Когда ы нашей стране начали отмечать новый год 1 января

В ночь на 1 января 1700 года впервые пышно отметили Новый год: с фейерверками, пушечными выстрелами и массовыми уличными гуляниями. Торжества продолжались вплоть до 6 января. Когда начали отмечать Новый Год. Начинать год с 1 января установил Юлий Цезарь в 46 году до н. э.: в Римской Империи этот день был посвящён Янусу — богу выбора, дверей и всех начал. Собственно, и сам месяц Январь получил своё название в честь бога Януса. Длительное время продолжались разногласия среди народа: когда именно праздновать новый год – весной или осенью. Лишь в 15 веке указом царя Ивана 3 новый год (крестьяне, церковь, знать) стали отмечать в один день – 1 сентября. На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. В ночь на 1 января 1700 года впервые пышно отметили Новый год: с фейерверками, пушечными выстрелами и массовыми уличными гуляниями. Торжества продолжались вплоть до 6 января.

Новогодняя реформа: как Петр Великий изменил главный праздник года

Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники. В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку! Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.

Старый Новый год Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране. Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В. Так называемый Старый стиль — это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем юлианский календарь. Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима. Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января.

И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени. Новый год в Православной церкви Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю. В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе.

Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц. В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит.

Он ввел новую систему исчисления — от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав, которые впечатлили молодого царя во время Великого посольства в зарубежные страны. Так появилась традиция украшать дома и дворы еловыми и сосновыми ветками. При Елизавете I появилась традиция новогодних балов-маскарадов.

Гостей поили разными водками и наилучшими виноградными винами, а также кофеем, шоколадом, чаем, оршадом и лимонадом. А в XIX веке появились и другие атрибуты праздника — шампанское, елочные украшения, открытки. В 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала — увеселительного павильона — установили первую публичную елку. После революции в 1918 году большевики перешли на западный, григорианский календарь. Возникла разница между старым и новом стилем времяисчисления в 13 дней — так появился неофициальный праздник старый Новый год. Также они отменили празднование Нового года, посчитав, что это «контрреволюционный, проникнутый идеей буржуазного упадничества и поповского мракобесия» праздник. Вместо него ввели праздник «Красной вьюги» — день начала мировой революции. Только он не прижился: люди «подпольно» ставили елки и дарили детям подарки.

В первые советские годы традиция рождественских и новогодних праздников сохранялась. Для детей государственных и партийных деятелей елки проводили в Большом Кремлевском Дворце. Однако в середине 1920-х гг. Тогда же появились предложения перенести встречу Нового года с 1 января на 7 ноября День Октябрьской революции. Этого делать не стали, но официальные новогодние торжества были отменены как "буржуазные" и "поповские пережитки". Возрождение праздника в советские годы 28 декабря 1935 г. В ней автор предложил положить конец "неправильному осуждению елки": "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку... Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые" загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею". На следующий день в "Правде" было опубликовано постановление секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева о проведении 1 января комсомольцами и пионерами елок в школах, детских клубах и детских домах - "весело и без занудства". Его речь была посвящена событиям на фронтах Великой Отечественной войны. В том же году в Колонном зале Дома Союзов была организована елка для детей и молодежи. На празднике присутствовал главный новогодний персонаж - Дед Мороз в исполнении артиста эстрады Михаила Гаркави , спустя год вместе с ним елку вела Снегурочка. В новогоднюю ночь 1944 г. С 1954 г. С 1962 г. На первую кремлевскую елку были отобраны лучшие школьники и студенты страны. Трансляция велась по радио, а в газетах были опубликованы подробные репортажи. С тех пор праздник в Кремле стали называть "главной елкой страны". С середины 1960-х гг.

Новый год в России не всегда встречали 31 декабря

Мы уже привыкли к тому, что прощаемся со старым годом в декабре, а 1 января встречаем новый. Однако наверняка каждый задумывался: «А почему именно в эти дни?» О том, кто положил начало современному Новому году и почему дату празднования переносили целых. Когда в конце Х века на Руси приняли христианство, праздник стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября. И только накануне 1700 года царь Петр І издал указ о праздновании Нового года по европейскому обычаю – 1 января. В языческие времена у восточных славян Новый год начинался весной – 1 марта, когда пробуждалась природа и начинались весенние полевые работы.

Николай Стариков

Почему стали отмечать новый год 1 января в России #новыйгод #2022 #история #новогогода #каквозник #какпоявился #историяновогогодаОбычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился в России пр.
Почему новый год отмечают 1 января? История праздника Уже более 300 лет Новый год в России отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января. До XV века на Руси Новый год праздновали 1 марта, а с XV по XVII век праздник отмечали 1 сентября по юлианскому календарю.
Когда в России начали отмечать Новый год правильно, Петра Первого. Петр Первый - известный любитель европейских традиций, подсмотрел этот праздник у немцев.
Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество - Православный журнал «Фома» Когда-то на Руси начало нового года называлось «первый день во году», и день этот приходился до 1492 года на 1 марта, а после — на 1 сентября. И происходило это до Указа № 1736 Петра I, согласно которому началом года стали считать 1 января.

Новогодняя реформа: как Петр Великий изменил главный праздник года

Как сказано в одной из первых методичек Агитпропа: «Церковь отделена, но ложь, суеверия, обманы, предрассудки остались». Журнал «Безбожник», 1 января 1926 года Тогда считалось, что в церковь люди идут из-за того, что государство не предлагает им альтернатив. Так постепенно появлялись «красные» крестины, «красные» свадьбы. Начинает издаваться «Безбожник» и появляется влиятельный Союз воинствующих безбожников.

Даты из святцев и сельскохозяйственного календаря переделываются в соответствии с идеологией. При этом Рождество и Пасха не были просто отменены — поначалу в них пытались вложить новый, «красный» смысл. Об одном из таких праздников, «комсомольском рождестве» в Ростове-на-Дону, пишет исследовательница Людмила Табунщикова.

Мероприятие проходило два дня — 6 и 7 января 1923 года и подразумевало «комсомольские святки», устраивать которые призывали Бухарин и Скворцов-Степанов со страниц «Правды». Вечером 6 января по городу прошли комсомольцы с заранее утверждёнными антирелигиозными песнями, плакатами, фигурами, лозунгами. Процессии аккомпанировал оркестр.

Первый день, по газетным свидетельствам, окончился сожжением чучел Иеговы, Аллаха, Озириса, Будды, Христа и Николая Угодника на перекрестке Таганрогского проспекта и Большой Садовой улицы. Это должно было показать, что атеистическая пропаганда нацелена не только на православие, но на любые религии вообще. Второй день также имел насыщенную программу.

После демонстраций в домах культуры устраивались антирелигиозные собрания и концерты. Журнал «Безбожник», 1923 год В других городах тоже устраивали подобные мероприятия. На них пропагандисты могли переодеваться в костюмы, ходить ряжеными.

Исследователи описывают маскарады с костюмами Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, языческих богов, рождественского гуся и поросёнка. Историческая наука не приемлет прямых сравнений. Однако трудно удержаться от того, чтобы не увидеть в «комсомольских святках» нечто напоминающее ренессансный карнавал или средневековый «праздник дураков», когда дьячки и проповедники сами глумились над своим культом под всеобщее одобрение Подробнее смотрите в работах М.

Но в XX веке перед советскими деятелями была совершенно другая задача. Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии. При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений.

По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия: «Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг. Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости.

Было принято приносить жертвы Янусу, а также дарить друг другу различные подарки. Причем отдельное внимание уделялось презентам сильным мира сего — чиновникам и патрициям. С первым весенним месяцем начинался отсчет нового времени и у иудеев, что прослеживается в Старом Завете законы Моисея. Их праздник мало чем отличался от римского, видимо, по той причине, что евреи были завоеваны римлянами, долгое время находились под их властью и понемногу перенимали обычаи. Новый год на Руси На Руси - своя интересная история праздника. Новый год здесь отмечали согласно народным традициям.

Жизненный цикл славян до принятия христианства был напрямую связан с природой и сменой времен года. Не удивительно, что история происхождения Нового года связана была с весенним равноденствием. Когда еще начинать отсчет дней, как не с приходом весны и пробуждением всего живого после зимнего сна. В конце Х столетия вместе с христианством Киевская Русь приняла и новое летоисчисление — по юлианскому календарю. Отныне год стал делиться на 12 месяцев, которые получили свои имена соответственно погодным условиям. И еще 4 столетия новый год начинался с 1 марта.

С весны на осень История Нового года в России имела еще один важный этап. К концу XIV столетия окончательно назрело решение отказаться от константинопольского календаря и перейти на византийский, созданный одновременно с крещением Киевской Руси. В 1492 году указом великого князя Иоанна Васильевича III было велено начинать праздновать сей важный день с 1 сентября. Также в это время собирался оброк, а царь принимал жалобщиков, причем как знатных, так и крестьян. В Кремле проводились торжественные мероприятия, а правитель в обязательном порядке прикладывался к иконам и Евангелию. Впрочем, стоит отметить, что простой народ к нововведению относился равнодушно, а Новый год продолжали приурочивать к весеннему равноденствию.

Таким образом, христианство причудливо переплеталось с языческими обрядами и действами, создавая особую картину праздников. Без сомнения, первый император был выдающейся личностью и реформатором, в значительной мере преобразившим страну. Поэтому не удивительно, что европейские обычаи оказали влияние и на празднование Нового года. Поскольку в Англии, Франции, Германии год стартовал с 1 января, то новое столетие в России началось с того же дня. Ранее, в 1699 году, был обнародован указ о смещении даты празднования. А уже в ночь на 1 января 1700 года империя начала жить по-новому.

Кстати, русский Новый год все равно с европейским не совпадал. Европа жила уже по григорианскому летоисчислению. Однако раз император велел отныне справлять Новый год в январе, значит, так тому и быть. Ослушаться своенравного правителя было себе дороже, так что приходилось отмечать, запускать фейерверки и ставить украшенные на западный манер елки. Кстати, интересно, что лесных красавиц наряжали не в игрушки, а в сласти, орехи, яблоки. После смерти Петра елки ставить и вовсе перестали, оставив их лишь в трактирах.

А символом праздника продолжали оставаться сосновые и березовые ветки. Несколько лет Новый год принято было отмечать в старой первопрестольной столице, Москве. Однако в 1704 году официальная часть праздника переместилась в Санкт-Петербург, город императора. Впрочем, история российского Нового года мало волновала крестьян, которые долгое время продолжали отмечать праздник в сентябре, в день святого Симеона Летопроводца. Зато имел место обрядовый ужин с традиционным зажаренным поросенком. Новый год без нее мы сегодня себе даже не представляем.

Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным. Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем.

Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы. Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд».

Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна. Пятигорск, 1936 год.

Рассказывает очевидец событий того времени: «В 1928—1929 годах против религии были приняты самые крутые меры. Тогда, по следам заявления Сталина о том, что «жить стало лучше», в «Правде» вышел текст Павла Постышева, известного партийного деятеля. Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку.

В своем воззвании он говорит: «Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Дети во время новогоднего представления.

Автор неизвестен. С этого момента ёлки и новогодние маскарады были разрешены на официальном уровне. В своей риторике власть игнорирует Рождество — оно становится праздником скорее для прихожан храмов.

Начинает издаваться всевозможная литература про Новый год, открываются фабрики по изготовлению ёлочных игрушек. Деревья теперь украшаются не только ватой и сладостями, как это было раньше, но и шарами с надписью «РККА», фигурками артистов по мотивам фильма «Цирк», игрушками-самоделками. Важным элементом стали детские вечеринки.

С 1936 года начинают проводить большую ёлку для школьников в Колонном зале Дома союзов. Попасть туда можно было только по приглашению. В школах, по воспоминаниям современников, работали целые «ёлочные комиссии», которым поручалось подготавливать праздники для детей, заботясь обо всём: от украшений и пригласительных билетов до подарков и культурной программы вечера.

Московский школьник Олег Черневский так описывает своё 31 декабря 1937 года: «…пошли в комн[ату] N 24 там было угощение: мандарины, конфеты, печенье и т.

Фото: Ievgenii Meyer, по лицензии Shutterstock. Новогодние каникулы продолжаются в среднем 8-10 дней, и заканчиваются после Рождественских праздников. Новый год отмечается всеми жителями страны в ночь с 31 декабря на 1 января. Традиции его празднования имеют давнюю историю.

В России со времени введения христианства начинали летоисчисление или с марта, или со дня святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III утвердил постановление Московского собора считать за начало года 1 сентября. Вплоть до 1700 года Россия вела счет годам «От сотворения мира». Когда Россия начала устанавливать связи с Европой, такая «разница во времени» мешала.

Почему Новый Год празднуется ночью 1 января?

в феврале, когда в Цаган Сар (так называется монгольский Новый год, праздник начала весны) к людям приходит Увлин Увгун - местный аналог Деда Мороза. Большие народные гуляния проводились в Сочельник. По указу Петра Великого Новый год стали отмечать с 1 января 1700 года. До этого отмечали начало нового года с 1 сентября. Тогда празднование Нового года по-старому прекратилось в Москве, и совершалась особая торжественная церемония5 в первый день января, особенно в 1700 году. Уже накануне января царь приказал украсить улицы и дома заготовленным для того ельником6. Его дата зависит от лунного календаря и наступает в промежутке от 17 января до 19 февраля – в первое новолуние нового года. В нашей стране до 1699 года Новый год отмечался по-разному в зависимости от региона: где-то 1 марта, где-то – 1 сентября. Так в стране появился неофициальный праздник старый Новый год. Также в этот период большевики отменили празднование Нового года и ввели праздник «Красной вьюги» — день начала мировой революции. Таким образом, дата наступления Нового года менялась на Руси 3 раза: с первого весеннего новолуния на 1 сентября, с 1 сентября на 1 января, с 1 января по юлианскому календарю на 1 января по григорианскому календарю.

Кто придумал Новый год: история и традиции любимого праздника

Новый год в России — 1 января, история и традиции праздника На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год.
Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество - Православный журнал «Фома» Новый год – известный, яркий и едва ли не самый ожидаемый праздник, который знаменует начало нового года и, несмотря на зимнюю погоду, приносит много радости и тепла. Во многих странах новый год приходит 1 января. Однако люди не всегда праздновали начало года в.
Новый год в России — 1 января, история и традиции праздника Большие народные гуляния проводились в Сочельник. По указу Петра Великого Новый год стали отмечать с 1 января 1700 года. До этого отмечали начало нового года с 1 сентября.
Кто придумал Новый год (Александр Русин) / Проза.ру Важной отметкой в истории новогодних праздников в России стал указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 года, который объявил 1 января нерабочим днем. Этот день стал первым шагом к созданию новогодних каникул, которые мы знаем сегодня.

Новый год: история возникновения

Самая удачная реформа большевиков: как Новый год вытеснил Рождество и стал главным российским праздником. В Тюмени, как и во всей стране, его отмечают с большим удовольствием в ночь с 31 декабря на 1 января. Но далеко не всегда Новый год отмечался в эти даты. Праздновать его 1 января повелел Петр I: соответствующий указ император подписал 320 лет назад – 20 декабря 1699 года. 20 декабря 1699 г. царь Пётр I издал указ о праздновании Нового года в России 1 января. До этого Новый год начинался в России 1 сентября.

В каком году стали отмечать Новый год 1 января в России?

Общепринятый формат новогоднего празднования во всем мире – в ночь с 31 декабря на 1 января люди прощаются с уходящим циклом и встречают новый. Отмечается современная дата вне зависимости от культуры. Длительное время продолжались разногласия среди народа: когда именно праздновать новый год – весной или осенью. Лишь в 15 веке указом царя Ивана 3 новый год (крестьяне, церковь, знать) стали отмечать в один день – 1 сентября. #новыйгод #2022 #история #новогогода #каквозник #какпоявился #историяновогогодаОбычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился в России пр. Само собой, такой день сразу воспринимался народом как праздничный. Быстрее всего торжественная дата прижилась в Венеции и Швеции, а вот в Турции и Греции 1 января стал считаться стартом нового года лишь с начала 20-го века. салют, новый год, праздник. Длительное время продолжались разногласия среди народа: когда именно праздновать новый год – весной или осенью. Лишь в 15 веке указом царя Ивана 3 новый год (крестьяне, церковь, знать) стали отмечать в один день – 1 сентября. С 1700 года специальным указом Петр I ввел празднование Нового года 1 января и велел в этот день веселиться и друг друга с праздником поздравлять. Большинство стран отмечает Новый год 1 января, в первый день года по григорианскому календарю.

Почему Россия отмечает Новый Год 1 января — история традиции и причины выбора даты

Но с принятием христианства всё постепенно начало меняться. Спустя почти полвека, в 1495 году, православная церковь назначила для этого праздника другую дату - 1 сентября. Новый год отмечали как и любой другой праздник: застольями, песнями, танцами. Ко всему прочему добавлялись церковные службы и шествия. Новогодняя реформа Петра I С. Думы о России Пётр Первый. Тем самым Петр Алексеевич не только установил праздновать Новый год 1 января, но и изменил летоисчисление.

Первый месяц года "январь" свое название получил в честь римского бога двуликого Януса.

Римляне в этот день приносили жертвы двуликому богу Янусу, в честь которого был назван первый месяц года, который считался покровителем начинаний, и к этому дню приурочивали важные мероприятия, считая его особо благоприятным. В Древнем Риме также была традиция дарить новогодние подарки. Считается, что первыми подарками были ветви лавра, которые предвещали счастье и удачу в наступающем году. Славянский Новый год У славян языческий Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в День зимнего солнцестояния. Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Кроме того, он связывался с плодородием. По славянскому календарю сейчас наступает 7525 год — год Крадущейся Лисицы.

Но в 1699 году царь Петр I своим указом перенес начало года на 1 января и повелел отмечать этот праздник елкой и фейерверками. Традиции Новый год — поистине интернациональный праздник, но в разных странах его празднуют по-своему. Итальянцы выкидывают из окон старые утюги и стулья со всей южной страстью, жители Панамы стараются как можно громче шуметь, для чего включают сирены своих машин, свистят и кричат. На Эквадоре особое значение придают нижнему белью, которое приносит любовь и деньги, в Болгарии выключают свет, потому что первые минуты Нового года — это время новогодних поцелуев. Очень интересная новогодняя традиция существует в Мьянме. В этот день каждый встречный поливает другого холодной водой. Это связано с тем, что Новый Год в Мьянме приходится на наиболее жаркое время года.

На местном языке этот день называется "фестивалем воды". В Бразилии принято в новогоднюю ночь отгонять злых духов. Для этого все облачаются в белую одежду. Некоторые совершают прыжки в океанские волны на пляже и бросают цветы в море. В полночь чилийцы съедают ложку чечевицы и кладут деньги в обувь. Считается, что это принесет процветание и богатство в течении года. Более смелые могут провести новогоднюю ночь на кладбище с умершими близкими людьми.

Повысилась эффективность работ на земле. Отход от язычества Язычество длительный период времени являлся для славян спасением. Это была некая определенность. Сила, которую можно увидеть, осознать, прочувствовать. Суть язычества в привязке к силам природы: водная стихия, ветер, меняющаяся погода — все это можно было наблюдать, осознавать. Язычество не нуждалось в подтверждении. Это были естественные процессы, которые давали возможность упорядочить свою жизнь.

Православие славянам далось сложнее. Оно требовало от людей безоговорочной веры и ничем не подтверждалось в реальной жизни. История возникновения Нового года на Руси затрагивает важные аспекты перемен в ментальности самого народа. За обычаями, верой, датами, когда отмечался приход нового жизненного цикла, прятался страх: перед переменами, перед неизвестностью. Пока люди верили в силу природы, они могли надеяться на ее справедливость — землеробы ухаживали за землей, и та отплачивала им урожаем. Все было связано, все мертвое трансформировалось в живое. С приходом православия вера в жизненный цикл пошатнулась.

В 1699 году Петр I дал славянам больше, чем простую дату для празднования НГ. Он дал народу определенность. Общепринятое число упрощало жизнь простым, а не только состоятельным русичам. Новогодние традиции стали тем же спасением, каким было в свое время язычество. Даже в современном торжестве можно заметить отголоски культуры, которой давно нет. Когда в декоре, в украшениях, в новогодних мотивах присутствуют натуральные материалы, когда в песнях или стихах обращаются к Зиме или Повелителям леса — все это напоминание о многолетнем поклонении природным стихиям. Старые даты торжества До крещения Руси славяне праздновали НГ 21 или 25 марта.

Эти даты совпадали с равноденствием. Подобное торжество выпадало на осень. В двадцатых числах праздновался своеобразный НГ. После лета у новогоднего праздника была особенная роль. Оно знаменовало окончание полевых работ. Землеробы могли готовиться к зиме: с момента вступления на новый жизненный цикл готовились продукты на зиму. Начиналось утеплением домов — приход первых морозов был не за горами.

Праздничные дни отмечались с соседями или близкими друзьями. Славяне выходили на открытую местность, пели песни, разжигали костер. Еще в этот день чествовали другое божество — Карачуна. Традиционно высшим силам приносились жертвы: готовились вкусные блюда, которые оставляли возле алтаря — место скопления большой силы. Юлианский календарь Современный календарь берет свое начало от Юлианского. Первым его ввел Юлий Цезарь. Начинался каждый цикл с 1 марта, а главной опорной точкой являлось Рождество Христово.

После того как Владимир крестил Русь, такой же даты придерживались славяне целых 500 лет. Совпадали стили Руси и Византии, которая повлияла на решение о крещении славян. Со временем произошли перемены в верхушке власти государства. Какого числа Новый год стал отмечаться: по инициативе князя Московского Ивана дата начала года была перенесена на 1 сентября. Продлилась традиция на 200 лет. Следующие изменения последовали после реформы Петра. С того момента Новый год празднуется 1 января без изменений.

Историки считают дату введенного летоисчисления — новой эрой. На период издания указа, первый год получился самым коротким за всю историю Руси. Он длился всего четыре месяца от сентября до января. Юлианский календарь. Отличался Юлианский календарь неточностью. Раз в 130 лет нестыковки образуют лишний день. По этой причине с конца 20-го века большинство европейских стран начала пользоваться григорианским календарем.

Для России такой календарь был введен при советской власти. Новые даты были рассчитаны с поправкой в 13 дней — столько проходит между современным праздником и датой Старого НГ в современном календаре. Преимущества Григорианского календаря О новом календаре велось множество споров. По дням недели исчисление времени осталось прежним — сохранилась последовательность дней, их численность. Каждые сутки стали длиннее на 26 секунду. В общей совокупности этой разницы достаточно, чтобы перекрыть 13 дней. Такая разница появилась только в 20 веке, а до того между старым и новым стилем было всего 11-12 дней.

Создание календаря, учитывающего небольшую погрешность, позволило создать точную систему.

Стоит отметить, что проводился новогодний ритуал к этому времени, судя по источникам, дважды в год, в дни весеннего и осеннего равноденствий. Древняя Месопотамия Фото: «Энциклопедия техники» Вообще, традиционным месяцем начала года в древности чаще всего оказывался именно март, на который приходился день весеннего равноденствия. Праздник весны Навруз отражает эту традицию адекватнее всего — его, впрочем, отмечали задолго до возникновения ислама. Главным из семи основных праздников он стал для зороастрийцев в древнем Иране, но был известен даже до них как день поминовения; в дни этих праздников полагалось прекращать раздоры и налаживать дружеские отношения. В эпоху Сасанидов праздник, впрочем, уже стал официальным и приобрел элитарные черты — празднование длилось пять дней и было раздельным : в первые дни полагалось праздновать простым людям и знати, затем наступала очередь жрецов, лишь в самом конце — царской семьи. Так же, как в христианство на Руси оказались потом «встроены» языческие праздники, так и Навруз остался важным элементом «народного ислама», несмотря на свою языческую природу. Технически, год у мусульман начинается 3 октября, в первый день месяца мухаррам, когда пророк Мухаммед бежал в Мекку из Медины. Но как таковых торжеств в этот день нет в некоторых мусульманских странах, как, например, в Брунее, Сомали и Таджикистане , публичное празднование Нового года по христианскому или китайскому обычаю вообще запрещено. Возможен был и альтернативный подход — кельты, например, вели отсчет нового года не с начала аграрного сезона, а с его окончания.

В Самайн, пик которого приходится в ночь на 1 ноября, отмечался праздник сбора урожая; главным ритуальным действием было разжигание священного огня — во всех светильниках огонь следовало погасить и символически зажечь снова, причем нужно было дождаться, пока сначала это сделают в королевском дворце. Что-то от этого обычая есть в нашей традиции ждать удара часов именно на кремлевской башне. Самайн Фото: V. David-Martin Как и во многих других культурах, Самайн был еще и днем мертвых, днем, когда в мир людей пробирались духи из потустороннего мира — дни праздника не принадлежали ни старому году, ни новому, они как бы выпадали из цикла времени, и поэтому граница между мирами приоткрывалась. В итоге получился хорошо нам знакомый аттракцион под названием Хеллоуин — христианское название, демоническое содержание, ну, а от сельскохозяйственного значения остались только тыквы со свечкой внутри. Иудеи тоже имеют собственный взгляд на календарь. Идею Нового года евреи переняли у вавилонян, но использовали при этом не весенний, а осенний праздник, приуроченный к концу сезона, Реш Шаттим, позднее трансформировавшийся в Рош а-Шану. Отмечается он в первый день месяца Тишрей Ташриту в Вавилоне , то есть примерно в сентябре, дата непостоянна. Праздник Рош а-Шана с течением веков наполнился множеством сложных религиозных смыслов, а также уникальных обычаев, таких как ташлих — выворачивание карманов в реку, море или колодец, что символизирует очищение от грехов. Вакханалия на века У каждого народа существовали свои божества, в честь которых с наступлением весны устраивались ритуалы и празднества — у славян, к примеру, Новым годом была Масленица на границе зимы и весны , связанная в первую очередь с Велесом, а также Мокошью; ее основные ритуалы сохранились в общих чертах и сейчас.

Древние греки отмечали праздник пробуждения природы, Антестерии, в середине одноименного месяца антестериона, примерно в середине февраля, когда подрезалась виноградная лоза. Это был один из дионисийских праздников, так называемые Старые Дионисии существовали также и малые или сельские Дионисии, отмечавшиеся по окончании сезона сбора винограда , одновременно служивший и днем поминовения усопших. Если у вавилонян царь в Новый год символически вступал в брак с богиней плодородия, то у греков за Диониса «выходила замуж» супруга архонта. Праздник длился три дня, в первый из которых дома украшались цветами и вскрывались бочки с вином предыдущего года. Граждане устраивали в честь Диониса карнавальные шествия, театральные представления и, конечно, обильные возлияния, в том числе соревнования по скорости и количеству выпитого; традиционным подарком служили кувшины для вина. Вакханалия перед изваянием Пана Фото: Никола Пуссен, около 1634-1635. Затем, в IV в. В эти дни бурно расцветал театр, проводились спортивные состязания; чтобы все могли принять участие в веселье, узников выпускали на поруки, а должников не трогали. С марта же начинался отсчет первого известного нам римского календаря; он был назван в честь бога Марса, который, с одной стороны, считался отцом основателя города Ромула, а с другой, первоначально был богом земледелия, а уж после — войны. Но по смыслу, главным земледельческим праздником у римлян были скорее Сатурналии, совпадавшие с зимним солнцестоянием, то есть отмечавшиеся в конце декабря по случаю не начала, а окончания аграрного сезона.

В эти дни граждане позволяли себе вакханалию и карнавальные шествия, обменивались подарками, а рабы на время становились равны хозяевам.

Михаил Тоцкий с программой «Jazz n`Tango» в Мурманской филармонии

  • Как все начиналось
  • Новый Год в России
  • История Нового года: где впервые начали отмечать этот праздник и как Новый год попал в Россию!
  • История праздника
  • История праздника

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий