданно, но крепко ухватил его за нос двумя пальцами и успел протянуть за собою по зале два-три шага». По ходу романа к деяниям Николая Ставрогина добавляется соблазнение и скорое расставание с Лизаветой Дроздовой. Впрочем, ключевым к характеристике персонажа оказывается запрещённая царской цензурой и опубликованная в 20 гг. XX века глава романа «У Тихона».

В ней Николай Ставрогин признаётся в совращении несовершеннолетней девочки: «Этот жест — именно то, что она мне грозила, был уже мне не смешон, а ужасен. Мне стало жалко, жалко до помешательства, и я отдал бы моё тело на растерзание, чтоб этого тогда не было. Не о преступлении, не о ней, не о смерти её я жалею, а только того одного мгновения я не могу вынести, никак, никак, потому что с тех пор оно мне представляется каждый день, и я совершенно знаю, что я осуждён». Хотя в мире «Бесов» активно действует множество героев, именно Николай Всеволодович Ставрогин является героем-магнитом, который определяет атмосферу книги. В отличии от Раскольникова он не борется за свою душу, не пытается искупить злодеяния, не приходит в себя после них «как от умопомрачения». Все заслуживающие порицания дела Николая Ставрогина предстают как самое верное и логичное выражение его натуры, для которой «добро стало абсолютной иллюзией».

Из-за крайней нужды ему пришлось бросить образование. Он снимает грязную, тесную каморку под самой крышей, постоянно голодает и не видит ничего, кроме желтых стен своего ненавистного пристанища. Невероятная скряга, она брала вещи за бесценок и ставила на них неподъемные проценты, чем и зарабатывала на свое сытое житье. Раскольников прекрасно понимал, что Дуня Лужина не любит и что это жертва для спасения семьи, в частности, его самого. Раскольников убивает процентщицу топором, но внезапно появившаяся сестра Алены Ивановны, робкая Лизавета, рушит его планы. Как свидетельницу, Родиону приходится убить и ее. Он мечется в агонии по залитой кровью квартире и понимает, что все происходит не так, как планировалось… Ну, а дальше наступает длинный и непростой путь Раскольникова после преступления, исполненный мук и душевных метаний. Ему предстоит познакомиться со многими необычными людьми — пьяницей Мармеладовым, его женой Катериной Ивановной, жертвенной Сонечкой, ставшей на путь проституции ради спасения семьи, подлым помещиком Свидригайловым и, конечно же, следователем Порфирием Петровичем — главным оппонентом, мучителем и гласом совести Раскольникова-преступника. В то же время Федор Михайлович очень любил это произведение, ведь оно в большей мере отображало его нравственно-философские взгляды в период 60-х. Главный герой Лев Николаевич Мышкин 26 лет от роду — необыкновенный человек. Он добр душой и своими помыслами, его природе не знакомы ложь, предательство, коварство, жажда наживы — словом, он чистейшей воды идиот, как его и называют за глаза. Несколько лет князь Мышкин провел в санатории в Швейцарии, лечась от падучей болезни эпилепсии. У него нет должного образования, но читать и писать он, безусловно, умеет. Но самое главное, что Лев Николаевич не приучен к жизни в том злом и жестоком мире, частью которого он, увы, является. Главному герою предстоит познакомиться с Аглаей Епанчиной, своенравной, капризной и прогрессивной особой, с холодной красавицей Настасьей Филипповной, чья жизнь сломилась раньше, чем успела начаться, с жестоким и скрытным Парфеном Рогодиным и многими другими людьми и их пороками. Как бы не пытался Мышкин прижиться в этом вражеском мире, тот его не принимает и в буквальном смысле слова сводит с ума. В литературоведении за романом также закрепились определения — роман-предупреждение, роман-предсказание, ведь автор в самом деле предсказал грядущие социальные катастрофы — вскормленные человеческой кровью русская революция, режимы Гитлера и Сталина. Однако, говоря о социальном, Федор Михайлович особое значение уделял первопричине бедствий человечества — деградации души и морали. События романа разворачиваются в уездном городке, напоминающем Тверь. В мирной скучной жизни местечка назревает буря и самое страшное, что это разрушительное бедствие зарождается не в атмосфере, а в человеческих головах. Петр Степанович Верховенский прототип Сергей Нечаев организовывает революционный кружок. Под руководством этого умного и расчетливого мастера интриг, который скрывается под личиной шута, революционеры от пространственных речей быстро переходят к действиям.

Главные идеи

  • Оставить отзыв о презентации
  • Великое пятикнижие Достоевского: почему так называется?
  • Достоевский и истина
  • Что такое великое Пятикнижие Достоевского?
  • Жизнь и творчество Федора Достоевского
  • Великое пятикнижие Федора Достоевского Читайте Достоевского, любите — презентация

Русская литература. 10 класс

Идеальный герой не смог искупить жизнь людей, которая продолжается со всеми бедами, страстями и греховными омрачениями. Вновь впадающий в болезненное состояние князь Мышкин отправляется обратно на лечение в Швейцарию. Небывалый размах героев заложен в творческом мире Достоевского! Князь Мышкин — один из немногих «ярко положительных» персонажей в универсуме писателя. Перейдём же к его антиподам, составляющим ядро следующего большого произведения Ф. Достоевского — романа «Бесы». Активно действующий в «Идиоте» князь Мышкин притягивал к себе людей, пытался разрешить их внутренние и внешние конфликты. Напротив центральная в идейном плане фигура «Бесов» Николай Всеволодович Ставрогин имеет множество антисоциальных черт. О нём ходит множество разговоров в обществе, но он редко появляется на публике. Едва появившись, он оказывается в центре скандала, унижая почтенного гражданина Гаганова, который имел привычку приговаривать: «Нет-с, меня не проведут за нос! На что однажды Николай Всеволодович «неожиданно, но крепко ухватил его за нос двумя пальцами и успел протянуть за собою по зале два-три шага».

По ходу романа к деяниям Николая Ставрогина добавляется соблазнение и скорое расставание с Лизаветой Дроздовой. Впрочем, ключевым к характеристике персонажа оказывается запрещённая царской цензурой и опубликованная в 20 гг. XX века глава романа «У Тихона». В ней Николай Ставрогин признаётся в совращении несовершеннолетней девочки: «Этот жест — именно то, что она мне грозила, был уже мне не смешон, а ужасен. Мне стало жалко, жалко до помешательства, и я отдал бы моё тело на растерзание, чтоб этого тогда не было. Не о преступлении, не о ней, не о смерти её я жалею, а только того одного мгновения я не могу вынести, никак, никак, потому что с тех пор оно мне представляется каждый день, и я совершенно знаю, что я осуждён». Хотя в мире «Бесов» активно действует множество героев, именно Николай Всеволодович Ставрогин является героем-магнитом, который определяет атмосферу книги. В отличии от Раскольникова он не борется за свою душу, не пытается искупить злодеяния, не приходит в себя после них «как от умопомрачения». Все заслуживающие порицания дела Николая Ставрогина предстают как самое верное и логичное выражение его натуры, для которой «добро стало абсолютной иллюзией». Масштабная художественная философия жизни, которую Лев Толстой выразил в 4 томах «Войны и мира», у Достоевского растянулась на пять однотомных и двухтомных романов.

Типажи героев и «вечные» вопросы произведений Фёдора Михайловича во многом повторяются, но в каждом новом произведений уникальность сочетания персонажей создаёт неповторимость философии. Философствующий студент в «Преступлении и наказании», нездоровый человек-идеал в «Идиоте» и, наконец, группа жадных до власти, философствующих и просто скучающих в этой жизни людей в «Бесах». А что было бы со всеми ними сложись по-другому их детство, если бы они выросли в благополучных семьях и получили достойное образование? Все эти персонажи вступают в общественную жизнь, как будто «из ниоткуда», «из чистого космоса». Об их детстве и воспитании мы практически ничего не знаем. В четвёртом романе «пятикнижия» «Подросток» Достоевский направляет силу художественной мысли к теме семьи. Впрочем, воспитать добропорядочного гражданина общества и в этом произведении не удаётся. Подросток — это 19-летний Аркадий Долгорукий.

Арестанты были лишены права переписки, но, находясь в лазарете, писатель смог тайно вести записи в так называемой «Сибирской тетради», куда вносил свои размышления, тюремные песни, пословицы. Эти впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в «Записках из Мёртвого дома» 1860. Санкт-Петербург Десять лет спустя после «казни» петрашевцев, в декабре 1859 года, Достоевский вновь оказывается в северной столице, теперь уже вместе с женой и приемным сыном. За ним устанавливается неофициальное наблюдение, продолжавшееся до середины 1870-х годов. Начинается второе вторжение в литературу. Первым крупным произведением, написанным после ссылки, стал роман «Униженные и оскорбленные». Следом выходят «Записки из мёртвого дома». Ангел-хранитель «Мне Бог тебя вручил, чтобы ничего из зачатков и богатств твоей души и твоего сердца не пропало… Дал мне тебя, чтоб я свои грехи огромные тобою искупил…» из писем Ф. Достоевского Анне Сниткиной Это был один из самых драматичных периодов в жизни писателя: нездоровье, одиночество, финансовые сложности и бесконечные долги, всепоглощающая страсть игрока, проигрыши и беспрерывная спешка в написании произведений. Всего за 26 дней, прибегнув к помощи стенографистки Анны Григорьевны Сниткиной, Достоевскому удаётся написать в срок во многом автобиографичный роман «Игрок». Встреча с двадцатилетней девушкой, поклонницей творчества писателя, раз и навсегда изменила его жизнь. По окончании совместной работы Достоевский делает Сниткиной предложение. Только в 45 лнт писателю удаётся обрести, наконец, счастливую личную жизнь. Великое пятикнижие Достоевского Литературоведы называют «великим пятикнижием» пять великих романов Достоевского. Эти романы были написаны один за другим: «Преступление и наказание» 1866 , «Идиот» 1867-1869 , «Бесы» 1871-1872 , «Подросток» 1875 , «Братья Карамазовы» 1879-1880. Достоевский работал над ним в 1865-1866 годах, неоднократно переделывая. Книга вышла в 1867 году.

Произведения великого русского писателя посвящены вечным вопросам мироздания, и их значимость сохраняется и сегодня. Любите и читайте Достоевского!

Вспомним известное определение самого писателя: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его. Еще шаг отсюда, и вот крайний разврат, преступление». В силу того, насколько тот или иной герой наделен подпольными чертами, он утрачивает способность к нормативному общению его заменяют долгое молчание и прорывы исповедей и к последовательному активному действию которое заменяется длительной саморефлексией с итоговым преступлением или гибелью. Подпольные черты доминируют в характере Раскольникова, Кириллова, Шатова, Ивана Карамазова, Аркадия Долгорукого; у некоторых персонажей они ярко выражены лишь на определенных этапах их жизни — как у Ставрогина, Версилова, Мышкина, Рогожина. Больше всего персонажам с подпольной психологией свойственно пребывать в уединении и вынашивать свою идею. Их бесконечная саморефлексия может быть должным образом раскрыта только в рамках психологического романа, в котором основное пространство текста уделяется внутреннему миру героя, за счет отсутствия внешнего действия. Это совершенно не согласуется с первоначальной установкой автора на остросюжетный роман, заданный самой расстановкой персонажей и их выразительной предысторией. В итоге достигается сложный компромисс между двумя романными жанрами: остросюжетным и психологическим. В то же время интрига не может должным образом развиваться: «подпольная» психология центральных персонажей грозит обернуться для сюжета полной бессобытийностью. Всякое общение для героев становится стрессом и неизбежно оборачивается скандалом и разрывом за исключением встреч со всепрощающими героями, такими как Разумихин, Мышкин, Алеша, хроникер Антон Лаврентьевич в «Бесах», выполняющими связующую функцию модераторов между всеми остальными персонажами. Совмещать в массовых сценах несовместимых и непримиримых персонажей — любимый прием Достоевского для создания и поддержания сюжетного драматизма. Однако ошибкой было бы считать, что скандалы развивают сюжет. Отношения персонажей, изначально бывшие конфликтными, таковыми и остаются: Достоевскому очень важно сохранить сюжетное напряжение как можно дольше, и он склонен его искусственно затягивать, не разрешая действием. Это напряжение перманентного кризиса выражается трояко: в противоречивом, непредсказуемом характере героя; в фактической неразрешимости его конкретной житейской ситуации; в непредсказуемости развития и разрешения сюжета в целом. Сюжетный драматизм достигается ожиданием со стороны читателя активных действий, при их постоянном торможении и оттягивании, на фоне неослабевающего напряжения во взаимоотношениях персонажей. Событие долго аккумулируется и осуществляется как преступление. Для Достоевского также типичен уход от традиционных жанровых сюжетных схем путем их обрыва и недоразвертывания. На каждом сюжетообразующем уровне изменяются и функции героев, что сказывается на целостности их образа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий