Новости советский тыл

Об этом и многом другом читайте в материале, посвященном подвигу советского тыла.

"Самовары" Сталина: Как советские города "чистили" от героев-инвалидов

25 июня 1941 г., уже на третий день начавшейся Великой Отечественной войны, Советом Народных Комиссаров в целях «охраны войсковых тылов и наведении там строжайшего. В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. все, что нужно было фронту для разгрома врага. В книге «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Татьяной Пирусской. Фашистская Германия высоко оценила трудовой подвиг советского народа в тылу, написав в своих газетах о причинах поражения своих войск в конце 1941 года.

«Все для фронта, все для победы!». Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну

7 мая, в рамках мероприятий посвященных 75 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, прошло открытое мероприятие в дистанционной форме на тему: «Советский тыл в. В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал. Советский тыл во время войны". Новости железнодорожного транспорта, машиностроения и логистики. Благодаря беспримерному трудовому подвигу советского народа перелом был достигнут и в работе тыла, обеспечивавшего фронт всем необходимым для победы над врагом. В данной статье вы расскажете о деятельности тыла и его вкладе в победу в Великой Отечественной войне.

«Все для фронта, все для победы!». Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну

В электронной версии искать статьи можно по алфавитному указателю или карте региона. Есть отдельная рубрика для отправки новых материалов. Сбор данных продолжается. Масштабы показывают, насколько тяжело было людям достигать Победу в тылу.

Мы, подростки, работали наравне со взрослыми по двенадцать часов в сутки без выходных, праздников и отпусков. Если надо было, оставались в цехах во вторую смену.

Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". Александр Грицай, начальник Западно-Сибирской железной дороги: - Присвоение Новосибирску почетного звания "Город трудовой доблести" - историческое событие. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг. Неоценимый вклад в Победу внесли железнодорожники. От них зависела оперативная переброска боевой техники, громадного количества войск, их боевое и материальное обеспечение.

По железной дороге эвакуировали мирное население и промышленные предприятия. Символом самоотверженного труда советских граждан в тылу стало лунинское движение, у истоков которого стоял легендарный новосибирский машинист Николай Александрович Лунин. Железнодорожник-сибиряк вдохновил тысячи людей в трудных условиях военного времени на ударный труд. Установка стелы - дань памяти нашим землякам.

Даёт оно и ещё один аргумент к ответу на вопрос о том, планировало ли руководство СССР «упреждающий удар» и ведение войны на территории Европы или рассуждало в совершенно других категориях. О мотивах, стоявших за решением о строительстве рубежей обороны за Москвой, уже сказали другие участники конференции. Так вот, если говорить о судьбах и воспоминаниях строителей третьего после линии Молотова и линии Сталина оборонительного рубежа, то это, конечно, тоже изнурительный, героический труд, хотя и в летне-осеннее время, но это ещё и бомбёжки, и постоянная вероятность прорыва гитлеровцев, и, порой, выходы из окружения.

Мать моей жены, учительствовавшая на западе Калининской области и призванная как член ВКП б на строительство оборонительных рубежей, на всю жизнь запомнила, как её и подруг преследовал по полю немецкий летчик, пикируя и забавляясь тем, как они реагируют на проходящие рядом с ними пулемётные очереди. А её отец — как по проселочным дорогам выводил из полуокружения десять батальонов строителей, в общей сложности около 10 тысяч человек, и пришёл с ними в Москву 15 октября 1941 года… Третий рубеж обороны свою военную роль — крепости на пути вермахта, — как известно, не сыграл. Не пришлось, к счастью, проверять на прочность и рубеж четвёртый. Но все эти оборонительные рубежи в Чувашии, Горьковской, Ярославской и других областях внесли вклад в победу над Германией. Подвиг их строителей — это героическая и трагическая часть общего подвига советского тыла. Строительство оборонительного рубежа. Скажем так: пилотку или телогрейку современный молодой человек надеть может, а вот то, что осенью 1941 года было в головах его сверстников под этими пилотками и в их сердцах под лёгкими пальтишками, понимают сегодня немногие.

Более того, это понимание всячески намеренно затрудняется. На днях, например, Московский патриархат рекомендовал открыть во всех епархиях и митрополиях отделения молодежной организации «Братство православных следопытов». Как будто не знают, что это «следопытство», этот «скаутизм» создавались и развивались теми, кто в эмиграции приветствовал нацизм в 1930-е и пошёл на службу Гитлеру в его походе на нашу Родину! Именно поэтому я буду говорить не о политике, не о том, что составляло военные, внутриполитические и международные обстоятельства, в которых шло строительство, в частности, Сурского и Казанского оборонительных рубежей, не о самих этих рубежах, а о людях, которые самоотверженно их строили, об их мировоззрении и нашей памяти о них. О том, что к этой памяти нельзя относиться поверхностно. В сборнике статей по итогам состоявшейся 22 июня в Чебоксарах конференции моё внимание привлекла статья научного сотрудника Чувашского государственного института гуманитарных наук Артема Гаврилова. Он затронул как раз эту проблему — проблему сохранения исторической памяти о трудовом подвиге строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей [2].

Автор изложил основные вехи исследований проблемы сохранения исторической памяти, указал на её, прежде всего, коллективный характер, привязанность к общей памяти общественных групп или народа в целом. Наша память о Великой Отечественной войне имеет всеобъемлющий, не просто общенародный, но международный характер, и именно в таком качестве мы должны её беречь.

Но делать им этого не пришлось — театральной бригаде была выделена "открытая грузовая полуторатонка, ставшая с этих пор обычным способом передвижения", на которой волковцы добирались к своим зрителям на фронтах. Помощь эвакуированным Через Ярославль и Ярославскую область проходил один из основных путей эвакуации жителей Ленинградской области и блокадного Ленинграда, рассказывает директор Музея боевой славы Михаил Кербиков. Зачастую у эвакуированных не было при себе ничего, только документы. Таким людям выделялись деньги на приобретение необходимого. На вокзале Ярославля был организован крупный эвакуационный пункт, в котором дежурили врачи для оказания первой медицинской помощи и функционировали пункты санитарного контроля для предотвращения распространения инфекционных заболеваний. При эвакопунктах были общежития для тех, кто по каким-то причинам вынужден был задержаться в Ярославле и не ехал дальше, работали столовые, обеспечивающие эвакуированных регулярным горячим питанием. О масштабах задач свидетельствуют, например, данные станции Данилов Ярославская область на 1942 год, где пища готовилась на трех объектах, в час по талонам выдавалось по 300 обедов. С 20 июня по 11 июля 1942 года только на этой станции накормили 46 865 человек.

Их не везли дальше вглубь страны, потому что была опасность того, что малыши просто не доедут", — директор показывает стенд с экспозицией, рассказывающей о помощи ярославцев ленинградцам. На стенде — фотография маленького мальчика и женщины. Прибыл в шк. Малыш попал в больницу, а после выписки оттуда его усыновила жительница Ярославля Вера Коршунова, давшая ребенку свою фамилию. Он вырос и стал военным летчиком, — Кербиков показывает фотографию, на которой запечатлен мужчина в военной форме. Многие осиротевшие дети из Ленинграда остались у нас". За годы войны на воспитание в Ярославском крае было взято более 2,6 тыс. Город-госпиталь Как и многие прифронтовые города, Ярославль принимал раненых с фронтов. Только за шесть месяцев 1941 года в Ярославскую область поступило свыше 100 тыс. С июля по сентябрь в области было развернуто 32 эвакогоспиталя на 8,4 тыс.

Новости Советского района

В попытке прояснить роль тыла в Победе Советского Союза над нацистской Германией они обратились среди прочего к сюжетам, зачастую неожиданным в контексте устоявшегося. Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью. Ко Дню Победы в Центральной городской библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Трудом ковавшие Победу», посвященную героическим будням тыла. Научная статья на тему 'Тыл советских вооруженных сил в сражениях. Под руководством Павла Журбина женщины занимаются гуманитарной деятельностью. Самой младшей участнице волонтерского движения "Тыл фронту" 8 лет. Иллюстрация к новости: Алан Баренберг «От далекой окраины к оплоту советского тыла: Воркута в годы Второй мировой войны».

"Тыл - фронту: вчера и сегодня"

Кроме того, все они были подчинены непосредственно наркому обороны. Термин «тыл» как система всестороннего обеспечения войск сил был исключён из обихода. В 1935 году вместо Военно-хозяйственного управления создаются управления продовольственного, вещевого и обозно-хозяйственного снабжения, также подчинённые наркому обороны. Управление материально-техническим, медицинским и другими видами обеспечения сосредоточивалось в общевойсковых штабах. Начальники штабов фронта , армии и дивизии имели штатных заместителей по тылу, в полку — помощника по тылу.

В 1939 году учреждается Управление начальника снабжения Красной армии. В 1940 году оно преобразуется в Главное интендантское управление в составе управлений продовольственного, вещевого, обозно-хозяйственного снабжения и квартирного довольствия. Руководство ими в специальном отношении осуществлялось по линии соответствующих главных и центральных управлений Народного комиссариата обороны. Общее руководство Главным интендантским, Санитарным, Ветеринарным управлениями и отделом материальных фондов было возложено на заместителя наркома обороны.

Существовавшая структура тыла не соответствовала требованиям войны. Армейский и фронтовой тыл отсутствовали, так как его содержание в мирное время штатами не предусматривалось. Была введена должность начальника тыла Красной Армии, которому, помимо Главного управления тыла Красной Армии, были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, санитарное и ветеринарное управления.

Даже ремни для швейных машин шили сами — из остатков бязи, из разных отходов…» В конце сентября 1941 года, в самый разгар тяжелых боев, когда фашисты уже стояли под Москвой, коллективы 35 белорусских предприятий наладили выпуск продукции для фронта; к началу ноября к их числу прибавилось 27 предприятий, а в марте 1942 года — еще 19.

Специализация их резко изменилась с переходом на выпуск оборонной продукции. Машино- и станкостроительные заводы освоили производство вооружения и боеприпасов танки, минометы, артиллерийские снаряды, гранаты, мины и т. Предприятия местной промышленности перешли на выпуск лыж, ранцевых огнеметов, противотанковых мин, санитарных повозок, патронташей, носилок, саперных лопаток, колючей проволоки, «ежей» и т. Предприятия легкой промышленности выпускали шинельное сукно, брючные, гимнастерочные и парашютные ткани, мужское белье, телогрейки, патронные сумки, сапоги, утепленные ботинки и др.

Режимы на станках надо было выдерживать очень высокие. Иначе не могло быть и речи о такой производительности, какую требовал фронт. И люди работали, выжимая из себя просто немыслимое — не только силы и волю, но свой ум, сноровку, знания, смекалку — токари Трапезников, Дивень, Жаровня; мастера Коссовой, Шиндлович и др. Голодные, плохо одетые, а ведь творили чудеса, честное слово!

В 1943 году наш коллектив уже обрабатывал корпуса «катюш» примерно в 3 раза быстрее фирменного…». К началу 1942 года витебские станкостроители, эвакуированные в Саратов, где они слились с местным заводом, внесли более 20 организационно-технических новаторских предложений на самых решающих участках производства, благодаря которым выпуск 45-миллиметровых осколочных артиллерийских снарядов вырос в 7 раз! Железнодорожники 4-й паровозной колонны особого резерва НКПС 5-я группа водили эшелоны с боеприпасами, вооружением и живой силой прямо к передовой. Чертежи были только приблизительные, нужно было самим доводить каждую деталь.

Но слов «не могу», «не умею» в те годы для нас просто не существовало. Надо — значит, будет! К станкам стали все — начальники участков, цехов, весь состав мастеров, все технологи и т. Почти месяц никто из нас не выходил из цеха.

Но задание мы освоили в срок…» Оперативные задачи резко повышали требования к оборонной и машиностроительной промышленности. В рекордно короткий срок на востоке страны выросли 3500 больших промышленных объектов металлургии, энергетики, машиностроения, десятки оборонных заводов. Посильный вклад в это гигантское промышленное строительство внесли белорусские строители. На Урале, в Каменск-Уральском трудилась большая около 100 человек группа инженеров, техников и рабочих «Белпромстроя», руководимая одним из крупнейших строителей Беларуси инженером Александром Васильевичем Маркиным.

Ему было поручено строительство металлургического завода. Белорусским строителям впервые пришлось разрабатывать технологию земляных работ в условиях уральской зимы, когда морозы доходили до минус 40 градусов, а грунт промерзал на 1,5 — 2 метра. Чтобы заложить фундамент прокатного цеха, требовалось вынуть 5000 куб. По предложению механика Русаковского с помощью специального электробура, подогревавшего грунт, строители приступили к бурению скважин.

В результате фундамент был заложен в течение 500 рабочих часов и без большого количества рабочих рук. К лету 1943-го каркасы основных цехов огромного завода были возведены. Теперь требовался битум. Но его поставщики — Майкоп и Грозный — были захвачены врагом.

По предложению Маркина была построена окислительная установка, на которой из обыкновенного мазута и нефти можно было получить битумы необходимых марок. Темп строительства был спасен. В результате самоотверженного труда первая очередь завода была сдана госкомиссии досрочно. Большая группа рабочих, инженеров и служащих, основной костяк которой составляли белорусы, была награждена орденами, медалями и почетными грамотами Верховного Совета БССР.

Героизм белорусских железнодорожников Война невероятно осложнила работу всего железнодорожного транспорта. Оккупация Донбасса, который поставлял на железные дороги Союза более 51 процента всего потребляемого угля, гигантские перегрузки магистралей, нехватка паровозов и запасных частей к ним. По этим причинам в первую военную зиму 1941 — 1942 годов катастрофически сократился объем перевозок. В частности, Северная железная дорога была близка к параличу.

Движение от Вологды до Архангельска практически остановилось. Это наносило ущерб не только снабжению фронта, но связывало по рукам и ногам работу всего советского тыла, его промышленность. К началу весны 1942 года при Государственном комитете обороны был создан специальный Транспортный комитет, который срочно принял экстренные меры — изменилась система погрузочно-разгрузочных работ, повсеместно внедрялась техника вождения составов на дровяном отоплении, была резко повышена зарплата машинистам, кочегарам, кондукторам, вагонным мастерам, составителям эшелонов и поездов. В период великой битвы на Волге были созданы специальные паровозные колонны особого резерва Наркомата путей сообщения как военизированные соединения.

В каждую колонну включали 30 паровозов и 3 — 5 вагонов к каждому из них. Это были быстрые, сверхоперативные «боелетучки». Их личный состав формировался главным образом из числа эвакуированных железнодорожников. Вся колонна делилась на 5 рот, командирами которых были И.

Бредихин, А. Дубоделов, И. Лыков, В. Рыбкин, С.

Они водили эшелоны с боеприпасами, вооружением и живой силой прямо к передовой. Вот как вспоминал о той работе белорусский машинист Герой Социалистического Труда Василий Иванович Мурзич: «Представьте себе поезд без единого огонька. Паровоз с плотной сеткой на трубе, не пропускающей искр, с закрытым поддувалом — во избежание огненного следа… Машиниста, работающего без свистка; движение состава, маневрирующего в полной темноте, когда запрещено громко разговаривать, когда сложные маневры проходят безошибочно и быстро, только в силу необычайно слаженной работы и трудового порыва каждого из нас…» Сутками не сходили с паровозов, совершая фронтовые рейсы, машинисты У. Прокопчик, Г.

Андриевский, П. Шац, В. Громов, Е. Елкин, С.

Будников и др. Фашистские самолеты на бреющем полете охотились за каждым эшелоном, который прорывался к передовой. В августе 1942 года, по неполным данным, фашисты произвели более 2000 налетов на 22 объекта Сталинградского отделения железной дороги и сбросили на них более 10. В отдельные дни фашистская авиация по 17 раз за день бомбила железнодорожные участки этого узла.

Я говорю «почти», потому что мы прорывались. С каким-то нечеловеческим упорством водили мы составы через эту степь. Водили мимо станций, полностью стертых с лица земли, мимо изуродованных горящих составов и паровозов, сваленных под откос. А сколько раз во время этих поездок нам приходилось отцеплять на ходу горящие вагоны, сбивать пламя пожарными приспособлениями, хотя взрыв грозил быть буквально каждую секунду!

Часто пробоины в котле паровоза заделывали металлическими пробками тут же, среди бушующего огня…» Не дрогнула эта мужественная женщина и тогда, когда на станции Петров Вал, расположенной недалеко от Сталинграда, был разбит прямым попаданием бомбы тендер ее паровоза и, умело маневрируя, они втроем — помощник Татьяна Латышева и кочегар Василий Галего — сумели освободить состав от горящих вагонов. Чухнюк получила задание привести тяжелый состав с танками на участок, куда глубоко вклинились немецкие механизированные части. На весь рейс ей отводился всего час! В пути ее состав семь раз!

И все же она привела состав в целости к месту назначения. Зимой 1943 года бригада Е. Чухнюк получила приказ прибыть на Северо-Печорскую железную дорогу. Стояли лютые морозы — до 55 — 60 градусов.

Рельсы цепко схватывали сталь колес, замерзала смазка в буксах. Мощные локомотивы нередко были бессильны сдвинуть с места тяжелые составы с печорским углем, который ждали промышленность и транспорт советского тыла. Бригада основательно подготовилась к пробегам — утеплили все части паровоза, прощупали каждую деталь — от войлока на маслопроводных трубках до брезента в будке. Чухнюк провела свой тяжеловесный состав с углем за 11 часов, поставив рекорд по времени доставки почти в 3 раза!

За мужество и находчивость при исполнении своего воинского и трудового долга ей было сразу присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Макаров, В. Мурзич, А. Янковский, вагонный мастер А.

Глебова и др. За высочайший профессионализм, отчаянную смелость и скорость вождения им также было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. В 1942 году по решению Госкомитета обороны были созданы специальные воинские железнодорожные формирования, на которые возлагались функции восстановления. Одно из таких формирований, а именно 26-я гвардейская восстановительная бригада, прошло свой фронтовой путь с частями Западного и 3-го Белорусского фронтов.

В составе этой бригады работало много белорусских железнодорожников — М. Рысин, А. Поздняк, В. Арбузов и др.

Погрузка танков на платформы для отправки на фронт. Постоянно таскали на себе огромные тяжести: оружие, инструменты, лом, пилы, продовольствие... Все делали своими руками, даже дрова для паровоза рубили тут же, в лесу… Фашисты, отступая, уничтожали абсолютно все — подвижной состав, мосты, мостики, стрелки, склады, рельсы и т. А мы восстанавливали.

Доставалось нам в те годы крепко: каким только огнем нас не поливали — и минометы, и артиллерия, и бомбежки, и автоматы. Едва линия фронта отодвигалась, мы сдавали восстановленный участок гражданским машинистам, а сами двигались дальше, вслед за наступавшей Красной Армией. И все начиналось заново. Изувеченные рельсы распиливали, вырезали из них целые куски, соединяли и укладывали, поскольку ждать, пока подвезут целые, просто не было времени.

Его так не хватало, что иной раз некогда было паровоз перегнать в голову состава и просто толкали его в хвост…» В 1943 году в районе Дорогобужа и Ярцево шли очень тяжелые бои. Земля была буквально перепахана снарядами и бомбами. Проваливались по пояс, таская на себе рельсы. Пригнешься, бывало, к самой земле, а поднять голову нельзя — кругом рвутся снаряды и бомбы...

Но это война, и мы на положении солдат. Поступал приказ «Сделать! Трудящиеся Беларуси, эвакуированные в советский тыл, внесли весомый вклад в победу над фашизмом. Конечно, по своему материальному объему этот вклад на общем фоне гигантской работы советского тыла был достаточно скромен, но по своему трудовому содержанию, упорной ежедневной борьбе за рост производительности труда на каждом рабочем месте, за круглосуточный, бесперебойный выпуск военной продукции он занял достойное место в общей борьбе советского тыла за непрерывное наращивание военно-экономического потенциала страны и бесперебойное снабжение фронта всем необходимым.

Это обобщение опыта работы и испытаний, выпавших на долю специалистов-транспортников. Книга Я. Пономарева «Но баранку не бросал шофер» повествует о самоотверженном труде работников автотранспорта, которые по ледовой трассе вывозили из осажденного Ленинграда женщин и детей, проводили машины с хлебом и боеприпасами.

В книге Героя Советского Союза П. Михайлова «После заката — взлет» рассказывается о боевых действиях летчиков транспортной авиации. Легендарный летчик, совершивший 520 боевых вылетов, повествует об увиденном и пережитом, о товарищах и боевом подвиге, о беззаветном служении Родине. Решающее значение для укрепления оборонной мощи страны в годы войны сыграли достижения науки, изобретательская и рационализаторская инициатива.

Открытия и достижения, совершенные учеными по потребностям военного времени, требовали немедленного внедрения на производстве. Большое внимание изобретатели и инженеры уделяли совершенствованию станков и механизмов, разработке и применению новых технологических приемов, позволяющих повысить производительность труда и сократить брак в производстве. В книге А. Колесникова «Вклад ученых и изобретателей в победу над фашизмом» , изданной Роспатент и ФИПС к 75-летию победы в Великой Отечественной войне, раскрываются общие вопросы организации изобретательства и патентного дела накануне и в период Великой Отечественной войны.

Отдельные главы монографии посвящены научно-техническим достижениям в различных отраслях военной техники — артиллерии, авиации, стрелковом вооружении, бронетехники. Интересны краткие творческие биографии создателей этой техники, а также основные тактико-технические характеристики вооружения, успешно конкурирующего с техникой противника. В главе, посвященной медикам, показана роль организаторов здравоохранения в военные годы, выдающаяся работа хирургов и терапевтов. Особенно подчеркнуты достижения изобретателей-медиков.

Книга Л. Маркеловой «Оружием творчества» рассказывает о малоизвестных страницах деятельности Научно-технического совета при Государственном Комитете Обороны, работе ученых в условиях эвакуации над выполнением заказов по совершенствованию военной техники. Владимирский край в годы войны — прифронтовая территория, где принимались, размещались, обучались и снаряжались воинские соединения. Здесь были сформированы 34 воинские части.

Из городов и районов в армию призвали почти 300 тысяч наших земляков. По железной дороге на фронт ушли бронепоезда «Илья Муромец», «Ковровский большевик», «Феликс Дзержинский».

Война потребовала намного ускорить передвижение грузов. Железнодорожный транспорт имел специальный военный график, введенный по указанию Политбюро ЦК с 24 июня 1941 года. Это позволило обеспечить более устойчивую работу железных дорог, максимально использовать их пропускную способность.

С 25 мая 1942 г. Важная роль в улучшении работы транспорта принадлежала Транспортному комитету при ГКО, организованному в феврале 1942 года46. Принятые меры позволили заметно улучшить работу транспорта: по сравнению с I кварталом 1942 г. В 1943 г. Это укрепило трудовую дисциплину, улучшило организацию труда; более четко и согласованно стали работать все звенья транспортной системы страны.

Благодаря этому накануне Курской битвы в районы сосредоточения советских войск в некоторые дни прибывало до 6 тыс. Важное значение для улучшения работы транспорта имело восстановление сети дорог. В годы войны было возрождено около 120 тыс. Наряду с восстановлением в крупных размерах велось и новое транспортное строительство, сооружались вторые пути. Транспортное строительство было подчинено военно-стратегическим интересам и потребностям развития оборонного производства.

Первым крупным объектом, сданным в эксплуатацию в условиях военного времени 1941 г. Благодаря ее постройке Северная дорога оказалась соединенной кратчайшим путем с Кировской, что дало возможность обеспечить всем необходимым ведение военных действий на северном участке советско-германского фронта и вы- 45 История социалистической экономики СССР. Развитие транспорта СССР. Решающее значение для освоения Печорского угольного бассейна его роль была особенно важна в связи с временной потерей Донбасса и Ухтинского месторождения нефти, для улучшения топливоснабжения северо-западных и северных районов страны получило сооружение Печорской дороги, строительство которой началось еще до войны. Участок этой дороги Коноша - Котлас - Кожва протяжением 1100 км был сдан в эксплуатацию в 1942 году.

Тогда же вступила в строй действующих дорога Кизляр - Трусово длиной 340 км, давшая дополнительный выход с Кавказа и Поволжья в центральные районы страны. В обслуживании Сталинградского фронта исключительную роль сыграла линия Сталинград - Баскунчак 1942 г. Восстановительные работы и строительство новых железнодорожных линий получили такой размах, что к концу войны эксплуатационная длина железных дорог страны составила 112,9 тыс. Война явилась суровой проверкой жизнеспособности советского транспорта. Его работники, поставленные в тяжелейшие условия, с честью вышли из всех испытаний.

Транспортная система выдержала колоссальное напряжение первого периода войны и обеспечила неуклонное увеличение перевозок. В особые условия война поставила строителей. В невиданно короткие сроки надо было сооружать объекты военной экономики, в том числе помещения для эвакуированных заводов, восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. Созидательный труд строителей приобрел новый смысл: строить надо было для того, чтобы победить. Строители в значительной мере должны были обеспечить превращение восточных районов в основную военно- промышленную базу страны.

От строителей зависели темпы расширенного воспроизводства военной экономики. Роль строителей в годы войны ярко охарактеризована в телеграмме председателя ГКО И. Сталина руководителям треста "Магнитострой" и Магнитогорского металлургического комбината в связи с вводом доменной печи N 5: "Своей успешной работой вы на деле доказали прочность советского тыла и его способность не только обеспечивать нужды славной Красной Армии всеми видами вооружения и боеприпасов, но и в исключительно короткий срок создавать новые производственные мощности. В этом залог нашей победы над немецко-фашистскими захватчиками"53. Основная часть их в первые годы войны направлялась в восточные районы страны.

Так, в 1942 и 1943 гг. Ни одно из воевавших государств не знало таких высоких темпов капитального строительства, как наша страна: в 1944 г. Всего за годы войны в тыловых райо- 51 Там же, с. Несмотря на напряженность всех ресурсов, с 1 июля 1941 г. Растущие потребности фронта и тыла постоянно требовали напряженной работы по изысканию наиболее эффективных путей использования трудовых ресурсов, организации подготовки и переподготовки кадров, распределению и перераспределению их по отраслям народного хозяйства и районам страны.

Партийное руководство, плановый характер экономики, высокая сознательность и патриотический подъем единой многонациональной семьи советских людей - все то, что составляет прочный фундамент социалистического государства, позволили успешно решить эту ключевую задачу военной экономики. Уже в июне 1941 г. Для обеспечения кадрами отраслей народного хозяйства, работавших на оборону, в 1942 г. Только в течение 10 месяцев 1942 г. Война привела к значительным изменениям в половозрастном составе работников народного хозяйства.

Советские женщины в предвоенные годы активно участвовали в строительстве социалистической экономики, но теперь на их плечи легли многие мужские заботы. Только во втором полугодии 1941 г. Резко возрос удельный вес женщин во всех отраслях народного хозяйства: если в 1940 г. Доля женщин среди квалифицированных рабочих в конце 1942 г. Трудовой героизм проявила советская молодежь.

В годы войны подростки, пришедшие на производство, заменили ушедших на фронт взрослых. Во втором полугодии 1941 г. Доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в промышленности возросла в 1942 г. На третьем году войны молодежь в различных отраслях промышлен- 56 Капитальное строительство в СССР, с. Советская экономика: достижения, проблемы, перспективы.

Хроника событий и фактов. Учащиеся системы трудовых резервов, еще только осваивавшие профессию, в 1941 г. Наиболее напряженное положение с кадрами военной экономики сложилось в 1942 г. В этих условиях огромное значение имело распределение и перераспределение имевшихся и дополнительно привлекавшихся трудовых ресурсов. Несмотря на значительное сокращение общей численности рабочих и служащих, доля промышленных рабочих и служащих в 1943 г.

Значительным было и перераспределение трудовых ресурсов по экономическим районам страны. Если в 1943 г. Это привело к резкому изменению доли рабочих и служащих промышленности восточных районов по отношению к общей численности рабочих и служащих в промышленности всей страны. Большую роль в этой работе сыграл Комитет по учету и распределению рабочей силы. Он и его органы на местах с 1942 г.

Необходимо было не только организовать значительное пополнение рабочей силы, но и обеспечить военную экономику кадрами соответствующей квалификации. Эта задача также была успешно решена партией и правительством. Достаточно сказать, что за 1941 - 1945 гг. Государство принимало меры, чтобы обеспечить подготовку специалистов для фронта и тыла. Работа высших и средних специальных учебных заведений была подчинена требованиям военного времени.

В содержание обучения и номенклатуру специальностей были внесены необходимые изменения. Сократились сроки обучения, хотя ра- 61 История второй мировой войны 1939 - 1945. Главной особенностью этого периода стало совмещение учебы с постоянной работой на производстве.

Хроника Великой войны.

Ярославль: город, дававший шины фронту и тылу Ко Дню Победы в Центральной городской библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Трудом ковавшие Победу», посвященную героическим будням тыла.
Чудо советского тыла Чтобы включить программу чтения с экрана, нажмите Ctrl+Alt+Z. Для просмотра списка быстрых клавиш нажмите Ctrl+косая черта.
Тыл оказывает поддержку фронту Женщины в тылу. Поздравляем! Открытка будет отправлена на указанный электронный адрес.

«Все для фронта, все для победы!». Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну

В 1941-1942 гг. Народ в боях оружьем и трудом громит врага, все силы напрягая… Художник Ляхин Г. Плакат-карикатура на неумех и «станколомов», несознательных рабочих, безответственно относившихся к важной работе на оборону страны. Автор плаката — известный уральский художник Геннадий Васильевич Ляхин, один из инициаторов выпуска агитвитрины «Окна сатиры», продолживший эту работу во все военные годы. Имя ленинградского поэта и журналиста Ильи Ивановича Садофьева, жившего в эвакуации в Свердловске, также часто встречалось среди авторов местной наглядной агитации. Плакаты были только одним из методов перевоспитания нерадивых работников. По указу от 26 декабря 1941 г. Велась подобная работа и на фронте. Эта должно было заставить относиться более ответственно к технике, вооружению и боеприпасам, и не бросать их при отступлении. Всё для победы! Художник Кокорекин А.

Подписан к печати 24. Типо-литография «Труд и творчество». Автор плаката советский график Алексей Алексеевич Кокорекин 1906-1959 , мастер наглядной агитации и пропаганды, в первые два года войны - художник Воениздата при Политуправлении РККА. В преддверие Международного женского дня 8 марта, его произведение направлено на показ неразрывного единства фронта и советского тыла через образ сильной духом женщины. На плакате, выполненном в стилистике художественного соцреализма, женщина-работница рядом с «колонной» из авиационных бомб. В отсутствии мужчин за выполнение сложных и физически, и морально задач взялись женщины. С самого начала войны, в разгар мобилизации военнообязанных в армию миллионами женщин был подхвачен клич: «Заменим у станков наших отцов, братьев, мужей и сыновей, ушедших на фронт!

В ходе мероприятия ученики узнали о вкладе югорчан и жителей Березовского района в трудовой фронт. Также познакомились с биографией и документами Кузаковой Евдокии Александровны — исследователя фольклора и языка манси, кандидата филологических наук, краеведа, учителя, ветерана труда и труженицы тыла.

В документах, разработанных с целью захвата и ограбления оккупированных территорий, говорилось о превращении Восточной Европы в жизненное пространство для арийской расы господ, об истреблении проживающих там народов. Рейхсфюрер СС Гиммлер ещё до начала войны говорил о германском востоке до Урала, который должен был стать питомником германской расы. Вероломное нападение Германии и её союзников поставило народное хозяйство СССР в исключительно сложные условия. В Указе Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», принятом в первый же день войны, были предусмотрены такие меры, как введение трудовой повинности, регулирование времени работы учреждений, промышленных и торговых предприятий, планирование отпуска населению промышленных и продовольственных товаров. Однако ход военных действий внёс в этот план чрезвычайно важные коррективы, прежде всего в связи с огромным объёмом работ по эвакуации. Эвакуация — совершенно необычная и чрезвычайно важная стратегическая задача. Это перебазирование крупных людских и материальных ресурсов из угрожаемых районов в тыл страны. Надо было спасти главную военно-промышленную базу, переправив ее на восток, воссоздать в новых условиях и использовать в интересах военной экономики, экономического обеспечения победы в войне. Центральный комитет партии и Советское правительство определили порядок и организацию эвакуации, создали для этого специальные органы. В течение второй половины 1941 года была проведена огромная по масштабам работа по перебазированию промышленности, и не только, из угрожаемых районов в глубокий тыл. В восточные районы были перемещены сотни металлургических, машиностроительных и других предприятий. Всего же на восток за первые полгода войны было эвакуировано и в короткий срок запущено 1523 крупных промышленных предприятия, в том числе 1360 крупных, преимущественно оборонных заводов. А общее количество эвакуированных предприятий выражалось цифрой 2593 единицы. Летом 1942 года в связи с наступлением фашистских войск на Южном фронте, началась вторая волна эвакуации, охватившая Воронежскую, Ростовскую, Орловскую, Курскую области, Ставропольский и Краснодарские края, некоторые республики Северного Кавказа. Из этих районов на восток и в Закавказье было эвакуировано свыше 150 крупных предприятий. Так впервые в мировой практике в короткие сроки по сути, целая индустриальная держава была перемещена на тысячи километров в труднейших условиях войны. Это великое перемещение свидетельствует о величии духа и героизме советского народа и имело огромное значение для перестройки экономики на военный лад, для обеспечения экономической и военной победы над агрессором. Эвакуация сорвала планы гитлеровцев лишить в результате «блицкрига» Советский Союз промышленной базы, в первую очередь базы по производству металла и угля, а следовательно, лишить Красную Армию потенциальной возможности вооружаться в ходе войны. В то же время перебазирование сотен и тысяч предприятий в восточные районы послужило мощным толчком для их индустриального развития — как в военные годы, так и в послевоенный период. Созданная на востоке новая промышленная база стала по сути основным поставщиком всех важнейших видов продукции. Уже в 1942 г. Этот экономический потенциал сыграл решающую роль не только в обеспечении фронта вооружением, но и в восстановлении народного хозяйства районов, освобождённых от немецкой оккупации. С приближением вражеских войск эвакуировались не только промышленные предприятия. На восток отправлялось имущество колхозов и совхозов, МТС. Более 10 млн голов скота было перегнано с Украины.

Однако, в отличие от многих других музыкантов, Рахманинов смог найти свое место на чужбине и не просто выжил, но приобрел и закрепил мировую известность. В жизни Рахманинова было немало судьбоносных встреч. Профессор московской консерватории Николай Зверев, взрастивший гениального музыканта, Петр Ильич Чайковский, ставший для Рахманинова кумиром, его кузен, друг и учитель Александр Зилоти, близкие родственники, давшие приют бездомному нищему музыканту, верные друзья Федор Шаляпин, Владимир Вильшау и Николай Метнер… Многочисленные сохранившиеся фотографии позволяют проследить этапы жизненного пути Рахманинова, встречи с выдающимися музыкантами, моменты отдыха и общения с друзьями и близкими. Журналисты не раз настойчиво спрашивали Рахманинова о его отношении к родине, которая так жестоко и несправедливо обошлась с ним. И композитор также настойчиво, даже декларативно заявлял: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера и потому это русская музыка».

«Всё для фронта, всё для Победы!»

  • Главный снабженец всех фронтов / История / Независимая газета
  • Женщины в тылу
  • Направления деятельности тыла в годы Великой Отечественной войны
  • Трудовая доблесть тылового города
  • Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" | РИА Новости Медиабанк

Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную

Она, добавлю здесь от себя, создаёт мифы, но мифы не в общеупотребительном сегодня, а в хорошем, правильном смысле слова: описания образцов выдающегося поведения в чрезвычайных обстоятельствах, которые не могут быть поняты рационально и должны просто благоговейно приниматься в качестве, скажем так, сверхобразца. Александр Алов, Владимир Наумов. Это так, но не совсем так. Для правильного понимания исторических событий и хранения памяти о них мы должны быть способны видеть их через призму того времени, времени, в которое они происходили, стараться взглянуть на них через умы и сердца участников тех событий. Другими словами, важны не только «музеи, архивы, кладбища, коллекции, праздники, годовщины, монументы, храмы…», о которых говорится в статье и на которых сосредоточено внимание в современной российской политике памяти. Важно понимание, что думали герои изучаемых событий, как они сформировались, что послужило основой их воспитания, сделавшего их именно такими: самоотверженными, героями, патриотами.

Строили оборонительные рубежи не «следопыты» и «скауты», а пионеры и комсомольцы. Нас было не так много. Старшие ребята работали на лесозаготовках. Для окопов лес был нужен. И вот мы пошли дорогу расчищать.

Работали так, что сугробы выше нас уже стали…» Кто-то скажет, что современную молодежь такой жертвенный порыв не захватит. Я тоже так думал, пока с удивлением не узнал, что мой 14-летний внук читает «Как закалялась сталь». Но ещё большим было моё удивление, когда он, читавший и Гарри Поттера, и повести о Волкодаве, и, конечно, русскую классику, сказал, что эта книга очень его увлекла. Потом то же самое я узнал о сыне своего приятеля. Ему 15, и он сказал, что «Как закалялась сталь» — это вообще лучшая книга, которую он читал в жизни.

А ведь в школьной программе этого произведения сегодня нет! А Солженицын с его ложью о советском строе — есть. Продолжу свою мысль о важности понимания умов и сердец этих ребят и девчат, которые работали действительно так, как будто находились рядом со своими отцами и старшими братьями на фронте.

Сотрудники института оказали неоценимую помощь предприятиям оборонно-промышленного комплекса в создании и внедрении новых конструкторских разработок, материалов, технологий и методов организации производства. Мы чтим подвиг наших предшественников и стараемся сохранить память о них для нового поколения. Выставка "Освобождение. Путь к Победе" поможет зрителям понять, какой ценой обеспечивалась освободительная борьба нашего народа", — отметил Владимир Богатырев. То, что Самара — один из особенных городов для проекта, подчеркнула на открытии и начальник управления проектов в области образования и социальной сфере, руководитель спецпроекта "Освобождение.

Путь к Победе" медиагруппы "Россия сегодня" Наталья Тюрина. Вторая столица, где начиналась история агентства, где работал Юрий Левитан. Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", — рассказала Наталья Тюрина. О вкладе Куйбышевской области в достижение Победы на открытии рассказали заведующий кафедрой российской истории, профессор Пётр Кабытов, доцент кафедры отечественной истории и историографии, руководитель ячейки Российского общества "Знание" в Самарском университете им. Королёва Михаил Чирков, советник председателя Самарской губернской думы Анна Зайцева, заместитель директора по научно-экспозиционной работе Самарского областного историко-краеведческого музея им.

Чтобы воспользоваться этими преимуществами, руководству страны надо было перестроить экономику для работы в условиях военного времени.

Одним из уникальных достижений стала передислокация сотен промышленных предприятий с запада на восток страны, и быстрое включение их на новом месте для работы на нужды фронта. Статья по теме: Взять Берлин в феврале? Хотя относилась она, в первую очередь, к действиям в прифронтовой полосе, но определяла задачи и для всего населения. Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение», - говорилось в документе. И советский народ проявил небывалый энтузиазм и патриотизм. Люди работали по 12-20 часов в сутки, иногда неделями не выходили с заводов.

Владимир Путин поддержал идею присвоить его сразу 20 городам страны. В День памяти и скорби президент посетил уникальный музейный комплекс в парке «Патриот», а ветераны рассказали о своем 22 июня 1941 года — За бесперебойное производство военной, гражданской продукции предприятия этих городов были неоднократно удостоены орденов или Красных знамен Государственного комитета обороны. Многочисленные факты личного мужества, трудового героизма жителей документально подтверждены, — подчеркнул президент, пообещав подписать все необходимые документы в самое ближайшее время. В частности, Екатеринбург был центром уральской промышленности, который принял большинство эвакуированных предприятий, сообщила во время видеоконференции почетный архивист Елена Малышева. Пермь — единственный центр поставок карбюраторов для самолетов. В Челябинске, который во время войны обрел неофициальное название «Танкоград», и вовсе было разработано 13 типов танков. В то же время Саратов отвечал за выпуск топографических карт, а Омск был центром авиационной и ракетной промышленности, рассказала Елена Малышева.

В будущем на звание «Город трудовой доблести» смогут претендовать около 70 российских городов, добавила она. Каушанов ВЭБ. РФ запустил проект, посвященный истории восстановления разрушенных войной российских городов Присвоение этого звания очень важное событие, поскольку многие города Урала, Сибири или средней полосы России, до которых не дошла война, совершали настоящие трудовые подвиги, помогая Красной Армии победить врага, подчеркнул в беседе с «Известиями» эксперт Российского военно-исторического общества Никита Буранов. Несмотря на то что СССР мог рассчитывать на большую помощь по программе ленд-лиза или по советско-британскому соглашению, экономически Советский Союз нес основную тяжесть войны на себе.

История советского тыла

  • Хроника Великой войны.
  • Тыл – это половина победы, и даже больше | Литература
  • Тыл Вооруженных Сил в документах. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
  • Исполком СНГ

«Все для фронта, все для победы!». Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну

Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.

Евгений Спицын: Вы знаете, я просто обладаю опытом преподавательской работы в школе и в вузе, и я вам сразу могу сказать, что у нас вообще экономика всегда находилась позади политики, военной истории, дипломатической истории и так далее. Это касается не только истории Великой Отечественной войны, но и любого периода русской или советской истории. То есть всегда она была такой своеобразной падчерицей.

Во-первых, это считалось не очень интересно. Во-вторых, у нас традиционно экономику перегружали цифрами, что, в общем-то, не очень нравилось читающей публике, то есть обучающимся школьникам, студентам и так далее. Поэтому ничего удивительного в этом нет. Хотя совершенно очевидно, что Вторая мировая война и Великая Отечественная война как ее составная часть — это была, пожалуй, первая в истории человечества война машин. И поэтому именно экономический потенциал воюющих держав и воюющих коалиций, именно экономический вопрос — он, по сути дела, и предрешил победителя в этой войне.

Потому что и советское политическое руководство, и лично Иосиф Виссарионович Сталин — они прекрасно сознавали будущие параметры этой войны. Неслучайно в 31-м году он произнес свою знаменитую фразу: "Нам предстоит пробежать за 10 лет тот период, который понадобился странам Западной Европы. И если мы этого не сделаем, то нас сомнут". И он был в этом абсолютно прав. Дмитрий Лысков: Ну, давайте не будем сейчас влезать в подробности, мы это обсудим подробнее.

Булат Искандерович, как вы оцениваете тот факт, что да, действительно, и монографий меньше по эвакуации промышленности, и по эвакуации в целом, да и в культуре, и в искусстве значительное меньшее внимание уделено? Булат Нигматулин: Ведь когда военные сражения, победы и поражения — там ясный драматизм. Там если победа, то это сразу можно показать конкретных и победителей, и руководителей, и командиров, и солдат, и офицеров, как они победили. Яснее и ярче можно показать. Это ярче можно показать и в фильмах.

У нас самый главный источник нашего воздействия и пропаганды — это кино. И в телевизионных фильмах. Ну и драматизм, конечно, собственно воспоминаний. Ведь у нас же было достаточно много мемуаров командующих фронтами, маршалов, а вот мемуаров как раз наркомов значительно меньше. Во-первых… Дмитрий Лысков: Да и интересом они, справедливости ради, пользовались значительно меньшим, конечно.

Булат Нигматулин: Может быть, и меньшим, но просто было… Слава богу, профессор Куманев, много было у него материалов, которыми я пользовался… Евгений Спицын: Теперь академик уже. Булат Нигматулин: Теперь академик Куманев, да. Он как раз брал интервью у сталинских наркомов. И это очень интересно. Евгений Спицын: Так и называлась эта книжка — "Говорят сталинские наркомы".

Булат Нигматулин: Это было интересно, потому что как раз их воспоминания успел собрать он, больше 10 человек. Он собрал вот этот драматизм живых людей, которые принимали участие, непосредственное участие… Дмитрий Лысков: В организации всего этого, в логистике, в управлении. Булат Нигматулин: В организации, в управлении всего вот этого экономического хозяйства. Дмитрий Лысков: Это, конечно, огромнейший пласт. Алексей Юрьевич… Евгений Спицын: Я прошу прощения.

Дмитрий Лысков: Да, прошу вас, конечно. Евгений Спицын: У меня у отца его отец а мой дед, соответственно , он в Сокольниках здесь работал на минометном заводе. Был создан специальный Наркомат минометного вооружения, возглавил его генерал-полковник Паршин. И вот они создавали там знаменитые "Катюши". Он дважды просился на фронт, и ему под угрозой расстрела вообще запретили впредь даже заикаться об этом.

Дмитрий Лысков: И, кстати сказать, это отдельная трагедия людей, которые работали на предприятиях, которые просились на фронт, но их не отпускали. Они чувствовали, естественно, вину перед теми, кто сражался на фронте. Но они тоже делали совершенно несравнимое дело. Евгений Спицын: Ну, это были высококлассные инженеры, которые… Кстати, его старший сын погиб на фронте в Сталинградской битве 20 ноября 42-го года, на второй день Сталинградского наступления. И воевал он в войсках 5-й гвардейской танковой армии, генерал-полковник Романенко, и похоронен там, на хуторе Блиновский.

Ну, это я так… Извините. Личное воспоминание. Дмитрий Лысков: Нет, огромное спасибо вам за эти воспоминания. Алексей Юрьевич, вы снимали документальный фильм, посвященный эвакуации. Понятно, что наркомов было найти проще.

А вот героев для вашего фильма просто ли было найти? Алексей Ханютин: Ой, это была целая эпопея. На самом деле мы снимали этот фильм 10 лет назад, и тогда еще очень многие непосредственные свидетели и участники этого процесса были живы. К сожалению, наркомы и высшее руководство к тому времени уже ушли из этой жизни. Но были те, кто стояли у станков.

Были те, кто эвакуировались из Москвы и Ленинграда, из Украины. То есть на самом деле свидетелей живых было очень много. Сейчас, к сожалению, они уходят. Это уходящая натура. И конечно, я рад, что нам удалось снять этих людей и их свидетельства, которые будут представлять некую объективную ценность и помимо нашего фильма.

Дмитрий Лысков: Что больше всего поразило? Наверняка был какой-то факт, который зацепил настолько, что до сих пор остался в памяти? Алексей Ханютин: Вы знаете, это огромная панорама. Поразило, наверное, то, что люди рассказывают какое-то огромное количество всяких ужасов про то, как голодали, про то, как обокрали, как утянули карточки, про то, как еле выжили, а "все-таки люди тогда были добрее". Вот это какая-то очень интересная аберрация, свойственная человеческой памяти, когда объективная картина часто бывает драматическая, трагическая и вообще ужасная, но что-то заставляет вспоминать с какой-то теплотой.

Наверное, каждый отдельный случай, когда кто-то вернул эти карточки, кто-то обогрел или кто-то помог — они на этом фоне воспринимались, так сказать, очень ярко. А Оливер Стоун в одном из своих фильмов назвал эвакуацию промышленности "второй индустриализацией Сталина". Вот как такие оценки, с точки зрения современной исторической науки? Михаил Мухин: Ну, про "вторую индустриализацию" не скажу. Это, по-моему, на мой взгляд, очень натянуто.

А то, что событие, которое выиграло войну — да, согласен. Именно вот таким нестандартным ходом — ходом, который в Берлине никто предусмотреть не смог, — в общем-то, в значительной степени Советский Союз… Не могу сказать "выиграл войну", но скажем так: в первые недели войны Советский Союз войну едва не проиграл, ситуация на фронте действительно была катастрофической. Но вот таким нестандартным ходом Советский Союз, по крайней мере, отодвинул неизбежное поражение. Это дало Советскому Союзу шанс на то, чтобы выиграть в дальнейшем. И надо сказать, что именно экономическая победа, которая была обеспечена эвакуацией, и обеспечила победу Советского Союза в целом.

Видите ли, некоторое время тому назад было очень модно рассуждать, что Советский Союз победил, завалив неприятеля трупами. Так вот, я хотел бы подчеркнуть, что Советский Союз победил, завалив неприятеля сталью, свинцом и взрывчаткой. Советский Союз произвел больше самолетов, чем Рейх. Советский Союз произвел больше танков, чем Рейх. И так далее, и так далее, и так далее.

И вот за счет этого победили. Дмитрий Лысков: В современных войнах не воюет население, а воюет оружие. Это справедливо. Михаил Мухин: Мне бы хотелось обратить ваше внимание на один очень важный момент. Это была победа, с точки зрения классической геоэкономики, практически невозможная, потому что на 1940 год Рейх с учетом присоединенных и поставленных под его контроль государств производил приблизительно в 2,5 раза больше стали, выплавлял приблизительно в 3,5, а может, даже в 4 раза больше алюминия, производил приблизительно в 2,5 раза больше электроэнергии.

То есть, с точки зрения классической геоэкономики, Советский Союз войну уже проиграл. Тем не менее он ее выиграл, и именно экономически. Дмитрий Лысков: Господа, я прошу прощения. Давайте сейчас посмотрим небольшую справку, чем же все-таки была эвакуация промышленности, и продолжим нашу дискуссию. На рубеже 30-х и 40-х годов из аграрной страны СССР превращается в мощную индустриальную державу.

Только в период с 1938 по 1941 годы было пущено в строй около 3 тысяч новых крупных заводов и фабрик. При этом в местах предприятий-гигантов в разных районах страны строятся средние по величине предприятия-дублеры. Но основной промышленный потенциал все же располагался в западных областях страны. И уже в первые дни войны были потеряны два крупных промышленных центра — Рига и Минск. Под угрозой захвата и уничтожения оказались другие важнейшие промышленные районы.

Уже 24 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации. В первые три месяца войны на восток перемещено 1360 военных производств. Всего же в 1941-м полностью или частично в восточные регионы страны было эвакуировано более 2500 промышленных предприятий. Кроме того, в тыловые районы страны железнодорожным и водным транспортом было вывезено более 12 миллионов специалистов и простых советских граждан. Дмитрий Лысков: В западных областях страны была сосредоточена значительная часть промышленного потенциала Советского Союза.

Евгений Юрьевич, а почему такое распределение? Советская республика всегда была в кольце врагов. Понятно было, что нападение будет с запада. Индустриализация, первые пятилетки — и мы строим промышленность на западе. Объясните логику.

Ну да, Российская империя. Евгений Спицын: В данном случае я называю исторической Россией, и туда входит все, что мы называем Украиной, Белоруссией, Прибалтикой и так далее. Так вот, на территории исторической России просто сложилось таким образом, что эти регионы наиболее рано, так сказать, осваивались и так далее, и так далее. И потом не забывайте, что на территории Украинской ССР еще до революции, в конце XIX века… вернее, даже не в конце, а в последней, наверное, трети XIX века создается этот знаменитый Донецко-Криворожский угольно-металлургический район. Он, кстати, становится в конце XIX века фактически центром всей металлургической промышленности Российской империи, потому что Урал уступает ему место.

То же самое касается Москвы, того же Петербурга и так далее. Это крупнейшие центры полотняной промышленности, текстильной промышленности. Ничего удивительного в этом не было. То, что мы бы выводили заводы на восток? Я не совсем согласен, что обязательно бы началась война на западе.

Япония могла начать войну первой, причем широкомасштабную войну. Просто, естественно, речь шла о том, что еще в 27-м году после разрыва дипотношений с Великобританией Иосиф Виссарионович Сталин, выступая на XV съезде ВКП б , дал понять, что в мире запахло очередной мировой войной. И вот именно тогда, я думаю, окончательно созрел план ускоренной индустриализации страны, то есть свертывания НЭПа. Потому что он прекрасно понимал, что на путях НЭПа провести ускоренную модернизацию страны и ее индустриализацию просто невозможно — ну, условно говоря, просто элементарно не хватает лет. Поэтому было совершенно очевидно, что надо возводить предприятия прежде всего тяжелой индустрии, то есть отраслей, которые производят средства производства.

И не просто возводить, а создавать так называемые заводы-дублеры, которые производили бы одновременно… Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, спасибо большое. Мы продолжаем дискуссию. Михаил Юрьевич. Михаил Мухин: Дело в том, что когда говорится про сосредоточение промышленности в западных регионах страны, упускается из виду, что все, построенное на востоке, было намного дороже. На восток приходилось везти все стройматериалы, на восток приходилось везти сырье, на восток приходилось везти все полуфабрикаты.

Булат Нигматулин: И на восток приходилось везти людей, потому что там населения было мало. Михаил Мухин: Это само собой. И строить там жилье для этих людей. Поэтому в довоенный период любой самолет, любая единица техники, построенная за Уралом, имела большую себестоимость, чем точно такой же самолет, построенный в европейской части страны. Дмитрий Лысков: То есть развитие логистической сети.

Алексей Ханютин: И ничего еще построить-то не успели, заводы-дублеры не успели запустить. Михаил Мухин: Нет, заводы-дублеры были. Я занимаюсь авиапромышленностью. Авиапромышленность была. За остальное я не отвечаю.

Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, прошу вас. Булат Нигматулин: Ведь время было — 10 лет. Здесь правильно коллега сказал — 10 лет. И конечно, предвидение руководства страны и Сталина, что за 10 лет надо пройти этот шаг — это было абсолютно правильно.

В полдень жители Тюмени из сообщений по радио уже знали, что немцы напали на Советский Союз. Городской комитет партии объявил, что на Базарной площади ныне Центральная площадь в 18 часов состоится митинг. Люди вышли на улицы.

Их было более двадцати тысяч. Всего в Тюмени в то время проживало около 80 тыс. Каждый четвертый тюменец был на митинге. На экспозиции «Тюмень. Великая Победа» в музее «Городская Дума» можно увидеть копию картины известного художника-фронтовика Степана Лопатина, изображающий тот самый митинг на Базарной площади, с которого в городе началась новая жизнь — жизнь в условиях военного времени. Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени «Начинается выставка с зала, посвященного довоенной Тюмени, где мы видим характерные картины повседневного быта тюменцев, их занятий, образа жизни до 1941 года, - прокомментировал методист по музейно-образовательной деятельности музея «Городская Дума» Павел Малиновский. Есть витрина на тему сельского хозяйства, которое было развито в регионе и сыграло свою важную роль, обеспечив в тяжелые годы страну зерном».

Известно, что в первый же день после объявления войны, более 500 тюменцев записались добровольцами в ряды Красной Армии. Причем, в военкоматы обращались и женщины с просьбой взять их на фронт, но тюменок начали мобилизовать, как и во всей стране, только с марта 1942 года. Практически все эвакуированные предприятия прибыли в город в течение 1941 года. Уже в 1942 году заводы, как самостоятельные единицы или в составе объединенных с тюменскими предприятиями, приступили к выполнению государственных заданий и планов. Экспозиция «Тюмень. Великая Победа» Экспозиция «Тюмень. Великая Победа» Эвакуированные производства имели самую различную направленность.

Но их объединяло одно — продукция была направлена на нужды фронта. С первых дней войны предприятие стало выпускать минометы и мины калибра 82 и 120 мм, корпусы гаубичных снарядов калибра 122 мм. Одновременно завод специализировался на выпуске химических мин для постановки дымовых завес.

Все эти консервы по ленд-лизу были окрещены солдатами «вторым фронтом» с явным намеком на запаздывающую военную помощь от союзников, предпочитавших откупаться продуктами. Острота проблемы вынудила правительство попросить помощи у стран-союзников по антигитлеровской коалиции на трехсторонней конференции в Москве, проходившей в сентябре 1941 г. Советским людям более всего из ассортимента поставок запомнились мясные консервы. Их было поставлено в страну более 664 т.

Ключевым поставщиком консервированного колбасного фарша и тушенки была фирма SPAM. Выпускавшиеся консервы упаковывались в полукруглые или квадратные жестяные банки с ключом-открывалкой. Консервы, не пользующиеся особым спросом в Соединенных Штатах, прекрасно реализовывались в ходе войны, получив мировую известность. Их отправляли в виде продовольственных поставок «от союзников», включали в состав пайков бойцов армии США. Для англичан консервы из Америки стали основным мясным блюдом в годы войны. В СССР до войны существовало налаженное производство тушенки, производившейся по особой рецептуре. Но в 1931-1933 гг.

Это привело к тому, что накопленного запаса, не начнись война, хватило бы надолго.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий