Событие 16 января 1547

Венчание на царство Ивана 4 состоялось в 1547 году. Он стал первым великим князем Московским, который получил официальный царский титул. Молодому царю на момент венчания было всего 16 лет.

Страны Европы времен Ивана Грозного

Метрополитом Руси был Макарий. 16 января 1547. Торжественное венчание Ивана IV на царство метрополитом Макарием в Успенском соборе Кремля. В январе 1547г. в Успенском соборе Кремля в присутствии дворцовой знати и иностранных послов впервые в России был совершен обряд венчания на царство. 16 января 1547 года произошло важное событие в русской истории: впервые Московский государь был венчан царским венцом в Успенском соборе1. Совершив венчание на царство, Митрополит Макарий (†1563; пам. Царственная книга содержит изложение событий времени правления царя Ивана Грозного с сентября 1533 по март 1553 года. В книге много правок и приписок, выполненных скорописью XVI века, многие исследователи предполагают, что это редакторская правка Ивана Грозного. 16 января в отмечается 10 праздников, в том числе 1 профессиональный.

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

Достигнув 17-летнего возраста, Иван четвёртый венчался на царство 16января,1547 года. Он стал первым русским государем, принявшим титул царя. В 7055 г. (1547) 16 января (все даты даны по старому стилю) ровно 475 лет назад, произошло Венчание на Царство Великого Князя Иоанна Васильевича по благословению его отца Великого Князя Василия Иоанновича в Успенском соборе Московского Кремля[1]. Правление этого олигархического боярского правительства привело к тому, что к 1547 году в столице назрел социально-политический кризис, позднее вылившийся в Московское восстание средних и низших слоёв городского населения. Весь этот обряд, с некоторыми вариациями, был повторением церемонии венчания великого князя Дмитрия, внука Ивана III, состоявшейся полвека назад. Однако именно 16 января 1547 года можно считать подлинным днем рождения царской власти в России. все это представляло собой большой, красочный праздник. Официальный титул царя на Руси появился (16) 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV. Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой.

470 лет назад Иван IV (Грозный) взял Казань и Казанское ханство было присоединено к Руси

Великие способности Иоанна Васильевича с каждым днем более и более удивляли его счастливых подданных. Как быстро образ жизни его переменился, несмотря на множество различных и трудных занятий, несмотря на чрезвычайную его молодость! Он принялся за дело, самое важное для государства, — законодательство. Вместе с умнейшими боярами он рассмотрел все прежние законы великих князей и последнее уложение Иоанна III и, дополнив его новыми постановлениями, издал в 1550 году книгу законов: Судебник, или вторую Русскую правду.

Для лучшего образования юношества, готовившегося к духовному званию, молодой, попечительный государь приказал открыть училища в Москве и в других городах. Он хотел просветить не только духовенство, но и весь свой народ и для этого поручил Саксонцу Шлитту, который жил в Москве, вывезти из Немецкой земли разных ремесленников, художников, лекарей, аптекарей, типографщиков и других искусных людей. Это благодетельное намерение молодого государя не исполнилось: Шлитт, хотя и отправился в Германию и уже набрал там 120 человек, но Литовские рыцари, боясь, что вместе с просвещением России могущество и слава ее еще больше увеличатся, не допустили в Москву умных Немцев и самого Шлитта посадили в темницу.

Однако некоторые из них пробрались потом в Россию и были полезны для наших предков своими знаниями. Ливонцы потому боялись России, что в это время их рыцари уже не были теми храбрыми, неустрашимыми воинами, которым не раз удавалось побеждать наших, предков. Лишась помощи Немецкого ордена в Пруссии, уничтоженного Польским королем Сигизмундом в 1522 году, они стали гораздо слабее и, уже не смея нападать на наши владения, заключили в 1509 году перемирие с Россией сроком на четырнадцать лет.

Во время такого продолжительного спокойствия Ливонцы больше занимались торговлей, от которой так разбогатели, и так привыкли к приятностям жизни, к неге, к роскоши, что их рыцари и дворяне ничего более не делали, как только строили себе великолепные замки и думали уже не о войне и ее опасностях, а о том, как бы им веселее пожить и попировать в своих богатых поместьях. Они охотно откупались от всякой войны деньгами, чтобы только не расставаться со своими приятными забавами, и поэтому читатели могут судить, что Иоанну IV нечего было опасаться Ливонии. Он досадовал на нее только за то, что она не пропустила нужных для него людей, и собирался жестоко наказать ее за такую дерзость.

Но гораздо более тревожили его Крымские ханы. Из них Магмет-Гирей еще при Василии Иоанновиче имел намерение соединить три Батыева царства: Казань, Астрахань и Крым, или Тавриду, в одно государство, и тогда бедные наши предки, может быть, опять подпали бы под власть Татар; но Бог избавил Россию от этого нового несчастья, и хотя Магмет-Гирею удалось сделать Казанским царем своего брата, Саип-Гирея, однако, он сам был вскоре убит Ногайским ханом Мамаем, а наследники его не обладали таким умом и твердостью, чтобы исполнить его намерение. Они вместе с Казанцами только тревожили наши границы частыми набегами и разоряли жителей, но Иоанн Васильевич, имея храбрых воевод, умел усмирять их и даже мог уже думать о совершенном покорении этих беспокойных врагов.

Опаснее всех казались ему Казанцы, как самые близкие и самые хитрые наши соседи. Уже несколько раз молодой царь посылал войско для покорения этой области, но напрасно: Казанская крепость, хотя и деревянная, выдерживала все нападения и не сдавалась. Однако Иоанн Васильевич, как все умные и твердые люди, не боялся неудач; наоборот, при каждой из них он увеличивал свои усилия и всегда думал, что рано или поздно они будут вознаграждены.

Так, в один из таких походов он остановился в 30 верстах от Казанских стен, у высокой горы, называвшейся Круглой. Возле нее текла река Свияга. С вершины этой горы открывался неохватный взглядом вид во все стороны.

Иоанн, любуясь красотой места, с восхищением вскричал: «Здесь будет город христианский! Стесним Казань: Бог отдаст ее нам в руки! Построив эту новую крепость для защиты своих подданных от нападений Казанцев, Иоанн IV через год построил еще две другие крепости от набегов Крымских татар: город Михайлов на реке Проне и Шатск на реке Цне в нынешней Рязанской области.

Но главной защитой той части нашего Отечества, которая лежала между Азовским и Каспийским морями, был в то время новый, храбрый и неустрашимый народ, о котором давно уже пора рассказать моим читателям. Это были Казаки — Казаки, которые так смелы на войне, так искусны в сражениях, так ловко и проворно скачут верхом на своих быстрых лошадях. Как же должно быть интересно узнать о том, где и как они жили в старину, от кого произошли.

История их любопытна. Послушайте, друзья мои! Каждый народ улучшается со временем: так и Казаки в начале своего существования при царе Иоанне Васильевиче далеки были от своих славных потомков, от того неустрашимого, от того всегда верного государю и Отечеству Войска Донского, которое стало известно потом всей Европе.

Поверите ли вы, что первые Казаки были беглецами, оставившими свою Родину, Россию, и жившими всякими неправедными делами? Читатели мои, уже знающие Римскую историю, наверно скажут, что и Римляне были такого же происхождения и стали потом первым народом в свете. Точно, вы правы: происхождение никогда не может умалить хорошие качества человека, и не могло вредить нашим добрым Донским соотечественникам, ведь они не сами начали вести такой образ жизни, а только подражали тому народу, к которому присоединились, оставив Отечество.

Они были славные наездники, охотники драться и грабить и за деньги с радостью решались на всякие опасности. Они жили на низовых берегах Днепра и Днестра. В то время, когда Татары без всякой жалости разоряли Россию, многие из наших предков, жившие в южных областях, и особенно Малороссияне, лишенные жестокими варварами своих родственников, а часто и всего имения, оставляли бедное Отечество и уходили плакать о своих несчастьях к Казакам, которые ласково принимали их в свою службу, давали им лошадей, оружие, учили их своему удальству и наездничеству, называли своими братьями-Казаками.

Несчастные, потеряв все, что было для них мило, ненавидя Татар, радовались случаю мстить им, охотно исполняли все приказания Казаков, гордились их именем и с того времени не называли себя иначе. Приятный климат, прекрасные места, изобилие и свобода во всем увеличивали с каждым годом число беглецов, так что через двести лет они совсем смешались с Черными Клобуками и составили один народ, уже называвшийся только Казаками. Владения их дошли до Азовского моря, и Казаки, жившие на его берегах, назывались Азовскими; а первые Казаки, жившие около Днепра и Днестра — Запорожскими, а потом Украинскими.

Были также Казаки Ордынские: их называли так, потому что они состояли по большей части из Татар или беглецов из Орды. Все эти различные Казаки управлялись атаманами131, которых сами же и выбирали. Главные качества их, которыми они любили хвастаться, были удальство и удивительная храбрость.

Они так бесстрашно нападали на своих неприятелей, так ловко защищались, так проворно скрывались от них, что наши предки не могли надивиться их искусству и часто нанимали их на службу, а потом, насмотревшись на них, заводили и у себя в пограничных городах такие же полки и называли их Казачьими. В 1480 году Азовские Казаки оказали важную услугу нашему Отечеству: 16 000 их было с Тюменским князем Иваком в то время, когда он победил последнего хана Золотой Орды, Ахмата, после которого Россия уже не была данницей Татар. Но Азовские и Ордынские Казаки существовали только до 1500 года: состоя большей частью из Татарских беглецов, они, вероятно, разошлись по домам или пристали к скитающимся Калмыкам.

Как бы то ни было, только история с тех пор уже ничего не говорит о них, но зато очень много говорит о Казаках, поселившихся около 1500 года на берегах реки Дон, и от того названных Донскими. Они были Русскими выходцами и беглецами, исповедовали одну с нами веру, говорили на одном с нами языке, имели одни с нами обычаи. Итак, о них, как о самых близких к нам по происхождению, мы поговорим несколько подробнее.

Они жили по правому берегу Дона, от устья реки Аксая до границ Воронежской губернии. Их маленькие городки были разбросаны в глуши лесов и между болот и состояли из шалашей и землянок, очень некрасивых, потому что Казаки вовсе не заботились об их красоте для того, как говорили их прадеды, чтобы неприятельский глаз не любовался ими и чтобы можно было без сожаления оставить их во время внезапного нападения врагов. Главный город их был Раздоры, а потом — Черкасск.

Сюда собирались они из всех своих городков на совет, который назывался у них не вече, как у Новгородцев, а круг. На этом кругу решались все общественные дела, и каждый год выбирались атаманы и старшие. Надо сказать, что своевольство Казаков было гораздо хуже Новгородского, они не признавали над собой никакого государя.

Но они желали только его покровительства, не думая повиноваться ему в полной мере. Лишь одно приказание Иоанна Васильевича исполняли они всегда в точности: приказание защищать границы его государства от Крымских Татар, Ногайских Татар и других варваров, еще бродивших около наших южных областей. Видя, как усердно Казаки подстерегали неприятелей, как искусно и храбро били и прогоняли их, Иоанн IV был доволен ими, ничего более не требовал и даже не наказывал их за беспрестанные своевольства.

Таковы были Донские Казаки в начале царствования Иоанна Васильевича. Теперь мы их оставим сторожить наши границы, а сами поспешим в Москву: там молодой государь собирается на какое-то важное дело. Покорение царства Казанского 1552 год Положась на храбрость Казаков, Иоанн не беспокоился о своих южных областях.

Швеция и Ливония также не были страшны: они ничего более не желали, как свободной торговли с Россией. Польским королем был уже не беспокойный Сигизмунд, умерший в 1548 году, а его сын Август, который больше забавлялся, чем занимался государственными делами. Итак, почти со всех сторон Иоанн мог быть спокоен: одни Казанцы постоянно нападали на наши области.

Всегдашняя ненависть их к Русским стала еще сильнее с тех пор, как Казанью завладели Крымские ханы. Саип-Гирей после смерти своего брата Магмета уехал управлять Крымом, а в Казани оставил своего племянника Сафа-Гирея; законный же царь Казанцев Шиг-Алей, изгнанный своим народом, жил в Москве под покровительством Русского государя. Несколько раз Иоанн возвращал ему потерянный престол, но вскоре тот опять лишался его.

Казанцы не любили Шиг-Алея за то, что он признавал власть России над Казанью и был всегда верен Иоанну. В 1549 году умер Сафа-Гирей. Наследником его остался двухлетний сын, Утемиш-Гирей; правительницей Казани во время малолетства сына была его мать, царица Сююнбека, или Сумбека.

Смотря на эту молодую женщину, совсем не привыкшую к государственным делам, и на маленького Утемиш-Гирея, еще не умевшего говорить, многие из вельмож Казанских боялись за свое Отечество и послали к Крымскому хану просить защиты от Русского царя. Другие, верные своему законному государю, Шиг-Алею, звали его на Казанский престол и клялись в вечной верности ему и России. Можно представить себе, какая суматоха была тогда в Казани.

Каждый делал, что хотел, и огорченная Сумбека часто плакала, не зная, как справиться со своими непокорными подданными. Между тем Иоанн Васильевич спешил воспользоваться таким состоянием врагов, более ста лет разорявших его подданных своими набегами, и с лучшим воинством и царем Шиг-Алеем пошел сам на Казань. Это был тот самый поход, во время которого построен был город Свияжск.

Умный государь предвидел большую пользу от новых подданных: отдаляясь от Казани, они уменьшали силы ее и увеличивали его собственные, и потому Иоанн принял их благосклонно, осыпал милостями и подарками и не обманулся в своих ожиданиях. Казанцы, потеряв помощь столь многих данников, стали гораздо сговорчивее и скоро согласились на все требования Русского государя, признали царем своим Шиг-Алея и отправили в Москву Сумбеку и ее сына. Хотя потомки Крымских ханов беззаконно владели Казанским престолом, все же жалко было смотреть, как эта бедная государыня, еще так недавно гордившаяся своей славой и красотой, теперь слабая и печальная, отправлялась пленницей в Русскую столицу.

Тихо ехала она в колеснице до реки Казанки, где стояла богатая лодка. За ней пестуны несли на руках маленького Утемиш-Гирея, который, ничего не понимая, радовался новой прогулке и весело улыбался. Бывшая царица, садясь в лодку, печально поклонилась народу, провожавшему ее, и навсегда простилась с ним.

Между тем беспокойные Казанцы недолго были довольны новым царем, хотя, правду сказать, и сам Шиг-Алей был виноват: он обходился с ними слишком жестоко, чем и заставил всех возненавидеть себя. Дело дошло до того, что через несколько месяцев Казанские послы приехали в Москву и объявили Иоанну Васильевичу, что Казань умоляет его избавить ее от Шиг-Алея и дать Московского наместника, которому она будет повиноваться охотнее, чем своему жестокому царю. Иоанн еще раз милостиво выслушал Казанцев, еще раз исполнил их просьбу: убедил Шиг-Алея выехать из Казани и сделал ее наместником князя Микулинского.

Покорение беспокойного царства казалось ему совершившимся делом, но прежде, чем князь Микулинский успел доехать туда, Казань еще раз изменила. На эту, уже последнюю измену склонил ее опять Крымский хан, но уже не Саип-Гирей, недавно умерший, а племянник его, Девлет-Гирей. Он обещал Турецкому султану, начинавшему бояться могущества России, спасти Казань и поддержать прежнюю славу Татарского царства.

Сделав Казанским царем Астраханского царевича Едигера, Девлет-Гирей отправил его туда, а сам, зная, что Иоанн занят теперь одной Казанью и что даже большая часть казаков находится там у него на службе, вздумал напасть на Русские области. Но благоразумие, храбрость и более всего вера Иоанна спасли Россию. Надеясь на Бога, помогающего справедливости, он принял сам начальство над войском, несмотря на слезы царицы Анастасии и всего народа, которые умоляли его беречь свою драгоценную жизнь и остаться в Москве.

Утешая плачущих и обнимая свою нежную супругу, он показал такую твердость, какой нельзя было ожидать от молодого царя. Смотря на его веселое, мужественное лицо, все и даже самые слабые люди ободрялись и с надеждой прощались с ним 16 июня 1552 года. Эта надежда была ненапрасна: не прошло и месяца, как Крымский хан бежал из России скорее, чем пришел туда, а победитель его отправился в поход на Казанцев.

Однако покорение этого мятежного народа дорого стоило Русским, несмотря на то, что они имели гораздо больше познаний в военном искусстве, чем Казанцы. Здесь первый раз в нашей истории говорится о подкопах, с помощью которых Русские взрывали Казанские стены и башни, и которые помогли им, наконец, ворваться в город и одержать полную победу. Предки наши очень гордились этой победой и имели на то полное право, потому что Казанцы, решившись скорее умереть, чем покориться, сражались так отчаянно, что осада Казани, несмотря на все убеждения Иоанна Васильевича, на все мирные предложения его, продолжалась с августа до 1 октября.

В этот день был предпринят решительный приступ, взорвано несколько новых подкопов, и после геройства, почти невероятного с обеих сторон, гордая Казань, наконец, сдалась Русскому войску, которым командовал знаменитый князь Воротынский, и назвала государем своим Иоанна Васильевича. Но жители ее прежде чем, решились на это, сделали все, что только подавало им малейшую надежду на спасение своего царства: они поджигали свои дома, сражались даже посреди города, на улицах, и, наконец, царь их, Едигер, с остальными Казанцами еще около часа защищался в укрепленном царском дворце. Но храбрость Русских победила все.

Не гордясь своей победой, они приписывали ее святой помощи Бога, и благочестивый государь, войдя в пылавший город, прежде всего принес благодарность своему небесному помощнику и, отслужив молебен у главных городских ворот, называвшихся Царскими, поставил на этом месте крест и назначил быть там первой христианской церкви. Тут же после молебна представили ему бывшего Казанского царя, Едигера. Иоанн принял его с кротостью и, видя, что он раскаивается в своем упрямстве и желает креститься в христианскую веру, не упрекал его ни в чем.

Впрочем, молодой государь был так счастлив своей славной победой, так радовался покорению знаменитого царства, так утешался мыслью, что подданные его навсегда избавились от жестоких нападений Казанцев, что ему не хотелось ни на кого сердиться: он был ласков со всеми, благодарил за храбрость и знатных воевод, и простых воинов, утешал раненых, плакал об убитых, заботился даже о врагах, хвалил их мужество и так обходился с побежденными, что разбежавшиеся жители Казани на другой же день возвратились в дома свои и стали его верными подданными. Наведя новый порядок в Казани, сделав наместником ее князя Александра Горбатого-Шуйского, а товарищем его князя Серебряного и оставив у них около 5000 войска, Иоанн Васильевич отправился 11 октября в Москву. Нельзя описать, с какой радостью встречали его по всей дороге!

Молодой двадцатидвухлетний победитель жестокого и отчаянно храброго народа, 115 лет разорявшего Россию, казался всем человеком неземным, казался ангелом, посланным Богом вознести наше Отечество выше других государств! Мы в настоящее время никак не можем понять всей радости, которую чувствовали наши предки, услышав о победе Иоанна! Это был какой-то неизъяснимый восторг, о котором все историки говорят, как поэты.

В то самое время, когда Москва готовилась встретить любимого государя, судьба, казалось, хотела дать ему почувствовать все счастье, которое только может быть дано человеку: у него родился первый сын и наследник — царевич Дмитрий. Эта новая радость восхитила сердце Иоанна: он не знал, как благодарить Бога за все милости, посылаемые ему! Чувствуя всю их значимость, он со слезами на глазах подъезжал к столице и еще за шесть верст от нее был встречен народом, который теснился около его лошади, целовал его ноги, руки и беспрестанно кричал: «Многие лета царю благочестивому, победителю варваров, избавителю христиан!

Отслушав молебен в Успенском соборе, Иоанн поспешил во дворец. Здесь-то обнимая супругу и сына, слушая поздравления окружавших его вельмож, видя искреннюю любовь народа, толпившегося с радостными криками на дворцовой площади, молодой герой почувствовал всю цену счастья, каким Бог наградил его твердое намерение исправиться, и благословил минуту своей чудесной перемены. Если бы он навсегда остался таким, каким был в это незабвенное время!

Тогда Россия назвала бы его не Грозным, а Великим Иоанном! Кончина Анастасии от 1552 до 1560 года После Казанской победы много было праздников при дворе, но самым приятным было крещение царевича-наследника и двух бывших царей Казанских: Едигера и маленького Утемиш-Гирея. Первый, названный Симеоном, жил потом в Кремле, имел много бояр, служивших при нем, и женился на дочери одного знатного чиновника, Кутузова.

Сохранив до смерти имя Казанского царя, он совершенно забыл свое прежнее царство и всю свою жизнь был верным подданным России. Что же касается маленького Утемиш-Гирея, которого в крещении назвали Александром, то государь взял его к себе во дворец и заботился о нем, как о сыне. Еще не успели Московские жители наговориться о покорении Казани, еще не успели нарадоваться славе своего молодого царя, как вдруг разнеслась ужасная весть о его опасной болезни: Иоанн занемог сильной горячкой.

Все встревожились, все с отчаянием говорили: «Видно, грехи наши страшно велики, когда Бог отнимает у нас такого государя! Между тем, как это новое несчастье заставило плакать всю Москву, посмотрим же теперь, что делается в Кремлевском дворце, и особенно в почивальне государя! Там была горесть еще сильнее: там плакала царица о супруге, нежно любимом, там плакали бояре о славе, о величии России, которые должны были погаснуть вместе с жизнью Иоанна!

Но не все из них были заняты этой мыслью, и когда умирающий Иоанн объявил наследником сына своего, малютку Дмитрия, и приказал знатнейшим чиновникам присягнуть ему, не все согласились сделать это. Многие из бояр начали шуметь, спорить, говорили, что они не намерены опять подвергнуться тем несчастьям, которые уже испытали во время малолетства Иоанна, и хотели после его смерти сделать своим государем не его родного брата Юрия, слабого умом и памятью, а двоюродного брата, Владимира Андреевича, имевшего много блестящих достоинств. Вообразите себе ужасное положение Иоанна Васильевича как царя и отца!

Несмотря на всю жестокость болезни, он был в полной памяти и слышал весь этот спор. И без того невыразимо грустно было для него расставаться с жизнью, оставлять столько радостей, столько счастья, столько славы! Оставлять прекрасную, добродетельную супругу, шестимесячного сына, добрый народ, так искренно простивший его прежние пороки и так нежно любивший его!..

Все это живо представлялось Иоанну, мучило его жестокой тоской, и в это самое время он услышал спор бояр, отвергавших его сына! Он был так слаб, что не мог остановить их, и они, черствые, забыв об умирающем государе, шумели в самой его спальне. В их числе Иоанн с новой горестью увидел и окольничего Федора Адашева, отца его любимца Алексия, и духовника своего, Сильвестра.

Но Бог, вероятно, хотел только испытать этой болезнью твердость молодого государя: к радости всех, он выздоровел, и хотя у него осталось неприятное воспоминание о том, что люди, самые приближенные к нему, не хотели назвать царем его сына, но великая от природы душа Иоанна простила их вину. Может быть, и само воспоминание об этом жестоком оскорблении со временем совершенно изгладилось бы из его сердца, если б не следующий случай, в достоверности которого уверяли современники. Государь, желая показать свою пламенную благодарность Богу, ездил после выздоровления вместе с супругой и маленьким царевичем на север в Белозерский Кириллов монастырь, там виделся с бывшим епископом Вассианом, который пользовался некогда большой милостью великого князя Василия III, но потом, во времена правления бояр, был сослан за хитрости и жестокость.

С того времени он ненавидел бояр и, несмотря на свою старость, искал случая им навредить. Как же он обрадовался, когда государь приехал в тот монастырь, где он жил, а еще более, когда пришел к нему в келью132, начал милостиво разговаривать с ним о том времени, когда Вассиан был еще при дворе, и уважая в нем любимца своего отца, просил у него совета, как лучше управлять государством. Хитрый старец воспользовался этой минутой и этим вопросом и со злой радостью сказал молодому, доброму царю: «Если хочешь быть настоящим государем, то не имей советников умнее себя: ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться — тогда будешь тверд на царстве, и вельможи будут бояться тебя!

С чувством благодарности поцеловал он руку бывшего епископа и вскричал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета! Да, милые читатели, много значит одно слово злого человека; часто его бывает довольно, чтобы испортить десять добрых сердец. Берегитесь же злых людей, никогда не слушайте их советов и помните несчастный пример Иоанна.

Но зачем заранее печалить вас, друзья мои! Пока еще Иоанн добр, благороден, велик; пока еще слова Вассиана не успели укорениться в его сердце и памяти, а только слегка вспоминаются ему. Со временем они сделают то, чего хотел злой Вассиан, но теперь мы еще можем насладиться добродетелями молодого царя, еще можем порадоваться его громкой славе.

Возвратившись с богомолья, Иоанн с прежним усердием занялся государственными делами, и хотя в душе его теперь скрывалось больше неудовольствия боярами, обидевшими его, но он ни одним словом, ни одном взглядом не показал его. Впрочем, у него не было времени много думать о них; неугомонные жители Казанского царства несмотря на то, что были уже подданными России, часто устраивали новые волнения, так что Русские еще около пяти лет не могли быть полностью уверены в их покорности. После этого многие из них начали принимать христианскую веру, которая смягчила их нравы; другие же были усмирены Казаками или стрельцами133, жившими по приказанию Иоанна в Казанских крепостях и городах.

В 1556 году росту славы Иоанна еще более способствовало покорение нового царства — Астрахани. Город Астрахань, построенный в устье Волги и называвшийся прежде Астороканью, существовал еще и тогда, когда начинало складываться государство Русское. Прежде в нем жили Хазары потом Алане134, наконец, после разорения Золотой Орды, Асторокань была столицей Татарских ханов, одноплеменных с Ногайскими князьями.

Эти ханы никогда не были сильными правителями и, спасаясь от притеснений Черкесов и Крымцев, часто прибегали к покровительству России, и последний из них, Дербыш, обязанный сохранением своего престола Иоанну IV, в минуту своей искренней благодарности за его благодеяния поклялся вместе со всем народом повиноваться Русскому царю как своему верховному государю. Подданные его, уже испытавшие разницу между благодетельным покровительством России и дерзкими поступками Крымцев, были очень недовольны изменой своего государя и обрадовались, когда храбрые стрельцы и Казаки полностью разбили его и заставили бежать в Азов. Тогда все они дали новую присягу России и уже навсегда остались ее верными подданными.

Нынешняя Астрахань стоит в нескольких верстах от старинной Асторокани. Даже камни на постройку некоторых домов нового города брали из развалин старого. Астрахань славилась большими плодоносными садами и богатейшими рыбными уловами.

Иоанн ласково принимал их и своими умными, благожелательными распоряжениями так осчастливливал своих новых подданных, что слух о его славе достиг отдаленных стран Сибири. Сибирь в то время не была той обширной землей, пространству и непроходимым лесам которой, вы, верно, удивляетесь теперь, милые друзья, смотря во время урока географии на карту Азии.

Обвиняя Глинских в колдовстве и поджогах, толпа начала громить их дома, а дядя Ивана Грозного, Юрий Глинский, был и вовсе убит. После расправы толпа двинулась на подмосковное село Воробьёво, где находился царь с женой и родственниками. Так как 17-летний Иван Грозный не ожидал неприятностей, у него не было значительной охраны, и он сам вышел на переговоры с восставшими.

Ему удалось успокоить толпу, пообещав отправить в отставку воеводу Михаила Глинского, и после этого события Московского восстания 1547 постепенно пошли на спад. Это было довольно рискованно — выходить к бунтовщикам лично, но выбора у царя не было, так как в противном случае толпа грозилась убить его самого. Итоги и последствия Московского восстания 1547 По итогам московского восстания его зачинщики были арестованы и казнены Массовые погромы. Разграблению подверглась в основном недвижимость Глинских, уцелевшая во время пожара.

Был женат 6 раз: с 3 февраля 1547 г. Возможно, состоял также в «невенчанном» браке с вдовой дьяка Мелентия Иванова — Василисой ум. Двоюродный брат Владимира Андреевича. Прерогативы Ивана IV как великого князя не нарушались ни после смерти его отца 4. Соперничество правящих боярских «партий» сопровождалось актами насилия, происходившими порой на глазах великого князя в кремлёвских дворцах.

В декабре 1543 г. Иван IV впервые вмешался в политическую жизнь: по его приказу, причиной которого стали главным образом интриги близких к нему Воронцовых, псари убили на территории Кремля фактического главу Боярской думы князя А. Шуйского из рода Шуйских. В январе 1546 г. Иван IV впервые сам возглавил войска для защиты от набегов казанских ханов. В 1546—1547 гг. Начало царствования и время реформ По инициативе митрополита Московского и всея Руси Макария 16 января 1547 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Государственный исторический музей, Москва.

ОР ГИМ. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 20. Главной идеологической задачей царствования Ивана IV становились в перспективе утверждение «единственной истинной веры» — православия, защита его чистоты и обеспечение «истинного спасения» душ своих подданных. Позднее в 1564 в 1-м послании к князю А. Курбскому царь рассматривал себя как преемника императора Константина Великого и выражал убеждение, что по отношению к людям, мешающим ему выполнять свои обязанности перед Богом, оправдано применение любых самых жестоких мер, что его власть всеобъемлюща и никому, кроме Бога, неподконтрольна. Грандиозный пожар в Москве 21 июня 1547 г. В придворных кругах и, видимо, самим царём случившееся было воспринято как «наказание свыше» за грехи.

Чтобы умилостивить своего небесного заступника Иван IV был крещён у раки Сергия Радонежского , царь передал в сентябре 1547 г. Неудача Казанского похода 1547—1548 гг. Одновременно резко усилилось недовольство уездного дворянства, горожан, черносошных крестьян несправедливостью и притеснениями со стороны наместников и волостелей , насильственными решениями поземельных и других споров. В феврале 1549 г. Соборе примирения традиционно считается первым Земским собором Иван IV просил прощения перед Освященным собором «со истинным покаянием… еже зле содеях»; обличил «насилия» и неправедный суд бояр в годы его малолетства, впрочем, пообещав не подвергать их опале за прежние злодеяния и в случае исков к ним осуществлять царский суд. Было принято также уложение о неподсудности в общем порядке служилых дворян наместникам и волостелям по большинству дел, а также, скорее всего, определены главные направления грядущих преобразований. Беседа «Митрополит Макарий и Иван Грозный». Ведущие: кандидат исторических наук Елена Емченко, научные редакторы издательства «Православная энциклопедия» Елена Романенко и Илья Попов. Кинокомпания «Православная энциклопедия»Кинокомпания «Православная энциклопедия» В 1548—1552 гг.

Завоевания Казанского ханства 1552 и Астраханского ханства 1556 предотвратили их возможное вассально-союзное подчинение Крымскому ханству , находившемуся под покровительством Османской империи. Икона «Благословенно воинство небесного царя». Кроме того, завоевания, несмотря на огромные материальные затраты в 1549—1552 гг. Успехи Русского государства привели к союзно-вассальному подчинению Ногайской Орды 1557 , башкир 1557 и Сибирского ханства январь 1555, сентябрь 1557. К середине 1550-х гг. В разработке стратегических задач и приоритетов внешней политики, в её конкретном осуществлении важную роль играли В. Захарьин-Юрьев из клана Захарьиных-Кошкиных , А. Адашев и И. Все существенные решения по вопросам внешней и внутренней политики принимались царём совместно с Боярской думой или комиссией бояр при царе см.

Тем не менее периодически возникавшая борьба различных кланов знати приводила к острым конфликтам например, противостояние бояр по поводу присяги малолетнему сыну Ивана IV Дмитрию Ивановичу во время тяжёлой болезни царя в марте 1553; оттеснение от рычагов власти в Москве на рубеже 1554 и 1555 Захарьиных-Кошкиных , однако не влекла за собой опалы с конфискацией недвижимости или казни [даже попытка бегства в Великое княжество Литовское ВКЛ боярина князя С. Ростовского в 1554 привела лишь к его сравнительно недолгой опале]. Во внутренней политике период реформ 1550-х гг. Важнейшим направлением реформ стали преобразования в сфере права и судопроизводства — принятие Судебника 1550 г. Резко возросла деятельность судебных инстанций в Москве — судных боярских комиссий, прежних центральных ведомств дворцов и казны , формировавшихся приказов , собственно царского суда. Принятые в 1551—1562 гг. Реформы 1550-х гг. В 1550-х гг. Масштабные описания уездов и последовавшие затем массовые испомещения с конца 1540-х гг.

На 1550-е гг. Иван IV вникал в канонические вопросы, церковно-служебный обиход, административное устройство и внутреннюю жизнь Русской православной церкви на Стоглавом соборе 1551; на нём «вечным благословением» одобрены Судебник 1550 и образец уставной земской грамоты , других церковных соборах. На соборах 1553 и 1554 гг. Башкина и его единомышленников, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия, царь выступал как «защитник чистоты» православия. В 1558—1559 гг. Адашев стремился сохранить активность на южных и западных направлениях, достигнув длительного компромисса с ВКЛ. Его программа включала совместное с ВКЛ наступление на Крымское ханство, отказ от претензий на русские земли в составе ВКЛ и нейтралитет последнего в отношении русской политики в Ливонии. В январе 1558 г. Иван IV для оказания давления на руководство Ливонского ордена предпринял поход в восточную Ливонию, что положило начало Ливонской войне 1558—1583 гг.

Это соглашение оказалось ошибкой и продемонстрировало невыполнимость программы Адашева: в августе 1559 г. Орден перешёл под протекторат ВКЛ, власти которого предложили антирусский союз крымскому хану. В этих условиях для Ивана IV приоритетом стала наступательная политика на западе. С этим было связано падение наиболее влиятельных деятелей периода реформ 1550-х гг. Политика Ивана IV Васильевича в 1-й половине 1560-х гг. Смерть царицы Анастасии Юрьевны 7 августа 1560 повлекла за собой обвинения в её отравлении и чародействе в адрес Адашева и Сильвестра; состоявшийся соборный суд заочно вопреки позиции митрополита Макария осудил их. Иван IV решил править самостоятельно и решительно изменил свои отношения с элитой. Он не хотел больше делиться властью ни с кем из своих подданных, он один «волен подвластных миловати и казнити». Иван IV стремился управлять государством с помощью сравнительно узкой группы лиц, в преданности которых он мог быть уверен.

В завещании, составленном в 1561 г.

Елена Глинская стала регентом на время малолетства Ивана IV. Несмотря на то что её регентство продолжалось менее пяти лет 1533—1538 , Елена Глинская успела провести ряд реформ: во-первых, была проведена денежная реформа — во всех землях Московского княжества была введена единая монета — московский рубль; во-вторых, были введены единые для всего государства меры веса и длины. Эти преобразования стали важным шагом в процессе централизации государства.

Регентство от лат. Во внешней политике на период регентства Елены Глинской пришлась русско-литовская война. В 1534 г. В ответ на это на литовских пограничных землях русскими были воздвигнуты крепости Себеж и Заволочье.

В 1537 г. В апреле 1538 г. Елена Глинская неожиданно скончалась. Одной из возможных причин смерти княгини называют отравление, приписываемое боярам, недовольным их отстранением от управления страной.

Смерть Елены Глинской. Миниатюра из Лицевого летописного свода Власть снова перешла к боярам и оставалась в их руках до 1547 г. Бояре устраивали заговоры друг против друга, растрачивали казну и практически не занимались государственным управлением. Всё это происходило на глазах у подрастающего Ивана IV.

Несмотря на то что систематического образования он не получил, Иван IV был очень разносторонним и начитанным человеком. Он проявлял интерес к теориям о божественном происхождении власти правителя, читал античных и византийских авторов. Вместе с тем с раннего возраста он демонстрировал жестокость и мстительность. Когда Ивану исполнилось 17 лет, он обратился к митрополиту Макарию с идеей венчаться на царство, а не на великое княжение, как это делали его предшественники.

Иван IV был венчан на царство в Успенском соборе Московского кремля. В процедуре принимал участие митрополит Макарий, который возложил на голову Ивану IV шапку Мономаха — символ царской власти. Иван IV стал первым в русской истории царём, а Московское княжество с этого момента стало Русским царством. Данное обстоятельство возвысило авторитет страны на фоне других государств и усилило личную власть правителя.

Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного во время венчания на царство. Миниатюра из Царственной книги. Вместе с тем боярские семьи, в руках которых была власть до воцарения Ивана IV, продолжали бороться за влияние. Эта борьба сопровождалась растратой государственной казны и различными злоупотреблениями, сказывавшимися в том числе на положении простого народа.

Наибольшей критике подвергались бояре Глинские — именно их винили во всех бедах, в том числе и в серии пожаров, произошедших в 1547 г. В июне 1547 г.

Иван Грозный

В январе 1547г. в Успенском соборе Кремля в присутствии дворцовой знати и иностранных послов впервые в России был совершен обряд венчания на царство. Венчание произошло утром 16 (29) января 1547 г. С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал именоваться Царем. В этом звании утвердил его и Константинопольский Патриарх Иоасаф соборной грамотой 1561 г. Андрей Бугаков 16.01.202316.01.2023. В этот день,на престол Всея Руси был венчан первый русский царь, которым стал Иван IV Васильевич, в постриге именуемый Иоанн, а позднее названный Грозным, что ещё более централизовало форму государственного управления. Венчание произошло утром 16 (29) января 1547 г. С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал именоваться Царем. В этом звании утвердил его и Константинопольский Патриарх Иоасаф соборной грамотой 1561 г.

Какое событие произошло в 1547 году

Это событие отмечено не только в России, но и в мировой истории, так как Иван Грозный был одним из самых известных русских царей. Также в 1547 году произошло объединение Московского княжества с ранее отдельными княжествами Вологодским, Рязанским, Нижегородским и другими малыми княжествами. Это объединение было важным шагом в формировании и укреплении Русского государства. Следует отметить, что в 1547 году произошел начало русско-ливонской войны. Конфликт возник между Московским государством и Ливонским орденом, который был поддержан польскими и шведскими военными силами.

Война продолжалась несколько десятилетий и закончилась образованием важного территориального образования — Ливонской ветви Московского государства. Также в 1547 году было создано печатное дело в России. Иван Грозный пригласил в Москву итальянского мастера Федора Петрова, который основал первую типографию и начал издание книг. Это стало важным событием для развития культуры и образования в России.

В целом, 1547 год оказался богатым на события и имел значимое влияние на дальнейшую историю России и мира. Единое государство Иван IV стремился к укреплению государственной власти и централизации управления.

Контрольные задания В2 Конспект Сегодня на уроке вы узнаете о сложном и противоречивом характере первого русского царя Ивана IV Грозного и о том, какие попытки реформирования государства были предприняты в 30-е — 50-е годы XVI века. Через три года она овдовела и, отстранив от власти назначенных последней волей её мужа опекунов, взяла управление в государстве в свои руки. Боясь претензий на великокняжеский престол со стороны родственников, Елена избавляется от возможных претендентов — братьев Василия III, Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого, а также своего дяди Михаила Глинского и начинает проводить государственные реформы. Наиболее значимой из них становятся финансовая. В 1535 году Елена Глинская вводит единый московский рубль на всей территории Российского государства. Главной платежной единицей становится копейка.

Кроме того в стране появляются единые меры веса и длины. Для противодействия беззаконию кормленщиков Елена проводит губную реформу, по которой часть судебных полномочий наместников передается выборным губным старостам. В период регентства строятся оборонительные стены и башни Китай-города и в 1536 году заключается перемирие с Литвой. Семилетний Иван остается полным сиротой. На его глазах разворачиваются жестокие сцены борьбы за власть. Он терпит пренебрежительное отношение к себе бояр. В 1547 году Иван становится свидетелем страшного пожара и восстания в Москве, во время которого был убит его дядя Юрий Глинский.

И то, что Иван Грозный искал повсюду предателей, это не сумасшествие, потому что тогда предательство совершалось вокруг и везде - это было совершенно естественно. При Иване Грозном существовал такой кружок Адашева-Сильвестора, а людей которые были им близки, называли Близкой Думой малое количество людей и Боярская Дума большая группа людей. Это как Съезд партии и Политбюро в советское время. Политбюро - это как Близкая Дума. Это были люди, с которыми он советовался и что-то обсуждал. Эта организация не заменяла правительство, так как все решения принимал сам Иван Васильевич. Этот кружок, или как многие говорят, Избранная Рада перестала существовать после того, когда они стали Ивану IV упорно советовать заниматься крымским вопросом, а он прекрасно понимал, что это невозможно. Крым был полуостров - крепость. Там были крымские ханы. Иван Васильевич не хотел заниматься этим. И тут он сделал неожиданный ход, который и изменил положение России, Русского царства, и мы вышли на мировую арену. Дело в том, что одним из главных факторов тогда любого государства - это была торговля. Иван Грозный решает напрямую торговать с Европой. Он начинает Ливонскую войну и захватывает город Нарву. Это событие стало поворотным в истории восприятия России. Это вызвало в Европе неоднозначную реакцию, никто и никогда не слышал ни о какой Москве. Где-то там она есть. И люди там странные. И поступают оттуда в большом количестве меха. Да и зима там вечная.

Вся Москва пришла в ужас и смятение. Решено было отправить к Иоанну посольство с тем, чтобы царь вернулся на царство. По возвращении Иоанна Грозного в Москву в феврале 1565 года репрессии были обрушены на наиболее видных сторонников идеи федерации больших и малых княжеств: князей Куракиных, Головиных и Шевыревых. Во главе создано царём опричнины встали родственники покойной царицы Анастасии - Юрьев, Басманов; а также брат второй жены Иоанна Грозного кабардинской княжны Марии Темрюковны князь Черкасский. Среди опричников, кроме того, царь выделял князя Вяземского, боярина Василия Грязного и дворянина Г. Скуратова-Бельского, по прозвищу Малюта. Царь не считал репрессии основой своей политики. В исторической литературе тема опричнины составила одну из трудноразрешимых загадок. Историки давно обратили внимание на то, что репрессии во многих случаях имели политические цели. Прежде всего царь искоренял тех, кто по его мнению поддерживал сепаратистские устремления, способствовал консервации удельной раздробленности. Форсированная централизация страны, проводимая царем Иоанном Грозным, могла быть ответом на форсированную децентрализацию Руси, проводимую боярами в период с 1538 по 1548 гг. Всего за время правления Иоанна Грозного, фактически за сорок лет было «репрессировано» 3-4 тысяч человек. Для сравнения в это же время в Париже в одну Варфоломеевскую ночь было уничтожено более 3 тысяч гугенотов. Но Варфоломеевская ночь имела продолжение, и в течении двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов! В 1558 году царь Иоанн объявил войну Ливонскому ордену, продолжая дело начатое Александром Невским. После разгрома Ливонского ордена, Царь Иоанн был близок к решению задачи освобождения от польско-литовского владычества братьев по православию украинцев и белорусов. В Риме «первом» понимали это и в войну за «ливонское наследство» вмешались Польша и Швеция. Воспользовавшись этим в 1571 году с юга к русским границам прорвались татары. Брод через Оку татарам указал боярский сын Кудеяр Тищенков истоки боярской измены надо искать в их «вотчинном патриотизме». Поднявшийся ветер разнес пламя по всей Москве. Несмотря на пожар, русские воины оказали ожесточенное сопротивление: И татары,понеся значительные потери, отошли прочь, захватив с собой трофеи и полон. В это время Иоанн Грозный находился на «Ливонском» фронте, где он лично возглавил 80-тысячную армию. Русская армия вступила в Эстонию и в ходе штурма овладела крепостью Пайду Вейсенштейн , крупнейшим после Ревеля Таллина опорным пунктом шведов в Ливонии. Но в тылу царя находился Новгород, часть «лутших» дюдей которого была готова поддержать Андрея Курбского в случае успеха польских войск. События на «южном» и «ливонском» фронтах разворачивались почти одновременно. В 1572 году крымский хан вновь появился около Москвы, но был встречен русской ратью во главе с князем Михаилом Ивановичем Воротынским. Произошло несколько сражений, в ходе которых татары потерпели поражение и бежали в Крым, преследуемые русскими войсками. В плен попал фактический руководитель похода крымский полководец Дивей-мурза. Из 120 тысяч в Крым вернулось менее 20 тысяч. Твердость проявленная Московским государством в ответ на турецкие притязания на Казань и Астрахань, удачные военные действия против крымского хана Девлет Гирея, в рядах которого, как известно, были не только ногайцы мурза Керембердеев с 20 тысячами человек , но и 7 тысяч янычар, присланных хану турецким везирем Мехмед-пашой, наконец, удачный набег донских казаков в 1572 году на Азов, когда они, воспользовавшись разорением города от взрыва порохового склада, причинили турецкому гарнизону большой ущерб, - все это несколько «отрезвило» султанское правительство. Кроме того, Турция после 1572 года была отвлечена борьбой, которую султану Селиму II пришлось вести в Валахии и Молдавии, а затем и в Тунисе. Это был знак примирения, особенно приятный для России, так как предшественник Мурада III, его отец Селим II, не счел нужным известить московское правительство о своем воцарении. Однако турецкая вежливость вовсе не означала отказа от враждебной наступательной политики. Стратегическая задача турок состояла в том, чтобы образовать через Азов и Северный Кавказ сплошную линию своих владений, которые, начиная с Крыма, опоясывали бы с юга Русское государство. Однако, разгром турок и татар дал возможность Московскому царству противостоять и Швеции и Польше. Польский флот, о котором мечтал Сигизмунд-Август, так и остался его мечтой. Польский король направил против царя Иоанна немецких и фламандских корсаров. Иоанн в свою очередь пригласил к себе на службу знаменитого датчанина Керстен Роде, который захватил около 40 шведских и польских судов, серьезно подорвав торговлю между Швецией и Польшей. И война с моря перешла на сушу: обе стороны готовились к генеральному сражению. Но вдруг 7 июля 1572 года Сигизмунд-Август простудился и скончался в этот же день. После его смерти выяснилось, что в Польше Московский царь среди народа и огромного слоя небогатого дворянства пользуется авторитетом. Полякам он представлялся суровым царём, но смелым воином, все помнили его победы под Смоленском, Полоцком и Вейсенштейном. В Польше с энтузиазмом встретили мысль об избрании на польский трон Иоанна Грозного. Царь Иоанн IV в 1573 году принял польскую делегацию, прибывшую к нему с предложением принять Польшу под свою державную руку.

Страны Европы времен Ивана Грозного

Впервые в полном церковном смысле по древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями, был венчан в 1547 г. Великий Князь Иоанн IV Васильевич. 16 января 1547 года произошло венчание на царство первого русского Царя Ивана IV Грозного. Торжественный церковный обряд коронации включал несколько церковных обрядов. волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. 16 января 1547 года он был торжественно венчан и стал первым царем на Руси, чем окончательно подорвал влияние, ещё сохранявшееся у бояр. В то время огромной властью и влиянием обладали бояре Глинские, которых ненавидело большинство москвичей.

Иван IV Васильевич

Восстание 1547 г. Московское восстание Уже в 1543 году Иван выносит свой первый смертный приговор. 16 января 1547 года 16-летний Иван Васильевич венчается на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Сама церемония была разработана и проведена митрополитом Макарием.
Страны Европы времен Ивана Грозного Произошло это знаменательное событие 16 января 1547 года, а молодой государь получил титул «Царь и великий князь всея Руси». Внутренняя политика Ивана IV. В 1549 году царь сформировал Избранную раду, которая стала совещательным органом при государе Руси.
30 декабря 1547 Иван IV Васильевич (Грозный) принял царский титул Группа реформаторов, известная как «Избранный совет», объединилась вокруг молодого Ивана, провозгласив его царем (императором) всея Руси в 1547 году в возрасте 16 лет и установив царство России с Москвой в качестве господствующего государства.
Московское восстание года. Причины, события, итоги. 16 января 1547 г. великий князь Иван IV Васильевич венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Это событие было воспринято на Западе и Востоке как естественное юридическое оформление фактически существовавшего положения.

На Руси состоялось первое венчание на царство

В 16 лет Иван IV изъявил желание венчаться на царство. Об этом он известил митрополита Макария, который поддержал желание государя. 1) Утро 16 января 1547 года. Москвитяне валом валили на Красную площадь. На санях ехали к площади бояре, торжественными, стройными рядами шло войско. Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным.

История. 7 класс

На время походов ограничивается местничество. На втором этапе в 1556 году было принято Уложение о службе, которое обязывало землевладельцев являться во время войны «конно, людно и оружно». Количество воинов зависело от размера земли. На третьем этапе была предпринята попытка реформирования ополчения и создания Избранной тысячи, подчиняющейся лично царю. В 1551 году был собран церковный собор, получивший название Стоглавый, по названию итогового документа — Стоглава.

Документ этот состоял из ста ответов на сто вопросов царя. Главным результатом церковной реформы стало создание единых религиозных норм для всей страны. Были унифицированы церковные обряды, утвержден общерусский список святых, ужесточена дисциплина в среде духовенства и установлен царский контроль над церковным и монастырским землевладением. С целью пополнения казны и упорядочения взимания налогов была проведена податная реформа.

Население обязали нести тягло — комплекс натуральных и денежных повинностей. Единой единицей взимания налогов становится «большая соха». Она представляла собой определенную норму землевладения от 400 до 600 гектар в зависимости от плодородия и социального положения владельца. Завершившиеся к 1560 году реформы Избранной рады юридически и идеологически завершили централизацию государства и поспособствовали усилению роли в стране служилого дворянства.

Кстати, самих златников выпущено было очень немного — на настоящий момент их известно 11 штук. Интересно, что это не были наградные знаки — монеты потёрты, как будто имели хождение. Правда, номинал их, скорее всего, был исключительно высок. Хотя бы потому, что они действительно делались из золота, в то время как в сребрениках Владимира содержание серебра очень небольшое. Вообще само по себе появление золотых монет уже было определённой претензией на особый статус Киевского государства, но куда важнее оформление портрета киевского правителя. Во-первых, голову князя покрывает специфический головной убор, который больше всего напоминает византийскую стемму обруч с подвесками. Анна Комнина, дочь императора Алексея Комина, описывала её так: «Она со всех сторон украшена жемчугом и драгоценными камнями, из которых одни лежат на ней, а другие свешены, потому что на висках справа и слева спускаются нитки жемчуга и камней и ударяются о щёки. Это-то и есть отличие собственно царской одежды».

Стемма была византийским аналогом европейской короны. В стемме Владимир изображён и на фреске Васнецова во Владимирском соборе. Во-вторых, левая рука прижата к груди — тоже традиционный жест византийских императоров, отражённый на монетах. На самом деле императоры держали в этой руке «акацию» — мешочек с «прахом земным» или «прахом и землёй» , символизирующий бренность земной жизни вспомним землю, которую таскали с собой русские богатыри.

Мухаметшин же возглавил Государственный совет Татарстана, председателем которого он является по сей день. Профессионально литературой начала заниматься в 1987 году.

Много лет была вице-президентом Всетатарского женского объединения «Ак калфак». Он не дожил до своего дня рождения всего один месяц — 15 февраля 2019-го ему бы исполнилось 84 года. Свою жизнь он посвятил работе в Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая, куда попал солистом после Казанской государственной консерватории. Прощальный концерт он дал в Казани в свой день рождения за девять лет до смерти — 15 февраля 2010 года. Одним из первых мероприятий юбилейного года стала торжественная установка флага с логотипом значимой для республики даты. Впервые его подняли на территории резиденции президента Татарстана в Казанском кремле, его же разместили и у здания Кабмина РТ.

Флаг с изображением логотипа 100-летия ТАССР на белом фоне, окаймленном золотом, прошел целую эстафету и побывал во всех муниципалитетах Татарстана. Завершилась она в преддверии Дня республики в Казанской ратуше, где на полотно прикрепили нашивку с гербом столицы РТ.

В союзе с церковью, которая отныне объявлялась «матерью» царской власти, царь должен был укреплять «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства. Царский титул позволял правителю России занять существенно более выгодную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» приравнивался к королевскому, то есть занимал второе место после императорского. Претензии на столь высокое место в иерархии правителей со стороны великих князей московских появились уже в конце XV в.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий