Новости четвертование что такое

в средние века в России (до конца XVIII в.) ив европейских государствах - вид смертной казни: рассечение тела осужденного на 4 части или последовательное отсечение конечностей и головы. это жестокая казнь, когда человека привязывали за руки и ноги к четырем лошадям и разрывали на четыре части. Также была казнь при помощи отсечения конечностей. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЧЕТВЕРТОВАНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. казнь, когда человека разрывают или разрубают на части: обычно на четыре (именно это и обусловило название четвертование - четверти). Четвертование человека — это практика, которая используется в некоторых религиозных или трансцендентальных учениях и направлена на достижение более высокого духовного состояния.

Врагов карали люто. Самые жестокие виды казни в Древней Руси

Четвертование человека — это практика, которая используется в некоторых религиозных или трансцендентальных учениях и направлена на достижение более высокого духовного состояния. Русское четвертование было не менее мучительным. Четвертование. Четвертование — вид смертной казни. Как видно из названия, тело осуждённого делится не менее чем на четыре части. истор. действие по значению гл. четвертовать; средневековый способ смертной казни, при котором осуждённому рассекали тело на четыре части либо последовательно отсекали руки. Казнь повешение потрошение и четвертование. Четвертовали они преступников таким образом: сначала устраивали частичное повешение, чтобы затем вспороть несостоятельному висельнику живот, выпотрошить его, а тело сжечь, ловя последние проблески меркнущего сознания.

Над кем был вынесен последний приговор четвертования в России?

Что такое четвертование. В народных приметах четвертование – это один из способов предсказывать будущее или узнавать информацию о событиях, которые произойдут в течение ближайшего времени. Но самый распространенный способ четвертования, который существовал до 1757 года, состоял в том, что осужденного привязывали за руки и за ноги к четырем сильным лошадям, тянувшим в противоположные стороны до тех пор, пока его конечности не отделялись от. Если говорить про аналогию с четвертованием, то здесь власти сразу отрубают голову, чтобы учителя не мучились и не переживали по поводу отрубания других частей ирующие выплатыЗа дополнительную работу учителя получают. вид смертной казни в Средние века в России (до конца XVIII в.) и в европейских государствах: рассечение тела осужденного на четыре части или последовательное отсечение конечностей и головы.

Что такое четвертование. Что значит «четвертовать» человека? История четвертования

В частности, в Псковской Судной Грамоте обозначены пять преступлений, за которые приходится расплачиваться жизнью: святотатственное воровство из церкви, конокрадство итак нередко ведущее к кровавому самосуду , передача неприятелю секретных сведений, поджог и кража в третий раз. В самом же документе смертная казнь описывается единственно возможным искуплением проявленной преступником злой воли, способом обезопасить от злодея все общество. Среди сторонников введения смертной казни в России — партия КПРФ с обоснованием: «Мораторий противоречит интересам страны» и партия ЛДПР: «Если вешать в центре города, а труп будет висеть несколько дней, то количество преступлений обязательно сократится». Среди противников — Владимир Путин и Дмитрий Медведев: «Ужесточение наказания не приведёт к искоренению преступности», а также Русская Православная Церковь: «Жизнь человеческая не заканчивается с телесной смертью, отмена смертной казни дает больше возможностей для покаяния оступившегося и для пастырской работы с ним. Милосердие к падшему всегда предпочтительнее мести».

В партии «Единая Россия», как и среди сотрудников системы исполнения наказаний нет единого мнения по данному вопросу. Против смертной казни выступает и экономическая сторона, поскольку данный вид наказания не является экономически выгодным хотя и существуют предложения по использованию органов приговоренного. Лица, совершившие преступления, могут в течение длительного времени выполнять трудовые обязанности, компенсируя, таким образом, нанесенный материальный ущерб. Судебник 1497-го года продолжил тенденция к расширению использования смертной казни.

К уже имеющимся преступлениям, караемым смертью, добавилась клевета, разбой, различные виды убийства. Воры стали отправляться на виселицу уже после второй кражи. Публичные и сопровождающиеся пытками казни стали частыми явлениями в период правления Иоанна Васильевича Грозного, отметившегося на этом поприще выпуском Судебника 1550-го года. Любопытно, что в летописях права раннего Московского периода первоначальный взгляд на преступление, заключающийся в нарушении частных интересов, постепенно подменяется понятием зла «лиха» или «лихаго дела» , направленного против целого государства.

Таким образом, и наказание за преступления становится делом государственным, царским, а самосуд объявляется запрещенным и возводится в самостоятельное преступление. В Судебниках необходимость смертной казни обосновывается тем, что злая воля участников преступных деяний настолько «испорчена и закоренела», что лишь физическое уничтожение ее обладателя может оградить общество от опасности. Также в этих законодательных сборниках не допускалась возможность примирения потерпевшего с преступником и отмена казни в целях восполнения материального ущерба. В период Судебников для преступных действий, инициативу преследования которых брало на себя государство, появилась новая форма процесса — сыск.

В сыске наличие частного обвинителя не являлось важной деталью, поскольку сама государственная власть представала в роли обвинителя. А при расследовании правонарушений вовсю использовались два могучих орудия: повальный обыск и пытка. Постараемся восстановить все виды смертной казни, которые имели место в практике Московского государства на протяжении всего семнадцатого века 1. Отсечение головы.

Считалось стандартным видом казни и применялось, если не было никаких иных указании или слов «безо всякия пощады». Один из самых древних видов казни, пришедший к нам из Византии. Назначалась за разбой и татьбу, а также за предательство ратных людей. Во второй половине семнадцатого века появилось повешение за ребро на железном крюке, ставшее одной из самых жестоких казней.

Применялось в случаях массовой экзекуции. За отцеубийство и матереубийство в эпоху Судебников утопление совершали вместе с петухом, котом, собакою и ужом. Четвертование или отрубание всех конечностей и головы в самом конце. Считалось одной из самых постыдных казней и назначалось за государственные преступления.

В пятнадцатом веке таким образом казнили самозванцев. Залитие расплавленного металла в горло. Совершалось исключительно над фальшивомонетчиками, а в 1672-ом году была заменено отрубанием левых рук и обеих ног. Закапывание в землю заживо.

Эта казнь назначалась за мужеубийство. Причем осужденную со связанными руками закапывали по плечи и оставляли в ожидании смерти от голода или жажды. Рядом стояла стража, а прохожим разрешалось приносить виновной только деньги, которые затем шли на покупку гроба. Посажение на кол.

Подобно четвертованию, применялось в основном к бунтовщикам. Казнь была очень мучительной — под собственной тяжестью казнимого кол медленно протыкал внутренности и выходил между лопатками или из груди. Для увеличения мучений наконечник кола оснащали перекладиной. Представляло собой раздробление всех крупных костей лежащего на земле осужденного железным колесом.

После этого колесо устанавливали на шесте в горизонтальном положении, а изувеченное тело казненного клали или привязывали к нему сверху и оставляли умирать от обезвоживания и шока. Эта казнь особенно часто применялась при царствовании Петра I. Сожжение заживо. Специфический вид смертной казни, применяемый за поджоги и преступления против веры.

Преступников сжигали на обыкновенном костре, иногда предварительно посадив в железную клетку. Первые случаи использования подобной казни отмечены еще в тринадцатом веке. В конце семнадцатого века сожжение стали применять как наказание за упорство в «старой вере». В качестве ужесточения наказания осужденных окуривали едкими составами или сжигали на медленном огне.

Не удовлетворяясь ужасами этих видов смертной казни, на практике им пытались придать еще более устрашающий характер. Время и место экзекуции объявляли заранее, обставляли соответствующим образом, устраивали торжественные процессии до места. Тела преступников или части их тел выставляли на определенный срок на всеобщее обозрение в различных публичных местах. Сто лет, истекшие от появления Судебника 1550-года и до рождения Соборного Уложения 1649-го года, были наполнены неустанной борьбой Московского царства с действительными или воображаемыми антигосударственными элементами.

В пору процветания идеи суровой, абсолютной государственности, «лихой человек», преступник, представлялся опасной силой, с которой государственная власть должна была бороться. И Московское государство боролось с «лихими людьми», боролось без устали и без пощады. Неизбежным результатом подобного положения вещей явилось общее повышение масштабов карательной системы, а смертная казнь и вовсе выдвинулась на первый план. Например, после ужасного пожара в столице в 1634-ом году, ее стали применять даже в качестве наказания обычных курильщиков.

Неусыпное противостояние с «лихими людьми» достигло своей кульминации в Соборном Уложении царя Алексея Михайловича. Устрашительный элемент кары пропитывает собой весь этот законодательный памятник. Уложение как будто бы в каждом члене общества видит «лихого человека» и торопиться застращать его угрозами для того, чтобы удержать от преступления. Карательные санкции Уложения постоянно сопровождаются словами: «и другие примут страх» или «чтоб иным на то смотря не повадно было».

Здесь же указывается, что наказание преступнику должно осуществляться подобное тому, которое он сам учинил. То есть совершено убийство — Уложение приказывает покарать «смертию же», поджог — преступника сжигают, подделка монет — получи в горло расплавленный металл, изувечил кого-либо — подвергнешься такому же увечью. Количество преступлений, за которые Уложение Алексея Михайловича грозило смертью, оставляет далеко позади все Судебники, — оно дает санкцию на казнь в пятидесяти четырех а по подсчетам некоторых экспертов — в шестидесяти случаях. Если прибавить к этому ряд жестоких наказаний кнутом страшным орудием, от которого очень часто следовала смерть и целый набор членовредительных увечий из-за неразвитой медицины также оканчивавшихся смертным исходом , то фактические границы применения смертной казни могут быть раздвинуты еще шире.

Устанавливая смертную казнь за различные преступные деяния, Уложение очень неточно определяет сам род казни. Кроме того совершенно не описан порядок ее совершения, оставляя это на выбор местных властей. В последующие годы выходили отдельные статьи видоизменяющие, дополняющие и развивающие определения, касающиеся смертной казни, установленные в Уложении 1649-го года. Нельзя сказать, что новые законы отличались какой-то последовательностью.

Некоторые их них противоречили как Уложению, так и друг другу; вводились новые санкции смертной казни, а уже существующие отменялись, затем вновь восстанавливались и снова отменялись. Однако в целом новые указы особенно принятые в 1653-ем — 1655-ых годах все же несколько смягчили прежнюю строгость и жестокость, определенную сводами Уложения. Как будто законодательство само устрашилось нового кодекса, поспешив принять ряд корректив по ограничению смертной казни в отношении некоторых преступлений. Именно одним из таких смягчающих постановлений и был Указ от 30 октября 1653-го года.

Смертную казнь оставили в силе лишь для рецидивистов. А Указ 16 августа 1655-го года и вовсе предписывал «давать живот» всем воровским людям, добровольно покаявшимся и сдавшимся властям. Очень похоже на то, что московское законодательство расписалось в бессилии в деле борьбы с «лихими» и пыталось найти с ними компромисс. Смягчаются и виды смертной казни.

Например, Указ 25 мая 1654-го года предписывает заменить мучительное сожжение поджигателей простым повешением. Однако такое направление Российского уголовного законодательства продержалось не долго. Вскоре все снова вернулось на круги своя. Интересующее нас положение об отмене смертной казни для разбойников и воров 8 августа 1659-го года перестало действовать.

Именно в этот день по просьбе помещиков и вотчинников появился Указ о восстановлении повешения разбойников, задержанных в понизовых городах. А 11 мая 1663-го года каждому приговоренному разбойнику и вору вместо смерти было предписано отрубить левую руку и обе ноги. В качестве устрашения отрубленные члены прибивали к деревьям вдоль дорог.

Обвиненные в преступлениях люди подвергались страшным мучениям на вполне законных основаниях. Одним из самых знаменитых способов казни издревле считалось четвертование. Так что означает «четвертовать»? И каковы особенности данной казни в разных странах? Что значит «четвертовать» человека? Четвертование — один из самых распространенных в мире способов казни, который заключался в рассечении тела на четыре или более частей.

Подобной казни подвергались особо опасные преступники, а также предатели, государственные изменники, бунтари и заговорщики. Часто до четвертования преступник был подвержен другим пыткам.

Выдав себя за скрывающегося от врагов протестанта, втерся в доверие к Вильгельму и несколько месяцев спустя застрелил его. После пыток, длившихся девятнадцать дней, и четвертования король Испании пожаловал его семье дворянство и навсегда освободил от подати. Однако уже мертвого его признали виновным в цареубийстве и приговорили к четвертованию, как живого. Четвертование неразрывно связано с именем «славного короля Генриха» и казнью Равальяка. Кстати говоря, за шестнадцать лет на Генриха IV было совершено восемнадцать покушений — ни при одном другом монархе не четвертовали так часто.

Напомним лишь о самых знаменитых казненных по обвинению в покушении на королевскую жизнь. Баррьер, по прозвищу Барр, бывший солдат герцога де Гиза, работал лодочником на Луаре. Этот религиозный фанатик счел короля заклятым врагом католиков. Его руку остановил дворянин по имени Бранколеон. Барра четвертовали в Мелене в 1593 году. Через год некий Жан Шатель, девятнадцатилетний сын парижского суконщика, бывший воспитанник иезуитов, тоже пытался заколоть монарха. Он нанес удар, когда король наклонился, чтобы поднять придворного, опустившегося перед ним на колени.

Шатель метил в живот, но попал в лицо, сломав королю несколько зубов и разбив губы. Шателя четвертовали, а иезуиты, обвиненные в подстрекательстве, на некоторое время были изгнаны из королевства. В 1600 году, после покушения Николь Миньон перед парламентом встал вопрос о процедуре казни. Можно ли четвертовать женщину, не выходя за рамки приличий? После долгих размышлений решили, что нет, и Николь повесили. Последовало еще несколько неудачных покушений на Генриха, и наконец 14 мая 1610 года на улице Ферронри король получил два смертельных удара кинжалом. Убийцу звали Равальяк.

Преступника схватили полицейские. Равальяка, утверждавшего, что к убийству его подтолкнула исключительно любовь к Богу и вера, подвергли самым страшным пыткам, добиваясь разоблачения заказчиков. Все было напрасно. Его хотели казнить с особой жестокостью. Мария Медичи желала, чтобы с него живьем содрали кожу, но наказание сочли слишком легким, и Равальяка приговорили к четвертованию. После дознания и допросов с пристрастием его истязали до самой казни. Впоследствии так же поступят с Дамьеном после его покушения на Людовика XV.

Равальяка жгли серой, расплавленным свинцом, кипящим маслом, горящей смолой, рвали калеными щипцами «все тело» и, наконец, четвертовали на Гревской площади. Казнь длилась долго, поскольку Равальяк был высокого роста и крепкого телосложения. Через час лошади выбились из сил, но конечности все не отрывались. Понадобилось немало времени, чтобы от него осталось лишь бьющееся в конвульсиях туловище. В протоколе указано, что, когда Равальяка наконец разорвали, «народ ринулся со шпагами, ножами и другим подручным инструментом, чтобы резать и рвать его тело, куски растаскивали и жгли потом по всему городу… Швейцарские стражники воспользовались своим положением и утащили несколько кусков, которые спалили во дворе Лувра». Некоторые авторы пишут, что дети делали из них гирлянды, а крестьяне уносили внутренности в свои деревни. Как пишет Калландро, «Равальяка не сожгли, его разорвали».

После казни Равальяка следующего четвертования народ ждал почти полтора века. На этот раз смерти предали Робера Франсуа Дамьена, некогда служившего у парижских иезуитов, а потом у некой Верней-Сентрез, провинциальной мещанки. Было холодно, и король укутался в две меховые шубы, которые смягчили удар. Разрывание с помощью деревьев на римский и древнегреческий манер. У суверена пошла кровь, но рана оказалось легкой. Королевский врач Мартиньер осмотрел рану и счел, что она неопасна. Дамьена арестовали на месте.

В самом Версальском дворце его пытали калеными щипцами стражники, которым помогал хранитель печатей Машо Руйе. Прошел слух, что лезвие было отравлено, и король исповедался, попросил соборовать его и отслужить мессу в личных покоях. Однако все обошлось. По некоторым свидетельствам, король потребовал «громкого отмщения». По другим — монарх якобы хотел, «чтобы ему вообще не причиняли боли», и во всем виноваты чересчур усердные судьи и придворные. Короля можно было упрекнуть — что и сделал народ — разве что в том, что после осуждения он не помиловал преступника и «за неопасный удар обрек его на столь ужасную смерть». Дамьена перевезли из Версаля в парижскую Консьержери и заключили в камеру.

К тюрьме приставили сотню солдат — власти и король верили в серьезный заговор. Дамьен пытался покончить жизнь самоубийством, перекрутив себе гениталии, и его привязали к постели крепкими кожаными ремнями, закрепленными на вбитых в пол кольцах. Он провел в таком состоянии два месяца. Четвертование Равальяка. Через час пришлось заменить выбившихся из сил лошадей. Его подвергли обычной и десятичасовой, чрезвычайной, пытке, чтобы он выдал сообщников. Таковых у него не было, и он лишь твердил: «Я не собирался убивать короля, если бы я хотел, то сделал бы это.

Мой удар направлял Господь, он хотел, чтобы все стало как прежде и мир воцарился на земле».

Соборное уложение 1649 г. Среди официально прописанных видов было, к примеру, сожжение заживо за богохульство: «Если кто… возложит хулу на Господа Бога… того богохульника, обличив, казнить, сжечь». Фальшивомонетчики, вероотступники, насильники, убийцы, воры — всех ждала смертная казнь. За более мелкие прегрешения секли кнутом. По свидетельству чиновника Григория Котошихина, в Москве во время царствования Алексея Михайловича Романова 1645 — 1676 работали 50 профессиональных палачей.

Без работы они не сидели: за царствование Алексея Михайловича, указывает Котошихин, казнили 7 тысяч человек. Подавив стрелецкий бунт 1698 г. Петр сурово покарал «старую гвардию» царей. Десять дней в Москве казнили стрельцов после жестоких пыток: как писал историк Николай Костомаров, «четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы; большинство вешали». Пятерым стрельцам Петр отрубил головы лично. Пауза в смертях При Елизавете Петровне убивать преступников перестали: их секли кнутом, клеймили и отсылали на вечную каторгу.

Public domain Первые наследники Петра продолжили его практику казнить часто и помногу, хотя экзотика времен Ивана Грозного осталась в прошлом — с XVIII века в основном рубили головы, вешали и расстреливали. Все изменилось, когда на престол взошла дочь Петра Елизавета правила в 1741 — 1762 гг. Императрица была убежденной противницей смертной казни и за свое правление не подписала ни одного смертного приговора. Как указывает историк Елена Марасинова, религиозная Елизавета Петровна не хотела брать на душу грех убийства, подписывая смертные приговоры. Преступникам, приговоренным бы при других обстоятельствах к смерти, это не очень помогало: их клеймили, вырывали им ноздри и отправляли на вечную каторгу. Тем не менее, двадцатилетняя пауза в казнях сыграла огромную роль в гуманизации власти.

Впоследствии при Романовых казнили в основном государственных преступников, покушавшихся на императора или государственную власть: самозванца Емельяна Пугачева, пятерых руководителей восстания декабристов, революционеров, убивших Александра II. С 1826 по 1905 год в России казнили всего 525 человек. XX век, впрочем, покончил с гуманизмом. Гражданская война Расстрельная команда.

4.14.Четвертование

Казнь повешение потрошение и четвертование. Что такое Четвертование? (original) (raw). Question Возможно, это наихудшие наказания всех времен. Сегодня в нашем видео мы вернемся ко времени, когда заключенных потрошили и четвертовали. Что это значит?

Что такое четвертование

По мнению А. Рожнова верны гипотезы первой группы, но не из-за небольшого числа жертв, а благодаря опоре на письменный источник — «Синодик опальных», документ, составленный незадолго до смерти царя, с 1582 по 1583 года [51]. Этот важнейший исторический памятник представляет собой поминальный список всех казненных царем людей которых он назвал сам. Согласно этому документу, в годы опричнины было казнено около 3-4 тысяч человек [52]. Даже если учесть, что в нем указаны не все погибшие, и увеличить число вдвое, картина все равно кардинально не поменяется. Соответственно, мнения о десятках и сотнях тысяч жертв Ивана Грозного не выдерживают никакой критики, так как неясно, на чем именно основываются данные ученые. Особенно часто неверно интерпретируется печально известный Новгородский погром 1570 года. Сам факт массовых казней доказан и не отрицается, однако некоторые измышления на эту тему абсолютно не соответствуют действительности. Жертвы данного события исчисляются от 27 до 700 тысяч [53]. Конечно же, такие теории просто абсурдны, потому как абсолютно игнорируют действительность, а именно, количество населения всего Новгорода не превышавшее 30 тысяч человек.

Следовательно, наиболее вероятно во время Опричнины погибло от 3-4 до 5-7 тысяч человек [54]. Итак, именно в период Опричнины и Смуты в России отчасти восторжествовали карательные порядки Западной Европы. Действительно, во многих репрессиях царь поступал «по-европейски». Однако не следует верить всему, что говорится о страшных пытках невинно осужденных. Некоторые представления иностранцев об Иване Васильевиче настолько необоснованны, что вызывают сомнения в истинности [55]. Однако даже если принять во внимание этот факт, казни, происходящие во время правления Ивана Грозного, все равно были беспрецедентным явлением. И, конечно же, они не были согласованы с существующей системой права и уж точно не происходили по закону. В этом и заключается коренное отличие московских законов и европейских синхронного периода: то, что для Англии, Франции или Германии было рядовым явлением, для России являлось невероятным. В целом, я считаю можно представить несколько положений, наиболее полно характеризующих специфику смертных казней обозначенного периода.

Во-первых, судя по отзывам иностранцев, изощренные или особо жестокие виды казней в Московской Руси практически не практиковались. К казням прибегали в том случае, если преступники «совершили что-нибудь слишком ужасное» [56]. Во-вторых, как я уже упоминала, перечень квалифицированных казней применявшихся на Руси был невероятно скуден в сравнении с Европой. Притом из девяти позиций более или менее стабильно использовали лишь сожжение, четвертование, залитие горла, окопание и сажание на кол. И, в-третьих, смертная казнь практически всегда совершалась без какого-либо дополнительного ущерба осужденному или пыток. В этом плане Россия сильно отставала от любой западноевропейской державы [57]. Важной особенностью представленного периода, повлиявшей собственно на само появление Опричнины, я считаю также фанатичную религиозность царя Ивана Васильевича Грозного. Как я уже упоминала, наставником молодого царя стал митрополит Макарий, а после священник Сильвестр. Они оба привили ему глубокую веру в Бога, в его божественное предназначение, в то, что его долг на земле — утроить Страшный Суд для всех своих подданных.

Кроме того, Иван Грозный по видимости считал, что его миссия как наместника Бога также заключается в возвышении Москвы как единственного оставшегося православного оплота. Возможно, поэтому, Иоанн Васильевич так остро воспринимал неповиновение и так яростно и жестоко казнил восставших: ведь пойти против него, значит пойти против Христа; а грешникам и отступникам полагается наказание в Аду — что собственно и выполнял царь на Земле. Еще одним фактором опричного террора и казней я считаю представление и олицетворение себя царем как грозного владыки из Ветхого Завета или из Священного Писания. Отсюда и главный рычаг управления страной и приближенными — страх. Как раз из-за своей невероятной религиозности царь при создании своего опричного «ордена» руководствовался примерами монастырей. Это подтверждается следующей цитатой: «Шлихтинг, часто бывавший в Александровской слободе в качестве переводчика придворного врача, писал о полумонашеском образе жизни опричников». Это же делают все остальные, а кто не делает, того бьют палками» [58]. Отношение к казни в Средневековой Руси. Теперь, когда мы рассмотрели и сравнили западноевропейское и российское законодательства в целом со стороны власти и судий, мне бы хотелось проанализировать их с точки зрения восприятия народом.

Для ответа на заданный вопрос следует установить, какова была атмосфера и настроение вокруг казней. Поведение наших предков, русского народа, свидетельствует о том, что ему не была присуща напрасная жестокость, кровожадность и злоба. Ни в одном документе, источнике, даже труде наиболее негативно настроенных к России авторов не зафиксированы случаи восторженных криков толпы во время казней, смеха, пения, неистовства, попыток устроить самосуд осужденному. Практически всегда смертные казни проходили в полной тишине, сопровождающейся лишь тихим шепотом и молитвами. После действа народ все так же тихо расходился. Если же случалось так, что преступнику вдруг жаловали жизнь, никто не возмущался и не требовал крови, а лишь испытывал облегчение и радость. Видимо благодаря именно такой атмосфере и сами осужденные вели себя спокойно и с достоинством [60]. Такое отношение к смертной казни — не как к зрелищу или потехе, чем грешила Европа — а как к важному событию доказывает, что уровень национального правосознания русского народа в указанный период был довольно высок. Люди понимали, что смертная казнь — это высшая форма земного правосудия, соответственно, оно должно осуществляться властью совместно с народом и строго по закону.

Именно поэтому нелегитимное осуждение вызывало бурное недовольство общества. Ярким примером этому служит массовая казнь 18 человек, подготовленная царем на Красной площади 25 июля 1570 года с многочисленными пыточными инструментами и виселицами. Не поняв причин такой напрасной жестокости, народ просто разбежался по домам и отказывался выходить до приказа Ивана Васильевича [61]. Совсем другое отношение к казням было у «цивилизованных» европейцев. Для них казнь являлась одним из видов развлечений, разбавляющих повседневную скуку. На нее сходились целыми семьями и толпами, как на театральное представление. Для Западной Европы увидеть смертную казнь представлялось естественным и неотделимым правом каждого человека, а потому тайные казни вызывали недовольства, взращивали у народа подозрения в недостаточности наказания. И, конечно же, чем суровее и страшнее была смертная казнь, тем легче она приводила публику в экзальтацию. В этом плане толпа действовала как единый организм и во время казни она хотела одного — крови и мучений осужденного.

Итак, можно точно сказать, что жестокость западноевропейского общества существовало синхронно и в тесной взаимосвязи с законами уголовного права. Другими словами, здесь, как и в Московской Руси, наблюдалась «гармония». Соответственно, кровожадность и желание зрелищ в Западной Европе существовало, существует и будет существовать, являясь некой генетической памятью народов, крушивших великую Римскую Империю, и, видимо, волей-неволей перенявших часть их жесточайших, эгоистичных воззрений [62]. Заключение Итак, каков же все-таки символический смысл казни в русском средневековом обществе во времена правления Ивана Грозного? Для того, чтобы ответить на этот вопрос я затронула тему Средневековых казней в общем, проанализировала их связь с соответствующим законодательством, определила сходства и различия смертных казней Московской Руси и Западной Европы XV-XVI веков. Мною были выделены особенности рассматриваемого периода. Это, во-первых, субъективность как фактор развития и «европеизации» казней при Иоанне Васильевиче. Другими словами, несоответствие статей законодательства с карательной политикой царя, жестокость, абсолютно не характерная для русского менталитета и отсюда некое «заимствование» уголовных наказаний у Западной Европы, в частности практики пыток и более изощренных смертных казней. Во-вторых, особенностью указанного периода так же является подтверждение неординарности Опричнины и Смуты как исторических периодов, оттенивших плюсы справедливого и честного суда, гармоничного взаимодействия царя и народа.

В-третьих, XV-XVI века — это период времени, когда, несмотря на контакты с Западом, Россия сохраняет свою самобытность и консервативность, что во многом и определяет саму суть Московского Государства. Анализируя развитие казней на Руси и в Западной Европе, я также обнаружила несколько закономерностей. Русские казни развивались очень медленно, что отвечало внутриполитической необходимости: на Руси смертные казни нужны были лишь как инструмент упреждения преступлений, но не как необходимость для удовлетворения духовных потребностей как в Европе. Кроме того, сам менталитет русского народа не давал им развиваться, так как русские, согласно своим религиозным воззрениям, изначально не желали причинять боль, будь то духовную или телесную. Таким образом, можно четко проследить насколько сильно менталитет определенного народа влияет на характер казней. Примером тому служит поведение благопристойных, набожных и добросердечных русских на казни в сравнении с поведением тех же «просвещенных» и «цивилизованных» европейцев. И именно поэтому, смертная казнь для русского человека была высшей формой правосудия, применявшейся при мирном взаимодействии народа и монарха, тогда как в Западной Европе, казнь — это развлечение, некое театрализованное представление. Одна из важнейших черт характера русского народа, рассматриваемая в представленном аспекте, это нежелание напрасной жестокости. Зная этот факт, легко определить, по каким причинам на Руси XV-XVI веков было настолько мало казней вообще в сравнении с Европой и почему их формы были наименее болезненные и быстрые.

В целом можно сказать, что наиболее распространенными были следующие виды смертной казни: повешение, сожжение, утопление, залитие в горло расплавленного металла, обезглавливание и четвертование. И, как я уже говорила ранее, не один из них не был отягощен дополнительными пытками и мучениями для осужденного. Так какой же вывод можно сделать на основе представленных данных? По всем показателям — по количеству преступлений, за совершение которых назначалась смертная казнь, по ее способам и масштабам применения — проводившаяся в Московском Государстве уголовная политика была несоизмеримо более гуманной и цивилизованной, чем в современных ему странах Западной Европы. То же самое можно сказать и о русском народе, отношение которого к высшей мере наказания кардинально отличалось от общественного восприятия казней на Западе. Жестокость, что на протяжении веков пронизывала всю уголовную политику западноевропейского права и составляла органичную часть западноевропейского общественного уклада, для нашей страны была нонсенсом. Смертная казнь для русских — это суд Бога на Земле, справедливое и суровое наказание, претворить в жизнь которое необходимо всему народу вместе с монархом. Список использованных источников и литературы Курбский, Андрей Михайлович. Письма князя А.

Курбского к разным лицам Извлечено из соч. Александрова, 1913. Генрих Штаден. Ю Шокарева. Синопсис судебников 1497 и 1550 гг.

October 30th, 2013 30 октября 1653-го года, то есть ровно 360 лет назад, в Русском государстве вышел именной царский указ об отмене смертной казни для разбойников и татей воров.

Данный документ государя Алексея Михайловича модифицировал некоторые положения Судебника 1550-го года и Соборного уложения 1649-го года. Его итогом стало то, что всем пойманным и ожидающим экзекуции разбойникам и ворам высшую меру наказания заменили отсечением пальца, сечением кнутом и ссылкою в Сибирь. Все это выглядит как важный шаг на пути полной отмены наиболее жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство наказания. Однако так ли обстояли дела на самом деле? Попытаемся разобраться в зарождении и развитии смертной казни на Руси. Старинная русская пословица гласит: «Повинную голову меч не сечет».

У историков существуют две версии по поводу появления в Древней Руси смертной казни. Сторонники первой теории утверждают, что она возникла как продолжение древнего обычая кровной мести. Покарать виновного, отомстить и восстановить справедливость, считалось делом обязательным не только для пострадавшего, но и для всей его родни. А Русская Правда вообще законодательно утверждает право кровной мести: «Убьет муж мужа, то мстить брату брата, или сынови отца…». В случае отсутствия родственников в дело мщения вмешивалось государство — с убийцы взимался денежный штраф. Если же у преступника не было денег и имущества, чтобы возместить причиненный ущерб, то он отдавался потерпевшему в подневольное состояние «до искупа», то есть пока личным трудом не отрабатывал всю сумму причиненного урона.

Окончательно же кровная месть была отменена на княжеском съезде 20 мая 1072-го года Вышгородский съезд сыновьями Ярослава Мудрого. Вторая группа исследователей прошлого говорит о возникновении смертной казни из-за византийского влияния. В летописях хорошо описаны стремления византийских епископов присоединить Русь к положениям Кормчей книги, которая говорит о необходимости уничтожения лиц, промышляющих разбоем. Те же епископы доказывали князю Владимиру Святому: «Ты от Бога поставлен на казнь злых». Какое-то время на Руси действительно практиковалась смертная казнь за разбой, однако вскоре Владимир Красное Солнышко её отменил, перейдя к хорошо известной и проверенной годами системе денежных пеней. Ярослав I и его приемники также отвергли смертную казнь, не оставив в Русской Правде ни одной подобной санкции.

А великий князь Владимир Всеволодович Мономах и вовсе в знаменитом «Поучении» завещал детям: «Ни виноватого, ни правого ни убивайте и не повелевайте таковаго убивать. Хотя бы кто и был повинен смерти, не губите христианской души». Однако отсутствие казни в списках наказаний Русской Правды не значит о ее отсутствии в реальной жизни. Есть свидетельства использования смертной казни за измену, преступления против веры и мятеж. Например, в 1227-ом году в Новгороде сожгли четыре волхвов, обвиненных в колдовстве. А в 1230-го году во время голода в том же Новгороде бояре повелевали сжигать людей, занимающихся людоедством.

Кроме того положения Русской Правды разрешали убийство вора на месте преступления правда, с некоторыми ограничениями и холопа, поднявшего руку на свободного человека. Сегодня смертная казнь в России не может ни назначаться, ни исполняться. Принятая в 1993-ем году Конституция РФ установила использование смертной казни как исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления. Однако в 1996-ом году Россия вошла в Совет Европы, обязывающий нас подписать Европейскую конвенцию о защите прав человека. И 16 мая 1996-го года Президент России издал указ о поэтапном сокращении смертной казни, а 16 апреля 1997-го Россия подписала Протокол номер 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод касательно отмены смертной казни в мирное время. И хотя шестой протокол не был ратифицирован нашей страной единственной из членов Совета Европы , смертную казнь с этого момента в России запрещено применять.

Это следует из Венской конвенции, постановляющей подписавшему договор государству вести себя в соответствии с договором до ратификации. Последний раз смертную казнь применили в 1996-ом году. В 1398-ом году свет увидела Двинская уставная грамота, впервые официально санкционирующая смертную казнь русским законодательством. Высшая мера наказания — повешение — грозила только ворам, пойманным в третий раз. Однако, единожды проникнув в карательные мероприятия светского права, наказание смертной казнью стало быстро развиваться. Всего через шестьдесят девять лет в Псковской Грамоте 1467-го года на границе Удельного и Московского этапов развития отечественной правовой жизни, смертная казнь уже выполняет заметную роль в иерархии представленных наказаний.

В частности, в Псковской Судной Грамоте обозначены пять преступлений, за которые приходится расплачиваться жизнью: святотатственное воровство из церкви, конокрадство итак нередко ведущее к кровавому самосуду , передача неприятелю секретных сведений, поджог и кража в третий раз. В самом же документе смертная казнь описывается единственно возможным искуплением проявленной преступником злой воли, способом обезопасить от злодея все общество. Среди сторонников введения смертной казни в России — партия КПРФ с обоснованием: «Мораторий противоречит интересам страны» и партия ЛДПР: «Если вешать в центре города, а труп будет висеть несколько дней, то количество преступлений обязательно сократится». Среди противников — Владимир Путин и Дмитрий Медведев: «Ужесточение наказания не приведёт к искоренению преступности», а также Русская Православная Церковь: «Жизнь человеческая не заканчивается с телесной смертью, отмена смертной казни дает больше возможностей для покаяния оступившегося и для пастырской работы с ним. Милосердие к падшему всегда предпочтительнее мести». В партии «Единая Россия», как и среди сотрудников системы исполнения наказаний нет единого мнения по данному вопросу.

Против смертной казни выступает и экономическая сторона, поскольку данный вид наказания не является экономически выгодным хотя и существуют предложения по использованию органов приговоренного. Лица, совершившие преступления, могут в течение длительного времени выполнять трудовые обязанности, компенсируя, таким образом, нанесенный материальный ущерб. Судебник 1497-го года продолжил тенденция к расширению использования смертной казни. К уже имеющимся преступлениям, караемым смертью, добавилась клевета, разбой, различные виды убийства. Воры стали отправляться на виселицу уже после второй кражи. Публичные и сопровождающиеся пытками казни стали частыми явлениями в период правления Иоанна Васильевича Грозного, отметившегося на этом поприще выпуском Судебника 1550-го года.

Любопытно, что в летописях права раннего Московского периода первоначальный взгляд на преступление, заключающийся в нарушении частных интересов, постепенно подменяется понятием зла «лиха» или «лихаго дела» , направленного против целого государства. Таким образом, и наказание за преступления становится делом государственным, царским, а самосуд объявляется запрещенным и возводится в самостоятельное преступление. В Судебниках необходимость смертной казни обосновывается тем, что злая воля участников преступных деяний настолько «испорчена и закоренела», что лишь физическое уничтожение ее обладателя может оградить общество от опасности. Также в этих законодательных сборниках не допускалась возможность примирения потерпевшего с преступником и отмена казни в целях восполнения материального ущерба. В период Судебников для преступных действий, инициативу преследования которых брало на себя государство, появилась новая форма процесса — сыск. В сыске наличие частного обвинителя не являлось важной деталью, поскольку сама государственная власть представала в роли обвинителя.

А при расследовании правонарушений вовсю использовались два могучих орудия: повальный обыск и пытка. Постараемся восстановить все виды смертной казни, которые имели место в практике Московского государства на протяжении всего семнадцатого века 1. Отсечение головы. Считалось стандартным видом казни и применялось, если не было никаких иных указании или слов «безо всякия пощады». Один из самых древних видов казни, пришедший к нам из Византии. Назначалась за разбой и татьбу, а также за предательство ратных людей.

Во второй половине семнадцатого века появилось повешение за ребро на железном крюке, ставшее одной из самых жестоких казней. Применялось в случаях массовой экзекуции. За отцеубийство и матереубийство в эпоху Судебников утопление совершали вместе с петухом, котом, собакою и ужом. Четвертование или отрубание всех конечностей и головы в самом конце. Считалось одной из самых постыдных казней и назначалось за государственные преступления. В пятнадцатом веке таким образом казнили самозванцев.

Залитие расплавленного металла в горло. Совершалось исключительно над фальшивомонетчиками, а в 1672-ом году была заменено отрубанием левых рук и обеих ног. Закапывание в землю заживо. Эта казнь назначалась за мужеубийство. Причем осужденную со связанными руками закапывали по плечи и оставляли в ожидании смерти от голода или жажды. Рядом стояла стража, а прохожим разрешалось приносить виновной только деньги, которые затем шли на покупку гроба.

Посажение на кол. Подобно четвертованию, применялось в основном к бунтовщикам. Казнь была очень мучительной — под собственной тяжестью казнимого кол медленно протыкал внутренности и выходил между лопатками или из груди. Для увеличения мучений наконечник кола оснащали перекладиной. Представляло собой раздробление всех крупных костей лежащего на земле осужденного железным колесом. После этого колесо устанавливали на шесте в горизонтальном положении, а изувеченное тело казненного клали или привязывали к нему сверху и оставляли умирать от обезвоживания и шока.

Эта казнь особенно часто применялась при царствовании Петра I. Сожжение заживо. Специфический вид смертной казни, применяемый за поджоги и преступления против веры. Преступников сжигали на обыкновенном костре, иногда предварительно посадив в железную клетку. Первые случаи использования подобной казни отмечены еще в тринадцатом веке.

При четвертовании жертву придушали не до смерти , потом вспарывали живот, отсекали гениталии и лишь, потом рассекали тело на четыре или более частей и отрубали голову. Части тела выставляли на всеобщее обозрение «там, где король сочтёт удобным».

Во Франции четвертование осуществлялось при помощи лошадей Осуждённого привязывали за руки и за ноги к четырём сильным лошадям, которые, подхлёстываемые палачами, двигались в разные стороны и отрывали конечности.

Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Меньшие колы использовали для наказания насильников — им вбивали кол в сердце, а также в отношении матерей-детоубийц. В старину смертная казнь служила не только наказанием для преступников, но и средством устрашения для потенциальных нарушителей закона. Поэтому ни о какой гуманности и речи не шло. Использовались самые изощренные способы умерщвления, целью которых было заставить человека как следует помучиться перед смертью. На Руси одним из самых мучительных видов казней являлось так называемое «хождение по кругу».

Виды казней на Руси Судя по всему, древнейшей формой казни на Руси было повешение. В уставной Двинской грамоте великого князя Василия Дмитриевича за 1397 год предписывалось подвергать этой казни татей воров и разбойников , если они будут уличены в преступлении трижды. По Уложению царя Алексея Михайловича повешение назначалось перебежчикам во вражеское войско и шпионам. Но, похоже, более распространенной казнью являлось отсечение головы. Его назначали по любому поводу, если преступление считалось достаточно серьезным. Еще с XIII века применялась казнь через сожжение. Чаще всего ей подвергали людей, обвиняемых в колдовстве, преступлениях против веры или поджогах.

Дипломат и писатель Г. Котошихин в книге «О России в царствование Алексея Михайловича» сообщает: «Жгут живаго за богохульство, за церковную татьбу, за волховство, за чернокнижество, за книжное преложение». Иногда применялась казнь через утопление. Как правило, этот способ использовался при массовых казнях. Так, в 1607 году по повелению царя Василия Шуйского в Москве было утоплено около четырех тысяч мятежников. Их били дубиной по голове, а затем бесчувственные тела спускали под лед в Яузу. Закапывание заживо в землю применялось только по отношению к женщинам, обвинявшимся в мужеубийстве.

Фальшивомонетчикам заливали в горло расплавленный свинец или олово. Особенно часто практиковалось это при Иване Грозном, который вообще любил экзотические виды казней. В XV веке на Руси стал применяться такой способ казни, как четвертование. Известно, что в 1497 году великий князь Иван III приказал казнить таким образом сторонников своего младшего сына, будущего князя Василия III: «казниша их на Москве реке… Руки, да ноги и голову отсекли». В конце XVII столетия получила распространение казнь через колесование: осужденному ломали кости и привязывали к деревянному колесу, где он умирал медленной смертью. В 1696 году таким образом был казнен «немчин Якушка», перебежавший к туркам во время осады Азова. Сажание на кол также применялось на Руси довольно часто, например, к бунтовщикам и изменникам.

Если верить византийским источникам, этот вид казни был распространен еще у восточных славян. Расстрел не относился к видам «позорной» казни. Введен он был лишь в 1716 году Воинским уставом Петра I. Но он же узаконил и казнь через «повешение на ребро», которой подвергали воров и разбойников: преступнику вонзали в бок железный крюк, связывали руки и так подвешивали. Через несколько дней он умирал от жажды и кровопотери. Кошмар на Лобном месте Казни совершались, как правило, при большом скоплении народу, о них объявлялось заранее. В Москве местами для публичных казней являлись Лобное место, расположенное на Красной площади напротив Спасских ворот, и Козье болото там сейчас Чистые пруды.

Самые жестокие наказания полагались за государственную измену. Помимо отрубания головы, сажания на кол и четвертования, с обвиняемого могли заживо крюками содрать кожу или сварить в кипятке. Но еще хуже считался довольно редко применяемый на Руси способ казни, известный как «хождение по кругу». Осужденному вспарывали живот, но так, чтобы он не умер сразу от потери крови. После этого извлекали одну из кишок, прибивали к дереву обычно к дубу или тополю и заставляли ходить вокруг этого дерева. Как вариант — наматывали внутренности на палку или валик. При этом за жертвой следом шел солдат, периодически подталкивавший несчастного в спину копьем, чтобы тот не останавливался.

Чаще всего казнимые погибали от заражения крови. Откуда взялся этот вид казни? Скорее всего, «хождение по кругу» не было чисто русским изобретением. Возможно, оно было позаимствовано у пришедших на Русь варягов. У викингов приговоренные ходили вокруг столба. Аналогичный способ казни существовал в Исландии, где, правда, вместо дерева или столба использовали особый камень, на который наматывалась кишка. Так казнили по приговору правительственного собрания — тинга.

В начале нашей эры сходный вид казни применялся римлянами. Осужденного привязывали к вертикальному столу, после чего палач делал небольшой, но достаточно глубокий надрез в боку, извлекал кишки и наматывал их на стоявшую рядом лебедку. Казнь могла продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Кстати, по легенде, именно таким образом пытались умертвить Святого Петра по приказу императора Нерона, но он смог выжить в результате адской процедуры, и в конце концов его пришлось распять вниз головой. Есть версия, что изначально «хождение по кругу» являлось способом самоубийства у скандинавских языческих жрецов. Они считали почетным не умереть своей смертью, а принести себя в жертву верховному богу Одину. Поэтому, когда жрец становился стар и немощен, он осуществлял над собой вышеописанный ритуал.

Правда, историки предполагают, что предварительно служитель богов употреблял какое-нибудь анестезирующее зелье, чтобы не испытывать боли и мучений. А впоследствии кому-то пришло в голову, что можно таким образом казнить преступников. И, разумеется, уже без всякого обезболивания… В древности, когда о правах человека еще никто слышал, практически у всех народов были широко распространены жестокие пытки и казни. Обвиненные в преступлениях люди подвергались страшным мучениям на вполне законных основаниях. Одним из самых знаменитых способов казни издревле считалось четвертование. Так что означает «четвертовать»? И каковы особенности данной казни в разных странах?

Что значит «четвертовать» человека? Четвертование - один из самых распространенных в мире способов казни, который заключался в рассечении тела на четыре или более частей. Подобной казни подвергались особо опасные преступники, а также предатели, государственные изменники, бунтари и заговорщики. Часто до четвертования преступник был подвержен другим пыткам. Четвертовать могли как живого человека, так и уже мертвого. Хотя суть пытки понятна без объяснений, в разных странах этот вид казни имел свои отличия. Четвертование в Англии В Англии четвертование являлось частью одной из самых мучительных пыток, которой подлежали государственные преступники.

Вначале преступника вешали на виселице. Еле живого его доставали из петли, живот вспарывали ножом и вырывали оттуда внутренности. После преступнику отрубали голову и отсекали конечности. Король мог проявить свою милость и приказать оставить преступника на виселице до его смерти, что значит, четвертовали уже мертвое тело. В 1867 году четвертование было официально отменено. Четвертование во Франции Во Франции пытка заключалась в том, что заключенного за руки и ноги привязывали к лошадям. При этом петлей опутывали руки от запястья до локтей, а голени - от ступней до колен.

Лошадей сначала по очереди отводили в стороны, тем самым принося преступнику страшные мучения. А после, когда человек был еле жив от боли, лошадей пускали в разные стороны, в результате чего те отрывали казненному руки и ноги. Если суставы у преступника оказывались слишком крепкими, то палач сам отрубал заключенному вначале конечности, а после - голову. Четвертование на Руси Известно, что во времена Древней Руси для четвертования использовали молодые деревца. Их верхушки нагибали вниз, к ним веревками привязывали человека за конечности, после чего деревья отпускали. В Российской империи при четвертовании топором отрубали ноги, руки и голову. Последнее четвертование в России произошло в 1775 году.

Четвертование как официальный вид казни для цивилизованного мира остался в прошлом.

Что значит «четвертовать» человека? История четвертования

Что значит четвертовать Что такое крипипаста.
Четвертование: что это такое и как пользоваться Четвертовать могли как живого человека, так и уже мертвого.
Что такое четвертование в средние века Казнь повешение потрошение и четвертование.
Четвертование — Рувики: Интернет-энциклопедия Что такое четвертовать?

Казнь волочением, повешением и четвертованием

Четвертование – казнь с разрыванием или разрубанием человека на части это процесс, который включает в себя объединение различных источников информации и данных для создания полной и точной картины ситуации.
Значение слова Четвертование это процесс, который включает в себя объединение различных источников информации и данных для создания полной и точной картины ситуации.
Что такое четвертование — А что такое четвертование? — полюбопытствовал Тавров.

Другие определения

  • Четвертование - Казни - Пыточная - Городские легенды
  • Четвертование - Ужасные пытки девушек в средние века
  • Что значит четвертование
  • Четвертование – значение слова в словарях и энциклопедиях
  • Четвертование - Казни - Пыточная - Городские легенды
  • Что такое четвертование

Четвертование: что это такое и как пользоваться

Четвертование. вид смертной казни в Средние века в России (до конца XVIII в.) и в европейских государствах: рассечение тела осужденного на четыре части или последовательное отсечение конечностей и головы. Российские бойцы сбили самолет Су-25 ВСУ. Пятый канал Новости. Что такое четвертование. В народных приметах четвертование – это один из способов предсказывать будущее или узнавать информацию о событиях, которые произойдут в течение ближайшего времени. Четвертование применяли издревле: этот вид казни упоминался еще в индийских законах Ману.

Страшный вид Смертной казни средневековья ЧЕТВЕРТОВАНИЕ

Четвертовать или повесить? Как и за что в России казнили преступников Самый известный человек, которому «посчастливилось» на себе испытать все ужасы четвертования — это знаменитый казак и бунтарь Степан Разин.
Над кем был вынесен последний... | Ответ на вопрос | QuizzClub вид смертной казни: рассечение тела осужденного на 4 части или последовательное отсечение конечностей и головы.
Что такое ЧЕТВЕРТОВАНИЕ? Значение слова Помимо обычного отрубания головы и вешания, широкое распространение получило четвертование: тело преступника разрубали на части. Если казнь была «мягкой», сначала отрубали голову, если же нет – этим заканчивали, чтобы жертва успела помучиться.
Самые жуткие казни, которые придумали на Руси Четвертование - Средневековый способ казни, при котором последовательно отсекались руки, ноги и тование в Энциклопедическом словаре: Четвертование - вид смертной казни в средние века в России и в.

Почему после казни Пугачева в России отменили четвертование

Четвертование Разина. Смертная казнь четвертование. Повешение, потрошение и четвертование. Казнь четвертование лошадьми. Гравюра казнь четвертованием. Французское четвертование. Равальяк Франсуа казнь. Francois Ravaillac. Четвертование во Франции.

Робер-Франсуа Дамьен четвертование. Робер Франсуа Дамьен казнь. Четвертование Степана Разина. Четвертование Пугачева. Смертная казнь потрошение четвертование. Мартин Монестье смертная казнь. Казнь Мартина Монестье. Смертная казнь книга Мартин Монестье.

Четвертование Декабристов. Хью Ле диспенсер младший. Хью Ле диспенсер младший казнь. Сдирание кожи, обезглавливание. Средневековья казнь сдирание кожи. Насилие в средневековье. Средневековые картины казней. Четвертование гравюра.

Четвертование в средневековой Англии. Четвертование в древней Руси. Томас Мюнцер казнь. Томас мор смертная казнь. Казнь Маргарет Клитроу. Что такое Колесование в средние века. Наказание Колесование. Четвертование Средневековая картина.

Средневековье четвертование. Миниатюры средневековья казнь.

Но не стоит забывать и об обратной стороне этой широты — о небывалой жестокости. Ведь если расправа над недругами или предателями, то и казнь поражала своей изощрённостью и размахом. Вот самые жестокие виды казней, которые практиковали наши предки. Сложно сказать, откуда появилась эта традиция на Руси. А уже с монголов русские владыки стали брать пример.

Чингисхан не разменивался по мелочам: однажды он сварил целое племя своих противников в 70 огромных котлах. На Руси столь массово людей не варили. Иван Грозный предпочитал действовать более точечно, и количество казнённых шло на десятки и сотни, но не на тысячи. Однако заправка котлов могла быть разной, в зависимости от настроения правителя. Осуждённых могли подогревать в воде, масле или же в вине. На такую казнь, как правило, отправляли изменников-бояр, чуть реже казнокрадов. Несчастного человека помещали в огромный котёл.

Руки его приковывали тяжёлыми металлическими браслетами, после чего под котлом разводили огонь. Котёл мог нагреваться около часа, и смерть осуждённого была мучительной. Человек просто варился заживо на медленном огне.

Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей. По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство.

Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской, например парижской, толпы, которая воспринимала казнь как зрелище и разбирала виселицу на сувениры, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным. Так, во время казни Разина на площади стояла гробовая тишина, нарушаемая только редкими женскими всхлипываниями. По завершении процедуры люди обычно расходились молча. Кипячение Кипячение в масле, воде или вине было особенно популярно на Руси во времена царствования Ивана Грозного. Приговоренного сажали в котел, наполненный жидкостью.

Руки продевали в специальные вмонтированные в котел кольца. Затем котел ставили на огонь и начинали медленно подогревать. В результате человек варился заживо. Такую казнь применяли на Руси к государственным изменникам. Однако этот вид выглядит гуманно по сравнению с экзекуцией под названием «Хождение по кругу» — одним из самых лютых способов, применявшихся на Руси.

Приговоренному вспарывали живот в районе кишечника, но так, чтобы он не скончался слишком быстро от потери крови. Затем изымали кишку, прибивали один ее конец к дереву и заставляли казненного ходить вокруг дерева по кругу. Колесование Широкое распространение колесование получило в эпоху Петра. Приговоренного привязывали к закрепленному на эшафоте бревенчатому Андреевскому кресту. На лучах креста делали выемки.

Преступника растягивали на кресте лицом вверх таким образом, что каждая его конечность лежала на лучах, а места сгибов конечностей — на выемках. Палач железным ломом четырехугольной формы наносил один удар за другим, постепенно переламывая кости на сгибах рук и ног. Работа плача завершалась двумя-тремя точными ударами в живот, при помощи которых переламывался хребет. Тело разломанного преступника соединяли так, что пятки сходились с затылком, укладывали на горизонтальное колесо и в таком положении оставляли умирать. Последний раз такая казнь была применена на Руси к участникам Пугачевского бунта.

Посажение на кол Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Так был казнен в 1614 году Заруцкий, сообщник Марины Мнишек. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз. Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею.

Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Меньшие колы использовали для наказания насильников — им вбивали кол в сердце, а также в отношении матерей-детоубийц. В старину смертная казнь служила не только наказанием для преступников, но и средством устрашения для потенциальных нарушителей закона. Поэтому ни о какой гуманности и речи не шло.

Использовались самые изощренные способы умерщвления, целью которых было заставить человека как следует помучиться перед смертью. На Руси одним из самых мучительных видов казней являлось так называемое «хождение по кругу». Виды казней на Руси Судя по всему, древнейшей формой казни на Руси было повешение. В уставной Двинской грамоте великого князя Василия Дмитриевича за 1397 год предписывалось подвергать этой казни татей воров и разбойников , если они будут уличены в преступлении трижды. По Уложению царя Алексея Михайловича повешение назначалось перебежчикам во вражеское войско и шпионам.

Но, похоже, более распространенной казнью являлось отсечение головы. Его назначали по любому поводу, если преступление считалось достаточно серьезным. Еще с XIII века применялась казнь через сожжение. Чаще всего ей подвергали людей, обвиняемых в колдовстве, преступлениях против веры или поджогах. Дипломат и писатель Г.

Котошихин в книге «О России в царствование Алексея Михайловича» сообщает: «Жгут живаго за богохульство, за церковную татьбу, за волховство, за чернокнижество, за книжное преложение». Иногда применялась казнь через утопление. Как правило, этот способ использовался при массовых казнях. Так, в 1607 году по повелению царя Василия Шуйского в Москве было утоплено около четырех тысяч мятежников. Их били дубиной по голове, а затем бесчувственные тела спускали под лед в Яузу.

Закапывание заживо в землю применялось только по отношению к женщинам, обвинявшимся в мужеубийстве. Фальшивомонетчикам заливали в горло расплавленный свинец или олово. Особенно часто практиковалось это при Иване Грозном, который вообще любил экзотические виды казней. В XV веке на Руси стал применяться такой способ казни, как четвертование. Известно, что в 1497 году великий князь Иван III приказал казнить таким образом сторонников своего младшего сына, будущего князя Василия III: «казниша их на Москве реке… Руки, да ноги и голову отсекли».

В конце XVII столетия получила распространение казнь через колесование: осужденному ломали кости и привязывали к деревянному колесу, где он умирал медленной смертью. В 1696 году таким образом был казнен «немчин Якушка», перебежавший к туркам во время осады Азова. Сажание на кол также применялось на Руси довольно часто, например, к бунтовщикам и изменникам. Если верить византийским источникам, этот вид казни был распространен еще у восточных славян. Расстрел не относился к видам «позорной» казни.

Введен он был лишь в 1716 году Воинским уставом Петра I. Но он же узаконил и казнь через «повешение на ребро», которой подвергали воров и разбойников: преступнику вонзали в бок железный крюк, связывали руки и так подвешивали. Через несколько дней он умирал от жажды и кровопотери. Кошмар на Лобном месте Казни совершались, как правило, при большом скоплении народу, о них объявлялось заранее. В Москве местами для публичных казней являлись Лобное место, расположенное на Красной площади напротив Спасских ворот, и Козье болото там сейчас Чистые пруды.

Самые жестокие наказания полагались за государственную измену. Помимо отрубания головы, сажания на кол и четвертования, с обвиняемого могли заживо крюками содрать кожу или сварить в кипятке. Но еще хуже считался довольно редко применяемый на Руси способ казни, известный как «хождение по кругу». Осужденному вспарывали живот, но так, чтобы он не умер сразу от потери крови. После этого извлекали одну из кишок, прибивали к дереву обычно к дубу или тополю и заставляли ходить вокруг этого дерева.

Как вариант — наматывали внутренности на палку или валик. При этом за жертвой следом шел солдат, периодически подталкивавший несчастного в спину копьем, чтобы тот не останавливался. Чаще всего казнимые погибали от заражения крови. Откуда взялся этот вид казни? Скорее всего, «хождение по кругу» не было чисто русским изобретением.

Возможно, оно было позаимствовано у пришедших на Русь варягов. У викингов приговоренные ходили вокруг столба. Аналогичный способ казни существовал в Исландии, где, правда, вместо дерева или столба использовали особый камень, на который наматывалась кишка. Так казнили по приговору правительственного собрания — тинга. В начале нашей эры сходный вид казни применялся римлянами.

Осужденного привязывали к вертикальному столу, после чего палач делал небольшой, но достаточно глубокий надрез в боку, извлекал кишки и наматывал их на стоявшую рядом лебедку. Казнь могла продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Кстати, по легенде, именно таким образом пытались умертвить Святого Петра по приказу императора Нерона, но он смог выжить в результате адской процедуры, и в конце концов его пришлось распять вниз головой. Есть версия, что изначально «хождение по кругу» являлось способом самоубийства у скандинавских языческих жрецов. Они считали почетным не умереть своей смертью, а принести себя в жертву верховному богу Одину.

Поэтому, когда жрец становился стар и немощен, он осуществлял над собой вышеописанный ритуал. Правда, историки предполагают, что предварительно служитель богов употреблял какое-нибудь анестезирующее зелье, чтобы не испытывать боли и мучений.

Судьбу Давида разделил Уильям Уоллес, схваченный и осуждённый в 1305 году. Вождя шотландских повстанцев, увенчанного шутовской лавровой короной, проволокли к Смитфилду, повесили и обезглавили, после чего его внутренности были извлечены из тела и сожжены, труп рассечён на четыре части, голова выставлена на Лондонском мосту, а останки разосланы в Ньюкасл, Берик, Стерлинг и Перт. Король Эдуард III, в правление которого был принят Акт об измене 1351 , содержавший первое в английской истории официальное юридическое определение государственной измены Эти и другие казни, в том числе казнь Эндрю Харклея, 1-го графа Карлайла, и Хью ле Диспенсера Младшего, произошли в царствование Эдуарда II, когда ни сам акт измены, ни наказание за неё не имели строгого определения в английском общем праве[К 2]. Изменой считалось нарушение лояльности суверену любым его подданным в возрасте от четырнадцати лет; при этом привилегия решать, имело ли место такое нарушение в том или ином случае, оставалась за королём и его судьями. Это привело к участившимся парламентским запросам о прояснении законодательства, и в 1351 году Эдуард III учредил новый закон, содержавший первое в английской истории официальное юридическое определение государственной измены. Законодательный акт, принятый в эпоху, когда само право монархического властвования считалось неотъемлемым и бесспорным, сосредоточивался преимущественно на защите трона и суверена.

Новый закон уточнил прежнее толкование, разделив преступления, традиционно именовавшиеся изменой, на два класса. Малая измена англ. Мужчины, виновные в малой измене, приговаривались к волочению и повешению, женщины — к сожжению на костре[К 3]. Государственная измена англ. Посягательство на королевскую власть приравнивалось к непосредственному покушению на жизнь монарха, прямо угрожавшему его статусу суверена и высочайшему праву царствования. Поскольку подобная угроза подвергала опасности устои самого государства, возглавляемого монархом, абсолютно необходимым и единственно справедливым возмездием за указанное преступление провозглашалась высшая мера наказания — мучительная казнь. Практическое различие между казнями за малую и государственную измены состояло в порядке следования составляющих ритуала: вместо волочения и повешения, полагавшихся за малую измену, мужчины-изменники приговаривались к повешению, потрошению и четвертованию, женщины чья анатомия считалась «неподходящей» для традиционных процедур — к волочению и сожжению на костре. Подданный английской короны объявлялся изменником государства в том случае, если он: «замышлял или воображал» убийство короля, его жены или его старшего сына и наследника; осквернял жену короля, его незамужнюю старшую дочь или жену его старшего сына и наследника; начинал войну против короля в его королевстве; переходил на сторону врагов короля в его королевстве, предоставляя им помощь и приют в пределах и за пределами королевства; подделывал Большую или Малую государственную печать, а также монеты королевской чеканки; умышленно ввозил в королевство фальшивые деньги; убивал лорда-канцлера, лорда-казначея или одного из королевских судей при исполнении ими государственных обязанностей.

При этом, однако, закон никак не ограничивал право монарха лично определять круг деяний, квалифицируемых как государственная измена. Несмотря на то, что действие закона распространялось также на жителей английских колоний обеих Америк, по обвинению в государственной измене было казнено лишь несколько человек в североамериканских провинциях Мэриленд и Виргиния; при этом традиционной казни через повешение, потрошение и четвертование подверглись всего два колониста: виргинец Уильям Мэтьюс англ. Joshua Tefft; между 1670 и 1680. В дальнейшем жителей североамериканских колоний, осуждённых за измену английскому монарху, казнили обычным повешением или амнистировали. Для обвинения английского подданного в государственной измене было достаточно свидетельских показаний одного лица с 1552 года — двух лиц. Подозреваемые последовательно подвергались конфиденциальному допросу в Тайном совете и публичному суду. Подсудимым не полагалось ни свидетелей защиты, ни адвоката; в их отношении действовала презумпция вины, немедленно переводившая их в категорию поражённых в правах. Положение изменилось лишь в конце XVII века, когда многочисленные обвинения в «предательстве», в течение нескольких лет выдвигавшиеся против представителей партии вигов их политическими оппонентами, сделали необходимым принятие нового, пересмотренного и дополненного Акта об измене 1695.

Согласно новому закону, лицам, обвинявшимся в государственной измене, предоставлялось право на адвоката, свидетелей защиты, присяжных и копию обвинительного акта. Для преступлений, прямо не угрожавших жизни монарха, устанавливался трёхлетний срок давности. Исполнение приговора Головы казнённых, насаженные на пики при входе на Лондонский мост. Рисунок из «Иллюстрированной истории Англии Джона Кэссела» англ. Вверху — Карл I, ожидающий исполнения приговора. Внизу — повешение одного из цареубийц и четвертование другого, сопровождаемое демонстрацией толпе его отсечённой головы Между оглашением и исполнением приговора обычно проходило несколько дней, в течение которых осуждённые содержались по месту заключения. Вероятно, в эпоху раннего Средневековья преступника волокли на казнь, просто привязав его сзади к лошади. По мнению британского юриста и историка Фредерика Уильяма Мэйтленда, это требовалось для того, чтобы «[предоставить] в распоряжение палача ещё живое тело».

Глагол to draw, входящий в официальное именование казни, делает не вполне очевидным действительный порядок следования ритуальных процедур. Одно из определений to draw во втором издании Оксфордского словаря английского языка 1989 — «извлекать из тела внутренности или кишки; потрошить домашнюю птицу и т. The presumption is that where drawn is mentioned after hanged, the sense is as here. Противоположного взгляда придерживается британский историк и писатель Иэн Мортимер. В эссе, опубликованном им на собственном сайте, утверждается, что извлечение внутренностей из тела преступника — несомненно, применявшееся во многих средневековых казнях — стало расцениваться как заслуживающее отдельного упоминания лишь в новое время, и отождествление drawing с потрошением следует считать ошибочным. По мнению Мортимера, упоминание волочения после повешения объясняется тем, что волочение было малозначительной, второстепенной составляющей традиционного ритуала. После оглашения приговора королевского суда публика расступалась перед эшафотом, и преступнику предоставлялась возможность произнести последнее слово. Несмотря на то, что содержание речей приговорённых обычно сводилось к признанию вины хотя в прямой государственной измене сознавались лишь единицы , за выступлениями пристально следили стоявшие рядом шериф и священник, готовые в любой момент пресечь крамолу.

Последнее слово католического священника Уильяма Дина, казнённого в 1588 году, было сочтено столь неподобающим, что оратору заткнули рот — так, что Дин едва не задохнулся от кляпа. Иногда от осуждённых требовали признания лояльности монарху или прояснения тех или иных политических вопросов. Перед казнью Эдмунда Дженнингса в 1591 году «охотник на священников» Ричард Топклифф призвал его сознаться в измене. Дженнингс ответил: «Ежели отслужить мессу означает измену — да, я сознаюсь в измене и горжусь ею» — после чего Топклифф, велев Дженнингсу замолчать, приказал палачу столкнуть его с приставной лестницы. Иногда при казни присутствовал свидетель, чьи показания привели осуждённого на эшафот. В 1582 году тайный агент правительства Джон Мандей англ. John Munday , наблюдавший за казнью выданного им властям католического священника Томаса Форда, публично подтвердил слова шерифа о признании, якобы полученном от самого Форда. Настроения, обнаруживаемые в предсмертных речах, во многом определялись условиями тюремного заключения приговорённых.

Большинство священников-иезуитов, несмотря на применявшиеся к ним в тюрьме изощрённые пытки, до конца отрицало свою вину, тогда как высокопоставленные вельможи, напротив, чаще других спешили сознаться в содеянном. Возможно, за скорым раскаянием стоял страх подвергнуться мучительному потрошению вместо обычного отсечения головы, а за внешней покорностью судьбе — тайное убеждение в том, что совершённое преступление хотя и было достаточно серьёзным, всё же не составляло государственной измены. Другой причиной примерного поведения на эшафоте могло быть стремление осуждённых отвести от своих наследников угрозу лишения наследства. Иногда приговорённого заставляли наблюдать за умерщвлением других изменников — часто его сообщников — за несколько минут до его собственной казни. В 1584 году священника Джеймса Белла англ. James Bell принудили смотреть на то, как его компаньон Джон Финч был «разделан начетыре» англ. В 1588 году осуждённых на смерть католиков Эдуарда Джеймса и Фрэнсиса Эдвардса англ. Francis Edwardes , отказавшихся признать религиозное верховенство Елизаветы I, заставили наблюдать за казнью их единомышленника Ральфа Крокетта.

Обычно приговорённых — в одной рубашке, со связанными впереди руками — вешали, по знаку шерифа сталкивая с приставной лестницы или телеги. Цель состояла в том, чтобы вызывать непродолжительную странгуляцию, не приводившую к смерти, — хотя некоторые из казнимых всё же погибали преждевременно так, смерть священника Джона Пэйна, казнённого в 1582 году, наступила почти мгновенно после того, как на ногах у него повисли несколько человек. Отдельных, крайне непопулярных у публики преступников — как, например, Уильяма Хэкета ум. По свидетельству английского юриста, знатока и толкователя общего права Эдварда Кока, последняя требовалась для того, чтобы «показать, что его [преступника] потомки лишены наследства с порчею крови». Казнь Томаса Армстронга. По рассказам очевидцев, в октябре 1660 года убийца Карла I генерал-майор Томас Харрисон, до этого провисевший в петле несколько минут, с уже вскрытым для потрошения животом неожиданно приподнялся и ударил палача, после чего тот поспешил отсечь ему голову. Внутренности казнённого были брошены в разожжённый рядом костёр[К 5]. Голову казнённого установили на салазки, доставившие к эшафоту его единомышленника — цареубийцу Джона Кука, затем выставили в Вестминстер-холле.

Останки Харрисона были прибиты к лондонским городским воротам. Джон Хоутон, казнённый в 1535 году, во время потрошения читал молитву, а в последний момент вскричал: «Добрый Иисусе, что вы сделаете с моим сердцем? Палачи часто бывали неопытны, и процедура казни не всегда проходила гладко. В 1584 году палач Ричарда Уайта попытался извлечь внутренности казнимого, проделав отверстие в его животе — но после того, как «сей приём не возымел успеха, разворотил ему грудь мясницким топором до хребта, самым жалким образом»[К 6]. Гаю Фоксу, приговорённому к казни в январе 1606 года за участие в Пороховом заговоре, удалось перехитрить палача, спрыгнув с виселицы и сломав себе шею. Письменных свидетельств о том, как именно производилось четвертование, не сохранилось, но на гравюре, изображающей казнь Томаса Армстронга 1684 , видно, как палач, разделив тело надвое вдоль позвоночника, отрубает ноги на уровне бедра. Судьба останков Давида ап Грифида описана шотландским писателем и политическим деятелем Гербертом Максвеллом: «правую руку с кольцом на пальце [отправили] в Йорк; левую руку — в Бристоль; правую ногу и бедро — в Нортгемптон; левую [ногу] — в Херефорд. Но голову злодея сковали железом, дабы не распалась на куски от гниения, насадили на длинное древко и выставили на видном месте — на посмешище Лондону».

После казни в 1660 году цареубийц, причастных к смерти Карла I 1649 , мемуарист Джон Ивлин написал: «Я не видел самой расправы, но встретил их останки, — изуродованные, изрубленные, зловонные — когда их везли прочь от виселицы в корзинах на салазках». По традиции останки обдавались кипятком и выставлялись на всеобщее обозрение как устрашающее напоминание о наказании за государственную измену — обычно в тех местах, где изменник устраивал заговор или находил поддержку. Головы казнённых нередко выставлялись на Лондонском мосту, в течение нескольких столетий служившем южным въездом в город. Сохранились описания подобных демонстраций, оставленные рядом известных мемуаристов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий