Новости декриминализация домашнего насилия

При повторном же применении насилия к своим близким виновного ждет уголовное наказание – в июле прошлого года УК РФ был дополнен новой статьей, устанавливающей уголовную ответственность за нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию. КС рассмотрит жалобу на норму закона о декриминализации домашнего насилия, в которой заявитель утверждает, что статья 116.1 УК не позволяет сразу привлекать к уголовной ответственности граждан с непогашенной судимостью за побои родственников. Ключевые слова: декриминализация побоев, домашнее насилие, семья, женщины, дети, профилактика насилия, традиции. Однако сторонники декриминализации закона считают, что вряд ли ситуация с домашним насилием в стране как-то существенно изменится. Тема домашнего насилия при этом не была табуирована и часто обсуждалась общественностью.

Конституционный Суд защитил жертв домашнего насилия

Депутат Бессараб объяснила декриминализацию статьи о домашнем насилии. КС рассмотрит жалобу на норму закона о декриминализации домашнего насилия, в которой заявитель утверждает, что статья 116.1 УК не позволяет сразу привлекать к уголовной ответственности граждан с непогашенной судимостью за побои родственников. 14 тысяч в год, а большинство сидящих в женской тюрьме попали туда за самооборону, из-за которой. Об этом говорится в докладе правозащитников о проблеме домашнего насилия и реакции на нее со стороны государства. Но многие активисты общественных движений и простые россияне осудили декриминализацию насилия. В феврале 2017 г. в России была проведена одна из самых резонансных уголовно-правовых реформ последних лет, известная как декриминализация домашнего насилия.

Когда примут закон о домашнем насилии

  • Закон о семейном насилии: о чем спорят сторонники и противники? -
  • Декриминализация домашнего насилия
  • Милые бранятся
  • Какое наказание за побои в семье предусматривает новый закон?

55% россиян выступили против декриминализации домашнего насилия

Напомним, что закон о декриминализации побоев в семье подписал президент России Владимир Путин в 2017 году. Почему в декриминализации домашнего насилия в РФ нет ничего хорошего. "Никакой декриминализации насилия нету, потому что речь идет о причинении боли, не принесшей вреда и последствий.

Закон о декриминализации домашнего насилия: преимущества, которые часто упускают

Декриминализация коснется только первичных случаев домашнего насилия: второй и последующие случаи домашнего насилия по-прежнему будут квалифицироваться как уголовные преступления. Согласно действующему законодательству, побои – это действия. От домашнего насилия в России за год пострадали более 16 млн. женщин (официальные данные Росстата): 38% женщин в России подвергались вербальному насилию в семье в течение жизни, 20% женщин подвергались физическому насилию в течение жизни, 10% жертв. Об этом говорится в докладе правозащитников о проблеме домашнего насилия и реакции на нее со стороны государства. Количество случаев домашнего насилия именно в связи с декриминализацией побоев не увеличилось, считает заместитель начальника отдела по делам несовершеннолетних ГУ МВД по Свердловской области Лилия Буткевич. Как рассказала Буткевич, показатели остаются.

Изменения в законодательстве связанные с побоями в семье

Одновременно в ст. Таким образом, как отмечали авторы законопроекта, сложилась «абсурдная ситуация», когда за побои близкие лица будут нести более жестокое наказание, чем за причинение легкого вреда здоровью ст. Новыми поправками «побои в отношении близких лиц» исключаются из числа преступлений и отнесены к административным правонарушениям.

Сосед вышел на балкон. Галина осталась фактически вдвоем с мужем.

Проходя мимо нее, он опять ей сказал, мол, что ты тут ноешь, толкнул ее. Она ему ответила, а он опять схватил ее за горло и начал душить. У нее на шее висел крестик на шнурочке, он потянул за веревочку. Галина начала хрипеть.

Это уже услышал сосед и, когда он забегал в квартиру, то увидел, что Галина наносит удары ножом, который до этого лежал на столе. Эта ситуация носила реальную угрозу для жизни Галины. Соответственно, она была вынуждена защищаться. В результате, казалось бы, очевидной ситуации, когда я вступила в дело, Галина обвинялась в умышленном совершении убийства — это статья 105 УК.

Ситуация однозначно указывала на то, что здесь как минимум надо было рассматривать превышение необходимой обороны. Так почему же? Это идет из тех же самых стереотипов, а также особенностей нашего судопроизводства по уголовным делам: в деле Галины 11 ножевых ранений, которые, по версии обвинения, указывают на то, что она действовала осознанно, с умыслом, желая причинить смерть: «Она нанесла удары в жизненно важные органы сердце , следовательно, она желала смерти и хотела наступления опасных последствий лишения жизни». В этом деле абсолютно с самого начала ни Следственный комитет, ни прокуратура не хотели придавать внимание домашнему насилию — случайно или намеренно, но мне говорили, что оно не имеет никакого юридического значения в этом деле.

Хотя, согласно Уголовному-процессуальному кодексу, следствие обязано устанавливать причины и условия, способствующие совершению преступления. Тем не менее все заявленные ходатайства, просьбы опросить родственников и соседей отклонялись. Ее психологическое состояние никто не хотел изучать, только психиатрическое: вменяема она или нет. Когда все же психологическая экспертиза была проведена и были рассмотрены материалы о систематическом домашнем насилии, экспертиза пришла к поразительному выводу: «Обстановка домашнего насилия носила для испытуемой привычный характер».

Вы понимаете, что это значит? Значит, что, постоянно проживая в ситуации домашнего насилия, она уже [якобы] не подвергалась никакой психотравме! Суд первой инстанции продолжил эту историю совершения ошибок и использования стереотипов и указал в решении, что, поскольку между побоями имелись перерывы, Каторова могла покинуть помещение, могла позвать на помощь, то есть действовать социально приемлемым способом. Материалы по теме: 13 января 2017 Игнорировались особенности ее личности как жертвы домашнего насилия.

А такие особенности действительно есть, их необходимо принимать во внимание. Пострадавшие всегда, как это говорят эксперты, обладают определенной суженностью сознания. Если для человека, который не находится в состоянии психотравмы, есть какие-то выборы, сценарии, то пострадавший демонизирует личность агрессора. Тот предстает могущественной персоной, от которой не спрячешься и не уйдешь.

Разве что от отчаяния остается взять нож и наносить им удары. Для них нет выбора сценария, как для других людей. Суд первой инстанции реальную угрозу для жизни, то есть факт удушения, расценил всего лишь как смягчающие обстоятельства. Он не придал ему правового значения.

В итоге была проведена работа над ошибками. Суд апелляционной инстанции установил, что Галина не обязана была предпринимать действия, чтобы избежать насилия в отношении самой себя. Оценив угрозу ее жизни как реальную — отражая нападение, она действовала социально приемлемым способом. И в апелляционной инстанции был поставлен оправдательный приговор.

Но тем не менее, проанализировав массу приговоров за 2018 год, я наблюдаю, что Галина Каторова — это исключительный случай. Более я не нашла оправдательных приговоров, которые проистекали бы из ситуации домашнего насилия. Я нашла массу приговоров обвинительных по превышению необходимой обороны. В этих делах были абсолютно такие же ошибки, которые допустил у нас суд первой инстанции.

Например, раз удар наносился в грудную клетку, то «имело место намерение нанести ранение в жизненно важные органы». При этом здесь совершенно не дается оценка тому, что предшествовало этому нападению, этим инкриминируемым действиям. Очень часто пишут, что в семье действительно имелось домашнее насилие, но в момент инкриминируемых действий оно не носило такой опасный характер. Дал по голове табуреткой — «нельзя расценивать соразмерность».

А то, что удару табуреткой предшествовали угрозы ножом, и сам нож брался в руки — это не принимают во внимание. Я не скажу, что нам повезло с Галиной, потому что считаю, что это абсолютно правильный приговор. Это не везение, а закономерный приговор. Но, к сожалению, он — редкость.

Насилие в отношении самой Каторовой даже не было выделено в отдельное производство. Мне пришлось подавать заявление о возбуждении уголовного дела, прекрасно понимая, что мне будет отказано в связи со смертью ее мужа. Но я все равно это сделала, чтобы в совокупности иметь доказательства, чтобы была дана оценка ситуации с точки зрения домашнего насилия и посягательства на ее жизнь. Материалы по теме: 16 января 2017 Когда я читала все эти приговоры, где в вину вменялось, что у женщины был нож, а у мужчины были кулаки, у меня возник вопрос, как может женщина противостоять мужчине, как правило, физически более крепкому, не используя серьезного оружия?

Мужчина с кулаками и женщина с ножом — для меня это эквивалент, потому что женские кулаки никак не могут противостоять мужским. Необходимая оборона впервые была закреплена в Европейской конвенции о правах человека в статье, которая регламентирует право на жизнь. Право на жизнь и необходимая оборона объединены, потому что самооборона — это справедливый баланс. Есть твое право на жизнь, есть право на жизнь другого человека, но есть баланс интересов.

Лишение жизни не рассматривается нарушением статьи, когда оно является результатом необходимого применения силы. Уголовный кодекс России, который закрепил статью 37 о необходимой обороне был принят в 1997 году, а вот пленум, которым регламентировались условия применения этой статьи, был уже значительно позже, в 2012 году — я объясняю этим то, почему она не принималась активно. Было очень много проблем с трактованием статьи. Если имелось насилие, опасное для жизни или имелась угроза применения насилия, опасного для жизни, то в этом случае оборона правомерна.

Если насилие не опасно для жизни, включается критерий соразмерности. Галина Каторова говорила, что она ни разу не сомневалась, что муж ее может придушить, потому что она своего мужа видела в таких ситуациях, когда он применял насилие к другим людям. Он был судим неоднократно, а в ее присутствии проломил человеку голову, после чего был осужден за угрозу убийства. Фото: Diomedia «Я тебя сейчас прирежу, мне ничего не будет» Сейчас я веду другое дело.

Моя подзащитная проживала совместно с отцом. Он был уже пенсионного возраста, но крепкий, физически активный. Он бил мать моей подзащитной на ее глазах на протяжении всего ее детства. Бил и саму женщину, бил молотком по голове до такой степени, что пришлось зашивать.

Получилось так, что, когда муж уехал в командировку, она осталась одна с отцом.

Это бесплатно! Также, по предложению Главы СПЧ, законодатели должны аннулировать частичную декриминализацию случаев домашнего насилия, проведенную в 2017 году.

На данный момент, при отсутствии среднего или тяжкого вреда здоровью, за домашнее насилие и побои грозит только административное наказание. Что входит в понятие домашнее насилие в семье Под домашнее насилие подпадает любое причинение физического вреда и боли, принудительные действия сексуального характера, моральное и психическое давление на членов семьи. Наказание за такие противоправные действия зависит от формы насилия, наступивших последствий, статуса жертвы и правонарушителя.

На данный момент в России действует следующая система ответственности за насилие в семье: по нормам КоАП РФ назначается административное наказание за насилие, не причинившее вреда здоровью, либо если телесные повреждения носят легкий характер; по УК РФ наказывается лишение жизни, причинение вреда средней и тяжкой степени; по нормам ГК РФ можно добиться компенсации морального вреда, так как насилие всегда сопровождается причинением психических и нравственных страданий. Административные дела возбуждают по заявлению потерпевших, либо по инициативе правоохранительных органов. В случаях с домашним насилием получить заявление от потерпевшего очень сложно, что связано с бытовыми и жилищными проблемами, регулярным моральным давлением.

Дмитрий КИСЛИЦЫН, уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области: «Но, всё-таки, я считаю, что в отношении детей, в отношении беременных женщин или лиц, находящихся в беспомощном состоянии, подобные вещи не должны распространяться. То есть, как было уголовное наказание, так оно должно и оставаться. Потому что ребенка ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах бить нельзя. Тем более по голове, по другим частям тела, потому как это всё может аукнуться не только физическими расстройствами, прежде всего психологическими». С одной стороны, история насчитывает десятки случаев, когда, например, женщины потом сами жалели, что их мужей отправили за решетку.

С другой, получается, что теперь можно ударить кого-то из домочадцев, и такое действие окажется почти безнаказанным.

В чём суть закона о декриминализации побоев в семье?

Мы не раз говорили: если тиран через год заново избивает жертву, то суд признаёт это первичным случаем, а не повторным, что несправедливо», — поясняет RT Попова. По её словам, в данном случае обратной силы это постановление не имеет и Саковой не удастся пересмотреть наказание в отношении брата. Однако это повлияет на все последующие дела всех жертв домашнего насилия. Закон необходим России Как говорит ставшая одним из символов движения против домашнего насилия Маргарита Грачёва, которой муж отрубил кисти рук , эффективность изменений законодательства можно будет оценить лишь спустя какое-то время. Ко мне постоянно обращаются жертвы домашнего насилия и просят помощи. Конечно, хотелось бы больших изменений, но я понимаю, что любые изменения важны и надо начинать с малого. Закон о домашнем насилии есть более чем в 150 странах, и я считаю, что он необходим в России», — отмечает Грачёва. По её словам, также необходимо менять законодательство, чтобы обеспечивать должную защиту жертвам после освобождения преступника. Я боюсь за своё будущее и очень надеюсь, что в дальнейшем что-то изменится и защита будет реальная, а не только на бумаге. Желательно, чтобы это были электронные браслеты, чтобы отслеживалось, кто к кому подходит», — считает Маргарита.

Закон о декриминализации домашнего насилия был подписан в 2017 году.

Если мы посмотрим статистику прекращения уголовных дел в связи с примирением сторон, то видно, что раньше прекращённых дел было больше в разы, чем доведённых до суда», — сказал Сергеев. До декриминализации возникали печальные случаи, когда супруги примирились, но один из них уже получил судимость. У нас 110 последствий судимости!

Теперь одноразовые побои будут наказываться, как, например, неправильная парковка. Санкцией нарушителю будет штраф или арест на 15 суток. Однако таким образом в законодательстве устранили двусмысленность. Потому что, если мы сравниваем домашнее насилие и насилие, которое совершается на улице, то тут однозначное неравноправие. Потому как за какой-то шлепок, допустим, в семье, мы получаем уголовное наказание, а за какое-то оскорбление или нанесение побоев на улице штраф до 40 тыс. Если же кто-то из домочадцев поднимет руку дважды или причинит серьезный вред здоровью, то будет наказан уже за уголовное деяние.

Участковый, который безответственно отнёсся к заявлению женщины, отделался увольнением. Елена Гершман, фото соцсети Муж избивал и измывался над Еленой ещё до рождения ребенка, однако женщина увидела в беременности спасение замужества. У Елены Гершман и её мужа Олега рождается дочь Ева. Она, к несчастью, не исправила ситуацию: Олег продолжил бить жену за то, что она поправилась после родов, стала уделять недостаточно внимания его персоне и плохо содержать совместное жилье. Не остановила мужа и полиция. Когда Олег в очередной раз избил Елену и их дочь, женщина обратилась к представителям правоохранительных органов, однако там её убедили забрать заявление. Женщина решила подать заявление на развод, после чего её муж выкрал Еву из детского сада. Длительное время Елена через суд добивалась правды, и в конце концов суд обязал Олега вернуть ей ребёнка. Однако на этом все не закончилось, и бывший муж силой отбирает Еву, с которой сбегает в Минск. Лишь с помощью добровольных поисковых отрядов женщине удалось обнаружить свою дочь. Все могло бы закончиться ещё в тот момент, когда женщина обращалась в полицию. Однако её убедили не делать уголовника из её мужа-насильника, это якобы навредило бы репутации дочери, которая около двух лет находилась в серьёзной опасности. Ирина Петракова, фото соцсети Впервые, судя по рассказу Ирины Петраковой, муж её ударил, когда она была беременна. При этом о беременности он знал: женщина была на седьмом месяце, и тем не менее, ударил он её именно в живот. Изначально Алексей был примерным семьянином, все деньги приносил в дом, заботился, но после того, как женщина забеременела, все изменилось. Избивать Алексей начал Ирину раз в полгода, причины ему были не нужны. По воспоминаниям жертвы, агрессия могла вспыхнуть абсолютно по любому незначительному поводу, даже из-за того, что Ирина могла «не так на него посмотреть». Однажды Алексей побил жену из-за того, что застрял в пробке на выезде из торгового центра, то есть, банально вымещал злобу на человеке, которого когда-то любил. Он знал, что Ирина не может разорвать с ним отношения, ведь она была в зависимом от него положении: в случае развода женщина оказалась бы на улице. Более того, Ирина любила мужа и винила во всем себя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий