Январь 1918 декрет об отделении

Созвав 5 января 1918 года Учредительное собрание, Советское правительство на следующий день разогнало его. В антибольшевистском лагере лозунг созыва Учредительного собрания в той же мере стал призывом к свержению Советской власти, возврату к дооктябрьскому режиму.

100 лет назад был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви»

Первые ее законы и постановления назывались декретами. Они были приняты в революционные дни и касались ключевых вопросов общественной жизни — заключения мира и передачи земли крестьянству. Декреты о мире и земли. «1. Изданный Советом Народных Комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собой, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против неё гонения. Декре́т об отделе́нии це́ркви от госуда́рства и шко́лы от це́ркви — нормативно-правовой акт, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля). В сентябре 1918 года почти одновременно были приняты декрет о семье и браке и декрет о школе. Революционизировалась семья: брак признавался лишь гражданский (церковный отменялся), становился свободным, свободным становилось и вступление в брак и развод.

Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря

В январе–апреле 1918 г. по России прокатилась волна сопротивления попыткам конфискации церковного имущества. Организовывались массовые крестные ходы и богослужения на площадях и в общественных местах в поддержку Церкви. 2 февраля 1918 года был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Он вступил в силу 5 февраля, когда был опубликован в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства». «Как местный епископ считаю своим долгом обратиться к православному населению ани и Астраханского края с нижеследующими строками. В один из ближайших дней в церквах должен быть прочтен декрет народных комиссаров об отделении Церкви от государства. Posted on 23.01.2021 by Игорь Михайлович Мацкевич. Наступление на церковные учебные заведения началось ещё до установления власти большевиков. Временное правительство законом от 20 июня 1917 года передало все церковно-приходские школы. «1. Изданный Советом народных комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою под видом закона о свободе совести злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения.

Историческое значение Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви 1918 г

Уже 3 января того же года в типографии прошло собрание рабочих с участием П. Лебедева-Полянского, в результате которого она перешла под контроль государства. Типографии было запрещено принимать какие-либо заказы без согласия Хозяйственной комиссии при Техническом совете по управлению государственными типографиями при Наркомпросе, а хранящиеся на её складе уже отпечатанные книги богословского, религиозного и священного содержания было предписано выдать Синоду это предписание фактически исполнено не было. Примерно в то же время началась конфискация армейского имущества Церкви. Положение военного духовенства было определено Приказом Наркомата по военным делам от 16 января того же года, который предписал уволить военных священнослужителей всех вероисповеданий, имущество и капиталы войсковых церквей передавались специальным комиссиям. При этом было предусмотрено, что войсковой комитет может оставить священнослужителя.

При этом военному духовенству по Росписи было назначено выплата только за январь - февраль 1918 года на общую сумму 50 тыс. Всё перечисленное привело к резкому обострению отношений новой власти и Церкви, и 19 января 1918 года Патриарх Тихон обратился со знаменитым Воззванием, в котором анафематствовал гонителей Церкви хотя большевики не были в нём прямо названы. Подготовка и принятие декрета Разработка декрета Исследователь А. В ноябре 1917 года этот священник направил письмо в Совнарком с жалобой, что живёт «с тяжёлым камнем полного неверия в политику официальной церкви», и просьбой привлечь его к активной работе. Он предложил целый ряд мер, которые включали конфискацию церковных ценностей, введение гражданского брака и григорианского календаря , лишение духовенства льгот и т.

Советская власть поддержала это начинание - уже 3 декабря 1917 года его предложения были опубликованы в «Правде ». Для выработки проекта декрета 11 декабря Совнарком создал специальную комиссию, в состав которой вошли: Пётр Стучка - нарком юстиции , Анатолий Луначарский - нарком просвещения , Пётр Красиков - член коллегии Народного комиссариата юстиции, Михаил Рейснер - известный юрист, профессор права Петербургского университета, и священник Михаил Галкин. Точное название этой комиссии неизвестно. Результат работы комиссии - проект декрета - был опубликован 31 декабря 1917 года в право-эсеровской газете «Дело народа» а представители левого крыла этой партии входили в состав правительства. Опубликованный проект декрета предусматривал: установление свободы совести, введение светской регистрации актов гражданского состояния, отмену официальных обрядов в государственных учреждениях , замену религиозных клятв и присяг торжественным обещанием, прекращение преподавания «религиозных предметов» в учебных заведениях, запрет религиозным обществам владеть собственностью и иметь права юридического лица, передачу государству всего имущества религиозных обществ, предоставление религиозным организациям зданий для общественных богослужений «лишь с разрешения представителей по заведыванию религиозным имуществом».

Реакция на проект После появления в печати проекта декрета митрополит Петроградский Вениамин Казанский обратился в Совнарком с письмом, в котором говорилось : Официального ответа не последовало, но В. Ленин , ознакомившись с письмом, своей резолюцией призвал коллегию при Народном Комиссариате юстиции поскорее подготовить декрет об отделении Церкви от государства. Название, даты принятия и публикации «В тот же день, 20 января, Совнарком утвердил законопроект в ленинской редакции», причём название не поменялось. В советское время особо подчеркивалось, что Реализация декрета Образование «К 1917 г. Отношение к этому предмету было неоднозначным: «современники единодушно отмечали укрепление в обществе неверия», и всё же «подавляющее большинство населения России выступало за сохранение обязательности преподавания Закона Божия в учебных заведениях» даже после Февральской революции.

Вскоре после издания Декрета началась активная борьба с духовным образованием. Его положения дополнялись частными ужесточающими инструкциями, распоряжениями и постановлениями. В частности, в феврале 1918 года вышло распоряжение Наркомпроса , упразднившее задним числом, с 1 января того же года, должности законоучителей всех вероисповеданий. Также в феврале 1918 года появилось постановление Государственной комиссии по просвещению «О светской школе», которое установило, что «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, состоящих в ведении Народного комиссариата по Просвещению, и исполнение каких-либо религиозных обрядов в стенах школы не допускается». За передачей церковных школ Наркомпросу и запрещением на преподавание Закона Божия в общеобразовательных учебных заведениях «последовали запреты на преподавание Закона Божия вне школы - в храмах, частным образом на квартирах,- на обучение религии детей до 18 лет, запрет на групповые занятия».

Реакция православных верующих была негативной. В адрес Поместного Собора поступали многочисленные «резолюции и протоколы приходских собраний и советов, возмущенные обращения и письма духовенства и мирян». Попытки родителей в первые советские годы давать религиозное образование своим детям в храмах и на дому вскоре были пресечены : …антирелигиозная кампания стала всеобъемлющей, родителей обязывали воспитывать детей в коммунистическом духе; в противном случае следовало лишение родительских прав, а детей отправляли в детские дома. Помимо того, статья 121 Уголовного кодекса РСФСР от 1 июня 1922 года предусматривала наказание принудительными работами на срок до 1 года за «преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах». За счёт расширительного толкования статьи 121 можно было, однако, отправлять на принудительные работы всякого неугодного священнослужителя или мирянина.

К примеру, если «священник спонтанно беседовал с детьми на религиозную тему», ему вполне можно было инкриминировать нарушение закона. Однако примеры преследования за преподавание религиозных дисциплин наблюдались и ранее. Например, в марте 1921 годе за нарушение декрета и содержание незарегистрированного учреждения ЧК арестовала ректора Казанской духовной академии епископа Анатолия Грисюка , профессора академии Н. Виноградова и ещё 18 преподавателей после национализации зданий академии лекции студентам читались частным образом на квартирах , а 5 октября того же года профессора Виноградова вместе с другими преподавателями приговорили к 1 году заключения в лагерь условно. Церковное имущество Реализация декрета в плане конфискации церковного имущества началась уже в конце января 1918 года.

Дижбит реквизировал здание Синода и ночью вывез на автомобиле церковные капиталы более чем на 46 млн рублей по составленному акту. Значительная часть конфискованных средств была в виде банковских расписок, собственно наличных средств изъяли мало 1706,9 руб. Церковь в ответ перестала давать типографии заказы. Служащим ликвидируемых церковных учреждений по крайней мере центральных было выплачено своего рода выходное пособие. Поскольку в Декрете этот вопрос не был никак урегулирован, то власти фактически руководствовались приказом наркома А.

Коллонтай , изданным 20 января 1918 года незадолго до публикации декрета. Этим приказом предписывалось «выдачу средств на содержание церквей, часовен и совершения церковных обрядов прекратить с момента опубликования этого приказа, выдачу же содержания священнослужителям и законоучителям прекратить с 1 марта сего года согласно постановлению Комиссариата труда о выдаче четырёхнедельного заработка при закрытии предприятий». Увольняемые чиновники Синода и Министерства исповеданий получили жалованье по 2 марта. На местах отчуждение церковной собственности шло постепенно. Даже московский епархиальный свечной завод по состоянию на июнь 1918 года не был отчуждён в пользу государства, хотя на нём был введён рабочий контроль и предприятие было под надзором властей.

Новый этап изъятия церковной собственности начался после того, как была опубликована выпущенная 24 августа 1918 года Наркомюстом «Инструкция по проведению в жизнь декрета от 23 января 1918 года». Храмы и богослужебные предметы было разрешено передавать в пользование «общинам верующим» по описи на основании договора с советом, образец которого прилагался. Все кредиты на преподавание религии в школах приказывалось немедленно закрыть, так как «ни одно государственное и иное публично-правовое установление не вправе производить преподавателям религии каких-либо выдач денежных сумм как за настоящее, так и за истекшее с января месяца 1918 года время». К Инструкции прилагалась неопубликованная в газетах «Примерная ведомость капиталов и сборов бывшего ведомства православного исповедания», где подробно расписывалось куда и какие церковные капиталы следовало передать. Местные причтовые капиталы, капиталы с доходных домов и торговых предприятий , кладбищ и сборы на содержание Поместного Собора были оставлены в распоряжении отдельных Советов рабочих и крестьянских депутатов.

Капиталы духовно-учебных заведений и церковных школ переходили Наркомату просвещения, страховые сборы - Комиссариату по делам страхования и борьбы с огнём. Свобода вероисповедания Регистрация актов гражданского состояния Следствием издания Декрета стало изъятие у религиозных организаций функции регистрации актов гражданского состояния. Процесс введения системы светской регистрации актов гражданского состояния затянулся, особенно на не контролируемых большевиками окраинах. Например, в Иркутске гражданская метрикация была введена в 1920 году, а в Чите только в 1924 году. Курс на государственный атеизм «Уже в первых декретах Советского государства, направленных на секуляризацию церковного имущества и на ограничение влияния Церкви, проявляется очевидная приверженность новой власти к атеизму».

Декрет стал венцом советского законодательства конца 1917 -- начала 1918 года и заложил основы для развёртывания атеистической пропаганды и агитации, атеистического воспитания. Декрет и различные религиозные группы С момента введения декрета вероисповедание того или иного лица перестало указываться в каких-либо официальных государственных документах и формально рассматривалось как частное дело, однако фактически могло возбудить дискриминацию и даже прямое преследование. Фактическая, а не декларативная религиозная политика советской власти, дискриминационная в отношении всех религий и всех верующих, не была, однако, неизменной во времени и меняла степень жёсткости в отношении конкретных религиозных групп. Определённые группы в те или иные периоды могли пользоваться относительной благосклонностью советской власти. Хотя он касался меннонитов , духоборцев и толстовцев , им также некоторое время пользовались баптисты и евангельские христиане.

Кроме того, в 1921 году при Наркомземе была образована комиссия по заселению евангельскими христианами, баптистами, старообрядцами и другими верующими свободных земель и бывших помещичьих имений, однако члены Русской православной церкви исключались из числа заселяемых. Православные христиане События в Солигаличе 24 февраля протестные крестные ходы прошли в Костроме и других городах губернии, а в Солигаличе шествие было особенно многолюдным. Однако советская власть на протест ответила новыми репрессиями и - в лице своего главы большевика В. Вылузгина - на 26 февраля назначила «реквизицию хлебных излишков» в Богородице-Феодоровском монастыре близ Солигалича. Вечером накануне запланированной реквизиции на заседании городской думы, не признавшей новую власть, выступил монастырский священник иерей Василий Ильинский.

Было принято решение спасти монастырь от погрома, и у стен его стали собираться люди, которых возглавил всё тот же иерей Василий. В итоге представители Совета были вынуждены отказаться от своего намерения. Последующие события включали в себя: стихийное народное выступление у здания исполкома; безуспешные попытки большевика Вылузгина убедить народ разойтись, открытую им револьверную стрельбу и гибель от выстрелов одного человека; вспышку народного гнева, бегство членов исполкома и арест раненого Вылузгина; убийство Вылузгина в больнице от рук неизвестных утром следующего дня.

В необходимых случаях даётся лишь торжественное обещание. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.

Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

Декрет был подписан председателем Совета Народных Комиссаров В. В советское время особо подчеркивалось, что [43] закон именовался не просто правовым декретом, как это предполагалось комиссией, а декретом Совета Народных Комиссаров, поэтому декрет подписали все народные комиссары, весь состав Совнаркома. Образование[ править править код ] «К 1917 г. Отношение к этому предмету было неоднозначным: «современники единодушно отмечали укрепление в обществе неверия», и всё же «подавляющее большинство населения России выступало за сохранение обязательности преподавания Закона Божия в учебных заведениях» даже после Февральской революции [2]. Заседание Поместного Собора Вскоре после издания Декрета началась активная борьба с духовным образованием.

Презумпция русского гражданства. Органы регистрации актов гражданского состояния. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей актов гражданского состояния 1 Ведение актов гражданского состояния российских граждан за границей возлагается на представителей России за границей. Отделы записей актов гражданского состояния учреждаются: 2 Центральный полномочия 5 — составление и ведения общего реестра лиц, зарегистрированных в пределах РР и русских граждан, зарегистрированных за границей, выдача справок и засвидетельствованных выписей из общего реестра, общий надзор за делопроизводством окружных отделов Окружные полномочия 4 — составление на основании сведений, поступающих к ним из местных отделов, реестров лиц, зарегистрированных в пределах соотв.

Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.

Декрет об отделении

Идея гражданского брака, декларированная декабрьским декретом была закреплена Кодексом 1918 г. 8 апреля 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят «Декрет об учреждении волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатов по военным делам». Декрет был утверждён 22 апреля 1918 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. 2 февраля 1918 года был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Он вступил в силу 5 февраля, когда был опубликован в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства». Десятки лет в официальных документах, в различной литературе, посвященной отношениям социалистического государства и церкви, первый важнейший законодательный акт в этой области именуется так: «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Историческое значение Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви 1918 г

В декабре 1917 года было издано Постановление Совета народных комиссаров «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению». В основу этого документа лёг проект, разработанный В. В Комиссариат было предписано передать все учебные заведения духовного ведомства в ведение Наркомата просвещения Тарасова Юлия Владимировна.

Федеральные законы, такие как: ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» так называемая Реституция церковного имущества в России , ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ст. Более того, РПЦ сегодня имеет настолько обширные полномочия, что даже издает для себя законы с целью присвоения земель на особо охраняемых территориях и забирает себе исторические памятники, превращая их в имущество религиозного назначения. Отделена в реальности, а не на страницах Конституции, которую ни чиновники, ни судьи не соблюдают! Итак, о декрете! Текст публикуем без изменений, в том числе не изменяя его орфографию и словообразование. Церковь отделяется от государства. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.

Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.

Забеременевшая и не состоящая в браке женщина не позднее как за 3 месяца до разрешения от бремени подает заявление в местный отдел записей актов гражданского состояния по своему месту жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца 140. Такое же заявление может быть подано и состоящей в браке женщиной, если зачатый ею ребенок происходит не от зарегистрированного ее мужа. Указанный отец ребенка вправе в течение 2 недель с момента получения извещения возбудить судебных спор против матери о неправильности заявления. Невозбужденный спор приравнивается к признанию отцовства 141 Права и обязанности детей и родителей.

В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях даётся лишь торжественное обещание. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви

Лилина, руководившая народным образованием в Петрограде, настаивала на «национализации» детей, ибо они «подобно воску поддаются влиянию» и из них можно «сделать настоящих, хороших коммунистов». Декрет о школе революционизировал школу: она стала совместной, отменена была плата за обучение, отменены были все экзамены, задавание уроков на дом. Поддерживая принцип реформы школы, Всероссийский учительский союз выступил против подчинения школы государству.

Здание и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ. Для разработки декрета СИ Комом была образована специальная комиссия. Подготовленный комиссией текст декрета, после внесения в него В. Лениным ряда поправок и дополнений, был утвержден СНК 2 февраля 20 января 1918 г. Ленин заново сформулировал п. Лениным были добавлены примечание к п. См, XXI Ленинский сборник, стр.

Раздел II. Параграф 16. К предметам ведения подотделов прямых налогов и пошлин относятся: а ближайшее наблюдение за исполнением в пределах губерний декретов, правил и инструкций по налоговому делу и принятие всех необходимых для этой цели законных мер; б руководство налоговой деятельностью Финансовых Отделов Уездных Исполкомов, а равно деятельностью должностных лиц податного надзора и сборщиков налогов; в исчисление в пределах действующих узаконений и декретов установленных общегосударственных налогов, сборов, пошлин и взысканий, разработка и исчисление в тех же пределах местных налогов и сборов; г наблюдение за своевременным поступлением налогов, как государственных, так и местных, и принятие мер ко взысканию недоимок; д разработка и собирание сведений и материалов об экономическом положении и платежных средствах населения и е заключения по ходатайствам местных Советов об отпуске им пособий или ссуд в порядке ст. Параграф 17. Предметами ведения Сметно-Кассового Подотдела Финансового Отдела Уездного Исполкома являются: а предварительное рассмотрение смет сельских, волостных и уездных Советов Депутатов и Советов Депутатов городов, участвующих в Уездных Съездах Советов Депутатов, как на местные, так и на общегосударственные нужды и дача по ним заключений; б предварительное рассмотрение ходатайств местных Советов об отпуске им пособий или ссуд из государственного казначейства; в ассигнование всех открываемых по сметам на местные потребности кредитов за счет местных источников ; г счетоводство бухгалтерское по приходу местных сборов и по расходам за счет местных источников; д осуществление касающихся Сметно-Кассового Подотдела распоряжений по сметному, счетному и кассовому делу, исходящих от Финансового Отдела Губисполкома, и е выработка для волостных и сельских Советов Депутатов необходимых инструкций по сметному, счетному и кассовому делу, утверждаемых Финансовым Отделом Губисполкома. Параграф 18. Предметами ведения Налогового Подотдела Финансового Отдела Уездного Исполкома являются: а направление дел взыскания всех сборов как общегосударственных, так и местных, наблюдение за производством взыскания учреждаемыми при Налоговом Отделении сборщиками; б подробное окладное счетоводство по всем сборам; в разработка и собирание сведений и материалов об экономическом положении населения и платежных его средствах; г осуществление касающихся Налогового Подотдела распоряжений по налоговому делу, исходящих от Финансового Отдела Губисполкома; д разработка для волостных и сельских Советов Депутатов необходимых инструкций по налоговому делу, утверждаемых засим Финансовым Отделом Губисполкома. Параграф 19. На обязанности Подотдела косвенных налогов Финансового Отдела Губисполкома лежит наблюдение за исполнением в пределах губернии декретов, правил и инструкций по взиманию неокладных сборов и принятие всех необходимых для этой цели законных мер, наблюдение за своевременным поступлением этих сборов, а также счетоводство и отчетность по неокладным сборам и статистика обложенных акцизом производств по губернии.

Параграф 20. В Секретариате Финансового Отдела Губисполкома сосредоточена общая переписка, не относящаяся специально не к одному из Подотделов, а также все дела о назначениях, перемещениях, увольнениях и пр. Этот же Секретариат обслуживает Заведывающего Финансовым Отделом и Финансовую Коллегию Губисполкома в деле руководства банковской деятельностью в губернии. Раздел III. Параграф 22. Параграф 23. Другие ответственные работники Финансовых Отделов и Подотделов - назначаются Коллегией Финансового Отдела Губисполкома из числа лиц, обладающих необходимыми специальными познаниями, - по представлениям Заведывающих соответственными Подотделами.

Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.

Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью, Отделами записи браков и рождений. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.

Вступил в силу Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви

Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений, 9. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются, 12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

Вот как описывает события тех дней газета «Русские Ведомости»: Сегодня к настоятелю Александро-Невской лавры, епископу Прокопию явились большевистские комиссары и предложили немедленно приступить к сдаче лаврского имущества. Епископ Прокопий категорически отклонил это требование, заявив, что он может сдать лаврское имущество только лицам, законно назначенным церковными властями, но не светскими властями. В ответ на это комиссары заявили, что они обойдутся и без участия епископа Прокопия…» К слову, владыка Прокопий, как и митрополит Вениамин, впоследствии станет священномучеником. В кровавом 1937-м. За «контрреволюционную монархическую агитацию и организацию нелегальной молельни». Ан нет: антиклерикалы всех мастей продолжают ссылаться именно на этот документ, пытаясь обосновать все, что угодно. От своего храмоборчества — попыток не допустить строительства новых храмов в густонаселенных районах столицы и других городов — до борьбы против допущения в российские школы курса «Основы православной культуры». И в какие бы идеологические одежды ни рядились нынешние богоборцы, все они служат кровавым заветам «Ленина», того самого большевистского вождя, который в своем секретном письме в Политбюро ЦК РКП б от 19 марта 1922 года дал указание: Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству… Чем большее число представителей… реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше…» Тогда, ровно 100 лет назад, в своем декрете большевики только обнажали свои клыки. Впереди — сотни разрушенных храмов и монастырей, тысячи расстрелянных священнослужителей и многие миллионы русских православных людей, по вере которых прошлись комиссарские сапоги.

Первые декреты советской власти. Именно поэтому первый декрет советской власти касался мира. Его разработал Владимир Ленин, и его единогласно приняли на II съезде Советов уже 8 ноября 1917 года по новому стилю 26 октября по царскому календарю. Большевики предложили всем воевавших государствам начать переговоры и заключить демократический мир с отказом от аннексий и контрибуций — то есть возращения к довоенным границам. Продолжение Первой мировой войны они рассматривали как преступление и в целом были правы: она давно превратилась в чудовищную мясорубку с использованием отравляющих газов и без четких представлений о ее окончании. Например, Западный фронт немцы удерживали до лета 1918 года. Документ напечатали в газетах и передали по радио. Он не вызвал интереса в воюющих странах, но 27 ноября интерес к ведению переговоров о сепаратном мире появился у Германии.

До коллективизации было еще 12 лет. Хотя понятие «кулак» было в ходу, все годы Гражданской войны и НЭПа лишь незначительная часть крестьян считалась кулаками, и конечно, они пользовались наемным трудом. Помещики при новой власти оставались ни с чем. Как на деле сложилась их судьба? Здесь не худо было бы вспомнить и конституцию 1918 года, согласно которой была такая категория граждан, как «лишенцы». Это те, кого лишили избирательных прав: бывшие помещики, буржуазия, духовенство. Никакой помощи они не получили. Если бывший помещик включался в сельское общество и оно его принимало — то почему бы и нет. Он мог устроиться учителем в той же деревне. Мир и война Что происходило с русской армией на момент принятия декрета о мире? Братание с противником летом 1917 года очень сильно подкосило армию, учитывая, что весной должно было начаться наступление, готовившееся еще с конца предыдущего года. Приказ номер 1 от 1 марта 1917 года привел к массовому дезертирству. Говоря о нашей русской армии, мы понимаем, кто в большей степени ее представлял: те же самые крестьяне — побритые, в шинели, с винтовкой, но прежние по своей психологии. И зная, что в 1917 году наступал очередной срок передела крестьянской общины, можно понять, почему крестьянин бежит из армии. Он бежит, понимая, что в такой момент ему нужно быть дома. Большевики никогда не выступали с позиции «штыки в землю», они рассчитывали, что мировая война перерастет в гражданскую. Большевики правда хотели обратить солдат, воюющих с Россией, на борьбу со своими правительствами? В последнее верили ортодоксальные большевики, особенно Троцкий. На переговорах с Германией в Брест-Литовске он занял не совсем понятную позицию: «ни войны, ни мира». То есть воевать мы больше не будем, но и мира не подпишем. Это была его скрытая надежда на то, что пришедшая в эти страны революция сделает подписание мира вообще ненужным. Затянутые по вине Троцкого переговоры развязали руки Германии, двинувшей свои войска в наступление по всей нашей западной границе. Что происходило на фронте после опубликования декрета? В декабре 1917 года в городе Солы было подписано перемирие — это пока еще не был мир, но боевые действия были приостановлены. Окончательно мир с Германией подписали 3 марта 1918 года. А кто же воевал? Тогда, в феврале, люди сами шли на фронт, понимая, что есть более важные вещи, чем их собственные семейные интересы. И им удалось задержать продвижение немцев на западной границе! Но вскоре был подписан позорный Брестский мир, по которому от России отторгались огромные территории.

Главные реформы большевиков в первый год советской власти

5 февраля г. - Вступил в силу Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви Десятки лет в официальных документах, в различной литературе, посвященной отношениям социалистического государства и церкви, первый важнейший законодательный акт в этой области именуется так: «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Декрет Совета Народных Комиссаров от 01.11.1918 № 847 (перенаправлено с «Декрет СНК РСФСР от 23.01.1918 Об отделении церкви от государства и школы от церкви»). Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах.
«ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ» ДЕКРЕТ. от 23 января 1918 года. Об отделении церкви от государства и школы от церкви.
Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви 23 января 1918 г. – декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. 2 ноября 1917 г. – декрет о самоопределении народов и наций (не должно быть национального языка). 18 января 1918 г. – декрет о несении воинской службы с 18 до 40 лет.

ДЕКРЕТ ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА

«1. Изданный советом народных комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против неё гонения. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви — нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере. Государство и Православная церковь в России, февраль 1917 — январь 1918 гг. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук (PDF). По смыслу декрета об отделении церкви от государства существование «церковной иерархии», как таковой было невозможно. Декрет предусматривал только существование отдельных, не объединённых между собой никакой административной властью, религиозных общин. Декрет СНК РСФСР от 26.01.1918. Определены меры по ликвидации окружных, губернских и уездных учреждений, в т.ч. прекращение кредитования и выдачи жалованья чиновникам.

1918-08-24, Инструкция проведения Декрета об отделении церкви от государства

В течение всего первого периода российской революции Советы множились, росли и крепли, изживая на собственном опыте иллюзии соглашательства с буржуазией, обманчивость форм буржуазно-демократического парламентаризма, приходя практически к выводу о невозможности освобождения угнетенных классов без разрыва с этими формами и со всяким соглашательством. Таким разрывом явилась Октябрьская революция, передача всей власти в руки Советов. Учредительное собрание, выбранное по спискам, составленным до Октябрьской революции, явилось выражением старого соотношения политических сил, когда у власти были соглашатели и кадеты. Народ не мог тогда, голосуя за кандидатов партии эсеров, делать выбора между правыми эсерами, сторонниками буржуазии, и левыми, сторонниками социализма. Таким образом, это Учредительное собрание, которое должно было явиться венцом буржуазно-парламентарной республики, не могло не встать поперек пути Октябрьской революции и Советской власти. Октябрьская революция, дав власть Советам и через Советы трудящимся и эксплуатируемым классам, вызвала отчаянное сопротивление эксплуататоров и в подавлении этого сопротивления вполне обнаружила себя, как начало социалистической революции.

Далее Соколов даёт оценку Декрету: «По сути, документ предлагал сразу три мероприятия: исключение религии из государственной и образовательной сфер, единовременную национализацию всего церковного имущества и капиталов и лишение религиозных организаций права на юридическое оформление своей деятельности и, соответственно, на накопление и владение новым имуществом. Об этом говорили пункты, объявлявшие, что действия государственных и других общественно-правовых «установлений» отныне не должны сопровождаться религиозными церемониями и обрядами, а из всех официальных актов устраняются какие бы то ни было указания на исповедание граждан. Религиозные учреждения лишались прав юридического лица, и все церковное имущество объявлялось «народным достоянием». Упразднялось вероисповедное разделение общества и закреплялась единая для всех светская регистрация актов гражданского состояния. Преподавание религиозных предметов запрещалось не только в государственных, но и в частных учебных заведениях. Таким образом, декрет от 23 января 1918 года не только отделял церковь от государства, но и лишал ее юридических прав, ставя вне закона всю церковную организацию, включая систему епархиального управления, духовно-учебные заведения, миссионерские, благотворительные и просветительские общества и организации. Без сомнения, Ленин придавал огромное значение принятому декрету. В составленной им 22 января радиограмме «всем всем», заявляя о победах Советской власти на всех направлениях, он не без гордости сообщил: «вчера, 21. Но православный народ ответил на это праведным возмущением. Многотысячные крестные ходы прошли по городам и сёлам, в иных местах безбожники устраивали кровавые расправы над верующим народом. Крестный ход в Москве. Крестный ход в Петрограде. Но не только штыками и винтовками советская власть встала на защиту узаконенного разграбления и уничтожения Церкви в России, на помощь пришли и печатные издания большевиков. В упоминаемой уже нами работе Соколова на этот счёт читаем: «Например, «Известия ЦИК Советов» писали, что «руководители православной церкви, патриарх и епископы, сановное столичное духовенство и монастырские иерархи, подняли стяг войны против Советской власти. С церковного амвона, с лобного места... Для создания антицерковных опусов петроградские и московские «Известия» привлекли целую плеяду публицистов. Так, Н. Антонов сообщал, что Тихон в своем послании «клевещет» на Советскую власть, и контрреволюция пытается действовать под знаменем религии. Норов заявлял, что церковь — феодальный пережиток и верный союзник имущих классов, но «декрет Совета Народных комиссаров проведут в жизнь сами рабочие и крестьяне». Другая анонимная статья в том же номере газеты, ссылаясь на воззвание патриарха от 19 января, убеждала, что церковь — последняя ставка «черной камарильи». Летин объявлял, что церковь, выступая под знаменем контрреволюции, сама роет себе пропасть, которая «навсегда похоронит этот живой труп, душивший в своих мертвых объятиях сознание, веру и совесть трудового народа». Рюрик Ивнев добавлял, что «реакционные группы, объединившись вокруг церкви, делают последнюю ставку на духовенство», но патриарх предал анафеме громадную часть населения, так как «большинство трудящихся и обездоленных или сами большевики, или «общаются» с большевиками».

По данным промышленной и профессиональной переписи в период с ноября 1917 по март 1918 года который получил название «Красногвардейской атаки на капитал» было национализировано 836 промышленных предприятий. Земля — крестьянам 26 октября 1917 года на Втором всероссийском съезде советов был принят один из первых и самых важных документов — «Декрет о земле». Основным пунктом декрета была конфискация помещичьих земель и владений в пользу крестьянства. Однако этот документ содержал и ряд других не менее важных положений: многообразие форм землепользования подворное, хуторское, общинное, артельное , отмену прав частной собственности на землю, запрет применения наемного труда. Подсчитано, что после отмены частной собственности на землю в пользование крестьян перешло около 150 млн. Впрочем, воплощение «Декрета о земле» в жизнь повлекло за собой неконтролируемые самозахваты помещичьей собственности. По мнению историка Ричарда Пайса, «крестьянское большинство населения страны на несколько месяцев полностью отошло от политической деятельности, с головой погрузившись в «чёрный передел» земли». Мир — народам «Декрет о мире» был разработан лично Лениным и единогласно принят на всё том же Втором всероссийском съезде советов. В своих инициативах советское правительство предлагало «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире». С нотой о начале мирных переговоров Ленин обратился к ряду европейских стран, однако предложение советской стороны было проигнорировано. Более того, посол Испании после получения соответствующей ноты был немедленно отозван из России. На предложение советского правительства отреагировала только Германия и ее союзники.

Тем более, что убийства духовных лиц имели место ещё в межреволюционный период [10]. Декрет о земле Декрет о земле Кроме того, уже первые декреты советской власти непосредственно затронули церковные интересы. В частности, принятый 26 октября 1917 года « Декрет о земле » провозглашал её передачу в пользование «всех трудящихся на ней» [11]. Все монастырские и церковные земли «со всем их живым и мёртвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями» также подлежали национализации [12]. Хотя механизм национализации оставался не ясным [11] , случаи захвата и даже разграбления церковной собственности имели место [13]. Сфера образования Наступление на церковные учебные заведения началось ещё до установления власти большевиков. Временное правительство законом от 20 июня 1917 года передало все церковно-приходские школы только православные и финансируемые из госбюджета Министерству народного просвещения. При большевиках 10 декабря 1917 года был опубликован приказ наркома общественного призрения А. Коллонтай , который превратил Закон Божий в подведомственных учреждениях из обязательного в факультативный предмет [14]. В конце 1917 года наиболее болезненными для Православной церкви стали начинания А. Луначарского , наркома просвещения [15]. Подконтрольная Совнаркому Государственная комиссия по народному просвещению начала работу с 21 ноября 1917 года [16]. Первоначально ею обсуждалась передача церковно-приходских школ в управление земских учреждений, однако с 8 декабря речь зашла уже о передаче вообще всех учебных заведений, подчинённых Святейшему Синоду , в Наркомат просвещения [16]. С ноября 1917 года прекратилось государственное финансирование духовных учебных заведений [17]. В декабре 1917 года было издано Постановление Совета народных комиссаров «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению» [18]. В основу этого документа лёг проект, разработанный В. Галкиным [19]. В Комиссариат было предписано передать все учебные заведения духовного ведомства церковно-приходские школы, учительские семинарии, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, академии «и все другие, носящие различные названия низшие, средние и высшие школы и учреждения» вместе с их штатами, ассигновками, движимым и недвижимым имуществом зданиями, надворными постройками, земельными участками , а также библиотеками, ценностями, капиталами и ценными бумагами и процентами с них [20]. Исключение было сделано для храмов при этих учреждениях, вопрос о которых откладывался до принятия декрета об отделении церкви от государства [17]. Комиссариат принял меры по исполнению этого Постановления — уже 12 декабря 1917 года им на места была послана телеграмма, требующая «ускорить приём церковно-приходских школ» [17]. На местах передача уже кое-где шла полным ходом. Так, инспектор народных училищ из Вытегры сообщил в ответ на эту телеграмму, что из 40 церковно-приходских школ города и уезда в ведении местной земской управы уже находятся 30, а в остальных продолжается опись и передача имущества [17]. Семейное законодательство В декабре 1917 года в России была введена гражданская регистрация браков и разводов [21] : вышли декреты «О расторжении брака» 16 декабря 1917 , «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» 18 декабря 1917 , которые лишили церковный брак юридической силы и передавали акты гражданского состояния в ведение государственных органов [12]. Взгляд Собора на правовое положение Российской Православной Церкви В средине ноября 1917 года Священный Собор приступил к обсуждению доклада «О правовом положении Российской Православной Церкви», который представляли профессор Московского университета Сергей Булгаков и профессор Киевской духовной академии Фёдор Мищенко; 2 декабря проект был принят на пленарном заседании Собора. Православная Церковь в России в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине и сношениях с другими автокефальными Церквами независима от государственной власти и, руководясь своими догматико-каноническими началами, пользуется в делах церковного законодательства, управления и суда правами самоопределения и самоуправления. Постановления и узаконения, издаваемые для себя Православною Церковию в установленном ею порядке, со времени обнародования их церковною властью, равно и акты церковного управления и суда признаются Государством имеющими юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются государственные законы. Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковною властью. Церковная иерархия и церковные установления признаются Государством в силе и значении, какие им приданы церковными постановлениями. Церковное венчание по православному чину признается законною формой заключения брака. Флаксерман подписал постановление, которым упразднялось придворное духовенство, а имущество и помещения придворных церквей конфисковывались, при этом в них разрешалось проводить богослужения [24]. Изъятие церковной собственности Кроме того, с января 1918 года началось изъятие церковной собственности. Прежде всего советскую власть интересовали типографии Церкви, контроль над которыми одновременно мог ограничить возможности Собора по воздействию на верующих и дать большевикам мощности для усиления антирелигиозной пропаганды. Ещё до разгона Учредительного собрания , 2 января 1918 года правительственный комиссар при Наркомпросе П. Лебедев-Полянский направил отношение управляющему синодальной типографией, в котором сообщил, что она с 1 января 1918 года переходит в ведение Технического совета по управлению государственными типографиями при Наркомпросе [25]. Уже 3 января того же года в типографии прошло собрание рабочих с участием П. Лебедева-Полянского, в результате которого она перешла под контроль государства [26]. Типографии было запрещено принимать какие-либо заказы без согласия Хозяйственной комиссии при Техническом совете по управлению государственными типографиями при Наркомпросе, а хранящиеся на её складе уже отпечатанные книги богословского, религиозного и священного содержания было предписано выдать Синоду это предписание фактически исполнено не было [27]. Примерно в то же время началась конфискация армейского имущества Церкви. Положение военного духовенства было определено Приказом Наркомата по военным делам от 16 января того же года, который предписал уволить военных священнослужителей всех вероисповеданий, имущество и капиталы войсковых церквей передавались специальным комиссиям. При этом было предусмотрено, что войсковой комитет может оставить священнослужителя [29]. При этом военному духовенству по Росписи было назначено выплата только за январь — февраль 1918 года на общую сумму 50 тыс. Всё перечисленное привело к резкому обострению отношений новой власти и Церкви, и 19 января 1918 года Патриарх Тихон обратился со знаменитым Воззванием, в котором анафематствовал гонителей Церкви хотя большевики не были в нём прямо названы [30]. Подготовка и принятие декрета Разработка декрета Исследователь А. Соколов считает, что инициатором декрета стал настоятель Церкви Преображения Господня в Петрограде Михаил Галкин [31].

2 февраля 1918 года

ДЕКРЕТ. от 23 января 1918 года. Об отделении церкви от государства и школы от церкви. Большевистский Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви был принят 95 лет назад, 23 января 1918 года. Он стал основополагающим документом в религиозном вопросе для советской власти на весь период ее существования. — реализация Декрета о земле и «Основного закона о социализации земли» (9 февраля 1918 г.) — конфискация помещичьих и крупных частных земельных владений. Декрет СНК РСФСР от 26.01.1918. Определены меры по ликвидации окружных, губернских и уездных учреждений, в т.ч. прекращение кредитования и выдачи жалованья чиновникам. 7. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание. 8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений. 9. Школа отделяется от церкви. Разгон Учредительного собрания в январе 1918 года – один из поворотных моментов в развитии российской революции.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий