Что такое межполушарный конфликт

Буклина С.Б. Мозолистое тело, межполушарное взаимодействие и функции правого полушария мозга. Ковязина М.С., Балашова Е.Ю. Особенности высших психических функций при патологии мозолистого тела. Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушением межполушарного взаимодействия. Предлагаемые задания направлены на развитие интегрированного межполушарного взаимодействия у детей. От развития межполушарного взаимодействия зависит успеваемость ребёнка в школе. Зачастую слабое развитие одного из полушарий становится причиной искажённого произношения звуков или их отсутствие, возникают трудности обучения письму и чтению. Признаки слабого межполушарного взаимодействия. Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении.

Поражение одного из полушарий мозга ведет к нарушению межполушарного взаимодействия

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Между тем известно, что при данном виде дизонтогенеза очень часто имеет место дисфункция подкорковых образований мозга, а именно они играют принципиальную роль в становлении межполушарных отношений на этапе раннего онтогенеза. Что такое межполушарное взаимодействие? Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Мозолистое тело. Несформированность межполушарного взаимодействия. Если межполушарное взаимодействие несформировано, происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении. Межполушарная асимметрия (др.-греч. α — «без» и συμμετρια — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных.[1][2] Проявляется не только в морфологии мозга.

Межполушарные взаимоотношения.

Да, мои доходы снизились, но зато теперь я могу посвятить время тому, что мне интересно, и заняться тем, что долгие годы откладывал на потом. Среди моих знакомых есть женщина, успешный банковский работник высшего звена, которая всю жизнь хотела быть адвокатом. Она понимает, что занимается не своим делом, но предпочитает скрывать разочарование. В свое оправдание она говорит, что в тридцать семь лет уже поздно переучиваться и менять профессию. Еще один мой знакомый мечтал быть журналистом. Но в молодости он почему-то решил, что хорошего журналиста из него не выйдет, да к тому же банкиры больше зарабатывают. Он выбрал более высокий доход и сделал успешную карьеру, но не может избавиться от терзающих его сомнений: а что было бы, если бы он все-таки нашел в себе силы последовать за мечтой? Левое полушарие стремится сохранить статус-кво и поэтому противится всяческим попыткам радикально изменить привычный уклад.

Мы считаемся с ним, потому что именно это полушарие отвечает за наше физическое выживание в этом мире. Поэтому, получив от левого полушария предупреждающий сигнал, мы с готовностью отбрасываем революционные идеи и отказываемся от рискованных предприятий. Левое полушарие, как нам известно, является доминирующим у большинства людей. Это удобно, так как обеспечивает наше выживание.

И все-таки концепция доминантности полушарий долгие годы являлась ведущей в представлениях о мозговой организации психических процессов. Соответствующие практические приложения также имели место. В 1930-х годах С. Ортон разработал теорию развития речи в связи с развитием доминантности полушарий. Он заметил, что у детей, испытывающих трудности при чтении и письме, часто наблюдается зеркальность в письме и в рисунках. У них же часто отмечается нечеткая мануальная асимметрия, а в семье есть случаи левшества и смешанной доминантности. Исходя из представления, что в субдоминантном полушарии образы имеют зеркальную ориентацию по отношению к внешнему миру, он предположил, что явления зеркальности у таких детей есть результат неполной односторонней доминантности в зрительной речевой зоне. Показателем этого может быть неполная моторная доминантность. Другое предположение состоит в том, что латерализация с возрастом усиливается, начиная с отсутствия или минимума при рождении и достигая максимума у взрослого Orton, 1937. Влияние этой теории на практику обучения и специального образования было огромным, поскольку педагоги приняли установку на то, что разнообразные трудности чтения и письма можно исправить благодаря упражнениям, направленным на усиление доминантности. В дни С. Ортона большинство из того, что было известно о латеральной специализации, имело отношение к доминантному полушарию по речи — левому для большинства правшей. С тех пор исследования в этой области значительно расширились, стимулируемые развитием новых методов исследования. Модели односторонней специализации В современной нейропсихологической литературе влияние концепции доминантности прослеживается вполне отчетливо в моделях односторонней специализации. Вообще в чистом виде идея односторонней специализации предполагает распределение функций по типу «все или ничего»: то есть только одно полушарие полностью выполняет определенный психический процесс. Часто в литературе неопределенно употребляется: «Правое полушарие специализируется… левое полушарие специализируется…», но на самом деле обычно имеют в виду, что каждое полушарие может выполнить определенную задачу, но по каким-то причинам это делает одно из них, то есть задача функционально латерализована. Истинные модели односторонней специализации чаще всего относятся к речевым процессам, но и эта традиция в последнее время существенно подорвана в связи с накоплением данных о роли правого полушария в речевых процессах. Сейчас наиболее популярен слабый вариант модели односторонней специализации, относящейся к отдельным аспектам, субкомпонентам языка и речи, а не ко всему языку в целом. Сирлеман Searleman, 1977 считает, что об односторонней специализации чаще говорят по отношению к продуктивным аспектам речи, чем к пониманию. Почему так, пока не совсем ясно, но многие ищут ответ на этот вопрос Corballis, 1980; Marin et al. Обычно, говоря о левополушарной специализации в речи, учитывают специализацию правого полушария в зрительно-пространственных функциях, которая, однако, выражена в гораздо меньшей степени. Вполне типично такое утверждение: «Поляризация функций между правым и левым полушариями в течение детства ведет к смещению языка полностью в левое полушарие, а некоторых других функций — преимущественно в правое полушарие» Lenneberg, 1967, p. Попытки одностороннего соотнесения с полушарием имели место не только в отношении определенных функций, но и в отношении определенных стилей переработки. Так, Г. Кохен Cohen, 1973 выдвинул гипотезу о том, что левое полушарие обрабатывает поступающую информацию последовательно увеличение единиц информации удлиняет время переработки , а правое — целостно, параллельно время, затрачиваемое на переработку, не зависит от количества единиц. Таким образом, несмотря на осторожный подход, диктуемый несовершенством методик, большинство теоретиков стремятся придерживаться взгляда, что психические функции или типы переработки локализованы в одном полушарии. Эта мысль чаще имплицитно содержится в обсуждении экспериментальных и клинических фактов, чем формулируется в явном виде. Об односторонней специализации чаще говорят по отношению к функциям левого полушария и особенно речи. Все остальные модели, фигурирующие в нейропсихологической литературе, предполагают различные варианты билатерализации. Концепция функциональной специфичности полушарий. Идея о материальной специфичности. Внимание к асимметрии функций Если идея уровневой организации функций входила в неврологическое мышление с большим трудом, то идея функциональной специфичности, гласящая, что каждое полушарие выполняет определенные функции и что правое полушарие может играть ведущую роль в каких-то психических процессах, достаточно упорно и успешно пробивала себе дорогу в анализе клинических наблюдений. Росло внимание к правому полушарию, направленное на выделение специфических для него функций. Уже у Дж. Джексона есть идея о ведущей роли правой затылочной области в формировании зрительных образов. Петцль Petzl, 1928 и М. Дайд Daid, 1938 акцептировали важную роль правого полушария в пространственных функциях. Было отмечено, что при поражениях правого полушария возникает игнорирование левой половины пространства, нередко нарушается восприятие лиц и т. Накапливались перечни симптоматики, характерной для поражения только правого полушария. Так, описывались больные с неосознаванием паралича левых конечностей, с ощущением ложных конечностей и иллюзорных движений левых конечностей при поражениях правого полушария, больные с аутотопагнозией, которые при сохранной ориентировке в пространстве теряли способность ориентироваться в собственном теле. В начале века появился термин «анозогнозия» для обозначения неосознания прежде всего двигательных нарушений. Сегодня же под этим подразумевается неосознание дефектов более широкого спектра психических процессов, характерное именно для правополушарных синдромов. Таким образом, в клинических исследованиях накапливались данные, свидетельствующие о том, что правое полушарие выполняет существенные функции и при его поражении. Отчетливая симптоматика свидетельствует, что сохранное левое полушарие не может обеспечить их полную компенсацию — также, как при поражении левого полушария речевые функции слабо компенсируются правым полушарием. Этот этап в развитии представлений о мозговой латерализации можно обозначить как этап господства концепции функциональной специфичности полушарий: каждое полушарие играет ведущую роль в реализации определенных функций. Накапливающиеся данные о функциях правого полушария в зрительно-пространственном восприятии привели к формированию такого представления о специализации полушарий, которое относило к компетенции левого полушария речевые функции, а все невербальные функции — к компетенции правого полушария. Таким образом, на первый план выступила идея материальной специфичности как начальный вариант, прообраз концепции функциональной специфичности: каждое полушарие играет ведущую роль при переработке определенного вида материала, прежде всего вербального или невербального. Определенный путь, пройденный когнитивной психологией, отразился и на разработке нейропсихологических моделей. На начальных этапах развития когнитивной психологии познавательная деятельность человека упрощенно рассматривалась как процесс переработки информации по аналогии с компьютером, и на первый план выступил «блочный подход». Особенности, например, кратковременной и долговременной памяти объяснялись тем, что они обеспечиваются разными структурами-хранилищами или блоками по аналогии с ЭВМ. Таким образом, обострился интерес к особенностям функционирования мозговых структур. Развитие исследований в этом направлении впоследствии привело к выделению новой отрасли знания: когнитивной нейропсихологии. В 60-х годах решающий шаг вперед в исследовании латеральной организации мозга был сделан благодаря расширению экспериментальных средств и методов. Так, в ходе исследований особенностей распределения внимания человеком, которые развернулись в связи с попытками моделирования психических процессов в искусственных системах, применялась методика дихотического прослушивания: в каждое ухо испытуемого подавались через стереонаушники разные сообщения одновременно. Кимура Kimura, 1961 , сотрудница неврологической клиники при Университете Мак-Гилла в Канаде, применяя эту методику для исследований нарушений внимания, отметила, что большинство испытуемых воспроизводят существенно больше вербальных стимулов с правого уха. На большой группе здоровых испытуемых эффект правого уха подтвердился для слов. С левого уха испытуемые лучше узнавали неречевые стимулы: мелодии, звуки окружающей среды Kimura, 1961; Котик, 1975. Эта методика получила широкое распространение, и ее аналоги стали применяться для исследования различного рода латеральных феноменов, например, различий в восприятии тахистоскопических зрительных стимулов при латерализованном предъявлении в правом и или левом полуполях зрения. При фиксации взора испытуемого в центральной точке достигается преимущественное поступление информации в соответствующее контралатеральное полушарие. При этом латентные периоды ответов для вербальной информации короче, если она предъявляется и правом полуполе зрения, а для неречевых зрительных стимулов — в левом полуполе White, 1972. Логика здесь в основном следующая: разная по своим характеристикам информация вербальная или невербальная, например перерабатывается в определенных различных системах, называемых в когнитивных исследованиях процессорами. Свойства и возможности этих процессоров определяют качество и скорость переработки. Так, процессор для вербальной информации находится в левом полушарии, а для невербальной — в правом. Поэтому выявляемые в эксперименте количественные различия в скорости реагирования или опознания латерализованной информации объясняются более прямым доступом этой информации в свой процессор. Такая парадигма исследований стала уже традиционной. Поиск различий и особенностей функционирования каждого из полушарий идет через констатацию, эмпирическое установление различного рода асимметрий Доброхотова, Брагина, 1977; Kinsbourne, 1978. При этом следует иметь в виду, что концепция функциональной специфичности и соответственно идея о материальной специфичности как ее вариант формировались и укреплялись на фоне господства догмата о доминантной роли левого полушария. Поэтому любое подчеркивание роли правого полушария в психических процессах было прогрессивным. Особенности переработки информации в каждом полушарии. Противопоставление их функций, дихотомания Нередко в интерпретации латеральных различий переработки информации указание на вербальную или невербальную природу стимулов подается как объясняющее. За этим стоит представление о решающем значении характеристик стимулов. Однако именно критика этого подхода существенно стимулировала прогресс в развитии концепций межполушарного взаимодействия. Прежде всего, чтобы отличить вербальную информацию от невербальной, необходимо произвести уже достаточно глубокую переработку стимулов. Кроме того, сами стимулы не несут в себе достаточных абсолютных определителей своего значения; оно является результатом переработки. Например, речь на незнакомом языке воспринимается человеком как знаковая, но поскольку не извлекается значение, то семантически она равна невербальной информации. В целом ряде исследований было показано, что при одних и тех же стимулах, но при варьировании условий задачи и соответствующем изменении хода переработки информации могут изменяться латеральные эффекты. Другими словами, преимущество того или иного полушария, проявляющееся в разной эффективности или скорости переработки информации, определяется не только типом стимулов, но и задачей, то есть тем, что должен субъект извлечь или для чего использовать эти стимулы. Так, например, общеизвестный эффект правого уха при воспроизведении дихотически предъявленной вербальной информации исчезает, если вместо устного воспроизведения от испытуемого требуют узнать, какие слова были предъявлены, то есть выбрать тестовые слова из ряда, в котором столько же дистракторов, сколько и стимульных слов. Оказалось, что при относительно сохранном объеме воспроизведения слов при поражениях правого полушария их узнавание нарушается; при поражении левого полушария картина обратная: нарушено воспроизведение, но узнавание слов, предъявляющихся для запоминания, более сохранно Котик, 1975. На первый план выступает не столько характеристика стимулов, сколько то, как они перерабатываются, что с ними делается. Исследование Дж. Маршалла Marshall, 1986 вносит существенный вклад в аргументацию против представления о решающей роли качества стимулов для дифференциального участия полушарий в их переработке. Традиционно считается, что зрительно-пространственная и зрительно-манипулятивная переработка относится к компетенции правого полушария. Язык жестов, которым пользуются глухие, внешне представляет собой смесь пантомимы и иконических сигналов-знаков, выполненных пальцами. Встает вопрос о том, касается ли доминантность левого полушария только звуковой речи или связана с более «абстрактной» репрезентацией языковой формы грамматики , независимой от модальности. Исследования нарушений экспрессии и понимания жестового языка при односторонних локальных поражениях мозга показывают, что так же, как и афазия, эти нарушения возникают при поражениях левого полушария. При поражении же правого полушария у глухих больных язык жестов нарушается незначительно, хотя в ряде зрительно-пространственных задач включая рисование у них обнаруживаются грубые нарушения. Следовательно, можно думать, что здесь дело в языке как таковом, а не в понимании и порождении устной речи. Маршалл описывает больную с сохранным слухом и с нормальным развитием речи английский язык , которая в совершенстве владела языком жестов и работала переводчицей для глухих. На фоне левосторонней интракаротидной инъекции амитала натрия проба Вада , проводившейся для определения доминантного по речи полушария, развилась временная афазия на обоих языках. Таким образом, выявлена доминантность левого полушария в отношении не только английского языка, но и американского жестового языка. Причем нарушения жестового языка были грубее и продолжительнее. В дальнейшем, после правосторонней височной резекции у этой больной не отмечалось никаких нарушений на обоих языках, и она вернулась к работе. Эти данные свидетельствуют о том, что различные своеобразные когнитивные репрезентации определенной сферы создаются каждым полушарием взрослого мозга независимо от той физической формы, в которой эти репрезентации проявляются. Возможно, что из-за сочетания языковых и зрительно-пространственных факторов усвоение новых жестовых знаков требует сохранности обоих полушарий. Особую роль в развитии концепции функциональной специфичности сыграли исследования расщепленного мозга, которые наиболее ярко продемонстрировали различия в функциях обоих полушарий и вновь привлекли внимание широкой публики к проблематике функциональной асимметрии мозга Bogen, 1969; Gazzaniga, 1970; Sperry, 1974. Эти исследования показали, что правое полушарие обладает достаточно широкими возможностями переработки информации, но результаты этой переработки не могут быть представлены в речевой форме. Например, если больному с расщепленным мозгом в левую руку вложить, предмет, то он может сказать, что не знает, что это, или вообще не уверен, что в левой руке что-то есть. Однако из ряда предложенных предметов он на ощупь выберет именно тот, что был предъявлен, а если его нет, то предмет, связанный с предьявлявшимся семантически к сигарете — пепельницу. В этих исследованиях, пожалуй, с наибольшей отчетливостью выступили различия в функциях двух полушарий, и на первый план — различия именно в способах переработки информации, и когнитивных стратегиях, которые использует каждое полушарие при решении одних и тех же задач. Таким образом, к 70-м годам ограниченность концепции функциональной специфичности проявилась уже достаточно отчетливо, поскольку в рамках этих представлений стало невозможным объяснение ряда экспериментальных фактов. В когнитивной психологии в это время также постепенно приобретает все большую популярность функциональный подход, акцентирующий внимание на самих процессах переработки информации. Так, например, различия между кратковременной и долговременной памятью предлагается рассматривать не как результат раздельного хранения информации в особых системах, а как результат непрерывного процесса ее переработки, позволяющего в соответствии с количеством и качеством применяемых процедур обеспечивать то или иное качество хранения. В нейропсихологических исследованиях проблема разделения функций между полушариями начинает занимать центральное место, и на первый план выходит исследование особенностей процессов переработки информации, стилей, когнитивных стратегий, свойственных каждому полушарию. Анализ особенностей переработки информации в каждом полушарии развивает функциональное направление, определенную популярность приобретают модели распределения. Модели распределения В этих моделях утверждается, что при том, что оба полушария могут выполнить конкретное задание, в норме обычно в определенный момент времени это делает только одно полушарие. Таким образом, эти модели также билатеральны, но не интерактивны и не параллельны. Существует три варианта моделей распределения. В первых двух вариантах авторы признают, что распределение переработки информации по полушариям имеет место только однажды, но в первом варианте это распределение относится к началу переработки на входе , а во втором — ближе к концу на выходе. Третий вариант допускает, что распределение может быть более чем один раз, и, таким образом, возможно переключение с одного полушария на другое в процессе выполнения задания, то есть контроль переработки переходит от одного полушария к другому и обратно.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются «гимнастикой для мозга». И будут полезны детям и взрослым, даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке. Зеркальное рисование. Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные - зеркальные рисунки.

Мысль о дискоординаторной природе заикания имела место и ранее. Еще A. Marcel 1886 , отмечает В. Шкловский, обращал внимание на то, что при заикании нарушена координация ритмичности речевого аппарата: его части движутся непоследовательно во времени, больные не могут соединить гласный и согласный при образовании слога. Признание же диско-ординаций как имманентной особенности речи при заикании автоматически выводит на признание ее дизритмичности ритмичное не может быть дискоодинированным, и, напротив, координированное дизритмичным. Аналогичная точка зрения по поводу заикания принадлежит и ведущим в области изучения патологии речи зарубежным авторам Van Riper, 1982. Однако, что есть ритмичность речевого аппарата? Какова ее роль в структуре речевого акта и какое значение она имеет для понимания природы заикания? Общеизвестно, что ритм — это равномерное чередование каких-либо равнодлиннотных стимулов или их групп, имеющих тот или иной метр. В стихах он манифестируется в виде ямба, хорея, амфибрахия и т. В отличие от этого, метр прозаической речи остается за рамками внимания исследователей, как и то, существует ли он вообще. Как легко видеть, «подгонка» отрезков этой фразы друг к другу, произвольное их укорочение или удлинение, приведет к неестественности речи. Прозаический текст разбивается на отрезки не по принципу соразмерности периодов, а в соответствии с смыслом высказывания. Отрезки фразы в лингвистике обозначаются как синтагмы. По определению Л. Щербы 1947 , синтагма — это минимальная в смысловом отношении часть предложения, отделенная от другой синтагмы паузой и дыханием. В этой замечательно точной формулировке привлекают два момента: смысл и дыхание. Оба являются принципиально важными для понимания того, как организована прозаическая речь. Они подчеркивают, что предложение делится на части не по ритмическому, а смысловому принципу. Внешне смысловые части маркируются так же, как и строки в стихотворении, т. Более подробно это описано нами в других публикациях Визель, 1997, 1999. Тем не менее ритм речи существует, но на внешнеречевом плане, а во внутричевом Например: «Мы-ког-да-у-нас-есть-вре-мя-лю-бим-со-би-рать-ся-тес-ным-круж-ком-и-рас-ска-зы-вать-поо-че-ре-ди-ин-те-рес-ны-е-ис-то-ри-и». Этот способ «высвечивает» скрытый, но легко актуализируемый при необходимости слоговой ритм. Такой ритм близок к речитативу, который, как принято считать, был основным видом речи в древности. Речитатив соответствует общей тенденции преобладающего способа деятельности вообще, имевший место в отдаленный период эволюции человечества ритуалы, ритуальные танцы вокруг костра под барабаны, бубны, шествия и пр. В терминологической системе учения Н. Бернштейна 1947 такие простые, равномерно следующие друг за другом движения можно обозначить как итерации. С нейролингвистической точки зрения, в их осуществлении доминирующую роль наряду с корой мозга играет подкорка и вегетативная нервная система. Можно провести не только антропогенетические, но и онтогенетические аналогии слогового ритма речи с движениями в общей двигательной сфере сосание, ползание, ходьба, бег , а также со способом реализации физиологических актов сердцебиение, дыхание, перистальтика сосудов, кишечника и т. В речевой сфере сюда же следует отнести гуление и лепет, имеющие сугубо итеративное выражение. Известно, что они находятся преимущественно на подкорковом и вегетативном обеспечении. Назовем условно слоговой ритм подкорковым. Далее, помимо слогового ритма, во внутриречевом плане можно обнаружить и словесный ритм, а именно: «Мы — когда — у-нас — есть — время — любим — собираться — тесным — кружком — и-рассказывать — интересные — истории». Как видно, длина одного слова не равна длине другого, однако это не препятствует реализации словесного ритма, поскольку в словах определенные слоги согласно орфоэпическим законам языка редуцируются, и таким образом время на произнесение длинного и короткого слова выравнивается. Этот ритм сходен с тем, который мы наблюдаем в музыке и стихотворной речи. Заметим, что в отличие от слогового ритма ритмизации подлежат здесь и в музыке, и в речи не отдельные единицы, а их группы. Нейролингвистическая интерпретация музыкального и стихотворного ритмов сводится к тому, что они осуществляются правым полушарием мозга, для которого вообще свойственно выполнять периодическую смену одних ритмических групп другими. Назовем условно такой ритм правополушарным. Следовательно, во внутриречевом плане скрыты слоговой подкорковый и словесный правополушарный ритмы. Обсудить это было необходимо в связи с тем, что в речевом онтогенезе оба указанных вида ритма являются базисными для формирования способности членить прозаический текст на отрезки синтагмы. Такой ракурс рассмотрения ритма речи и его связи с антропогенетическими фазами эволюции человека и онтогенетическими периодами развития ребенка еще более проясняет важность как врожденных задатков к ритмизированным действиям, так и нормального физиологического функционирования внутренних органов и систем, своевременного появления итеративных двигательных актов сосания, ползания, ходьбы и пр. Когда созревает необходимый объем левополушарной коры, ответственной за речь в целом, и, главное за ее смысловое содержание, построение высказывания без хотя бы элементарных ритмических опор невозможно. При этом слоговой ритм должен быть «уложен» в слова, а словесный — в синтагмы, являющиеся, напомним, смысловыми единицами. Для этого во внутренней речи должна быть программа того, каким образом надо совместить смысловой и ритмический планы высказывания. Каким же образом они могут быть координированы? Обширная нейрофизиологическая литература, посвященная процессам автоматизации речи в целом Лурия, 1940, 1959 , а также процессам возрастных функциональных преобразований Голод, Мачинская, Фишман, 1992; Фарбер, 1979; Kiensbourne, 1981; и др. Он начинается у большинства детей в год и продолжается активно осуществляться в течение всего дошкольного периода. Первые слова ребенок говорит еще ритмизировано: ма-ма, па-па, дя-дя, дай-дай и пр. Затем он переходит к простой фразе, а еще позже — к группировке слов в смысловые отрезки, обозначаемые в лингвистике как синтагмы. Скрытые слоговой и словесный ритм интегрируются со смысловой программой и реализуется уже не двумя полушариями, а одним — левым. Иначе говоря, общая программа высказывания становится функцией левого полушария, а необходимость включения в нее всей линии ритмикосмысловых координаций делает самым трудным произнесение начальных звуков, слогов и слов высказывания. В речи, которая к школьному возрасту должна стать зрелой, смысловая компонента является главной, а ритмическая обслуживающей ее. Нейролингвистическое осмысление сказанного подразумевает доминирование в прозаической речи левого полушария и субдоминирование правого.

Межполушарная асимметрия

Это помогает создать атмосферу взаимопонимания и уважения, а также вносит в команду необходимую долю эмоционального интеллекта. Однако, помимо плюсов, межполушарное взаимодействие может иметь и минусы. Некоторые участники могут испытывать затруднения при адаптации к новому стилю работы команды и принятию альтернативных точек зрения. Это может вызвать трение и конфликты в команде.

Кроме того, различия в мышлении могут замедлить процесс принятия решений и выполнения заданий. В целом, межполушарное взаимодействие является важным и полезным фактором в формировании сильной и эффективной команды. Оно позволяет объединить разнообразные таланты и точки зрения, обеспечивая более полное анализирование проблемы и повышая уровень инноваций и креативности в работе команды.

Расширение границ рынка и бизнеса Межполушарное взаимодействие позволяет расширить границы рынка и бизнеса, обеспечивая новые возможности для компаний и предпринимателей. Открытие новых рынков и достижение новых целевых аудиторий становится гораздо проще и эффективнее. Одним из главных преимуществ межполушарного взаимодействия является возможность развития новых бизнес-линий и направлений.

Компании, которые ранее оперировали только на местном рынке, могут расширить свое присутствие за пределы страны и войти на международный рынок благодаря обмену знаниями и опытом с другими странами. Кроме того, межполушарное взаимодействие способствует созданию новых партнерств и сотрудничество между компаниями из разных стран. Это позволяет установить продуктивное взаимодействие и распределить обязанности и ресурсы между участниками, что может привести к совместному развитию новых проектов и продуктов.

Однако, несмотря на все преимущества, межполушарное взаимодействие также имеет свои недостатки. Одним из главных минусов является возможность конкуренции с местными компаниями, которые могут быть лучше адаптированы к условиям местного рынка. Также возможные различия в культуре и правовых нормах между странами могут создавать преграды для успешного взаимодействия.

Тем не менее, с учетом всех плюсов и минусов, межполушарное взаимодействие является необходимым и полезным инструментом для расширения границ рынка и бизнеса, что позволяет компаниям стать глобальными и успешно соревноваться на международном уровне. Потенциальные проблемы межполушарного взаимодействия Межполушарное взаимодействие имеет и свои потенциальные проблемы и ограничения, которые могут повлиять на его эффективность и результативность. Различия в культуре и менталитете Межполушарное взаимодействие может столкнуться с трудностями из-за различий в культуре, обычаях и менталитете разных регионов.

Понимание и толерантность к различиям в культуре играют важную роль в успешном взаимодействии между различными полушариями. Языковые барьеры Взаимодействие между разными полушариями может быть затруднено из-за языковых барьеров.

Разрешить все Отказаться Вы можете настроить файлы cookie, кроме необходимых. Отмена некоторых cookie может повлиять на работоспособность сайта. Эти файлы cookie необходимы для функционирования сайта и не могут быть отключены. Вы можете настроить браузер таким образом, чтобы он блокировал эти файлы cookie или уведомлял вас об их использовании, но в таком случае возможно, что некоторые разделы сайта не будут работать.

Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать. Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.

Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг! Функциональная специализация мозга является врожденной. Есть люди, у которых доминирует правое полушарие левши , люди, с доминированием левого полушария правши и равнополушарные люди. Несмотря на существование 3 групп людей, наши школьные методики развивают в основном левое полушарие, игнорируя половину возможностей ребенка. Кроме этого, левши чаще других могут испытывать стрессы, чувство усталости из-за несвойственной им нагрузки на мозг. К счастью, полушария мозга можно развивать. Не только можно, но и нужно, ведь таким детям легче учиться в школе, они обладают большими умственными возможностями. Развитие правого полушария и межполушарных связей происходит в процессе очень интересных упражнений. Попробуйте сами выполнить упражнения, предложенные ниже. Как правило, сначала бывает трудно, но через несколько минут наступает согласование полушарий и упражнения выполняются автоматически.

Некоторые упражнения могут показаться вообще пустяковыми, но в процессе выполнения, Вы заметите, что это не так просто, как кажется. Простые и забавные упражнения для развития правого полушария и межполушарных связей, снятия нервного напряжения и стимулирования работы мозга. Улучшает работоспособность. Верхняя буква строчки проговаривается вслух, одновременно выполняется движение руками.

Л означает, что надо поднять левую руку, П — правую, О — обе руки. Глядя на алфавит, ребёнку нужно одновременно называть букву и выполнить движение, отмеченное под буквой.

Первая часть упражнения — пройти от А до Я. Вторая часть — пройти от Я до А. Время от времени пометки под буквами алфавита нужно менять местами.

Часть II. Основы нейропсихологии.

В 1981 году американский нейропсихолог, профессор психобиологии Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам ученые пришли к выводам, что когда человек в своем обучении. Межполушарные взаимоотношения. Взаимоотношение полушарий большого мозга определяется как функция, обеспечивающая специализацию полушарий, облегчение выполнения регуляторных процессов. Межполушарное взаимодействие; межполушарные связи; синдром «расщепленного мозга». Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему. МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ РЕШАЮТ ВСЁ. Нарушение межполушарного взаимодействия напрямую влияет на нарушения развития речи, чтения, письма. Так что такое межполушарное взаимодействие и как его развить. Таким образом, межполушарное взаимодействие мозга обеспечивает ребенку быстрое формирование универсальных общеучебных навыков и высокие результаты в самых разных видах практической деятельности.

Межполушарные взаимоотношения.

Читать книгу Межполушарное взаимодействие Коллектива авторов : онлайн чтение - страница 1 По современным воззрениям, межполушарные отношения удовлетворяют трем принципам: межполушарная активация, контрлатеральное подавление (полушария модулируют активность друг друга), межполушарная передача информации.
Межполушарные взаимоотношения. По современным воззрениям, межполушарные отношения удовлетворяют трем принципам: межполушарная активация, контрлатеральное подавление (полушария модулируют активность друг друга), межполушарная передача информации.
Глава 4. проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал.
Поражение одного из полушарий мозга ведет к нарушению межполушарного взаимодействия Дошкольный и младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а следовательно, и интеллекта, межполушарных связей и психических процессов.
Консультация «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребёнка» Посвященные межполушарным взаимодействиям мозга исследования, организованные в научной среде, проводились с привлечением более сотни участников, из числа которых половина была здоровой, у второй половины наблюдались задержки развития и становления психики.

Глава 1. Лингвистический взгляд на природу нарушений плавности речи

Межполушарная асимметрия Признаки слабого межполушарного взаимодействия. Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении.
Межполушарное взаимодействие у детей — OneKu псевдолеворукость; - логопедические отклонения; - неловкость движений; - агрессия; - плохая память; - отсутствие познавательной мотивации; - инфантильность.

Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта

Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. Сторонники теории о связи сознания с языком считали, что оно расположено в левом полушарии, а правому полушарию оставляли только бессознательное мышление, сходное с работой компьютера. Однако, вероятно, оба полушария равноценны по уровню мышления, но одно из них «говорящее», а второе «немое». Детальный анализ, проведенный в одной из работ Сперри, показал, что отдельное правое полушарие воспринимает, думает, обучается, принимает решения, только делает это бессловесно.

Правое полушарие хорошо понимает устные инструкции, читает графически представленные слова. Оно способно накапливать опыт, вспоминать те задания текста, которые оно «видело» или «ощущало» при тестировании несколько дней или недель тому назад. Накопление знаний о специфике работы левого и правого полушарий мозга и закономерностях их взаимодействия подтверждает справедливость положения о том, что в осуществлении любой функции принимает участие весь мозг в целом - и левое и правое полушарие.

Однако каждое полушарие делает это, используя присущие ему стратегии. Итак, с левым полушарием связаны следующие формы мышления: логическое, абстрактное, последовательное, линейное, символическое, вербальное, временное, дискретное основанное на реальности. С правым - интуитивное, хаотическое, конкретное, невербальное, образное, вневременное, аналоговое, ориентированное на фантазии.

Наличие такого множества концепций в отношении право-левых дихотомий, порой противоречивых, свидетельствует, очевидно, о весьма тонкой специфической морфофункциональной организации левого и правого полушарий головного мозга человека. Проявление той или иной функции в нормальных условиях отражает не только специфику участия каждого из полушарий, но связано с их интегративной деятельностью. Оно является результатом взаимодополняющего сотрудничества правого и левого полушарий, выполняющих неравнозначную роль на определенных стадиях обработки информации.

Межполушарная организация психических процессов носит динамический характер: роль каждого полушария может изменяться в зависимости от задач деятельности, структуры ее организации, сформированности в онтогенезе. При этом у человека направление и степень выраженности функциональной асимметрии мозга во многом зависит от вида и качества обучения Кураев Г.

Особенностью последствий частичной перерезки мозолистого тела являются нарушения межполушарного взаимодействия лишь в одной модальности зрительной, тактильной или слуховой. Модально-специфический характер этих нарушений зависит от места и объема перерезки волокон мозолистого тела передние, средние, задние отделы. При перерезе средне-задних отделов мозолистого тела возникает тактильная. При каудальной перерезке мозолистого тела нарушения проявляются только в зрительной сфере. Называние объектов, информация о которых поступает в правое полушарие, также невозможно. Больные могут писать только правой, а рисовать — только левой рукой, хотя до операции они могли выполнять эти действия обеими руками. Нарушение взаимодействия слуховых систем проявляется в виде невозможности воспроизведения слов, подаваемых в левое ухо по методике ди-хотического прослушивания , и наблюдается при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела.

При частичном поражении только передних отделов мозолистого тела нарушается реципрокная координация движений и запаздывает время переноса кожно-кинестетической информации слева направо и наоборот. Другой особенностью синдрома частичной перерезки мозолистого тела является нестойкость появляющихся симптомов, т. Скорость восстановления различных функций неодинакова: сначала восстанавливается вербальная оценка тактильных стимулов, наносимых на левую половину тела, позже исчезают игнорирование левой половины зрительного поля и явления дископиидизграфии. В осуществлении любой психической функции —принимает участие весь мозг в целом, однако разные мозговые структуры и разные полушария выполняют различные роли в ее обеспечении. В дифференцированном участии разных мозговых образований и разных полушарий в реализации психических функций и состоит системный характер мозговой организации психической деятельности. Ни одно из полушарий не может рассматриваться, как доминирующее по отношению к какой бы то ни было психической деятельности или функции в целом. Каждое полушарие доминирует лишь по свойственному ему принципу работы, по тому вкладу, который оно вносит в общую мозговую организацию любой психической деятельности Латеральные особенности нарушений гностических процессов зрительного, слухового, тактильного восприятия , произвольных движений и действий, мнестических, интеллектуальных процессов, эмоций. В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга. Так, звено отсроченного восприятия запоминаемого материала преимущественно связано с работой ЛП, а непосредственного воспроизведения — с работой ПП, произвольный уровень управления психическими функциями реализуется преимущественно структурами ЛП, а непроизвольный, автоматизированный — структурами ПП у правшей.

Упражнение «Замок» Совет Скрестить ладони друг с другом, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. В таком положении ребенку необходимо двигать пальцем, на который указывает взрослый, точно и четко. Движения соседними пальцами нежелательны. Дотрагиваться до пальца нельзя. В упражнении последовательно должны принимать участие все пальцы обеих рук.

Упражнение «Частокол» Руки поднять вверх, пальцы выпрямлены. В таком положении скрестить указательный и средний палец, потом безымянный и мизинец. Ритмично изменять скрещения пальцев. Упражнение «Флажок — рыбка — лодочка» Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга: Флажок — ладонь ребром, большой палец вытянут вверх. Рыбка — пальцы вытянуты и прижаты друг к другу.

Лодочка — обе ладони поставлены ребром и соединены ковшиком. Большие пальцы прижаты к ладони. Упражнение «Лезгинка» Ребенок прижимает подушечки пальцев к верхней части ладони, большой палец отводит вбок. Прямой ладонью левой руки в горизонтальном положении касается мизинца правой. После этого одновременно изменяет положение правой и левой рук.

Упражнение «Рисование горизонтальных восьмерок» Ребенок рисует горизонтальные восьмерки в воздухе вначале одной, потом другой рукой. Потом рисовать восьмерки на бумаге. Этот комплекс упражнений следует выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Каждое упражнение для развития взаимодействия между полушариями необходимо повторять 6-8 раз. Для того чтобы ребенок усвоил положение рук, упражнения следует выполнять вначале правой, затем левой рукой, и только потом двумя руками.

В результате регулярного выполнения такой гимнастики повышается стрессоустойчивость, улучшаются память и внимание, облегчается процесс чтения и письма, что немаловажно для подготовки ребёнка к школе. Так же для детей старшего дошкольного возраста, существуют рабочие тетради для развитие межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков.

В целом, межполушарное взаимодействие является важным и полезным фактором в формировании сильной и эффективной команды. Оно позволяет объединить разнообразные таланты и точки зрения, обеспечивая более полное анализирование проблемы и повышая уровень инноваций и креативности в работе команды. Расширение границ рынка и бизнеса Межполушарное взаимодействие позволяет расширить границы рынка и бизнеса, обеспечивая новые возможности для компаний и предпринимателей. Открытие новых рынков и достижение новых целевых аудиторий становится гораздо проще и эффективнее. Одним из главных преимуществ межполушарного взаимодействия является возможность развития новых бизнес-линий и направлений. Компании, которые ранее оперировали только на местном рынке, могут расширить свое присутствие за пределы страны и войти на международный рынок благодаря обмену знаниями и опытом с другими странами. Кроме того, межполушарное взаимодействие способствует созданию новых партнерств и сотрудничество между компаниями из разных стран.

Это позволяет установить продуктивное взаимодействие и распределить обязанности и ресурсы между участниками, что может привести к совместному развитию новых проектов и продуктов. Однако, несмотря на все преимущества, межполушарное взаимодействие также имеет свои недостатки. Одним из главных минусов является возможность конкуренции с местными компаниями, которые могут быть лучше адаптированы к условиям местного рынка. Также возможные различия в культуре и правовых нормах между странами могут создавать преграды для успешного взаимодействия. Тем не менее, с учетом всех плюсов и минусов, межполушарное взаимодействие является необходимым и полезным инструментом для расширения границ рынка и бизнеса, что позволяет компаниям стать глобальными и успешно соревноваться на международном уровне. Потенциальные проблемы межполушарного взаимодействия Межполушарное взаимодействие имеет и свои потенциальные проблемы и ограничения, которые могут повлиять на его эффективность и результативность. Различия в культуре и менталитете Межполушарное взаимодействие может столкнуться с трудностями из-за различий в культуре, обычаях и менталитете разных регионов. Понимание и толерантность к различиям в культуре играют важную роль в успешном взаимодействии между различными полушариями. Языковые барьеры Взаимодействие между разными полушариями может быть затруднено из-за языковых барьеров.

Необходимость перевода и интерпретации может привести к искажению информации и непониманию. Различия во временных зонах Различия во временных зонах могут стать проблемой для межполушарного взаимодействия. Необходимость согласования и нахождения удобного времени для общения может быть сложной задачей. Технические ограничения Использование современных технологий и средств коммуникации может столкнуться с ограничениями, такими как низкая скорость интернета или проблемы с доступом к информации. Неоспоримо, что межполушарное взаимодействие обладает большим потенциалом для решения проблем и достижения результатов, но необходимо учитывать и понимать потенциальные проблемы, чтобы успешно и эффективно справиться с ними.

НАРУШЕНИЯ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Упор на ладони. По такому принципу выполняется правильное ползание, что нелегко дается детям с сенсорными проблемами и другими отклонениями. Упражнение на спине с подъемом рук и ног Ребенок лежит на спине, ноги согнуты и вытянуты, руки вдоль туловища. Подъем правой руки вверх происходит синхронно с подъемом левой ноги, затем смена положения. При этом необходимо ровно дышать, выдыхая на подъеме. Глазодвигательные упражнения для развития межполушарных взаимодействий Разнонаправленные и однонаправленные движения глазами и языком помогают наладить работу полушарий, а также положительно действуют на расширение поля зрения, восприятия. В самом начале тренировок оттачивается движение глаз в четырех основных направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. После берутся такие вспомогательные направления, как по диагонали, к себе и от себя. При этом в такт движениям глаз необходимо двигать языком, следуя направлению глаз, а в более усложненном варианте — в противоположную сторону.

На картинке ниже представлена схема глазодвигательных упражнений, которые могут быть использованы для развития межполушарных связей у детей. Направлять ребенка можно с помощью любого предмета, который описывает заданную траекторию игрушка, ручка, карандаш и т. Движения глаз медленные. Часто взгляд соскальзывает — в этом месте заостряем наше внимание и прорабатываем проблемную зону еще раз. Такие упражнения очень хорошо расширяют вектор сканирования окружающего пространства. Начинают выполнение на полу, по мере отработки навыков перемещаемся на стул, а позже делаем все стоя. Голова всегда фиксирована, двигаются только глаза. Когда двигающийся предмет достигает крайнего положения начальная и конечная точки , обязательно делаем небольшие остановки.

Обязательно соблюдаем три типа расстояний: на уровне вытянутой руки ребенка, руки, согнутой в локте и около переносицы в нескольких сантиметрах. Упражнения на листе для развития межполушарных связей Когда синхронно задействованы обе руки, полушария вынуждены работать вместе. В этом помогут симметричные зеркальные рисунки или зеркальное рисование. Оно совмещает формально-логическое и синтетическое восприятие действительности. Важно соблюдать основной принцип, в котором отражается условие симметричности относительно центральной оси рисунка, то есть одно изображение не должно быть зеркальным отражением другого — это единая, отцентрованная, целостная картина. Начинают рисовать снизу — вверх и стараются не помогать более слабой руке сильной. Пробуем обводить пальчиками или фломастером рисунок с четким контуром. Затем занимаемся с такими же изображениями, но выполненными штриховыми линиями.

С опорой на часть рисунка, в зависимости от ведущей руки. Ведущая дорисовывает, а подчиненная просто обводит имеющуюся половину. Сложнее будет выполнять ту же самую работу по клеточкам. Но высшим пилотажем станет зеркальное рисование в свободном варианте, когда ребенок сам придумывает изображения и узоры. Лучше начать с загогулин и каракуль. Пробуйте всегда раскрашивать обеими руками рисунки, которые получились. Большим подспорьем станут специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия.

Костандовым 2004 процессом «самодетерминации», и является фактором межполушарного взаимодействия, обеспечиваемым функционированием МТ. Во-первых, в этом факторе отражается активность субъекта, так как будущие реакции и поведенческие акты определяются прошлым жизненным опытом.

Во-вторых, «поломка» этого фактора сопровождается симптомами, носящими защитный характер, и особым сочетанием полушарных симптомов нарушений психических процессов, то есть этот фактор является синдромообразующим. В-третьих, формирование и воспроизведение поведенческих актов требует взаимодействия всех психических процессов, а значит, опирается на работу всего мозга в целом. Более того, этот фактор нельзя отнести к факторам одного из полушарий мозга, так как за ним «закреплена» интегративная функция. Таким образом, нейропсихологический фактор межполушарного взаимодействия, связанный с МТ, является интегративным и может быть назван фактором формирования и воспроизведения поведенческих актов или фактором самодетерминации психики. При сохранности этого фактора становится возможным формирование особых внутренних состояний, определяющих активность субъекта в конкретных ситуациях. Этот фактор можно назвать функцией МТ, обеспечивающей взаимодействие как минимум двух отделов полушарий мозга — задних отделов правого полушария и передних отделов левого полушария. Полученные в исследованиях результаты могут служить доказательством существования нейропсихологического синдрома различной патологии МТ, отличающегося от так называемого синдрома «расщепленного» мозга. Синдромообразующим мозговым механизмом является процесс, обеспечивающий формирование особых внутренних состояний, определяющих активность субъекта в конкретных ситуациях за счет интеграции в работе как минимум двух ассоциативных зон мозга передних отделов левого полушария и задних отделов правого полушария. Список литературы Голдберг Э.

Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация. Ковязина М. Томского гос. Костандов Э. Психофизиология сознательного и бессознательного. Леутин В. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. Лурия А. Марютина Т.

Московичюте Л. Лурия и современная психология: Сб. Хомской, Л. Цветковой, Б. Хомская Е. Dusser De Barenne J. Gazzaniga M.

У детей нередки искажения сенсорики, моторики, отставание в становлении психики. Неправильное и недостаточное взаимодействие мозговых полушарий всегда негативно влияет на способность ребенка двигаться. Ученые признают одной из перспективных и исключительно интересных областей исследования проблемы межполушарного взаимодействия и их влияние на двигательную активность ребенка, отличающегося психическими нарушениями. Предположительно, еще предстоит узнать много нового об асимметричном развитии полушарий, их взаимодействии, онтогенезе явления. Для исследования этой проблемы привлекают детей, у которых выявлен синдром Дауна либо задержка формирования психики. Официальные подходы Посвященные межполушарным взаимодействиям мозга исследования, организованные в научной среде, проводились с привлечением более сотни участников, из числа которых половина была здоровой, у второй половины наблюдались задержки развития и становления психики. Каждый участник был комплексно проверен, особенное внимание уделено психоневрологическому состоянию. Также к работе привлекались 9-11-летние детишки, больные синдромом Дауна. Для официального исследования пригласили восьмерых. Чтобы оценить особенности межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, исследователи прибегали к методикам Лурия, предложенным в начале нашего тысячелетия. Такое вариант предполагает анализ кинестетического, динамического, пространственного праксиса. Дополнительно обследуются способность рисовать и писать. По итогам проб можно оценить рельеф взаимодействия мозговых частей применительно к способности ребенка двигаться. Особенно четкий результат наблюдается при анализе бимануальных проб. Цели и задачи Как показали посвященные развитию межполушарного взаимодействия у детей исследования, определенные наблюдения помогают оценить, как устанавливается контроль того или иного полушария над некоторым движением. В пробах ребенок преимущественно пользуется конкретной рукой, и особенно выражен эффект влияния полушария при экспериментах, в ходе которых одинаковые движения приходится выполнять разными конечностями. Ученые, изучая обозначенную проблему, оценивали, насколько сильны у участников группы связи между мозговыми зонами, как это влияет на способность исполнить пространственную задачу, поставленную перед испытуемым. Врачи оценивали гибкость, зрелость взаимоотношений полушарий применительно к моторике и активности ребенка. Достоверные сведения, полученные при изучении возможностей развития межполушарного взаимодействия у детей, показывают, что при дизонтогенезе парное функционирование мозговых областей формируется несколько иначе, нежели у полностью здорового несовершеннолетнего. Нормы и отклонения Обычно развитие межполушарного взаимодействия происходит гетерохронно. Различные функциональные аспекты формируются в разные временные промежутки. При психических отклонениях наблюдаются количественно измеряемые отклонения. Разнообразные формы праксиса и стабильность специализации на конкретной моторике проходит по аналогичным последовательным шагам, как и у здоровых детей, но медленнее и менее равномерно. При этом постепенно формируется та же иерархия отношений между мозговыми полушариями. Исследование детей с синдромом Дауна позволило выяснить, что латеральные факторы развиваются намного медленнее, причем полного развития так и не происходит — это связано с особенностями врожденного заболевания. Довольно существенно сбивается комиссуральное взаимное влияние полушарий. Сбои затрагивают все аспекты парной работы мозговых структур. Изучение особенностей развития межполушарного взаимодействия у левшей показало, что таким детям свойственны некоторые особенности становления асимметрии, не присущие тем, у кого ведущая рука — правая. Как показал анализ исследований, во многом организация мозговых структур зависит от половой принадлежности ребенка. А стоит ли внимания? Исследования, в ходе которых выявлялись особенности межполушарного взаимодействия, показали, что такой нюанс мозгового функционирования можно смело назвать фундаментальной закономерностью. Частный вариант взаимной работы парного органа — асимметрия, но в текущий момент ситуация сложилась так, что именно ее закономерности знакомы специалистам больше, нежели в целом правила взаимодействия мозговых элементов. Изучение физиологии и анатомии, сбор статистических, экспериментальных данных, многочисленные наблюдения за лицами с латеральными нарушениями позволяют с уверенностью говорить — два мозговых полушария играют разные роли в человеческом организме.

Кроме того, в процессе усвоения школьной программы важно разделять детей и по их сенсорным особенностям восприятия. Так, можно провести простой тест для определения данного факта. Нужно проследить в какую сторону отводит глаза ребёнок в процессе мышления. Так как познавательная активность первично возникает в одном из полушарий головного мозга, запуская движение глаз, можно предположить, что левополушарные дети будут отводить глаза вправо, а правополушарные — влево. Для левополушарных детей значимой для восприятия будет являться правая полусфера пространства класса, поэтому необходимо посадить такого ребёнка таким образом, чтобы доска и учитель были от него с правой стороны. Для правополушарных детей будет действовать по аналогии тот же принцип, но с заменой стороны полусферы класса [9]. Важной особенностью является и процесс переработки информации во время урока, который у лево- и правополушарных детей происходит по-разному. Левополушарных учеников в классе часто могут называть «тугодумами», из-за их медленного процесса обработки информации. Они медленно и вдумчиво смакуют каждую деталь, для них не характерна работа по принципу «вопрос-мгновенный ответ». Правополушарные же дети наоборот перерабатывают информацию практически мгновенно, но спонтанно и хаотично. Таких учеников учителя называют «торопыжками». Речевой аспект образовательного процесса выявляет некоторые проблемы в использовании речи право- и левополушарными детьми. Для учеников с доминирующим правым полушарием характерен слабый уровень самоконтроля в выполнении действий. Именно поэтому у правополушарных учеников слабо развит контроль над своей произносительной речью, возможны пропуски слов и проблемы в подборе слов и грамматике. У детей с доминирующим левым полушарием напротив развит контроль над произносительной стороной речи. Их слабой стороной является подведение итогов. Также проблемы могут возникнуть с развитием беглой устной речи, возможна необходимость оказания помощи и в развитии скорописи у ребёнка. Успешно даётся им применение правил и правильное употребление слов в предложении [1]. Существенные отличия типов организации головного мозга мы можем наблюдать и на примере процесса памяти. Для правополушарных учеников с визуальной памятью характерной особенностью является визуализация информации. Такие дети видят слова, будто глазами мозга. У детей правополушарного типа присутствует феномен «врождённой грамотности». Их пальцы и глаза, словно сами пишут за них, зная правильность написания того или иного слова. Но, к сожалению, в процессе обучения в школе «врождённая грамотность» у данной категории детей разрушается. Это происходит по причине применения в программе общеобразовательных учреждений аналитического подхода к изучению грамотности, который не свойственен правополушарным ученикам. Ребёнка с доминирующим левым полушарием можно сравнить с магнитофоном. За счёт присутствующего у ученика аудиального типа памяти, он после получения вопроса как бы прокручивает у себя в голове нужную кассету. А затем ребёнок выбирает из неё кусочек, содержащий правильный ответ. Левополушарный ученик в процессе образовательного процесса зачастую сталкивается с проблемой необходимости трансляции запомнившейся информации в другую модальность. Это происходит из-за склонности учителей к смене модальности в процессе преподнесения материала урока и проведения экзамена. В противовес данной проблеме, левополушарные дети отлично пользуются характерными особенностями своей произвольной памяти. В отличии от правополушарных учеников, которые запоминают в практической деятельности, а не усилием воли, левополушарные дети склонны к зазубриванию. Для запоминания им необходимо многократное повторение и заучивание, которое и используется в школьной программе [7]. Важным является и верно выбранные приёмы и методы в процессе школьного обучения. Для этого необходимо учитывать особенности мыслительных процессов, характерные для детей с разными типами функциональной асимметрии головного мозга. Так, важно помнить о необходимости различных подходов и в процессе обучения с использованием теоретических материалов. Чтение и оценивание слов в тексте левополушарными детьми сравнимо с «атакой». Именно поэтому таким ученикам важно применение именно дискретного подхода в обучении, а то есть индуктивный путь «от части - к целому».

Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта

Завершающим в становлении межполушарных взаимодействий ребенка является этап приоритетного значения комплекса транскаллозальных связей (мозолистое тело), продолжающийся от 7 до 12-15 лет. 8.2.4. Межполушарное взаимодействие в речевых процессах при органических повреждениях левого и правого полушарий. Изменение функциональной организации мозга в ходе онтогенеза проявляется и при анализе межполушарного взаимодействия. В современных зарубежных и отечественных исследованиях изучение нарушений межполушарного взаимодействия проводится не только на модели «расщепленного мозга», но и на моделях различных патологий комиссур мозга, в первую очередь МТ.

Межполушарное взаимодействие. Межполушарные связи. Синдром «расщепленного мозга»

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе. Оно обрабатывает информацию одномоментно (холистически), целостно, обрабатывает одновременно большое количество элементов, что обеспечивает образный охват ситуации, формируя полный образ из фрагментов. псевдолеворукость; - логопедические отклонения; - неловкость движений; - агрессия; - плохая память; - отсутствие познавательной мотивации; - инфантильность. В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал.

Межполушарная асимметрия

Студопедия — Глава 14 МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Межполушарное взаимодействие; межполушарные связи; синдром «расщепленного мозга». Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему.
Консультация «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребёнка» Межполушарная асимметрия (др.-греч. α — «без» и συμμετρια — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных.[1][2] Проявляется не только в морфологии мозга.

Как развивать межполушарное взаимодействие у детей.

Ствол колено мозолистого тела содержит волокна, соединяющие аналогичные участки коры центральных извилин, теменной и височной долей обоих полушарий. Валик мозолистого тела состоит из комиссуральных волокон, соединяющих кору затылочных и заднетеменных отделов левого и правого полушарий. Кроме мозолистого тела, комиссуры проходят в составе передней спайки и спайки свода. Передняя спайка соединяет передние медиальные участки коры височных долей и супраростральные участки лобной коры обоих полушарий, а спайка свода гиппокампова комиссура — гиппокампальные образования, ножки свода, а также височную кору левого и правого полушарий. Изучение механизмов межполушарного взаимодействия значительно продвинулось после публикаций Р. Сперри, М. Газзаниги и их сотрудников R.

Gazzaniga, 1970, 1987; М. Газзанига, 1974; M. Gazzaniga, J. Le Doux, 1978; J. Bogen, 1995; «Хрестоматия по нейропсихологии», 1999 и др. Подобные операции, проводившиеся сначала на животных, а с 1961 г.

Операция по перерезке комиссур главным образом — мозолистого тела была разработана американскими нейрохирургами с целью хирургического лечения эпилепсии. Модель «расщепленного мозга» открыла широкие возможности для изучения механизмов межполушарного взаимодействия, а также работы левого и правого полушарий мозга в условиях их относительно изолированного функционирования. Исследование комиссуротомированных больных обнаружило у них целый комплекс нарушений высших психических функций, получивший в литературе название синдрома «расщепленного мозга». После операций на мозолистом теле, как указывают М. Газзанига, Р. Сперри и другие исследователи, нет каких-либо отчетливых изменений темперамента, личности и общего интеллекта больного.

Однако при специальном исследовании обнаруживаются характерные симптомы нарушений психических функций. К ним относятся сенсорные, речевые, двигательные и конструктивно-пространственные феномены, которые не встречаются ни при какой либо другой патологии мозга. Эти данные и послужили основанием для выделения специального синдрома «расщепленного мозга». Сенсорные феномены состоят в том, что зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения то есть проецируемые в правое полушарие больные правши как бы не замечают и не могут их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ими замечается, то есть передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой.

Этот феномен получил название аномия. Аномия не имеет ничего общего с амнестической афазией, так как те же объекты, «воспринимаемые» левым полушарием мозга то есть подаваемые в правое поле зрения или на правую руку , опознаются и называются правильно. Таким образом, аномия — это невозможность называния предметов, «воспринимаемых» правым полушарием то есть предъявленных в левую половину поля зрения или на левую руку у правшей. Менее изучены в работах Р. Сперри и М. Газзаниги сенсорные звуковые феномены, характерные для синдрома «расщепленного мозга».

Речевые феномены проявляются и в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения то есть в правое полушарие или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения в левое полушарие больной может прочесть и написать правильно. Однако исследователи отмечают, что правое полушарие, хотя и является «неграмотным», но все же обладает определенными лингвистическими способностями. Если больному предлагается найти предмет, который обозначает предъявленное слово, среди прочих предметов, то он или находит его, или выбирает предмет из того же семантического поля ручка — карандаш, сигарета — пепельница и т. Отмечается значительная вариабельность лингвистических способностей у разных больных. Двигательные феномены весьма демонстративны.

Они выражаются в нарушении реципрокных совместных движений рук или ног, совершаемых по разным программам печатание на машинке, езда на велосипеде и др. Нарушения реципрокных движений наблюдаются и у обезьян с «расщепленным мозгом». Авторы указывают также на отключение внимания больного от левой руки и в обыденных движениях. При изучении письма и рисунка правой и левой руками у больных с «расщепленным мозгом» был выявлен симптом дископии—дизграфии. Если до операции больной мог писать и рисовать обеими руками правой — лучше, и левой — хуже , то после пересечения мозолистого тела левой рукой он может только рисовать, а правой — только писать. Это относится и к самостоятельному письму или рисунку, и к копированию рисунка по образцу см.

Влияние комиссуротомии на рисунок и письмо: А — рисование куба до и после комиссуротомии: до операции больной правша может рисовать куб каждой рукой, после операции рисование куба правой рукой грубо нарушено по M. LeDoux, 1978 ; Б — синдром дископии— дизграфии и его динамика после пересечения задних отделов мозолистого тела по Л. Московичюте и др. В этой деятельности, также как при письме и рисовании, отмечаются большие индивидуальные различия. У больных с синдромом «расщепленного мозга» также отмечены латеральные различия и в эмоциональном реагировании на эмоционально значимые стимулы. Симптомы «расщепленного мозга» динамичны, со временем выраженность описанных феноменов уменьшается.

И главное — у больных исчезают общие эпилептические припадки, для чего и производятся операции по перерезке комиссур. Изучение модели «расщепленного мозга» впервые со всей очевидностью показало, что полушария головного мозга представляют собой единый парный орган, нормальное функционирование которого возможно лишь при их взаимодействии. В клинике локальных поражений головного мозга нарушения межполушарного взаимодействия возникают при различных поражениях Мозолистого тела вследствие опухоли, кровоизлияния и т. Симптоматика поражения мозолистого тела в целом сходна с синдромом расщепленного мозга. Специальное исследование больных с частичным рассечением передних, средних и задних отделов мозолистого тела вследствие операции по удалению артериовенозных аневризм, локализованных в этих областях обнаружило у них разные нарушения высших психических функций Л. Для всех больных с частичной перерезкой мозолистого тела как и для больных с комиссуротомией, описанных Р.

Газзанигой характерны явления аномии, игнорирование левой половины тела, левой половины зрительного пространства, явления дископии—дизграфии. Особенностью последствий частичной перерезки мозолистого тела являются нарушения межполушарного взаимодействия лишь в одной модальности зрительной, тактильной или слуховой. Модально-специфический характер этих нарушений зависит от места и объема перерезки волокон мозолистого тела передние, средние, задние отделы. Так, при перерезке средне-задних отделов мозолистого тела возникает тактильная аномия в виде нарушения называния стимулов при тактильном восприятии их левой рукой при сохранности называния тех же объектов при ощупывании их правой рукой , что объясняется разобщением задних отделов больших полушарий. При более каудальной перерезке мозолистого тела нарушения межполушарного взаимодействия проявляются только в зрительной сфере, что иногда сочетается с гомонимной гемианопсией — выпадением полей зрения слева чаще или справа. Называние объектов, информация о которых поступает в правое полушарие, также невозможно.

Больные могут писать только правой, а рисовать — только левой рукой, хотя до операции они могли выполнять эти действия обеими руками. Нарушение взаимодействия слуховых систем проявляется в виде невозможности воспроизведения слов, подаваемых в левое ухо по методике дихотического прослушивания , и наблюдается при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела. При частичном поражении только передних отделов мозолистого тела нарушается реципрокная координация движений и запаздывает время переноса кожно-кинестетической информации слева направо и наоборот — при его оценке по методике, разработанной С. Блинковым 1973. Таким образом, результаты нейропсихологических исследований показали, что мозолистое тело представляет собой дифференцированную систему, различные участки которой выполняют разную роль в механизмах межполушарного взаимодействия. Другой особенностью синдрома частичной перерезки мозолистого тела является нестойкость появляющихся симптомов, то есть сравнительно быстрое восстановление психических функций.

Скорость восстановления различных функций неодинакова: сначала восстанавливается вербальная оценка тактильных стимулов, наносимых на левую половину тела, позже исчезают игнорирование левой половины зрительного поля и явления дископии—дизграфии Л. Специальным направлением исследований проблемы межполу-Шарной асимметрии и межполушарного взаимодействия являются исследования закономерностей формирования парной работы полушарий в онтогенеза, начатые в нашей стране Э. Симерницкой 1985 и ее сотрудниками. Теперь их продолжают Т. Ахутина, Н.

В борьбу за приоритет вступают правополушарный способ говорения — ритмизированная речь — и левополушарный способ — неритмизированная, апериодическая речь.

У заикающихся каждое полушарие в отдельности функционирует нормально. Со стороны левого полушария не отмечается дефектов речевого развития. Правое полушарие также способно к ритмическим видам деятельности: к музыке, рисованию и т. Речь детей в просодическом отношении ритмически правильно организована и нюансирована. Функциональная состоятельность каждого полушария и приводит к конфликту в «борьбе за лидерство».

Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения... Ознакомить студентов с основными методами и показателями... Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64.

Получение сдача оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается... Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой ДЭС , состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов... Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием.

Peters M. Young, C. Carter, SJ. Segalowitz, S. Academic Press, 1983. Holtzen D. Enoka R. Champaign: IL, 1994. Rizzolatti G. Decety J. Gentilucci M. Broca P. Baskerville R. Hellige J. Hemispheric asymmetry: What? Harvard: Harvard Press. Highley J. R, Walker M. Harrison P. Luders E. Sarringhaus L. Toga A. Previns K. Annett J. Гутник Б. Функциональная асимметрия и возможные физиологические механизмы ее активного отражения в мануальной деятельности растущего организма. РАПН, 1990. Course and location of fibres at different segmental levels. Can J Physiol Pharmacol. Gazzaniga, M. New York: Appleton-Century Crofts; b. Brinkman, J. Split-brain monkeys: Cerebral control of ipsilateral and contralateral arm, hand and finger movements. Science, 176, 536 — 539. Priest J. American Volume. Stimulation of hone growth through sports. Schaeffer T. Plochocki J. Schultz A. Latimer H. Ruff C. Iuman Biology; an International Record of Research. Haapasalo H. Dane S. Gumustekin K. Безруких М.

Консультация «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребёнка»

Мозолистое тело. Несформированность межполушарного взаимодействия. Если межполушарное взаимодействие несформировано, происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия – одна из наиболее актуальных в современном естествознании. В настоящее время она разрабатывается разными нейронаука-ми: нейроанатомией, нейрофизиологией, нейробиологией и др. Таким образом, межполушарное взаимодействие мозга обеспечивает ребенку быстрое формирование универсальных общеучебных навыков и высокие результаты в самых разных видах практической деятельности. Авторы работы считают, что результаты будут полезны при разработке методик для выявления нарушений межполушарного взаимодействия при разнообразных патологиях мозга. [На иллюстрации: Мозолистое тело — зеленая «шина», соединяющая полушария мозга.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий