Форма и композиция выступления

Однако в приветственных речах, в убеждающих и призывающих выступлениях план не оглашается. Рассмотрим составные элементы композиции. Трехчастная композиция состоит из вступления, главной части и заключения. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. 1. Композиция ораторского выступления. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Гармония мысли и слова — закон публичного выступления. Работа над его формой, и прежде всего над языком, должна стремиться к приданию выступлению возможно большей ясности, образности, доходчивости. Форма выступления — начало подвижное и активное.

51 Лекция 6

Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи Композиция есть логика развития темы. Предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления.
Вы точно человек? "Расположение обеспечивает возможность согласия и присоединения, делает высказывание членораздельным выражением мысли и произведением слова."18, 192 В результате такой работы получается композиция речи. Общее понятие о композиции.
Презентация "Композиция публичного выступления" – проект, доклад Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. 1. Композиция ораторского выступления. Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения.

51 Лекция 6

Важно поддерживать зрительный контакт с аудиторией, чтобы зрители оставались заинтересованы. Для этого стоит произносить каждую реплику, глядя на публику. Также поддерживать связь со зрителями возможно с помощью вопросов. Так, говорящий может задавать вопросы, ответы на которые ему известны. Это поможет раскрыть тему речи. Отвечать на вопросы аудитории стоит по правилам делового общения, вежливости. Ответ стоит начать с выражения благодарности зрителю Например, «Спасибо за Ваш вопрос! Он весьма актуален». В конце можно также поблагодарить аудиторию за проявленный интерес к теме.

Начало и окончание выступления перед аудиторией Как известно, начало и окончание — самые яркие части публичного выступления. За счет удачно представленных вступлений и окончаний формируется мнение об ораторе. Именно поэтому в самом начале говорящему необходимо правильно начать. Для этого он может представить мысли известного человека в качестве своеобразного эпиграфа. Также спикер может начать с демонстрации фото или видео, рассказа интересной истории. Важно, чтобы аудитория ожидала следующих частей речи. Окончание должно быть таким же ярким, как и начало, так как зрители могли устать после восприятия информации в течение определенного времени. Завершить возможно на позитивной ноте с помощью какого-либо рассказа или даже призыва.

Возможные ошибки спикеров Все на пути совершенствования допускают ошибки. Основные виды ошибок: говорящий не уверен в себе и невольно демонстрирует это зрителям. Это может составить не самое хорошее впечатление у слушателей; оратор либо не использует жестикуляцию, мимику, либо слишком злоупотребляет этим. Первый случай для публики может демонстрировать лишь незаинтересованность самого автора, а второй вариант поведения мешает зрителям воспринимать информацию; выступление спикера не имеет определенной структуры, что только препятствует нормальному раскрытию темы; говорящий использует слова, которые явно неуместны в этой ситуации к примеру, современные заимствования, жаргонизмы, ругательства ; выступающий либо говорит тихо и монотонно без нужных пауз, либо произносит речь очень быстро, забывая про дикцию.

Когда работа над планом завершена, пора переходить к стилистике. Классическая схема разбиения доклада на 3 логические раздела восходит еще к античным временам, когда философы и ораторы завоевывали свою популярность исключительно за счет собственной одаренности и мастерства.

Существование каждой части оправдано: во вступительном слове автор должен установить контакт с аудиторией, заинтриговать слушателей. В основном разделе развивается тема, излагаются главные вопросы, приводятся факты. И в заключении докладчик мягко подводит слушателей к выводам, что, собственно, он хотел донести до публики своим выступлением. Правила составления композиции Начинающим ораторам помогут несколько отработанных упражнений , призванных повысить восприятие материала слушателями. Индуктивное повествование. Автор последовательно излагает материал, построив свой доклад на отдельно взятом частном случае, а потом последовательно переходит к общему.

Например: ситуация с уровнем заработной платы и рынком рабочих мест в отдельном регионе и на ее основе — обзор обстановки по всей стране. Обратна первому способу, логика строится на переходе от обобщений к частным ситуациям. То есть начать можно с основных и глобальных вещей, постепенно переходя к какому-то конкретному моменту. Другими словами — сопоставление, сравнение подобных случаев, фактов. Необходимо быть уверенным, что аудитория знакома с темой доклада, иначе многие моменты, на которые автор делал ставку в своем выступлении, окажутся упущенными. В центре излагаемой речи находится цель доклада.

Докладчик последовательно преподносит материал, сосредотачиваясь на корне проблемы. Ступенчатое изложение. Вся речь пронизана четкой причинно-следственной связью: пункты следуют один за другим, не повторяясь. Хронологический исторический метод.

Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекали из первой, третья - из второй и т. Составление плана выступления - это начальный этап работы над композицией речи, над ее логической структурой, определение порядка, в котором будет излагаться материал. На разных этапах подготовки устного выступления составляются различные по цели и назначению планы: предварительный; рабочий; основной. По своей структуре планы бывают простые и сложные развернутые или тезисные , содержащие подпункты. Главное требование к плану выступления - логичность и последовательность, соответствие теме выступления и поставленным целям. Традиционная структура и плана, и текста выступления - трехчастная, включающая в себя вступление, главную часть и заключение. Подготовка написание текста выступления, формулирование вступления и заключения Начинать подготовку текста речи надо с главной, наиболее ответственной части, так как введение и заключение определяются содержанием главной части и могут меняться в процессе подготовки выступления. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения "закон края" , поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями , а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" А. Вопрос о том, надо ли полностью писать текст выступления или достаточно одного плана или конспекта речи сжатого или развернутого , остается открытым. Это определяется индивидуальными особенностями оратора, уровнем его ораторского мастерства, степенью владения языком, конкретной ситуацией, связанной с произнесением речи. Но написанная речь лучше запоминается и дольше удерживается в памяти, ее можно проверять, исправлять и дополнять, улучшая форму и содержание. Написание речи ведет к оттачиванию языка, стиля, к лаконизму, точности, ясности, выразительности, образности. Подготовка к произнесению речи мысленное и риторическое освоение , отработка хорошей техники речи и поведения, репетиция выступления Даже если текст выступления готов, это еще не значит, что вы готовы произнести его перед слушателями.

Выступление «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными» отличалось следующими особенностями: Открытость. Джобс показал свое расположение к выпускникам и признал их преимущество над собой сам бизнесмен не окончил колледж. Простая структура. Речь состояла из вступления, трех историй и заключения. Короткие предложения, разговорный стиль. Неформальные реплики вроде «Воз и я основали Apple» разрушили иллюзию недосягаемости личности и бизнес-успехов Джобса. Паузы, речевые обороты, эмоциональность. С помощью таких нехитрых приемов бизнесмен управлял настроением аудитории. В своих историях Джобс делал акцент на цикличности жизни, а многократные призывы к студентам акцентировали ключевой посыл. Приемы Джобса можно применять и в неформальных, и в официальных выступлениях, — например для показательной иллюстрации. Риторическая стратегия Кони. Основатель адвокатуры в России, юрист Анатолий Кони, выступал на суде на стороне инвалида, который проломил камнем голову своему обидчику, неоднократно издевавшемуся над ним. Оригинальность выступления адвоката заключалась в следующем: он несколько раз произнес реплику «Господа присяжные заседатели! Когда присяжные возмутились, Кони обратил внимание на то, что его подзащитный выслушивал одни и те же оскорбления несколько лет. Инвалиду вынесли оправдательный приговор. Прием А. Кони позволил присяжным ощутить себя на месте обвиняемого. Такой способ убеждения влияет на эмоции слушателя. Аргументация в лондонском суде. Еще один пример убедительного выступления в суде. В 1777 году в Англии проходил открытый суд над врачом, который выполнил многодетной матери кесарево сечение.

Композиция выступления

Презентация "Композиция публичного выступления" – проект, доклад Поскольку публичная речь – это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, хотя язык – это главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой.
Композиция речи План выступления — это результат решения задачи разбивки, разделения темы выступления на определенные части. Композиция речи — это способ расположения материала, его частей, фактический порядок их изложения.
Структура и композиция публичного выступления. — КиберПедия На этапе подготовки главенствующая роль принадлежит логике, её законы необходимы для разработки плана выступления, отбора материала, формулирования тезиса, обеспечения доказательности и аргументированности речи.

Композиция ораторского выступления (стр. 1 из 2)

Понятие «композиция публичного выступления», что оно значит. Как правильно составить композицию. Правила составления композиции. Почему важно соблюдать композицию выступления. 1. Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Любое публичное выступление включает в себя несколько обяза-тельных элементов и предполагает знание основ ораторского мастер-ства, культуры устной речи, а также техники владения ими.

Принципы составления плана публичного выступления

  • Тема Мастерство публичного выступления План 1 2 3
  • Композиция речи: начало, развертывание и завершение
  • Чек-лист подготовки к публичному выступлению
  • Другие гуманитарные предметы

Руководство по подготовке и проведению успешного выступления

Это может быть достигнуто расположением материала по значимости, усилением эмоционального накала изложения, расположением аргументов по убедительности, увеличением интенсивности изложения, интонационными средствами и др. Принцип результативности. Выступление обязательно должно содержать некоторый предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендацию по дальнейшему поведению. Вывод или призыв должен быть обязательно сформулирован словами. Изложенные принципы построения публичного выступления должны быть реализованы в структуре, композиции выступления. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Во вступлении различают зачин цель — подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание и завязку цель — объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса.

Основная часть содержит изложение плана выступления и аргументацию тезиса. Заключение может включать напоминание цель — напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме , обобщение цель — сформулировать словами обобщающий вывод и призыв цель — мобилизовать слушателей на некоторую реакцию. Важнейшим условием, которому должно удовлетворять всякое публичное выступление, является следующее: структура логика выступления должна обнаруживаться в выступлении и быть понятной для слушателей. Для того чтобы достичь этого, структурные части выступления необходимо обозначать особыми словами либо технически паузами, снижением тона. Примерами таких средств выделения логических частей выступления являются: начну с... Аналогично могут использоваться: во-первых... Исследования показали, что числительные как показатели логической структуры изложения воспринимаются аудиторией очень хорошо, и рекомендуется ими пользоваться. Отметим, однако, что больше четырех пунктов, доказательств или примеров для слушателей уже «много»: начиная с четырех, сознание человека воспринимает перечисляемое как «много», что уже не столь эффективно.

Лучше всего иметь три части, рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т. То же относится и к микротемам — оптимальное их количество три.

Одни и те же аргументы не следует повторять много раз. Эффективными методами убеждения считаются следующие: 1 Ссылки на авторитеты, т. При этом надо указать источники данных. Это позволяет удержать контакт, а затем постепенно «перетянуть» собеседника на свою сторону. Союз «но», действующий как предостерегающий сигнал, лучше опустить: «Вы совершенно правы. Учли ли Вы, что...

Это, в основном, относится к несущественным для хода беседы или субъективным высказываниям. Если все ваши ответы указывают на несостоятельность оппонента, можно подтолкнуть его к тому, чтобы он признал бессмысленность своей позиции. В это время лучше следить за тем, чтобы не оборвалась нить беседы. Практика показывает, что замечание утрачивает свое значение по мере удаления от того момента, когда оно было высказано.

Все как в школьных сочинениях — вступление, основная часть, заключение. В первой части — расскажите зрителям, о чем вы им будете сейчас рассказывать.

Во второй части — расскажите им об этом. В третьей части — расскажите, о чем вы рассказали. И все. Да — в самом начале, еще до первой части, нужно поздороваться и представиться. А когда закончили — поблагодарить и попрощаться. Этот классический способ очень хорош для публики — он прочно захватывает внимание аудитории, готовит ее к восприятию темы, создает композиционный стержень выступления и помогает хорошо запомнить содержание речи.

Отработайте его — и он никогда не подведет!

Тайминг Хороший тон — начинать и заканчивать выступление вовремя. Это уважение ко всем участникам. Спикеров, которые умеют заканчивать доклад чуть раньше, публика готова носить на руках. Старайтесь следовать правилу: уходите прежде, чем аудитория от вас устанет. Чем короче речь, тем труднее ее готовить. Придется резать по живому: отжимать воду, наполнять смыслом каждое слово, отбирать только то, что действительно отражает суть, биться над формулировками.

В длинном выступлении больше свободы и места для экспромта. Репетиции Чтобы подготовиться к докладу и успешно выступить, нужны репетиции, как перед живыми людьми друзьями, родственниками, коллегами , так и перед зеркалом или камерой своего телефона. Репетиции обнажают проблемные места: нелогичные связки, топорные формулировки, неуместные образы. Но главное, они помогают отработать силу голоса, интонации, скорость речи, проверить, укладываетесь ли вы в регламент, подобрать естественную позу, почувствовать уверенность. Если есть возможность, порепетируйте в месте проведения мероприятия. Так вы привыкните к помещению, освоитесь на сцене. Перед выходом на сцену Выход на сцену — это сильный стресс, и каждый оратор вырабатывает свои ритуалы, помогающие настроиться.

Общие рекомендации: перекусите за час до выступления; прогуляйтесь пешком; если есть возможность, придите заранее в зал, осмотритесь, проверьте аппаратуру; не употребляйте кофе и алкоголь перед выходом на сцену; за 15 минут сделайте легкую разминку; глубоко дышите. Опыт — сын ошибок трудных Ораторское искусство требует постоянной практики. Чем больше реальных выступлений, тем уверенней вы будете себя чувствовать. Смотрите видео речей признанных ораторов, читайте книги по риторике, запишитесь на курсы, где учат, как готовиться к публичным выступлениям и держать внимание зала. Все это добавит вам уверенности в себе и снимет страх перед аудиторией. Принципы составления плана публичного выступления Подготовка речи для публичного выступления всегда начинается с составления развернутого плана. Исходя из вашей цели и интересов аудитории, нужно сформулировать тезисы, подобрать к ним убедительные аргументы и наглядные примеры, а потом выстроить материал в логической последовательности.

Композиция ораторского выступления

Из нашего материала вы узнаете — что такое публичное выступление, его виды и формы, и, как успешно выступить перед публикой. Особенности публичного выступления Публичное выступление и его особенности. Композиция публичного выступления: определение, основные принципы. Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами: «Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосходстве стратегии и тактики». Публичная речь – это выступление оратора перед аудиторией (публикой, собранием людей). } В деловой речи формами публичного выступления являются. презентационная речь, доклад на совещании, выступление на собрании (коллектива, деловых партнѐров, акционеров). }.

Составные элементы композиции

Начать выступление можно в этой точке, затем поперемещаться: подходить то ближе, то дальше, то к левому, то к правому краю сцены. Особое внимание следует уделить тем местам, откуда доносятся разного рода звуки: шевеление, шелест, шепот. В жестикуляции самым главным является «правило частоты» — любой жест становится негативным или объектом для насмешек, если применяется слишком часто. Например, типичный жест канцлера Германии Ангелы Меркель — соприкосновение кистей рук на уровне живота так, что пальцы образуют треугольник. Этот жест является одним из самых узнаваемых в мире и нередко становится объектом пародии.

Многие ораторы избегают использование классического жеста указательного пальца, так как его могут воспринимать как признак агрессии. Например, президент США Барак Обама использовал жест кулака, прикрытого большим пальцем, в качестве замены этого жеста. Для удачной презентации хорошей речи недостаточно. Нужно ещё уделить внимание элементам невербального общения Как мимика и жесты помогут увлечь аудиторию Посмотреть Во время выступления спикеру необходимо удерживать на себе внимание аудитории.

Сделать это непросто: перед началом выступления слушатели обычно общаются друг с другом, смотрят в телефоны или мечтают, глядя в окно. Многие спикеры совершают ошибку и сразу начинают выступать как ни в чем не бывало. Но гораздо лучше подождать, пока зрители сами заметят выступающего и сфокусируют свое внимание. Специалисты по ораторскому мастерству советуют задержаться на несколько секунд.

В момент ожидания лучше сохранять расслабленное выражение лица с легкой улыбкой, осматривать аудиторию и задерживать взгляд тех слушателях, которые уже сфокусировались. Необходимо внимательно следить за тем, как публика слушает — это ценнейшая информация для спикера. Приемы управления аудиторией Не нужно боятся взять паузу, если аудитория начинает отвлекаться. Этим приемом в совершенстве владеют актеры, талантливые педагоги и политики.

Внимание слушателей способно удерживаться на одном объекте без потерь в течение 15-20 минут, поэтому после этого времени лучше перевести внимание на другую тему, объект или формат работы, спросить о необходимости провести перерыв. Если речь идет, например, о лекции, то достаточно будет изменить темп речи — начать говорить медленнее или тише. Умелый спикер всегда продумывает чередование эмоций аудитории в структуре презентации. После напряженной работы должна идти история из жизни.

После эмоционального красочного примера должна быть статистика, заставляющая подумать о рисках и негативных последствиях. Конфликт и контраст — лучшие средства от зрительской скуки. Существует пять видов выступлений по продолжительности. Время выступления Самый характерный пример — питч: краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами.

Цель питч-презентации — заинтересовать инвестора и привлечь финансирование, на выступление отводят от 0,5 до 3 минут, поэтому оно должно быть емким, но убедительным. Сергей Топоров, старший менеджер по инвестициям Leta Capital, рассказывает об основных пунктах, которые желательно отразить в питче: «Какую проблему решает проект? Сколько потребителей нуждаются в вашем решении и сколько они готовы за него заплатить? Как вы к этому пришли?

Иногда можно неплохо заработать даже на горстке земли — например, если доставить ее из Ирландии стремящимся к корням американцам. Насколько ваше решение лучше, чем все то, что предлагалось до него? Чем конкретно крута ваша команда, почему в вас нужно поверить? Это может быть внушительный предыдущий опыт или текущие результаты проекта.

Идей и рынков в мире много, главное — реализация». После питча должен остаться wow-эффект и желание разобраться в проекте подробнее. Экстра-короткие выступления Такие выступления длятся обычно от 3 до 5 минут и чаще всего подходят для выражения экспертного мнения.

Композиция Композиция — это структура и организация повествования. Она включает в себя введение, развитие и разрешение сюжета, а также использование различных приемов и элементов, таких как флэшбэки, параллельные сюжетные линии и повторяющиеся мотивы. Композиция помогает создать цельное и увлекательное произведение. Стиль Стиль — это индивидуальный подход автора к написанию. Он включает в себя выбор слов, фраз, ритма и тонового оттенка. Стиль может быть описательным, эмоциональным, ироничным и т.

Он помогает создать уникальную атмосферу и передать эмоции и идеи автора. Основные элементы системы композиционных форм речи взаимодействуют друг с другом, чтобы создать цельное и увлекательное произведение. Их сочетание и использование зависит от целей и задач автора, а также от жанра и темы произведения. Связь между повествованием и системой композиционных форм речи Повествование и система композиционных форм речи тесно связаны друг с другом и взаимодействуют для создания литературного произведения. Повествование — это способ передачи информации и событий в литературе. Оно может быть рассказом, описанием, диалогом и т. Повествование помогает читателю погрузиться в мир произведения, понять сюжет и пережить эмоции героев. Оно также может использоваться для передачи идей и моральных уроков. Система композиционных форм речи включает в себя выбор слов, фраз, ритма и тонового оттенка.

Она помогает создать уникальную атмосферу и передать эмоции и идеи автора. Система композиционных форм речи включает такие элементы, как стиль, ритм, рифма, метафоры, сравнения и др. Связь между повествованием и системой композиционных форм речи заключается в том, что элементы системы композиционных форм речи используются автором для поддержки и усиления повествования. Например, автор может использовать определенный стиль речи, чтобы передать характер героя или создать определенную атмосферу. Он также может использовать ритм и рифму, чтобы сделать повествование более запоминающимся и мелодичным. Таким образом, повествование и система композиционных форм речи взаимодействуют друг с другом, чтобы создать цельное и увлекательное произведение. Примеры использования повествования и системы композиционных форм речи в литературе Различные стили повествования: В литературе можно встретить различные стили повествования, которые помогают передать характер героя или создать определенную атмосферу. Это создает более интимную и эмоциональную связь между читателем и персонажем. Ритм и рифма: В поэзии часто используются ритм и рифма, чтобы сделать повествование более запоминающимся и мелодичным.

Использование разных форм повествования: Авторы могут использовать разные формы повествования, чтобы создать разнообразие и интерес в произведении. Использование повествования для создания сюжета: Повествование может использоваться для создания сюжета и развития сюжетных линий. Через повествование автор передает изменения в их отношениях и развитие их персонажей.

Ведь обычно каждая тема требует решения многих проблем. Например, в выступлении на тему «Об ораторском мастерстве лектора» можно говорить об ораторской этике, культуре владения словом, об умении логично и образно излагать мысли и т. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы составят основу речи. Перечень этих вопросов войдет в предварительный план, который и является своего рода ориентиром для подбора литературы и фактических материалов , иллюстрацией к выступлению. Тщательное изучение материала позволяет оратору увидеть главные, самые существенные проблемы, подобрать интересные примеры, убедительные факты и цифры.

Все это войдет уже в рабочий план. Его оратор составляет для себя, и «техника» оформления такого плана имеет индивидуально-авторский характер. На основе рабочего плана составляется основной план. Он пишется для слушателей, чтобы помочь им следить за развитием мысли оратора, и обычно сообщается в лекциях, докладах, научных выступлениях.

Нахождение выбор, систематизация материала, выделение доказательств, аргументов. Расположение композиция выступления. Элокуция то есть словесное выражение, собственно красноречие. Это была главная часть античной риторики. Выделялись критерии красноречия: правильность, ясность, упорядоченность, уместность, красота, украшенность; средствами удовлетворения этих критериев были отбор слов, сочетание слов и фигуры речи.

Запоминание учение о профессиональной ораторской памяти. Произнесение интонация, мимика, жесты и др. Можно заметить двойственность риторики, которая изначально сопутствует ее развитию: риторика — и искусство спора, убеждения отдельного человека диалог, спор, межличностное общение и одновременно искусство убеждать людей, выступая перед ними публично, то есть искусство спорить и убеждать аудиторию. Нетрудно заметить, что это, в общем, разные вещи: нельзя применять одни и те же приемы и обращаясь к одному собеседнику, и обращаясь к толпе. Но и то, и другое, начиная с аристотелевской традиции, называется риторикой. Эта двойственность понятия «риторика» дошла и до наших дней. Основание для этого есть, так как при убеждении отдельного человека и аудитории, мы можем найти много общих моментов; и то, и другое есть речевое воздействие на людей. Но к настоящему времени искусство спора, аргументации и искусство публичного выступления оформляются уже в две относительно самостоятельные науки, хотя, конечно, общие моменты у них сохраняются. В средние века риторика была одной из самых популярных наук, она входила в число «избранных наук», овладеть которыми должен был каждый человек, претендовавший на звание образованного.

Каковы же причины этого? Риторика как ораторское искусство испытала давление возникающего романтизма, который выступил против риторических схем, против логики, на которой была основана средневековая риторика. Логика начинает в эту пору восприниматься как схоластика, риторические приемы — как способ обмана слушателей, манипулирования ими. Те же причины обусловили и негативное отношение к риторике как искусству спорить. Риторика до XVIII века была элитарной наукой, а демократизация культурной жизни общества никак не способствовала сохранению элитарных наук. Появляется идея равенства людей, что требует обращения равного к равному, а не высшего к низшему оратора к толпе. Ослабление позиций логики вело к тому, что логические приемы убеждения постепенно переставали действовать на людей — важнее стала апелляция к чувству, а не к логике. Это тоже «вбивало гвоздь в гроб» средневековой риторики. И она постепенно умерла.

Девятнадцатый век — это век без риторики. Однако в начале XX века происходит возрождение риторики. Причин тому можно увидеть несколько. Причины культурно-исторического характера: развитие свободы, демократии, появление идеи свободы личности, равенства людей потребовали науку, которая показала бы, как убеждать равному равного. Стало необходимым убеждать широкий круг лиц, неравных друг другу по уровню образования, культуры и т. Нужны были новые подходы, приемы. Причины психологического характера: с конца девятнадцатого века меняется концепция человека в обществе. Если ранее считалось, что человек примитивен, ленив, ему нужен кнут и пряник, и этим можно обеспечить его адекватное «функционирование» в обществе, то теперь представление о человеке меняется. Развитие культуры, литературы и искусства, возникновение научной психологии — все это привело к смене концепции человека.

Человек оказался сложным, разносторонним в психологическом плане, требующим диф- 7 ференцированного подхода — словом, личностью. При этом личностью, как выяснилось, является каждый человек, а не только представители элиты, просвещенная часть общества, представители господствующих классов. Кроме того, XX век — век персонификации личности, то есть век роста индивидуальной неповторимости личности, увеличения непохожести каждого отдельного человека на других термин Б. Парыгина, с. Увеличение непохожести людей друг на друга ведет к затруднениям в общении между ними, что и обусловливает потребность в науке об общении, в обучении общению. Подробнее о персонификации личности и ее последствиях для общения см. Общение в современном обществе, с. Есть и чисто коммуникативные причины возникновения риторики в XX веке, то есть причины, связанные с развитием самого человеческого общения. Для нашего времени характерно резкое расширение сфер общения людей, увеличение числа ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать друг друга — не только в суде и на дворянских собраниях.

Расширяется само значение устной речи, она начинает выполнять все более разнообразные функции, играет все более существенную роль в обществе, что приводит к необходимости искать особые приемы в общении, уделять больше внимания разговорной речи. Можно говорить и о своеобразных социально-политических причинах, приведших к «возобновлению» риторики. Дело в том, что люди «внизу» получили определенные права, «работника стало невозможно полностью запугать» В. Зигерт, Л. Работники перестали трепетать перед начальством, поскольку законы стали их защищать; профсоюзы, политические партии, различные общества стали выступать в защиту людей; права человека становятся постепенно важнейшей стороной общественной жизни развитых государств. Люди стали «оговариваться» — XX век стал «веком возражений». Людей стало нужно убеждать, причем всех даже детей! Убеждать необходимо в демократических государствах при выборах, в условиях политической жизни и борьбы — политикам надо учиться убеждать людей в своей правоте. Есть и экономические причины, способствовавшие возрождению риторики: конкуренция, кризисы перепроизводства породили необходимость в науке о рекламе, «навязывании» товара, «завоевании» покупателей.

Именно коммивояжеры бы- 8 ли первыми, кто на себе осознал необходимость науки убеждать. Кроме того, XX век принес и изменения в отношении к труду — люди начинают больше ценить интересную работу, что требует от менеджеров и руководителей умело организовать мотивацию подчиненных к труду: надо стимулировать их, мотивировать, убеждать. В современном западном менеджменте в настоящее время господствует мнение, что совершенствование техники перестает давать ожидаемый экономический эффект, больший эффект дает совершенствование управления производством это называется «тихой управленческой революцией». Все сказанное и обусловило возрождение риторики как науки и практики убеждающего речевого воздействия. Риторика возрождается именно как наука о речевом воздействии — как публичном, так и межличностном. Великий практик и основоположник практического обучения речевому воздействию американец Дейл Карнеги открыл свою первую школу, где он обучал общению, в 1912 г. В середине XX века появляется еще одно направление риторики — так называемая филологическая риторика. Она возникла на базе развития такого лингвистического направления, как лингвистика текста, прагматика. Ее еще называют «новой риторикой».

Композиция выступления.

Итак, повторим основные этапы подготовки выступления: 1. Подбор материала по предварительному плану. Отвечает на вопрос: "Что говорить?" 2. Составление окончательного плана с учетом композиции выступления. К ним могут относиться выступления политиков, в частности, агитационные ролики и дебаты, выступления на митингах с целью привлечь на свою сторону избирателей. По форме коммуникации они делятся на: – доклад. К какому жанру публичного выступления относится «речь» главного героя? К какому типу по форме относится подготовленная героем «речь»? Какие правила подготовки публичного выступления выполнил, а какие нарушил вожатый? Приведите примеры нарушений. План – основа композиции. Назначение планов и их виды. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. План – это модель проектируемого выступления.

Содержание

  • Композиция выступления.
  • Повествование и композиция: как организовать свою речь, чтобы заинтересовать слушателей
  • Структура публичного выступления — понятие, задачи и функции публичного выступления
  • Лекция 7. Публичное выступление

Мастерство публичной речи (основы оратории)

Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Основные этапы разработки публичной речи: выбор темы, цель речи; поиск материала; начало, развертывание и завершение речи. Словесное оформление публичного выступления. К ним могут относиться выступления политиков, в частности, агитационные ролики и дебаты, выступления на митингах с целью привлечь на свою сторону избирателей. По форме коммуникации они делятся на: – доклад. Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в определенном порядке, однако их можно компоновать по-разному, в зависимости от того, каково расположение речи, т.е. в зависимости от объема речи и выводов по содержанию. Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в определенном порядке. Эта часть речи содержит логическое доказывание, в котором, с одной стороны, есть предмет доказывания, с другой стороны – форма доказывания.

Материалы лекций по курсу риторики (стр. 8 )

Существует пять жанров публичных выступлений по форме: доклад — представляет собой развернутое сообщение, подготовленное заранее, имеет определенную структуру (цели, задачи и др.). Вне зависимости от конкретной композиции выступления, эффективная речь должна соответствовать четырем главным принципам: логической последовательности – высказываемые оратором мысли вытекают из предыдущих мыслей. ДИСПОЗИЦИЯ (композиция речи). Всякая речь должна быть составлена словно живое существо – у нее должно быть тело с головой и с ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий