Когда отмечается цаган сар в калмыкии в 2024

в хорошем качестве на любом устройстве и. 10 февраля в 2024 году выпадает на субботу. Так как это официальный выходной, то в тех регионах, где он отмечается, например, в Забайкальском крае, праздничный день переносится на понедельник 12 февраля, который станет дополнительным выходным.

Сагаалган (Цаган Сар) 2024: история и традиции праздника

В центральном хуруле "Золотая обитель Будды Шакьямуни" молебны, посвященные наступлению Цаган сар, прошли 14 и 16 февраля. Кроме того, вечером 16 февраля шаджин-лама (верховный лама) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче прочел лекцию по основам буддизма. Когда цаган сар в Калмыкии в 2023. Успешно утверждены праздничные и выходные дни в 2024 году, об этом сообщает первый заместитель начальника отдела туризма. В канун наступления нового года по лунному календарю у калмыцкого народа Цаган Сара сотрудники заповедника «Черные земли» опубликовали видео появления предвестника праздника – проснувшегося суслика.

Как калмыки празднуют цаган сар. Tsagaan sar

Также Новый год по лунному календарю отмечают в Республике Тыва, где событие носит название Шагаа 2024 (Тувинский новый год), и в Калмыкии, где праздник называется Цаган Сар. Дата торжества подвижна относительно григорианского календаря. В Калмыкии во вторник, 21 февраля, отметят национальный праздник Цаган Сар. Соответствующий указ подписал глава Калмыкии Бату Хасиков. 992 — умер шут XXI династии Аменемопе (англ), на фонд взошёл Осоркон Старший. Цаган сар текст в качестве Эдварда Нигмы он убеждает ничего не подозревающего Брюса Уэйна опробовать барьер и таким образом узнает о его второй разновидности. В центральном хуруле "Золотая обитель Будды Шакьямуни" молебны, посвященные наступлению Цаган сар, прошли 14 и 16 февраля. Кроме того, вечером 16 февраля шаджин-лама (верховный лама) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче прочел лекцию по основам буддизма. В 2024 году Цаган сар будет отмечаться 7 марта. В этот день калмыки собираются вместе, чтобы отметить наступление весны и провести обряды, которые приносят удачу и благополучие.

Глава Калмыкии объявил 10 февраля выходным по случаю праздника весны Цаган Сар

Уже не помню, был ли Цаган сар официальным праздником в советские времена, но хорошо запомнил, как во время строительных работ в степи своими глазами увидел суслика, хотя кругом был снег, и температура была минусовой. До этого были сомнения, когда старики говорили, что на Цаган сар просыпаются суслики. Все-таки не зря Цаган сар и Масленица обычно совпадают — этот день действительно поворотный. Для наших предков-кочевников приближение весны имело большое значение.

Для меня — это просто традиция, один из любимых с детства праздников", - рассказал Дорджиев корреспонденту "Кавказского узла". В свою очередь студентка Алина считает, что празднование Цаган сара как праздника весны, а не как Нового года, выгодно выделяет Калмыкию на фоне других буддистских регионов. Сегодня для меня — праздник весны.

Это здорово, что у нас свои праздники, это выделяет нашу республику на фоне буддийского мира. Подчеркивает нашу уникальность", - заявила Алина корреспонденту "Кавказского узла". По ее словам, в ночь на Цаган сар она вместе с матерью пекла борцоки и с утра уже навестила с гостинцами родственников и друзей, "как это принято у калмыков".

Пенсионерка Светлана Андреева говорит, что отмечает Цаган сар "сколько себя помнит. Но поскольку родилась в Калмыкии, всегда отмечала калмыцкие праздники. В свою очередь мои друзья, знакомые, соседи-калмыки всегда поздравляют меня с Рождеством, Пасхой и другими христианскими праздниками.

А Цаган сар еще и совпадает с Масленицей, так что здесь сам бог велел праздновать дружно, вместе", - сказала Андреева корреспонденту "Кавказского узла". Житель Волгограда Дмитрий, по его словам, интересуется буддизмом, поэтому решил приехать в Центральный хурул на праздничные молебны. Я приехал на лекцию к Тэло Тулку Ринпоче.

Но, к сожалению, не уточнил время. Не знаю пока, смогу ли задержаться в Элисте до вечера. Но в любом случае о поездке не жалею.

В первый раз был здесь с экскурсионной группой из Волгограда, сегодня приехал сам — мне кажется, ваш город располагает к неспешным прогулкам. Празднование на площади не назвать каким-то уж ярким, но мне нравится, что люди здесь не разучились радоваться простым вещам", - сказал Дмитрий в интервью корреспонденту "Кавказского узла". Отметим, что ранее доктор исторических наук Эльза Бакаева рассказала "Кавказскому узлу", что Цаган сар — добуддийский праздник, который отмечался предками калмыков как Новый год, но не весной, а осенью.

По ее словам, праздник был перенесен на весну волевым решением хана Хубилая, основателем династии Юань. Именно поэтому у калмыков сохранилась традиция того древнего, охотничьего, Нового года, а Цаган сар превратился в отдельный праздник, который со временем стал знаменовать наступление весны", - пояснила Бакаева. Цаган Сар монг.

Цагаан сар; бур. Сагаалган; тув. Шагаа; южноалт.

Чага-Байрам — праздник, знаменующий начало весны и по лунно-солнечному календарю у монголоязычных и тюркских народов. История праздника Происхождение Происхождение Цаган Сара напрямую связано с давними традициями, присущими монгольскому, а также тюркскому народу. Данное торжество — своеобразный символ перерождения не только человеческой сущности, но и всей природы в целом.

Цаган Сар несет в себе обновление людской открытости, надежд, добрых помыслов и положительных ожиданий. Название праздника переводится как «белый месяц», так как первоначально этот праздник сопровождался употреблением молочных продуктов и отмечался осенью. Цаган Сар в XIII веке Великий хан Юаньской династии Хубилай, внук Чингис-хана, под влиянием китайской астрологии перенес празднование Нового года на конец зимы и монгольский праздник был приурочен к началу года по 12-летнему циклу.

Свидетель «белого праздника» и современник Хубилая Марко Поло так описывает этот праздник: «Год у них начинается в феврале; великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как может. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам еще, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год.

В этот день, знайте еще, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней. В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара.

И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано! Название праздника приобрело более общий смысл, утратив свое «молочное» значение. Название «белый месяц» отражает цветовую символику, присущую монголоязычным народам, у которых белый цвет ассоциируется со счастьем и благополучием, является символом святости и чистоты.

Буддийские традиции празднования Как только тибетский Буддизм распространился по монгольским странам в XVII веке, этот праздник стал приобретать некоторые особенности, присущие Буддизму, ритуалы и мифологию. Ритуалы Основной принцип традиционных новогодних обрядов в Буддизме — освобождение от всех грехов, накопившихся за текущий год. Главный ритуал — пост с покаянием, который длится всего 1 день тиб.

Проходит типичная для Буддизма церемония уничтожения символа накопившегося в человеке зла — сжигание «соры» черной пирамидки. Чтобы избавиться от всего накопленного зла, черную пирамидку сжигают, таким образом, принося жертву местным духам. Такой ритуал помогает человеку начать новый год в духовной чистоте.

В течение 2-х последующих недель, буддисты прославляют новолетие и чествуют , а также его победу над 6-ю учителями-иноверцами. Новолетие, которое отмечают в Монголии, является аналогом канонического празднования Лосара Нового года в Тибете. Популярная мифология В Буддизме праздник Цаган Сар, весна, божество дхармапала и богиня напрямую связаны между собой.

Если верить приданию, то в каждом новом году, после победы над мангусами — демонами, которые были созданы Брахмой, и спасения съеденного владыкой Яма монг. Эрлэг номын хаан солнца, оно возвращается снова на землю и дарит свет и тепло, знаменуя наступление новой весны. Холодные дни сменяются теплыми, и новый период хозяйственной деятельности вступает в силу.

Скотоводы сводят информацию по убыткам, которые принесла им зима и с нескрываемым энтузиазмом и радостью прославляют теплое время года. Облик той самой богини, которая в Буддизме символизирует гнев и ярость, часто идет рука об руку со Старцем. Белый старик — это воплощение сохранности жизни, долголетия, плодородия и благоденствия, неотъемлемая часть в буддийском пантеоне.

Сагаалган в Новое время После введения григорианского календаря XIX век в Калмыкии праздник потерял статус точки отсчета нового года. Только у волжских калмыков эти традиции и обряды сохранились. Все последующее поколение, живущее в Корейской Народной Республике , продолжают отмечать Цаган Сар как начало нового года.

Китайский новый год наступает в это же время, что существенно повлияло на укрепление статуса Цаган Сара. Праздник в новейшее время Уже в 30—х годах прошлого столетия в странах Советского Союза Цаган Сар был запрещен. И только после войны традиции были восстановлены.

В 1990 году праздник получил статус народного. Празднуют Цаган Сар в Тыве, Алтае и Республике Калмыкия, где в этот день принято отдыхать в соответствии с Законом от 13 октября 2004 года. Обряды и традиции К наступлению данного торжества люди готовились заблаговременно.

Удивительно, что нет прямой связи наступления бурятского Нового года с полночью. По традиции его встречают в промежутке от 6 до 8 часов утра, когда можно хорошо рассмотреть линии жизни на ладони. Буддисты верят, что в это время многократно увеличивается сила молитв и ритуалов. По мнению буддистских лам, то, каким станет наступающий год, во многом зависит от поведения человека в течение Белого месяца.

Чтобы притянуть душевный покой и материальное благополучие, а также укрепить здоровье, необходимо проявлять максимальную сдержанность, избегать ссор и стремиться к совершению добрых поступков, транслируя в окружающую среду тепло и любовь. Традиции Сагаалгана Вне зависимости от того, какого числа будут встречать Сагаалган в 2024 году, подготовку к нему лучше начать заранее, еще с осени. Накануне буддийского Нового года полагается: привести в порядок квартиру или дом; освободить свое жилище от хлама; избавиться от долгов; спокойно принять состояние здоровья, если возникли какие-либо проблемы, что не отменяет своевременного обращения к врачу и неукоснительного выполнения всех его рекомендаций; приготовить подарки. Обычно накануне праздника семья собирается за столом, чтобы насладиться совместным чаепитием и акцентировать внимание на добрых делах.

Присутствующие за трапезой надевают национальные головные уборы, а одежду застегивают на все пуговицы. В эту ночь практически не спят, чтобы получить благословение богини Лхамо — хранительницы тайн жизни и смерти. Также не принято употреблять алкогольные напитки и лакомиться мясными блюдами. За некоторое время до наступления Белого месяца Сагаалган буддисты занимаются: прохождением Гутор — так называется церемония духовного очищения, хотя точно не установлено, конкретно какого числа в 2024-м она должна проводиться; соблюдением однодневного поста; подготовкой жертвоприношения духам; сжиганием так называемой черной пирамиды — символа накопленного за прошедший год зла, какой обряд носит наименование Дугжууба.

Также этот день объявлен нерабочим в Бурятии и Забайкальском крае. В Калмыкии и Туве выходным днем станет 10 февраля. Таким образом, Сагаалган 2024 пройдет в теплой атмосфере праздника, сочетая традиции разных регионов, где буддисты радостно встретят бурятский Новый год.

Калмыцкий чай известен с древнейших времен. Он согревает в холода и утоляет жажду в жару, насыщает и питает организм. У него оригинальный вкус, поэтому он уже давно «пересек границы» степей, и его с удовольствием пьют люди по всему миру. Есть несколько версий появления калмыцкого чая. Первая легенда гласит: один тибетский лама изобрел этот напиток для того, чтобы поддерживать силы монахов в те дни, когда любая мясная пища была запрещена. Он экспериментировал с пропорциями и длительностью варки до тех пор, пока не получил сытный и вкусный то ли чай, то ли суп. По второй версии целебный напиток исцелил религиозного деятеля и реформатора Зунква гегян. Лекарь порекомендовал ему принимать «божественный» напиток ежедневно натощак: через 7 дней Зунква гегян исцелился и повелел готовить верующим такой же чай, названный впоследствии калмыками Джомба. Мастер-класс по приготовлению калмыцких борцоков Существуют блюда, обладающие куда более глубоким смыслом, чем может показаться на первый взгляд. Пример тому — древние калмыцкие рецепты. Борцоки — удивительное блюдо, которое легко готовить, но оно обладает удивительной историей. Блюдо с историей Народы Калмыкии начали делать борцоки очень давно. Традиция уходит корнями в древние времена, когда в главные праздники люди делали жертвоприношения. Вместо жертвенных животных современные калмыки готовят к торжествам сладости. У разных этнических групп существуют различные вариации рецепта. Борцоки могут иметь самую разнообразную форму. Но смысл их всегда один — пожелание счастья. Кстати, похожие кушанья готовят многие народы. К примеру, в России готовят хрустящий хворост, а в Украине — пышные вергуны. Формы борцоков Одной из самых распространенных форм является кольцо, напоминающее бублик. Но все не так просто — такие борцоки символизируют цикличность жизни, ход солнца по небу, смену времен года. Они всегда маленького размера. По сути, это обжаренные в масле комочки теста, но их сакральный смысл заключается в напоминании о многочисленности и разнообразии всего живого, взаимосвязи всех обитателей нашего мира. Но калмыки готовы не только веселиться и заниматься домашними делами. Поэтому они делают и «шор белг» в форме штыка. Эти борцоки символизируют готовность защищать родную землю и любимых людей. Борцоки «шовун» лепят в форме птичек. Без такого угощения просто не обойтись, когда вокруг сам воздух пропитан ожиданием весны. Очень необычны такие формы, как «джола» и «мошкмр». Они напоминают перекрученные жгуты и символизируют овечьи и конские кишки.

Цаган сар в Калмыкии в 2023: даты, традиции и празднования

В 2024 году Цаган сар будет отмечаться 7 марта. В этот день калмыки собираются вместе, чтобы отметить наступление весны и провести обряды, которые приносят удачу и благополучие. Старший администратор Центрального Хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Йонтен-гелюнг дает разъяснения по дате празднования Цаган Сар в этом году. В Монголии Цаган Сар или в Бурятии Сагаалган отмечали 2-го февраля. В Калмыкии этот праздник называется – Цаган Сар, в Бурятии -Сагаалган, у тувинцев – Шагаа, у алтайских народов – Чага Байрам. Когда праздник Цаган Сар в 2024 году? Традиции и обряды празднования Мясо и сладости — современные угощения в праздник Цаган Сар К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось. В 2024 году цаган сар в Калмыкии будет отмечаться 11 февраля. Это будет год Зеленой Деревянной Крысы по восточному гороскопу.

Как отпраздновать цаган сар в Калмыкии в 2024 году

Это только некоторые из праздников, которые отмечаются в Калмыкии. Календарь праздников постоянно обновляется, и каждый год добавляются новые мероприятия. В поездку в Калмыкию стоит спланировать так, чтобы посетить страну во время какого-то из интересующих вас праздников и погрузиться в атмосферу калмыцкой культуры и традиций. Весенний фестиваль «Бугорчин дархан» Во время фестиваля местные жители и гости собираются на открытых площадках и празднуют приход весны. В программу мероприятия включены различные традиционные культурные мероприятия, такие как национальные танцы, пение, музыкальные выступления и народные игры. Одним из основных аттракционов фестиваля является грандиозное представление национального калмыцкого спорта — конные скачки. Также проводятся национальные соревнования по стрельбе из лука и верховой езде. Во время фестиваля все гости и участники могут попробовать национальные блюда и напитки, предлагаемые на различных палатках и рынках. Здесь можно попробовать такие блюда, как бугорки, молочный чай, кумыс и другие традиционные калмыцкие деликатесы.

Весенний фестиваль «Бугорчин дархан» объединяет людей разных возрастов и национальностей, позволяя им насладиться калмыцкой культурой и традициями. Это отличный способ погрузиться в атмосферу этого уникального места и узнать больше о калмыцкой истории и народной культуре. Оцените статью.

Непременный атрибут празднества Цаган Сара для молодежи — пятидневные каникулы. Немало монгольских детей учится в школах-интернатах и Цаган Сар — единственное время, чтобы съездить домой и повидать родителей. Главный атрибут Цаган Сара — разнообразие блюд, поскольку для их готовки освобождается от повседневной работы время. В древности калмыки, как и монголы, были кочевниками и одна из примет калмыцкого Цаган Сара — это перемена стоянки на седьмой день. Оставаться дольше на одном и том же месте считалось большим грехом. Цаган Сар отмечается также в Астраханской области в местах компактного проживания калмыков. Важным моментом празднования тувинского Нового года — Шагаа — является обряд «Сан Салары».

Обряд осуществляется в виде подношения духам лакомых кусочков пищи с целью добиться их расположения в наступающем году. Для ритуала выбирают ровное, открытое место на возвышенности и формируют ритуальный костер. Кроме цели помириться с духами, алтайский Чага Байрам означает обновление природы и человека. Старейшины зажигают костер, и проводят обряд поклонения Солнцу. В последнее время в Горном Алтае создается доступная туристическая инфраструктура. Поэтому гости, посещающие этот регион, могут принять непосредственное участие в праздновании алтайского Нового года.

Лучшие свои наряды вынимали из сундуков люди и одевали ми себя, самые вкусные блюда готовились к празднику, чтобы потчевать гостей. Все согласно пословице: « Лучшую одежду носи сам, лучшую еду подай гостю». Цаган Сар калмыки встречали прежде и теперь всем миром, потому и называется он - народный праздник. И все старались встретить праздник широко и весело, ведь существовало поверье: как встретишь весну, так и снимешь урожай имеется в виду, чем богаче отпразднуешь, тем тучнее будет урожай. Поэтому столы ломились от вкусных и редких блюд. Очень любили праздник Цаган Сар дети, потому что их красиво и нарядно одевали, часто по случаю праздника им шили новую одежду, и разрешали ходить в гости к родственникам. А в гостях их одаривали лакомствами, давали деньги. И дети вдоволь наедались сладостей, набивали ими карманы, приносили их домой, а там, припрятав, растягивали сладкий праздник еще на несколько дней. К празднику готовились задолго до его наступления: прибирались в доме, шили новые наряды, устраивали большую стирку. Женщины перед праздником обязательно мыли голову и надевали на косы красивый шиврлг чехлы для волос , которые шились из черного бархата, правда, этот дорогой в то время материал не все могли позволить себе купить. Из отары выбирали самых жирных, упитанных баранов, резали их, потому что праздничный стол без мяса даже и представить было трудно, к тому же мясо - традиционное блюдо праздничного стола , накрываемого в Цаган Сар. Столь же традиционным блюдом были и борцики, которые по случаю праздника делали разных видов и разной формы. Например, пеклись: целвг, хорха борцг, кет, жола, хуцын толга. Каждый вид борциков нес свою смысловую нагрузку. Например, хорха борциков старались напечь как можно больше, потому что считалось, что их количество будет способствовать росту поголовья скота. Вечером накануне Цаган Сар ставят дееж, в который обязательно надо положить три целвг, несколько хорха борциков, кет, хуцын толга, жола борцг, конфеты, печенье. Зажигают зул лампадку , перебирают четки, потому что в этот день, последний день зимы по лунному календарю, - день молитв и очищения. Дееж, поставленный перед божницей, надо съесть через три дня, причем есть его надо в кругу семьи, чужим давать не положено. Название праздника «Цаган» имеет один перевод - белый потому что с белым цветом у калмыков ассоциируется все чистое, светлое и доброе. Даже пожелание есть: «Белой тебе дороги», что означает пожелание удач. Молоко белого цвета , и потому отношение к нему особое, если не сказать, почтительное. Наконец, наступает первый день весны - первый день месяца Цаган Сар. Утром этого дня мать варит калмыцкий чай, который в этот день должен быть особенно ароматным и вкусным, поэтому молока, масла, мускатного ореха кладут сполна, не жалея. Потом мать достает из сундука вещи и вывешивает их ни заранее натянутую веревку, чтобы проветрить их, освежить на первом весеннем солнышке. После чего мать наряжалась сама надевала нарядное платье, и обязательно с белым воротником. К тому времени, когда мать сварит чай, управится по хозяйству, просыпаются дети. Родители поздравляют их с праздником и целуют в правую щечку, приговаривая: «Будь счастлив, живи долго, а в следующем году я поцелую тебя в левую щечку». На следующий год процедура повторяется в том же порядке и произносились те же самые слова. Согласно народному поверью этот ритуал заставлял детей жить в радостном ожидании следующего праздника, а счастливые дети реже болеют. Этот ритуал называется «цагалгн». Особое, почтительное отношение к свекру ставило сноху в строгие рамки, которые ей не дозволялось переступать. Она не имела права показывать свекру открытые части тела, кроме рук и лица, свекор в свою очередь, согласно, тем же обычаям, не имел права прикасаться к невестке. Но в день праздника Цаган они должны были поздравить друг друга. И делалось это так: свекор протягивал снохе правую руку, сноха же прикладывала к руке свекра свои руки, но прикрытые рукавами, и трижды кланялась ему. После исполнения всех выше названных обрядов, семья садилась пить чай. Старший в роду при этом должен был произнести йорял, поздравляя всех с наступлением Цаган, пожелать родным счастья, здоровья и долгих лет жизни. А после утреннего чая калмыки отправлялись в гости сами или принимали гостей дома. В числе гостей были родственники, друзья, соседи. И все, что было в доме самого вкусного, преподносилось гостям, чтобы они ушли домой сытыми и довольными, чтобы они от души произнесли йорял, призывающий благополучие в ваш дом. В Цаган дети обязательно должны посетить дом своих родителей, поздравить их с праздником. В прежние времена сноха, отправляясь в дом родителей своего мужа, несла с собой уже сваренный дома чай и, войдя в дом свекра, разливала его по пиалам, угощала. А старики в ответ произносили йорял. Цаган Сар продолжается целый месяц, поэтому в гости можно было ходить каждый день, в течение всего месяца. Цаган Сар - калмыцкий народный праздник! Считывается по лунному календарю. В этот раз он выпал на 22 февраля. Считается за Новый Год, ведь все снова оживает, оттаивает и возраждается Своими корнями уходит в языческое Тенгрианство. Аж целый месяц! И делают борцоки очень разной формы, где каждая фигурка имеет свое символическое значение. Я никогда в жизни их не делала. Да и вообще сомневалась, что после всех моих кулинарных экспериментов и на этот раз выйдет что-то дельное. Но получилось не вкусно, а ооооооочень вкусно!!! Конечно, так старалась, что обожглась раскаленным маслом.

Значение этого приветствия так велико и продолжительность его действия так длительна, что, к примеру, тувинцы могли не здороваться целый год, аргументируя это тем, что в Белый месяц они уже поздоровались. Калмыки при встрече спрашивали: «Благополучно ли вышли из зимовки члены и домашний скот? Произнесение этих слов сопровождалось специальными жестами, в зависимости от пола и возраста здоровающихся. Монголы, буряты и тувинцы во время Белого месяца делали следующий жест: младший старшему женщина мужчине, если они ровесники протягивает обе руки ладонями вверх, старший кладет в них сверху свои руки ладонями вниз, младший поддерживает старшего под локти. В этом жесте — и уважение, и обещание, в случае необходимости, помощи и поддержки. Калмыки аналогичные приветственные жесты делали иначе. Младший протягивал старшему обе руки. Старший подавал ему одну правую. Младший охватывал её своими руками с двух сторон. Оба склоняли головы в небольшом поклоне. Старший мог подать обе руки, в этом случае двое делали совершенно одинаковые жесты, обхватывая правые руки друг друга. Этим жестом могли приветствовать равных по возрасту. Женщина в этом приветственном жесте обязана была максимально опустить рукава вниз, чтобы полностью спрятать в них кисти рук. В чужом доме поздравление производилось следующим образом: приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы! Хождение в гости[ править править код ] Хождение в гости — непременная составляющая праздника Цагаан сар. Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Существовали определённые нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека. Посещали своих родителей, родственников по матери — они всегда пользовались особым почитанием; невестки приходили в дом родителей мужа с детьми для поклонения родовым предкам и покровителям. Непременным элементом праздничных даров являлась связка борцоков.

Калмыцкие праздники в 2024 году: календарь и особенности

Также Новый год по лунному календарю отмечают в Республике Тыва, где событие носит название Шагаа 2024 (Тувинский новый год), и в Калмыкии, где праздник называется Цаган Сар. Дата торжества подвижна относительно григорианского календаря. Каждый день в Калмыкии можно отпраздновать что-то особенное, в честь различных событий и дат. Одним из самых значимых праздников в Калмыкии является праздник «Туган авыл» или «День рождения», который отмечается в день рождения каждого члена семьи. традиционное мучное изделие калмыков. В современной Монголии Цаган Сар, или “Праздник Белого месяца”, отмечается молодежью, одетой в красочные национальные костюмы. это Цаган Сар. Празднуется этот праздник ранней весной, в период пробуждения природы от.

Сагаалган в 2024 году

В Бурятии на момент публикации данной статьи соответствующий документ Указ Главы региона еще опубликован не был, обычно он выходит в ноябре-декабре предшествующего в нашем случае - 2023-го года. В 2024 году Белый месяц совпадает с наступлением Китайского Нового года. При шестидневке суббота становится дополнительным выходным днём, а при пятидневке выходной переносится на понедельник 12 февраля 2024 года. При совпадении праздника с основным оплачиваемым отпуском, отпуск продлевается на 1 день. Канун Белого праздника пятница 9 февраля 2024 - сокращенный рабочий день.

Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара. И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано!

Таким образом, название праздника — «белый» — утратило своё изначальное «молочное» значение, и приобрело более общий смысл. В названии «белый месяц» нашла отражение цветовая символика, общая для монголоязычных народов, согласно которой белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием. Буддийские традиции празднования[ править править код ] С началом широкого распространения тибетского буддизма в среде монгольских народов в XVII веке монгольский Цаган Сар включил в себя буддийские ритуалы и мифологию. Ритуалы[ править править код ] Основным императивом всей буддийской обрядности, связанной со встречей нового года, было избавление от всех грехов, накопленных в предыдущем году. Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост тиб. Ритуалы первых двух недель нового месяца связаны, во-первых, с чествованием новолетия, а во-вторых — с «пятнадцатью великими чудесами» Будды Шакьямуни и его победами над шестью учителями-иноверцами [11].

Популярная мифология[ править править код ] Буддийская популярная мифология связывает праздник Цаган Сар, — начало весны — с именем буддийского божества-дхармапалы , богини Балдан Лхамо. Согласно легенде, каждый год после очередной победы над мангусами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Ямой монг. Эрлэг номын хаан , она спускается на землю, согревает её своим теплом, и начинается весна. Отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов. Они подсчитывают убытки, принесенные зимой, и радуются приближению теплого времени года. Образ гневной буддийской богини иногда соседствует с образом Белого Старца монг.

Праздник в Новое время[ править править код ] С XIX века , с усвоением григорианского календаря , Цаган Сар в Калмыкии не праздновался именно как начало календарного года, однако у волжских калмыков, откочевавших в 1771 году из Российской империи , сохранилась традиционная обрядность: их потомки, живущие в Синьцзяне КНР , отмечают Цаган Сар как Новый год. Укреплению новогоднего характера весеннего торжества способствовало то, что у китайцев традиционный Новый год справляется примерно в то же само время. Возрождение традиций празднования произошло только в послевоенное время, статус народного праздника был получен только в 1990 году [12]. Сегодня первый день Сагаалгана в республике Бурятия и Забайкальском крае [13] , а также территориях Агинского Бурятского округа и Усть-Ордынского Бурятского округа является выходным днём [14] [15] [16]. Согласно Закону Республики Калмыкия от 13 октября 2004 г.

В былые времена популярными забавами масленичной недели были кулачные бои, катание на санях, лазанье на столб за призом, поедание блинов на время, сжигание чучела, купание в прорубях. Такие праздники объединяют ребят, способствуют воспитанию дружбы, уважению, почитанию обычаев, традиций того или иного этноса. От всей души поздравляем с наступающим светлым праздником — Цаган Сар! Пусть Белый месяц принесет в вашу жизнь много доброты, радости, процветания и всех самых больших благ!

В эту ночь пророк Мухаммед познал сразу два чуда. Первое случилось во время путешествия пророка из Мекки в Иерусалим. Второе связано с вознесением Мухаммеда. После молитвы к пророку спустился ангел и предложил испить на выбор молока или вина.

Мухаммед выбрал молоко. За это ангел вознес его на небеса.

Калмыкские праздники национальные

Цаган Сар — Белый месяц Объявление о Цаган Саре, 5.03.2011 г. Золотая обитель Будды Шакьямуни, Элиста, Калмыкия Тип Народный праздник-торжество Значение проводы старого года. Фестиваль лунного Нового года празднуется монголами, калмыками, бурятами. Белый Фестиваль Луны отмечается через два месяца после первого новолуния после зимнего солнцестояния. Цаган Сар является одним из самых важных праздников монголов[1]. Цаган Сар — Белый месяц Объявление о Цаган Саре, 5.03.2011 г. Золотая обитель Будды Шакьямуни, Элиста, Калмыкия Тип Народный праздник-торжество Значение проводы старого года. Празднование Цаган сар выделяет Калмыкию из других буддистских регионов. Строитель Арсланг Дорджиев, по собственному признанию, отмечает Цаган сар, не придавая особого значения символике праздника. 10 февраля в Калмыкии отмечают праздник весны — Цаган Сар и в этот день в «Старой Сарепте» ждут гостей, чтобы познакомить с историей и традициями почитания «Белого месяца» — так переводится на русский язык название праздника. В канун наступления нового года по лунному календарю у калмыцкого народа Цаган Сара сотрудники заповедника «Черные земли» опубликовали видео появления предвестника праздника – проснувшегося суслика.

Сагаалган (Цаган Сар) 2024: история и традиции праздника

В полночь начинается празднование нового года, когда люди обмениваются поздравлениями и желаниями. Новогодние гуляния и танцы проходят по всей Калмыкии, а самые маленькие калмыки наслаждаются фейерверками и играют в снежки. Празднование Нового Года в Калмыкии продолжается несколько дней, и в это время проводятся различные мероприятия, концерты и спектакли. Этот праздник наполнен радостью, весельем и надеждой на лучшее будущее.

Где 12 февраля будет праздничным днем в восточный Новый год Источник фото Комсомольская правда В России восточный Новый год известен под разными названиями: в Бурятии, Забайкальском крае, Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области, Туве и Калмыкии его называют Цаган Сар и Шагаа соответственно. В Иркутской области отмечать этот праздник будут не только в Усть-Ордынском Бурятском округе, но и в Ольхонском районе.

Также этот день объявлен нерабочим в Бурятии и Забайкальском крае.

В этот день традиционно устраиваются праздничные концерты, где исполняют песни времен войны и послевоенные хиты. Часто мероприятия сопровождаются выставками фотографий и документальных материалов о Великой Отечественной войне. Также в День Победы принято посещать мемориалы и могилы воинов. Люди приносят цветы к Памятнику Неизвестному Солдату и кладбищам, чтобы почтить память павших.

Во многих регионах России проводятся факел-марафоны, где участники несут огонь Победы от города к городу. В домах многих российских семей в этот день ставятся столы с праздничной едой. Традиционными блюдами являются жаркое, шашлык, пирожки и другие блюда, которые пекут ровно 9 минут в духовке. Это символизирует 9 мая и победу войны. Вечером на небе запускаются фейерверки, которые символизируют радость и праздничное настроение.

Праздник Дня Победы — особый день, когда Россия единомышленно отмечает память о героическом прошлом и победе над злом. Воспоминания о войне передаются из поколения в поколение, чтобы вечно жить в сердцах народа. Томбур — праздник весны и обновления Во время Томбура калмыки собираются вместе, чтобы отдохнуть после зимних холодов и насладиться природой. Люди одевают национальные костюмы, украшают дома и улицы цветами, а также устраивают праздничный фейерверк. Важной частью празднования Томбура является еда.

На праздничном столе обязательно присутствуют традиционные блюда, такие как буузы, наваинг и шурба. Каждое блюдо имеет свой символический смысл и приносит удачу и благополучие. В течение праздника проходят разнообразные концерты, на которых выступают танцоры, музыканты и поэты.

Возьмём, к примеру, другого ученого, Пармена Смирнова, который в своей книге "Путевые записки по калмыцким степям Астраханской губернии" также пишет про Цаган Сар: "Этот праздник, особенно чтимый кочевниками, почти всегда бывает в те числа, когда у нас сырная неделя. Редко случается, что он или несколькими днями упреждает её, или же падает в первые дни Великого поста. Вследствие чего между простыми калмыками, которые имеют близкие и частые отношения с русскими, образовалась оригинальная по своему выражению поговорка "Ваша Масленица и наш Цаган Сара ровно родной брат". То есть П. Смирнов отмечает, что Цаган Сар часто совпадает с Масленицей. Это действительно происходит часто даже в современное время: мы одновременно справляем Цаган Сар и русскую Масленицу. В этом году сырная неделя, по-моему, начинается 28 февраля и заканчивается 6 марта. А Цаган Сар выпадает на 3 марта, что тоже подтверждает заметку П. Другой ученый Павел Небольсин в своей книге "Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса" пишет: "Самый торжественный праздник у калмыков называется Цаган Сара, то есть Белый Месяц, первый месяц года. Он совершается в марте и приходится около весеннего равноденствия". Как мы знаем, весеннее равноденствие бывает 20 марта. Конечно, крайне редко, но бывает, когда Цаган Сар приближается к этому числу. Поэтому это тоже подтверждает, что в калмыцких степях часто Цаган Сар праздновали в марте, а Зул в конце декабря. Это лишь немногие исторические сведения, которые помогают нам легко понять, что все-таки раньше у калмыков была своя астрологическая традиция, которая отличается от монгольской. И именно поэтому в 90-х годах, когда началось возрождение буддизма, ЦХ начал возрождать именно наши калмыцкие традиции, которые выбрали наши предки и которые сохранились до наших дней.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий