Этический аспект публичного выступления не распространяется на

это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. это совокупность знаний и навыков человека, позволяющих свободно и правильно применять язык в любых формах и целях общения. Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический. Лучший ответ на вопрос «Какой аспект культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический) нарушается в» от пользователя Радислав Руснак в разделе Русский язык. Контрольная работа. 15 стр. РГТЭУ. Оренбург 2010г. Этика ораторского публичных выступлений. Основы ораторского гии поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт», структура, типология конфликта и его причины. кий аспект культуры деловой речи. Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

16 правил успешного публичного выступления

Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры ра речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которая в. В статье рассматривается тема этического аспекта культуры речи на примере такого распространенного явления, как ассимиляция звуков. Анализируется влияние правильного произношения на восприятие говорящего, дается определение понятию “речевой этикет”. Контрольная работа. 15 стр. РГТЭУ. Оренбург 2010г. Этика ораторского публичных выступлений. Основы ораторского гии поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт», структура, типология конфликта и его причины. Лектор нарушает коммуникативный аспект; оазис; В 1-ом и в последнем. публичному выступлению.

Культура речи и ее влияние на этику общения

Коммуникативные качества речи это, прежде всего точность речи, понятность, чистота, логичность изложения, выразительность, эстетичность и уместность. Четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, безусловно, повышают уровень профессионального общения людей. С коммуникативной целесообразностью тесно связан и третий - этический аспект культуры речи. Правила речевого поведения, этические нормы речевой культуры являются одним из важнейших компонентов профессионального общения. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет: речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.

Коммуникативная целесообразность как критерий культуры речи касается как формы выражения мысли, так и ее содержания. Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях таким образом, чтобы не унизить достоинства участников общения. Этические нормы общения предусматривают соблюдение речевого этикета. Речевой этикет представляет собой систему средств и способов выражения отношения общающихся друг к другу.

Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения и другие формы оскорбляющие достоинство участников общения или окружающих людей. Таким образом, культура речи - это соблюдение в речи сложившихся в обществе: норм литературного языка правильность произношения, формообразования, построений предложений, употребления слов в их принятом значении и принятой сочетаемости. Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику, культуру, делопроизводство, законодательство, словесное искусство, бытовое общение, межнациональное общение; норм речевого поведения, этикета здороваться, прощаться, извиняться, быть вежливым, не грубить, не оскорблять, быть тактичным ; норм, связанных с умением достигать наибольшей эффективности своей речи риторическая грамотность ; норм, связанных с умением переключаться с одной сферы общения на другую, учитывать то, кому адресована речь и кто при этом присутствует, в каких условиях, в какой обстановке и с какой целью ведется речь стилевые и стилистические нормы. Все вышеизложенное позволяет принять предложенное Е.

Ширяевым определение культуры речи: "Культура речи - это такой выбор и организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач". По речи судят об уровне культуры личности и всего общества. Речевая культура человека - это отношение человека к знаниям о языке и знаниям вообще , стремление или его отсутствие к их расширению, умение или неумение полученными знаниями пользоваться. Культура речи затрагивает не только процесс создания речи говорение, письмо , но и ее восприятие слушание, чтение.

Для того, чтобы структура речи приняла необходимое коммуникативное совершенство, автор речи должен владеть совокупностью нужных навыков и знаний; вместе с тем, для того, чтобы получить эти навыки и знания, нужно иметь образцы коммуникативно-совершенной речи, нужно знать ее признаки и закономерности ее построения. Таким образом, речевая культура отражает степень усвоения и соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия речевого сообщения, применения знаний, способствующих эффективности данного процесса в ситуациях повседневного общения. В содержательном аспекте она включает в себя знание образцов совершенной речи, знание речевого этикета, знание психологических основ речевой коммуникации. Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца, поэтому понятие типа речевой культуры представляется исключительно важным для современного состояния общества и его культуры.

Типы речевых культур по О. Сиротининой : Полнофункциональный элитарный - носитель максимально полно и целесообразно использует возможности языка, в зависимости от ситуации и адресата речи свободно переходит от одного стиля к другому, всегда соблюдает все виды норм культуры речи. Неполнофункциональный - носитель умеет пользоваться не всеми функциональными стилями, но четко разграничивают в зависимости от обстановки и своей профессии два-три стиля, допускает больше ошибок, чем представитель элитарной культуры. Среднелитературный - носитель "самоуверенно безграмотен": носители этого типа, допуская большое количество ошибок, не сомневаются в своих знаниях, уверены в правильности своей речи, никогда не проверяют себя по словарям и даже "поправляют" специалистов.

Литературно-жаргонизирующий - носитель намеренно снижает и огрубляет речь. Обиходный - носитель всегда использует обыденно-бытовую литературную речь, не переключаясь с одного стилистического регистра на другой в зависимости от ситуации общения.

Проблема социального предпочтения парадигматических и синтагматических возможностей языка становится очень острой в период формирования национального языка. Закрепление в литературе помогало формированию национальной языковой нормы, а национальная языковая норма обеспечивала единство национального языка, так как устраняла существовавшие многочисленные и резкие колебания парадигматического и синтагматического выбора, связанные с взаимодействием диалектов и с межъязыковыми влияниями. Норма предполагает определенное оценочное отношение говорящих и пишущих к функционированию языка в речи: так можно, а так нельзя; так говорят, а так не говорят; так правильно, а так неправильно. Это отношение формируется под воздействием литературы ее авторитетных для общества деятелей , науки она начинает описывать, «кодифицировать» нормы , школы и т.

Норма - это свойство функционирующей структуры языка, создаваемое применяющим его коллективом благодаря постоянно действующей потребности в лучшем взаимном понимании. Именно эта потребность побуждает людей предпочитать одни варианты и отказываться от других - ради достижения единства языковой системы. Вместе с ростом потребности общества в таком единстве крепнет языковая норма, достигая высшего развития в национальном литературном языке. Норма - это исторически принятый в данном языковом коллективе предпочтенный выбор одного из функциональных парадигматических и синтагматических вариантов языкового знака. Поэтому же неизбежны колебания нормы, сосуществование в отдельных «узлах» старой и новой нормы или норм, идущих из разных подсистем общей системы языка народа. Норма становится регулятором речевого поведения людей, однако это необходимый, но недостаточный регулятор, потому что одного соблюдения предписаний нормы не хватает для того, чтобы устная или письменная речь оказалась вполне хорошей, т.

Объясняется это тем, что норма регулирует, так сказать, чисто структурную, знаковую, языковую сторону речи, не затрагивая важнейших в общении отношений речи к действительности, обществу, сознанию, поведению людей. Речь может быть вполне правильной, т. Она может быть логически неточной и противоречивой, но правильной. Она может быть правильной и в определенных случаях совершенно неуместной. Помимо нормы действуют и иные регуляторы речевого поведения человека, которые, не расчленяя, можно обозначить словом «целесообразность». Ощущение говорящим и пишущим, понимание ими целесообразности того или иного слова, той или иной интонации, той или иной синтаксической конструкции и их сложного сцепления в пределах целостных отрезков текста и всего текста - вот та мощная сила, которая выковывает образцовую речь и позволяет говорить о высшей степени речевой культуры.

Лишь разумный и прочный союз нормы и целесообразности обеспечивает культуру речи общества и отдельного человека. Норма действует достаточно жестко, она «задана» самой системой и структурой функционирующего языка, она объективна и обязательна для тех, кто говорит и пишет. Целесообразность же «задается» сознанием говорящих и пишущих людей, субъективно понимающих и оценивающих объективную необходимость каждого помимо правильности из коммуникативных качеств хорошей речи. Норма одинакова для всех членов языкового коллектива, целесообразность имеет широкую полосу различий и колебаний, вызываемых и вариантами функционирующего языка стилями , и социальными различиями человеческих коллективов внутри единого общества профессиональными, возрастными и иными , и многообразием меняющихся коммуникативных задач и условий. Целесообразность объективна как необходимость, обязательно возникающая в процессе общения, но она и субъективна как осознание и осуществление этой необходимости отдельными людьми. Языковая норма норма литературная - это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.

Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка слов, словосочетаний, предложений. Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка. Различают нормы: орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические морфологические, синтаксические, интонационные, пунктуационные. Коммуникативный аспект культуры речи Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств - основа коммуникативного аспекта культуры речи. Известный филолог, крупный специалист по культуре речи Г.

Винокур писал: «Для каждой цели свои средства, таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества». Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия. В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств. Литературный язык обслуживает разные сферы человеческой деятельности: политику, науку, словесное искусство, образование, законодательство, официально-деловое общение, неофициальное общение носителей языка бытовое общение , межнациональное общение, печать, радио, телевидение. В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.

Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции роли , которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический, разговорно-обиходный. Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется различие между ними. Закрепленность слов за определенным стилем речи объясняется тем, что в лексическое значение многих слов, помимо предметно-логического содержания, входит и эмоционально-стилистическая окраска. Помимо понятия и стилистической окраски, слово способно выражать чувства, а также оценку различных явлений реальной действительности. Выделяются две группы эмоционально-экспрессивной лексики: слова с положительной и отрицательной оценкой.

В зависимости от того, какая эмоционально-экспрессивная оценка выражается в слове, оно употребляется в различных стилях речи. Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее полно представлена в разговорно-обиходной речи, которая отличается живостью и меткостью изложения. Характерны экспрессивно окрашенные слова и для публицистического стиля.

Поэтому знатоки советуют быть в процессе выступления достаточно открытым, сообщать деловые адреса, обозначать осуществленные проекты, приглашать заинтересованных к сотрудничеству. Мы будем адекватны реальной ситуации общения с другими людьми, если начнем осознавать, что не удается разом и вдруг сломить другого человека, изменить его привычки, стереотипы мышления, его убеждения. Наша терпимость к иному способна привлекать соратников, сотрудников, партнеров в делах. На такой почве мы можем избегать многих неэффективных конфликтов.

Оно предполагает единство каких-то наших целей, устремлений и дел. Покажите слушателям, что вам понятны и близки многие из планов и проектов, которые интересуют их. Попробуйте убедить людей, что и в этой конкретной среде вы - носитель некоторой пользы и выгоды для них, ваши знания и опыт в чем-то могут обогатить слушателей. Мы вместе способны двигаться к успеху, к решению существующих проблем. Она предполагает выбор деликатных форм общения, с учетом особенностей конкретной ситуации. Мы обязаны щадить самолюбие людей, прислушиваться к их психическому состоянию. В любой ситуации недопустимо пренебрежительное отношение к другому человеку, какое-либо унижение его достоинства.

Наша вежливость и внимательность к нуждам иного всегда поможет найти тактичный подход и реализовать действия на объединение людей, а не на разъединение. Наша искренность и корректность также способны продвинуть нас в этом направлении. Добавим, что тактичное поведение выступающего перед людьми не приемлет хвастовства, выпячивания положения, авторитета. Тактичность несет в основе уважение к людям, внимание и заботу. Здесь нужен самоконтроль, в том числе озабоченность важностью предлагаемого слушателям материала. Речевой этикет определение, речевые конструкции, функционирование Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.

Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Успешное деловое общение во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т. Строгое отношение к использованию языковых средств. Не допускается в деловом общении использование бранных слов и ненормативной лексики, использование просторечных слов, нежелательно использование слов ограниченной сферы употребления архаизмов, диалектизмов, жаргонизмов. Независимо от его результатов стороны должны показать свое расположение друг к другу, желание сотрудничать, взаимодействовать в дальнейшем. Этикет — сложная система знаков, указывающих в процессе общения на отношение к другому человеку, к собеседнику, оценку его и в то же время самого себя, своего положения относительно собеседника. Этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах и выражается в высказываниях различными языковыми средствами. Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось высоко.

Знание норм этики, умение следовать им в поведении и в речи свидетельствует о хороших манерах. В речевой коммуникации под этим понимается владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей и т. К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия. Главный этический принцип речевого общения — соблюдение паритетности паритет — принцип равного представительства сторон — должен проявляться в ходе всего процесса общения. Общим принципом использования этикетных средств в любой сфере общественной жизни остается принцип вежливости. Помимо принципа вежливости, другим принципом использования этикетных формул является принцип соответствия речевой ситуации. В этом случае определяющим при выборе этикетных формул является обстановка общения официальная и неофициальная и фактор адресата учет социального статуса, личных заслуг, возраста, пола собеседника, степени знакомства собеседников.

В официальной обстановке повседневного общения принято выбирать универсальные этикетные формулы. При этом просьба, приглашение, сформулированные в форме вопроса, используются для подчеркивания уважительного отношения к собеседнику: Не можете ли Вы...? Могу я Вас попросить... Вас не затруднит...? Не хотите ли Вы взглянуть...? НЕ согласитесь ли Вы...? Обстановка официальности предъявляет требования повышенной вежливости к партнеру по общению, какое бы положение он не занимал. Средствами этикета подчеркивается и дистанция официального общения.

Официальная обстановка требует двустороннего Вы-общения в любой социальной и возрастной группе. Грубым нарушением этикета является одностороннее «тыканье». В русском обществе принята трехмерная система называния людей: фамилия, имя, отчество.

Этический аспект культуры речи: насколько важно заботиться о языке?

Любое общение должно соответствовать трем этическим нормам: Честность. Воздержитесь от причинения вреда. Справедливость по отношению ко всем заинтересованным сторонам внутренним и внешним Какие пять правил этичного выступления обсуждаются в этой главе? Какие пять правил этичного выступления обсуждаются в этой главе?

Убедитесь, что ваши цели являются этически обоснованными, будьте полностью готовы к каждому выступлению, будьте честны в том, что вы говорите, избегайте обзывания и других форм оскорбительного языка и применяйте этические принципы на практике. Какие три основных принципа этического слушания обсуждаются в этой главе? Будьте вежливы и внимательны, избегайте предвзятой оценки выступающего и сохраняйте свободное выражение идей.

Каковы три основных принципа этического слушания? Какие три правила этичного слушания обсуждаются в этой главе? Будьте вежливы и внимательны, избегайте предвзятого отношения к говорящему и поддерживайте свободное и открытое выражение идей.

Как вы демонстрируете подлинность? Что такое подлинность на работе? Показать свою индивидуальность и быть самим собой.

Наличие чувства психологической безопасности. Вас ценят за то, кто вы есть и что вы приносите. Аутентичное управление.

Не бойся быть собой. Покажите своей команде, что ошибаться можно. Поощряйте продуктивные обсуждения.

Что из следующего лучше всего описывает, что такое этика? Проще говоря, этика — это система моральных принципов. Они влияют на то, как люди принимают решения и ведут свою жизнь.

Этика занимается тем, что хорошо для людей и общества, и также описывается как моральная философия. Каковы 3 основы этики? Три основных принципа, среди тех, которые общеприняты в нашей культурной традиции, особенно важны для этики исследований с участием людей: принципы уважения личности, благодеяния и справедливости.

Что такое пример этики добродетели? Они позволяют нам следовать идеалам, которые мы приняли. Честность, мужество, сострадание, щедрость, верность, честность, справедливость, самообладание и благоразумие — все это примеры добродетелей.

Что такое подход этики добродетели?

Наличие чувства психологической безопасности. Вас ценят за то, кто вы есть и что вы приносите.

Аутентичное управление. Не бойся быть собой. Покажите своей команде, что ошибаться можно.

Поощряйте продуктивные обсуждения. Что из следующего лучше всего описывает, что такое этика? Проще говоря, этика — это система моральных принципов.

Они влияют на то, как люди принимают решения и ведут свою жизнь. Этика занимается тем, что хорошо для людей и общества, и также описывается как моральная философия. Каковы 3 основы этики?

Три основных принципа, среди тех, которые общеприняты в нашей культурной традиции, особенно важны для этики исследований с участием людей: принципы уважения личности, благодеяния и справедливости. Что такое пример этики добродетели? Они позволяют нам следовать идеалам, которые мы приняли.

Честность, мужество, сострадание, щедрость, верность, честность, справедливость, самообладание и благоразумие — все это примеры добродетелей. Что такое подход этики добродетели? Этика добродетели в первую очередь связана с чертами характера, необходимыми для человеческого процветания, а не с перечислением обязанностей.

Каковы 7 принципов информативной речи? Информативное выступлениеПроанализируйте аудиторию. Что, как разумно ожидать, должна знать аудитория?

Используйте соответствующий язык. Каковы нормы стиля речи для аудитории? Объясните важность темы.

Почему аудитория должна слушать? Проявите интерес к предметному материалу. Покажи, не рассказывай.

Быть конкретными. Что из следующего является руководством по эффективному использованию статистики? Экономно используйте статистику.

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие даже помимо своей воли. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете. Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией.

Не следует отождествлять взгляды человека с взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.

Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т. Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных высказанных или невысказанных тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали».

Вы потеряете доверие. Не преувеличивайте сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т. Усугубление нежелательных последствий должав быть обоснованным.

Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным. Хорошее выступление — выступление цельное в ритмико- интонационном отношении. Но в то же время внутри этого единого ритмико-интонационного целого должно быть разнообразие.

Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказывается на восприятии. Поэтому хорошая воздействующая речь выдержана в определенной стилевой манере от начала до конца, что делает этот текст цельным и целым. В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры.

Именно интонация, ритм речи подскажут, где ограничить объем конструкции или, наоборот, увеличить его, где переставить слова и т. Контакт с аудиторией Постоянный контакт с аудиторией - ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность.

Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях. Для успешного общения с аудиторией, постоянного контакта очень важно внести в выступления элементы диалога. Диалог — основная коммуникативная форма речи.

Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично. Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию на чужое слово. О контакте с аудиторией следует помнить еще при подготовке текста выступления.

Существуют специальные речевые действия, назначение которых - установление и поддержание контакта. К ним относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Варианты этих речевых действий хорошо разработаны и приводятся в пособиях по речевому этикету.

Следует выбрать для себя несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля.

Чехова 89. Наиважнейшее этическое значение публичной речи заключается в ораторском … а намерении 90. Прочее все отложить и сказать в подходящее время», — учил Гораций.

Лекция 11. Этика и эстетика ораторской речи

это этика публичных выступлений, которую нельзя игнорировать. Это этический вопрос не только потому, что уровень подготовки определяет уровень вашего успеха, но и потому, что он показывает ценность, которую вы придаете своей аудитории. Лучший ответ на вопрос «Какой аспект культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический) нарушается в» от пользователя Радислав Руснак в разделе Русский язык. Постоянное совершенствование и рост – важный аспект овладения искусством публичных выступлений. Как и в любой другой профессиональной области, ораторы должны быть готовы к тому, что их навыки могут и должны развиваться и улучшаться с течением времени.

Этический аспект культуры речи.

РИТОРИКА ответы на тесты - Форум студентов МТИ В Англии, женщина на улице, как правило, первая приветствует мужчину, т.к. ей представляется право решать, желает ли она публично подтвердить своё знакомство с данным мужчиной или нет. Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются.
Этический аспект культуры речи В публичном выступлении не допускается: следить за правильностью речи в соответствии с грамматической нормой языка. придавать речи живость, оптимистичный тон. говорить точно, логично и кратко. начинать речь заявлением: «Я не оратор».
Какой аспект культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический) нарушается в 2.1. Академическая публичная речь: риторический, коммуникативно-прагматический, просодический аспекты.
Этика публичного выступления юриста, методика подготовки публичного выступления Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный (изучение и кодификация норм языка), коммуникативный (изучение и функциональная дифференциация выразительных средств языка) и этический (описание речевого этикета, эффективных приемов общения).
Особенностью судебной речи является наличие — Студопедия это живое действие говорящего человека, которое осуществляется в контакте с определённой группой людей. Выступление делового человека на публике подчинено определенным этическим нормам и принципам. - Изучение состава аудитории.

Этика публичного выступления

Реферат: Культура речи и публичное выступление это живое действие говорящего человека, которое осуществляется в контакте с тем или иным сообществом, с группой людей. Выступление делового человека на публике несет особое этическое содержание.
16 правил успешного публичного выступления этический аспект культуры речи. Оратор должен следовать общепринятым правилам поведения, иметь чувство меры в слове, действии и жестикуляции.

Этический аспект культуры речи юриста

Содержание: Поделиться: В понятие «культура речи» входят три компонента, одним из них является этический аспект культуры речи. Этика общения придерживается определенныхнорм. Эти нормы называются речевым этикетом, который используется языковых моделях устойчивых и исторически сложившихся. Слово «этикет» в переводе с французского означает «ярлык», «товарная бирка». При дворе Людовика XIV на светских приемах раздавались карточки — этикетки с правиламиповедения придворных. Определение 1 Этикет сегодня — этоправила поведениячеловека при взаимодействии с другими людьми. Человек придерживается тех или других норм поведения в различных обстоятельствах: на улице, в гостях, на торжественных церемониях, официальных приемах. Отсюда разновидности этикета: дипломатический, деловой, профессиональный, корпоративный. Официальными считаются придворный и дипломатический этикет.

Речевой этикет является основой любого вида этикета.

В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код. Русский язык как и любой другой язык представляет собой систему. Система от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение - объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система: элементы находятся в связи друг с другом; элементы образуют единство, одно целое. Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.

Язык состоит из единиц: морфема приставка, корень, суффикс, окончание ; слово;.

В связи с этим, в настоящей статье мы обратимся к учебнику «Русский язык и культура речи» В. Максимов, А.

Голубева, 2010 , чтобы получить нужные знания. Давайте начнем с рассмотрения основ этики ораторского искусства. Основы этики ораторского выступления Что является ключевым в успешном ораторском выступлении? Позвольте начать с того, что необходимо избегать, прежде чем перейти к тому, что оратор должен делать.

Неудачные методы могут полностью испортить впечатление от выступления даже у самого компетентного, умного и осведомленного оратора. Чего нельзя делать оратору: Пренебрежительно отзываться об умственных способностях, профессионализме и других качествах присутствующих. Позволять себе угрозы и оскорбления в адрес аудитории. Увлекаться демагогией, манипуляциями и скатываться в «откровенную ложь».

Переходить на личности, когда не хватает аргументов по существу вопроса. Не стоит впадать в обиду по какой-либо причине некомпетентность, равнодушие, агрессия, глупые шутки со стороны аудитории и подтверждать своё негодование. Часто уклоняться от основной темы и постоянно "забывать" главную цель вашего присутствия здесь - не самая продуктивная стратегия. Быть категоричным в своих суждениях и высказываниях.

Важно не упускать возможность предоставить пояснения в необходимых случаях, избегая замены таких объяснений фразами типа "это и так ясно", "об этом незачем говорить", "это само собой разумеется", "никто не будет это отрицать" и другими подобными. Отказываясь постоянно повторять свои достижения и настаивая на уважении и признании только из-за своих заслуг, академических успехов и профессиональных наград. Важно не только опираться на свои знания, но и понимать предпочтения и ожидания аудитории. Предложение "Последний пункт видится целесообразным слегка пояснить простым примером" можно переформулировать следующим образом: Возникает необходимость предоставить наглядный пример для ясности последнего пункта.

Далее: Любой компетентный педагог, инструктор или фасилитатор семинара, понимает, что принимая роль учителя, он автоматически обладает большим объемом знаний, по сравнению с учениками, студентами или слушателями, которые оплатили обучение. Здесь следует подчеркнуть, что требуется именно "компетентный" преподаватель, так как специалисты в области образования и проведения тренингов могут быть разными. Несмотря на это, представители большинства преподавателей и учителей утверждают, что студентам и ученикам необходимо обладать полным знанием всех предыдущих материалов, предшествующих текущему уроку. В теории, учителя правы, и конечно же, ученики должны обладать этими знаниями.

Однако, не все ученики обладают одинаковой осведомленностью, сосредоточенностью и страстью к учению. Не у всех они высокий умственный потенциал и отличную память, чтобы полностью освоить и запомнить всю предыдущую информацию, прошедшую до этого. Идеальным подходом к введению новой темы является проведение экспресс-опроса у учащихся, чтобы выяснить, насколько хорошо им запомнились термины и концепции, которые будут использоваться на текущем уроке. Это не для того, чтобы наказать или унизить детей, ограничиваясь проставлением низких оценок, а для того, чтобы выявить возможные пробелы в коллективном знании и устранить их до начала объяснения новой темы.

В противном случае, объяснение новых материалов с самого начала может быть непонятным, и количество «белых пятен» в учебном материале будет только увеличиваться.

Шварцкопф, - необходимо обращение к психолингвистике или - шире - к теории речевой деятельности. Центральное понятие «правильность» речи - литературно-языковая норма - не может быть определено, исходя лишь из внутренних системных факторов языка и требует изучения, в частности, психологических законов, управляющих речевой деятельностью. Наряду с социологическими факторами эти последние в значительной степени определяют «норму» и - шире - «культурность» литературного выражения». Поэтому каждый, кто желает повысить свою культуру речи, должен понять: что такое национальный русский язык, в каких формах он существует, чем письменная речь отличается от устной, в какие разновидности характерны для устной речи, и что собой представляют функциональные стили, и почему в языке существуют фонетические, лексические, грамматические варианты, и в чем заключается их различие. Культуру речи интересует, как пользуется человек речью для целей общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями - низшей и высшей - овладение литературным языком. Подлинная высота речевой культуры определяется разнообразием способов выражения одного и того же смысла, находящихся в рассмотрении, говорящего, точностью и целесообразностью их выбора соответственно коммуникативной задаче».

Правильность речи предполагает соблюдение говорящим норм литературного языка. Нормы литературного языка соотносятся с уровнями системы языка. Вторую ступень культуры речи можно определить как мотивированное употребление средств языка для целей общения, как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Эта ступень предполагает высокий уровень развития речевой культуры, который применительно к школьной практике удобно обозначать с помощью простого и понятного термина хорошая речь. Для успеха общения и понимания речи существенное значение имеет грамотное произношение и постановка ударения. Ошибки, связанные с неправильным произношением слов, наиболее очевидны. Ведь мы сначала слышим слово, а потом уже обращаем внимание на его написание. Нормативный аспект культуры речи Основой культуры речи является литературный язык.

Он составляет высшую форму национального языка. В научной лингвистической литературе выделены основные признаки литературного языка. К ним относятся: обработанность; устойчивость стабильность ; обязательность для всех носителей языка; нормированность. Главным отличительным качеством литературного языка является его нормативность. Каждая сфера литературного языка имеет свою систему норм, обязательную для всех его носителей например, лексические, морфологические нормы. В отечественной лингвистике долгое время норма понималась как образцовое, закрепленное литературными произведениями, охраняемое наукой и государством правило, регулирующее произношение, ударение, образование слов и их форм, построение предложений и их интонацию. Это «правило» надо понимать, прежде всего, как объективную закономерность самой структуры и системы языка, а затем уже как ее описание, формулирование в грамматиках и словарях. В этом случае норму теперь называют кодификацией.

Для более полного и глубокого понимания нормы, возможно, следует всегда брать функционирующую структуру и принимать во внимание парадигматику и синтагматику как две формы «поведения» знаков языка в процессе его функционирования. При развертывании речи происходит, во-первых, выбор одного члена той или иной парадигмы, во-вторых, выбор одной из синтагматических возможностей слова или иного языкового знака. Норма как раз и предписывает, какой выбор должен быть сделан автором речи. Норма регулирует выбор одного из вариантов парадигмы - в тех, разумеется, случаях, когда эти варианты есть в структуре языка и когда лишь один из них предпочитается языковым коллективом. Проблема социального предпочтения парадигматических и синтагматических возможностей языка становится очень острой в период формирования национального языка. Закрепление в литературе помогало формированию национальной языковой нормы, а национальная языковая норма обеспечивала единство национального языка, так как устраняла существовавшие многочисленные и резкие колебания парадигматического и синтагматического выбора, связанные с взаимодействием диалектов и с межъязыковыми влияниями. Норма предполагает определенное оценочное отношение говорящих и пишущих к функционированию языка в речи: так можно, а так нельзя; так говорят, а так не говорят; так правильно, а так неправильно. Это отношение формируется под воздействием литературы ее авторитетных для общества деятелей , науки она начинает описывать, «кодифицировать» нормы , школы и т.

Норма - это свойство функционирующей структуры языка, создаваемое применяющим его коллективом благодаря постоянно действующей потребности в лучшем взаимном понимании. Именно эта потребность побуждает людей предпочитать одни варианты и отказываться от других - ради достижения единства языковой системы. Вместе с ростом потребности общества в таком единстве крепнет языковая норма, достигая высшего развития в национальном литературном языке. Норма - это исторически принятый в данном языковом коллективе предпочтенный выбор одного из функциональных парадигматических и синтагматических вариантов языкового знака. Поэтому же неизбежны колебания нормы, сосуществование в отдельных «узлах» старой и новой нормы или норм, идущих из разных подсистем общей системы языка народа. Норма становится регулятором речевого поведения людей, однако это необходимый, но недостаточный регулятор, потому что одного соблюдения предписаний нормы не хватает для того, чтобы устная или письменная речь оказалась вполне хорошей, т. Объясняется это тем, что норма регулирует, так сказать, чисто структурную, знаковую, языковую сторону речи, не затрагивая важнейших в общении отношений речи к действительности, обществу, сознанию, поведению людей. Речь может быть вполне правильной, т.

Она может быть логически неточной и противоречивой, но правильной. Она может быть правильной и в определенных случаях совершенно неуместной. Помимо нормы действуют и иные регуляторы речевого поведения человека, которые, не расчленяя, можно обозначить словом «целесообразность».

Этика публичных выступлений: почему это так важно?

Спокойно воспринимать критику в свой адрес и возражения по поводу высказанных постулатов. Владеть нормами речевого этикета, уметь стимулировать внимание аудитории, тактично выражать свое согласие или несогласие с мнением аудитории, вовремя и логично завершить выступление, раскрыв тему и предложив задать вопросы. Владеть основами ораторского мастерства, контролировать свой голос и речь: силу, громкость, темп, тембр и т. Владеть основами сценического движения, умело использовать мимику, жесты, « язык тела ». Следить за своим имиджем с тем, чтобы он соответствовал теме, обстановке, возрасту и уровню подготовки аудитории. В принципе, адекватность ситуации и обстановке является полезным качеством для всех, не только для ораторов. Однако для оратора данный нюанс имеет особое значение, потому что от этого напрямую зависит успех выступления. Более того, понимание нюансов будущей аудитории и обстановки, в которой предстоит выступать, позволит лучше продумать не только имидж, но и саму речь. Так, чем больше аудитория, тем быстрее она реагирует на эмоции. Зная о том, что предстоит выступать перед большой аудиторией, можно заранее продумать наглядные образы, иллюстрирующие основные концепты вашего выступления, что заметно приблизит вас к успеху.

Разумеется, образность и наглядность будут полезны и для камерной обстановки. Однако при выступлении перед немногочисленной аудиторией возможностей установить контакт и найти общий язык несколько больше, потому что легче охватить взглядом всех присутствующих, проще понять их настроение и придумать нечто объединяющее и синхронизирующее. Для аудиторий численностью в сотни и тысячи людей таких возможностей нет. Равно как и у всех присутствующих сотен и тысяч людей нет возможности установить, скажем, так, «более интимный контакт» с оратором, подсев поближе, кивнув в ответ на какое-то высказывание и т. Поэтому если камерная аудитория еще как-то допускает немного однообразное и затянутое выступление, если оно по делу и несет пользу, то выступление перед многочисленной аудиторией должно быть эмоционально окрашенным — без этого никак. Как добиться того, чтобы выступление было эмоционально окрашенным и увлекательным для аудитории любого масштаба? Давайте теперь поговорим и об этом. Ораторские приемы, соответствующие риторической этике Итак, мы разобрались, что должен и что не должен делать оратор, дабы соблюсти ораторскую этику и завоевать сердца аудитории. А вот каким образом он должен это делать?

Как именно оратор должен контролировать свой голос и речь, правильно реагировать на настроение аудитории, стимулировать внимание аудитории и все остальное, что мы ранее успели обсудить? Для этого у оратора есть свой набор инструментов, почти как у слесаря, токаря, фрезеровщика и любого другого профессионала. Это так называемые «ораторские приемы». Разумеется, все эти ораторские приемы соответствуют риторической этике. По сути, к ораторским приемам, соответствующим риторической этике, относят все ораторские приемы, за исключением « черной риторики » и еще некоторых запрещенных приемов, направленных на откровенное манипулирование мнением аудитории. Максимально полное представление об этих приемах можно получить из книги «Секреты великих ораторов: Говори, как Черчилль, держись, как Линкольн» [ Д. Хьюмс, 2012 ].

Приветствие сопровождается легким поклоном или чуть заметным кивком головы. Важна и правильная артикуляция. Не забываем, что это прежде всего пожелание здоровья, поэтому приветствие должно быть искренним.

Равнозначными с формой «Здравствуйте! Если идет представление одного человека обществу, громко называется его имя отчество и фамилия или другие варианты в зависимости от возрастного, статусного факторов, а также от степени официальности обстановки. Тот кого представляют слегка кланяется, поклон адресован всем присутствующим. Не следует отвешивать глубокие поклоны, вытягиваться «в струнку» или щелкать каблуками. Если представляют мужчину, то в момент представления он должен подняться, женщине делать это не обязательно. Исключение составляют те случаи, когда женщину представляют даме гораздо старше ее по возрасту и выше по положению. В ответ на представление человек должен представиться: назвать себя и добавитьэтикетную фразу «Рад с Вами познакомиться!

Культура речи затрагивает не только процесс создания речи говорение, письмо , но и ее восприятие слушание, чтение. Для того, чтобы структура речи приняла необходимое коммуникативное совершенство, автор речи должен владеть совокупностью нужных навыков и знаний; вместе с тем, для того, чтобы получить эти навыки и знания, нужно иметь образцы коммуникативно-совершенной речи, нужно знать ее признаки и закономерности ее построения. Таким образом, речевая культура отражает степень усвоения и соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия речевого сообщения, применения знаний, способствующих эффективности данного процесса в ситуациях повседневного общения. В содержательном аспекте она включает в себя знание образцов совершенной речи, знание речевого этикета, знание психологических основ речевой коммуникации. Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца, поэтому понятие типа речевой культуры представляется исключительно важным для современного состояния общества и его культуры. Типы речевых культур по О. Сиротининой : Полнофункциональный элитарный - носитель максимально полно и целесообразно использует возможности языка, в зависимости от ситуации и адресата речи свободно переходит от одного стиля к другому, всегда соблюдает все виды норм культуры речи. Неполнофункциональный - носитель умеет пользоваться не всеми функциональными стилями, но четко разграничивают в зависимости от обстановки и своей профессии два-три стиля, допускает больше ошибок, чем представитель элитарной культуры. Среднелитературный - носитель "самоуверенно безграмотен": носители этого типа, допуская большое количество ошибок, не сомневаются в своих знаниях, уверены в правильности своей речи, никогда не проверяют себя по словарям и даже "поправляют" специалистов. Литературно-жаргонизирующий - носитель намеренно снижает и огрубляет речь. Обиходный - носитель всегда использует обыденно-бытовую литературную речь, не переключаясь с одного стилистического регистра на другой в зависимости от ситуации общения. Просторечный - носитель не ориентируется в стилевых разновидностях языка и допускает большое количество грубых ошибок. В России большинство населения - носители типов речевой культуры, занимающих разные участки переходной зоны между двумя полюсами: полнофункциональным и обиходным. Последние годы в рамках культуры речи выделилось особое направление - лингвистика хорошей речи мелиоративная лингвистика , связанное с изучением качеств "хорошей речи", которые, в свою очередь, зависят от коммуникативных качеств речи. Эти качества выявляются на основе соотношения речи с такими "неречевыми структурами", как сам язык как устройство, порождающее речь, а также мышление и сознание говорящего, окружающая его действительность, человек - адресат речи, условия общения. Учет этих "неречевых структур" определяет следующие обязательные качества хорошей речи: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность, образность, доступность, уместность. Этика речевого общения Культура речи оказывает определенное влияние на этику общения. Этика предписывает правила нравственного поведения включая общение , этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости. Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих. С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности. При общении, в первую очередь, учитываются особенности речевого этикета. Этический компонент культуры речи проявляет себя в речевых актах - целенаправленных речевых действиях, таких, как выражение просьбы, вопроса, благодарности, приветливости, поздравления и т. Таким образом, этика общения, или речевой этикет, требует соблюдения в определённых ситуациях некоторых правил языкового поведения. В речевом общении также необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом. Начинается речевой этикет с соблюдения условий успешного речевого общения. Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение.

Прочее все отложить и сказать в подходящее время», — учил Гораций. Соблюдение этого правила речевого общения обусловлено … б уважением к собеседнику 91. Слово этикет в переводе с французского обозначает а ярлык Речевой этикет не может быть выражен г тоном Соответствие формул речевого этикета их характеристике по стилю.

Этический аспект культуры речи

Ментальные факторы 1. Простота в поведении выступает как бессознательный эталон. Популярная установка «будь проще» распространяется и на речь, и это в конечном счете оборачивается языковой бедностью и невыразительностью. С другой – сочетая свою информативность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психологическое воздействие. Обе составляющие рекламной деятельности, к сожалению, не всегда отвечают требованиям этического характера. 2.1. Академическая публичная речь: риторический, коммуникативно-прагматический, просодический аспекты.

АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Так, например, в последнее время большое распространение получили понятия «деловой этикет» и «корпоративная этика», отражающие опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. Этический аспект помогает согласовать все стороны. При подготовке доклада избегайте «лирических отступлений», чтобы ваше выступление не оказалось пустым и не имеющим ценности для слушателей. Соблюдайте базовые правила ораторского искусства в публичных выступлениях. Постоянное совершенствование и рост – важный аспект овладения искусством публичных выступлений. Как и в любой другой профессиональной области, ораторы должны быть готовы к тому, что их навыки могут и должны развиваться и улучшаться с течением времени. Чтение с листа допустимо лишь в докладах, отчетах, на официальных приемах, когда всякая оговорка может быть неправильно понята и тенденциозно истолкована. В публичных выступлениях должно преобладать живое слово. Цель речи – более конкретный образ результата общения, соответствующий коммуникативным и этическим нормам. Вопрос 20 Гипонимизация в речи – это: замена общего названия частным. Вопрос 21 В случае негативной реакции слушателей на публичное выступление не рекомендуется: все ответы верны.

Культура речи и публичное выступление

Этический аспект культуры речи предписывает это знание и применение правил языкового поведения в конкретных жизненных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы).
16 правил успешного публичного выступления Тут найдется полное раскрытие темы -Культура речи и публичное выступление, Загружено: 2012-09-30.
Этическая культура оратора. 2. Соблюдение коммуникативных качеств речи. Аспект культура речи – ЭТИЧЕСКИЙ – составляют знания и умения использовать правила языкового поведения в конкретных речевых ситуациях.
Какой аспект культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический) нарушается в Этот аспект культуры речи связан с понятием речевой этикет, под которым понимается разработанная система правил речевого поведения и речевых формул, используемых в определенных коммуникативных ситуациях.
Этический аспект культуры речи: насколько важно заботиться о языке? В культурном человеке этические принципы определяют как его действия, так и его речь. Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил речевого этикета в зависимости от указанных выше факторов.

ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Последний пункт видится целесообразным слегка пояснить простым примером. Любой адекватный учитель, преподаватель, ведущий семинара или тренинга, понимает, что, коль скоро он сегодня выступает в роли учителя, преподавателя или ведущего, он по умолчанию знает больше, чем ученики, студенты или слушатели, заплатившие за тренинг. Пометка «адекватный» здесь не лишняя, потому что учителя и ведущие тренингов бывают разные. Однако большинство учителей и преподавателей, почему-то считает, что ученики и студенты должны в совершенстве знать весь предыдущий материал, предшествующий сегодняшнему занятию. Гипотетически учителя правы, и ученики, конечно же, должны, однако далеко не все они одинаково умны, собраны и устремлены к знаниям. Далеко не все они обладают одинаково высоким интеллектуальным потенциалом и хорошей памятью, чтобы досконально разобраться и запомнить весь ранее пройденный материал. В идеале перед объяснением новой темы учителю следует сделать экспресс-опрос и выяснить, как школьники помнят термины и темы, знание которых понадобится на сегодняшнем занятии. Причем сделать опрос не с целью поставить побольше двоек и обругать детей, какие они разгильдяи, а с целью выяснить, нет ли каких-то «белых пятен коллективного разума» и ликвидировать выявленные пробелы в знаниях до того, как начать объяснять новую тему.

В противном случае новые знания будут попросту непонятны с самого начала объяснения, и количество «белых пятен» в учебном материале возрастет. Примерно таким образом обстоит дело и в других сегментах образовательной сферы. Так, если слушатель заплатил за семинар, посвященный каким-то суперприемам интернет-маркетинга, теоретически ведущий вправе рассчитывать, что слушатель, как минимум, владеет основами интернет-маркетинга , знает термины и умеет пользоваться основными сервисами продвижения в Сети. Но это чисто теоретически, потому что на практике людей, которым из названия семинара понятно только словосочетание «интернет-маркетинг», может быть две трети от общего числа присутствующих. Это не значит, что ведущий семинара должен разочаровать «акул маркетинга» и не дать им обещанных «суперфишек», вместо этого объясняя азы остальным «заблудшим». Однако опытный ведущий прекрасно понимает, что эти «заблудшие» готовы инвестировать в свое обучение, коль скоро они заплатили за семинар, поэтому грех не монетизировать такую возможность. Умело лавировать между полюсами аудитории, никого не обижая и не разочаровывая, — это такой же важный элемент этики ораторского искусства, как все остальные.

Какие остальные? Мы уже рассказали о том, чего нельзя делать оратору. Теперь давайте разберемся, что делать можно и нужно. Основные правила для оратора: Руководствоваться интересами дела и подчинять ему свои чувства, эмоции, личное отношение к чему-либо или кому-либо. Быть последовательным и логичным в изложении темы, идеи, концепции. Пояснять свою позицию, концепцию, утверждение, если слушателям не все понятно. В случае если аудитория реагирует на что-либо неадекватно, относиться к аудитории так, как доктор должен относиться к пациенту.

Быть сдержанным и обладать навыками самоконтроля эмоций и поведения. Обладать эмоциональным интеллектом, уметь чувствовать настроение аудитории и правильно реагировать на его изменение. Спокойно воспринимать критику в свой адрес и возражения по поводу высказанных постулатов. Владеть нормами речевого этикета, уметь стимулировать внимание аудитории, тактично выражать свое согласие или несогласие с мнением аудитории, вовремя и логично завершить выступление, раскрыв тему и предложив задать вопросы.

Публичные выступления не всем даются с легкостью, поэтому пренебрегать подготовкой не желательно. Зарекомендовать себя как человека, с ответственностью подходящего к выполнению своих заданий, будет полезно представителем всех профессий.

Деловая риторика - это прикладное направление общей риторики, которая направлена на обеспечение специалистов и руководителей правилами обращения со словом. Деловая риторика является инструментом коммуникационного общения. Любой руководитель должен обладать навыками деловой риторики для поддержания уровня профессиональности, хорошей репутации за счет умения убеждать, красноречиво говорить и твердо продвигать свое мнение. Принципами речевого воздействия являются: доступность речи для различных социальных групп; ассоциативность - обращение к памяти слушающих с помощью аналогий, образных высказываний, искусства; сенсорность, как способ привлечения внимания с помощью звуков, цветов, рисунков для проникновения информации в психику людей; экспрессивность через эмоциональную выразительность; интенсивность, характеризованная темпом и подвижностью оратора. Принципы коммуникационного общения обретают наилучший результат при использовании риторического инструментария. Риторический инструментарий несет в себе набор коммуникационных эффектов: визуальный имидж способен вызвать положительные или отрицательные эмоции от выступающего с первого взгляда за счет внешнего вида и манеры держать себя на публике; эффект первых фраз может подкрепить или исправить первоначальное мнение, поэтому стоит располагать такими начальными фразами, которые могут привлечь внимание разных слушателей; эффект аргументации - обоснованность и убедительность; эффект квантового выброса информации - выступающий привлекает внимание за счет использования новой информации через определенные временные интервалы; эффект интонации и паузы; эффект художественной выразительности - грамотная речь; для снятия эмоциональной напряженности применяется эффект релаксации - можно пошутить или рассказать небольшую историю; эффект дисперсии - усваивание и запоминание сравнительно малой части услышанного.

Для грамотного выступления оратору рекомендуется следить за правильным употреблением слов консультироваться со словарем, если есть трудности , избегать многословности и штампов, не использовать без необходимости иностранные замены русским словам, не засорять речь ненужными вставками Кибанов, А. Работа руководителя насыщена различными встречами, собраниями, выступлениями. Каждое выступление нужно тщательно продумывать, делать свою речь более выразительной и эмоциональной, чтобы не погрузить слушателей в сон. Аргументировать свои идеи нужно четко и ясно, однако при опровержении аргументов оппонента следует придерживаться рамок этикета и использовать такие выражения, как «нужно признать, что я принял неверное решение», «каково ваше мнение? Порой лучше сначала поддержать точку зрения оппонента, чтобы потом по частям привести свои аргументы в пользу другого мнения. Таким образом ослабляется вероятность желания оппонента углубляться в спор.

Умение слушать - немаловажный навык, как грамотного руководителя, так и любого человека. Таким образом можно проявить уважение и заработать авторитет. В среднем, для подготовки минутной речи требуется 20 минут. Тщательная проработка деталей и готовность к непредвиденным обстоятельствам - залог успеха. Следует так же больше употреблять слово «мы». Аудитория легче идет на контакт, если понимает, что стоит на одном уровне с лектором.

С первых фраз своего выступления стоит привлечь внимание аудитории и в дальнейшем подкреплять успех с помощью юмора, наглядных материалов. Не рекомендуется уклоняться от ответов. Если ответа на вопрос в данный момент не имеете, лучше попросить спрашивающего подойти к вам позже, когда подготовите ответ. Хорошее впечатление можно произвести с помощью актерских способностей, правильной и свободной жестикуляции. Многие люди не уделяют должного времени развитию способностей красноречия. От построения правильной речи может зависеть как исход деловых переговоров, так и успех выступления перед аудиторией Кибанов, А.

Основы невербального общения Невербальная коммуникация состоит из нескольких систем: визуальной, акустической, тактильной и ольфакторной. Визуализация включает в себя жесты, мимику, кожные реакции покраснение, побледнение, потоотделение , пространственно-временную организацию общения, визуальный контакт, вспомогательные средства общения. Данная моторика выражает эмоциональный характер выступления. Акустическая состоит из паралингвистической вокализация и экстралингвистической паузы, покашливания, смех систем. Тактильная - различные прикосновения. Ольфакторная система - приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Основными функциями невербального общения являются: выражение межличностных отношений, чувств и эмоций, управление процессами вербального общения, обмен ритуалами и регуляция самопредъявлений. Одной из особенностей такого общения является искренность, так как подделать такие импульсы сложно. Знания невербального языка помогают понимать собеседника и предвидеть реакцию на сказанные слова. Существует ряд факторов, который влияет на невербальный язык: национальная принадлежность жесты означают разное в разных странах , состояние здоровья вялое или, наоборот, возбужденное состояние , профессия, уровень культуры, положение человека в обществе, принадлежность к группе, актерские способности, возраст, сочетание невербальных знаков, возможность проявления и восприятия невербальных средств общения например, ограниченность восприятия при телефонном разговоре. Поэтому невербальный язык одной страны приходится так же учить, как вербальный. Жесты также необходимо интерпретировать в связке с ситуацией - в зависимости от ситуации их значение может меняться Кибанов, А.

Там же. Информативность невербальных знаков гораздо выше, чем слов. Поэтому в ситуации, когда невербальные знаки не соответствуют словам, нужно обращать внимание на телодвижения и другие составляющие невербального общения. Однако судить следует лишь тогда, когда целый ряд сигналов тела указывают на одно и то же. Невербальные знаки подразделяются на интенциональные специальные и неинтенциональные непреднамеренные. Неинтенциональные знаки отражают эмоции, которые человек предпочел бы скрыть покраснение лица, дрожащие руки.

В речи так же могу быть помарки в виде оговорок и различных особенностей произношения. Крайне важно следить за этими знаками, так как они могут рассказать о человеке много того, что он предпочел бы скрыть. Существуют различные толкования одной и той же мимики. Например, мы выражаем испуг, удивление или внезапное понимание чего-либо с помощью горизонтальных складок на лбу с широко раскрытыми глазами. Заинтересованный чем-то человек выражает такую же мимику на лице, что и человек, высокомерно и презрительно поглядывающий на окружающих. И все это вмещают в себя горизонтальные складки на лбу.

Следовательно, такая мимика имеет большое количество толкований и понять, какое из толкований верно можно только из самой ситуации. Не усвоивший это человек не сможет правильно на практике определить к какому состоянию относится определенное телодвижение. Особое значение для понимания языка тела играют мелочи. В естественном состоянии человеку сложно проследить за всеми, даже самыми малыми, движениями тела, поэтому, чтобы не «выдать себя с головой», целесообразно отработать комплекс определенных жестов, придающих правдоподобность сказанному; использовать положительные невербальные знаки для привлечения других; соблюдать такую дистанцию с собеседником, чтобы не были заметны микрознаки. Для установления понимания с собеседником можно принимать похожие с ним позы не передразнивая , синхронизировать жесты и ритм движений, использовать сходные интонации, темп, громкость речи. Таким образом, невербальная коммуникация может как усилить речевое воздействие, так и ослабить его.

Именно невербальное общение может дать более правильное представление о человеке, его характере, об отношении к обсуждаемой проблеме Кибанов, А. Кинесические особенности невербального общения Невербальное общение служит средством психического выражения состояния человека. С помощью невербального общения можно раскрыть внутренний мир человека. Если вербальное поведение можно просто приспособить в зависимости от обстоятельств, то невербальное общение менее податливое в этом плане. Существует разработанная учеными классификация невербальных средств общения рисунок ниже Кинесические средства очень важны - это зрительно воспринимаемые движения, выполняющие выразительно-регулятивную функцию общения. К кинесике относятся выразительные движения и визуальный контакт.

Поза принимает различные положения тела, характерные для данной культуры. Человеческое тело может принять около 1000 различных положений. По позе человека можно определить его положение в обществе - люди с высоким статусом держат себя более непринужденно. Поза может говорить о закрытости или открытости человека к общению по определенным положениям. Открытые позы воспринимаются как одобрение, доверие и комфорт Кибанов, А. Разнообразные движения руками и головой объединяются под понятием жестов.

Жесты могут быть коммуникативными приветствие, прощание, запрет и т. Понять, говорит ли человек правду можно по совпадению речевых высказываний и сопровождающих их жестов. Мимика движение мышц лица помогает усвоению информации.

В лингвистической литературе последних лет различают два типа норм: императивные и диспозитивные. Императивные т. Эти нормы не допускают вариантов невариативные , любые другие их реализации рассматриваются как неправильные: встретился с Ваней не с Ванем , звоня? Диспозитивные восполнительные, не строго обязательные нормы допускают стилистически различающиеся или нейтральные варианты: и? Типы словарей.

Все словари делятся на два основных типа: энциклопедические и лингвистические, или языковые. В энциклопедических словарях содержится информация о предметах, понятиях, явлениях, в лингвистических — информация о словах, называющих предметы, понятия, явления и пр. Энциклопедические словари делятся на универсальные например, «Краткая российская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Большой энциклопедический словарь школьника» и отраслевые например, энциклопедия «Русский язык», «Энциклопедический словарь юного филолога», энциклопедический словарь «Языкознание». Чёткое представление о различии между энциклопедическим и лингвистическим словарём может дать сопоставление соответствующих по заглавному слову двух объяснительных статей. Лингвистические языковые словари можно подразделить на: 1 многоязычные; 2 двуязычные; 3 одноязычные. Многоязычные и двуязычные словари — это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка.

Одноязычные словари бывают комплексными и аспектными. Комплексными являются толковые словари. В таких словарях приводятся сведения, необходимые для понимания слова, его употребления в речи и т. Аспектные словари отражают тот или иной аспект языка. В каждом словаре есть предисловие, в котором объясняется, как пользоваться словарём.

Истинные чувства проявляются непроизвольно в мимике, жестах, интонации. При негативной нравственной установке вряд ли могут быть осуществлены важнейшие принципы речевой коммуникации — принципы сотрудничества и вежливости. Речевое воспитание начинается не с речи, а с философско-этического мировоззрения и идет параллельно с выработкой определенных взглядов, жизненной и профессиональной позиции, которую оратору предстоит защищать своим единственным оружием — речью. Недаром еще Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора философию, а в ней особое внимание обращал на этику и логику, справедливо полагая, что, не зная этики, оратор не сумеет расположить слушателей к себе и не добьется успеха.

Этика оратора — это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям. Каждая эпоха рождает свои философско-этические требования к поведению человека. В то же время этическая культура как и каждая культура вообще развивается таким образом, что последующая эпоха не отрицает достижений предыдущей, а вбирает их в себя, усложняя и обогащая новой информацией. Возьмем этические точнее религиозно-этические требования, зафиксированные в одном из рассуждений отца церкви Василия Великого: «Будь добр с другом, кроток со слугою, непамятозлоблив на дерзких, человеколюбив к смиренным, совершенно никого не презирай, приветствуй с приятностию, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не позволяй, чтобы и другие говорили о тебе… и т. Каждое из них может быть выражено в определенных поступках прежде всего речевых , словах, и если мы попытаемся представить человека «доброго» или «кроткого», то непременно представим при этом и определенный характер речи. В речи необходимо соблюдать этические , нравственные нормы высказываний. Этически значима сама личность оратора, такие ее свойства, как эрудиция, принципиальность, убежденность, самокритичность. Другой существенный элемент ораторской этики — такт, проявляющийся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общительности, чуткости, отсутствии назидательного, поучительного тона. Сейчас в России господствует моральный плюрализм.

Каждая личность имеет свою более или менее определенную систему нравственных ценностей, свой «моральный кодекс», который и определяет конкретную линию поведения, в том числе и речевого. Моральный плюрализм может привести к моральной неразборчивости, стать серьезным барьером для установления нормальных взаимоотношений при обсуждении и решении тех или иных вопросов. В процессе речевой коммуникации партнеры должны активизировать добрые начала, способствующие гармоническому сотрудничеству, и блокировать негативные тенденции. Нравственные установки личности оказывают решающее влияние на весь процесс организации речевого взаимодействия. Поэтому риторическое обучение и воспитание должны сопровождаться этическим просвещением и нравственным воспитанием. Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось высоко в обществе. К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия. Например, если человеку в данный момент не нужно общение, он должен найти корректный способ уйти от него, не обидев собеседника.

Немало вредит бытовому и деловому общению использование нецензурных и бранных выражений, грубости, неуместных слов и др. Определенную роль в достижении убедительности публичного выступления играет и речевой этикет. Под этикетом вообще понимается установленный, принятый обществом порядок поведения; он отражен и в речевых нормах. Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления и поддержания контакта собеседников. Этикет этичен только тогда, когда основан на нравственных нормах, на добрых чувствах, когда отражается душевное богатство личности. Риторика во все времена придерживалась такого понимания в вопросах этикета. Речевое взаимодействие в процессе общения требует соблюдения ряда принципов максим , определяющих вклад участников речевого общения. Первая максима полноты информации включает в себя следующий постулат количества: твое высказывание должно содержать не меньше, но и не больше информации, чем требуется для общения. Следующая максима качества информации содержит в себе следующие постулаты: не говори того, что ты считаешь ложным, и не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Максима релевантности уместности содержит постулаты последовательности высказываний, запрещает отклоняться от темы речи, говорить не по делу. Максима манеры содержит постулат ясности, требует избегать неоднозначности, ненужного многословия. Этикет речевого общения требует соблюдения постулата, принципа вежливости, такта. Соблюдение этого принципа как бы создает «среду позитивного взаимодействия», обеспечивая благоприятный фон для реализации общения. Этикет в поведении и в речи подчинен историческому процессу, он сравнительно быстро меняется, и те нормы вежливости, которые были привычны не только двести, но даже двадцать лет тому назад, сегодня уже устарели. В общении, в социальных контактах употребляются слова, сочетания и целые фразы, принятые в определенных ситуациях, в разных социальных группах. По словам нетрудно распознать и возраст говорящего, и уровень образования, и общественную принадлежность, а иногда даже профессию говорящего. Этикетные слова, принятые в молодежном общении, не употребляются среди немолодых людей. Для свободного и корректного общения человек должен обладать тонким знанием этикета.

Обычно называют более десяти важнейших ситуаций, отчетливо отличающихся одна от другой и имеющих свой этикетный словарь, обладающий большим разнообразием вариантов.

Этическая культура оратора.

Два наиболее важных аспекта этического общения включают вашу способность оставаться честным, избегая при этом плагиата, и ставить перед собой ответственные речевые цели и достигать их. Какова важность этики в публичных выступлениях? Edn: kjrgvl. Глава 11. Анализ этических аспектов публичного выступления. Шестакова Оксана Сергеевна 1, Шестакова Диана Витальевна 2. В статье рассматривается тема этического аспекта культуры речи на примере такого распространенного явления, как ассимиляция звуков. Анализируется влияние правильного произношения на восприятие говорящего, дается определение понятию “речевой этикет”. Культура речи содержит три составляющих компонента: • нормативный • коммуникативный • этический • Культура речи предполагает прежде всего правильность. это живое действие говорящего человека, которое осуществляется в контакте с определённой группой людей. Выступление делового человека на публике подчинено определенным этическим нормам и принципам. - Изучение состава аудитории. Речевой этикет включает в себя уважение к собеседнику, использование вежливых формул, готовность выслушать мнение других людей, а также умение корректно выражать свою точку зрения. Основные принципы этического аспекта культуры речи: 1. Уважение к собеседнику.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий