Новости что такое междоусобицы

Княжеские междоусобицы в древней Руси. МЕЖДОУСОБИЦА, -ы, ж То же, что междоусобие.

Что такое междоусобица: значение слова. Причины междоусобных войн на Руси

На Руси междоусобные войны чаще всего происходили в период раздробленности (11-12 века). междоусобица — МЕЖДОУСОБИЦА, ы, ж То же, что междоусобие. Подписка на рассылку новостей.

Трудные времена на русской земле

Номер №1. Решение. Междоусобица означает внутренний конфликт или война, которая происходит внутри государства, между семьями, родами, национальными группами и т.д. Междоусобица — Что такое Междоусобица. Междоусобица или усобица— внутренний конфликт, война между какими-нибудь. Княжеские междоусобицы — период борьбы русских князей за власть, который начался в X веке.

Трудные времена на русской земле

Например, под 1092 годом в летопись включён рассказ о том, как бесы издевались над полочанами. По ночам они рыскали по улицам и стонали человечьими голосами. А если потревоженные шумом горожане выходили из дома, на них насылали неизлечимую язву. Затем бесы обнаглели до того, что стали разъезжать среди бела дня верхом на конях. Но при этом не было видно ни коней, ни их самих, только на земле отпечатывались следы конских копыт. Полочане не знали, как им одолеть эту напасть. Но к счастью для них, по прошествии нескольких дней злая нечисть сгинула так же внезапно, как и появилась. Самой известной русской княгине конца XI века была Евпраксия —наверное, самая трагическая женская фигура древнерусской истории.

Надо заметить, что мы, как правило, знаем только о тех женщинах древней Руси, которые были несчастливы в браке — о счастливых супружествах летописцы просто умалчивали. Так вот несчастье Евпраксии заключалось в том, что её угораздило стать женой императора-извращенца. По тогдашнему обычаю, её очень рано выдали замуж. Первым её мужем был саксонский маркграф Генрих Длинный, который умер, когда ей едва исполнилось 16 лет. Евпраксия пошла под венец прямо из кельи Кведлинбургского монастыря, где она несколько лет изучала латынь и основы католической веры. Туда же она удалилась и после смерти мужа. Вскоре после этого в юную вдову страстно влюбился император Священной Римской империи Генрих IV, тоже недавно овдовевший.

Летом 1089 года они поженились, и княгиня Евпраксия превратилась в императрицу Адельгейду. Но охлаждение между супругами наступило быстро, стремительно принимая скандальные формы. Генрих принудил Евпраксию сделаться участницей непристойных оргий в императорском дворце. Некоторые хронисты обвиняют Генриха IV в том, что он принадлежал к сатанинской секте николаитов, мистерии которой заключались в надругательстве над церковными обрядами и таинствами. На обнажённом теле своей русской супруги император служил кощунственные мессы. А однажды он предложил Евпраксию своему сыну Конраду. Тот, впрочем, с негодованием отказался и вскоре восстал против извращенца-отца.

В конце концов Евпраксии удалось сбежать от мужа. На церковном соборе 1095 года в Констанце она выступила с публичным разоблачением Генриха IV. Кстати, именно на этом соборе папа Урбан II впервые обратился к Европе с призывом к Первому крестовому походу. На соборе присутствовало более 4 тысяч духовных лиц и около 30 тысяч мирян. Получив полное отпущение своих невольных грехов, Евпраксия уехала обратно на Русь, где постриглась в монахини. Она умерла в 1109 году и была похоронена в пещерах Киево-Печерской лавры. Что касается Генриха IV, то после разоблачительного выступления Евпраксии политический авторитет императора был сильно подорван.

И хотя он сумел продержаться на престоле ещё почти 10 лет, конец его был предрешён. В 1105 г. После вынужденного отречения Генрих бежал в Льеж, где вскоре умер в возрасте 55 лет, всеми забытый 1106. Во второй половине XI века на Руси участились языческие выступления. В разных русских городах колдуны и жрецы пытались возбудить народ против Церкви. Любопытно, что язычники, как некогда и первые христиане, очень рассчитывали на чудеса и помощь свыше. Но старые боги были уже бессильны помочь своим приверженцам.

Один такой языческий пророк в 1071 году объявился в Новгороде. Он открыто ругал христианскую веру и привлёк на свою сторону почти весь простой народ. Людей соблазнило его необычное обещание. А обещал он не много, ни мало, как перейти у всех на глазах Волхов. Этим эффектным чудом он надеялся доказать превосходство своей религии над христианством. Новгород разделился надвое. Новгородский князь Глеб Святославич, бояре и духовенство остались верны Церкви.

Прочие же новгородцы повалили на берег Волхова, чтобы не пропустить обещанное чудо. Христиане, очевидно, боялись, как бы колдун и в самом деле не пошел по воде аки посуху, поэтому решили прервать опасное представление. Князь Глеб, спрятав под плащом топор, подошёл к волхву и громко спросил его, может ли он предсказывать будущее. Народ замер в ожидании ответа своего вождя. Тот важно отвечал, что ему известно все на свете. Тогда Глеб попросил его сказать, знает ли он, что с ним произойдёт сегодня. Тут Глеб выхватил из-под плаща топор и раскроил ему голову.

Столь наглядный аргумент подействовал на народ безотказно. Убедившись, что пророку грош цена, новгородцы разошлись по домам. Правителем, которому удалось на время возродить былое единство Русской земли, был великий князь Владимир Мономах, названный в крещении Василием. Он занимал киевский стол с 1113-го по 1125 год. Это был один из самых замечательных правителей древней Руси, оставивший по себе громкую славу и добрую память. По происхождению Владимир Мономах был наполовину грек. Он родился в 1053 году от брака князя Всеволода Ярославича с греческой царевной Анной, дочерью византийского императора Константина Мономаха.

Отсюда происходит и греческая фамилия Владимира. В свою бытность киевским князем Владимир сделал большое государственное дело. Ему удалось на время приостановить начавшийся распад Руси, сосредоточив под своей властью две трети русских земель. Чувствуя свою силу, Владимир также активно вмешивался в дела близкой ему Византии. Позже на Руси появилось сказание, что византийский император пожаловал ему царский титул и прислал знаки царского достоинства, — в том числе и знаменитый венец. Историки полагают, что да. Однако в ней, несомненно, содержится историческое зерно.

Ведь до нас дошло около 25 золотых медальонов Владимира, на которых выбиты его греческая фамилия и пышный царский титул. А раз был царский титул, значит был и царский венец. Конечно, он вряд ли походил на известный экспонат Оружейной палаты Кремля. Но своё имя шапка Мономаха носит по праву. Многочисленные попытки завязать с половцами мирные отношения ни к чему не приводили. Но половцы брали подарки и на следующий год снова приходили за военной добычей. Даже династические браки с половецкими ханами не гарантировали спокойствия их русским родственникам.

В 1094 г. А спустя два года ему пришлось хоронить своего тестя, явившегося пограбить волость своего зятя и павшего в бою с объединёнными дружинами Святополка и Мономаха на реке Трубеж под Переяславлем. Несколько десятилетий подряд русские князья с переменным успехом отражали половецкие набеги. Ответный контрудар степнякам русские нанесли только в княжение Владимира Мономаха. Весной 1111 года Владимир Мономах созвал русских князей на военный совет. Он предложил, не дожидаясь очередного половецкого набега, разбить половцев прямо в их кочевьях. Такая постановка вопроса для русских князей была внове, и они засомневались.

Ведь весна на Руси — это время пахоты. Как же отрывать земледельцев и их коней от полевых работ? На это Владимир, согласно летописи, сказал: «Удивляюсь я тому, что вы жалеете пахарей и их лошадей, а того не сообразите, что приедет половец, ударит мужика стрелою, лошадь его возьмёт и семью угонит в полон! Владимир не зря торопил князей. Весна была тем временем года, когда отощавшие за зиму половецкие кони только-только начинали набираться сил на весенних пастбищах. Владимир тонко учёл это обстоятельство и не ошибся в расчёте. Поход увенчался полным успехом.

Половцы были дважды разбиты наголову, а русские дружины возвратились домой с великой славой и большой добычей. По свидетельству самого Владимира Мономаха, за свою жизнь он 19 раз воевал с половцами. Во время этих походов русские захватили в плен больше 100 половецких ханов и две сотни более мелких князьков.

Еще — существенные разногласия по различным вопросам между любыми людьми, свара между политическими и общественными деятелями, группами, регионами, даже странами.

Понятие употребляется также по отношению к управляющему персоналу или нескольким родственным фирмам, например междоусобица директоров или предприятий. В каком-то смысле гражданская война между населением России 20 века также является междоусобицей, когда брат восставал против брата, сын убивал отца. Княжеские междоусобицы В историческом контексте понятие, как правило, употребляемо по отношению к войнам за власть и территорию между родственниками-князьями в эпоху Киевской Руси. Основной временной период этих исторических войн пришелся на десятый-одиннадцатый века.

Причины Можно выделить основную причину: на территориях, подвластных князьям, не существовало в те годы единого государства, общей централизации власти.

Положительные аспекты: Стимулирует инновации и новые идеи Создает напряжение и враждебность Развивает обсуждение и разнообразие мнений Может вызвать социальную нестабильность Способствует политической динамике Приводит к экономическому спаду В итоге, междоусобица имеет сложное значение для общества. Она может быть как негативной, приводящей к расколам и конфликтам, так и положительной, способствующей развитию и прогрессу. Какое именно значение она имеет в каждом конкретном обществе зависит от множества факторов, таких как культурные и социальные условия, а также способность общества справляться с конфликтами и разногласиями. Исторические примеры междоусобицы В истории было несколько примеров междоусобицы, которые оказали глубокое влияние на общество, и затронули множество людей. Вот несколько из них: 1. Гражданская война в США 1861-1865 гг. Самым известным и крупным примером междоусобицы является Гражданская война в США, которая проходила с 1861 по 1865 год. Она была вызвана разногласиями между северными и южными штатами относительно вопросов рабовладения и суверенитета.

Эта война привела к огромному количеству жертв и разрушений и оказала глубокое влияние на политику и общество в Соединенных Штатах. Одним из самых крупных примеров такой междоусобицы является Тридцатилетняя война 1618-1648 гг.

Какое именно значение она имеет в каждом конкретном обществе зависит от множества факторов, таких как культурные и социальные условия, а также способность общества справляться с конфликтами и разногласиями. Исторические примеры междоусобицы В истории было несколько примеров междоусобицы, которые оказали глубокое влияние на общество, и затронули множество людей. Вот несколько из них: 1. Гражданская война в США 1861-1865 гг. Самым известным и крупным примером междоусобицы является Гражданская война в США, которая проходила с 1861 по 1865 год. Она была вызвана разногласиями между северными и южными штатами относительно вопросов рабовладения и суверенитета. Эта война привела к огромному количеству жертв и разрушений и оказала глубокое влияние на политику и общество в Соединенных Штатах.

Одним из самых крупных примеров такой междоусобицы является Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. Гражданская война в России 1917-1922 гг. После Февральской революции 1917 года в России начался период гражданской войны, в которой противостояли Редкая Армия и Белая Армия.

Что такое междоусобица

Княжеские междоусобицы на Руси. Междоусобица это в древней Руси. Раздоры примером являются междоусобицы (борьба за власть). Междоусобица начинается с восприятия одной из сторон (иногда неверно) подвергнутой нападению, оскорбленной или обиженной другой стороной. Междоусобицы – это конфликты внутри общества, которые становятся настолько напряженными, что могут привести к разрушению отношений между людьми и даже к насильственным столкновениям. Таким образом, можно сделать вывод: междоусобная война – нормальный процесс при естественном историческом развитии любого государства.

Что такое междоусобица

Это слово часто употребляется в исторических и политических контекстах, чтобы описать конфликты между различными группами людей, например, междоусобицы в России в XVII веке или междоусобицы между политическими партиями в современной политике. Значение в разных словарях Слово «междоусобица» имеет несколько значений в разных словарях. В толковом словаре Ожегова слово определяется как «внутреннее противостояние, раздор, распря внутри какого-либо коллектива». В словаре Ушакова данное слово трактуется как «внутренний конфликт, раздор, ссора внутри группы людей». В словаре Даля «междоусобица» описывается как «ссора, распря, брань между людьми, близкими по родству или по общественному положению».

Таким образом, можно сделать вывод, что слово «междоусобица» обозначает внутренние конфликты и разногласия внутри какой-либо группы людей.

Если считать, что класс самураев был элитой японского общества Х—ХIХ вв. Алексий Бяконт ок. Сын Иоанна Безземельного и Изабеллы Ангулемской. В 40-е гг.

Князь Владимир, узнав о гибели брата и начавшейся семейной междоусобице, бежит к варягам. В результате сражений с войсками Ярополка, Владимиру удалось отбить Новгород, Полоцк и двинуться в сторону Киева. Ярополк, узнав о победах брата, созывает советников. Один из них уговаривает князя уехать из Киева и спрятаться в городе Родне, однако позже становится ясно, что советник является изменником — он вступил в сговор с Владимиром и отправил Ярополка в умирающий от голода город. В результате, Ярополк вынужден вступить в переговоры с Владимиром. Он едет на встречу, однако, по прибытии погибает от руки двух варяжских воинов. Владимир становится князем в Киеве и правит там вплоть до своей смерти. Вторая междоусобица на Руси В 1015 году умирает князь Владимир, имевший 12 сыновей. Началась новая война за власть между сыновьями Владимира. Ярослав, княживший в Новгороде, собрал отряд из варяг и новгородцев и двинулся на Киев.

Этот непрерывный цикл провокаций и мести делает чрезвычайно трудным прекращения междоусобицы мирным путём. Таким образом, они могут продолжаться в течение поколений и вылиться в экстремальные акты насилия. Они могут толковаться как крайнее разрастание социальных отношений, основанных на чести семьи. К началу Раннего Нового времени междоусобицы считались законными правовыми инструментами и в какой-то мере регулировались.

Междоусобная война: трагедия или закономерность? Примеры междоусобных войн в истории

Значение слова «междоусобица» Раздоры примером являются междоусобицы (борьба за власть).
Княжеские междоусобицы (кратко) это война внутри государства, то есть одна часть населения борется с другой.
Значение слова «междоусобица» Что такое междоусобица, получи быстрый ответ на вопрос у нас ответило 2 человека — Знания Орг.
Значение слова "междоусобица" Таким образом, можно сделать вывод: междоусобная война – нормальный процесс при естественном историческом развитии любого государства.
Что такое междоусобица Смотреть что такое МЕЖДОУСОБИЦА в других словарях.

Междоусобица - это семейная вражда

Это понятие относится к феодальному периоду истории любого государства. Однако иногда термин «междоусобная война» используется при изучении истории древнего и античного периодов как синоним термину «гражданская война». Является ли феодальная раздробленность трагедией? Считается, что феодальная раздробленность и, как следствие этому, междоусобная война — трагедия для любого государства. Так это преподносится нам в школьных курсах, кинематографе. Но если разобраться, то феодальная раздробленность, наоборот, приносит пользу в целом для государства, хотя и сопровождается иногда вооруженными конфликтами между землями и городами.

В период раздробленности всегда происходит экономический расцвет, развитие всех земель на территории некогда единого государства при сохранении культурных и религиозных связей. Именно последние факторы и не дают окончательно обособиться землям друг от друга. Вспомним нашу историю: каждый удельный князь стремился в своем городе построить подобие «матери городов Русских» с мощными стенами, церквями, усадьбами. Также раздробленность позволяла не отправлять все ресурсы в центр, а оставлять их у себя для собственного развития. Поэтому распад государства до возникновения капиталистических рыночных отношений всегда приносит только пользу.

Однако он всегда сопровождается двумя негативными факторами: Таким образом, можно сделать вывод: междоусобная война — нормальный процесс при естественном историческом развитии любого государства. Трагедия заключается лишь в том, что иногда этим пользуются народы, которые переживают более низкую стадию культурного и социально-экономического развития — стадию «военной демократии». Итак, мы сказали, какие войны называются междоусобными. Перейдем к некоторым реальным примерам из истории. Греция На территории Эллады было два политических центра, от которых зависело спокойствие в регионе: Афины и Спарта.

Мир между ними был невозможен по определению, так как они придерживались диаметрально противоположной идеологии. Афины были сторонниками демократии, занимались торговлей, ремеслом, искусством. Спарта являлась жестким тоталитарным государством. В полисе была строгая дисциплина, полное иерархическое подчинение одних членов группы другим. Считалось, что единственное нужное занятие настоящих спартанцев — война и подготовка к ней.

Ранение в спину расценивалось как настоящий позор для мужчин этого полиса, который карался унизительной смертью.

Понятие употребляется также по отношению к управляющему персоналу или нескольким родственным фирмам, например междоусобица директоров или предприятий. В каком-то смысле гражданская война между населением России 20 века также является междоусобицей, когда брат восставал против брата, сын убивал отца. Княжеские междоусобицы В историческом контексте понятие, как правило, употребляемо по отношению к войнам за власть и территорию между родственниками-князьями в эпоху Киевской Руси. Основной временной период этих исторических войн пришелся на десятый-одиннадцатый века. Причины Можно выделить основную причину: на территориях, подвластных князьям, не существовало в те годы единого государства, общей централизации власти. Отсутствовала, согласно историческим данным, и традиция передавать власть старшему из сыновей.

Всю вторую половину XI века Русь раздирали княжеские междоусобицы. В это время было совершено одно из самых гнусных преступлений в древнерусской истории — ослепление князя Василька Ростиславича. Василько княжил в Галиче, на западной окраине Руси. Это был доблестный воин, не раз отражавший половецкие набеги на русские земли. Но его воинственность как раз и стала причиной его несчастья. Сосед Василька, волынский князь Давыд Игоревич не знал покоя. Ему казалось, что Василько может напасть на него. Давыду удалось привлечь на свою сторону киевского князя Святополка. Вдвоём они пригласили Василька в Киев. Во время дружеской пирушки Святополк и Давыд вышли из комнаты, оставив Василька одного. Тотчас же в комнату ворвались слуги Святополка. Они повалили отчаянно сопротивлявшегося Василька на пол и вырезали ему ножом оба глаза. Это злодеяние случилось вскоре после того, как в 1097 году состоялся общерусский княжеский съезд в городе Любече, под Киевом. Князья поклялись тогда на кресте жить в мире друг с другом и не посягать на чужие отчины. Василько, Давыд и Святополк были участниками Любецкого съезда. Хотя известие об ослеплении Василька и потрясло современников, этот способ расправы над политическими противниками с тех пор вошёл в обычай на Руси. Последней его жертвой в середине XV века стал московский князь Василий II Тёмный, который, впрочем, и сам подобным же образом калечил своих врагов. Итак, потомки князя Ярослава Мудрого не могли ужиться мирно меж собою. Хуже того, они, по словам летописца, начали «наводить поганых на Русскую землю», то есть использовать в борьбе друг против друга отряды кочевников-половцев. Половецкие орды стали хозяевами Великой степи во второй половине XI века. По некоторым подсчётам, в это время южнорусские степи заселило около дюжины больших половецких орд, насчитывавших от 30 000 до 50 000 человек каждая. По мере укрепления своего могущества и влияния половцы поглощали и ассимилировали других обитателей степи — торков и печенегов. В области социально-экономических отношений половцы находились тогда на начальной, так называемой таборной стадии кочевания, для которой характерна чрезвычайная подвижность степняков в связи с отсутствием у них постоянных мест кочевий. Евстафий Солунский, — не способно пребывать устойчиво на одном месте, ни оставаться [вообще] без передвижений; у него нет понятия об оседлости, и потому оно не имеет государственного устройства». Действительно, каждая половецкая орда представляла собой обособленный родоплеменной коллектив, возглавляемый старейшинами — беками и ханами. В случае нужды они могли создавать временные военные союзы, но без единого руководства. Быт половцев был скуден и неприхотлив. Жилищем им служили войлочные юрты и крытые повозки; обыкновенный их рацион состоял из сыра, молока и сырого мяса, размягчённого и согретого под седлом лошади. Хлеба они не знали вовсе, а из зерновых культур употребляли в пищу только рис и просо, добываемые посредством торговли. Недостаток съестных припасов, изделий ремесленного производства и предметов роскоши половцы восполняли путём набегов на окрестные земли. Одной из важнейших статей добычи были рабы, которых сбывали на невольничьих рынках Крыма и Средней Азии. Тактика грабительских налётов «облав» была доведена половцами до совершенства. Основной упор делался на стремительность и внезапность нападения. Участник Четвёртого крестового похода, французский хронист Робер де Клари, поражался тому, что половцы «передвигаются столь быстро, что за одну ночь и за один день покрывают путь в шесть или семь, или восемь дней [обычного] перехода… Когда они поворачивают обратно, вот тогда и захватывают добычу, угоняют людей в плен и вообще берут все, что могут добыть». Евстафий Солунский даёт половцам сходную характеристику: «Это летучие люди, и поэтому их нельзя поймать»; народ этот «в одно и то же время... Его ещё не успели увидеть, а он уже скрылся из глаз». Даже такие полноводные реки, как Днепр, Днестр и Дунай, не являлись для половцев непреодолимой преградой. Для переправы кибиток они использовали своеобразные плоты, изготовленные из десятка растянутых лошадиных шкур, крепко связанных одна с другой и обшитых по краям одним ремнём. Воины переправлялись сидя верхом на кожаных мешках, набитых соломой и так плотно зашитых, что ни капли воды не могло просочиться внутрь. Те и другие «плавсредства» привязывали к хвостам лошадей, которые доставляли их на тот берег. Основной тактической единицей половецкого войска было родовое ополчение численностью от нескольких десятков до 300—400 всадников, со своим предводителем — беком и знаменем бунчуком. В целом каждая половецкая орда могла выставить примерно от четырёх до семи тысяч взрослых мужчин-воинов. Из-за слабости своего вооружения главными видами их оружия были луки и копья, доспехами — плотные кожаные и войлочные куртки половцы старались не вступать в лобовое столкновение с противником, предпочитая засады, притворные отступления и обходные манёвры. Города и крепости, даже плохо укреплённые, почти всегда оставались для них неприступными. Не имея никаких осадных устройств, половцы крайне редко решались брать город «на копье», если только не рассчитывали застать его защитников врасплох. Обычно они стремились измором вынудить осаждённых к сдаче, однако не были способны на ведение длительных осад, поскольку необходимость строго соблюдать режим сезонных перекочёвок не позволяла им слишком долго задерживаться под городскими стенами. На войне половцы придерживались степного кодекса чести: свято соблюдали законы гостеприимства по отношению к вражеским послам, в бою стремились не убивать знатных противников, а захватывать их в плен с тем, чтобы затем получить за них выкуп. В качестве союзников или наёмников они, как правило, проявляли исключительную верность. Но соседи из них были плохие. Договоры, ручательства, клятвы не значили в их глазах ничего, а вероломство рассматривалось как похвальная хитрость. Византийская писательница Анна Комнин ум. Такими же ненадёжными и беспокойными соседями они стали и для Русской земли. Особые симпатии к этим врагам Руси питал один из внуков Ярослава Мудрого — черниговский князь Олег Святославич. Олег стал первым русским князем, призвавшим половцев на Русь. История сохранила нелицеприятный портрет этого князя. Олег был беспринципный честолюбец, заботившийся исключительно о личной наживе. Он постоянно посягал на владения своих братьев и дядей. А так как собственных сил у него не хватало, он принял за правило опираться в своих военных предприятиях на половецкие орды. Платой за эту услугу были русские города и сёла, которые Олег безжалостно отдавал на разграбление степнякам. Современники с ужасом свидетельствовали, что население некогда богатых и многолюдных областей толпами уводится в половецкий плен. Нужда заставила остальных русских князей объединить свои усилия в борьбе против общего врага. В последние годы XI века Олег был усмирён и поумерил свои аппетиты. Однако и тогда он уклонялся от общерусских походов на половцев и укрывал у себя половецких ханов. На Руси Олега прозвали Гориславичем, то есть человеком, принёсшим много горя Русской земле. Вспоминая те времена, автор «Слова о полку Игореве» с горечью писал: «Тот Олег мечем крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Тогда по Русской земле редко пахари перекликались, но часто вороны каркали на трупах, и галки слетались на поживу». Среди русских князей XI века встречались разные люди — святые и преступники, талантливые государственные деятели и пожизненные неудачники. Но один князь стоит особняком в этом ряду. Это — полоцкий князь Всеслав. В народной памяти он остался князем-колдуном, князем-оборотнем. О Всеславе рассказывали невероятные чудеса. Ходила молва, что он родился от волхования, в сорочке. Раньше «сорочками» называли ещё и разные плёнки, — скажем, ту, которая находится под скорлупой яйца. Изредка случается, что новорождённые являются на свет с головками, покрытыми тоненькой плёнкой околоплодного пузыря, которая затем скоро спадает. Наши предки считали такую плёнку счастливой приметой. Это поверье было широко распространено у славян и других индоевропейских народов. В основе его лежали древние языческие представления о том, что сорочка является вместилищем добрых духов. При его рождении волхвы посоветовали его матери повязать «сорочку» на ребёнка в качестве амулета. Благодаря этому, если верить летописи и «Слову о полку Игореве», Всеслав счастливо избегал козней своих врагов и даже умел превращаться в волка. В волчьем обличье он будто бы мог пробежать за одну ночь из Киева до берегов Чёрного моря. Ему ничего не стоило в синей полуночной мгле исчезнуть из осаждённой крепости под видом рыси. А в случае надобности Всеслав мог ворожбой добыть себе коня. Говорили также, что, когда в 1068 году Всеслав захватил Киев, он каждое утро из окна княжьего терема слушал, как звонят колокола в его родном Полоцке. Всеслав Полоцкий послужил прообразом былинного богатыря Волха Всеславьевича. Надо сказать, что Полоцк вообще слыл на Руси городом, где творилась всякая чертовщина. Например, под 1092 годом в летопись включён рассказ о том, как бесы издевались над полочанами. По ночам они рыскали по улицам и стонали человечьими голосами. А если потревоженные шумом горожане выходили из дома, на них насылали неизлечимую язву.

На Руси при внешнем единстве и при наличии великого киевского князя Святополка сложились три группировки соперничавших князей: одна — киевская во главе со Святополком; вторая — черниговскопереяславская во главе с Владимиром Мономахом; третья — тмутараканская во главе с Олегом. И за каждым князем стояла дружина, стояли крепнувшие, богатые, многолюдные города, сторонники по всей Руси. Такое положение грозило новыми распрями, новыми междоусобицами. Начало военной деятельности Владимира Мономаха Владимир Всеволодович Мономах с юных лет показал себя как смелый воин, талантливый полководец и умелый дипломат. Долгие годы он княжил в разных городах Руси — Ростове, ВладимиреВолынском, Смоленске, но больше всего в Переяславле, рядом с половецкой степью. Уже в те годы он приобрел большой военный опыт. Еще в 1076 г. Святослав Ярославич поставил Мономаха вместе со своим сыном Олегом во главе своей рати, отправленной на помощь полякам в их войне с чехами и немцами. Войско под его командованием прошло с боями Чехию, одержало ряд побед над объединенными чешсконемецкими силами и со славой и большой добычей вернулось на родину. Особенно прославился Владимир Мономах в 80е гг. Сидевший на киевском троне Всеволод, по существу, поручил сыну оборону всей степной границы Руси. В ту пору Мономах, воюя с кочевниками, не медлил ни часа. Он действовал смело, решительно. Мономах сам не раз углублялся в половецкую степь и громил там половецкие орды. По существу, он стал первым русским князем, который стремился бить кочевников на их территории. Это была новая военная тактика для Руси. Уже в ту пору в половецких шатрах и кибитках матери пугали детей именем Владимира Мономаха. К началу 90х гг. В народе он слыл как князь-патриот, который не жалел ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Битва у Треполя и поход Олега. Только что вставший на престол Святополк Изяславич рвался в бой. Он обратился за помощью к Владимиру Мономаху, но осторожный князь советовал на этот раз откупиться от врагов, потому что Русь была не готова к большой войне. Однако Святополк настоял на походе. Объединенная киевская, черниговская и переяславская рать выступила в поход. Переяславцами командовал юный брат Владимира Ростислав. Войска сошлись неподалеку от города Треполя, на берегу речки Стугны, притоке Днепра. Надвигалась гроза. Мономах уговаривал переждать непогоду. Он не хотел, чтобы в грозу река оставалась в тылу русского войска. Но Святополк и его дружинники рвались в бой. Русская рать с трудом перешла взбухшую от половодья реку и изготовилась к сражению. В это время разразилась гроза. Вода в Стугне прибывала на глазах. Первый удар половцы нанесли по дружине Святополка. Киевляне не выдержали натиска и побежали. Затем всей массой половцы смели левое крыло Мономаха. Русское войско распалось. Воины бросились назад к реке. Во время переправы Ростислава снесло с коня, и он утонул. Лишь небольшая часть русского войска выбралась на противоположный берег реки и спаслась. Это было первое и последнее поражение Мономаха. В тот год половцы нанесли Руси огромный урон. Они разграбили многие города и села, взяли большую добычу, увели сотни пленников. Это время и выбрал Олег Святославич, чтобы вернуть себе Чернигов.

Междоусобные войны на Руси

какие войны называют междоусобными Понятие междоусобица в этом контексте олицетворяет одну из наиболее деструктивных форм социального и политического конфликта.
МЕЖДОУСОБИЦА - Толковый словарь Ефремовой - Русский язык - Что такое междоусобица, получи быстрый ответ на вопрос у нас ответило 2 человека — Знания Орг.
Междоусобная война: трагедия или закономерность? Примеры междоусобных войн в истории :: Что такое междоусобица? Междоусобица — это конфликт, который возникает между людьми внутри какой-либо общности или группы.
Что такое междоусобица То же, что междоусобие. Княжеские междоусобицы в в словаре Ефремовой что такое "междоусобица.

Междоусобица: что это значит и как проявляется

Орда Атерака сделалась ядром армии Давида, а отборный пятитысячный отряд половецких всадников составил гвардию грузинского царя. Лишь после смерти Владимира Мономаха в 1125 г. Атерак осмелился вернуться в родные степи. В киевской летописи сохранилась поэтическая легенда о возвращении Атерака, очевидно взятая из половецкого эпоса. По смерти Владимира Мономаха брат Атерака, Сырчан отправил в Грузию гонца, велев передать Атераку такие слова: «Володимер умерл есть, а воротися, брате, поиди в землю свою». Выслушав братнего посланника, Атерак поначалу заупрямился, но, поднеся к лицу пучок полыни, заплакал и сказал: «Да луче есть на своей земли костью лечи, нежли на чюжей славну быти».

И приде во свою землю». Меньше повезло орде хана Аепы, ушедшей к границам Волжской Булгарии. Остатки же половецких орд, прижатые к побережью Азовского моря, влачили жалкое существование, подобно брату Атерака, хану Сырчану, который вместе со своими соплеменниками бедствовал в низовьях Дона, добывая скудное пропитание рыбной ловлей. Вокруг южных и юго-восточных границ Русской земли на несколько десятилетий возник безлюдный «санитарный пояс», шириной от 100 до 200 и более километров. Только во второй половине 30-х гг.

По-видимому, это были разрозненные племенные группировки, отколовшиеся от старых, хорошо известных на Руси орд. Они крайне редко отваживались тревожить своими набегами древнерусское пограничье, зато охотно нанимались на службу к русским князьям, роднились с ними и перенимали христианскую веру. Такое положение в южнорусских степях сохранялось вплоть до 50-х гг. XII столетия. Наступление Руси на степь совпало по времени с началом крестовых походов в Святую землю.

Конечно, при всём внешнем сходстве эти военные предприятия нельзя рассматривать как явления одного порядка — истоки и цели их были принципиально различны. Крестовые походы были первым опытом западноевропейского колониализма, пускай и облечённого в форму вооружённого паломничества. Духовное руководство ими осуществляла католическая Церковь, движимая преимущественно стремлением решить внутренние проблемы христианского Запада, раздираемого скандальными войнами между единоверцами, и одновременно рассчитывавшая заполучить в свои руки средство господства над непокорным классом светских феодалов. Провозглашённая ею мистическая идеология крестоносного воинства — стяжание небесного Иерусалима путём завоевания Иерусалима земного — оказала, по крайней мере, на первых порах, чрезвычайно сильное воздействие на умы людей Запада, рыцарей и крестьян. Но вне зависимости от того, какие побудительные мотивы определяли сами для себя участники Крестовых походов, жажда заморских земель и богатств, несомненно, увлекала их больше всего.

Между тем Русь вела борьбу с половцами на совершенно иных политических и идейных основаниях. Это была сугубо оборонительная война, организованная и руководимая светской властью, которая действовала, исходя из своей прямой государственной обязанности «постоять за Русскую землю». Русские князья не искали святынь в чужих странах — они защищали церкви, монастыри и реликвии, находившиеся в их собственных владениях. Перспектива захвата военной добычи, наверное, увлекала как князей, так и рядовых ратников, но, безусловно, не являлась для них главным стимулом, а религиозный аспект походов в степь исчерпывался вполне понятным воодушевлением при виде торжества христианского оружия над «погаными». Таким образом, русско-половецкая граница не была «северным флангом» в той грандиозной битве за Ближний Восток, которую на протяжении всего XII в.

Если русские люди XII века и устремлялись в Палестину, то отнюдь не из желания встать в ряды освободителей Гроба Господня. Крестовые походы повлияли на Русь лишь в том отношении, что вызвали здесь бурное оживление интереса к паломничеству к святым местам, который привёл даже к появлению новой социальной группы — «калик перехожих» от греческого названия специальной обуви, которую носили паломники во время своих путешествий — «калиги» , ставших неотъемлемой частью древнерусской жизни и литературы. Кое-кто из этих странников потрудился записать свои дорожные впечатления. Наиболее известным памятником такого рода является «Хождение» в Святую землю игумена Даниила. Этот образованный и наблюдательный представитель южнорусского духовенства посетил Палестину между 1101 и 1113 годами, пробыв там, по его собственным словам, 16 месяцев.

Жил он преимущественно в Иерусалиме, на подворье православного монастыря святого Саввы, откуда предпринимал странствия по всей стране, имея в качестве своего руководителя «добраго вожа», одного из сведущих старцев приютившей его обители. Иерусалимский король Балдуин I 1100—1118 гг. Называя себя «игуменом Русьскыя земли», а не какого-то отдельного княжества, Даниил усматривал одну из главных целей своего паломничества в том, чтобы помолиться «во всех местех святых» за всех «князь русскых, и княгинь, и детей их, епископ, игумен, и боляр… и всех христиан», и ставил себе в заслугу то, что вписал в синодик монастыря святого Саввы «имена князей рускых»: «толко [сколько] есмь их помнел имен, да тех вписах… И отпехом литургии за князи русскыя и за вся христианы 50 литургий, и за усопшаа 40 литургий отпехом». Другую великую удачу своего «хоженья» в Святую землю Даниил видел в том, что ему удалось за некую мзду, данную ключарю гробницы Спасителя, получить доску, «сущую во главах Гроба Господня святаго». Вернёмся, однако, к Владимиру Мономаху, который знаменит не только своими государственным и полководческими талантами.

Кроме того, у него был и несомненный литературный дар. Владимир Мономах единственный из древнерусских князей оставил нам нечто вроде своей краткой автобиографии. Она носит название «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Благодаря этому произведению мы можем полнее представить себе повседневную жизнь русского князя XI—XII веков. Главное, что поражает в личности Владимира Мономаха — это его неистощимая энергия.

Вся его жизнь с 1068 по 1125 год представляет собой непрерывную череду походов и разъездов. Владимир припоминает 83 только больших путешествия, а «остальных не упомню», признается он. Будучи черниговским князем, он около ста раз ездил к своему отцу в Киев, покрывая все расстояние, — а это примерно 85 верст, — верхом за один день. Поэтому его главный совет детям звучит так: не ленитесь, не позволяйте солнцу застать себя в постели. Но, может быть, вернувшись с войны или из путешествия, князь давал себе отдохнуть?

Ничуть не бывало. Основным княжеским развлечением в мирное время была охота. Причём занятие это тогда было не менее опасным, чем война. Послушаем самого Мономаха: «Два тура метали меня рогами вместе с конём, олень меня бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Кабан у меня на бедре меч оторвал, медведь мне колено укусил, лютый волк вскочил мне на бёдра и коня со мною опрокинул.

И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, руки и ноги повреждал. Но Бог сохранил меня невредимым». Такова была повседневная жизнь человека, которого летописцы с гордостью называли «чудным князем» и «добрым страдальцем за Русскую землю». Фигуры выдающихся исторических деятелей выглядят вдвойне привлекательными, если их политические деяния сопровождаются общим культурным подъёмом страны. Это было время блестящего взлёта древнерусской культуры, памятники которой с той поры сделались неотъемлемой частью мирового культурного достояния.

Особенно замечательна тяга русских людей того времени к образованию. Это стремление отлично иллюстрирует одна археологическая находка — деревянная прялка, на которой какая-то учившаяся грамоте девушка нацарапала древнерусский алфавит. В 1086 году сестра Владимира Мономаха уже основала в Киеве специальную школу для девушек — кстати говоря, первое женское учебное заведение в Европе. А Киево-Печерский монастырь превратился в высшее учебное заведение, ничем не уступавшее тогдашним западноевропейским университетам. При Мономахе русские города становились территориями почти поголовной грамотности.

Нигде в мире тогда не наблюдалось ничего подобного. Поэтому совсем не случайно было появление на Руси в конце XI —первой четверти XII века целого ряда замечательных литературных произведений. Венцом древнерусской литературы того времени стала монументальная «Повесть временных лет». Ни один народ мира не имеет исторического труда, в котором бы на протяжении почти восьми столетий, год за годом летописцы фиксировали историю своей страны. При этом поразителен историко-географический кругозор составителей нашей древней летописи.

Если, скажем, западноевропейские хронисты вообще редко заглядывали за пределы своей округи, то «Повесть временных лет» живо интересуется всем происходящим на огромном пространстве от Британии до Китая. Позже Достоевский назовёт это качество «всечеловечностью» русского национального духа. Кстати, скажем несколько слов и об общепринятом названии нашей древней летописи — по первым словам, с которых она начинается: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, и кто в Киеве первее нача княжити». Между тем название это для современного человека уже не совсем понятно. Действительно, какой смысл имеет выражение «временные лета»?

Самое распространённое толкование гласит, что «временных» в данном контексте значит «минувших», «прошедших». Действительно, уже составитель так называемого Тверского сборника, живший в конце XV — начале XVI века, перевёл летописное название следующим образом: «Повести древних лет». Следуя этой традиции, академик Лихачёв в своём классическом переводе летописи на современный язык тоже начинает так: «Вот повести минувших лет…». Однако у слова «временной» есть и другое значение: «не всегда, не вечно существующий; земной, преходящий». Смысловой упор тут делает на противопоставлении течения «временных» то есть земных лет — неподвижной вечности, в которой пребывает сакральный, небесный мир.

И вот это значение древний летописец несомненно имел в виду. Дело в том, что «Повесть временных лет» предназначалась, собственно, не князьям, не образованным современникам летописца и даже не потомкам. Подразумевалось, что главным её читателем был сам Господь Бог. Летопись отмечала дела и события, по которым будут судить Русскую землю на Страшном суде. Это был своеобразный отчёт о прегрешениях и праведных поступках нескольких поколений русских людей.

Не случайно, волынский князь Мстислав, против которого жители Берестья подняли мятеж 1289 , пригрозил им, что «вписал есмь в летописец коромолу их». Таким образом, наши далёкие предки не воспринимали «Повесть временных лет» просто как историческое сочинение, или рассказ о прошлом. Описывая прошлое, летописец имел в виду будущее, а название летописи призывало помнить не о минувшем, а о вечном. И, может быть, ни в какой другой области древнерусской жизни объединительные тенденции не проявлялись с такой силой, не были так заметны, как в области культуры. С культурологической точки зрения процесс децентрализации, обособления земель и волостей, собственно, и был не чем иным, как просачиванием господствующей культуры, — а она была, по существу, единой культурой, — от элиты немногих крупных городов вширь по всем землям и вглубь общества — вниз по социальной лестнице.

Киев даже в период своего политического упадка продолжал служить источником права, богатства, знания и искусства для всей тогдашней Руси. Получая волости в отчинное владение, князья старались устроиться там по-киевски путём перенесения в свои областные грады как столичных формы архитектуры, так и столичных общественных вкусов и понятий.

О словаре Толково-образовательный словарь русского языка Т. Ефремовой представляет собой один из наиболее полных на настоящее время словарей русского языка. В словаре содержится более 136 тысяч словарных статей, в которых в свою очередь вниманию читателя представлено более 250 тысяч семантических единиц, в том числе служебные части речи.

Впервые словарь был издан в 2000 году и с тех пор регулярно переиздается.

Поскольку наследников могла быть много, это приводило к фактическому исчезновению единого государства. Что понимается под выражением «междоусобная война» Чтобы понять, что такое междоусобные войны, следует разобраться в смысле данного выражения. Его лучше всего можно пояснить следующим образом: Таким образом, междоусобные войны, это прообраз гражданских войн. Они происходят между людьми одной национальности, представителями одной культуры. И возникают они между правителями. Примеры междоусобных войн Ярким примером может служить Киевская Русь.

Сильные князья делили свои земли между сыновьями. При этом кто-то один должен быть главным. Но после смерти князя, его сыновья начинали оспаривать первенство друг у друга. К тому же, они еще больше раздробляли свои наделы, раздавая земли союзникам и родственникам. В результате раздробленности, ко времени татаро-монгольского нашествия на Руси насчитывалось несколько десятков отдельных княжеств. Следствием такого положения вещей стал захват княжеств татаро-монголами и подчинение им Руси до конца 15 века. Что значит слово междоусобица?

Междоусобные войны на Руси Малая гражданская? Тем более речь не шла о формировании наций. Потому термин «гражданская война» к тем временам не применим. Карта Древней Руси. Источник: Wikimedia Междоусобицей называют гораздо более локальный конфликт социальных групп, как правило, семей или родов, в пределах небольших средневековых государств. Примеры употребления В общем смысле раньше «усобицей» или «междоусобицей» называли любой конфликт. Молчанием своим Усобице откроешь ты затворы, Тьма бед, царица, по твоей вине, Падет на Русь!

Толстой, Царь Борис. На женихов накинулись невесты Из ревности, и брань идет такая — Усобица, что только руки врозь!

Они приносили разорение торговцам и земледельцам. Между тем, междоусобные войны продолжались столетиями в Европе и России, прекращаясь только на короткие периоды. Таким образом, междоусобные войны, это прообраз гражданских войн.

Они происходят между людьми одной национальности, представителями одной культуры. И возникают они между правителями. Примеры междоусобных войн Ярким примером может служить Киевская Русь. Сильные князья делили свои земли между сыновьями. При этом кто-то один должен быть главным.

ГДЗ учебник по окружающему миру 4 класс (часть 2) Плешаков. Проверим себя (стр.31). Номер №1

Междоусобица — Что такое Междоусобица борьба за власть одним словом.
Трудные времена на русской земле • Окружающий мир, История • Фоксфорд Учебник Что такое усобица в словарях русского языка?
Что такое междоусобица в истории 6 класс Такое положение грозило новыми распрями, новыми междоусобицами.
Что такое междоусобица: значение слова. Причины междоусобных войн на Руси Так христиане делают междоусобную брань, когда одни на других восстают и обижают их.
Междоусобные войны что это такое На этой странице вы могли узнать, что такое «междоусобица», его лексическое значение.

Что такое междоусобные войны?

Она может стать катализатором социальных и политических изменений, сблизить группы национального или классового характера и привести к созданию новых политических систем и режимов. Независимо от того, какие последствия она имеет, междоусобица — это свидетельство о серьезных проблемах и конфликтах в обществе. Для избежания вероятности возникновения междоусобицы или ее эскалации, важно обеспечить правовое государство, развитие демократических институтов и механизмов разрешения конфликтов. Таким образом, междоусобица оказывает значительное влияние на ход истории и формирование политических и социальных систем. Понимание ее роли и последствий помогает нам избежать повторения ошибок прошлого и строить более мирное и процветающее общество.

В каких сферах проявляется междоусобица? Проявления междоусобицы могут быть разными, но чаще всего она наблюдается: В политике. Междоусобица в политической сфере может быть вызвана различными причинами, например, борьбой за власть, разногласиями в политических взглядах, конкуренцией между политическими партиями или группировками. Внутри семьи.

Междоусобица в семье может возникать из-за различий во взглядах, личных конфликтов, соперничества за родительскую любовь или наследство и других факторов. В бизнесе. Внутренние конфликты и распри между сотрудниками или руководителями, разногласия по поводу стратегии или распределения ресурсов могут приводить к междоусобице в организации. В религии.

Различия в вероисповедании, конкуренция между религиозными общинами или внутренние расколы могут стать источником междоусобицы в религиозной сфере. Последствия междоусобицы могут быть серьезными и негативными для общества или организации. В результате междоусобицы возникает разделение, конфликты, нарушение взаимопонимания и доверия между различными группами или личностями. Это может приводить к ухудшению общего положения дел, падению производительности, устремлению населения, разрушениям и насилию.

Каковы причины возникновения междоусобиц? Религиозные разногласия: Один из наиболее распространенных факторов, способствующих возникновению междоусобиц, связан с разногласиями в религиозных убеждениях и практиках. Различные интерпретации религиозных доктрин и их противоречивость могут привести к конфликтам и расколам внутри общины. Политические противоречия: Междоусобицы могут возникать из-за политических разногласий и борьбы за власть.

Разделение на партии или фракции, конкуренция между политическими группировками и недовольство существующей системой могут стать источниками конфликта. Экономические проблемы: Неравенство в распределении богатства и ресурсов может вызвать социальное напряжение и конфликты. Борьба за доступ к земле, воде, трудовым ресурсам или политической власти может привести к соперничеству и борьбе между группами или сообществами. Этнические и национальные противоречия: Различия в этнической или национальной принадлежности могут стать источником междоусобиц.

Предубеждения, дискриминация и несправедливое обращение между этническими или национальными группами могут вызвать конфликт или напряженность. Территориальные споры: Борьба за контроль над определенными территориями может вызвать междоусобицу. Конфликты между государствами, этническими или религиозными группами по поводу границ или исключительных прав на территорию могут стать источником напряженности и конфликта. Социальная и экономическая нестабильность: Неуравновешенное распределение доходов, высокая безработица, недостаток социальных услуг и ограниченная доступность к образованию и здравоохранению могут создать социальную напряженность.

Это может привести к конфликтам и междоусобицам в попытке защитить свои интересы и настроения противостоять властям. Все эти причины могут совмещаться или взаимодействовать друг с другом, создавая сложные и долгосрочные междоусобицы. Понимание причин и факторов, вызывающих такие конфликты, является важным шагом в поиске их решения и предотвращении будущих конфликтов. Как междоусобица влияет на общество?

Одним из наиболее известных и масштабных примеров является Гражданская война в США 1861-1865 гг. Примеры междоусобиц: Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. Гражданская война в Руанде 1990-1994 гг. Междоусобицы играют важную роль в формировании истории народа и нации, и изучение их помогает лучше понять причины и последствия конфликтов, а также развитие общественного порядка и политических систем. Примеры междоусобиц в истории Один из самых знаменитых примеров междоусобиц — Гражданская война в России, которая началась после Октябрьской революции 1917 года. Различные политические и социальные силы, такие как большевики, меньшевики, кадеты и другие партии, боролись за власть в стране.

Этот конфликт привел к массовым бойням, разрушениям и страданиям миллионов людей. Еще один пример — Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. Внутренние противоречия между республиканцами и националистами привели к кровопролитным сражениям и гибели сотен тысяч людей. Эта междоусобица имела серьезные последствия для Испании как страны. Также стоит отметить междоусобицы в средневековой Европе, например, Войны роз в Англии 1455-1487 гг. Этот конфликт между двумя английскими династиями, Йорками и Ланкастерами, привел к массовым боям и практически уничтожил аристократию Англии.

Войны роз оставили глубокий след в истории этой страны.

Толковый словарь Ушакова. Кавказская междоусобица затянулась на десятилетия … Толковый словарь русских существительных междоусобица — междоусобица, междоусобицы, междоусобицы, междоусобиц, междоусобице, междоусобицам, междоусобицу, междоусобицы, междоусобицей, междоусобицею, междоусобицами, междоусобице, междоусобицах Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. Через дефис.

Междоусобица — это не только семейная вражда. Еще — существенные разногласия по различным вопросам между любыми людьми, свара между политическими и общественными деятелями, группами, регионами, даже странами. Понятие употребляется также по отношению к управляющему персоналу или нескольким родственным фирмам, например междоусобица директоров или предприятий.

В каком-то смысле гражданская война между населением России 20 века также является междоусобицей, когда брат восставал против брата, сын убивал отца. Княжеские междоусобицы В историческом контексте понятие, как правило, употребляемо по отношению к войнам за власть и территорию между родственниками-князьями в эпоху Киевской Руси. Основной временной период этих исторических войн пришелся на десятый-одиннадцатый века.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий