6 февраля 1918 года ленин подписал декрет о введении в стране григорианского календаря объясните

24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введён григорианский календарь, в соответствии с которым была внесена поправка в 13 суток. 24 января 1918 года, ровно 100 лет назад, Совет народных комиссаров РСФСР принял решение о переходе страны на григорианский календарь с 31 января 1918 года, поэтому после 31 января 1918 года в стране наступило 14 февраля 1918 года. 26 января 1918 года Ленин подписал декрет, и документ был опубликован в центральной газете нового государства – «Известия». 24 января (6 февраля) 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря, а через два дня, 26 января (8 февраля) 1918 года декрет был подписан председателем Совета народных комиссаров.

Как из российской истории пропали две недели

До 1918 года Российская Империя жила по юлианскому календарю, в то время как весь западный мир жил по григорианскому. В 1918 г. подписан Декрет СНК РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Практически не существует источников, в которых не были бы перемешаны старый и новый стили, смещены даты и отдублированы по разным дням события. "«Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря», принятый Совнаркомом 24 января 1918 г. Этот декрет подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 г. Полный текст (в старой орфографии): Декретъ о введеніи въ Россійской республикҍ. При этом григорианский календарь, используемый в католических странах с 1582 года, Петр I вводить не стал. На проходившем в 1917-1918 годах Поместном соборе введение григорианского календаря стало предметом бурного обсуждения [2]. Было решено рассмотреть вопрос о принятии нового календаря на общем заседании двух отделов — о богослужении и правовом положении.

№ 289. Декрет Совета Народных Комиссаров. О введении западноевропейского календаря.

Большевики решили нанести еще один удар по позициям православной церкви, отказавшись от юлианского календаря. На том же заседании Совнаркома, на котором церковь была отделена от государства, создали специальную комиссию по переходу на новый календарь. Она представила два возможных варианта развития событий. Первый вариант предполагал мягкий и постепенный переход к новому календарю — отбрасывать каждый год по 24 часа. В этом случае на осуществление календарной реформы потребовалось бы 13 лет, а самое важное — она вполне устраивала бы и Русскую православную церковь. Но Владимир Ленин склонился к более радикальному варианту, предполагавшему одномоментный и быстрый переход к григорианскому календарю. Причиной перехода на новый календарь называлась необходимость установления в России исчисления времени, одинакового «почти со всеми культурными народами». Ввести новый календарь решили после истечения января 1918 года. С этой целью Совнарком постановил считать первым днем после 31 января 1918 года не 1 февраля, а 14 февраля 1918 года. В декрете также подчеркивалось, что все обязательства по договорам и законам, наступавшие в период между 1 и 14 февраля, переносились на период с 14 по 27 февраля посредством прибавления к сроку выполнения обязательств тринадцати дней.

С прибавлением тринадцати дней отсчитывались и все обязательства в период с 14 февраля по 1 июля 1918 года, а обязательства, наступающие с 1 июля 1918 года, считались наступившими уже по числам нового григорианского календаря. Также декрет регулировал вопросы выплаты жалованья и заработной платы гражданам республики. До 1 июля 1918 года нужно было во всех документах указывать в скобках число по старому календарю, а с 1 июля 1918 года — только число по григорианскому календарю. Решение о переходе страны на григорианский календарь неизбежно вызвало споры в среде духовенства и богословов. Уже в конце января 1918 года календарная реформа стала предметом обсуждения Всероссийского Поместного собора. На этом обсуждении произошла любопытная дискуссия. Профессор Иван Алексеевич Карабинов заявил, что старообрядцы и другие автокефальные церкви не согласятся с предложением перехода на григорианский календарь и будут продолжать отмечать церковные праздники по старому календарю. Это обстоятельство, в свою очередь, будет нарушать единство православных церквей. С этой позицией согласился и другой докладчик, профессор Иван Иванович Соколов, который тоже обратил внимание на отсутствие у Русской православной церкви права самостоятельно решать вопрос о календарной реформе, не согласовывая свои действия с другими автокефальными церквями.

Член Петроградского комитета по делам печати мирянин Митрофан Алексеевич Семенов, в свою очередь, предложил вообще не реагировать на декреты большевиков, что позволит избежать необходимости перехода на новый календарь. Профессор Московской духовной академии и член Поместного собора Православной российской церкви от высших духовных школ Сергей Сергеевич Глаголев подчеркнул, что в изменившихся условиях церкви вряд ли получится оставаться на старом календаре, поскольку он все больше расходится с небом, однако делать поспешных шагов не стоит и лучше некоторое время оставаться на старом, юлианском календаре.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов Ленин. Помощник Нар.

Во-первых, ходатайство Императорской Академии наук о введении в России григорианского календаря было отклонено императором Николаем I еще в 1830 году. Во-вторых, «православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь». Действительно, в 1830 году Академия наук выступила с инициативой о введении в России нового стиля.

Однако тогдашний министр народного просвещения князь К. Ливен дал резко отрицательный отзыв на этот проект. В докладе императору Николаю I Ливен охарактеризовал реформу календаря как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». А в том, что касалось попыток «представителей католицизма» навязать в России григорианский календарь, то здесь речь шла прежде всего о бурной деятельности итальянского священника Чезаре Тондини де Кваренги. Проникнувшись идеей соединения Католической и Православной церквей, он подобрал ключ к решению этой проблемы — календарный вопрос. С завидной энергией Тондини мобилизовал свои многочисленные связи в научных, деловых и правительственных кругах для пропаганды дела унификации календаря по григорианскому образцу. Особое внимание итальянский священник уделял России: он даже приезжал в Петербург, где в 1893 и 1896 году лично встречался по этому вопросу с обер-прокурором Святейшего синода К. Победоносцевым и представителями Православной церкви.

Однако заручиться поддержкой Русской церкви и подготовить благоприятную почву для введения григорианского календаря в России Тондини не удалось: реакция Победоносцева была, понятное дело, настороженно-отрицательной. Что и отразилось впоследствии на выводах комиссии 1899 года. Но не только инициативным католикам дала отпор Русская церковь в попытках навязать России «папистский» календарь. В 1902 году Константинопольский патриарх Иоаким III, выступил перед православным миром с инициативой рассмотрения насущных реформ. Одна из возможных тем в области церковных реформ в послании Константинопольского патриарха была обозначена четко, но довольно аккуратно: «возможность или невозможность изменения и более точного определения господствующего в Православных Церквах календаря». Ответ Русской церкви от лица Святейшего синода был уклончиво-негативный: «мы, со своей стороны, стояли бы за сохранение в церковной практике юлианского календаря, допуская в крайнем случае лишь формальные перемены касательно Новолетия и переименования чисел». Рассматривался вопрос о возможности реформы календаря на Поместном соборе Православной российской церкви 1917-1918 годов. Причем церковная дискуссия шла уже после принятия большевистского декрета о введении в Российской республике западноевропейского календаря.

В итоге соборные комиссии постановили: «в течение 1918 года Церковь в своем обиходе будет руководствоваться старым стилем».

Поделиться: Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого: 1 Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т.

Председатель Совета Народных Комиссаров В.

Не пить, поститься: почему РПЦ против григорианского календаря?

24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток. После 31 января 1918 года в России наступил день 14 февраля — в стране был введен календарь нового стиля (григорианский). 24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток. До 1918 года Российская Империя жила по юлианскому календарю, в то время как весь западный мир жил по григорианскому. Сто лет назад Владимир Ленин подписал Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря. 14 февраля 1918 года в России введен григорианский календарь. юлианского календаря, принятого в России при Петре I.

«Видишь свет? Ленин зажег». Какие вещи подарил нам вождь мирового пролетариата

В мае 1918 г. ВЦИК принял Декрет о введении всеобщей воинской повинности, в июле это положение было включено в Конституцию: представители трудящихся должны были служить с оружием в руках, нетрудовых элементов — в нестроевых частях. О введении западноевропейского календаря. Большевистский декрет *О введении западноевропейского календаря* 1/14 февраля 1918 года вступил в силу ленинский декрет «О введении западноевропейского календаря». Григорианский календарь: история создания, причины принятия.

Почему 105 лет назад Россия перевела часы сразу на 2 недели вперед?

Хотя согласно принятому календарю установилась нумерация месяцев, но ещё в продолжении 1895—1897 годов продолжилась старая нумерация лет по первому году правления династии Чосон, по которой 1896 год григорианского календаря соответствовал 1392 году Чосон [20]. Между 1897 и 1910 годами, и вновь с 1948 до 1962 год использовалось корейское начало календарной эры. Между 1910 и 1945 годами, когда Корея была под японским управлением, применялось японское летосчисление. С 1945 до 1961 годы в Южной Корее григорианский календарь был совмещён с летосчислением от основания государства Кочосон в 2333 году до н. Эта нумерация неофициально использовалась и до этого вместе с корейским лунным календарём, иногда используется и в настоящее время. Китайская Республика официально приняла григорианский календарь при своём провозглашении с 1 января 1912 года , но континентальный Китай вступил в период военной диктатуры с властью различных полевых командиров, использовавших различные календари. С объединением Китая под властью Гоминьдана в октябре 1928 года Национальное правительство постановило, что с 1 января 1929 года будет использоваться григорианский календарь. Тем не менее, Китай сохранил китайскую традицию нумерации месяцев, а началом летосчисления был назначен первый год провозглашения Китайской Республики — 1912 год. Эта система всё ещё используется на Тайване , считающий себя преемником Китайской Республики. После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики , континентальный Китай продолжил использовать григорианский календарь, но была отменена нумерация и летосчисление, введённое прежним правительством, и установлено соответствие с летосчислением от Рождества Христова, принятым в СССР и на Западе. В России на территории, находившейся под контролем Советов григорианский календарь введён декретом от 26 января 1918 года Совнаркома , согласно которому в 1918 году после 31 января следует 14 февраля.

На территориях бывшей Российской империи, находившихся под контролем других государственных образований, возникших после падения Временного правительства , даты официального введения нового стиля отличаются. Так, Временное Сибирское правительство ввело новый стиль декретом от 31 августа 1918 года, постановив считать день 1 октября 1918 днём 14 октября 1918 года [21]. Таким образом, в ряде стран, в том числе в России, в 1900 году был день 29 февраля , тогда как в большинстве стран его не было. Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году [12]. До сих пор не перешли на григорианский календарь Эфиопия [12] и Таиланд. С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской , Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона , приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года.

Проникнувшись идеей соединения Католической и Православной церквей, он подобрал ключ к решению этой проблемы — календарный вопрос. С завидной энергией Тондини мобилизовал свои многочисленные связи в научных, деловых и правительственных кругах для пропаганды дела унификации календаря по григорианскому образцу. Особое внимание итальянский священник уделял России: он даже приезжал в Петербург, где в 1893 и 1896 году лично встречался по этому вопросу с обер-прокурором Святейшего синода К. Победоносцевым и представителями Православной церкви. Однако заручиться поддержкой Русской церкви и подготовить благоприятную почву для введения григорианского календаря в России Тондини не удалось: реакция Победоносцева была, понятное дело, настороженно-отрицательной. Что и отразилось впоследствии на выводах комиссии 1899 года. Но не только инициативным католикам дала отпор Русская церковь в попытках навязать России «папистский» календарь. В 1902 году Константинопольский патриарх Иоаким III, выступил перед православным миром с инициативой рассмотрения насущных реформ. Одна из возможных тем в области церковных реформ в послании Константинопольского патриарха была обозначена четко, но довольно аккуратно: «возможность или невозможность изменения и более точного определения господствующего в Православных Церквах календаря». Ответ Русской церкви от лица Святейшего синода был уклончиво-негативный: «мы, со своей стороны, стояли бы за сохранение в церковной практике юлианского календаря, допуская в крайнем случае лишь формальные перемены касательно Новолетия и переименования чисел». Рассматривался вопрос о возможности реформы календаря на Поместном соборе Православной российской церкви 1917-1918 годов. Причем церковная дискуссия шла уже после принятия большевистского декрета о введении в Российской республике западноевропейского календаря. В итоге соборные комиссии постановили: «в течение 1918 года Церковь в своем обиходе будет руководствоваться старым стилем». А член собора от Петроградской епархии М. Семенов высказался так: «Я полагал бы, что не следует обращать никакого внимания на декреты большевиков и никак на них реагировать. Я знаю, так очень многие поступают». И по сей день отношение Русской православной церкви к светскому «новому стилю» остается схожей с позицией М. Семенова, но уже без всяких ссылок на большевиков. Но вот, что еще интересно. Комиссия по вопросу о реформе календаря 1899 года дала не только негативную реакцию на попытки введения григорианского календаря.

Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии. Причины принятия григорианского календаря Основной причиной для введения новой системы летоисчисления стало перемещение дня весеннего равноденствия, в зависимости от которого определялась дата празднования христианской Пасхи. Из-за расхождений между юлианским и тропическим календарем тропический год — это отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года , день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты. В момент введения юлианского календаря, он приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку, разница между тропическим и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате, день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта. История создания григорианского календаря Ученые обратили внимание на вышеописанную проблему задолго до принятия григорианской системы летоисчисления. По мнению Григоры, необходимо было пересмотреть существовавшую на тот момент календарную систему, поскольку в противном случае дата празднования Пасхи продолжала бы сдвигаться на все более позднее время. Однако, император не стал предпринимать каких-либо действий для устранения этой проблемы, опасаясь протеста со стороны церкви. В дальнейшем, о необходимости перехода на новую календарную систему говорили и другие деятели науки из Византии. Но календарь продолжал оставаться неизменным. И не только из-за страха правителей вызвать возмущение у священнослужителей, но и потому, что чем дальше отодвигалась христианская Пасха, тем меньше у нее было шансов совпасть с Пасхой иудейской. Это было недопустимо по церковным канонам. К XVI веку проблема стала настолько актуальной, что необходимость ее решения уже не вызывала сомнений.

В том году следующим днем после четвертого октября стало не пятое, а пятнадцатое октября. Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии. Причины принятия григорианского календаря Основной причиной для введения новой системы летоисчисления стало перемещение дня весеннего равноденствия, в зависимости от которого определялась дата празднования христианской Пасхи. Из-за расхождений между юлианским и тропическим календарем тропический год — это отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года , день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты. В момент введения юлианского календаря, он приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку, разница между тропическим и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате, день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта. История создания григорианского календаря Ученые обратили внимание на вышеописанную проблему задолго до принятия григорианской системы летоисчисления. По мнению Григоры, необходимо было пересмотреть существовавшую на тот момент календарную систему, поскольку в противном случае дата празднования Пасхи продолжала бы сдвигаться на все более позднее время. Однако, император не стал предпринимать каких-либо действий для устранения этой проблемы, опасаясь протеста со стороны церкви. В дальнейшем, о необходимости перехода на новую календарную систему говорили и другие деятели науки из Византии. Но календарь продолжал оставаться неизменным. И не только из-за страха правителей вызвать возмущение у священнослужителей, но и потому, что чем дальше отодвигалась христианская Пасха, тем меньше у нее было шансов совпасть с Пасхой иудейской. Это было недопустимо по церковным канонам.

Календарная революция. Как большевики ввели григорианское летоисчисление

Одним из следствий этой реформы стало оформление крестьянской поземельной общины — свободного сельского общества, во временное пользование которого и поступала надельная помещичья земля. Материалы по теме: 6 февраля 2017 В 1906 году правительством Столыпина была предпринята попытка реформирования сельской общины путем предоставления права выхода из нее тем, кто мог вести хозяйство самостоятельно. В итоге из общины выделились менее десятой части российских крестьян. До этого земля делилась на две части: полевой надел, передаваемый крестьянской общине, и имение, которое осталось в собственности помещика. Согласно декрету, землю предполагалось поделить поровну между членами крестьянского сельского общества по числу едоков в семье. Это была идея большевиков?

Существует версия, что большевики позаимствовали программу партии социалистов-революционеров. Но эсеры высказывались за социализацию земли, передачу ее крестьянским общинам, а Ленин говорил о национализации земли, передаче ее государству. Такой тезис фигурировал в его программе до осени 1917 года, но он понял, что крестьяне вряд ли воспримут это с воодушевлением. Как скоро они получили землю? Практически сразу: в конце 1917 и начале 1918 года.

Распределением занимались земельные комитеты. Вообще-то, они были созданы еще при Временном правительстве министром земледелия Виктором Черновым — лидером партии эсеров. Они должны были стать органом, ведающим земельным вопросом после реформы, проведенной Учредительным собранием. Формирование земельных комитетов рассматривалось как мера подготовительная. Но крестьяне хотели землю немедленно: они видели, что происходит — революция снесла монархию, дворяне больше не опора власти… Крестьяне ждали эту землю десятилетиями.

А им говорят: погодите, соберется парламент, он займется земельным вопросом и примет все нужные решения. Это можно связать и с тем, что в 1917 году подошел очередной срок передела земли в крестьянской общине. Еще в 1893 году Александр III издал указ о переделе земли в общине не чаще, чем раз в 12 лет. Если от 1893 года отсчитать 12 лет — получится 1905 год. Если прибавить еще 12 лет, получается как раз 1917-й.

Это было время, когда крестьяне были готовы к переделу земли. После вступления декрета в силу эти захваты легитимировались? Да, земля осталась за теми крестьянами, кто их взял по справедливости, исходя из количества едоков в семье. То, что крестьяне получали согласно декрету, происходило у всех на виду. Люди, которые десятилетиями живут на одном месте, отлично знали, где лучше, где хуже, — не обманешь никого.

А что было дальше? Уже в следующем после революции году принимаются декреты об использовании плодов крестьянского труда. Формируются комбеды — комитеты бедноты, которые занимались изъятием хлеба в пользу рабочих заводов и Красной Армии, а в начале 1919 года в стране вводится продразверстка.

Тураев, П.

Глаголев и Соколов сошлись во мнении, что григорианский календарь вреден, а юлианский — соответствует научным требованиям. Однако это не означало, что в России необходимо сохранить старый стиль. В частности, Глаголев предложил отменить 31-е числа месяцев, тогда через два года старый стиль совпал бы с новым6. Им был предложен также другой вариант исправления григорианского календаря — через отмену одного дня какого-либо 31-го числа и ликвидацию одного високоса через каждые 128 лет.

Одновременно признавалось, что подобное изменение могло быть произведено только по решению международной конференции. Исследователь признал, что правильнее будет передвинуть старый стиль указанным методом не на 13, а на 14 дней. С его точки зрения, проведённые им астрономические вычисления доказали, что этот проект являлся более точным. Тем не менее, несмотря на такие радикальные предложения, учёный считал, что в ближайшее время Церковь должна сохранить старый стиль7.

Членами комиссии было принято постановление, в котором отмечалась невозможность самостоятельного решения РПЦ вопроса о введении григорианского календаря. Патриарху Тихону предлагалось составить особую грамоту на имя Вселенского патриарха Константинополя, чтобы выяснить точки зрения о календарной проблеме всех автокефальных православных церквей. В связи с начавшейся Гражданской войной заседания комиссии более не проводились. Деятельность её ограничилась составлением и попыткой издания церковного календаря на 1919 год.

Литература: Черепнин Л. Русская хронология.

Например, 2100 г. Вероятно, эта формула звучит несколько запутано, но она помогла справиться с существенным недочетом системы летоисчисления Цезаря. Он опережает астрономический на 26 секунд за годовой отрезок. В результате, с момента принятия новой григорианской системы, уже возникло несоответствие с реальным течением времени на целых несколько часов — столько времени накопилось с 1582 г. К 4909 году, согласно нынешнему принципу исчисления дат, накопятся целые лишние сутки.

Но до этого человечеству еще надо дожить! По замыслу Юлия Цезаря, год начинался 1 января. Однако, в средневековье европейцы из религиозных побуждений изменили дату Нового года — например, 25 декабря они считали отличным днем для его празднования, так как в этот день родился Иисус Христос; также, по их мнению, отлично подходило и 25 марта — Праздник Благовещения, или, как его называют в западных странах — «День нашей леди», девы Марии. Часть протестантов сочла григорианский календарь происками католиков. Не только русская православная церковь не захотела менять даты на астрономически более точные. Католические страны — Испания, Португалия и Италия быстро приняли нововведение. А государства, где проживали преимущественно протестанты, массово отвергли эти изменения, поскольку усматривали в них попытку подавить их право голоса и свободу действий в широком смысле слова.

Протестантская Германия перешла на григорианскую систему лишь спустя полтора века после ее внедрения, а Англия решила принять данный календарь и того позже — в 1752 году. Принятие Англией григорианского календаря породило протесты и недовольство граждан. Согласно некоторым источникам, англичане отнюдь не с радостью восприняли изменения. Хотя некоторые историки считают, что протесты вовсе не были массовыми и простой народ мало беспокоила дата на календаре. В то же время на другом берегу Атлантического океана Бенджамин Франклин воспринял новшества с энтузиазмом.

Календарь был отменен Наполеоном с 1 января 1806 г. Однако республиканскому календарю было суждено вновь появится во всемирной истории на очень недолгий срок. В дни Парижской коммуны — первой попытки в человеческой истории создать пролетарской государство — с 18 марта по 28 мая 1871 г. После разгрома Парижской Коммуны во Франции опять был введён григорианский календарь. СССР После победы Великой октябрьской социалистической революции нового летосчисления введено не было. С 14 февраля 1918 г. Так была ликвидирована разница в днях, накопившаяся за время применения юлианского календаря. Кроме того, с 1918 г. В СССР было введено не столько новое революционное летосчисление, сколько новый революционный календарь, носящий мобилизационный характер. Трудные условия первых десятилетий социализма требовали от народа высокого напряжения сил, без чего революция не выжила бы. С 1 декабря 1931 г. Во втором пункте Указа говорилось: «Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели, воскресенье, днём отдыха» [2]. Первый пункт Указа увеличивал продолжительность рабочего дня: «с семи до восьми часов — на предприятиях с семичасовым рабочим днём; с шести до семи часов — на работах с шестичасовым рабочим днём, за исключением профессий с вредными условиями труда, по спискам, утверждаемым СНК СССР; с шести до восьми часов — для служащих учреждений; с шести до восьми часов — для лиц, достигших 16 лет» [3]. Что касается революционного летосчисления, то на отрывных календарях вплоть до 1991 г. В бытовую, повседневную жизнь советского народа параллельная революционная хронология вошла слабо, но зато стала неотъемлемой частью праздничной жизни: достаточно вспомнить юбилеи Революции — …60-я, 70-я, 80-я… годовщины Великого октября. Тем не менее, то, что не удалось реализовать СССР на практике, воплотилось в фантазии — в советской научной фантастике.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий