О каком качестве публичного выступления пишет цицерон если кто захочет быть первым в красноречии

Чтобы успокоить сограждан, взволнованных слухами о событиях, Цицерон в этой речи дает характеристику сторонников Катилины, разделив их на 6 разрядов, начиная от промотавших свое состояние ветеранов Суллы и кончая напомаженными столичными мотами. Цитата из книги«Оратор» Марка Туллия Цицерона — «Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным». Цицерон пишет, что смешанное государственное устройство наиболее стабильно и прочно, так как монархия, аристократия и демократия легко могут быть трансформированы в противоположности.

Ораторское искусство с комментариями и иллюстрациями

Многие великие люди писали от руки как для досуга, так и для упражнения. Гёте за всю свою жизнь написал более полутора тысяч произведений, среди которых стихотворения, поэмы, романы и автобиографии. Сделал ли Гёте великим свое письмо, или это его письмо сделало его великим? Ответ каждый даст сам для себя. Бенджамин Франклин с 12 лет начал работать в типографии.

Печатное дело было для него основным до политической деятельности. Также, он часто переписывал газетные статьи от руки, и тогда ему приходили собственные идеи для печати. В своей автобиографии Франклин не раз упоминает о том, какую большую роль сыграли письмо и чтение в его жизни. Обходись без пошлостей.

Это способствовало нашему выживанию на протяжении многих лет и предотвращало многие болезни. Упоминать нечто пошлое и противное в своей речи — значит привязывать свои слова и мысли к этому нелицеприятному объекту. Когда на плечах вашего красноречия лежит ответственность за успех общего дела или чужую судьбу, лучше скучно убедить, чем весело проиграть. Оратор играет струнами души, которые тесно связаны с человеческой природой.

Не следует при составлении плана жалеть времени на эту часть лекции. Подробно объяснив начала - меньше времени затратишь на основу. При работе со статьей или монографией приходится некоторые места прочитывать дважды, возвращаться к предыдущим положениям и формулировкам, несколько раз просматривать чертежи, таблицы, графики. При слушании лекции такая возможность отсутствует. Слушатель, не уяснив какого-либо положения, не может сказать лектору; "Стоп! Зная это, лектор обязан при подготовке так продумать вопросы лекции, чтобы одно положение логически вытекало из другого, чтобы мысль текла плавно, без скачков и без путанных отклонений в сторону от основного вопроса, чтобы трудные места лекции были особенно четко изложенными. Любой самый трудный вопрос может быть доступно преподнесен, если преподаватель не пожалеет труда и времени на его подготовку. Лев Толстой утверждал, что никуда не годен тот профессор математики, который не умеет изложить основы высшей математики понятно для каждого.

Всегда нужно помнить и при подготовке к лекции учитывать то обстоятельство, что слушание лекции - очень напряженная работа. Поэтому без особой нужды не следует включать в лекцию длинные периоды, насыщенные сложной информацией. Это приводит к переутомляемости слушателей и снижает их восприимчивость. Если нет способа избавиться от серии громоздких выводов, то необходимо предусмотреть возможность отдыха для слушателей в виде краткого освежающего отступления, шутки и т. Надеяться на экспромты не нужно; на лекции, особенно если она напряженная, некогда думать о вольностях. Работа слушателей на лекции может быть интересной, а может быть и скучной. Здесь все зависит от лектора. Нет "сухих" наук, есть "сухие" преподаватели.

Готовясь к лекции, нужно найти такой стиль изложения, так составить сценарий предстоящего занятия, чтобы аудитория при слушании лекции была покорена логикой и эмоциональностью выступления, чтобы публика присоединилась к искренней влюбленности преподавателя в свою дисциплину, чтобы слушатели, размышляя вместе с лектором, шли как бы по следам открытия. Какими способами достигнуть такого эффекта? Подобного рецепта, к сожалению, еще не создано, нет и расписанных по пунктам инструкций, позволяющих бы любому преподавателю легко и быстро зажечь огонь энтузиазма в сердцах слушателей. Все это зависит от личности лектора, от его вдохновения и таланта. Дарование и талант! Эти понятия вспоминаются в редких, очень редких случаях, когда оценивают труд вузовского преподавателя, научный доклад на симпозиуме. Обычно говорят об эрудиции ученого, о мастерстве агитатора или пропагандиста, об опытности доцента, иной раз - о хорошем языке, но как правило замалчивается то, что можно и должно называть ораторским даром См. Апресян Г.

Дело в том, что трудно, как утверждают многие, найти критерий, позволяющий объективно определить степень талантливости того или иного лектора. Действительно при разборе лекции контролирующим или коллегами, побывавшими на открытом занятии, о степени талантливости лектора никогда ни слова не говорится. Обычно хвалят преподавателя за научность лекции, за методическую грамотность, иногда за эмоциональность речи и очень редко за хороший слог и хорошо, если хвалят - чаще ругают. Может действительно в ораторском искусстве нет критерии талантливости? Не отвечая прямо на поставленный вопрос, обратимся к известному примеру из античной истории. На страну напали враги. Народ собрался на площади, чтобы выслушать мнение сведущих людей. После выступления перед собранием первого оратора по толпе пронесся гул одобрения.

Все были восхищены стройностью и изяществом его речи, После выступления второго оратора граждане минуту безмолствовали, а затем кинулись к оружию. Первым условием, необходимым для достижения выступающим поставленной перед собой цели, является напряженное внимание аудитории. Равнодушие же слушателей - это обвинительный приговор оратору правда еще не смертный. Полная же несостоятельность оратора лектора, докладчика , его профессиональный крах проявляются в том случае, когда слушатели полностью игнорируют выступление. При такой ситуации собрание делится на две неравные разобщенные части. С одной стороны оратор, уткнувшийся в текст, С другой стороны, публика, погрузившаяся в мир личных интересов. Наблюдая такую картину, невольно хочется воскликнуть: "Товарищи, для чего вы собрались, зачем впустую тратите время? Надо сказать, что в нашей преподавательской практике редко встретишь подобную концовку лекции.

Конец - разрешение всей лекции. Поэтому необходимо продумать четкое заключение, в котором подводился бы итог лекции, делались бы окончательные выводы и давались практические рекомендации. После изложения всех вопросов лекции, в заключительной ее части, необходимо провести краткий анализ новейших достижений в данной области, различных взглядов и гипотез, то есть показать дальнейшие пути развития науки. При этом нужно порекомендовать слушателям для ознакомления научную литературу, где более полно, чем в учебнике изложены рассматриваемые вопросы. Для того, чтобы выполнить последние рекомендации, преподаватель обязан быть в курсе последних событий в науке, он обязательно должен быть знаком со свежими публикациями. Здесь рассмотрены основные принципы подготовки к лекции. Следует отметить, что лекция - наиболее сложный вид ораторского искусства. Именно этим и объясняется то внимание, которое обратил автор на подготовку к данному раду речевого творчества.

Но подготовка и к другим видам ораторской деятельности, таким как доклад, речь, выступление на симпозиуме, политическая информация и т. Начиная новую тему, в первую очередь следует рассказать об истории рассматриваемой проблемы, о том , как она возникла и как инженеры и ученые находили пути ее решения, а затем уже приступать к изложению теоретических положений. Такое вступление поможет слушателям ярче представить процесс развития науки и, кроме того, очень оживит лекцию и устойчиво привяжет внимание аудитории. Наряду с интересными и даже блестящими теоретическими исследованиями, остроумными опытами и оригинальными техническими решениями, развитие любой науки сопровождалось появлением ошибочных концепций, неудачных инженерных разработок и решений и т. Этими издержками не следует пренебрегать. Их нужно умело вкрапливать в канву лекции, тем самым показывая сложность и противоречивость развития науки. Наши русские и советские ученые и инженеры внесли неоценимый вклад в науку. Поэтому при чтении лекции, отмечая роль иностранных ученых, необходимо полнее и ярче показывать достижения отечественных ученых в науке и технике.

Очень жалко лектора, который закончил лекцию, а до звонка на перерыв еще осталось 10-15 минут. В такое положение может попасть не только молодой преподаватель, но и обладающий необходимым опытом лектор, так как программы наши постоянно меняются, материал в лекциях неоднократно перекомпоновывается, а поэтому довольно трудно выдержать лекцию по времени. Чтобы не попасть в подобную ситуацию нужно параллельно с подготовкой основного материала готовить дополнительный, в виде аварийного резерва. Таким дополнительным материалом может быть числовой пример, поучительный случай, интересная задача и т. Состояние взволнованности перед выходом "на публику" вполне естественно. Противоестественными являются крайние проявления этого чувства: а страх и даже паника лектора перед слушателями; б олимпийское спокойствие, равнодушие оратора, поднимающегося на трибуну. Первое свойственно начинающему или слабо подготовленному лектору и со временем проходит. Таким ораторам следует помнить о том, что страх перед аудиторией обратно пропорционален труду, затраченному на подготовку к выступлению.

Относительно второго случая можно с уверенностью сказать, что если лектора не волнует предстоящая лекция, то он или халтурщик, или недалекий человек. Совет здесь может быть единственный: сменить род занятий. Говорят, что в Оксфоде со средних веков существует традиция за час до лекции помещать лектора в охраняемое помещение, чтобы он спокойно мог сосредоточиться на вопросах занятия. И хотя у нас нет такой традиции и зачастую вообще трудно выкроить такой час, но стремиться к этому нужно 2. Герцен В педагогической деятельности академика А. В ноябре 1919 года группа матросов была направлена на учебу в Военно-морскую академию, начальником которой был А. Слушатели пришли в академию прямо с кораблей и из матросских отрядов, участвовавших в боевых операциях: все в бушлатах и бескозырках, кое-кто - с пулеметными лентами через плечо. Алексей Николаевич задал аудитории свой первый, оказавшийся наивным вопрос: "Знаете ли вы дифференциальное и интегральное исчисление?

Тогда последовал другой: "Знакомы ли вы с алгеброй и тригонометрией? Отдельные реплики аудитории - "А с чем их едят? Крылов задал свой последний вопрос: "Знаете ли вы четыре арифметических действия? Получив разнообразные ответы, Крылов приступил тут же к чтению первого и единственного в истории военно- морских учебных заведений курса "Теории корабля" проведенного в подобных условиях. Крылова" как образец изложения сложных вопросов простейшими и вместе с тем убедительными средствами. Ханович И. Приведенным примером хотелось проиллюстрировать ту мысль, что при чтении лекции лектор должен быть готов ко всяким неожиданностям, препятствующим нормальному изложению лекционного материала; что он обязан не взирая на возникающие трудности, безупречно и доходчиво провести занятие. Трудности могут быть самые разнообразные.

Вот некоторые из них: - лекция базируется на материале, излагаемом в смежной дисциплине, но этот материал по каким-то причинам еще не прочитан; - лектор приступает к выводу уравнения и при этом убеждается, что слушателям уже знаком и вывод и анализ данного уравнения; - аудитория пассивна слушатели участвовали в ночной авральной работе или возбуждена перед лекцией было занятие по физкультуре ; - слушатели в силу определенных обстоятельств, относятся скептически или иронически к лектору; - в помещении жарко и душно, акустика отвратительная, кресла и столы скривят, мел не пишет, а царапает доску, слайды не открываются. Перечень трудностей можно было бы продолжить, но и перечисленных достаточно для понимания того, что многоплановая и напряженная работа лектора может быть дополнительно усложнена разнообразными и неожиданными неприятностями. Чтобы с честью преодолеть все трудности и донести до слушателей кубок знаний, не расплескав его по пути, преподаватель должен постоянно держать руку на пульсе настроения слушателей, иметь тесный контакт с аудиторией, обладать хотя бы в уме гибким планом лекции, обеспечивающим свободу маневрирования, быть находчивым и остроумным, обладать интуицией и способностью к импровизации. После столь многословного вступления пора приступить и к сути вопроса. Пусть преподаватель обладает перечисленными выше качествами, имеет хороший голос, грамотный язык, отлично знает свой предмет. Пусть он накануне тщательно и вдумчиво провел подготовку к лекции и теперь с папкой в руке следует на занятие. Вот он подошел к двери, за которой его ждут слушатели, открыл ее и вошел в зал.... Появление оратора или лектора - это уже начало лекции.

Его внешний вид, движения, манера держаться, выражение лица - ничто не ускользнет от внимания публики особенно если лектор впервые появился перед данной аудиторией. И если преподаватель допустил небрежность в одежде, вышел к слушателям небритый, непричесанный, если допустил суетливость движений, не удалил с лица выражение растерянности или напряженности, то можно считать, что первый раунд встречи со слушателями он проиграл. Некоторые скажут, что это не существенно и приведут в доказательство вторую часть народной мудрости: "... Но для того чтобы проявить ум, чтобы в полной мере расцвели способности лектора, в аудитории необходима атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Именно в этих условиях у преподавателя появляется и эмоциональность, и подъём, и блёстки остроумия. Поэтому к первой встрече со слушателями нужно готовиться особенно тщательно. От первого впечатления зависит очень многое. Опровергая это положение, неуемный оппонент может привести ряд примеров, когда знаменитые лекторы поднимали на кафедру чудаковато одетыми, в ботинках без шнурков, с котенком в кармане и тем не менее, пользовались огромной популярностью у студентов.

Не обольщайтесь этими казусами, помните: то, что прощается гению, вызывают взрыв возмущения по отношению к обыкновенному смертному. Итак, лектор поднялся на кафедру... Часто случается так, что преподаватель еще не начал говорить, а звуки с кафедры уже раздаются. Сморкаться, откашливаться и т. Все это претит публике, которая начинает подозревать, что лектор вызубрил вступление. Не должно быть и авансирования, расхваливания предстоящей лекции. Лучше начать простыми, незначительными предложениями, постепенно настраивая аудиторию и себя на рабочий лад, и затем перейти к вступлению. Тон речи должен быть убедительным, интонация - соответствовать смыслу речи.

Сильные места выступления следует подчеркивать жестами и соответствующим выражением лица. Последней рекомендацией следует пользоваться очень осторожно, чтобы не оказаться в смешном положении. Внутренняя холодность и безмятежность лектора и бурное махание руками, сверкание очами находятся в столь резком контрасте, что вызывают улыбки у слушателей и чувство неловкости. Применяя жесты, нужно придерживаться следующих правил. Не должно быть так, чтобы слушатели, увлекшись ораторской жестикуляцией, фактически забавлялись ею, не слушая самой речи. Второе - жест должен быть сдержанным, но выразительным. Третье - жест должен быть мотивированным, естественно порождаться излагаемой мыслью, выражаемыми чувствами». Мимика, наряду с жестами, играет заметную психологическую роль.

Она должна быть естественной, свойственной лектору, соответствующей содержанию. Поза лектора не должна быть статичной. Очень плохо, если лектор уставился в одну точку и, не меняя позы оттарабанит текст. Поворот головы, положение тела, движения лектора - все это должно быть подчинено решению основной задачи лекции. Слушателям бывает приятно, когда лектор, обращаясь то к одной, то к другой группе публики, как бы беседует с ними. Но следует знать, что расхаживание взад-вперед, постоянное покачивание из стороны в сторону, приседание и т. Но пора вернуться к нашему лектору, которого мы оставили в момент, когда он обращался к слушателям с первыми словами. За время, в течение которого мы соображали как лучше на лекции распорядиться руками, глазами и другими элементами нашего тела, лектор, завершив вступление и начальную часть, перешел к изложению первого вопроса основной части лекции.

Каковы же теперь его действия, в каком стиле ведет он занятие? Можно выделить по крайней мере, три более или менее определившихся стиля красноречия. Первый из них строго рациональный, внешне спокойный. Сила и пафос его - в предельной аргументированности и доказательности основных положений, развиваемых в относительно ровной по темпу речи, активизирующий мысль самих слушателей. В такой речи превалирует анализ, строгость и последовательность суждений. Второй вид ораторского стиля можно классифицировать как эмоционально-насыщенный, темпераментный, порою романтически окрашенный. В нем ораторская субъективность выражается во всем, что можно отнести к компонентам красноречия, оратор такого стиля понятийно-показательную линию своего выступления усиливает всеми средствами чувственно-эмоционального воздействия на слушателей. Третий стиль можно назвать средним или же, говоря точнее, синтетическим.

В нем естественно сливаются черты только что охарактеризованных двух стилей. Мастер красноречия одинаково силен как в рассудительности, анализе и строгой логичности, так и в живописании, в яркой выразительности и образности слова. В таком стиле чувство соразмерности двух стилей, их гармонии, способность и к теоретическому, и к художественному мышлению особенно необходимы, В таком синтезе двух стилей, замечательные образцы которого давал В. Ленин, с особой очевидностью сказывается ораторский талант. См: Апресян Г, 3. Такое деление на стили, разумеется, условно, так как имеется множество стилевых оттенков, отражающих индивидуальность того или иного оратора. Рациональный стиль применим в следующих случаях: а если лектор обладает возможностью создать прекрасную лекцию, опираясь на всепокоряющую силу логики: доказательства настолько изящны, что не требуют дополнительных красот; б если лектор сообщает "кричащие" сведения: например, рассказывая об уничтожении фашистами женщин и детей, не нужно нажимать на трогательные ноты, сухое протокольное повествование будет контрастным фоном трагического рассказа и тем самым усилит впечатление от выступления; в если материал, сообщаемый лектором, носит интригующий характер или настолько свеж и злободневен, что слушатели, при любом стилевом оформление, будут являть собой воплощение внимания; г если лектор — крупнейший специалист по излагаемому вопросу. В остальных же случаях а этих случаев большинство , целесообразно придерживаться темпераментного или синтетического стилей.

Мы не знаем о чем рассказывает лектор, но поскольку он обладает опытом, то будем считать, что стиль его изложения соответствует содержанию лекции. Он овладел вниманием аудитории и интересно, живо, увлекательно ведет слушателей от тезиса к тезису. Через некоторое время он начинает замечать, что интерес слушателей к лекции угасает. Признаки этого состояния: легкий шум в зале, отсутствующие взгляды слушателей, перешептывание, частое изменение позы тем или иным слушателем и т. Как же направить мысль аудитории в рабочее русло? Один преподаватель начнет призывать к вниманию, другой - усиливать! Такой кризис через определенные промежутки времени наступает в любой аудитории. Первый, обычно, бывает на 15-20-ой, а второй - на 30-35-ой минуте.

Если верить Г. Апресяну, автору книги "Ораторское искусство", то ни словесные ухищрения, ни звонкость голоса, ни шутки, жестикуляция или ораторская самоуверенность не в силах предотвратить такой неприятной ситуации. Наш лектор учел, эту закономерность и так построил свою лекцию, что при наступлении кризиса внимания он смог организовать относительный отдых слушателям. Под отдыхом подразумевается не безделие, а ненавязчивое потчевание аудитории легкоперевариваемой информацией путем демонстрации слайдов, схем, образцов техники, демонстрационных установок. Притупление внимания обучаемых может произойти в силу разнообразных причин и сваливать вину за потерю лектором контакта с аудиторией, на фатальный "кризис внимания" - идти по пути наименьшего сопротивления. Процесс взаимодействия лектора с обучаемыми - это сложный, тонкий, но управляемый процесс, и опытный лектор всегда найдет возможность воздействовать на него, а не плыть по воле волн. Например: "Товарищи, представьте, что не перед Жуковским, а перед вами возникла подобная проблема. Каким способом вы стали бы ее решать?

Можно много и долго рассуждать о том, как нужно читать лекции. Но сколько бы не говорили об этом на совещаниях, сколько бы не писали рекомендаций и руководств - все это будет не в прок, если преподаватель не стремится к самосовершенствованию, если у него нет желания следующую лекцию прочитать е большим блеском, чем предыдущую, если он духовно не богатеет. Помимо того, ни в одном руководстве невозможно полностью охватить все вопросы, связанные с чтением лекций.

Укажите НЕверный вариант записи: Произведение создано... Укажите неверный вариант записи: Картина написана... В каком варианте ответа существительное женского рода? Укажите неверный вариант записи: Фильм снят...

Укажите предложение БЕЗ грамматической ошибки. Укажите неверный вариант записи: Заявление подано от... Морфологическую ошибку содержит предложение: Укажите неверный вариант записи: Квартира продана... Укажите пример с ошибкой в образовании формы множественного числа родительного падежа: В каком варианте ответа существительное среднего рода? Укажите пример с ошибкой в образовании формы множественного числа родительного падежа: В каком предложении НЕТ грамматической ошибки? Укажите пример с ошибкой в образовании формы множественного числа родительного падежа: Укажите НЕверный вариант записи: Машина продана... Укажите неверный вариант записи: Документы от...

Какая лексическая ошибка допущена в предложении: Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль. В литературном языке возможно использование следующего словосочетания: Какая лексическая ошибка допущена в предложении: Бывает так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. Укажите, в каком предложении нарушена лексическая норма. Какая норма нарушена в предложении: До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. В литературном языке возможно использование следующего словосочетания: Какая лексическая ошибка допущена в предложении: Безотрадна цветовая гамма цветов, использованная Ф. Достоевским в романе. Какая лексическая ошибка допущена в предложении: Направление развития экономики в 20 веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.

Каким словарем вы НЕ воспользуетесь: скворе[чн]ик - скворе[шн]ик; глохнул - глох; проблемный - проблематичный? Неподвижное ударение — это ударение, которое Каким словарем вы НЕ воспользуетесь: ску[чн]о - ску[шн]о; ахиллесова пята; мастеры - мастера? Орфоэпические нормы — это … Каким словарем вы НЕ воспользуетесь: праче[чн]ая - праче[шн]ая; игровой - игральный; катеры - катера? Разноместное ударение — это ударение, которое Рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения - это... В орфоэпическом словаре закреплены … Каким словарем вы НЕ воспользуетесь: було[чн]ая - було[шн]ая; авторитарный - авторитетный; кремы - крема? Нормы, связанные с образованием форм различных частей речи - это... Каким словарем вы НЕ воспользуетесь: коне[чн]о - коне[шн]о; спонтанный - самопризвольный; эффектный - эффективный?

Каким словарем вы воспользуетесь, чтобы определить значения слов: памятный - пямятливый? Что из перечисленного не является признаком нормы? Лексическая норма — это … Каким словарем вы НЕ воспользуетесь: копее[чн]ый - копее[шн]ый; жалюзи; черный кофе - черное кофе? Грамматические нормы — это … Каким словарем вы НЕ воспользуетесь: Ильини[чн]а - Ильини[шн]а; дипломат - дипломант; огромный шимпанзе - огромная шимпанзе? Ударение НЕ может быть: В каком варианте ответа ударение выполняет смыслоразличительную функцию? В словаре «Управление в русском языке» закреплена… Укажите предложение с грамматической ошибкой. Стоя по горло в воде, … Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Являясь одним из лидеров на рынке потребительских кредитов Укажите предложение с грамматической ошибкой. Укажите предложение с грамматической ошибкой. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение. В течени… семестра я не пропускал занятия. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква? В заключени… дипломной работы внесены изменения.

Пловец попал в течени …, и его сильно ударило о камни. Задача на подоби… треугольников. В каком ряду все слова пишутся раздельно? В каком ряду во всех словах пишется удвоенная согласная? В каком ряду все слова пишутся слитно? В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Со временем 1 считают эксперты 2 кредитные ставки будут не столько падать 3 сколько дифференцироваться 4 в зависимости от уровня риска того 5 или иного заемщика.

Сотрудникам университета 1 с шестидневной рабочей неделей 2 недоработку рабочего времени 3 образовавшуюся за счет объявленных выходных дней 4 отработать в последующий период 5 согласно графикам. Авторы статьи 1 касаются основной проблемы 2 с которой 3 сталкиваются банки 4 решившие заняться кредитованием населения. Идя навстречу рынку 1 Центральный банк существенно расширил перечень компаний-эмитентов 2 чьи ценные бумаги 3 можно заложить 4 для получения кредита. Как известно 1 доминирующими причинами финансовых 2 и банковских кризисов 3 являются макроэкономические условия 4 иначе говоря 5 «плохая» бизнес-среда. Необходимо отметить 1 что компания имеет право полностью 2 или частично оспорить информацию 3 содержащуюся в ее кредитной истории. Начиная с 2000 г. Ежедневно каждый человек видит около 1500 логотипов 1 и торговых марок 2 расположенных на упаковке товаров 3 на самих товарах в рекламе 4 или на элемента фирменного стиля.

В научном стиле местоимение «мы» имеет обобщенное 1 и неопределенное значение 2 поскольку в научной речи 3 по выражению А. Пешковского 4 «личное прячется 5 под выработанные в языке обобщительные формы». Для выдачи кредитов многие продают валюту 1 открывают короткие позиции 2 что повышает валютные риски финансовой системы 3 имеющие значительный характер в случае девальвации 4 или падения курса. Ораторика подразделяется на... В Древнем Риме риторика - это... Новый подъем интереса к риторике отмечается... К социально-политическому красноречию НЕ относится...

Время расцвета риторики в России... Риторика зародилась К судебному красноречию НЕ относится... К академическому красноречию НЕ относится... Современная риторика - это... Укажите слово, в котором ударение поставлено НЕправильно. Укажите слово, в котором ударение поставлено правильно. В каком ряду во всех словах ударение проставлено верно?

Что означает фразеологическое сочетание идти ва-банк В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Каждое отдельное правило 1 заложенное в экспертную систему 2 может быть 3 очень простым 4 но все вместе они позволяют распутывать 5 сложнейшие ситуации В предложении Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. Я верю, что так и будет. Верю в мудрость и здравый смысл нашего великого народа. Верю, что народ проголосует на выборах: За власть народа! За честь и достоинство Российской державы! За закон и порядок!

Какие элементы НЕ включает типовое резюме? Какой тип аргумента представлен в тексте: «Эффективность, действенность любой речи достигается прежде всего ее содержательностью. Как писал Цицерон, «речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета, если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то ее словесное выражение представляется пустой болтовнёй» К судебному красноречию НЕ относится… Расточение неумеренных похвал оппонентам в надежде, что, тронутые комплиментами, они станут мягче — это … Укажите предложение, в котором допущена ошибка в выборе падежной формы. К логическим аргументам НЕ относятся Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Стилистической ошибкой НЕ считается Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Укажите словосочетание с нарушением норм согласования. Какой функциональный стиль речи охарактеризован в следующем перечне основныхК бытовому красноречию НЕ относится… К социально-политическому красноречию НЕ относится… Ссылка на мнение, настроение, чувства слушателей; стремление привлечь слушателей на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на оппонентов — это… Какая речь имеет целью вызвать не только любознательность, но и обострить в сознании слушающих значение происходящего, а также содержит в себе прямой призыв к чувствам? Не относится к жанрам собственно-научного подстиля: Какое устойчивое выражение НЕ используется в официально-деловом стиле? Укажите цель следующего выступления: «Товарищи депутаты!

Если не изменится отношение государства к своему флоту, то, возможно, в ближайшее время мы окажемся в полной зависимости у иностранных судовладельцев. А это приведет к большим валютным потерям. Сообщу для справки…» Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Укажите грамматически правильное продолжение предложения Читая книги о Леонардода Винчи и глядя на его картины Правила образования форм слова — это… Укажите цель следующего выступления. Несомненно, право иметь такой прекрасный музей ветераны завоевали кровью и жизнями погибших товарищей. Сегодня ветераны полярных конвоев мечтают о том, что в 55-м юбилейном году Победы над фашизмом совершат поход по боевому пути полярных конвоев. А готовить корабль-музей к этому славному походу надо начинать уже сегодня! Античный риторический канон выделял … этапа ов подготовки и произнесения речи: Рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения — это … В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Манипуляция 1 как психическое воздействие не только побуждает человека 2 находящегося под таким воздействием 3 делать то 4 чего желают другие 5 оно заставляет его хотеть это сделать Какой тип аргумента используется в следующем тексте? Для нормальной и достойной человека жизни в России есть все: умный трудолюбивый народ, огромные ресурсы, благожелательные соседи по мировому сообществу. Нет только одного — честной и ответственной перед народом власти. Мы идем, чтобы остановить распад, вывести страну из кризиса и проводить реформы в интересах большинства. Укажите имя собственное, которое склоняется Укажите правильный способ оформления слова заявление в документе. Укажите правильный вариант библиографического описания книги двух авторов. Укажите правильный способ оформления слова заявление в документе.

В каком ряду во всех словах согласные перед звуком [Э] произносятся твердо? Укажите имя собственное, которое НЕ склоняется Укажите пример с ошибкой в образовании формы повелительного наклонения. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Укажите цель следующего выступления. Дорогие друзья! Хочу без долгих вступлений поздравить вас с самым любимым праздником. Праздником, когда все мы вспоминаем прошедший год, в котором, конечно, было всякое, счастье и разочарование, радости и потери. У каждого из нас они свои, и мы будем помнить о них.

В каком ряду во всех словах ударение поставлено верно? Укажите предложение, в котором нарушены нормы согласования. На каком этапе античного риторического канона предлагалось структурировать материал, связывать детали, готовить комментарии: В книге Аристотеля «Риторика» рассмотрены виды речей: Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного Ниже приводится начало речи. Укажите имя собственное, которое НЕ склоняется. Коммуникативное качество речи, состоящее в отсутствии в ней нелитературных слов, узких профессионализмов, канцеляризмов, - это Укажите правильный вариант библиографического описания книги одного автора. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Живой ум 1 видящий в единичном проявление всеобщего 2 находящий в хаосе фактов железную логику закономерностей развития 3 и 4 обладающий способностью к теоретическому мышлению 5 всегда привлекает внимание.

Это влияние практики отразилось, например, в суждении Цицерона об установленных в риториках частях ораторской речи вступлении, рассказе и др. Цицерон не отвергает их; они кажутся ему стройно распределенными, однако установленными не на основе жизненного опыта. Речь оратора должна быть наполнена разнообразным содержанием, свидетельствующим о широком образовании оратора. Об этом много раз говорит Цицерон.

Ораторское искусство — не пустое краснобайство. Уже в ранней риторике Цицерон писал, что мудрость в содержании без красноречия мало приносит пользы государствам, а красноречие без мудрого содержания большей частью слишком вредит и никогда не приносит пользы. В трактате «Об ораторе» Цицерон требует для оратора разностороннего образования: «Никого не следует считать, в числе ораторов, если он не будет отличаться знанием всех наук, достойных свободного человека». Основное содержание образования, по Цицерону, должна составлять философия.

И в этом отношении Цицерон исходил прежде всего из своего собственного опыта. В трактате «Оратор» 12 он заявляет, что «он вышел не из школ риторов, а из залов Академии». Из древности дошла до нас пословица: «Трудно сказать короче, чем Цезарь, и пространнее, чем Цицерон». Гибкость его ума, полета его творческой и художественной фантазии.

Ораторское искусство Рима. Цицерон

Отметьте варианты слов с правильно поставленным ударением Марк Цицерон обладал обширными знаниями в риторике и талантом красноречивости. Его книга «Три трактата об ораторском искусстве» популярна в современном мире, и теоретические выкладки из нее широко используют в сегодняшней риторике.
Тема VIII. Основы мастерства публичного выступления Цицерон говорил: «Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности». Со времен Цицерона ничего не поменялось.

Отметьте неверные высказывания литературный язык высшая форма

древнеримский оратор и политик, крупнейший классик античного красноречия,теоретик ораторского искусства. мягким низкий голос придаст ему важности, колеблющийся - трогательности. Среди многочисленных правил риторики можно выделить три наиболее существенных: тезис, формула Цицерона, план и эпистема. Кратко рассмотрим каждое из них. Высокими предметами Цицерон называет искусства, прежде всего речевые, поэзию и риторику, а также присоединяет к ним философию и изобразительные искусства. Против убившего Цезаря Марка Антония Цицерон создал целых четырнадцать речей. Эти речи назывались «Филиппиками», т.к. были очень схожи с речами Демосфена, выступавшего против македонского тирана – царя Филиппа. это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией.

Логические и психологические основы риторики

Высокими предметами Цицерон называет искусства, прежде всего речевые, поэзию и риторику, а также присоединяет к ним философию и изобразительные искусства. Для того чтобы выступление на публике было успешным, необходимо не только знание основ ораторского мастерства. Не менее важно знать и о том, как правильно заранее подготовиться к речи. Назовите основные этапы подготовки устного публичного выступления. Самый ранний трактат «Риторика» был написан Цицероном еще в юношестве (83 г. до н.э.). Его трактат в 3 книгах «Об ораторе» (55 г. до н.э.) до настоящего времени служит учебным пособием судебной риторики. мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся -- трогательности. Марк Цицерон обладал обширными знаниями в риторике и талантом красноречивости. Его книга «Три трактата об ораторском искусстве» популярна в современном мире, и теоретические выкладки из нее широко используют в сегодняшней риторике. мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся - трогательности»?

Тема: Красноречие Цицерона. Диалоги об Ораторах.

Как запомнить речь для публичного выступления? Цицерон придумал способ запоминания под названием «Римская комната». Информацию, которую вы хотите запомнить, необходимо в определенном порядке мысленно разместить в знакомой вам комнате. это диалог, написанный Цицероном в 55 г. до н.э. Действие происходит в 91 г. до н.э., когда Луций Лициний Красс. Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых.

Шесть правил Цицерона для ораторов

Произнесение (55–60). Оратор. Марк Туллий Цицерон. речь Цицерона Каждый, вступивший на поприще общественной деятельности, по мнению Цицерона, должен в совершенстве владеть красноречием, которое обладает исключительной силой воздействия, так необходимой в деле управления государством.
Композиция речи по Цицерону. Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых.
Об ораторе / Три трактата об ораторском искусстве Марк Цицерон обладал обширными знаниями в риторике и талантом красноречивости. Его книга «Три трактата об ораторском искусстве» популярна в современном мире, и теоретические выкладки из нее широко используют в сегодняшней риторике.
Речи Цицерона | Блог 4brain О каком качестве публичного выступления говорит Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности»?
10 правил Цицерона Диспозитивные нормы — предполагают возможность выбора одного из вариантов. О каком качестве публичного выступления пишет Цицерон: « кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким.

Какими чертами цицерон в первую очередь наделял идеального оратора

Вас могут застать врасплох конкретным вопросом на проверку знаний, ответ на который вы дать не сможете ввиду своей неосведомлённости, или вы сами не сможете задавать такие вопросы, чтобы проделать брешь в позиции оппонента. Для оратора прослыть невеждой или пустословом, по-факту безоружному на том поприще, на котором он выступает — это тяжелейшая рана, зализывать которую потерпевшему придётся годами. Как говорил сам Цицерон: «Не знать дела и владеть лишь словами — признак человека невежественного. Это тоже относится к области знания, ведь в разном месте разной публике потребны подчас совершенно иные, по-разному произнесённые слова. Перо — лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия... Письмо крайне эффективно помогает в искусстве излагать свои мысли и структурирует мышление. Риторика — это в том числе изложение, поэтому на пересечении одно способствует другому: риторика — письму, и письмо — риторике. Многие великие люди писали от руки как для досуга, так и для упражнения. Гёте за всю свою жизнь написал более полутора тысяч произведений, среди которых стихотворения, поэмы, романы и автобиографии. Сделал ли Гёте великим свое письмо, или это его письмо сделало его великим?

Ответ каждый даст сам для себя. Бенджамин Франклин с 12 лет начал работать в типографии. Печатное дело было для него основным до политической деятельности.

Известный оратор II века н.

Элий Аристид говорил: «Я не пользуюсь словами, не засвидетельствованными у древних». В то же время в стиле сохранялись традиции азианизма—высокопарный пафос, обилие изысканных речевых оборотов. Можно выделить два периода красноречия в эпоху Римской империи. Первый период имел место во 2 веке н.

Второй период относится к IV веку и совпадает с временем последней схватки «языческой» культуры с наступающим христианством. Наиболее известными ораторами первого периода были: Дион Хрисостом и Элий Аристид; второй период характеризуют имена Либания, Гимерия и Фемистия. Оратором исключительной силы был Гай Гракх. Увлекая народные массы даром слова, в своих выступлениях он пользовался и некоторыми театральными приемами.

Среди римских ораторов был широко распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу. Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. Цицерон жил с 106 до 43 г. Он родился в Арпине к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников.

В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. У него же он научился диалектике — искусству спора и аргументации. Во многих своих произведениях Цицерон излагает взгляды, близкие к стоицизму.

В своих произведениях Цицерон выражает протест против тирании, превознося вопросы этики: трактаты «О дружбе», «Об обязанностях»; в последнем он порицает Цезаря, прямо называя его тираном. Цицерон не отвергает и не утверждает существования богов, вместе с тем признает необходимость государственной религии; он решительно отвергает все чудеса и гадания трактат «О гаданиях». Первая дошедшая до нас речь 81 г.

Толковый словарь включает в себя все разговорные единицы. Толковый словарь отражает норму согласования и управления. Отметьте верные высказывания…. В этимологических словарях представлены омонимы.

В толковых словарях представлены паронимы. В этимологических словарях объясняется происхождение слов. Кто не является создателем словарей русского языка: 66822. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов: представить — предоставить? Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род существительных: провизор, протеже? Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: не в коня корм? В каком словаре слова располагаются в алфавитном порядке конечных букв слова 66826.

Систематизированный перечень слов в словаре — 66827. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» 66828. Автор однотомного словаря русского языка… 66829. Использование форм приветствия и прощания в зависимости от ситуации общения регулирует … аспект культуры речи. Использование принципа коммуникативной целесообразности регулирует … аспект культуры речи. Использование норм современного русского литературного языка регулирует … аспект культуры речи. Что называется совокупностью правил выбора и употребления языковых средств в данном обществе в данную эпоху 66833.

Отметьте неверные высказывания:! К формам существования языка не относятся просторечие, диалекты, социолекты. Диалект — это разновидность языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными территориальной, социальной и профессиональной общностью. Литературный язык — высшая форма существования национального языка.

Поэтому тот совершенный оратор, о котором я все время веду рассказ, смотря по тому, как пожелает он выразить страсть и всколебать души слушателей, всякий раз будет придавать голосу определенное звучание. Изменения мутации — здесь: резкие перемены настроения или тона. Подразумевается, что различный тон голоса по-разному настраивает наши психические переживания. Об этом я сказал бы подробнее, если бы сейчас было время для наставлений или если бы ты об этом просил. Сказал бы я и о тех движениях, с которыми связано и выражение лица: трудно даже передать, насколько важно, хорошо ли оратор пользуется этими средствами. Ведь даже люди, лишенные дара слова, благодаря выразительному произнесению нередко пожинали плоды красноречия, а многие люди речистые из-за неумелого произнесения слыли бездарными. Поэтому недаром Демосфен утверждал, что и первое дело, и второе, и третье есть произнесение. И если без произнесения нет красноречия, а произнесение и без красноречия имеет такую силу, то, бесспорно, что его значение в ораторском искусстве огромно. Выражение лица vultus — гримаса, обычно мотивированная и движением тела: например, открытый в знак удивления рот вместе с разведением рук. Хотя гримасы слушателям видны хуже, чем жесты рук или ног, они вызывают большие внутренние переживания, а значит, окончательно располагают слушателей в пользу оратора. Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах. Эти три интонации вполне можно сопоставить с нашими тремя школьными стилями: строгим официально-деловым, расслабленным разговорным и постоянно изменчивым в зависимости от предмета — художественным или научным. Ведь даже в речи есть некий скрытый напев — не тот, что у фригийских и карийских риторов, которые почти поют в своих концовках, но такой, какой имели в виду Демосфен и Эсхин, упрекая друг друга в переливах голоса; а Демосфен, даже больше того, не раз говорит, что у Эсхина голос был слащавый и звонкий. Фригийские и карийские риторы — представители азианского красноречия, любившие богатые созвучия, рифмы, и, значит, при увлеченном исполнении переходившие почти что на пение, как будто они произносили стихи, а не речь. Это можно сравнить с тем, как если современный оратор в конце споет жалобную или вдохновляющую песню или покажет фотографии и видеоэпизоды, способные разжалобить. Тогда оратору приходилось довольствоваться нюансировкой голоса или театральными жестами, вроде выведения ребенка обвиняемого на сцену. Вот что надо еще, по-моему, заметить относительно достижения приятности в интонациях: сама природа, как бы упорядочивая человеческую речь, положила на каждом слове острое ударение, притом только одно, и не дальше третьего слога от конца, — поэтому искусство, следуя за природой, тем более должно стремиться к усладе слуха. Цицерон считает наличие ударений в слове по правилам латинского языка, оно не может стоять дальше третьего слога от конца подтверждением того, что в речи от природы уже есть интонационное членение и поэтому естественно прислушиваться к интонациям. Конечно, желательно, чтобы и голос был хороший; но это не в нашей власти, а постановка и владение голосом — в нашей власти. Следовательно, наш образцовый оратор будет менять и разнообразить голос и пройдет все ступени звучания, то напрягая его, то сдерживая. Ступень gradus — высота звучания, зависящая от напряжения: Цицерон сближает употребление голоса с игрой на струнном инструменте, где нужно напрягать и ослаблять струны. Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать — изредка и ненамного, выступать вперед — с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами, — он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных. Простирать руки — направлять их в сторону публики, как жест поиска поддержки в решающий момент, тогда как в спокойном месте зрители внимают, а не поддерживают. А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступает только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза — ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь. Вероятно, речь не только о привычных нам жестах, вроде расширения глаз при удивлении или их закатывании, но и об умении глядеть на публику так, чтобы у нее то поднималось настроение, то возникала озабоченность. Но пора уже обрисовать образ высшего красноречия, каким обладает наш совершенный оратор. Всякий может притязать на частичное обладание любым другим искусством оратора, но его главная сила — речь, то есть словесное выражение, — принадлежит ему одному. Eloquens лат. Правда, некоторые философы тоже владели пышной речью, если верно, что Феофраст получил свое имя за божественную речь, что Аристотель возбуждал зависть даже в Исократе, что устами Ксенофонта, по преданию, словно говорили сами музы, и что всех, кто когда-нибудь говорил или писал, далеко превосходил и сладостью и важностью Платон, — но тем не менее их речь лишена напряженности и остроты, свойственных настоящему оратору и настоящему форуму. Феофраст ок. При рождении ему было дано имя Тиртам. Феофрастом Богоречивым его прозвали уже в Афинах. Прямых подтверждений, что ритор Исократ завидовал Аристотелю, не сохранилось, несомненно только, что Аристотель в своей «Риторике» брал за образец речи Исократа. Ксенофонта за его отборный сладостный стиль письма называли «аттической Музой». Вообще, Музами иногда называли выдающихся ораторов или их сочинения, имея в виду, что они все принадлежат области искусства, а не только политической практики, так, «Музами» именовали «Историю» Геродота, натурфилософские книги Гераклита и Эмпедокла, а также сборники отдельных ораторов. Впрочем, такое название никогда не становилось названием жанра, скорее просто признаком чрезмерного восхищения. Они разговаривают с людьми учеными, желая их не столько возбудить, сколько успокоить; говоря о предметах мирных, чуждых всякого волнения, стараются вразумить, а не увлечь; если они и пытаются ввести в свою речь приятное, то иным это уже кажется излишеством. Поэтому нетрудно отличить их род красноречия от того, о котором мы говорим. Именно, речь философов расслаблена, боится солнца, она чужда мыслей и слов, доступных народу, она не связана ритмом, а свободно распущена; в ней нет ни гнева, ни ненависти, ни ужаса, ни сострадания, ни хитрости, она чиста и застенчива, словно невинная дева.

Ораторское искусство с комментариями и иллюстрациями

С I века н. Красноречие новой эпохи продолжает традиции как аттицизма, так и азианизма. В области языка нормой оставался аттицизм. Известный оратор II века н. Элий Аристид говорил: «Я не пользуюсь словами, не засвидетельствованными у древних». В то же время в стиле сохранялись традиции азианизма—высокопарный пафос, обилие изысканных речевых оборотов. Можно выделить два периода красноречия в эпоху Римской империи.

Первый период имел место во 2 веке н. Второй период относится к IV веку и совпадает с временем последней схватки «языческой» культуры с наступающим христианством. Наиболее известными ораторами первого периода были: Дион Хрисостом и Элий Аристид; второй период характеризуют имена Либания, Гимерия и Фемистия. Оратором исключительной силы был Гай Гракх. Увлекая народные массы даром слова, в своих выступлениях он пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских ораторов был широко распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.

Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. Цицерон жил с 106 до 43 г. Он родился в Арпине к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. У него же он научился диалектике — искусству спора и аргументации.

Во многих своих произведениях Цицерон излагает взгляды, близкие к стоицизму.

Произнесение 55—60. Изменений голоса столько же, сколько изменений души, которые и вызываются преимущественно голосом. Поэтому тот совершенный оратор, о котором я все время веду рассказ, смотря по тому, как пожелает он выразить страсть и всколебать души слушателей, всякий раз будет придавать голосу определенное звучание. Об этом я сказал бы подробнее, если бы сейчас было время для наставлений или если бы ты об этом просил.

Сказал бы я и о тех движениях, с которыми связано и выражение лица: трудно даже передать, насколько важно, хорошо ли оратор пользуется этими средствами.

Цицерон стал реформатором латинского языка, придав ему необычайную точность и гибкость. Уже современники Цицерона метко выразили силу его речей: «Небо послало Цицерона, чтобы показать в нем пример того, до каких вершин может подняться могущество слова». Как известно, Цицерон ставит вопрос: что формирует оратора — врожденные ли данные , или знание теории красноречия , а также упражнения? Эти врожденные качества должны возбуждаться его способностью ориентироваться в обстановке в процессе его выступления, а «между природным даром и способностью ориентироваться немножечко места остается для теории»,— говорит устами Антония Цицерон. Цицерон называет «очень смешными» всех тех риторов, которые изучают с учениками лишь риторскую теорию. Теория нужна, но Цицерон в основу ее кладет ораторскую практику: «Не красноречие родилось из теории, а теория из красноречия».

Такое утверждение было подсказано Цицерону его многолетним ораторским опытом и было вызвано оторванным от практики обучением в школах риторов. Цицерон прямо говорит: «Будем преподавать будущему оратору лишь то, чему нас научил опыт». Это влияние практики отразилось, например, в суждении Цицерона об установленных в риториках частях ораторской речи вступлении, рассказе и др. Цицерон не отвергает их; они кажутся ему стройно распределенными, однако установленными не на основе жизненного опыта. Речь оратора должна быть наполнена разнообразным содержанием, свидетельствующим о широком образовании оратора. Об этом много раз говорит Цицерон.

Я утверждаю: будь то даже самые лучшие ораторы, даже те, кто умеет говорить отменно легко и красиво, но если они приступают к речи без робости и в начале ее не смущаются, то, на меня они производят впечатление прямо-таки бесстыдных наглецов. Ибо чтобы не навлечь упреков в наглости, мы должны не стыдиться недостойных поступков, а попросту не совершать их.

Антоний сказал: — Я тоже часто замечал это, Красе, и на тебе и на других знаменитых ораторах, хоть никто из них, по-моему, не сравнится с тобою. Это так, все вы волнуетесь при начале речи. И вот какие я нашел тому две причины. Тем более строгому суду подвергаемся мы, ораторы; и сколько раз мы выступаем, столько раз над нами совершается этот суд. Дело в том, что для усвоения всякого иного ремесла достаточно быть таким, как все люди, то есть уметь уловить умом и сохранить в памяти то, Что тебе говорят, или то, что тебе вдалбливают, если ты глуп. И впрямь, ничто так не бросается в глаза и не остается так упрямо в памяти, как именно то, что было нам неприятно. Так вот, давайте попробуем мерить достоинства оратора с тою же строгостью, что и этот актер! Но ведь кто к красноречию неспособен, кто в нем слаб, кому оно вовсе не к лицу, того, я думаю, лучше уж, по совету Аполлония, отстранить от этого занятия и направить на такое, к которому он больше пригоден.

В вас обоих я замечаю великое дарование и - усердие, а у тебя, Сульпиций, вдобавок к этому — несравненные внешние данные, о которых я и так, может быть, говорю больше, чем принято у греков. Право, мне не доводилось, кажется, слышать никого, кто своими телодвижениями, обликом и видом более соответствовал бы своему призванию и обладал бы более звучным и приятным голосом. Однако и те, кого природа наделила этими преимуществами в меньшей мере, все-таки могут научиться владеть своими силами умело, умеренно и главное — уместно. Именно об уместности следует Заботиться больше всего, и как раз тут-то давать правила оказывается делом совсем не легким: нелегким не только для меня, так как я-то говорю об этих предметах, как любой первый встречный гражданин, но и для самого Росция, от которого я часто слышу, что главное в искусстве — это уместность, но что ее-то как раз и нельзя передать в преподавании. Ты говоришь, что природными данными мы не слишком обижены; так что же, по-твоему, еще для нас необходимо? Красе улыбнулся. Без этого в жизни нельзя дойти вообще ни до чего великого, а тем более, до того, к чему ты стремишься. Но уж вас-то, очевидно, нет нужды поощрять в этом отношении; напротив, вы так ко мне пристаете, что страсть ваша мне даже кажется чрезмерною.

Однако, разумеется, никакое рвение не поможет достичь цели, если при этом неизвестны пути и средства к ее достижению. Ну что ж! Скорее уж, напротив, такой разговор тебя только разочарует. Ведь в том, что я вам сообщу, не будет заключаться никакой премудрости, ничего достойного ваших ожиданий, ничего, что было бы неслыханно для вас или для кого-нибудь ново. Начинал я, конечно, с того, что, как подобает человеку свободному по происхождению и воспитанию, проходил общеизвестные и избитые правила. В обоих случаях предмет спорный непременно заключается в одном из вопросов: совершилось ли данное событие? Если совершилось, то каково оно? И наконец: под какое оно подходит определение?

К этому некоторые прибавляют: законно ли оно? Спорные пункты возникают также из толкования письменного документа; здесь возможны или двусмысленность, или противоречие, или же несогласие между буквой и смыслом; для каждого из этих случаев определен особенный способ доказательств. Вот чем приблизительно и исчерпывается содержание всей науки, излагаемой в этих учебниках. Если бы я сказал, что она вовсе бесполезна, это было бы ложью. Конечно, нам тоже хотелось бы услышать побольше и о науке, которую ты нам обрисовал так бегло, хоть мы с нею и сами знакомы. Однако многие упражняют при этом только голос и силу своих легких, да и то без толку; они учатся болтать языком и с удовольствием предаются такой болтовне. Но справедливо говорится и то, что порченая речь развивается порченой речью и даже очень легко. Это — как можно больше писать.

Перо — лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия; и это говорится недаром. Ибо как внезапная речь наудачу не выдерживает сравнения с подготовленной и обдуманной, так и эта последняя заведомо будет уступать прилежной и тщательной письменной работе. Все это недоступно человеку, который не посвящал себя подолгу и помногу письменным занятиям, хотя бы он и упражнялся с величайшим усердием в речах без подготовки. Сверх того, кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способность даже без подготовки говорить, как по писаному; а если ему случится и впрямь захватить с собой какие-нибудь письменные заметки, то он и отступить от них сможет, не меняя характера речи. Что же касается, упражнений для развития голоса, дыхания, телодвижений и наконец языка, то для «их нужны не столько правила науки, сколько труд. Вот я и вывалил перед вами все, что думаю; и, пожалуй, вцепись вы в любого гражданина среди любой компании, вы услышали бы от него на ваши расспросы точно то же самое. Хотя присутствующие сознавали, что на предложенную тему высказано довольно, тем не менее им казалось, что он отделался от своей задачи гораздо скорее, чем бы им хотелось. Наконец, заговорил Сцевола: — Ну, что же, Котта?

Что вы молчите? Таким образом, я не могу сказать, что его богатства мне неизвестны, «о и не могу сказать, что я видел их и знаю их. Ведь если бы они, как ты говоришь, были скрыты от глаз, а тебе очень бы хотелось их видеть, то ты не задумался бы попросить хозяина, особенно если он тебе не чужой, вынести их и показать тебе. Но ты, Сцевола, окажи нам такую милость: устрой так, чтобы Красе рассказал для нас попространнее и поподробнее все, что было в его речи таким сжатым и скомканным. К тому же, с виду твоя постройка получается и больше и лучше, чем я ожидал, и мне это нравится. Ведь и я их знаю куда хуже, чем настоящие преподаватели, да если бы и лучше знал, все равно они не таковы, чтобы ты склонял к ним свою мудрость и свой слух. Я знал, что все эти знания и сведения входят в круг твоей учености, но мне никогда не приходилось видеть таких богатых средств на вооружении у оратора. Да разве ты можешь признавать за ораторов таких болтунов, как те, которых Сцевола со смехом и с досадой должен был терпеливо выслушивать в течение многих часов, вместо того, чтобы пойти поиграть в мяч?

Да зачем далеко ходить? Разве не то же было на этих днях, когда я сидел на трибунале городского претора Кв. Он не раз повторял брату своему Публию Сцеволе, что тот. А что уж и говорить о знаменитом Марке Ка-тоне? Красноречие в нем было такое, выше которого в то время нашем отечестве ничего быть не могло, и вместе с тем разве не был он величайшим знатоком гражданского права? Но вот всем остальным я без малейшего колебания готов вынести обвинительный приговор: во-первых, за леность, во-вторых, за бесстыдство. Право, скорее тот, кто того и гляди опрокинет лодчонку в гавани, управится с кораблем Аргонавтов в Эвксинском море. Воин воротился домой и начал искать отцовское наследство законным порядком, как сын, устраненный от наследства по завещанию; дело было представлено центумвирам.

Разве в этой тяжбе не пришлось ораторам говорить обо всем семейном и родовом праве? Разве по поводу этой тяжбы защитник не разбирал и не разъяснял перед судом право покровительства, как оно ни темно и ни мало известно? А недавний случай, когда я сам защищал перед выделенным судьей дело Гая Сергия Ораты против самого нашего друга Антония? Разве вся моя защита не опиралась на закон как таковой? Дело в том, что Марк Марий Гратидиан продал Орате дом и не упомянул при этом в купчей, что некоторая часть этого дома допускает лишь условное владение. При продаже дома Луцию Фуфию он упомянул в купчей «освещение такое, с каким продано». И вот, как только началась стройка в какой-то части города, которая едва была видна из этого дома, Фуфий сейчас же предъявил иск к Букулею на том основании, что заграждение любой частички неба, на каком бы то ни было расстоянии, гуже означает перемену освещения. Ну, а знаменитая тяжба Мания Курия и Марка Колония, разбиравшаяся недавно у центумвиров?

Не ссылались ли мы оба в течение всего этого дела и на авторитет толкователей, и на примеры сходных случаев, и на виды завещательных формул? Не находились ли мы оба в самых недрах гражданского права? Вследствие общего негодования, возбужденного Нумантий-ским договором, священный посол по определению сената выдал его нумантийцам, а они его не приняли.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий