Кто вернулся первым из кругосветного путешествия нева или победа

Кругосветное путешествие омрачилось конфликтом по поводу полномочий между Крузенштерном и Резановым. По давней морской традиции во время плавания капитан является полновластным хозяином судна и его слово — закон для экипажа и пассажиров. Первое кругосветное путешествие завершилось 6 августа 1806 года прибытием в порт Кронштадта шлюпа «Нева», 19 августа в порт прибыла «Надежда». Первое русское кругосветное путешествие открыло новую страницу географических исследований.

В каком городе началось и завершилось первое русское кругосветное путешествие?

Первое русское кругосветное путешествие планировалось еще в эпоху Екатерины II в 1787 году. Для экспедиции были снаряжены пять кораблей под начальством капитана 1-го ранга Григория Ивановича Муловского. Первое русское кругосветное плавание (1803-1806) на двух парусных шлюпах «Надежда» и «Нева» под общим руководством Ивана Фёдоровича Крузенштерна началось 7 августа 1803 г. В 1785 г. на кораблях «Буссоль» и «Астролябия» предпринял кругосветное путешествие с целью изучения китобойных промыслов в Тихом океане и торговли пушниной в русских владениях на северо-западном побережье Америки, в Японии и Китае. Одним из тех, кто пытался организовать первое российское путешествие через экватор, был капитан Григорий Муловский.

Завершение первого кругосветного плавания русских моряков

220 лет назад, 7 августа 1803 года, в 10 часов утра в Кронштадте над шлюпами «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенанта Ивана Крузенштерна были подняты паруса и стартовала первая в России кругосветная экспедиция. Впрочем, понятие кругосветного путешествия менялось со временем. Еще недавно совершить кругосветку значило замкнуть круг маршрута. Но в связи с освоением полярных областей кругосветное путешествие по таким критериям потеряло свой первоначальный смысл. Первая русская кругосветная экспедиция под руководством Ивана Крузенштерна и Николая Резанова началась 7 августа 1803 года, 26 июля по старому стилю. Путешествие осуществлялось на двух шлюпах, получивших название «Надежда» и «Нева». Но возвращении в Россию в 1799 г. Крузенштерн представил проект кругосветного плавания вице-президенту Адмиралтейств-коллегий Кушелеву.

Эстафета мечты

  • Закрытая Япония
  • 207 лет назад завершилось первое русское кругосветное путешествие - Российская газета
  • 2. Кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева» (1803–1806)
  • Штормы и скандалы на борту. Как проходила первая российская кругосветка
  • Крузенштерн и Лисянский

Как прошла первая кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

Кроме того, товары для Русской Америки обходились слишком дорого — сначала их доставляли через безлюдную Сибирь в Охотск, а уже оттуда кораблями на другой континент. Иногда обозы грабили во время пути и до пункта назначения доходила лишь малая часть. Крузенштерн же предлагал доставлять все необходимое в колонии морем, огибая мыс Горн. Эти же суда должны были перевозить из русских американских владений в Китай меха для торговли, а затем, уже груженные китайским товаром, возвращаться в Европу, обогнув мыс Доброй Надежды. Между тем это путешествие могло не состояться вовсе. И дело даже не в том, что эту весьма затратную для государства инициативу не одобряли на самом верху несколько лет, будущая кампания зависела от одного-единственного человека. Как пишет Крузенштерн в своей знаменитой работе « Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 гг. Сие неожиданное последствие привело меня в немалое смущение.

Обстоятельства мои переменились и сделали принятие сей возлагаемой на меня важной обязанности несравненно труднейшим против прежнего. Более полугода прошло, как я разделял счастье с любимою супругою и ожидал скоро именоваться отцом.

Это вполне в темпе тех лет. На путешествия в Японии и Америку через Сибирь тратились несколько лет и примерно 4000 лошадей. А канаты с якорями, например, таким образом вообще довезти нельзя было — не на чем. Их резали на куски и везли в таком виде. Тот же Резанов не выдержал сухопутного пути по России и скончался в долгой дороге. Первая русская кругосветная экспедиция внесла огромный вклад в географическую науку. Она стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты островов настоящих.

Иван Федорович Крузенштерн описал часть Курильских островов, островов Японии и побережья Сахалина, положил начало систематическим глубоководным исследованиям океана. Участники экспедиции измеряли температуру воды на глубинах до 400 метров, определяли ее прозрачность и удельный вес, собрали данные о приливах и отливах во многих районах мирового океана, выяснили причину свечения моря. А еще собрали ценные коллекции: ботанические, зоологические, этнографические. Вклад первой русской кругосветки в науку так велик, что его невозможно переоценить. По высочайшему повелению для всех участников первой русской кругосветки выбили особую медаль. Всех офицеров произвели в следующий чин, командиров наградили орденами святого Владимира 3-й степени.

С этого момента за ним прочно закрепилось прозвище Американец. В 1811 году Крузенштерн был назначен инспектором классов морского кадетского корпуса. В начале Отечественной войны 1812 пожертвовал на народное ополчение треть своего состояния 1000 рублей. А тремя годами позже, разработав подробную инструкцию для кругосветной экспедиции 1815—1818 гг. Вернувшись, он получил бессрочный отпуск и занялся созданием «Атласа Южного моря», с приложением гидрографических записок, под заглавием: «Собрание сочинений служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря» СПб. В 1827 году Крузенштерн назначен директором морского кадетского корпуса и членом адмиралтейств-совета. Шестнадцатилетняя деятельность на посту директора ознаменована введением в курсы морского корпуса новых предметов преподавания, обогащением библиотеки и музеев его многими учебными пособиями, учреждением офицерского класса и другими улучшениями. Развивающаяся болезнь глаз и не сложившиеся отношения с морским министром вынудили Крузенштерна просить освобождения от работы; в декабре 1815 он был отправлен в бессрочный отпуск из которого вышел только двенадцать лет спустя. В 1827-42, постепенно повышаясь в званиях до полного адмирала, был директором Морского кадетского корпуса, инициатором создания при этом заведении высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-Морскую академию. Многие выдающиеся мореплаватели и путешественники обращались к Крузенштерну за поддержкой и советом. В 1842 году, уже будучи в звании адмирала, Иван Федорович ушел в отставку и уехал к себе в имение. Но трудиться не прекращал, и в 1845 году вместе с другими крупными исследователями- Ф. Врангелем, Ф. Литке и К. Бэром — принял участие в создании Русского географического общества, ставшего впоследствии крупнейшим центром географической науки в России. Именем Крузенштерна названо двенадцать географических пунктов, в их числе атолл в архипелаге Маршалловых островов в Тихом океане, мыс на острове Парамушир в Охотском море, гора в Антарктиде... Иван Крузенштерн известен как один из учредителей Русского географического общества. Монумент устанавливался на частные средства, но небольшое пособие удалось получить и от государства. За свои заслуги Иван Федорович Крузенштерн был награжден Орденом Святого Георгия четвертой степени, Орденом Александра Невского с бриллиантами и французским орденом «За заслуги в науке и искусстве». Его именем названы пролив и риф, а в 1993 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие». Иван Федорович Крузенштерн умер 12 августа 1846 года в своем поместье в Эстонии. Он похоронен в Домском соборе в Ревеле Таллинн. И вряд ли мечтал, что его имя ровно через сто лет получит вторую жизнь, которая будет овеяна романтикой и легендами так же, как и первая. Но это произошло. Барк «Крузенштерн» был построен на верфях Германии в 1926 году, и спущен на воду под названием «Падуя». Он принадлежал к знаменитой серии парусных судов, которые имели общее название «Летучий П-Лайнер», имена всех судов этой серии начинались с «П»: «Паньяни», «Печили», «Памир», «Пассат», «Померания», «Пекин», «Потози», «Пруссия». Все эти корабли носили голубой вымпел с инициалами фирмы FL, что дало повод морякам прозвать их «Flying Liner» «Летучий Лайнер». Корабли использовались на линии Европа — Чили. Первоначально, как «Падуя», судно использовалось для грузовых перевозок и как учебное судно. Судно использовалось также для перевозки зерна из Австралии. Судно относится к так называемым «винджаммерам». Название происходит от английского «to jam the wind», что в переводе означает «выжимать ветер», в том смысле, что парусники этой серии были самыми быстроходными, они как бы выжимали всю скорость из ветра. В настоящий момент из всей серии единственным остаётся в строю именно «Падуя», получивший после Второй Мировой войны другое имя. В 1946 году судно перешло по репарациям в собственность СССР и переименовано в честь известного русского мореплавателя и адмирала к столетию со дня его смерти. За свою историю парусник «Крузенштерн» совершил три кругосветных плавания, неоднократно бывал в трансатлантических путешествиях, является участником и победителем многих крупных морских и океанских парусных регат.

В этом Крузенштерн никогда не раскаивался. Напротив, после пересечения экватора он отметил замечательное свойство русского человека — одинаково легко переносить как жесточайшую стужу, так и жгучую жару. На «Надежде» вышли в плавание 71 и на «Неве» 53 человека. Кроме того, в экспедиции участвовали астроном Горнер, естествоиспытатели Тилезиус и Лангсдорф[204] и доктор медицины Лабанд. Несмотря на то что «Надежда» и «Нева» принадлежали частной Российско-американской компании, Александр I разрешил им плавание под военным флагом. Вся подготовка экспедиции была проведена весьма тщательно и любовно. По совету Г. Сарычева, экспедиция была снабжена самыми современными астрономическими и навигационными приборами, в частности хронометрами и секстанами. Неожиданно перед самым отправлением в плавание Крузенштерн получил задание отвести в Японию посла Николая Петровича Резанова, одного из главных акционеров Российско-американской компании, который должен был попытаться установить торговые отношения с Японией. Резанов со свитой поместился на «Надежде». Это задание заставило пересмотреть план работ экспедиции и, как увидим в дальнейшем, повлекло за собой потерю времени на плавание «Надежды» к берегам Японии и стоянку в Нагасаки. Само намерение русского правительства установить торговые отношения с Японией было вполне естественным. После выхода русских на Тихий океан Япония стала одним из ближайших соседей России. Уже упоминалось, что еще экспедиции Шпанберга ставилась задача — изыскать морские пути в Японию, и что корабли Шпанберга и Вальтона уже подходили к берегам Японии и вели дружелюбную меновую торговлю с японцами. Случилось далее так, что на алеутском острове Амчитка около 1782 г. Екатерина II приказала сибирскому генерал-губернатору отправить задержанных японцев на родину и воспользоваться этим предлогом для установления торговли с Японией. Избранный представителем для переговоров гвардии поручик Адам Кириллович Лаксман на транспорте «Екатерина» под командой штурмана Григория Ловцова в 1792 г. Летом 1793 г. Во время переговоров Лаксман, благодаря своему дипломатическому искусству, добился успеха. В частности, в пункте 3 полученного Лаксманом документа значилось: «3. В переговоры о торговле японцы вступать нигде не могут, кроме одного назначенного для сего порта Нагасаки и потому теперь дают только Лаксману письменный вид, с которым один русский корабль может притти в помянутый порт, где будут находиться японские чиновники, долженствующие с русскими договариваться о сем предмете»[205]. Получив этот документ, Лаксман в октябре 1793 г. Почему этим разрешением не воспользовались немедленно, осталось неизвестным. Во всяком случае «Надежда» вместе с послом Резановым должна была зайти в Нагасаки. Крузенштерн и Лисянский вышли из Кронштадта. Во время стоянки в Копенгагене 5—27 августа и в другом датском порту, Хельсингёре 27 августа—3 сентября , на «Надежде» и на «Неве» были тщательно переложены грузы и проверены хронометры. В Копенгаген же прибыли приглашенные в экспедицию ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф. На пути в Фалмут юго-западная Англия во время шторма корабли разлучились и пришли туда «Нева»—14, а «Надежда»—16 сентября. Из Фалмута «Надежда» и «Нева» вышли 26 сентября и 8 октября стали на якорь в бухте Санта-Крус на острове Тенерифе Канарские острова , в которой простояли до 15 октября. Из всех офицеров и матросов его пересекали раньше только командиры судов, плававшие до того волонтерами на английском флоте. Кто мог подумать тогда, что семнадцать лет спустя русские военные корабли «Восток» и «Мирный», совершая кругосветное плавание в высоких южных широтах, откроют то, что не удавалось морякам других наций — шестой материк земного шара — Антарктиду! Екатерины у берегов Бразилии и здесь задержались до 23 января 1804 г. Обогнув мыс Горн, корабли 12 марта во время шторма разлучились. На этот случай Крузенштерн заранее назначил последовательные места встречи: остров Пасхи и Маркизские острова. Однако в пути Крузенштерн переменил свое намерение, прошел прямо к Маркизским островам и 25 апреля стал на якорь у острова Нуку-Хива. Лисянский, не подозревая о такой перемене маршрута, прошел к острову Пасхи, продержался у него под парусами с 4 по 9 апреля и, не дождавшись Крузенштерна, пошел к острову Нуку-Хива, куда и прибыл 27 апреля. У острова Нуку-Хива корабли пробыли до 7 мая. За это время была найдена и описана удобная якорная стоянка, названная портом Чичагова, и определены широты и долготы нескольких островов и пунктов. От острова Нуку-Хива корабли пошли на север и 27 мая подошли к Гавайским островам.

Первое русское кругосветное плавание. Первое русское кругосветное путешествие

вспоминает, как проходило первое российские кругосветное путешествие под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Одним из тех, кто пытался организовать первое российское путешествие через экватор, был капитан Григорий Муловский. Исполнилось 215 лет первому в истории России кругосветному плаванию Ивана Федоровича Крузенштерна. О малоизвестных подробностях исторического путешествия — в интервью члена Русского географического общества и носителя знаменитой фамилии — Алексея Крузенштерна. 26 июля (7 августа) 1803 года «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта и, зайдя в Копенгаген, Хельсингёр и Фалмут, покинули берега Европы. Первое русское кругосветное плавание началось. Первое русское кругосветное путешествие началось 7 августа (26 июля по старому стилю) 1803 года.

Завершение первого кругосветного плавания русских моряков

Его роман «Путешествие вокруг света» в Германии стал классикой приключенческой литературы, издавался он и в России. Третье кругосветное путешествие О. Коцебу совершил в 1823—1826 гг. До того он год охранял от пиратов и контрабандистов берега Русской Америки со своим 24-пушечным шлюпом «Предприятие». Научные результаты экспедиции на «Предприятии» были едва ли не более весомы, чем результаты плавания на «Рюрике». Физик Э. Ленц, будущий академик, который отправился с Коцебу, сконструировал вместе с коллегой, профессором Парротом, прибор, названный батометром, для взятия водных проб с различной глубины, и прибор для измерения глубин. Ленц исследовал вертикальное распределение солёности, скрупулёзно отмечал температуру тихоокеанских вод и суточные изменения температуры воздуха на различных широтах.

К 20-м годам XIX века кругосветные путешествия перестал быть чем-то непредставимым и из ряда вон выходящим. Целый ряд славных русских капитанов обогнул Земной шар, выйдя из Кронштадта и направляясь в сторону горизонта. Василий Головнин — неудержимый и неустрашимый Василий Михайлович Головнин, капитан и превосходный писатель-маринист, даже среди своих коллег капитанов считался человеком, видавшим виды. Приключений на его долю выпало более, чем достаточно. В четырнадцать лет, гардемарином, он участвовал в морских сражениях — и был награждён медалью, а после вернулся доучиваться, так как был ещё слишком мал, чтобы стать офицером. Первое своё самостоятельное кругосветное плавание он совершил, будучи всего лишь лейтенантом. Адмиралтейство изменило собственным правилам и передало шлюп «Диана» под начало лейтенанта, потому что все понимали, что это за человек — лейтенант Головнин.

И действительно, их ожидания оправдались — отличный капитан, Головнин в полной мере обладал и спокойствием, и мужеством, и несгибаемым характером. Когда из-за начавшейся войны русские моряки были задержаны англичанами в Южной Африке, Головнин сумел ускользнуть из плена и все-таки выполнил возложенную на экспедицию миссию. Кругосветное путешествие на шлюпе «Диана» в 1808—1809 гг. На этот раз Головнин и ряд его товарищей угодили в самую настоящую тюрьму — к японцам. Тем не понравилось, что русский корабль проводил картографическую съемку Курильских островов — в 1811 году Головнину было поручено описать Курильские, Шантарские острова и берег Татарского пролива. Япония решила, что дерзкие картографы нарушают принцип изоляции их государства — и раз так, то место преступникам в тюрьме. Плен продолжался два года, из-за этого инцидента Россия и Япония балансировали на опасной грани — война между ними была вполне возможна.

Японский свиток, изображающий пленение Головнина Для спасения Головнина и его людей были предприняты титанические усилия. Но лишь благодаря действиям друга Головнина офицера П. Рикорда и помощи влиятельного японского купца господина Такатая Кахея, с которым Рикорд сумел установить чисто человеческий контакт, удалось совершить почти невероятное — вернуть русских моряков из японской тюрьмы. На территории природного парка «Налычево» на Камчатке есть так называемые «вершины русско-японской дружбы» - скала Кахея, гора Рикорда и гора Головнина. Ныне «инцидент Головнина» входит в число хрестоматийных случаев из истории мировой дипломатии. Записки Головнина о его приключениях были переведены на много языков, а в России стали бестселлером. Вернувшись домой, Василий Головнин продолжал неустанно трудиться на пользу российского мореплавания, его знания, опыт, энергия были неоценимы, а книгами Головнина о дальних странствиях зачитывались множество юношей, впоследствии выбравших для себя карьеру морского офицера.

Барон Врангель — начальник Аляски В 1816 году гардемарин Фердинанд Врангель, проходивший службу в Ревеле, подал прошение об участии в экспедиции капитана Головнина на шлюпе «Камчатка». Юнцу отказали. Тогда он, сказавшись перед начальством больным, добрался до Петербурга и практически пал в ноги Головнину, прося взять его с собой. Тот строго заметил, что самовольное бегство с корабля есть дезертирство и достойно суда. Гардемарин согласился, но просил отдать его под суд после плавания, на котором готов был стать хоть простым матросом. Головнин махнул рукой и сдался. Это было первое кругосветное путешествие Фердинанда Петровича Врангеля, в честь которого позднее назвали известный ныне заповедник — остров Врангеля.

На борту «Камчатки» отчаянный юноша прошёл не только морскую школу, но и усердно восполнял пробелы в своём образовании, а также обрёл верных друзей — будущих исследователей и неутомимых путешественников Фёдора Литке и вчерашнего лицеиста, друга Пушкина Фёдора Матюшкина. Путешествие на «Камчатке» оказалось бесценной кузницей кадров для русского флота. Вернулся из плавания Врангель отличным моряком — и учёным исследователем. Именно Врангелю с Матюшкиным было велено отправиться в экспедицию по исследованию северо-восточного побережья Сибири. Карта, на которой показаны маршруты путешествий Врангеля Мало кто отдал столько сил и энергии изучению Аляски и Камчатки, как Фердинанд Петрович Врангель. Он исследовал Северо-Восточную Сибирь с моря и с суши, ходил в кругосветное плавание, командуя военным транспортом «Кроткий», был награждён орденами, а в 1829 году назначен главным управляющим Русской Америки, и, между прочим, построил на Аляске магнитно-метеорологическую обсерваторию. Под его начальством Русская Америка процветала, создавались новые поселения.

Его именем назван остров, его труды на благо России были высоко оценены государством и историей. Прошло менее пятидесяти лет с окончания первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и российский флот бурно расцвёл и развился — столько энтузиастов, по настоящему преданных своему делу, насчитывалось в его рядах. Земля неведомая «Я обошёл океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания... Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне» , — эти слова Джеймса Кука, звезды мореплавания XVIII века, закрыли Антарктические исследования почти на 50 лет. Просто не находилось желающих финансировать проекты, заведомо обречённые на неуспех, а в случае удачи — всё равно коммерчески провальные. Именно русские пошли наперекор здравому смыслу и житейской логике. Крузенштерн, Коцебу и капитан-полярник Г.

Сарычев разработали экспедицию и представили её императору Александру. Тот неожиданно согласился. Основная задача экспедиции была определена как чисто научная: «открытия в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем Земном шаре». Экспедиции вменялось в обязанности и предписывалось инструкцией отмечать и изучать всё, заслуживающее внимание, «не только относящегося к морскому искусству, но и вообще служащего к распространению познаний человеческих во всех частях». Открытие Антарктиды шлюпами «Восток» и «Мирный», 2008 г. Летом того же года в сторону Южного полюса вышел шлюп «Мирный» и транспорт, переделанный в шлюп, — «Восток». Ими руководили два капитана, считавшихся одними из лучших в российском флоте, — командир экспедиции Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, участник кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и Михаил Петрович Лазарев — молодой, но очень многообещающий капитан.

Впоследствии Лазарев совершит три кругосветки, но эти подвиги не затмят его славу полярного исследователя. Плавание продолжалось 751 день, из них — 535 дней в Южном полушарии, при этом 100 дней — во льдах. Шесть раз моряки заходили за Южный полярный круг. Никто не приближался к загадочной Антарктиде так близко и так надолго. В феврале 1820 г. Беллинсгаузен писал: «Здесь за ледяными полями мелкого льда и островами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно, и который продолжался по мере нашего зрения, возвышаясь к югу, подобно берегу. Плоские ледяные острова, близ сего материка находящиеся, ясно показывают, что они суть отломки сего материка, ибо имеют края и верхнюю поверхность, подобную материку».

Впервые в истории человечества люди видели Антарктиду. И этими людьми были наши, русские моряки. После победных войн со Швецией и Османской империей к началу XIX века Россия закрепила за собой статус одной из ведущих мировых держав. Но мировая держава не может существовать без сильного флота, поэтому его развитию уделялось отдельное внимание. Например, русских офицеров отправляли набираться опыта на флоты зарубежных стран. Кратко о кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского вы узнаете в процессе прочтения статьи. Обдумывать ее он начал сразу по возвращению в Россию в 1799 году.

Окончательный вариант был представлен в начале 1802 года и довольно быстро одобрен морским министром и министром коммерции. Уже 7 августа Крузенштерн был назначен командиром экспедиции. Заместителем стал его старый друг, знакомый еще со времен учебы в Морском корпусе, капитан-лейтенант Лисянский. Большая часть расходов кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского были оплачены Российско-американской компанией. Купцы имели свой интерес, они надеялись на открытие нового перспективного морского маршрута, по которому можно было доставлять товары в Китай и русские поселения в Америке. Приготовления к первому кругосветному плаванию Крузенштерна и Лисянского велись быстро, но тщательно. Корабли было решено не строить самим, а купить за рубежом.

В Англии за семнадцать тысяч фунтов стерлингов были приобретены два трехмачтовых шлюпа, получивших название «Надежда» и «Нева». Первым командовал сам Крузенштерн, а вторым - Лисянский. Там же были закуплены необходимые навигационные приборы и прочее снаряжение для долгого плавания. Экипажи были набраны исключительно из русских матросов-добровольцев, несмотря на то, что Крузенштерну советовали пригласить опытных иностранных моряков. Это было необычное решение, ведь опыта дальних океанских походов у русских кораблей и экипажей не было. Кроме того, в состав экспедиции вошли несколько ученых, а также посол Резанов, который получил задание наладить связи с Японией. Европа и Атлантический океан 26 июля 7 августа по новому стилю 1803 года корабли экспедиции вышли из Кронштадта.

Русских мореплавателей, отправляющихся в первое свое кругосветное путешествие, торжественно провожали местные жители и команды кораблей, стоящих на рейде. Через десять дней экспедиция дошла до Копенгагена, где в обсерватории были откорректированы хронометры. Следующая остановка была сделана на Канарских островах, где запаслись провизией и пресной водой. После этого отправились к берегам Южной Америки. Это событие отметили торжественным подъемом Андреевского флага и салютом из орудий. В декабре экспедиция подошла к острову Святой Екатерины у берегов Бразилии и остановилась там. За это время участники экспедиции ознакомились с природой тропической страны.

Многое вызывало удивление, ведь в южных тропических широтах январь является самым жарким месяцем, и перед путешественниками предстало все разнообразие животного и растительного мира. Было составлено детальное описание острова, внесены поправки и исправления в карту побережья, собраны десятки образцов различных видов тропических растений. Тихий океан Наконец, ремонт был закончен, поэтому первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского продолжилось. Тут не обошлось без происшествий: из-за сильного ветра, дождей и тумана корабли потеряли друг друга из виду. Но командование экспедицией предусмотрело подобную возможность, опираясь на рассказы английских моряков о «неистовых пятидесятых» и «ревущих сороковых» широтах. В случае подобного развития событий было решено встретиться на острове Пасхи. Выяснилось, что, потеряв из Лисянского, Крузенштерн направился на север, чтобы обследовать тамошнюю часть океана, но так и не нашел новой суши.

Сам остров был детально описан, была собрана коллекция неизвестных науке растений, а Лисянский составил краткий словарь туземного языка. После этого корабли покинули Нукагиву, в мае вторично пересекли экватор и взяли курс на Гавайские острова, где разделились. Граф Федор Толстой На пути к Камчатке на одном из островов экспедиция рассталась с одним из членов экипажа, Федором Толстым. Он был известнейшим представителем русского дворянства тех годов, причем славу свою получил за эксцентричное и провокационное поведение. Не изменил своему характеру он и в путешествии. В конце концов, Крузенштерну надоели выходки Толстого, поэтому он высадил его на берег. Камчатка В начале июля «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский.

К этому времени отношения между Крузенштерном и послом Резановым накалились до предела. Конфликт между ними возник еще в начале путешествия и был обусловлен тем, что, хотя Крузенштерн являлся командиром корабля, формально начальником экспедиции считался Резанов, причем о его статусе стало известно только после отбытия из Кронштадта. Такое двоевластие просто не могло не сказаться во время первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского на дисциплине экипажа. Дело почти дошло до бунта, и посол был вынужден до прибытия в Петропавловск-Камчатский проводить все время в каюте. Сойдя на берег, он сразу же подал жалобу губернатору на действия Крузенштерна и экипажа. Впрочем, все разрешилось благополучно, и «Надежда» вышла в море и отправилась к берегам Японии. Япония 26 сентября 1804 года корабль прибыл в порт Нагасаки.

Но местные власти оказали русским морякам довольно холодный, даже враждебный прием. Сначала от них потребовали сдать пушки и вообще все огнестрельное оружие, только после этого кораблю было позволено зайти в бухту. В конце концов, послу сообщили, что император не может принять его. Более того, русским кораблям впредь запрещалось показываться вблизи японских берегов.

Здесь, успешно решив все торговые задачи, поставленные Российско-американской компанией, то есть обменяв пушнину на китайские товары, в январе 1806 года русские корабли направились домой. Путь лежал через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды и далее по хорошо известному европейцам маршруту. На границе Тихого и Индийского океанов корабли снова разделились. Первое кругосветное плавание российских моряков, длившееся более трех лет, успешно завершилось. Итог этого похода невозможно описать в двух словах: российские моряки выполнили сразу несколько важнейших для страны в частности и мира в целом задач.

Среди самых важных — обширнейшие океанографические, естественнонаучные, этнографические, лингвистические исследования, до сих пор являющиеся источником важной информации для ученых, а также первый опыт проведения дальнего морского плавания, открывшего череду кругосветных морских путешествий первой половины XIX в. Помимо уже упоминавшихся ранее книг И. Крузенштерна и Ю. Лисянского о первом кругосветном путешествии в Президентской библиотеке представлены и другие раритетные и интересные работы, посвященные этому событию: альбом с архивными иллюстрациями « Вокруг света с Крузенштерном », сборник « Русские кругосветные путешествия. От Крузенштерна до "Седова" », очерк « Адмирал И.

Крузенштерна и Ю. Это первое русское кругосветное плаванье длилось три года.

Этим путешествием в 1803 году началась целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций. Естествоиспытатели, присутствовавшие на кораблях, собрали ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции.

Так возникла знаменитая ныне традиция праздников Нептуна. Изображение: Wikimedia Commons 6. В первой русской кругосветной экспедиции участвовал знаменитый авантюрист и забияка Федор Толстой-Американец. Он удачно выдал себя за своего двоюродного брата, который был включен в состав экипажа «Надежды», но плыть не хотел, так как страдал морской болезнью. На судне Федор Иванович вел себя столь эксцентрично, что терпение Крузенштерна в итоге лопнуло, и он высадил безобразника на Камчатке.

С Николаем Петровичем Резановым, одним из основателей Российско-американской компании и будущим героем рок-оперы «Юнона и Авось» тоже все оказалось непросто. Царь назначил его соруководителем экспедиции, но Крузенштерна о том не уведомил. По прибытии на судно он о полномочиях не заявил, поскольку боялся, что Крузенштерн откажется выйти из Кронштадта. Он делил с Крузенштерном одну каюту, но в ходе экспедиции между ними возник такой конфликт, что начальники общались записками. По прибытии на Камчатку Резанов написал донос и потребовал наказания экипажа и суда над Крузенштерном. Их едва помирили, причем обстоятельства примирения, описанные в письмах и мемуарах враждующих сторон, разительно не сходятся. Изображение: Wikimedia Commons 8.

На маршруте корабли поджидали и штормы, и экстренный ремонт силами моряков-мастеров на все руки, географические открытия.

Остались вопросы?

3 августа по новому стилю 1806 года на Кронштадском рейде зазвенели спускаемые якоря шлюпа «Нева». Капитан-лейтенант Юрий Федорович Лисянский завершил первую русскую кругосветную экспедицию. Медаль, выбитая в честь первого русского кругосветного плавания 1803-1806 гг. (аверс и реверс). Шлюп «Нева» под командованием Ю. Ф. Лисянского бросил якорь на Кронштадтском рейде, завершив первое русское кругосветное путешествие. Первое русское кругосветное путешествие началось 7 августа (26 июля по старому стилю) 1803 года. Статья рассказывает о подвиге русских мореплавателей, которые в 1803-1806 годах совершили первое в истории России кругосветное плавание на шлюпах Надежда и Нева. Вы узнаете о целях и задачах экспедиции, о ее участниках и руководителях, о трудностях и опасностях, с. Ещё одним героем путешествия стал Николай Петрович Резанов – личность легендарная, запечатлённая в рок-опере композитором Алексеем Рыбниковым.

Путешествие невы и надежды. Кругосветная экспедиция крузенштерна и лисянского

Первое русское кругосветное плавание было предпринято в 1803—1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского соответственно. «Выбор начальника другого корабля предоставлен был моей воле, — читаем в его трехтомном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева». Первая русская кругосветка стала уникальной школой для будущих выдающихся мореходов. Отто Коцебу потом сам отправился в кругосветное путешествие, Фаддей Беллинсгаузен стал одним из первооткрывателей Антарктиды.

Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского. Факты, карта и краткое описание

В бытность нашу в заливе Румянцева привозили они на корабль рыбу и отдавали нам оную, не требуя за то ничего; когда же мы предлагали им подарки, то они, сколько оными ни любовались, однако не хотели признавать их своими, покуда из разных знаков наших не уверились, что вещи сии точно отданы им в собственность. Одеяние айнов состоит по большей части из кож дворовых собак и тюленей". Окончив съемку берегов, Крузенштерн повел корабль в другой сахалинский залив — Терпения, расположенный севернее Анивы. Сведения о нем также были очень неточны, и Иван Федорович изобразил на карте линию его берегов. Теперь путь мореплавателей шел на север, вдоль восточного берега Сахалина. Резанов хотел поскорее попасть в Петропавловск-Камчатский, чтобы послать в Петербург донесение о неудаче миссии в Японию. Поэтому, после того, как неожиданно путь кораблю преградил густой плавучий лед, Крузенштерн повернул "Надежду" к берегам Камчатки.

В бухту у Петропавловска-Камчатского судно вернулось 4 июня 1805 г. Об итогах плавания Резанова в Японию начальник Камчатки П. Кошелев сообщил сибирскому губернатору Селифонтову. После выгрузки соли, подаренной японцами в ней остро нуждались жители Камчатки , Крузенштерн снова двинулся в путь. Предстояло закончить исследование берегов Сахалина, нанести их на карту. С 6 июля до конца августа Крузенштерн плавал в Охотском море, у побережья Сахалина, в Сахалинском заливе, где производил гидрографические работы и, в частности, исследование лимана реки Амур.

У Сахалина корабль был в начале июля. Лед, конечно, давно растаял. Исследуя берега и нанося их на карту, моряки дошли до самого северного мыса острова. Дальше путь шел вдоль северо-западного берега Сахалина. Продвигаясь в этом направлении, судно дошло до небольшого залива. Его решили назвать по имени корабля заливом Надежды.

Здесь и встали на якорь. Идти дальше на юг уже не оставалось времени. Таким образом, Крузенштерну не удалось обойти Сахалин кругом, и вопрос, является ли он островом или полуостровом, пока остался нерешенным, хотя сам Крузенштерн ошибочно считал, что Сахалин не остров и соединен с материком перешейком. Ясность в него внес лишь сорок четыре года спустя другой выдающийся русский путешественник — Геннадий Иванович Невельской. Крузенштерну же и его команде надо было теперь спешить в Петропавловск-Камчатский и успеть подготовить корабль к обратному рейсу. Первым пунктом остановки был Макао.

Там "Надежду" должна была встретить "Нева". Набрав на Сахалине пресной воды, судно взяло курс на Камчатку и, теперь уже в третий раз, бросило якорь у Петропавловска-Камчатского. Труды Крузенштерна, в частности его плавание в Японию и к берегам Сахалина, дали богатейшие научные результаты. Веселаго писал: "Нельзя не подивиться добросовестной точности этих работ, особенно, если принять во внимание, как мало времени он имел в своем распоряжении. Все это сделано, за исключением месяца, проведенного в Петропавловском порту, всего за 87 дней, и это в местах, почти впервые посещенных, — в морях, где целое лето господствуют непроницаемые туманы. Достаточно сказать, что в эти 87 дней одних астрономических определений пунктов набирается более ста, а исследовано и большею частью пройдено съемкою протяжения берега не менее 1500 верст".

Между тем во время стоянки "Надежды" у Петропавловска-Камчатского с Аляски пришел один из торговых кораблей Российско-Американской компании, и его капитан сообщил тревожную весть: морякам "Невы", якобы, пришлось выдержать где-то сражение с индейцами... А чем оно закончилось — неизвестно. Это сообщение заставило всю команду "Надежды" еще более поторопиться. Переход до Макао также оказался очень трудным. Не успели выйти из Петропавловска, как повалил густой снег. Отыскивая в снежном мареве выход в океан, судно село на мель.

Чтобы сняться с мели, пришлось вылить пресную воду из пятидесяти бочек, а затем снова наполнить их и снова грузить... К утру, однако, небо прояснилось. Избы Петропавловска, видные вдали, были завалены снегом по самые окна. Началась восьмимесячная камчатская зима. Миновав не без труда пролив, "Надежда" вышла в океан. Теперь можно было идти прямо на юг, в Китай, но Крузенштерн задумал выполнить еще одно исследование: проверить часть карты Тихого океана.

Отыскивая острова, обозначенные на старой карте, "Надежда" не раз попадала в очень трудные условия — в туман, в дожди и бури. Вот запись Крузенштерна только об одном дне непогоды: "Небо покрывалось черными облаками, сильный дождь шел долгое время, все предвещало наступающую бурю, к которой мы приготовились. В 4 часа пополуночи начался шторм сильными порывами, коими изорвало обе наши марсели. В 8 часов свирепствовал шторм жестоко, в 11 же часов свирепость его еще увеличилась. Волнение было чрезвычайное, так что корабль, если бы построен был с меньшею крепостью и не имел бы самого хорошего такелажа, не мог бы противостоять силе оного. Сия буря сравнялась бы с тайфуном, который претерпели мы прошедшего года в той же параллели, если бы продолжалась столько же времени и была, впрочем, самая жесточайшая во все наше путешествие".

Убедившись, что многие из указанных на карте островов не что иное, как вымысел, "Надежда" взяла курс на юго-запад, к Макао. Она вошла в этот порт 20 ноября 1805 года, но "Невы" там еще не было. Лишь спустя две недели она прибыла сюда с грузом мехов для продажи. Встреча моряков двух российских кораблей была радостной. Лисянский рассказал Ивану Федоровичу, что 13 июля 1804 г. Здесь, в Русской Америке, экипаж зимовал.

Моряки "Невы", как и было намечено, произвели опись островов Кадьяк и Баранова, залива Ситха. Довелось участвовать в баталии — отбивать у туземцев захваченное ими укрепление Архангельское. В довершение всего моряки даже заложили новую крепость, названную Ново-Архангельском... Зимовка, а затем и летняя стоянка "Невы" у острова Кадьяк несколько затянулись: требовалось основательно отремонтировать корабль да и людям нужно было укрепить свои силы и здоровье. Пробыв по этим причинам в Русской Америке более года, "Нева", приняв на борт груз пушнины, 2 сентября 1805 г. По пути на юг русские моряки открыли к западу от Гавайских островов остров, который назвали именем своего командира Ю.

Лисянского, а также два рифа Нева и Крузенштерн. Путь "Невы" был нелегок: корабль едва не разбился о рифы во время шторма; затем был тайфун, во время которого погибла часть ценной пушнины, да и сам корабль получил повреждения. Но «Нева» дошла до Аомыня, где вновь встретилась с «Надеждой». В Макао и Кантоне оба мореплавателя продолжали свою исследовательскую работу. Они подробно ознакомились с тамошней жизнью и бытом китайцев, португальцев, англичан, а также с организацией торговли. После продажи с большой выгодой мехов командиры обоих кораблей решили отправиться в обратный путь на родину.

В феврале 1806 года они покинули Макао. Более двух месяцев корабли шли вместе без захода в порты. Но 15 апреля в южной части Индийского океана у мыса Доброй Надежды "Надежда" и "Нева" в густом тумане потеряли друг друга. Далее плавание шлюпов было раздельным. Судно счастливо прошло весь путь. Крузенштерн на "Надежде" сначала на несколько дней зашел на о.

Елены, а затем решил возвращаться в Россию, обогнув Англию с севера. Благополучно пройдя путь, "Надежда" прибыла в Кронштадт 19 августа 1806 г. Это историческое плавание полностью подтвердило мысль о том, что доставлять товары на большие расстояния удобнее и выгоднее именно морским путем. Таким путем Россия могла бы вести и торговлю с Китаем. Велик был вклад участников экспедиции в географическую науку, они стерли с карты ряд несуществующих островов и уточнили положение существующих. Русские моряки впервые исследовали многие тысячи километров побережий Японии, Сахалина, Курильских и других островов, астрономически определили местоположение почти сотни важнейших пунктов.

Они описали: южные берега островов Нукахива и Кюсю, Вандименов пролив, острова Цусима, Гото и ряд других, прилегающих к Японии, северо-западные берега островов Хонсю и Хоккайдо, а также вход в Сангарский пролив. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определили ее удельный вес, прозрачность и цвет; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана. Были привезены обширные коллекции изделий, приобретенных у жителей островов Тихого океана, собран большой этнографический и лингвистический материал. На его основе впоследствии был составлен словарь языка айнов. Ученые — члены экспедиции — обогатили науку выдающимися работами по географии, зоологии, ботанике, астрономии. Эти труды заложили основу новой науки — океанографии.

В 7 часов утра увидели аглицкой корабль «Антелоп» под широким красным карпетом [флагом]. Капитан однако Сидней Смит, по опросе когда удостоверился, что мы россияне, в знак дружбы прислал на дорогу два анкерка рому, считаю сейчас у англичан первой нектар. А от нас отдарены российским вареньем и клюквенным соком. И таким манером расстались. В 9 часов вечера подошел к нам аглицкой военной фрегат «Лавержине». Капитан Брифорт — старинный приятель нашему капитану, с которым мы и дошли до аглицких берегов.

Фрегат «Лавержине» лег в дрейф, и капитан приехал к нам, взяв с собою для отвозу в Лондон господ посла, майора Фридерице, доктора Горнера и Морского корпуса гардемарина Биструма, по болезни которого отправит оттоль в Россию. Сей молодой человек с хорошими свойствами; и жаль, что не мог переносить морских трудностей. Напротив же, первый из них очень смешон, ибо отправился в теплых чулках, в пампушах, растрепанной. И столь засуетился перед отъездом, что потерял звезду, которая после нашлась под водяной бочкой, на палубе. Поутру прибыли на Фалмутской рейд западной части Англии, где уже «Нева» нас двои сутки ожидала. Здесь наши ученые испытывают чудеса натуры, ее, описывая, некоторые рисуют, снимают виды.

Что принадлежит до меня, то философски могу заверить, что сей город более походит на древность и что ничего нет достойна примечания рук человеческих. Кроме, что при входе, на рейду, по обеим сторонам крепости, снабженные земскими войсками, довольно хорошо обмундированных. Мы прибыли в Фалмут, рыбацкий лоцман ввел наше судно. Мы встретили в Фалмуте «Неву», с которой расстались в Скагерраке. Она находилась там уже два дня. Фалмут — красивый рейд.

С поднятием флага мы салютовали 9 выстрелами крепости, которая ответила на наши салюты. Фалмут почти весь выстроен из булыжника или гранита, так как не хватает кирпичей и плит. В целом у него мрачный вид. Мне случилось быть с моим товарищем вечером на берегу, которому язык здешний довольно знаком. Прогуливаясь на край города, увидели двух женщин, навстречу нам идущих. К которым товарищ мой, подойдя, переговорил с обеими, подал той и другой свои руки и, подведши ко мне, сказал, чтобы я взял одну из двух.

Благородная осанка, приятность вида, весьма хорошая надежда меня удивила. Однако, при ночной темноте скрыв мое смятение, подал я одной из них мою руку. В сие время выглянула из-за облаков луна, и уже с большею приятностью вышли из города на долину, окруженную кустарником и леском. Тут при ясном лунном небе имели удовольствие вкусить сладость пола, нами часто обожаемого. После чего узнали, что они первых городских купцов жены, мужья которых по своим коммерциям отлучены. Возвращались другою тропинкою к городу.

И, подойдя ко оному с нашими Нимфами, распрощались, ибо они боялись с нами вступить в город. Звали нас на другой день на вольный бал, где увидели наших Венусов не последнею роль играв. Каждый со своею протанцевав, признались друг к другу и, еще раз удалясь, насладились вчерашним. После чего уже их не видали, ибо чрез 18-ть часов оставили сии места. Все 8 недель пути мы покрываем издержки, нанесенные хозяйству. Много трудов пришлось нам потратить, чтобы спасти от окончательной гибели продукты, подверженные порче, и также решить, что надо будет купить на Тенерифе.

В полдень мы миновали широту Сольват и вечером увидели Пик Тенерифе. Лисянский и доктор Лабанд сегодня у нас обедали. У северной оконечности Тенерифе нас задержал французский фрегат, вооруженный, как капер. Всю ночь мы крейсировали между островом Тенерифе и Канария. Горнер использует любезное предложение губернатора — открыть в городе обсерваторию. Он поехал сегодня на берег с хронометром и инструментами.

После обеда французский капер взял в плен два английских купеческих корабля. После обеда Горнер, Беллинсгаузен и я делали топографическую съемку бухты, взяв за базис оба корабля: «Неву» и «Надежду». Мадам Армстронг оказывает явное предпочтение Лисянскому. Она ходит кругом него, как кот вокруг горячей каши. В Санта-Крусе есть два памятника: большой каменный крест, давший название городу, и обелиск, воздвигнутый в честь Святой Марии де Канделария. Раньше на Канарских островах жил народ под названием кванчи.

Появление Марии, как говорят, обратило их, а сейчас здесь больше нет туземцев. Говорят, что Каза Кагигаль происходит от этих кванчи. Наша карта рейда Санта-Крус удалась, хотя меня не удовлетворяет... Рисование карт — утомительная работа. На рассвете увидели мы остров Св. Антония в расстоянии от 25 до 28 миль.

Ветер был весьма слабый; почему и велел я держать прямо на запад, дабы находиться от берега далее; потому что в близости высоких островов весьма часто бывают штили. У Крузенштерна была идея поместить портрет Кошелева перед своими письмами, если их разрешат ему издать. Потому что без Кошелева ничего не вышло бы с поездкой в Японию. Наше путешествие закончилось бы с прибытием на Камчатку. Если поймают животное, то обычно радуются тому, что можно удовлетворить свое любопытство, и еще больше тому, что животное можно снова выпустить на свободу. Последнее у нас отсутствует.

Если поймают рыбу, то Лангсдорф из нее делает чучело, если есть птица, которую мы поймали, то охотник получает ее, чтобы сделать из нее чучело. Насекомых и червей сразу накалывают на иглы, а что нельзя превратить в чучело, насадить на иглу или высушить, то засовывают в спирт. Прибыли к острову С. Екатерине, что в Бразилии, и остановились фертоинг на якорях в Бон-порте, так названного французами во время владения их прекрасною сею страною. Матерый берег и остров в сем месте разделяется не более 3-х верст. Гористые места, верхи которых покрыты зеленеющимся круглой год лесами.

А долины несколько обработаны и представляют прекрасный вид. Вход в порт укреплен тремя крепостцами. От матерова берега — С. Кручи, на острове Екатерине — Понта Гроса, и на малом островку, находящемся посреди внутренности пролива — Ротонес. Изобилие, можно сказать, во всем. Губернатор прислал на ординарцы и для услуг унтер-офицера и поздравил с приездом.

Глубина здешнего якорного места от 5 до 6 сажень, грунт лучший. Мы остановились почти на точке с кораблем, где стоял некогда Лаперуз. Мы также здесь, как и он. А где конец бытия нашего, смертным предузнавать запрещено. В 4 часа утра поставив все паруса, поплыли к берегу, покрывавшемуся густым туманом. Высокой берег, выдающийся далеко в море, виденный вчерашний день и признанный островом, находился от нас на NNW.

Сей мыс, от коего берег простирается к N с малым уклонением к W, лежит под 48 52 широты и 216 58 долготы. Я назвал его мысом Соймоновым по имени морского офицера, известного по первой его описи Каспийскаго моря в царствование Петра Великого. Ночью мы лавировали, и утром в 9 часов мы увидели сушу. Но так как у нас не было карты Санта-Катарины, то создавалось такое впечатление, будто мы находимся перед вновь открытой землей. Только Лаперуз и лорд Ансон говорят поверхностно о Санта-Катарине. Поэтому мы принуждены были плыть вдоль берега, чтобы получше его рассмотреть.

Но к 12 часам мы не стали мудрее. К этому времени небо покрылось тучами, и пошел дождь, и туман закрыл от нас вид на сушу. В 5 часов мы увидели оконечность острова, но должны были на ночь снова выйти в море, чтобы быть в безопасности на случай возникновения непогоды. Нет конца вопросам наших пассажиров о том, скоро ли мы бросим якорь. Особенно занимал этот вопрос Эспенберга; хотя сам он сразу начинает сердиться, если его спрашивают, как себя чувствуют его пациенты, или задают ему еще какие-либо похожие вопросы. Все наше богатство состоит всего лишь из 12 куриц.

С хорошей погодой, но со слабым ветром мы снова приблизились к земле. В полдень мы находились на 47 3 западной долготы и 26 52 южной широты. Мы определили, что острова, которые мы вчера видели, были острова Альваредо и Гали, что лежащая за ними земля должна быть Санта-Катариной. Воздух с нависшей грозой и дождем и приближающейся шквал принудили нас снова уйти вдаль, чтобы обнаружить подветренный берег. Нам прекрасно удалась карта, которую мы набросали, так как совпали все углы и пеленги, которые мы брали. Сегодня Николин день, снова день, который не так-то легко забыть.

Мы поставили все паруса, когда услышали издалека сильную грозу, и вся земля покрылась черным облаком. Бесчисленное количество бабочек порхало кругом нашего корабля, даже чайки и другие морские птицы искали убежища от надвигавшейся опасности. Страна удивительно плодородная. Все, что у нас можно вырастить только в теплицах, растет здесь на свободе: лимоны, апельсины, ананасы, алоэ, кактусы и т. Здесь ничего нет искусственного, все растет в естественном виде — кофе, индиго и в изобилии растения и цветы, которых никто из нас раньше не видел. Из-за неисчислимого количества новых предметов было даже немного не по себе.

В 10 часов я поехал в главный город Санта-Катарины Ностра-Сеньора-дель-Дестерро, и так как ветер и течение были благоприятны, то я через 2 часа был уже там. Около города остров отделен от берега проливом шириной в 200 саженей, усеянным скалами и утесами, так что проезд с юга невозможен. Губернатора зовут Куррадо. Неприятное зрелище представляют собой черные рабы, которых на рынке предлагают как скот для продажи. Тилезиус и Фридерици должны очень дорого платить за жизнь здесь, они ежедневно отдают 5 испанских талеров за квартиру и стол в частном доме, так как трактир уж очень плох. Я с ними обедал и решил, что обе красивые хозяйские дочери своей приветливостью, вероятно, крепче привяжут моих приятелей по кораблю к этому дому.

Все дома здесь плохо построены, и их можно назвать домишками. Только церковь и дом губернатора построены из камня и массивны. Белые равнодушны и если речь идет о работе, то они говорят: «Для чего же черные? Негры чаще бы бегали, если бы они не жили в постоянной войне с дикими или индейцами. Если индейцы поймают черного, то они устраивают пир и съедают свою добычу, иногда еще откармливают черного предварительно, так как они считают негров за один из видов обезьян. По этой причине ни один из индейцев также не находит пощады среди черных.

Мы так долго бродили кругом, что смертельно устали и собственно нашли в красивой Бразилии пустоту и были рады тому, что наконец вечером мы могли снова уехать. Приходится ждать ночи, чтобы возвращаться на корабль, так как днем ветер постоянно дует с севера. При нашем прибытии в трактире слуга-негр сидел в цепях. Что он совершил — я не знаю. Нам это было неприятно. Через день мы нашли малого без цепей, но на теле отпечатались их следы, и спина была рассечена до крови ударами кнута и распухла.

На малого нельзя было смотреть без дрожи. В загородном доме губернатора, где живет часть наших господ, есть раб-стражник. Он заменяет собаку, но с той разницей, что за собакой ухаживают и ее кормят, а этот должен лежать голым под открытым небом, сам искать себе пропитание и при этом ни на минуту не отлучаться. Убить черного — убийством не считается. Я поехал в Сант-Михель, где мы наполняем бочки водой. Местность здесь весьма красивая.

И главное украшение — водопад, приводящий в движение толчейную мельницу. Вода падает с высокой горы по ступеням и образует у каждой ступени бассейн. С течением времени бассейн углубился и наполнился тонким песком, так что даже искусственно нельзя создать лучшие места для купанья. С двух сторон падает тень от древних высоких деревьев, которые преграждают путь солнечным лучам. Картина Бразилии: при вступлении в нее мы приняли ее за землю обетованную. Ананасы, бананы, апельсины, арбузы и т.

Все в природе, кажется, соревнуется в том, чтобы околдовать человека. Колибри, попугаи всяких видов, множество птиц с красивейшим оперением и бабочек порхают кругом. Климат и красивая природа приводят в восхищение. Внезапно: какой ужас! Стоишь, окаменев, окруженный ядовитыми змеями, ящерицами, жабами, крокодилами, сколопендрами и тиграми [ягуарами], и думаешь только о бегстве. Потому очень охотно предоставляешь португальцам их Бразилию и, веселый и довольный, отправляешься на дружеский корабль.

Счастливого пути! Мыс Горн научит еще Резанова хорошим нравам и вежливости. На корабле у нас есть два живых американских енота [носухи], из которых изготавливают енотовые шубы. В полночь мы были на широте мыса Горн, но поплыли дальше на юг, чтобы обогнуть мыс или преодолеть море. Утром ветер стал меняться. И со шквалами, дождем, снегом и градом он сменился на зюйд-вест.

Мы спустили все паруса и приняли все меры, чтобы предупредить ярость ветра и быть готовыми к встрече бури. Барометр сильно упал. Но ветер остался марсельным и снова повернул на запад. Вы, мои хорошие, может, вы считаете, что мы уже погибли. Но мы, напротив, чувствуем себя очень хорошо. Мерзнем чертовски и ждем с нетерпением времени, когда можно будет снова снять нашу зимнюю одежду.

Мы выбрали лучшее время года для того, чтобы обогнуть мыс Горн. Сегодня мы подняли снова столько парусов, сколько нам позволила погода и движение корабля, чтобы только идти вперед. Бог за всех нас» — пароль на нашем корабле. После обеда был сильный шквал. Наш кливер был разорван, и мы принуждены были поставить наши штормовые паруса. Спустя полчаса ветер немного утих.

Мыс Горн утверждает свои права дурак тот, кто этого не делает. Шквалы, снег, град, осадки, холод и дождь сменяли друг друга. Ветер все крепчает, и волны становятся все выше до сих пор я никогда не переживал еще худшей погоды. Все наши пассажиры совсем тихие. Они находятся между страхом и надеждой. Мы старательно противимся непогоде.

Подошли мы к Южной оконечности, у которой лежат два камня, из коих один весьма удивительного вида; ибо издали походит на корабль под грот-брамселем, так что штурман наш счел его за корабль Надежду. Почти на самой средине восточного берега стоят две высокие черные статуи, из коих одна казалась вдвое выше другой. Они, по мнению моему, составляют какой-нибудь один памятник, ибо находятся одна подле другой близко и оба обнесены одним палисадом. Южная часть острова весьма утесиста и состоит из камня, издали похожего на плиту, лежащую горизонтальными слоями, на вершине коей видна зелень.

Да и в школе, вроде бы, настолько подробно экспедицию не разбирают. Крузенштерн и «Нева» Ю.

Лисянский ; именно эта русская экспедиция впервые пересекла экватор, зашла в южное полушарие; во время плавания отношения между двумя командирами экспедиции напряглись настолько, что общались они исключительно через записки; хоть корабли и вышли в море вместе, но возвращались в Кронштадт суда разными путями «Нева» прибыла в порт первой, 22 июля 1806 года ; за всё время путешествия на «Надежде» не произошло ни одного смертельного случая, да и заболевших было относительно немного как для экспедиций тех времён. Квэндиша 1586-1588гг. Читать весь отзывCвернуть отзыв.

Следует отметить, что многочисленные наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды, которые производились на кораблях "Надежда" и "Нева", дали толчок к развитию новой науки - океанографии. До первого русского кругосветного путешествия подобные систематические наблюдения мореплавателями обычно не производились. Русские моряки оказались большими новаторами в этом отношении. Первое русское кругосветное плавание открывает целую плеяду блестящих кругосветных путешествий, совершенных под русским флагом.

Во время этих путешествий создавались прекрасные кадры моряков, которые приобрели опыт дальнего плавания и высокую квалификацию в сложном для парусного флота искусстве навигации. Интересно отметить, что один из участников первого русского кругосветного плавания Коцебу, плававший в качестве кадета на корабле "Надежда", впоследствии сам осуществил не менее интересное кругосветное плавание на корабле "Рюрик", снаряжённое на средства графа Румянцева. Экспедицией на кораблях "Нева" и "Надежда" была проложена трасса нового пути в русские североамериканские колонии. Снабжение их необходимым продовольствием и товарами осуществлялось с тех пор морским путём, Эти непрерывные дальние плавания оживили колониальную торговлю и во многих отношениях способствовали развитию североамериканских колоний и освоению Камчатки. Окрепли морские связи России с Тихим океаном, значительно развилась внешняя торговля. Рядом ценных наблюдений вдоль трасс дальних плаваний первое русское кругосветное путешествие заложило прочную научную основу трудному искусству дальнего мореплавания. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский подружились в стенах Морского кадетского корпуса, находившегося в то время в Кронштадте.

Иван был выходцем из обрусевшего немецкого дворянского рода , потомком германского дипломата Филиппа Крузенштерна. Он родился в 1770 году в семье судьи, юность провёл в Эстонии. Юрий был на три года младше своего друга. На учёбу в Кронштадт приехал из Малороссии — был сыном протоиерея церкви Иоанна Богослова в городе Нежин. Молодые люди легко нашли общий язык и вместе мечтали о далёких странствиях. Крузенштерн и Лисянский мечтали участвовать в путешествии под руководством Муловского, но судьба распорядилась по-другому. Из-за войны молодых людей досрочно выпустили из Морского корпуса и направили в действующий флот.

Иван отличился в боях и был отмечен командиром. Однако Муловский погиб в сражении у острова Эланд, и первое кругосветное путешествие российских моряков было перенесено на неопределённый срок. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский Wikimedia После участия в сражениях 1790 года Крузенштерн был произведён в лейтенанты. В 1793-м он был командирован на учёбу в Королевский военно-морской флот Великобритании. Иван принял участие в боевых действиях против французских кораблей у берегов Северной Америки, а потом через Южную Африку добрался до Индии и Китая. Брать иностранцев на суда, идущие в Азию, британцы не желали, и Крузенштерну пришлось идти в Индию на фрегате, едва державшемся на воде, на который боялись наниматься английские моряки. В Россию Крузенштерн вернулся только в 1799 году, имея репутацию настоящего морского волка.

Дома он принялся продвигать идею организации российской кругосветной экспедиции. Павла I его замысел не заинтересовал, зато взошедший вместо него на престол Александр I с подачи руководства Российско-американской компании, искавшей альтернативные пути на Аляску, планы Крузенштерна одобрил. Экспедицию было решено снарядить на двух шлюпах — «Надежда» и «Нева». Тот сразу же согласился. В путь! Особенно активны в этом смысле были Англия и Франция. В 1803 году пришла очередь и России», — отметил Кирилл Назаренко.

Помимо сугубо географической, на экспедицию Крузенштерна и Лисянского было возложено ещё несколько миссий: моряки должны были изучить вопрос рентабельности морских перевозок грузов из европейской части России на Аляску, попытаться наладить экономические связи между Российской Америкой и Китаем и доставить в Японию посланника Николая Резанова. Нельзя с уверенностью сказать, что тогда было важнее — наносить русские имена на карту или организовывать торговлю котиковыми шкурками с Китаем», — подчеркнул эксперт. Перед началом плавания Александр I лично осмотрел корабли и остался ими доволен. Содержание одного из них взяла на себя императорская казна, а другого — Российско-американская компания. Оба шлюпа официально шли под военным флагом. Эксперты подчёркивают, что личность руководителя экспедиции была результатом взвешенного решения российских властей. Начальник экспедиции должен был являться одновременно и хорошим морским офицером, и прекрасным организатором, и хозяйственником, и дипломатом.

В итоге решили, что всё-таки именно Крузенштерн располагает оптимальным соотношением всех этих качеств», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. В их числе оказались будущий первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен и исследователь Тихого океана Отто Коцебу. Матросов набирали исключительно из числа добровольцев, предлагая им весьма значительное по тем временам жалование — 120 рублей в год. Крузенштерну предлагали привлечь в состав команды британских моряков, но он эту идею отверг. Кандидатуры части участников экспедиции оказались «спущены сверху» — речь идет , в частности, о посланнике Резанове со свитой, нескольких учёных и «благовоспитанных» молодых людях из числа представителей санкт-петербургского светского общества. И если с учёными Крузенштерн легко нашёл общий язык, то с остальными возникли серьёзные проблемы. Во-первых, среди представителей «светского общества» оказался авантюрист и дуэлянт гвардии поручик граф Фёдор Толстой, который решил скрыться на время из России, чтобы избежать наказания за очередной проступок.

На корабле Толстой вёл себя вызывающе. Однажды он показал своей ручной обезьяне, как мазать чернилами бумагу, и запустил её в каюту к Крузенштерну, в результате чего часть записей начальника экспедиции была полностью утрачена. В другой раз он напоил корабельного священника и приклеил его бороду к палубе. В тесном коллективе подобное поведение было чревато большими проблемами, поэтому на Камчатке Крузенштерн ссадил Толстого на берег. Николай Резанов Wikimedia Во-вторых, уже в ходе плавания из секретных инструкций выяснилось, что посланник Резанов, стеснявший моряков своей большой свитой, ещё и был наделён чрезвычайно широкими полномочиями. В результате Крузенштерн и Резанов постоянно ссорились и в конце концов перестали разговаривать, обмениваясь вместо этого записками. Команда поддерживала своего начальника.

Резанов был разъярён строптивостью военных и пообещал судить экипаж, а Крузенштерна лично — казнить. Начальник экспедиции отреагировал на это хладнокровно и заявил, что пойдёт под суд прямо на Камчатке, ещё до отбытия в Японию, что автоматически сорвёт миссию посланника. Правитель Камчатской области Павел Кошелев с большим трудом их помирил. При этом Резанов в своих воспоминаниях писал, что ему принёс извинения весь экипаж, а вот все остальные очевидцы утверждали, что это Резанову пришлось извиняться перед Крузенштерном. Закрытая Япония Экспедиция вышла из Кронштадта 7 августа 1803 года. Корабли зашли в ряд европейских портов и на остров Тенерифе, а 26 ноября пересекли экватор. Российский флаг впервые в истории был поднят в Южном полушарии.

Когда они снова взяли курс на юг, Крузенштерн и Лисянский договорились, что если непогода разлучит корабли в районе мыса Горн, то они встретятся либо у острова Пасхи, либо у острова Нукагива. Так и вышло. Потеряв друг друга в тумане, «Надежда» и «Нева» снова объединились в одну группу только у берегов Нукагивы, где российских моряков доброжелательно встретили полинезийцы. После Нукагивы экспедиция достигла Гавайских островов и разделилась: Крузенштерн двинулся к Камчатке, а Лисянский — на Аляску. В Петропавловске начальник экспедиции, решив проблему с Толстым, выяснив отношения с Резановым и пополнив запасы продуктов, взял курс на Японию. Там их встретили не слишком приветливо. Государство придерживалось жёсткой изоляционистской политики и из европейцев — с рядом оговорок — поддерживало торговые отношения только с голландцами.

Первое российское кругосветное путешествие, у берегов Японии Wikimedia 26 сентября 1804 года «Надежда» прибыла в Нагасаки. Российским морякам не разрешили выходить в город, предоставив для отдыха лишь ограждённый участок на берегу. Резанову выделили комфортабельный дом, но покидать его не позволили. После длительного ожидания к российскому посланнику приехал императорский чиновник. Резанова вынудили исполнять достаточно унизительные требования японского этикета — он разговаривал с представителем императора стоя и без обуви. Однако все эти неприятные процедуры не привели ни к каким результатам. Подарки российского царя японский император вернул и устанавливать экономические отношения отказался.

Под занавес переговоров Резанов смог только отвести душу, нагрубив японским чиновникам. А Крузенштерн обрадовался тому, что у него появилась возможность исследовать западные берега Японских островов, к которым подходить было запрещено. Испортить несуществующие дипломатические отношения он больше не боялся. Резанов после неудавшейся миссии отбыл в качестве инспектора на Аляску, где приобрёл суда «Юнона» и «Авось» и отправился в Калифорнию решать вопросы снабжения Российской Америки провиантом. Там 42-летний дипломат познакомился с 15-летней дочерью местного испанского губернатора Консепсьон Аргуэльо и предложил ей руку и сердце. Девушка согласилась, состоялась помолвка. Резанов сразу же отправился в Россию, чтобы через императора получить разрешение Папы римского на брак с католичкой, однако в Сибири простудился, в состоянии горячки упал с лошади и разбил голову.

Скончался он в Красноярске. Узнав о судьбе жениха, прекрасная испанка сохранила ему верность и закончила свои дни в монастыре. В это время там как раз началась спровоцированная, по одной из версий, американскими купцами война между Российско-американской компанией и её союзниками с одной стороны и союзом индейских племён тлинкитов — с другой. Загрузившись на Аляске мехами, Лисянский взял курс на Китай. Там его уже ожидал Крузенштерн, успевший посетить Хоккайдо и Сахалин. Друзьям удалось достаточно выгодно продать меха и загрузить трюмы кораблей китайскими товарами. После этого «Надежда» и «Нева» отправились домой.

В Индийском океане корабли снова потеряли друг друга и вернулись в Кронштадт с разницей в несколько дней в августе 1806 года. Очередной качественный уровень русского флота В ходе экспедиции были обследованы берега Японии, Сахалина и Аляски, открыт названный в честь Лисянского остров в составе Гавайского архипелага и получивший имя Крузенштерна риф к югу от атолла Мидуэй. Кроме того, российские моряки опровергли мифы о существовании нескольких островов в северной части Тихого океана, придуманные европейскими мореплавателями. Все офицеры — участники экспедиции получили очередные чины, ордена и крупные денежные премии. Нижние чины — медали, право на отставку и пенсион. Кроме того, он входил в руководящие советы целого ряда государственных органов и являлся почётным членом Императорской академии наук. Лисянский в 1809 году вышел в отставку и занялся литературной деятельностью.

По мнению Константина Стрельбицкого, момент для отправки первой кругосветной экспедиции был выбран весьма удачно. Участники экспедиции прекрасно справились с задачей по освоению новых морских путей.

В свое время Фаддей Фаддеевич смог набраться опыта, служа под началом того же Крузенштерна на "Надежде" Самым первым кругосветным путешествием официально считается путешествие Фернана Маггелана, длившееся с 1519 по 1522 год. Из прочих кругосветных экспедиций, которые заслуживают отдельного упоминания, можно выделить несколько очень любопытных. Например, первое французское кругосветное плавание, проведенное в 1766 году Луи Антуаном, графом де Бугенвилем не могло обойтись без представительницы прекрасной половины человечества - и первой женщиной, совершившей путешествие вокруг света, стала француженка Жанна Баре, которая для этой цели переоделась матросом. Или путешествие Джошуа Слалома, канадско-американского мореплавателя и исследователя, который в одиночку прошел на корабле вокруг света; американца Марвина Кримера, вышедшего в кругосветное плавание в 1982 году без каких-либо навигационных приборов; Рида Стоува, который начал свое плавание в 2010 году, а закончил его спустя 1152 дня.

Общие сведения о путешествии

  • Российские корабли "Надежда" и "Нева" впервые пересекли экватор
  • 2. Кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева» (1803–1806)
  • «путешествие кругом света»: топ-5 фактов о трехлетней экспедиции крузенштерна и лисянского
  • «Путешествие вокруг света на корабле Нева в 1803-1806 годах»
  • Первое русское кругосветное плавание — И. Ф

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий