Иоанн кронштадтский январь 1905

Имя великого святого община получила в честь знаменательного события. Будучи в Омске в сентябре 1905 года Иоанн Кронштадтский посетил Покровский монастырь и летнюю резиденция епископа Омского и Семипалатинского, которая располагалась при обители. Он будет вызывать нас по одному в ротную канцелярию, где никого не будет, и каждый обязан искренно покаяться в грехах, содеянных в бунте, а «святитель» Иоанн Кронштадтский будет молить господа бога, чтобы он простил грехи покаявшегося. Но назначение отца Иоанна в Св. Синод можно рассматривать и как гласную поддержку его церков-но-общественной позиции, четко заявленную в годы политических нестроений и революции 1905–1907 гг. Именно тогда Кронштадтский пастырь чаще. Между Государем Императором Николаем II и Всероссийским пастырем отцом Иоанном Ильичом Сергеевым, прозванным народом Иоанном Кронштадтским, существовала незримая тесная духовная связь. Заявление Иоанна Кронштадтского о вступлении его в Союз русского народа. Иоанн Кронштадтский стал вдохновителем и одним из учредителей Союза русского народа (СРН)[81] в 1905 году.

Прав. Иоанн Кронштадтский, протоиерей, чудотворец († 1908), память 2 января

Описывая пастыря как праведника и молитвенника за всю землю Русскую, Государь Николай II призывал ежегодно и всенародно отмечать день поминовения отца Иоанна и так же широко в наступающем 1909 году почтить его память в сороковой день со дня его кончины. Кроме того Государь выразил надежду, что Святейший Синод предпримет шаги по канонизации отца Иоанна. А если отпадешь от своей Веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, — то не будешь уже Россией, или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга. Помните слова Христа неверным иудеям: «отымется от вас Царство Божие и дастся языку народу , творящему плоды его» Матф. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по-старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и в Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня!

Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский». Да будет Воля Твоя в России! Ты насади в ней веру истинную, животворную! Да будет она царствующею и господствующею в России! А не уравненную с иноверными исповеданиями и неверными. Да не будет сего уравнения с неравными, Истинного исповедания не имеющими!

Истина не может быть сравнена с ложью И правда веры с неправыми исповеданиями Истина Господня пребывает во век. Тяжко смотреть на разорение Державы Российской. Пророческим набатом звучат сегодня давние призывы великого Кронштадского старца: «Да подумайте же вы, русский народ, трезво — к чему вы стремитесь? К низвержению всякого общественного строя и уклада житейского, к хаосу общественному?

Имя настоятеля Кронштадтского Андреевского собора знала вся Россия, весь русский народ чтил его как праведника, верил в его молитвы и предстательство перед Богом. Для людей разных званий и сословий он был светочем веры и жизни. К доброму пастырю отовсюду несли свои скорби, беды, сомнения и недоумения, прося его совета, помощи и наставления, и любвеобильное сердце пастыря было открыто для всех. И без сомнения, приезд праведного Иоанна Кронштадтского в Екатеринбург был и остается значительным событием в истории Екатеринбургской епархии.

Рано утром 22 июня 1905 г. Весь город ждал приезда Кронштадтского пастыря. На вокзале уважаемого гостя с любовью и искренней радостью встречали епископ Екатеринбургский и Ирбитский Владимир Соколовский , духовенство города и уездов, игуменья Тихвинского монастыря Магдалина Досманова с монахинями и множество народа из всех сословий. Долгожданный гость приехал из Перми поездом в половине седьмого. Выйдя из вагона и обменявшись приветствиями, отец Иоанн вместе с епископом Владимиром поехали в архиерейский дом. После небольшого отдыха, в 8 часов пастырь отправился в собор Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря для служения утрени и литургии, совершаемых в этот день в честь священномученика Евсевия Самосатского. Литургия была совершена отцом Иоанном в присутствии Преосвященнейшего Владимира и в сослужении более 40 священнослужителей. Несмотря на рабочий день, молящихся было так много, что храм не вмещал всех желающих помолиться с батюшкой.

Обширный храм был так переполнен богомольцами, что люди даже стояли на всех окнах внутри и на подоконниках снаружи.

Основал 4 женских монастыря и более 50 подворий. В Санкт-Петербургской епархии освятил несколько десятков церквей. В 1874 г. Андрея Первозванного», состоял почетным членом Александро-Свирского братства. Иоанн обладал дарами исцелений и прозорливости, был крупнейшим церковным благотворителем последней трети XIX — начала XX вв. С 1880-х гг. Иоанну — единственному пастырю Русской Церкви — было предоставлено право совершать общие исповеди.

Ежегодно в Кронштадт к нему приезжало до 80 тыс. Практически ежедневно он посещал Санкт-Петербург. В октябре 1894 г. Писатель, он вел духовный дневник — выдающийся богословско-назидательный труд.

Это ему даже и нужно было для прикрытия своих подвигов. Дорогую одежду некоторые лица ставили в вину отцу Иоанну. Однако, по свидетельству очевидцев, он не заказывал её себе, и принимал лишь для того, чтобы не обидеть даривших лиц, искренно хотевших чем-либо отблагодарить его или услужить ему. В действительности, тщательно скрывая от людей свое подвижничество, отец Иоанн был величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост. Полученные же пожертвования раздавал все, до последней копейки. Так, например, получив однажды при громадном стечении народа пакет из рук купца, отец Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку бедняка, не вскрывая даже пакета. Купец взволновался: «Батюшка, да там тысяча рублей! Иногда, однако, он отказывался принимать от некоторых лиц пожертвования. Известен случай, когда он не принял от одной богатой дамы 30 000 рублей. В этом случае проявилась прозорливость отца Иоанна, ибо эта дама получила эти деньги нечистым путем, в чем после и покаялась. Был отец Иоанн и замечательным проповедником, причем говорил он весьма просто и чаще всего без особой подготовки — экспромтом. Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, а вместе с тем и исключительной богословской ученостью, при всей своей доступности для понимания даже простыми людьми. В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, как отражение силы его собственного духа. Эти поездки были настоящим триумфом смиренного Христова служителя. Всюду, где бы он ни показался, около него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы лишь прикоснуться к чудотворцу. Стечение народа определялось десятками тысяч, и все бывали объяты чувствами сердечной веры и благоговения, страхом Божьим и жаждою получить целительное благословение. Во время проезда отца Иоанна на пароходе толпы народа бежали по берегу, многие при приближении парохода становились на колени. Когда 20 июля 1890 года Иоанн Кронштадтский служил в соборном храме Харькова, на Соборной площади собралось свыше 60 000 человек. Где только становилось известно о его приезде, заранее собиралось множество людей: вокруг него собирались толпы и буквально рвали его одежду один раз жители Риги разорвали его рясу на куски, каждый желая иметь у себя кусочек. Распорядок дня Иоанна Кронштадтского В этом доме на втором этаже находилась квартира причта Андреевского собора — Иоанн Кронштадтский жил в ней с 1855 по 1908 год Вставал отец Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. При Иоанне Кронштадтском дом был двухэтажным, но в советское время к нему пристроили еще два этажа, что сильно запутало историков когда искали квартиру. На фото: макет дома, как он выглядел раньше Около 4 часов он отправлялся в собор к утреней. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню. Гостиная квартиры-музея Иоанна Кронштадтского За утреней отец Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь. Из-за громадного количества желавших исповедоваться у отца Иоанна, им была введена общая исповедь. Производила она — эта общая исповедь — на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5 000 человек, всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение, и литургия раньше 12 часов дня не оканчивалась. В иные дни он исповедовал по 12 часов и причащал за службой непрерывно в продолжение 3-4 часов. Проповедь в Андреевском соборе Кронштадта. По свидетельству очевидцев и сослуживших отцу Иоанну, совершение отцом Иоанном Божественной литургии не поддается описанию. Служба отца Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Чтение отца Иоанна на клиросе было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся. А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что отец Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания. Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих. Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более 2-х часов. Во время службы письма и телеграммы приносились отцу Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили его помянуть. После службы, сопровождаемый тысячами верующих, отец Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать. Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божьей! Преподавательская деятельность Иоанн Кронштадтский был и замечательным педагогом-законоучителем. Свыше 25 лет он преподавал Закон Божий в Кронштадтском Городском училище с 1857г. Он никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто имели место тогда в наших учебных заведениях, то есть ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. У отца Иоанна мерами поощрения не служили отметки, ни мерами устрашения наказания. Успехи рождало теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у него не было «неспособных». На его уроках все, без исключения, жадно вслушивались в каждое его слово.

ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

  • 2 января — день прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского - Храм Дмитрия Донского
  • О.Иоанн Кронштадтский и Вологодчина : zeleninsergey — LiveJournal
  • летие преставления Иоанна Кронштадского
  • Святой Иоанн Кронштадтский: дневник гг

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ АРХИЕПИСКОПА АНДРОНИКА

Фигура Иоанна Кронштадтского поделила Россию на два лагеря – почитателей и недоброжелателей. Причём некоторые почитатели, «иоанниты», дошли до того, что организовались в секту и объявили батюшку новым воплощением Христа. Праведный Иоанн Кронштадтский (20 декабря/2 января) Праведный Иоанн Кронштадтский родился в 1829 году в селе Архангельской губернии в семье бедного сельского дьячка. настоящее имя — Иоанн Ильич Сергиев - Родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, был первенцем в бедной семье.

Святой Иоанн Кронштадтский: пророк ХХ века. Урок для интеллигенции

Иоанн Кронштадтский подвергся критике со стороны либеральных и старообрядческих изданий, а также некоторых частных лиц, за свой отъезд 27 октября 1905 года из Кронштадта в Санкт-Петербург во время Кронштадтского восстания[117][118]. Фигура Иоанна Кронштадтского поделила Россию на два лагеря – почитателей и недоброжелателей. Причём некоторые почитатели, «иоанниты», дошли до того, что организовались в секту и объявили батюшку новым воплощением Христа. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) родился 19 октября1 1829 г. в селе Сура Пи-нежского уезда Архангельской губернии, расположенном при слиянии рек Суры и Пинеги. Праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Игнатий Богоносец, православный календарь. Значение слова Кронштадтские восстания 1905 и 1906 в Большой советской энциклопедии БСЭ.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон: к 100-летию первой русской революции

Впервые о. Иоанна Кронштадтский серьезно заболел в декабре 1904 года 3 января 1905 года над ним, по его просьбе, причтом Андреевского собора было совершено таинство елеосвящения, которое проходило при большом стечении народа вокруг дома отца Иоанна. 3 июля 1905 г. Воскресенье. Совершил Литургию в Леушинском соборе в сослужении отца архимандрита Игнатия (наместника Патриарха Антиохийского), местных священников Клавдия и Николая и двух диаконов Александра и Иоанна. Знаменитый подвижник Церкви Христовой святой праведный Иоанн Кронштадтский является одним из самых почитаемых чудотворцев Святой Руси. Ваше Высокоблагословение Всечестнейший Благодетель Батюшка Иоанн Ильич, в пятницу 30-го числа сего апреля у нас в обители будет храмовый праздник, первый раз во вновь устроенном, 21 января освященном приделе, во имя св. апостола Иакова Зеведеева. (Цитируем по книге "Отец Иоанн Кронштадтский", Санкт-Петербург: издание Русского Народного Союза Имени Михаила Архангела, 1909, с. 90.).

ST. JOHN OF KRONSTADT’S VISIT TO EKATERINBURG IN 1905

  • Молитвословия
  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский (†) | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга
  • Комментарии
  • Всероссийский батюшка Иоанн Кронштадтский

Св. прав. Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон: к 100-летию первой русской революции

Иоиль называет себя сыном Пефуила, имя которого больше нигде в Ветхом Завете не упоминается. Некоторые полагают, что Иоиль мог быть священником колена Левия, учитывая его страсть к храмовым жертвоприношениям Иоиль 1:9 ; 2:13-16. Однако его знакомство с пастырской и сельскохозяйственной жизнью Иоиль 1:13-14 ; 2:17 позволяет предположить, что он, вероятно, не был левитом. Помимо Библии, некоторые исторические записи намекают на то, что Иоиль мог быть из колена Рувима и жил в городе Вифом или Бефхарам , к северу от Мертвого моря, но, как отмечает Джон Макартур в своем комментарии, контекст пророчества Иоиля предполагает, что он был из Иудеи и жил недалеко от Иерусалима, города, с которым он знаком. Однако то, что мы в конечном итоге знаем об Иоиле, кем он был и когда служил, вероятно, менее важно, чем его фактическое служение и послание. По словам Макартура, «послание Иоиля вне времени, оно формирует учение, которое можно повторять и применять к любой эпохе».

И хотя Иоиль считается одним из «второстепенных» пророков, в его служении и послании нет ничего второстепенного или незначительного. Этот термин используется для классификации небольших книг, таких как Иоиль и Амос среди прочих , от более длинных писаний пророков, таких как Исаия и Иеремия. К тому времени, когда Иоиля призвали служить Иуде, Южное Царство уже много лет находилось в состоянии беспорядка и упадка как в экономическом, так и в духовном плане. Соперничающие народы и города-государства, такие как Тир, Сидон и Филистия, часто вторгались в Израиль, а недавнее нашествие саранчи и засуха опустошили экономику Иудеи Иоиль 1:4. Излишне говорить, что Иуда был слаб изнутри.

Это было время национального траура, когда, как пишет Иоиль, «все деревья в поле засыхали. Поистине, радость иссякает у сынов человеческих» Иоиль 1:12. Как и многие библейские пророки, Иоиль был послан Богом, чтобы привлечь внимание людей во времена депрессии и упадка. Однако, в отличие от многих пророков, Иоиль не говорит о конкретном грехе или идолопоклонстве со стороны Иуды. Скорее, он использует недавнее бедствие нашествия саранчи, чтобы преподать пророческий урок.

Обращаясь к старейшинам Иуды, Иоиль призывает всех членов общества серьезно отнестись к нынешнему нашествию саранчи. Потому что, как бы ужасно ни было это бедствие, оно было ничто по сравнению с тем, что должно было произойти от Бога, если люди не покаются и не обратятся к Нему. Оглядываясь назад на экономические трудности, вызванные нашествием саранчи, они должны были побудить людей с нетерпением ждать великого и ужасного Дня Господня, фраза, упомянутая девятнадцать раз восемью разными ветхозаветными пророками, включая Исаию, Иезекииля, Амоса, Авдия, Софония, Захария, Малахия и Иоиль. Из истории мы знаем, что предупреждение Иоила осталось в основном без внимания. В результате День Господень в Писании частично исполнился через вавилонское завоевание, вторжение, разрушение и пленение Иудеи.

Однако важно признать, что День Господень — это еще и день, который еще не наступил. При этом в обещании разрушения есть также обещание надежды, восстановления, благословения и процветания для праведников и тех, кто «призывает имя Господне» Иоиль 2:32. Божий суд будет излит на грешников, но в результате Дня Господня Божий народ также получит физические благословения, плодоношение и процветание. Избавление обещано так же, как и восстановление. Кроме того, Иоиль пророчествовал об излиянии Святого Духа, когда писал: «И будет после того, что Я Господь изолью от Духа Моего на все человечество; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.

И на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» Иоиль 2:28-29. Когда мы изучаем пророчества Иоиля, написанные от 2 500 до 2 800 лет назад, мы не можем не видеть их актуальность для сегодняшнего дня, когда сбывается так много предсказанных им знамений. Дня Господня, о котором говорит Иоиль, не должны бояться те, кто благословляет Израиль, но его должны бояться народы, которые восстают против Его народа и делят Его землю; они будут судимы в долине Иосафата. Хотя Иоиль напоминает нам всем о великих Божьих обещаниях отомстить врагам Израиля, восстановить его землю и обеспечить процветание Своему народу, Он напоминает нам еще об одной важной истине: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Она была ровесницей святого мученика Вара и была свидетельницей его добровольных страданий.

После казни святая Клеопатра привезла тело святого мученика в свою страну и с честью похоронила его. У Клеопатры был любимый сын Иоанн, дослужившийся до почетного офицерского чина. К великому горю матери, Иоанн скоропостижно скончался.

Марков и другие лица.

Под печальный перезвон колоколов собора процессия, в предшествии икон и хоругвей, направилась по Андреевской улице к Андреевскому собору. Вдоль улицы стояли сухопутные войска шпалерами, с трудом сдерживая многотысячную толпу. Окна, заборы и даже крыши домов были усеяны народом, жаждавшим взглянуть на перенесение тела высокочтимого пастыря. Когда печальная процессия приблизилась к Андреевскому собору, гроб опять взяло на руки духовенство во главе с Преосвященным Кириллом и внесло в церковь , украшенную тропическими растениями.

Собор был переполнен, но тысячи народа толпились еще на площади и Николаевском проспекте. Началась литургия, которую совершал Преосвященный Кирилл при участии многочисленного духовенства. После литургии служили панихиду. Трогательное впечатление производила эта панихида.

Рыдания народа, порою заглушавшие возгласы священнослужителей, производили потрясающее впечатление. После панихиды началось прощание с почившим пастырем. В собор впускали по очереди. Длинная очередь стоит у правого бокового входа в собор, куда пропускают только по двое.

Выходят с левой стороны. Приходилось в очереди стоять целыми часами. В самом соборе панихида идет за панихидой. Гроб стоит на высоком помосте.

Ярко горят свечи вокруг него. Лицо почившего закрыто воздухом, как это делается у всех умерших священников; видны только исхудавшие руки, к которым сегодня приложились многие тысячи народа. В правой руке небольшой позлащенный крест. В 7 часов вечера начался парастас заупокойная всенощная , который продолжался до 11-го часа ночи.

Всю ночь с 21 на 22 декабря до 6 часов утра собор был открыт. И всю ночь народ беспрерывно шел для прощания с почившим. У большинства на глазах слезы. Слышатся сдавленные рыдания и возгласы: «Закатилось наше солнышко!

На кого покинул нас, отец родной? Кто придет на помощь нам, сирым, немощным! Сегодня предстоял длинный путь — перевезение тела почившего пастыря в С. В 7 часов началась литургия.

К окончанию литургии весь собор, площадь пред ним и прилегающие улицы оцеплены войсками. За чертой оцепления народ густыми массами виднелся по улицам, в окнах домов, по крышам, заборам и деревьям. Петербургские ворота, через которые ведет морская дорога в Ораниенбаум, в 9 часов утра закрыты, всякое движение по льду легковых экипажей и саней прекращено в 10 часов утра, a с 11-ти и движение пешеходов. Полицейские чины озабоченно суетятся возле собора; шеренги войск стоят на площади; народ притих и терпеливо ждет выноса гроба на площадь.

Всю эту картину ярко освещает холодное зимнее солнце. Священник собора отец Павел Виноградов произнес простое, но сердечное и трогательное надгробное слово. Почти вся церковь после этих слов опустилась на колени. Епископ Кирилл в своем слове охарактеризовал отца Иоанна как личность, окруженную ореолом небывалой славы.

Трудно передать все, что происходило в соборе. Возгласы духовенства и пение певчих часто прерывались рыданиями. Временами в соборе слышен глухой гул. Ровно в 11 часов 30 минут утра начался вынос тела из собора.

Дубовый гроб был обнесен крестным ходом вокруг собора и под перезвон колоколов установлен на колесницу. Военные оркестры играли «Коль славен». В рядах войск были знамена. Для участия в процессии собрались хоругвеносцы из всех кронштадтских церквей.

Во главе процессии шли драгуны с знаменем и хором музыки. Далее следовали певчие, духовенство, колесница с телом почившего и начальствующие лица во главе с генерал-лейтенантом Артамоновым. Шествие замыкала рота 94-го Енисейского полка и народ в числе по крайней мере 20 тысяч людей обоего пола. У Морского собора, у церкви Богоявления и возле часовни у Петербургских ворот, выстроенной в память адмирала Макарова, были совершены литии.

По всей дороге через город стояли войска шпалерами. Лютеранская церковь на берегу моря почтила память дорогого покойника продолжительным погребальным звоном. Далее предстоял путь через море. По приказу Главного начальника Кронштадта всем желавшим проводить усопшего по морю предписано следовать рядами друг от друга не менее как на два шага, в виду непрочности льда.

На всем морском пути устроили пять спасательных станций, a через обнаруженные на льду трещины соорудили особые мостики. Епископ Кирилл с некоторыми священнослужителями проехал вперед в Ораниенбаум, чтобы там встретить процессию на вокзале. Весь путь пройден менее чем в три часа. Погребальное пение и звуки «Коль славен» не смолкали ни на одно мгновенье.

В Ораниенбауме процессию ожидали и стар, и млад, богатый и бедный, словом, все население. Местное духовенство, во главе с Преосвященным Кириллом, отправилось крестным ходом на встречу процессии на берег моря. По всему Ораниенбауму раздался перезвон колоколов. Гроб внесли на платформу и поставили в траурный вагон специального поезда.

Началась краткая лития. Платформа огласилась рыданиями ораниенбаумцев. В 4 часа поезд тронулся. Многие на коленях крестились вслед уходящему поезду.

Приближаясь к каждой станции, поезд замедлял ход, но не останавливался. На всех станциях была масса народа, встречавшего последнее путешествие дорогого Батюшки по Балтийской дороге, по которой он за всю свою жизнь совершил множество поездок. Около 5 часов дня траурный поезд прибыл в Петербург. Полна скорбного умиления и величественной печали была процессия перевезения тела отца Иоанна с Балтийского вокзала в Иоанновский женский монастырь, на место упокоения.

По Обводному каналу и по всему Измайловскому проспекту уже с трех часов шпалерами стояли тысячи народа. В парадных комнатах вокзала собралось духовенство. Здесь облачились в белые ризы Высокопреосвященный Сергий, архиепископ Финляндский, епископ Архангельский Михей и епископ Нарвский Никандр, архимандриты: Феофан, ректор Духовной академии, и Вениамин, ректор семинарии, благочинный Иоанновского монастыря архимандрит Макарий, специально прибывший из Москвы настоятель Патриаршего Антиохийского подворья архимандрит Игнатий, председатель Общества религиозно-нравственного просвещения протоиерей Ф. Орнатский и настоятели или представители от всех столичных приходов.

К вокзалу же прибыли исаакиевские хоругвеносцы с хоругвями, были хоругви от приходских церквей, от Иоанновского монастыря и освященное отцом Иоанном знамя-хоругвь от «Союза русского народа». По всему пути похоронного шествия до монастыря движение по улицам было прекращено. Когда поезд остановился под сводами Балтийского вокзала, из салон-вагона вышел Преосвященный Кирилл и сопровождавшие тело священники и присоединились к встречающим. Сонмом епископов и священников перед открытым траурным вагоном совершена лития.

Пел хор певчих Семеновского полка. На руках духовенства дубовый гроб был вынесен из вагона и поставлен на печальную с серебряным балдахином, увенчанным митрою, колесницу. Лишь только печальное шествие двинулось с вокзала, как пронесся в воздухе печальный удар колокола; народ на площади начал креститься, раздались рыдания, которые перешли в общий плач, когда печальное шествие выступило на площадь. Процессию открыл отряд конной полиции, что было необходимо ввиду громадного стечения народа.

Затем несли хоругви, шли певчие, духовенство парами и упомянутые архипастыри; далее следовала печальная колесница, окруженная хоругвями. За колесницей шел С. Драчевский и бывший Главный начальник Кронштадта, ныне командующий войсками Киевского округа генерал-адъютант Н. Из среды певчих и духовенства всю дорогу слышались трогательные напевы канона «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение».

Шедший за гробом народ образовал несколько хоров, которые пели «Святый Боже», «Вечную память» и другие духовные песнопения. Увидели колесницу стоящие по пути шествия, на площадях и тротуарах, неисчислимые толпы народа, услышали пение, и воздух оглашается плачем, и так громок был иногда этот плач, что прорывался сквозь мощное пение, заставлял дрожать голоса поющих. Чувствовалось, что голоса эти достигают неба и что достойнейшему пастырю действительно будет вечная память. Так народ провожал пастыря, который был сам народной добротой, народной совестью, народной верой.

Пока будут подобные пастыри, будет и вера в России. He бывало еще, кажется, похорон с такой огромной, плачущей толпой из людей всевозможных званий, начиная от простолюдина до высших сановников. Из Воскресенской церкви Общества религиозно-нравственного просвещения, что у Варшавского вокзала, вышли священники храмов Общества с крестным ходом; председатель совета совершил литию, и священники присоединились к процессии. У Измайловского собора Святой Троицы, у Вознесенской церкви перезванивали колокола, выходило духовенство с хоругвями и совершались литии.

У Исаакиевского собора во главе многочисленного духовенства с хором исаакиевских певчих вышел для служения литии маститый настоятель, митрофорный протоиерей И. Затем процессия направилась, по особому повелению Государя Императора, по набережной Невы мимо Зимнего дворца. Благодаря этому Высочайшему повелению процессии необходимо было следовать мимо здания Святейшего Синода и остановиться пред ним на краткое время для служения литии. Здесь нам вспомнилось предуказание Батюшки на эту остановку, сделанное им за три недели до кончины.

Батюшку приехали навестить его давние усердные почитатели купцы В. Крутов и A. В беседе с ними Батюшка, между прочим, говорил: «Ведь в монастыре-то меня очень ждут и сестры хотят причаститься. Ну, да к празднику-то Рождества Христова я соберусь, только причастить, пожалуй, не придется.

Просят меня также побывать и в Святейшем Синоде. Побываю и там, хотя на полчаса или на несколько минут. Только ведь я там никогда не бывал, не знаю, как войти; а, впрочем, покажут». Эти предсказание действительно исполнилось.

Позднее Батюшка еще точнее предсказал день своей кончины. Незадолго до смерти он разослал всем почтальонам, рассыльным и т. Но возвратимся к описанию похоронного шествия. По набережной Невы процессия следовала до Троицкого моста, на котором не было народа.

За мостом у древнейшего столичного собора Святой Троицы также совершалась лития. Шествие направилось по Каменноостровскому проспекту. Поредевшие на набережной, здесь снова скопились массы народа. Десятки тысяч народа — десятки тысяч слез.

По пути в нескольких местах на Каменноостровском были отслужены литии, присоединились хоругви от Матвеевской церкви и Института принцессы Ольденбургской. Шедшие впереди гроба четыре архиерея весь путь совершали без отдыха. Лишь только процессия стала подходить к Карповскому мосту и была уже недалеко от монастыря, многие ясно видели, как с небосклона быстро упала звезда. Ее путь был как раз по направлению к монастырской обители.

В народе случай обсуждали на разные лады — в падении звезды видели небесное знамение. В 8 часов 30 минут вечера прибыла к монастырю печальная процессия при печальном перезвоне монастырских колоколов. Иоанновский монастырь в это время представлял из себя вид маленькой крепости. Вся набережная Карповки была очищена от публики и экипажей.

Только по билетам пропускали в церковь , которая еще задолго до прибытия погребальной процессии наполнилась молящимися. При входе в церковь стояли все сестры обители во главе с настоятельницей, игуменьей Ангелиной, а также духовенство. Все вышли встретить дорогого покровителя и молитвенника, прибывшего в свою обитель к празднику Рождества Христова, но уже бездыханным и безгласным. На руках духовенства, в предшествии сестер, поющих «Помощник и Покровитель», гроб был внесен в большой соборный храм и установлен посреди храма на катафалке, обтянутом белым глазетом.

Кругом у колонн стояли живые растения. С большим трудом гроб был поставлен на место; все устремились прикладываться. Немало пришлось употребить усилий, чтобы водворить порядок. Что могло бы произойти сейчас и во время отпевания при разрешении доступа в церковь всем желающим?

Очевидно для всякого. Поэтому-то монастырская администрация со стесненным сердцем должна была решительно запретить впуск в церковь лиц, не имеющих билетов. На это распоряжение несправедливо роптали. Говорят, отчего не пропускали даже духовенство?

Но если бы в день погребения пропускать всех желающих, то несомненно одно только духовенство могло бы переполнить храм. Вот почему многие тысячи не могли быть допущены в эти дни в монастырский храм. В 9 часов вечера в соборном храме начался парастас, который служил епископ Архангельский Михей, духовный сын и усердный почитатель Батюшки. В служении участвовало до 40 священников и диаконов.

Величественно и трогательно было это богослужение, особенно в те минуты, когда пели все священнослужители, собравшиеся вкупе движением горячей любви и усердного почитания к новопреставленному отцу протоиерею Иоанну. В 12 часов ночи окончилось богослужение, и тотчас начался впуск по очереди всех желающих проститься с дорогим Батюшкой. Первыми подходили сестры, обливаясь горючими слезами. Можно ли изобразить их душевное состояние при этом последнем целовании?

Они прощались с тем, кто был им ближе отца родного. Он принял их в обитель. Большинство жили в бедности и в суровой обстановке. Батюшка их пригрел, во всем помогал, учил их, руководил, питал телесно и духовно...

После сестер подходили миряне. Много прошло их, целуя истощенную десницу досточтимого пастыря, но еще более осталось таких, которым не удалось исполнить страстного желания — проститься с Батюшкой. В 6 часов доступ ко гробу был прекращен. В это время в церкви-усыпальнице началась ранняя литургия, которую совершал архимандрит Игнатий, при участии многих других священников.

В соборном храме необходимо было прибраться и приготовиться к литургии и отпеванию. Около гроба всю ночь продолжалось чтение Святого Евангелия и непрерывно служились панихиды. Многие, приложившись к руке Батюшки, зажигали свечу, которую уносили себе на память. В 8 часов 30 минут утра начался благовест к поздней литургии.

Из архипастырей первым прибыл Кирилл, епископ Гдовский. Дернов и Ф. Орнатский и другие священнослужители, назначенные владыкйю митрополитом для служения литургии, в числе 12-ти архимандритов, протоиереев и священников. В 9 часов прибыл Высокопреосвященнейший Антоний, митрополит С.

Григоровский, С. Драчевский, тайный советник В. Мамонтов, генерал-лейтенант граф Н. Гейден с супругойю и много других высокопоставленных лиц, представителей купечества и людей разных званий.

Через несколько минут после начала богослужения в храм неожиданно, словно знаменуя победу света над тьмой, проглянуло солнце и ярко осветило своими лучами гроб и стоящих около почившего. В конце литургии, по благословению владыки митрополита, известный проповедник протоиерей философ Орнатский вдохновенно произнес следующую речь: — Дорогие братья! Умер дорогой наш батюшка отец Иоанн. А мы-то думали, что еще долго-долго будет он жить.

Ведь кого любишь, тому желаешь долгой жизни. Тем более что мы не привыкли его видеть старым, больным. Он и в 75 лет был всегда бодр и юн духом. Вот он, бывало, быстро всходит по лестнице и еще в дверях дома громко приветствует всех своим свежим, резким голосом: «Здравствуйте, друзья мои; здравствуй, мамочка; здравствуйте, детушки; няня, здравствуй».

И, входя во внутренние комнаты, одного погладит, другого потреплет, иного поцелует и всех благословляет. А потом подходит к заранее приготовленному столику для молитвы и освящения воды, и когда молится, не только просит Господа, а иногда требует об исполнении просьбы, ради великой голгофской Жертвы Сына Божия, и молится часто своими словами. Когда же кончит молитву, то начинают подходить к нему присутствующие, чтобы поведать ему, и непременно на ушко, о чем-то важном, чего вслух и сказать нельзя. И на кого он взглянет строго, другому улыбнется, иного побьет по больному месту, кому и денег даст, не считая их.

И все отходят от него ободренные, успокоенные, обласканные. И дни, месяцы счастливая семья вспоминает потом о посещении отца Иоанна, о том, что и кому он сказал, как посмотрел, что сделал. И вот умер отец Иоанн. И везде, где ни скажут эти три слова — умер отец Иоанн, везде поймут, кто умер.

Умер вот он, бездыханно предлежащий пред нами пастырь, отец Иоанн Кронштадтский. Ибо везде знали его и всюду чтилось имя его, и в городах, и в селах, и в столицах, и в самых глухих углах нашей родины. Даже за границей знали нашего великого пастыря и почитали его. Когда смертельно болел в Крыму Государь Император Александр III и отец Иоанн был вызван к нему, тогда все газеты мира писали и о нашем знаменитом молитвеннике и чудотворце.

Потом отец Иоанн получал много писем на всех языках из разных государств Европы и даже Америки. Вот писал ему один мальчик из Швеции: «Я слышал, что ты лечишь людей молитвою, моя мама сошла с ума и лежит в больнице; мне скучно без мамы.

Иоанну большой образ Богоматери, который висел у него дома, в келии, сейчас он вернулся в Пюхтицкий монастырь. Известно, что о. Иоанн помогал Пюхтицкому монастырю, там до сих пор целая комната его подлинных вещей, в том числе фелонь и риза. Но самое поразительное, празднование Пюхтицкой иконы Божией Матери — 15 августа, то есть само явление было накануне празднования Пюхтицкой Божией Матери! Если было явление Божией Матери, значит, можно написать икону.

В Иоанновском монастыре на Карповке есть икона с житием Иоанна Кронштадтского, и поскольку это явление Богоматери отражено в акафисте святому, ему посвящено одно из клейм. Но там сюжет решен фотографически: Иоанн Кронштадтский лежит на кровати, как бы спит, и к нему подходит Божия Матерь. Такого не было в реальности. Божия Матерь не являлась у кровати, она являлась пастырю духовно, в тонком сне, и само видение было, смею предположить, здесь, на родине прав. Иоанна Кронштадтского. Петербургский иконописец дьякон Николай Груздев попытался написать икону явления Божией Матери Иоанну более близко к тому, как батюшка записал в дневнике. Икона на снимке, публикуется впервые написана в этом году и была пожертвована в мемориальную квартиру прав.

На следующий год после явления батюшка основывает на своей родине, в Суре, обитель. Не могу утверждать, что это решение было прямо подсказано явлением Божией Матери, но что оно совпадает по времени — это очевидно. Чудесное явление как бы открыло новый период в жизни Иоанна Кронштадтского, особо связанный с Севером. Это запись в дневнике, сделанная безо всякой мысли о публикации. Явление было 3 февраля 1902 года. Как много говорили мне эти очи без слов: они обращались то ко мне, то к Пречистой Его Матери; уста Его тихо двигались, говорили что-то ласково, но я не мог расслышать, как глуховатый, они выражали благоволение ко мне, как было видно по движению очей. Благодарю Господа за сладкое, благодатное видение.

Не было ли это видение ответом на вчерашнее моление пред иконою Казанской Божией Матери? Накануне, 2 февраля, празднуется Сретение Господне, на иконе праздника Богородица изображается принесшей Младенца в храм, и есть два иконописных извода: либо Она еще держит Младенца, либо уже вручила Его Симеону Богоприимцу. Иоанну Кронштадтскому Божия Матерь явилась практически так же, как на иконе Сретения. Если внимательно читать текст, то на месте Симеона Богоприимца возникает сам батюшка Иоанн Кронштадтский.

Он называл писателя нравственным чудовищем, злонамеренным лжецом и даже свиньёй. А когда в 1908 году Толстой заболел, отец Иоанн, страстная натура, писал в своём дневнике: «Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы! Эта непримиримость до сих пор смущает многих, даже верующих.

Впрочем, и Толстой священника ставил невысоко, а его чудеса считал суеверием и дикостью. Близость к царской семье тоже вменялась ему в вину. В октябре 1894 года он ездил в Крым к умирающему Александру III попутно исцелив парализованного татарина. Сказал его жене: «Будем молиться вместе: ты по-своему, а я — по-своему», — и татарин встал! Там же он познакомился с наследником и поразил его своей резкой, страстной манерой служить литургию. Он присутствовал на свадьбе Николая II и получил от него драгоценный наперсный крест. Участвовал и в литургии на коронационных торжествах, был приглашён на крестины царевича Алексея… Ходят легенды и о его встречах с Распутиным: по одной версии, отец Иоанн его благословил и причастил, а по другой — благословлять не стал и в причастии отказал, причём весьма резко.

Ну а то, что он был вхож во многие богатые и знатные дома — это факт. И получал там щедрые пожертвования, и приезжал в оплаченных приглашавшей стороной министерских салон-вагонах… За это его тоже критиковали: бессребреник-то наш к роскоши неравнодушен! Конечно, всем бы нравилось, если бы он ходил по России пешком. Только много бы он тогда успел? Вопрос непростой. Колесом по ревматизму Отец Иоанн предупреждал о бедах Первой мировой, он видел гибель царской семьи, пророчествовал о приближении ужасных времён, когда прольётся кровь, брат восстанет на брата, народ будет разделён, и многим придётся бежать на чужбину. Он предвидел приход безбожной, страшной власти… Впрочем, и восстановление России он тоже предвидел.

Он не стремился сделать карьеру, но он её сделал. Протоиерей с 1875 года, в 1894-м он стал настоятелем Андреевского собора, а в 1899-м — митрофорным протоиереем. Иоанн был так занят, что на заседаниях так и не побывал ни разу. Он произносил пламенные проповеди и призывал к покаянию. Обличал богатых за праздность, роскошь и отсутствие милосердия, а бедных — за пьянство и сквернословие. Его портреты висели в домах по всей России. Куда бы он ни поехал, везде его встречали восторженные толпы.

Причём настолько, что, бывало, на нём, как на поп-звезде, в клочки разрывали рясу. Страждущие верили ему безоговорочно. Один пример: некая старушка бросилась под колёса его пролётки. Батюшка в ужасе к ней подбежал, а она бодро вскочила и радостно заявила перепуганному священнику: «Вот спасибо, ты меня переехал, и теперь пройдёт мой ужасный ревматизм!

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Имя «Иоанн Кронштадтский» с 1897 по 1907 год носил российский пароход. Имя «Иоанн Кронштадтский» с 2017 года носит новый катер связи проекта 21270 Военно-Морского Флота Российской Федерации. Епископ Феофан 26 января 1884 г. обратился с письмом к отцу Иоанну с просьбой помолиться по поводу грозящей ему слепоты ("Если о. Иона Киевский вымолит, или о. Иоанн Кронштадтский, к которому я писал, то и добре "). Отъезжая, прошу Вашего Архипастырского благословения, недостойный Ваш раб и смиренный молитвенник настоятель Кронштадтского Андреевского собора, Протоиерей Иоанн Сергиев. 20 Января 1902 г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ arrow Home 1. История Православной Российской Церкви до 1917 г. 1905 г. Святой Иоанн Кронштадтский. "Бог отнимет благочестивого царя". Святой праведный Иоанн Кронштадтский (в миру Иван Ильич Сергиев) родился 19 октября (по новому стилю 1 ноября) 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Значение слова Кронштадтские восстания 1905 и 1906 в Большой советской энциклопедии БСЭ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий