Выступление мартина лютера начало реформации

Мартин Лютер (1483—1546) – немецкий теолог, идеолог Реформации (реформация католицизма). Он сформулировал основные тезисы, сплотившие на раннем этапе сторонников Реформации. Главный тезис Мартина Лютера – спасение только в вере. Мартин Лютер родился в 1483 года в г. Айслебене. В 1505 г. он вступил в монастырь августинцев в г. Эрфурте. Лютер был верующим христианином и закаленным в диспутах теологом. Начало Реформации в Германии связано с именем Мартина Лютера (1483—1546), монаха-августинца и профессора Виттенбергского университета, который в 1517 г. открыто выступил против индульгенций. С начала XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского — преобразование).

Начало реформации в Германии: причины, даты, события

Поэтому протестантская теология с самого начала занимала позицию принципиального антиинтеллектуализма и отвергала все достижения христианской схоластики не потому, что схоластика была для нее слишком догматичной, а наоборот — потому что она была слишком рациональной. Спасение «только верой» закономерно отрицает не только свободу воли, но и разум, который оказывается здесь лишним и мешает чистой вере. Спасение «только верой» закономерно отрицает не только свободу воли, но и разум Установка Лютера на несовместимость веры и разума, исторически восходящая к известному латинскому апологету Тертуллиану, который в итоге ушел из христианства, как слишком интеллектуальной религии, предвосхитила атеистическое понимание любой религии как сугубо иррациональной, чисто чувственной сферы, где рассуждающему сознанию делать нечего. И в этом отношении протестантская Реформация, аналогично «неоязыческому» Ренессансу, действительно способствовала секуляризации Нового времени. Оба движения совпали в двух ключевых позициях — отрицании христианской синергии и отрицании христианского интеллектуализма. Во-первых, Реформация породила идею абсолютного Божественного предопределения, которая вполне отвечала языческому представлению о непреодолимом мистическом фатуме как главном принципе человеческой жизни, возрожденном любителями античности. Во-вторых, противопоставив веру и разум, Реформация породила сентиментальный пиетизм, вполне отвечающий возрожденному Ренессансом языческому культу страстей, когда поиск «живого Бога» подменялся поиском новых острых переживаний. Но если бы встреча Реформации с Ренессансом способствовала только секуляризации, то для самого христианства это был бы лишь внешний вызов. Гораздо большую опасность представляет тот факт, что когда еще на рубеже XVIII-XIX веков возникла первая «романтическая» реакция, то ее адепты по умолчанию приняли аксиомы самого Просвещения: это отождествление религии с чистой иррациональностью и веру в существование всеопределяющего безличного начала истории. Поскольку же из романтической реакции вышел весь европейский консерватизм, включая русский и православный, то эти ложные представления до сих пор весьма популярны среди современных консерваторов. Казалось бы, мы очень далеко ушли от главной темы статьи, но на самом деле речь идет о заочном влиянии Мартина Лютера даже на современный православный консерватизм.

Многие ли православные ревнители, искреннее критикующие какие-либо «протестантские влияния», не согласятся с тем, что свобода — это греховная ценность и от человеческой воли вообще ничего не зависит? Или с тем, что человеческий разум слишком греховен, чтобы рассуждать о Божественных вещах, и православная вера несовместима ни с какой рациональностью? А ведь это типично протестантские представления, не имеющие никакого отношения к православной вере, хотя их сторонники могут быть уверены в том, что Реформация несла в мир «революционные» ценности Свободы и Разума. От победы к поражению Мартин Лютер победил в свое время не потому, что он сумел вдохновить «широкие слои населения», и тем более не потому, что его богословские аргументы казались более убедительными, а потому, что его проповедь оказалась выгодной реальной политической силе — владетельным немецким князьям, ландграфам и курфюрстам, которые давно мечтали о полной религиозной независимости от Рима, и у них были силы оказать реальное сопротивление католическим войскам. И сам Лютер поставил не на аморфный народ, а на организованное государство, что было весьма умно с его стороны. Неслучайно первая политическая работа Лютера была обращена «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» 1520 , а когда возникла угроза народных восстаний, то он писал «Открытое увещевание ко всем христианам воздержаться от смуты и мятежа» 1522 и «Против убийственных и грабящих орд крестьян» 1524. Поэтому никакие классовые войны, о которых говорят марксисты, к самой Реформации не имели никакого отношения — скорее, были задействованы межнациональные и геополитические конфликты. Да, Лютер победил, если учесть, что уже при его жизни почти вся Северная Европа откололась от Римско-католической церкви и покрылась конфедерацией лютеранских епархий. Но уже при его жизни протестантизм начал постоянно дробиться, так что сегодня Евангелическо-лютеранская церковь — далеко не самая крупная протестантская деноминация в мире, даже баптистов и пятидесятников больше. Также и в самой Германии, которая благодаря Лютеру, казалось бы, обрела собственную «национальную конфессию», католики численно перевешивают протестантов.

Но проблема не столько в количестве лютеран, сколько в качестве современного лютеранства, которое, будучи самой старой и «традиционной» протестантской церковью, одновременно стало и одной из самых либеральных. Конечно, среди лютеранских церквей нет абсолютного единства по всем вероучительным вопросам, и среди них есть как более консервативные, так и более модернистские направления. Но достаточно сказать, что во главе крупнейшей лютеранской организации — государственной церкви Швеции — стоит архиепископ Упсалы женщина Антье Якелен, а епископ Стокгольма — мало того что женщина, но и открытая лесбиянка Ева Брунне, проживающая со своей «женой», «священницей» Гуниллой Линден. И эти факты давно уже никого не удивляют: для сегодняшних наследников Лютера это вполне нормально, не говоря уже о более предсказуемых «послаблениях», которые сам Лютер в принципе не мог себе представить.

Лютера 31 октября 1517 г. Мартин Лютер размещает 95 тезисов против практики продажи индульгенций на дверях замковой церкви в Виттенберге 13 октября 1517. Stuttgart, 1830. Библиотека Конгресса, Вашингтон. Разъясняя суть тезисов, Лютер наметил основы своего учения: признание всеобщего священства, спасение только верой , приоритет Священного Писания. Лютера поддержали Ф. Меланхтон , представивший первое систематическое изложение реформационной доктрины [«Общие принципы теологии» «Loci communes rerum theologicarum» , 1521], Н. Амсдорф , Г. Спалатин 1484—1545 , И. Бугенхаген , Ю. Йонас 1493—1555 , К. Круцигер 1504—1548 и другие представители духовенства. Идеи Реформации оказались привлекательны для дворянства, заинтересованного в усилении светской власти и секуляризации церковных земель, для среднего и зажиточного бюргерства , которому были близки идеи «удешевления» Церкви, для крестьянства, получившего возможность высказать требования социального и имущественного характера. Портрет Филиппа Меланхтона. Мастерская Лукаса Кранаха Старшего. Галерея старых мастеров, Дрезден Германия. Радикальная часть бюргерства, плебс, беднейшее крестьянство придавали реформационным идеям не только религиозный, но и общественно-политический смысл. В программах Крестьянской войны 1524—1526 гг. Лютер сначала выказывал сочувствие восставшим и видел в них социальную опору реформационных преобразований, затем осудил крестьянские волнения и начал проводить церковные реформы в княжестве Саксония при поддержке князей Фридриха 1486—1525 , Иоганна 1525—1532 , Иоганна Фридриха 1532—1547 и городских властей. Император Карл V в 1526 г. Идея «всеобщего священства» и возможность проведения секуляризации церковных земель способствовали быстрому распространению Реформации за пределами Саксонии: в Померании , Вюртемберге , Бранденбурге , Мекленбурге , Восточной Пруссии , 51 из 65 имперских городов. Светские власти были заинтересованы в сплочении протестантов, и в 1529 г. Цвингли, которые в ходе диспута разошлись во взглядах на таинство Евхаристии. В 1530 г. Несмотря на распри между князьями и разногласия теологов, стремление императора восстановить в империи католицизм не увенчалось успехом. Аугсбургский религиозный мир признал фактическое вероисповедное разделение Германии по принципу «чья страна власть , того и вера» cuius regio, eius religio. Реформация Цвингли Реформационные настроения в немецкоязычной части Швейцарии нарастали с 1519 г. Начало Реформации в Цюрихе связано с деятельностью У. Цвингли, который в 1522—1523 гг. Ганс Аспер. Портрет Ульриха Цвингли. Винтертурский художественный музей, Винтертур Швейцария. В сочинении «Рассуждения об истинной и ложной религии» 1525 Цвингли утверждал, что чувственно воспринимаемые вещи не действуют на духовное начало в человеке, и требовал отмены почитания икон , культа святых. По распоряжению магистрата в 1524—1525 гг. Пасторы выбирались общиной. Городскому совету передана часть епископской юрисдикции: надзор за пасторами и отлучение от Церкви. Реформационные преобразования по образцу Цюриха прошли в Базеле [И. Эколампадий 1482—1531 ], Берне [Б. Галлер 1492—1538 ], Санкт-Галлене [И. Вадиан 1484—1551 ]. В 1528—1529 гг. После гибели Цвингли 1531 Реформацию в Цюрихе продолжил Г. Буллингер 1504—1575 , швейцарский теолог, автор одного из основополагающих документов протестантизма — Первого Гельветического исповедания 1536. Компромисс в отношении к толкованию таинства Евхаристии обеспечил сближение Цюриха и кальвинистской Женевы и заключение между ними в 1549 г. Цюрихского соглашения. Реформация в Страсбурге Имперский город Страсбург, благодаря своему географическому положению, развитию книгопечатания, экономическому процветанию, стал связующим звеном между германскими, швейцарскими и французскими протестантами, которые называли его Новым Иерусалимом, «Антиохией Реформации», «убежищем сосланных братьев». С 1521 г. Целл 1477—1548 проповедовал учение Лютера, с 1523 г. Теологическая концепция Буцера получила отражение в его сочинении «Исповедание четырёх городов» «Confessio Tetrapolitana» , оглашённом на сейме в Аугсбурге в 1530 г. В «Исповедании» Буцер стремился примирить взгляды Лютера и Цвингли, сформулировал протестантское представление о соборности.

Петри и Л. Петри, ее юридическое оформление произошло на Вестеросских риксдагах 1527 и 1544 годов, на общешведском церковном соборе 1529 года в Эребру. Реформация была проведена и в Финляндии, подчиненной Швеции, крупнейшим деятелем финской Реформации был М. Отсталые лесные кантоны Швиц, Ури, Цуг и дворянство остались в лагере католической церкви. Они сопротивлялись распространению Реформации и стремлению городских кантонов к государственной централизации. Реформация в Цюрихе, где проходила деятельность Цвингли, Берне, Базеле была проведена в 1520-х годах и первоначально приняла форму цвинглианства. Одновременно развернулось движение крестьян и городских низов, которым руководили анабаптисты. Бюргерство не поддержало анабаптистов, и их движение было подавлено вскоре после поражения Крестьянской войны в Германии. В Женеве после прихода к власти в городе прогрессивных бюргерских элементов, преимущественно из числа «новых горожан» — переселенцев из Франции, в 1540-х годах оформилось течение кальвинизма, которое вскоре вышло за границы Швейцарии. Проповедь Реформации во Франции начали Ж. Брисонне епископ в Мо. В 1520-1530-х годах среди горожан распространялись лютеранство и анабаптизм. Новый подъем реформационного движения, но уже в форме кальвинизма, произошел в 1540-1550-х годах. Кальвинизм во Франции стал идеологическим знаменем оппозиции аристократии крепнувшему королевскому абсолютизму, который для укрепления своей власти использовал не Реформацию, а католицизм, утверждая в то же время независимость французской католической церкви от папского престола королевское галликанство. Раскол Франции по религиозному признаку привел к Гугенотским войнам, закончившихся компромиссом противоборствующих сторон в конце 16 века. В габсбургских землях Австрия, Богемия, Венгрия реформационное движение стало знаменем освободительной борьбы против национального угнетения, а для части дворянства и формой выражения оппозиции централизаторским устремлениям Габсбургов. В Польше Реформация была использована как магнатами, так и шляхтой, для захвата церковных земель. В своих радикальных формах Реформация несла угрозу господствующих классам. Развернувшееся с середины 16 века во главе с папами реакционное движение Контрреформации привело к подавлению Реформации в габсбургских землях, южной части Германии, Польше, были пресечены и попытки реформационного движения в Италии и Испании. В Нидерландах кальвинизм стал идеологическим знаменем Нидерландской революции 16 века. Он получил распространение не только среди буржуазии и части антииспански настроенного дворянства, но и среди крестьянско-плебейских масс. Кальвинистские консистории стали центрами, сочетавшими проповедь реформационных идей с организационно-политическим руководством массами. В северных провинциях Нидерландов, где победила революция, была проведена Реформация: имущество католической церкви постепенно конфисковано, католическое вероисповедание заменено кальвинизмом, ставшим здесь официальной религией в 1570-х годах.

Повестка дня собрания, предложенная императором, под давлением сословий была изменена и на первый план вышел религиозный вопрос. Протестантские князья выступили с требованием заключения всеобъемлющего соглашения, которое бы предоставило гарантии свободному исповеданию лютеранства и санкционировало секуляризацию церковных владений в протестантских государствах. Католическая партия была более слабой, во многом из-за пассивности папы римского и императора, и была готова легитимизировать лютеранскую конфессию в рамках империи при условии оставления статускво в церковных княжествах. Реальной альтернативы религиознополитическому компромиссу на рейхстаге предложено не было. Переговоры велись по куриям: курфюрстов, князей и свободных городов. К 21 июля 1555 года был подготовлен проект соглашения, который был направлен на утверждение королю. Затем последовали ещё несколько месяцев двусторонних обсуждений и согласований, в ходе которых лютеранские князья пробовали добиться признания свободы вероисповедания для каждого подданного империи, а католики настаивали на предоставлении гарантий неприкосновенности владений Римско-католической церкви. Попытки Фердинанда I устраниться от утверждения проекта соглашения и выдвинутая им идея закрытия или переноса рейхстага были категорически отвергнуты протестантскими курфюрстами и князьями. В результате, осенью 1555 года король был вынужден форсировать переговоры. И так, официально Аугсбургский религиозный мир вступил в силу лишь в 1556 году, после завершения процедуры отречения и передачи престола Фердинанду I. В текст соглашения не вошли гарантии против принуждения лютеранских подданных католических субъектов империи к переходу в католичество. Они стали предметом отдельной «Декларации Фердинанда» за подписью римского короля, которая, однако, не получила статуса закона империи. Аугсбургский религиозный мир представлял собой компромисс между католическими и протестантскими князьями Священной Римской империи, направленный на поддержание мира и стабильности в стране. В этом отношении соглашение являлось очередным шагом в развитии идеи «земского мира», утверждённой ещё в 1495 году в качестве имперского закона. Хотя конфессиональный раскол Германии на католический и протестантский лагеря сохранялся, в государственно-правовой и общественно-политической сфере Аугсбургский мир восстановил единство империи. Важнейшим положением Аугсбургского религиозного мира стало признание лютеранства в качестве легитимной конфессии. Само соглашение представляло по сути договор между католическими и лютеранскими субъектами империи под главенством объединяющих институтов - имперских учреждений и императора из дома Габсбургов. Однако в тексте Аугсбургского мира не содержались чёткие критерии отнесения исповедуемой конфессии к лютеранству: под лютеранами понимались лица, исповедующие Аугсбургское исповедание 1530 года, и «конфессионально родственные им члены». Эта оговорка разрешила в дальнейшем кальвинистам также претендовать на легитимность и полноправное участие в государственной системе империи. Другие протестантские конфессии цвинглианство, анабаптизм, спиритуализм не получили признания в империи и оказались вне закона. Утвердив легитимность лютеранства, Аугсбургский мир также провозгласил амнистию для всех лиц, осуждённых из-за своей принадлежности к этому вероисповеданию, и прекращение юрисдикции католических церковных судов над лютеранами. Аугсбургское соглашение установило гарантии свободы вероисповедания для имперских сословий курфюрстов, светских и духовных князей, свободных городов и имперских рыцарей. Каждый субъект империи мог свободно перейти из католичества в лютеранство или обратно. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию не могла служить причиной ограничения данного субъекта в правах. В свободных имперских городах был введён принцип равных прав представителей обеих конфессий на отправление религиозных культов. Свободу вероисповедания получили также имперские рыцари, находившиеся в непосредственной вассальной зависимости от императора. Однако, несмотря на требования лютеран, Аугсбургский мир не предоставил право выбора религии подданным имперских князей и рыцарей. Подразумевалось, что каждый правитель сам определяет вероисповедание в своих владениях. Уступкой католиков в отношении конфессии подданных стала фиксация в тексте соглашения права на эмиграцию для жителей княжеств, не пожелавших принять религию своего правителя, причём им гарантировалась неприкосновенность личности и имущества. Католической партии удалось внести в текст Аугсбургского мира так называемую «духовную оговорку» лат. Reservatum Ecclesiasticum , в соответствии с которой в случае перехода духовного князя епископа или аббата в лютеранство он подлежал отрешению от власти, а на его место избирался католик. Таким образом гарантировалось сохранение за католиками всех духовных владений, существовавших на 1552 год. Церковные земли, секуляризированные ранее, оставались под властью лютеранских правителей. Аугсбургский религиозный мир положил конец политическому расколу Священной Римской империи, восстановил её единство и мир в Центральной Европе. Кризис, вызванный лютеранской Реформацией, был на время преодолён. Признав лютеранство в качестве конфессии, равноправной с католицизмом, соглашение впервые в Европе выработало способ мирного сосуществования нескольких вероисповеданий в рамках одного государственного образования. Благодаря этому была восстановлена работоспособность государственных институтов империи, в том числе рейхстага, имперского суда и самого поста императора. Сословия имперского общества получили гарантии сохранения своих прав, была достигнута сравнительная социальная стабильность. Система равновесия, заложенная соглашением, позволила сохранять мир и спокойствие в Германии на протяжении более половины столетия до начала XVII века. В немецкой историографии Аугсбургский религиозный мир часто рассматривается как одна из важнейших общественно-политических вех в развитии страны и начало так называемой «конфессиональной эпохи», охватывающий период с 1555 года до Вестфальского мира 1648 года. Тем не менее, в компромиссных формулировках Аугсбургского мира содержались потенциальные угрозы для стабильного развития империи «XVI. Равным образом имперские чины, придерживающиеся аугсбургского вероисповедания, не будут мешать всем чинам и князьям, придерживающимся старой религии, жить в полном мире и пользоваться всеми их состояниями, правами и привилегиями. Однако все, не принадлежащие к двум вышеупомянутым вероисповеданиям, не будут совершенно исключены из него. Непризнание договором кальвинистского вероисповедания, наряду с расплывчатостью понятия лютеранства в тексте соглашения, создали почву для особого пути развития церкви в Германии, характеризующегося острой конфликтностью как с католицизмом, так и с лютеранством. Отсутствие правовых гарантий для подданных иного вероисповедания, чем их правитель, означало потенциальную возможность применения силы князьями для обращения населения своих владений в ту или иную религию. Это было особенно опасно в условиях нарастания контрреформационных тенденций в католическом лагере. Кроме того, хотя Аугсбургский мир был направлен на установление стабильности и поддержание статус-кво в империи, предоставленное имперским сословиям право выбора религии создало перспективы для дальнейшей территориальной экспансии лютеранской конфессии, с одной стороны, и реставрации католицизма в протестантских княжествах, с другой. Это вело к возобновлению конфликта между обеими религиозными группировками, эскалация которого в начале XVII века вылилась в Тридцатилетнюю войну. Лютеране были разделены, что доставляло немало удовольствия их противникам, как католикам, так и протестантам. Один из вопросов, по которому разделялись лютеране, касался достаточного основания для единства внутри христианского сообщества. С одной стороны, стояли Меланхтони филипписты, утверждая, что более умеренная и компромиссная позиция позволит церквям сохранить единство, даже если они в чём-то не будут согласны. Против этого яростно выступали Флациуси твёрдые лютеране, окрестив такой взгляд «компромиссом единства и безразличия». Флациус утверждал, что единство в церкви может быть достигнуто только путём искреннего примирения и искреннего согласия по спорным вопросам. Двадцать лет потратили лидеры лютеранства и его теологи на то, чтобы после смерти Лютера создать Формулу, которая устранила бы существовавший раскол. Однако, несмотря на огромные усилия, раскол, казалось, напротив усилился. Теологи и лидеры, главным образом князья, собрались в 1556 году в Веймаре, чтобы обсудить условия примирения. Встреча окончилась ещё большим отчуждением, усилением конфронтации между сторонниками Флациуса и Меланхтона. Флациус стремился установить чёткую позицию лютеран относительно еретических учений, проникших в церковь. Он не стеснялся в выражениях, отчасти возлагая ответственность на Меланхтона, которого это привело в ярость, и противостояние стало ещё более бурным. Ситуация была безнадёжной. Усилия со стороны других участников переговоров, включая Мёрлинаи Хемница, не увенчались успехом. Враждебность достигла своего апогея, когда Флациус заявил, что филипписты должны взять на себя всю полноту ответственности, а Меланхтон при этом отчаянно пытался оправдаться. Вмешательство со стороны князей мало к чему привело. Готовясь к предстоящей встрече с католиками, лютеране в июне 1557 г. К диалогу в сентябре 1557 г. В 1555 г. Иезуиты усложнили и без того безнадёжную ситуацию, заявив, что такой раскол доказывает отход лютеран от их основной Формулы - Аугсбургского Вероисповедания 1530. Насмешки противников принесли хотя бы один положительный результат - это побудило лютеранских князей приложить все усилия к поискам выхода из столь позорного положения. Мир на основе компромисса - обычная политическая практика- был единственным известным им способом. Пресловутые франкфуртские каникулы стали неудачной попыткой реализации ими столь тщетного устремления. Незамедлительно Флациус составил детальное описание потенциального вреда от подобного компромисса, никак не устранявшего конфликт. Курфюрст Август Саксонский заручился поддержкой Меланхтона в разработке плана ответных действий. От Флациуса тут же последовало ещё одно письмо, Книга опровержения, где он, вместе со многими другими, призывал собрать всеобщий лютеранский синод. Этот призыв, который он назвал «Мольбой», был в некотором смысле последней надеждой Флациуса. Меланхтон воспротивился и этой идее, и, поскольку он располагал поддержкой своего князя, дело не получило хода. Кроме мира религиозного, князья ратовали за мир гражданский. В 1561 году они съехались в Наумбург и попытались решить все проблемы без присутствия теологов. Однако их постигла неудача, поскольку они разделились в вопросе, следует ли принять неизменённое Аугсбургское Вероисповедание 1530 г. Кальвинизм был реальной угрозой, как и отказ от позиций Лютера в вопросе о реальном присутствии Тела Христова и Крови Христовой в Причастии. Был ли возможен мир между сторонами, которые расходились в этом артикуле веры? Данный консенсус стал основным препятствием. Ни переговоры, ни синоды, ни конфронтация, ни компромиссные формулы, не могли сдвинуть дело с мёртвой точки, пока не было решено это главное противоречие. Фактически, постепенно это стало ключом к будущему лютеранскому объединению. Возможность единства и общности веры стала рассматриваться как результат чёткого, недвусмысленного согласия по доктринальным вопросам. Согласия между лютеранами следовало подождать, покуда не решится этот столь важный вопрос. Цель эта не могла быть достигнута, пока в лютеранской среде не появились новые лидеры, помимо Меланхтона и Флациуса, лидеры, способные повсеместно представлять лютеран и отстаивать их позицию по вопросу чистоты доктрины. В борьбе за единство выделились два лидера: Андреа и Хемниц. Они предложили Формулу Согласия. Андреа был из Вайблингена в Вюртемберге, где он и родился в 1528 году. В бытность студентом он учился у верного лютеранству теолога Бренца, стал профессором, а затем и ректором Тюбингенского университета Вюртемберг. Хемниц родился 9 ноября 1522 г. Он учился в Виттенбергеком университете, но не теологии, а математике. У него была возможность видеть Лютера и слушать его проповеди. В теологическом отношении Хемниц был преимущественно самоучкой, достигшим необычайного уровня теологической образованности за два-три года, пока служил в Кёнигсбергской герцогской библиотеке. Это был весьма продуктивный период его жизни, он посвятил себя глубокому исследованию Писания, а также изучению всех работ Лютера. Со временем он стал преподавать в Виттенберге, подменяя Меланхтона. Тогда же он получил диплом проповедника, оставил Виттенберг и направился к Мерлину в поместную церковь Брюнсвика, чтобы стать коадъютором. В конце концов, ему достался пост управляющего, когда Мерлин перебрался в Кенигсберг. Очевидно, первая встреча между Хемницем и Андреа произошла на сентябрьских переговорах 1557 года с католическими теологами в Вормсе. И всё же по-настоящему близко они сошлись лишь в 1568, когда герцог Юлиус Брюнсвикский предложил Андреа присоединиться к Хемницу в качестве помощника при визитации его поместной церкви. Совместно они составили так называемый Corpus Doctrinae Julium, содержавший некий символ веры, а также правила внутрицерковного порядка и богослужения. Это стало той черновой работой, которая заложила прочное основание для их дальнейшего сотрудничества в создании Формулы Согласия. Предварительная версия того, что могло бы быть названо Формулой Согласия появилась в 1569 году, когда Андреа предложил пять тем для размышления и обсуждения: оправдание, добрые дела, свободная воля, адиафора и Вечеря Господня, распространив это среди теологов для оценки в качестве проекта Формулы Согласия. Реакция теологов была неоднозначна. Одни соглашались с тем, что он написал, другие критиковали документ за его незаконченный характер - отсутствие чётких определений истины, отсекающих ошибочные доктринальные взгляды. Дело продолжилось приглашением Андреа в Виттенберг 1569 курфюрстом Августом для консультации с теологами Университета. Встречи эти, казалось, имели обнадеживающий результат. Судя по всему, Андреа предполагал, что эти экс-филипписты питали симпатию к его позиции. Однако затем Андреа встретился с Хемницем в Брюнсвике, и тот объяснил ему, что виттенбержцы, открыто заявляющие о своей приверженности историческому лютеранству в соответствии с Аугсбургским Вероисповеданием, делают это, ссылаясь на сомнительный Corpus Philippicus, или Misnicus, излагающий взгляды Меланхтона. Отсюда эта осторожность в словах, употребляемых в совершенно ином смысле. Их теологическая неискренность вскоре проявилась в катехизисе, выпущенном в Виттенберге. Книга имела кальвинистский характер, особенно учение о Вечере Господней. Хемниц немедленно издал комментарий к этому катехизису, распространив своего рода символ веры в поместных церквях Брюнсвика. Он настаивал на необходимости общего Вероисповедания, которое было бы единым по духу с Аугсбургским Вероисповеданием и дало бы отпор лютеранам, которые поддерживали кальвинизм. Андреа, неутомимый путешественник и дипломат лютеранского единства, издал «Шесть проповедей» по спорным вопросам. Хемниц и другие не считали, однако, что форма проповеди годится для этой цели. Они ратовали за форму, которая посредством тез и антитез чётко очерчивала бы грани истины, артикул за артикулом недвусмысленно излагала бы факты. Андреа, учитывая эти идеи, издал известную Swabian Concordia в одиннадцати артикулах. По сути дела, это был первый проект того, что впоследствии превратилось в Детальное изложение Формулы Согласия. И опять документ был послан на рецензию теологам Нижней Саксонии. Хемницу, более, чем кому-либо принадлежат поправки к артикулу «О свободной воле». В таком исправленном виде, получившем название Swabian-Saxon Concordia, документ вернули швабским теологам, которые должны были теперь высказать своё мнение. Был сентябрь 1575 года. Критика их в основном касалась несколько тяжеловесного стиля изложения, латинских фраз, а также того, что Меланхтон цитировался гораздо чаще, чем Лютер. К тому времени курфюрст Август наконец разглядел неискренность своих виттенбергских теологов в отношении учения о Вечере Господней. Теперь он понял, что они пытались окольными путями, прибегая к звучной лютеранской терминологии, исподволь начинять учение о Причастии реформатскими, кальвинистскими воззрениями. Вовремя обеспокоенный проникновением идей протестантов, поддерживающих кальвинизм, на его территорию, курфюрст поручил Лукасу Озиандеру Старшемунаписать несложное опровержение ошибочных воззрений, угрожавших лютеранской теологии. Он просил их избегать латинской и специальной терминологии, а также цитат из Меланхтона, чьё влияние теперь признавалось главным фактором, вносившим сумятицу в лютеранское богословие. Кроме того, он предлагал не, говорить о таких сектах, как анабаптисты и швенкфельдеры, ведь они больше не представляли угрозы лютеранству. Всего документ состоял из девяти артикулов. Издан он был в 1575 году под заглавием Maulbronn Formula, получив такое наименование по названию места, где встретились теологи. Итак, появилось два документа по данному вопросу. Курфюрст послал их к Андреа на рецензию. И, несмотря на то, что Андреа сам приложил руку к Швабско-Саксонскому Соглашению, он, подойдя к проблеме достаточно объективно, всё же отдал предпочтение Maulbronn Formula, как он сам отметил, из соображений формы и стиля. Сверх того, он предложил курфюрсту созвать всеобщий лютеранский синод, пригласив на него лишь избранных теологов, для окончательного рассмотрения обоих документов. В замок Лихтенбург была приглашена группа из 12 теологов во главе с Зельнекером. Замок находился близ Преттина на Эльбе. Совещание состоялось с 15 по 17 февраля 1576 года. Зельнекер, который до разоблачения крипто-кальвинистов, в Виттенберге выражал свои взгляды на учение о Вечере Господней весьма туманно, теперь был убеждённым, твёрдым лютеранином. На совещании прозвучало предложение простить друг другу старые обиды, не цитировать Меланхтона, а также пригласить более широкую группу теологов, включая Хемница из северной Германии для дальнейшего обсуждения и составления документа, который послужил бы основанием для общего согласия и единства. Курфюрст Август совместно со своими единомышленниками лидерами из мирян, организовал такую конференцию, куда пригласил 20 теологов. Конференция состоялась в замке Хартенфельд, Торгау, с 28 мая по 7 июня 1576 года. Кропотливо и вдумчиво углубились теологи в тексты двух существовавших формул, Maulbronn и Swabian-Saxon, и постепенно выработали новый документ, вобравший в себя всё лучшее из двух предыдущих. Документ из 12 артикулов, позднее составивших основное содержание Формулы Согласия. Конференция прошла необычайно гладко, и это чувствовалось буквально во всём - участники ощущали огромную радость от согласия, сопутствовавшего обсуждению каждого артикула, ведь большинство из них давало повод для ожесточённых разногласий на протяжении 30 лет. Все благодарили Бога за столь явное продвижение дела. Для Хемница это было воплощением заветной мечты. Когда, наконец, 7 июня документ отправили курфюрсту, тот принял его с великой радостью, благодаря Бога за ответ на горячие молитвы. Прежде чем теологи разъехались по домам, курфюрст обратился к Зельнекеру с просьбой провести благодарственное богослужение. Экземпляры были разосланы князьям, жителям городов и поместий, а также духовенству и теологам для критики и оценки. Документ был воспринят молниеносно, даже с большей готовностью, чем 95 тезисов Лютера. Хотя было объявлено, что данный документ является не Вероисповеданием в обычном смысле, а скорее объяснением того, что значит быть истинным лютеранином в соответствии с духом и целью Аугсбургского Вероисповедания. Некоторые предлагали однако предложение это принято не было , чтобы имена проповедовавших лжеучения теологов, таких как Флациус, Озиандер, Меланхтон были указаны в документе вместе с их учениями. Другое предложение, нашедшее немедленный положительный отклик - издать одновременно и более краткую версию книги. Всего курфюрст получил 25 Gutachten, или откликов. Их он передал специальному выборному комитету из трёх человек - Хемницу, Андреа и Зельнекеру - для тщательной обработки. Этот «триумвират Формулы Согласия» собрался в монастыре Берген близ Магдебурга 1 марта 1577 года, приступив к скрупулёзному изучению всего документа с учётом внесённых предложений. И вновь они подвергли документ тщательнейшей проверке, обращая внимание на каждую мелочь и внося как обязательные, так и желательные поправки. Наконец, 28 мая 1577 года комитет из 6-ти человек завершил свой труд, получивший тогда название «Бергская книга». Позднее к документу было дописано очень важное предисловие - изложение библейской позиции лютеран, добавленное с целью отсеять ряд возможных искажений, а также заявить об общем духовном основании, под которым многие, в особенности главные лидеры из мирян, поставили свои подписи. С течением времени Формулой Согласия стали называть в узком смысле «Бергскую книгу», послужившую основанием мира, а в более широком смысле - Конспективное изложение вместе с «Бергской книгой». Их труд был разослан по всей Европе, во все земли и города, охваченные лютеранской Реформацией. Теперь созыв всеобщего синода казался излишним. Вместо этого представителям каждой из земель предлагалось изучить документ тщательно, относясь к нему со всяческим вниманием, и, по возможности, искренне принять его положения, заверив это своими подписями. Тем, кто принципиально возражал против самой идеи нового Вероисповедания, было дано заверение, что этот документ отнюдь не является новым Вероисповеданием и не содержит ни одного нового артикула. Скорее, он является изложением и теологическим обоснованием существующих лютеранских воззрений. Таким образом, Формула Согласия и Конспективное изложение, не будучи компромиссными документами, отстаивают истинное, чистое библейское учение в соответствии с ранее принятыми Вероисповеданиями. При этом Писание осталось единственным авторитетом, абсолютной нормой, возвышающейся над всеми другими авторитетами, включая сами Вероисповедания.

Всеобщая история

преобразование). 1517. Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии. 95 тезисов (Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций) — документ на латинском языке, написанный Мартином Лютероми, вывешенный 31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге (административный центр княжества Саксония). II этап (гг) – идейная и социально – политическая дифференциация реформационного движения. 14 Начало Реформации в Германии связано с выступлением Мартина Лютера (). Лютер был сыном рудокопа. Мартин Лютер родился в семье Ганса Людера (или Людера, позже Лютера)[12] и его жены Маргареты (урожденной Линдеманн) 10 ноября 1483 года в Эйслебене, графство Мансфельд в Священной Римской империи.

Начало Реформации в Германии. Мартин Лютер и Томас Мюнцер

Жарким летним днём студент Эрфуртского университета возвращался от своих родителей в Айслебене назад в Эрфурт. В дороге его застигла гроза, от которой негде было укрыться. Он остался жив и сдержал обещание. Отец, мечтавший о карьере юриста для сына, был в бешенстве, мать плакала, друзья отговаривали, но ничего не смогло заставить его изменить своё намерение.

Этого человека звали Мартин Лютер. Сколько в легенде правды, биографы спорят, но сходятся на том, что его решение не было таким уж внезапным. Говорят, примерный студент не очень-то хотел следовать воле родителей и мучился постоянными сомнениями в поисках своего пути.

Как бы там ни было, уже через две недели он принял постриг в монастыре Святого Августина в Эрфурте. Брат Мартин, как его стали называть, вначале пытался стать образцовым монахом. Вёл аскетический до фанатизма образ жизни, молился ночи напролёт, пытаясь избыть мирские страсти мыслями о высоком.

Не получилось. В какой-то момент он понял, что все эти церковные обряды не приближают его к Богу. Снова посмотрим на год и вспомним: дело происходило в Средние века, когда основой религии был страх.

Тех, кто смел сомневаться в догматах великой и могущественной католической церкви, ждала геенна огненная. После очищающих пыток инквизиции, разумеется. В 1511 Лютер году вместе с несколькими братьями-монахами отправился в Рим, и там его вера в церковь пошатнулась ещё сильнее.

В столице христианства было всё от специальных борделей для священнослужителей до прейскуранта, по которому можно сократить своё пребывание в аду. Для этого требовалось, заплатив определенную сумму, прикоснуться к какой-нибудь святыне — и пять-десять лет спасения гарантированы. Получалось, что прощение грехов можно купить за деньги.

Это расстроило и озадачило никому не известного монаха, тысячи собратьев которого спокойно следовали правилам. Но решающий перелом случился позже, в 1517 году. Именно тогда, в целях сбора средств на строительство собора Святого Петра в Риме, Папа Лев Х придумал гениальный маркетинговый ход - продажу индульгенций der Ablassbriefe.

Протестантский пастор - дедушка немецкой философии, сам протестантизм её первородный грех. Вот определение протестантизма: односторонний паралич христианства - и разума.. Достаточно сказать слово "тюбингенская школа", чтобы сделалось ясным, что немецкая философия в основании своём - коварная теология.. Швабы - лучшие лжецы в Германии, - они лгут невинно.. Откуда всё то ликование при появлении Канта, которое охватило весь немецкий учёный мир, состоящий на три четверти из сыновей пасторов и учителей?

Он считал, что судьба человека полностью предопределена Богом. Отношение к евреям На протяжении своей жизни Лютер несколько раз менял отношение к евреям. Вначале он осуждал тех, кто преследует людей этой национальности, призывал к терпимости и здравомыслии. Мартин почему-то был уверен, что после посещения его проповедей, евреи согласятся пройти обряд крещения. Он написал памфлет под названием «О том, что Христос родился евреем», в котором отметил, что Христос тоже еврей, и что он поддерживает сопротивление древнего народа по отношению к папскому произволу. Потом он понял, что евреи не реагируют на его учения, и его отношение к ним сменилось на враждебное. Под влиянием новых настроений, он пишет книги явно антиеврейского характера — «Застольные беседы», «О евреях и их лжи». После этого еврейский народ полностью разочаровался в немецком философе, и не принял реформации, предложенные им. Позже в лютеранской церкви черпали свое вдохновение антисемиты, постулаты этой церкви послужили основой пропагандистской кампании против евреев, развернувшейся в Германии. Личная жизнь Мартин придерживался мнения, что Бог не запрещает никому жениться с целью продления своего рода. Биография богослова содержит сведения, что он устроил свою личную жизнь с бывшей монашкой, родившей ему шестерых детей. Портрет Мартина Лютера и его жены Девушку завали Катарина фон Бора, в монастырь ее отдали родители, обнищавшие дворяне. В возрасте восьми лет она приняла обет безбрачия, строго соблюдала дисциплину, приняла аскезы. Воспитанная церковью, девушка отличалась строгостью и суровостью, и это впоследствии отразилось на ее отношениях с супругом. Они обвенчались 13 июня 1525 года. Жениху на тот момент исполнилось 42, молодой жене 26. Молодожены поселились в заброшенном монастыре августинцев, жили они просто, без всяких излишеств и богатства. Двери их дома были открыты для всех, кому нужна была любая помощь. Смерть Мартин Лютер не переставал трудиться вплоть до самой смерти. Он выступал с лекциями, проповедями, трудился над созданием книг. Богослов отличался невероятной работоспособностью и энергичностью, он мало спал и скудно питался. С возрастом его начали мучить головокружения, частые обмороки без видимых причин. У Лютера обнаружили так называемую каменную болезнь, которая доставляла ему невероятные мучения. Памятники Мартина Лютера Немалую роль в плохом самочувствии сыграли и внутренние сомнения и противоречия. Лютер рассказывал, что ночами видит Дьявола, который обращается к нему со странными вопросами.

Вспомни, какие идеи переустройства католической церкви выдвигал Ян Гус. Сравни их с идеями Мартина Лютера. Статуя Лютера в Вайсенбурге.

Выступление Мартина Лютера

Из данной статьи вы узнаете о Германии накануне Реформации, «95 тезисах» Мартина Лютера, а также о радикальных взглядах Томаса Мюнцера. Мартин Лютер родился в семье Ганса Людера (или Людера, позже Лютера)[12] и его жены Маргареты (урожденной Линдеманн) 10 ноября 1483 года в Эйслебене, графство Мансфельд в Священной Римской империи. Годы, непосредственно предшествовавшие выступлению Лютера и избранию на престол Карла V, были временем большого возбуждения, выразившегося в развитии литературы памфлетов и летучих листков. Религиозное движение, зародившееся в Европе в 16-м веке, было нацелено на реформирование католической церкви. Инициатором Реформации стал богослов Мартин Лютер. Реформа́ция — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века. 3. Какие события произошли в 1517, 1519, 1520 и 1521 гг.? Какое значение они имели в истории Реформации? 4. Как и почему менялось отношение Мартина Лютера к папе римскому?

Мартин Лютер и Реформация в Германии

Сложились все условия для начала Реформации в Европе. Бюст Папы Римского Начало движения за переустройство церкви Особенно остро религиозный кризис ощущался в Германии, которая и стала центром начала Реформации. Германия все еще оставалась феодально раздробленным государством, не имела сильной королевской власти. Большинство германских земель принадлежало князьям-феодалам и католическому духовенству. Горожане и крестьяне обязаны были содержать католическое духовенство, которое слишком часто проводило дорогостоящие богослужения, пышные обряды. Реформация в Германии охватила все слои общества: князья стремились освободиться от всевластия духовенства, обогатиться за счет конфискации его земель; горожане мечтали о закрытии монастырей, стремились к более простым и дешевым религиозным обрядам; крестьяне добивались отмены церковных поборов. Первым человеком, открыто начавшим борьбу за переустройство католической церкви в Германии, стал Мартин Лютер. Родившийся в крестьянской семье Мартин Лютер получил хорошее образование, учился в нескольких религиозных школах, а окончив университет - принял монашеский обет. Спустя время он стал священником, держателем 11 монастырей, преподавателем богословия. В возрасте 32 лет Мартин приходит к мнению, что верующий может получить прощение грехов только искренне раскаявшись перед Богом, но никак не купив индульгенцию. Эта идея стала центральной в учении Мартина Лютера.

Лютер расписал по пунктам, почему он выступает против торговли папскими грамотами на отпущение грехов. Он утверждал, что искреннему верующему не нужны посредники между ним и Богом. Его тезисы взбудоражили всю Германию, «пробудили ото сна» всех сторонников Реформации. Папа Римский проклял Лютера за его призывы к отказу от папской власти, содержания католического духовенства, проведения дорогостоящих религиозных обрядов и богослужений. Однако его проклятие еще больше сплотило сторонников Мартина Лютера, обеспечило ему сочувствие населения и всестороннюю поддержку. Мартин публично выступал с проповедями, писал письменные обращения. Будучи хорошим оратором, он умело излагал свои мысли так, чтобы они были понятны и князьям, и горожанам, и безграмотным крестьянам.

Этот момент и был избран Лютером для того, чтобы в тезисах против индульгенций изложить свое новое понимание места и роли церкви. Лютер прибил к дверям университетской церкви в Виттенберге «95 тезисов» «Диспут о прояснении действенности индульгенций». Он, конечно, не думал о противостоянии с церковью, а стремился к очищению ее от пороков. В частности, он поставил под сомнение особое право пап на отпущение грехов, призывая верующих к внутреннему раскаянию, которому отводилось главная роль, в обретении «спасающей помощи Божьего милосердия». Вскоре для опровержения лютеровских тезисов были выставлены опытные католические теологи: распространитель индульгенций в Германии Тецель, доминиканский монах Сильвестр Маззолини да Приерио и известный богослов Иоганн Экк. Все они, критикуя Лютера, исходили из догмата о непогрешимости папы. Против Лютера было составлено обвинение в ереси, а 7 августа 1518 г. Однако, опираясь на поддержку своих сторонников, в том числе и среди представителей власти, Лютер отказался. Папскому легату в Германии пришлось согласиться с предложением подвергнуть Лютера допросу в Германии. В октябре 1518 г. Лютер прибыл в Аугсбург, где в то время заседал рейхстаг. Здесь Лютер заявил, что не отречется «ни от единой буквы» своего вероучения. Конец периоду переговоров папской курии с Лютером положил диспут, состоявшийся летом 1519 г. Когда Экк обвинил Лютера в том, что он повторяет ряд положений, близких к учению Гуса, Лютер заявил, что среди положений Гуса имелись «истинно христианские и евангелистские». Это заявление означало не только опровержение «высшей святости» папы, но и авторитета соборов. Только Священное Писание непогрешимо, заявил Лютер, а не папа и вселенские соборы. Таким образом, результатом лейпцигского диспута был открытый разрыв Лютера с Римом. В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» 1520 Лютер обосновал освобождение от папского засилья тезисом о том, что служение Богу рассматривается не как дело одного духовенства, а как функция всех христиан, их мирских учреждений и светской власти. Так была высказана идея «всеобщего священства», которым обладали все христиане. Параллельно с этим Лютер разработал программу борьбы с папством и реформирования церкви. Он призвал немцев прекратить выплаты Риму, сократить число папских представителей в Германии, ограничить вмешательство папы в управление империи.

After the war, many made a dramatic economic recovery, and today this group is above the national average in financial standing. Their upward social mobility has also strongly encouraged cultural assimilation and interracial marriage. More recent Asian immigrants include Koreans and Filipinos. Large-scale Korean immigration followed the Korean War. Korean Americans often own and operate small businesses. Filipinos enjoy relatively high incomes. Most came to this country highly skilled and motivated to achieve. Especially in the last century, many WASPs strongly opposed subsequent waves of non-Anglo immigrants. Their power is gradually declining in the twenty-first century. Ancestry Across the United States. Most experienced substantial prejudice and discrimination when they arrived here in the nineteenth century. Many have now fully assimilated and achieved substantial success. They are well below the national average in economic and educational attainment. Puerto Ricans are American citizens and travel freely between the island and the mainland, especially New York City. They are the most socially disadvantaged Hispanic minority.

Есть много интересных инцидентов в жизни Мартина Лютера, включая момент с его похищением, дабы обеспечить ему безопасность. Кроме того, есть поразительное сходство между Лютером и святым, в честь которого он был назван. А ещё было удивительное пророчество другого революционного монаха, предсказавшего успех Лютера в его стремлении реформировать христианство. Гроза изменила его судьбу Реформация Мартина Лютера «Буря» - это картина Тами Далтона, продемонстрированная 5 ноября 2015 года. В 1505 году Мартин Лютер получил степень магистра в Эрфуртском университете. Теперь он имел право заниматься одной из трёх «высших» дисциплин: юриспруденцией, медициной или теологией. Поскольку его отец хотел, чтобы он стал адвокатом, он поступил на юридический факультет. Примерно в это же время произошёл случай, изменивший ход жизни Лютера. Возвращаясь в университет после поездки домой, он попал в сильную грозу недалеко от деревни Стотернхайм и был почти поражён молнией. Погода так напугала его, что Лютер закричал Святой Анне: «Спаси меня, св. Анна, а я стану монахом! Когда ему удалось благополучно сбежать, Мартин решил выполнить своё обещание. Многие историки, однако, считают, что этот инцидент был лишь катализатором, и идея стать монахом уже была сформулирована в уме Лютера. Более того, его друзья полагали, что недавняя смерть двух друзей также могла сыграть определённую роль в том, что он стал монахом. Девяносто пять тезисов Изображение Мартина Лютера, прибивающего свои 95 тезисов к двери церкви. В 1516 году Альбрехт фон Бранденбург, архиепископ Майнца, который был глубоко в долгах, получил разрешение от Папы Льва X провести продажу особой пленарной индульгенции, которая давала бы отпущение временного наказания за грех. В ответ на это 31 октября 1517 года Мартин Лютер написал письмо Альберту Бранденбургскому, в котором приложил копию своего «диспута Мартина Лютера о силе и действенности индульгенций», ставшего впоследствии известным как Девяносто пять тезисов. Согласно популярной легенде, Лютер прибил копию своих девяносто пяти тезисов к двери церкви Виттенбергского замка. Тем не менее, многие учёные теперь считают, что он не прибивал тезисы, а скорее повесил их, как это было принято, чтобы начать академическую дискуссию о своей работе. Как бы то ни было, 31 октября 1517 года, день, когда он совершил этот акт, считается началом протестантской Реформации, а 31 октября ежегодно отмечается как День Реформации. Печатная пресса Иоганн Гутенберг - человек, который изобрёл первый печатный станок. Учение Мартина Лютера распространилось, как лесной пожар, по всей Германии и за рубежом, поскольку оно обращалось к простым людям, которые были сыты по горло коррумпированными практиками католической церкви. Однако это стало возможным в первую очередь благодаря изобретению печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1440 году. С помощью печатного станка Лютер начал печатать брошюры, которые печатались всего за один день и занимали от шестнадцати до восемнадцати страниц. Его первая немецкая брошюра была напечатана в 1518 году и была известна как «Проповедь об индульгенциях и благодати». Из-за скорости печатного станка, по крайней мере четырнадцать тысяч экземпляров проповеди были напечатаны в один год.

Реформация

Ульрих фон Гуттен. Три вещи изобретены, чтобы выжимать золото из чужих стран: торговля индульгенциями, несуществующая война с турками, и власть папских легатов в варварских землях. Тремя вещами постоянно заняты в Риме, хотя никогда не доводят их до конца: спасением душ, реставрацией развалившихся храмов и турецкими походами. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры — это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней. Из новых веяний, католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства. Помимо десятины большие суммы приносили в казну церкви, плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары, с которыми ездили в Рим. Сбор десятины Слайд 7 Продажа индульгенций лат.

Продажа индульгенций в начале XVI в. Города — на поборы монастырей, расположенных в городской округе. Крестьяне — на увеличение церковных владений и огромные поборы. Сожжение еретиков во Франции Миниатюра XV в. Средневековая миниатюра Слайд 9 Л. Мартин Лютер.

Огромное влияние на Реформацию в Европе оказал Мартин Лютер 1483-1546. Он закончил религиозную школу, затем Эрфуртский университет, после окончания постригся в монахи. После его окончания продолжил изучение теологии в Виттенбергском университете, где стал профессором, доктором богословия. Слайд 11 Выдержка из "95 тезисов" М. Лютера "...

Жизнь Лютера до Реформации Родился Лютер в 1459 году в семье крестьянина, который позднее стал состоятельным предпринимателем. Лукас Кранах Старший Вопреки воле отца, желавшего дать сыну карьеру адвоката, Лютер решил поступить в августинский монастырь в Эрфурте и в 1506 году принял монашеский обет, а еще через год был посвящен в священники.

Индульгенции были своеобразными акциями, с помощью которых Рим решал свои проблемы. Кандидаты в епископы влезали в крупные долги, а затем обещали их отдать, торгуя отпущением грехов. Существовали специальные таксы, зависевшие от типа проступка, которому нужно было дать отпущение властью Папы: «7 червонцев для простого убийства, 10 — для убийства родителей, 9 — за святотатство». Монах доминиканец Иоганн Тецель, чья бойкая торговля индульгенциями, и считается поводом, вынудившим Лютера вывесить свои тезисы, вообще вел себя как рыночный торговец. У него была специальная прибаутка: «Денежка в ящике звяк — душа из чистилища прыг». Августинский монах Мартин Лютер в послании, прибитом на стену храма, говорил о том, что продажа отпущения грехов за деньги недопустима: «В чем состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия? Многие католики и гуманисты того времени также выражали недовольство торговлей должностями в Ватикане, продажей индульгенций и недостойным поведением отдельных пап, но лишь Лютеру удалось поднять Германию на борьбу с римской курией.

Репродукция из архива Библиотеки Конгресса США Немцы заплатили очень большую цену за эту битву — с 1517 года претензии реформатора к церкви все возрастали. В 1520 году после своего отлучения Лютер выпускает обращение «К христианскому дворянству немецкой нации», в котором объявляет, что «борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации», где формулирует важнейшие принципы Реформации. Лютер объявляет примат светской власти над духовенством. Ссылаясь на известный текст апостола Павла о покорности властям, реформатор призывает князей смело вмешиваться в дела католиков и поддерживать истинное христианство доктора Мартина. Заметим, что когда правители вмешивались в дела протестантов, Лютер довольно быстро вспоминал о том, что власть священников выше мирской и говорил о независимости Церкви. Бывший августинский монах считал, что священники и епископы не обладают особой благодатью, и их служение отличается от мирского лишь по должности, так что папа переставал быть сакральной фигурой и становился слугой антихриста, с которым необходимо было бороться. Почти перед самой своей смертью в 1546 году доктор Лютер выпускает серию карикатур, в которых папа изображается то в виде толстой свиньи, то в виде осла, то с нечистотами в руках.

Далее реформатор предлагает еще один радикальный шаг — отныне любой человек может спокойно толковать Библию, и его размышления над строками Нового или Ветхого Заветов будут иметь такую же ценность, как мнение папы или собора.

Горожане выражали недовольство поборами монастырей, находящихся в городской округе. Крестьянство возмущалось увеличением церковных владений и тяжкими поборами. В целом крестьяне и горожане боролись против всех угнетателей, выступали за уничтожение существующих феодальных порядков и мечтали о передаче власти трудовому народу. Почему реформация началась именно в Германии В первой половине 16 века распространённым течением в таких княжествах Северной Германии, как Пруссия, Бранденбург, Саксония, Силезия, Вюртемберг, Гессен стало лютеранство направление протестантизма, названное в честь М. Особое особенно сильное негодование политикой католической церкви последовало в раздробленной Германии, где главами некоторых земель являлись духовные владыки. На родине реформации данное течение приобрело большую поддержку среди многих слоев населения.

Социальной базой преобразований выступили представители светской власти, которые стремились захватить церковные земли, а также крестьянство. Политическое устройство германских земель отличалось тем, что они являлись основным ядром Священной римской империи периода расцвета. Поэтому, в отличие от других европейских стран, в Германии безраздельно царствовал Ватикан, и католическая церковь занимала главенствующее положение. Отсутствовала сильная центральная власть, которая бы могла защитить своих подданных. Положительному отношению в этой стране к реформации способствовало то, что она находилась с начала 13 века в состоянии феодальной раздробленности. Реформация способствовала укреплению уже давно существующей тенденции к партикуляризации стремлению к обособлению отдельных областей. К тому же Лютер догадался применить такое новейшее изобретение, как печатный станок, для распространения своих взглядов.

Реформация в Германии

Формально днем начала Реформации считается 31 октября 1517 года,когда доктор папского богословия, профессор Виттенбергского университета,монах-августинец Мартин Лютер прибил к воротам виттенбергской церкви 95 тезисов к диспуту о прояснении действенности. Историк Михаил Дмитриев о биографиях Мартина Лютера и Жана Кальвина, трех принципах Реформации и отношении к благодати в православии. 1517. Выступление М. Лютера с 95 тезисами, начало Реформации в Германии. Мартин Лютер родился в 1483 года в г. Айслебене. В 1505 г. он вступил в монастырь августинцев в г. Эрфурте. Лютер был верующим христианином и закаленным в диспутах теологом. Этот день можно назвать официальным началом протестантства. В некоторых лютеранских церквях Германии 31 октября называют Днем Тезисов Лютера (Luther's Theses Day). Пятьсот лет назад, 31 октября 1517 года, доктор богословия Мартин Лютер обнародовал знаменитые 95 тезисов с критикой католической церкви. Против неё открыто выступали и ранее, но такие смельчаки обычно заканчивали свою жизнь на костре.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий