Новости переносное жилище некоторых народов севера

Поэтому вопрос с жилищем для коренных народов Крайнего Севера до сих пор актуален. Эти оленеводы традиционно жили в переносных каркасных жилищах, покрытых оленьими шкурами. Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла.

Чумы, вигвамы, типи, яранги, тамги, юрты, куваксы — кто они и для чего нужны?

Во сколько обойдётся возведение жилища народов Севера. Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство. Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. имеющей в основании круг - стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами.

Жизнь в чуме, или Традиционные дома народов Севера

Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство. яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату.

Шатер народов Севера - слово из 6 букв

Постараемся найти среди 775 682 формулировок по 141 989 словам. Оцени полезность материала: 10 голосов, оценка 4. У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей.

Подписаться Устройство яранги: жизнь и секс в яранге Все грамотные люди отлично знают, что чукчи никогда в жизни не жили в чумах, юртах, вигвамах и прочих сооружениях, ибо на Чукотке традиционное кочевое жилище — яранга. Яранга имеет очень мало общего со всем перечисленным. Точнее одно, свое предназначение — это переносное мобильное жилище. Устроена яранга категорически не так, как все остальные названные сооружения. Дело в том, что в значительной части континентальной Чукотки серьезная проблема с дровами. Лес на Чукотке тоже есть, но он сосредоточен в центральной и западной частях. В остальных местах его либо ничтожно мало, либо вообще, по сути, нет. Отапливать любое подобное жилье, кроме яранги, круглосуточно устраивая в них «пионерские костры» — непозволительная роскошь и расточительство. А в ряде случаев это попросту невозможно. Да и не нужно.

Он неизбежно связан либо с крупными водоёмами где рядом можно вести промысел дикого оленя , либо с побережьем где люди живут охотой на морского зверя. В Арктике промысел морского зверя и соответствующий образ жизни представлен культурой эскимосов. Это, пожалуй, единственный известный нам народ догосударственной формации, который освоил добычу кита в открытом море благодаря своим внутренним ресурсам и технологиям. С эскимосской культурой тесно связана культура береговых чукчей и коряков, но землянки из китовых костей — валкар «челюстной дом» , в которых люди жили до середины XIX века, у нас в стране пока были обнаружены лишь на Чукотке. Участник географической экспедиции 1785-1793 гг. Сарычев писал, что свод над этими землянками сделан из китовых рёбер и жердей, покрыт травою, дёрном и засыпан землёю. Такая землянка наполовину углублённая в землю имела каркасную конструкцию и в основании была прямоугольной. Длинные и толстые кости китовых челюстей либо брёвна из плавника служили центральными и боковыми несущими опорами, на которые клали поперечные балки также из челюстей кита для настила потолка из китовых ребер или деревянных брусьев. Основу каркаса составляли восемь столбов по центральной линии. Стены ямы укреплялись камнями, черепами и рёбрами морских животных. Сферическую кровлю устраивали из китовых рёбер выпуклой стороной наружу. Пол мостился костями черепа кита и его лопатками. Если землянка была большой, то в ней пространство делилось валиками-перегородками на три жилые камеры либо устраивались спальни-отсеки 3 х 3,2 м. Позже на возвышении в виде нар ставили меховые пологи, отапливаемые жировыми лампами. Такие землянки различались устройством входа. У одних был единственный вход — более или менее углублённый в землю коридор, у других — два: верхний наземный не через крышу , нижний — подземный. Верхним пользовались летом, нижним — зимой летом его заливала вода. Стены подземного коридора обкладывали позвонками кита. Отверстие в крыше служило для освещения и проветривания. Если землянку строили с одним входом, то летом жители покидали её, оставляя для просушивания, а сами располагались во временных шалашах. В жилище с двумя входами были очаг и нары, в доме с одним входом очага не было, пользовались жировыми лампами. По поводу очага Г. Сарычев пишет, что за неимением дров прибрежные жители жгут китовые кости, поливая их время от времени рыбьим жиром. Это означало, что тогда у оленеводов мог возникнуть избыток оленьих шкур и мяса и, соответственно, постоянные связи с побережьем. Хотя, может быть, тогда случился чисто технологический прорыв, поскольку шатры прибрежных землянок делались чаще из моржовых шкур, но и для покрышки своей летней яранги оленеводы нередко используют моржовые шкуры покупаемые у прибрежных соседей для защиты от дождя кожа морского зверя не пропускает воду. Яранги прибрежных жителей Чукотки утратили своё сборно-разборное качество, характерное для кочевого образа жизни, они обкладывались дёрном и камнями. В них также не было внутренних Т-образных распорок, а кривизну крыши определял промежуточный обруч, к которому жёстко крепились стропила. Оно заглублялось в землю на метр-полтора и имело в основании неправильный восьмиугольник, в центре его ставили четыре опорных столба высотой 5-7 м. На эту раму опиралась верхняя часть крыши с четырёх параллельных стен.

На востоке Таймыра до недавнего времени не было ни одного чума, пока энтузиасты в поселке Волочанка не изготовили два с нюками из брезента. Анастасия и Денис Теребихины, учитель и директор школы в Волочанке, пытаются возродить оленеводство в Авамской тундре. Шили по памяти, без клише. Шили нюки тетя и мать Анастасии, которые родились в долганском поселке Сындасско, где в молодости научились изготавливать чумы. Вспомнив технологии, они собираются начать изготовление настоящих, меховых нюков.

Чукотское жилище

Для жизни как раз и используется полог. Полог представляет собой квадратное меховое сооружение чуть в стороне от центра яранги в центре яранги очаг , размером метра полтора на два и на метр в высоту. Внутри полога может гореть малюсенький жирник, фитиль, свеча или нечто подобное. И в этом пологе будет жарко в любой мороз снаружи яранги. По факту, в пологе спят, раздевшись догола. Все дело в оленьих шкурах, волоски меха которых внутри полые и придуманы природой таким образом, чтобы прекрасно сохранять тепло. Так что для хозяйственно-бытовых нужд используется внутренняя часть яранги, а для сна, отдыха и … секса в том числе, используется этот самый полог, где никто не рискует ничего себе отморозить, какая бы погода снаружи ни была. Так традиционно обстояло, да и сейчас обстоит дело у оленеводов в тундре. В населенных пунктах, конечно, все давно уже иначе.

Везде есть стационарные современные дома, вполне соответствующие всем европейским требованиям.

Чтобы ее изготовить, нужно минимум 80 оленьих шкур. Коми-ижемцы, кочующие по бескрайней тундре вдоль Печоры и ее притоков, когда-то меховые нюки использовали активно. Но сейчас отдают предпочтение накидкам из сукна. Зинаида Павловна Вакуева из села Сизябск Ижемского района Коми 16 лет заведовала швейным производством при колхозе "Ижемский оленевод". Сейчас, на пенсии, она открыла в Сизябске туркомплекс с чумами. Зинаида Павловна шьет их сама. Одна выделанная оленья шкура стоит 20 тысяч рублей, - объясняет пенсионерка. Оленеводческий колхоз в Сизябске снабжает своих работников чумами из расчета одна штука на бригаду, в каждой - две-три семьи. Чумы шьют из шинельного сукна.

На каждый уходит почти сто метров ткани. Сукно покупают оптом, в среднем метр ткани обходится в 400-500 рублей. Метр брезента - 200-300 рублей. Еще для чума нужны жерди, их рубят в лесу. Также закупают печи. Раз в год колхоз предоставляет оленеводам то сукно, то брезент, а иногда и новый чум. Себестоимость конструкции вместе с системой обогрева составляет около 100 тысяч рублей. Оленеводы колхоза в чумах работают, что называется, вахтовым методом. Несколько недель в тундре, остальное время дома, в селе, где стоят вполне обычные избы. Женщины кочуют с мужьями, только если официально работают в колхозе чумработницами.

Дети с родителями в чумах тоже не живут. Зинаида Павловна признается, когда она поставила в селе чум, у местной ребятни глаза загорелись: оказалось, что многие никогда раньше там и не бывали. Вакуева часто принимает туристов.

Покрывали каркас дёрном и засыпали сверху землёй. Жилище имело два выхода: длинный коридор, которым пользовались только зимой, так как летом его заливало водой, и круглое отверстие сверху, закрываемое лопаточной костью кита, служившее только в летнее время. В центре жилья помещался большой жирник, горевший целые сутки. По всем четырём сторонам полуземлянки устраивали возвышения в виде нар, и на них сооружали по числу семей пологи обычного типа [Головнев А. Покрышками служили шкура оленей и шкура моржа, которые перетягивались кожаными ремнями, обмотанными вокруг камней, чтобы свирепствующие на Чукотке ветры не разрушили и не опрокинули жилище. Основной формой поселений оленеводов были стойбища, состоящие из нескольких переносных жилищ шатрового типа - яранг. Они располагались в ряд, вытянутый с востока на запад.

Первый в ряду с востока ставилась яранга главы кочевой общины. Чукотская яранга представляла собой большой шатер, цилиндрический в основании и конический в верхней части См. Остов шатра состоял из вертикально поставленных по кругу жердей, на верхние концы которых клались горизонтально перекладины, к ним привязывались наклонно еще другие жерди, соединявшиеся вверху и образующие конусообразную верхнюю часть. В центре ставились три шеста в виде треноги, на которую опирались верхние жерди остова. Сверху каркас покрывали покрышками, сшитыми из оленьих шкур шерстью наружу, и обтягивали ремнями. Пол устилали шкурами. Внутри яранги к одной из горизонтальных перекладин обычно у задней стенки с помощью дополнительных шестов привязывался меховой полог. Полог являлся специфической особенностью жилища чукчей, коряков и азиатских эскимосов. По форме он напоминал ящик, перевернутый дном к верху. Обычно в яранге имелось не более четырех пологов.

В нем могли поместиться несколько человек отдельные брачные пары. В полог проникали ползком, приподнимая переднюю стенку. Здесь бывало так жарко, что сидели, раздевшись до пояса, а иногда донага. Для отопления и освещения полога служил жирник - каменная, глиняная или деревянная чашка с фитилем изо мха, плавающим в тюленьем жиру [Левин Н. При наличии древесного топлива в холодной части яранги разводили для варки пищи небольшой костер. В яранге сидели на разостланных шкурах. В обиходе также были низкие трехногие стулья или древесные корни. Для этой же цели приспособляли оленьи рога, срезанные вместе с теменной костью. Они не казались, имеют огромное значение для развития всего мира во многих смыслах этого слова, так как они не только могут наглядно показать нам всю глубину и сущность эволюционного процесса, но и прийти на помощь в некоторых непредвиденных ситуациях. Именно такие на протяжении многих веков способны, во что бы то ни стало, сохранить свой язык, традиции и обычаи.

И это касается не только , традиционных блюд и одежды, но и. Поэтому сегодня мы решили рассказать вам о национальных домах народов Севера — чумах, ярангах и иглу , которые до сих пор используются местными жителями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни. Чум — жилище северных оленеводов Чум представляет собой универсальное кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством — ненцев, хантов, коми и энцев. Любопытно, но вопреки часто встречающему мнению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ждет рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут — на самом деле их жилища называются ярангами. Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А возможно, что эти два несколько похожие между собой строения просто путают и называют не своими именами. Что же касается чума, то по сути это , которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям. Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью например, той же мешковиной.

Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается , служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума — они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег. Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится. С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой , перины и теплые спальные мешки из овчины.

На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им. Полог является спальным помещением. Чоттагин — отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.

В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера — чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу — овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика.

Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и оленьими шкурами. Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка длиной до 15, шириной до 12 и высотой до 7 метров, при сооружении которой в круглую яму глубиной от одного до полутора метров вкапывали восемь вертикальных столбов по окружности и четыре в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда бревен, расколотых вдоль и образующих стены жилища. Их скрепляли наверху поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья — заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей.

Другие определения слова Яранга

  • Значение слова «Яранга»
  • Слово «Яранга»
  • связанные кроссворды
  • Чум — традиционное жилище жителей Ямала — Discover Yamal

Переносной домик у народов Севера

13 июня - 43979122929 - Медиаплатформа МирТесен. На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Поэтому вопрос с жилищем для коренных народов Крайнего Севера до сих пор актуален.

связанные кроссворды

  • Поиск ответов на кроссворды и сканворды
  • Переносное жилище у народов Сибири 6 букв
  • Жилища народов Севера
  • Жилища народов севера

Жилище на Севере, 6 букв

Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Яранга – переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. традиционное переносное жилище купольной формы высотой от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,5 до 8,5 метров. Жилище кочевых народов России!

Читайте также:

  • Яранга — Википедия
  • 1. Современные кочевники Крайнего Севера России
  • Жилища народов Севера появились в глубокой древности, но существуют и сейчас
  • Чум: гениальность в простоте
  • ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. - 6 Букв - Ответ на кроссворд & сканворд
  • Переносное жилище некоторых народов Севера. ☆ 6 букв ☆ Сканворд

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий