Как прекращалось родство когнатское родство

cogn a tio. Эта форма родства подразумевает родство по крови.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство

В когнатском родстве родственные связи определяются через связь с матерью или другими женщинами в семье. В когнатском родстве наследование права и власти могло происходить через мужскую или женскую линию. Когнатское родство — это кровное родство, юридическое значение оно приобрело значительно позднее, с развитием. Применительно к когнатскому родству выделяются линии и степени этого родства. Агнатское и когнатское родство: 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов.

Римская семья. Агнатское и когнастское родство.

Кто был главным в семье Домовладыка глава семьи, власть которого неограниченная Домовладыка глава семьи, власть которого не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию На кого распространялось Агнатское родство распространялось на всех родственников, живущих в доме своего агната , а также на рабов. Когнатское родство распространялось на всех родственников, как по женской линии, так и по мужско Как приобреталось родство Можно приобрести как с момента рождения, так и позднее например, узаконение внебрачного ребенка ведет к возникновению агнатского родства , а до того нет родства Возникает с момента рождения Как прекращалось родство При жизни например, эмансипация , При переходе в другую семью например, когда дочь выходила замуж и переезжала в новый дом, она поступала под власть нового домовладыки, нового агната и переставала быть агнатской родственницей своего отца , братьев Не могло быть утеряно при жизни, при переходе в другую семью.

Кроме того, жених и невеста не должны были состоять между собой в близких степенях родства или свойства и должны были обладать ius conubii, т. Так, заключение «правильного» брака не допускалось между кровными родственниками по прямой линии независимо от степени родства; между родственниками по боковой линии в пределах четвертой степени родства.

Не допускался брак между опекуном или его сыном и подопечной. Брак между родственниками считался уголовным правонарушением, причем само преступление считалось обоюдным. Брак расторгался в случае смерти, утраты свободы или гражданства одним из супругов.

Брак прекращался также по воле супругов посредством развода devortium или же по одностороннему заявлению об отказе от брачной жизни repudium. Долгое время принципом римского права было признание свободы развода. Однако в правление императора Августа были предприняты серьезные ограничения зтой свободы, а при императоре Юстиниане был запрещен развод по обоюдному согласию супругов.

Односторонние заявления о разводе допускались в случае нарушения одним из супругов верности или покушения на жизнь другого супруга. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине, например, неспособность к половой жизни или желание уйти в монастырь. Односторонний развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа, но брак все же считался расторгнутым.

Отцовская власть Патриархальный характер римской семьи проявлялся также во власти домовладыки patria potestas по отношению к детям. Самостоятельным лицом в семье был только отец; дочери и сыновья были лицами чужого права personae alieni iiiris. Подвластный сын обладал статусом свободы и гражданства.

В области публичного права по достижении 25 лет он стоит рядом с отцом, может занимать публичные должности, кроме сенаторской. Но в семье он был всецело подчинен отцовской власти независимо от возраста, даже когда состоял в браке и сам имел детей. Причем власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.

Основанием для возникновения отцовской власти patria potestas было рождение детей от данных родителей, состоящих в законном браке, узаконение детей, рожденных вне брака, и усыновление чужих детей. Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано иное. Узаконение являлось признанием законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака, например, детей конкубины.

Узаконение могло быть проведено путем заключения законного брака родителями внебрачного ребенка, путем получения соответствующего императорского рескрипта или же путем зачисления сына в члены муниципального сената курии , а дочери путем выдачи замуж за члена муниципального сената. Усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью persona sui iuris , то это называлось arrogatio; если же усыновление проводилось в отношений лица, находящегося под отцовской властью, то оно называлось adoptio.

В результате аррогации самостоятельное лицо поступало под отцовскую власть со всеми ее последствиями, в том числе и взаимным правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти одного домовладыки и установление власти усыновителя. При усыновлении должны были соблюдаться следующие условия: усыновлять мог только мужчина, женщина — лишь в исключительных случаях: усыновитель не должен быть подвластным, т.

В отношении arrogatio требовалось еще, чтобы магистрат произвел расследование обстоятельств дела и выяснил, не отразится ли отрицательно усыновление на интересах усыновляемого. В разные исторические периоды конкретные формы arrogatio и adoptio были различны. При Юстиниане было установлено, что arrogatio совершается путем получения императорского рескрипта, а adoptio — путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии самого усыновляемого.

Основаниями для прекращения отцовской власти были: смерть домовладыки или подвластного; утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; лишение домовладыки прав отцовской власти; приобретение подвластным некоторых почетных званий. Отцовская власть прекращалась также эмансипацией emancipatio подвластного, то есть освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В начале она выражалась в фиктивной троекратной продаже сына или однократной продаже дочери покупателю, который тотчас освобождал подвластного.

В результате последний становился самостоятельным лицом persona sui iuris , а отец утрачивал над ним patria poteslas, будучи вправе пользоваться половиной его имущества. В праве Юстиниана эмансипаиия совершалась: получением императорского рескрипта с занесением его в протокол суда; заявлением домовладыки, зафиксированным в протоколе суда; фактическим предоставлением подвластному самостоятельного положения в течение длительного времени. В ряде случаев, например, при нанесении тяжких обид и т.

Правовое положение детей Первоначально отец распоряжался жизнью и смертью своих детей, будучи вправе выбросить новорожденного, вне зависимости от возраста продать в рабство или лишить жизни. Однако со временем эти правомочия стали ограничиваться. К концу существования Римской империи отцовская власть свелась к праву применять домашние наказания, причем детям дозволялось жаловаться магистрату на чрезмерную строгость отца, и если жалоба подтверждалась, отца обязывали освободить детей от своей власти.

Подвластный сын имел право на совершение сделок с имуществом commercium , но все, что он приобретал, автоматически поступало в имущество отца, поскольку подвластное лицо не имело ничего своего. В случае совершения подвластным частного правонарушения, деликта, потерпевший имел право на особый иск actio noxalis. А отец должен был либо уплатить потерпевшему сумму понесенного ущерба, либо передать подвластного в кабалу на срок, необходимый для отработки суммы ущерба.

С развитием торговли и хозяйственных отношений происходило расширение имущественной правоспособности подвластного.

Первоначально власть мужа была неограниченной, правосубъектность жены постоянно поглощалась правосубъектностью мужа. Ее юридический статус был аналогичен статусу детей: по отношению к мужу она находилась в правовом отношении на положении дочери, будучи абсолютно бесправной. Это бесправие в равной степени касалось как личного, так и имущественного статуса жены. В личном смысле от мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой он обладал правом жизни и смерти ius vitae ас necis. Он мог продать жену в рабство, если она без его ведома покидала дом, истребовать ее от любого лица по иску, обеспечивающему возврат имущества из чужого незаконного владения. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже ее родителям, так как выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей с ее кровными родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьей мужа. Идея безграничной власти мужа пронизывала и имущественные отношения супругов. В семье был лишь один субъект имущественных прав — муж, которому принадлежало не только имущество, нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены, если до брака она была самостоятельным лицом persona sui iuris , а также имущество, подаренное ей отцом по случаю выхода замуж. Причиной имущественного бесправия жены было то, что по вступлению в брак она становилась лицом подвластным persona alieni iuris и в этом качестве своего имущества иметь не могла.

Даже если муж выделял ей что-либо для самостоятельного распоряжения, это считалось пекулием. Только после смерти мужа имущество могло перейти жене и детям. Брак sine manu был полной противоположностью браку cum manu mariti. Вступление в такой брак не влекло изменение правосубьектности женщины. Кровные родственные связи с ее семьей не прерывались, не возникало агнатского родства между ней и семьей мужа. Муж уже не обладал прежней властью над личностью жены. Тем не менее главенство мужа проявлялось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа, местожительство мужа было обязательным и для жены, последствия нарушения супружеской верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа. При любой форме брака только муж обладал властью над детьми. Имущество супругов при браке sine manu оставалось раздельным.

Муж не имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежащее ей до брака, но и приобретенное ею в период семейной жизни наследование, дарение и т. Даже простое управление имуществом жены муж мог осуществлять только в тех случаях, когда жена сама передавала ему имущество для этой цели. При этом отношения между супругами определялись на основании договора поручения. Во избежании узурпации одним супругом прав на имущество другого, дарение между супругами было запрещено. Однако любые другие договоры заключать между мужем и женой дозволялось, как и предъявлять друг другу иски в случае возникновения имущественных споров. В случае спора между супругами относительно каких-либо вещей применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу до тех пор, пока жена не докажет свое право собственности на указанную вещь. Правовой режим приданого dos развивался также в сторону усиления гарантий имущественных интересов жены. Приданое dos охватывало вещи или иные части имущества, предоставленные мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В раннереспубликанский период, когда почти все браки были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, и полностью поступало в собственность мужа.

Но в случае развода по инициативе супруга считалось справедливым вернуть это имущество женщине, которая его принесла. Так формула развода по закону XII таблиц звучала: «Res tuas tibi habeto» — «забери с собой свои вещи». Когда в практику вошли браки sine manu, для приданого был установлен особый правовой режим. При отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых традиций муж считал себя обязанным передать его по завещанию в пользу жены. При необоснованном разводе жене стал предоставляться преторский иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа. В классический период приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако он не мог без согласия жены отчуждать земельные участки, принесенные в приданое. В случае прекращения брака из-за развода или же смерти мужа приданое возвращалось в полном объеме. В случае смерти жены приданое оставалось за мужем.

Возвращая приданое, муж имел право удержать известную долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие издержек, понесенных на поддержание имущества, входившего в dos, в качестве штрафа, если развод наступал по вине жены. При Юстиниане право на возвращение приданого получает как сама жена, так и ее наследники. Приданое возвращалось полностью, за вычетом издержек, понесенных мужем.

Агнатическое родство — законное родство. Когнатическое родство или кровное следует из общности крови. Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом. Соответственно, члены римской семьи делились на подчиненных и главу семьи paterfamilias , осуществлявшего власть над ними. Главный признак правового положения paterfamilias - независимость от чьей-либо власти в семейном порядке т. Домовладыка имел полную власть над всеми членами семьи женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата.

Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. В когнатическом родстве различаются линии и степени. Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка брат и сестра, дядя и племянник. Понятие и виды брака. Личные и имущественные отношения супругов. Конкубинат Брак matrimonium — «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» Модестин. В Риме признавались три типа супружеских отношений: брак по цивильному праву то есть брак между римскими гражданами , брак по праву народов и конкубинат - дозволенное законом сожительство мужчины и женщины, которые в силу закона не имели права заключить цивильный брак. Характерными чертами брака признавались: 1 взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием; 2 согласие партнера; 3 наличие половой связи между партнерами в браке; 4 желание партеров заключить брачный союз; 5 совместная жизнь супругов. Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза.

Конспекты юриста

подчинении власти одному кое родство прекращалось лишь со смертью или по воле домовладыки. Наряду с агнатским родством получила признание когнатское, т. е. кровное родство, которое основано на общности происхождения. когнатское родство. Агнатское родство и когнатское родство представляют различные подходы к определению родства в римском праве. родство определялось (*ответ*) подчинением власти одного paterfamilias юридическим равенством супругов принадлежностью к одной социальной группе кровным родством Агнатское родство сменилось когнатским, так как (*ответ.

агнатическое и когнатическое родство в римском праве

• когнатическое (кровное) родство. Агнатическое родство охватывало всех лиц, принадлежащих к одной семье, и поэтому родственниками считались все, кто находился под властью главы этой семьи (домовладыки). "Агнатами называются те, кто связан законным родством. 3. Родство определяется по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого (например, отец и дочь, внук и бабка), называются родственниками по прямой линии. Когнатское родство основано на учете родства по материнской линии и признает равную значимость родственных связей с обоих родителей. Первоначально родственники были объединены агнатским (юридическим) родством. Когнатское родство – это родство по крови, это узы, связывающие между собой всех кровных родственников, происходящих от одного родоначальника вне зависимости от того, являются они агнатами или нет. Поэтому эманципированный сын – когнат, а приемный – нет. Агнатское и когнатское родство Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке (paterfamilias) определялось и родство. Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз считались родственниками.

Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство.

Такую форму «брака» можно было встретить среди солдат, рабов, сенаторов и вольноотпущенниц. Слайд 5 Для брачного союза не существовало специальных юридических церемоний. Римские юристы рассматривали брак как обоюдное согласие на брак и совместное проживание.

С образованием государства внутри рода происходит имущественная дифференциация; власть внутри рода попадает в руки наиболее богатых семей, во главе каждой из которых стоял домовладыка. Домовладыка первоначально имел одинаковую власть manus над женой, детьми, рабами, вещами; всех их—и жену, и детей и имущество — домовладыка мог истребовать с помощью одинакового так называемого виндикационного иска. Лишь постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования: manus mariti над женой , patria potestas над детьми и т. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.

Однако, стоит отметить, что современное общество все больше движется к равенству полов и отказу от привязки когнатского родства. Семьи могут искать различные формы родства, основанные на более гибких принципах, таких как духовная или эмоциональная связь. Такие изменения меняют представления о родственных связях и приводят к изменению роли когнатского родства в современном обществе. Примеры когнатского родства в разных культурах 1. В русской культуре когнатское родство проявляется в том, что члены родственной группы определяются через отца и его ближайших родственников. Например, братья и сестры отца считаются когнатами, а братья и сестры матери — не являются таковыми. В бразильской культуре когнатское родство относится к системе братоубийства. Здесь когнатами считаются не только родственники линейки отца, но и друзья и ближайшие знакомые. В некоторых африканских племенах когнатами являются мужчины, принадлежащие к одному поколению. Они считаются братьями и имеют много общих обязанностей и правил поведения. В китайской культуре когнатское родство проявляется в системе кланов.

Как полагают некоторые исследователи, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву. Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. В доюстиниановом праве различали два вида брака. Первым видом был брак cum manu mariti, то есть брак с мужней властью, в силу которого жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio minima жены: если до брака жена была persona sui iuris в собственной власти , то после вступления в брак сит тапи в чужой власти она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была под властью in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа. Второй вид брака — sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом.

Конспекты юриста

2. Агнатское и когнатское родство. подчинении власти одному кое родство прекращалось лишь со смертью или по воле домовладыки. Наряду с агнатским родством получила признание когнатское, т. е. кровное родство, которое основано на общности происхождения. это два разных подхода к определению родственных связей между людьми. Агнатское и когнатское родство. 1. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, pateriamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также. В этом процессе более значимую роль начали играть родственные связи, основанные на материнской линии и связях через жену. Такая эволюция отражает долгосрочные изменения в системе родства и прослеживает переход от более узкого и ограниченного понимания родства. cogn a tio. Эта форма родства подразумевает родство по крови.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий