Чтобы облегчить восприятие слушателей при выступлении с устным докладом следует

Уже после выступления через 20 минут, можно будет вздохнуть с облегчением. Перед выступлением с докладом постарайтесь отрепетировать его перед коллегами или родными, спросите у своего руководителя как правильно выступать на конференции.

Подготовка публичного выступления

Публичное выступление — официальное выступление оратора (в основном монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией. На самом деле, для того чтобы успешно выступить на семинаре важно следовать определенным этапам эффективной предварительной подготовки. Подготовка – это почти 100% вашего успеха на выступлении. Вдумайтесь, что такое выступление на семинаре? это наиболее активная форма речевого взаимодействия, с помощью которого осуществляется общение. Необходимо хорошо продумать, что именно вы хотите донести до слушателей, как вы будете это делать, с какими трудностями можете столкнуться в процессе выступления. Чтобы ваше выступление оказалось успешным, придерживайтесь следующих советов. При подготовке речи очень важно четко определить цель выступления. При этом оратор должен сформулировать цель не только для себя, но и для слушателей, так как именно понимание цели облегчает восприятие речи. Рецепт удачного выступления: приемы захвата и удержания внимания аудитории. Чтобы устная речь произвела необходимое впечатление на аудиторию, надо владеть техникой устной речи, а также предварительно поработать над текстом выступления.

8 приемов: как удержать внимание аудитории

Рекомендации к выступлению с презентацией Рекомендации психологического характера. Конечно, многое зависит от формата выступления. Есть большая разница между интервью, бизнес-презентацией, экспресс-презентацией, речью по поводу или, например, выступлением с докладом на научной конференции.
Словесное оформление публичного выступления 82. Чтобы облегчить восприятие слушателей при выступлении с устным докладом, следует.

Публичное выступление как форма общественной и профессиональной деятельности.

Не менее важна настроенность на аудиторию: оптимальный баланс между недооценкой и переоценкой слушателя. Оратору намного легче, когда состав слушателей однородный, это стоит учитывать при планировании мероприятия. Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Вовлечение аудитории в процесс выступления — это не просто способ привлечения и удержания внимания, он подразумевает исполнение слушателями наблюдаемых действий. В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретным действиям по ее реализации. Усиление речи на "!" знаках в тексте, паузы после "?" знаков. Прочитайте статью о том, как подготовиться к проведению успешного выступления: полезные техники, правила подготовки, виды и типы, полезные навыки от практикующих ораторов.

Заключительные рекомендации для совершенствования навыков подготовки презентаций устных выступлений

Следующим этапом в подготовке к публичному выступлению является ориентация на аудиторию. Следует чётко определить возраст предстоящей публики, их цель визита на выступление, интересы; быть может, соответствующие материалу знания. Не нужно использовать все способы за раз в одном выступлении (только первые 4 нужны всегда). Выбирайте те приёмы, которые соответствуют уровню знаний, подготовленности, статусу аудитории, формату мероприятия, и нравятся вам самим. Люди позитивно воспринимают собеседника, если видят его руки и ладони. Чтобы выглядеть убедительнее во время своего выступления, следуйте трем правилам: держите ладони на виду, а руки — в верхней части тела.

Основы успешного публичного выступления. Часть 4

Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Разумеется, жесты хороши только тогда, когда они естественны. Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка». Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость. В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание. Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если вместо этого оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в записи, он и не заметит, что слушатели «отключились» и его выступлению грозит провал. Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов. При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза. Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю анекдот. Так называемые отступления звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.

Время от времени необходимо переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, любая работа слушателей. Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит. Ораторским жестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию. В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюстрацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов.

Порой без них просто не обойтись. Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже. Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2078; Популярные статьи: Века вооружений. История доспехов. Современное оружие Археология.

Делать выписки в тетради или на больших листах бумаги неудобно. Появляется новый источник информации статья, книга, наблюдение, разговор с авторитетным человеком и т. Поэтому лучше использовать листы небольшого формата - карточки. Вверху каждого листа записывается, пусть кратко, название вопроса, к которому относится выписка. Это позволит собрать информацию по одному вопросу из всевозможных источников.

При необходимости ее будет легко ввести в компьютер. Ведение записей на карточках требует аккуратности. Не забывайте указать источник информации, а если это цитата - еще и автора. На каждом листке записывается одна законченная мысль, пример или цитата. Карточки с информацией, относящиеся к одному утверждению, помечаются одинаковой цифрой и разными буквами. Это позволяет всё время дополнять и обновлять материал, выбирать подходящие примеры. Конспект, составленный из отдельных листков, называется рассыпным.. Образец листа рассыпного конспекта представлен на рисунке 4. Образец листа рассыпного конспекта Как нужно использовать вспомогательный материал. Документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации в виде фотографий, рисунков или схем являются ценным вспомогательным материалом, позволяющим сделать изложение более понятным, наглядным, убедительным, запоминающимся.

Но это не значит, что вспомогательного материала должно быть как можно больше. Цифры и примеры не должны уводить от существа дела. В этом заключается главное правило использования вспомогательного материала - включать в изложение только то, что раскрывает или подтверждает основную мысль. Как подавать цифры. Если цифра необходима для подтверждения какой-нибудь мысли, например о росте частного предпринимательства, саму цифру лучше не называть, а для большей убедительности нужно сравнить число предпринимателей за последние месяцы. Если цифра приводится ради самой себя, ее нужно округлить, чтобы она легче воспринималась на слух. Для неспециалистов цифру нужно сделать "зримой", то есть показать, что она означает. Например, директор фирмы называет цифру убытков за месяц из-за неуплаты клиентами по договорам. Естественно, сравнивать можно сопоставимые величины. В этом примере нельзя сравнивать убытки за месяц с квартальным доходом.

Выступающий должен быть уверен, что слушатели понимают смысл тех показателей, которые он приводит в цифрах. Нелишне пояснить, что такое инфляция, покупательная способность, потребительская корзина и т. Итак, нельзя выхватить из документа и привести "голую" цифру. Работа над цифровым материалом не только необходима, но и способна принести удовлетворение и творческую радость оратору и пользу его слушателям. Пример в выступлении. Пример в выступлении должен быть ярким и лаконичным, без лишних деталей. Он может использоваться для иллюстрации сказанного, пояснения сложного материала, в качестве аргумента. Так, иллюстрацией к утверждению о том, что все приходит с опытом, может быть описание первых шагов в маркетинге ведущего менеджера: его волнение перед первой встречей с клиентом, неудачная презентация услуги, извлеченный опыт и т. Утверждение "в религиозных обрядах есть много психологически оправданных действий" требует пояснения. Примером может служить исповедь, во время которой человек, рассказывая о том, что его тяготит, испытывает облегчение.

Многочисленные примеры разных людей, испытывающих затруднение при выступлении перед аудиторией, а затем ставших хорошими ораторами, подтверждают мысль Д. Карнеги о том, что оратором при желании может стать каждый. Опытные ораторы приводят также шуточные и воображаемые примеры. Например, преподаватель, обучающий будущих лекторов, в своей лекции о взаимоотношении оратора и аудитории сказал: "Вообразите себе состояние взрослых людей, которых принудительно кормят незнакомой и невкусной пищей. Эти люди будут не в лучшем положении, если их заставить слушать то, что им вовсе не нужно". К каждому выступлению можно подобрать множество примеров. Отбирая их для выступления, следует придерживаться следующих критериев: а насколько этот пример нужен; б типичен ли он; в уместен ли в данной аудитории; г какие чувства вызывает у слушателей. Не следует пояснять слушателям, для чего мы приводим тот или иной пример. Но он должен попадать в цель, чтобы они это понимали сами. Пример часто оказывается полезным для "разрядки" уставшей аудитории.

Сразу обостряется внимание. Но неопытные ораторы, вдохновленные повышенным интересом слушателей, нередко начинают увлекаться, приводят пример с такими подробностями, что у кого-то из присутствующих обязательно возникает попутный вопрос. Выступающий с удовольствием отвечает, к обсуждению подключаются остальные, разговор уходит в сторону от темы, и спустя некоторое время все спохватываются: "О чём это мы говорим? Отступать от него можно лишь тогда, когда этого требует ситуация 1. Использование наглядного материала. Диаграммы, рисунки, иллюстрации, фотографии, плакаты, различные предметы также предъявляются для подтверждения или пояснения основных положений выступления. Важно выбрать нужный размер наглядного пособия и исполнить его как можно красочней. Не следует уподобляться горе-ораторам, которые, показав аудитории рисунок или схему размером с листовку, горячо поясняют изображение, время от времени дразня слушателей словами: "Как видно на схеме... Наглядный материал предъявляется лишь тогда, когда он нужен. Нельзя развешивать плакаты заранее, как на защите диссертации, и следует тотчас убирать то, о чём уже сказано.

Только тогда наглядные пособия будут вызывать нужный интерес. Высказывания авторитетных людей цитаты. Цитаты служат той же цели, что и прочий вспомогательный материал: подтверждают мысль, делают изложение более ярким и впечатляющим. Их тоже не должно быть слишком много, они нужны не для красного словца, а по "поводу". Меткие высказывания, удачные и уместные, оживляют выступление, вызывают симпатию к оратору. Основы искусства речи. Как уже отмечалось, подготовка к выступлению - дело не одного дня. Выписки на листочках удобно делать везде: на совещании, в ожидании встречи, в дороге... Сразу не запишешь - потом не вспомнить. Поэтому "пригвоздим" мысль или пример к бумаге, сверху листа напишем название вопроса, к которому нужно отнести запись, затем пронумеруем листок - через некоторое время сами будем удивляться тому, как много набралось материала, и встанет проблема его отбора, Начнутся муки творчества, но как же без них?

Итак, после первого этапа подготовки к выступлению мы примерно представляем, что будем говорить. Построение выступления Мы должны ответить себе на вопрос: как построить выступление, если хотим облегчить слушателям восприятие материала. Это можно сделать, выбрав занимательный ход повествования или, если тема этого не позволяет, интересную последовательность изложения. Следует продумать композицию выступления - расположение материала и соотношение его отдельных частей. Психологически и логически оправдана трехкомпонентная структура выступления: вступление, основная часть и заключение. Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы.

Это не заставит людей относиться к вашему выступлению лучше. Вместо этого ваши слушатели подумают: «Если ты ничего не знаешь, зачем тратишь моё время? Заканчивайте подготовку до выступления Когда вы стоите перед аудиторией, время для подготовки уже прошло. Не проверяйте микрофон, свет, пульт для перелистывания слайдов — сделайте это заранее.

Если за техническую сторону вашего выступления отвечают специалисты, заблаговременно узнайте у них, что делать, если что-то пойдёт не так. Если во время вашего выступления что-то сломалось, постарайтесь выглядеть уверенно, пока решаете проблему или пока техники налаживают оборудование. Когда что-то идёт не так, самое главное — то, как вы на это реагируете. Не перегружайте свои слайды Есть простое правило: размер шрифта должен быть в два раза больше возраста вашей аудитории. Это значит, что размер шрифта будет между 60 и 80 пунктами. Если у вас не получается уместить на слайде все слова, придётся укорачивать сообщение. Никогда не читайте слайды Ваши слушатели должны скользить взглядом по слайдам. Если им придётся читать, вы потеряете их внимание. Кроме того, вы упустите аудиторию, если сами будете читать слайды во время выступления. Слайды должны акцентировать ваши слова, подчёркивать какие-то пункты вашего выступления, но не являться этими пунктами.

Завоюйте внимание Вместо того чтобы просить людей выключить мобильные устройства никто этого не сделает , постарайтесь полностью завоевать их внимание, чтобы у них и мысли не возникло проверить email во время вашего выступления. Сделайте свою презентацию такой интересной и вдохновляющей, чтобы люди поневоле слушали её от начала до конца. Аудитория не обязана вас слушать, это вы обязаны заставить её слушать. Всегда повторяйте вопросы аудитории Микрофон есть у каждого оратора, но редко доступен людям из зала. Поэтому, если вам задали вопрос, обязательно повторите его для аудитории, прежде чем начать отвечать. Во-первых, это поможет всем слушателям понять, о чём идёт речь в вашем ответе. Во-вторых, это даст вам несколько секунд, чтобы найти самый лучший ответ. Повторяйте ключевые пункты Продумайте структуру своего выступления так, чтобы вы могли иногда повторять ключевые пункты своей речи. Сначала объясните пункт, затем приведите примеры, как можно применить эту информацию в жизни, и закончите описанием конкретных действий в соответствии с рассказанным. Поскольку никто не может запомнить абсолютно всё, что вы говорили, чем больше вы повторяете ключевые пункты, тем больше шансов, что они отложатся в памяти ваших слушателей и будут использованы в жизни.

Будьте кратки Если на ваше выступление отвели 30 минут, используйте 25.

Может показаться, что для этого не нужно проводить дополнительное «расследование»: вы и так знаете свое руководство, партнеров или студентов. Рассуждать так опрометчиво. Подумайте про аудиторию более тщательно: какие у этих людей желания и цели?

Чего они хотят достичь? Как их можно заинтересовать? Какой тон публичного выступления будет им ближе? Ваша речь должна быть адаптирована к аудитории.

Если на научной конференции вы можете не давать лишних пояснений, использовать много терминов, то для общения со студентами нужно выбрать более простой стиль. Учитывайте, насколько публика расположена к вам. Это благодарные слушатели, которые хотят узнать больше о том, чем интересуются? Или людей нужно сначала убедить в важности темы?

Сбор и анализ информации по теме. Вам всегда нужно знать больше, чем вы скажете. Так вы будете готовы к вопросам, почувствуете себя уверенно. Чем лучше вы владеете фактами, тем более полезным будет ваше публичное выступление и более интересной — дискуссия.

Определение собственного образа. Какое впечатление вы хотите произвести? Каждый оратор — немного актер, продумайте собственный образ хотя бы на уровне общения. Если вы хотите произвести впечатление сверхкомпетентного знатока, одежда и стиль изложения должны быть соответствующие.

Основной этап работы над публичным выступлением Для начала набросайте тезисы: информацию, которая обязательно должна быть в вашем публичном выступлении. Затем составьте план и распределите тезисы по пунктам плана. Заново просмотрите информацию, если это нужно. Не спешите, на подготовку хорошей речи нужно около 8 дней, поэтому не старайтесь сделать все за сутки.

Конечно, бывает, что время поджимает, и 8 дней в запасе нет, но таких ситуаций следует избегать. Придерживаясь плана, напишите текст публичного выступления. Не редактируйте его сразу, отложите на время и займитесь другими делами. На следующий день возвращайтесь к речи и прочитайте ее вслух, желательно — перед кем-нибудь из близких.

Безжалостно редактируйте все, что вам сложно прочесть на одном дыхании и то, что плохо воспринимается на слух. Проверьте все изложенные факты. В идеале перечитайте речь спустя некоторое время и отредактируйте ее еще раз. Прочитайте текст несколько раз, но не пытайтесь заучить свое публичное выступление наизусть.

У вас в руках будет «шпаргалка», куда вы сможете подсматривать. Заученное наизусть звучит неестественно, лишает вас возможности живого диалога с публикой. Секреты публичных выступлений известных спикеров Учитесь у лучших, слушайте речи выдающихся людей, читайте их публицистику и делайте пометки, что можно взять на вооружение. Например, Наполеон перед началом каждого публичного выступления выдерживал долгую паузу.

Хороший прием, чтобы заставить аудиторию ждать ваших слов с нетерпением, но работает не всегда.

Публичная ораторская речь

Существует пять видов выступлений по продолжительности. Время выступления Самый характерный пример — питч: краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами. Цель питч-презентации — заинтересовать инвестора и привлечь финансирование, на выступление отводят от 0,5 до 3 минут, поэтому оно должно быть емким, но убедительным. Сергей Топоров, старший менеджер по инвестициям Leta Capital, рассказывает об основных пунктах, которые желательно отразить в питче: «Какую проблему решает проект? Сколько потребителей нуждаются в вашем решении и сколько они готовы за него заплатить? Как вы к этому пришли?

Иногда можно неплохо заработать даже на горстке земли — например, если доставить ее из Ирландии стремящимся к корням американцам. Насколько ваше решение лучше, чем все то, что предлагалось до него? Чем конкретно крута ваша команда, почему в вас нужно поверить? Это может быть внушительный предыдущий опыт или текущие результаты проекта. Идей и рынков в мире много, главное — реализация».

После питча должен остаться wow-эффект и желание разобраться в проекте подробнее. Экстра-короткие выступления Такие выступления длятся обычно от 3 до 5 минут и чаще всего подходят для выражения экспертного мнения. Ключевая цель такой речи — донести идею, сделать это можно с помощью запоминающихся метафор и акценте на проблематике. Приведем фрагмент выступления-реплики Игоря Манна, известного маркетолога и основателя издательства «Манн, Иванов и Фербер», бизнес-тренера, о двух методах чтения книг: «Первый — «по Манну»: вы читаете книги и делаете пометки и используете два типа закладок: первая символизирует очень интересную информацию, вторая — деньги. И когда ты видишь, что из книжки торчат денежные закладки ты реально начинаешь ее прорабатывать.

Короткие речи Второй способ — так, как читает мой знакомый. Он обычно берет книжку и, найдя хорошую идею, кладет ее в раскрытом виде обложкой вверх и не читает до тех пор, пока эту идею не внедряет. Мы с ним сравнили его обороты бизнеса и мои. Оказалось, что у него в 15 раз больше, чем все мои бизнесы вместе взятые. Получается, что этот метод более эффективный.

Самое главное — читать книжки, чтобы что-то внедрять, просто чтение автоматически не делает вас богатым и счастливым». После выступления, созданного в таком временном формате, должно остаться ощущение важности вопроса и понимание сути. Такая речь может занимать от 5 до 15 минут, основная цель чаще всего — убедить в конкретной точке зрения, поэтому важно аргументировать свою позицию и продумать структуру текста. Однажды президента США Вудро Вильсона спросили, как долго он готовит свои речи: «Это зависит от продолжительности речи. Речь на 10 минут я готовлю не меньше двух недель.

На получасовую речь уходит неделя. Если можно выступать сколько угодно, то можно вообще не готовиться. К этому я готов хоть сейчас». Средние выступления Проанализируем выступление бизнес-тренера Грег Маккеон на конференции Стэнфордской школы бизнеса: «Что сдерживает способных, целеустремленных людей от реализации новых целей? Ответом на этот вопрос, к моему большому удивлению, является успех.

Я убедился в этом, работая в Кремниевой долине: концентрируясь на достижении нескольких важных задач, команды стартапов успешно и стремительно развивали свой бизнес. Но как только перед ними открывалось множество новых возможностей, предпринимателям было крайне сложно определять наиболее значимые из них, и темпы роста их компаний значительно снижались. Выступление длится 15-30 минут, основная цель заключается в продвижении своих собственных интересов, у слушателей должно быть воодушевление от прослушанных кейсов и общее позитивное впечатление. Такой формат можно часто встретить на разного рода конференциях. Длинные речи Американская певица Аманда Палмер так рассказывает о своей подготовке: «Я оказалась в ловушке собственного эго.

Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга выпущена десять — двадцать лет назад, то приведенные в ней сведения могли устареть, поэтому требуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вопросу. На титульном листе указывается также наименование издательства и место издания книги. Следует просмотреть и оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы. Ознакомиться с книгой помогает аннотация, которая помещена на обороте титульного листа или в конце книги. В ней кратко рассказывается о содержании книги, говорится о ее назначении, даются сведения об авторе и т. Если в книге есть предисловие и послесловие, рекомендуется прочитать их. В предисловии рассказывается история написания книги, передается ее краткое содержание, характеризуются основные проблемы. В послесловии автор подводит итоги изложенного, кратко формулирует или повторяет главные положения работы.

Таким образом, первичный просмотр отобранных книг является очень важным моментом в поиске материала для выступления. Он позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и какие из них следует изучить более детально. В процессе подготовки к выступлению нужно обязательно делать соответствующие записи прочитанного. Прав был Д. Менделеев, который утверждал, что найденная, но не записанная мысль — это найденный и потерянный клад. Наиболее простой вид записи — это выписки. Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными лишь впоследствии. Выписки рекомендуется делать на карточках. Желательно, чтобы они были одинакового размера.

На каждой карточке делают не более одной записи. В верхней части карточки следует указать тему, к которой относится запись, а в нижней — подробно и в определенной последовательности записать «выходные данные» источника, т. Конечно, невозможно предложить рекомендации по подбору материалов для выступления, в равной степени приемлемые для всех. У каждого человека в процессе жизни вырабатываются свои методы и приемы работы. Главное, чтобы они были эффективными. Разработка плана выступления. Виды планов Как показывает практика, речи, написанные без предварительно составленного плана, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.

По определению толкового словаря русского языка, план — это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной. Охарактеризуем их. Предварительный план. Его рекомендуют составлять сразу после выбора темы и определения целевой установки. Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите животного мира и т. Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы.

Поэтому важно сразу определить, какие конкретно вопросы предполагается осветить в выступлении. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и выделять фактический материал для выступления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Кроме того, предварительный план помогает оратору отразить собственное решение раскрытия данной темы, его личный подход к освещаемой проблеме Рабочий план. Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан рабочий план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т.

Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова. Основной план. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего основной план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно. По структуре планы бывают простыми и сложными. При составлении плана важно соблюдать основное требование, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план.

Кроме того, у оратора могут быть различные варианты плана по данной теме. Композиция публичного выступления: определение, основные принципы Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами: «Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превосходстве стратегии и тактики». Действительно, история знает немало примеров, когда великие полководцы, умело разработав стратегию и тактику военных действий, одерживали победу над численно превосходящей армией противника. Как и сражение, подчеркивает автор, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы должны быть разработаны так, чтобы они привели к поставленной цели. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, сочинение». В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура. Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. В одном из учебных пособий по риторике приводится такой пример. Оратор выступал с информационным сообщение на тему «Зимние Олимпийские игры». Естественно, что аудитория предполагала услышать рассказ о происходящих в то время Олимпийских играх, о результатах последних соревнований, ознакомиться с именами новых чемпионов. Однако этого не произошло.

В течение восьми минут оратор делал вступление — говорил об истории Олимпийских игр. На изложение основной темы речи ему осталось лишь две минуты. Понятно, что сведений о состоявшихся соревнованиях ему удалось сообщить очень мало. И, хотя оратор интересно рассказал об истории Олимпийских игр, слушатели остались недовольны, так как ожидания их не оправдались. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удалось реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу.

В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и говорит: - Но об этом несколько позже; Об этом подробнее я расскажу потом и т. Забавный пример использования этого приема приводит А. Ивин: известный греческий оратор Демосфен, выступая в суде, заметил, что судьи рассеянны и невнимательны к его речи. Он прервал речь и стал рассказывать о человеке, который нанял осла с погонщиком. Седок сел отдохнуть в тени осла, а погонщик сказал, что отдал внаем только осла, но не тень от него. Спор превратился в судебную тяжбу... Тут Демосфен умолк, а когда заинтересовавшиеся исходом дела судьи попросили его закончить , он с упреком сказал им: «Басню о тени осла вы готовы слушать, а важное дело вы слушать не желаете». Демонстрация предмета Можно активизировать восприятие слушателей, демонстрируя что-либо: «Вот посмотрите сюда; Видите этот предмет? Взглянем на эту маленькую вещицу... Приближение к слушателям Этот прием весьма действен, однако не следует заходить слишком глубоко в зал, так как иначе это будет выглядеть как контроль за тем, чем занимаются ваши слушатели. Оптимальная глубина «захода» в зал, как уже отмечалось выше — примерно треть длины зала. Развлекательные элементы во второй части выступления Необходимо делать более увлекательной, разнообразной и легко воспринимаемой вторую половину своего выступления, независимо от того, сколько времени длится само ваше выступление. Именно в силу сказанного внимание слушателей особенно ослабляется во второй половине выступления, и именно поэтому эта часть выступления требует особой подготовки. Закон края Этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и воспринимаются лучше, чем середина. Поэтому, чтобы в середине вашего выступления не было «провала», необходимо середину речи сделать более разнообразной, более эмоциональной и т. Донесение главной мысли выступления Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слушателей, оратор должен ее иметь. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной 75 формулировке главной идеи - надо ее выразить словами, по возможности кратко и понятно. Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории П. Сопер описывал такой случай: один политический оратор уже долгое время говорит, обращаясь к деревенским избирателям. Кто-то из опоздавших подсел к старому фермеру и спрашивает: «О чем он толкует? Этот пример и позволяет П. Соперу справедливо утверждать, что «обычно слушатели не склонны доискиваться, каково намерение оратора, пока последний в достаточно развернутом виде и с повторениями не объяснит его». Оптимальным является выступление по принципу «один текст — одна мысль» Две-три идеи в одном выступлении — это предел, и в любом случае рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую. Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения Соблюдение регламента Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели. Из сказанного выше следует важный вывод: эффективная речь должна быть короткой. Лучше, если выступление не будет выходить за пределы 10 минут. А будет еще короче — будет еще лучше. Как уложиться в регламент? Есть некоторые принципы, которым надо следовать. Эти принципы таковы. Надо всегда иметь в плане своего выступления такие фрагменты, которые вы можете без ущерба сократить. Начинайте свое выступление вовремя. Если аудитория проявляет нетерпение, если слушатели по той или иной причине просят пораньше закончить, необходимо пойти им навстречу, не настаивая на своем праве изложить все до конца. Это нарушает понимание и раздражает слушателей. Отвечайте на любой вопрос не более 1 -1,5 минуты. Слушателям очень нравится такое завершение любой лекции или выступления. Сообщение, закончившееся чуть раньше намеченного срока, хорошо запоминается, положительно оценивается, а оратор получает высокий рейтинг у слушателей. Лучше заканчивать на 2 - 3 минуты до срока, не больше. Карнеги: «Прекращайте говорить тогда, когда слушателей еще хотят вас слушать». Задания 1. Если слушатели наклоняются вперед, это свидетельство их внимания. Если слушатели откидываются назад, это свидетельство того, что им нравится выступление. Оратор в застегнутом пиджаке более убедителен, чем в расстегнутом. Оптимальная длительность выступления — 10 мин.

Оба вида аргументов различаются по их силе и выделяются исчерпывающие, главные и спорные аргументы. Исчерпывающие аргументы, чаще всего один, - это такие аргументы, которые полностью доказывают правоту какого-то мнения, положения. Такие аргументы встречаются редко. Главные аргументы - это различные факты, убеждающие в реальности чего-либо. Самые сильные аргументы лучше «работают» в конце речи. Спорные аргументы могут служить «за» и «против» доказываемой позиции. Подбирая аргументы для доказательства выдвигаемого положения тезиса , оратору необходимо помнить о требованиях к аргументам. Аргументы должны быть истинными, непротиворечивыми, доказанными независимо от тезиса, достаточными. Если аргументы не являются истинными, это или специальный прием обмана слушателей часто прием пропаганды , или их использование приводит к логической ошибке, которая называется «ложное основание», или «ложное заблуждение». Недостаточность аргументов приводит к тому, что положение, которое следует доказать, не вытекает из приведенных аргументов. Истинность аргумента должна быть доказана независимо от тезиса. Нарушение этого правила приводит к логической ошибке «порочный круг», когда тезис доказывается посредством аргументов, а аргументы являются тезисом Группа студентов добилась успеха, потому что работала успешно. Для оратора важно и то, насколько определенно, ясно, точно, непротиворечиво сформулирован выдвигаемый и защищаемый им тезис. Если тезис сформулирован не совсем определенно, он в дискуссии может легко подменяться другим, его можно двусмысленно толковать, в результате очень часто наблюдается «подмена тезиса», когда переходят к обсуждению другой проблемы. Если ведется дискуссия, то необходимо убедиться не только в точности, определенности собственного тезиса, но и тезиса, выдвинутого оппонентом, убедиться, что тезис оппонента понимается точно. Неопределенность, общность формулировки тезиса может приводить и ко второй ошибке, которую часто допускают неопытные ораторы, - «потере тезиса», когда оратор легко теряет главную нить рассуждений и начинает говорить «вообще». Разновидностью «подмены тезиса» является замалчивание невыгодных фактов и событий. Заключение конец речи Цель заключения: Усилить интерес к предмету речи. Закрепить впечатление от речи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий