Духовный концерт это кратко

Духовный концерт – это особый вид музыкального мероприятия, направленный на создание атмосферы духовного вдохновения и проникновения в глубинные сферы человеческой души. Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Жанр духовного хорового концерта прошёл именно такой путь. Родившись в эпоху Возрождения под гулкими сводами венецианского собора св. Марка, он в короткое – по меркам истории – время завоевал симпатии европейских композиторов. Статья посвящена жанровым и стилевым особенностям духовного концерта как хорового цикла внебогослужебного предназначения в творчестве отечественных композиторов на рубеже XX-XXI вв., в отличие от духовного концерта. Духовный концерт – это специальное событие, в рамках которого музыкальные номера, пение и слова, передаваемые артистами, направлены на создание особой атмосферы, раскрывающей духовную сущность человека.

Что такое русский духовный концерт?

  • Концерт духовный
  • Основные черты русского духовного концерта
  • Похожие презентации
  • Что такое духовный концерт и какие композиторы писали духовные концерты —
  • История русского духовного концерта
  • Духовный концерт. 6 класс

Музыка. 6 класс

Иоганн Себастьян Бах — один из известнейших композиторов, писавших духовную музыкуВ дальнейшем речь идёт о духовной музыке в широком смысле. О духовной музыке, понимаемой как иноним богослужебной у христиан — церковной музыки , см.

Pуайе, A. Довернь, композитор и скрипач П. Гавинье совм. Госсеком и др. B качестве солистов выступали крупнейшие иностр. Pасцвет «Д. Пo образцу парижских «Д.

Не нашедшие себе применения в богослужении а в иных случаях и заведомо для него не предназначенные песни, как анонимные, так и авторские, — испано-португальские кантиги , французские ноэли и кондукты и др. Наиболее известные сочинения Георг Фридрих Гендель Псалмы — музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири. Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена. В XVI веке псалмы получили распространение в профессиональной внекультовой музыке, особенно «De profundis» с лат. Зеленки и К. По-видимому, самые ранние из дошедших до нас обработок принадлежат Жоскену Депре. Псалмы на латинские и нелатинские тексты, оригинальные или переработанные писали Г. Шютц «Псалмы Давида» , И. Одно из самых известных сочинений — Симфония псалмов И. Мессы — циклические вокальные или вокально-инструментальные произведения, представляющие собой собрание частей католической литургии. В протестантской церкви были приняты короткие мессы, состоявшие лишь из двух первых частей католического ординария — Kyrie eleison и Gloria [5]. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана в середине XIV века Гийомом де Машо — четырёхголосная Messe de Notre Dame; самые ранние из дошедших до нас принадлежат композиторам эпохи Возрождения: Дюфаи , Окегему, Жоскену Депре, Палестрине. В XVIII веке и в начале XIX уже редкий композитор не писал мессы; в этот же период происходило постепенное отделение мессы как жанра от собственно богослужения; в концертную практику прочно вошли мессы Баха прежде всего си-минорная , Моцарта , Шуберта , Торжественная месса Бетховена. Стравинского на канонические тексты католической литургии, в 5 частях 1948 , Мессу Л. В XX веке продолжали писать кантаты на отдельные части ординария мессы например, Gloria Ф. Существуют и органные мессы , в которых все хоровые части заменяются органными композициями см. Это в первую очередь относится к «Немецкой органной мессе» И.

Отвечает Якубень Сергей. Филидором Даниканом , принадлежавшим к известнойсемье франц. Aдминистративно они подчинялись т-py Kоролевская академия музыки и устраивались в дни церк. Проходили концерты в "швейцарском" зале Tюильрийского дворца. Первоначально в "Д. B состав xopa и оркестра входили артисты оперы и придв. Cодержательныепрограммы концертов, участие в них первоклассных исполнительских сил способствовали широкойпопулярности "Д. После смерти Филидора 1728 во главе "Д.

Что такое Духовный концерт?

Вы точно человек? Русские духовные концерты — это замечательное проявление русской культуры, которое сочетает в себе великолепие и мистику. Эти концерты — настоящая сокровищница духовных ценностей, раскрывающая перед слушателями богатство русского наследия.
Духовный концерт. 6 класс - презентация онлайн Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан ; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством.
Определение духовный концерт — концерты, организованные в Париже в 1725 придв. гобоистом и композитором A. Филидором (Даниканом), принадлежавшим к известной семье франц. музыкантов.

Презентация, доклад к уроку музыки 6 класс Духовный концерт

Существовали и свободные формы, в частности секвенция, получившая широкое распространение в эпоху Возрождения ; некоторые секвенции в дальнейшем были канонизированы — например, Dies Irae , сочинённая францисканским монахом Томмазо да Челано и ставшая основной частью католического реквиема, или принадлежащая другому францисканцу, Якопоне да Тоди , Stabat Mater [2]. Со временем право музыкального оформления канонических текстов было предоставлено и светским композиторам. После Реформации широкое распространение получили духовные сочинения на неканонические тексты — хоралы, гимны в том числе сочинённые Мартином Лютером , позже Страсти [2]. К Страстям исторически восходит и появившаяся в XVII веке религиозная оратория; являясь формой более свободной, изначально не связанной с богослужением, оратория могла основываться как на событиях Страстной недели например, «Семь слов Христа на кресте» Генриха Шютца и «Семь слов Спасителя на кресте» Йозефа Гайдна , так и на иных главах Евангелия «Рождественская история» Weihnachtshistorie Шютца, «Мессия» Генделя , «Рождественская оратория» И. Начиная с эпохи Возрождения светская культура оказывала существенное влияние на традиционно церковные формы: развитие симфонических жанров, с одной стороны, и итальянской оперы — с другой, преобразило и страсти, и мессы особенно заупокойные и другие, не столь крупные формы, которые, в свою очередь, эволюционировали в сторону симфонизации , концертности и «оперности». Исполнение духовных сочинений постепенно перешло в концертную практику, и уже в XVIII веке, а где-то и раньше многие произведения создавались специально для исполнения в концертном зале или для придворного обихода, заказывались к конкретному случаю, как например коронационные мессы и реквиемы. На протяжении всей истории христианской церкви наряду с церковной существовала и так называемая паралитургическая духовная музыка: сочинения религиозного характера, не соответствовавшие церковным канонам [4]. Не нашедшие себе применения в богослужении а в иных случаях и заведомо для него не предназначенные песни, как анонимные, так и авторские, — испано-португальские кантиги , французские ноэли и кондукты и др. Наиболее известные сочинения Георг Фридрих Гендель Псалмы — музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири. Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена.

В XVI веке псалмы получили распространение в профессиональной внекультовой музыке, особенно «De profundis» с лат. Зеленки и К. По-видимому, самые ранние из дошедших до нас обработок принадлежат Жоскену Депре. Псалмы на латинские и нелатинские тексты, оригинальные или переработанные писали Г. Шютц «Псалмы Давида» , И. Одно из самых известных сочинений — Симфония псалмов И. Мессы — циклические вокальные или вокально-инструментальные произведения, представляющие собой собрание частей католической литургии.

В таких представлениях музыка звучала время от времени, подчеркивая важные драматические моменты. Впоследствии она становилась все важнее в подобных мистериях. С какого-то момента на протяжении всего спектакля музыка звучала без каких-либо пауз. Первым прототипом оперы принято считать комедию на духовную тему под названием «Обращение святого Павла», которую написал Беверини.

Филидором Даниканом , принадлежавшим к известной семье франц. Aдминистративно они подчинялись т-py Kоролевская академия музыки и устраивались в дни церк. Проходили концерты в "швейцарском" зале Tюильрийского дворца. Первоначально в "Д. B состав xopa и оркестра входили артисты оперы и придв. Cодержательные программы концертов, участие в них первоклассных исполнительских сил способствовали широкой популярности "Д. После смерти Филидора 1728 во главе "Д.

Программная увертюра - это жанр симфонической музыки, концертная пьеса, которая исторически связана с музыкальным театром. Балет - это музыкально-театральное произведение, действие в котором передаётся средствами танца и пантомимы. В балете соединяются хореография, инструментальная музыка, драматическое театральное действие, сценическое и изобразительное искусство костюмы, декорации. Дивертисмент - это ряд концертных номеров в балете или музыкальное произведение из нескольких небольших пьес. Сюита - это музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей, объединённых общим названием и замыслом. Ноктюрн с французского языка - ночной - это напевная , лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Вариации — это форма музыкального произведения, в которой основная тема мелодия повторяется несколько раз с изменениями тембр, регистр, темп, лад и т. Знаменный распев - это основной вид древнерусского церковного пения, который обычно звучал одноголосно, в унисон. Прелюдия - это музыкальное вступление к большому произведению или самостоятельная пьеса для клавесина, органа, фортепиано. Соната итал. Соната состоит из 3-х частей. Музыкальное форма сонаты - сонатный цикл, в котором 1 часть - сонатное allegro. Вокальная баллада - это музыкальное произведение романтического характера, в котором повествование нередко строится на сопоставлении контрастных образов чудесное и ужасное, любовь и ненависть, страдание и радость и т.

Определение и сущность русского духовного концерта

  • Презентация, доклад к уроку музыки 6 класс Духовный концерт
  • В мире музыки: Музыкальный словарик
  • Духовный хоровой концерт
  • Роль духовного концерта в церковной практике | Свято-Троицкий собор

Что такое русский духовный концерт?

Во-первых, устраивать концерты можно было лишь тогда, когда была закрыта сама Опера, — во время религиозных праздников, в период Великого поста и т. Таким образом возникла первая устойчивая концертная ассоциация с постоянным хоровым и оркестровым составом не считая приглашённых виртуозов , что обеспечивало высокое качество исполнения [4]. Центральный павильон дворца Тюильри, в котором проходили духовные концерты Первоначально на концертах должна была исполняться исключительно религиозная и инструментальная музыка, отчего они стали называться «духовные» [8] [7] [9]. Однако вскоре концерты приобрели совершенно светский характер и заняли важное место в культурной жизни Парижа [10]. Местом их проведения был так называемый Швейцарский зал Salle des Cent Suisses, «зал ста швейцарских гвардейцев» во дворце Тюильри [2] [11] ; место стоило от 2 до 4 ливров [3]. Первый из серии духовных концертов состоялся 18 марта 1725 года [6] всего в том году прошло 13 концертов [3]. На нём были исполнены два мотета Делаланда и другие произведения этого композитора, а также «Рождественский концерт» Корелли [12] [9].

Вплоть до 1784 года концерты проходили в Швейцарском зале.

Гарднера стала Придворная певческая капелла, являвшаяся «образцом для русских церковных хоров в плане исполнительства и стиля» [6, с. Композиторская деятельность была неразрывно связана со становлением в России новой исполнительской техники. Будучи одновременно участниками светских оперных постановок, музыканты Придворной певческой капеллы не могли не испытывать влияния западноевропейского музыкального мышления, были технически оснащены и художественно ориентированы на исполнение всех основных композиторских приёмов европейской музыки XVIII века. Особый вклад в процесс становления жанра духовного концерта, как и нового стиля хоровой партитуры в целом, внесла работа приглашённых зарубежных мастеров над церковной музыкой на православные тексты, предназначенной для исполнения во время богослужения.

Известен целый ряд партесных концертов, принадлежащих перу Б. Сарти: «Радуйтеся людие», «Отрыгну сердце». Их традиции были продолжены вернувшимися после обучения в Италии русскими композиторами — М. Березовским и Д. Центральным, основным «жанром творчества Березовского и Бортнянского оставался хоровой концерт, стилистика которого в 60-70-х гг.

XVIII в. Наряду с Д. Бортнянским, которому принадлежит в общей сложности более ста произведений, относимых к сфере богослужебной музыки в том числе 35 четырехголосных духовных концертов и 10 двухорных , на рубеже XVIII-XIX вв. Среди них: С. Дегтярев, Л.

Гурилев, А. Ведель, С. Духовный концерт получил собственное место в структуре богослужения: после причастного стиха во время причащения священнослужителей в алтаре. По определению И. Гарднера, он представляет собой сочинение «на богослужебные тексты, которые предназначаются для исполнения в известные моменты богослужения, но хотя и не предусмотренные уставом, но допущены церковными властями для исполнения их в храме» [1, с.

Таким образом, наиболее музыкально развитый эпизод, ставший кульминацией литургических песнопений, стал возможным и встроился в структуру богослужения благодаря тому, что характер музыкального материала, написанного на богослужебный текст, был наименее регламентирован церковным каноном: «в Типиконе отмечается, что в это время хор должен петь соответствующий данному богослужению или праздничному дню уставной причастный стих. Изначально это песнопение было протяжённым и во временном отношении давало простор для совершения обряда» [3, с. Потребность в длительном звучании хора в данный момент богослужения во многом связана с практической целью наполнить храм музыкальным звучанием на протяжении длительного промежутка времени, который соответствовал бы протеканию обязательной части богослужения. Подытоживая вышеизложенное, можно заключить, что истоками появления жанра хорового духовного концерта в России выступают следующие основные факторы: утверждение партесного стиля во второй половине XVII — первой половине XVIII вв. Будучи воплощением данных тенденций и кульминацией их проявления, духовный концерт с момента своего появления и на протяжении практически всей своей истории вызывал неоднозначные и противоречивые мнения современников.

Несоответствие виртуозности и внешней выразительности музыкального материала хоровых концертов исконным принципам и функциональному назначению богослужебной музыки привело к активизации споров, — как на государственном уровне, в церковной среде, так и среди российского общества и профессиональных музыкантов, — об их уместности. В качестве нежелательных и негативных для богослужебной практики воспринимались проявления со стороны прихожан, которые во время исполнения духовных концертов становились слушателями профессионального исполнения развёрнутых хоровых композиций, имеющих иные принципы воздействия на человеческое восприятие, нежели традиционная церковная музыка. За внешними проявлениями, окружавшими практику исполнения духовных концертов, стояли утвердившиеся и характерные для жанра принципы обращения к тексту канонического первоисточника, а также сложившиеся модели жанровой формы, избирательность выразительных средств, определившие его своеобразие. Обратимся к их более подробному рассмотрению.

В нем присутствуют отличительные мелодии и гармонии, характерные для русской музыкальной традиции. История русского духовного концерта берет свое начало в древней Руси, где православная церковная музыка была неотъемлемой частью религиозной практики.

В хоровом пении и использовании народных музыкальных инструментов отражена духовность и национальный характер русского народа. Русский духовный концерт является выразительным и мощным средством передачи чувств и эмоций. Он способен вызывать глубокое волнение и переносить слушателей в мир таинственных и духовных переживаний. Сегодня русский духовный концерт активно развивается и находит свое место в современной музыкальной культуре. Современные композиторы объединяют традиции прошлого и современные технологии, чтобы создавать новые произведения, сохраняя при этом дух русской музыки. Особенности русского духовного концерта Использование хорового пения и музыкальных инструментов Начало в древней Руси Сохранение духовности и национального характера Выразительность и мощь передачи чувств и эмоций Современное развитие и сохранение традиций Определение и сущность русского духовного концерта Сущность русского духовного концерта заключается в том, что он является отражением духовной и культурной жизни русского народа.

В нем присутствуют элементы религиозной символики, народной песни, народных обрядов и традиций. Русский духовный концерт выражает истинные чувства и эмоции, укорененные в глубинах национального сознания. Одной из особенностей русского духовного концерта является его многообразие и разнообразие.

Бородин «Хор скоморохов» из оперы «Князь Игорь» Скоморохи. Лаковая миниатюра О том, что на Руси существовали скоморохи, говорят нам их изображения на фресках, упоминание в письменности.

Скоморох — это многожанровый артист, который поёт и играет, танцует и читает стихи, выполняет акробатические трюки и выступает как дрессировщик животных, жонглирует и показывает фокусы. Скоморохи объединялись в ватаги или артели, иногда достигающие 70-100 человек, и странствовали по городам и деревням. Они не просто показывали спектакли, но и вовлекали зрителей в свои представления. Сейчас такие представления называют интерактивными.

Термины, используемые в теме:

Духовный концерт это музыкальное произведение духовного содержания, полифонического склада, для хора, солистов, состоящее из нескольких частей. 9. «Духовный концерт» написал русский композитор Максим Березовский. В XVIII в. в русской музыке появился новый жанр — многоголосный духовный концерт. Максим Созонтович Березовский (1745—1777) прожил короткую жизнь, всего тридцать два года. Образовательные: сформировать у учащихся понятие жанр «духовный концерт», углубить представление о полифонии. Развивающие: развивать слушательскую и исполнительскую культуру через приобщение к лучшим образцам русской хоровой музыки. По своему строению кантата похожа на хоровой концерт. Так же как и хоровые концерты, первые кантаты были духовными произведениями, но не в православной, а в католической западноевропейской церкви.

Небольшое сообщение на тему "Духовный концерт"

Ахмадулина Вы просите песен, их н.. LizaKolpakova 22 июн. Tima13579 21 июн. Какой бывает тембр? Vin12 21 июн. Бас - самый низкий голос. Женские : сопрано - самый высокий голос. Меццо - сопрано. Контральто - самый низкий голос... Adrony4 18 июн. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.

Впервые серьезно заниматься..

Слайд 13 Текст псалма в современном переводе Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». Боже мой! Поспеши на помощь мне.

Идол — это статуя, изваяние, которой поклоняются язычники как божеству. До сих пор популярностью пользуется языческий праздник — день Ивана Купалы. В ночь накануне праздника было принято купаться или мыться в бане, прыгать через костёр, плести венки, искать папоротник.

День этот отмечается летом и посвящён летнему солнцестоянию. В древности люди по большей части были неграмотными, не умели писать и читать, песни и сказания передавались из «уст в уста». Старшее поколение передавало младшему, а младшее — дальше, своим детям. Такое устное народное творчество называется фольклор. Существовало два типа артистов: певцы-сказители и скоморохи. Певцы-сказители аккомпанировали себе на гуслях. Образы самых известных гусляров, Баяна и Садко, встречаются в творчестве русских композиторов: Баян в опере Глинки «Руслан и Людмила», «Садко» в одноимённой опере Н. В противовес серьёзным сказителям выступали скоморохи.

Это странствующие актёры, бывшие одновременно певцами, танцорами, музыкантами, акробатами и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок. Их выступления были связаны с праздниками, гуляниями, часто они поднимали острые темы в своих выступлениях. Обычно их изображают с музыкальными инструментами: гуслями, дудками, гудками и бубнами. Николай Андреевич Римский-Корсаков изобразил скоморохов в балетном фрагменте в опере «Снегурочка». Благодаря скоморохам на Руси развивались литературные жанры: эпос, поэзия, драма. Другое направление в музыке Древней Руси появилось в связи с эпохальным событием — Крещением. Произошло Крещение Руси в 988 году. Киевский князь Владимир Святославович провозгласил христианскую веру.

Новаторство проявляется в разных аспектах и направлениях хорового творчества. Происходит расширение системы музыкально-выразительных средств: с одной стороны, обращение к древнерусским, архаичным пластам, с другой - устремление к радикальному обновлению музыкально-композиционных техник додекафония, серийность, со-норика, алеаторика. В музыкальный язык сочинений композиторы смело внедряют современные композиционные приёмы и выразительные средства, изначально сформировавшиеся в произведениях светских от тональности до серийности, от речевой декламации до гармонического многоголосия.

Внутренняя жанровая"перестройка вызывает и возможность множественного прочтения цикла, неоднозначную его трактовку. Это связано с новыми драматургическими решениями, принципами композиционной организации, обусловленными отходом от норм классического типа концерта. Многочисленные примеры говорят об одном важнейшем свойстве современных духовных хоровых концертов - необязательная принадлежность к жанру хорового пения без сопровождения.

Исполнительский состав их чрезвычайно разнообразен, гибок и отражает присущую современной музыке тенденцию жанрового-смешения - «микстов». Разделение духовного концерта на два самостоятельных, во многом совершенно противоположных типа храмовый и внехрамовый , дают возможность рассматривать их самостоятельно. По отношению к концертным сочинениям храмовый концерт весьма традиционен в плане выбора текстов, стилевых ограничений, свойственных современной эпохе, составу исполнителей, эмоционально-образному наполнению.

При этом структурная организация клиросных концертов довольно стабильна. Принципиальное отличие храмового пения от концертного заключается в глубоком и полном воздействии текстов Священного Писания на молящихся, в отсутствии ярких театральных эффектов, преувеличенного эмоционального начала. Напротив, необходимыми в церковном пении признаются простота, сдержанность, молитвенность, способствующие отрешению от мирской суеты.

Поскольку содержательный компонент произведения всегда отражает его историко-культурный контекст, менталитет композитора второй половины XX века не мог не повлиять на характер использования стилевого клише. Поэтому обратим внимание на то, что рамки стилевого канона хорового концерта нестабильны и постоянно подвержены колебанием; но с неуклонной тенденцией к расширению, причём в гораздо большем объеме, по сравнению, например, с каноническими жанрами. Предпосылкой обновления музыкального языка в жанре духовного хорового концерта являются глубокие, коренные изменения в содержании музыкальных произведений, включая прежде всего их литературную основу.

Новаторство связано с открытием в музыке новых поэтических миров, с введением в музыкальный обиход текстов, ранее не воплощавшихся композиторами в своих произведениях. Практически полностью перерабатывается литературно-поэтическое содержание концертов, что, в свою очередь, приводит к изменению формы, структуры цикла. Духовные концерты рубежа XXI века не имеют единого типа.

В неклиросных концертах отсутствует единая конструктивная модель жанра. Так, концертом может быть названо сочинение одночастное или циклическое, делящееся на части или имеющее контрастно-составную природу. Постепенные изменения в сфере содержания и музыкального языка, происходившие на предыдущих этапах в рамках старых форм и как бы распиравшие их изнутри, привели, наконец, к качественному скачку, выразившемуся в серии жанровых модуляций и сдвигов.

Вопрос о синтезе жанров, жанровых элементов и признаков - столь же важен, как и вопрос о стабильности жанров. Он показывает и то, как движется музыкальная культура, и то, как социальное развитие, изменение действительности влияет на музыкальную культуру, трансформирует музыкальные жанры и их семантику. Жанровый синтез в музыке имеет множество форм.

Для духовного концерта в большей степени подходит определение жанровая мутация, которая означает не пользование устойчивыми жанровыми признаками, а качественное преобразование самих жанров с их признаками. К концу XX века жанровая активность усиливается. Возникают новые гибриды, скрещиваются самые несовместимые явления, такие как концерт-действо, симфония-концерт, концертная литургия и т.

Таким образом, возвращение духовного хорового концерта к жизни после длительной полосы забвения оказалось, однако, не только возрождением старой традиции, но и возникновением новой, отразившей особенности современного этапа развития отечественной музыки. Это сопровождалось коренным обновлением образного строя, идейно-эстетической и композиционной перестройкой жанра, обогащением свежими стилевыми пластами и идеями. Несмотря на серьёзную трансформацию духовного концерта, выделим ряд признаков, составляющих специфику концертного жанра, которые позволяют определить отношение того или иного сочинения к данной жанровой структуре.

Одним из таких критериев может служить прежде всего наличие или отсутствие в произведении концертирования как обязательного и самого общего, родового признака концертных жанров всех эпох. Черты данного жанра определялись музыкально-имманентными закономерностями, связанными с художественной деятельностью. Концертирование, обусловливающее кон-цертность как доминирующее качество соответствующих жанров любой эпохи или стиля, является, таким образом, постоянным, исторически устойчивым признаком этих жанров, составляет их сердцевину, глубинную сущность и становится в процессе исторической эволюции главным жанровым критерием «памятью жанра».

В предшествующие периоды концертирование было важным, но подчинённым фактором в функционировании жанра, вытекающим из художественных задач и сочетающимся с чисто прикладной его ролью. Несомненно, что постепенное преобразование на протяжении веков разных характеристик концертной музыки литературной основы, образного содержания, стиля, те-матизма, принципов развития, формы, строения цикла видоизменило и жанровый облик концерта в целом, и сущность концертирования. Паисов отмечает, что современный тип концертности «зиждется прежде всего на контрастном образно-тематическом, нежели темброфактурном сопоставлении смежных разделов и частей цикла, сопряженном с задачей их идейно-смыслового объединения в рамках общей концепции.

На первый план выступает при этом принцип сквозного развития идеи, индивидуализированно претворяемой в-зависимости от конкретного замысла, количества частей и типа образов». Однако анализ духовных концертов, проведённый в данном исследовании подтверждает, что концертирование проявляет себя как особый вид музыкального изложения , основанный на диалогическом развитии господствующей и ею порождённой оппозиционной идеи, на диалогическом контрасте выражения эмоций и состояний, на противостоянии-«борении» исполнительских сольных, ансамблевых, хоровых возможностей, на драматургии контрастов звуковысотных, фактурных, темброакустических и т. Таким образом, «концертный диалог» Г.

Демешко заложен в «генетическом коде» жанра, а его двойственная природа ярко проявилась как в слове, так и в музыке. Другой немаловажный признак духовного концерта - это образно-семантическая сторона жанра, связанная с текстовой основой. Заметим, что стилевая динамика концерта на протяжении длительного времени не зависи-ла напрямую от тех поэтических признаков, которые классифицируют жанр на основе литературных моделей псалмы, причастны, тропари, стихиры и т.

По наблюдению учёных, «развитые концертообразные формы» содержат традиционные текстовые формы, используемые в церковных богослужениях. Заметное расширение основных тем и литературных источников происходит лишь в конце XX века в современном композиторском творчестве и, несмотря на это, основным критерием, определяющим принадлежность к изучаемому жанру, остаётся текст духовного содержания, даже если он преподносится в авторской- интерпретации. Духовная константа поэтической формы остаётся неизменной.

В"современном композиторском творчестве с неизбежностью встаёт проблема толкования жанрового «именования»: Соответствуют ли своему жанровому обозначению концерты современных авторов, которые называют сочинения хоровым концертом. Именно сегодня, как правило, возникает проблема жанровой формы - формы, основанной на, казалось бы, известном г жанре, но интерпретированной в духе индивидуально-авторского видения. В диссертационном исследовании были рассмотрены сочинения, имеющие авторские обозначения - духовный; концерт.

Однако в связи с конкретными формами жанровых, взаимодействий: в. Шнитке, «Богородичные песнопения» А. Точно также, затруднительно отнести к сфере данного жанра сочинения со значительной степенью воздействия фольклорных, музыкально-драматических жанров, как в отдельности, так и в их синтезе «Старорусские страдания» Г.

Дмитриева, «Покаяние» В. Существует ряд сочинений, не имеющих обозначения концерт, но обладающих особой жанровой концепцией, наибольшим соответствием жанрового прототипа или жанровой идее концертирования «8 духовных песнопений» Н. Каретникова, «Чудотворные лики», «Молитвы» Ю.

Фалика, «Неизреченное чудо» Г. Свиридова и др. На современном этапе происходит процесс «кристаллизации» жанра, поиск жанровой специфики, движение к его концепции.

В результате этой эволюции выделяются два основных типа жанровых взаимодействий: с преобладанием характерных признаков других жанров; с преобладанием структуры жанра духовного хорового концерта, в котором основополагающее значение может иметь образно-семантическая, композиционно-драматургическая, фактурно-виртуозная сторона жанра. В результате жанр духовного концерта допускает всё большее и большее число жанровых составных, вариантность их сочетаний. Повторы избегаются - даже беря за основу отработанную и известную схему, композитор даёт новый вариант её прочтения.

Перспективность концертного хорового жанра отечественной музыки в ряду других хоровых жанров возрастает ввиду его ярко национального характера, сохранившего начиная с XVIII века историческую жизнеспособность лишь на русско-украинской почве. Восстановление этой линии преемственности в развитии отечественного хорового искусства означает и расширение, углубление почвенности, упрочение связей с национальной традицией. Как показывает многовековая история русской хоровой музыки, концерт является для неё первостепенным, ведущим жанром по значимости вмещаемых художественных концепций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Свиридова, Ирина Александровна, 2009 год 1. Аллеманов Дм. Курс истории русского церковного пения.

Введение в историю русского церковного пения Пение в Церкви вселенской - М. Юргенсона, 1911. Антология русской и восточнославянской духовной музыки.

Арановский М. Вып 6. Композитор, 1987.

Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Бахтин М.

Проблемы поэтики Достоевского. Безуглова И. Безуглова - СПб.

Бекетова Н. Всесоюзной науч. Рахманинова, 2005.

Белоненко А. Бердяев Н. Ермичёв Л.

Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. Гальцевой, - М. Березовая Л.

История русской культуры: Учебник для вузов, в 2-х частях. Бершадская Т. Лекции по гармонии.

Беседы с композиторами: С. Мартыновым, С. Рубиным, С.

Лебедевым, С. Волковым, С. Бортнянский Д.

Бражников М. Древнерусская теория музыки. Бычков В.

Эстетическое сознание Древней Руси. Валъкова В. Васильева Н.

Хоровое творчество Альфреда Шнитке: проблемы фактуры. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово: в 3 ч.

Веймарн П. Виноградова Г. Москва, 1994.

Внхорева Т. Вихорева Т. Хоровые концерты Д.

Владимирцева Н. Саратов: Изд. Владышевская Т.

Гнесиных, Вып. Воротников П. Журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и"мод.

Всеобщий каталог духовно-музыкальных сочинений. Галлер К. Музыкальная библиография сочинений Н.

Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. В 2-х тт.

Т I: Сущность, система и история. Иова Почаевско-го. Gordanville, New York, 13361.

В 2-х тг. II: История. Гаспаров М.

Очерк истории русского стиха. Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры.

Гнесиных, В. Русская музыка XVII века. Встреча двух эпох.

Гервер JI. К 250-летию со дня рождения Д. Бортнянского: Материалы международной конференции.

Гинзбург М. Стиль и эпоха: Проблемы современной архитектуры. Гранин Д.

Точка опоры. Гречанинов А. Том III.

Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников 1861- 1918. Моя жизнь. Нью-Йорк, 1951.

Григорьев П. Григорьев -Оренбург, 1889. Григорьева А.

Гуляницкая Н. Россия, воспряни! Русское «гармоническое пение» XIX век.

Гущина Е. Духовная музыка М. Ипполитова-Иванова: «на рубеже.

Дабаева И. К 75-летию со дня рождения Евгения Владимировича Назайкинского. Демченко А.

Статьи о музыке. Дшецкий Н. Довгань В.

Аннотация к премьере сочинения на фестивале современ-ной-музыки «Московская1 осень - 2008». Долинская Е. О русской музыке последней трети XX века: Учеб.

Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. Классика-ХХ1, 2003.

Духовная музыка России: прошлое и настоящее Текст. Владимирцева Саратов, СГК им. Собинова, 2007.

Духовно-музыкальные произведения. Дынник М. Хоровая музыка московских композиторов: Н.

Сидельни-кова, Ю. Буцко, Р. Леденёва: стиль и исполнение.

Ерёмин И. Поэтический стиль Симеона Полоцкого.

Русский духовный концерт

9. Как композитор духовной музыки, Березовский является представителем. 10. Свой самый лучший, самый знаменитый хоровой концерт. 11. Концерт «Не отвержи мене во время старости». 1.2 Духовный концерт в творчестве русских композиторов. второй половины XIX – начала XX веков Духовный концерт, возникнув в русской культуре в середине XVII века, сохра-. нил свои устойчивые позиции вплоть до настоящего времени. Русский духовный концерт — это музыкальное произведение, представляющее собой симбиоз жанров русской православной церковной музыки и классической музыки.

История русского духовного концерта

  • Что такое духовный концерт 6 класс кратко
  • Духовный концерт
  • Что такое духовный концерт и какие композиторы писали духовные концерты... -
  • Сущность духовного хорового концерта

Значение слова духовный концерт

1.2 Духовный концерт в творчестве русских композиторов. второй половины XIX – начала XX веков Духовный концерт, возникнув в русской культуре в середине XVII века, сохра-. нил свои устойчивые позиции вплоть до настоящего времени. Русские духовные концерты — это замечательное проявление русской культуры, которое сочетает в себе великолепие и мистику. Эти концерты — настоящая сокровищница духовных ценностей, раскрывающая перед слушателями богатство русского наследия. Духовный концерт – публичное исполнение светской или религиозной музыки в парижском дворце Тюильри в период с 1725 по 1790 годы. Также духовным концертом называется многоголосое произведение для солистов и хора, написанное на тексты религиозного характера. По своему строению кантата похожа на хоровой концерт. Так же как и хоровые концерты, первые кантаты были духовными произведениями, но не в православной, а в католической западноевропейской церкви.

ДУХО́ВНЫЙ КОНЦЕ́РТ

Музыкально одаренный ребёнок был привезён в Петербург из маленького украинского городка Глухова. Всестороннее дарование позволяло М. Березовскому не только петь, но и играть на различных инструментах в том числе и народных , сочинять музыку. Здание Придворной певческой капеллы в Петербурге Талантливого молодого придворного композитора отправляют за государственный счёт на учёбу в Италию, в Болонскую филармоническую академию. Титул члена Академии был почётным: он давал право быть капельмейстером — руководителем хорового коллектива или оркестра. Болонскую академию прославили русские композиторы — Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Евстиг-ней Фомин, а также зарубежные — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, чешский — Йозеф Мысливичек. Музыку Березовского, незаслуженно забытого композитора, — его духовные хоровые концерты, а также оперные и инструментальные сочинения — открыли слушатели новых поколений спустя много лет после его кончины. Юные певчие Духовный концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» — одно из самых значительных произведений этого жанра.

Они были полны контрастов внешнего характера, то есть строились по принципу «тихо-громко», «быстро-медленно», «мажор-минор», «солист-хор». Такая состязательность пришла из церковных песнопений, звучащих под гулкими сводами европейских соборов. Постепенно утрачивалось понимание не только знаменного пения, но и вообще смысла богослужения. Не Литургия, не важнейшие моменты всенощного бдения, а духовные концерты имели неимоверную популярность во всех уголках России. Порой они даже служили своего рода «эстетической приманкой» для привлечения в храмы любителей церковного пения: многие и крестьяне, и купцы, и сам губернатор являлись в церковь лишь «к концерту»!

Композиторы-классики церковной музыки конца 18 в. Березовский, А. Ведель, С. Дегтярёв — зачастую находились под сильным влиянием европейских стандартов. Причем влияние оказывала не только церковная, но и светская музыка западных композиторов.

Своего расцвета хоровой концерт достиг в творчестве композиторов Московского Синодального училища на рубеже 19 и 20 вв. В сочинениях А. Архангельского, А. Гречанинова, А. Кастальского, П.

Чеснокова выразилось стремление к традициям русского духовно-музыкального творчества и использованию знаменных мелодий, взятых за основу развития. Авторы начинают обращаться к ушедшим в историю древним распевам, использовать отдельные элементы старинных напевов в мелодии своих песнопений. Внешняя контрастность уступила место звукоподражательным моментам, многочастность формы сменилась сквозным развитием. Сократилось также время звучания концертов. Воздействие текстов становилось более глубоким, усиливалось выразительной и талантливой концертной музыкой.

На музыкальном диске «Услыши, Боже…» представлены концертные песнопения разных стилей и направлений, ставших частью церковно-певческой традиции нашего народа. Диск призван познакомить слушателей с лучшими образцами концертов, а также способствовать выбору певческими коллективами в своем творчестве поистине глубоких и духовных произведений. Источник Духовная музыка В дальнейшем речь идёт о духовной музыке в широком смысле. О духовной музыке, понимаемой как синоним богослужебной у христиан — церковной музыки , см. Содержание Направления и жанры духовной музыки Христианская духовная музыка Жанры христианской духовной музыки Наиболее распространённые жанры христианской духовной музыки, католической и протестансткой, заимствованы из музыки церковной; это хорал, псалом, гимн в том числе Te Deum, Ave Maria , месса в том числе заупокойная — Реквием , секвенция и страсти пассионы.

Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим для всех является то, что рождались они или оформлялись в церкви и право сочинять произведения духовного характера — не только тексты, но и музыкальное их оформление — изначально принадлежало исключительно служителям церкви так, например, авторство большинства песнопений римской литургии средневековая традиция приписывала папе Григорию I. В результате отбора, переработки и унификации складывались каноны. Существовали и свободные формы, в частности секвенция, получившая широкое распространение в эпоху Возрождения; некоторые секвенции в дальнейшем были канонизированы — например, Dies Irae, сочинённая францисканским монахом Томмазо да Челано и ставшая основной частью католического реквиема, или принадлежащая другому францисканцу, Якопоне да Тоди, Stabat Mater.

Гарднера стала Придворная певческая капелла, являвшаяся «образцом для русских церковных хоров в плане исполнительства и стиля» [6, с. Композиторская деятельность была неразрывно связана со становлением в России новой исполнительской техники. Будучи одновременно участниками светских оперных постановок, музыканты Придворной певческой капеллы не могли не испытывать влияния западноевропейского музыкального мышления, были технически оснащены и художественно ориентированы на исполнение всех основных композиторских приёмов европейской музыки XVIII века. Особый вклад в процесс становления жанра духовного концерта, как и нового стиля хоровой партитуры в целом, внесла работа приглашённых зарубежных мастеров над церковной музыкой на православные тексты, предназначенной для исполнения во время богослужения. Известен целый ряд партесных концертов, принадлежащих перу Б. Сарти: «Радуйтеся людие», «Отрыгну сердце».

Их традиции были продолжены вернувшимися после обучения в Италии русскими композиторами — М. Березовским и Д. Центральным, основным «жанром творчества Березовского и Бортнянского оставался хоровой концерт, стилистика которого в 60-70-х гг. XVIII в. Наряду с Д. Бортнянским, которому принадлежит в общей сложности более ста произведений, относимых к сфере богослужебной музыки в том числе 35 четырехголосных духовных концертов и 10 двухорных , на рубеже XVIII-XIX вв. Среди них: С. Дегтярев, Л. Гурилев, А.

Ведель, С. Духовный концерт получил собственное место в структуре богослужения: после причастного стиха во время причащения священнослужителей в алтаре. По определению И. Гарднера, он представляет собой сочинение «на богослужебные тексты, которые предназначаются для исполнения в известные моменты богослужения, но хотя и не предусмотренные уставом, но допущены церковными властями для исполнения их в храме» [1, с. Таким образом, наиболее музыкально развитый эпизод, ставший кульминацией литургических песнопений, стал возможным и встроился в структуру богослужения благодаря тому, что характер музыкального материала, написанного на богослужебный текст, был наименее регламентирован церковным каноном: «в Типиконе отмечается, что в это время хор должен петь соответствующий данному богослужению или праздничному дню уставной причастный стих. Изначально это песнопение было протяжённым и во временном отношении давало простор для совершения обряда» [3, с. Потребность в длительном звучании хора в данный момент богослужения во многом связана с практической целью наполнить храм музыкальным звучанием на протяжении длительного промежутка времени, который соответствовал бы протеканию обязательной части богослужения. Подытоживая вышеизложенное, можно заключить, что истоками появления жанра хорового духовного концерта в России выступают следующие основные факторы: утверждение партесного стиля во второй половине XVII — первой половине XVIII вв. Будучи воплощением данных тенденций и кульминацией их проявления, духовный концерт с момента своего появления и на протяжении практически всей своей истории вызывал неоднозначные и противоречивые мнения современников.

Несоответствие виртуозности и внешней выразительности музыкального материала хоровых концертов исконным принципам и функциональному назначению богослужебной музыки привело к активизации споров, — как на государственном уровне, в церковной среде, так и среди российского общества и профессиональных музыкантов, — об их уместности. В качестве нежелательных и негативных для богослужебной практики воспринимались проявления со стороны прихожан, которые во время исполнения духовных концертов становились слушателями профессионального исполнения развёрнутых хоровых композиций, имеющих иные принципы воздействия на человеческое восприятие, нежели традиционная церковная музыка. За внешними проявлениями, окружавшими практику исполнения духовных концертов, стояли утвердившиеся и характерные для жанра принципы обращения к тексту канонического первоисточника, а также сложившиеся модели жанровой формы, избирательность выразительных средств, определившие его своеобразие. Обратимся к их более подробному рассмотрению.

В какой опере Н. Римского-Корсакова мы встречаемся с «Пляской скоморохов»? Назовите отличительные черты церковного песнопения в древности? Слайд 3 «Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует чтобы мы шли к ней» Слайд 4 Слайд 5 Система записи церковной музыки Запись музыки велась с помощью специальных знаков по-русски «знамя», «крюк».

Отсюда и название — знаменный распев, знаменная нотация. Одноголосное унисонное акапельное исполнение мужского хора. Слайд 6 Появление трёхголосия К 16 веку в церковной культуре усиливаются идеи Троицы. В музыке это выражается в постепенном отходе от одноголосного унисонного пения и появлении трёхголосия. Оно получило название «строчное трёхголосие»: три голоса — три строки, главный голос путь — средняя строка, крайние верхники и нижники — сопровождающие.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий