Новости тайна смерти ленина

В частности о смерти Ленина говорили: Константин Замятин (секретарь ЦК КПСС), доктор Чазов (лечил всё политбюро), и авторитетный историк, Рой Медведев (сторонник коммунистов). Он безапелляционно утверждает: «Ленин умер от атеросклероза сосудов головного мозга, это совершенно чётко, других мнений не может быть». Владимир Ленин умер в возрасте 53 лет. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг, вызванное аневризмой. Предсказание, что там написано С момента смерти Владимира Ленина в 1924 году и до сегодняшнего дня, момент открытия его завещания остается одной из самых загадочных тайн в истории России. Учёные выдвинули новую версию смерти Ленина после вскрытия его мозга: "Сифилиса не было".

Раскрыта тайна смерти Ленина

Выявленное при вскрытии состояние сосудов — похожих на шнуры — также гораздо возникает гораздо чаще при нейросифилисе, чем при артериосклерозе. При этом заключение не подписал Федор Готье — личный врач семьи Ленина. Новоселов поясняет, что врач не был согласен с тем, что вызывало разрыв сосудов.

В состав бригады входили: машинист Лучин, помощник машиниста Гаврюшин и кочегар Подвойский.

Далее гроб был установлен в Колонном зале Дома Союзов , где в течение пяти дней и ночей проходило официальное прощание. Идея сохранения тела Ленина[ править править код ] Советское руководство озаботилось судьбой тела Ленина на случай его кончины ещё при жизни вождя: осенью 1923 года состоялось заседание Политбюро в составе Сталина , Троцкого , Бухарина , Калинина , Каменева и Рыкова , на котором Сталин сообщил, что здоровье Ленина весьма ухудшилось, возможен летальный исход. В связи с этим Сталин объявил, что существует предложение «некоторых товарищей из провинции» в случае смерти Ленина подвергнуть его тело бальзамированию [27] :158-159. Версия Троцкого Троцкий так вспоминал это заседание Политбюро [35] : Когда товарищ Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски.

По-русски, по канонам Русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина и создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего.

Против этой идеи высказались Троцкий назвавший, по некоторым данным, эту идею «безумием» [36] , Каменев осудивший её как «поповство» и Бухарин высказавшийся против попыток «возвеличить прах» [27] :159. Однако после смерти Ленина никто из них открыто против бальзамирования уже не высказывался [27] :162. Версия Арча Гетти Советолог Арч Гетти, изучив протоколы Комиссии по захоронению Ленина, пишет в книге «Практика сталинизма» [37] : Прежде всего, Сталин, видимо, практически не имел отношения к решению о постоянной демонстрации ленинских останков. Он не входил в комиссию по организации похорон под председательством Ф.

Дзержинского, которая принимала такие решения, а его подручный К. Ворошилов, член комиссии, яростно противился этой идее. Сталин являлся членом Политбюро, которое, оказывается, утверждало все рекомендации комиссии, но, кажется, активной роли в принятии решения не играл. По слухам, возникшим через несколько десятилетий в 1960-е гг.

Эта история выглядит весьма неправдоподобно. Мысль, что такой осторожный политический тактик, как Сталин, будет открыто предлагать способ распорядиться телом Ильича, пока тот ещё жив, да ещё в присутствии своего главного соперника Троцкого, почти смешна. Верховные руководители сочли бы обсуждение подобного вопроса при жизни своего драгоценного Ленина непростительным оскорблением, и Сталин точно не подставился бы так, на радость Троцкому. Советская историография Согласно советской историографии, идея не захоронить тело Ленина, а сохранить его и поместить в саркофаг возникла в среде рабочих и рядовых членов большевистской партии, которые направили многочисленные телеграммы и письма об этом руководству Советской России.

Официально это предложение выдвинул М. Постсоветская историография Большинство постсоветских историков полагало, что эта идея на самом деле была инспирирована И. Сталиным , а корни этой идеи видели в желании некоторых большевиков см. По мнению некоторых историков, Сталин уже в то время намеревался восстановить историческую парадигму , дав народу царя в лице себя самого и бога в лице Ленина.

Другие версии Также существует точка зрения, что идеологом посмертного сохранения тела Ленина был Леонид Красин он осуществлял надзор за бальзамированием тела Ленина , который разделял идеи Александра Богданова о физическом бессмертии и Николая Фёдорова о возможности физического воскресения умерших в будущем [27] :163-164.

Головные боли носили тоже периодический характер и без какой-либо одной определенной локализации. У Ленина изменился почерк — он стал мелким, бросалась в глаза трудность выполнения простых арифметических задач, утрата способности к запоминанию, но, что самое поразительное, полностью, до последней финальной стадии, сохранялся профессиональный интеллект. Для тяжелого атеросклероза многое было нетипичным: сравнительно молодой возраст ему едва минуло 50 лет , сохранившийся интеллект, отсутствие каких-либо признаков нарушения кровообращения в сердце, конечностях; не было и явных признаков повышенного кровяного давления, способствующего появлению инсультов и тромбозов мозговых сосудов. Кроме того, как правило, поражения мозга при инсультах или тромбозах необратимы, имеют тенденцию к прогрессированию и, в принципе, бесследно не исчезают. При характерном для атеросклероза недостатке кровоснабжения мозга ишемии , особенно длительном, интеллектуальные дефекты неизбежны, и чаще всего они выражаются в виде слабоумия или психоза, чего у Ленина по крайней мере до конца 1923 года не отмечалось. Вот запись невропатолога Россолимо: «Зрачки равномерны. Парез правого n. Facialis лицевой нерв. Язык не отклоняется.

Апраксия онемение. Правосторонняя гемианопсия выпадение поля зрения. Двусторонний Бабинский имеется в виду особый диагностический рефлекс. Двусторонний ясный Оппенгейм. Речь невнятная, дизартичная, с явлениями амнестической афазии». Профессор Г. Россолимо признавал, что болезнь Ленина имеет «своеобразное, не свойственное обычной картине общего мозгового артериосклероза» течение, а Крамер, пораженный сохранностью интеллекта и, как показали дальнейшие наблюдения, периодическими улучшениями состояния, считал, что это не укладывается в картину артериосклероза в принятой в те годы терминологии не было привычного нам термина «атеросклероз» , ибо «артериосклероз представляет собой заболевание, имеющее уже в самой природе нечто такое, что ведет за собой к немедленному, но всегда прогрессирующему нарастанию раз возникших болезненных процессов». Словом, было много непонятного. Гетье, по словам Л. Троцкого, «откровенно признавался, что не понимает болезни Владимира Ильича».

Для врачей России, воспитанных на традициях С. Боткина, который говорил, что «в каждом из нас есть немного татарина и сифилиса», и что в сложных и непонятных случаях болезней следует непременно исключить специфическую т. Тем более что в России сифилис в конце прошлого — начале текущего века в разных формах, включая наследственную и бытовую, был широко распространен. Это предположение было мало и даже ничтожно маловероятным хотя бы потому, что Ленин отличался в вопросах семьи и брака абсолютным пуританством, хорошо известным всем, кто его окружал. Однако консилиум врачей решил тщательно проверить и эту версию. Профессор Россолимо в разговоре с сестрой Ленина Анной Ильиничной Ульяновой 30 мая 1922 года сказал: «…Положение крайне серьезно, и надежда на выздоровление явилась бы лишь в том случае, если в основе мозгового процесса оказались бы сифилитические изменения сосудов». Кожевников — невропатолог, специально исследовавший сифилитические поражения мозга еще в 1913 году он опубликовал статью «К казуистике детских и семейных паралюэтических заболеваний нервной системы» в журнале «Невропатология и психиатрия им. Корсакова», 1913. Он взял кровь из вены и спинномозговую жидкость из позвоночного канала для исследования на реакцию Вассермана и изучения клеточного состава полученного материала. На следующий день был приглашен и опытный окулист М.

Авербах для изучения глазного дна. Глазное дно позволяет оценить состояние кровеносных сосудов мозга, так как глаз точнее, его сетчатка — это, по сути, выведенная наружу часть мозга. И здесь не было никаких заметных изменений сосудов или патологических образований, которые указывали бы на атеросклероз, сифилис или другую причину болезни мозга. Думаю, что, несмотря на все эти данные, лечащие врачи и особенно Ферстер и Кожевников все-таки не исключали полностью сифилитический генез мозговых явлений. Об этом, в частности, свидетельствует назначение инъекций мышьяка, который, как известно, долгое время был основным противо-сифилитическим средством. По-видимому, Ленин понял подозрения врачей и как-то во время визита Кожевникова в начале июля 1923 года заметил: «Может быть, это и не прогрессивный паралич, но, во всяком случае, паралич прогрессирующий». Сам Ленин не обольщался обычными врачебными утешениями и объяснениями всего случившегося нервным переутомлением. Более того, он был уверен, что близок конец, что он уже не поправится. Зная твердый характер Сталина, Ленин обратился к нему с просьбой принести ему яд, чтобы покончить счеты с жизнью. Сталин передал содержание разговора Марии Ильиничне Ульяновой.

Сталин обещал привезти яд, однако тут же передумал, боясь, что это согласие как бы подтвердит безнадежность болезни Ленина. И выйдет как бы подтверждение его безнадежности? Более того, Сталин оставил письменный документ, из которого явствует, что он не может взять на себя такую тяжкую миссию. Он хорошо понимал всю историческую ответственность и возможные политические последствия такого акта. После 1 июня 1922 года здоровье Ленина начало улучшаться. Уже 2 июня профессор Ферстер отметил: «Исчезли симптомы поражения черепно-мозговых нервов, в частности лицевого и подъязычного, исчез парез правой руки, нет атаксии, ненормальные рефлексы Бабинского, Россолимо, Бехтерева отсутствуют. Восстановилась речь. Чтение беглое. Письмо: делает отдельные ошибки, пропускает буквы, но сейчас же замечает ошибки и правильно их исправляет». Проснувшись, он сказал: «Сразу почувствовал, что в меня вошла новая сила.

Чувствую себя совсем хорошо… Странная болезнь, — прибавил он, — что бы это могло быть? Хотелось бы об этом почитать».

Оставляя за скобками огромный пласт «ленинианы» советского периода, отметим работу О. Великановой1, в которой продемонстрирован конструктивный подход к изучению этой темы, в прошлом излишне идеологизированной и табуированной для критики. Монография В.

Булдакова охватывает максимально широкий спектр проблем, которые сопровождали граждан в 1920-1930-е гг. На основе разнообразного источникового материала автор убедительно диагностирует психологическое состояние представителей ранне-советского общества2. Смерть Ленина в этой работе рассматривается как важная часть советского идеологического ритуала3. Булдаков описывает реакцию различных социальных групп на это событие, при этом высказывает сомнения относительно степени достоверности данного источника4. Савин и А.

Тепляков делают вывод о том, что культ «героев-жертв» развивался в молодой Советской России в достаточно жестких границах, поскольку «революционная аскеза боролась с тенденцией культа видных покойников»5. Похороны Ленина сыграли роль катализатора в процессе обсуждения пределов и ограничений нового траурного церемониала, при этом они носили демонстративно экстраординарный характер. Регламентация процесса советских переименований в 1920-1930-е гг. Массовость и хаотичность данного процесса, особенно после смерти Ленина, привели к принятию постановления ЦИК СССР о запрете «ленинских» переименований без специального разрешения верховной власти7. Савин отмечает, что руководство страны осознавало реальную угрозу девальвации имени вождя8.

Несмотря на это, имя Ленина эксплуатировалось в 1 Великанова О. Утопия, агрессия, власть. Психосоциальная динамика постреволюционного времени. Россия, 1920-1930 гг. Новосибирск, 2015.

СССР чрезвычайно широко и явно избыточно, что приводило к обратному эффекту -к аномизации объектов, носивших его имя. Фундаментальный труд Б. Эннкера содержит значительный материал, который посвящен смерти В. Эту работу можно рассматривать как своеобразный итог исследования проблемы на современном этапе. Такой вывод был бы вполне закономерен, если не принимать во внимание значительный информационный массив, который содержится в региональных архивах и позволяет рассмотреть не только спектр оценочных суждений современников, но и процессы информационного обмена, практики официальных и неформальных коммуникаций в раннесоветском обществе, проанализировать феномен массового сознания на региональном материале.

Несомненно, можно говорить о некотором объединении, основанном на вполне понятных и общечеловеческих морально-этических императивах - «о мертвом либо хорошо, либо ничего». Очевиден страх перед переменами, которые могут пойти по негативному, по мнению тех или иных социальных групп, сценарию. С другой стороны, это событие можно рассматривать как переход к нормальной жизни после периода Гражданской войны, для которой была характерна «рутинизация» смерти. Булдаков отмечает: «Годы Гражданской войны изменили взгляд на ценности жизни и смерти - ушло таинство, стали меняться представления о человеческом организме соответственно и "душе" »10. В послевоенное время реакция на смерть человека становится более естественной и вписывается в отечественную гуманистическую традицию.

Эннкер пишет: «Все современники были поражены тем резонансом, который она [смерть Ленина. Как руководители Коммунистической партии, так и пропагандисты были потрясены и захвачены зрелищем участия масс в траурных событиях. Зиновьев следующим образом суммировал эти многократно повторяющиеся впечатления: "Простой народ, одухотворенный идеями Ленина, сымпровизировал эти похороны вместе с нами"»11. Валентинов Вольский , - пишет Б. Эннкер, - при всей своей враждебности к коммунистическому режиму вынужден был прийти к такого же рода выводам.

Он сообщает, что большая часть населения в Москве, "без всякого сомнения, с печалью и с чувством какой-то значимой потери", отреагировала на смерть Ленина». Далее Валентинов отмечает, что это «чувство скорби превалирует в рабочей среде, но отмечено также среди мелких служащих и беспартийной интеллигенции»12. Булдаков обращает внимание на кумулятивный эффект, который был спровоцирован совпадением двух дат: «О смерти Ленина люди узнали 22 января - день был нерабочим в память о "Кровавом воскресенье" 9 января по старому стилю. Уже сложился обычай - по крайней мере на предприятиях - устраивать в связи с этой датой собрания, петь революционные песни в траурно оформленных помещениях. Получалось, что одна жертва рабочая масса символично наложилась на другую вождь , что оказывало дополнительное эмоцио- 13 нальное воздействие»13.

В материалах периодической печати прослеживается стремление охватить трауром весь социальный спектр - от пионеров до пенсионеров, от пролетариев до нэпманов, от индустриальных рабочих до безработных, от Союза воинствующих безбожников до синода Русской православной церкви. Эннкер приводит данные о трауре среди детей14, которым совершенно не свойственно столь глубокое осознание конечности бытия и смерти. Формирование культа Ленина в Советском Союзе. Утопия, агрессия, власть... Формирование культа Ленина.

Эннкер также отмечает некоторые аспекты конструирования траура: «Эти реальные чувства - скорбь и участие - превратились в руках большевиков в ту "бесхитростную народную почву", которую можно было обрабатывать и получать с нее плоды. В процессе организации "публичного траура" большевики последовательно занимали место, оставленное для трудящихся. Они делали это из осознания своей авангардной роли, которая не могла позволить обществу самостоятельно "носить траур"; наоборот, их цель состояла в том, чтобы траурные переживания перевести в "политику". Благодаря этому событие публичного траура по случаю смерти Ленина приобрело характер политического "плебисцита", в который были вовлечены сотни и миллионы людей. Подобное впечатление от политизированного траура могло сложиться не только у сторонних критически настроенных наблюдателей.

Принудительному воздействию "плебисцита" оказались подвержены, прежде всего, сами его субъекты, то есть "трудящиеся"»15. Тенденции на дезинтеграцию, разделение, классовую дифференциацию, разобщенность, атомизацию общества, которые доминировали в годы Гражданской войны и были вызваны как идеологическими установками властей, так и повседневной борьбой граждан за свое существование, должны были смениться периодом единения и консолидации. Поводом или причиной для этого могли являться внешние или внутренние угрозы, события, которые осознавались большинством населения как судьбоносные: как правило, это были минорные, трагические обстоятельства - ситуации, при которых «горе объединяет». Таким событием была смерть В. Не абсолютизируя степень единения всех граждан СССР, можно утверждать, что это событие выполняло задачу консолидации общества.

Несмотря на различные идеологические установки и отношение к советской власти, к этому периоду созрела потребность или появился спрос на общенациональное действо, символизирующее национальное единство как своего рода антитезу Гражданской войне, как зримый символ ее завершения. Смерть человека, которого воспринимали как первопричину изменений, могла быть такой точкой, означавшей завершение определенного этапа революции. Без такого рода контрастов и сопоставлений, без чередования периодов консолидации и размежевания ни тот ни другой механизм не мог быть эффективным и достигать заданной цели. Этот механизм описал еще Аристотель в «Политике»16. Миф о «великом Ленине» как инструмент стабилизации.

Год 1924-й - время, когда в хозяйственную деятельность был возвращен здравый смысл, наметились очевидные признаки стабилизации системы в экономическом и политическом плане. Была проведена денежная реформа, которая воспринималась как материализованное проявление устойчивости большевистской системы. Именно эти обстоятельства являлись фоном, на котором формировался миф о Ленине. Смерть «первого лица государства» всегда является определенным рубежом, определяющим границы того или иного исторического периода. Уместно вспомнить отечественную традицию «нарезать» историческое полотно отечественной истории по периодам правления монархов, генеральных секретарей ЦК КПСС или президентов.

Вождизм был значимой составной частью конструирования раннесоветского общества. Этому способствовала как дореволюционная практика, персонализирующая исторические процессы, так и милитаристская идеология Гражданской войны и образ СССР как осажденной крепости. Задача состояла в том, чтобы, сформировав у населения образ «великого Ленина», объяснить, как страна будет существовать без его руководства и что его смерть не приведет к анархии. Вопрос «Кто, если не Ленин? Излишняя драматизация события могла внушить гражданам чувство беспокойства и неуверенности, ослабить контроль со стороны государства.

Формирование культа Ленина... Сочинения: в 4 т. Следует обратить внимание на тот факт, что естественная смерть лидера могла рассматриваться элитами как самый предпочтительный вариант для транзита власти. Стабильность режима обеспечивалась процедурой преемственности и формированием культа вождя, носителями и верными толкователями наследия которого являлись его соратники. В этой ситуации смерть В.

Ленина была использована максимально эффективно для легитимации и сакрализации власти тех людей, которые «находились в тени» Ленина или «грелись в лучах» его популярности. Преемникам необходимо было по максимуму использовать авторитет ушедшего вождя в своих интересах, обеспечить устойчивость существующего режима и закрепление власти за господствующим социальным слоем. Несмотря на то, что целый ряд лидеров большевистского движения ушел из жизни до В. Ленина, устоявшегося канона, сценария церемонии прощания так и не сложилось. При этом существовало противоречие в идеологии траурных мероприятий.

С одной стороны, ставилась цель поднять на наивысшую высоту умершего вождя, использовать его смерть для консолидации общества вокруг декларируемых ценностей и господствующей идеологии, с другой - потеря столь значительной исторической личности невольно наводила людей на мысли о неизбежных изменениях и невозможности продолжения прежней политики без его непосредственного участия. В условиях коллегиального управления эта проблема не столь остра, поскольку ротация и сменяемость в составе коллективного руководства является рутинной практикой. Официальный дискурс по своим целевым установкам был направлен именно на это, но форма его представления была весьма разнообразна и, на наш взгляд, противоречива. Помимо традиционных и ожидаемых, вполне устоявшихся формулировок, он включал тексты соратников Ленина, которые были полны искренних, интимных, неформальных выражений, откровенно экзальтированные по своей форме и не вписывающиеся в традиционные представления о некрологе. Напротив, сам факт смерти и описание ее причин, сообщения медицинского характера наполнены конкретикой, холодной, рассудочной констатацией фактов, физиологизмами и натурализмом.

Мы связываем это с антирелигиозной кампанией, выработкой подчеркнуто материалистического отношения к смерти в рамках официальной идеологической доктрины. Эти фрагменты контрастируют с доверительной и камерной манерой изложения, характерной для соратников Ленина. Контраст мифологичности, образности и конкретики, натуралистичности обращает на себя внимание как на уровне официальной пропаганды, так и при описании событий и настроений населения в сводках ОГПУ. В своей работе Б. Эннкер цитирует немецкого философа и культуролога Эрнста Касси-рера, посвятившего ряд своих работ феномену мифа: «И только там, где не ограничиваются спокойным созерцанием божественного присутствия, но дают божественному развернуть свое наличное бытие и свою природу во времени, где совершен переход от образа божества к божественной истории, мы имеем дело с мифом в подлинном смысле слова».

Кассирер поясняет, что «подлинный характер мифологического бытия раскрывается только там, где оно выступает как бытие причины, и исток присущего бытию священного начала следует видеть, в конечном счете, в его происхождении, а не выводить его из присущих мифу свойств и качеств. В силу этого мощь мифа - это мощь его истоков»17. Одним из истоков являлась жертвенная смерть вождя. Ленина приобретала сакральный характер, поскольку происходила экстраполяция культа жертвенной смерти Иисуса Христа на образ Ленина. Была очевидна востребованность данного культа, воспроизводимого с различными вариациями применительно к погибшим в Гражданскую войну.

Слёзкин, рассматривая партию большевиков как милленаристскую секту, пишет: «Ленин стал основателем и вождем, потому что был 17 Эннкер Б. Булдаков отмечает: «Показательно, что партийное предписание вождю - "жить вечно" в забальзамированном виде - было встречено в народе без всякого изумле- 20 ния». Источники исследования. Оценка знаменательного исторического события является маркером лояльности граждан по отношению к существующей власти, поскольку В. Ленин воспринимался как создатель, демиург нового строя.

В результате лояльность оценивалась не только через реакцию на саму смерть, но и стремление, желание участвовать в траурных мероприятиях, предпринимать конкретные шаги к увековечиванию памяти о Ленине коммеморативные практики. Общественное мнение воспроизводится нами не с опорой на первоисточник письма, дневники, воспоминания , а на основе данных официальных источников, как созданных для публикации периодические издания , так и не предназначенных для широкого круга лиц делопроизводственные и отчетные документы , в частности, сводки ОГПУ. Периодическая печать. В материалах периодической печати преобладают тексты, которые дублируют официальные документы, с включением более эмоционально окрашенных оценок. В газетах публиковались различные «народные инициативы», связанные с формами и способами увековечивания имени В.

Номер «Уральского рабочего» от 25 января 1924 г. Помимо воззваний высших партийных органов, на страницах газеты опубликована статья Л. Троцкого, а также выдержки из резолюций различных организаций. Обращает на себя внимание консолидированная позиция социальных антиподов, например тех, кто охраняет, и тех, кого охраняют. С одной стороны: «Сотрудники ПП [полномочного представительства.

Ленина, клянутся неустанно нести красное знамя борьбы рабочего класса все вперед и вперед до окончательной победы труда над капиталом». Сотрудники областной и окружной милиции: «Смерть нашего учителя сплотит еще сильнее наши ряды, и дружной боевой цепью пойдем мы в поход против капитала. Победа будет лучшим памятником тов. Достоверность данных источников вызывает сомнение в связи с невозможностью определить их авторство, поскольку тексты стандартизированы и тотальны в плане охвата организаций. Сводки ОГПУ.

Анализ сводок ОГПУ как исторического источника является предметом специального исследования22. В данной работе мы сосредоточим свое внимание на палитре оценок смерти Ленина как со стороны социального состава респондентов, так и на основе сюжетной классификации, которые нашли отражение в сводках. Нами были рассмотрены информационные сводки 16 округов Уральской области и сводные информационные сводки по Уральской области за 1924 г. Дом правительства: сага о русской революции. В большинстве сводок, относящихся к периоду январь-март 1924 г.

Ленина сюжеты, упомянуты связанные с этим событием мемориальные мероприятия. Эннкера, в частности как источник информации об оценках факта смерти В. Ленина представителями различных социальных групп. Основное внимание было сосредоточено на сводках столичных полномочных представительств, по этой причине могут представлять определенный интерес сводки региональных, провинциальных подразделений ОГПУ.

Умер В.И. Ленин

Ленин умер 21 января 1924 года, а 25 января Президиум Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР принял постановление, в котором значилось: "Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения. Официально считается, что причиной смерти Ленина стал атеросклероз, вызванный переутомлением от работы и последствиями ранения. (На момент смерти Ленина этот человек был жив и впоследствии даже принял участие в удалении черных пятен, появившихся на лице забальзамированного вождя.). Еще до того, как Ленин умер, обсуждался вопрос о сохранении его тела как лидера нации. В официальном заключении о причине смерти Ленина в протоколе вскрытия тела написано, что «основой болезни умершего является распространенный атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания». Согласно официальному заключению, непосредственной причиной смерти Ленина стало усиление кровообращения в мозгу и кровоизлияние в мягкую мозговую оболочку в области четверохолмия.

Еще о "Тайне смерти Ленина"

Умер В.И. Ленин В своей книге Себестьен не только разглагольствует о личности вождя мирового пролетариата, но и приоткрывает тайны жизни и смерти Владимира Ленина.
Загадка смерти Ленина Дневники врачей Ленина говорят о том, что основатель СССР умер от вызванного нейросифилисом кровоизлияния в мозг, рассказал исследователь Валерий Новоселов.
Секретное «дело Ленина». Документы о смерти вождя засекречены до сих пор Ленин умер 21 января 1924 года, а 25 января Президиум Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР принял постановление, в котором значилось: "Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения.
Тайна держалась почти 100 лет: вот почему не хоронят Ленина :: Ростов-на-Дону :: RusNews 21 января 1924 года умер вождь мирового пролетариата Владимир Ленин.

ДНЕВНИК СМЕРТИ ЛЕНИНА: КАК УМИРАЛ КРОВАВЫЙ ВОЖДЬ?

После смерти Ленина в 1924 году его тело было бальзамировано и выставлено на общественный показ. Текст научной работы на тему «СМЕРТЬ В.И. ЛЕНИНА В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННИКОВ: ПО МАТЕРИАЛАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ СВОДОК ОКРУЖНЫХ ОТДЕЛОВ ОГПУ ПО УРАЛУ». Профессор и специалист по лечению сифилиса Денис Заславский выдвинул предположение по поводу вероятности причин смерти вождя пролетариата — Владимира Ленина. — Юрий Георгиевич, в первом номере академического журнала "Вопросы истории" за этот год опубликована ваша статья "Тайна смерти Ленина". И вот это совсем интересно — если учесть, что от инсульта умер отец Ленина, внезапной сердечной смертью умерли две сестры его, а из-за атеросклероза у самого младшего брата, Дмитрия, ампутировали обе ноги.

Раскрыта тайна смерти Ленина

Ученые стали ближе к разгадке причины смерти Ленина Главная» Новости» Тайна о ленине которая откроется в этом 2024 году.
Секретное «дело Ленина». Документы о смерти вождя засекречены до сих пор Ленин умер давно, но большевики изготовили его куклу из воска, которую показывали народу.
Ученые стали ближе к разгадке причины смерти Ленина - - 22.04.2024 После смерти Ленина в 1924 году его тело было бальзамировано и выставлено на общественный показ.
Умер В.И. Ленин | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов После смерти Ленина в 1924 году его тело было бальзамировано и выставлено на общественный показ.

Названа причина смерти Ленина!

Миф о «великом Ленине» как инструмент стабилизации. Год 1924-й - время, когда в хозяйственную деятельность был возвращен здравый смысл, наметились очевидные признаки стабилизации системы в экономическом и политическом плане. Была проведена денежная реформа, которая воспринималась как материализованное проявление устойчивости большевистской системы. Именно эти обстоятельства являлись фоном, на котором формировался миф о Ленине. Смерть «первого лица государства» всегда является определенным рубежом, определяющим границы того или иного исторического периода. Уместно вспомнить отечественную традицию «нарезать» историческое полотно отечественной истории по периодам правления монархов, генеральных секретарей ЦК КПСС или президентов.

Вождизм был значимой составной частью конструирования раннесоветского общества. Этому способствовала как дореволюционная практика, персонализирующая исторические процессы, так и милитаристская идеология Гражданской войны и образ СССР как осажденной крепости. Задача состояла в том, чтобы, сформировав у населения образ «великого Ленина», объяснить, как страна будет существовать без его руководства и что его смерть не приведет к анархии. Вопрос «Кто, если не Ленин? Излишняя драматизация события могла внушить гражданам чувство беспокойства и неуверенности, ослабить контроль со стороны государства.

Формирование культа Ленина... Сочинения: в 4 т. Следует обратить внимание на тот факт, что естественная смерть лидера могла рассматриваться элитами как самый предпочтительный вариант для транзита власти. Стабильность режима обеспечивалась процедурой преемственности и формированием культа вождя, носителями и верными толкователями наследия которого являлись его соратники. В этой ситуации смерть В.

Ленина была использована максимально эффективно для легитимации и сакрализации власти тех людей, которые «находились в тени» Ленина или «грелись в лучах» его популярности. Преемникам необходимо было по максимуму использовать авторитет ушедшего вождя в своих интересах, обеспечить устойчивость существующего режима и закрепление власти за господствующим социальным слоем. Несмотря на то, что целый ряд лидеров большевистского движения ушел из жизни до В. Ленина, устоявшегося канона, сценария церемонии прощания так и не сложилось. При этом существовало противоречие в идеологии траурных мероприятий.

С одной стороны, ставилась цель поднять на наивысшую высоту умершего вождя, использовать его смерть для консолидации общества вокруг декларируемых ценностей и господствующей идеологии, с другой - потеря столь значительной исторической личности невольно наводила людей на мысли о неизбежных изменениях и невозможности продолжения прежней политики без его непосредственного участия. В условиях коллегиального управления эта проблема не столь остра, поскольку ротация и сменяемость в составе коллективного руководства является рутинной практикой. Официальный дискурс по своим целевым установкам был направлен именно на это, но форма его представления была весьма разнообразна и, на наш взгляд, противоречива. Помимо традиционных и ожидаемых, вполне устоявшихся формулировок, он включал тексты соратников Ленина, которые были полны искренних, интимных, неформальных выражений, откровенно экзальтированные по своей форме и не вписывающиеся в традиционные представления о некрологе. Напротив, сам факт смерти и описание ее причин, сообщения медицинского характера наполнены конкретикой, холодной, рассудочной констатацией фактов, физиологизмами и натурализмом.

Мы связываем это с антирелигиозной кампанией, выработкой подчеркнуто материалистического отношения к смерти в рамках официальной идеологической доктрины. Эти фрагменты контрастируют с доверительной и камерной манерой изложения, характерной для соратников Ленина. Контраст мифологичности, образности и конкретики, натуралистичности обращает на себя внимание как на уровне официальной пропаганды, так и при описании событий и настроений населения в сводках ОГПУ. В своей работе Б. Эннкер цитирует немецкого философа и культуролога Эрнста Касси-рера, посвятившего ряд своих работ феномену мифа: «И только там, где не ограничиваются спокойным созерцанием божественного присутствия, но дают божественному развернуть свое наличное бытие и свою природу во времени, где совершен переход от образа божества к божественной истории, мы имеем дело с мифом в подлинном смысле слова».

Кассирер поясняет, что «подлинный характер мифологического бытия раскрывается только там, где оно выступает как бытие причины, и исток присущего бытию священного начала следует видеть, в конечном счете, в его происхождении, а не выводить его из присущих мифу свойств и качеств. В силу этого мощь мифа - это мощь его истоков»17. Одним из истоков являлась жертвенная смерть вождя. Ленина приобретала сакральный характер, поскольку происходила экстраполяция культа жертвенной смерти Иисуса Христа на образ Ленина. Была очевидна востребованность данного культа, воспроизводимого с различными вариациями применительно к погибшим в Гражданскую войну.

Слёзкин, рассматривая партию большевиков как милленаристскую секту, пишет: «Ленин стал основателем и вождем, потому что был 17 Эннкер Б. Булдаков отмечает: «Показательно, что партийное предписание вождю - "жить вечно" в забальзамированном виде - было встречено в народе без всякого изумле- 20 ния». Источники исследования. Оценка знаменательного исторического события является маркером лояльности граждан по отношению к существующей власти, поскольку В. Ленин воспринимался как создатель, демиург нового строя.

В результате лояльность оценивалась не только через реакцию на саму смерть, но и стремление, желание участвовать в траурных мероприятиях, предпринимать конкретные шаги к увековечиванию памяти о Ленине коммеморативные практики. Общественное мнение воспроизводится нами не с опорой на первоисточник письма, дневники, воспоминания , а на основе данных официальных источников, как созданных для публикации периодические издания , так и не предназначенных для широкого круга лиц делопроизводственные и отчетные документы , в частности, сводки ОГПУ. Периодическая печать. В материалах периодической печати преобладают тексты, которые дублируют официальные документы, с включением более эмоционально окрашенных оценок. В газетах публиковались различные «народные инициативы», связанные с формами и способами увековечивания имени В.

Номер «Уральского рабочего» от 25 января 1924 г. Помимо воззваний высших партийных органов, на страницах газеты опубликована статья Л. Троцкого, а также выдержки из резолюций различных организаций. Обращает на себя внимание консолидированная позиция социальных антиподов, например тех, кто охраняет, и тех, кого охраняют. С одной стороны: «Сотрудники ПП [полномочного представительства.

Ленина, клянутся неустанно нести красное знамя борьбы рабочего класса все вперед и вперед до окончательной победы труда над капиталом». Сотрудники областной и окружной милиции: «Смерть нашего учителя сплотит еще сильнее наши ряды, и дружной боевой цепью пойдем мы в поход против капитала. Победа будет лучшим памятником тов. Достоверность данных источников вызывает сомнение в связи с невозможностью определить их авторство, поскольку тексты стандартизированы и тотальны в плане охвата организаций. Сводки ОГПУ.

Анализ сводок ОГПУ как исторического источника является предметом специального исследования22. В данной работе мы сосредоточим свое внимание на палитре оценок смерти Ленина как со стороны социального состава респондентов, так и на основе сюжетной классификации, которые нашли отражение в сводках. Нами были рассмотрены информационные сводки 16 округов Уральской области и сводные информационные сводки по Уральской области за 1924 г. Дом правительства: сага о русской революции. В большинстве сводок, относящихся к периоду январь-март 1924 г.

Ленина сюжеты, упомянуты связанные с этим событием мемориальные мероприятия. Эннкера, в частности как источник информации об оценках факта смерти В. Ленина представителями различных социальных групп. Основное внимание было сосредоточено на сводках столичных полномочных представительств, по этой причине могут представлять определенный интерес сводки региональных, провинциальных подразделений ОГПУ. Разумеется, в документах политической полиции смерть лидера должна была быть оценена «антисоветскими элементами» как праздник, как шанс на скорое свержение советской власти, что, в свою очередь, позволило обосновать необходимость существования, а также особую значимость в текущей ситуации органов политического сыска.

Можно критически оценивать степень достоверности приведенных фраз и выражений, которыми описывалась сложившаяся ситуация, но даже если допустить, что эти тексты отчасти являлись плодом воображения самих сотрудников информационных отделов ОГПУ, они не утрачивают исторической ценности и не умаляют ценность этого исторического источника, поскольку дают представление о процессе конструирования социальных образов как «чужих», так и «своих» - лояльных сторонников советской власти, а также проясняют содержание самой категории «лояльность». Степень достоверности данных повышается в случае персонификации источника информации, когда те или иные высказывания приписываются конкретному человеку указаны фамилия, имя и отчество респондента, место его работы или жительства. Сводки ОГПУ являются, с одной стороны, альтернативным каналом сбора и передачи информации в сопоставлении с данными общественных организаций и государственных органов как воспринимают их некоторые исследователи , соответственно содержащих информацию более высокой степени достоверности, с другой - это документы, которые являются отчетными и служат цели продемонстрировать эффективность деятельности политической полиции. Вторая задача предопределяет, во-первых, необходимость обосновать широкое поле деятельности для политического сыска, значительное число контрреволюционных элементов, с которыми необходимо бороться, и, во-вторых, показать, что ситуация находится под контролем и ОГПУ «не дремлет». Этим, возможно, и предопределяется значительная доля негативных и провокационных отзывов на смерть Ленина, которые содержатся в сводках ОГПУ.

Эннкер отмечает: «Сводки ГПУ о настроениях среди народа, ежедневно присылаемые агентами ГПУ из различных районов и предприятий Москвы с момента смерти Ленина, с лихвой подтверждают впечатления Валентинова [об общей скорби. И напротив, враждебные настроения, о которых также регулярно обязаны были сообщать, регистрировались довольно редко»24. Соотношение «правильных» и «неправильных» реакций на смерть В. Ленина можно определить как 3:1. Эннкер, - если смерть Ленина и сопровождалась какими-то политическими комментариями со стороны рабочих, то они ограничивались домыслами относительно предстоящего или совершившегося вследствие смерти Ленина переворота.

Людей волновал вопрос о персональных альтернативах среди его наследников, интерес к которым подогревался слухами о вспыхивавших в политическом руководстве конфликтах. Эти материалы представляют типичный пример "раздвоенного рабочего сознания", того сознания, которое после шести лет опыта жизни при большевистском режиме и вопреки нарисованной в вышеприведенных манифестах картине основывается на убеждении в непреодолимом разделении общества на "верхи" и "низы". Оно не видит для себя никакой возможности для вмешательства в политическую жизнь, для участия в ней или принятия на себя политической ответственности»25. Материалы информационных сводок ОГПУ по Уральской области подтверждают вывод о том, что в раннесоветском обществе значительная часть «класса гегемона» не воспринимала себя в качестве актора политических процессов, была лишена политической субъектности. Это обстоятельство позволяет говорить о тотальной маргинализации ранне-советского общества, поскольку «деклассированными» ощущали себя не только пролетарии, но и иные социальные группы, в особенности непривилегированные и дискриминируемые.

Спектр оценок и индикаторы лояльности к советской власти. Особо ценна информация об отношении к факту смерти В. Ленина со стороны антагонистов существующего строя. В частности, оценка гражданами, содержащимися в заключении, частными торговцами, нэпманами, а также «бывшими» - теми слоями общества, чья нисходящая социальная мобильность явилась непосредственным следствием революции. Закономерно, что эта часть населения - «молчуны» - оставила наименьший след в исторических источниках.

По косвенным данным, в том числе отраженным в сводках ОГПУ, можно утверждать, что «болото», «чистые обыватели» или «обывательщина» составляли абсолютное большинство, но, судя по реакции властей, все же меньше, чем при оценке иных событий. Ленина будут изменения, этому событию нисколько не сожалеют, а даже радуются, на этой почве строят разные планы, рогатки, распространяя всевозможные нелепые слухи. Необходимо сказать, что умы "чистых" обывателей смерть т. Ленина мало занимает»26. Сотрудник Тобольского ОО ОГПУ под заголовком «Обывательщина» сообщает: «Часть из этого наравне с другими и искренно сожалеет о кончине Владимира Ильича, что 27 выявляется из разговоров о смерти последнего»27.

Ленине как в конкретных материальных формах, так и в символическом виде; - «Ленинский набор» в РКП б 28. Обстоятельства смерти. По всей видимости, обстоятельства смерти большинством оценивались как вполне обоснованные, хотя не исключалась версия о криминальном характере событий, чаще всего упоминалось отравление. Отметим нашедший отражение в сводках сюжет о возможностях омоложения, знакомый современному читателю благодаря роману М. Булгакова «Собачье сердце».

Ленина, если разрешают обмолаживать стариков, то взяли бы и тов. Ленина сделали молодым»29. Реакция различных социальных групп и категорий граждан. Структура сводок, с одной стороны, была формализована, поскольку являлась результатом мониторинга, с другой - не всегда оставалась неизменной от периода к периоду, а ряд сюжетов мог быть отражен в разных рубриках. Одним из важных элементов структуры являлся анализ политических настроений отдельных социальных групп31.

На первом месте находились рабочие, затем крестьяне и прочие социальные группы. Радио, полученное 23. Среди обывательской массы первое время наблюдалось недоверие к смерти т. Суммируя все имеющиеся сведения о произведенном смертью тов. Ленина впечатлении на массу, видно, что у большинства, даже беспартийных и крестьян, такая утрата вызвала глубокое сожаление, что является наглядным фактом авторитета т.

Ленина и в целом Компартии среди сознательной части беспартийных и крестьянства. И среди бывших привилегированных нередко можно слышать сожаление о тов. Ленине, конечно, не как о коммунисте и вожде пролетариата, а как о гениальном и необычайного ума человеке, сумевшем подорвать империалистический, веками установленный строй и на развалинах старого строя создать новый, совершенно небывалый в истории строй. Ленина со стороны заключенных, содержащихся в тюрьме. Среди таковых циркулируют разговоры о широкой амнистии как следствие смерти вождя пролета- 32 риата».

Необходимо отметить, что на негативной реакции на смерть Ленина со стороны рабочих в сводках сделан особый акцент. Этот вывод подтверждается тем, что при описании данных фактов указывается конкретный человек, а информация сопровождается данными о том, что «меры приняты». Рабочий Бороздин, принимавший деятельное участие при свержении Советской власти в 1918 г. Далее сообщалось: «Иканин Николай из рабочих, по профессии машинист, узнав о смерти Ленина, ударил ножом по его портрету с проклятием. Меры к расследованию и 34 привлечению виновных к ответственности нами приняты»34.

По данным начальника Кунгурского окружного отдела ОГПУ Костича и уполномоченного Лодейщикова, к смерти Ленина большинство крестьян отнеслось сочувственно. В их сводке говорилось: «Крестьянская масса в большинстве своем отнеслась пассивно, за исключением редких единоличных мнений большинства несознательных лиц и кулаков, по мнению которых "одним грабителем меньше и теперь очередь за Троцким"»35. В сводке по Тобольскому округу говорилось: «Все сознательное крестьянство Тоб-округа отнеслось к смерти тов. Ленина с известным прискорбием, сознательно учитывая величайшую потерю вождя трудящихся. Преимущественно к этому относятся бедняки и середняки.

Характерно то, что даже некоторые кулаки сожалеют о преждевременной кончине Ленина, говоря, что жизнь при нем заметно началась улучшаться, что он был умный, 30 ЦДООСО.

Иллариошкин рассказал, что у Ленина был атеросклероз с ранней особой кальцификацией. В связи с этим сонную артерию сравнивали с камнем. Академик назвал атеросклероз клинически значимым. Недуг протекал катастрофически и стал причиной нескольких повторных ишемических инсультов.

Тело лидера революции уложили в гроб и закопали в могиле. Это захоронение располагалось на Красной площади, у Кремлевской стены. Данное свидетельство до сих пор остается полузакрытой информацией Далее последовало решение ЦК партии: тело покойного извлечь из могилы и мумифицировать. Карпук приводит воспоминания киноведа и телеведущего Глеба Скороходова из книги «Разговоры с Раневской». Предъявил паспорт, выписали пропуск, провели в зал — огромный, ни одного свободного места, идет семинар пропагандистов политсети. За кулисами встретил руководитель в чине полковника — меня передали ему из рук в руки Полковник в знак благодарности за лекцию вручил мне солидный том в кожаном переплете, сказав, что в магазинах его не купить, что издание это не закрытое, но для внутреннего пользования. Том оказался подробной биографией Железного Феликса, и в ней я обнаружил то, о чем нигде и никогда не читал. Дзержинский возглавлял комиссию по ленинским похоронам. И, оказывается, сначала Ленина закопали в землю. Как обычно». В мемуарах Скороходову возражает Фаина Раневская словами о том, что была в ту зиму 1924-го в Москве и помнит: плотники сразу сколотили мавзолей — небольшой, из неструганых досок. Его мы твердили в школе».

Настоящей причиной его гибели стал атеросклероз с кальцификацией сосудов, уверен академик РАН, директор Института мозга Научного центра неврологии в одной из лабораторий которого хранится мозг Ленина Сергей Иллариошкин. Врач-исследователь Валерий Новосёлов ранее приводил записи из дневника медиков, ухаживавших за вождём мирового пролетариата в течение двух последних лет его жизни. Из этих данных Новосёлов и сделал вывод, что причиной смерти В. Ульянова стал нейросифилис.

Секретное «дело Ленина». Документы о смерти вождя засекречены до сих пор

Новости. Знакомства. — Юрий Георгиевич, в первом номере академического журнала "Вопросы истории" за этот год опубликована ваша статья "Тайна смерти Ленина". Нейрофизиолог Валерий Новоселов получил доступ к документам о лечении и смерти Владимира Ленина.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий