Все термины для огэ по биологии 2024

справочник основных биологических терминов и понятий, будет полезен школьникам и студентам. Основные темы, которые необходимо изучить для успешной сдачи ОГЭ по биологии в 2024 году, включают в себя такие разделы, как генетика, клеточная биология, эволюция, микроорганизмы, растения и животные.

Школьные биологические термины

  • Шпаргалка (теория) по биологии: что нужно знать на экзамене ОГЭ)
  • Домашний очаг
  • Биология как наука. Часть 1 - Умскул Учебник
  • термины по биологии - Термины по биологии 5-9 классы для подготовки к ОГЭ - страница 2

Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?

Термины по биологии для ЕГЭ Спецификация ОГЭ 2020 по биологии.
Термины для Огэ по Биологии Динамика результатов ОГЭ по биологии в Смоленской области.
Термины для Огэ по Биологии Биология — почти иностранный язык: тут тоже нужно учить много новых слов, причём в некоторых темах попадаются термины, в которых легко запутаться. В этой статье разберём самые сложные понятия и поделимся шпаргалками для их запоминания.
Какие темы нужно знать для ОГЭ по биологии 2024/25? | Пробный ОГЭ 2024 по Биологии 9 класс (56 регион) (задания и ответы) 20.02.2024. 200,00 ₽. Региональная работа составлена для проведения в школах Оренбургской области.

Какие темы нужно знать для ОГЭ по биологии 2024/25?

ОГЭ биология термины и понятия. Скачать теории, термины и другие шпаргалки по биологии Онлайн тесты ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам: Математика, Русский язык, Физика, Обществознание, Английский. Изменчивость, ее формы и значение · Приспособленность организмов к среде обитания,ее причины · Генетика и теория эволюции · Додарвиновский период в развитии биологии · Эволюционное учение Дарвина · Антропогенез · Основы селекции · Основы экологии.

Бесплатный интенсив по биологии

  • Термины по биологии для подготовки к ОГЭ
  • Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?
  • Как запомнить все термины для ОГЭ по биологии 2024?
  • Структура ОГЭ по биологии — 2023

Конспекты по биологии для подготовки к ОГЭ 2024 — подробные материалы для успешной сдачи теста

Онлайн тесты ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам: Математика, Русский язык, Физика, Обществознание, Английский. Сборник огэ биология 2024 — это актуальное и полезное пособие для подготовки к экзамену по биологии. Список терминов. Документы ОГЭ 2024.

Словарь терминов и понятий по биологии для ЕГЭ

Физиология в XIX в. Особенно существенными были работы французского физиолога К. Бернара, создавшего учение о постоянстве внутренней среды организма — гомеостазе. В Германии прогресс физиологии связан с именами И. Мюллера, Г. Гельмгольца, Э. Гельмгольц развил физиологию органов чувств, Дюбуа-Реймон стал основоположником изучения электрических явлений в физиологических процессах. Сеченов, Н. Введенский, И. Павлов, К.

Особенно бурно развиваются генетика, цитология, физиология животных и растений, биохимия, эмбриология, эволюционное учение, учение о биосфере, а также микробиология, вирусология, паразитология и многие другие отрасли биологии. Генетика сформировалась как самостоятельная биологическая наука, изучающая наследственность и изменчивость живых организмов. Американский ученый Т. Морган, исследуя гигантские хромосомы мухи дрозофилы, пришел к выводу, что гены находятся в клеточных ядрах, в хромосомах. Он, а также другие ученые разработали хромосомную теорию наследственности. Тем самым генетика в значительной мере объединилась с цитологией цитогенетика и стал понятен биологический смысл митоза и мейоза. С начала нашего века началось быстрое развитие биохимических исследований во многих странах мира. Основное внимание было уделено путям превращения веществ и энергии во внутриклеточных процессах. Было установлено, что эти процессы в принципе одинаковы у всех живых существ — от бактерий до человека.

Универсальным посредником в превращении энергии в клетке оказалась аденозинтрифосфорная кислота АТФ. Советский ученый В. Энгельгардт открыл процесс образования АТФ при поглощении клетками кислорода. Колли поставил вопрос о молекулярном механизме передачи признаков по наследству. Ответ на вопрос дал в 1927 г. Кольцов, выдвинув матричный принцип кодирования генетической информации Транскрипция, Трансляция. Матричный принцип кодирования был разработан советским ученым Н. Тимофеевым-Ресовским и американским ученым М. В 1953 г.

Уотсон и англичанин Ф. Крик использовали этот принцип при анализе молекулярной структуры и биологических функций дезоксирибонуклеиновой кислоты ДНК. Так на основе биохимии, генетики и биофизики возникла самостоятельная наука — молекулярная биология. В 1919 г. Эта наука исследует физические механизмы преобразования энергии и информации в биологических системах. Значительных успехов добились науки, изучающие индивидуальное развитие организмов — Онтогенез.

Подобная информация может быть очень актуальна при подготовке к сдаче экзаменов. Сама по себе биология наука естественная, то есть собирательная и наблюдательная.

Все знания пополняются прежде всего путем наблюдений и экспериментов. Затем систематизируются, классифицируются и создаются целые разделы для изучения их уже школьниками и студентами.

Основным условием научного наблюдения является его объективность, т. Полученные в результате наблюдения факты называются данными. Они могут быть как качественными описывающими запах, вкус, цвет, форму и т.

На основе данных наблюдений формулируется гипотеза - предположительное суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза подвергается проверке в серии экспериментов. Экспериментом называется научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в контролируемых условиях, позволяющих выявить характеристики данного объекта или явления. Высшей формой эксперимента является моделирование - исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. По существу это одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования базируется любой метод научного исследования - как теоретический, так и экспериментальный.

Результаты эксперимента и моделирования подвергаются тщательному анализу. Анализом называют метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции. Анализ неразрывно связан с синтезом. Синтез - это метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В результате анализа и синтеза наиболее удачная гипотеза исследования становится рабочей гипотезой , и если она способна устоять при попытках ее опровержения и по-прежнему удачно предсказывает ранее необъясненные факты и взаимосвязи, то она может стать теорией.

Под теорией понимают такую форму научного знания, которая дает целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Общее направление научного исследования состоит в достижении более высоких уровней предсказуемости. Если теорию не способны изменить никакие факты, а встречающиеся отклонения от нее регулярны и предсказуемы, то ее можно возвести в ранг закона - необходимого, существенного, устойчивого, повторяющегося отношения между явлениями в природе. По мере увеличения совокупности знаний и совершенствования методов исследования гипотезы и прочно укоренившиеся теории могут оспариваться, видоизменяться и даже отвергаться, поскольку сами научные знания по своей природе динамичны и постоянно подвергаются критическому переосмыслению. Исторический метод выявляет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функции.

В ряде случаев с помощью этого метода новую жизнь обретают гипотезы и теории, ранее считавшиеся ложными. Так, например, произошло с предположениями Ч. Дарвина о природе передачи сигналов по растению в ответ на воздействия окружающей среды. Сравнительно-описательный метод предусматривает проведение анатомо-морфологического анализа объектов исследования. Он лежит в основе классификации организмов, выявления закономерностей возникновения и развития различных форм жизни.

Мониторинг - это система мероприятий по наблюдению, оценке и прогнозу изменения состояния исследуемого объекта, в частности биосферы. Проведение наблюдений и экспериментов требует зачастую применения специального оборудования, такого как микроскопы, центрифуги, спектрофотометры и др. Микроскопия широко применяется в зоологии, ботанике, анатомии человека, гистологии, цитологии, генетике, эмбриологии, палеонтологии, экологии и других разделах биологии. Она позволяет изучить тонкое строение объектов с использованием световых, электронных, рентгеновских и других типов микроскопов. Организм - это целостная система, способная к самостоятельному существованию.

По количеству клеток, входящих в состав организмов, их делят на одноклеточные и многоклеточные. Клеточный уровень организации у одноклеточных организмов амебы обыкновенной, эвглены зеленой и др. В истории Земли был период, когда все организмы были представлены только одноклеточными формами, но они обеспечивали функционирование как биогеоценозов, так и биосферы в целом. Большинство многоклеточных организмов представлено совокупностью тканей и органов, в свою очередь также имеющих клеточное строение. Органы и ткани приспособлены для выполнения определенных функций.

Элементарной единицей данного уровня является особь в ее индивидуальном развитии, или онтогенезе, поэтому организменный уровень также называют онтогенетическим. Элементарным явлением данного уровня являются изменения организма в его индивидуальном развитии. Популяционно-видовой уровень Популяция - это совокупность особей одного вида, свободно скрещивающихся между собой и проживающих обособленно от других таких же групп особей. В популяциях происходит свободный обмен наследственной информацией и ее передача потомкам. Популяция является элементарной единицей популяционно-видового уровня, а элементарным явлением в данном случае являются эволюционные преобразования, например мутации и естественный отбор.

Биогеоценотический уровень Биогеоценоз представляет собой исторически сложившееся сообщество популяций разных видов, взаимосвязанных между собой и окружающей средой обменом веществ и энергии. Биогеоценозы являются элементарными системами, в которых осуществляется вещественноэнергетический круговорот, обусловленный жизнедеятельностью организмов. Сами биогеоценозы - это элементарные единицы данного уровня, тогда как элементарные явления - это потоки энергии и круговороты веществ в них. Биогеоценозы составляют биосферу и обусловливают все процессы, протекающие в ней. Биосферный уровень Биосфера - оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразуемая ими.

Биосфера является самым высоким уровнем организации жизни на планете. Эта оболочка охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы. Биосфера, как и все другие биологические системы, динамична и активно преобразуется живыми существами. Она сама является элементарной единицей биосферного уровня, а в качестве элементарного явления рассматривают процессы круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов. Как уже было сказано выше, каждый из уровней организации живой материи вносит свою лепту в единый эволюционный процесс: в клетке не только воспроизводится заложенная наследственная информация, но и происходит ее изменение, что приводит к возникновению новых сочетаний признаков и свойств организма, в свою очередь подвергающихся действию естественного отбора на популяционно-видовом уровне и т.

Биологические системы Биологические объекты различной степени сложности клетки, организмы, популяции и виды, биогеоценозы и саму биосферу рассматривают в настоящее время в качествебиологических систем. Система - это единство структурных компонентов, взаимодействие которых порождает новые свойства по сравнению с их механической совокупностью. Так, организмы состоят из органов, органы образованы тканями, а ткани формируют клетки. Характерными чертами биологических систем являются их целостность, уровневый принцип организации, о чем говорилось выше, и открытость. Целостность биологических систем в значительной степени достигается за счет саморегуляции, функционирующей по принципу обратной связи.

К открытым системам относят системы, между которыми и окружающей средой происходит обмен веществ, энергии и информации, например, растения в процессе фотосинтеза улавливают солнечный свет и поглощают воду и углекислый газ, выделяя кислород. Одним из основополагающих понятий в современной биологии является представление о том, что всем живым организмам присуще клеточное строение. Изучением строения клетки, ее жизнедеятельности и взаимодействия с окружающей средой занимается наукацитология , в настоящее время чаще именуемая клеточной биологией. Своему появлению цитология обязана формулировке клеточной теории 1838—1839 гг. Шванн, дополнена в 1855 г.

Клеточная теория является обобщенным представлением о строении и функциях клеток как единиц живого, об их размножении и роли в формировании многоклеточных организмов. Основные положения клеточной теории: Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития живых организмов - вне клетки жизни нет. Клетка - единая система, состоящая из множества закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование. Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям. Новые клетки образуются только в результате деления материнских клеток «клетка от клетки ».

Клетки многоклеточных организмов образуют ткани, из тканей состоят органы. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток. Клетки многоклеточных организмов имеют полный набор генов, но отличаются друг от друга тем, что у них работают различные группы генов, следствием чего является морфологическое и функциональное разнообразие клеток - дифференцировка. Благодаря созданию клеточной теории стало понятно, что клетка является мельчайшей единицей жизни, элементарной живой системой, которой присущи все признаки и свойства живого. Формулировка клеточной теории стала важнейшей предпосылкой развития воззрений на наследственность и изменчивость, так как выявление их природы и присущих им закономерностей неизбежно наводило на мысль об универсальности строения живых организмов.

Выявление единства химического состава и плана строения клеток послужило толчком и для развития представлений о происхождении живых организмов и их эволюции. Кроме того, происхождение многоклеточных организмов из единственной клетки в процессе эмбрионального развития стало догмой современной эмбриологии. В живых организмах встречается около 80 химических элементов, однако только для 27 из этих элементов установлены их функции в клетке и организме. Остальные элементы присутствуют в незначительных количествах, и, по-видимому, попадают в организм с пищей, водой и воздухом. Содержание химических элементов в организме существенно различается.

В зависимости от концентрации их делят на макроэлементы и микроэлементы. К макроэлементам относят кислород, углерод, водород, азот, фосфор, серу, калий, кальций, натрий, хлор, магний и железо. Первые четыре из перечисленных элементов кислород, углерод, водород и азот называют такжеорганогенными , поскольку они входят в состав основных органических соединений. Фосфор и сера также являются компонентами ряда органических веществ, например белков и нуклеиновых кислот. Фосфор необходим для формирования костей и зубов.

Без оставшихся макроэлементов невозможно нормальное функционирование организма. Так, калий, натрий и хлор участвуют в процессах возбуждения клеток. Калий также необходим для работы многих ферментов и удержания воды в клетке. Кальций входит в состав клеточных стенок растений, костей, зубов и раковин моллюсков и требуется для сокращения мышечных клеток, а также для внутриклеточного движения. Магний является компонентом хлорофилла - пигмента, обеспечивающего протекание фотосинтеза.

Он также принимает участие в биосинтезе белка. Железо, помимо того, что оно входит в состав гемоглобина, переносящего кислород в крови, необходимо для протекания процессов дыхания и фотосинтеза, а также для функционирования многих ферментов. К микроэлементам относятся цинк, медь, марганец, кобальт, йод, фтор и др. Цинк входит в состав молекулы гормона поджелудочной железы - инсулина, медь требуется для процессов фотосинтеза и дыхания. Кобальт является компонентом витамина В12, отсутствие которого приводит к анемии.

Йод необходим для синтеза гормонов щитовидной железы, обеспечивающих нормальное протекание обмена веществ, а фтор связан с формированием эмали зубов. Как недостаток, так и избыток или нарушение обмена макро- и микроэлементов приводят к развитию различных заболеваний. В частности, недостаток кальция и фосфора вызывает рахит, нехватка азота - тяжелую белковую недостаточность, дефицит железа - анемию, а отсутствие йода - нарушение образования гормонов щитовидной железы и снижение интенсивности обмена веществ. Уменьшение поступления фтора с водой и пищей в значительной степени обусловливает нарушение обновления эмали зубов и, как следствие, предрасположенность к кариесу. Свинец токсичен почти для всех организмов.

Его избыток вызывает необратимые повреждения головного мозга и центральной нервной системы, что проявляется потерей зрения и слуха, бессонницей, почечной недостаточностью, судорогами, а также может привести к параличу и такому заболеванию, как рак. Острое отравление свинцом сопровождается внезапными галлюцинациями и заканчивается комой и смертью. Недостаток макро- и микроэлементов можно компенсировать путем увеличения их содержания в пище и питьевой воде, а также за счет приема лекарственных препаратов. Так, йод содержится в морепродуктах и йодированной соли, кальций - в яичной скорлупе и т. Клетки растений Растения относятся к эукариотическим организмам, следовательно, их клетки обязательно содержат ядро хотя бы на одном из этапов развития.

Также в цитоплазме растительных клеток имеются разнообразные органоиды, однако их отличительным свойством является наличие пластид, в частности хлоропластов, а также крупных вакуолей, наполненных клеточным соком. Основное запасающее вещество растений - крахмал - откладывается в виде зерен в цитоплазме, особенно в запасающих органах. Еще одним существенным признаком растительных клеток является наличие целлюлозных клеточных оболочек. Следует отметить, что у растений клетками принято называть и образования, живое содержимое которых отмерло, а клеточные стенки остались. Нередко эти клеточные стенки пропитываются лигнином в процессе одревеснения, или суберином при опробковении.

Ткани растений В отличие от животных, у растений клетки склеены углеводной срединной пластинкой, между ними также могут быть межклетники, заполненные воздухом. В течение жизни ткани могут изменять свои функции, например, клетки ксилемы вначале выполняют проводящую функцию, а затем - опорную. У растений насчитывают до 20—30 типов тканей, объединяющих около 80 видов клеток. Ткани растений делят на образовательные и постоянные. Образовательные , или меристематические, ткани принимают участие в процессах роста растения.

Они расположены на верхушках побегов и корней, в основаниях междоузлий, образуют слой камбия между лубом и древесиной в стебле, а также подстилают пробку в одревесневших побегах. Постоянное деление этих клеток поддерживает процесс неограниченного роста растений: образовательные ткани верхушек побега и корня, а у некоторых растений - и междоузлий обеспечивают рост растений в длину, а камбий - в толщину. При повреждении растения из клеток, оказавшихся на поверхности, формируются раневые образовательные ткани, которые заполняют возникшие промежутки. Постоянные ткани растений специализируются на выполнении определенных функций, что отражается на их строении. Они неспособны к делению, однако при определенных условиях могут вновь приобретать эту способность за исключением мертвых тканей.

К постоянным тканям относятся покровные, механические, проводящие и основные. Покровные ткани растений защищают их от испарения, механических и термических повреждений, проникновения микроорганизмов, обеспечивают обмен веществ с окружающей средой. К покровным тканям относятся кожица и пробка. Кожица , или эпидерма , - это однослойная ткань, лишенная хлоропластов. Кожица покрывает листья, молодые побеги, цветки и плоды.

Она пронизана устьицами и может нести различные волоски и железки. Сверху кожица покрыта кутикулой из жироподобных веществ, которая защищает растения от избыточного испарения. Для этого же предназначены и некоторые волоски на ее поверхности, тогда как железки и железистые волоски могут выделять различные секреты, в том числе воду, соли, нектар и др. Устьица - это специальные образования, через которые происходит испарение воды -транспирация. В устьицах замыкающие клетки окружают устьичную щель, под ними располагается свободное пространство.

Замыкающие клетки устьиц чаще всего имеют бобовидную форму, в них встречаются хлоропласты и зерна крахмала. Внутренние стенки замыкающих клеток устьиц утолщены. Если замыкающие клетки насыщены водой, то внутренние стенки растягиваются и устьице открывается. Насыщение водой замыкающих клеток связано с активным транспортом в них ионов калия и других осмотически активных веществ, а также накоплением растворимых углеводов в процессе фотосинтеза. Через устьица происходит не только испарение воды, но и газообмен в целом - поступление и удаление кислорода и углекислого газа, которые проникают далее по межклетникам и потребляются клетками в процессе фотосинтеза, дыхания и т.

Клетки пробки , которая в основном покрывает одревесневшие побеги, пропитываются жироподобным веществом суберином, что, с одной стороны, вызывает гибель клеток, а с другой - пред отвращает испарение с поверхности растения, обеспечивая тем самым термическую и механическую защиту. В пробке, как и в кожице, имеются специальные образования для проветривания - чечевички. Клетки пробки образуются в результате деления пробкового камбия, подстилающего ее. Механические ткани растений выполняют опорную и защитную функции. К ним относят колленхиму и склеренхиму.

Колленхима - это живая механическая ткань, имеющая удлиненные клетки с утолщенными целлюлозными стенками. Она характерна для молодых, растущих органов растений - стеблей, листьев, плодов и т. Склеренхима - это мертвая механическая ткань, живое содержимое клеток которой отмирает вследствие одревеснения клеточных стенок. По сути дела, от клеток склеренхимы остаются только утолщенные и одревесневшие клеточные стенки, что как нельзя лучше способствует выполнению ими соответствующих функций. Клетки механической ткани чаще всего вытянуты в длину и называются волокнами.

Они сопровождают клетки проводящей ткани в составе луба и древесины. Одиночные или собранные в группыкаменистые клетки склеренхимы округлой или звездчатой формы обнаруживаются в незрелых плодах груши, боярышника и рябины, в листьях кувшинки и чая. По проводящей ткани осуществляется транспорт веществ по телу растения. Существует два вида проводящей ткани: ксилема и флоэма. В состав ксилемы , или древесины , входят проводящие элементы, механические волокна и клетки основной ткани.

Живое содержимое клеток проводящих элементов ксилемы - сосудов и трахеид - рано отмирает, от них остаются только одревесневшие клеточные стенки, как и в склеренхиме. Функцией ксилемы является восходящий транспорт воды и растворенных в ней минеральных солей от корня к побегу. Флоэма , или луб , также является сложной тканью, поскольку образована проводящими элементами, механическими волокнами и клетками основной ткани. Клетки проводящих элементов - ситовидных трубок - живые, однако в них исчезают ядра, а цитоплазма смешивается с клеточным соком для облегчения транспорта веществ. Клетки располагаются одна над другой, клеточные стенки между ними имеют многочисленные отверстия, что делает их похожими на сито, из-за чего клетки называют ситовидными.

По флоэме транспортируются вода и растворенные в ней органические вещества из надземной части растения в корень и другие органы растения. Загрузку и разгрузку ситовидных трубок обеспечивают прилегающие к ним клетки-спутницы. Основная ткань не только заполняет промежутки между другими тканями, но и выполняет питательную, выделительную и другие функции. Питательную функцию выполняют фотосинтезирующие и запасающие клетки.

Гук открывает клеточное строение растений, а голландец А. Левенгук — одноклеточных животных и микроорганизмы. Назрела необходимость классифицировать все живые организмы, привести их в систему. В это время закладываются основы науки систематики. Важнейшим достижением в этой области была «Система природы» шведского ученого К. Линнея 1735. Дальнейшее развитие получила физиология — наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и процессах, протекающих в организме. Англичанин Дж. Пристли показал в опытах на растениях, что они выделяют кислород 1771—1778. Позже швейцарский ученый Ж. Сенебье установил, что растения под действием солнечного света усваивают углекислый газ и выделяют кислород 1782. Это были первые шаги на пути исследования центральной роли растений в преобразовании веществ и энергии в биосфере Земли, первый шаг в новой науке — физиологии растений. Лавуазье и другие французские ученые выяснили роль кислорода в дыхании животных и образовании животного тепла 1787—1790. Гальвани открыл «животное электричество», что привело в дальнейшем к развитию электрофизиологии. В это же время итальянский биолог Л. Спалланцани провел точные опыты, опровергавшие возможность самозарождения организмов. На рубеже XIX века возникла палеонтология, изучающая ископаемые остатки животных и растений — свидетельства последовательного изменения — эволюции форм жизни в истории Земли. Основоположником ее был французский ученый Ж. Большое развитие получила эмбриология — наука о зародышевом развитии организма. Еще в XVII в. Гарвей сформулировал положение: «Все живое из яйца». Однако лишь в XIX в. Особая заслуга в этом принадлежит ученому-естествоиспытателю К. Бэру, открывшему яйцо млекопитающих и обнаружившему общность плана строения зародышей животных разных классов. В результате достижений биологических наук в первой половине XIX в. Первую целостную концепцию эволюции — происхождения видов животных и растений в результате их постепенного изменения от поколения к поколению — предложил Ж. Крупнейшим научным событием века стало эволюционное учение Ч. Дарвина 1859. Теория Дарвина оказала огромное влияние на все дальнейшее развитие биологии. Распространение эволюционной теории на представления о происхождении человека привело к созданию новой отрасли биологии — антропологии. На основе эволюционной теории немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон. Еще одно выдающееся достижение биологии XIX в.

Задание 1 ЕГЭ биология

Термины по биологии для ЕГЭ Варианты ОГЭ по биологии 2024 с ответами скачать или решать онлайн с удобной проверкой заданий.
ОГЭ по биологии: как подготовиться с нуля ОГЭ биология термины и понятия.
Шпаргалка (теория) по биологии: что нужно знать на экзамене ОГЭ) ~ Проза (Школьная литература) Подготовка к ОГЭ по биологии по теории и темам кодификатора ФИПИ.
Все темы ОГЭ по биологии 2024 - свежие гайды - Список терминов по биологии. Разбор сложных заданий в тг-канале.

ОГЭ - 2024 по биологии

Тренировочные варианты для подготовки к ОГЭ-2020 Related documents. Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 11.
ОГЭ по биологии: как подготовиться с нуля - Домашняя школа «ИнтернетУрок» Чего ожидать от экзамена ОГЭ по биологии и как подготовиться к экзамену с нуля: рассказываем, как устроен экзамен, к чему и как готовиться и как в этом помогает учёба в ИнтернетУроке.

Вся теория для 1 задания ОГЭ по биологии | Умскул

Вариант ОГЭ по биологии состоит из 30 заданий. Приведем один из вариантов экзаменационной работы по биологии 2020 года с комментариями о том, что проверяется в каждом задании и какой теме оно посвящено. Важное внимание на ОГЭ по биологии 2024 года уделяется также «Экологии». Готовься к ОГЭ вместе с Умскул! Переходи по ссылке и напиши в сообщения группы ВК — Занятие проводит Елена Зеленская, преподаватель по биологии в онлайн-школе Умскул.

Термины для Огэ по Биологии

Онлайн тесты ЕГЭ и ОГЭ по всем предметам: Математика, Русский язык, Физика, Обществознание, Английский. Схемы и пропущенные термины, которые встречаются на экзамене, могут быть по любому разделу биологии, который нужно знать для ЕГЭ: Общая биология. Спецификация ОГЭ 2020 по биологии. Готовься к ОГЭ вместе с Умскул! Переходи по ссылке и напиши в сообщения группы ВК — Занятие проводит Елена Зеленская, преподаватель по биологии в онлайн-школе Умскул. Книга содержит определения понятий и терминов по биологии, обязательных к изучению в 5–11-х классах. Информация сгруппирована по тематическому принципу, приводится подробный предметный указатель, обеспечивающий быстрый и удобный поиск нужного понятия. Вашему вниманию представлен пробный вариант ОГЭ (2024) по биологии с ответами.

Основные биологические термины (Словарь)

В пособии рассматриваются основные термины по биологии. Краткий словарь биологических терминов необходим для успешного освоения естественно-научных дисциплин. Изучите основные понятия и термины, которые встречаются в биологии. Спецификация ОГЭ 2020 по биологии. Related documents. Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 11.

Как запомнить все термины для ОГЭ по биологии 2024?

Так исследователь получает возможность изучить структуры по-отдельности. С помощью этого метода изучают кровь, органоиды и макромолекулы клетки. Изучение генетических закономерностей Гибридологический метод был разработан Г. Заключается в подборе родительских пар, имеющих определенные признаки, и анализе проявления этих признаков у потомства. Например, так определяется, является ли признак доминантным.

Не применяется в изучении генетики человека. Цитогенетический метод заключается в изучении кариотипа организма количества и структуры хромосом. Применяется при изучении геномных и хромосомных мутаций, для изучения которых сравнивают кариотипы здоровых и больных людей. Биохимический метод изучает нарушения обмена веществ, связанных с генными мутациями.

Например, этим методом изучается сахарный диабет, ФКУ и другие. Генеалогический метод заключается в построении родословной с обозначением пола, степени родства, и самого изучаемого признака. С помощью этого метода можно определить, является ли признак доминантным, сцеплен ли он с полом. Близнецовый метод основан на изучении однояйцевых близнецов организмов, генетически идентичных и влиянии окружающей среды на развитие тех или иных признаков.

Органы кровообращения обеспечивают транспортировку крови и питательных веществ по организму. Органы нервной системы позволяют животным ощущать и реагировать на окружающую среду. Кроме того, животные обладают различными способами передвижения и защиты. Некоторые животные имеют конечности, позволяющие им бегать, прыгать или летать. Другие имеют специализированные органы для плавания или ползания. Все они помогают животным искать пищу, размножаться и избегать опасностей. Животное царство также охватывает широкий спектр растительноядных, хищных и паразитических видов. Каждый вид имеет свою специализацию в питании и взаимодействует с другими видами в рамках пищевых цепей и пищевых сетей. Животный мир является невероятно интересной и удивительной областью изучения. Познание его строения и функций позволяет лучше понять мир, в котором мы живем, и природные механизмы, которые обеспечивают его гармоничное существование с человеком и окружающей средой.

Экология и поведение животных Поведение животных — это совокупность активных действий, которые осуществляют организмы в ответ на внутренние и внешние стимулы. Поведение животных может быть наследственным или формироваться в результате обучения и опыта. Один из основных аспектов поведения животных — это способы поиска пищи и защиты от хищников. Животные развивают различные стратегии поведения, например, многие животные формируют группы или стаи для повышения шансов на выживание. Также экология и поведение животных изучают адаптации животных к различным условиям среды обитания. Некоторые животные могут менять свое поведение в зависимости от меняющихся условий окружающей среды, например, мигрировать или изменять время активности. Экология и поведение животных взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поведение животных может быть адаптивным и способствовать выживанию и успеху в размножении. Экологические изменения, вызванные воздействием человека, могут оказывать негативное влияние на поведение животных и приводить к снижению их численности и разнообразия.

Все изменения в КИМ, в том числе включение новых заданий, направлены на усиление деятельностной составляющей экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации и др. Корректировка системы оценивания выполнения заданий призвана повысить дифференцирующую способность конкретных заданий и экзаменационной работы в целом.

Экология и поведение животных Поведение животных — это совокупность активных действий, которые осуществляют организмы в ответ на внутренние и внешние стимулы. Поведение животных может быть наследственным или формироваться в результате обучения и опыта. Один из основных аспектов поведения животных — это способы поиска пищи и защиты от хищников. Животные развивают различные стратегии поведения, например, многие животные формируют группы или стаи для повышения шансов на выживание. Также экология и поведение животных изучают адаптации животных к различным условиям среды обитания. Некоторые животные могут менять свое поведение в зависимости от меняющихся условий окружающей среды, например, мигрировать или изменять время активности. Экология и поведение животных взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поведение животных может быть адаптивным и способствовать выживанию и успеху в размножении. Экологические изменения, вызванные воздействием человека, могут оказывать негативное влияние на поведение животных и приводить к снижению их численности и разнообразия. Изучение экологии и поведения животных важно для понимания функционирования экосистем и разработки мер по их сохранению. Человек и окружающая среда Окружающая среда играет важную роль в жизни человека. Множество процессов и взаимодействий происходят между нами и окружающей средой. Экология — наука, изучающая взаимодействие организмов с окружающей их средой. Человек является одним из элементов экосистемы и влияет на нее своей деятельностью. Влияние человека на окружающую среду может быть как положительным, так и отрицательным. Различные виды хозяйственной деятельности, например, промышленность и сельское хозяйство, могут приводить к загрязнению окружающей среды воздействием отходов и выбросов вредных веществ. Проблемы взаимодействия человека и окружающей среды включают в себя такие вопросы, как сохранение биоразнообразия, энергосбережение, устойчивое использование природных ресурсов и снижение выбросов парниковых газов, вызывающих изменение климата. Экологическое образование имеет важное значение для формирования у человека экологической культуры и ответственности за сохранение окружающей среды. Чем лучше образованное общество, тем больше шансов на устойчивое развитие и сохранение природных богатств Земли.

Термины для Огэ по Биологии

Баллы За всю экзаменационную работу можно получить максимум 48 первичных баллов. Ученик, набравший до 12 баллов, считается не сдавшим экзамен. Минимальный балл для получения аттестата — 13. От 13 до 24 баллов равняются оценке «удовлетворительно». Оценка «хорошо» ставится, если экзаменуемый набрал от 25 до 35 баллов, и «отлично», если ученик получил от 36 до 45 баллов.

В классы с углубленным изучением биологии обычно принимают учащихся, набравших минимум 33 балла. Мнения экспертов Сэржена Доноева, учитель биологии: — Тем, кто решил вдруг сдать ОГЭ по биологии в 9 классе, а не целенаправленно намеревался это сделать хотя бы в 6-7 классах, будет достаточно трудно. Экзаменационная работа охватывает весь курс биологии начиная с 5 класса, и, как правило, ребята забывают темы, которые проходили 3-4 года назад. А заданий, касающихся проверки знаний по строению клетки, растительному и животному мирам, достаточно много.

Поэтому необходимо будет позаниматься дополнительно, освежить знания. Лыгжима Абидуева, кандидат биологических наук, преподаватель Бурятского государственного университета, преподаватель образовательного центра «Тьютор»: — Я бы советовала ученикам обратить внимание на вторую часть экзаменационной работы. За нее можно получить больше баллов.

Человек является одним из элементов экосистемы и влияет на нее своей деятельностью. Влияние человека на окружающую среду может быть как положительным, так и отрицательным. Различные виды хозяйственной деятельности, например, промышленность и сельское хозяйство, могут приводить к загрязнению окружающей среды воздействием отходов и выбросов вредных веществ. Проблемы взаимодействия человека и окружающей среды включают в себя такие вопросы, как сохранение биоразнообразия, энергосбережение, устойчивое использование природных ресурсов и снижение выбросов парниковых газов, вызывающих изменение климата. Экологическое образование имеет важное значение для формирования у человека экологической культуры и ответственности за сохранение окружающей среды. Чем лучше образованное общество, тем больше шансов на устойчивое развитие и сохранение природных богатств Земли. Правильное понимание взаимосвязи человека и окружающей среды является важным шагом к созданию устойчивой будущей экологической ситуации.

Здоровый образ жизни и основы гигиены Правила гигиены помогают предотвратить множество заболеваний и поддерживать чистоту и порядок в окружающем нас мире. Основные принципы гигиены: Мытье рук. Это простой, но очень важный способ предотвратить распространение инфекций. Руки необходимо мыть перед приемом пищи, после туалета, по возвращению на учебу или домой, а также после контакта с животными или пребывания на улице. Уход за полостью рта. Регулярная чистка зубов помогает предотвратить заболевания зубов и десен. Необходимо чистить зубы после каждого приема пищи и использовать зубную нить или зубочистку для удаления остатков пищи. Соблюдение личной гигиены. Это включает в себя ежедневное принятие душа или ванны, смену одежды и белья, регулярное мытье волос. Здоровое питание.

Правильное питание — это основа здоровья. Необходимо употреблять разнообразную пищу, богатую витаминами и минералами, и избегать излишнего потребления жиров, сахара и соли.

Генетика — наука о наследственности Гены — это молекулы ДНК, которые содержат информацию о наследственных свойствах организма. Все гены находятся в хромосомах, которые находятся в ядре клетки. Генетика изучает различные аспекты наследственности, включая доминантные и рецессивные гены, генотипы и фенотипы, а также генетические болезни. Генетические болезни могут быть унаследованы от родителей или возникнуть в результате случайной мутации.

Основной закон генетики — закон Менделя. Закон Менделя устанавливает, что наследственные характеристики передаются по определенным правилам. Он формулировал законы наследственности, изучая наследование гороха. Современная генетика использует молекулярные методы и генетические технологии для изучения генов и их функций. Это позволяет более глубоко понять наследственность и развивать новые методы лечения генетических заболеваний. Генетика играет важную роль в различных областях, таких как медицина, сельское хозяйство и эволюционная биология.

Она помогает улучшать здоровье людей, повышать урожайность культурных растений и изучать процессы эволюции и адаптации организмов. Эволюция — процесс развития видов Основной принцип эволюции заключается в том, что у живых организмов существуют различия в наследственной информации, которые могут быть переходом от одного поколения к другому. Эти генетические изменения могут происходить случайно или быть вызванными воздействием окружающей среды. Процесс эволюции происходит через так называемые механизмы естественного отбора и мутаций. Естественный отбор предполагает то, что те организмы, которые наилучшим образом приспосабливаются к окружающей среде, имеют больше шансов выжить и передать свои генетические характеристики последующим поколениям. Мутации, в свою очередь, представляют собой случайные изменения на уровне генов, которые могут быть переданы наследственным путем.

Эти изменения могут привести к появлению новых признаков, которые могут быть полезными для выживания и репродукции организмов. Таким образом, эволюция является основным процессом, который позволяет живым организмам адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и развиваться с течением времени, приводя к образованию новых видов и разнообразию живых организмов на Земле. Биологические системы — организация живых организмов Организмы состоят из множества биологических систем, каждая из которых обладает своей специализацией и выполняет определенные функции. Важно понимать, что биологические системы взаимодействуют друг с другом, обеспечивая нормальное функционирование организма в целом. Органы — это структурные единицы биологических систем.

Корректировка системы оценивания выполнения заданий призвана повысить дифференцирующую способность конкретных заданий и экзаменационной работы в целом.

Словарь по биологии для огэ

Закон упражнения органа - упражнение органа усиливает его, а неупражнение ослабляет. Так, интенсивное упражнение руки может ее усилить. Зигота - первая клетка нового организма с диплоидным набором хромосом. И Идиоадаптация - частные приспособления, в основе которых лежит оптимизация немногих функциональных систем организма. Иммунитет - способность защищать организм от внешних вторжений. К Клетка - единица строения, функционирования и развития любого организма. Клеточный цикл - жизнь клетки от деления до деления от образования до разделения на две дочерних. Компартментализация - мембранные органеллы, которые позволяют проводить реакции при более высокой концентрации реагенов. Конвергенция - процесс эволюции, ведущих к образованию аналогичных органов. Консументы - потребители готовых органических веществ, представленных телами живых и мертвых организмов Контрастное окрашивание - метод основывается на подборе реагентов для окрашивания микроскопического препарата с целью выделить определенные органеллы клетки и их структурные части. Косвенные методы - объединяют разнообразные способы проверки гипотез о функциях клетки по изменению концентрации веществ, потребляемых и выделяемых клеткой.

Критерия вида - свойства, позволяющие систематикам установить видовую самостоятельность той или иной группы популяций. Кроссинговер - явление перекреста хромосом во время их конъюгации в мейозе, с последующим обменом частями. М Макромолекулы - сложные химические соединения, которые производятся только живыми организмами, а вне их тела вскоре теряют основные свойства. Мейоз или редукционное деление - способ деления ядра клеток, в результате которого происходит уменьшение числа хромосом. Метод радиомечения - основан на введении в клетку радиоизотопов, движение которых улавливают приборы. Митоз - способ деления, при котором каждая из дочерних клеток получает точную копию генетического материала родительской клетки. Мутация - случайные изменения в структуре наследственного аппарата. Н Наследственность - способность потомков воспроизводить в индивидуальном развитии свойства предков в ряду поколений. Неоантропы - относящиеся к виду человек разумный. Лицо неоантропа отличает высокий лоб, отсутствие надглазничного валика, хорошо выраженный подбородочный выступ.

Нуклеотиды - строительный блок для больших, а часто и огромных молекул нуклеиновых кислот. О Обратная связь - процесс зависит от своего результата. Онтогенез - процесс реализации наследственной программы, полученной от родителей. Оптимум - наиболее благоприятное для вида сочетание условий.

Популяционные волны и дрейф генов Ещё два похожих термина из темы про эволюцию. Волны и дрейф — точно что-то про поток и движение, да? Дрейф генов — это случайное, непредсказуемое изменение частот аллелей генов в популяции, возникающее при снижении её численности. Популяционные волны — это про число особей в популяции, а дрейф генов — про частоту встречаемости аллелей генов в популяции. Клеточная стенка, мембрана, пелликула Разберёмся, что такое мембрана клетки и клеточная стенка.

Мембрана есть у всех живых клеток: она ограничивает цитоплазму, отделяя от внешней среды. Сквозь неё происходит транспорт веществ. Клеточная стенка расположена снаружи от мембраны. Она есть у большинства бактерий, у грибов и растений. Клеточной стенки нет у животных и простейших.

Если решение задачи не будет последовательным и аргументированным, эксперты не засчитают баллы. Баллы Максимально за экзамен можно набрать 45 первичных баллов, которые в дальнейшем переводятся в оценку по пятибалльной шкале. В связи с тем, что в 2021 году ОГЭ проводился только по русскому языку и математике, Рособрнадзор не разрабатывал новые официальные шкалы баллов по остальным предметам. В 2020 году применялась такая шкала: 0—12 баллов — оценка «2»; 25—35 баллов — оценка «4»; 36—45 баллов — оценка «5».

Таким образом, минимальный порог, который должен преодолеть на экзамене ученик для получения оценки «удовлетворительно», составляет 13 баллов. Однако если у выпускника есть цель поступить в колледж или профильный класс, нужно подойти к процессу сдачи ОГЭ серьёзно и постараться набрать 36 баллов и выше. Для получения более высокого результата требуется решение заданий повышенной сложности. За каждое верно решённое задание можно получить от 1 до 3 баллов в зависимости от типа задачи и уровня сложности. План подготовки к экзамену с нуля В определённый момент перед выпускником возникает множество вопросов: с чего начать подготовку к финальному испытанию? Вдруг это будет трудно? Переживать по этому поводу не стоит, ведь ОГЭ — это не конец света, а жизненный этап, который проходят все школьники страны. Чтобы успешно справиться с экзаменом, вполне достаточно школьных знаний. Но чтобы правильно их применить, с ними нужно разобраться и их систематизировать.

Шаг 1 Если вы решили готовиться к ОГЭ по биологии самостоятельно, постарайтесь грамотно распределить время, чтобы не оставлять всё на последний момент. Лучше всего будет начать подготовку за год до экзамена — так вы сможете проработать весь материал в удобном для себя темпе и усвоите всю важную информацию вовремя. Составьте план. Разделите все темы для повторения на те, которые хорошо усвоены, вызывающие затруднение и которые вы не помните совсем. Лучше всего начинать двигаться от простого к сложному. Шаг 2 Обязательно ознакомьтесь с форматом экзамена. На официальном сайте ФИПИ вы сможете найти документы, демонстрирующие актуальную на текущий учебный год структуру и содержание контрольных материалов. Важно понимать, на какие темы стоит обратить больше внимания и по каким критериям эксперты будут выставлять баллы. При проработке заданий с развёрнутым ответом держите перед глазами документ с критериями, он поможет вам выработать персональный шаблон решения поставленных задач.

Шаг 3 Для того чтобы успешно подготовиться к ОГЭ по биологии, следует с вниманием отнестись к изучению теоретической составляющей, так как основная его часть состоит из заданий по теории дисциплины. Самый доступный вариант — обратиться к учебникам биологии. Кроме того, существует масса онлайн-ресурсов, которые смогут помочь вам в разборе особо сложных и непонятных тем. Шаг 4 Составляя конспекты по изученному материалу, делайте это грамотно: используйте схемы, таблицы и рисунки — так будет проще систематизировать информацию. Заведите словарь биологических терминов, выписывайте их вместе с определением и сразу же заучивайте. Попробуйте пересказать выученный материал друзьям — так вероятность того, что он отложится в долгосрочной памяти, значительно повысится. Задействуйте не только зрительную, но и слуховую память.

В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются почки. Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные продукты обмена. Номер: 052630 Установите соответствие и впишите ответ. Вставьте в текст «Соцветия» пропущенные элементы из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр по тексту впишите в приведённую ниже таблицу.

Все термины по биологии для егэ 2023

Наследуется по аутосомно-доминантному типу. Векторы генетические — ДНК-содержащие структуры вирусы, плазмиды , используемые в генной инженерии для присоединения генов и введения их в клетку. Вирусы — неклеточные формы жизни; способны в живые клетки и размножаться в них. Витальная окраска прижизненная — метод окрашивания других структур с помощью красителей, не оказывающих на них токсического действия. Включения — непостоянные компоненты цитоплазмы клеток, представленные секреторными гранулами, запасными питательными веществами, конечными продуктами метаболизма. Вырожденность генетического кода избыточность — наличие в генетическом коде нескольких кодонов, соответствующих одной аминокислоте. Гаметогенез — процесс образования зрелых половых клеток гамет : женских гамет — овогенез, мужских гамет — сперматогенез. Гаметы — половые клетки, с гаплоидным набором хромосом. Гаплоидные клетки — клетки, содержащие одинарный набор хромосом n Гастроцель — полость в двух- или трехслойном зародыше. Гаструляция — период эмбриогенеза, в котором осуществляется формирование двух- или трехслойного зародыша.

Биогельминты — гельминты, в жизненном цикле которых происходит смена хозяев или развитие всех стадий происходит внутри одного организма без выхода во внешнюю среду; Геогельминты — гельминты, личиночные стадии которых развиваются во внешней среде аскарида, кривоголовка ; Контактно-передаваемые — гельминты, инвазионная стадия которых может попадать в организм хозяина при контакте с больным карликовый цепень, острица. Гемофилия — молекулярная болезнь, сцепленная с X-хромосомой рецессивный тип наследования. Проявляется с нарушение свертывания крови. Ген — Структурная единица генетической информации: Аллельные гены — гены, локализированные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и определяющие различные проявления одного и того же признака. Неаллельные гены — локализованные в разных локусах гомологичных хромосом или в негомологичных хромосомах; определяют развитие разных признаков; Регуляторные — контролирующие работу структурных генов, их функция проявляется во взаимодействии с белками-ферментами; Структурные — содержащие информацию о полипептидной структуре цепи; Мобильные — способные перемещаться по геному клетки и внедряться в новые хромосомы; они могут изменять активность других генов; Мозаичные — гены эукариот, состоящие из информативных экзонов и неинформативных интронов участков; Модуляторы — гены, которые усиливают или ослабляют действие основных генов; Обязательные гены «домашнего хозяйства» — гены, кодирующие белки, синтезируемые во всех клетках гистоны и др. Генетика — наука, о наследственности и изменчивости организмов. Термин введен в науку в 1906г. Английским генетиком В. Генетический анализ — комплекс методов, направленных на изучение наследственности и изменчивости организмов.

Включает в себя гибридологический метод, метод учета мутаций, цитогенетический, популяционно-статистический и др. Генетический груз — накопление в генофонде популяции рецессивных аллелей, приводящих в гомозиготном состоянии к снижению жизнеспособности отдельных особей и популяции в целом. Генетический код — система «записи» генетической информации в виде последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. Генная инженерия — целенаправленное изменение наследственной программы клетки с использованием методов молекулярной генетики. Генокопии — сходство фенотипов, имеющих разную генетическую природу умственная отсталость при некоторых молекулярных болезнях. Геном — количество генов гаплоидной клетки, характерное для данного вида организмов. Генотип — система взаимодействующих аллелей генов, характерных для данного индивидуума. Генофонд — совокупность генов особей, составляющих популяцию. Гериатрия — область медицины, занимающаяся разработкой методов лечения престарелых людей.

Геронтология — наука, изучающая процессы старения организмов. Геропротекторы — вещества-антимутагены, связывающие свободные радикалы. Замедляют наступления старости и увеличивают продолжительность жизни. Гетерогенность популяций генетическая — наличие у особей данной популяции нескольких аллельных вариантов минимум двух одного гена. Обусловливает генетический полиморфизм популяций. Гетерозиготный организм — организм, в соматических клетках которого содержатся различные аллели данного гена. Гетероплодия — увеличение, или уменьшение числа отдельных хромосом в диплоидном наборе моносомия, трисомия. Гетеротопия — изменение в процессе эволюции места закладки в эмбриогенезе того, или иного органа. Гетерохроматин — участки хромосом, сохраняющие спирализованное состояние в интерфазе, не транскрибируется.

Гетерохронии — изменения в процессе эволюции времени закладки в эмбриогенезе того, или иного органа. Гибрид — гетерозиготный организм, образовавшийся при скрещивании генетически различающихся форм. Гипертрихоз — локальный — признак, сцепленный с Y-хромосомой; проявляется в усиленном росте волос на краю ушной раковины; наследуется по рецессивному типу. Гистогенез эмбриональный — образование тканей из материала зародышевых листков путем деления клеток, их роста и дифференцировки, миграции, интеграции и межклеточных взаимодействий. Гоминидная триада — совокупность трех признаков, присущих только человеку: Морфологическая: абсолютное прямохождение, развитие относительно большого головного мозга, развитие кисти, приспособленной к тонким манипуляциям; Психосоциальная — абстрактное мышление, вторая сигнальная система речь , сознательная и целенаправленная трудовая деятельность. Гомозиготный организм — организм, в соматических клетках которого содержатся одинаковые аллели данного гена. Гомоитермные животные — организмы, способные поддерживать постоянную температуру тела независимо от температуры окружающей среды теплокровные животные, человек. Гомологичные органы — органы, развивающиеся из одних и тех же эмбриональных зачатков; их строение может быть различным в зависимости от выполняемой функции. Гомологичные хромосомы — пара одинаковых по размеру и строению хромосом, из которых одна — отцовская, другая — материнская.

Гонотрофический цикл — биологическое явление, наблюдаемое у кровососущих членистоногих, при котором созревание и откладка яиц тесно сопряжены с питанием кровью. Группа сцепления — совокупность генов, расположенных в одной хромосоме и наследующихся сцеплению. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом. Нарушение сцепления происходит при кроссинговере. Дальтонизм — молекулярная болезнь, сцепленная и Х-хромосомой рецессивный тип наследования. Проявляется нарушением цветового зрения. Девиация отклонение — появление новых признаков на средних стадиях эмбрионального развития, определяющего новый путь филогенеза. Дегенерация — эволюционные изменения, характеризующиеся упрощением строения организма по сравнению с предковыми формами. Делеция — хромосомная аберрация, при которой выпадает участок хромосомы.

Детерминация — генетически обусловленная способность клеток зародыша только к определенному направлению дифференцировки. Диакинез — заключительная стадия профазы I мейоза, в течение которой завершается процесс расхождения гомологичных хромосом после конъюгации. Дивергенция — образование в процессе эволюции нескольких новых групп от общего предка. Диплоидная клетка — клетка, содержащая двойной набор хромосом 2n. Диплотена — стадия профазы I мейоза — начало расхождения гомологичных хромосом после конъюгации. Дифференциация пола — процесс развития половых признаков в онтогенезе. Доминантный признак — признак, проявляющийся в гомо- и гетерозиготном состоянии. Донор — организм, у которого берут ткань или органы для пересадки. Древо жизни — схематическое изображение путей эволюционного развития в виде дерева с ветвями.

Дрейф генов генетико-автоматические процессы — изменения генетической структуры в небольших популяциях, выражающееся в уменьшении генетического полиморфизма и увеличении числа гомозигот. Дробление — период эмбриогенеза, в котором происходит образование многоклеточного зародыша путем последовательных митотических делений бластомеров без увеличения их размеров. Дупликация — хромосомная аберрация, при которой происходит удвоение участка хромосомы. Естественный отбор — процесс, при котором в результате борьбы за существование выживают наиболее приспособленные организмы. Жаберные дуги артериальные — кровеносные сосуды, проходящие в жаберных перегородках и претерпевающие количественные и качественные изменения в процессе эволюции кровеносной системы позвоночных. Жизненный цикл — время существования клетки от момента ее образования до гибели или разделения на две дочерние в результате перехода из состояния G 0 в митотический цикл. Зародышевый период — применительно к человеку период эмбриогенеза с 1-й по 8-ую неделю внутриутробного развития. Зародышевый организатор — участок зиготы серый серп , во многом определяющий ход эмбриогенеза. При удалении серого серпа развитие прекращается на стадии дробления.

Зиготена — стадия профазы I мейоза, в которой гомологичные хромосомы объединяются конъюгируют в пары биваленты. Идиодаптация алломорфоз — морфофункциональные изменения организмов, не повышающие уровень организации, но делающие данный вид приспособленным к конкретным условиям жизни. Изменчивость — свойство организмов менять в процессе индивидуального развития отдельны признаки: Модификационная — фенотипические изменения, обусловленные влиянием факторов внешней среды на генотип; Генотипическая — изменчивость, связанная с количественными и качественными изменениями наследственного материала; Комбинативная — тип изменчивости, который зависит от перекомбинации генов и хромосом в генотипе мейоз и оплодотворение ; Мутационная — тип изменчивости, связанный с нарушением структуры и функции наследственного материала мутациями. Иммунодепрессия — угнетение защитных иммунологических реакций организма. Иммунодепрессоры — вещества, подавляющие ответ иммунной системы организма реципиента на трансплантат, способствующие преодолению тканевой несовместимости и приживлению пересаженной ткани. Инверсия — хромосомная аберрация, при которой происходит внутрихромосомные разрывы и переворот вырезанного участка на 180 0. Индукция эмбриональная — взаимодействие между частями зародыша, в процессе которого одна часть индуктор определяет направление развития дифференцировки другой части. Инициация — процесс, обеспечивающий начало реакций матричного синтеза инициация трансляции — связывание в пептидном центре малой субъеденицы рибосомы кодона АУГ с тРНК-метионином. Инокуляция — введение возбудителя болезни переносчиком в ранку со слюной в укусе.

Интерфаза — часть клеточного цикла, в течение которого происходит подготовка клетки к делению. Интрон — неинформативный участок мозаичного гена у эукариот. Кариотип — диплоидный набор соматической клетки, характеризующийся числом хромосом, их строением и размерами. Видоспецифический признак. Квартиранство — одна из форм симбиоза, при которой один организм использует другого в качестве жилища. Кейлоны — вещества белковой природы, угнетающие митотическую активность клеток. Кинетопласт — специализированный участок митохондрии, обеспечивающий энергией движение жгутика. Кинетохор — специализированный участок центромеры, в области которого происходит образованиекоротких микротрубочек веретена деления и формирования связей между хромосомами и центриолями. Классификация хромосом: Деневерская — хромосомы объеденены в группы на основании их размеров и форм.

Для выявления хромосом используется сплошной метод окраски; Парижская — основана на характеристике внутренней структуры хромосом, которая выявляется с помощью дифференциального окрашивания. Одинаковое расположение сегментов имеется только в гомологичных хромосомах. Кластеры генов — группы различных генов с родственными функциями гены глобина. Клон клеток — совокупность клеток, образовавшихся от одной родоначальной клетки последовательных митотических делений. Клонирование генов — получение большого числа однородных фрагментов ДНК генов. Кодоминирование — тип взаимодействия аллельных генов при наличии множества аллелей , когда два доминантных гена проявляются в фенотипе независимо друг от друга IУ группа крови. Кодон — последовательность из трех нуклеотидов в молекуле ДНК иРНК , соответствующая какой-либо аминокислоте смысловой кодон. Кроме смысловых, имеются терминирующие и инициирующие кодоны. Колинеарность — соответствие порядка расположения нуклеотидов в молекуле ДНК иРНК порядку расположения аминокислот в молекуле белка.

Колхицин — вещество, разрушающее микротрубочки веретена деления и останавливающее митоз на стадии метафазы. Комменсализм нахлебничество — одна из форм симбиоза, которая выгодна только для одного организма. Комплементарность — строгое соответствие азотистых оснований друг-другу А-Т; Г-Ц Тип взаимодействие неаллельных генов, когда развитие признака определяется двумя парами генов. Консультирование медико-генетическое — консультирование обратившегося лица о возможном наследовании определенной болезни и способе ее предупреждения с использованием метода генетического анализа. Контаминация — способ заражения с помощью переносчика, при котором возбудитель попадает в организм через микротравмы на коже и слизистых оболочках или перорально с загрязненными продуктами. Конъюгация — конъюгация у бактерий — процесс, при котором микроорганизмы обмениваются плазмидами, в связи с чем клетки приобретают новые свойства: Конъюгация у инфузорий — особый вид полового процесса, при котором две особи обмениваются гаплоидными мигрирующими ядрами; Конъюгация хромосом — соединение гомологичных хромосом в пары биваленты в профазе I мейоза. Копуляция — процесс слияния половых клеток особей у простейших. Корреляции — взаимозависимое, сопряженное развитие определенных структур организма: Онтогенетические — согласованность развития отдельных органов и систем в индивидуальном развитии; Филогенетические координации — устойчивые взаимозависиммости между органами или частями организма, обусловленные филогенетически сочетанное развитие зубов, длины кишечника у хищных и травоядных. Кроссинговер — обмен участками хроматид гомологичных хромосом, который происходит в профазу I мейоза и приводит к перекомбинации генетического материала.

Культивирование клеток, тканей — метод, позволяющий сохранить жизнеспособность структур при их выращивании на искусственных питательных средах вне организма для изучения процессов пролиферации, роста, дифференцировки. Лептотена — начальная стадия профазы I мейоза, в которой хромосомы в ядре клетки видны в виде тонких нитей. Летальных эквивалент — коэффициент, позволяющий количественно оценить генетический груз популяции. У человека эквивалент равен 3-8 рецессивным гомозиготным состояниям, приводящим организм к гибели до репродуктивного периода. Лигазы — ферменты, соединяющие «сшивающие» отдельные фрагменты молекул нуклеиновых кислот в единое целое соединение экзонов при сплайсинге. Макроэволюция — эволюционные процессы, происходящие в таксономических еденицах выше видового уровня отряд, класс, тип. Мезонерфоз первичная почка — тип почки позвоночных, в которой структурно-функциональными элементами являются начинающие формироваться капсулы Боумена — Шумлянского, связанные с капиллярными клубочками. Закладывается в туловищном отделе. Мейоз — деление овоцитов сперматоцитов в период созревания гаметогенез.

Результатом мейоза являются перекомбинации генов и образование гаплоидных клеток. Метагенез — чередование в жизненном цикле организмов полового и бесполого размножения. Метанефрос вторичная почка — тип почки позвоночных, структурно-функциональном элементом которой является нефрон, состоящий из специализированных отделов. Закладывается в фазовом отделе. Метафаза — стадия митоза мейоза , в которой достигается максимальная спирализация хромосом, расположенных по экватору клетки, и формируется митотический аппарат. Методы генетики: Близнецовый — метод изучения близнецов путем установления внутрипарного сходства конкорднантности и различия дискордантности между ними. Позволяет определить относительную роль наследственности и среды развития признаков у потомком; Генеалогический — метод составления родословных; позволяет установить тип наследования и прогнозировать вероятность наследования признаков у потомков; Гибридизации соматических клеток — экспериментальный метод, который позволяет осуществить в культуре слияние соматических клеток различных организмов с получением комбинированных кариотипов; Гибридологический — метод, устанавливающий характер наследования признаков с помощью системы скрещиваний. Он заключается в получении гибридов, их анализе в ряду поколений с использованием количественных данных; Моделирование наследственных болезней — метод основан на законе гомологических рядов наследственной изменчивости. Позволяет использовать полученные на животных экспериментальные данные для изучения наследственных болезней человека; Онтогенетический биохимический — метод основан на использовании биохимических медодик для выявления в индивидуальном развитии метаболических нарушений, вызванных аномальным геном; Популяционно-статистический — метод основан на изучении генетического состава популяций закон Харди — Вайнберга.

Позволяет проанализировать количество отдельных генов и соотношение генотипов в популяции; Цитогенетический — метод микроскопического изучения наследственных структур клетки. Используется при кариотипировании и определении полового хроматина. Микроэволюция — элементарные эволюционные процессы, происходящие на популяционном уровне. Митотически клеточный цикл — время существования клетки в период подготовки к митозу G 1, S, G 2 и самого митоза.

Селекция Наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками. Гибридизация Процесс скрещивания родительских особей и получения от них гибридов. Гетерозис Превосходство гибридов по ряду признаков и свойств над родительскими формами. Вид Совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих наследственным сходством всех признаков свойств и способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании. Ареал Область распространения данного вида или популяции в природе. Морфологический критерий Сходство признаков внешнего строения у особей одного вида. Генетический критерий Определенный набор хромосом у особей одного вида. Физиологический критерий Сходство процессов, протекающих в организмах одного вида; нескрещиваемость разных видов. Экологический критерий Обитание особей одного вида в определенных сходных экологических условиях. Географический критерий Обитание особей одного вида, как правило, в пределах общего ареала. Биохимический критерий Сходный химический состав внутриклеточной среды у особей одного вида. Этологический критерий Присущие только данному виду животных особенности поведения. Популяция Группа организмов одного вида, обладающих способностью свободно скрещиваться и неограниченно долго поддерживать существование в данном районе. Экология Биологическая наука о взаимоотношениях живых существ между собой и окружающей их природой.

На переднем конце тела- рот с щупальцами со стрекательными клетками. Задний конец тела- подошва для прикрепления к субстрату. Пищеварение- полостное и внутриклеточное. Дыхание- всей полостью тела. Кровеносная с-ма- отсутствует. Выделение- через поверхность тела. Нервная система диффузного типа. Органы чувств не развиты. Размножение- бесполое и половое. В результате оплодотворения появляется плавающая личика- планула. Подвижные- медузы, неподвижные- полипы, актиния, гидра. Тип плоские черви. Белая планария. Трехслойные животные. Двусторонняя симметрия тела. Передвигается с помощью кожно-мускульного мешка. Нет полости тела. Анального отверстия нет. Кровеносная и дыхательная с. Нервная система сост из парного мозгового узла и двух нервных стволов. Часто имеются личиночные стадии. Размножение со сменой хозяев. Ресничные белая планария ; сосальщики двуустка, шистосома ;ленточные цепни. Тип круглые черви. Аскарида человеческая. Тело округлое, удлиненное. Имеется первичная полость тела, заполненная жидкостью в ней расположены внутренние органы. Кожа покрыта кутикулой. Пищеварительная система представлена пищеварительной трубкой: начинающейся ротовым отверстием- глотка- пищевод- кишечник- анальное отверстие. У некоторых паразитов- зубы. У паразитов растений глотка превращена в колюще-сосущий орган- стилет. Кровеносной и дыхательной системы нет. Нервная система: окологлоточное кольцо с отходящими стволами. Размножение- половое, оплодотворение внутреннее. Характерен половой диморфизм. Развитие прямое или непрямое: яйцо с личинкой на почве- кишечник человека- личинка- кровь- легкие- рот- кишечник- взрослая аскарида. Острица, нематода, волосатик. Тип кольчатые черви. Дождевой червь. Пиявка, нереида, серпула. Тело вытянутое, круглое, сегментированное. Симметрия двусторонняя. Имеется вторичная полость. Пищеварительная система: ротовое отверстие- глотка- пищевод- зоб- желудок- средняя кишка- задняя кишка- анальное отверстие. Кровеносная система- замкнутая, сост из сосудов. Кровь содержит гемоглобин. Дыхание- всей поверхностью тела. Выделительная система- в каждом сегменте пара нефридий. Имеются органы чувств: глаза, обонятельные ямки, органы осязания. Раздельнополые или вторичные гермафродиты. Развитие прямое. У некоторых морских кольчатых червей- с метаморфозом. Многощетинковые пескожил, нереида ; малощетинк. Тип моллюски. Прудовик, беззубка. Двусторонняя симметрия. Тело из трех отделов: голова, туловище, нога. С внутренней стороны раковины все тело охватывает мантия- кожная складка. Пищеварительная с-ма: рот-глотка-желудок-средняя кишка- анальное отверстие. Кровеносная система незамкнута. Сердце двухкамерное прудовик или трехкамерное беззубка. Дыхательная система- жабры беззубка и легочные мешки прудовик. Органы выделения- почки. Брюхоногие -гермафродиты. Двустворчатые и головоногие- раздельнополые. Брюхоногие горошинка, шаровка, прудовик, слизень, виноградная улитка. Двустворчатые мидии, устрицы, гребешки, жемчужница, корабельный червь, беззубка. Головоногие кальмар, каракатица, осьминог. Тип членистоногие. Тело сегментировано, конечности членистые. Движение обеспечено мышцами. Тело покрыто хитиновым покровом. Рост членистоногих сопровождается линькой. Отделы тела: голова, грудь, брюшко. Пищеварительная с-ма: ротовой аппарат-глотка- пищевод-желудок- передняя, средняя, задняя кишка- анальное отверстие- железы. Имеется пульсирующий сосуд- «сердце», по которым циркулирует гемолимфа. Дыхательная с-ма: у водных форм- жабры, у наземных- легкие, трахеи. Выделительная с-ма: мальпигиевы сосуды у насекомых и паукообразных, зеленые железы в основании усиков у ракообразных. Нервная система состоит из надглоточного и подглоточного нервных узлов. Многие имеют хорошо развитые органы чувств: фасеточные глаза, органы осязания- механорецепторы, органы слуха. Половой диморфизм отличие самца от самки. Развитие прямое и непрямое. Ракообразные рак, креветки, краб, омар ; паукообразные пауки, тарантулы, клещ, скорпион ; насекомые жуки, мухи, комары, вошь. Скелет образован известковыми пластинками, несущими шипики. Найдя добычу накрывает своим телом, выворачивает желудок, соки желудка переваривают пищу. Анальное отверстие лежит на верхней поверхности. Тело в известковом панцире. Рот окружен особым челюстным аппаратом с пятью зубами. Скелет состоит из мелких известковых телец. Кровеносная с-ма сост из двух сосудов: один снабжает рот другой анальное отверстие. Водно-сосудистая система: образована кольцевым каналом, окружающим пищевод, и 5 радиальными каналами. Большинство раздельнополые, но есть гермафродиты. Развитие с метаморфозом. Животные способны к регенерации восстановление частей тела Тип хордовые. Подтип бесчерепные. Тело состоит из туловища, хвоста, плавника, покрыто кожей. Скелет- хорда. Пищеварительный канал: рот, глотка, кишечная трубка, анус. Один круг кровообращения, сердца нет, холоднокровные животные. Органы дыхания: жаберные щели в глотке. Органы выделения: нефридин. Органы чувств: щупальца, обонятельная ямка. Оплодотворение наружное. Икринки развиваются в воде. Подтип позвоночные черепные. Надкласс рыбы. Обтекаемая форма тела. Отделы тела: голова, туловище, хвост, плавники. Туловищный и хвостовой отделы позвоночника. Костный череп, конечности- плавники образованы множеством мелких костей. Шейный отдел отсутствует. Внутри позвонков- хрящевые остатки хорды. Пищеварительная с-ма: рот- ротовая полость- глотка- пищевод- желудок- кишечник- анальное отверстие. Плавательный пузырь- вырост кишечника. Один круг кровообращения, сердце двухкамерное, холоднокровные.

Пятый блок посвящен проверке знаний о взаимодействии разных видов в природе, естественных и искусственных экосистемах, об экологических проблемах и их влиянии на жизнь людей, правилах поведения в окружающей среде. При решении заданий базового уровня сложности, например, нужно из приведенных вариантов выбрать правильный ответ на вопросы: «Для чего человек использует плесневые грибы? В заданиях повышенного уровня сложности нужно, к примеру, используя предоставленные данные, определить энергетическую ценность школьного обеда или, рассмотрев два рисунка, дать название патологии, изображенной на одном из них, а также назвать одну из причин появления такой патологии. Задания 1, 2, 6, 8, 12, 14, 15, 20 оцениваются в 1 балл. Правильное выполнение заданий 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 16, 17, 18, 19, 21 оценивается 2 баллами. Правильное выполнение задания 13 оценивается 3 баллами. Если же допущена одна ошибка, то ученик получит 1 балл. В остальных случаях задание будет оценено в 0 баллов. Количество баллов за задания с 24 по 26 зависит от полноты и правильности ответов. Их оценивают два независимых эксперта, каждый из которых выставляет свои баллы. Если расхождение между баллами, выставленными экспертами, составит 2 и больше, комиссия назначит третьего эксперта, решение которого и будет окончательным. Баллы За всю экзаменационную работу можно получить максимум 48 первичных баллов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий