1607 март

Однако 12 июня 1607 года в результате долгого и упорного боя повстанцы были разбиты. С 12 июня 1607 года фактически началась осада Тулы. 30 июня подошли основные силы Шуйского. 2 марта 1607 года После свержения Лжедмитрия I новый царь – Василий Шуйский предпринял попытку поднять поколебавшийся авторитет власти с помощью Церкви. Желая заручиться поддержкой дворянства, Василий Шуйский 9 марта 1607 года издал важный крепостнический закон.

Хронология событий смутного времени

«Уложение» 1607 Соборное уложение 1607 года — закон Русского царства, предположительно изданный в период царствования Василия Шуйского. Имел целью урегулировать положение крестьян и холопов.
Уложение о крестьянах и холопах Май 1607 года — появление на Брянщине Лжедмитрия II и существование "тушинского лагеря".

Смутное время в России начала 17 века - причины, события и последствия (Таблица)

Сохранился царский указ 7 марта 1607 года о добровольных холопах, поступивших на службу, а не родившихся в холопстве. Он показывает, что с восставшими боролись не одними репрессиями, их пытались вернуть в свой «чин» и другими мерами. Указ подтверждал добровольный характер службы в холопстве для тех, кто сам выбирал такой путь, даже если они уже прослужили «полгода, или год, или болше». Раньше, по Уложению 1 февраля 1597 года, «холопьи имена и на них крепости всякие» должны были записываться «безсрочно».

Десять лет спустя добровольным холопам дали возможность выбирать — оформлять или нет на себя служилую кабалу: «ино тех доброволных холопей в неволю давати не велеть». Те же владельцы холопов, кто раньше принял на службу холопа и не оформил на него запись, оказались в проигрыше. Их, как когда-то во времена царя Дмитрия, поучали в этом указе: «Не держи холопа без кабалы ни одново дни; а держал безкабално и кормил, и то у себя сам потерял»[248].

Следовательно, у тех добровольных холопов, кто по каким-либо причинам попал в кабальную зависимость, появлялась возможность вернуться туда, откуда чаще всего они могли уходить, избывая посадского или крестьянского тягла. Согласно этому документу, устанавливался 15-летний срок давности судебных исков о беглых крестьянах: «…и впредь за пятнадцать лет о крестьянех суда не давати и крестьян не вывозити». Помимо этого было принято несколько указов, регламентировавших уплату штрафа-«пожилого» за прием крестьянина «не принимай чужого» , порядок перехода крестьянок по «отпускным» в связи с выходом замуж и контроль за перемещением людей.

Старосты, сотские и священники обязаны были докладывать властям, «нет ли где пришлых вновь». Изучение Уложения вызвало громадный шлейф исследовательской литературы. И все по причине недоверия к известиям Василия Никитича Татищева, получившего единственный список этого документа из «Чердынской архивы».

Уложение так было передано Татищевым, что в его тексте документальная основа «закона царя Василия Шуйского», возможно, смешалась с переработкой историографа XVIII века. Поэтому мнения историков разделились. Одни принимали, а другие не принимали это Уложение.

Третьи отделяли кажущуюся им сомнительной вводную часть Уложения, где рассказывается предыстория крестьянского закрепощения во времена царя Федора Ивановича, от действительно введенной в 1607 году нормы о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян.

Во 2-й половине 19 в. Погодин и И.

В советской исторической науке «Уложение» рассматривалось преимущественно в качестве своеобразного итога закрепостительных мероприятий конца 16 — начала 17 вв. Опубликовано 14 июня 2022 г. Последнее обновление 19 января 2024 г.

А не было на которых крестьянех челобитья по сесь день, и сентября по 1е не будет, и тех после того не отдавати, а написати их в книги за тем, за кем они ныне живут. И впредь за пятнадцать лет о крестьянех суда не давати выделено нами. А буде которые отныне, изза кого вышед, перейдут к иному кому бы то ни было, и тот, к кому придет, примет противо сего нашего Соборного Уложения, и у того, крестьянина взяв, перевести ему со всеми того крестьянина пожитки откуду он перебежал, а двор, если тот крестьянин строил, заплатити чего судит, а двора не возити; да с него же на царя государя за то, что принял противно уложениа, доправити 10 рублев: не принимай чужого; да с него же за пожилое тому, чей крестьянин, за двор за всякой год по три рубли, а за холостаго тоже на год по три рубли. А придет к кому крестьянин наняться в работу на лето, или на зиму, или на весь год, а не семьею, и кто наймется не боле года, в том не винити за прием и пожилого не правити, потому что государь его сведом, где он живет. А побежит женка, или вдова, или девка в чужую отчину и выдет замуж, и того крестьянина, который женится начужей женке, отдати тому, чья женка, со всеми его животы и з детми, кои от тоя беглыя родились; а буде у того крестьянина дети есть от первой жены, и до тех дела нет, с мачехою не отдавать; а буде они малы, то пустити с отцом, доколе коему минует от роду 15 лет. А которые люди держат рабу до осмнадцати лет, а вдову молоду после мужа более дву лет, а парня холостого за 20 лет, а не женят и воли им не дают, и той вдове, или девке, или парню идти к казначею, а казначею, опытав о том, и доведут, что им те лета минули, а государь их не женит, ино тем дати отпускные, в Москве казначею, а в иных городех наместником и судиам.

Сомнения в подлинности «Уложения» были высказаны Н. Карамзиным в примечаниях к 10-му тому «Истории государства Российского» Санкт-Петербург, 1824. Во 2-й половине 19 в. Погодин и И. В советской исторической науке «Уложение» рассматривалось преимущественно в качестве своеобразного итога закрепостительных мероприятий конца 16 — начала 17 вв. Опубликовано 14 июня 2022 г.

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО О КРЕСТЬЯНАХ И ХОЛОПАХ, 1607 г. МАРТА 9

Он связан со Смутой начала века и последующим восстановительным периодом 20-50-х гг. Страшное разорение страны в смуту создало для московского правительства ряд финансовых затруднений, которые обусловливали собой всю его внутреннюю политику, вызвали окончательное прикрепление посадского и сельского населения. Законодательство начала XVII века было направлено против невыгодных для государства последствий выхода крестьян: Оно старалось прекратить переход крестьян в нетяглое состояние, в холопство, разрешенный Судебником 1550. Так как холопы не облагались налогом.

Оно пыталось прекратить переманивание крестьян крупными землевладельцами, что также уменьшало поступления в казну, и разоряло мелких землевладельцев - основу вооруженных сил страны. По искам землевладельцев оно преследовало незаконные побеги крестьян, нарушавшие право собственности землевладельцев. Указ 1607 г.

Законодательные меры против беглых крестьян завершились указом 9 марта 1607 г. Теперь розыск и возврат беглых крестьян независимо от исков землевладельцев он возложил на областную администрацию под страхом тяжкой ответственности за неисполнение этой новой для нее обязанности, а за прием беглых, прежде безнаказанный, назначил сверх вознаграждения потерпевшему землевладельцу большой штраф в пользу казны по 10 рублей за каждый двор или за одинокого крестьянина, а подговоривший к побегу сверх денежной пени подвергался еще торговой казни кнут. Этот указ допускал давность для исков о беглых крестьянах до 15 лет.

Также он прямо признал личное, а не поземельное прикрепление владельческих крестьян: тем из них, которые за 15 лет до указа записаны в поземельных описях, в писцовых книгах 1592-1593 гг. Указ был издан, когда разгоралась Смута, несомненно помешавшая его действию. Он затягивал узел обязательных отношений крестьян к господам, когда колебались все основы государственного порядка, когда тяглые и несвободные классы сбрасывали с плеч свои старые обязательства и еще менее стеснялись новыми.

А которые боярские люди в прошлых во 141-м и во 142-м годех з бояры своими были на государеве службе под Смоленским, и на боех, и в загонех взяты были в полон в Литву, и ис полону вышли, и тем боярским людем для полонского терпения дана воля, и жены их отданы им же, а детем их, которые у кого в холопстве породилися, и на которых их детей у кого есть кабалы и иные крепости, велено быть во дворех в холопстве попрежнему. А которые боярские люди ис под Смоленска, и с иных государевых служеб от бояр своих збежали в казаки, или в иное какое воровство, и в воровстве взяты в полон, и ис полону вышли, и тем боярским людем велено быть во дворех у прежних же своих бояр. А которые боярские люди бегали с службы, и служили у иных дворян и детей боярских, и у всяких людей, и были в полону же, и тех холопей велено отдавати прежним их бояром по старым крепостям. А ныне и впередь о таких холопех указ чинить по томужь, как указано преже сего.

А которые холопи или рабы збежав от кого постригутца, или которые холопи в бегах станут в попы, или во дьяконы, а те люди, от кого они збежат, учнут за них иматца, и похотят на них искати холопства и сносу, и на таких беглых людей бояром их в холопстве и в сносе давать суд в Холопъе приказе. Да будет по суду и по сыску на таких беглых людех холопства и сносу доищутца, и на них снос доправя, отдати исцом, а их отослати к патриарху, или в котором городе ко властем, а патриарх и иные власти учинят об них указ по правилом Святых Апостол и Святых Отец. А будет такие беглые люди чернеческое платье или скуфьи сами на себя положат, и сыщетца про то подлинно, и с них по сыску чернеческое платье и скуфьи сняв, отдать в холопство тем людем, от кого они збежат. А которые литовские полоняники женаты в боярских дворех на руских крепостных и на старинных робах, или которые жонки или девки литовские полонянъки в бояръских дворех выданы замуж за крепостных, или за кабалпых холопей, а в приводе те литовские полоняники и полонянки перед бояры в роспросе сказалися, что они в Литву итти, и у тех своих бояр, где они поженилися на русских, и полонянки, которые выданы замуж за русских, жить не хотят, и те литовские полоняники с женами с рускими жонками, и полонянки с мужьями, с рускими людьми из боярских дворов и ото всяких чинов людей свобожены и велено жить им на воле, где кто похочет.

А которые литовские полоняники были у записки перед бояры, а похотели жить у тех же, у кого преже того жили, и те отданы тем же людем, кто у кого живет. А впредь толко те полоняники и полонянки учнут бити челом, чтоб им дати воля, и тех литовских полоняников по тем запискам велено отдавати тем же людем, у кого они жили. А ныне о таких литовских полоняникех и о полонянъках чинить указ против того же, как об них указано напередь сего. А иноземцем некрещеным на Москве и в городех держати у себя во дворех в работе иноземцев же всяких розных вер, а руским людем у иноземцев некрещенных, по крепостям и доброволно, в холопстве не быть, для того, в прошлом во 136-м году ведомо учинилося, блаженныя памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичю всеа Русии, и отцу его государеву, блаженныя памяти, великому государю святейшему Филарету Никитичю, патриарху Московскому и всеа Русии, что на Москве и в городех у иноверных у некрещеных иноземцев служат православные християне, и тем православным християном от иноверцов чинитца теснота и осквернение, и многие бес покаяния, без отцов духовных помирают, и в великой пост и в иные посты мясо и всякой скором едят неволею.

И блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всеа Русии, и отец его государев блаженные жь памяти великий государь, святейший Филарет Никитичь патриарх Московский и всеа Русии указали православных християн у иноземцев некрещеных из дворов взять, и вперед тем православным христианом у иноверных, у некрещеных у иноземцев, во дворех быти не велели, чтоб в том христианским душам осквернения не было и бес покаяния не помирали б. И ныне по тому же у иноземцев некрещеных русским людем во дворех не быть никоторыми делы. А будет которые русские люди учнут у некрещеных иноземцев во дворех служити по крепостям, или доброволно, и тех сыскивая, чинити им жестокое наказанье, чтоб им и иным таким не повадно было так делати. А которые иноземцы розных вер некрещены живут на Москве и в городех у иноземцев же некрещеных розных же вер по купчим, или полоняники, и похотят те иноземцы креститися в православную християнскую веру, и учнут о том бити челом государю, чтобы государь пожаловал велел их, взяв у тех иноземцов, у кого они во дворех живут, крестити в православную християнскую веру, и по тому челобитью тех иноземцов крестити в православную християнъскую веру, а окупу за них давать иноземъцом по пятинатцати рублев за человека, и платить те денги им собою.

А будет у иноземцов в купчих, как они их купили, написано будет болши пятинатцати рублев, и тем купчим не верить потому, что в купчих денги пишут с прибавкою… 75. А которые люди положат в суде на одного холопа две кабалы московские и в книги те обе кабалы записаны, а в рожей и в приметы тот человек сойдется с книгами по одной кабале, а по другой не сойдется, и того спорного человека отдати в холопи по той кабале, по которой он с книгами в рожей и в приметы сойдется, хотя будет та кабала и после тоя кабалы взята, по которой кабале тот холоп в приметы с книгами не сойдется. А впредь с нынешнего Уложения для таких споров холопьи приметы описывати в кабалах имянно. А которой холоп бьет челом кому в холопство, и служилую кабалу на себя напишет, и тот, кому он в холопство бьет челом, приведет его с тою кабалою для записки в Холопей приказ, а иной в те же поры учнет на того холопа бити челом, что тот холоп напередь того ему в холопство бил челом и служилую кабалу на себя ему дати хотел, и он ему и жалованье дал, и таким челобитчиком отказывати, а давати на таких холопей кабалы тем людем, кто их в приказ с кабалою приведет.

А кто холопу жалованье даст не взяв кабалы, и он то сам от себя потерял, не взяв кабалы, не давай жалованья… 80. А кто учнет у себя в дому делати беззаконие с рабою з жонкою, или з девкою, и приживет с нею детей, и в том на него та раба учнет государю бити челом, и таких жонок и девок, и на кого они учнут государю бити челом, отсылати на Москве на Патриарш двор к патриаршим приказным людем, а в городех к митрополичьим и к архиепископлим приказным же людем, и велеть про них сыскивати святительским судом, и указ им чинити по правилом Святых Апостол и Святых Отец, и по допросу обеих их отцов духовных… 83. А которые люди родятся у кого в кабалном холопстве, и как они будут в возрасте, и они, покиня отцов своих и матерей, от тех людей, у кого они в кабалном холопстве родятся, побежат и дадут кабалу иному кому, и тех людей, которые породятся у кого в кабалном холопстве да побежат, отдавати тем людем, у кого они родилися и у кого служат отец их, или мати, а тем людем, кому они кабалы дадут внов, отказывати… 89. А будет от кого побежат люди старинные, или кабалные, или купленые, или полоняники иных земель, и тот, от кого те люди побежат, учнет об них заказ чинить и переем сулити, и потому его заказу будет кто тех его людей переимает, и ему за тех своих беглых людей тому, кто их переимает дати переем, по уговору сполна, безо всякаго переводу, да ему же дати за прокорм тех своих людей, от человека по две денги на день.

А будет кто таких беглых людей изымав тому, от кого они збежат, не отдаст, и учнет их держати у себя для работы, а тот, чьи те люди, учнет на него о том государю бити челом, и с суда сыщетца про то допряма, что он чюжих людей у себя держит для работы, и тех людей, взяв у него, и отдати тому, чьи те люди. Да на нем же велеть доправити за работу тех людей на всякую неделю, сколко у него те люди поживут, на неделю по два алтына по две денги человеку, и отдать те денги исцу жь. А будет кто кому прикажет человека во двор, и по том человеке ручаетца, что тот человек доброй, и воровства от него никакова не будет, и запись на себя в том даст, а тот человек, по ком ручаетца, учиня какое воровство, збежит, и тот, от кого тот человек збежит, учнет на том порутчике того своего человека и сносу и убытков своих по записи искать судом, а тот порутчик записи лживить не учнет, и ему велети того человека, по ком он ручался, сыскивать, и учинить ему срок, как ему того человека сыскав, мощно поставить в приказе. А будет он того беглого человека на первый срок не поставит, и ему в том человеке дать другой и третей срок по указу.

А будет он того человека и на третей срок не поставит, и ему за того человека исцу платить пятьдесят рублев, да снос и убытки по суду и по сыску. А кому беглой человек ис приказу отдан будет в холопство попрежнему, и тому, кому тот беглой человек будет отдан, приказать накрепко, чтоб он того своего беглого человека до смерти не убил и не изувечил, и голодом не уморил. А кто у кого поимаетца за холопа, и на том холопе за платья и приведет его в Холопей приказ и скажет, что тот холоп с тем поличным снес от него многия его животы, а приводной холоп у приводу в роспросе скажет, что на нем то платье того, кто за него поимаетца, а иных животов он от него ничего не снашивал, а тот человек, у кого за того холопа поимаются, скажет, что тот холоп бил челом ему во двор внове, а сказался волной человек, и то платье, за которое поимаются, принес к нему на себе, и он за то платье не стоит, а опричь того платья иного ничего к нему тот холоп не принашивал, и по той ответчикове и холопьей скаске, то поличное платье отдавати исцом, а в досталном иску, чего в лицах не будет, дати им суд, а по суду и по сыску межь ими указ учинити, до чего доведется. А которые люди учнут тягатися о холопе, а спорной холоп до вершенья судного дела отдан будет беречи приставу, и как о том спорном холопе судное дело будет вершено, и тот спорной холоп отдан будет правому, и приставу пожелезное и прокорм за того холопа велети доправити на виноватом.

А велеть правити пожелезново по три деньги, а прокорму по четыре деньги на день, и обоего пожелезного и прокорму по семи денег на день. А которые люди учнут в спорном холопе слатися в повалной обыск около своего поместья версты по две, и по три, и по пяти, и по шти, и по десяти, и будет доведется послати обыскати, а в обыскех объявятся в скаске "немногие люди человек дватцать, или тритцать, а обыщики, и истец, и ответчик скажут, что опричь того в тольких верстах иных обыскных людей нет, и тот обыск ставити в повальной обыск, и обыскным речем тех немногих людей верити. А которые люди учнут межь себя тягатися о холопех и в сносе, и по суду в том деле дойдет до веры, а на суде истец или ответчик возмет крест целовати человеку своему, и имя тому своему человеку в суде скажет, а после того учнет бити челом, что у него тот человек, которому было крест целовати, збежал, или умер, и вместо того беглого, или умершаго человека к крестному целованию поставить иного своего человека. А тот, кому ко кресту приводить учнет говорити, что он тому человеку не верит, а верит он иному его человеку, и имя иному человеку скажет, и в том ему отказать, а велеть крест целовати тому человеку, которой к крестному целованью будет поставлен.

А которые люди купленых татар крестят, и тех новокрещеных людей учнут продавати и приводити к записке, и на таких новокрещеных людей в Холопье приказе никому служилых кабал не давати, и от тех людей, кто их к записке приведет, свободить потому, что по государеву указу крещеных людей никому продавати не велено. А будет которые люди учнут купленых своих людей татарскаго полону кому поступатися по добродетели безденежно, и даные на них учнут давати, и те люди, которым те купленые люди будут даны, с теми даными приведут их для записки в Холопей приказ, и в Холопъе приказе тех даных людей, и на них даные в книги записывати. А будет кто приведет к записке татар по купчим, или по даным, а скажет, что те татаровя куплены на Дону, или в городех, или кто возмет сам полоном, и тех татар полоненых по купчим и по даным по тому же в книги записывати. А которые купленые люди татаровя новокрещеные останутся после кого умершаго, а духовных после умерших не останется, или духовныя и останутся, да тех новокрещенов в тех духовных никому в надел будет не написано, а как они куплены, и в купчих про них того будет не написано же, что их тот, после кого они останутся, купил себе и жене своей и детем, а жены или дети тех умерших на волю их не отпустят для того, что они их купленые люди, а те купленые люди учнут бити челом государю о них о свободе потому, что они им в духовных и в купчих не написаны, и тем купленым людем по смерти тех людей, кто их купит, быти у жон их и у детей потому, что многие люди таких людей покупают до женидбы своей, а которые люди таких людей покупают и женяся, и они тех своих купленых людей в купчих пишут себе, а того не повелося, что таких купленых людей в купчих писати себе и жене своей и детем.

А которые люди учнут на ком искати холопъства по полной деда своего, а в полной деда его будет написано, что дед его того холопа купил себе и детем своим, а про внучат и про правнучат в той полной ничего будет не написано, а ответчик на того же холопа положит в суде кабалу новую, и по той кабале тому холопу и впередь велеть быти в холопстве у ответчика, а исцу в том холопе отказати потому, что он о том холопе бьет челом по полной деда своего, а в полной деда его того холопа ему не написано… 104. А которые волные люди похотят жити у протопопов, и у протодьяконов и у попов, и у дьяконов и у иных причетников церковных, или у служек монасгырьских, и на тех людей протопопом и протодьяконом давати служилые кабалы, а у попов, и у дьяконов, и у иных причетников церковных, и у служек монастырьских тем вольным людем жити из воли, по записям урочные годы, а служилых кабал на таких вольных людей попом и дьяконом, и иным причетником церковным и служкам манастырьским не давать. Такъже которые вольные люди похотят жить у боярских людей, и тем людем у боярских людей жить из воли, по записям же урочные годы, а служилых кабал на таких вольных людей боярским людем не давать же. А которым будет боярским людем на таких людей служилые кабалы даны в прошлых годех, и те кабалы не в кабалы потому, что в прошлом во 143-м году такие кабалы велено отставить.

А кто, отходя сего света, напишет в духовной своей, что сына его кабальных людей отпустить на волю, и тех кабальных сыновних людей, по отцовым духовным, на волю отпущать, и отпускные им давать, а по кабалам у детей его служити им не велеть… 110. А которые холопи учнут кому давати на себя и на детей своих служилые кабалы, а дети у них вътепоры будут лет в пятнатцать, или в дватцать и больши, а учнут те холопи тех своих детей в кабалы писати с собою за очи, и тех холопьих детей в кабалы и в кабальные книги за очи не писать, а велеть их к кабалной записке ставить налицо, и в кабальные книги записывати их в рожей и в приметы всех, а за очи на таких холопьих срослых детей кабал не давати. А у которых холопей втепоры, как они учнут на себя давати кабалы, дети будут в недорослях, менъши пятинатцати лет, и тех их детей, по их скаскам, в кабалы и в кабалные книги писать с ними и за очи. А будет кто до сего государева указу имался у кого за холопа, и приведчи того холопа в приказ, не искал на нем холопства многое время, и тем он в том холопе обвинен и отдан тот его холоп тому, у кого он имался, и тому холопу и впредь быти в холопстве у того, кому он ис приказу прежним государевым указом отдан потому, что он того холопа сам у себя потерял, что на нем холопъства не искал многое время.

А впредь с сего государева указу в холопьих делех ни кого без суда не винити. А которые люди поимаются у кого за чьих холопей, и приведут тех холопей в приказ, а чьи те холопи, и те люди втепоры будут на государеве службе в далных городех в Сибири, или в Астарахани, или в иных городех, а крепости на тех приводных холопей те люди, кто их в приказ приведет, скажут с теми их бояры в тех же городех, а холопства на тех приводных холопех без бояр их те люди, которые тех холопей изымают, искати не учнут; и таких приводных холопей до тех мест, как исцы их приедут из далных городов, отдати тем людем, у которых за них поимаются, и велеть тем людем, кому они будут отданы к приводу руку приложить. А как тех холопей у них в приказ спросят, и им тех холопей велеть поставить. А будет они тех людей держати у себя не похотят, и тех приводных людей, до исцов их, дати на поруки.

А будет по них поруки не будет, и их отдати беречи приставом, а кормити их велеть у приставов тем людем, кто за них изымается и у кого за них изымается. А будет тот, кто за них изымается и у кого изымается, кормити их не учнет и их велеть кормить приставом, а впередь за тех людей прокорм и пожелезное приставу велеть доправити на виноватом. А кто помещик, или вотчинник возъмет служилую кабалу на своего крестьянина, или на крестьянского сына, или на крестьянку свою или на крестьянскую дочь девку, и тот крестьянин, или крестьянской сын, или крестьянка, или крестьянская дочь, пожив у него в холопстве, от него збежат и в бегах дадут на себя кому другую кабалу иному кому, а прежней их боярин за них поимается, а ответчик учнет на него бити челом и уличати тем, что он кабалу взял на своего крестьянина, или на крестьянского сына, или на крестьянку, или на крестьянскую дочь, и тем того человека учнет тот ответчик у него оттягивати, и похочет быти прав своею кабалою, и таких беглых людей ис холопства отдать прежним их боярам во крестьянство. А что тот их прежней боярин взял на них служилые кабалы, и ему за то, что государь укажет, для того, что по государеву указу ни кому на крестьян своих и на крестьянъских детей кабал имать не велено.

А от кого побежит крепостной холоп, и в бегах кому даст на себя служилую кабалу, и дав ту кабалу, из бегов воротится к прежнему своему боярину, и учнет у прежняго своего боярина служити по его смерть, а по смерти прежнего своего боярина бъет челом в холопи, и кабалу даст кому иному, мимо того, кому он напередь того кабалу на себя дал, бегаючи от прежнего своего боярина и тот холоп тому и крепок, кому он даст на себя кабалу по смерти перваго своего боярина. А что он наперед того дал на себя кабалу при первом своем боярине в бегах, и та кабала не в кабалу потому, что он ту кабалу дал на себя бегаючи от первого боярина воровством. А от которого боярина зъбежит холоп, а от другого боярина зъбежит раба, вдова или девка, а оба они холоп и раба кабальные или старинные, или один кабалной, а другой старинной, и бегаючи холоп женится на той беглой рабе на вдове, или на девке, а после того за них поимаются те люди, от кого они збежат, и учнут бити челом один о холопе, а другой о жонке, или о девке, и им дати жеребей, и чей жеребей вымется, и ему дати тому, чей жеребей останется, за холопа или за рабу десять рублев, а холопа с рабою взяти к себе, и служити у него тем людем по крепости, а куплеными людьми ему тех людей не называти. А которые тяглые люди учнут в Холопей приказ приносити житейские записи на детей своих или на братью и племянников не тяглым всяких чинов людем, на урочные на многие годы, и на таких тяглых людей не тяглым людем житейских записей на многие годы не записывати, а записывати такие житейские записи только на пять лет, а больши пяти лет не записывати.

Да в прошлом во 132-м году послан указ, блаженныя памяти великаго государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии в Сибирь, да в Астарахань, татар и татарченков мужеского и женского пслу всяким людем покупати и даром ни у кого имати и крестити, и на Русь ни с кем высылати не велено. А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии указал таких татар и татарченков в Астарахани и в Сибири покупати всяким людем попрежнему, опричь воевод и всяких приказных людей, которые воеводы и всякие приказные люди у государевых дел будут в Сибири и в Астарахани. И будет таких купленых татар кто приведет к кабалной записке, или по купчей, или по даной, и тех купленых татар записывати в книги в рожей и в приметы, и с книг давати тем людем, кто их к записке приведет, выписи за дьячьею рукою. А будет кто в Астарахани и в Сибири татар и татарченков учнет у кого красти или отъимати силно, и тем, людем за то по сыску чинити жестокое наказание, и тех татар и татарченков, которых они украдут, или отъимут силно, взяв у них будет они не крещены, отдати тем людем, у кого они их украдут или отъимут.

А будет они тех татар и татарченков крестят, и на них за тех татар и за тех татарченков доправити против тамошния продажи болшую цену, и отдати тем людем, у кого они тех татар и татарченков украдут, или отъимут, а тем новокрещеным татаром быти у них. А которые судные дела о холопех вершены по государеву указу и по боярским приговором до сего Уложенья во всех приказех, и тем делам и быти по тому, как те дела вершены, а впредь тех дел не всчинати и не переговаривати… Дополнительные источники Указ об урочных летах, 1597 г. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей и из вотчин, ис патриарховых, и из митрополичих, и изо владычних, и из монастырских вотчин выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян в их побеге и по тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, и патриаршим, и митрополичий, и владычним, и детем боярским, и монастырьских сел приказщиком и служкам давати суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил.

А которые крестьяня выбежали до нынешняго 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, а те помещики и вотчинники, из-за ково они выбежали… государю не бивали челом, — и государь указал на тех беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем оне, выбежав, живут, суда не давати и назад им, где хто жил, не вывозити». Уложение 1607 года: «Лета 7115-го марта в 9 день государь царь и великий князь Василий Ивановичь всеа Руси с отцом своим Иермогеном патриархом со всем освясченным собором и с своим царским сигклитом, слушав доклада Поместной избы бояр и диаков, что де переходом крестьян причинялись великиа кромолы, ябеды и насилия немосчным от сильных, чего де при царе Иване Василиевиче не было, потому что крестьяне выход имели волный; а царь Федор Ивановичь, по наговору Бориса Годунова, не слушая советов старейших бояр, выход крестьяном заказал и у кого колико тогда крестьян где было книги учинил, а и после от того началися многие вражды, кромолы и тяжи. Царь Борис Федоровичь, видя в народе волнение велие, те книги отставил и переход крестьяном дал, да не совсем, что судии не знали, како по тому суды вершити. И ныне чинятся в том великие разпри и насилиа, многим разорения, и убивства смертные, и многие разбои, и по путем граблениа содеяшася и содеваются.

Сего ради приговорили есми и уложили по святым вселенским соборам и по правилом святых отец.

В грамоте, подписанной обоими патриархами, говорилось об избрании Бориса Годунова царём, о преступной расправе с юным Феодором Борисовичем. За покаяние патриарх провозгласил народу прощение.

Каялись в тот день и архиереи, и бояре.

Ноябрь 1597 г. О сыске и возвращении беглых и насильственно вывезенных крестьян в течение пяти лет. XVII в. Указ царя Дмитрия Лжедмитрия I. О восстановлении 5-летнего срока беглых крестьян, разрешение ухода крестьян в случае угрозы голода.

Православно-державный календарь

Одной из важнейших причин недовольства москвичей Лжедмитрием было то, что и он, и его жена Марина Мнишек откровенно отказывались исполнять православные обряды. В частности, они отказались от причастия по православному обряду после своей свадьбы. После гибели Лжедмитрия и бегства Марины Мнишек, царем стал знатный московский боярин Василий Иванович Шуйский, который предпринял попытку поднять поколебавшийся авторитет власти с помощью Церкви. Иов напомнил «единодушное избрание Годунова в цари», живописал ослепление народа, гнусное умерщвление юного государя Федора Борисовича и матери его, царицы Марии, а также последовавшие за этим бедствия Отечества. Наконец, исчислив все ужасы, Иов объявил «народу разрешение и прощение» в надежде, что тот будет отныне верен и покается. Каялись в тот день и архиереи, и бояре.

Ограничение права крестьянского выхода за неделю до и после Юрьева дня 26 ноября и плата за "пожилое" в лесах - полтина, в степях - рубль. Начало юридического закрепощения крестьян. XVI в. Подтверждение ограничения крестьянского выхода только одним днем и увеличение платы за "пожилое" в лесах рубль, в степях - полтора рубля. Об отмене временно крестьянского выхода в Юрьев день.

Поражение Болотникова под Москвой произошло в результате изменения соотношения сил борющихся сторон. В конце ноября Шуйский получил большое подкрепление: на помощь ему подошли смоленские, ржевские и другие полки. В армии Болотникова также произошли изменения, ослабившие её: к этому времени относится измена Истомы Пашкова, перешедшего 27 ноября на сторону Шуйского вместе со своим отрядом. Поражение Болотникова 2 декабря коренным образом изменило обстановку в стране: оно означало снятие осады Москвы, переход инициативы в руки воевод Шуйского. Царь жестоко расправился с захваченными участниками восстания. Однако борьба восставших крестьян и холопов не прекратилась. Калужский период восстания После поражения под Москвой главными базами восстания становятся Калуга и Тула. Район, охваченный восстанием, не только не уменьшился, а, наоборот, расширился, включив в себя города Поволжья. В Поволжье против крепостников выступили татары, мордва, мари и другие народы. Таким образом, борьба шла на большой территории. Особенно острым было положение в районе Рязани — Брянска и в Среднем Поволжье, не затухала борьба и в Новгородско-Псковской области, на Севере и в Астрахани. Кроме того, возникшее на Тереке движение, возглавлявшееся самозванцем «царевичем» Петром, мнимым сыном Фёдора Ивановича это имя принял Илья Горчаков, происходивший из посадских людей города Мурома , к началу 1607 г. Правительство Шуйского стремилось подавить все центры и очаги восстания. Болотников был осаждён в Калуге войсками Шуйского. Безуспешная осада Калуги продолжалась с декабря 1606 г. Во втором важнейшем центре восстания — Туле находился «царевич» Пётр. Безуспешность попытки Василия Шуйского одним ударом завершить разгром восстания Болотникова показала, что, несмотря на поражение под Москвой, силы восставших были далеко ещё не сломлены. Поэтому продолжая борьбу против основных сил Болотникова под Калугой, правительство Шуйского одновременно принимает меры и для подавления восстания в других районах. Борьба под Калугой завершилась в мае 1607 г. Поражение войск Шуйского и снятие осады Калуги означало огромный успех восстания Болотникова. Это привело к острому конфликту между царём и боярами, требовавшими отречения Василия Шуйского. После поражения войск Шуйского на Пчельне и снятия осады с Калуги Болотников отошёл к Туле и объединился там с «царевичем» Петром. За это время Шуйскому удалось собрать новые силы и достигнуть временного соглашения между основными группами господствующего класса — боярами и дворянами. Поддержка дворянства была получена Шуйским благодаря ряду мероприятий. Одним из важнейших среди них было законодательство по крестьянскому вопросу. Дело сыска беглых крестьян в результате противоречивого законодательства Бориса Годунова и Лжедмитрия I находилось в очень запутанном состоянии. Из-за беглых крестьян шла острая борьба между землевладельцами. Уложение 9 марта 1607 г. Уложение устанавливало 15 летний срок для сыска беглых крестьян. Издание этого закона отвечало требованиям землевладельцев и в первую очередь помещиков. Оно должно было повлечь за собой прекращение острой борьбы из-за беглых крестьян между отдельными группами землевладельцев, а следовательно, и объединить их для борьбы с Болотниковым. Законодательство Шуйского, укрепляя крепостничество, ухудшало положение крестьян. Политика Шуйского в отношении крестьян и холопов была подчинена целям подавления восстания Болотникова. Василий Шуйский начал новый поход против Болотникова и «царевича» Петра, закрепившихся в Туле. В Серпухове были сосредоточены войска, предназначенные для осады Тулы, во главе которых стал сам царь. Первая встреча царских войск с отрядами Болотникова произошла на реке Восьме и закончилась поражением восставших. Неудачным для Болотникова было и сражение на реке Вороньей в 7 км от Тулы. Шуйский начал осаду Тулы, четырёхмесячная оборона которой явилась заключительным этапом в истории восстания Болотникова. Несмотря на численное превосходство войск Шуйского, осаждённые мужественно защищали Тулу, отражая все штурмы врага. Осенью на реке Упе осаждающими была сделана плотина, вызвавшая наводнение. Вода залила в Туле погреб с боеприпасами, испортила хлебные и соляные запасы. Но и положение Василия Шуйского под Тулой было сложным. В стране шла непрекращающаяся борьба крестьян и холопов. Появился новый самозванец, объявивший себя в городе Стародубе-Северском «царём Дмитрием». Этот авантюрист, выдвинутый враждебными Русскому государству польскими феодалами, широко использовал социальную демагогию, пообещав крестьянам и холопам «вольность». Имя «царя Дмитрия» первоначально привлекало к самозванцу широкие народные массы. В сентябре 1607 г.

Но, увы, покаяние не стало спасительным рубежом в Смутное время, а царю Василию Шуйскому не удалось укрепить Московскую державу. Гермоген решился тогда употребить меру церковной строгости: он предал проклятию Болотникова и его главнейших соумышленников. Все это происходило, пока еще не явился второй Лжедимитрий, а изменники действовали одним его именем", — писал митрополит Макарий Булгаков , выдающийся историк Церкви.

Уложение 1607

Развитие процесса закрепощения крестьян в России (XV – XVII вв.) В марте 1607 года Шуйский увеличил срок возвращения беглых крестьян владельцам до 15 лет.
Соборное Уложение 1607 года Крепостническое Уложение сыграло известную роль в сплочении класса феодалов в обстановке обострения классовой борьбы (восстание Болотникова 1606-1607 годов).
Хронологическая таблица по истории России 17 век (Зирк Алексей) / Проза.ру Соборное уложение 9 марта 1607 г. Российское государство в XIV-XVII вв.: Соборное уложение 9 марта 1607 г.
Правительство Василия Шуйского и восстание Племянник царя Василия князь М.В. Скопин-Шуйский со шведским вспомогательным отрядом очистил от тушинцев северные города и в марте 1610 г. вступил в Москву.
1607 (3 март 1607 г. – 1 окт 1607 г.) Для того, чтобы заручиться поддержкой дворянства, в марте 1607 г. Василий Шуйский увеличил срок сыска беглых крестьян до 15 лет.

Соборное уложение царя Василия Шуйского 9 марта 1607 г. о крестьянах и холопах

Павлов внимательно изучал работы Пирлинга, и его выводы актуальны и в наши дни. Письмо графу С. Шереметьеву от 4 марта 1901 г. Пирлинг лукавил, говоря: « Механическое сопоставление домашних и иностранных известий нельзя признать удовлетворительным » Ему не нравилось, что русские историки пытаются восстановить подлинную канву событий и «выходят» на истинных виновников убийства и Смуты. Неслучайно и ранее подлинность документов из Ватиканского архива, опубликованных А. Тургеневым, подвергали сомнению. Причина именно в том, что и эти материалы были не в пользу иезуитов, римской курии и святого престола. Как ни странно, в своих работах Пирлинг часто проговаривается, а в некоторых случаях дает прямые улики против иезуитов в деле Самозванца.

В статье Posseviana эту статью следует считать ответом иезуитов на безуспешные поиски Н. Павловым в Венеции архива Поссевина, с документами из которого ознакомился некто «русский», скорее всего кн. Оболенский, или кто-то из его окружения, еще в 1860-х гг. Пирлинг сообщает о венецианском архиве Антонио Поссевино следующее. Пирлинг пишет, что архив Поссевина плохо сохранился, «большая часть бумаг утрачена. Особенно пострадала русская историческая часть». Он не сообщает место его нахождения, также не сообщает и содержание сохранившейся, по его словам, описи архива 10.

Павлов — Шереметьеву: «Враги Православия, украв его царевича имя и наругавшись, хотели подстроить на Руси грядущим родам из века в век подложную самозванную династию» 12, с. Митрополит Платон Левшин: «Называют Поссевина, который младых отроков Российских дворян хотел каким-либо образом уловлять, дабы они у них в Польше и Вильне обучались наукам, де их наиболее располагать к Папской вере, а через них, де, можно будет и в России успех в том иметь». Платон Левшин Митрополит Платон дает исчерпывающую характеристику иезуитам, как делателям папской политики, а также указывает на Ивана Грозного, подавшего им повод к участию в «русских делах»: «Известно, какие в свете Езуитами были производимы против Государей и государств предприятия, единственно по бессовестной ревности, чтоб свою веру и самою папскую и свою власть распространить»; « они были и суть всегда орудиями Папы, который не спал, и не спит никогда, чтоб все царства своей власти покорить, для того всякие способы и всякие беззаконныя средства почитают законными»; «Первый царь Иоанн Васильевич по несчастью открыл Папе и Езуитам свободный вход в Россию» 2, 178-179. У тех, кто готовил Самозванца и Брестскую унию, а унию готовили не только для Малыя и Белыя, но прежде всего для Великия России, одни и те же руководители. В 1605 г. Еще в 1588 году бывший тогда Луцким епископом Бернард Мацейовский и брестский судья Адам Потей — будущий униатский епископ Ипатий — приступают к подготовке унии во время приезда патриарха Иеремии в Россию. Самозванец легализовался в доме Мнишков, родственников кардинала Мацейовского, в 1603 году, когда там «был казнен» некий «москвич», боярский самозванец Григорий Отрепьев, которого туда привели «латинские монахи».

Павлов писал гр. Шереметеву: «Гришка Отрепьев, странствия которого от Москвы до Киева можно проследить с точностью дневника, водился в Киеве с «латинскими монахами», после чего сгинул — несомненный факт» 12, с. Свидетельством в пользу сообщения Пирлинга о казни «москвича» является «покаянное письмо» чернеца Варлаама, арестованного вместе с Отрепьевым и заключенного в замке Мнишков раздельно с московским беглецом. Это письмо впервые было опубликовано в одном сборнике актов с «разрешительной грамотой». В Варлааме можно усматривать агента московских заговорщиков, который привел Отрепьева в Литву и там «сдал» его «латинским монахам» 1. Заметим, что цель посылки Григория Отрепьева из Москвы — создание официальной версии московского правительства о самозванце Отрепьеве, а затем ее опровержение при появлении «настоящего царевича» на Москве — это вполне удалось — а также, попутно, дискредитация Романовых, с чьего «двора» был Отрепьев до Чудова монастыря. Итак, иезуитский воспитанник с малолетства был под присмотром Краковского кардинала, и это знали в Риме.

Краковский кардинал Бернард Мацейовский был и у истоков контактов с неверным западно-русским епископатом при подготовки к унии. Дом его родственника стал исходной точкой для подготовки вторжения Самозванца в Россию. И второй Самозванец — того же происхождения. Второй Самозванец появляется только через год, но к его появлению все это время шла подготовка. Болотников, недавно столь превозносимый вождь так называемой «крестьянской войны», прибыл в Россию из Кракова от Молчанова, а прежде того побывал и в Венеции. Дело Болотникова состояло в том, чтобы создать почву для второго Самозванца. Первый Самозванец опирался в России на боярскую оппозицию; после того, как первый был уничтожен боярами, второй Самозванец должен был быть популярен в социальных низах, «опереться» на них.

О втором Самозванце писал кардинал Боргезе из Рима в Польшу нунцию Клаудио Рангони еще в конце 1606 года это только известные четыре письма. Иезуитское окружение Второго Самозванца Тушинского вора также известно. И первый Demetrius, безусловно, имел дублера, а может быть и не одного. Акты…, собранные А. Вернемся к «Разрешительной грамоте». Без содействия в Москве враги извне ничего не достигли бы. Предательство присягнувших сыну царя Бориса бояр и народа, прилюдное убийство царя Феодора и его матери открыли Самозванцу Москву и открыли Смутное время.

Сохрани тогда русские люди верность юному Царю — и Смутного времени не было бы. Но даже осторожный Карамзин писал о челобитной московского народа, зачитанной 20 февраля 1607 года в Успенском соборе перед «разрешительной грамотой»: «В сей бумаге народ — и только один народ — молил Иова отпустить ему именем Божием все его грехи перед Законом, требовал прощения для живых и мертвых, винил себя во всех бедствиях, ниспосланных Богом на Россию, но не винился в цареубийствах, приписывая убиение Феодора и Марии одному Расстриге» 13, с. Действительно, в тексте челобитной сказано: «и мы в том согрешили, клятву и крестное целование преступили и их злому и нечестивому убийце Гришке Отрепьеву выдали, и вор Гришка над ними мучительски творил, что хотел, Государя нашего Феодора с матерью его смерти предал, а царевну Ксению в иноческий образ отослал, а тебе отца нашего от нас отторгнул, а нас от тебя ». Каково раскаяние, таково и прощение. В «Разрешительной грамоте» о вине русских людей сказано прямо: «православные христиане Царицу Марью и Царевича неточность, следует: Царя, — авт. Феодора и Царевну Ксению с царьского престола свергнуша, и от царьских палат изженуша, и злою смертию удавление умориша Ксения не была убита. Эти ошибки — явное следствие быстроты подготовки документа, но сути его они не изменяют и святую соборную и апостольскую церковь Пречистыя Богородицы Успенский собор в Кремле опозориша.

Множество народа царствующего града Москвы внидоша в святую соборную и апостольскую церковь, со оружием и дреколием; во время святого и божественного пения, и не дав совершити божественныя литургии, и внидоша во святый олтарь, и меня, Иева Патриарха из алтаря взяша и во церкви и по площади таская позориша многими позоры, и в царских полатах подобие Христова телеси и Пречистыя Богородицы и Архангелов, иже уготовано было на Господню плащаницу под златые чеканные образы, и то вражию ненавистью раздробиша и, на копья и на рогатины встыкая, по граду и по торжищу носяху, позорующе, забыв страх Божий » 1, 2, 154. Святотатству и погрому подвергся «Гроб Господень», то есть величественная плащаница — реликвия, сооруженная к концу царствования Бориса Годунова для предполагаемого храма Воскресения в Кремле и находившаяся в царских палатах. Об этой святыне, и ее значении, а также о возвышении с учреждением патриаршества московского царя на равную степень с византийскими василевсами имеется значительная работа А. Баталова 18. Он указывает, что уже коронационный чин Бориса Годунова — чин венчания на царство 3 сентября 1598 года — был сознательно ориентирован на византийский чин «с желанием уподобиться императору Вселенской православной империи». Работа А. Баталова весьма ценна для понимания годуновской эпохи, идеи государственного строительства при Феодоре Иоанновиче и Годуновых.

Архиепископ Арсений Архангельский то есть Архангельского собора в Кремле — «при гробницах царских» б. Элассонский пишет в своих мемуарах: «Весь народ Московский, услышав об этом исполненном яда послании Самозванца, — авт. Тело Бориса вынули из гроба, который находился в соборном храме Архангелов, ради поругания Через пять дней умертвили царя Феодора и мать его Марию и похоронили их вблизи царя Бориса в Варсонофьевском монастыре, а сестру его царевну Ксению через пять месяцев постригли в монахини, назвали ее Ольгой монахинею и сослали в Белозерский монастырь. О безумство и беззаконие людское, что они сделали, хотя сами все потом с женами и детьми испили ту чашу, которую приготовили» 6, с. Митрополит Платон Левшин : «Царь Феодор на царстве был не с большим месяц; и тако блаженный, яко тихий овен, никоея злобы не имущий, скончался. О нем же мнози тайно в сердцах своих возрыдаша, за неповинное его житие, и неповинную от злодея и от своих подданных изменников смерть» 2, с. Каялись москвичи в преступлении крестного целования — и сей грех отпущен.

А за цареубийство и святотатство вину на себя не приняли — и она осталась на московских людях. В этой части соборная и патриаршая грамота звучит сурово — виновны! Вот некоторые суждения об этом.

Государь царь и великий князь Василий Иоанович всея Русии с отцом своим святейшим Гермогеном патриархом, со всем освященным собором и со своим царским синклитом, слушав доклада Поместной избы от бояр и дьяков, что переходом крестьян причинилися великие кромолы, ябеды и насилия немощным от сильных, чего де при царе Иоане Васильевиче не было, потому что крестьяне выход имели вольный; а царь Феодор Иоаннович по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьяном заказал... Вопросы и задания О каких «великих крамолах» идет речь в документе?

За покаяние патриарх провозгласил народу прощение. Каялись в тот день и архиереи, и бояре. И действительно, часть правящей элиты на некоторое время сплотилась вокруг царя Василия.

Речь Посполитая начала войну с Россией см. Главная польская армия осадила Смоленск. Весной 1610 г. Однако убийство в Москве популярного полководца кн. Скопина-Шуйского подорвало боевой дух союзных войск. Они потерпели поражение в битве при Клушино 24. Жолкевским о призвании на царство королевича Владислава — сына польского короля Сигизмунда. Под угрозой захвата Москвы сторонниками Лжедмитрия II активные члены Государева двора созвали Земской собор, свергли с престола царя Василия Шуйского и заключили договор с гетманом об условиях возведения на престол королевича июль — август 1610 г. В Москву был введен гарнизон польских королевских войск, а бояре стали править от имени «нареченного царя Владислава Жигимонтовича» т. Это правительство продолжило боевые действия против сторонников Лжедмитрия II, а также начало борьбу со шведской интервенцией в Новгородской земле.

Результат В поисках выхода из Смуты Земской собор и боярское правительство свергли династию Шуйских и пригласили на царство королевича Владислава — сына короля Речи Посполитой. В Москву был введен польский гарнизон. Последствия конфликта Ослабленное Смутой Русское государство стало объектом политических амбиций Швеции и Речи Посполитой. В то же время призвание на царство королевича Владислава стало важным и ценным опытом политической борьбы с самозванческим движением. Литература Источники: Азарьин С. Книга о чудесах преподобного Сергия. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Том 2 1598 - 1613. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею Императорской Академии наук. СПб, 1836.

Буссов К. Московская хроника 1584 - 1613. Мархоцкий Н. История Московской войны. Наседка И. Житие и подвиги преподобного отца нашего архимандрита Дионисия.

Православно-державный календарь

Для того, чтобы заручиться поддержкой дворянства, в марте 1607 г. Василий Шуйский увеличил срок сыска беглых крестьян до 15 лет. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 1606–1610 – годы царствования Василия Шуйского. 1607, март – указ о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян. 1607, июль – 1610, март – Лжедмитрий II в тушинском лагере под Москвой. Соборное уложение 1607 года — закон Русского царства, предположительно изданный в период царствования Василия Шуйского.

«Уложение» царя Василия IV Шуйского

Смирнов нашел и в 1951 году опубликовал ранее неизвестный список Уложения руки Татищева, что разрешило ряд вопросов касательно подлинности его текста. В частности, было показано, что источник, использованный Татищевым, не имеет отношения к казанскому губернатору, а был найден в «Чердынском архиве» пермского воеводы [10]. Современный историк В. Аракчеев выдвинул гипотезу, что Татищев восстановил, как ему казалось, текст Уложения на основе некой указной грамоты, отправленной воеводе в Чердынь.

При этом были широко использованы нормы более поздних законов 17—18 веков [11]. Историк Смутного времени В. Козляков считал, что наиболее спорная, вводная, часть Уложения может быть «реабилитирована» особыми условиями его составления, однако полагал следы обработки Татищевым «несомненными».

По его мнению, Уложение сохранилось в составе патриаршей грамоты, касалось только некоторых категорий населения и было неправомерно экстраполировано Татищевым на всех крестьян и холопов [12]. Надежные свидетельства о том, что принятое 9 марта 1607 года Уложение действовало на практике, пока отсутствуют. Назаров, анализируя указную грамоту Василия Шуйского от 16 февраля 1608 года, считал, что нормы Уложения «послужили правовым основанием для челобитья и грамоты», и в первую очередь — срок сыска, который превышал установленную указом 1597 года норму в 5 лет.

Однако, как указал В. Аракчеев, в грамоте указаны лишь года бегства, и не указано время подачи челобитной которую как раз и требовалось подать в течение 5 лет после бегства. В случае, если дело было «засужено» в январе—августе 1607 года, то решение было вынесено в полном соответствии с законом от 1597 года.

Таким образом, на основании указа от 16 февраля 1608 года нельзя сделать вывод о действии на тот момент срока сыска в 15 лет [13]. Даже считая текст Уложения в целом подлинным, историкам приходилось признать, что в послесмутное время правовые нормы этого закона не применялись.

Просьба собора королю о разрешении на избрание новых митрополита и епископах на место уклонившихся.

Униатский собор анафематствовал отвергнувших унию. Определением раскольников уния принята. Киевская митрополия разделилась надвое — верные православию и униаты.

Октябрь 10 Окружная грамота Михаила Рагозы о проклятии верных Православию духовенства и мирян. Ноябрь 10 Окружное послание экзарха Константинопольского патриарха архидиакона Никифора по поводу унии. Деяния Православного собора посланы местоблюститетю Вселенского патриарха — Мелетию патриарху Александрийскому одобрены им в письме князю Константину Острожскому от 27.

Декабрь 15 Королевский универсал к православным с поддержкой решений собора униатов, с запретом повиноваться верному Православию духовенству, приказ принять унию в нарушение закона о свободе вероисповедания в Польше. Начало открытого гонения на православие в Литве и Польше. Февраль Генеральный сейм в Варшаве.

Требования православных о соблюдении законов и королевской присяги. Январь 01 Кончина царя Феодора Иоанновича. Слух о том, что царевич Димитрий жив, впервые распространяется на Москве 1598.

Февраль 22 Согласие Бориса Годунова принять царский венец после долгих уговоров и угрозы патриарха Иова отлучить от Церкви за неповиновение решению Земского собора. Март 09 Венчание на царство Бориса Феодоровича Годунова. Епископ Игнатий Грек становится представителем Вселенского патриарха в Москве.

Распространяются два противоречащих друг другу слуха: царевич Димитрий убит по приказу Годунова, и второй — о «чудесном спасении». Оба слуха были восприняты всерьез, несмотря на противоречие, получили распространение и обеспечили антигодуновским силам подспорье в «массах». По сообщению о.

Павла Пирлинга, со ссылкой на известное ему письмо Юрия Мнишка епископу Реджийскому Клаудио Рангони, папскому нунцию в Польше, «москвич» т. Соловьева и его матери царицы Марии Григорьевны князьями Василием Вас. Василия Шуйского, низложение и смерть Лжедимитрия I.

Василий Шуйский. Гермогена патриарха Московского память 12 мая. Патриархов Иова и Гермогена.

Иова патриарха Московского в Старицком Успенском монастыре. Основные идеи иезуитов, смастеривших и реализовавших проект узурпации Русского патриаршества и царского престола для устроения подвластного Римскому престолу государства на месте православного, отражены в документе, который был использован нашими знаменитыми историками С. Соловьевым в его «Истории …», т.

Документ датируется 1608 годом. Это своего рода «инструкция по эксплуатации» второго Самозванца. Вполне уместно усматривать в нем переработку более раннего документа.

Суть же его такова. Для создания на месте Московского государства необходимой иезуитам и Риму империи важно, чтобы главнейшие позиции в государстве и в Церкви занимали «свои», подконтрольные кандидаты. Важно, чтобы глава государства получил императорскую корону только от папы.

Важно также, что бы дело унии — переходной стадии при переводе народа в католичество — проводилось без поспешности, наверняка. Документ кн. Оболенского за некоторыми весьма немногими исключениями не привлек внимания историков Смуты.

Заметим, что его подлинность никогда и никем не подвергалась сомнению, хотя Соловьев его даже не цитировал, а лишь изложил содержание. Около ста лет назад вопросом о Самозванце и иезуитах занимался Николай Михайлович Павлов, историк и писатель национального направления был дружен с семействами Аксаковых и Хомяковых. Недавно была издана часть его весьма интересных писем к графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву, возглавлявшему Археографическую комиссию Академии наук.

Вот некоторые любопытные фрагменты этих писем. Из письма от 8 апреля 1898 г. Иезуиты всполошились, пишет Павлов, «когда в русской исторической науке сказалось мнение, что Demetrius вовсе не был сознательным обманщиком, не был притом и Отрепьев, и выходит одно из двух: либо это истинный царевич, сам выросший в неизвестности Углицкий младенец, либо, tertium non datur, такой самозванец, который был подстроен и воспитан в Литве иезуитами по мысли Поссевина» 12, с.

В письме от 21 апреля 1898 г. Но ведь и Тушинский вор, второй Лжедмитрий, также пользовался советами иезуитов например , не спешить вводом латинства, ибо это уже и «прежде навредило»: не скажет ли Пирлинг, что иезуиты липли и к тушинскому вору, так как вопросы о спасении души очень занимали его» 12, 9. Первый сильный голос об иезуитах, как инициаторах появления Самозванца, принадлежал еще митрополиту Московскому Платону Левшину.

В своей «Краткой церковной Российской истории» 2, с. По моему мнению кажется, что сие изобретение было Езуитов. И сие доказывается.

Лейден, 1698 : «Повествуют, что Езуиты в Польше сие злодеяние предпринять дерзнули. Имели они в некоторой Коллегии своей младого юношу, Россиянина Отрепьева боярина из некоторого города Галича сына, коему имя Григорий Отрепьев. Они его, от самых младых лет к будущей власти?

Но кандидатура Григория Отрепьева не представляется Митрополиту Платону доказанной. Под личиной Самозванца. А также пишет следующее: «Первый самозванец — некто подставной, от некоторых хитрых злодеев выдуманный и подставленный, чужестранный или Россиянин, может быть, и сам Гришка Отрепьев, Галицкого мелкого дворянина сын, но давно к тому от злоумышленников приготовленный, расположенный и обработанный, а не тот, которого наши летописцы ведают».

Убийство царевича Димитрия от имени Бориса Годунова было делом тех, кому нужно было похитить для Самозванца имя сына Иоанна Грозного. Здесь интересы части боярской аристократии, тех, кто был ярым противником Годуновского государственного и церковного строительства, сходились с замыслами внешних врагов. Им не требовалось похищение царевича, это было опасно.

Похищалось его имя, а одновременно возводилась клевета на Годунова. Убийство способствовало уничтожению рода Рюриковичей, помогало бороться с Годуновым. Реальный результат работы следствия по угличскому делу во главе с кн.

Василием Шуйским таков: официальная версия о несчастном случае, а также — слух об убийстве по приказу Бориса плюс тонкий шлейф слуха «о чудесном спасении». Этот слух будут возбуждать в сложные для власти на Москве времена, например, в 1598 году сразу после кончины царя Феодора Иоанновича. Еще при жизни царя Феодора Иоанновича борьба вокруг престола велась между царевыми родственниками Годуновыми и Романовыми.

Но родовитей их, в более ранней, дальней кровной связи с Рюриковичами были некоторые князья, своего рода «принцы крови» — Шуйские, например. И Романовы, и Годуновы княжескими родами не были, к Рюриковичам или Гедиминовичам не принадлежали. Оба семейства были малочисленны, принадлежали к новой аристократии.

За ними шло все, что жило. Вскоре явились к Царику пан Ян Сапега, староста Усвятский с несколькими тысячами всадников, пан Александр Зборовский с 500 гусар, пан Веламовский, избранный товарищами в полковники, с 700 всадников, далее с своими отрядами Руцкий, Орылковский, Копычинский и весьма многие другие, которых имен для краткости не упоминаю. Было их в Тушинском лагере от 200 до 300 тысяч. Тушинский вор: личность, окружение, время. Документы и материалы.

И где ему скажут, и ему оных брати и спрашивати накрепко: чей он, отку да и когда бежал, и где сколко жил, и не по д говорил ли его кто». В последнем случае лицо, подговорившее крестьянина к побегу, должно быть подвергнуто «торговой казни», штрафу в размере 10 руб. Если же представители местной администрации не будут выполнять предписания Уложения 9 марта 1607 г. Таким образом, в Уложении 9 марта 1607 г. Государство, оформляя юридически крепостное право, заявляет, что оно будет стоять на страже крепостнического порядка и решительно пресекать все отклонения от него как со стороны крестьян, так и со стороны отдельных феодалов и должностных лиц.

Составители Уложения 9 марта 1607 г. В обстановке бушующей в стране Крестьянской войны правительство не смогло обеспечить бессрочный сыск беглых крестьян, действовавший в течение трех лет после издания закона царя Федора о запрещении выхода крестьян и бобылей. Оно вынуждено было сохранить урочные лета, правда, удлинив их до пятнадцати лет как для вывезенных, так и для беглых крестьян. Определенную роль в установлении пятнадцатилетнего срока сыграли и противоречия между дворянством юга и центра, среди которых не последнее место занимал и вопрос об урочных летах. Пятнадцатилетний срок поэтому может быть рассмотрен также как известный компромисс между дворянством севера и юга, способствовавший объединению их сил в борьбе с восставшими крестьянами и холопами в критический для господствующего класса момент.

Чрезвычайно важен вопрос о реализации Уложения 9 марта 1607 г. Исследователи почти не располагают материалами, которые позволили бы пролить свет на то, как нормы Уложения претворялись на практике. Ясно только, что 15-летний срок сыска не привился и в первые годы правления Михаила Федоровича действовали 5-летние урочные лета. Поэтому несомненный интерес представляет грамота царя Василия Шуйского в Новгород от 28 июля 1610 г. Ей было дано «на прожиток» часть поместья умершего мужа Василья Обольянинова, которое 12 октября 1609 г.

Однако Степаниде Обольяниновой пришлось столкнуться с самоуправством своего соседа, помещика Богдана Дубровского. А те деи бобыли у ее мужа, у Василья, посажены были на усадцкой земле. Да тот же деи Богдан Дубровской после отделу вывез из-за нее крестьянина Ортюху Семенова з детьми из деревни Каплина в великий пост, в пятое воскресенье. Да он же деи, Богдан, приказал людем своим и крестьяном — Ивашку Иванову да Ивашку Плотнику, да Ваське Иванову, да Онисимку Самойлову, да Да- выдку Васильеву, да Никульке Обросимову, да Самсонку Васильеву и всем крестьяном, а велел деи на усадище рожь и яровой всякой хлеб пожати насильством на Себя, а ее деи изгонит из усадшца вон и двор деи ее хочет сжечь. А тем деи крестьяном, которые по отделу достались, он Богдан, приказал — слушати ее ни в чем не велел.

А сказывает деи тот Богдан, что деи ему то ее поместье дано ему, Богдану, в пожить». Степанида Оболь- янинова просила «велети б ей тем поместьем владети по отдельным книгам, а Богдану Дубровскому теми ее крестьяны и бобыли, которые ей по отделу Ондрея Сукина достались, владети и насильства чинити ему не велети». Поскольку в данном случае речь шла о незаконном вывозе крестьян и нарушении принципа записи в правительственные документы, утверждать который было призвано Уложение 9 марта 1607 г. Новгородским воеводам и дьякам предписывалось по получении грамоты укрепить вдову во владении отделенной ей частью поместья умершего мужа и выдать ей ввозную грамоту «против отдельных книг» Андрея Сукина. А которых он людей своих в том ее усадище велел посадить и бобылей ее поймал за себя мимо отдельных книг, и вы б с того ее усадища его, Богдановых, людей велели зыслати, и теми ее крестьяны и бобыли,— которые ей по отделу достались, ему владети и ржи и ярового жати его, Богдановым, крестьяном и людем у нее не велели.

А того крестьянина, что он, Богдан, велел вывести из-за нее за себя из деревни Каплина, Ортюху Семенова з детьми, после отделу насильством без нашего указу, и вы б того крестьянина Ортюху Семенова з детьми ему, Богдану, велели ей, вдове Степаниде, отдати и велели бы естя тому ее крестьянину, Ортюхе з детьми, жити по отдельным книгам за нею, за Степанидою, в деревне Каплине, и велели бы есмя ее и крестьян ее от Богдана Дубровского и от ее людей и крестьян беречи, чтоб ей и ее крестьяном от того Богдана и от его людей продаж и насильства никото- рова не было».

Смутное время в России: борьба с интервентами

Руководители: П.П. Ляпунов, Д.Т. Трубецкой, И. М. Заруцкий Действия ополченцев: Март 1611 г. — ополчение осадило Москву, заняв часть города (передовой отряд Д. М. Пожарского). После нескольких поражений И. Болотников отступил под защиту каменных стен Тулы. Несколько месяцев с июня 1607 года продолжалась осада Тулы Василием Шуйским. Крепостническое Уложение сыграло известную роль в сплочении класса феодалов в обстановке обострения классовой борьбы (восстание Болотникова 1606-1607 годов). КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ ИКОВА (1606–1607) – первое массовое движение крестьян и холопов в России в 17 в. 2 марта 1609 г. был подписан отдельный дополнительный секретный документ к Выборгскому договору, т.н. Запись (Протокол). Март 1607. Указы Шуйского о восстановлении добровольного холопства и о 15-летнем сроке сыска беглых частновладельческих крестьян. Временно возрастает лояльность дворянству.

Видеозаписи о событии

  • Правительство Василия Шуйского и восстание
  • «Уложение» 1607
  • Соборное уложение царя Василия Шуйского о крестьянах и холопах. 9 марта 1607 — Лекциопедия
  • Правительство Василия Шуйского и восстание
  • История России в контексте всемирной истории
  • Соборное Уложение о крестьянах и холопах (1607 г., марта 9) — Студопедия

Развитие процесса закрепощения крестьян в России (XV – XVII вв.)

• Март 1607 г. – указ Василия Шуйского о введении 15-летнего срока сыска беглых крестьян. • Октябрь 1607 г. – появление в Путивле нового самозванца – Лжедмитрия Второго. Война царя Василия Шуйского со сторонниками «царя Дмитрия» в 1607–1610 гг. (Движение Лжедмитрия II). Эта осада длилась до 26 мая 1607 г Когда Болотников с бывшими у него ратниками освободился от осады, он пошел в Тулу к князю Петру Федоровичу.

Хронологическая таблица по истории России 17 век

В марте-апреле 1607 бои шли с переменным успехом. Руководители: П.П. Ляпунов, Д.Т. Трубецкой, И. М. Заруцкий Действия ополченцев: Март 1611 г. — ополчение осадило Москву, заняв часть города (передовой отряд Д. М. Пожарского). 1607 г. Всенародное покаяние. Успенский собор. Вызванный патриархом Гермогеном из Старицы бывший патриарх, престарелый Иов, стоит на патриаршем месте.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий