Мтк север юг новости

Участие Грузии в коридоре "Север-Юг" не устраивает США, Евросоюз, и даже отчасти Турцию и Азербайджан, считает Рцхиладзе 23.06.2023, Sputnik Грузия. ВТБ создал компанию для подготовки предложений по развитию международного транспортного коридора (МТК) "Север-Юг", которая будет собирать и анализировать информацию по вопросам обеспечения бесперебойного грузооборота, сообщили РИА Новости в пресс-службе банка. МТК «Север – Юг» состоит из трех маршрутов. Первый по железной дороге проходит по западному берегу Каспийского моря, затем через Азербайджан и Иран с выходом к портам Персидского залива.

KAZANFORUM 2023. МТК "Север – Юг". Россия – Восток: логистика, импорт, экспорт

Поезд, состоящий из 32 контейнеров, проследовал по маршруту Хельсинки—Мумбаи, пересекая границы 4-х государств, с использованием железнодорожного, автомобильного и морского видов транспорта. Путь от Хельсинки до иранского порта Бендер-Аббас груз преодолел за 10 суток, что, безусловно, послужило демонстрацией работоспособности коридора. Её суда успешно завершили прохождение по пробному маршруту и начали регулярный транзит товаров из Индии в Россию и обратно. В IRISL заявили, что в ближайшем будущем они увеличат количество перевозимых контейнеров и построят дополнительные суда для доставки грузов в Каспийском море. Чехов в Иран. Затем груз будет доставлен морем в Индию. Однако после 24 февраля в новых геополитических обстоятельствах, в условиях жесточайших антироссийских санкций коридор «Север-Юг» приобрёл новое особое значение. Эксперт по морским перевозкам Михаил Войтенко заявил: «Ситуация с российским судоходством складывается очень серьезная. Ничего подобного никогда в истории мирового судоходства не было.

Это не санкции, это полноценная морская блокада». Как считает М. Войтенко, самый серьезный удар на сегодня — это отключение электронных систем навигации судов российских судовладельцев от обновлений, от корректуры электронных навигационных карт. По ныне действующим международным правилам, судно, на котором не обновляются электронные карты, считается не мореходным и даже может быть задержано. В контексте санкционного закрытия Европы, да по большому счёту и мирового океана, МТК «Север-Юг» может укрепиться в роли основного маршрута транспортировки товаров в и из РФ, что является выгодным всем участникам. Позитивным является и то, что основные страны, объединенные проектом «Север-Юг», не поддерживают в полной мере западные антироссийские меры. Это Иран, становящийся крупнейшим транспортным хабом не только региона, но и мира. Отметим, Тегеран и Москва уже скрепили подписями транзитный контракт, подразумевающий транспортировку 10 млн.

Помимо этого не стоит забывать и многие страны Юго-Восточной Азии, готовые даже в этих санкционных условиях развивать торговлю с Россией. Как отметил Игорь Гоц, управляющий директор ассоциации «Афанасий Никитин», МТК «Север-Юг» «один из немногих выходов на глобальные морские коммуникации и один из немногих выходов на глобальный рынок, оставшихся в распоряжении нашей страны на сегодняшний день. Это большой вызов, потому что, несмотря на достаточно продолжительный срок, в течении которого коридор «Север-Юг» фигурирует в медийной сфере, в сфере реальной инфраструктурной модернизации сделано пока, к сожалению, не так много, и коллеги-логисты об этом постоянно говорят. Ожидания большие, и, как всегда, зима пришла к нам нежданно. Но опыт показывает, что исторически только в таких условиях в нашей стране что-то радикально и кардинально делается». К сожалению, пока МТК так и не начал полноценно функционировать. Чтобы он стал экономически выгодным, нужно решить многие финансовые, технические, логистические и юридические проблемы. Увы, без эффективной работы МТК, десятки млн.

Так, морское плечо Астрахань — Бендер-Энзели обслуживает всего несколько сухогрузов класса «река-море», большая часть которых принадлежит Ирану.

Отмечается, что в ходе видеовстречи стороны обсудили такие вопросы, как уровень сотрудничества Москвы и Тегерана в области инфраструктуры и транспорта, методы преодоления препятствий и повышения уровня сотрудничества, состояние железнодорожных грузопотоков, проблемы автоперевозок. Существуют три маршрута МТК: транскаспийский с использованием железных дорог и портов , а также западный и восточный сухопутные. В мае 2023 года Россия и Иран подписали документы по достройке последнего необходимого участка железной дороги западного маршрута "Север-Юг" - Решт-Астара в Иране.

И, по его словам, готов вкладываться в развитие другой транспортной инфраструктуры, выгодной этому региону. Самым же актуальным аспектом развития Среднего пути сегодня, похоже, стало или может стать строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан и строительство нескольких автомагистралей, которые будут играть неотъемлемую роль в Среднем коридоре. Стоимость проекта оценивается примерно в 5 млрд долл, хотя суммы в последние годы озвучивались разные — от 2 млрд до 8 млрд. Протяженность 454 километра, и призвана она соединить железные дороги Китая и Узбекистана через территорию Киргизии, а далее через Туркменистан, Иран и Турцию выйти на европейскую сеть железных дорог. Лидер Китая Си Цзиньпин 19 мая 2023 года встречался с пятью лидерами Центральной Азии во время саммита Китай — Центральная Азия Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан , где обсуждались вопросы запуска этой железной дороги, которая идет в обход России, но в то же время касается ее через участи задействованных стран, как уже было сказано, в ЕАЭС и ШОС. А если Китай за что-то берется, то обычно доводит дело до конца. Среднеазиатские лидеры сегодня, как кажется, все понимают правильно.

И готовятся получать свою выгоду от развития Среднего коридора. Президент Кыргызстана Садыр Жапаров во время недавнего саммита лидеров региона с товарищем Си озвучил китайскую поговорку: "Хочешь разбогатеть — построй дорогу". По его мнению, драйвер роста экономик Центральной Азии — развитие регионального транзитного, транспортного и логистического потенциала. С ним никто и не спорил. Однако поражает другое — жесткий прагматизм Китая. Он готов обсуждать транспортные коридоры в обход России с кем угодно, если ему это выгодно. Уже состоялись соответствующие встречи глав Турции, Грузии, США, Узбекистана, Туркменистана, Европейского совета с участием китайских представителей по этому вопросу.

А The Wall Street Journal, особо никого не стесняясь, писала, что интерес Белого дома к этому региону обусловлен необходимостью создать альтернативные логистические пути в обход России именно по Среднему коридору. Как и Байден, Шарль Мишель особое внимание уделил важности развития эффективных транспортных коридоров, упомянув ТМТМ или, как он сказал, Транскаспийский мультимодальный коридор как приоритетное направление сотрудничества между Евросоюзом и Средней Азией. Война за логистику на Ближнем Востоке входит в новую стадию И Китай спокойно смотрит на все эти телодвижения Запада, если это не касается его интересов. И перед Россией, как всегда, есть выбор: или пустить все на самотек и выпустить важные логистические маршруты из-под своего контроля и себе в убыток. Или активно участвовать во всех проектах или лично, используя выгодное транспортно-транзитное положение, или через своих партнеров и союзников по другим организациям. Вместе они в ближайшие годы имеют все шансы для слияния с прицелом на расширение минимум на два континента — Евразию и Африку. Реализация же проекта новой железной дороги в рамках Среднего пути с подключением к нему возможностей России через пересечение с транспортным коридором Север — Юг станет также значительным шагом не только по сближению стран и союзов, но и реальному развитию торговли, приносящей прибыль.

А взаимовыгодная прибыль как строительный материал любых двух- и многосторонних союзов, гарантирующих стабильность и развитие, — это один их главных уроков, которые тот же Китай преподает везде. В том числе, не забыл о нем напомнить и чрезмерно политиканствующим западным политикам в Мюнхене 16-18 февраля этого года. И в Москве с ним согласны.

На высоком уровне есть иллюзия, что у коридора есть выбор: тихонько дрейфовать на прежних скоростях или активно рвануть вперёд. На самом деле выбор иной: сценарий тихо дрейфовать априори стал непроходным. Во-первых, изменилась геополитическая ситуация. Теперь по ту сторону санкций мы вместе. Напомню, что мы с 2001 года в этом проекте много раз обещали иранцам и его участникам разное: от постройки железной дороги до кредитования развития. И много раз откатывали назад. Но ситуация изменилась, и если раньше, в условиях санкций исключительно для Ирана, мы могли то ускоряться, то замедляться в значимости от рыночной конъюнктуры, то сейчас, нельзя сослаться на прежние комплаенс в качестве обоснований промедления.

Это уже бесповоротно подорвёт доверие к нам, как к партнёру. Отсутствие доверия перенесётся и в бизнес, где мы получим аналогичный климат — без гарантий», — предупреждает г-жа Никитина. По её словам, сама рыночная конъюнктура спроса на «Север — Юг» неустойчивая, а транспортная инфраструктура проекта не развита, и это будет притягивать естественным путем в проект только мелких пользователей и минимальные инвестиции. При этом и в самом Иране есть противники проекта. Например, прозападная оппозиция исламскому режиму, а также некоторые представители действующей власти, которые не до конца доверяют России в том числе по причинам, которые озвучила г-жа Никитина. Также в стране были и противники конкретно строительства участка Решт — Астара, который должен пройти через несколько охраняемых природных территорий, а также по большому количеству рисовых полей, что приведёт к отчуждению сельхозземель и, как следствие, выплате компенсаций крестьянам. По-видимому, иранским властям всех удалось уговорить, но кто будет всё это оплачивать? Здесь необходимо помнить, что МТК «Север — Юг» является проектом нашего будущего, который надо развивать. Ведь для торговли с Ираном зерном достаточно и того, что есть, а если мы хотим думать о будущем, о конкурентоспособности в Индии, то без зрелой логистики шансов нет. Конечно, каждый крупный логистический проект сразу записывают в «убийцу» Суэцкого канала, но эксперты не устают повторять, что делать это бессмысленно и должны быть другие идеи и установки.

Сейчас это самый дешёвый маршрут, на котором работают крупнейшие суда-контейнеровозы, конкурировать с которыми ни одна железная дорога не в состоянии. МТК в этих условиях представляет интерес прежде всего для наполнения российского рынка и быстрого взаимодействия со странами Ближнего Востока и Средней Азии. Любой подобный коридор создаёт дополнительные возможности развития экономики России, даже если его международное значение будет невелико», — уверен г-н Кульбака.

«Север — Юг» встанет на рельсы. Что даст российскому бизнесу железная дорога от Решта до Астары

В перспективе наиболее привлекательной для перевозчиков с точки зрения сокращения транспортных расходов является западная ветвь МТК «Север — Юг», проходящая по территории Азербайджана. Основная цель развития МТК "Север-Юг" – обслуживание внешней торговли РФ со странами Закавказья, Каспийского региона, государствами Южной Азии и Персидского залива. Единственный маршрут МТК «Север – Юг», который может сравниться с Суэцким каналом по срокам доставки из Индии в Россию, – западный, уточнил он. Здесь транзитное время перевозки – 40 дней. Согласно документу, стороны будут развивать совместный железнодорожный сервис на восточном маршруте международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг. Планируется, что участок Решт-Астара будет введен в эксплуатацию в 2028 году и благодаря ему прирост грузопотока по западной ветке МТК "Север-Юг" составит на первом этапе 15 миллионов тонн в год.

МТК «Север — ​Юг»: от деклараций к действиям

Мощности МТК Север – Юг будут наращиваться совместными усилиями В 2021 году перевозки по МТК «Север ‒ Юг» составили около 15 млн тонн, при этом имеется потенциал двукратного роста к 2030 году2. При этом, по словам главы Минтранса РФ Виталия Савельева, объем перевозок грузов через коридор «Север–Юг» в 2023 году превысит 17 млн т.
ВТБ учредил компанию для подготовки предложений по транспортному коридору "Север - Юг" В горизонте после 2024 года МТМ ЕЗК обеспечит загрузку северной части МТК «Север — Юг», обслуживаемой через порт Санкт-Петербург и другие порты Балтийского бассейна, грузами внешней торговли Республики Казахстан, государств Центральной Азии и Западного Китая.
ВТБ учредил компанию для подготовки предложений по транспортному коридору "Север - Юг" Глобальная Рабочая группа «Восток – Запад». МТК «Север – Юг». По развитию ИТ.

KAZANFORUM 2023. МТК "Север – Юг". Россия – Восток: логистика, импорт, экспорт

В этой транспортной артерии заинтересованы и другие государства. Транспортный коридор состоит из трёх маршрутов: Транскаспийского, Восточного и Западного. Железная дорога Решт — Астара будет частью именно Западного пути. Стоимость строительства оценивается в 1,6 млрд евро. Из них 1,3 млрд планирует предоставить Россия в качестве кредита. Иран будет возвращать эти деньги в течение срока окупаемости проекта.

Чуть больше половины пришлось на Западный путь, ещё около 2 млн тонн было отправлено по Каспийскому морю, остальное — Восточным маршрутом. Для сравнения: 263 млн тонн перевалено в 2022 году через Азово-Черноморский бассейн. На 2027 год запланирован ввод в эксплуатацию нового участка Что могут изменить 162 километра «Именно недостроенная железная дорога от Решта до Астары считается главным инфраструктурным препятствием для увеличения грузопотока на Западном маршруте и развития на нём транзитных перевозок. Сейчас грузы между Рештом и Астарой перевозятся на автомобилях. Это позволит существенно нарастить объёмы и сократить сроки международных перевозок между государствами — членами ЕАЭС и странами Персидского Залива и Южной Азии», — поясняет руководитель центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Александр Забоев.

Кроме того, исчезнет необходимость двойной перегрузки товаров с железнодорожного на автомобильный транспорт, а это существенно улучшит экономику перевозок. Сроки доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург сократятся с 15—24 дней до 10 дней.

Как рассказал «Гудку» заместитель генерального директора АО «KTZ Express» Бахыт Успаев, документ предполагает организацию регулярных перевозок грузов в трёхстороннем и транзитном сообщении, увеличение объёмов международных импортно-экспортных перевозок грузов, развитие сотрудничества, направленного на реализацию потенциала железнодорожного коридора Север — Юг, а также совместное использование транспортно-логистической инфраструктуры. При этом стороны будут внедрять технологические инновации и совместные решения для повышения эффективности маршрута Север — Юг. Напомним, компания «РЖД Логистика» приступила к тестовым перевозкам полносоставных контейнерных поездов из России в Индию по восточной ветке сухопутного коридора Север — Юг с использованием транспортной инфраструктуры России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Индии летом текущего года. Маршрут регулярного поезда проходит от подмосковного города Чехова до иранского порта Бендер-Аббас.

В своем выступлении он уделил особое внимание инвестиционным проектам по развитию коридора, которые в перспективе запланированы на территории различных государств. К наиболее приоритетным из них относятся проекты, реализация которых важна для устранения инфраструктурных барьеров на действующих маршрутах. Проекты предполагают строительство дополнительных железнодорожных участков, вторых путей и электрификацию железнодорожных линий.

Общий объем грузоперевозок по маршруту к 2030 г. По данным РЖД, в феврале 2023 г. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что по МТК «Север — Юг» Россия экспортирует энергоносители, зерно, лесные и строительные грузы, удобрения, а импортирует потребительские товары, продовольствие и технику. Эксперт согласен, что для дальнейшего увеличения объема перевозок нужно модернизировать инфраструктуру на МТК. Латинский из Sota Logistic считает, что нужно разработать дорожную карту, в которой будут зафиксированы сроки исполнения каждого этапа проекта развития МТК странами-участниками. При этом, по его мнению, важно совместное инвестирование всех его участников. Не все участники проекта могут одинаково оценивать приоритетность МТК перед другими проектами. Для России, безусловно, он имеет высокую приоритетность. Комплексно решить проблемы, на наш взгляд, в 2023 г.

ВТБ создал компанию для подготовки предложений по развитию коридора "Север — Юг"

В рамках медиафорума в Астрахани пройдет дискуссионная площадка: «Международный транспортный коридор «Север – Юг». Новые реалии – новые возможности». Это презентация одного из масштабных проектов, который призван изменить транспортные потоки многих стран. С развитием МТК происходит переключение грузопотоков с морского транспорта на железнодорожный, который является экологически чистым видом транспорта для перевозки грузов при расчете объемов выбросов СО2 в граммах на тонно-километр. МТК «Север — Юг» позволяет России выходить к морским портам Ирана и связываться с рынками Пакистана, Индии и Юго-Восточной Азии. Быстрее и выгоднее осуществлять товарооборот по маршруту МТК «Север-Юг», в сравнении с Южным морским путем и другими альтернативными маршрутами, пользуясь услугами формируемого единого сервиса.

Проект МТК «Север – Юг»: проблемы и перспективы

Несмотря на потенциальную привлекательность проекта, до 2022 года в России понимали, что «Север — Юг» требует многих вложений и потому в краткосрочной перспективе является менее привлекательным, считает научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО Адлан Маргоев. Окупаемость инвестиций в него придется измерять пятилетками. Даже если прямо сейчас полным ходом начнется строительство и модернизация железнодорожных путей в Иране, а также портовой инфраструктуры двух стран, то потребуется от 3 до 5 лет, чтобы выйти на качественный рост транзита по этому коридору», — говорит Маргоев. Запрет на экспорт различных категорий российских товаров позволяет также направить освободившиеся ресурсы на развитие инфраструктуры коридора, считает Владимир Цыганов. И тут, как говорится, не было бы счастья, но несчастье помогло. Нам сейчас, например, обрезали экспорт металла в Евросоюз. Вот эти миллионы тонн, которые мы не можем туда поставить, пойдут на дорожное строительство, заказы металлоконструкций, железные дороги, я уж не говорю про заказы на стройматериалы.

В общем, масса отраслей начнет работать», — отмечает Цыганов. Многолетний статус Ирана в качестве страны-изгоя, который долгое время поддерживало и российское руководство, неизбежно оказывает пагубное влияние на бизнес-процессы страны, включая международное сотрудничество. И хотя с точки зрения экономической целесообразности наибольшие надежды возлагаются именно на западную ветвь коридора, перевозчики пока не горят желанием испытать все нюансы путешествий по Ирану. После того как груз заходит в Иран, ты не знаешь, что с ним дальше происходит. Нет практики, что тебе звонит собственник или водитель и говорит, где машина. Поэтому всегда есть вопрос, когда машина с контейнером вынырнет на границу.

То ли через неделю, то ли через месяц. На такие же проблемы RTVI указали в РАСПП: «С учетом неоднозначного правового международного статуса Ирана, многие транспортные перевозки по его территории являются полулегальными и часто проходят через частных лиц. Стоит также отметить неразвитый уровень бизнес-коммуникаций в Иране, за долгое время статуса страны-изгоя в Иране потеряны все российско-иранские связи, отчего бюрократический процесс обмена документами усложняется». Одним из решений, считает Урван, может стать завершенная железнодорожная ветка: «Если мы будем понимать, что провозных мощностей до портов у Ирана хватает, то, я думаю, многие бы задействовали этот маршрут. Если, теоретически, какая-то компания российская находится под санкциями, а у нее заказ идет в Азию, то этот груз в каком-нибудь порту просто арестуют. В Иране такого точно не произойдет».

Азербайджан Международный статус коридора накладывает дополнительные риски, связанные с внешней политикой стран-участниц. Так, например, коридор проходит по территории Азербайджана, который участвует в нагорно-карабахском конфликте с Арменией. Ранее из-за войны в НКР уже пришлось отказаться от использования части железной дороги, расположенной в Нахичеванской Автономной Республики. Она соединяла Иран с Азербайджаном и проходила по территории Армении. По мнению Владимира Цыганова, главный недостающий объект инфраструктуры — железнодорожные пути между азербайджанской Астарой и иранским Рештом. Они могли быть достроены еще несколько лет назад, если бы не локальный конфликт.

Если наши инвестиции туда пойдут, зайдет РЖД, все очень быстро заработает и окупится. Все страны заинтересованы в том, чтобы получить от этого доходы. Если не перевешивают только локальные политические цели, такие как победа Азербайджана в конфликте в Нагорном Карабахе. Если бы этого не было, то я уверен, что эта дорога уже была бы согласована и близка к запуску», — считает Цыганов. Конфликт в Нагорном Карабахе также демонстрирует необходимость альтернативных маршрутов, таких как восточная ветвь и транскаспийская ветвь, отмечает Цыганов. В ближайшее время конфликт в Карабахе, скорее всего, не закончится.

И если есть альтернативные маршруты, то ни Армения, ни Азербайджан — никто не будет нам диктовать какие-то свои политические условия».

Это откроет для бизнеса широкое поле возможностей, связанных со строительством инфраструктуры, сервисных и торгово-логистических центров, модернизации морских портов. Один из перспективных совместных проектов РФ и Туркменистана, обсуждаемых в настоящее время, — строительство автомагистрали вдоль восточного побережья Каспийского моря.

Дальнейшая недоступность канала могла вынудить использовать маршрут в обход Африки, что увеличило бы путь на 8 тыс. После этого наступил 2022 год, который радикально изменил конфигурацию внешнеэкономических связей России и определил три наиболее приоритетных рынка: Китай, Индию и Иран. Основным маршрутом, способным в полной мере реализовать потенциал новых экономических партнеров, становится МТК «Север-Юг». Коридор не только соединяет Россию со странами прикаспийского региона, но и находится на пересечении других важных логистических маршрутов, ведущих в Китай через Центральную Азию и в Турцию через Иран и Азербайджан.

Вместе они представляют собой Евразийский транспортный каркас, выступающий ключом как к межконтинентальной, так и внутренней торговле региона. Стремительный рост связан, в первую очередь, с поставками российской нефти в Индию, об этом RTVI рассказывал в одном из материалов по итогам 2022 года. Как выглядит маршрут Маршрут «Север-Юг» берет свое начало в порту Усть-Луга под Петербургом, расположенном на берегу Финского залива и, двигаясь на юг страны, проходит в том числе судоходными путями через территорию Северо-западного и Волжского бассейнов к Астрахани. Также в коридоре задействованы железнодорожные и автомобильные пути в Северной Осетии ведут в Иран через Грузию и Азербайджан и Дагестане. Исключения составили только фармацевтическая, медицинская, пищевая и сельскохозяйственная продукция, а также удобрения и гуманитарные грузы. Но европейцы запретили автомобильные перевозки, а железнодорожные — нет. Сам маршрут является мультимодальным, то есть предполагает использование различных видов транспорта.

В Астрахани коридор разделяется на три отдельные ветви, предполагающие железнодорожное, автомобильное и морское сообщение до Ирана: Транскаспийская — идет вдоль Каспийского моря из российских портов Астрахань, Оля и Махачкала до иранских Бендер-Энзели, Ноушехр и Бендер-Амирабад; Западная ветвь — железнодорожные и автомобильные пути из России, ведущие через Азербайджан в Иран; Восточная ветвь — железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан в Иран. После этого, минуя Каспийское море, груз идет через Иран до города Бендер-Аббас на берегу Персидского залива. Важным преимуществом коридора через Каспий называют его длину: в сравнении со стандартным маршрутом через Суэцкий канал, «Север-Юг» в два раза короче: 7200 км против 16 000 км. За счет этого, по задумке, должно снижаться не только время перевозки, но и стоимость. Однако этому препятствует множество барьеров: начиная от недостроенных и устаревших железнодорожных путей, сильно ограничивающих грузопоток и неразвитой автомобильной инфраструктуры, заканчивая нескоординированностью стран-участниц в таможенной политике и войной в Нагорном Карабахе. По данным правительства, грузопоток по коридору в 2021 году составил около 14 млн т. Наиболее приоритетной зампред правительства России Андрей Белоусов называл западную ветвь, идущую через Азербайджан: провозная мощность к 2030 году по этой части маршрута должна вырасти с 9 млн т.

По данным ведомства, основными товарами, идущими по маршруту, стали злаки, древесина, цемент, нефть и нефтепродукты, фрукты, а также жиры и масла животного и растительного происхождения. По информации «Международного фонда инвестиционного сотрудничества», основными товарами, идущими на экспорт по МТК речным транспортом, являются зерно, уголь, контейнерные грузы, черные металлы и лесные грузы. В августе 2022 года таможенные органы России, Азербайджана и Ирана подписали трехсторонний меморандум об упрощении транзитных перевозок, в рамках которого будет развиваться МТК «Север — Юг». В пресс-службе ФТС отметили, что документ направлен на работу по гармонизацию работы пунктов пропуска, обмену информацией о перемещаемых товарах, а также информировании о реализации инфраструктурных проектов, связанных с увеличением пропускной способности. В страновом разрезе большинство проектов расположены на территории России — 52, Казахстана — 22, Ирана — 11. Еще 8 проектов находятся в Азербайджане, 5 в Армении, 3 в Туркменистане и один в Грузии. В России основные затраты идут на развитие автодорог, в Иране это проекты железнодорожных магистралей, включая их электрификацию и модернизацию, и скоростных шоссе, направленные на увеличение пропускной способности.

Проекты в докладе поделены на три категории, исходя из их приоритетности. В первую группу входят наиболее срочные работы, связанные с устранением недостающих частей маршрута и расширением критически узких мест. В России к таким проектам отнесены реконструкция инфраструктуры канала им. Москвы, строительство логистического комплекса в порту Оля, расположенном на берегу Каспийского моря, строительство Нижегородского низконапорного гидроузла и другие. По оценкам ЕАБР, одним из главных препятствий на пути реализации западной ветви коридора является недостроенная железная дорога на участке Решт — Астара в Иране. Сейчас на недостроенном участке грузы перегружают с железной дороги на фуры, что увеличивает стоимость и время доставки грузов «до уровня потери экономической целесообразности», отмечается в докладе ЕАБР. Отдельные риски вызывает и сам автомобильный парк, используемый в Иране, обращает внимание генеральный директор международного логистического оператора NAWINIA Олег Урван: «Я был на этой станции, где товар перегружают на фуры.

Это должно быть интересно металлургам и производителям удобрений в первую очередь. По его словам, «стройка века» станет устойчивым и ярким экономическим системообразующим явлением, если сможет вовлечь в свои процессы всю палитру отечественных инвесторов. И какие еще планы по развитию транспортной сети есть у властей — Важным условием привлечения частных инвестиций в столь долгосрочный и многокомпонентный проект является уверенность бизнеса в неизменности государственной политики, направленной на поддержку данного проекта как в экономической, так и в геополитической сферах, — говорит Потапенко. Востребованы комплексы оптово-распределительных центров, специализированное станционное, портовое оборудование, транспортные средства и сервисы, работающие на «последней миле» доставки продукции конечным потребителям; — производство транспортных средств и оборудования для хранения и обработки грузов нового поколения беспилотный транспорт, смарт-контейнеры, системы искусственного интеллекта для диспетчеризации и обработки грузов.

Например, доставить грузы из Индии в Россию по МТК можно в два раза быстрее, чем по маршруту через Суэцкий канал, — за 25-30 дней. Отрасль должна обеспечить бесперебойную работу экономики в период изменений — Однако пока необходимость перегрузки с одного вида транспорта на другой делает коридор «Север-Юг» неконкурентоспособным по сравнению с Суэцким каналом, — объясняет замдиректора ПЭК Вадим Филатов. После автодоставки в порт Бендер-Энзели — снова загрузка в контейнеры и доставка морем до Астрахани. Также транзитный потенциал МТК всё еще ограничивается инфраструктурой Ирана, где большинство дорог однопутные и не электрифицированные.

Международный транспортный коридор "Север – Юг" может быть запущен в 2023 году

Фотографии из репортажа РИА Новости 18.05.2023: KAZANFORUM 2023. МТК "Север – Юг". Россия – Восток: логистика, импорт, экспорт | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». Один из главных пунктов транскаспийских веток МТК "Север - Юг" - транспортно-логистический комплекс Дагестана, в состав которого входят Махачкалинский торговый порт, управление местной сети железных дорог, аэропорт и сеть федеральных и автомобильных дорог. Длительные переговоры России и Ирана по МТК «Север – Юг» завершились в мае 2023 года. Москва и Тегеран подписали соглашение о строительстве железной дороги между иранскими городами Решт и Астара. Юг — свежие события сегодня, срочные новости на сайте Вестник Кавказа. Заметный рост перевозок по железнодорожному коридору Север – Юг позволил транспортным ведомствам России и Казахстана строить новые планы на следующий год и на перспективу. Для улучшения пропускной способности МТК «Север — Юг» решено построить обходы городов Дербент и Хасавюрт и расширить полосы на пограничных пунктах пропуска, заявил помощник президента РФ Игорь Левитин.

МТК «Север — ​Юг»: от деклараций к действиям

Для улучшения пропускной способности МТК «Север — Юг» решено построить обходы городов Дербент и Хасавюрт и расширить полосы на пограничных пунктах пропуска, заявил помощник президента РФ Игорь Левитин. Юг» - это социально-политическое и экономическое явление, формирующееся под действием политической воли заинтересованных государств, которые стимулируют развитие проекта. Принято долгожданное обязывающее решение о кардинальном увеличении пропускной способности стратегически важного для России международного транспортного коридора (МТК) «Север—Юг», обслуживающего перевозку экспортно-импортных грузов в направлении Южной.

МТК Север-Юг. Главные факты, цифры и перспективы

Транскаспий перегружен, поэтому компании перенаправляют грузопотоки на восточную и западную ветки МТК. На выбор маршрута доставки влияет и конечная точка назначения. Срок доставки здесь может увеличиться из-за того, что промежуточная станция на границе между Ираном и Туркменией — Сарахс — регулярно переполнена, говорится в обзоре ПЭК. На 21 марта срок ожидания перегрузки здесь составляет до пяти дней. Поэтому компании будут отдавать предпочтение станции Инче-Бурун, которая к тому же расположена на 800 км ближе к европейской части России, чем Сарахс, рассказал Шаров из «Русиранэкспо». Здесь транзитное время перевозки — 40 дней. Общий объем грузоперевозок по маршруту к 2030 г.

По данным РЖД, в феврале 2023 г. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что по МТК «Север — Юг» Россия экспортирует энергоносители, зерно, лесные и строительные грузы, удобрения, а импортирует потребительские товары, продовольствие и технику.

Такое долгожданное заявление было сделано генеральным директором особой экономической зоны «Лотос» в Астрахани Сергеем Милушкиным на встрече с послом Ирана в России Каземом Джалали, которая состоялась в сентябре этого года. Долгожданное, потому что после подписания соглашения о создании международного транспортного коридора «Север — Юг» в 2000 году между Россией, Ираном и Индией и его ратификации в 2002 году коридор по—прежнему существует в документах. Позже к проекту присоединились новые страны—участницы. Как известно, для МТК были определены три основных маршрута следования грузов относительно Каспийского моря: Транскаспийский — через порты Астрахань, Оля, Махачкала; Западный — направление Астрахань — Махачкала — Самур, далее по территории Азербайджана до пограничной станции Астара; Восточный — прямое железнодорожное сообщение. Старая его ветвь проходит через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен — Серахс. Новая ветвь — через Болашак напрямую из Казахстана в Туркменистан построена в 2014 году и выходит на Иран по пограничному переходу Этрек — Горган. На протяжении 15 лет периодически на высоком уровне проходили встречи, на которых участники говорили о безусловной необходимости МТК, обсуждали меры по его скорейшей активации. И наконец, на сентябрьской встрече в 2021 году было признано целесообразным формирование единого оператора между Ираном, Россией и Индией, с тем чтобы сконцентрироваться на вопросах развития коридора.

Но реального грузопотока, не считая тестовых отправок, на маршруте нет. Главная причина, по которой коридора до сих пор нет де—факто, и в этом сходятся все стороны — участницы проекта, это отставание в развитии иранской транспортно—логистической сети, которое не позволяет ей работать в рамках МТК. В марте 2019 года состоялось открытие железной дороги от Казвина до Решта, которая соединила западную часть прикаспийских территорий Ирана со столицей. Тем не менее логистический потенциал этого участка будет реализован эффективно в том случае, если эту дорогу достроят, во—первых, до порта Энзели, который находится в 40 км от Решта, и во—вторых, до пограничной Астары еще 175 км , где при участии Азербайджана уже построен 10—километровый переезд через границу. Пока не будет такой связки, грузоперевозчикам будет дешевле и удобнее пользоваться фурами. Достаточно сказать, что в Иране из 8 тыс. Не хватает судов, вагонов и парковочных мест для фур. Имеющаяся инфраструктура не позволяет отслеживать контейнеры во время перевозок, не организован обмен информацией между таможенными службами. Экономика Ирана не могла развиваться под санкционным давлением. В январе 2016 года санкции сняли, но мгновенного чуда не произошло — развитие экономики требует предсказуемости, госрегулирования, благоприятного инвестиционного климата и соответствующей культуры ведения бизнеса.

Все это надо развивать не один год.

Кроме того, существует значительный потенциал соединения коридора «Север-Юг» с широтными транспортными маршрутами. Это заложит основы для развития торговых, инвестиционных отношений, что отвечает долгосрочным экономическим интересам многих стран Евразийского континента, в частности тех, кто не имеет выхода к морю, - подчеркнул Рустам Минниханов. Он считает, что скорейшее введение в действие МТК «Север-Юг» облегчит сотрудничество и производство товаров и услуг. Это также ускорит создание новых производственных и логистических цепочек между членами Евразийского экономического союза и крупными развивающимися странами Персидского залива, а также Индийского океана, включая Иран, Индию и Пакистан. Мы видим 70 миллиардов долларов США не только окупленных инвестиций, но и дополнительных доходов, которые получат косвенные и прямые участники транспортного логистического проекта, - заявил Шишкарев. Вместе с тем в рамках открытия поставок по МТК «Север-Юг» планируется внедрение цифровой платформы для систематизации логистических процессов, формирования оптимальных маршрутов, отслеживания грузов в режиме реального времени.

Для этого создаются научные коллаборации вузов Южного и Приволжского федеральных округов.

На важность обеспечения прямого ж. Альтернатива с нюансами Однако использование восточной ветви коридора, где отпадает потребность в перегрузке на автотранспорт, не является избавлением от необходимости изменения подвижного состава — Иран имеет европейский стандарт ж. Алексей Волостнов замечает, что любая перегрузка на маршруте означает лишнее время в пути, что влечёт за собой дополнительные издержки и риски повреждения груза. Вопросу уделяют внимание и российские железнодорожники. Об этом сообщил на Transtec начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин. Наша основная задача — выстроить грамотно бесшовную технологию стыкования, учитывая разность колеи. Очень важно создавать бесшовные технологии и минимизировать непроизводительные простои на пунктах пропуска с разной шириной колеи", — цитирует его агентство ТАСС.

Виталий Чернов не считает разницу колеи критическим "бутылочным горлышком" в перевозках — затруднение решается перестановкой вагонных тележек. Не думаю, что это самая большая проблема.

«Север — Юг»: как западные санкции толкают Россию к созданию главного конкурента Суэцкого канала

Туркменистан присоединился к транспортному коридору «Север–Юг» На 60% увеличились железнодорожные перевозки по коридору «Север-Юг» в 2022 году. Такие цифры озвучил глава РЖД Олег Белозёров на полях Петербургского международного экономического форума в рамках круг.
Мульти­модальный сервис В 2021 году перевозки по МТК Север–Юг составили около 15 млн т, при этом имеется потенциал двукратного роста к 2030 году. По словам главы Минтранса РФ Виталия Савельева, объем перевозок грузов через коридор Север–Юг в 2023 году превысит 17 млн т.
ВТБ создал компанию для подготовки предложений по развитию коридора "Север — Юг" Большая часть первоочередных инвестиций (69%) в настоящее время направлена на развитие Западного маршрута МТК «Север – Юг», в то время как Восточному маршруту достанется 12%, а Транскаспийскому – 19%.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий