Стихотворение 1 января лермонтов

сайт о творчестве автора. Произведения, фотографии, биография, критика, публицистика, воспоминания и другие материалы. Текущий текст - 1-е января ('Как часто, пестрою толпою окружен'). 28 января – Лермонтовым написаны первые 56 стихов "Смерти поэта". В копии при "Деле о непозволительных стихах" – дата: "28 генваря 1837 г.". Первая половина февраля – Лермонтов написал заключительные 16 стихов "Смерти поэта" ("А вы, надменные потомки "). С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня. За рощей первое сиянье. Так царства дивного всесильный господин –. Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне.

Анализ стихотворения Лермонтова «1 января»

Тургенев высоко ценил это стихотворение, полностью принял на веру апокрифический рассказ о новогоднем инциденте, легшем в его основу, и в своих воспоминаниях приурочил запомнившуюся ему встречу с Лермонтовым в маскараде к 31 декабря. Свои мысли и наблюдения он попытался изложить в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен», которое написал в январе 1840 года. В это время Лермонтов, получив очередной отпуск, на несколько недель приехал в Москву и оказался в гуще светских событий, когда. Иллюстрация к стихотворению Лермонтова «1 января». Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями. Стихи Михаила Лермонтова об одиночестве. Первое января! М. Ю. Лермонтова. Истоки и Развитие Русской Поэзии.

Михаил Лермонтов — Как часто, пестрою толпою окружен

Видео автора «АУДИОКНИГИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ» в Дзене: Смотрите больше стихов и аудиокниг на моём Ютуб канале https Смотрите больше стихов и аудиокниг на моём Ютуб канале TktsFRKi9Q. Свои мысли и наблюдения он попытался изложить в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен», которое написал в январе 1840 года. В это время Лермонтов, получив очередной отпуск, на несколько недель приехал в Москву и оказался в гуще светских событий, когда. Так царства дивного всесильный господин -Я долгие часы просиживал один, И память их жива понынеПод бурей тягостных сомнений и страстей,Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне. стройность, соразмерность) — созвучие стихотворных строк, имеющее фоническое, метрическое и композиционное значение. Рифма подчёркивает границу между стихами и объединяет стихи в строфы. «Как часто пестрою толпою окружен» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями.

«Как часто, пёстрою толпою окружён…» М. Лермонтов

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. И странная тоска теснит уж грудь мою; Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье. Так царства дивного всесильный господин — Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне.

И если как-нибудь намиг удастся мне Забыться, - памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребёнком; и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд, А за прудом село дымится, и встают Вдали туманы над полями. В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. И странная тоска теснит уж грудь мою: Я думаю о ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.

И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, — памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком; и кругом Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами. И странная тоска теснит уж грудь мою: Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.

О чем думал в эти минуты поэт?

Свои мысли и наблюдения он попытался изложить в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…», которое написал в январе 1840 года. В это время Лермонтов, получив очередной отпуск, на несколько недель приехал в Москву и оказался в гуще светских событий, когда традиционные зимние балы следовали буквально один за другим. Проигнорировать он их не мог, однако удовольствия от необходимости присутствовать на каждом таком мероприятии явно не испытывал. В воспоминаниях Ивана Сергеевича Тургенева сохранилась история создания стихотворения. Писатель наблюдал, как проходили празднества в честь наступающего 1840 года. На одном из костюмированных балов он заметил Лермонтова, окружённого толпой гостей. Писателю показалось на миг, что он видит на лице Михаила Юрьевича просветление, будто тот погрузился во вдохновенный транс. Иван Сергеевич предположил, что именно в тот момент в душе поэта рождались строки этого философского стихотворения. Лирический герой стихотворения — сам поэт.

Лермонтов Михаил - Первое января

Так царства дивного всесильный господин — Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей, Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне. Развёрнутая метафора «железный стих, облитый горечью и злостью» превращает стихотворение Лермонтова в эмоциональное признание, исповедь. Произведение предстает перед читателями результатом горьких слез поэта, его борьбой и разочарованием. Стихотворение опубликовано первые — в журнале «Отечественные записки», 1840, с подписью «М. Лермонтов». В сборнике Стихотворения М. Лермонтова. — типографии Ильи Глазунова и комп., 1840. под заглавием «1-го января». Лермонтов Михаил Юрьевич. Иллюстрация к стихотворению Лермонтова «1 января». Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится — и встают Вдали туманы над полями. Лермонтов Михаил — читайте все стихи среднего размера автора от 12 до 25 строк онлайн.

Лермонтов М. Ю. - Как часто, пестрою толпою окружен…

Тема маскарада символична. Сравнивая стихотворение с « Маскарадом », несложно понять, что насмешка над конкретными чертами жизни — не что иное, как подчёркивание поэтом всей фальши светского общества. Воображаемое прошлое, светлые мечты конкурируют в сознании поэта с призрачной реальностью, пропитанной враньём и «маской».

Но лишь мой Ужасный жребий ясно для меня Начертан был кровавыми словами: Бесплотный дух, иди и возвратись На землю. Вдруг пред мной исчезла книга, И опустело небо голубое; Ни ангел, ни печальный демон ада Не рассекал крылом полей воздушных, Лишь тусклые планеты, пробегая, Едва кидали искру на пути. Я вздрогнул, прочитав свой жребий. Мне лететь опять на эту землю, Чтоб увидать ряды тех зол, которым Причиной были детские ошибки? И тайных мук ничтожные причины, И к счастию людей увижу средства, И невозможно будет научить их. Но так и быть, лечу на землю. Первый Предмет — могила с пышным мавзолеем, Под коим труп мой люди схоронили. И захотелося мне в гроб проникнуть, И я сошел в темницу, длинный гроб, Где гнил мой труп, и там остался я.

Стихотворение Первое января... И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, -- памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится -- и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами.

Как характеризует реальный мир глагольная лексика? Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада.

Их лексическое значение мелькают, касаются создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Какой смысл при этом выявляется? Это говорит о нерасчлененности, замкнутости мира, из него трудно вырваться, но это мир уродливый и дисгармоничный. Как меняется пространство текста во 2 строфе? Мир как бы приближается к лирическому субъекту, руки «красавиц городских» касаются рук поэта, и именно это становится последней каплей его терпения.

Мир-маскарад отвратителен, лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты. Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? Мир воображаемый виден поэту отчетливо, ясно.

Он ощущает его детали, подробности 3 —... Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный, лирический субъект ощущает его краски, звуки запахи. Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, т.

Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы? Это образ мечты, свободы, который предстает в образе прекрасной женщины. Мир мечты венчается любовью, даже само слово «люблю» повторяется дважды. Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты?

Это «царство дивное», в нем хорошо быть одному, в нем нет лживости суетного света, там ничто не беспокоит, там нет «тягостных сомнений и страстей». Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ «толпы»? В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки?

Слушать аудио-стихотворение:

  • Как часто, пестрою толпою окружен…
  • Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Первое января» по плану
  • Первое января | Poem by Михаил Лермонтов | Poetree
  • Первое января

Стихи. М. Ю. Лермонтова. Первое января

Стихотворение написано под впечатлением новогодних празднеств накануне 1840 г. На одном из них, в Дворянском собрании, Лермонтова видел И. Тургенев, о чем он рассказывает в своих «Литературных и житейских воспоминаниях»: «На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.

И так на шею бы Тебе я кинулся. Я памятью живу с увядшими мечтами, Виденья прежних лет толпятся предо мной, И образ твой меж них, как месяц в час ночной Между бродящими блистает облаками. Мне тягостно твое владычество порой; Твоей улыбкою, волшебными глазами Порабощен мой дух и скован, как цепями, Что ж пользы для меня, — я не любим тобой. Я знаю, ты любовь мою не презираешь, Но холодно ее молениям внимаешь; Так мраморный кумир на берегу морском Стоит, — у ног его волна кипит, клокочет, А он, бесчувственным исполнен божеством, Не внемлет, хоть ее отталкивать не хочет.

Это раздражает автора, и он не желает с ними веселиться, а хочет выразить протест в виде дерзости. Читайте по теме:.

Отвратительные Лермонтову и лживые и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины: Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки… Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности: И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей… Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Поэт думал «о ней», плакал и любил юное «созданье с глазами, полными лазурного огня…» Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом, о прекрасных былых днях — тема в поэзии не новая. К ней обращались поэты-романтики 20-х годов XIX столетия. В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, вернее самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «… опомнившись, обман я узнаю …» Заканчивается стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против бездушного «света»: О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злость. Композиция стихотворения делится на 2 части. В первой — острые и точные характеристики высшего общества, во второй — безмятежный мир юности. Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие с последовательной смежной рифмой, и на четверостишие, где поэт использует опоясывающую рифму. Тем самым автор как бы «затворяет», замыкает четверостишие в себе, делая его более законченным, мысль — завершенной. Строфа — одно предложение. Используются яркие художественные изобразительные средства: эпитеты «пестрая толпа», «затверженные речи», «бездушные образы», «лазурный огонь» , метафоры «железный стих», «облитый горечью и злостью» ; сравнения «лечу я вольной птицей» ; олицетворения «листы шумят», «луч глядит», «встают вдали туманы». Чтобы передать свое волнение, возмущение и злость поэт использует восклицательные предложения, междометия: О, как мне хочется смутить веселость их … Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом. Более короткие третья и шестая строка содержит как бы вывод, быструю оценку: Наружно погружаясь в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки… Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличен высший свет. Нас пленяет богатый духовный мир самого поэта, его глубокие мысли и чувства: «неприязнь» к «бездушным людям», мечта о безмятежной и, увы, скоротечной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвое понимание невозможности вырваться из «завистливого и душного» светского общества. Осознание своей обреченности подчеркивает поэт кольцевой композицией произведения. Тон произведения эмоционально-взволнованный, он вызывает у читателя ответное душевное движение. Известный критик Висковатов в своей книге «М. Лермонтов» пишет: «Когда в Отечественных Записках появилось стихотворение «Первое января», многие выражения в нем показались не позволительными. Нашли, что поэт в поведении своем заходить за границу дозволенного …Гр. Бенкендорф, расположенный к бабушке поэта и не раз ходатайствовавший за него перед военным министром и государем, теперь крепко невзлюбил Михаила Юрьевича, особенно после случая на маскараде». Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям Обсуждение анализа стихотворения Анализ стихотворения М. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен. Он посетил бал, приуроченный к празднованию нового года, на котором был сам Николай I. Поэт не мог оставить это мероприятие без внимания, поэтому написал стихотворение, в котором раскритиковал весь высший свет. Николай I увидев эпиграф произведения «1 января» был в шоке от наглости Лермонтова, он понял, что большей частью стихотворение адресовано ему. Лирический герой здесь — это одинокий человек, чьи взгляды и принципы не совпадают с общественными.

Новогодние мадригалы и эпиграммы

  • Стихи Лермонтова 16 строк: читать стихотворения Лермонтова 16 строк
  • Стихи и поэмы Лермонтова - слушать онлайн
  • Источник стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» Лермонтова
  • Михаил Лермонтов – Первое января
  • Как часто пестрою толпою окружен •

Роза Мира и новое религиозное сознание

В тексте стихотворения Лермонтова “Первое января” много грез о прекрасном детстве, которое противопоставляется нынешнему окружению поэта, пустому и бездушному. С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня. За рощей первое сиянье. Так царства дивного всесильный господин –. Я долгие часы просиживал один, И память их жива поныне. Читайте стихотворение Михаила Лермонтова — «Первое января» полностью весь текст онлайн, распечатайте текст бесплатно и без регистрации. Произведение можно рассматривать, как интимную лирическую исповедь автора. В анализе стихотворения «Первое января» Лермонтова нельзя не заметить, что его строки переполнены разочарованием и сожалением по отношению к современникам поэта.

Рейтинг стихотворения

  • Стихи по темам:
  • 1-е января
  • Новогодние мадригалы и эпиграммы
  • Недавние обсуждения

«Как часто, пёстрою толпою окружён…» М. Лермонтов

И так на шею бы Тебе я кинулся. Я памятью живу с увядшими мечтами, Виденья прежних лет толпятся предо мной, И образ твой меж них, как месяц в час ночной Между бродящими блистает облаками. Мне тягостно твое владычество порой; Твоей улыбкою, волшебными глазами Порабощен мой дух и скован, как цепями, Что ж пользы для меня, — я не любим тобой. Я знаю, ты любовь мою не презираешь, Но холодно ее молениям внимаешь; Так мраморный кумир на берегу морском Стоит, — у ног его волна кипит, клокочет, А он, бесчувственным исполнен божеством, Не внемлет, хоть ее отталкивать не хочет.

Его открытые взгляды вызывали насмешки и подозрения. Это еще больше замыкало поэта в себе, он производил впечатление постоянно угрюмого и мрачного человека. Но дворянское положение обязывало его присутствовать на самых важных светских балах. Один из таких балов-маскарадов проходил в январе 1840 г.

Поэт с неохотой побывал на нем и выразил свои ощущения в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…». Уже с первых строк чувствуется раздражение поэта от происходящего. Балы сопровождались соблюдением строгих приличий и изысканными речами под звуки прекрасной музыки. Характеристика бала Лермонтовым дает совершенно другую картину: «пляска», «дикий шепот», «образы бездушные». Автор знает, что все присутствующие прекрасно понимают ненатуральность происходящего, но никогда в этом не признаются. Любой бал пропитан фальшью и обманом. Разговоры людей не имеют смысла и не касаются хоть сколько-нибудь значимых тем.

Взаимная ненависть и злоба скрывается под масками. Причем под масками Лермонтов подразумевает не столько бумажные украшения, сколько ненатуральные лица людей. Общепризнанные красавицы давно утратили свежесть и очарование, их чувства притупились от бесконечных романов.

Погибших лет святые звуки. И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться,- памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей; Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится - и встают Вдали туманы над полями. В аллею темную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и желтые листы Шумят под робкими шагами.

Снегом покрыты поля и проселки, Дорога уходит извилисто вдаль. Стужа на улице, месяц январь. Как хорошо сидя дома у печки, Когда за окном завывает метель, Теплые летние вспомнить денёчки, Вспомнить весну и с крыши капель. День пролетел, уже вечереет.

Ветер утих, и мороз стал крепчать.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий