Основные направления судебной реформы после февраля 1917 г

Основная структура органов судебной власти и судебная система с основными ее принципами сохранилась до 1917 года, благодаря эффективности, либеральности и передовым взглядам одной из самых буржуазных реформ 1864 года. Период с 1917 по 1922 годы. декабрь 1917 г.). Раскрывается идеологическое обоснование этого процесса. К 150-летию судебной реформы 1864 г. в России. Дмитрий Васильевич Стасов: судебная реформа 1864 г. и формирование присяжной адвокатуры в российской империи. Судебная рфеорма Александра 2: кратко о предпосылках преобразований, условиях их проведения, а также последствия судебной реформы 1864 года для Российской Империи. Судебная система Советского государства 1917–1918 гг. представлена Декретами о суде. Декрет о суде 1 (ноябрь 1917 г.) Основные положения.

Формирование советской судебной системы (1917-1922 гг.)

64. Основные этапы эволюции российской судебной системы в 1917—88 гг. Задачей сегодняшнего дня является поиск новых возможностей совершенствования судопроизводства. Анализ трудностей реализации судебной реформы еще раз подтверждает их созвучность с проблемами, стоявшими перед Министерством юстиции в 1917 году.
Становление и развитие судов в послеоктябрьский период Совет рабочих и солдатских депутатов.
Судебные преобразования в России в 1917–1922 гг | Контент-платформа Реформы 1864 судебная реформа таблица. Основные принципы судебной реформы 1864 года.
Реформа судебной власти - фото сборник После прихода к власти Временного правительства, прежде всего, были отменены Основные государственные законы в редакции от 23 апреля 1906 г., но при этом сохранили свою силу другие важные ранее действовавшие источники права: «Свод законов Российской.

Судебная реформа 1864 года

Как отмечал В. Ленин, «... Эту необходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно» [14]. Первые нормативные акты, регламентирующие деятельность новой советской судебной системы, были приняты в период 1917—1921 гг. Согласно Декрета, упразднялись окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды. Так, действие существующего ранее института мировых судей приостанавливалось до замены мировых судей местными судами, в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избирались «на основании прямых демократических выборов». Местным судам были подведомственны все гражданские дела, цена иска по которым не превышала 3000 рублей, а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы. Решения мировых судов были окончательными и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке. Жалобы на приговоры и решения местных судов рассматривались уездными, а в столице — столичными съездами местных судей. В принятии решений и приговоров мировые судьи руководствовались «законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».

Созданные рабочие и крестьянские революционные трибуналы рассматривали дела о контрреволюционной деятельности, мародерстве, хищениях, саботаже и т. Революционные трибуналы избирались губернскими и городскими советами.

Забудьте иллюзии о независимости судов. Надо раз навсегда сказать, что это такие же органы нашей работы, как орган ВСНХ.

Это исполнительные органы власти пролетариата". При этом революции, по-видимому, никогда не удается сразу переплавить в кипящем котле ошметки старых форм, которые некоторое время работают по инерции, чтобы затем погибнуть под пятой централизации. Так, в отдельных местностях России продолжали и после сооружения советской судебной системы выносить решения сельские сходы, суды казиев, аксакальские и шариатские суды. В-четвертых, революцию от реформы отличает уничтожение не только старых форм, но и заполнявшего их ранее человеческого материала; красный террор уничтожил кадры судейских чиновников, адвокатов и прокуроров физически, но вполне достаточно лишения прежнего персонала возможностей доступа к новой судебной машине и заполнение ее угодными революции кадрами.

В Советской России прежние чиновники некоторое время цеплялись за места в привычных структурах. Удельный вес старых юристов в массе судебных деятелей в период гражданской войны составлял не менее 20 процентов; понятно, что наибольшая плотность старых кадров приходилась на провинции, наименьшая -- на столицы. Например, в Иркутской губернии в 1921 году народными судьями были избраны: 55 процентов -- дореволюционные судьи; канцеляристы царских судов -- 29 процентов, рабочие -- 10 процентов. Однако над старыми кадрами висел и периодически опускался дамоклов меч.

Комиссар юстиции Ярославской губернии тов. Сергеев еще в 1918 году на съезде комиссаров юстиции Московской области сформулировал и принципы политики по отношению к прежним кадрам и причину жесткого к ним отношения: "Нет особенной нужды в старых опытных юристах -- на практике их помощь дает нехорошие результаты, -- они каждый декрет истолковывают по-своему -- по юридическому, -- и так, что спорить с ними не приходится, тогда как чувствуется, что декрет этот должен пониматься иначе". Понятно, почему в составе первых ревтрибуналов оказалось: 90 процентов членов РСДРП б , 10 процентов беспартийных; имевших высшее образование 14 процентов, среднее -- 26 процентов, низшее 60 процентов; низшее образование имели в 1918 1921 годах более 70 процентов судей обычных судов. Уже в марте 1919 года В.

Ленин сообщил, что революция прежних судей "выгнала и сделала суд народным" [5]. А в 1922 году участники Московского губернского съезда деятелей юстиции единодушно сделали вывод, что за четыре года революции они "создали целую школу в тысячи своих пролетарских правоведов, доселе не имевших понятия о юридических науках и даже малограмотных" [6]. Новые формы наполнились адекватным им человеческим материалом, низкий уровень правовой и общей культуры которого выдавался за достоинство и воспроизводился системой подготовки юридических кадров. Советские судебные реформы 1922 1990 и "юридическое зазеркалье" Судебная реформа 1922 года закрепила ту сверхцентрализованную судебную систему, которую мало удалось преобразовать и до сегодняшнего дня, заложила обыкновения и подходы, воспроизводящиеся в практике и сознании людей до сих пор.

На долгие 70 лет закрепляются составы суда, рассматривающие в России все без исключения дела: постоянный народный судья и два народных заседателя или постоянный народный судья. Революционные трибуналы свою деятельность прекращают, однако судебная система включает в себя военные и военно-транспортные трибуналы, за деятельностью которых надзирают соответствующие коллегии Верховного Суда РСФСР впоследствии трибуналы станут судебными органами Союза ССР. Реформа продолжает в кадровом вопросе революционную линию: начинается очередная чистка, формулируется классовый критерий отбора и расстановки кадров. В 1923 году среди народных судей 46 губерний из 68 имевшихся в то время губерний -- рабочие и ремесленники составляли - 26,5 процента; крестьяне -- 49,5 процента, служащие -- 24 процента.

Высшее образование имели только 10 процентов судей 8,1 процента - высшее юридическое образование , среднее -- 17,5 процента, низшее -- 72,5 процента судей. К 1925 году удалось вычистить 75 процентов народных судей. Число судей с низшим образованием увеличилось с 72 процентов до 83 процентов, партийных судей -- с 63 до 81 процента. Уволено 60 процентов губернских судей.

В результате судебной реформы закрепляются также теневые технологии управления системой юстиции. Например, в кампанию по избранию народных заседателей по уездам рассылалась "разверстка" с требованием избрать 50 процентов заседателей -- из рабочих, 35 процентов -- из селений и 15 процентов от воинских частей. Последующая кадровая политика Советского режима в судебной области характеризуется следующими тенденциями: ростом среди судей доли партийных лиц; нарастанием партийной прослойки и уменьшением количества образованных судей по мере продвижения вверх по судебной пирамиде; нарастанием доли женщин-судей из чего надо сделать вывод о том, что судейская работа становится все менее привлекательной, все менее престижной среди партийных выдвиженцев и красной номенклатуры. Среди судейских кадров все чаще формальная образованность достигается окончанием ускоренных юридических курсов и получением дипломов по заочной и вечерней формам обучения.

Вот только некоторые иллюстрации. В 1928 году среди судей члены ВКП б составляли 85,6 процента; женщин было 10,4 процента; почти половина судей имела стаж работы по юридической специальности менее 3 лет; высшее юридическое образование имели 5,9 процента судей, 17,2 процента получили среднее юридическое образование либо одолели юридические курсы. По состоянию на 1 июля 1931 года среди народных судей рабочие составляли 53,2 процента, крестьяне -- 25,8 процента, служащие -- 21 процент; членов ВКП б было 91,9 процента, членов ВЛКСМ -- 3,1 процента, беспартийных -- 5 процентов; 18,5 процента судей -- женщины. Юридическую подготовку получили 34,9 процента народных судей того времени и лишь 33,1 процента членов областных судов.

По состоянию на 1935 год непосредственно перед одобрением Сталинской Конституции СССР 1936 года низшее образование получило 65,2 процента членов областных судов и 48,5 процента народных судей понятная логика: вышестоящим надо быть не умнее и образованнее, а идейнее нижестоящих. Позднейшие судебные реформы, проводившиеся в СССР при тоталитарном режиме, мало что меняли в сложившейся системе. С принятием Конституции СССР 1936 года и Закона о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 1938 года нарастает централизация судебной системы например, Верховный Суд СССР наделяется правом принять к своему производству и рассмотреть по существу любое судебное дело, минуя суды союзных республик; упраздняются президиумы областных и краевых судов, и надзорные инстанции сохраняется лишь в Верховных судах союзных республик и Верховном Суде СССР. Одновременно делаются шаги, рассчитанные на внешний эффект.

Так, народных судей начинает избирать население сроком на 3 года, впоследствии -- на 5 лет , что при налаженной технологии фальсификации итогов голосования и наличии в бюллетенях для "тайного" голосования лишь одной кандидатуры никакой опасности для режима не представляет. Пожалуй, советский период наиболее удобен для углубления наших представлений о "юридическом зазеркалье". Это псевдоправовое пространство имело тогда следующие черты. Во-первых, оно давно поглотило пространство правовое, так как судьи абсолютно зависимы от партийной бюрократии и являются ее частью, хотя и непривилегированной.

При этом суды рассматриваются не как органы правосудия значение этого понятия прочно забыто , а как инструменты решения текущих хозяйственных и партийно-политических задач. С 1928 года, когда разбиралось Шахтинское дело о "спецах-вредителях", суды все чаще становятся инструментом государственного террора. Репрессии усиливаются процессуальными средствами. УПК РСФСР в редакции 1923 года позволяет судьям при рассмотрении уголовных дел в губернских судах и военных трибуналах: устранить стороны; не вызывать свидетелей, показания которых "не вызывают сомнений"; прекратить судебное следствие "суду все ясно" ; учитывать при вынесении приговора те доказательства, которые имеются в деле, хотя бы они и не оглашались в ходе судебного следствия [7] ; устранить прения, запретив сторонам защиты и обвинения произносить речи и реплики по окончании судебного следствия.

Принимаются также чрезвычайные поправки к уголовно-процессуальным кодексам союзных республик 5 декабря 1934 года и 14 сентября 1937 года, направленные на ускорение уголовного преследования "террористов", "диверсантов" и "вредителей", которых расстреливают немедленно по вынесении приговора или отклонении ходатайства о помиловании; кассационное обжалование приговоров, постановленных порою за 15 20 минут, не допускается. С 1929 года суды и прокуратура привлекаются для участия во всякого рода кампаниях, из которых в период сплошной коллективизации наиболее актуальными оказываются посевные и уборочные кампании. Так, с 1 января по 15 марта 1930 года, в ходе весенней посевной кампании, работники суда и прокуратуры Центрально-Черноземной области совершили 347 выездов на село и осудили к разным уголовным наказаниям: 51 человека -- за террор, 117 -- за контрреволюционную агитацию, 1 544 -- за убой скота, 2 115 -- за невыполнение плана посевной, 753 человека -- за халатность. Во-вторых, "зазеркалье" проявляет себя и в обыкновениях правоприменительной практики.

Например, в 1929 1930 годах почти на два порядка в 100 раз! Иными словами, поступила команда не обращать внимания на соблюдение процессуальной формы, и малограмотные судьи приговаривают к наказаниям людей, не соблюдая даже остатков процессуальных гарантий, отраженных в советских законах. Суды не обращают внимания также и на пытки, принимая как доказательства виновности подсудимых их признания, выбитые в ходе предварительного расследования обыкновение, дошедшее до наших дней. Комитетов компартий большевиков всех республик".

Разумеется, отнюдь не с 1937 года отечественные "правоохранительные" органы пополнили свой арсенал инквизиторскими методами, идя по стопам специалистов Преображенского приказа; пытки применялись красными с первых дней захвата власти, в чем легко убедиться, ознакомившись с известной книгой С. Мельгунова [8]. Нормой правоприменительной практики было рассмотрение судами дел в тюрьмах, написание приговоров заранее с проставлением потом мер наказания. В-третьих, расцветают, процветают и множатся чрезвычайные органы расправы.

Дзержинского принимает постановление об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Только по официальным данным ВЧК и размножившиеся на местах "чрезвычайки" за первый год своей работы 1918 год -- половина 1919 года арестовали лишь в 20 губерниях 87 тысяч и расстреляли 8 389 человек. На примере ВЧК хорошо прослеживается тенденция всякой бюрократической структуры, тенденция, особенно ярко проявляющаяся в период преобразований. Зиновьев, -- суть определенные правила поведения...

Основу для них образует исторически сложившееся и постоянно воспроизводящееся стремление людей и групп людей к самосохранению и улучшению условий своего существования в ситуации социального бытия. Примеры таких правил: меньше дать и больше взять; меньше риска и больше выгоды; меньше ответственности и больше почета; меньше зависимости от других; больше зависимости других от тебя и т. ВЧК, первоначально обязанная передавать расследованные дела на рассмотрение революционных трибуналов, не только получает право расстреливать своей властью, но даже обзаводится собственным Особым ревтрибуналом, где председательствуют… глава ВЧК Ф. Дзержинский и его доверенные сотрудники, не связанные какими-либо процессуальными формами.

Чекистское "зазеркалье" обзаводится собственными обыкновениями, некоторые из которых призваны продемонстрировать приверженность этой беззаконной организации социалистической законности. Если чекистам хотелось кого-либо убить, они просто этапировали жертву в такой район и там казнили. Эти учреждения работают параллельно с относительно либеральной системой общих судов. Так, в 24 губерниях в 1919 1920 годах местными судами было осуждено 60,8 процента, оправдано 39,2 процента подсудимых, причем более половины осужденных приговорено к штрафу или заключению менее 3 месяцев.

В 1931 году лишь 16,7 процента осужденных приговаривалось к наказанию в виде лишения свободы; оправдывался примерно каждый шестой подсудимый. В 1948 году оправдывалось 10 процентов подсудимых. Партийные органы в качестве единственного суверена, безраздельно правящего страной, творят расправу и через головы специализированных карательных органов; Политбюро ЦК ВКП б утверждает расстрельные списки с фамилиями бывших соратников вождей. В-четвертых, суды становятся придатками и заложниками чрезвычайных органов.

Ульрих докладывал не кому-нибудь, а лично Л. Берии, что с 1 октября 1936 года по 30 сентября 1938 года Военной коллегией и ее выездными сессиями в 60 городах осуждено: к расстрелу -- 30 514, к тюремному заключению -- 5 643 человека. Если в конвейерном "правосудии" случается сбой, ошибку устраняют карательные органы непосредственно, не считаясь с призрачной независимостью судебных органов. Надо особо подчеркнуть, что в Советские времена, как и в период царского правления, проявляется феномен "сопротивления материала".

В конце XIX века мероприятиям судебной реформы противились николаевские сановники.

Ленин писал: «Освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан…». Напрашивается вопрос: возможно ли единовременное разрушение всего государственного аппарата и быстрое и безболезненное создание нового? События 1917 года показывают, что нет. В частности, это невозможно на примере судебной системы того времени. Судебная система - совокупность всех судов данного государства. Каждое из ее звеньев представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. России понадобилось более 900 лет, чтобы создать такую громоздкую и сложную систему судов со строгой иерархией и компетенцией каждого из звеньев. Будучи юристом по образованию, В.

Ленин понимал, что полное упразднение судебной системы приведет к хаосу и беспорядку в обществе. В то же время, заменить ее было нечем. Поэтому, был избран компромиссный путь: разрушить верхушку судебной системы России — Сенат, судебные палаты, окружные суды, но сохранить пока в неприкосновенности систему местных судов, а именно мировых судей. Однако эти судьи зачастую являлись выходцами из буржуазных классов, поэтому они не приняли социалистической революции и отказались сотрудничать с революционным пролетариатом. Я бы охарактеризовала политическую ситуацию в то время, как правовой хаос. Наступил кризис судебной системы России. Если судебная система в остальные периоды существования СССР досконально изучена, то период стихийного формирования революционных судов и общего реформирования суда 1917 года еще ждет своей очереди. Но уже сейчас можно выстроить картину тех событий, которые разворачивались по причине разрушения старой судебной системы. Насилие и вседозволенность, оправдываемые революционными лозунгами, отражали ситуацию того времени.

Одной из главных ошибок большевиков, по моему мнению, стал демонтаж тюрьмы старого образца. В 1917-1918 годах это коснулось около 400 пенитенциарных учреждений.

Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются. Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее.

Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет. Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию. Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.

Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения. Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор. Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования. Изменения судебных органов Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное — иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система: В государственном масштабе создавался главный судебный орган — Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие.

Судебная реформа 1864 года

64. Основные этапы эволюции российской судебной системы в 1917—88 гг. Серьезные изменения коснулись и мировой юстиции. 4 мая 1917 г. было издано постановление Временного правительства, согласно которому закон от 15 июня 1912 г. о преобразовании местного суда был распространен еще на 33 губернии.
Судебные преобразования в России в 1917–1922 гг С учетом этого полезными будут работы Н. П. Ерошкина об истории государственных учреждений дореволюционной России (до 1917 г.)6, Т. П. Кор-жихиной — об органах власти советского периода7.
Этапы становления и развития советской судебной системы (1917–1985 годы) Судебная система Основы судебной системы были заложены в 1958 г. при установлении режима Пятой республики, когда правительство на основе переходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства.
Этапы становления и развития советской судебной системы (1917–1985 годы) Исследователи признали судебную ре-форму 1864 г. одной из наиболее прогрессив-ных и успешных в отечественной истории [См., например: 8, 9, 15]. При этом основное внимание они, как правило, уделяли главным положениям реформы и начальному этапу ее проведения.

Последствия прихода к власти большевиков для судебной системы.

Военнополевые суды первого десятилетия XX в. Но они не определили судебную систему России в целом. Тем более, что 19 апреля 1907 г. Положение о военнополевых судах было отменено в связи с определённой стабилизацией в русском обществе и проведением реформ П. В соответствии с Указом Николая II «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» было предписано для обеспечения равенства перед судом лиц всех состояний установить должное единство в устройстве судебной части империи. Фактически речь шла о проведении реформы местного суда и восстановлении в полном объёме института мировых судей, который был ликвидирован в 1889 г. Уже к весне 1906 г. Он предусматривал возрождение института мировых судей. Причём изменялся порядок их комплектования: если ранее по Судебной реформе 1864 г.

Законом от 15 июня 1912 г. Однако правительство не торопилось реализовать этот закон: до Первой мировой войны мировые судьи были введены лишь в 13, а к 1917 г. По мнению М. Немытиной, «самым ценным положением Закона от 15 июня 1912 г. Начало XX в. К 1907 г. Комиссия Государственной Думы второго созыва представила законопроект «О неприкосновенности личности, жилища и тайне корреспонденции», в соответствии с которым при каждом варианте задержания лица без письменного постановления судебной власти следовало либо немедленное освобождение задержанного, либо доставление его к судье или к судебному следователю в течение последующих 24 часов. Контроль за соблюдением установленных законом правил задержания возлагался авторами закона на судью и прокурора.

Серьёзным испытанием для судебной системы была Первая мировая война. Правительственный аппарат перестраивался на военный лад, и это нашло отражение в воссоздании системы военно-полевых судов. Законом от 20 июля 1914 г. Был изменён Военно-судебный устав, в частности IV раздел, в котором говорилось о суде в военное время. В главе II «О судоустройстве» указывалось, что военно-судебная власть в районе театра военных действий принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам, Главному военному суду или кассационному присутствию. Во фронтовых районах и местностях, объявленных на военном положении, учреждались военно-полевые суды, которые приступали к рассмотрению дела и оканчивали его не более чем в течение двух суток. Разбирательство производилось при закрытых дверях. Приговор вступал в законную силу немедленно во всяком случае, не позднее суток и приводился в исполнение по распоряжению начальника гарнизона или отряда, сформировавшего суд.

Российский суд в феврале—октябре 1917 г. Функции судебных палат несколько уменьшились — был упразднён суд с сословными представителями. В окружных судах стал широко применяться суд с присяжными заседателями, и вводился он даже на окраинах страны. Юрисдикция окружных судов заметно расширилась. Серьёзные изменения коснулись и мировой юстиции. Закон расширил гражданскую до 1000 рублей иска и уголовную юрисдикцию мировых судей. Законом от 30 мая 1917 г. В каждый уезд назначался административный судья.

В губернских и областных городах при окружных судах были созданы особые административные отделения, а в Сенате высшей инстанцией для административных судов стал I департамент. Административные судьи рассматривали конфликты между государственными органами, комиссарами правительства и общественными учреждениями городского и земского самоуправления, военно-промышленными комитетами и т. Законом от 07 сентября 1917 г. Таким образом, события начала XX в. Хотя и не все правовые идеи того времени в силу объективных причин нашли свое законодательное оформление, однако уже само стремление провести их в жизнь со стороны учёных и политиков было существенным прорывом вперёд на пути построения правового государства.

Хотя определенную роль еще продолжало играть Особое совещание по подготовке «Положения о выборах в Учредительное собрание», с которым конституционные демократы связывали надежду на прекращение революции, но завершавшийся процесс большевизации советов лишал их такой возможности. Поэтому было принято решение отложить проведение выборов и созыв Учредительного собрания до завершения Первой мировой войны. Временное правительство России не имело четкой концепции государственно-правовых преобразований. Хотя оно и вынуждено было отказаться от наиболее одиозных законов Российской империи. Так, были отменены, прежде всего «Основные государственные законы Российской империи» 1906 г. Тем не менее в системе правосудия продолжали действовать Судебные уставы 1864 г. Кроме того, Юридическое совещание, учрежденное в марте 1917 г. Однако Временное правительство вынуждено было пойти на внесение некоторых изменений в действовавшее законодательство и принять новые нормативные правовые акты. Так, был принят ряд законодательных актов, провозглашавших политические свободы: слова, печати, собраний, демонстраций и т. Было разработано «Положение о выборах в Учредительное собрание», в основу которого были положены принципы всеобщего равного и тайного голосования. В связи с необходимостью достижения единообразия и совершенствования деятельности местных органов власти в новых условиях в мае 1917 г. Непоследовательность правовой политики Временного правительства хорошо иллюстрирует сначала отмена 12 марта 1917 г. В начале июля 1917 г. В соответствии с этими дополнениями к ответственности могли быть привлечены не только лица, виновные в попытке свержения верховной власти, но и те, кто препятствовал ее осуществлению. Согласно данной формулировке, можно было инкриминировать участие в уголовном преступлении практически каждому демонстранту. Кроме того, 19 июля 1917 г. Временное правительство приняло правовой акт, в соответствии с которым устанавливалась уголовная ответственность за забастовки на железнодорожном транспорте, а 4 августа — закон, согласно которому существенно усиливалась уголовная ответственность за попытки насильственного свержения Временного правительства. В целом изменения в правовой системе России, последовавшие после Февральской революции 1917 г. Временное правительство вынуждено было санкционировать фактически завоеванные народными массами в ходе революции демократически права и свободы , а также внести соответствующие изменения в законодательные акты о местных органах власти и управления. Таким образом, важнейшим результатом Февральской революции 1917 г. Однако Временному правительству не удалось решить основные задачи, поставленные буржуазно-демократической революцией. Произошло дальнейшее углубление кризиса в политической, экономической и социальной сферах общества , что в конечном итоге привело к новой революции. Период между Февральской и Октябрьской революциями логически подразделяется на два этапа, характеризовавших особенности государственного устройства: 1 двоевластие март — начало июля 1917 г. Первый этап характеризовался тем, что в стране существовало двоевластие, в условиях которого Временному правительству приходилось согласовывать практически все свои решения с Исполкомом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, обладавшим широкой поддержкой народных масс. Временное правительство стремилось адаптировать прежний государственный аппарат к новым условиям, упраздняя при этом ряд старых учреждений и создавая новые структуры. На втором этапе было установлено единовластие Временного правительства. Были проведены выборы в органы местного самоуправления , принесшие победу меньшевикам и эсерам. Попытка усиления режима личной власти председателя Временного правительства А. Керенского, а также провозглашение 1 сентября 1917 г. Осенью 1917 г. В сфере права существенных изменений не было.

Чхеидзе, который может рассматриваться как представительный орган. Временное правительство готовило выборы Учредительного собрания, назначенные на сентябрь, реформу местного самоуправления и земельную реформу. Оно рассматривало себя в качестве временной власти и поэтому не считало возможным начинать коренные преобразования. Совет провел в июне 1917 г. В течение 1917 года, от весны к осени, наметились такие тенденции в развитии двоевластия. Временное правительство постепенно левело. Весьма серьезные и имевшие далеко идущие последствия изменения происходили и в Петроградском Совете. Совет постепенно прибирали к своим рукам большевики. Изменения в госаппарате. Более того, по ходу развития событий от февраля к октябрю, были созданы 4 новых министерства, которые заменяли утратившие значение прежние органы управления. Но уже в мае оказалась распущенной назначаемая часть членов Госсовета, а в октябре была упразднена и выборная часть. Вряд ли можно оценить положительно это одно из коренных нововведений Временного правительства. Они создавали новые предприятия фабрично-заводские, торговые, кредитные и рабочие места, используя средства земских собраний, частные пожертвования, собственные доходы. В мае 1917 г. Старая судебная система в основном удовлетворяла новое буржуазное правительство и почти не была подвергнута реорганизации.

Во-первых, финансовая система страны после окончания Крымской войны находилась в плачевном состоянии. Во-вторых, планировавшиеся реформы требовали серьёзных денежных вложений. Проект преобразований был подготовлен статс-секретарём, экономистом по образованию Валерианом Алексеевичем Татариновым. Валериан Алексеевич Татаринов, государственный контролёр России в 1864—1871 гг. Мюнстер В 1860 г. Государственный коммерческий банк был преобразован в Государственный банк Российской империи. Он стал единым финансовым центром, который на льготных условиях кредитовал развитие промышленности и сельского хозяйства. Был создан также орган, который осуществлял все расчёты, связанные с проведением выкупных операций, — Главное выкупное учреждение при Министерстве финансов. В 1862 г. Министерство финансов стало единственным органом, который отвечал за доходную и расходную части государственного бюджета. До этого министерства самостоятельно и почти безотчётно распоряжались денежными средствами, которые зачастую просто «терялись». Бюджет утверждался Государственным советом, для контроля деятельности Министерства финансов было создано Государственное контрольное управление. Министерство должно было ежегодно публиковать подробные отчёты о доходах и расходах бюджета. В 1864 г. Они были независимы от местной администрации и следили за правильностью и эффективностью расходования денежных средств. Важным направлением финансовых реформ была отмена системы откупов. До этого сбор косвенных налогов находился в руках частных лиц — откупщиков. Они выкупали у государства право сбора налогов, и в бюджет приходило значительно меньше средств, чем собиралось с населения. Так, в середине XIX в. Ежегодно они платили в казну около 100 млн рублей, но их личный доход был почти в пять раз выше. Вместо откупов вводилась акцизная система. Теперь производители оплачивали патенты разрешение на право производства подакцизных товаров — преимущественно речь шла об алкогольных напитках — и акцизы налоги на их продажу. Это значительно увеличило доходы казны. Словами источника Из воспоминаний акцизного управляющего Курской губернии Б. Конечно, откупщик платил несравненно щедрее, чем правительство, например: винные пристава, поставленные правительством для охраны интересов казны, получали казённого содержания 114 р. Одному Богу известно, сколькими слезами и человеческими жертвами окуплены те многие миллионы, которые были добыты откупщиками с русского народа». Задания Какие проблемы, согласно документу, создавала откупная система? Предположите, с какими трудностями столкнулась замена откупов акцизами. В 1862—1863 гг. В стране вводились в обращение золотые монеты, которые должны были свободно меняться на бумажные рубли и обратно. Но это решение оказалось провальным, так как золотого запаса государства не хватило для покрытия всей денежной массы. Эта идея была осуществлена только через 30 лет. Реформы в системе образования Реформы в сфере образования были вызваны несоответствием уровня образованности населения и растущими потребностями в квалифицированных кадрах в самых разных сферах. Студенчество и передовая часть университетских преподавателей проявляли недовольство жёсткими рамками развития высшей школы, установленными в правление Николая I. В России практически отсутствовала система государственного женского образования. Новый Университетский устав В июне 1863 г. Александр Васильевич Головнин, который был в то время министром народного просвещения, подошёл к его созданию очень основательно. Проект устава обсуждался в университетской среде, был переведён на европейские языки и отправлен на экспертизу видным учёным Великобритании, Бельгии, Германии, Франции. Для детального знакомства с университетскими порядками за границу была командирована специальная делегация во главе с профессором К. В итоге российские университеты получили гораздо больше самостоятельности в управлении своими делами. Ректор, деканы факультетов и профессора избирались университетским советом или собранием факультета. Руководство университета принимало решения о приёме и увольнении преподавателей, утверждало программу обучения, учебные планы и решало все финансовые вопросы. Императорский Новороссийский университет, открытый в Одессе на базе Ришельевского лицея в 1865 г. Фотография неизвестного автора Поступать в университеты могли молодые люди старше 17 лет после окончания гимназии, другого среднего или высшего учебного заведения. Был предусмотрен ряд мер для стимулирования студентов, отличившихся усердием в учёбе или участвовавших в научной деятельности. Однако создавать студенческие организации в стенах университета было запрещено. В последние годы правления Александра II был введён полицейский контроль в вузах и ограничено принятие в них «лиц, материально не обеспеченных». Реформа начальной и средней школы В ноябре 1864 г. Он вводил принцип всесословности образования, при приёме в учебные заведения не должно было учитываться звание и вероисповедание учащихся. К обучению допускались дети не моложе 10 лет, умеющие писать и читать по-русски, знающие начала арифметики — сложение, вычитание, таблицу умножения, а также главные молитвы. Мужские гимназии — основной тип государственных средних учебных заведений — делились на два типа: классические и реальные. По уставу 1864 г. Словами источника Из Устава гимназий и прогимназий 1864 г. Учебный курс классических гимназий составляют следующие предметы: 1 закон Божий, 2 русский язык с церковно-славянским и словесность, 3 и 4 латинский и греческий языки, 5 математика, 6 и 7 физика и космография, 8 история, 9 география, 10 естественная история краткое наглядное объяснение трёх царств природы , 11 и 12 немецкий и французский языки, и 13 чистописание, рисование и черчение. В реальных гимназиях преподаются: а в одинаковом объёме с классическими: 1 закон Божий, 2 русский язык с церковно-славянским и словесность, 3 история, 4 география, и 5 чистописание; б в большом объёме сравнительно с классическими: 6 математика, 7 естественная история с присоединением к ней химии, 8 и 9 физика и космография, 10 и 11 немецкий и французский языки оба обязательно , и 12 рисование и черчение; в вовсе не преподаются: латинский и греческий языки. В гимназиях и классических и реальных сообщается ученикам высшего класса перед выпуском директором, или, по его выбору, инспектором или одним из учителей, в кратком изложении по особо составленному по распоряжению Министерства народного просвещения учебнику или руководству понятие о нашем государственном устройстве, об основных законах империи, касающихся верховной власти, о значении разных присутственных мест и о главных законах гражданских и уголовных». Задания Чем различались учебные программы классических и реальных гимназий? Сравните учебные планы гимназий XIX в. Свернуть В городах, где не были открыты гимназии, могли создаваться прогимназии. Они тоже разделялись на классические и реальные. Учащиеся прогимназий проходили программу четырёх младших классов гимназий. В 1871 г. Толстой разработал новый, гораздо более консервативный гимназический устав, одобренный Александром II. Дмитрий Андреевич Толстой, обер-прокурор Синода, министр народного просвещения Российской империи в 1866—1880 гг. Фотография неизвестного автора По новому уставу гимназия стала единственным средним учебным заведением, выпускники которого, успешно сдав экзамены на аттестат зрелости, допускались к поступлению в университет. Основными предметами в учебном курсе гимназий теперь были древние языки и математика. Срок обучения увеличивался до девяти лет. Новый устав практически уничтожал и так ограниченную свободу преподавания: учителя должны были строго придерживаться учебных программ, которые были дополнены указаниями, в каком духе нужно объяснять каждую тему. Для надзора за воспитанием гимназистов вводились должности инспекторов и классных наставников. Они следили за поведением учащихся не только во время занятий, но и вне стен учебного заведения. Реальные гимназии превращались в реальные училища, которые, по мнению Д. Толстого, должны были готовить учащихся «к поступлению прямо на практическое поприще». Срок обучения в них сокращался до шести лет. Пятые и шестые классы должны были иметь отделения, соответствующие специализации местного хозяйства: технические с преобладанием механики, технические с преобладанием химии, горнозаводские, сельскохозяйственные, коммерческие или агрономические. То есть реальные училища превращались из средних общеобразовательных учреждений в специализированные профессиональные школы. Их выпускники могли продолжить образование в технических, медицинских или сельскохозяйственных институтах. В июле 1864 г. Оно становилось главным типом государственного начального образования. К ним относились также земские ведомственные и частные, а также церковно-приходские и воскресные школы. Максимальный срок обучения в народных училищах составлял три года. В учебную программу входили: «а Закон Божий краткий катехизис и священная история; б чтение по книгам гражданской и церковной печати; в письмо; г первые четыре действия арифметики и д церковное пение там, где преподавание его будет возможно». Развитие женского образования До середины XIX в. Основное внимание в них уделялось не столько изучению наук, сколько нравственному воспитанию и подготовке к семейной жизни. В начальные школы принимались дети обоего пола, но обучение девочек в «публичных» школах считалось не совсем приличным. С 1856 г. Через два года начали появляться шестиклассные и трёхклассные женские училища. В 1870 г. Продолжительность обучения в них увеличилась до семи лет. Разрешалось также создавать восьмой, педагогический, класс, после окончания которого девушки получали право работать домашними наставницами и учительницами в народных училищах и женских прогимназиях. В гимназии принимались девочки от 9 до 12 лет по результатам вступительного экзамена. Обязательными предметами были Закон Божий, русский язык грамматика вместе с важнейшими произведениями словесности , арифметика, основания геометрии, география, история, главнейшие понятия из естественной истории и физики, домашнее хозяйство и гигиена, чистописание, рукоделие. К необязательным относились французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. За обучение необязательным предметам родители вносили дополнительную плату. За дисциплиной в гимназии и за её пределами следили классные дамы. Ученицам, например, запрещалось посещать кинематограф, театры и другие развлекательные мероприятия.

Российский суд в феврале-октябре 1917 г.

  • Государство и право России после февральской буржуазно-демократической революции
  • Становление и развитие судов в послеоктябрьский период
  • ПРОСЛЕДИТЕ СТАНОВЛЕНИЕСОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917
  • 64. Основные этапы эволюции российской судебной системы в 1917—88 гг.
  • Изменения судебных органов

64. Основные этапы эволюции российской судебной системы в 1917—88 гг.

Кандидаты на должность народных судей должны были отвечать достаточно жестким требованиям, установленным ст. Во-первых, кандидаты на должность народного судьи должны быть наделены правом быть избранными и избирать в Советы. Во-вторых, кандидату необходимо было иметь не менее 2-х лет ответственной политической работы в партийных рабочих организациях, рабоче-крестьянских общественных или профессиональных организациях или не менее 3-х лет стажа работы в органах советской юстиции, при этом должность должна была быть не ниже народного следователя. Народные заседатели избирались на общих собраниях на заводах, фабриках, в различных учреждениях, воинских частях, на крестьянских собраниях [9]. Функции народных заседателей, выбранными лицами, выполнялись шесть дней в году, при этом за рабочими и служащими сохранялась их заработная плата, для лиц, которые получали средства к существованию от сельского труда, а также домашнего ремесла, предусматривалась выплата суточных. В соответствии со ст. Губернский суд являлся судом первой инстанции по делам, которые были отнесены к его ведению, а также кассационной инстанцией для народных судов. Кроме того губернский суд наделялся полномочиями в области надзора за мировыми судами и функциями судебного управления. Губернский суд включал в себя два отдела: гражданский и уголовный.

Отделы, в свою очередь, делились на отделения: судебное и кассационное. Решение вопросов, относящихся к сфере судебного управления, относились к компетенции Пленума губернского суда. Губернские суды функционировали в составе председателя, заместителей председателя, членов суда, народных заседателей губернского суда ст. То есть, предъявлялись требования к опыту работы в судебной системе.

Причины введения судебной реформы Среди причин введения реформ были следующие: Суды были зависимы от административных учреждений, поэтому дела могли рассматриваться в течение нескольких лет.

Не существовало адвокатов, поэтому подсудимые не могли обжаловать приговор. Подозреваемых часто заставляли признаться в преступлении путем пыток или угроз. Суд проходил без подсудимых, так как важным считалось только наличие документов по делу. Преимущества и недостатки Среди плюсов реформы можно отметить: Гласность и независимость суда от администрации. Адвокатура, возможность граждан отстаивать свои права.

Иерархия судов, быстрое решение дел. Уравнивание всех сословий в правах за счет мнения присяжных. Среди минусов преобразований выделяют: Финансирование за счет налогов с населения. Сохранение пережитков прошлого волостных судов для крестьян. Голос помещиков имел большее значение, чем голос крестьян.

Последствия судебной реформы для государства Судебная реформа, которую провел Александр II, стала основой для современной системы судопроизводства в России.

Закон от 30 мая 1917 г. В каждый уезд назначался административный судья. В губернских и областных городах при окружных судах были созданы особые административные отделения, а в Сенате высшей инстанцией для административных судов стал I департамент. Административные судьи рассматривали конфликты между государственными органами, комиссарами правительства и общественными учреждениями городского и земского самоуправления, военно-промышленными комитетами и т.

Законом от 7 сентября 1917 г. Временное правительство развито достаточно бурную деятельность в области нормотворчества. Свидетельством тому являются многотомные издания собраний узаконений и распоряжений правительства. Деятельность в области законотворчества развертывалась по трем главным направлениям. Во-первых, законодательное оформление слома некоторых органов старого государственного аппарата, а именно: уничтожение или замена наиболее одиозных институтов — полиции, жандармерии, прокуратуры.

Во-вторых, законодательное оформление новых органов государственной и общественной власти: создание временных судов, института уездных и губернских комиссаров, комитетов общественных организаций.

Керенского выразилась в создании органов, не свойственных Министерству юстиции, например, контрразведывательного отдела по борьбе с попытками реставрации старого строя и шпионажем в пользу воюющих с Россией государств. Деятельность министерства была достаточно многогранной и определялась принципами, сложившимися под влиянием как представлений о новом типе государства у лидеров правительства, так и в результате давления общественно-политических сил. В главе раскрывается структура центрального аппарата министерства, который состоял из подразделений: Главного тюремного управления в дальнейшем реорганизованного в Главное управление мест заключения , первого и второго департаментов. Главного управления межевой частью, канцелярии. В ведомстве министерства была Сенатская типография. По инициативе А. Керенского постановлением Временного правительства при министерстве было учреждено бюро печати. В диссертации раскрываются компетенция и структура первого и второго департаментов, подчеркиваются изменения, коснувшиеся этих подразделений Министерства юстиции. Вторая глава диссертации Российская юстиция после падения самодержавия посвящена организационно-правовым основам реформирования судебной системы и деятельности Министерства юстиции по обеспечению законодательной базы государства.

Падение самодержавия повлекло за собой фактическое изменение формы государства и поставило вопрос о реформировании органов юстиции, и в частности суда. Анализ деятельности Министерства юстиции опровергает утвердившийся в советской историко-юридической науке и, к сожалению, перешедший в современные учебные издания тезис о стремлении Временного правительства к консервации старой судебной системы. Отрицательная Jа позиция некоторых исследователей по отношению к преобразованиям Министерства юстиции в судебной системе обусловлена, на наш взгляд, особенностями ее формирования в межреволюционный период. По мнению автора, судоустройство исследуемого периода имело ряд отличительных черт. Во-первых, Министерству юстиции досталась в наследство система судебных органов царской России, в том числе и ее отдельные реакционные учреждения, появившиеся в период контрреформ. Во-вторых, в период от февраля до октября 1917г. В научной и учебной историко-юридической литературе не осуществляется подобной градации, поэтому подходы к оценке глубины реформирования судебной системы в межреволюционный период 1917г. Проведенныеаа исследованияаа позволяюта выделитьаа проблему реформирования судебной системы в указанный период. Исаева, Е. Осуществляя реформирование судебной системы, Министерство юстиции опиралось на положения и принципы Судебных уставов 1864 г.

В диссертации дается краткий анализ судебной системы царской России, сформировавшейся в результате осуществления достаточно радикальной судебной реформы 1864г. Однако в период контрреформ реакционным изменениям подверглась и судебная система. Введение земских начальников, практически повсеместное упразднение мирового суда, изменение уголовно-продессуальногр законодательства и ряд других мероприятий изменили судоустройство и судопроизводство царской России, вызвали ее неприятие и резкую критику со стороны юристов и политических лидеров всех направлений. После февральских событий Министерство юстиции оказалось перед дилеммой: или создавать радикально новую судебную систему, что было невозможно осуществить в короткий период, или преобразовать доставшееся наследие в соответствии с принципами Судебных уставов. Благодаря их введению судебная система пореформенной России находилась на уровне демократических государств того времени. Министерство выбрало второе направление. На наш взгляд, в тех условиях эго был верный путь, но более сложный, так как в обществе преобладали настроения разрушительного радикализма по отношению ко всему, что было связано с павшим режимом. В судебной реформе 1917г. Одним из первых мероприятий министерства стало упразднение верховного уголовного суда, особых присутствий Правительствующего Сената, особых судов с участием сословных представителей судебных палат и окружных судов, осуществленное на основе указа Временного правительства от 4 марта 1917 г. Этим правовым актом ликвидировались наиболее реакционные звенья судебной системы царской России.

Министерством юстиции предполагалось использовать суд присяжных заседателей вместо упраздненного института сословных представителей, но вскоре правительство приостанавливает действие указа от 4 марта 1917 г. Наибольшим преобразованиям подверглась система местных судов. Были окончательно упразднены должности земских начальников и 19 кандидатов на эти должности. Судебные функции земских начальников были переданы временным судам, а административные - уездным комиссарам Временного правительства. Институт земских начальников был введен в период контрреформ и вытеснил мировые судебные установления в сельской местности. Высоко оценивая значение мирового суда. Министерство юстиции способствовало распространению его действия еще на 33 губернии. Был изменен и состав мирового суда. Если ранее мировой судья осуществлял правосудие единолично в своем мировом участке, то теперь в состав суда вводились, помимо участкового и добавочного судьи, два члена мирового суда, а председателем судебного заседания оставался мировой судья. Коллегиальная форма отправления правосудия осуществлялась по подведомственным мировым судьям уголовным и исковым гражданским делам.

Прочие обязанности мировых судей, установленные действующим на тот период законодательством, исполнялись единолично. Изменения коснулись и Правительствующего Сената. Оставаясь высшей кассационной инстанцией, он должен был осуществлять и ряд судебных функций. Постановлением правительства дела о преступлениях по должности, подведомственных упраздненному верховному уголовному суду, передавались в ведение кассационных департаментов Сената. В структуре Сената был учрежден Высший дисциплинарный суд, рассматривавший дела о судьях. В преддверии проведения выборов в Учредительное собрание образовано особое присутствие Сената для разрешения сомнений, возникающих при применении положения о выборах в Учредительное собрание. Реформационная деятельность Министерства юстиции в области судоустройства России не могла не затронуть кадровый вопрос судебного ведомства, остро всгавший в связи с установлением нового государственного строя. В главе раскрываются трудности я пути кадрового обновления судебной системы. Решая эту проблему, Министерство юстиции столкнулось с необходимостью отмены принципа несменяемости судей, что вызвало острые дискуссии среди юристов. Понимая значение принципа несменяемости судей как гаранта независимости суда, известные юристы отстаивали принцип несменяемости судей.

Люблинский, И. Гессен, А. Кони, выступая против отмены судейской несменяемости, подчеркивали: принцип выступает гарантом независимости судей от каких-либо воздействий и давлений сверху. Правоведы, принадлежавшие к крылу левых партий, представители Советов рабочих и солдатских депутатов обосновывали отмену принципа судейской несменяемости необходимостью чистки рядов судейского ведомства. Понимая важность принципа несменяемости судей, предложение об его отмене, даже временно, было отвергнуто большинством участников совещаний в Министерстве юстиции. В диссертации рассматриваются пути решения этой кадровой проблемы. Временным правительством были утверждены разработанные Министерством юстиции новые условия занятия должностей по судебному ведомству. Формирование вертикали власти после Февральской революции происходило в сложных условиях нарастания социальной напряженности и частых правительственных кризисов, как следствие этого - колебания политического курса. С первых дней работы Временного правительства началось формирование местных административных органов, основу которых составили комиссары Временного правительства и комитеты -коллегиальные органы местного представительства, взаимоотношения между которыми не были юридически урегулированы, что явилось одной из важнейших причин создания административной юстиции. В диссертации раскрываются организационно-правовые основы административной юстиции.

Положение о судах по административным делам было утверждено Временньм правительством 30 мая 1917 года. Низшей ступенью становились административные судьи, назначаемые по одному или несколько на уезд. Их статус приравнивался к членам окружных судов. Второй инстанцией были особые административные отделения окружных судов в составе товарища председателя и 3-4 членов. Для кандидатов на должность административных судей, кроме общих требований, предъявляемых к членам окружных судов, обязательным было 21 наличие высшего юридического образования и административной практики: Высшей инстанцией по административным делам являлся Первый департамент Правительствующего Сената, переименованный в Высший административный суд. К компетенции административного суда. Выходящими за рамки реформы судебной системы стали временные суды, созданные по приказу А. В главе раскрывается структура и особенности функционирования временных судов. Негативно влияло на общественно-политическую обстановку многовластие в судебной сфере. В Петрограде, Москве и других городах организовывались так называемые революционные суды.

Они имели различные названия: межпартийный совестный суд в Москве, судебное присутствие во Владимире, судебно-следственная комиссия в Туле, международныйаа судаа ваа Екатеринославле. Не являясь правомочными органами судебной власти, такие судебные учреждения применяли наказания: порицание с опубликованием в печати и с сообщением по месту службы; порицание и выражение гражданского недоверия; арест до трех месяцев; лишение активного и пассивного избирательного права в Учредительное собрание и органы местного самоуправления. В диссертации рассматривается деятельность одной из таких несанкционированных организаций Ч комиссии по обеспечению нового строя и межпартийного совестного суда. Такое многовластие в судебной сфере вызывало озабоченность у официальных властей, что было отражено в ряде правовых актов. Сложность обстановки, необходимость обеспечения правовой основы формирующейсяа демократическойа властиа потребовалиа нарядуа с повседневной работой подразделений Министерства юстиции организации различных комиссий и особых совещаний. В главе раскрывается деятельность комиссии по восстановлению основных положений Судебных уставов и согласования их с происшедшей переменой в государственном устройстве. Важность работы комиссии была обусловлена целями судебной реформы. Защите прав и свобод граждан было посвящено особое совещание по разработке законопроекта о неприкосновенности личности, жилища и тайны корреспонденции. В рамках либеральной реформы Министерством юстиции были разработаны и реализованы законы, снимающие ограничения в юридической деятельности для женщин и граждан по религиозному признаку. Такима образом,а деятельностьаа Министерстваа юстицииа по реформированию судебной системы была обусловлена как потребностями нового строя, так и значительным влиянием общественно-политической обстановки.

Третья глава Роль Министерства юстиции в преобразовании пенитенциарной системы раскрывает влияние февральских событий на положение мест лишения свободы, определяет сущность преобразований, проведенных Главным управлением мест заключения Министерства юстиции в пенитенциарной системе.

Этапы становления и развития советской судебной системы (1917–1985 годы)

 После Октябрьской революции 1917 года, старый государственный аппарат Российской империи был сломлен. В стране, провозгласившей «Власть советов», решалась задача ликвидации старой судебной системы и создания революционного пролетарского суда. С учетом этого полезными будут работы Н. П. Ерошкина об истории государственных учреждений дореволюционной России (до 1917 г.)6, Т. П. Кор-жихиной — об органах власти советского периода7. Наркомат юстиции РСФСР осуществлял общее руководство судебными учреждениями республики, их инструктирование, а также разрабатывал основные направления судебной политики. B 1934 г. была значительно расширена подсудность областных (краевых) судов. Февральская революция 1917 г. не внесла значительных изменений в существующую на тот момент судебную систему, хотя уже 3 марта 1917 г., в первый день работы Временного правительства, А. закон о судебной системе), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Устав уголовного судопроизводства и Устав гражданского судопроизводства.

Судебные реформы в России, или Суд скорый, правый, милостивый и равный для всех

Уставные грамоты, их содержание, действие по времени, кругу лиц и территории 24. Органы суда по судебникам 1497 г. Система губных учреждений 27. Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты 28.

Органы сословного представительства, их компетенция и соотношение с самодержавной властью 29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии 30. Реформы Ивана Грозного 31.

Причины и этапы закрепощения крестьян 32. Общая характеристика соборного уложения 1649 г 33. Формы землевладения по соборному уложению 1649 г 34.

Публичное и уголовное право по соборному уложению 1649 г 35. История кодификации в России 36. Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности 37.

Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого 38. Жалованная грамота дворянству 1785 г. Жалованная грамота городам 1785 г 39.

Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии 40. Военная реформа Петра I 44. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г 45.

Правовое положение Польши в составе Российской империи. Гражданское право по своду законов 1833 г 47. Предпосылки буржуазных реформ XIX в 49.

Крестьянская реформа 1861 г 50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г 51.

Учреждение судебных установлений 1864 г 53.

Но уже в мае оказалась распущенной назначаемая часть членов Госсовета, а в октябре была упразднена и выборная часть. С рос пуском в октябре Госдумы остатки высших органов старой власти окон чательно ушли в прошлое. Поскольку с увольнением губернаторов институт губернаторства ока зался упраздненным, вместо них на местах стали действовать правитель ственные комиссары или уполномоченные Временного правительства, наде ленные особой властью для реализации его указаний и проведения на мес тах новой политики. Как правило, их брали на местах, из председателей земских управ и других, не игравших ранее заметной роли администрато ров. Население, привыкшее уже к определенному порядку вещей, относи лось к ним с недоверием. В противовес государственной администрации Временное правитель ство было намерено поднять роль органов местного самоуправления. По этому старые органы, земские управы и городские думы, были не только сохранены, но получили более широкую компетенцию. Земствам, к при меру, была поручена борьба с безработицей, дороговизной. Они стали заниматься охраной труда, созданием бирж труда, общественных мастер ских, оказывать населению юридическую помощь, бороться с незаконной торговлей спиртом и пр.

Однако все их действия контролировал губерн ский комиссар Временного правительства. Особую активность развернули в это время Всероссийский земский союз, возглавлявший земские учреждения, и Совет дум, руководивший деятель ностью городских дум и управ. Они создавали новые предприятия фабрично-заводские, торговые, кредитные и рабочие места, используя средства земских собраний, частные пожертвования, собственные доходы. В мае 1917 г. Гласные волостных земств были избраны на 3 года и работали безвоз мездно. Занимаясь повинностями, займами, разного рода сборами, осуще ствляя пожарные, коммунальные, санитарные мероприятия, волостные земства быстро превратились в едва ли не самую главную ячейку земского самоуправления. Старая судебная система в основном удовлетворяла новое буржуазное правительство и почти не была подвергнута реорганизации. Все судебные органы, введенные реформой 1864г. Мировые суды даже несколько расширили свою компетенцию. Но были упразднены особые суды: Особое присутствие Сената дела по политическим преступлениям , институт сословных представителей в судебной палате в связи с необхо димостью окончательного упразднения сословных перегородок , Верховный уголовный суд как высшая судебная инстанция по государственным преступлениям.

Суды военные сохранились, но в их заседаниях стали участвовать представители солдат и офицеров. С марта на местах стали действовать временные суды в составе мирового и двух заседателей из рабочих и кре стьян. В этом и заключались главные нововведения в судебной системе, значение которых исследователям ещё предстоит оценить. Необходимо подчеркнуть также, что в результате проведенных преоб разований государственной системы, всех перечисленных упразднений, увольнений, реорганизаций, было сохранено все прежнее среднее звено аппаратов государственного управления. Именно благодаря этому обстоя тельству государство не развалилось окончательно, а продолжало функ ционировать. Хотя новая власть, занятая политикой, обращала мало вни мания на его нужды. Итак, посмотрим, как складывалась политико-правовая ситуация в Рос сии после проведенных в результате февральской революции преобразо ваний, завершившаяся событиями октября 1917 г. Новая власть провозгласила демократию, все политические и гра жданские свободы: слова, митингов, собраний, демонстраций, шествий. Объявлялась свобода политических партий, общественных, поли тических, профсоюзных и других организаций. Провозглашалось равенство всех граждан, независимо от нацио нальности и вероисповедания.

За ней последовала общеуголовная амнистия 17 марта и на свободу были выпущены из тю рем уголовные элементы.

Кроме того губернский суд наделялся полномочиями в области надзора за мировыми судами и функциями судебного управления. Губернский суд включал в себя два отдела: гражданский и уголовный. Отделы, в свою очередь, делились на отделения: судебное и кассационное. Решение вопросов, относящихся к сфере судебного управления, относились к компетенции Пленума губернского суда. Губернские суды функционировали в составе председателя, заместителей председателя, членов суда, народных заседателей губернского суда ст. То есть, предъявлялись требования к опыту работы в судебной системе.

Формировался губернский суд следующим образом: постоянный состав избирался губернским исполнительным комитетом сроком на один год дальнейшее переизбрание не запрещалось , после чего утверждался Народным Комиссаром юстиции ст. В таком же порядке осуществлялся досрочный отзыв членов губернского суда, исключения составляли случаи отстранения в судебном порядке или в порядке дисциплинарного производства. В работе губернских судов принимали участие и народные заседатели, которые избирались из списка, подготовленного специальной комиссией, в качестве требования для народных заседателей устанавливалось — не менее 2 лет стажа работы в общественных или профессиональных организациях. Статья 5 Положения к полномочиям Верховного Суда РСФСР отнесла: контроль за нижестоящими судебными учреждениями; рассмотрение в порядке кассации решений губернских судов, а также в порядке надзора судебных решений всех судебных учреждений республики; рассмотрение в качестве суда первой инстанции наиболее важных для государства дел по специально установленной подсудности дел только Верховному Суду РСФСР. Однако советский законодатель предусмотрел временное действие специальных судов. Так, ст. Специальные суды учреждались с целью рассмотрения дел особой сложности, которые требовали специальной подготовки судей.

Они имели право направлять подразделения милиции в другие города и уезды для борьбы с революционными выступлениями. Тем не менее в некоторых городах и уездах продолжали действовать стихийно сформированные во время революции и не подчинявшиеся Временному правительству отряды рабочей и крестьянской милиции. Временное правительство уделило значительное внимание реорганизации органов местного самоуправления. Были упразднены должности генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников, становых приставов и земских начальников. Их полномочия передавались губернским, городским и уездным комиссарам, которых назначало Временное правительство. Однако отношения комиссаров Временного правительства с местными органами власти не сложились, так как и те и другие претендовали на доминирование в системе органов местного самоуправления. Поэтому начался стихийный процесс замены комиссаров, выражавших интересы крупной буржуазии, представителями мелкой буржуазии. Особое совещание по подготовке реформ местного управления и самоуправления подготовило новый проект «Временного положения о земских учреждениях», который был утвержден в мае 1917 г. В нем компетенция земских органов самоуправления существенно расширялась по сравнению с прежним «Городовым положением» 1890 г. В частности, вводились земские органы самоуправления в северных губерниях, Средней Азии и Сибири, которые были лишены права создавать их в предшествовавший период.

В целом общее руководство и контроль за деятельностью земских органов самоуправления осуществлял Всероссийский земский союз, а за деятельностью городских дум и городских управ — Совет дум. В то же время еще в марте 1917 г. Временное правительство приняло решение, в соответствии с которым руководство комитетами общественной безопасности должны были осуществлять губернские исполнительные комитеты. В апреле 1917 г. Временное правительство в целях усиления контроля за деятельностью стихийно возникших комитетов общественной безопасности и других местных учреждений прекратило финансирование тех органов местного самоуправления, которые были сформированы не по решению правительства и оказались под большим влиянием Советов рабочих и солдатских депутатов. Временное правительство утвердило закон «О волостном земстве», предписывавший ликвидацию других волостных органов управления, деятельность которых не предусматривалась в данном правовом акте. Исполнительным органом волостного земского учреждения становилась вместо действовавших ранее волостных правлений и старшин волостная управа. К ее ведению относились следующие вопросы: информирование населения о вводившихся в действие законодательных актах, выдача видов на жительство, обеспечение выполнения населением воинской повинности и т. Временное правительство для того, чтобы добиться единообразия и избавиться от не подконтрольных ему комитетов общественной безопасности, и снизить влияние Советов провело в июле-августе 1917 г. В целом аппараты управления местных органах власти состояли в основном из чиновников, которые работали еще в прежних учреждениях царской России.

Кроме того, буржуазным партиям удалось включить в местные органы власти и управления значительную группу своих представителей. К концу августа 1917 г. Однако реальная власть на местах уже практически полностью принадлежала Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в которых стали в основном доминировать большевики. Политический кризис в начале июля 1917г. Он вместе с мятежом генерала Л. Корнилова 25—30 августа , несомненно, способствовал усилению личной власти председателя Временного правительства А. К началу сентября 1917 г. Временное правительство уже не могло осуществлять контроль над большей частью своей территории. На окраинах страны начали формироваться казачьи, националистические и другие правительства. Так, стали возникать буржуазные правительства Астрахани, Закавказья, Дона, Кубани, Терека, Украины, Урала, областная Дума Сибири и другие, стремившиеся добиться выхода из состава России.

Россия была провозглашена республикой.

68. Советская судебная система 1917–1918 гг

Согласно положению о судоустройстве РСФСР 1922 года основным звеном судебной системы был народный суд, разбиравший основную массу гражданских и уголовных дел. Никитаев Дмитрий Михайлович Влияние революционных событий 1917 года на правовое закрепление права на свободу совести в России. Основская Анастасия Валерьевна Сравнение правового положения старообрядцев до революционных со-бытий 1917 года и после. Первый советский уголовный кодекс был принят ВЦИК 26 мая 1922 г. и вступил в действие в июне 1922 г. Уголовный кодекс основывался на действовавших законах, сложившихся за предыдущие годы в советской судебной практике. Сыграло стимулирующую роль и Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., которым одобрялся документ, названный Концепцией судебной реформы в РСФСР, и устанавливались Основные направления судебной реформы на ближайшее время.

Земская реформа

  • Общая характеристика и модели судебного управления в РСФСР (1917-1998 гг.)
  • Судебные преобразования в России в 1917–1922 гг
  • Советская адвокатура
  • Судебные реформы: история / / Независимая газета

Государство и право России после февральской буржуазно-демократической революции

На базе «Основных положений» были созданы Учреждение судебных установлений (в нашем понимании — закон о судебной системе), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Устав уголовного судопроизводства и Устав гражданского судопроизводства. Правовой хаос — вот картнна первых исдсль послс октября 1917 г. Самосуд — исконная форма расправы иад лицами, посягнувшими на личные и имущественные права. — стад в этот период обычным явлением. Декрет о суде № I предусматривал две формы судебной организации. Декретом о суде №1 от 24 ноября 1917г. социалистическая революция упразднила все судебные учреждения российского буржуазного государства, наряду с ними – присяжную и частную адвокатуру. Этим же декретом были созданы советские суды. После февр революции полиция была реорганизована в милицию, подчиненную местным органам самоуправления. «Милиция есть внеклассовый орган, стоящий вне полит партий. Никитаев Дмитрий Михайлович Влияние революционных событий 1917 года на правовое закрепление права на свободу совести в России. Основская Анастасия Валерьевна Сравнение правового положения старообрядцев до революционных со-бытий 1917 года и после. Заложенные в Судебнике 1497 г. тенденции государственного управления и судопроизводства были развиты в Судебнике Ивана IV 1550 г. Он был утвержден во время масштабных реформ Ивана IV и служил правовой основой их проведения в 50-х г. XVI в. Появление нового.

Судебная система 1917-22 гг.

Уважаемые коллеги, завершая, хочу напомнить, что Александр II провёл свои реформы после того, как вернулся из Крыма, и именно вдохновлённый его впечатляющей атмосферой, он пошёл на эти сози-дательные исторические реформы. Наркомат юстиции РСФСР осуществлял общее руководство судебными учреждениями республики, их инструктирование, а также разрабатывал основные направления судебной политики. B 1934 г. была значительно расширена подсудность областных (краевых) судов. с распадом СССР. Судебная система Основы судебной системы были заложены в 1958 г. при установлении режима Пятой республики, когда правительство на основе переходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР в 1917–1936 гг. НКЮ – Наркомюст, Народный комиссариат юстиции, в РСФСР учрежден в 1917 г. — Сейчас говорят, что 20 ноября по юлианскому календарю и 2 декабря по григорианскому календарю исполнится 150 лет Судебной реформе. Но в этой фразе — миф. Во-первых, Судебная реформа долго готовилась.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий