Новости комсомолец к 278

Кроме того, К-278 могла в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, при этом оставаясь недосягаемой для их снарядов. К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» была спущена на воду в 1983 году.

«Пожар охватил все отсеки»: 35 лет со дня гибели подлодки К-278 «Комсомолец»

Те, кто смог покинуть тонущую подлодку, ждали помощи в море почти 1,5 часа. Выжили только 27 моряков, 42 члена экипажа погибли. На Серафимовском кладбище Петербурга могилы сразу трех членов экипажа «Комсомольца»: командира подлодки Евгения Ванина, старшего лейтенанта Сергея Маркова и капитана 2-го ранга Олега Аванесова. Раз в год здесь, в Петербурге, собираются родные и сослуживцы тех, кто погиб на «Комсомольце». Приезжают со всех уголков страны и даже с Украины. Своих героев. И так случилось, что Саша остался жив, а их с Нахаловым Сережей не стало.

В августе-октябре того же года корабль с первым экипажем на борту, успешно выполнил задачи второй боевой службы. За достижения в боевой подготовке 31 января 1989 года подводная лодка получила название «Комсомолец». Но, к сожалению, переименование « Плавник» в «Комсомолец» оказалось фатальным. Через 67 дней после переименования, при возвращении с третьей боевой службы АПЛ К-278 затонула в Норвежском море, а большая часть ее экипажа трагически погибла К этому времени в СССР уже шла «Перестройка», открывшая стране «Гласность», и, в многочисленных статьях, опубликованных в ряде газет и журналов, началось бурное обсуждение причин гибели советской атомной подводной лодки «Комсомолец Представителями Военно-морского флота высказаны различные предположения о причинах трагедии. Смысл их сводился к множеству технических несовершенств в различных системах подводной лодки. Их наличие полностью относилось на счет недоработок конструкторов, судостроителей, а также недопустимого либерализма при приемке корабля.

И делался главный вывод: «Несмотря на самоотверженные и технически грамотные действия личного состава, спасти подводную лодку было невозможно». Смысл их сводится к тому, что основная причина гибели АПЛ К-278 состоит в недостатках организации специальной подготовки и подготовке по борьбе за живучесть второго экипажа подводной лодки. Прежде всего, игнорирование требований руководящих документов по БП и недопустимое снижение требовательности командования соединений к подготовленности экипажа, в условиях, когда выход в море завизирован вышестоящим командованием. Как обычно бывает, истина лежит между этими крайними мнениями заинтересованных лиц, а установить её можно, только скрупулезно исследуя факты, установленной правительственной комиссией по результатам изучения обстоятельств катастрофы. А они таковы: На третью боевую службу АПЛ «Комсомолец» ушла со вторым экипажем, под командованием капитана 1 ранга Ванина. В 1988 году экипаж прошел переподготовку в учебном центре и в сентябре был аттестован с неудовлетворительной оценкой по борьбе за живучесть корабля.

Средний балл, полученный экипажем при сдаче задач по борьбе за живучесть, составил всего лишь 2,7 по пятибалльной шкале. К началу похода экипаж состоял из 64 человек: 30 офицеров, 22 мичманов и 12 старшин и матросов срочной службы. При этом восемь офицеров были в звании лейтенантов, т е. Экипаж лодку практически не держал, так как весь срок опытной эксплуатации и две предыдущие боевые службы корабль обслуживался первым экипажем. Для лодки «Комсомолец» не было разработано «Руководство по боевому использованию технических средств» РБИТС , хотя исходные данные для этой цели бюро-проектант выдало еще в 1983 году. РБИТС входит в комплект обязательной документации по живучести подводной лодки, и при отсутствии этого документа, вышестоящее руководство не имело права принимать у экипажа зачет по борьбе за живучесть корабля, а подводную лодку, по окончанию опытной эксплуатации, выпускать в море.

В отсутствии РБИТС, экипаж капитана 1-го ранга Ванина не знал всего набора конкретных действий, применяемых в процессе борьбы за живучесть, а мог только, в отсутствие навыков, с той или иной степенью успешности, импровизировать. Комиссией установлено, что АПЛ вышла на боевое дежурство с неисправными газоанализаторами на кислород в 5-м и 7-м отсеках. Функции прибора заключаются в осуществлении постоянного контроля процентного содержания кислорода в атмосфере отсека и управлении автоматическим включением и выключением раздатчика кислорода. В 5-м и 7-м отсеках клапаны автоматической подачи кислорода были постоянно открыты, хотя такой режим подачи кислорода в отсеки не предусмотрен инструкцией по эксплуатации системы электрохимической регенерации воздуха. Неисправность газоанализатора стала первой объективной предпосылкой к созданию пожароопасной обстановки в отсеке. Второй предпосылкой стало размещение в 7-м отсеке, рядом с банками регенерации, запаса хлеба, консервированного спиртом, хотя проектной документацией его хранение здесь не предусмотрено.

Как говорит начальник химслужбы капитан-лейтенант В. Лишь по чистой случайности, заспиртованный хлеб ёщё не загрузили в нем не возник пожар. Аварийная ситуация, перешедшая в катастрофу начала развиваться на 37 сутки боевой службы, когда АПЛ К-278 шла под ГТЗА со скоростью 8 узлов на глубине 380 метров, находясь в нейтральных водах, в 180 км к юго-западу от острова Медвежий и в 490 км от норвежского побережья. По свидетельству мичмана Геращенко, выжившего после катастрофы, за 10 минут до 11 часов стал мигать свет. Это могло свидетельствовать о колебании напряжения в общекорабельной сети. Есть предположение, что это были первые проявления начавшегося пожара, произошедшего не позднее 10 часов 55 минут, ещё до того, когда вахтенные отсеков начали докладывать об осмотре.

Колебания напряжения, объясняемые, неисправной работой АРН турбогенератора, могли вызвать искрение в станции управления электродвигателем системы гидравлики в 7-м отсеке. Искры, в условиях повышенного содержания кислорода, вызвали возгорание паров спирта, консервирующего хлеб. При высоком содержании кислорода очаг возгорания мог возникнуть из-за любой, самой безобидной, причины нагрев какого-либо оборудования, промасленная ветошь, статическое электричество. В таком случае зафиксированные мигания ламп освещения были вызваны повреждением электрооборудования в ходе пожара. С этого места начинаются несоответствия в показаниях свидетелей выживших после аварии. Лейтенанты Дворов и а Федотко утверждают, что они лично слышали доклад вахтенного об осмотре 7-го отсека Из показаний к 1р Коляда: …«Предположительно, матрос Бухникашвили доложил без одной минуты 11, что 7-й осмотрен, замечаний нет….

А буквально через 3 минуты, из 7-го отсека поступил доклад: «Аварийная тревога, пожар в 7-м отсеке…». Вызывает сомнение, что был доклад об успешном осмотре отсека. Скорей всего вахтенный 7-го отсека, сразу после начала пожара, обнаружил возгорание и начал его тушить, используя систему ВПЛ. Около 11 часов, не имея доклада об осмотре 7-го отсека, командир дивизиона живучести связался с вахтенным отсека и получил сообщение о пожаре. Хотя не исключено, что вахтенный обнаружил разгорающийся пожар после своего доклада, когда выгорели пары спирта, и пошел черный дым от горящего полиэтилена. В центральном посту, узнав о пожаре, отдали команду вахтенному 7-го отсека о включении системы ЛОХ «на себя» и о переходе в 6-й отсек — эта команда зафиксирована в вахтенном журнале в 11 часов 3 минуты.

Вахтенный 7-го отсека выполнить ее не смог и погиб в борьбе с огнем. На пультах управления появились сигналы о высокой температуре в 7-м отсеке и о низком сопротивлении электрической изоляции сети. Была объявлена аварийная тревога, и отдан приказ о всплытии лодки на глубину 50 метров. Личный состав начал занимать места по аварийной тревоге. Моряки 6-го и 7-го отсеков ждали своих командиров в 5-м отсеке, пока капитан-лейтенанты Дворов и Волков получали в центральном посту задание попытаться эвакуировать тело вахтенного 7-го отсека матроса Бухникашвили. Прибывший в центральный пост Заместитель командира 6-й дивизии капитан 1-го ранга Коляда посоветовал дать ЛОХ в 7-й отсек.

Технический проект подводной лодки «Комсомолец» был разработан с противопожарной системой ЛОХ, имеющей дистанционное управление из центрального поста. Однако совместным решением Министерства судостроительной промышленности СССР и Военно-морского флота в 1975 году, из-за якобы недостаточной надежности дистанционно управляемых электромагнитных клапанов, было предписано, на всех подводных лодках, перейти на ручное управление системой ЛОХ. ЦП стал вызывать вахтенного энергетических отсеков мичмана Колотилина, чтобы дать ему указание о включении ЛОХ на 7-й отсек из 6-го. На связь Колотилин вышел в 11. Все объективные данные говорят о том, что фреон в 7-й отсек не подавался. Нет об этом и записей в вахтенном журнале.

При всплытии на рулях, на глубине 150 м сработала аварийная защита паротурбинной установки, лодка потеряла ход, и так как была тяжела, начала тонуть. От пожара в 7-м отсеке лопнула труба ВВД, идущая через отсек к ЦГБ, и воздух с давлением 400атм стал поступать в 7-й отсек, активизируя бушующее пламя. Температура в отсеке приблизилась к температуре мартеновской печи, когда горит то, что обычно гореть не может. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начал поступать в цистерну слива масла главной турбины, расположенную в соседнем, 6 отсеке. Избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Начался объёмный пожар в 6-м отсеке, погубивший мичмана Колотилина.

По этой же причине капитан-лейтенанты Дворов и Волков не успели эвакуировать тело погибшего вахтенного 7-го отсека матроса Бухникашвили. Лодка всплыла на поверхность при нулевом крене и дифференте. Сработала аварийная защита ЯР. Остановились турбогенераторы, энергообеспечение производилось от аккумуляторной батареи, имеющей ограниченную ёмкость. Отдана команда на запуск аварийного дизель-генератора. Но из-за недостатков в специальной подготовке и отсутствия навыков обслуживания ДГ, его смогли ввести в действие лишь через два с половиной часа.

Так как горячие газы из 7-го отсека, через разорванный трубопровод, непрерывно продували цистерну главного балласта правого борта, возник крен на левый борт до 6 градусов. Наряду с объёмным пожаром в 6 и 7 отсеках, из-за неумелой герметизации отсеков, вот где сказалась отсутствие РБИТС! Чуть позже, происходит возгорание пульта в ЦП и вспышка горючих газов в 5-м отсеке. Некоторых моряков сильно обожгло, другие загорелись. Началась упорная борьба с огнём. В 5-й отсек была послана аварийная партия.

Подводная лодка к-278 комсомолец 30. К-278 подводная лодка 31. Комсомолец подводная лодка гибель 33. Подводная лодка к-278 комсомолец 34. Характеристики АПЛ комсомолец 36.

К-278 атомная подводная лодка 37. Испенков Анатолий Матвеевич 38. К 278 комсомолец фото на дне 39. К 278 40. Подводная лодка к-278 комсомолец 42.

К-278 атомная подводная лодка 43. К-278 комсомолец Фото: Лодка проекта 685 «плавник». Атомная подводная лодка к-278 «комсомолец» 47. Подводная лодка б-396 Новосибирский комсомолец схема 48. К-8 подводная лодка 1970 49.

К-278 атомная подводная лодка 50.

Судя по всему, разрушения лодки было таким масштабным, что уцелевшие члены экипажа просто не смогли добраться до ВСК. Хотя лодка затонула на относительно небольшой глубине и всплыть в спасательной камере можно было без особых проблем. Эта катастрофа похожа на гибель АПЛ «Комсомолец», однако ее причина была во взрыве на боевом судне.

Из последних примеров использования всплывающих спасательных камер можно отметить проведенные в ноябре 2014 года испытания данного спасательного средства. Атомная подводная лодка «Северодвинск» проекта «Ясень» провела испытания ВСК, погрузившись на глубину 40 метров и отстыковав камеру с пятью членами экипажа и балластом, имитирующим вес экипажа подлодки. Камера без проблем всплыла на поверхность за десять секунд, а моряки сравнили всплытие с обыкновенным лифтом. Такой технология очень помогла бы экипаж АПЛ «Комсомолец», трагедия на которой потрясла сердца множества людей.

Хочется верить, что использовать ВСК по прямому назначению нашим подводникам никогда не придется, однако в случае возникновения аварийной ситуации есть вполне реальный шанс спастись. Причем не отдельным подводникам, а всему экипажу. Конечно, поднимут, если уже не подняли! Арендуют бывшие советские глубоководные аппараты, и поднимут!

Индивидуальными приборами дыхания они воспользовались, но отрощенная борода не дала изоляции лица.

100 лет ВКР. Глава 61. Гибель «Комсомольца»

атомная ударная подводная лодка советского военно-морского флота проекта 685 "Плавник" (русский: проект-685 плавник, что означает "плавник", также известная по своему натовскому названию класса "Майк". Советская подводная лодка «Комсомолец» (К-278) затонула в 1989 году. День гибели подлодки "Комсомолец" считается в России Днем памяти погибших подводников. В России 7 апреля вспоминают трагическое событие — аварию на атомной подводной лодке Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец» в 1989 году.

Что еще почитать

  • Памяти погибших подводников
  • Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец», что произошло на самом деле
  • «Золотая рыбка»
  • Что еще почитать

Почему погибла самая совершенная подлодка в мире

Андрей Зайцев, в 1989 г. И, по сути, в отсеке создалась мартеновская печь». Прекратилась связь с пятым отсеком, из пятого по телефону доложили, что у них взорвались пары масла, и больше связи не было». Андрей Махота, в 1989 г. Но нашим законам, без команды переходить из отсека в отсек нельзя. Тогда мичман схватил ручку и удержал, чтобы приборочную дверь не открыли. Это было единственное. Мы уже почувствовали, что что-то в пятом случилось.

Субмарина входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны России, которое более известно как «подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны, сообщает портал. Глубоководный спускаемый аппарат крепится к подлодке-носителю снизу. Подлодка К-129, по данным «Военного обозрения», числится в составе Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

Крупные аварии на советских и российских подводных лодках: Фотогалерея 8 ноября 2008 года. После того как сработали системы пожаротушения ЛОХ лодочная объемная химическая , в отсеки субмарины стал поступать фреон, что привело к гибели 20 человек. Еще 21 человек пострадал.

Всего на борту АПЛ находились 208 человек. В результате аварии погиб один матрос. Виновным в халатности, приведшей к взрыву, был признан командир минно-торпедной боевой части.

Девять из десяти находившихся на борту моряков погибли. Причиной аварии стал шторм, который привел к отрыву понтонов, с помощью которых проводилась буксировка 12 августа 2000 года. Спасательная операция длилась несколько дней, в течение которых часть экипажа, состоявшего из 118 человек, оставалась в живых.

Подводные лодки проекта 667а «навага» 8. К-278 подводная лодка 10. К-278 комсомолец на дне Фото: Экипаж к 278 комсомолец 12. Подводная лодка к-278 комсомолец 13. Подводная лодка к-278 комсомолец 14. Памяти подводников к-278 "комсомолец" 15. Экипаж к 278 комсомолец 16. K278 комсомолец 17.

Экипаж к 278 комсомолец 18. Атомной подводной лодки "комсомолец" 19. Подводная лодка комсомолец тайна гибели 20. Экипаж к 278 комсомолец 21. Подводная лодка комсомолец двигатель 22. Подводная лодка к-278 комсомолец 23. Атомная подводная лодка комсомолец Фото: К-278 комсомолец на дне 26. Памяти подводников к-278 "комсомолец" 27.

В 5-м отсеке людей нет, 5-й отсек осмотрен. Бондарь поднят наверх без сознания. Слюсаренко, Третьяков — страхующие, Юдин, Апанасевич — аварийная партия в 6-й отсек. Кулапин и Бондарь — умерли.

Заключение врача». Лишь через 3,5 часа после начала пожара к месту аварии добрался самолет Ил-36, который передавал направляющейся на помощь «Комсомольцу» плавбазе «Алексей Хлобыстов» координаты, но прибыть она могла лишь к 18. Корпус подлодки начал содрогаться от взрывов в отсеках, где был пожар, и в 17 часов «Комсомолец» начал тонуть — по всей видимости, произошла разгерметизация корпуса. Началась срочная эвакуация экипажа: 61 человек поднялся на палубу, не успевая спустить спасательные плоты; в небе беспомощно кружил Ил-36.

Надышавшиеся угарным газом моряки оказались в ледяной воде Норвежского моря. Но еще 5 человек, включая командира лодки Евгений Ванина, не успели покинуть идущего ко дну «Комсомольца»: по приказу штурмана им пришлось остаться в рубке, чтобы уничтожить секретную аппаратуру. Когда они начали эвакуацию, лодка почти вертикально начала погружаться на глубину. С большим трудом им удалось добраться до спасательной камеры, которая отделилась от «Комсомольца», когда он уже почти достиг дна.

Камеру с моряками вытолкнуло на поверхность, но остался в живых лишь мичман Виктор Слюсаренко. Несколько человек скончались на борту плавбазы вопреки усилиям медиков. Итог: из 69 членов экипажа выжили лишь 27. В 1995 году 7 апреля объявили «Днем памяти погибших подводников».

В 1998 году расследование аварии были закрыто в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». А следствие оказалось в тупике просто потому, что лодка так и не поднята со дна — достоверно установить причины трагедии невозможно».

Неразгаданные тайны «Комсомольца»

Маркова по благословлению председателя Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Санкт-Петербургской епархии архимандрита Алексия Ганьжина состоялась церемония, посвященная 33-й годовщине со дня гибели атомной подводной лодки "Комсомолец". На мероприятии присутствовали представители законодательной и исполнительной власти города и района, члены морских общественных организаций, представители образовательных учреждений, а также священник Военного благочиния Санкт-Петербургской епархии настоятель храма в честь св. Адмирала флота Советского союза Н.

Однако через пару минут сработала аварийная защита реактора. И у подлодки внезапно "пропала тяга". Огромная субмарина водоизмещением 8,5 тысячи тонн камнем пошла ко дну — туда, откуда её отчаянно пытались вытащить члены экипажа. При попытке продуть главный балласт с его помощью подлодка всплывает на поверхность произошла новая авария — трубопровод, по которому подаётся воздух, оказался повреждён. Воздух под огромным давлением хлынул в отсеки и сработал как поддувало в огромной печи. К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Через 20 минут после всплытия экипажу "Комсомольца" удалось отправить сообщение в штаб флота, и практически сразу "в ружьё" поставили все спасательные службы. После единственного сообщения на берег по субмарине пронеслась "волна" коротких замыканий — на корабле пропала вся связь, в том числе и аварийная — последний "мостик" на большую землю был сожжён пожаром.

Останки на дне Через несколько часов после всплытия "Комсомолец", и без того набравший лишней воды во время всплытия и получивший крен на левый борт, внезапно начал "заваливаться" назад — в системе сброса давления кормовых балластных цистерн случился сбой, и лодка начала "заглатывать" тонны морской воды. Подводники, до последнего ожидавшие, что к ним на помощь придут спасатели Северного флота, не надевали жилеты и опомнились лишь в тот момент, когда оказались по колено в ледяной воде. Через пятнадцать минут набравшая воды субмарина начала резко крениться и "встала свечкой" — вертикально, как "Титаник" во время крушения.

Борьба за живучесть Положение на «Комсомольце» было очень тяжёлым — 6-й и 7-й отсек охвачены огнём, 2-й, 3-й и 5-й задымлены.

В экипаже много обожжённых и отравившихся. Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов. Первый сигнал об аварии был подан в 11:37, но из-за нарастающих неполадок в штабе он был принят лишь в 12:19. К месту аварии был отправлен самолёт Ил-38 с аварийно-спасательными контейнерами.

Ил-38 не может садиться на воду, поэтому в данной ситуации он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли. К тому же первые сообщения от капитана Ванина были достаточно спокойными — корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть. Ил-38 под командованием лётчика Геннадия Петроградского занял позицию над районом аварии в 14:20. К этому времени на помощь «Комсомольцу» на всех парах шла плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая должна была прибыть на место к 18:00.

К трём часам дня показалось, что всё самое страшное позади. Над районом кружили три советских самолёта, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро. Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов.

Люди, выбравшиеся из задымлённых отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придётся покидать корабль. Лодка затонула за несколько минут В 16:35 экипаж Ил-38 обратил внимание, что К-278 стала оседать на корму. В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца». Оно происходило стремительно.

В 16:40 командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру ВСК , покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Через семь минут боевая рубка наполовину оказалась погружена в воду. В 17:00 экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот.

С Ил-38 был сброшен спасательный контейнер, однако он сработал нештатно, и воспользоваться им моряки не смогли.

Всего за время нахождения в боевом составе ВМФ совершила 3 боевых службы. Государственный флаг снимает ответственный сдатчик Чувакин В. Гуров фото: офицеры экипажа К-278 на первомайской демонстрации слева направо : инженер БЧ-4 ст.

Морозов фото: офицеры, мичманы и старшины экипажа К-278. Сидят слева направо : СПК кап.

Дело труба

  • Дело труба
  • Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
  • Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец"
  • «Дайте сколько просят…»
  • Стартовала экспедиция к месту затопления подлодки Комсомолец | Новости России
  • АПЛ «Комсомолец»: история гибели, почему большая часть экипажа не спаслась

Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки

Эта скорбная дата сама вошла в нашу жизнь без каких-либо указов и постановлений после того как 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла наша атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Но абсолютным рекордсменом по этому параметру была и до сих пор остается советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». 28 февраля 1989 года глубоководная большая атомная торпедная подводная лодка К-278 («Комсомолец») вышла в автономное плавание. 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения в результате пожара, затонула атомная подводная лодка Северного флота К-278 "Комсомолец".

Неразгаданные тайны «Комсомольца»

7 апреля 1989 г. в Норвежском море произошел пожар на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец». Юрий Парамонов, командир гидроакустической группы АПЛ К-278 «Комсомолец»: «В холодной воде мы провели около часа и 20 минут». 06 апреля 2023 Установлен Приказом ГК ВМФ от 19 декабря 1995 года в память о 42 погибших в этот день на АПЛ К-278 «Комсомолец».

Огонь и безысходность. Трагедия на подводной лодке К-278 «Комсомолец»

Основной версией считается возгорание электрооборудования. Была предпринята попытка использовать объёмную химическую систему пожаротушения, но это не дало результата. На фото: репродукция рисунка «Норвежское море. Вскоре во внутренний корпус К-278 стала поступать вода, после чего субмарина затонула на глубину около 1800 м.

Давление воды было такой силы, что корпус лодки на полметра уменьшался в диаметре. При этом, даже находясь на предельных глубинах, «Комсомолец» мог наносить торпедные удары. Так, на испытаниях в 1984-м К-278 произвела успешный пуск нескольких торпед с глубины 800 метров. Под водой лодка могла находиться до 90 суток. Ее практически невозможно было засечь имеющимися на тот момент средствами обнаружения. За баснословную по сравнению с другими субмаринами стоимость разработки К-278 получила прозвище «Золотая рыбка». Почетное название «Комсомолец» ей присвоили за месяц до последнего похода. Лодка вышла на боевую вахту в конце февраля 1989-го. Моряки должны были три месяца дежурить без всплытия — обнаруживать и скрытно следить за кораблями потенциального противника. На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек. Шли 37-е сутки похода. Подводная лодка двигалась на глубине 380 метров со скоростью восемь узлов. Около 11 утра на борту взревел сигнал аварийной тревоги — в седьмом отсеке по неустановленной причине возник пожар. Вахтенный старший матрос Нодари Бухникашвили, находившийся рядом с очагом, погиб. Командир приказал всплывать, но на глубине 150 метров сработала аварийная защита атомного реактора, из-за чего корабль начал резко терять ход и пошел на дно. Чтобы остановить погружение, Ванин решает продуть цистерны главного балласта. Лодка всплыла, но, как потом выяснилось, продувка балласта только усугубила положение моряков. Мы не знали, что происходит в корме. В таких условиях очень сложно было принимать решение. Только когда люди вышли из четвертого, пятого отсеков, они рассказали о сложившейся ситуации». Огонь на корабле сначала попытались потушить с помощью системы химического пожаротушения ЛОХ. Однако при продувке балласта прогорел трубопровод, в отсеки начал поступать воздух под высоким давлением. Из-за этого резко увеличились площадь и интенсивность пожара.

К-278 затонула на глубине 1658 метров. Жертвами трагедии стали 42 подводника. Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей. Спасти удалось 27 человек. Самая опасная подлодка советского флота до сих пор лежит на дне — достать ракеты с ядерной боевой частью и демонтировать реактор никто так и не решился. Официально о спасении К-278 не сообщал никто, но в Норвежском море, где "Комсомолец" лежит до сих пор, несколько раз замечали "неизвестные подлодки". Целью экспедиций неизвестных кораблей, по некоторым версиям, может быть извлечение ракет и торпед с ядерной боевой частью, с помощью которых экипаж К-278 должен был топить корабли противника. Несмотря на заглушённый реактор, корпус подлодки, пролежавшей на дне моря больше 30 лет, может "рассыпаться" — тогда в Норвежском море может произойти авария, которая затмит трагедию на Чернобыльской АЭС. Много лет учёные и специалисты по ядерной энергетике уверяли, что лодка не представляет опасности. Но в 2019 году эти выводы опровергли — анализ проб воды из вентиляционной трубы подлодки показал, что утечка радиации на погибшей субмарине продолжается, а допустимый уровень радиации превышен в 100 тысяч раз.

Вернуться в Архангельск судно планирует к 5 июня. Как рассказал ТАСС руководитель экспедиции Георгий Артемьев, в прошлый раз Росгидромет исследовал место затопления лодки в год трагедии. Мониторинг ситуации, по его словам, ведет норвежская сторона, а российские организации предпринимают периодические экспедиции к месту затопления. Подводная лодка «Комсомолец» затонула в Норвежском море в результате пожара.

Испытание глубиной

  • К-278 "Комсомольц" рекорд погружения
  • Колонка председателя
  • Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск»
  • Реквием по «Комсомольцу». Часть 1 | Секретные Материалы 20 века | Дзен

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий