Выступление классного руководителя 5 класса на педсовете по адаптации пятиклассников

Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников." купреев михаил никитович. В пятом классе обучается 17 учащихся, из них 5 мальчиков, 12 девочек. Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем. Изучение классного коллектива. Знакомство с родительским коллективом.

Виды дезадаптационного процесса у пятиклассников

  • Выступление на педагогическом совете: «
  • Walking in the Footsteps of Galileo - ppt video online download
  • Выступление на педсовете: Адаптация учащихся 5 классов к условиям ОП по математике
  • Адаптация пятиклассников в школе
  • Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе
  • Виды дезадаптационного процесса у пятиклассников

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения презентация

Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания - с неумением правильно определять корни слов, а, значит, и подбирать проверочное слово. Проблема здесь в том, что эти пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать даже профессиональному педагогу, поскольку этот пробел нередко скрывается за другими, полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Для того чтобы выяснить это, можно попросить школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает [23, c. Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций — анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти. Надо сказать, что пятый класс очень благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других [12, c. Поскольку в жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, развитие этих процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале и в ситуации, отличной от учебной, что успешно могут делать и родители. Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности в сыщика, следопыта , сосредоточенности, зрительной памяти, подсчета на рисунках или в окружении нескольких объектов, объединенных по разным основаниям например, количества троллейбусов и предметов синего цвета и т.

Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста. Вместе с тем важно иметь в виду, что, во-первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во-вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет отдельную задачу. Поэтому необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия, приблизить ситуации к учебной, поставив это как специальную задачу. Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему [28, c. Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие вызывало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания а если вспомнить, что дети в этот период характеризуются в основном жизнерадостным настроением, то задача представляется еще более простой. Но эта особенность может быть и причиной трудностей в учении.

Общее положительное к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное — не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника могут привести к обратному эффекту. В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и познавательного. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шуткам и умели использовать юмор в своих целях [6, c.

Можно научить детей самим создавать подобные фразы, используя юмор для лучшего запоминания [31, c. Все указанные причины нередко выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в достаточно сложные комбинации, и требуют обычно значительных усилий как со стороны родителей, так и самого подростка. Сложности при ее осуществлении связаны с тем, что в подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями низкой или, напротив, защитной высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить с помощью взрослых пути их совершенствования. В течение адаптационного периода 1-е полугодие обучения у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции: 1 по отношению к учебной деятельности; 2 по отношению к школе и предметам; 3 по отношению к одноклассникам; 4 в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я». Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной дезадаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровнем психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами. Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности. Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной.

Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации. Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников [39, c. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость.

Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу. Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими. Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой самоорганизацией, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, и с психологической стороны — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному. Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь педагог и психолог. Ребенок должен сохранить самоуважение, несмотря на то, что учитель математики ставит ему тройки и двойки или что он стал объектом критики учителя биологии или завуча школы. Признание собственных недостатков для ребенка является всего лишь осознанием им своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа Я [36, c. Ребенок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учебой, то виновата в этом не плохая учительница а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять, их.

Если же нарушается преемственность реальных школьных достижений например, в начальной школе он мог быть хорошим учеником а в средней - успехи заметно упали, но уровень притязаний остался прежний , то задача педагога и психолога состоит в помощи ребенку сохранить самоуважение как важнейшее условие преодоления неудач. Если же самоуважение не будет сохранено, вся система Я у ребенка встает на его защиту, и он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения своих проблем. В ситуации новизны у пятиклассников возникает эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда внутренние психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания. Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими. Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения [14, c.

Как справедливо отмечает Г. Цукерман, возраст 10—12 лет оказался «ничьей землей» в возрастной психологии [46, c. Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я.

Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы [43, c. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности что было характерно для младшего школьника на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех или неуспех существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.

Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т. Очень важно в этот период жизни не предъявлять по отношению к подросткам завышенных требований, спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет. У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой. В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в учебной деятельности младшего подростка: 1. Замедляется темп их деятельности на выполнение определённой работы теперь школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания.

Социальное и биологическое созревание у подростка идет параллельно и взаимосвязано, то установившееся в 8-9 лет личностная гармония претерпевает сокрушительные изменения. В этом и состоит трудность переходного возраста как для самой личности, так и для окружающих людей. В 11-13 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Самоощущение в среде одноклассников, товарищей по секции, кружку, тусовке становится определяющим. Потребность в признании и самоутверждении тоже реализуется в среде сверстников. Подросток старается найти вне школы новую сферу для реализации своей потребности [11, c,45]. Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка. Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей бабушек, дедушек, сверстников. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка [9, c.

Итак, с точки зрения психофизического развития возраст 10-11 лет называют предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется и особой эмоциональностью. Возрастные особенности — возможности и ограничения — десятилетних детей, как правило, недостаточно хорошо знакомы учителю средней школы и родителям. Особенно заинтересованы в получении психологической информации о детях, как правило, родители пятиклассников, ожидающие «подростковых метаморфоз». Давать взрослым информацию о возрастных особенностях детей особенно полезно на адаптационном этапе, поскольку изменения в это время происходят достаточно быстро, и к концу младшего подросткового возраста многие возможности этого периода могут оказаться неиспользованными. Важным направлением работы с педагогами во время адаптационного периода является обсуждение с ними индивидуальных особенностей школьников. Для решения этой проблемы полезно участие психолога при знакомстве учителей средней школы со своими будущими учениками. Для грамотного планирования профилактической работы психологу необходимо опираться на сильные стороны ученика, представленные в основных психологических новообразованиях [39, c.

Такими новообразованиями являются. Произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование. Осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии. Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности. Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам — это прежде всего ответственная осознанная позиция школьника, позиция субъекта внутришкольных отношений. Цель работы педагога-психолога может быть определена как создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Она направлена прежде всего — на интересы ребенка и лишь во вторую очередь — на задачи учебного процесса. Главное не в том, чтобы приспособить ребенка к ситуации обучения в средней школе, а в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

При необходимости — и за счет снижения планки образовательных задач. В работе выделяются два взаимосвязанных этапа: Первый этап — формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации — охватывает второе полугодие выпускного класса. Второй этап — создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации — это первое полугодие пятого класса. Этап формирования готовности, по своим задачам и по формам работы с детьми, преимущественно — педагогический. Конечно, он предполагает разнообразную и значимую работу психолога. И все же главное — в создании педагогической преемственности программ и организации учебного процесса в начальной и средней школе [19, c. Этап социально-психологической адаптации. Главное — в создании в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий. Прежде всего, уже в середине года администрация школы должна иметь четкие представления о том, какая команда педагогов «возьмет» выпускные классы начальной школы и поведет их дальше. Второе условие — должно быть налажено серьезное методическое сотрудничество между педагогами среднего и начального звена. В противном случае, никакая корректировка программ невозможна. Третье условие — у школьной администрации должно быть отчетливое понимание того, что серьезная работа по организации преемственности необходима каждой школе, желающей сохранить себя в качестве жизнеспособной образовательной среды. И в это надо вкладывать время и силы педагогов [28, c. Таким образом, переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги, последние годы уверенно называют кризисом. Наблюдается ухудшение состояния детей, успеваемость у многих из них падает, интерес к учебе снижается, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами — тревожными.

В этих условиях целью работы педагога-психолога является создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие. Выводы по 1 главе: Процесс социально-психологической адаптации младших подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качеств личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями. Исследование социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы 2. Диагностика адаптации пятиклассников в начале учебного года 2. В исследование участвовали ученики 5-го «А» класса, 25 человек. Мы предположили, что адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу будет эффективна при условии внедрения системы научно-методических рекомендаций предназначенных учителям и психологам по адаптации младшего подростка к учебно-воспитательному процессу в среднем звене общеобразовательной школы.

Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего были связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят.

А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере своих возможностей. Кстати, очень способные дети живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и, может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего количества пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.

Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность. Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Практическая часть. Проводится практикум в виде игры «Корзина чувств» приводится примерный вариант. Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства - позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребенок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все Ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое Вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе.

Назовите это чувство. Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания. Примерные проблемы для обсуждения: 1. В начальной школе учитель был «второй мамой», которая и подскажет, и направит. При переходе в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности учителей-предметников со своими характерными особенностями и предъявляемыми требованиями.

Подводя итоги изучения адаптации пятиклассников , нужно сказать, что этот процесс проходит нормально, без особых осложнений. На наш взгляд, главное условие успешной адаптации детей в 5 классе — слаженная работа всех участников этого процесса: учителей-предметников, классного руководителя, учителей начальной школы, психологической службы и, конечно, родителей. Очень верно было подмечено американским лингвистом 18 века Ноем Уэбстером: « Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим…» Хочу немного рассказать о моем классе.

Классное руководство принял в 4 классе 16 ноября 2013 года. В этом классе появились новые учителя по предметам. Учащиеся стали привыкать к тому, что к ним на уроки приходили разные учителя. С этого момента в классе начался новый период. Дети привыкали к разным учителям, к новым условиям школьной жизни. В 5 «а» классе на начало учебного года 28 учащихся: 15 мальчиков, 13 девочек. На конец полугодия учеников стало 27: 14 мальчиков и 13девочек. Все дети учатся в меру своих возможностей. По результатам 1 четверти в классе 2 отличника: Такакева Илона, Шапиева Лолита.

А вот во 2 четверти отличников нет зато хорошистов 10 учащихся. Причём у Мулукаева Саши одна «4» по математике. Остальные имеют хорошие и удовлетворительные оценки. Неуспевающих учащихся в классе нет. Посещаемость учащихся класса хорошая , без уважительных причин не пропускают. Пропуски учащихся связаны с болезнями и по семейным обстоятельствам.

Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями. Можно что-то не сделать — в общей массе детей это может пройти незамеченным, накапливаются неусвоенные темы, появляется некоторая «безнадзорность»: «Я никому не нужен!!! У некоторых детей появляется регрессия — начинает капризничать как маленький или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений. Проблемы в знаниях. Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Что же делать? Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Объясните ещё раз. Будьте терпеливы. Чаще расспрашивайте ребёнка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителя.

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе

Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе Вступительное слово классного руководителя, представление педагогов, психологаКлассный руководитель: Уважаемые учителя, дорогие родители, я рада вас приветствовать на нашем первом родительском собрании.
Доклад на педагогическом совете Адаптация пятиклассников педсовет «Создание условий успешной адаптации» учащихся 5-х классов льское собрание «Единство требований к учащимся во время адаптации».
Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» Памятка для родителей 5-классников в период адаптации. 1. В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.

Педагогический консилиум на тему «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Слайд 15 Описание слайда: Для пятиклассника учитель — уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя. Для пятиклассника учитель — уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей.

Охарактеризуйте, пожалуйста, как Ваш ребёнок выполняет школьные задания. Выберите только один вариант ответа -Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию-1 человек -Иногда ребёнок работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для его завершения -3 человека -. Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений-3 человека 3. Насколько самостоятелен Ваш ребёнок при выполнении школьных заданий? Выберите только один вариант ответа -. Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого- 2 человека -Ребёнок иногда обращается за помощью к взрослому, но чаще выполняет задания сам-3 человека - Ребёнок работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого-3 человека Слайд 18 4. С каким настроением чаще всего Ваш ребёнок ходит в школу? Выберите только один вариант ответа - У ребёнка бывают проявления отрицательных эмоций:тревожность, огорчение, иногда страх обидчивость, вспыльчивость, раздражительность-1 человек - У ребёнка иногда бывают проявления сниженного настроения-3 человека - Ребёнок спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения-3 человека 5. Определите, пожалуйста, повысилась, понизилась или осталась на прежнем уровне, по сравнению с 4 классом, успеваемость Вашего ребёнка. Охарактеризуйте, пожалуйста, взаимоотношения Вашего ребёнка с одноклассниками. Выберите только один вариант ответа - Ребёнок малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети-2 человека - Ребёнок общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых-5 человек Слайд 19 7. Охарактеризуйте, пожалуйста, взаимоотношения Вашего ребёнка с классным руководителем. Выберите только один вариант ответа - Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам-3 человека - Стремится выполнять все требования учителя, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью-1 человек - Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним-2 человека 1человек не выбрал вариант ответа. Оцените, пожалуйста, уровень адаптации Вашего ребёнка к школе на данный момент. Как Вы считаете, что необходимо сделать в школе, для облегчения адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.

What was his evidence? What were the implications of his claim? What did Galileo do with his work? How did society react to his work? What made Galileo the first modern scientist?

Остальные имеют хорошие и удовлетворительные оценки. Неуспевающих учащихся в классе нет. Посещаемость учащихся класса хорошая , без уважительных причин не пропускают. Пропуски учащихся связаны с болезнями и по семейным обстоятельствам. Все справки и заявления родителей имеются. В классе нет учащихся из группы «риска» и «проблемных семей». Коллектив существует пятый год. В настоящее время это уже группа детей с положительным опытом коллективных взаимоотношений. Ребята чувствуют себя единым коллективом с общими интересами. В основном преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе. Работоспособность класса хорошая. Дети любознательны и общительны. На контакт со взрослыми идут легко. В среде своих одноклассников дети чувствуют себя комфортно. В работе с детским коллективом вверенного мне класса я знаю и учитываю индивидуальные особенности учеников. Как классный руководитель и учитель-предметник, испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с учениками и их родителями. Учащиеся дружат, общаются по интересам. Отношения между ними в основном доброжелательные, могут поддерживать друг друга в трудную минуту, оказать помощь.

Особенности адаптации пятиклассников

  • Слайды и текст этой презентации
  • Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
  • Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе
  • Доклад на педагогическом совете Адаптация пятиклассников

Доклад на тему _Адаптация пятиклассников_

Walking in the Footsteps of Galileo Начало обучения учащегося в пятом классе совпадает с младшим подростковым возрастом. Но также пятиклассников ожидает смена системы обучения: вместо одного учителя, учителя по разным предметам, преподающие в разных кабинетах, и классный руководитель.
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения презентация Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и оттого, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Адаптация пятиклассников. Трудности и пути их решения Адаптация 5 класса. Педсовет. 2. Характеристика класса. На начало учебного года в классе 4. На конец 2014-2015 учебного года в 4 5. По итогам 1 четверти все три отличницы подтвердили свой результатат 6. Хорошисты подтвердившие свой мова.
Выступление на педсовете по адаптации пятиклассников :: planapenci Классные руководители — уделяйте своим детям хотя бы минут 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите, просто подойдите, навестите их и поприветствуйте. Рекомендации психологов. Адаптация пятиклассников к школе.

Доклад - сообщение на педсовете по теме: Адаптация пятиклассников

Рекомендации классным руководителям 5-х классов. Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. Выступление на родительском собрании «Адаптация пятиклассников» (5 класс). Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Участники педсовета: администрация школы, классные руководители 1-х классов, учителя-предметники, работающие в 1-х классах, школьный психолог, медицинский работник, социальный педагог. Повестка дня: Проблемы адаптации (Егорова Д.В.). Здравствуйте! Я классный руководитель 5 класса. На совещании надо подготовить выступление (2 мин) о преемственности, об адаптации и т. п. Коллеги, нет ни у кого шаблона, набросок каких-либо. Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5классов. Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем. Материалы выступления на педагогическом совете по окончанию первой четверти учебного года о процессе адаптации школьников к среднему звену школьной системы обучения. Отчетность классного руководителя о процессе адаптации пятиклассников.

Адаптация пятиклассников

Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Создание ситуации успеха для пятиклассников. Отсутствие коллективных средств обучения. Наличие большей свободы и самостоятельности. Личностный контакт с учителями. Слайд 7 Описание слайда: Результаты наблюдений за учебным процессом в 5-м классе Результаты методики «Незаконченные предложения» Текст анкеты: 1. В нашей школе мне больше всего нравится учиться, уроки учительница наш класс, столовая, спортзал что еще, допиши 2.

Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий? Мои родители говорят о школе часто редко никогда 6. Слайд 8 Описание слайда: Анализ анкеты учащегося 5-го класса.

Они неусидчивы, невнимательны на уроке, зачастую не успевают за темпом учителя: Голушко С. Свои чувства обучающиеся иногда могут проявлять очень бурно. Дисциплина на уроках удовлетворительная, активность на занятиях и подготовка домашних заданий на среднем уровне. Некоторые проблемы пятиклассников : ребята подвижные, требуют постоянного внимания со стороны учителя; недостаточно сформирован уровень учебной дисциплинированности, общеучебных навыков; в тетрадях прослеживается несоблюдение единого орфографического режима; отмечается неумение работать самостоятельно; обучающиеся 5Б класса обладают слабой нетренированной памятью, трудности вызывает необходимость учить правила и термины. На уроках литературы большие сложности вызывает выразительное чтение, подготовка сообщений, рассказов по дополнительным материалам, пересказ текста.

Индивидуальная работа с учащимися, склонных к нарушению дисциплины. Ведётся в плотном взаимодействии с родителями. Родительские собрания по вопросам адаптации детей к среднему звену. С начала учебного года было проведено 3 родительских собрания. Подводя итоги изучения адаптации пятиклассников , нужно сказать, что этот процесс проходит нормально, без особых осложнений. На наш взгляд, главное условие успешной адаптации детей в 5 классе — слаженная работа всех участников этого процесса: учителей-предметников, классного руководителя, учителей начальной школы, психологической службы и, конечно, родителей. Очень верно было подмечено американским лингвистом 18 века Ноем Уэбстером: « Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим…» Хочу немного рассказать о моем классе. Классное руководство принял в 4 классе 16 ноября 2013 года. В этом классе появились новые учителя по предметам.

Учащиеся стали привыкать к тому, что к ним на уроки приходили разные учителя. С этого момента в классе начался новый период. Дети привыкали к разным учителям, к новым условиям школьной жизни. В 5 «а» классе на начало учебного года 28 учащихся: 15 мальчиков, 13 девочек. На конец полугодия учеников стало 27: 14 мальчиков и 13девочек. Все дети учатся в меру своих возможностей. По результатам 1 четверти в классе 2 отличника: Такакева Илона, Шапиева Лолита. А вот во 2 четверти отличников нет зато хорошистов 10 учащихся. Причём у Мулукаева Саши одна «4» по математике.

В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика в данной системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего были связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере своих возможностей. Кстати, очень способные дети живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и, может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая.

Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни и беспокоясь, «как бы чего не случилось на улице, ведь время такое сложное», предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, в особом внимании медиков. Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего количества пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность. Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Практическая часть. Проводится практикум в виде игры «Корзина чувств» приводится примерный вариант. Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства - позитивные и негативные, которые может испытывать человек.

После того, как Ваш ребенок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все Ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое Вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе. Назовите это чувство. Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания. Примерные проблемы для обсуждения: 1.

Презентация на тему Адаптация 5 класса. Педсовет.

Адаптация пятиклассников. Готовые презентации в PowerPoint для детей,учащихся школ и вузов, а также для учителей и преподавателей доступны для скачивания. Презентация предназначена для родительского собрания по теме "Адаптация пятиклассников". Материал поможет родителям избежать трудностей при переходе детей в 5 класс. Цель презентации: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем. Возрастной особенностью пятиклассников является формирование ориентации на своих сверстников.

В Госдуме предложили законодательно запретить увольнять учителей

  • Адаптация пятиклассников Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников
  • Доклад на тему _Адаптация пятиклассников_ - классному руководителю, прочее
  • Доклад на педагогическом совете Адаптация пятиклассников
  • Работа педагога-психолога по проблеме адаптации пятиклассников в условиях средней школы.
  • Малый педагогический совет «Обеспечение успешной адаптации учащихся 5-х, 6-х классов»
  • Презентация на тему "Адаптация учащихся пятого класса" по педагогике для 5 класса

Материалы к педагогическому совету "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников." купреев михаил никитович. 5 класса. (выступление классного руководителя на педсовете). Классный руководитель: Малютина Валерия Евгеньевна.

Адаптация пятиклассников в школе

Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей школьного возраста, родителей, педагогов школы; основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному их развитию. На сегодняшний день психологическое сопровождение — это особая форма осуществления социальной и психологической помощи обучающимся, родителям, педагогам. Ворсма я работаю с 2004 года. Одной из основных особенностей нашей школы является, то, что в ней нет начального звена обучения.

Ребята приходят к нам учиться сразу в 5-ый класс из другой школы. Вследствие этого, «малыши», как мы называем пятиклассников, испытывают серьезный психологический стресс связанный не только с переходом к обучению в среднем звене, но и со сменой школы. Именно этот факт и определил основную тему моего самообразования: «Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в период адаптация при переходе в среднее звено обучения».

Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости, рост проблем в учебе, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем, особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода работы Б.

Эльконина, Л. Выготского, И. Кулагина, М.

Лисина и др. В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности. Для наиболее эффективного решения этих проблем необходимо взаимодействие педагогов и родителей.

Успешность процесса адаптации во многом зависит от согласованности требований учителей-предметников, осуществления преемственности в работе педагогов начальной и средней школы. Целью моей работы в данном направлении является предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5-х классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в среднее звено, гармоничное развитие личности, через сведение к минимуму стрессовых ситуаций, связанных со школой и обучением. Оказывать психологическую помощь и поддержку.

ГЛАВА 1. Процесс адаптации учащихся 5-х классов к переходу В среднее звено. Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни.

Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель — учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов , необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога — все это является серьезным испытанием для психики школьника. Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования.

Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной перегрузкой, которые, зачастую, проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти-одиннадцатилетнего возраста в основную школу: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации. Недостаточно хорошо изучены и психологические особенности детей 10-11 лет. Цукерман называет этот период «ничьей землей» в возрастной психологии.

Краткая характеристика предподросткового возрастного периода 10-11лет : 1. Школьники данного возраста уже способны к логическим рассуждениям. К этому времени у школьника должны сформироваться такие новообразования как рефлексия, произвольность, саморегуляция.

Идет период кризиса самооценки растет число негативных самооценок. Мотивационный кризис: смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика недовольство собой, критичность в оценке своей учебы, снижение интереса к учебе.

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Слайд 15 Описание слайда: Для пятиклассника учитель — уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания.

Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок окончил начальную школу. Он повзрослел, чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь несколько месяцев назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах школы.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат, у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. Поэтому я предлагаю вам познакомиться. Работать будем по цепочке, по кругу, передавая для удобства смайлик «Улыбка». Смайлик несет нам позитивный настрой и будет служить сигналом начала и окончания монолога. Мы предлагаем назвать свое имя, рассказать о себе, а также о своих ожиданиях: что Вы ждете от сегодняшней нашей встречи.

Родители знакомятся друг с другом. Давайте начнем с игры-экзамена и попытаемся понять, что мы знаем о жизни современного пятиклассника. Для начала попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника от жизни пятиклассника. Ответьте на вопросы: - Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребенком в 4 классе? Сколько учебных предметов изучается Вашим ребенком в 5 классе? Сколько времени в среднем тратит Ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5 классе? Чтобы адаптировать наших детей к новым условиям жизни старшей школы, нам необходимо иметь как можно больше информации. Вы познакомились друг с другом, а теперь давайте познакомимся с учителями-предметниками, обучающими Ваших детей.

Суть этой формы заключается в том, что каждый старается получить как можно больше пятерок за 2 четверть. Эта форма получила одобрение в классе.

Операция «пятерочка» дала положительный результат. Итоги 2 четверти таковы: 3 отличника, 10 ударников, с одной «4» 1 ученик, неуспевающих нет. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, учителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Родители оказывают должное внимание воспитанию своих детей. С родителями учащихся проведено 2 родительских собрания. На собраниях затронуты проблемы адаптации пятиклассников. Педагогом-психологом школы были даны рекомендации по созданию благоприятного климата в семье для ребенка. Но не все посещают родительские собрания, поэтому существует необходимость посещения некоторых семей на дому. Со многими родителями осуществляется постоянная связь по телефону. В классе есть дети с высокими, средними и ниже среднего способностями.

Ребята стремятся к повышению своего уровня, занимаются дополнительно. Детский коллектив дружный, сплоченный. Многие ребята отличаются большой ответственностью, выполняют различные поручения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий