Новости сунниты страны

Власти Египта обвинили Иран в оскорблении египетских суннитов и поощрении экстремистских идей, направленных на организацию беспорядков в стране. Все самое интересное на тему мусульмане-сунниты. Самые актуальные статьи и новости на портале «Ислам сегодня». сунниты. 01 Февраля 2021г. Как Надир-шах пытался сблизить суннизм и шиизм.

Стратегия шиитско-суннитского единства Исламской Республики Иран

Интерпретации и оценки по шиитско-суннитской войне в Афганистане высказывались и раньше. Но почему видный и опытный политик Устад Ата рассматривает вчерашний инцидент именно с точки зрения шиитско-суннитского конфликта? Вчера, 19 апреля, эта террористическая группировка совершила нападения на шиитские образовательные учреждения и обстреляла ракетами территорию Узбекистана, два громких инцидента за последние двое суток. ИГИЛ-Хорасан всегда было чувствительно к присутствию хазарейцев в Афганистане, который является их основной родиной. Корни организации восходят к салафитско-такфиристской идеологии. Хазарейцы исповедуют шиитский ислам, и эта террористическая группировка не считает шиитов настоящими мусульманами. Эту точку зрения разделяет большинство талибов, которые, хотя и называют себя ханафитами, на самом деле вдохновлены идеологией салафизма.

Они считают, что шииты — это «рафидиты», люди отрицания. Было много попыток спровоцировать суннитско-шиитские конфликты в Афганистане, но войны под этим предлогом никогда не было, потому что на практике у коренных жителей страны никогда не было религиозного спора, а нападения на шиитов большинство считают продуктом конфронтации между Саудовской Аравией и Ираном.

Ирак, оказавшийся под влиянием британцев после распада Османской империи, населяли шииты, при этом там также жили сунниты и курды. При Саддаме Хусейне сунниты попытались их кооптировать. Исламская революция, свершившаяся в Иране в 1979 году, стала катастрофой для истории Ближнего Востока и вдохновляющим событием для шиитов во всем мире. Вторжение Саддама в Иран в 1980 году было названо арабской войной против персов и финансировалось арабскими и суннитскими государствами Персидского залива. В 2003 году иракские шииты долго праздновали свержение Саддама.

Сектантство отражает реальные религиозные различия и определяет «инаковости», но оно всегда было связано с властью, ресурсами и территорией. В Бахрейне правила династия суннитов аль-Халифа, при этом шиитскому большинству было отказано в праве занять законное место в вертикале власти. Саудовская Аравия аналогично обвиняет Иран в беспорядках на шиитском востоке. В обоих случаях обвинения маскируют подлинные местные проблемы.

Да, разделение есть, но враждебного отношения друг к другу нет. И меня радует эта пассивность внутренних противоречий. Но что будет дальше — я не берусь сказать. Однако угрозы исламизации, исламской революции в Азербайджане я не вижу. Ислам не играет заметной роли в политических процессах. Религия — индивидуальное дело каждого человека. Теймур Даими: — Да, на самом деле исламизация идет. Динамика очевидна, если сравнить ситуацию с тем, что было, например, еще пять лет назад. Мы видим увеличение количества религиозных людей. Особенно это видно по женщинам с покрытыми головами. Статистических данных у меня нет, кто-то, наверное, отслеживает. Но тенденция налицо. Азербайджан — это страна с преобладающим шиитским населением. Так сложилось исторически. При этом в исламском мире сейчас доминируют салафизм, ваххабизм. К сожалению, эти течения сейчас проникают в Азербайджан в довольно агрессивной форме. Салафизм и ваххабизм — радикальные направления. Если какие-то направления шиизма предполагают созерцательность, философскую толерантность, то салафия — наступательна, склонна к активному призыву и агрессивному распространению. Кстати, согласно салафизму, шииты — это вообще не мусульмане. И они еще большие враги для них чем, скажем, американцы или прочие «западные люди».

Почувствуйте, что они имеют право убивать или порабощать всех не-суннитов. Против сирийского руководства Асада, которого поддерживает Россия , а также курдов в Ираке, Турции и Сирии. Источник: «Абсолютное зло, абсолютная глупость», Форбс, 28 декабря 2015 года. Аль-Каида - суннит. Хотите заменить не фундаменталистские правительства авторитарными исламскими государствами, регулируемыми религиозным правом шариат. Верьте, что шииты хотят уничтожить ислам и воссоздать Персидскую империю. Восстановление Палестины путем уничтожения Израиля считается святым делом. Осуждайте тех, кто не согласен с узкими суннитскими убеждениями. Нападение на У. ХАМАС - суннитские палестинцы. Намерение об удалении Израиля и восстановлении палестинской страны. Иран поддерживает его. Хизбалла - защитник шиитов, поддерживаемый Ираном в Ливане. Теперь он привлекателен даже для суннитов, потому что он превзошел израильские атаки в Ливане в 2000 году. Он также начал успешные ракетные обстрелы в Хайфе и других городах. Недавно отправили бойцов в Сирию с поддержкой из Ирана. Братья-мусульмане - сунниты. Преобладающий в Египте и Иордании. Основанный в Египте в 1928 году Хасаном аль-Банна для развития сетей, благотворительности и распространения веры. Суннит-шийский сплит и национализм Сунни-шийский раскол осложняется националистическим расколом между странами Ближнего Востока , Арабы спускаются из Османской империи 15-20 вв. Арабские сунниты опасаются, что персидские шииты строят шиитский полумесяц через Иран, Ирак и Сирию. Они рассматривают это как возрождение династии Шиа-Сефевидов в Персидской империи. Именно тогда шииты сговорились воскресить персидское господство над Ближним Востоком, а затем и с миром. Сасанианцы были доисламской иранской династией. Сефевиды были династией шиитов, которая управляла Ираном и частями Ирака с 1501 по 1736 год. Хотя шииты в арабских странах сами объединяются с Ираном, они также не доверяют персам. Источник: «Шиа-суннитский сплит», BBC. Это делает регион экономическим. Как глобальная держава, Соединенные Штаты имеют законную роль на Ближнем Востоке в защите нефтяных маршрутов Персидского залива. В период с 1976 по 2007 год Соединенные Штаты потратили 8 трлн долларов на это. Эта зависимость уменьшилась, поскольку сланцевое масло развивается внутри страны, а зависимость от возобновляемых ресурсов увеличивается.

«Навести мосты»: как Россия собирается помирить суннитов и шиитов

страны, переформатировать религиозный шиитско-суннитский расклад в стране, чтобы поставить Азербайджан в один ряд с прогрессивными суннитскими Турцией и Казахстаном. Если нынешнему правительству все же удастся воссоединить разорванную на части страну, ему придется столкнуться с проблемой подвергшихся радикализации суннитов. Иракские сунниты, составляющие меньшинство в стране, планируют провести референдум об учреждении региональной автономии на территориях центральных и северных провинций. Хуситы, воюющие с коалицией суннитских государств, в основном монархий Персидского залива, несмотря на долгие успехи оказались на грани поражения после начала 13 июня. т.е. в Африке и Азии в основном мусульмане-сунниты, всего их примерно на порядок больше, чем шиитов, так что мы на стороне слабых в этом раскладе.

Радикальный суннизм проникает в шиитский Азербайджан — эксперты

Позднее стало очевидно, что на деле Штаты были крайне заинтересованы в процессе. В телефонном интервью независимому немецкому журналисту Кену Йебсену директор Швейцарского института исследований в области миротворчества и энергоносителей Даниель Гансер рассказал, как с 2006 года США готовились разыграть «религиозную карту» в Сирии.

Институт востоковедения РАН в средствах массовой информации Насколько прочен союз между суннитами и шиитами? Свою оценку значения этого союза, в том числе, для российских интересов на Ближнем Востоке дали эксперты «Московской газеты» Восстановление отношений между Эр-Риядом и Тегераном — большой прогресс, сказал изданию профессор, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин «В достигнутом соглашении речь идёт не только о восстановлении дипломатических отношений и открытии посольств, но о всём аспекте взаимодействий: экономических, политических, спортивных, культурных и т. Тем временем, по словам востоковеда, противоречия, которые много лет сохранялись между Саудовской Аравией и Ираном, никуда не исчезли: «Исламская республика Иран — главная страна шиитского ислама, а Саудовская Аравия — суннитского, и претендует на роль главной страны всего исламского мира. Эти противоречия существуют с момента исламской революции в Иране в 1979 году: каждая из этих двух стран считала себя главным представителем ислама в мире.

Ситуация осложнялась и политическими устремлениями обеих стран на Ближнем и Среднем Востоке. Между ними постоянно шла прокси-война: идеологическая, политическая, дипломатическая». Почему же Иран пошёл на такой серьёзный шаг, как восстановление дипломатических отношений с противником? Американские санкции, как говорят иранские экономисты, усиливают хаос в экономике Ирана. Многие в стране недовольны правительством президента Ирана Ибрахима Раиси, которое не может справиться с экономическими проблемами.

Иран находится в изоляции. Улучшение отношений с Саудовской Аравией — спасительная соломинка. Саудиты собираются вложить деньги в экономику Ирана и содействовать решению проблем страны.

Ситуация осложнялась и политическими устремлениями обеих стран на Ближнем и Среднем Востоке.

Между ними постоянно шла прокси-война: идеологическая, политическая, дипломатическая». Почему же Иран пошёл на такой серьёзный шаг, как восстановление дипломатических отношений с противником? Американские санкции, как говорят иранские экономисты, усиливают хаос в экономике Ирана. Многие в стране недовольны правительством президента Ирана Ибрахима Раиси, которое не может справиться с экономическими проблемами.

Иран находится в изоляции. Улучшение отношений с Саудовской Аравией — спасительная соломинка. Саудиты собираются вложить деньги в экономику Ирана и содействовать решению проблем страны. Эр-Рияд и Тегеран договорились смягчить риторику друг против друга в СМИ и не оказывать содействия оппозиционным силам внутри каждой из стран.

Для Ирана Саудовская Аравия — выход из положения, в которое попала страна». А в чём выгода от примирения для Саудовской Аравии? Молодой принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман некоторое время назад выдвинул большую программу «Видение-2030», в рамках которой конфликты на Ближнем Востоке создают проблемы, напомнил ученый: «Это план по превращению Саудовской Аравии в центр Ближнего Востока и мировую силу, в некую «Европу» региона.

Раскол в исламе возник почти четырнадцать веков назад, сразу же после смерти пророка Мухаммада. В истории были периоды стабильности, когда различные общины в тех или иных государствах мирно уживались друг с другом, но периодически случались и конфликты. И сейчас на Ближнем и Среднем Востоке мы наблюдаем очередной всплеск напряженности. Хотя, на мой взгляд, о масштабной войне между шиитами и суннитами речи пока не идет, эта угроза резко возрастет, если международные посредники не смогут остановить разрушительные процессы в Сирии. PEW Forum on Religion and Public Life В отличие от многих других стран Тунис, Египет, Ливия , мозаичная с точки зрения религиозного и национального состава Сирия при резкой и кардинальной смене режима окажет гораздо более ощутимое влияние на расстановку сил на Ближнем Востоке. Но и продолжение войны в Сирии, как это происходит сейчас, тоже не сулит ничего хорошего. Чем дольше люди воюют, тем ожесточеннее они становятся, тем больше с обеих сторон радикалов, а они воспринимают ситуацию упрощенно.

Некоторые противники Асада, например, считают, что более сорока лет у власти в Сирии находится шиитское меньшинство, за которым сегодня стоит шиитский Иран, а противостоит ему суннитское большинство, опирающееся на поддержку арабских суннитских монархий. Этот тезис примитивен и отражает лишь малую часть общей картины. Но если в самом начале сирийский конфликт не носил религиозного характера, то сегодня можно привести немало примеров гибели людей в Сирии только из-за «иной» религиозной принадлежности. Для европейцев здесь уместно провести параллели с религиозными войнами средневековья. Сегодня мало кому из католиков придет в голову убить протестанта только потому, что он иначе мыслит и молится. Но в XVI веке дело доходило и до массовой резни, вспомним трагедию Варфоломеевской ночи. Опасность заключается еще и в том, что обостряющиеся противоречия уже не ограничиваются сирийской территорией. Вслед за Сирией жертвами религиозного конфликта становятся, учитывая географическую близость, состав населения и политическую нестабильность, соседние Ирак и Ливан , которые уже давно сталкиваются с подобными проблемами.

Шиитский проект

Они составляют большинство в Иране, Бахрейне, Ираке, Азербайджане. Главный центр политического притяжения у суннитов сейчас — Саудовская Аравия, у шиитов — Иран. Две эти страны борются за контроль над Ормузским проливом. Иран оказывает поддержку шиитам в Ираке, Сирии и Йемене. Саудовская Аравия, в свою очередь, воюет против шиитских повстанцев-хуситов в Йемене и не признаёт в Сирии власть Башара Асада, который является алавитом одно из течений шиизма. Впрочем, противостояние постепенно отходит от религиозной вражды. Например, партнёром Ирана порой выступает Катар — суннитская страна, у которой тяжёлые отношения с Саудовской Аравией.

В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада с. В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов — Абу Бакра р. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными. Особая роль имама Али р. Сунниты почитают Пророка Мухаммада с. Шииты же, наряду с Мухаммадом с. При произнесении азана — призыва на молитву — шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.

Подход к рассмотрению сунны Пророка с. Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка с. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка с. У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости.

Общее количество погибших за 8 лет иранцев по разным оценкам составило от 250 до 500 тысяч человек, со стороны их противников потери в два раза меньше, но Ирак поддерживался и накачивался оружием практически всем миром, включая США и СССР, а также арабские страны. Интересно, пытались ли адепты киевского режима проводить параллели между собой и Ираном? О некорректности подобного сравнения поговорим в другой раз.

И, да, прежде чем искать другие параллели, на этот раз — между иранскими структурами и ЧВК, необходимо рассмотреть фундамент, сравнить духовные основы, после чего смысл строить замки из песка на базе кривых аналогий, вероятно, исчезнет. Таким образом, после Исламской революции 1979 года Иран действительно представлял собой аморфное, противоречивое общество. За годы же ирано-иракской войны произошло формирование единой нации, синхронизировались смыслы, а Шиитский проект вышел за пределы государственных границ и превратился в наднациональную структуру. Соотношение двух основных групп: ираноязычных-шиитов персы и тюркоязычных-шиитов азербайджанцы составляет от 2 к 1, до 3 к 1 в зависимости от источника. И понятно, что в современном мире многонациональный состав, создающий повышенное напряжение, практически всегда есть тревожный симптом рисков и хрупкости государства. Нет ничего удивительного, что попытки ослабить, расколоть Иран ведутся как раз через поощрение национального сепаратизма, хотя почему-то ожидаемый внешними силами результат так и не наступает. Ослабление мировых законов и ограничений создаёт для Ирана в ближайшие годы возможность усилиться и развернуть экспансию. Приоритетными в этом отношении являются не только ресурсы, но и земли с высокой смысловой связанностью с ядром ираноязычные шииты.

Если при этом речь идет о формировании единой идентичности, то выбор прост: либо близкие по языку — иранские народы, либо шииты. Одновременное же развитие по двум направлениям опасно и полностью укладывается в логику «бежать сразу за двумя зайцами». По итогам Исламской революции 1979 года приоритет был однозначно отдан религиозной идентичности — шиизму. Присоединение пуштунов, таджиков и ряда других народов не компенсирует потерь и краха основ текущей государственности. Иран в этом случае превратится в слабое национальное государство со множеством противоречий. То есть можно сказать, что в ближайшие 15-20 лет будущее Ирана и Шиитского проекта тождественны, а строительство национального государства есть не что иное, как изощрённая попытка самоубийства и национальной катастрофы. Иракская школа позволяет арабам-шиитам не ощущать себя в духовном плане под властью персов, хотя оба центра похожи на сообщающиеся сосуды. Духовный шиитский лидер Ирака аятолла Али Систани р.

Тем более что двоюродный брат пророка Мухаммеда Али, его сын Хусейн и все последующие главные имамы были арабами. Практически все потенциальные, с точки зрения присоединения к Ирану, шиитские территории являются арабскими рис. Их интеграция в единое пространство через 15-20 лет приведёт к существенному изменению этно-языкового баланса, усилению доли и влияния арабов-шиитов. Именно этот риск в долгосрочной перспективе является наиболее серьёзным и существенным. Усиление политического влияния арабов внутри Шиитского проекта неизбежно инициирует попытки перехвата контроля, для чего будут привлекать ресурсы и договариваться с арабами-суннитами в рамках племенных связей. Господство в Омане ислама ибадитского толка совсем не мешает единству, ослабление влияния персов приведёт к снижению напряженности между шиитами и суннитами. Даже без политического объединения и создания единого государства страна-лидер наибольшие шансы в этом смысле у Египта будет очень серьёзной угрозой для существования Шиитского проекта. И, да, индекс фертильности в Иране снизился до 1,69 2021 год , что намного меньше, чем у арабских соседей, Пакистана и Афганистана.

Знакомые слёзы… Таким образом, расширение шиитского проекта выигрышно и плодотворно лишь через осторожное включение уже существующих шиитских территорий, но без дальнейшей экспансии в сторону арабов-суннитов. Взаимоотношения Ирана с арабами должно иметь чёткие естественные ограничения, в ином случае велик шанс на победу общеисламского самосознания над шиитским и растворение в Исламском мире. Даже имея возможность для экспансии, руководству Ирана нужно будет очень серьезно думать о том, не приведут ли в перспективе новые приобретения к стратегическим проблемам и краху. Если иное не оговорено, то номинации «Шиитский проект» и «Иран» следует использовать в качестве синонимов, вариант отказа Ирана от системообразующей религиозной идентичности в пользу национального строительства является самоубийственным и потому маловероятным. Теократическая республика Основные идеи и представления в области общественных наук сформировалось в мире на основе западноевропейской научной традиции, которая монополизировала понятийный аппарат, как и большую часть тем и направлений. Национальные и региональные общества рассматриваются через базис, скелет, основу единственно верного и правильного «западного» понимания. Все отличия и особенности изначально трактуются как проявления несовершенства, отсталости, вторичности, недоразвитости, наследия архаики и ошибок развития. Большую часть внешних по отношению к данной культуре исследовательских оценок можно было бы уместить в весьма забавном диапазоне, от кислого признания положительных уникальных культурных особенностей до полного их отрицания с изрядной долей разнообразных искажений и откровенной лжи.

Если изучать общественную сферу Ирана исключительно по общественным политологическим, социологическим, экономическим и т.

Поэтому хорошо, что Аллах был на стороне Пророка и его просто выгнали из города, а в итоге он одержал победу, иначе Пророка, просто тихо прирезали и выкинули в пустыню. Грех поклонения идолам — могилам святых, очень сильно перекликается с другим главным шиитским прегрешением — их концепцией власти. Шииты считают, что всем мусульманским обществом должен править «сейд» — так называют прямых потомок Мухаммеда.

Только они благодаря своему происхождению обладают достаточной квалификацией дабы вести общество в светлое будущее. В этом стремлении опять слышится безусловное желание отдать пальму первенства земному — пусть даже это и потомки Пророка, а не воле Аллаха. Вдобавок, шииты полагают что светское не следует отделять от духовного - религия должна направлять политику и жизнь общества, ибо в Коране и хадисах дано полное руководство для праведного и правильного человеческого бытия. И , хотя многим такая позиция покажется стремлением загнать людей в духовный концлагерь, на самом деле это проявление заботы о них, дабы человеки по своей лени или элементарному незнанию не впали в грех и не лишились возможности попасть в Рай.

Сунниты напротив, говорят что все должно быть отдельно: задача муллы - спасать души, а халифа — халифатить, и смешивать это не следует.

Бей сунитов пока не посинеют, а шиитов пока не ошизеют. О вражде сунитов и шиитов.

Сунниты и шииты на Ближнем и Среднем Востоке, карта: nosikot — LiveJournal В Бахрейне правила династия суннитов аль-Халифа, при этом шиитскому большинству было отказано в праве занять законное место в вертикале власти.
Суннизм | ТRТ НА РУССКОМ На востоке Саудовской Аравии и в Кувейте шиитское меньшинство (континентальные бахарина) оппозиционны господствующим суннитам.
Сунниты | Наука | Fandom Муршидуль Камиль Саид афанди в школе Чиркея Ученый Дагестана суфий суннит ашарит шахид.

новостной сайт о событиях в курдском регионе

Муршидуль Камиль Саид афанди в школе Чиркея Ученый Дагестана суфий суннит ашарит шахид. В Ливане, где государство контролируют союзники Ирана, страны Персидского залива в целом игнорируют своих традиционных суннитских (и христианских) союзников. Между суннитами и шиитами в России складываются добрые отношения, заявил председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов. Власти Египта обвинили Иран в оскорблении египетских суннитов и поощрении экстремистских идей, направленных на организацию беспорядков в стране.

Новости по теме: сунниты

мусульмане-сунниты – все новости и статьи по теме В Бахрейне правила династия суннитов аль-Халифа, при этом шиитскому большинству было отказано в праве занять законное место в вертикале власти.
Стратегия шиитско-суннитского единства Исламской Республики Иран - Иран.ру признак начала многополярного мира, Конфликты между шиитами и суннитами - угроза для.
Стратегия шиитско-суннитского единства Исламской Республики Иран - Иран.ру Ненависть суннитов к такому надругательству над делами Пророка проявляется в терактах суннитских групп.

Тег: сунниты

Муршидуль Камиль Саид афанди в школе Чиркея Ученый Дагестана суфий суннит ашарит шахид. Суннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Лидер суннитов Ирана раскритиковал шиитское руководство страны Мавлави Абдулхамид призвал не сводить продолжающиеся протесты в Хузестане лишь к водному кризису – арабы и.

Шейх Саид афанди в школе Чиркея

В телефонном интервью независимому немецкому журналисту Кену Йебсену директор Швейцарского института исследований в области миротворчества и энергоносителей Даниель Гансер рассказал, как с 2006 года США готовились разыграть «религиозную карту» в Сирии. PolitRussia 23 Сентября 2016, 16:44.

Заупокойную молитву над умершим проводят в мечети, в доме покойного или любом другом помещении. Молитва состоит из возвеличивания и восхваления Аллаха, благословений пророка Мухаммеда и молитв за мертвых и живых.

После прочтения молитвы тело переносят или перевозят на кладбище, при этом участники похоронной процессии должны хранить молчание, используя это время для раздумий о мимолетности жизни и неотвратимости смерти. Усопшего помещают в могилу, обратив его лицо к Мекке и сопровождая процесс молитвой, благословляющей Аллаха. Глубина могил для женщин должна быть больше, чем у мужчин.

Человек, спускающийся в могилу поправить положение тела, обязательно должен предварительно разуться и снять головной убор. Затем каждый участник траурной процессии набирает три пригоршни земли и бросает их в могилу со словами: «Мы сотворили вас из земли, в нее мы вас вернем и из нее выведем еще раз» Коран, 20:55.

Новые виды спорта, уникальные форматы соревнований, а также инфраструктура, инвентарь и креативные идеи — все это необходимо, чтобы достичь поставленной главой государства цели», — отметил Дмитрий Чернышенко.

Более 16 тысяч проектов были представлены за эти годы, более 15 миллионов граждан вовлечены в спорт благодаря вашим инициативам. Рад, что в конкурсе участвуют абсолютно все возрастные категории и социальные группы. Разнообразие проектов тоже вдохновляет: семейный спорт, беговое движение, фестивальное движение, телевизионные шоу.

Все средства хороши для того, чтобы мы ощутили радость от занятий спортом, радость от общения, в котором нет проигравших. Желаю, чтобы это движение было еще более массовым, чтобы мы радовались победам друг друга и тому, что наша страна развивается, а спорт является важным фактором ее стабильного развития», — сказал министр спорта Российской Федерации Олег Матыцин.

К шиитам относят и друзов — очень своеобразную этноконфессиональную группу, населяющую область Шуф в Горном Ливане, нагорье Хауран на границе Сирии и Израиля, горную область Джебель-Друз на юго-востоке Сирии и группы селений вдоль путей, соединяющих эти три области. В Турции есть, кроме большинства турок-суннитов и курдов-суннитов, турки-шииты очень своеобразная этнографическая общность и курды-шииты некоторые племена , а также арабы-алавиты. В России почти все шииты — азербайджанцы и таты; из них только жители Дербента на юге Дагестана и некоторых окрестных сел в том числе одного большого лезгинского аула — коренное население. В арабском Машрике на Востоке , кроме Ирака, шииты составляют большинство только в маленьком островном государстве Бахрейн, но здесь у власти находятся сунниты. В Северном Йемене шииты зейдитского толка намного многочисленнее суннитов. Шииты — угнетенные? Культура шиитской части уммы во многом отлична от суннитской.

Ее центральные элементы — особенно строгий траур ашура в день поминовения имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году, целый ряд других праздников дни рождения и смерти пророка Мухаммеда, его дочери Фатимы, имамов — духовных лидеров и потомков халифа Али , паломничества в ряд священных городов, проклятие вдове пророка Аише и халифам, правившим после Али. Шииты кроме духовенства должны соблюдать правило такийи — сокрытие при необходимости своей веры среди иноверцев, прежде всего суннитов. Только зейдиты — шиитская секта в Йемене к ним принадлежат и хуситы — не признают такийю. Везде, кроме Ирана и Азербайджана, шииты веками были беднее и приниженнее, чем их соседи-сунниты. Единственное исключение — городские исмаилиты-низариты — подданные Ага-хана, одного из богатейших людей в мире. Но исмаилиты-низариты сел и небольших городов Сирии, Омана, гор Памира, а также исмаилиты-мусталиты Йемена, Гуджарата и Мумбая в Индии, где они живут рядом с богатыми исмаилитами-низаритами — бедные. В Ираке шииты были беднее суннитов, в Ливане шииты-крестьяне долины Бекаа еще в середине XX века были самыми бедными и многодетными в стране, в Сирии алавиты до второй половины XX века были очень бедными крестьянами-горцами, в Йемене горцы-зейдиты были намного беднее суннитов, в Афганистане шииты-хазарейцы монголы, утратившие свой язык были беднее всех своих соседей, а на юге Индии «черные шииты» были беднее всех мусульман региона. Во всех названных выше странах, кроме Ирана где шииты — единая полиэтническая группа и Азербайджана, шииты составляют этноконфессиональные группы с такой же четкой культурно-политической самоидентификацией, как в Европе — национальная идентификация. Это явление — историческое, уходящее корнями в глубокую древность и закрепленное в массовом сознании порядками Османской и других мусульманских империй.

Главные культовые центры шиизма находятся в арабском мире — кроме общих для всех мусульман Мекки и Медины — в Ираке; основной ритуальный язык шиитов, как и всех мусульман, — арабский, а не фарси. Но для иранских и неиранских народов обширного региона внутри исламской цивилизации, включающего в себя Иран, Курдистан, Таджикистан, часть Узбекистана с городами Бухара, Самарканд и др. Арабы-шииты, населяющие в Иране область Хузистан и некоторые другие, сильнее других арабов испытывают мощное влияние персидской культуры. Все это облегчает распространение многих ее элементов, в том числе относящихся к сфере культа, среди единоверцев-шиитов в арабских странах. Причем этот процесс затрагивает не только имамитов, но и исмаилитов, алавитов, зейдитов, курдов-шиитов к западу от границ Ирана. В последние годы среди зейдитов-хуситов Йемена, как говорят очевидцы, распространяется общешиитский как в Ираке и Иране вариант траура ашура, прежде здесь неизвестный. Может быть, это один из признаков культурной и политической интеграции различных шиитских общин арабских стран? Узлы противоречий В Ираке противостояние суннитов Севера и более многочисленных шиитов Юга — основная доминанта политической жизни. Сходное положение — на Бахрейне.

Коренные арабы-бахарина, имамиты основное направление шиизма , составляют большинство. Арабские суннитские меньшинства, потомки переселенцев с материка, из Саудовской Аравии: ваххабиты — правящее меньшинство и сунниты шафиитского и маликитского мазхабов — два других меньшинства, причем все арабы-сунниты принадлежат к определенным племенам. В Кувейте коренное арабское шиитское меньшинство, в прошлом непривилегированное, теперь, как и суннитское большинство, имеет многие преимущества перед многочисленными иностранцами.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий