Закон о ленд лизе принятый в сша в марте 1941 года предполагал

Ленд-лиз – система передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия, медикаментов и т.д., предпринятая США в годы ВМВ. 2) факт: решение о поставках по ленд-лизу в СССР было принято осенью 1941 года. Ленд-лиз[2] (от англ. lend — давать взаймы и lease [liːs] — сдавать в аренду, внаём) — государственный акт Соединенных Штатов Америки (США), позволивший в 1941—1945 годы поставлять их союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие. 11 марта 1941 года: в Вашингтоне под прицелом фотокамер Франклин Рузвельт подписывает Акт по обеспечению защиты Соединенных Штатов. В историю он войдет как закон о ленд-лизе. Ленд-лиз — государственный акт Соединённых Штатов Америки (США), позволивший в 1941—1945 годы поставлять их союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику.

Ленд-лиз. Мифы и реальность

Не совсем безвозмездно Закон о ленд-лизе или точнее «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», был принят Конгрессом США в марте 1941 года и давал США «право передавать взаймы или в аренду другим государствам различные товары и материалы. это название книги, которая вышла в Нью-Йорке в 1944 году. Ее автор – Эдвард Стеттиниус – начальник Управления по соблюдению Закона о ленд-лизе (принят 11 марта 1941 года Конгрессом США). 4. Ленд-лиз. Теория: В период Второй мировой войны страны-союзницы столкнулись с огромными трудностями в обеспечении военных нужд. В связи с этим возникла необходимость в международной помощи. Одним из ключевых механизмов стало соглашение о ленд-лизе. Так, вначале 1941 года законопроект о ленд-лизе прошел обе палаты парламента США, а 11 марта его подписал сам президент Франклин Рузвельт.

Ленд-лиз. Золото, 4 процента и другие мифы

Приводимый в извлечениях закон о ленд-лизе был принят 11 марта 1941 г. после ожесточенных споров в Конгрессе США. Подключив к разработке законопроекта о ленд-лизе Военное и Военно-морское министерства, администрация президента США 10 января 1941 года внесла его на рассмотрение обеих палат Конгресса, который и был утвержден им 11 марта. С 1941 по 1945 год США поставили в СССР в рамках помощи по ленд-лизу оружия, военной техники, боеприпасов, транспортных средств, промышленных изделий, сырья, продовольствия и медикаментов на сумму 10,8 млрд долларов в ценах 1940 года. «Акт содействия обороны США») был принят американским конгрессом 8 марта 1941 года.

Закон о ленд-лизе (11 марта 1941 г.)

В СССР также поступило 956,7 тыс. Кроме того, в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, 15,5 млн. В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и проч. По моему мнению, эта цифра, в общем, отражает реальное положение дел. Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что ленд-лиз не оказал никакого решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие типы техники и материалов, которые составили большую часть от общего производство таковых в СССР. Но стало ли бы критичным отсутствие поставок этих материалов? На мой взгляд, нет. СССР вполне мог перераспределить производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись вообще без ленд-лиза?

Да, мог. Но вопрос в том, чего бы это ему стоило. Не будь ленд-лиза, СССР мог пойти двумя пути решения проблемы дефицита тех товаров, которые по оному ленд-лизу поставлялись. Первый путь — просто закрыть на этот дефицит глаза. В результате в армии наблюдался бы недостаток автомобилей, самолетов и еще ряда наименований техники и оборудования. Тем самым, армия, безусловно, была бы ослаблена. Второй вариант — увеличить собственное производство поставлявшейся по ленд-лизу продукции посредством привлечения к процессу производства лишней рабочий силы. Силу эту, соответственно, можно было взять только на фронте, и тем самым опять же ослабить армию. Таким образом, при выборе любого из этих путей РККА оказывалась в проигрыше.

Как следствие — затягивание войны и лишние жертвы с нашей стороны. Иными словами, ленд-лиз хоть и не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном фронте, но, тем не менее, спас сотни тысяч жизней советских граждан. И уже за одно это Россия должна быть благодарна своим союзникам. Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР, не стоит забывать и еще о двух моментах. Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. В 1942 году этот процент составил 27,6. Еще более показательный пример — это автомобили: их на 30 апреля 1944 года было поставлено всего 215 тысяч штук.

То есть больше половины ленд-лизовских машин были доставлены в СССР в последний год войны. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Например, из 202 поставленных в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были ведены в строй после ее окончания. Все 26 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники. И, наконец, в завершение этой части статьи небольшой камень в огород критиков ленд-лиза. Многие из оных критиков делают упор не недостаточность поставок союзников, подкрепляя это тем, что, мол, США-то при их уровне производства могли бы поставлять и побольше. И действительно, стрелкового оружия США и Британия произвели 22 млн. Еще хуже ситуация обстояла с автомобилями: всего в США за годы войны было произведено около 5 млн.

И так далее. Однако подобный подход, безусловно, неверен. Дело в том, что поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. И вот как раз с ним у англичан и американцев были серьезные проблемы. Союзники просто физически не располагали количеством транспортных судов, необходимым для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов. Маршруты поставок Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику. Наиболее известным из этих маршрутов, безусловно, является мурманский. Героизм моряков арктических конвоев воспет во множестве книг и кинофильмов. Вероятно, именно по этой причине у многих наших сограждан создалось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями.

В частности, в СССР было поставлено более 22 тысяч самолетов, 12, 7 тысяч танков, 51, 5 тысяч джипов и вездеходов, 375 тысяч грузовиков, 35 тысяч мотоциклов, две сотни кораблей, около 2 тысяч локомотивов; в страну ввозилось также стрелковое оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, продовольствие, одежда, топливо и др. Последние записи:.

Действительно Англия при поражении СССР не продержалась бы и нескольких месяцев, а тогда под контролем Германии оказался бы объединенный флот, соизмеримый с флотом США того времени.

Кроме того, в данной ситуации не исключался бы и сухопутный вариант развития военных действий через страны Латинской Америки, где в основном у власти стояли профашистские режимы. Поэтому для США опасения были не беспочвенны. В январе 1943 года на конференции в Касабланке Ф.

Рузвельт также отмечал: "Поставки в Россию — это выгодное вложение капитала". С помощью ленд-лиза администрация президента Ф. Рузвельта собиралась решить целый ряд неотложных задач как внешнеэкономических, так и внутренних.

Во-первых, такая схема позволяла создать новые рабочие места, во-вторых, ленд-лиз позволил американскому правительству оказывать определенное давление на страну-получателя ленд-лизовских поставок и, в-третьих, посылая оружие и технику, Ф. Рузвельт выполнял свое предвыборное обещание: "Наши парни никогда не будут участвовать в чужих войнах". Черчилль: "Никакая другая форма вложений капитала не может обеспечить лучшие военные дивиденды".

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы: США и Англия были чрезвычайно заинтересованы в поставках по ленд-лизу для обеспечения собственной безопасности; кроме того, как бизнес, обеим странам он был очень выгоден; ленд-лиз фактически выполнял роль второго фронта, который вместо 1942 года был открыт лишь в 1944 году.

Заграничная автомобильная техника превосходила советскую не только по потребительским свойствам, но и по качеству и надежности — по двум показателям, которые советским заводам так и не удалось поднять на должную высоту. Более того, с началом войны конструкцию отечественных грузовиков упростили, что еще сильнее ударило по качеству. Положение стало настолько аховым, что в конце июля 1943 года в Москве Наркомат среднего машиностроения будущее Министерство автомобильной промышленности собирает большое «Совещание по качеству» — частично сохранилась его стенограмма. Мотор сам по себе не очень плох, но, к сожалению, мы много терпели от качества сборки и того вида, в котором моторы приходили на завод. Многие детали погнуты, многих деталей не хватает, не загораются свечи, погнут вентилятор. Борис Михайлович имеет в виду качество моторов, поступавших в Москву с Шадринского агрегатного завода — одного из предприятий, образовавшихся в связи с эвакуацией МосЗИСа. Нет включения. Проверяем — сцепление не подтянуто. Есть другие дефекты — тугое проворачивание мотора.

Это случается не потому, что допуска в коленчатом вале не выдержаны, допуска — в пределах чертежа. К сожалению, ныне существующие коренные подшипники не имеют центровки и требуется очень внимательное отношение при постановке их на мотор. Если вы снимете нижний картер, отрегулируете, дефект устраняется. Это все массовые случаи неприятностей по мотору. Есть мелочи — течь масла, стук поршней, подтекание масла из-под крышки». По грузоподъемности такая же, как и обычная, классическая «ГАЗель»! Однако это то, что выявляли при сборке. Когда машина уходила в часть, практически тут же в двигателе задирало цилиндры. По мнению Фиттермана, происходило это, во-первых, из-за отсутствия должной обкатки, во-вторых, из-за постоянного перегруза, которому подвергались все без исключения грузовики в армии. Не все ладно было и с задним мостом: поломки ведомой шестерни главной пары, заедание конических подшипников малой конической шестерни.

Происходило это из-за низкой технологической дисциплины: размер заготовок, на который нарезали зубья, сильно «гулял». Более того, условия военного времени определяли перебои с поставками нужных сортов стали, из-за чего термический цех постоянно «не угадывал» с режимами термообработки. Представители заводов на совещании признавали дефекты, однако кивали на поставщиков комплектующих, которые, в свою очередь, говорили о низком качестве сырья или заготовок, короче говоря, оказывалось, что никто не виноват. А вот что говорили представители Автобронетанкового управления: «Фронтовики жалуются, что после 1,5-2 тыс. Что касается стекла кабины, стекла, как правило, спустя 100-200 км бьются и водители ставят вместо стекла фанеру, а в середину вставляют целлулоид и так ездят». Регулярные контрольные проверки, которые устраивали военные, показывали ужасающие результаты: «6 июня наша комиссия с представителем части получила 100 машин на заводе ЗИС и доставила их в полк на расстояние 75 км от завода, после чего было обнаружено при осмотре сотни дефектов». Видя такое положение, Наркомат среднего машиностроения наряду с производством советских машин поставил под знамена социалистического соревнования и сборку импортных машин. Выигрыш в соцсоревновании был для предприятия сильным стимулом, поскольку помимо переходящего знамени ВЦСПС или даже ГКО полагались изрядные денежные выплаты. Расчет правительства был прост: собрать импортную машину проще, чем сделать свою, качество импортной — выше во всем, стало быть, чем больше импорта, тем и фронту легче. Более того, оказалось, что теперь часть машин можно вернуть, для этого требовалось лишь согласовать вопрос с начальником тыла Красной армии и получить машины из фондов Народного комиссариата обороны или просто «из наличия, имеющегося в Красной армии».

Келлер, отнеслись к нашему посещению вполне гостеприимно. Количество рабочих, занятых в две смены, в 1943 году было 13 000 человек. Грузовики нескольких типов собираются одновременно на одном конвейере. Это потребовало установления хорошо налаженной связи, которая должна обеспечить своевременную и правильную подачу деталей на конвейер. Связь главного конвейера с вспомогательными конвейерами осуществляется по телетайпу, которые установлены на узловых участках сборочного конвейера. Машины, сходящие с конвейера, заправляются маслом и горючим и передаются на испытательный полигон. Следует отметить крайне тяжелые условия испытаний, состоящие из крупных подъемов и спусков, резких поворотов, вождение машины по болотистым местам, кустарникам, каменистому полю. Машина, испробованная нами, хорошо выдержала полигонные испытания, что подтверждает заявление фирмы о высоком качестве ее автогрузовиков». Dodge WC-51, получивший от советских военных самые хвалебные отзывы У нас телетайпом был все тот же «самый верх», то есть Государственный комитет обороны. Ярославский шинный завод должен подавать на ГАЗ ежедневно 1000 комплектов — «впредь до прибытия импортных автомобильных шин», МосЗИС должен получать по 550 комплектов ежедневно.

При этом Наркомвнешторг должен обеспечить нашим автозаводам отгрузку не менее 100 вагонов импортных шин со станции Тебриз. От Наркомата путей сообщения требовалось обеспечить подачу вагонов. Понятно, что при этом «другие потребители» эту же номенклатуру недополучали. И вот так — всю войну. При этом отличие нашего «телетайпа» от американского заключалось в том, что наш постоянно сбоил, а американский — поди ж ты, работал исправно.

Вкус Второго фронта. СССР выиграл войну «благодаря ленд-лизу»?

Сообщение от 11 июня 1942 года Но предоставить кредит на закупку вооружений, не заручившись одобрением Конгресса, американский президент был не вправе. И это золото не плата за ленд-лиз, а средство расчета за выполненные заказы. При этом, по сведениям, полученным Р. Джонсом, из полного списка необходимого, представленного советской стороной в июле 1941 г. По оценке Р. Джонсом опубликованных официальных и неофициальных документальных Штатовский, Британских и советских источников, неопубликованных документов частных лиц и организаций, задействованных в программе ленд-лиза, в период с 1941 по 1945 гг. Кстати, ни один из них не был совершенно безопасным: Арктические конвои были самыми короткими, но и самыми опасными: от восточного побережья Америки до советского Мурманска почти две недели по воде, а там — по железной дороге в центральную часть страны.

Именно этот резкий рост стал фундаментом будущих побед, а увеличение ленд-лизовских поставок приблизило их. Ее общая стоимость по ценам 1940 года составляла 50,1 миллиарда долларов.

Главными получатели среди 42 стран, участвующих в программе ленд-лиза, были: Великобритания — 31,4 миллиарда долларов; Франция — 3,2 миллиарда долларов; Китай — 1,6 миллиарда долларов. Всего Советский Союз получил 409 тысяч грузовиков, 13,3 тысячи тягачей и тракторов, 18,7 тысячи самолетов, 12,5 тысячи танков и САУ, 90 грузовых судов, 105 противолодочных кораблей, почти 2 тысячи паровозов и 11 тысяч вагонов, 4,5 миллиона тонн продовольствия. Ее обеспечили Красная Армия и труженики тыла. Все те, кто ковал меч Победы, которым в самое сердце и поразил коричневую чуму ХХ века", — говорит доктор экономических наук, сенатор Николай Рыжков. Кроме того, оставшееся после войны имущество, переданное по ленд-лизу и пригодное для гражданских целей, оплачивалось полностью или частично на основе долгосрочных кредитов. После войны неразрушенная техника и оборудование должны были вернуть в США. По словам политолога Юрия Городненко, оплате валютой и золотом подлежала меньшая часть из товаров. В обмен на американские военные товары СССР поставлял сырье — сырую нефть, металлические руды, уголь, хлопок.

При этом стоимость поставляемого в США и Великобританию сырья искусственно занижалась, благодаря чему прибыль американских и английских компаний могла достигать более 500 процентов, отметил эксперт.

Аргумент для России: в период правления Алексея Михайловича происходило укрепление царской власти и становление абсолютизма, поэтому вл... Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что внешняя политика правителей Руси и европейских государств в указанный период оказала влияние на внутриполитическое развитие: один аргумент для Руси и один для любого европейского государства.

В тот период Великобритания была единственная страна в Европе, которую еще не захватил Гитлер. С этих событий и начался ленд-лиз. Смысл ленд-лиза был простым. США собирались отправлять боевые снаряды и разные припасы тем государствам, оборона которых была выгодна Америке. За поставки никто не требовал денег. Если поставленные виды транспорта и оружия разрушились или пришли в негодность во время войны, их не нужно было оплачивать.

Но если имущество оставалось после военных действий, его следовало оплатить. В результате Америка предоставила займ на 1 млрд долларов. На протяжении военных действий были сформированы еще три протокола, продлевающие поставки. Официально этот процесс завершился в мае в 45 году. Официально Америка не вступала в войну, но с помощью ленд-лиза снабжала союзников разными военными поставками. Масштабы программы Весь объем отправленных товаров по программе превысил 50 млрд долларов. И это если считать в деньгах на тот момент. По сегодняшнему курсу сумма составляет более 500 млрд. Вторым получателем помощи после Британии был Советский Союз.

Всего было получено примерно 11 млрд. Великобритания получила около 30 млрд. За годы войны Америка поставляла России не только самолеты и танки.

Система ленд-лиза в годы Второй мировой войны

Вашингтон заинтересован в том, чтобы бороться с тоталитарными диктатурами, поэтому и прибегает к таким беспрецедентным шагам, сказал Зубов. В этом случае важно понимать, что сами США оказывают помощь, формально оставаясь вне боевых действий, добавил историк. А оружие будет новейшее, практически сразу от станка на поля сражений, оно не какое-то старое из запасов. А самое главное — эту программу республиканцы и демократы одобрили вместе, хотя обычно они противостоят друг другу», — подчеркнул Зубов. Не менее уникальное единение на фоне событий на Украине продемонстрировал и немецкий парламент, где из примерно 700 депутатов 600 поддержали отправку оружия Киеву, напомнил политолог. Это совершенно новая реальность, которую теперь нужно принять и иметь в виду», — подчеркнул Зубов.

Палата представителей американского Конгресса подавляющим большинством голосов поддержала новый закон, который облегчит экспорт военного оборудования на Украину. Ранее документ был одобрен Сенатом.

Союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны. После нападения Японии на США 7 декабря 1941 поставки по ленд-лизу были приостановлены, и продолжены 28 декабря 1941 с намерением нагнать отставание к 1 апреля 1942 года. Однако, положение нормализовалось, начиная лишь со второй половины 1943 года, после того как были найдены эффективные методы борьбы с германскими подводными лодками. Согласно закону о ленд-лизе оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры.

В Абадане был построен завод по сборке самолетов "Дуглас", которые после испытаний передавались советским летчикам и отправлялись на фронт. Так, Черчилль назвал его "самым бескорыстным актом в истории всех стран". Бесспорно, такая оценка является единственно правильной и полностью отражает признательность за помощь советского народа и Вооруженных сил СССР, которые в первую очередь ощутили ее результаты. К сожалению, с началом холодной войны значение ленд-лиза у нас либо замалчивалось, либо преуменьшалось.

Расхожим стало мнение, что поставки по ленд-лизу не имели существенного значения для победы над Германией, так как они составляли незначительную долю от общего производства вооружения, боеприпасов и военной техники в СССР в 1941-1945 гг. Нельзя все это назвать неправдой. Но более подробный анализ позволяет пересмотреть отношение к ленд-лизу. Известно, какие тяжелые потери, в том числе и в технике, понесла Красная Армия в начале Великой Отечественной войны. Между тем значительную часть территории СССР оккупировал враг, народное хозяйство лишилось многих сотен предприятий. Поэтому доставленные через моря и океаны вооружения, сырье и материалы были жизненно необходимы. В 1941-1942 гг. РККА по ленд-лизу получила 4697 танков, в 1943 г. Советское командование держало большую часть из них на самых важных фронтах, где они участвовали в решающих сражениях. Определенную роль в успехе Московской битвы сыграли ленд-лизовские поставки.

Они компенсировали весь наш урон здесь в танках и самолетах последний удалось перекрыть более чем вдвое. Пока в стране не был налажен выпуск метизов пружин, стальных канатов, ленты холодной прокатки, сверхпрочных сортов стали и т. Число ввезенных в страну станков было равно их выпуску в СССР в первой половине 1942 г. Благодаря 40 импортным станкам, поступившим в июле 1942 г. Ступино, за 2 месяца удалось вывести его на проектные мощности.

Известный как закон о ленд-лизе, этот акт определял принципы предоставления помощи любой стране, оборона которой признавалась жизненно важной для США. Закон устанавливал, что поставленные союзникам Америки материалы машины, военная техника, оружие, сырьё , уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате.

И только переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных США долгосрочных кредитов преимущественно беспроцентных займов. Рузвельт подписывает закон о ленд-лизе. Wikimedia Commons Первые поступления американского оружия в Великобританию весной 1941 года не могли немедленно переломить ход военных действий. Но важна была тенденция. Президент Рузвельт, докладывая Конгрессу о ленд-лизе, сравнил поставки вооружений и военных материалов с ручьём, который «превращается в реку, а река — в могучий поток, который поглотит тотальную тиранию, стремящуюся к мировому господству». Именно для обсуждения вопросов, связанных с обеспечением поставок по ленд-лизу, Гопкинс и прибыл в Лондон. С советским послом он познакомился в доме Черчилля.

Мы могли бы немало дать и вам… Но что вам нужно? Он предложил Гопкинсу посетить Москву. Американский посол Вайнант поддержал такое предложение. Впрочем, Гопкинс наверняка был осведомлён о советском запросе, сделанном в США ещё месяц назад. Телеграмма наркома иностранных дел СССР послу Уманскому от 29 июня 1941 года содержала следующие инструкции: «Вам следует пойти к Рузвельту… и поставить перед ним вопрос о возможности оказания Советскому Союзу помощи следующими поставками: 1. Самолёты-истребители — 3 тысячи; 2.

Ленд-лиз: цифры и факты

В рамках ленд-лиза США в 1941-45 годах поставляла своим союзникам технику и боеприпасы в огромных количествах на общую сумму более $50 млрд, из них около $11 млрд пришлось на СССР. СССР действительно отправил 50 тонн золота в США в 1941 году еще до начала поставок по Ленд-Лизу. Это исторический факт. Когда началась война СССР была необходима помощь США военными поставками. Расходы США по Л.-л. с 11 марта 1941 по 1 августа 1945 достигли 46 млрд. долл. (13% всех военных расходов США за годы войны и свыше 50% их экспорта). Стоимость поставок из США в СССР по ленд-лизу оценивается по-разному. Считается, что за 1941–1945 Советский Союз получил почти 16,7 млн. т. на сумму в 9,6 млрд. долл. Тогда руководство Союза перечислило «западным партнёрам» 92 миллиона долларов и 31 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый конвой с грузом. Это не была помощь по ленд-лизу, а обычная закупка продовольствия, техники и вооружений. В 1941-1942 гг. материальная помощь Советскому Союзу не соответствовала ни американобританским возможностям, ни решающему значению этого фронта. В 1942 г. СССР получил 27,6%, а Англия — 43% всех поставок США по ленд-лизу.

Ленд-лиз. Мифы и реальность

Первоначально помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объёме и отставала от запланированных поставок. В то же время она отчасти компенсировала резкое падение советского военного производства в связи с захватом гитлеровцами значительной части территории СССР. С лета по октябрь 1942 года поставки по северному маршруту приостанавливались в связи с разгромом гитлеровцами каравана PQ-17 и подготовкой союзниками высадки в Северной Африке. Основной поток поставок пришёлся на 1943—44 гг. Тем не менее поставки союзников оказали не только материальную помощь, но и политическую, моральную поддержку сов. По американским официальным данным, на конец сентября 1945 г. Из Великобритании получено более 7 тыс. Авиационные эскадрилья, полк, дивизия, которыми последовательно командовал А.

Покрышкин, начиная с 1943 г. Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии «Катюш». Покрышкин на крыле американского истребителя Р-39 "Аэрокобра" К сожалению, некоторая часть поставок союзников не доходила до СССР, так как уничтожалась гитлеровским ВМФ и люфтваффе при морских переходах транспортов. Для осуществления поставок в СССР использовалось несколько маршрутов. Второй маршрут — через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран в сов. Закавказье; по нему перевезено св. Для сборки и подготовки самолётов к перелёту из Ирана в СССР использовались промежуточные авиабазы, где работали английские, американские и советские специалисты.

Ещё одним путём являлся воздушный маршрут из Аляски в Восточную Сибирь, по которому американские и советские лётчики доставили в СССР 7,9 тыс. Протяжённость воздушного маршрута достигала 14 тыс. С 1945 года использовался и маршрут через Чёрное море. Всего с июня 1941 г. Отдавая должное США, И. Сталин в 1945 году выразил мнение, что советско-американскому соглашение по ленд-лизу сыграло важную роль и «в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага».

До сих пор историки не могут точно подсчитать, сколько погибло ленинградцев: то ли 960 тыс. И не хватает слов для выражения чувств, когда задаешься вопросом: почему до сих пор государство Российское не объявило геноцидом целенаправленное умерщвление гитлеровским режимом не только жителей Ленинграда, но и планомерное уничтожение попавших под немецкую оккупацию советских людей одновременно как по расовому, так и по политическому признаку?

Но даже в тяжелейший для нашей страны период союзные США не открывали второй фронт, понимая, какое количество их солдат неминуемо погибнет в схватке с Германией. Но на войне самое ценное — это люди и их жизни. Пока шли поставки по ленд-лизу, гибли и страдали миллионы советских граждан и солдат. Подчеркнем при этом, что тема американских поставок в СССР техники, оружия и в меньшей мере продовольствия во время Великой Отечественной войны остается одной из самых острых во всей послевоенной истории идеологического противостояния Советского Союза, а потом и России с Западом, но прежде всего — с США. Целью американцев была, конечно, не помощь, тем более — безвозмездная, как пытаются представить ленд-лиз в США, а защита собственных интересов. Историки почему-то обходят тот факт, что в оригинальном названии документа о ленд-лизе слово «помощь» не упоминается вообще. По сути, ленд-лиз был грандиозной сделкой, чего американцы никогда не скрывали. Об этом свидетельствует даже название lend-lease: «lend» — давать в долг, «lease» — сдавать в аренду.

Объясняя американцам необходимость принятия закона, президент США Рузвельт сравнивал ленд-лиз со шлангом. Он приводил в пример притчу о двух соседях: когда у одного загорелся дом, второй дал ему в долг шланг, чтобы потушить пламя. Первый сосед справился с огнем и тем самым спас оба дома — свой и соседа. Таким образом, американцы изобрели и запустили в действие тот самый «шланг», который с тех пор выкачивает деньги и ресурсы из разных стран. Сразу после войны под названием «план Маршала» для восстановления Европы, в дальнейшем через систему финансово-банковских учреждений вроде МВФ. В общем, принцип «американского шланга» продолжает и сегодня успешно реализовываться. Но изобретался он не для и отнюдь не ради СССР. Ленд-лиз был придуман для того, чтобы поддерживать воюющую с Третьим рейхом Британию: у англичан вдруг кончились доллары, и им стало нечем платить за поставки.

Тогда американцы согласились снабжать их военным снаряжением в долг, причем оплатить после войны следовало только то, что не было уничтожено в бою или списано. В октябре 1941-го, когда стало понятно, что наша страна не падет под ударами нацистов, программа была распространена и на СССР. Вообще-то, напомним, закон о ленд-лизе был принят в США в марте 1941 г. В обмен на товары по ленд-лизу Америка имела право на получение долгов за свой «шланг» — «деньгами, или собственностью, или в форме любой прямой или непрямой выгоды, которую президент сочтет удовлетворительной». С помощью ленд-лиза администрация президента Ф. Рузвельта собиралась решить ряд неотложных задач, как внешнеполитических, так и внутренних. Во-первых, такая схема позволяла создать новые рабочие места в самих США, которые еще не до конца вышли из тяжелейшего экономического кризиса 1929 — 1933 гг. Во-вторых, ленд-лиз позволял американскому правительству оказывать определенное влияние на страну-получателя «помощи».

Наконец, в-третьих, посылая своим союзникам только оружие, материалы и сырье, но не живую силу, президент Ф. Рузвельт выполнял свое предвыборное обещание: «Наши парни никогда не будут участвовать в чужих войнах». Война в целом, и ленд-лиз в частности, оказались для Америки и для ее экономики чрезвычайно выгодным предприятием.

Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн.

В 1942 году этот процент составил 27,6. Еще более показательный пример — это автомобили: их на 30 апреля 1944 года было поставлено всего 215 тысяч штук. То есть больше половины ленд-лизовских машин были доставлены в СССР в последний год войны. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом.

Например, из 202 поставленных в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были ведены в строй после ее окончания. Все 26 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники. И, наконец, в завершение этой части статьи небольшой камень в огород критиков ленд-лиза.

Многие из оных критиков делают упор не недостаточность поставок союзников, подкрепляя это тем, что, мол, США-то при их уровне производства могли бы поставлять и побольше. И действительно, стрелкового оружия США и Британия произвели 22 млн. Еще хуже ситуация обстояла с автомобилями: всего в США за годы войны было произведено около 5 млн. И так далее.

Однако подобный подход, безусловно, неверен. Дело в том, что поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. И вот как раз с ним у англичан и американцев были серьезные проблемы. Союзники просто физически не располагали количеством транспортных судов, необходимым для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов.

Маршруты поставок Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику. Наиболее известным из этих маршрутов, безусловно, является мурманский. Героизм моряков арктических конвоев воспет во множестве книг и кинофильмов. Вероятно, именно по этой причине у многих наших сограждан создалось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями.

Подобное мнение — чистой воды заблуждение. Как мы видим, через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку и Ирану. Одной из главных причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности немцев. Использование трансиранского пути стало возможным после того, как советские и британские войска с севера и юга соответственно вступили на территорию Ирана, а уже 8 сентября было подписано мирное соглашение между СССР, Англией и Ираном, по которому на территории Персии были расквартированы британские и советские войска.

В этих портах были устроены авиа- и автосборочные заводы. Однако у Трансиранского маршрута, как и арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию. Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация, только в октябре и ноябре потопившая и повредившая 32 судна с грузами, да и Кавказ был не самым спокойным местом: только в 1941-1943 годах на Северном Кавказе было ликвидировано 963 бандитских группы общей численностью 17513 человек. В 1945 году вместо Иранского пути для поставок стали использовать черноморский маршрут.

Тем не менее, и на этом пути возникали свои трудности, на этот раз связанные уже с Японией. В 1941 — 1944 годах японцами было задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты «Каменец-Подольский», «Ингул» и «Ногин» - на 2 и более месяца. Транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев» потоплены неопознанными подводными лодками, а еще около 10 судов погибло при невыясненных обстоятельствах. Оплата ленд-лиза Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то очернить программу ленд-лиза.

Большинство из них считают своим непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы. Разумеется, это является не более чем заблуждением или сознательной ложью. Ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни цента. Больше того, как уже писалось в начале статьи, они не обязаны были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны.

Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза. Кроме того, в ту же программу входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги.

К сожалению, мне не удалось найти, на какую общую сумму союзникам было предоставлено товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза. Единственный, найденный мною источник, утверждает, что эта самая сумма составила 2,2 млн. Однако лично я не уверен в аутентичности этих данных. Тем не менее, их вполне можно рассматривать в качестве нижнего предела.

Верхним же пределом в таком случае будет являться сумма в несколько сотен миллионов долларов.

Стоимость средств обороны, переданных тем или иным способом в соответствии с условиями настоящего пункта и оплаченных из выделенных для этой цели фондов, не должна превышать 1 300 000 долларов. Стоимость предназначенных для передачи средств обороны будет определяться главой соответствующего министерства или учреждения, или любым другим министерством, учреждением или должностным лицом, которые в соответствии с предусматриваемыми настоящим законом правилами будут назначены для этой цели.

Средства обороны, приобретенные за счет фондов, которые будут в дальнейшем выделяться тому или иному министерству или правительственному учреждению, за исключением фондов, выделение которых санкционируется настоящим законом, не могут передаваться кому бы то ни было тем или иным, предусмотренным в настоящем пункте, способом, если их передача не предусмотрена законами конгресса о выделении этих фондов или не утверждена им любым другим способом. Documents of American History. New York, 1945.

Как работала система ленд-лиза во время Второй мировой войны: история и значение

В рамках ленд-лиза США в 1941-45 годах поставляла своим союзникам технику и боеприпасы в огромных количествах на общую сумму более $50 млрд, из них около $11 млрд пришлось на СССР. По ленд-лизу же в СССР было доставлено 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов (по другим данным 1981 локомотив). Таким образом, поставки по ленд-лизу превосходили общее советское производство паровозов в 1941-1945 годах в 2,4 раза, а электровозов — в 11 раз. Закон о ленд-лизе был утвержден конгрессом США 11 марта 1941 г. и в тот же день подписан президентом Соединенных Штатов. Поставки из США, Канады и Великобритании в СССР увеличились только после Сталинградской и Курской битв. В 1942 году Советский Союз получил 27,6 процента от всего объема ленд-лиза, а в 1943-1945 годах – 71,5 процента. Именно этот закон и стал прецедентом для принятия 11 марта 1941 года Акта о ленд-лизе – «Закона по обеспечению защиты Соединённых Штатов», в котором президент Рузвельт наделялся правом передавать в бесплатную аренду имущество армии США.

Значение слова «ленд-лиз»

По другим источникам, на этой конференции Сталин дал и такую оценку американской помощи: «Без американской промышленности Объединённые Нации никогда не смогли бы выиграть эту войну» Without American production the United Nations [the Allies] could never have won the war. Жукова отмечено следующее: …Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин!.. У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны.

Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью.

А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было своё в изобилии — Карпов В. Маршал Жуков: Опала. Сам Г.

Жуков опровергал вышеприведённую цитату, о чём говорится в докладе В. Так что это, говорю, вещь, безусловно, натянутая. Видимо, человек, который об этом говорил или сообщал, он передает свое собственное мнение и приписывает мне.

Насчет американской помощи то же самое. Я, говорю, много выступал, много писал статей, в свое время выступал публично и давал соответствующую оценку американской помощи и жертв во второй мировой войне. Так что это то же самое натянутая откуда-то вещь.

Высоко оценивал роль ленд-лиза А. Микоян , во время войны отвечавший за работу семи союзных наркоматов торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота и, в качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший приёмом союзных поставок по ленд-лизу: — … когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.

Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа « Студебеккер », «Форд», легковые « Виллисы » и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах!

В результате повысилась её манёвренность и заметно возросли темпы наступления. Да-а… — задумчиво протянул Микоян. В своих мемуарах «Воспоминания и размышления» Г.

Жуков также затрагивает тему межсоюзнических отношений в самом тяжёлом для СССР и союзников 1942 году, непосредственно во время Сталинградского сражения, до коренного перелома в войне: В 22. Поздоровавшись за руку, что с ним редко бывало, он возмущенно сказал: — Десятки, сотни тысяч советских людей отдают свою жизнь в борьбе с фашизмом, а Черчилль торгуется из-за двух десятков «харикейнов». А их «харикейны» — дрянь, наши лётчики не любят эту машину… — И затем совершенно спокойным тоном без всякого перехода продолжал: — Ну, что надумали?

Кто будет докладывать… В своих мемуарах Н. Хрущёв прямо затронул тему важности ленд-лиза [73] : Хочу откровенно высказать своё мнение о взглядах Сталина на способность РККА и СССР справиться с нацистской Германией и выдержать войну без американской и английской помощи. Во-первых, хочу сказать о некоторых замечаниях, сделанных Сталиным и неоднократно повторённых им во время «непринуждённых» разговоров между нами.

Он прямо сказал, что если бы США нам не помогли, мы бы войну не выиграли. Если бы нам пришлось сражаться с нацистской Германией один на один, то такого давления мы бы не выдержали и войну проиграли бы. Никто никогда эту тему официально не обсуждал, и я не думаю, что Сталин когда-либо письменно излагал своё мнение по данному вопросу, но я все же утверждаю, что в нескольких разговорах со мной он отмечал, что дело обстояло именно так.

Когда 21 августа 1945 года действие закона о ленд-лизе закончилось, США подсчитали долги и выставили счета странам-получателям, между СССР и Соединенными Штатами началась своего рода война, затянувшаяся на не одно десятилетие. Американцы еще раз пересчитали стоимость поставок и, снизив сумму долга почти вдвое с рассрочкой на 30 лет под 2,3 процента годовых, заявили, что уступок больше не будет. И на этом история с погашением кредита зависла на мертвой точке. В течении четверти века переговоры по долгу за ленд-лиз между сторонами конфликта время от времени возобновлялись. И каждый раз всё проходило по одному и тому же сценарию: Соединенные Штаты немного снижали сумму, а Советский Союз соглашался выплатить только минимальную её часть. Лишь в 1972 году двум станам, наконец, удалось заключить соглашение: СССР обязался до 2001 года выплатить США 722 миллиона долларов, включая проценты. Правда, уже к следующему году между мега-государствами вновь пробежала черная кошка и Союз прекратил выплаты.

И только в 1990 году советский лидер Михаил Горбачев и американский президент Джордж Буш — старший договорились о том, что СССР выплатит 674 миллиона долларов до 2030 года. Но развал союза спутал все карты, и весь долг по погашению кредита был выплачен Российской Федерацией в августе 2006 года. Обратный ленд-лиз В этой истории также есть и обратная сторона медали, о которой не все знают. Подписав советско-американское соглашение по ленд-лизу, руководство СССР взяло на себя обязательство по возможности оказывать Соединенным Штатам материальную помощь. Так, после первого Арктического рейса с ленд-лизом, обратно в США отправился советский конвой, перевозящий лес и пиломатериалы. К слову, такие конвои уходили к берегам Америки в течение всей войны. Обратный ленд-лиз.

За годы войны экспорт превысил 223 млн долларов. В Америку шел довольно широкий ассортимент природных ископаемых и материалов: хромовая и марганцевая руда, платина, иридий, палладий, драгоценные камни, нефтепродукты, лесоматериалы, химические концентраты. Также крупными партиями отправлялось сырьё животного происхождения: щетина, конский волос, пух, перо, овчина, верблюжья шерсть, хлопковые очесы. Имелась в этом списке и продовольственная продукция: бочковая икра, крабовые консервы и желтый табак. Но все это, безусловно, не имело такого большого значения, как американский ленд-лиз, позволивший закрыть конкретные бреши в советской военной экономике и сохранивший жизни многих тысяч советских людей. И еще один нюанс, о котором нельзя не упомянуть: за период войны материальную помощь СССР оказывала и Великобритания. Всего с конца 1941-го по май 1945 года с Британских островов в СССР прибыло около 4 млн тонн грузов оборонного назначения, включая продукты питания и медикаменты.

Общая стоимость британского ленд-лиза составила 428 млн фунтов стерлингов. Однако в отличие от Вашингтона, Лондон потребовал незамедлительного расчета.

Что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 года. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 г.

В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. У военных историков наибольший интерес, конечно, вызывает союзническая военная техника — с нее и начнем. Из Канады: «Валентайн» — 1388.

В своих мемуарах Эллиот Рузвельт отвёл целую главу рассказу о Тегеранской конференции, основываясь на собственных воспоминаниях очевидца, а также рассказах и записях своего отца. Вероятно, это была первая публикация подобного рода, в которой освещались внутренние подробности происходившего в Тегеране. Её автор был свидетелем того, как Сталин произнёс свой знаменитый тост на дне рождения Черчилля и привёл его в качестве прямой речи в книге. В русскоязычном издании 1947 года он изложен так: «Тосты следовали один за другим так часто, что мы не успевали садиться; в результате некоторые из нас так и беседовали стоя. Вспоминаю, как в промежутке между какими-то двумя тостами я выслушал соображения Рандольфа Черчилля по весьма важному вопросу, но не помню точно, по какому.

Затем наступил момент, когда боги дружелюбия и веселья задремали, и тогда генерал сэр Алан Брук встал и начал распространяться на тему о том, что английский народ пострадал в этой войне больше, чем все другие, больше потерял, больше сражался и больше сделал для победы. По лицу Сталина пробежала тень раздражения. Возможно, что именно это побудило его почти сразу же встать и произнести тост. В этой войне главное — машины. Соединённые Штаты доказали, что они могут производить от 8 до 10 тысяч самолётов в месяц. Англия производит ежемесячно 3 тысячи самолётов, главным образом тяжёлых бомбардировщиков. Следовательно, Соединённые Штаты — страна машин. Эти машины, полученные по ленд-лизу, помогают нам выиграть войну».

Однако при сравнении перевода с оригинальным текстом, можно обнаружить существенную разницу в изложении последнего предложения тоста Сталина, что в корне меняет суть сказанного: «I want to tell you, from the Soviet point of view, what the President and United States have done to win the war. The most important things in this war are machines. The United States has proven that it can turn out from eight to ten thousand airplanes a month. England turns out three thousand a month, principally heavy bombers. The United States, therefore, is a country of machines. Without the use of those machines, through Lend-Lease, we would lose this war». Любому знающему английский язык очевидно, что смысл последнего предложения оригинала не совпадает с тем, что мы видим в переводе. Оно должно звучать следующим образом: «Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну».

Большинство споров о роли ленд-лиза в войне на советско-германском фронте сводятся к подсчёту количества «Шерманов» или «Аэрокобр», при этом поставки почти 500 тысяч транспортных средств, от мотоциклов и командирских «Виллисов» до 20-тонных танковых трейлеров, позволивших Красной армии стать в разы мобильнее, обычно остаются за кадром. Поставки 100 000 одних только трёхосных «Студебеккеров» переоценить сложно — ко второй половине войны армия была насыщена ими. На конференции Большой тройки и в кулуарах» Валентин Бережков, который, как и Эллиот Рузвельт, присутствовал на торжественном обеде, также приводит этот тост Сталина, который мало чем отличается от перевода 1947 года: «— Я хочу сказать о том, что, по мнению советской стороны, сделали для победы президент Рузвельт и Соединённые Штаты Америки. Англия производит ежемесячно 3 тысячи самолётов, главным образом, тяжёлых бомбардировщиков. Эти машины, полученные по ленд-лизу, помогают нам выиграть войну. За это я и хочу поднять свой тост…» Документально слова Сталина были зафиксированы в журнале ежедневных событий президента США во время Тегеранской конференции, который был опубликован в вышеупомянутом американском сборнике 1961 года на 469-й странице. Тост руководителя советской делегации был внесён в журнал как наиболее интересное событие торжественного обеда вечером 30 ноября 1943 года: «I want to tell you, from the Russian point of view, what the President and United States have done to win the war. The United States has proven that it can turn out from 8,000 to 10,000 airplanes per month.

Russia can only turn out, at most, 3,000 airplanes a month. England turns out 3,000 to 3,500, which are principally heavy bombers. Эта версия тоста отличается от воспоминаний сына Рузвельта и вышеуказанных русскоязычных вариантов. Упоминание производства самолётов в СССР делает эту запись четвёртым вариантом слов Сталина, при этом единственным на данный момент подтверждённым документально перевод Е. Скибинского : «Я хочу сказать вам, что, с русской точки зрения, сделали Президент и Соединённые Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне — машины.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий