Новости летят журавли фильм 1957 актеры

Летят журавли 1957 фильм смотреть онлайн на Смотрим в хорошем качестве бесплатно Татьяна Самойлова Алексей Баталов Василий Меркурьев Александр Шворин Светлана Харитонова Константин Никитин Валентин Зубков Антонина Богданова Борис Коковкин. Смотреть онлайн фильм Летят журавли (1957) в онлайн-кинотеатре Okko. Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли» (1957) Татьяну Самойлову после показа картины в Каннах ждал невероятный успех.

Летят журавли 1957

В ролях: Валентина Ананьина, Татьяна Самойлова, Алексей Баталов и др. Когда времена бывают сложными людям свойственно цепляться друг за друга, а любовь становится крепче. Главные герои данного фильма создали отношения во времена отечественного противостояния. В фильме «Летят журавли» советский актер театра и кино, театральный режиссер и педагог, Народный артист СССР Василий Меркурьев сыграл Федора Ивановича Бороздина – отца Бориса, врача, предложившего Веронике переехать к ним после смерти ее родителей. Актер, сыгравший в картине «Летят журавли» врача Федора Ивановича, свою карьеру начинал еще на заре Советской власти.

Фильм «Летят журавли» смотреть онлайн

Полный список актеров, режиссеров и создателей фильма Летят журавли (1957) на сайте Мелодрама, драма, военный. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев и др. Фильм с удивительной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Однако новость о войне разбивает вдребезги все их мечты: Борис уходит добровольцем на фронт, не успевая даже попрощаться с Вероникой. Фильм-победитель Международного Каннского кинофестиваля 1958 года. 1957, жанр - мелодрама, драма, военный, история, режиссер - Михаил Калатозов. Просто-НОЛЬ.А фильм "Летят журавли" будут смотреть и восхищаться им ВЕЧНО.

Летят журавли (1957) — актёры и создатели

После проб остановились было на кандидатуре Елены Добронравовой, но тут оператор увидел фильм «Мексиканец» с начинающей актрисой Татьяной Самойловой и предложил режиссёру попробовать на роль эту девушку… Калатозов навёл справки, узнал, что её отчислили из Щукинского училища и не давали ролей из-за нетипажности, считая «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы». Калатозов понял, что именно такая актриса ему и нужна. Успокоился он только после просмотра готового материала. Я ей сопереживала, старалась выразить ее и сделать наиболее интересной, сложной, сердечной…» оператор Сергей Урусевский Невозможно не отметить работу оператора Сергея Урусевского, который для съемок каждого кадра придумывал необычные приспособления. Чтобы снять ставшими классическими кадры, как Баталов стремительно бежит по винтовой лестнице к Самойловой, в павильоне была построена декорация лестничного колодца трехэтажной высоты, внутри которой стоял железный столб с прикрепленной к ней операторской люлькой.

Урусевский садился в нее, а помощники за веревку тянули конструкцию вверх так, что мастер вместе с камерой поднимался параллельно бегущему Баталову… Чтобы снять панораму прохода разведчиков, Урусевский часами в промокшем ватнике и огромных солдатских сапогах лежал на листе кровельного железа, на котором его с камерой таскали по липкой грязи. А в сцене смерти Бориса оператора, скорчившегося на маленькой самодельной тележке, катали по болотной жиже вокруг стволов промокших берез. Актёры тоже не щадили себя. Татьяна Самойлова заболела туберкулёзом, но не прервала работу, бегая в перерывах на медицинские процедуры, а вот Алексей Баталов попал в больницу с серьёзной травмой.

Снимали сцену драки Бориса с солдатом, отпустившим циничную шутку в адрес девушки — Баталов должен был одним ударом сбить того с ног. Во время одного из дублей, падающий актёр потянул Баталова за собой, и тот упал лицом на обрубленный куст… Баталов очень переживал, что после операции на лице с кино будет покончено, но врач сработал ювелирно, и от травмы не осталось следов.

Последние годы звезда картины «Летят журавли» уже не узнавала родных. А в день 80-летия она попала в больницу, где скончалась от болезни сердца.

Но именно персонажа актера из картины «Летят журавли» Бориса, жениха Вероники, зрители особенно полюбили, хотя тот появлялся в кадре не так часто. Лента закрепила успех артиста, карьера которого только начинала набирать обороты. В 50-х он снялся в фильмах «Дорогой мой человек» и «Дама с собачкой». Тогда об Алексее Баталове заговорили как о зрелом состоявшемся актере.

В очередной раз поклонники убедились в его таланте по картине «Девять дней одного года», однако оглушительный успех ждал артиста с выходом ленты «Москва слезам не верит». Слесарь Гоша стал кумиром миллионов, а кино разобрали на цитаты сразу после премьеры. Ему нравилось снимать фильмы по классическим литературным произведениям: «Шинель», «Три толстяка», «Игрок». За счастье в личной жизни звезде кино пришлось побороться.

Брак с Ириной Ротовой Алексей Владимирович заключил, когда ему было всего 16. У пары родилась дочь, однако постепенно чувства супругов остыли, и они разошлись. Совсем иначе сложились отношения актера с цирковой артисткой Гитаной Леонтенко. Он больше не спешил: свадьбу сыграли спустя 10 лет с момента первой встречи.

Для меня главным в жизни оставалась работа. Ну как я уйду из цирка, что буду делать? Обед готовить? Но Алеша мне очень нравился, он был потрясающим».

Самой любимой ролью Алексея Баталова у зрителей стал Гога из ленты «Москва слезам не верит» У супругов появилась дочка Маша, но период беззаботного счастья был недолгим. Вскоре родители заметили, что у малышки проблемы с движением. Сказалась родовая травма — у девочки диагностировали ДЦП. Артисты тяжело приняли новость о болезни наследницы, но не опустили руки.

Мария получила блестящее образование, поступив на сценарный факультет ВГИКа, выпустила собственную книгу и вошла в Совет кинематографистов России. До последнего артист председательствовал в жюри конкурсов, связанных с кино, занимался благотворительностью, поддерживая фонды помощи инвалидам с детским церебральным параличом, преподавал. Но с годами его все больше одолевала проблема с сосудами. У Баталова часто кружилась голова, и в январе 2017-го во время очередного приступа он неудачно упал и сломал шейку бедра.

После тяжелой травмы актер попал в больницу, откуда уже не вышел: 15 июня он умер во сне в 88 лет. По сюжету двоюродный брат Бориса поначалу проявлял себя как романтик, но заполучив желаемое, остыл к героине Самойловой. Ближе к концу фильма «Летят журавли» Ника выяснила, что супруг давно ходит налево к Антонине Монастырской, да еще и отдал ей игрушечную белку — подарок Бори. После противоречивого и яркого персонажа Шворину часто предлагали воплотить на экране мужественных героев.

Гордиенко из «Небо зовет», Боб из «Деловых людей», друг Кашкина из ленты «Ты — мне, я — тебе» — Александр Борисович стал еще более известным.

В эмоциональном плане. В плане кинематографичности - новаторское! В плане значимости - незаменимое! В плане художественности - образное! Эпилог настолько сильный, что я заплакал. То, как Вероника меняется и принимает такое решение с цветами - в этом есть что-то библейское даже!!! Такое кино не забудется никогда! Стоит его лишь раз посмотреть - оно врастёт в сердце!.. А посмотреть его точно стоит!!!

Точнее даже лучшим довершением того жанра: открытого, послевоенного, где Висконти, де Сантис и немногие другие. Теперь же, в переходе с шестого технологического уклада, на выходе из системного кризиса расширенного спроса капитала, картина будоражит и другими смыслами. Теперь это снова поэтическая постанова, лишь с некоторым реалистичным значением в замахе снова затронувшей всех войны. Только не той священной, и уже даже эстетичной — а полной сверхнового реализма. И не столько в том, как мне казалось ранее, неприукрашенных решений Михаила Калатозова, сколько сейчас раскрывшейся коллективной палитры — это и доработанный сценарий Виктора Розова по его же пьесе «вечно живые», где всё пореальнее и попроще , и не по времени крутая операторская работа экшен-камерой Сергея Урусевского, и многих других композитов, каких лучше наверно и не будет. Как контрпример, и Татьяна Самойлова а не Сильвана Мангано, при всей симпатии в «la grande guerra» — в естественно чёрно-белом свете, в невероятном движении бегущего кадра… Моя единственная! Поздравляю тебя с твоим счастливым, радостным днём рождения! В этот день ты появилась на земле. Какое счастье, жизнь моя. Уйти от тебя тяжело, но остаться нельзя.

Я не могу жить прежней жизнью, беспечно веселиться в часы, когда по нашей земле идёт смерть. Ты поймёшь это, моя родная Белочка. Бывают дни и минуты, когда наша частная жизнь, пусть очень счастливая, становится ничтожной перед жизнью всех нас, всего народа, всей страны. Люблю и верю в тебя. Для советского кино он стал шагом вперед после соц. Меня впечатлило отсутствие врагов в кадре, которое не помешало создать тяжелую атмосферу войны. Особенно запомнились монологи, они берут за душу, я даже пару раз перемотал для повторного прослушивания, жалко только, что они появились ближе к концу — первая половина фильма, как по мне, скучна и нудна, да к тому же раздражали Вероника и ее жених. Тут следует пояснить: как мне показалось, на «Белку», вернее на ее жизнь, в отрыве от Бори, просто не хватило хронометража. Ее личная трагедия раскрыта не полностью, ситуация с Борькой надуманна перемудрили маленько , а любовные метания из-за этого выглядят неестественными. Во второй половине фильма, когда остальные герои начинают раскрываться, выравнивается и Вероника: взять хотя бы сцену с падением и мальчиком или с «пиром во время чумы» — очень яркие, пронзительные сцены.

Что касается Бори, тут тоже не совсем ясна его мотивация. Толком не объясняется… 6,5 из 10 Первая половина очень душная, герои сыроваты. Фильм неплохо состарился, но местами смотрится странно. По сути, стоит смотреть ради последних 40—50 минут. Со второй попытки мне удалось понять, почему это кино считается великим, и его можно окрестить громким словом «шедевр». Вместо классических сюжетов о доблести советских солдат на фронте, мы видим нетривиальную историю, рассказанную глазами главной героини, которую война разлучила с любимым. Именно нетипичный взгляд на проблему, новаторский подход к реализации идеи, ну и, конечно, воля случая, позволили картине стать первой и единственной в СССР, ставшей лауреатом Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля. Главное, что впечатляет в картине, это невероятная работа в тандеме режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского. Практически каждая сцена фильма — выдающаяся, около пяти сцен — гениальные. С помощью тонкой режиссёрской мысли и революционных технических решений при работе с камерой, были созданы невероятные художественные образы, которые навсегда вошли в историю кинематографа.

Визуально фильм смотрится настолько современно, что не верится что ему 64 года. Очень показательна реакция на фильм. В Советском Союзе его посчитали идеологически невыдержанным, его победе на Каннском фестивале в советской прессе посвятили небольшую заметку без указания авторов, а Никита Сергеевич Хрущёв был вовсе возмущён, и после просмотра назвал главную героиню «шлюхой». Во Франции же фильм обрёл невероятный успех у зрителей и критиков, Татьяну Самойлову обрекли советской Бриджит Бардо, а Пабло Пикассо назвал фильм гениальным. Вероятно, наш зритель был просто не готов сопереживать главной героине Веронике, которая мало того, что даже внешне не очень вписывается в воспеваемый образ советской женщины, так ещё и нравственно позорит его и ставит под сомнение прописные истины и идеалы. К счастью, время расставило все по своим местам, и сейчас «Летят журавли» считаются не просто классикой, а одним из важнейших фильмов всего советского кинематографа. Тут восхитительно всё, какой аспект фильма не затронь. Дуэт Калатозова и Урусевского за кадром, и дуэт Самойловой и Баталова в кадре создали удивительное произведение, открывшее новые выразительные возможности кинематографа и позволявшее зрителю пережить эмоциональный катарсис во время просмотра. Снятое Михаилом Калатозовым кино рассказывает о любви и счастье на фоне надвигающейся угрозы. Ностальгический монтаж кадра, сведения звука и крупные планы оператора придают «Журавлям» некую сокровенную ностальгию, такое приятное путешествие в прошлое.

Конечно, на фоне более современных военных лент: будь то ужасы войны глазами детей, либо история непосредственно в самой фашисткой Германии, советский фильм выглядит более простым, но этим он и цепляет. Не нужны подробные кадры концлагерей, не нужны опыты доктора Менгеле — здесь у нас принятие войны девушкой Вероникой, которая любит, которая любима. Первые кадры не предвещают ничего трагического, влюблённые молодые ребята, красивые пейзажи. Студенты технологического университета, свидания, любовный треугольник. Грустная романтика о третьем лишнем без медведей Тедди , где позиции мужчин понятны и логичны. Элементы интерьера, условия быта создают приятный мир, пока не наступает 22 июня 1941 года. События предсказуемые, но фильм делает акцент не на доблести мужчин она там безукоризненная! Цепляет то, что каждая девушка, жена, мать, бабушка хотят сохранить своих мужчин, но враг у ворот, а, значит, за добровольным порывом последует принудительный.

Она очень любит Бориса Алексей Баталов и вот-вот должна выйти за него, но начинается война, Борис идёт добровольцем на фронт.

Из-за бомбёжек героиня теряет родителей и дом и поселяется у семьи Бориса, где её домогается его двоюродный брат, давно влюблённый в Веронику. Марк добивается своего, и героиня в итоге выходит за него замуж, но постоянно страдает... Никита Хрущёв после просмотра фильма "Летят журавли" высказался про главную героиню: "Шлюха она, вот и всё! Любопытное и случайное совпадение, когда фильм попал в Канны, на французский язык его перевели как "Когда прилетают аисты"... А всё потому, что оригинальное название на местном сленге означает "проститутки воруют". О войне без войны Предоставлено телекананлом "Мосфильм. Золотая коллекция" На съёмках фильма "Летят журавли". Картина поменяла представление о фильмах, посвящённых Великой Отечественной войне. Фильм охватывает всю войну, при этом в кадре ни разу не появляется образ врага.

Есть только звуки бомбёжек, летящих самолётов над Москвой, а пули, настигающие героев, берутся будто бы ниоткуда. Режиссёр Михаил Калатозов намеренно добивался этого психологизма, пытаясь донести до зрителя, что главный враг — это сама война, которая передана в мельчайших деталях. Операторская работа Урусевского, который окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и смотрел на фильм глазами художника, во многом предопределила успех картины. Ради красивых кадров создатели часто шли на различные ухищрения и даже жертвы.

Как сложились судьбы звезд фильма «Летят журавли»

Там у меня была небольшая роль, которая мне очень не нравилась, — комсорг секретарь комсомольской организации. Он все время спрашивал меня почему, а я говорил, что не люблю невыписанные роли и какие-то нечеловеческие слова. В общем, в этом фильме я снялся, а через три года он позвал меня и сказал: «У меня есть очень небольшой по объему эпизод, но он — самый главный в моей картине. И я, и оператор, и съемочная группа — все мы очень серьезно к этому относимся.

Если мы найдем правильного актера, тогда фильм у нас получится, а если не найдем — нас ждет провал». Он рассказал, что главная героиня, Вероника, изменила своему возлюбленному, не дождалась его с войны. А в госпиталь, где она работает, попадает мальчик, которого в деревне не дождалась невеста.

Калатозов сказал, что в этом маленьком эпизодике должен быть невероятный накал, потому что только тут Вероника поняла, какой неверный шаг она совершила в своей жизни. Вот, почитайте», — сказал Михаил Константинович, дал мне сценарий и вышел из кабинета. Я почитал минут 5—10 и, когда он пришел, сказал, что это мне очень интересно.

Я посмотрел на него и сказал: «Сделаю! Любовь к кинематографу проявилась еще в военном детстве? Конечно, это был уже очень сознательный возраст, я все это помню.

А кино я заразился, наверно, с трех-пяти лет. У нас в поселке был киноклуб. Я один раз сходил туда и уже не мог оторваться: меня притянуло к этому, как магнитом, до конца дней — я дня не мог прожить, чтобы не попасть на картину.

Ради этого я подметал в клубе полы, таскал что-то, расставлял стулья — и так до десятого класса. А потом никакого вопроса о том, куда идти учиться, уже не стояло — только институт кинематографии.

Во время прогулки они слушают, как часы на Спасской башне бьют 4 часа ночи, после чего возвращаются домой. Именно этим утром началась война. Борис, несмотря на возможность получить бронь, уходит добровольцем на фронт за день до дня рождения Вероники и оставляет ей в подарок игрушку - белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку.

Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним. Триумф фильма начался с получения первого приза на Каннском фестивале в 1958 году.

При этом сама война, благодаря грамотно расставленным и убедительным деталям, ощущается в кадре постоянно. Таким образом лента расширила границы жанра, показав, что кино о войне — это прежде всего кино об испытании, и не важно, как далеко от фронта разворачиваются события.

Историю можно разделить на две почти равных по длительности части. Финалом первой становится гибель Бориса. Решение убрать персонажа, который воспринимался одним из двух главных героев, можно назвать смелым. Ведь оно усиливало трагизм истории и одновременно вовлекало зрителя в действие, заставляя его вместе с Вероникой надеяться на лучшее.

Также любопытно, как через весь фильм проходит ряд рефренов. Например, сцена встречи солдат снята похожим образом со сценой проводов. Своего рода визуальным лейтмотивом становятся образы лестницы и Крымского моста. Одним именем — Боря — назван возлюбленный Вероники и ее приемный сын.

Авторы повторяют ряд ситуаций и элементов, выявляя глубинную взаимосвязь событий и явлений, цикличность устройства мира. Если 29-летний Алексей Баталов, к тому моменту уже опытный, известный актер, воплотил достаточно прямолинейный, хоть и масштабный и обаятельный образ фронтового поколения, то от его партнерши требовалась задача еще более сложная. Противоречивый характер нуждался в новой, нетипажной исполнительнице. Поначалу на роль выбрали Елену Добронравову, но волею случая Калатозов обратил внимание на 23-летнюю Татьяну Самойлову, отчисленную из Театрального училища им.

Щукина и имевшую лишь небольшой опыт съемок в картине «Мексиканец». Молодой актрисе не давали ролей как раз по той причине, что привлекла Калатозова — ее яркой индивидуальности и нестандартной красоте, «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы», ее внутренней витальности вместе с ощущением душевного надлома. Таким образом, благодаря стечению обстоятельств и чутью Калатозова, не вписывавшийся в соцреалистические рамки сюжет и талантливая, но не подходящая никому актриса словно бы нашли друг друга. Результатом стала не только главная роль в карьере Самойловой, но и актерская награда Каннского кинофестиваля, слава «первой всемирно известной русской кинозвезды» и восхищение самого Пабло Пикассо.

Впрочем, новаторство с опорой на традицию.

В это время Борис вместе со своей попавшей в окружение частью с боями пробирается за линию фронта к своим и во время разведки происходит непоправимое — Борис гибнет от пули немецкого снайпера. Семья Бориса и Вероника с Марком переезжают в эвакуацию за Урал. Вероника работает в госпитале. Во время ее дежурства у одного из солдат происходит нервный срыв из-за его неверной невесты. Вера, под впечатление происшедшего, приняв все на свой счет, хочет, бросится с моста и покончить с собой.

С моста Вероника видит маленького мальчика и бросается его спасать. Едва успев Вера спасает мальца из-под колёс грузовика. Оказалось, что мальчик не знает где его родители и зовут его, по странному стечению обстоятельств также как и ее бывшего жениха тоже Борис. Вероника приводит мальчика к себе домой и хочет дать ему поиграть плюшевой белочкой, которую она получила от ее Бориса.

Летят журавли 1957

«Летят журавли» — гениальный фильм, положивший начало советскому декадансу Военный, мелодрама, история. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев и др. Рассказ о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание.
«Летят журавли»: как история об измене смогла завоевать сердца зрителей? До того, как сняться в фильме «Летят журавли», актер три сезона отработал в театре имени Станиславского.
66 лет назад состоялась премьера фильма «Летят журавли» (12.10.2023) Военные, мелодрамы, исторические. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев и др. Драматическая история людей, в чьи судьбы вторглась война.
Фильм Летят журавли (1957) - актеры и роли х/ф «Летят журавли» (1957 год) – 458 просмотров, продолжительность: 1:31:25 мин., нравится: 4. Смотреть бесплатно видеоальбом канала СССР HDᴴᴰ в социальной сети Мой Мир.

Фильм Летят журавли (1957) - актеры и роли

Фильм Летят журавли остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля. Летят журавли: актеры и создатели фильма. До того, как сняться в фильме «Летят журавли», актер три сезона отработал в театре имени Станиславского. Кинофильм «Летят журавли» режиссёра Михаила Калатозова вышел на экраны в 1957 году. Фильм «Летят журавли» вышел на экраны в 1957 году. Фильм «Летят журавли»: билеты на фильм и расписание сеансов в кинотеатрах Москвы.

Вербное воскресенье: истоки и традиции праздника

  • Смотреть фильм Летят журавли в хорошем качестве онлайн на сайте
  • Премьеры кино и сериалов
  • Что еще почитать
  • Пронзительные судьбы звезд советской драмы «Летят журавли»
  • Летят журавли (1957) — актёры и создатели

Летят журавли (1957) смотреть онлайн

Летят журавли смотреть онлайн в хорошем качестве HD 1080 в русской озвучке на видеосервисе Wink. Кадр из фильма *Летят журавли*, 1957 | Фото: «Летят журавли» не был классическим фильмом о войне – в нем не шла речь о героических подвигах и сражениях, а вместо этого в центре сюжета была любовная линия. «Летят журавли» — советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». До того, как сняться в фильме «Летят журавли», актер три сезона отработал в театре имени Станиславского. Фильм Летят журавли вышел на экраны 12 октября 1957 года и стал настоящим прорывом в отечественном кино. «Летя́т журавли́» — советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые».

Летят журавли (1957) смотреть онлайн

Там же была отмечена исключительная игра актрисы Татьяны Самойловой. Затем картину приветствовали зрители во многих странах мира. Награды фильма: Большой приз «Золотая пальмовая ветвь», специальный диплом жюри, приз за лучшую женскую роль Татьяне Самойловой, приз Высшей технической комиссии Франции оператору Сергею Урусевскому на XI Международном кинофестивале в Канне, приз «Серебряное сомбреро» на I Международном кинофестивале в Гвадалахаре, Особый приз I Всесоюзного кинофестиваля в Москве.

Например, сцена встречи солдат снята похожим образом со сценой проводов. Своего рода визуальным лейтмотивом становятся образы лестницы и Крымского моста. Одним именем — Боря — назван возлюбленный Вероники и ее приемный сын. Авторы повторяют ряд ситуаций и элементов, выявляя глубинную взаимосвязь событий и явлений, цикличность устройства мира. Если 29-летний Алексей Баталов, к тому моменту уже опытный, известный актер, воплотил достаточно прямолинейный, хоть и масштабный и обаятельный образ фронтового поколения, то от его партнерши требовалась задача еще более сложная. Противоречивый характер нуждался в новой, нетипажной исполнительнице.

Поначалу на роль выбрали Елену Добронравову, но волею случая Калатозов обратил внимание на 23-летнюю Татьяну Самойлову, отчисленную из Театрального училища им. Щукина и имевшую лишь небольшой опыт съемок в картине «Мексиканец». Молодой актрисе не давали ролей как раз по той причине, что привлекла Калатозова — ее яркой индивидуальности и нестандартной красоте, «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы», ее внутренней витальности вместе с ощущением душевного надлома. Таким образом, благодаря стечению обстоятельств и чутью Калатозова, не вписывавшийся в соцреалистические рамки сюжет и талантливая, но не подходящая никому актриса словно бы нашли друг друга. Результатом стала не только главная роль в карьере Самойловой, но и актерская награда Каннского кинофестиваля, слава «первой всемирно известной русской кинозвезды» и восхищение самого Пабло Пикассо. Впрочем, новаторство с опорой на традицию. Яркие визуальные техники, на которые так богат «Летят журавли», по сути, были не изобретены, а заново открыты. Знаменитая субъективная камера могла быть вдохновлена «Шинелью» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, сверхширокоугольная оптика Урусевский в фильме использует объектив 18 мм активно применялась в «Стачке» Сергея Эйзенштейна, а уж ракурсная съемка вообще была отличительной чертой всего авангардного кино 20-х.

Важны не эти приемы сами по себе, а то, что Урусевский смог, во-первых, их сделать своими, а во-вторых, использовать их органично, подчинив драматургии и замыслу фильма. Сцена из фильма «Летят журавли» «Летят журавли» — это фильм об обычных людях, обращенный к обычным людям. В таком контексте субъективная камера и съемка с рук помогает подключить зрителя к активному сопереживанию и почти к участию в действии. В ряде сцен, например, в знаменитых проводах на фронт, динамичная камера позволяет нам буквально ощутить окружающую толпу. Сцена из фильма «Летят журавли» Другой пример смелого использования сочетания камеры вместе с изменением скорости съемки — сцена попытки самоубийства Вероники.

Она помогает раскрыть субъективность, человечность героев.

Прежде всего — Вероники и Бориса. Но также речь идет и о создании портрета поколения — достаточно пересмотреть долгую сцену проводов Бориса на фронт. Камера Урусевского фиксирует каждое лицо: перед нами не масса, но сложная многофигурная композиция. Коллектив — мудрый, понимающий, способный дать совет оступившемуся герою — распадается на сотни индивидуальностей. Иллюзия большинства исчезает, оставляя конкретных людей и их конкретные переживания. Но именно в «Журавлях» полуосознанное открытие становится сознательным приемом.

Дальше — знаменитые массовые сцены в «Заставе Ильича» 1965 и «Июльском дожде». Сейчас это заявление может показаться странным, но «Летят журавли» окончательно возвращают послевоенному советскому кино природу, вписывают жизнь героев в естественный природный цикл. Малокартинье сосредотачивалось на политических вопросах, не замечая мира вокруг себя. На дворе всегда стояло лето, а природа сводилась к требующему уборки полю или чему-то, ожидающему немедленного покорения вспомним финал «Великой силы» 1950 Эрмлера, в которой победоносные сторонники Лысенко рассказывали о решительном наступлении партии большевиков на законы наследственности. Ситуация изменилась с «Возвращением Василия Бортникова»: там действие начиналось зимой, заканчивалось летом, а сам Василий Бортников менялся, «оттаивал» вместе с природой. Но это были первые робкие шаги.

Жизнь Вероники, нежной героини «Журавлей», словно повторяет изменения природы. Счастье летом, кризис и суровые испытания, выпадающие на зиму, и надежда на новое счастье в мае. Парадоксально счастливый финал «вопреки», известный по итальянским фильмам, накладывается на радостное пробуждение природы. Зима ушла, мирная жизнь возвращается, и перед нами ликование настоящей, окончательной победы. Добавим, что «Журавли» связывают новый советский кинематограф с наследием эпохи авангарда. Михаил Калатозов приходит в кино еще в 1920-е, при этом работает довольно интенсивно.

В оттепельную эпоху у многих других режиссеров старшего поколения — достаточно вспомнить «Обыкновенный фашизм» 1965 Ромма, «Перед судом истории» 1965 Эрмлера, «Аленку» 1961 Барнета или «Гамлета» 1964 Григория Козинцева — открывается второе дыхание. Но Калатозов — первый. Говоря о связи с традицией, стоит добавить и о связях «Журавлей» с экспрессионизмом, которые проявляются в сцене воздушного налета и последующего изнасилования Вероники. Ярко освещенное лицо героини, профиль Марка в полутьме, взбесившееся фортепиано, шум взрывов, гул самолетов за окном, всполохи света и наступившая потом тишина, прерываемая лишь хрустом битого стекла под подошвами Марка. Нечто подобное можно обнаружить в сцене убийства из «Ящика Пандоры» 1929 Пабста или у Клузо — в «Вороне» 1943 или финале «Дьяволиц» 1955. Достижения прошлого используются для создания нового языка.

Еще немного, и это станет общим местом. А потому они обречены оставаться в стороне. Справедливо это или нет? Этот не тот вопрос, который стоит задавать традиции. Но «Летят журавли» — картина, которую можно ставить в один ряд с великими черно-белыми драмами европейского и американского кино. Они смогли стать всеобщим достоянием.

Распад коллектива и обнажение личности, констатированные «Журавлями», заставляют нас упомянуть еще об одной проблеме, напрямую связанной с этим фильмом.

Зритель тоже», — говорил он в одном из интервью. Вот знаменитый план Урусевского: камера идет и мечется вслед за героиней, а потом — резко взлетает в небо, чтобы показать панораму и потерянность персонажа среди толпы и танков.

А на съемках прохода разведчиков помощники оператора несколько часов по колено в грязи таскали лежащего на железном листе оператора, чтобы он снял все дубли. И как гениально снята сцена попытки самоубийства главной героини. Тут оператор экспериментировал с изменяющейся скоростью кадров.

Благодаря этому изображение передает состояние человека, который собирается кинуться под поезд: прохожих она не видит, зрение фрагментарно. Это сильное решение. Борис Урусевский все время изобретал новые технические решения и приспособления.

Так, для съемок сцены гибели Бориса он придумал круговые операторские рельсы. Об этой находке до сих пор рассказывают на занятиях студентам ВГИКа. А для того, чтобы снять стремительный пробег героя Баталова по лестнице, был построен макет трехэтажного лестничного колодца.

В центре поставили металлический столб, к которому прикрепили операторскую люльку. Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали оператора, чтобы камера находилась все время вровень с актером. Клод Лелуш и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля Интересно, что именно съемки этого фрагмента увидел тогда еще совсем юный французский режиссер Клод Лелуш, ставший впоследствии легендой французского кинематографа.

В то время он снимал в СССР документальное кино. Но увиденная на «Мосфильме» работа оператора Сергея Урусевского и режиссера Михаила Калатозова так потрясла его, что через несколько лет он ушел в художественный кинематограф.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий