Новости приоритетные национальные проекты россии

Один из приоритетных национальных проектов России 2023 — «Жилье и городская среда» — направлен на решение проблем с жилищным вопросом и совершенствование городской инфраструктуры. 29 февраля 2024 года президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию анонсировал новые национальные проекты. Некоторые из них начнут реализовывать уже в этом году.

Что известно о российских национальных проектах

Главнейшая цель усовершенствования российского здравоохранения — рост его эффективности и, как следствие, показателей здоровья населения, что сможет обеспечить безопасность государства и его развитие в дальнейшем. На реализацию ПНП «Здоровье» в федеральном бюджете на 2013 — 2015 годы предусматривалось 238,1 млрд. Уменьшение расходов обусловлено осуществлением ряда мероприятий за счет средств ОМС. В 2013 — 2015 годах реализация ПНП «Здоровье» продолжилось в рамках четырех существующих направлений: формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний, повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также совершенствование медицинской помощи матерям и детям. В рамках направления по увеличению доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи расходы федерального бюджета на мероприятия по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях предусматривались на 2013 — 2014 годы по 5,9 млрд. Первая категория проблем связана с правовыми определениями, так как отсутствие в действующих законах и нормативно-правовых актах юридически значимых определений приводит к неточности задач и средств их усовершенствования даже в рамках приоритетного для государства национального проекта. Это давняя проблема, в силу которой в разногласия неизбежно входят взгляды, установленные в бесчисленных подзаконных актах, и практика их правоприменения. Например, нормативно — правовая база, которая регулирует реализацию мероприятий Национального проекта «Здоровье», в 2006 г. Однако и на сегодня по-прежнему нет единого нормативного правового акта высшей юридической силы, который определяет главные определения и направления деятельности, полномочия и ответственность основных участников Национального проекта «Здоровье».

Такой факторный анализ позволит выйти на существенно более высокий уровень государственного планирования и управления, что должно позитивно сказаться на социально-экономической ситуации в условиях внутренних и внешних ограничений, привести к повышению уровня жизни граждан, независимо от этих ограничений. Системные управленческие проблемы.

Переход системы государственного управления с планового механизма на рыночную модель носил спонтанный характер, изменения осуществлялись стихийным образом. Сложившаяся система управления требует периодического вмешательства высшего руководства страны, в связи чем получила название «системы ручного управления». Поэтому, для успешной реализации национальных проектов требуется понимание того, как этот институт должен взаимодействовать с другими уже сложившимися институтами управления, как его «встроить» в имеющиеся управленческие связи. Как было отмечено выше, 15 октября 2016 г. Однако, требуется не просто добавление новых звеньев в систему управления, а ее кардинальная реконструкция, учитывающая как собственный предыдущий опыт осуществления масштабных проектов полученный в период существования СССР , так и зарубежный опыт например, опыт Китая. Отсутствие полноценной сквозной системы стратегического планирования, учитывающей межотраслевые и межрегиональные связи, в настоящее время демонстрирует очевидную институциональную слабость системы управления. Низкое качество планирования при формировании системы показателей программ и проектов. Представляется целесообразным сделать отсылку к исследованию на эту тему, проведенному К. Серковой [2], в котором достаточно полно описываются все составляющие проблемы и даются предложения по их решению. Также данные вопросы рассмотрены в [3, 4, 5].

Мотивационные проблемы. Успешность реализации проектов национального масштаба, как показывает опыт, напрямую определяется тем, как их воспринимают основные группы акторов: национальная элита, население и бизнес. Специфика нынешней ситуации в России состоит в том, что, в отличие от развитых стран, где активно формируется нетократия, интеллектуальная элита представлена слабо, доминирует бизнес-элита, не ассоциирующая себя и свои интересы с развитием страны. Именно это и демонстрирует процесс утечки умов и капиталов за границу. Увеличивающееся экономическое неравенство разных слоев населения, на наш взгляд, препятствует повышению эффективности национальных проектов. На первый взгляд, решить данную проблему могло бы наличие объединяющей национальной идеи. Как показывает история, объединяющая сила национальной идеи особенно сильно проявляется в критические для государства моменты, такие как революционные ситуации, периоды военных столкновений с другими государствами. Вряд ли сегодня, в эпоху глобализации, несмотря на международную напряженность, данный инструмент может быть применен к вопросу повышения эффективности осуществления национальных проектов. По крайней мере, попытка в последнее десятилетие в РФ активной выработки национальной идеи с привлечением большой группы представителей широкой общественности, несмотря на публикацию многотомного труда на эту тему, в итоге закончилась неудачей [6]. Выдвинутое в качестве национальной идеи утверждение «Россия должна существовать вечно» вряд ли можно считать удачным результатом.

В связи с этим, высокую важность в успехе осуществления национальных проектов и государственных программ играет мотивация бизнеса, как неотъемлемого и одного из ключевых участников, которая, в свою очередь, зависит от инвестиционной привлекательности национальных проектов и государственных программ. Следует отметить, что низкая инвестиционная привлекательность как страны, так и государственных инвестиционных проектов, носит глубокий и стратегический характер. Это те вопросы, которые детально обсуждались на Петербургском международном экономическом форуме в 2019 г.

Будет проводиться оценка вклада каждого федерального проекта в достижение целей и целевых показателей национального проекта.

В проектах, не позволяющих извлечь требуемую частным бизнесом доходность, роль государства повышается. На других, более продвинутых и менее рискованных рынках, она может быть существенно ниже. Практика применения государственных программ и национальных проектов в современной России В период развития Российской Федерации после распада Советского Союза тема национальных проектов принимала различные очертания и организационные формы управления. Государство постоянно пыталось найти оптимальные формы осуществления инвестиций в масштабные проекты и привлечь к этим проектам частных инвесторов: с 2002 г. ФЦП были преобразованы в государственные программы, в том числе по причине невыполнения многих из целевых показателей ФЦП; в 2012 г. Сформированный перечень из 11 основных направлений стратегического развития РФ на период до 2018 г. Ряд ранее принятых государственных программ также был переведен на проектное управление. Казначейское выполнение национальных проектов и государственных программ носило и носит неритмичный характер, что также сказывается на достигаемых результатах и качестве выполняемых работ. При этом, конечно, нельзя полностью отрицать позитивный вклад государственных программ в социально-экономическое развитие страны и повышение ее обороноспособности [1]: многократно выросла доля современных образцов вооружений и техники в российской армии; превышен целевой показатель доли российских научных публикаций в международных научных журналах; по итогам 2018 г. Россия заняла 31 место в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса в 2012 г. Анализ исполнения национальных проектов и государственных программ является исключительно важным с точки зрения повышения эффективности государственного управления и показывает, что по многим направлениям по-прежнему существует большой потенциал. Такой факторный анализ позволит выйти на существенно более высокий уровень государственного планирования и управления, что должно позитивно сказаться на социально-экономической ситуации в условиях внутренних и внешних ограничений, привести к повышению уровня жизни граждан, независимо от этих ограничений. Системные управленческие проблемы. Переход системы государственного управления с планового механизма на рыночную модель носил спонтанный характер, изменения осуществлялись стихийным образом. Сложившаяся система управления требует периодического вмешательства высшего руководства страны, в связи чем получила название «системы ручного управления». Поэтому, для успешной реализации национальных проектов требуется понимание того, как этот институт должен взаимодействовать с другими уже сложившимися институтами управления, как его «встроить» в имеющиеся управленческие связи. Как было отмечено выше, 15 октября 2016 г. Однако, требуется не просто добавление новых звеньев в систему управления, а ее кардинальная реконструкция, учитывающая как собственный предыдущий опыт осуществления масштабных проектов полученный в период существования СССР , так и зарубежный опыт например, опыт Китая. Отсутствие полноценной сквозной системы стратегического планирования, учитывающей межотраслевые и межрегиональные связи, в настоящее время демонстрирует очевидную институциональную слабость системы управления. Низкое качество планирования при формировании системы показателей программ и проектов. Представляется целесообразным сделать отсылку к исследованию на эту тему, проведенному К. Серковой [2], в котором достаточно полно описываются все составляющие проблемы и даются предложения по их решению. Также данные вопросы рассмотрены в [3, 4, 5]. Мотивационные проблемы. Успешность реализации проектов национального масштаба, как показывает опыт, напрямую определяется тем, как их воспринимают основные группы акторов: национальная элита, население и бизнес.

Национальные проекты: итоги 2022 года

года в России запустили четыре приоритетных национальных проекта, которые были призваны способствовать улучшению качества жизни граждан и развитию страны. года в России запустили четыре приоритетных национальных проекта, которые были призваны способствовать улучшению качества жизни граждан и развитию страны. С 1 октября в России начал работать приоритетный национальный проект «Здравоохранение».

Знакомим с масштабами приоритетных национальных проектов России

Приоритетные национальные проекты России Национальные проекты — национальные проекты федерального масштаба, принятые в России в 2018 году и разработанные по трём направлениям: «Человеческий капитал». Описание целей, которые заложены в национальные проекты Российской Федерации до 2024 года.
Правительство России приступило к разработке новых нацпроектов РИА Новости, 1920, 29.02.2024.
Реализация приоритетных национальных проектов Российской Федерации: проблемы и перспективы Дайджесты СМИ по реализации национальных проектов. Портфель приоритетных проектов и программ охватывает 12 направлений стратегического развития России Обзор направлений стратегического развития.
Как за пять лет нацпроекты изменили Россию? Национальные проекты 2019−2024 годов — проекты федерального масштаба, принятые в России в 2018 году.
Как рождалась идея национальных проектов? Заседание Совета по реформам, национальным и приоритетным проектам под председательством Губернатора Алексея Русских прошло 26 апреля в региональном Правительстве.

Национальные проекты: что это такое и как они изменят Россию

На его реализацию в грядущие шесть лет будет выделено 700 млрд рублей. Реализация национальных проектов в России проводится с 2018 года. Тогда был подписан указ о первых 12 проектах в области демографии, экологии, здравоохранения, образования, городской среды и других сфер жизни. Узнать больше о каждом из них можно на сайте национальныепроекты.

По данным республиканского Минфина, наибольшие расходы бюджета Башкирии были произведены в рамках нацпроектов: "Безопасные качественные дороги", "Жилье и городская среда", "Демография", "Здравоохранение", "Образование". В 2022 году Башкирия принимала участие в 12 национальных проектах и реализовывала 49 региональных проектов. На реализацию региональных проектов было направлено 48,5 млрд рублей против 27,4 млрд рублей в 2021 году.

Какие нацпроекты у россиян на слуху? А есть ли польза? В оценках вовлеченности государства в различные сферы деятельности при реализации нацпроектов также преобладает позитив. Средний показатель «стали уделять больше внимания» по всем направлениям работы властей с 2020 г.

В конце февраля 2020 года Правительство определило кураторов по общим вопросам реализации нацпроектов. Куратором проектов « Образование », « Демография », « Здравоохранение » и « Наука » осталась Татьяна Голикова , а Дмитрий Чернышенко будет отвечать за проекты «Демография» в части исполнения федерального проекта «Спорт — норма жизни» , « Культура » и « Цифровая экономика » [19]. Летом 2020 года вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко заявил о работе Кабинета министров над согласованием нового национального проекта в сфере туризма, который приведёт к общему знаменателю все задачи по развитию отрасли в России [20]. Осенью ВЭБ. РФ заявил о готовности в рамках управления нацпроектами взять на себя роль эксперта, инвестиционного партнёра, который может сопровождать проекты на предпроектной стадии, осуществлять комплексное структурирование проектов, стать оператором отдельных комплексных проектов в рамках национальных проектов, приняв часть функций от федеральных органов власти на «аутсорсинг» [21]. Минобрнауки разработало единый национальный проект в сфере науки и высшего образования на 2021—2030 годы — «Наука и университеты». Соответствующие предложения по «пересборке» нацпроектов « Наука » и « Образование » были поддержаны на коллегии Минобрнауки под председательством министра Валерия Фалькова. В единый нацпроект войдут четыре федеральных проекта: «Интеграция», «Исследовательское лидерство», «Инфраструктура», «Кадры» [22].

Правительство России приступило к разработке новых нацпроектов

В рамках проекта планируется развитие медицинской инфраструктуры, повышение заработной платы медицинских работников и улучшение технологий в здравоохранении. Главные направления проекта включают в себя создание современных образовательных кластеров, реформирование системы профессионального образования и поддержку талантливых учеников и студентов. В рамках проекта планируется поддержка культурных учреждений, реставрация памятников архитектуры и развитие культурного туризма. Главные направления проекта включают в себя развитие жилищного строительства, улучшение качества жилищного фонда и поддержку молодым семьям при покупке жилья.

В 2022 году Башкирия принимала участие в 12 национальных проектах и реализовывала 49 региональных проектов. На реализацию региональных проектов было направлено 48,5 млрд рублей против 27,4 млрд рублей в 2021 году.

Кроме того, добавил руководитель аграрного блока региона, в феврале этого года на птицеводческих предприятиях области был дан старт национальному проекту «Производительность труда», а занятия с агроклассниками, в том числе в сельских школах, проходят в Центрах «Точках роста», созданных в рамках нацпроекта «Образование».

Источник и фото: Министерство сельского хозяйства области Поделиться.

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; Международная кооперация и экспорт. Требования к национальным проектам В национальных проектах должны быть обозначены значения целевых показателей с разбивкой по годам реализации, а при их отсутствии — определены соответствующие дополнительные показатели, которые позволят однозначно оценить достижение целей национального проекта.

Национальные проекты России: проблемы и решения

Согласно предварительным проектировкам, по поручению Президента Владимира Путина в блоке по достижению технологического суверенитета может появиться новый проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», который будет направлен на дальнейшее развитие сельского хозяйства и повышение его эффективности. В федеральном Минсельхозе уточнили, что ведомство уже направило проект паспорта в Правительство. В настоящее время они находятся на этапе разработки», — говорится в сообщении.

В последнем случае заметно уменьшили расходы на развитие промышленного экспорта, а у «Цифровой экономики» их «урезали» практически по всем направлениям.

Это оказалось на 0,9 п. Всего в 2022 году в комплексный план из федерального бюджета направили 465,3 млрд руб. Это рекордная сумма, для сравнения, в начале года государство планировало довести до мероприятий плана лишь 296,2 млрд руб.

Всего в четвертом квартале 2022 года в комплексный план поступило 130,6 млрд руб. Исполнение федеральных проектов комплексного плана в 2022 году Источник: данные единого портала бюджетной системы России, расчеты и анализ Sherpa Group Высокие показатели в каждом случае достигались одним из трех путей: 1 ускоренным освоением средств в рамках увеличенных в течение года лимитов, 2 своевременным освоением средств в рамках почти неизменных запланированных вложений или 3 не очень быстрым освоением средств при снижении планки вложений. Первые два способа, на наш взгляд, отражают успешность процессов планирования и финансирования мероприятий и проектов, третий — свидетельствует о наличии проблем с этим, поскольку не все изначально запланированные средства в итоге доходят до соответствующей отрасли.

Увеличенные бюджетные вложения в конце 2022 года были характерны для федерального проекта, касающегося транспортного коридора «Европа — Западный Китай», «Развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» и «Развития железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного басcейна». Проект по развитию железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна, наоборот, три квартала подряд числился среди отстающих. Относительно планомерное расходование средств без серьезного пересмотра лимитов было зафиксировано у федеральных проектов «Развитие Северного морского пути» и «Развитие региональных аэропортов».

Как финансировали федеральные проекты комплексного плана в конце 2022 года Источник: оценка и анализ Sherpa Group Сложности с планированием и финансированием, по всей видимости, возникли у двух федеральных проектов. За октябрь и ноябрь в мероприятия по развитию морских портов из федерального бюджета перечислили около 7 млрд руб. А в декабре, когда бюджетные траты традиционно высоки, в проект пришло лишь 20 млн руб.

В федеральном Минсельхозе уточнили, что ведомство уже направило проект паспорта в Правительство. В настоящее время они находятся на этапе разработки», — говорится в сообщении. В области мелиорации и переработки сельхозпродукции это мероприятия нацпроекта «Экспорт продукции АПК», получить грант «Агропрогресс» аграриям помогает нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы», — прокомментировал зампред Правительства области — министр сельского хозяйства области Роман Ковальский.

В 2023 году в республике реализовывались 48 региональных проектов в составе 12 национальных проектов. По данным республиканского Минфина, наибольшие расходы бюджета Башкирии были произведены в рамках нацпроектов: "Безопасные качественные дороги", "Жилье и городская среда", "Демография", "Здравоохранение", "Образование". В 2022 году Башкирия принимала участие в 12 национальных проектах и реализовывала 49 региональных проектов.

Как рождалась идея национальных проектов?

Национальные проекты — национальные проекты федерального масштаба, принятые в России в 2018 году и разработанные по трём направлениям: «Человеческий капитал». Описание целей, которые заложены в национальные проекты Российской Федерации до 2024 года. Главная» Новости» Национальные проекты россии результаты. Национальные проекты России прямо сейчас делают жизнь людей в нашей стране лучше. Они охватывают все важнейшие сферы и реализуются во всех без исключения рег. Национальные проекты. Перечень национальных проектов. Страница находится в разработке. В России появятся пять новых нацпроектов: что анонсировал Путин.

Что известно о российских национальных проектах

В 2019 году правительство России запустило первые национальные проекты, которые должны были изменить ситуацию в стратегических отраслях экономики и общества. Игорь Левитин рассказал о необходимости разработки новых национальных проектов технологического суверенитета по наиболее приоритетным направлениям промышленности с учетом задач, поставленных Президентом в послании Федеральному Собранию. Кассовое исполнение национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) составило в 2022 году 99,9%, до него довели 490,4 млрд руб. 29 января в рамках торжественного мероприятия «Национальный эксперт — 2023» был представлен сводный доклад АНО «Национальные приоритеты» и НИУ ВШЭ об эффектах от реализации национальных проектов в 2019–2023 годах для российского общества. Национальные проекты России — Приоритетные национальные проекты — программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная президентом В. Путиным и реализующаяся с 2006. Список из 12 национальных проектов Российской Федерации на.

Вы точно человек?

В целом на капитальный ремонт детских садов и школ дополнительно выделят более 400 миллиардов рублей. Президент предложил в предстоящие шесть лет обновить или открыть медицинские кабинеты в школах, где есть такая потребность, «Потому что сейчас, в 2022—2023 годах, из 39 тысяч школ — 39 440 школ у нас — медицинские кабинеты есть только в 65 процентах. Есть над чем работать». По словам Путина, к 2030 году ожидаемая продолжительность жизни в России должна составить не менее 78 лет. Особое внимание нужно уделить регионам, где продолжительность жизни ниже, чем в среднем по стране», — отметил он. Кроме того, со следующего года вводятся налоговые вычеты для тех, кто регулярно проходит диспансеризацию и сдает нормы ГТО. Реально без всякого экстремизма мы значительно снизили употребление алкоголя, и прежде всего крепкого алкоголя, и это, безусловно, сказывается на здоровье нации», — сказал Владимир Путин. Также президент предложил разработать новую программу по охране материнства, сбережению здоровья детей и подростков, репродуктивного здоровья. Она предусматривает расширение сети женских консультаций, обновление перинатальных центров и детских поликлиник. По словам главы государства, в планы властей до 2028 года входит подготовить около миллиона специалистов рабочих профессий, которые начнут трудиться в высокотехнологичных сферах российской экономики.

По словам главы государства, дефицит квалифицированных кадров и отсутствие собственных передовых технологий могут привести к замедлению экономического роста и развития страны. Он отметил, что власти понимают это, «и здесь нужно работать на опережение». Глава государства поручил правительству реализовать программу ремонта и оснащения учреждений СПО. В порядок предстоит привести учебные здания, спортобъекты, общежития техникумов и колледжей. За шесть лет на эти цели выделят 120 млрд рублей из федерального бюджета.

Особое внимание нужно уделить регионам, где продолжительность жизни ниже, чем в среднем по стране», — отметил он. Кроме того, со следующего года вводятся налоговые вычеты для тех, кто регулярно проходит диспансеризацию и сдает нормы ГТО.

Реально без всякого экстремизма мы значительно снизили употребление алкоголя, и прежде всего крепкого алкоголя, и это, безусловно, сказывается на здоровье нации», — сказал Владимир Путин. Также президент предложил разработать новую программу по охране материнства, сбережению здоровья детей и подростков, репродуктивного здоровья. Она предусматривает расширение сети женских консультаций, обновление перинатальных центров и детских поликлиник. По словам главы государства, в планы властей до 2028 года входит подготовить около миллиона специалистов рабочих профессий, которые начнут трудиться в высокотехнологичных сферах российской экономики. По словам главы государства, дефицит квалифицированных кадров и отсутствие собственных передовых технологий могут привести к замедлению экономического роста и развития страны. Он отметил, что власти понимают это, «и здесь нужно работать на опережение». Глава государства поручил правительству реализовать программу ремонта и оснащения учреждений СПО.

В порядок предстоит привести учебные здания, спортобъекты, общежития техникумов и колледжей. За шесть лет на эти цели выделят 120 млрд рублей из федерального бюджета. Кроме того, будет дополнительно выделено 124 млрд рублей на капитальный ремонт около 800 общежитий вузов и университетов. До 2030 года в России построят 25 университетских кампусов. Путин предложил расширить эту программу и в общей сложности построить не менее 40 таких студенческих городков и выделить на эти цели около 400 миллиардов рублей из федерального бюджета, предусмотрев в кампусах все условия, чтобы студенты, аспиранты, преподаватели, молодые семьи могли учиться, работать и воспитывать детей. До 2030 года будет продлена программа «Приоритет — 2030» и на ее финансирование выделят дополнительно порядка 190 миллиардов рублей.

Жители разных населённых пунктов смогут привести в порядок набережные, парки, скверы, аллеи и дворовые территории, а также высадить цветы и деревья, покрасить лавочки и ограждения.

А в Кирове планируют выпустить в местные пруды рыб, чтобы улучшить экосистему водоёмов. Для участников акции организуют мастер-классы, интерактивы, викторины и спортивные активности.

Создана новая управленческая инфраструктура, которая обеспечивает связь бизнеса, науки и государственных программ. Началось создание сети университетских кампусов мирового уровня. В стране появилась инфраструктура сбора и переработки отходов. Создаются механизмы зеленого финансирования. В каждом регионе открыты геронтологические центры. Практика долговременного ухода за престарелыми людьми из пилотного проекта превратилась в систему, которая будет распространяться на всю страну. Во всех регионах активно развиваются практики активного долголетия.

Создана опорная сеть дорог с едиными стандартами по всей стране. Появились крупные компании, способные строить и поддерживать трассы в нормативном состоянии. Благоустроенная территория становится центром туризма, созданная инфраструктура основой для привлечения инвестиций. В том числе строительства коммерческих объектов и т. Система субсидирования экспорта стала более совершенной, меры поддержки — приближенными к запросам экспортеров. Впервые экспортную поддержку получил не только крупный, но и малый и средний бизнес. Затраты на нацпроект «Экология» составляют около 1,4 трлн руб. Ориентируясь на долгосрочные государственные программы, бизнес может планировать свою работу и рассчитывать на крупные инвестиции. В процессе переориентации экспорта взаимодействие государства и бизнеса сильно улучшилось.

Они теперь работают как единый механизм. Крупный бизнес уже имеет собственные системы работы наставников и активно участвует в разработке общих подходов к этой деятельности для всей экономики.

ВНУТРИГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ВАСИЛЬЕВСКИЙ

  • "Продолжительная и активная жизнь"
  • Голикова: правительство России приступило к разработке новых нацпроектов
  • Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!
  • Курсы валюты:
  • Новые нацпроекты в России в 2024 году: инфографика
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий