Цифровизация в россии программа

По национальному проекту «Цифровая экономика» практически каждая отечественная ИТ-компания может претендовать на гранты и субсидии либо же воспользоваться программой льготного кредитования. о роли цифровизации госуправления в цифровой экономике. Определен перечень перспективных технологий работы с данными. в реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных 2 Развитие перспективных высокотехнологичных направлений 2.1. Протяженность создаваемых российских квантовых сетей связи. Для развития цифровой экономики в России в 2017 году была принята соответствующая программа.

Цифровая экономика в России. Что это?

И это еще не полный перечень всего, что входит в государственную экосистему, развитию которой способствует национальный проект «Цифровая экономика». Сегодня портал «Госуслуги» играет важную роль в развитии финансовых продуктов и сервисов. Он предоставляет финансовой отрасли возможность в режиме реального времени получать государственные и юридически значимые данные граждан РФ, говорит директор по инновациям банка «Синара» Виталий Копысов. Использование аутентификации вместе с платформой государственной системы биометрии позволяет проводить качественную удаленную идентификацию потенциального клиента и прием его на обслуживание без личного присутствия», — рассказал он. Банки, в свою очередь, занимают активную партнерскую позицию и позволяют своим клиентам через дистанционные каналы обслуживания авторизовать свою учетную запись на «Госуслугах». По словам Копысова, уже скоро все будут открывать цифровые кошельки для цифровых рублей, используя ЕСИА.

Финансовая отрасль надеется на дальнейшее развитие цифровых профилей гражданина и бизнеса, продолжил Копысов, а также создание юридически значимого для идентификации сквозного ID гражданина. Упрощается процесс получения различных данных от госорганов, что снижает риски при предоставлении финансовых услуг за счет более высокого качества получаемых данных о клиентах», — завершил он. К 2030 г. Портал «Госуслуги» является фундаментом для юридически значимого цифрового взаимодействия физических и юридических лиц с госорганами, полагает руководитель отдела по работе с госучреждениями и госкорпорациями ГК Softline Алексей Щербаков. Диджитализация государственных услуг снижает нагрузку на офлайн-инфраструктуру ведомств, что экономит время и средства всем сторонам взаимодействия.

Благодаря этому повышается удовлетворенность граждан и бизнеса качеством государственного сервиса, добавил он. Теперь это можно сделать через портал «Госуслуги», который работает в режиме единого окна. Похожий процесс произошел с ритейлом и общепитом: до пандемии люди в основном ходили в физические магазины, а сейчас многие предпочитают заказать все онлайн с доставкой на дом. Цифровая трансформация государственных услуг повысила эффективность, удобство и скорость взаимодействия с госорганами», — рассказал Щербаков.

В будущем именно они внесут свой вклад в достижение технологического суверенитета и экономической безопасности России.

Эту работу, как и поручил глава государства, проводим начиная со школьной скамьи. Курсы по программированию для старшеклассников являются стимулом для ребят связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с IT-сферой. В этом году начать бесплатное обучение смогут свыше 100 тысяч школьников. А к 2030 году благодаря федпроекту «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли» освоят языки программирования около 1,2 миллиона молодых людей», - отметил Дмитрий Чернышенко. На них школьники смогут не только получить углубленные знания и навыки в области программирования, которые пригодятся для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, участии в олимпиадах и хакатонах, но и определиться с выбором будущей профессии.

Также будут сокращены ассигнования на возмещение Российским фондом развития информационных технологий затрат по использованию субъектами малого и среднего предпринимательства российского ПО в 2023 - 2024 годах на 1, 9 млрд рублей ежегодно. В 2024 году этот показатель запланирован в размере 74,3 млрд рублей. Планируется, в частности, сокращение бюджетных ассигнований на поддержку проектов по внедрению и использованию цифровых технологий на региональном и муниципальном уровнях в 2023 году на 852 млн рублей, в 2024 году - на 3,6 млрд рублей.

Ассигнования на обеспечение функционирования и развития инфраструктуры электронного правительства, национальной системы управления данными, а также информационных систем, необходимых для их функционирования, в 2023 году сократятся на 5,6 млрд рублей, в 2024 году - на 4,5 млрд рублей. Сокращение ассигнований на внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах госуправления, приоритетных отраслях экономики и социальной сфере для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в 2023 году составит 8 млрд рублей, в 2024 году - 3,3 млрд рублей. Кроме того, сократятся ассигнования на обеспечение госслужащих мобильными устройствами с отечественной мобильной операционной системой и разработанными для нее приложениями, а также обеспечение их функционирования на 11 млрд рублей в 2023 и 2024 годах ежегодно.

Другие проекты Финансирование федпроекта "Нормативное регулирование цифровой среды" в 2023 году сократится в 12 раз - до 13,5 млн рублей, а в 2024 году оно запланировано в размере 15,6 млн рублей.

Покрыть связью 5G крупнейшие города. Защитить информацию граждан, бизнеса и государства. Повысить эффективность основных отраслей экономики за счет внедрения новых технологий. Подготовить кадры будущего с учетом сквозной цифровизации. Простимулировать инвестиции в новые сферы, увеличив долю затрат на развитие цифровой экономики в ВВП в три раза. Инфографика проекта 2019 Бесплатный онлайн-сервис по повышению цифровой грамотности В рамках нацпроекта будет утверждена концепция создания и развития сетей 5G, а также будут определены диапазоны радиочастот для создания сетей связи пятого поколения в России. Почти 14 тыс.

Цифровая Россия

Подробнее Цифровизация и спецпроекты В рамках деятельности организации разработаны ряд проектов для улучшения взаимодействия между государством и бизнесом. Данные проекты будут аккумулировать интересы и позиции игроков рынка, а также удовлетворять потребности в формировании ИТ-сообщества. Подробнее Кадровый суверенитет цифровой экономики Направление реализовывает масштабные просветительские проекты в области цифровой грамотности, кибербезопасности и ранней профориентации школьников в ИТ, а также осуществляет верификацию программ обучения в вузах и интеграцию экспертизы бизнеса в образовательный процесс. Подробнее Продвижение цифровой экономики Направление нацелено на цифровую поддержку территорий, проведение крупных мероприятий по цифровой экономике, где будут собраны лидеры отрасли с целью обсуждения актуальных отраслевых вопросов и позиционирования России, отечественных компаний на глобальном рынке.

Информационная безопасность Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики, что предполагает: обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства; обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики; создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности. Цели программы В программе определены следующие показатели её реализации к 2024 году. Исследовательские компетенции и технологические заделы В отношении формирования исследовательских компетенций и технологических заделов: количество реализованных проектов в области цифровой экономики объемом не менее 100 млн. Ключевые решения 06.

Ответственный от центра компетенций: Игорь Дроздов, Председатель Правления. Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минэкономразвития России. Направление 2. Кадры и образование Это направление развития цифровой экономики ориентировано на следующие цели: создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; формирование рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году: количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, — 120 тыс. Центр компетенции по направлению: Агентство стратегических инициатив. Ответственный от центра компетенций: Дмитрий Песков, Директор направления «Молодые профессионалы». Руководитель рабочей группы: Борис Нуралиев, основатель и совладелец «1С». Направление 3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов Направлено на создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики исследовательской инфраструктуры цифровых платформ , обеспечивающей национальную безопасность и технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне. Оно предполагает: формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики; формирование технологических заделов в области цифровой экономики; формирование компетенций в области цифровой экономики. Показатели успешного выполнения задач к 2024 году: количество реализованных проектов в области цифровой экономики объемом не менее 100 млн рублей — 30 единиц; количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов объемом 3 млн долл.

Ответственные от центра компетенций: Василий Бровко, директор по особым поручениям; Кирилл Комаров, Первый заместитель генерального директора — директор Блока по развитию и международному бизнесу. Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минкомсвязь России. Направление 4. Информационная инфраструктура Формирование Цифровой экономики невозможно без создания соответствующей инфраструктуры, способствующей развитию науки и инноваций, разработке и внедрению цифровых технологий, расширению доступа к сети Интернет, вложению инвестиций в сферы, связанные с ИТ. Цели данного направления заключаются в: развитии сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями; развитии системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных; внедрении цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан; создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.

Цифровая экономика в России. Что это?

Главной целью программы является создание и развитие цифровой среды, что облегчит решение проблем конкурентоспособности и национальной безопасности РФ. Термин "цифровая экономика" digital economy появился в 1995 году с легкой руки американского ученого из Массачусетского университета Николасо Негропонте. Цифровая экономика - экономика инноваций, развивающаяся за счет эффективного внедрения новых технологий Число пользователей Интернета в такой экономике растет в геометрической прогрессии, информационно-компьютерные технологии растворяются в нашей жизни, происходит цифровая революция. Зачатки цифровой экономики в мире появились в конце 20 века, а сейчас мы находимся в активной фазе ее развития. Что меняется? Век новых технологий диктует свои правила в сфере услуг и рынка информационных изобретений. IT-сфера развивается очень быстро, и появление интернета действительно изменило ход нашей жизни.

Уже сегодня ни одни общественные отношения не складываются без Интернета, связи и компьютера.

Как Россия планирует стать цифровой державой к 2024 году?

Всего нацпроект "Цифровая экономика" включает в себя более 10 целевых показателей. В частности, в период с 2019 года по 2024 года планируется: с 30 тыс. до 270 тыс. человек увеличить количество специалистов, обученных по компетенциям цифровой экономики. Национальный проект «Цифровая экономика» — один из национальных проектов в России на период с 2019 по 2024 годы. С февраля 2020 года руководитель проекта — министр. В 2024 году в России стартует национальный проект, направленный на развитие экономики на основе данных, которые генерируются в цифровых системах — как бизнеса, так и государства. Он станет продолжением завершающегося нацпроекта «Цифровая экономика». Национальная программа развития цифровой экономики Российской Федерации «Цифровая экономика 2024» выполняет задачи по развитию нормативного регулирования, информационной инфраструктуры, кадров для цифровой экономики, информационно безопасности, цифровых.

Направления развития цифровой экономики России

Среди ключевых показателей, которые планируется достигнуть к 2024 году: 10 млн. человек пройдут обучение по онлайн программам развития цифровой грамотности. • Повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом. УТВЕРЖДЕНА СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ. Постановление Правительства РФ № 1030 от 28 августа 2017. Российская программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена 4 июня 2019 года протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам (далее – Президиум Совета). Главная» Цифровая экономика и преференции ИКТ компаниям коммуникационных технологий the information and commnication technologies» МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЦИФРОВЫХ ИНИЦИАТИВ» Программы государственной поддержки цифровизации.

Минцифры: Программу «Национальная экономика данных» утвердят в середине 2024 года

Внедрение цифровых технологий создаст условия для высокотехнологичного бизнеса, повысит конкурентоспособность страны на глобальном рынке, укрепит национальную безопасность и повысит качество жизни людей. Правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р, далее — Программа). Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Федеральный проект «Цифровые технологии». Улучшение комфорта и качества жизни граждан. Снижение издержек и развитие бизнеса, формирование конкуренции. 5. Признать утратившей силу Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212. 6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Цифровая экономика 2030: что нового в июльском Указе Президента РФ

Деятельность АНО «Цифровая экономика» сфокусирована на направлениях, отвечающих текущим задачам развития высокотехнологичных секторов экономики РФ. Мы — это национальная экосистема поддержки цифровой трансформации и развития бизнеса, аналитика и исследования, регуляторный хаб, кадровое обеспечение, продвижение технологий и решений, устранение проблем применимости цифровых технологий. Направления Регуляторный хаб Регуляторный хаб решает задачи повышения эффективности регуляторной политики в сфере цифровой экономики через формирование предложений по развитию и улучшению нормативной правовой базы в целях балансировки интересов общества, государства и бизнеса. Подробнее Аналитика и исследования Аналитическое направление АНО «Цифровая экономика» реализует собственные и партнерские аналитические и исследовательские проекты в области цифровых технологий, экономики, международного опыта и регуляторной политики.

По итогам первого года реализации национального проекта было отмечено, что в рамках его реализации осуществлено подключение к интернету 18000 объектов, имеющих социальную значимость, в том числе школы, фельдшерско-акушерские пункты, пожарные части. Проект способствовал росту посещаемости и популярности портала государственных услуг , был осуществлен пилотный запуск сервиса «Европротокол онлайн». В 2019 году в Белгородской области в рамках реализации проекта «Умный город» был осуществлен запуск системы «Дом. Контроль», представляющий собой комплексную цифровизацию сферы жилищно-коммунального хозяйства, активно требующей внедрения современных технологий. Эта система обеспечила автоматический прием обращений населения, а также сформировала рейтинг управляющих компаний, основанный на независимой и объективной оценке. Система обеспечивает коммуникации населения с управляющими компаниями без привлечения администрации области. В 2020 году была осуществлена разработка проекта Постановления российского Правительства относительно мер, направленных на обеспечение эффективности мероприятий по внедрению и использованию технологий информационно-коммуникационного назначения в деятельности органов государственной власти.

Исследовательские компетенции и технологические заделы Основной целью направления, касающегося формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, является создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики исследовательской инфраструктуры цифровых платформ , обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность. По этому направлению предполагается: формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики; формирование технологических заделов в области цифровой экономики; формирование компетенций в области цифровой экономики. Информационная инфраструктура Основными целями направления, касающегося информационной инфраструктуры, являются: развитие сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями; развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных на условиях и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных; внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан; создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах. Информационная безопасность Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики, что предполагает: обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства; обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики; создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности.

По этому направлению предполагается: создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями знаниями в области регулирования цифровой экономики; снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики; формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики; принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных; формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию, способствующих развитию цифровой экономики на пространстве Евразийского экономического союза; создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики. Кадры и образование Основными целями направления, касающегося кадров и образования, являются: создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России. Исследовательские компетенции и технологические заделы Основной целью направления, касающегося формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, является создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики исследовательской инфраструктуры цифровых платформ , обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность. По этому направлению предполагается: формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики; формирование технологических заделов в области цифровой экономики; формирование компетенций в области цифровой экономики.

Как Россия планирует стать цифровой державой к 2024 году?

В 21 веке очень важно экономить своё время и обезопасить свою жизнь и средства. Цифровая экономика вводит в оборот виртуальные деньги. Безусловно, это не ликвидирует реальную экономику, но убирает ненужную работу, сокращает время, увеличивает производительность Уже сегодня мы видим, как заметно упростились денежные отношения: теперь обмениваться физическими деньгами совсем не обязательно, они «оцифрованы». Благодаря такому развитию технологий значительно быстрее растет сфера торговли. Почти любую вещь мы можем купить, не выходя из дома. Предприниматели успешно ведут бизнес в интернете, количество производства растет, издержки предприятия сокращаются. Автоматизация упрощает процесс производства. Сегодня компаниям совсем не обязательно быть огромными, чтобы завоевать лидерство в своей нише. Цифровые системы повышают оперативность и точность доставки. А нарушителей можно легко найти по IP-адресу, номеру карты, или, в конце концов, странице в социальной сетях.

Оно предполагает: формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики; формирование технологических заделов в области цифровой экономики; формирование компетенций в области цифровой экономики. Показатели успешного выполнения задач к 2024 году: количество реализованных проектов в области цифровой экономики объемом не менее 100 млн рублей — 30 единиц; количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов объемом 3 млн долл. Ответственные от центра компетенций: Василий Бровко, директор по особым поручениям; Кирилл Комаров, Первый заместитель генерального директора — директор Блока по развитию и международному бизнесу. Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минкомсвязь России. Направление 4. Информационная инфраструктура Формирование Цифровой экономики невозможно без создания соответствующей инфраструктуры, способствующей развитию науки и инноваций, разработке и внедрению цифровых технологий, расширению доступа к сети Интернет, вложению инвестиций в сферы, связанные с ИТ. Цели данного направления заключаются в: развитии сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями; развитии системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных; внедрении цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан; создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах. Центр компетенции по направлению: ПАО «Ростелеком». Ответственный от центра компетенций: Борис Глазков, Вице-президент по стратегическим инициативам.

Руководитель рабочей группы: Анна Серебряникова, Операционный директор «Мегафона». Направление 5. Информационная безопасность Развитие цифровых технологий неизбежно влечет за собой и определенные риски и угрозы, которые необходимо учитывать при развитии цифровой экономики: вопросы сохранности цифровых данных, угрозы личности, бизнесу и государству, связанные с построением сложных иерархических информационно-телекоммуникационных систем, рост масштабов компьютерной преступности, отставание от ведущих иностранных государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий, недостаточная эффективность научных исследований, связанных с созданием перспективных информационных технологий, низкий уровень внедрения отечественных разработок, недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности. Именно поэтому стратегия развития цифровой экономику включает и пятое направление, касающееся информационной безопасности и направленное на достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз. Решаться эта задача будет через: обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры РФ на всех уровнях информационного пространства; обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики; создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности. Показатели успешного выполнения задач к 2024 году: доля субъектов, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов, — 75 процентов; доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети «Интернет», маршрутизируемая через иностранные серверы, — 5 процентов. Центр компетенции по направлению: ПАО «Сбербанк». Хотите принять участие в следующем выпуске журнала «Цифровое производство»?

Вместе с тем специалисты продолжают отмечать наличие в стране существенного цифрового неравенства цифрового разрыва , связанного с неоднородным уровнем доступа к цифровым технологиям, относительно низкими цифровыми навыками населения, традиционно серьезными внешними вызовами безопасности и наличием проблем с технологическим обеспечением цифрового суверенитета [24]. Основную ориентацию в целеполагании на цифровизацию сферы государственных услуг, а не на взаимосвязь цифровой экономики с реальной можно объяснить существующими проблемами с реализацией так называемой инновационной цепочки: воспроизводство знаний посредством фундаментальных исследований — проведение прикладных исследований и разработок — внедрение научно-технических результатов в производство — производство конкурентоспособной инновационной продукции. Пока же наша страна проигрывает в глобальном масштабе конкурентную борьбу за факторы, определяющие конкурентоспособность национальных инновационных систем, в том числе за «умные деньги» — инвестиции, привлекающие в производственные цифровые проекты новые знания, технологии, компетенции [25]. Несколько слов о достижении целевого показателя «цифровая зрелость» государственного управления. Как подчеркивают зарубежные исследователи, успех в области цифровой трансформации системы государственного управления, как правило, достигается не тогда, когда ее тотальная цифровизация ставится в качестве самоцели, а когда конкретные цифровые решения рассматриваются как средство преодоления конкретных социальных, экономических, политических и других вызовов [28]. Применительно к нашей стране к таким вызовам следует отнести: решение остро стоящих проблем в социальной сфере; обеспечение экономического роста и конкурентоспособности России на мировом рынке в условиях санкционного давления; наращивание научно-технологического потенциала; проведение инновационной и структурной модернизации. Следует упомянуть и о таком целевом ориентире, как «увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года». Для его оценки используется дополнительный индикатор, который учитывает количество программных продуктов в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. В настоящий момент промежуточная цель по данному индикатору не просто достигнута, а перевыполнена — при установленном ориентире 9 100 единиц 2024 год — 11 100 единиц, 2030 год — 17 100 единиц , фактический показатель составляет 16 335 единиц [15]. На наш взгляд, такие оптимистичные результаты связаны в том числе с программами гранто-вой поддержки на разработку и внедрение отечественных ИТ-решений программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов от Российского фонда развития информационных технологий РФРИТ , о чем подробнее будет говорится ниже. Финансирование Планируемые объемы финансового обеспечения НП «Цифровая экономика» представлены в таблице 1. Для достижения заявленных целей в рамках реализации НП «Цифровая экономика» правительством страны разработана комплексная система механизмов стимулирования инновационной деятельности частного сектора в области цифровых технологий — от инструментов прямого финансирования исследований и разработок, внедрения цифровых технологий и платформенных решений гранты, субсидии , до косвенных мер поддержки предпринимательской активности налоговые льготы и преференции. В настоящее время практически каждая отечественная ИТ-компания может претендовать на грантовое финансирование, которое осуществляется через различные программы фондов-операторов НП «Цифровая экономика Российской Федерации». Так, например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Фонд содействия инновациям — ФСИ реализует программу «Старт», которая нацелена на поддержку собственных наукоемких технологических решений в сфере цифровых технологий от стадии прикладных научных исследований и экспериментальных разработок до коммерциализации результатов ИР вновь создаваемых или уже существующих стартапов и малых инновационных предприятий. Существует еще и третий этап — «Бизнес-Старт»,— в рамках которого успешно Таблица 1 Структура и финансовое обеспечение национального проекта программы «Цифровая экономика» до 2024 года Направление Расходы на реализацию млн. Российский фонд развития информационных технологий РФРИТ предоставляет гранты на разработку и внедрение отечественных ИТ-решений программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов как инновационным предприятиям, так и компаниям, внедряющим российские цифровые продукты и сервисы в свою деятельность. Причем на поддержку могут претендовать предприятия на разных стадиях развития, в том числе крупный бизнес. Кроме того, максимальная сумма гранта выросла до 500 млн рублей, а по особо значимым проектам — до 6 млрд рублей комментарий 1. Срок включения разработанного продукта в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции также вырос с шести месяцев до одного года. По словам генерального директора РФРИТ, «упрощение процедуры конкурсного отбора позволило сформировать воронку проектов в четыре раза больше предыдущих показателей» [17]. На сегодняшний день скидка малому бизнесу доступна на более 150 программных решений от 58 правообладателей.

В 2024 году этот показатель может составить 16,1 млрд рублей. При этом в 2024 году финансирование предполагается увеличить на 1 млрд рублей. В рамках федпроекта "Цифровые технологии" также предполагается сокращение ассигнований на поддержку проектов российских организаций по разработке цифровых платформ и ПО для создания и или развития производства высокотехнологичной промышленной продукции в 2023 году на 1,2 млрд рублей, в 2024 году - на 1 млрд рублей. Также сократится поддержка проектов малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации российских цифровых решений: на 1,1 млрд рублей в 2023-2024 годах ежегодно. Также будут сокращены ассигнования на возмещение Российским фондом развития информационных технологий затрат по использованию субъектами малого и среднего предпринимательства российского ПО в 2023 - 2024 годах на 1, 9 млрд рублей ежегодно. В 2024 году этот показатель запланирован в размере 74,3 млрд рублей. Планируется, в частности, сокращение бюджетных ассигнований на поддержку проектов по внедрению и использованию цифровых технологий на региональном и муниципальном уровнях в 2023 году на 852 млн рублей, в 2024 году - на 3,6 млрд рублей.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

Укрепление национальной безопасности и суверенитета России за счет развития собственных цифровых платформ, систем и сервисов, а также повышения устойчивости к кибератакам и внешнему вмешательству. Углубление международного сотрудничества и диалога в области цифровизации, а также расширение возможностей для экспорта российских цифровых продуктов и решений на мировой рынок. Однако программа цифровизации России также несет в себе ряд рисков и вызовов, которые необходимо учитывать и преодолевать. Некоторые из них: Недостаток квалифицированных кадров и образовательных ресурсов для подготовки специалистов в области цифровых технологий и компетенций. Неравномерность развития цифровой инфраструктуры и доступа к цифровым сервисам в разных регионах и секторах экономики. Угроза нарушения прав и свобод граждан, а также конфиденциальности и защиты персональных данных в условиях повсеместной цифровизации и онлайнизации жизни общества. Возможность возникновения новых форм коррупции, мошенничества, преступности и терроризма с использованием цифровых технологий и сетей. Необходимость соблюдения международных норм и стандартов в области цифровизации, а также урегулирования юридических и этических вопросов, связанных с применением цифровых технологий. Риск утраты конкурентных преимуществ и технологического отставания от других стран, которые также активно развивают свои цифровые потенциалы и стратегии. Таким образом, программа цифровизации России — это сложный и многогранный процесс, который требует согласованности и сотрудничества всех заинтересованных сторон, а также постоянного мониторинга и оценки результатов и последствий. Только так можно достичь целей и задач программы, а также избежать негативных эффектов и рисков.

Как можно принять участие в программе цифровизации или узнать больше о ней? Программа цифровизации России — это масштабный и амбициозный проект, который предполагает активное взаимодействие между государством, бизнесом и обществом. Если вы хотите принять участие в программе цифровизации или узнать больше о ней, то вам есть несколько возможностей: Посетить официальный сайт программы цифровизации. На сайте вы можете найти подробную информацию о целях, задачах, сферах и отраслях программы цифровизации, а также о технологиях и инфраструктуре, которые будут использоваться для ее реализации. Вы также можете ознакомиться с новостями, аналитикой, примерами успешных практик и планами развития программы цифровизации. Принять участие в общественных обсуждениях и консультациях.

На наш взгляд, такие оптимистичные результаты связаны в том числе с программами гранто-вой поддержки на разработку и внедрение отечественных ИТ-решений программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов от Российского фонда развития информационных технологий РФРИТ , о чем подробнее будет говорится ниже. Финансирование Планируемые объемы финансового обеспечения НП «Цифровая экономика» представлены в таблице 1. Для достижения заявленных целей в рамках реализации НП «Цифровая экономика» правительством страны разработана комплексная система механизмов стимулирования инновационной деятельности частного сектора в области цифровых технологий — от инструментов прямого финансирования исследований и разработок, внедрения цифровых технологий и платформенных решений гранты, субсидии , до косвенных мер поддержки предпринимательской активности налоговые льготы и преференции. В настоящее время практически каждая отечественная ИТ-компания может претендовать на грантовое финансирование, которое осуществляется через различные программы фондов-операторов НП «Цифровая экономика Российской Федерации». Так, например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Фонд содействия инновациям — ФСИ реализует программу «Старт», которая нацелена на поддержку собственных наукоемких технологических решений в сфере цифровых технологий от стадии прикладных научных исследований и экспериментальных разработок до коммерциализации результатов ИР вновь создаваемых или уже существующих стартапов и малых инновационных предприятий. Существует еще и третий этап — «Бизнес-Старт»,— в рамках которого успешно Таблица 1 Структура и финансовое обеспечение национального проекта программы «Цифровая экономика» до 2024 года Направление Расходы на реализацию млн. Российский фонд развития информационных технологий РФРИТ предоставляет гранты на разработку и внедрение отечественных ИТ-решений программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов как инновационным предприятиям, так и компаниям, внедряющим российские цифровые продукты и сервисы в свою деятельность. Причем на поддержку могут претендовать предприятия на разных стадиях развития, в том числе крупный бизнес. Кроме того, максимальная сумма гранта выросла до 500 млн рублей, а по особо значимым проектам — до 6 млрд рублей комментарий 1. Срок включения разработанного продукта в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции также вырос с шести месяцев до одного года. По словам генерального директора РФРИТ, «упрощение процедуры конкурсного отбора позволило сформировать воронку проектов в четыре раза больше предыдущих показателей» [17]. На сегодняшний день скидка малому бизнесу доступна на более 150 программных решений от 58 правообладателей. Для российских организаций, осуществляющих деятельность в области цифровых технологий, кроме различных инструментов прямой поддержки, предусмотрены также налоговые льготы и преференции. При этом скорректированы порядок и условия получения таких налоговых льгот. Также расширен перечень видов ИТ-деятельности, подпадающих под налоговые льготы [7]. То есть без финансирования остались проекты на 89,8 млрд рублей. Одной из причин невозможности полноценного исполнения мероприятий, заложенных на 2022 год, называются санкционные ограничения как на поставки оборудования, так и на приобретение лицензий на установку и обслуживание иностранного ПО [10]. Это объяснение идет вразрез с целевым показателем «использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями». Недостаток технологических и управленческих компетенций в сфере разработки, развертывания и поддержки современного программного обеспечения еще долго будет вести к рискам усиления контроля иностранных компаний и рискам внешнего управления пусть не со стороны Запада, а со стороны Востока. Таким образом, актуальным остается тезис о том, что «регулирование разработки и распространения тех или иных технологий, в том числе через систему стандартов и регламентов, с целью максимизации извлекаемых выгод и минимизации возможных угроз является одной из приоритетных задач современной системы государственного управления» [16, с. При этом «подушкой безопасности» выступает рискориентированный подход, способный «смягчить негативные последствия сложно предсказуемых и даже полностью неожиданных явлений, тем самым предотвращая неблагоприятный результат реализации различных программ и проектов» [5, с.

За оставшуюся часть текущего года и весь следующий планируется подключить еще 43,8 тыс. При этом цифровизации школ уделяется особое внимание — образовательные организации получат не только точки доступа в Интернет факт установки которых не равноценен обеспечению возможности использования цифровых сервисов в каждом учебном классе , но и необходимую внутреннюю инфраструктуру: уже в 2024 году согласно планам министерства во всех российских школах будут созданы локальные сети на основе технологии Wi-Fi , что позволит подключаться к Интернету в каждом кабинете. Дополнительно запланирована реализация мер, которые позволят решить поставленные вынужденным переходом на дистанционное обучение в связи с пандемией COVID-19 задачи. Так, в 2022 году школы получат средства на приобретение электронного образовательного контента, верифицированного Минпросвещения России, и начнут использовать отечественные сервисы онлайн-коммуникаций, позволяющие в том числе проводить уроки в формате видеоконференций, — как отметил Максут Шадаев, крупнейшие российские интернет-компании Яндекс и Mail. Кроме того, в 2024 году предполагается обеспечить учителей средних школ планшетами по прогнозам Минцифры России, их получат 700 тыс. В связи с таким расширением намеченных мероприятий на задачу цифровизации школ было перераспределено около 80 млрд руб. Во-вторых, уже в следующем году планируется завершить работу по созданию точек доступа в населенных пунктах, где проживает от 250 до 500 человек на данный момент они установлены в 12 тыс. Весной этого года, напомним, в законодательство о связи были внесены соответствующие изменения, предусматривающие отнесение услуг подвижной радиотелефонной связи, оказываемых с использованием точек доступа, к универсальным услугам связи наравне с услугами по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету через точки доступа и расширяющие список населенных пунктов, где такие точки должны быть созданы в обязательном порядке п. Помимо этого, запланированы мероприятия по обеспечению доступа к мобильной связи на автомобильных дорогах: разрабатывается стандарт создания инфраструктуры связи при строительстве или реконструкции автодорог, принято решение о возможности подключения базовых станций связи к электроснабжению за счет дорожного фонда. Разумеется, продолжится и развитие существующей инфраструктуры мобильной связи, в том числе за счет создания сетей 5G.

В отличие от западной модели развития, где главным катализатором и источником субсидий на развитие цифровых платформ выступают непосредственно частные компании и инвесторы, Россия пошла по совершенно новому и более эффективному пути в условиях нашей экономической системы. Цифровизация России выполняется совместной работой госрегуляторов и государственных корпораций, у которых накоплена максимальная экспертиза, есть технологические и промышленные ресурсы для реализации масштабных проектов на региональном, а не точечном уровне. Так, в рамках Программы развития цифровой экономики Госкорпорация Ростех была назначена центром компетенций по формированию исследовательских компетенций и технологических заделов по пяти сквозным цифровым технологиям: нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, промышленный интернет, робототехника и сенсорика, технологии беспроводной связи. Выбор зоны ответственности Ростеха не был случайным — в стратегии развития Корпорации до 2025 года именно технологическое лидерство и переход к производству интеллектуальной продукции является главной целью для всех ее холдингов. Одним из инструментов реализации своей стратегии Ростех называет комплексные, или экосистемные, продукты. Примерами таких продуктов являются «Умный город», «Безопасный город», «Единая государственная информационная система здравоохранения» и другие. Экосистемные продукты формируют целые платформы, позволяющие переводить на них отдельные сферы госуправления. Каждый экосистемный проект предполагает максимально широкую номенклатуру и синтез множества компетенций, таким образом захватывая одновременно значительное число отдельных производителей. При этом продажи экосистемных продуктов имеют очевидный мультипликативный эффект в отличие от продаж отдельных продуктов или компонентов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий