Новости синдром отличника у ребенка

В этой статье мы расскажем о синдроме отличника у взрослых. Рассказываем, что такое синдром отличника, о его признаках и симптомах у детей и взрослых. К каким последствиям может привести синдром отличника, как от него избавиться — в материале Forbes Life. Нередко синдром отличника у ребенка проходит незамеченным до тех пор, пока не начнут проявляться серьезные проблемы с нервами или социализацией. Со слов специалиста, "синдром отличника" проявляется в человеке в последствии в постоянном стремлении достичь лучших результатов и высоких целей, зачастую в ущерб самому себе.

Синдром отличника

По ним можно отличить нормальное стремление ребенка к успеху от угрожающего его благополучию синдрома отличника. «Подскажите, пожалуйста, как матери, имеющей синдром отличника и страдающей чрезмерной самокритикой, воспитать ребенка в другом русле? — интересуется пользовательница под ником Sova. Синдром отличника лишает способности рисковать. Рассказываем, чем может обернуться идиллическая картина и почему синдром отличника у ребенка — это плохо. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Как правило, синдром отличника формируется в школьном возрасте, когда родители требуют от ребенка учиться только на «отлично» и никак не меньше.

Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма?

О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Синдром отличника — это стремление человека достигнуть высоких результатов, чтобы получить высокую оценку, похвалу, одобрение со стороны. Нередко синдром отличника у ребенка проходит незамеченным до тех пор, пока не начнут проявляться серьезные проблемы с нервами или социализацией.

Синдром отличника: как не задавить ребенка собственными амбициями

Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства. Отличник в школе В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства. Отличники бывают трех типов: 1. Природный отличник — ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно.

Упорный отличник — ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и — все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей.

Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке. Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он — пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции. Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников. Как статус отличника перерастает в синдром Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение — каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки — гордость для среднего ученика и норма для отличника.

Поднимаем, как можем. Что еще: Устраиваем ребенку прогул — школы, кружка, садика. Прям сбегаем в рабочий день — хрумкать мороженое в парке. Пусть узнает, как это здорово и весело — иногда нарушать правила. Ставим эксперимент: сознательно допускаем ошибку, «забываем» сделать домашнее задание. Пусть посмотрит, что это не смертельно. Учим ребенка таймингу, делегированию и планированию. Могу посоветовать для этого очень простое и сложное одновременно упражнение — делать одно дело в один момент времени. Есть — и не читать учебник. Чистить зубы — и не мыть раковину.

Пусть попробует быть здесь и сейчас, а не везде и одновременно. Учим ребенка распределять свои ресурсы на все сферы жизни, а не только на учебу, например. Для этого рисуем круг и делим его на сектора: учеба, дружба, спорт, хобби и прочее. Так вот, время и силы нужно распределять равномерно. Пусть вообще подумает, что там у него кроме уроков есть в расписании. Прорабатываем страх критики, а для этого пробуем сами хвалить других и спрашивать их советов.

Похвала и конструктивная критика должны быть в меру. Не связывайте успеваемость в школе с личностью ребёнка.

На оценку может влиять всё, что угодно — усталость школьника, плохое настроение учителя. Хвалите знания, а не оценки. Вместо того, чтобы интересоваться, какие оценки ребёнок сегодня принёс — спросите, что нового он узнал, какие открытия сделал. Любая ошибка — опыт. Неудачи не должны стать чем-то негативным. Наоборот, именно благодаря ошибкам мы получаем новый опыт и знания. Научите ребёнка действовать согласно внутренней мотивации, а не ждать похвалу и разрешение от родителей. Как мы уже писали выше, синдром отличника может возникнуть при завышенных требованиях к оценкам и критике со стороны родителей и окружающих.

Если у ребёнка есть сложности в понимании какого-то предмета, советуем сразу обращаться к специалистам. Преподаватели Тетрики доступным и простым языком объяснят сложные темы и помогут разобраться с любыми недопониманиями. Записывайтесь на бесплатный вводный урок, чтобы улучшить успеваемость и обогнать школьную программу. Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок Оставить заявку.

Он становится одержим идеей играть на ударных идеально и заслужить похвалу маэстро Флетчера. Как избавиться от синдрома отличника Первый шаг к борьбе с синдромом отличника — это осознание проблемы. Помочь человеку, который не признает проблему и не ищет ее решения, невозможно. Как побороть синдром отличника?

Воспользуйтесь советами автора статей по психологии Джоан Смит: Поймите, что все идет из детства. Мы будем искать похлопывание по плечу и ждать словечко о том, какие мы умные. Взрослому важно научиться хвалить и поощрять себя самому, а не ждать одобрения от других. Работайте над своей самооценкой. Самостоятельно или с помощью психолога. Для отличников важно научиться следовать собственным ценностям без постоянного страха совершить ошибку. Научитесь отдыхать. Научитесь расслабляться и отключаться от проблем на работе и в домашних делах. Время перезагрузки важно для мозга, иначе он не сможет нормально функционировать.

Сравнивайте себя только с собой. Чему вы научились за последний год?

Синдром отличника негативно сказывается на здоровье ребенка

Демо-уроки по программе «Коучинг» Получить доступ Синдром отличника или отличницы у мальчиков и девочек Девочки с синдромом отличницы сталкиваются чаще. Это связано с их большей аккуратностью, скрупулезностью, послушанием, внимательностью и чуткостью к наставлениям родителей. Они эмоциональнее реагируют на критику и похвалу. Иногда желание победить так велико, что средства при этом не выбирают. В ход идут ложь, шантаж, манипуляции. Синдром отличницы у взрослой женщины мешает ей в карьере и личной жизни. В семье он может вылиться в изматывающую борьбу за чистоту дома. Причина в том, что свою значимость она измеряет похвалой мужа, и убеждена, что его любовь будет зависеть от ее усердия и степени блеска пола. Синдром отличницы у женщины отнимает много сил и времени на неважную для окружающих работу, зарождая в ней чувство собственной недооцененности.

На этом фоне могут появляться неврозы, в семье возникают ссоры и обиды. Выполняя производственные задания, женщина с синдромом отличницы надеется, что ее безошибочная работа будет высоко оценена и повлечет за собой вознаграждение или благосклонность шефа. Она подходит к ней чересчур дотошно и правильно. По ее убеждения м результат обязан быть безупречен. Она расстраивается, когда видит, что других коллег с неидеально выполненным заданием повышают чаще, и вознаграждение они получают больше.

Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого — тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка».

А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада — успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе! Воспитывайте правильное отношение к оценкам Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике. Не сравнивайте ребенка с другими детьми Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.

Дайте право на ошибку Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, — значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни.

Даже, если у ребенка не появится новой звездочки на тетрадке, он будет знать, что Вам важны его старания и желание учиться. При этом не сравнивайте его успехи с успехами других детей, указывая на то, что кто-то делает это лучше, чем он. Сосредоточьтесь на том, как ребенок вырос по сравнению с самим собой прежним, чему новому он научился. Конечно, формально мы знаем, что темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов особенности памяти, внимания, восприятия не подлежат никакому оцениванию. На практике, как всегда, выходит иначе. Отсюда, Совет N5. Помогите ребенку овладеть недостающими навыками и умениями. Развивайте внимание, память, мелкую моторику.

Если ребенок плохо усвоил учебный материал, постарайтесь выяснить, что вызывает трудности и объяснить то, что осталось непонятным. Каждый ребенок - маленькая личность, постарайтесь сделать упор на предметы, которые нравятся Вашему малышу и где он может достичь успехов. Так Вы сохраните интерес к школе. Совет N6. Не стоит слишком восторгаться "пятерками" и "убиваться" из-за "двоек". Не забывайте, что ребенок идет в школу за знаниями, а не за отметками. Конечно, есть счастливчики, которые, не особенно напрягаясь, учатся на "отлично" от первого до последнего класса. В большинстве же случаев дети, которые были отличниками в начальной школе, становятся рядовыми учениками в средней. И наоборот, очень часто головная боль учительницы, двоечник-первоклассник, классу к шестому-седьмому выравнивается и блестяще заканчивает школу.

Совет N7. Будьте примером. Если мама - перфекционист, то и ребенок может вырасти с "синдромом отличника". Не стесняйтесь признаваться в своих промахах и неудачах. Когда играете с ребенком, не бойтесь проиграть. И демонстрируйте при этом здравое отношение к проигрышу.

Ru: Методист объяснила, к каким последствиям может привести «синдром отличника» у ребенка 16 декабря - NVL. Очень важно научить ребенка правильно воспринимать не только успехи, но и поражения, что бы избежать неврозов и проблем в будущем В образовательной системе оценки порой становятся своего рода клеймом на ученике. В случае, если клеймо появляется как "гордости класса" и "отличника", жизнь такого ученика в последствии может складываться нелегко. Методист и директор образовательного контента онлайн - школы английского языка Novakid Эдриан Лэндри рассказал, как меняется жизнь в будущем с таким знаком отличия. Со слов специалиста, "синдром отличника" проявляется в человеке в последствии в постоянном стремлении достичь лучших результатов и высоких целей, зачастую в ущерб самому себе. Такой синдром не дает человеку, особенно ребенку, относиться адекватно к своим проигрышам или неудачам.

Газета.Ru: Методист объяснила, к каким последствиям может привести «синдром отличника» у ребенка

Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих. С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм — это психологическая черта личности, со сложной структурой. Главные симптомы перфекционизма: Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе; Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»; Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие; Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением; Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»; Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях. Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне. В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения.

Причины Существует как врождённый, так и приобретённый синдром отличника. Но формируется и становится явным он как раз в детском возрасте, чаще всего, когда ребенок поступает в школу. Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам: Заниженная самооценка. Дети думают, что они по какой-то причине не полноценны и делают всё, чтобы нивелировать это хорошей учебой. Врождённая потребность в похвале и признании. Часто это является природной чертой характера, которую нужно своевременно выявить и постараться её сгладить. Потребность получить внимание родителей.

Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей. Как избавиться от синдрома отличника? Лучшее лечение от синдрома отличника — это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок — за то, что он просто есть.

Люди любят переходить черту, такого отношения к себе позволять ни в коем случае нельзя. Советы от Умскул Ну а мы позволим себе немного дополнить Олю и дать парочку полезных ответов на вопрос, как убрать синдром отличницы раз и навсегда. Наладьте отношения с семьей и не бойтесь проявлять любовь и хвалить людей за успехи. Так, они поймут, что вы хотите к себе ровно такого же отношения. Не приписывайте окружающим те мысли, которых у них вовсе не было. Слушайте не только голову, но и сердце. Учитесь отдыхать. Начните вести дневник или найдите какое-то творческое занятие, которое помогло бы вам релаксировать и телом, и душой. На самом деле очень хочется сказать, что если вы осознаете, что не справляетесь сами, не бойтесь сказать о проблеме родителям и попросить записаться к психологу. Консультации и работа с профессионалом однозначно помогут вам избавиться от невыносимой жизни идеального человека. Поделитесь статьей в социальных сетях: Понравилась статья?

Но истина такова, что превращать своего ребенка в отличника сегодня — это не только не модно, но и сомнительно для его будущего", — говорит детский психолог. Как выявить синдром отличника у своего ребенка? Помимо хорошей учебы, которая вряд ли заставит задуматься родителей ведь что же в этом плохого? Он плохо реагирует на критику и хочет постоянного одобрения. Если ребенок начинает серьезно переживать по поводу того, что оценка оказалась не такой высокой, как он ожидал, — это первый сигнал. Если у вашего ребенка начинает формироваться синдром отличника, снизьте планку важности оценки. Покажите ему, что оценки — это не главное", — говорит Галина Швец. Оценка — не показатель знаний Как же не задавить ребенка своими амбициями и не реализовывать свои несбывшиеся ожидания за его счет? Достаточно понять, что оценкам не стоит предавать чрезмерную ценность: это не критерий, определяющий успех вашего ребенка.

Для отличников важно научиться следовать собственным ценностям без постоянного страха совершить ошибку. Научитесь отдыхать. Научитесь расслабляться и отключаться от проблем на работе и в домашних делах. Время перезагрузки важно для мозга, иначе он не сможет нормально функционировать. Сравнивайте себя только с собой. Чему вы научились за последний год? Какие навыки и способности вы приобрели? Что нового вы узнали? Такие сравнения мотивируют и способствуют развитию, а не депрессии. Не пытайтесь сделать все идеально. Если возникло такое желание, подведите черту в уме и спросите себя, действительно ли оно мне нужно или мной снова овладевает синдром отличника? И будьте честны с собой. Не бойтесь пробовать новое и экспериментировать. Ошибки неизбежны, когда человек начинает что-то с нуля. Позвольте себе ошибаться.

Синдром отличника. Почему опасно быть лучшим

"Общепринятого определения у синдрома отличника нет, но его можно озвучить как склонность ребенка к различным невротическим реакциям, связанным с оценками. Не все знают, но синдром отличника — психологическая проблема, мешающая нормальной полноценной жизни человека. В какой момент жизнь отличника может стать настолько невыносима, что единственным решением окажется «прекратить эти мучения любым способом»? Статья расскажет о таком явлении, как синдром отличника (отличницы) у детей и взрослых. О причинах возникновения, плюсах и минусах, а также о том, как бороться с постоянным стремлением к «пятёркам». Рассказываем, как родителям обнаружить синдром отличника у своего ребенка, откуда он берется и как от него избавиться.

Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?

Это также приводит к истощению и выгоранию. Последствия, с которыми сталкиваются вечные отличники Первое, что может случиться, — это усталость. Второе — одиночество. Человек так сильно боится ошибиться на глазах у других, что начинает избегать моментов, где его могут осудить. Он может замкнуться в себе и перестать ходить на мероприятия и встречаться с друзьями. Третье: боязнь ошибок и желание быть лучше могут негативно повлиять на самооценку. Даже при всех успехах человек может ощущать себя недостаточно хорошим, потому что внутри сидит критик, который постоянно его упрекает и мешает просто радоваться жизни.

Из-за этого люди с синдромом отличника могут упустить много светлых и радостных моментов в своей жизни", — считает психолог. Как справиться с синдромом отличника: советы психолога Людям, у которых есть этот синдром отличника, справиться с ним бывает порой непросто. Когда человек хочет облегчить себе жизнь и перестать зацикливаться на своих успехах и в то же время неудачах, нужно придерживаться определенной стратегии. Первым делом нужно осознать эту проблему. Если вы видите в себе подобные проявления, значит, надо что-то менять. Нет единого рецепта избавления от этого состояния.

Но есть методы, которые могут помочь. Важно принять себя таким, какой есть. Понять, что идеальных людей не существует, разрешить ошибаться и не судить себя строго. Ставить реальные цели.

Как бороться с синдромом отличника Большинство родителей мечтают, чтобы их ребенок стал лучшим во всем, в том числе и в учебе.

Чтобы этого добиться, они предъявляют к детям жесткие требования, а в качестве подтверждения успешности детей, желают видеть в их дневниках хорошие оценки. Если ребенок тянется к знаниям, проявляет послушание, не отлынивает от уроков и приносит домой отличные оценки — это хорошо. Среди таких детей часто можно встретить тех, которые подвержены «синдрому отличника». Это воспринимается родителями как подарок, а не как проблема. Что такое синдром отличника и его признаки Дети, подверженные синдрому отличника, стремятся всегда и во всем быть лучшими.

Они не дают себе права на ошибку и предъявляют к себе слишком высокие требования. Они стараются делать все «правильно», но не умеют принимать самостоятельных решений и отличать главное от второстепенного. Признаки синдрома отличника у ребенка: ребенок болезненно воспринимает любую критику и замечания; ребенок проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу; ребенок легко жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями; в случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться и впасть в депрессию; ребенок отличается нестабильной самооценкой. Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать — снижается; если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать; ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить; главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих.

Проблемы, к которым может привести синдром отличника Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка — показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно.

Pathogenesis Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки.

Ведущая тенденция - достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости. Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным - ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат.

Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи. Possible complications Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности.

В младшем школьном возрасте часто формируются тики, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия мытье рук, перекладывание книг , частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи - боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками.

При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие. Diagnostics Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства.

Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности - признанности результата оценках, наградах , победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. Опрос проводится врачом-психиатром, психологом.

Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы частота, выраженность, продолжительность.

Синдром отличника более распространен среди девочек - для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие - для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи. Excellent student syndrome Ассоциированные симптомы: Эйфория. Reasons Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта - взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками.

Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.

В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности , люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви.

Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей.

Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку. Pathogenesis Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция - достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества.

Что такое синдром отличника

Синдром отличника — это стремление человека достигнуть высоких результатов, чтобы получить высокую оценку, похвалу, одобрение со стороны. Со слов специалиста, "синдром отличника" проявляется в человеке в последствии в постоянном стремлении достичь лучших результатов и высоких целей, зачастую в ущерб самому себе. Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред. Ребенок, который отдает себе отчет в своих стремлениях и потребностях, никогда не «словит» синдром отличника: он будет следовать своему естеству и не насиловать себя.

Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма?

В школе ребенок становится уже более самостоятельным, но оценивание, исправление, поощрение продолжают его сопровождать — теперь как инструменты системы образования. Здорово, если в семье есть конструктивные модели взаимодействия и коммуникации — безоценочная любовь, поддержка даже тогда, когда кто-то допустил ошибку, оказался не прав или просто ищет то, что для него важно и интересно, не обращая внимания на правила. Иногда родители, в силу особенностей своей эмоциональной палитры или ограниченности внутреннего ресурса, обращают внимание на ребенка только тогда, когда отпрыск его чем-то «заслужил», например принес пятерку. То есть пятерка в детском сознании становится залогом получения приятного и важного ресурса. Закрепляется связка: старание — это хорошо, это то, что я должен делать. До определенного момента бонусы от хорошо сделанной работы перекрывают те минусы и ограничения, которые мы несем, подчиняясь стремлению сделать все на пятерку с плюсом. Минусы мы начинаем чувствовать не сразу. В школе мы можем столкнуться с выбором — подготовиться к завтрашней контрольной по математике или почитать свеженький комикс. Но по-настоящему серьезные дилеммы возникают в послеуниверситетской жизни.

Попадая в неидеальный мир, мы понимаем, что иногда какие-то задачи можно делать на троечку и двигаться вперед, но привычка делать все идеально оказывается настолько сильна, что мы ощущаем, что единственно возможный для нас выбор — подчиниться ей. Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма.

В плену у ожиданий — Как правило, все взрослые хотят, чтобы их дети учились в школе как можно лучше, желательно на одни пятерки, — говорит семейный психолог Наталья Николаева. Но если мы посмотрим вокруг: на коллег по работе, на судьбы известных людей, политических лидеров, если вспомним истории своих одноклассников — как отличников, так и троечников, то увидим, что блестящий старт далеко не всегда приводит к победам в жизни. Поэтому будьте внимательны и не слишком критичны к своим детям. Синдром отличника — это не только психологическая проблема, которая мешает ребенку, а затем и взрослому быть счастливым. Зачастую у таких детей начинаются тики — частое моргание, покашливание, сгибание-разгибание пальцев и рук. И, к сожалению, это не полный список проблем. При описанных симптомах уже не обойтись без консультации психоневролога, и, возможно, даже без медикаментозного лечения.

Конечно, лучше до таких последствий не доводить. Стремление все делать в жизни «на пятерочку» идет из раннего детства. Например, растет умный и способный ребенок — настоящий кумир в семье, его все постоянно хвалят и им хвалятся. Постепенно он тоже начинает любоваться собой, ему приятно, что он хороший, приятно быть объектом зависти окружающих. Он хочет всегда все делать лучше всех или вообще не заниматься тем, что не может его показать в выигрышном свете. Так постепенно человек становится пленником чужих ожиданий.

Делитесь комментариями. Как можно заметить, два ключевых словосочетания во всех «симптомах» рассматриваемого синдрома — это «страх ошибок и критики» и «мнение окружающих». И вот мы на пути определения главной причины негативного характера синдрома отличника — это жизнь чужими ценностями и идеалами. Когда вы пытаетесь угнаться за чьими-то достижениями, лезете из кожи вон, чтобы достичь лучшего результата, стать первым, заработать долгожданную пятерку или похвалу, вы живете в постоянной гонке и сравнении и упускаете жизнь. Безусловно, здоровые амбиции и в меру соревновательный дух — это здорово, это то, что толкает нас на карьерные подъемы, личностные взлеты, помогает подпитывать мотивацию. Но поймите, все мы обладаем набором определенных качеств, имеем свой условно ограниченный потенциал, и невозможно быть лучше всех во всем, это просто неестественно. Самый главный пункт при осуществлении любой деятельности — это получение наслаждения, обогащение своего внутреннего мира. Если подходить к делу с истинным увлечением, любопытством, добавляя щепотку конкурентности, то результат будет качественно другой и, кстати, очень вероятно, что количественно высокий. Поэтому живите своей полной жизнью без оглядки на окружающих. Давайте теперь посмотрим на примере некоторых диалогов, как можно развить указанный синдром и как его не допустить. Как прошла контрольная? А другие успели? Машка, наверное, успела, отличница наша. Почему ты не записал последние пункты? Вечно тебя это подводит, Артем… От этого и получаешь вечно четверки по математике, хотя знаешь ее не хуже остальных! Чтобы в следующий раз я ничего подобного не слышала! Знаком вам этот диалог? Надеемся, что нет, потому что персонаж «мама» в нем неистово отправляет своего сына на путь приобретения синдрома отличника. И вот конкретно как: Самый первый вопрос звучит не «Как дела? Мы ни в коем случае не умаляем важность этих вопросов, но ребенок чувствует каждый ваш шаг , делает моментальные выводы. Поэтому начинать следует с более общего вопроса. Во второй реплике мамы звучит категорически ошибочный вопрос «А другие успели? Пламя конкуренции мгновенно разгорается, чтобы вселить в мальчика элемент рациональности, прагматичности, ребенок чувствует себя более слабым в сравнении с другими, так как он не успел, а другие успели. Добиваем это вопросом «А чем ты хуже Машки? Во-первых, формирование круга друзей — это выбор самого мальчика, и, называя их оболтусами, мама, прежде всего, показывает неспособность сына выбирать «правильных друзей». Во-вторых, социализация ребенка , тем более подростка, не может проходить успешно, если он будет нелюдимым, скупердяем и прагматиком. Помощь на контрольной — это классика жанра учебы в школе, и пренебрегать этим фактором нельзя. Таким образом, вы ситуативно можете разглядеть, как из детей вырастают постоянные «отличники», старающиеся порадовать вечно недовольных родителей, учителей, зачастую друзей, отвечая их ожиданиям. Пошли сегодня в кино? Нет, я не могу сегодня. Послезавтра буду выступать перед преподавателями и экспертами. Свежий воздух полезен, отвлечешься немного… — Не могу. Родители не отпустят. Хотят, чтобы я непременно призовое место заняла, чтобы были дополнительные баллы при поступлении… — Ну хорошо. Как твой настрой? Знаю свое выступление наизусть, но все равно боюсь что-то во время выступления забыть. В этом диалоге между двумя подругами можно разглядеть довлеющую силу родителей Алены. Посмотрим чуть подробнее: Самое главное — это власть родителей, вместо которых девушка заранее отвечает, что не сможет выйти прогуляться.

Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну». Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим — это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками. Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу. Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника? Хорошая успеваемость в школе — это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий