Новости аполлинария суслова

Писательница Аполлинария Суслова считается прототипом ряда ключевых женских образов в произведениях Федора Достоевского. Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной». Как Аполлинария Суслова перевернула жизни двух литературных классиков Есть женщины, которые вдохновляют людей творчества на создание новых произведений искусства и дарят.

Предвижу: она будет несчастна (Достоевский и Апполинария Суслова)

"Любовница Достоевского Аполлинария Суслова". Аполлинария Суслова вошла в историю как роковая женщина, издевавшаяся над Достоевским и Розановым. Образовательный проект к 200-летию великого русского писателя, основанный на письмах его жены Анны Григорьевны и его возлюбленной Аполлинарии Сусловой. В 1861 году Аполлинария Суслова впервые услышала Достоевского. Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной». Аполлинария Суслова, роковая любовница вского, фигура в истории литературы не менее значимая, чем сам писатель.

ЖЗЛ. Аполлинария Суслова. Сараскина Л. И.

Аполлинария Суслова" Сараскина Л. И.: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой. В статье рассматривается история Апполинарии Сусловой, возлюбленной Достоевского и жены Розанова. Достоевский, в большей или меньшей степени, «вспоминал» Аполлинарию Суслову при создании образов таких героинь-мучительниц, как Настасья Филипповна.

Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова»

Она сдалась на милость победителя, тем более что тот разбогател на самородках и начал вкладывать деньги в новое дело: купил неподалёку от Алушты виноградники, обустроил винодельню, возвёл особняк в Профессорском уголке. В 1885 году гражданская жена стала официальной супругой. Навсегда удалившись из столиц, Александр Ефимович и Надежда Прокофьевна дружно зажили в имении «Кастель приморский». Профессор успешно занимался виноделием, «докторша» вела домашнее хозяйство. Не отказывала в медицинской помощи окрестным жителям, не чуждалась и творческой деятельности: написала автобиографическую повесть «Мечты и действительность». Казалось бы, ничто уже не могло нарушить покой любящих сердец… Ветреная Аполлинария И тут на рубеже веков в их бытие вихрем влетела Поленька. За плечами постаревшей, но по-прежнему взбалмошной нигилистки развевался шлейф хронических невезений: провал в организации сельской школы, попытка зарабатывать литературными переводами, неудачное замужество… Промаявшись пару лет в «Кастеле приморском», сокрушительница устоев перебралась в более оживлённое место — Севастополь. И совершила там последний политический кульбит: возглавила отделение «Союза русского народа», известного приверженностью самодержавию.

Полуостров захлестнула Гражданская война. В кровавом тумане никто не заметил, как скончалась одинокая, всеми забытая Аполлинария. А Надежда умерла от разрыва сердца, не выдержав очередной «реквизиции», более похожей на грабёж. Памятник Надежде Сусловой — «почтенному первенцу нового женского русского мира» — украшает один из скверов Алушты Александр Ефимович протянул ещё восемь тяжких лет. Окончательно ослепший, нащупывая дорогу палкой, он, пока хватало сил, часто приходил на могилу любимой «дитятки». Дом в нынешнем Лазурном, где Голубев и Суслова обрели «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», находится в удручающем состоянии. Радует глаз только глициния, когда-то посаженная хозяевами.

Упрямое растение, стебли которого подобны напряжённым мускулам, каждую весну украшает себя душистым сиреневым цветом, напоминая о минувшей жизни.

Молодёжь одолевала тяга к самостоятельности, к профессиональной деятельности, которая приносила бы пользу народу. Окончив институт благородных девиц, Надежда начала посещать лекции в Медико-хирургической академии. Вскоре профессор физиологии Иван Сеченов познакомился с юной «представительницей нового течения, серьёзно и крепко заряженной на подвиг служения женскому вопросу». Под руководством Ивана Михайловича Надежда Суслова подготовила первую научную статью: «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического возбуждения». Следует отметить, что возбуждение касалось не только кожных покровов.

Оно безраздельно царило в умах. Общаясь с революционно наэлектризованными товарищами, 18-летняя Наденька и её старшая сестра Поленька прониклись социалистическими идеями. Последние отразились не только на образе мыслей, но и на облике. Особой неблагонадёжностью отличалась Аполлинария. Явление небывалое Стиль жизни Аполлинарии вполне соответствовал пушкинскому определению «кокетка, ветреный ребёнок» Жаркие споры о политике и воодушевлённое пение «Марсельезы» не затмили жизненные планы Надежды. Заручившись финансовой поддержкой отца, она укатила в Швейцарию — учиться на врача.

Вопрос разрешился триумфом в 1867 году: Суслова не только получила диплом, но и блестяще защитила диссертацию. Ей торжественно вручили лавровый венок с надписью: «Первой в России женщине — доктору медицины». Учёба не мешала молодому дарованию принимать ухаживания таких же умных и красивых коллег. В итоге в мужья Наденька выбрала швейцарца Фридриха Эрисмана, а его друга, Сашу Голубева, оставила в друзьях. Втроём они вернулись в Россию — трудиться на благо народа.

Почему Достоевский пошёл на измену жене, Марии Дмитриевне, которую, казалось, любил всем сердцем? Существует мнение некоторых биографов, что Мария Дмитриевна оказалась сама женой неверной. Аполлинария Суслова помогла скрасить его жизнь - жизнь обманутого мужа. Суслова хотела, чтобы Фёдор Михайлович оставил жену и был с ней, только с ней! Как знать, может быть, Достоевский и решился бы на это, но Мария Дмитриевна тяжело заболела.

Дни её были сочтены. А Достоевский старался сделать менее тяжёлыми последние месяцы её жизни.

Аполлинария Суслова. Кто такая Аполлинария Суслова, чтобы посвящать ей научное исследование и определять ее значение в литературном и культурном контексте XIX века? Не довольно ли того, что она фигурирует в исследованиях, посвященных Ф. Вот вопросы, которые мне приходилось слышать не раз, потому что проблема полноценной биографии этой «авантюристки» возникает не впервые. В самом деле, речь не о писательнице или переводчице — даже рядом с такими малоизвестными «авторками»-современницами, как Евгения Тур, Марко Вовчок или графиня Салиас, она едва приметна со своими трагическими, но неоригинальными сочинениями «Чужие и свои» и «До свадьбы». Участие ее в народовольческом движении или обществах нигилистов не предполагает сколько-нибудь видного места. Карьера «пионерки» в качестве сельской учительницы не задалась из-за сомнительного политического прошлого. Значит, всё, что остается для серьезных исследователей, — годы, проведенные в браке с В.

Но насколько справедлива такая картина? Как раз об этом предлагает нам подумать историк и спецфиалист по Достоевскому Л. Сараскина: «Аполлинария Суслова прожила странную, парадоксальную, может быть, даже призрачную жизнь. По всем внешним критериям ее одинокое, неприкаянное, бездетное существование, лишенное цели и деятельности, предрекало забвение: такая жизнь, как правило, не оставляет следа. Что-то очень значительное было в самом складе ее человеческой личности: с ней было трудно жить, но ее было невозможно забыть». О героине книги мы имеем устоявшееся негативное представление «Настасья Филипповна» , несмотря на тот факт, что не существует ни одной полной ее биографии, а поздние годы жизни и вовсе восстанавливаются с трудом. Зато в широком доступе фрагментарные, пристрастные воспоминания определенного характера — записи дочери Достоевского, его последней супруги А. Сниткиной, Розанова. Мы сталкиваемся с печальным явлением, когда имеем мало подлинных сведений о детстве и юности, о формировании личности человека, но сверх всякой меры окружены домыслами и полуправдами. Исследовательница исправляет такое совсем не справедливое положение вещей, представив нам «документально подкрепленную» фигуру Сусловой как другого человека: не злодея, а жертву, не коварную интриганку, а запутавшуюся женщину, не полубезумную особу, одержимую непомерным тщеславием, а начинающую писательницу, ищущую свой путь в литературе и жизни.

Трудная задача Л. Сараскиной по «реабилитации» Сусловой осложняется еще и тем, что в качестве ее «оппонентов» выступают не просто современники героини, а крупные писатели и известные лица, в то время как документы «защиты» порой принадлежат перу неталантливых и «исторически случайных» людей.

Апполинария Суслова – роковая муза

Аполлинария Суслова прожила долгую жизнь (она умерла в охваченном Революцией Крыму в 1918 году). Аполлинария Суслова была связана с Достоевским многие годы и послужила прототипом некоторых его женских образов. Достоевский, в большей или меньшей степени, «вспоминал» Аполлинарию Суслову при создании образов таких героинь-мучительниц, как Настасья Филипповна.

Неистовая и одинокая

Достоевский предложил Аполлинарии Сусловой выйти за него, но она отказалась. Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Фёдора Михайловича. Некоторые полагают, что для Сусловой Достоевский был не великий писатель , а всего лишь поклонник ; утверждают даже, что и книг его она почти не читала, а потому-де весь богатый внутренний мир Фёдора Михайловича для неё словно и не существовал. И когда Достоевский написал Аполлинарии в одном из писем: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…», для неё это были лишь слова. Совсем по-другому отнеслась к предложению Ф.

Достоевского молодая стенографистка Анна Сниткина : она была согласна на любое приглашение, к любому счастью — лишь бы с Фёдором Михайловичем. Анна Сниткина готова была раствориться в нём, пожертвовать себя ему. Аполлинария, напротив, жаждала отнюдь не покорного служения гению , но личной свободы… После окончания романа с Ф. Достоевским Аполлинария Суслова сожгла многие компрометирующие её бумаги, в том числе и письма к ней писателя.

Тайны их бурных и необычных отношений так и канули в историю, оставив исследователям только догадки и предположения. Уже расставшись с Аполлинарией, Достоевский напишет: «Я люблю её до сих пор, очень люблю, но уже не хотел бы любить её». Брак с Василием Розановым Когда Василий Розанов познакомился с Аполлинарией Сусловой, он был ещё гимназистом , ей было далеко за тридцать. Розанову было известно, что Аполлинария была любовницей самого Ф.

Достоевского, и для него, отчаянного поклонника великого писателя, одного этого уже было достаточно, чтобы проявить к ней интерес. Любовь к ней. Суслова меня любит, и я её очень люблю. Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин…» 11 ноября 1880 года Розанов получил свидетельство: «От ректора Императорского Московского Университета студенту 3-го курса историко-филологического факультета Василию Розанову в том, что к вступлению его в законный брак со стороны университета препятствий нет».

Невесте на тот момент исполнилось 40 лет, жениху — 24. Из-за разницы в возрасте и взбалмошного характера Аполлинарии семейная жизнь с В. Розановым постепенно становилась кошмаром. Она устраивала мужу публичные сцены ревности и одновременно флиртовала с его друзьями.

Фёдору Михайловичу необходимо было заняться этими неотложными житейскими делами: увезти во Владимир обречённую жену, найти надёжную семью для присмотра за пасынком Пашей. Достоевский уговорил Суслову поехать одной, без него. От нетерпения поскорее переменить обстановку, она уехала в Париж и настойчиво стала звать его в письмах. Однако он со встречей не торопился, прошло несколько месяцев после расставания, и лишь взволнованный тем, что любовница вдруг замолчала - последние три недели ни строчки не получил от неё - писатель отправился в путь. Правда, внезапное молчание Аполлинарии не помешало Федору Михайловичу задержаться на три дня в Висбадене и попытать рулеточного счастья. Три дня прошли, страсть утолена, выигрыш, чуть ли единственный случай в жизни Достоевского, когда рулетка благосклонно к нему отнеслась, был разделен между умирающей женой и ждущей на берегу Сены любовницей. За эти три дня весточки от неё так и не было, зато письмо ждало его в Париже, которое Аполлинария оставила за неделю до приезда друга.

Ты как-то говорил, что я не скоро могу отдать своё сердце. Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверенности, почти без надежды, что меня любят… Ты меня не знал, да и я сама себя не знала. Прощай, милый! Молодой любовник клялся, что очень занят, утомлён занятиями, сказывался больным, подсылал своего приятеля с заверениями в любви, но невозможностью свиданий. А когда русская любовница случайно встретила его на улице, «умирающий» объяснил, что нашлись проблемы, помешавшие свиданию… Свидетелем этих любовных переживаний Аполлинарии невольно оказался Достоевский. Она то убегала от него, то вновь возвращалась. В семь утра поднимала с постели после бессонной ночи и делилась своими сомнениями, надеждами, тащила его по парижским улицам, рассчитывая на случайную встречу с Сальвадором.

Фёдор Михайлович уговаривал уехать из Парижа, убеждал, что этот проходимец бросил её бесповоротно. Неспокойно было на сердце и у писателя. Личные переживания об оставленной в России семье не оставляли его в покое, он стал замечать, что мысли его часто возвращаются к умирающей жене — несчастной, брошенной им женщине, понял, что тоскует по России, пасынку Паше.

Что-то подобное произошло и с Федором Михайловичем. Апполинария должна была встретиться с Федором Михайловичем в Париже, но дамочку уже соблазнил какой-то жалкий Сальвадор, испанец. Когда же он наигрался ей и бросил, она снова стала звать Достоевского. Не только в ближайшей «Пятерочке» в очереди с макаронами можно найти Апполинарий, но и в истории тоже есть много подобных женщин, общение с которыми ни к чему хорошему не приводило — Жозефина, Наталья Гончарова, Лиличка Брик. Вот что писала Фаина Раневская действительно состоявшаяся личность о Гончаровой: «Загадка для меня, как мог ОН полюбить так дуру набитую, куколку, пустяк…» «Она все пропускала сквозь личную призму, бывшую для нее более важным аргументом, нежели то, что казалось другим» — это невроз.

Женщин на планете — большинство, пол ребенка может поменяться, если мать принимала алкоголь. И сама-то Апполинария позиционировала себя как феминистку, то есть собиралась бороться за равенство. Но хорошо, предположим, что это — реализовать свое женское начало. Что же понимается под этим? Обычно женщина — это хранительница очага, заботливая, добрая, теплая, МАМА. Под определение, кстати, попадает Анна Сниткина — она помогла писателю довести до конца «Игрока» и расплатиться с долгами. Но одновременно закладывал основу будущего.

Тот случай, когда чтение о человеке, с которым, возможно, не хотелось бы при исторической возможности контактировать вживую, становится настоящим трепетным удовольствием. Плюсы 1 0 Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений.

После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении.

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных источников. Особый интерес представляют архивные материалы, многие из которых публикуются впервые.

После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении. Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес.

Как утверждает в своих воспоминаниях дочь Розанова, Татьяна, «Суслова насмехалась над ним, говоря, что он пишет какие-то глупые книги, очень оскорбляла, а в конце концов бросила его. Это был большой скандал в маленьком провинциальном городе».

Суслова дважды уходила от Розанова. Как ни странно, он все ей прощал и просил вернуться обратно. В одном из писем 1890 года Розанов писал Сусловой: «…Вы рядились в шелковые платья и разбрасывали подарки на право и лево, чтобы создать себе репутацию богатой женщины, не понимая, что этой репутацией Вы гнули меня к земле. Все видели разницу наших возрастов, и всем Вы жаловались, что я подлый развратник, что же могли они думать иное, кроме того, что я женился на деньгах, и мысль эту я нес все 7 лет молча… Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом». Но, с другой стороны, не желал ли он сам видеть в ней одну из любимых своих героинь Достоевского? В таком случае кто из этих героинь устраивал ему дикие сцены, унижал, изменял, тиранил? Они у Достоевского все как на подбор… Розанов держался недолго.

Ему посчастливилось повстречать другую женщину, свою будущую жену Варвару Дмитриевну. И страдала сама. Умерла Суслова в 1918 году в возрасте 78 лет. Через год скончался и Розанов. Незадолго до смерти он вспомнил об Аполлинарии: «С ней было трудно, но ее было невозможно забыть». Многие историки пишут, что этой женщиной была прожита пустая и бездарная жизнь, что она не оставила после себя ни доброй памяти, ни детей. И это чистая правда.

Но есть и другая правда: эту странную женщину любили два гения земли Русской — Достоевский и Розанов.

Я их любил, очень. С сестрой познакомился у умирающей тещи. Но я его уже разлюбила. И он должен был так же поступить. Он не поступил, и я его кинула. Это ее стиль. Разговор этот у меня с нею был и почти буквален. Тезисы, во всяком случае, эти самые.

Обнимались, целовались, — она меня впускала в окно 1-й этаж летом и раз прошептала: — Обними меня без тряпок. Т[о] е[сть] тело, под платьем... Обниматься, собственно дотрагиваться до себя — она безумно любила. Сараскина, комментируя слова из письма В. Розанова «Она была по стилю души совершенно не русская», пишет: «Впервые письмо В. Розанова к писателю А. Глинке-Волжскому опубликовал — со значительными купюрами и местами в довольно свободном пересказе — Л. Путь Достоевского. Текст письма приведен Л. Сараскиной по публикации В.

Возлюбленная Достоевского: Аполлинария Суслова: биография в документах, письмах, материалах. И всё же, даже соглашаясь с этой, излишне субъективной оценкой поздней Сусловой В. Розанов сам был далеко не ангел по отношению к ней , не будем никогда забывать слова самого Достоевского в передаче его семипалатинского друга барона А. Врангеля , сказанные им, скорее всего, о своем несчастном браке с М. Исаевой А. Врангель не знал о второй большой любви писателя , но имеющие явно отношение и к Сусловой, тем более, что слова эти относятся к 1865 г. Еще в 1865 г. Нет, не может быть, лучше умереть. Боже мой, неужели всегда будет так! И стоило ли родиться!...

Розановым не прошло все-таки бесследно для Сусловой. В годы первой мировой войны Суслова становится страстной патриоткой и ярой монархистской. Последние годы Суслова жила в Севастополе, где и умерла в 1918 г. Достоевский, в большей или меньшей степени, «вспоминал» Аполлинарию Суслову при создании образов таких героинь-мучительниц, как Настасья Филипповна, Авдотья Романовна Раскольникова «Преступление и наказание» , Аглая Епанчина «Идиот» , Ахмакова «Подросток» , Катерина Ивановна Верховцева «Братья Карамазовы» , но в первую и главную очередь, конечно, — Полина из «Игрока». Известны 3 письма Достоевского к Сусловой 1865—1867 и 2 письма Сусловой к Достоевскому 1863—1864. Материалы по теме.

Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова.

Василий Розанов в молодые годы Фото: bearloka. Он писал ей письма, полные отчаяния и бессильной злобы: «…Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом. Низкая Вы женщина, пустая и малодушная… оглянитесь на свою прошлую жизнь, посмотрите на свой характер и поймите хоть что-нибудь в этом… Плакать Вам над собой нужно, а Вы еще имеете торжествующий вид. Жалкая вы, и ненавижу я Вас за муку свою». А в письмах друзьям Розанов признавался: «Меня она никогда не любила и всемерно презирала, до отвращения; и только принимала от меня «ласки». Без «ласк» она не могла жить.

К деньгам была равнодушна. К славе — тайно завистлива. Ума — среднего, скорее даже небольшого. Но стиль, стиль…». Писатель и философ Василий Розанов Фото: lomonosov.

Помимо того, Суслова стала прототипом нескольких героинь Достоевского — например, Настасьи Филипповны из «Идиота» и Полины из «Игрока». Последние годы она занималась общественной деятельностью и всю свою энергию направила на руководство «Союзом русского народа» в Севастополе. В 1918 г. Аполлинария Суслова умерла в одиночестве.

Аполлинария покорила его при первой же встрече: «Вся в черном, без воротничков и рукавчиков со следами былой замечательной красоты. Роман развивался быстро, несмотря на явное осуждение общества. Он продлился три года, пока однажды Суслова не послала письмо в Москву с предложением расстаться. Тогда Розанов срочно вернулся к ней в Нижний Новгород, примирился и предложил венчаться — так они и сделали. Лев Бакст. Портрет Василия Розанова. Кончился брак тем, что женщина увлеклась другим: «…влюбилась в студента Гольдовского прелестный юноша , жида, гостившего у нас летом. А он любил другую прелестную поповну. Так писал Розанов друзьям в письмах. Возможно, причиной окончательного разрыва стал не студент Гольдовский, но кончилось тем, что Суслова ушла от Розанова. К славе — тайно завистлива. Ума — среднего, скорее даже небольшого. Но стиль, стиль…» — писал Розанов. В другом месте он отмечал даже «гениальность» темперамента женщины, который и заставлял, несмотря на все мучения, «слепо и робко ее любить». Все видели разницу наших возрастов, и всем Вы жаловались, что я подлый развратник, что же могли они думать иное, кроме того, что я женился на деньгах, и мысль эту я нес все 7 лет молча… Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом», — писал в 1890 году Аполлинарии Розанов, который пытался добиться от нее развода, будучи уже философом и публицистом, подающим большие надежды. Со второй и последней своей женой философ в итоге обвенчается тайно, а юридически узаконить отношения смог только в 1905 году — когда Суслова, спустя 20 лет после расставания, наконец дает развод. До того времени во втором, формально не заключенном, браке у Розанова родится шестеро детей — все они до 1905 года будут носить отчества и фамилии крестных отцов. Впрочем, философ все равно писал про Аполлинарию: «С ней было трудно, но её было невозможно забыть» Большую известность получил литературно-философский этюд Розанова « Легенда о великом инквизиторе Ф. Достоевского» 1891 , положивший начало последующему истолкованию идей Достоевского как религиозного мыслителя. Аполлинария Прокофьевна Розанова больше замуж не вышла. В 1900 году она переехала в Крым, где была председательницей отделения «Союза русского народа» — монархистской националистической организации, придерживающейся православного радикализма. В последние годы она общалась по переписке только с двоюродной сестрой и племянником. Умерла Аполлинария Суслова-Розанова в 1918 году, в Севастополе. По странному совпадению, в Ялте в том же году скончалась Анна Григорьевна Достоевская. Вероятно, они не подозревали о соседстве, а даже если бы знали, вряд ли бы пожелали встретиться. Текст написан по материалам книги Сараскиной Л. Читайте также.

Особый интерес представляют архивные материалы, многие из которых публикуются впервые. Перейти к характеристикам Книга «Аполлинария Суслова» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы. Книжный интернет-магазин «Читай-город» «Читай-город» — сеть книжных магазинов, успешно работающих в Москве и других регионах России.

Полина присутствовала на всех балах, всех литературных вечерах студенчества, танцевала с ними, аплодировала, разделяла все новые идеи, волновавшие молодежь... Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Достоевский не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви. Это письмо было найдено в бумагах отца, оно было простым, наивным и поэтичным. Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя. Достоевский, растроганный, читал письмо Полины... Достоевского и молодой студентки завязался роман. Их отношения можно было охарактеризовать как любовь-ненависть. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. После очередной ссоры, вместо запланированной совместной поездки в Европу, Аполлинария Суслова отправилась в Париж одна. Достоевский приехал во Францию чуть позже... Аполлинария уже не ждала его; у нее появился новый знакомый-француз. Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж. Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой - излюбленная угроза русских женщин. Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу. Но так как Полина нашла Достоевского слишком холодным, то прибегла к крайним средствам. В один прекрасный день она явилась к моему отцу в 7 часов утра, разбудила его и, вытащив огромный нож, заявила, что ее возлюбленный - подлец, она хочет вонзить ему этот нож в глотку и сейчас направляется к нему, но сначала хотела еще раз увидеть моего отца... Я не знаю, позволил ли Федор Михайлович себя одурачить этой вульгарной комедией, во всяком случае, он посоветовал Полине оставить свой нож в Париже и сопровождать его в Германию. После смерти первой жены Ф. Достоевский предложил Аполлинарии Сусловой выйти за него, но она отказалась. Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Федора Михайловича.

«СОЛНЦЕ МОЕЙ ЖИЗНИ ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ»

Сараскина Л.: Аполлинария Суслова Годы близости с Достоевским обложка книги.
Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова. – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Александр Кашицын В «Современнике» уже вышел рассказ Надежды Сусловой, а Аполлинария всё ещё в задумчивости грызла перо.
СУСЛОВА Апполинария, фото, биография жаловался писатель сестре Сусловой после их окончательного разрыва_.
«БЫВШАЯ ДОСТОЕВСКОГО И РОЗАНОВА» — 3 В 1861 году Аполлинария Суслова впервые посетила открытую лекцию Достоевского и влюбилась в него.

Апполинария Суслова – роковая муза

Годы близости с Достоевским обложка книги. Аполлинария Прокофьевна Суслова была старшей дочерью и родилась в крестьянской семье, но в не совсем обычной. Аполлинария Суслова была не просто возлюбленной писателя, она стала значимой фигурой в его судьбе и творчестве.

Аполлинария Суслова и Достоевский

Суслова, Аполлинария Прокофьевна Людмила Сараскина «Аполлинария Суслова» Информация о книге: описание, содержание, в каких магазинах можно купить, скачать, читать.
Как сложилась жизнь роковой музы Достоевского после их разрыва? | Фани Раневская | Дзен жаловался писатель сестре Сусловой после их окончательного разрыва.
Роковая страдалица Аполлинария Суслова - Молодежный журнал ИЛИ Писательница Аполлинария Суслова считается прототипом ряда ключевых женских образов в произведениях Федора Достоевского.
Неистовая и одинокая Как Аполлинария Суслова перевернула жизни двух литературных классиков Есть женщины, которые вдохновляют людей творчества на создание новых произведений искусства и дарят.

Суслова Аполлинария Прокофьевна

Родилась в селе Панино Горбатовского уезда Нижегородская губернии, ныне Сосновского муниципального округа Нижегородской области. Была возлюбленной русского писателя Фёдора Достоевского и женой философа Василия Розанова. Окончила пансион благородных девиц в Санкт-Петербурге.

Да и брак этот нельзя было назвать счастливым. Она была замужем за местным спивающимся чиновником. Вскоре тот умер от затяжной болезни. Достоевский сразу же сделал предложение молодой вдове и получил унизительный отказ. Она выбирала между ним и местным учителем, в которого была влюблена. В конце концов во многом из жалости Мария всё-таки решилась выйти замуж за Достоевского, но семейная жизнь не задалась. В первую же брачную ночь у него случился эпилептический припадок. Жена была в ужасе и стала избегать близости с мужем.

Ссоры, скандалы, обоюдные измены — совместная жизнь изрядно расшатали нервы обоих. Аполлинария была самой сумасшедшей страстью гения Вдобавок у Марии обнаружилась чахотка. Жить вместе с мужем в суровом климате Петербурга она не могла и находилась то в Москве, то во Владимире. Достоевский же тем временем блистал в столице. Любовь молодой девушки поначалу была для него настоящей отдушиной. Достоевскому был 41 год, Сусловой — всего 22. Для Аполлинарии он был наставником и кумиром. Но очень скоро влюблённые начали открывать и тёмные стороны друг друга. Суслова признавалась: именно Достоевский, будучи настоящим «сладострастником», разбудил в ней чувственность. К этой страсти со временем примешалась чудовищная ревность ко всему её кругу общения.

В минуты скандалов «Сияющий», как называла его Аполлинария, выглядел просто отталкивающе: кричал, переходил на визг, потом падал на колени, плакал, извинялся. Впрочем, нервы сдавали и у неё. Всегда считавшая себя выше брачных предрассудков, Суслова вдруг начала требовать, чтобы Достоевский бросил «эту чахоточную». Объяснения, что он не может оставить больную женщину, её не устраивали. В конце концов Аполлинария собрала вещи и уехала в Париж — успокоиться, поизучать языки, историю. Но попытка расстаться с «мучителем» оказалась неудачной: вскоре Достоевский примчался в Париж, и страсти закипели снова.

This work was originally published anonymously or under a pseudonym: a before January 1, 1943 and the name of the author did not become known during 50 years after publication, counted from January 1 of the year following the year of publication, or b between January 1, 1943 and January 1, 1954, and the name of the author did not become known during 70 years after publication, counted from January 1 of the year following the year of publication. This work is a film a video fragment or a single shot from it : a which was first shown before January 1, 1943[2] or b which was created by legal entity between January 1, 1929 and January 1, 1954, provided that it was first shown in the stated period or was not shown until August 3, 1993.

If the work was first published after the death posthumous rehabilitation of the author, copyright term is counted from January 1 of the year following the year of publication, provided that the work was published within 50 years after the death of the author who died and was not posthumously rehabilitated before January 1, 1943, or within 70 years after the death posthumous rehabilitation of the author who died rehabilitated posthumously between January 1, 1943 years before January 1, 1954.

Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений. После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении.

Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес. Первая биография А.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий