Новости кто такие тиуны

Работа по теме: УМК история Л-100. Глава: Тиун – княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси. Тиуны. княжеские или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Киевской Руси и русских княжествах XI-XV вв.

Что такое тиун что значит

Тиун. — княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI—XV вв., а также в Русском государстве XV—XVII вв. Таким образом, тиуны были собственно судебные чиновники при наместниках или воеводах. Холоп-тиун допускался на суд в качестве свидетеля при отсутствии свидетелей свободного состояния, вопреки общему правилу: «послушества на холопа складают». это название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов. Зависимое население Древней Руси: кто такие тиуны? Княжеский Тиун. Тиуны и ключники в древней Руси.

Мытарь, тиун, баскак и фининспектор…

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Княжеский Тиун. Тиуны и ключники в древней Руси. Название некоторых должностных лицТиун в Энциклопедическом словаре:Тиун - княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Др. Тиуны играли огромную роль в формировании и укреплении единства Древней Руси во времена князей. Тиун. — княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI—XV вв., а также в Русском государстве XV—XVII вв.

Кто такие тюны в Древней Руси

Кроме подьячих в приказной избе были пристава или недельщики, рассылыцики и сторожа, которые приводили в исполнение приказания воеводы. В приказной же избе хранилась государева печать; она хранилась в особом ящике за печатью воеводы. Но впрочем, государева печать, кажется, была только в значительных городах, в городах же низших степеней воеводы все бумаги печатали своей печатью. Дьяки были не во всех городах, а только в главных; они были товарищами наместников или воевод. Главная их обязанность состояла в надзоре за сбором податей и пошлин и исправным ведением приходных и расходных книг, а также в составлении ежегодных отчетов, посылаемых в Разряд или Приказ; вообще дьяк заведовал всей письменной частью по управлению и ему были подчинены все подьячие, служившие в одном с ним городе. Впрочем, обязанности дьяка ке ограничивалась одним надзором за письмоводством, но он имел право делать и отдельные распоряжения по некоторым частям управления, независимо от наместника или воеводы; так, например, он был главным начальником по сбору казенных податей, Так как дьяки имели большое влияние на областное управление и к ним стекалось огромное число дел, то поэтому срок их службы был гораздо продолжительнее службы наместников и воевод, так что дьяк в одвом и том же городе служил несколько воеводских и наместничьих перемен; при том же дьяки большей частью посылались в города из того же приказа, в ведении которого состояли эти города; так, например, в сибирские города дьяками посылались служащие из Сибирского Приказа, в украинские городя — из Разрядного Приказа и т.

Дьяк был собственно товарищем наместника, и его имя во всех официальных грамотах писалось рядом с именем наместника. То же значение и даже обязанности имели и подьячие в тех городах, где дьяков не полагалось.

Как правило, тиун был княжеским холопом, или становился им после принятия на службу; Русская Правда упоминает «тивуньство без ряду» то есть, без устанавливающего иное договора как один из источников холопства. В XIV—XVII веках существовали тиуны великого князя, которые занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, и тиуны, входившие в аппарат наместников и выполнявшие судебные функции. Кроме того, в Великом княжестве Литовском тиунами назывались крупные феодалы, которые осуществляли управление волостями позднее — наместники , производили сбор дани так называемое полюдье.

Со времени стоглавого собора положение дел совершенно изменилось: у архиереев решительно отнято было их старинное право единоличного назначения их бояр, последние избирались уже не архиереем и не из его служилых людей, но царем и из царских чиновников. Очень важное в этом отношении постановление стоглавого собора было выражено в следующей форме: «да митрополиту ж, архиепископом и епископом без царева ведома бояр от себя и дворецких не отсылати и в тех место иных не поставляти, кроме преже реченных вин; а котораго святителя изведутца бояре и дворецкие, и им избирати от тех же родов, а не будет от тех родов, и им от иных родов избирати, коемуждо их, да обсылатися со царем; а повелит которым царь быти в боярех и в дворецких, и святителем тех у себя и держати, а без царева ведома, однолично, бояр и дворецких не держати. А у которых святителей изведутся бояре и дворецкие, а от тех родов или от иных родов, таких у них не будет, которым пригоже в тех место быти в боярех и в дворецких: и им о том бити челом царю, чтобы государь пожаловал, избрал у себя и дал им, которым будет пригоже в том чину быти; а без царева ведома, однолично, бояр и дворецких не поставляти» 103. Приведенное постановление стоглавого собора об архиерейских боярах и дворецких показывает, а что до стоглавого собора государство совершенно не вмешивалось в отношения архиерея к его служилым людям, архиерей сам избирал бояр из своих служилых людей, точно также по своему только личному усмотрению отсылал их от себя, если находил это почему ни будь нужным, вследствие чего служба бояр при архиерее была частною, не имевшею никакого государственного значения; b так как бояре избирались, то звание боярина при архиерейском дворе указывало на чин или должность, — каждый получал боярство, как чин, вместе с известною должностью, — боярство, поэтому, служило обозначением чина и соединенной с ним должности, а не сословия; с у архиереев были целые роды служилых людей, ко бояре избирались только из некоторых, которые, по своему происхождению, имели на это право, так что боярское достоинство было наследственным только в известных родах. Впрочем, из того обстоятельства, что стоглавый собор предлагает архиереям, в случае недостачи таких родов, из которых бы можно было избирать бояр, обращаться с просьбою о боярах к царю, уже достаточно видно, что этих родов на службе у архиереев в то время почти вовсе не было, не исключая и самого митрополита; в противном случае, если бы таких служилых родов у архиереев было действительно много, то и самое постановление собора просить у царя бояр, если они изведутся у какого святителя, не имело бы никакого смысла, между тем как в действительности, в виду того, что на службе у архиереев боярских родов в это время не было, приведенное постановление стоглава имело очень важное, практическое значение, что мы и увидим в последствии.

Определения стоглавого собора об архиерейских боярах совершенно изменили их прежние отношения к архиереям, и самые бояре сделались далеко не тем, чем они были прежде. Теперь архиереи потеряли прежнее свое право только по своему личному усмотрению распоряжаться своими боярами, — в силу приведённого постановления стоглавого собора, они как при выборе своих бояр, так и при их увольнении должны были предварительно снестись с царем, который, конечно, всегда удерживал за собою право одобрить или не одобрить их распоряжения и право назначать к архиереям бояр по своему усмотрению, совершенно устраняя указанных архиереями лиц. Мало этого, архиереи законом обязывались теперь выбирать себе бояр только из известных родов, которые имели на это право, а так как у архиереев таких родов в действительности не было, или если и были, но царь со своей стороны мог находить неудобным назначать из них бояр, то в конце концов это постановление стоглавого собора необходимо вело к тому, что бояре к архиереям назначались исключительно царем, прежние, собственно архиерейские, бояре перестали существовать, а их место заняли назначаемые царем чиновники, которые только считались архиерейскими боярами, а на самом деле оставались царскими чиновниками и во всем зависели от царя. В этом случае очень интересно свидетельство Флетчера, который говорит, что «владычные бояре» назначались на свои должности не епископами, а самим государем или его думой, и отчет в своем управлении они обязаны были давать не епископу, а светской власти. Если епископ получал позволение иметь чиновников по своему собственному выбору, то это считалось знаком особой царской милости 104. Действительно, после стоглавого собора архиерейские бояре назначались на свою должность не самими епископами, а царем. Правда, подобные случаи были и ранее стоглавого собора, по крайней мере мы знаем, что когда Макарий, впоследствии митрополит московский, был послан в Новгород на архиепископскую кафедру, то великий князь дал ему своих бояр 105. Но во всяком случае эти назначения бояр к архиереям от князя до стоглавого собора были явлением исключительным и объяснялись какими ни будь чрезвычайными обстоятельствами, как в данном, например, случае это объясняется особым враждебным отношением тогдашнего Новгорода к Москве, что заставляло московское княжеское правительство все, сколько ни будь важные, должности в Новгороде замещать москвичами и вообще лицами, несомненно преданными интересам правительства. Напротив, после стоглавого собора назначение бояр к архиереям царем из его собственных чиновников стало общим, всегдашним законом до уничтожения самого существования светских архиерейских чиновников, так что с этого времени название архиерейский боярин указывало только на службу известного лица у архиерея, но вовсе не определяло его государственного положения, — архиерейский боярин, в существе дела, был простым царским чиновником. Что архиерейские бояре со времени стоглавого собора назначались царем из его служилых людей, на это имеются неоспоримые данные.

В 1574 году новгородский архиепископ Леонид дал своему боярину, Василию Григорьевичу Фомину, поместную грамоту на право пользоваться известным имением. В конце этой грамоты сделана следующая приписка: «а дано то поместье Василию Григорьевичу на время, до тех мест как его государь царь и великий князь пожалует, здесь в Великом Новгороде велит ему дать поместье и грамота жалованная взяти» 106. Из этой приписки ясно видно, что боярин новгородского архиепископа был назначен к нему царем из московских дворян; тоже самое видно из двух других грамот, в которых встречается имя Василия Григорьевича Фомина и где он помещается в числе дворян первой статьи 107. О времени первых патриархов в «записке о царском дворце, церковном чиноначалии, церковных чинах» и проч. Отвергнуть или заподозрить силу этого ясного, прямого свидетельства решительно нет никаких серьезных оснований, — тем более, что оно подтверждается другими, устраняющими всякие сомнения данными: патриарший дворецкий, заседавший в патриаршем дворцовом приказе, Иван Васильевич Биркин 109 , встречается сначала в чине ясельничего 110 , а потом в чине думного дворянина 111. Боярин Василий Федорович Янов, заседавший в патриаршем судном приказе 112 , был сначала ясельничим, а потом думным дворянином 113. В описании церемониала шествия патриарха на осляти, в вербное воскресенье, сказано: «а у осляти стояли патриарш боярин думной дворянин Михайло Иванович Глебов» 114 ; после Глебов значится в числе окольничих 115. Патриарший боярин Тимофей Петрович Савелов встречается сначала в чине думного дворянина 116 , а затем в чине окольничего 117. Если мы находим таким образом патриарших бояр в списках государственных чиновников, можем показать относительно некоторых из них, как они повышались по лестнице государственных чинов и именно в качестве чисто государственных чиновников, хотя они и считались патриаршими боярами, то наоборот, в списке патриарших служилых людей 118 мы вовсе не встречаем фамилий: Янова, Савелова, Глебова, Нелединского и пр. Тоже самое подтверждается и следующими двумя обстоятельствами.

В уложении мы находим указания на все классы чинов, не исключая архиерейских служилых людей, патриаршеские дети боярские упоминаются даже с указанием трех степеней, на которые они делились, между тем об архиерейских боярах в уложении вовсе не упоминается. Это, по видимому, странное игнорирование государственным законодательством архиерейских бояр, невозможное, если бы они составляли особый, самостоятельный класс чинов, просто объясняется тем, что архиерейские бояре во время Уложения были боярами только для архиерея, для государства же они были простыми обыкновенными его чиновниками, и потому оно не считало нужным выделять их в своем законодательстве, как особый класс чинов и упоминать о них отдельно от тех государственных чинов, к которым они причислялись. Если, например, наносилось бесчестие патриаршему боярину, то плата за его бесчестье сообразовалась не с его боярством у патриарха, но с его государственным чином, смотря потому, был ли он думный дворянин или окольничий. Точно также, встречая различные распоряжения Петра, которыми отбирались у архиереев их служилые люди, мы вовсе не находим между ними ни одного законодательного акта относительно уничтожения архиерейских бояр, конечно, опять потому, что архиерейские бояре не составляли в то время особого самостоятельного класса чиновников, отдельного от государственных чинов; царь прекратил назначение бояр к архиереям, и архиерейские бояре перестали существовать. Таким образом со времени стоглавого собора бояре к архиереям назначались царем из его собственных чиновников, и их служба у архиереев ставилась наравне с государственной. Обыкновенно патриаршие бояре избирались из думных дворян и нередко после службы у патриарха они получали следующий высший чин, именно производились в окольничие, как это было, например, относительно патриарших бояр Глебова и Савелова. Древняя вивлиофика говорит: «патриаршие бояре состояли одною степенью государевых ниже, с околничими в равном почтении, чего ради есть и примеры, что один человек мог отправлять боярскую должность у патриарха и окольническую у государя в одно время» 119. Это мнение древней вивлиофики, что патриаршие бояре равнялись царским окольничим, трудно признать справедливым, потому что мы всегда встречаем патриарших бояр не иначе, как только в чине думных дворян, и ни разу — в чине окольничих. Кажется, что мнение древней вивлиофики явилось вследствие того, что при патриархе Никоне боярином был Никита Алексеевич Зюзин 120 , что окольничий и потом боярин Хилков был председателем в патриаршем приказе. Но заключать отсюда, что патриаршие бояре были только одною степенью ниже царских, было бы в высшей мере ошибочно, ибо в первом указанном случае царь только хотел почтить уважаемого и любимого им патриарха назначением к нему в бояре своего окольничего, хотел этим выразить ему свое особое уважение и почтение.

Что же касается Хилкова и других, заведовавших в патриарших приказах, царских бояр, то они играли в этом случае ту же роль, что и нынешний обер-прокурор при Святейшем Синоде, — это были царские представители при церковном управлении, и они вовсе не считались патриаршими боярами. Гораздо справедливее, кажется, будет думать так, что патриаршие бояре были всегда не выше думных дворян и что более знатные из них, после службы у патриарха в боярах, жаловались иногда и в царские окольничие, в чем нет ничего невероятного, по крайней мере совершенно аналогичное этому явление мы видим относительно патриарших стольников. В книге «о старинных степенях чинов в России» читаем: «патриархи так же наизнатнейших родов людей в стольники жаловали, так как в 138-м году, июня 24 числа, пожалован был в стольники к Филарету Никитичу князь Никита Иванович Лобанов. Из стольников же патриарших не одинаково производились: одни жаловались прямо в стольники к государю, как сие видно по пожалованию из патриарших стольников в стольники государевы в 138-м году, Декабря 25 числа, князя Нефеда Ивановича Щербатова; другие же были жалованы в стряпчие государевы, яко в 142 году, из патриарших стольников пожалован был в стряпчие князь Михайло Васильевичи Вяземский». Таким образом, как из патриарших стольников производились или в царские стольники, или в стряпчие, смотря по фамильной знатности производимого лица, по тому общественному положению, какое занимает его фамилия, так и из патриарших бояр могли производить иногда в царские окольничие, если только патриарший боярин, по своему происхождению и общественному положению своей фамилии, имел право на этот чин, при чем сделавшись царским окольничим, он уже оставлял службу у патриарха, по крайней мере, мы не знаем ни одного случая, когда патриарший боярин заседавший в каком ни будь приказе, в то же время значился бы царским окольничим, обыкновенно они называются думными дворянами во всех дошедших до нас грамотах. Понятно само собою, что если к патриархам бояре назначались из думных дворян, то к простым архиереям они вероятно назначались просто из дворян того города, где жил архиерей, — конечно эти бояре архиереев никогда не дослуживались и чина думных дворян, так что в лестнице государственных чинов они занимали очень невысокое положение и принадлежали конечно к людям не особенно знатным и родовитым. К сожалению, об архиерейских боярах, кроме патриарших, за это время, мы не имеем решительно никаких сведений и можем составить о них некоторое представление, за отсутствием всяких положительных данных, единственно только на основании аналогии с патриаршими боярами. Мы знаем, что устройство княжеского двора в древнее время было сравнительно просто и не сложно, что те многочисленные должности и чипы, которые существовали при московских великих князьях и потом царях, явились уже в позднейшее время, что еще при вступлении на престол Иоанна III при великокняжеском дворе было только три боярина, два дворецких и один окольничий, так что все управление княжеством производилось при посредстве этих не многих лиц, почему точного и дробного разграничения должностей и обязанностей при дворе в то время не могло быть. Понятно, что у архиереев, которые при устройстве своего двора и придворных должностей брали за образец княжеский двор, но было еще в то время служилых лиц с определенными и постоянными должностями, не было того многочисленного и разнообразного придворного штата, который явился у них в последствии. Только с течением времени, мало по малу, из первоначально необходимо широкого и в тоже время неопределённого и запутанного круга деятельности, по мере выработки более устойчивых отношений и обязанностей, по мере формирования при архиерейских дворах постоянных, определенных должностей, за архиерейскими боярами были приурочены определённые, более или менее постоянно одинаковые должности и обязанности, которые за небольшими изменениями остались за ними до последнего времени их существования.

Обращаясь к древнейшим сведениям, какие сохранились об архиерейских боярах и которые бы разъяснили нам их службу у архиереев в первое время их существования, мы должны заметить, что эти сведения кроме того, что очень скудны и относятся уже к позднейшему времени к концу второй половины XIV и к XV веку , но случайно упоминая о боярах, они почти совсем ничего не говорят, в чем именно состояла служба бояр при архиереях до конца XV и начала XVI века. Чтобы сколько-нибудь уяснить себе служебное значение архиерейских бояр до конца XV века, мы приведем все те данные, которые только говорят о них за это время. Летописец, говоря о Митяе, что он до посвящения занял уже митрополичий дом, замечает «и бояре митрополичьи служахут ему» 121 , не объясняя этого общего неопределённого выражения «служахут ему» конечно, между прочим, и потому, что точнее определить службу митрополичьих бояр того времени было и нельзя. Митрополит Киприан посылал своего боярина звать новгородского архиепископа в Москву, в другой раз присылал в Новгород своего боярина Дмитрока просить у новгородцев серебра 122 ; митрополит Фотий по смерти великого князя Василия Димитриевича посылал к его брату Юрию в Звенигород звать его в Москву своего боярина Акинфа Слебятева 123. Из приведенных свидетельств видно, что архиерейские бояре посылались в древнейшее время архиереями с различными частными поручениями и исполняли, следовательно, те обязанности, которые впоследствии лежали исключительно на детях боярских. В уставной грамоте митрополита Киприана Константиновскому монастырю 1391 г. Из того факта, что митрополит делает своим боярам, живущим во Владимире, запрос, какие подати Константиновский монастырь платил прежде митрополиту, само собою следует, что эти бояре заведовали сбором митрополичьих пошлин с духовенства, почему митрополит и обратился к ним за решением спорного вопроса о пошлинах 125 О боярах, как сборщиках податей, или десятильниках, говорит еще одна позднейшая грамота, именно послание митрополита Ионы к иерейскому князю Михаилу Андреевичу после 1450 г. С конца XV века мы уже не встречаем более бояр в качестве сборщиков податей или десятильников, — на эти должности с этого времени стали назначаться исключительно дети боярские. Из уставной грамоты вел. Василия Димитриевича с митр.

Киприаном мы видим, что бояре отправляли военную повинность с архиерейских земель, что они обязаны были по призыву князя являться на войну, те, которые служили при митрополите Алексие, под предводительством митрополичьего воеводы, а которые вновь поступили к митрополиту, — под предводительством княжеских воевод, сообразно тому, где кто из митрополичьих бояр жил. Но со второй половины XV века митрополичьи бояре уже не требовались на войну, военная повинность с митрополичьих земель исправлялась детьми боярскими. Точно также мы уже не встречаем более митрополичьего воеводы, который бы предводительствовал митрополичьим полком и о котором упоминает уставная грамота вел кн. Василия Димитриевича с митроп. В жалованной грамоте ростовского архиепископа Вассиана Кириллову монастырю сказано: «а будет дело духовное и игумен того пообыскав да пошлет ко мне, а пожаловал есмь своими бояры, Некрасом Ивановым сыном, да Семеном Кузьминым сыном, да Иваном старцем Баскаковым» 1468 г. В первой грамоте митр. Зосимы 1472 г. Константиновскому Владимирскому монастырю, по тяжбе архимандрита монастыря с Костею и Неклюдом Щербиным, за две деревеньки, после описания митрополичьего суда сказано: «а тогды у господина у митрополита были его бояре Фёдор Юрьевич, да Никита Данилович, да дворецкой Кузьма» 128. В записи о ржевской дани, платимой великим князьям московскому и литовскому, также новгородскому владыке и тамошним боярам после 1479 года, между прочим, говорится: «а теперь владычицы бояре во Ржеве, по тым жеребьям судят и рядят, и гроши берут на ком што хотячи... Выдержки из приведенных грамот показывают, что еще в XV веке одною из существенных обязанностей архиерейских бояр было отправление суда по поручению архиерея и не только над лицами светскими, но и над духовными, по делам гражданским.

Когда именно за архиерейскими боярами усвоено было право суда над духовенством, решительно неизвестно, но несомненно, что гораздо ранее второй половины XV века, когда это является уже делом обычным, вполне установившимся. Относительно того обстоятельства, что боярам предоставляется грамотою право судить братию монастыря и в делах духовных нужно заметить, что это еще не значит, чтобы архиерейские бояре судили духовенство и в чисто духовных делахю. Смысл пожалования монастыря боярами был тот, что пожалованный игумен и братия освобождались от ведомства и суда всех других архиерейских чиновников, но во всех делах должны обращаться к известным боярам, которые расследовали данное дело и представляли его на окончательное решение архиерея. Из всех приведенных свидетельств об обязанностях и службе бояр у архиереев до конца XV века видно, что в то время бояре занимали у архиереев все служебные должности, какие в то время могли существовать при архиерейском дворе: они исполняли те или другие частные поручения архиерея, собирали архиерейские пошлины с духовенства или были десятильниками, присутствовали на суде митрополита или по его назначению были судьями временными, поставленными для известной местности и известных лиц, отправляли военную повинность с архиерейских земель, словом — все служебные обязанности как самые высшие, так и самые низшие, какова должность сборщика податей, до второй половины XV века исполнялись архиерейскими боярами. С XV века, когда произошло разделение бояр на бояр собственно и детей боярских, и когда число их при архиерейских дворах сделалось очень ограниченным, они стали занимать только самые высшие должности, на все же низшие должности стали назначаться дети боярские. Из обширного первоначально и разнообразного круга обязанностей бояр за ними оставлена была одна важнейшая обязанность: постоянно находиться при архиерее, разбирать и решать, по указанию архиерея, все дела, которые поступали к нему, помимо низших инстанций. Конечно такое разграничение должностей при архиерейском дворе совершалось не вдруг, а постепенно; только с течением времени за боярами все более и более постоянно стали приурочивать обязанности судей, с оставлением всех других обязанностей, которые возлагались на них прежде. Собственно, со всею ясностью и определённостью судные обязанности бояр в первый раз были высказаны в половине XVI века стоглавым собором, и только с этого времени мы встречаем их всегда уже исключительно в качестве судей. Стоглавый собор, желавший ввести во все церковное управление порядок, более строгий и более соответствующий канонам, нежели какой был прежде, особенно занялся вопросом о святительском суде, хотел внести сюда большую определенность и отчетность, нежели какие были прежде. Собор прежде всего настаивает, чтобы все духовные лица во всех, собственно духовных, делах были всегда судимы духовными же лицами, так чтобы светские лица даже и не присутствовали на этом суде: «а бояре митрополичьи в том суде у святителей не сидят, развее писарей, кому те дела записывати...

А царевым бояром и дворецким, и митрополичьим бояром и архиепископлим и епископлим, архимандритов, и игуменов, и игуменей, и строителей не в которых делех не судити, а судят их святители сами по священным правилам» 130. Чтобы лучше понять настойчивость, с какою собор требует, чтобы духовные в духовных делах судились непременно духовными же, нелишне припомнить здесь вышеприведенное извлечение из грамоты ростовского архиепископа Вассиана Кириллову монастырю, где епископ суд над братией и игуменом в духовных делах поручает своим боярам. Кроме того, самая настойчивость, с которою собор требует, чтобы духовные лица в духовных делах никаким образом не судились светскими лицами, чтобы последние даже и не присутствовали на этом суде, показывает, что до собора положение дел в этом отношении было несколько иное, иначе к чему такая настойчивость соборных постановлений? Впрочем, устранив архиерейских бояр от суда над духовенством в духовных делах, собор в то же время отдает в руки бояр все судебные дела духовенства по делам гражданским и уголовным, подлежащим архиерейской юрисдикции: «а по рядным грамотам и по духовным, и по кабалам, и в поклажаех, и боех, и в грабежех и в прочих во всяких делех опричь духовных дел, попов и диаконов и всех причетников и мирских людей, повелевают святители бояром своим судити» 131. Таким образом, по мысли стоглавого собора, при архиереях должно было образоваться два судебных отделения: первое должно было состоять исключительно из духовных лиц; здесь суд давал или сам митрополит в митрополии или, когда ему «не поможется», «владыка сарский и подонский», бояре и вообще светские лица не могли присутствовать при заседаниях этого суда «развее писарей кому те дела записывати». Отделение давало суд и расправу всему духовенству по делам исключительно духовным. В другом отделении судьи были светские — архиерейские бояре, суду которых подлежали как духовные лица по всем гражданским и уголовным делам, так и все лица светские по всем делам, которые предоставлены были тогдашним законодательством суду церкви. А так как суд архиерейских бояр не отличался обыкновенно особым беспристрастием и справедливостью, то собор постановил: «у бояр в суде сидети старостам поповским, и пятидесяцким и десятским, по неделям, по два или по три, да грацкым старостам и целовальником, да земскому диаку, которым царь и государь прикажет». Всем этим лицам повелевается собором иметь с судных дел «противни» и прикладывать к ним свои руки так, чтобы засвидетельствованный подписью всех бывших на суде и подписью дьяка судный список, в одном экземпляре, хранился у бояр, производивших суд, в другом у целовальников, присутствовавших на этом суде, а хранился бы у дьяка в ларце, за боярскими печатями, «доколе те судные списки бояре перед святителем положат и обоих истцов пред ним поставят». Только после того как святители получат от обоих истцов утвердительный ответ, что суд им действительно был таков, как он записан в представленных списках, святители повелевают боярам произнести тот или другой решительный приговор по делу 132.

Согласно постановлениям стоглавого собора о святительском суде, на архиерейских бояр с этого времени уже не возлагались никакие другие служебные обязанности и должности, кроме судных; они теперь постоянно жили при архиерее, составляли при нем судное отделение по всем делам, подлежащим архиерейской юрисдикции; у них хранились различные архиерейские указы и распоряжения по различным делам управления; к ним, а не к архиерею непосредственно, обращались царские приказы с своими памятями по тем или другим вопросам 134. Со времени стоглавого собора архиерейские бояре встречаются во всех актах не иначе, как только в качестве судей, но замечательно, ни один акт не делает даже и намека на то, чтобы на суде у бояр присутствовали выборные от духовенства и земства, как того требовал стоглавый собор; очевидно, что это последнее постановление собора так и осталось на бумаге и вовсе не прилагалось на практике, — бояре по прежнему продолжали судить однолично или вместе с дьяками 135. Со времени учреждения в России патриаршества положение дел относительно бояр нисколько не изменилось, они и при патриархах по-прежнему продолжали заведовать епархиальным судом. В «записке о царском дворе, церковном чиноначалии, придворных чинах, приказах» и пр. Со времени же учреждения патр. Филаретом, так называемых, патриарших приказов, которые заведовали всем епархиальным архиерейским управлением, бояре были в них судьями, и таким образом от них, главным образом, зависело производство и отчасти самое решение всех епархиальных дел, поступавших в приказ; впрочем, о боярах, как судьях архиерейских приказов, мы скажем подробнее ниже 136. Таким образом, с конца ХV и начала XVI века, из круга всех других обязанностей и должностей, при дворе архиерея по своей важности и обширности круга деятельности, стала выделяться должность архиерейских судей, которая постепенно и была усвоена исключительно за боярами. Собор 1551 года образовал из бояр судное отделение, которое должно было постоянно находиться при архиерее и под его высшим надзором, давать суд и расправу лицам духовным и мирским по предметам, указанным самим собором. С этого времени бояре уже всегда являются только в качестве судей при архиереях, и мы не видим в их правах и обязанностях никакого заметного изменения до самого учреждения приказов патриархом Филаретом. Из всего сказанного нами об обязанностях и роде службы архиерейских бояр само собою понятным становится, какую важную, видную роль они играли во всем архиерейском управлении; — все дела, какие были только подведомственны архиерею, иногда не исключая и чисто духовных, проходили через их руки, ибо самим архиереем произносился только окончательный приговор.

Как ближайшие непосредственные советники и помощники архиерея, как производители всех дел, бояре необходимо имели большое влияние на характер архиерейских решений дел, а чрез это и на все вообще архиерейское епархиальное управление. Интересно, в этом отношении, свидетельство Флетчера о значении архиерейских бояр в епархиальном управлении. По словам Флетчера, для управления различными делами, подведомыми церковному суду, у всех епископов были чиновники и комиссары, которые назывались Владычные бояре; они были миряне и, считаясь наравне с воеводами или благородными, управляли архиерейским двором и заведовали судом. Описывая характер управления этих чиновников, Флетчер замечает, что они, не довольствуясь угнетением народа, еще злобствовали над священниками и действовали по отношению к ним точно также, как воеводы и дьяки действовали по отношению к простому народу в своих областях. В виду действий этих чиновников даже епископы не имели власти решать самостоятельно дела, которые поступали на их суд. Так, если бы епископ захотел смягчить какое-нибудь решение, то он должен был предварительно предложить это на рассмотрение своим чиновникам. Такое положение дела, по замечанию Флетчера, было следствием того, что эти чиновники назначались не епископами, а самим государем, или его Думой, и они обязаны были давать отчет в своем управлении не епископу, а светской власти. Если епископ получал позволение иметь чиновников по своему собственному выбору, то это считалось знаком особенной царской милости 137.

Также тиун участвовал в военных походах, нередко командуя войсками.

Он имел право назначать нижестоящих чиновников и вести перепись населения. Тиун в социальной иерархии Тиун занимал престижное положение в обществе. Его роль была ключевой в административной системе того времени, что обеспечивало ему уважение и определенные привилегии. Тиун обычно выбирался из знатных семей, что также подчеркивало его высокое положение.

Вы точно человек?

Они умели читать знаки природы, явления неба и звезд, и использовали эту информацию для предсказания событий. Тиуны собирали и передавали устные предания и легенды, сохраняя традиции и культуру древнерусского народа. Тиуны играли значимую роль не только в религиозной жизни общества, но и в политической. Они были советниками в правительствах и помогали управляющим принимать важные решения для общества. Также тиуны иногда принимали решение о войне или мире, опираясь на свое предсказание будущего и советы от божеств. Тиуны имели большую власть в обществе и их слово весило много. Они были уважаемыми и почитаемыми членами общества. Их роль, значимость и знания делали их незаменимыми для сохранения порядка и гармонии в древнерусском обществе. Символика и обряды Тиуны в Древней Руси играли важную роль в ритуалах и обрядах. Они были связаны с символикой и мифологией славянской культуры.

Одним из основных символов тиунов была птица. Она считалась посредником между богами и людьми, а также символом свободы и духовности. Во время ритуалов тиуны использовали изображения птиц, а также могли принимать облик птицы. Еще одним важным символом было дерево. Древо символизировало жизненную силу и рост, а также связь с небесами и подземным миром. Тиуны часто проводили обряды у деревьев, в которых они видели священные места. Обряды тиунов включали пение, танцы и музыку. Пение имело большое значение и считалось способом общения с богами. Также тиуны использовали музыкальные инструменты, такие как гудок, свирель или бубен.

Еще одним распространенным обрядом тиунов был костер. Они собирались вокруг костра и проводили различные ритуалы, такие как песнопения, танцы и жертвоприношения. Костер символизировал огонь богов и принимал активное участие в обрядах. Результаты обрядов тиунов были связаны с верованиями в магическую силу и энергию.

Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах сельский тиун, ратайный тиун ; их жизнь защищала 12-гривенная вира [6]. Тиуна мог судить только сам князь [7]. Как правило, тиун был княжеским холопом , или становился им после принятия на службу; Русская Правда упоминает «тивуньство без ряду» то есть, без устанавливающего иное договора как один из источников холопства [8].

IX — начало XX века. Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018 ТИУН от др. Часть из них была несвободной. В 14-16 вв.

Должность была заимствована из Скандинавии и попала на Русь вместе с варягами. Название различных должностных лиц в древней России. За мной, мои тиуны, опричники мои! Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.

Мытарь, тиун, баскак и фининспектор…

древнерусская должность, заключавшаяся в управлении княжеским хозяйством. Тиуны - сборщики дани на Руси. слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения. Тиун. — княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI—XV вв., а также в Русском государстве XV—XVII вв. Что такое тиун? Тиун. Тиун (тивун) — в Киевской Руси — название княжеского или боярского управляющего, управителя. Таким образом, тиуны были собственно судебные чиновники при наместниках или воеводах.

Кто такой тиун?

Ещё этим именем в Древней Руси прозвали государственных служащих, а вернее их должности в административно-судебной области. Сама функция имеет скандинавские корни и на территорию Руси прибыла благодаря варягам др. Этимология слова демонстрирует его весьма широкое распространение: со старорусского это слово значит «управляющий», в украинском это «надзиратель», «управляющий имением». Тиун - это также служитель княжеского двора, а ещё нижнее звено администрации в селах.

Тиун на Руси Тиун в Древней Руси — это управляющие по хозяйству, находящиеся на службе у бояр или князей и отвечающие за порядок. Огнищный, более позднее название — дворцовый, нёс ответственность за дом, двор. Конюшный тиун, соответственно, отвечал за лошадей и стойла, работу на конюшне.

На сельском и ратайном лежали полевые работы и т. Тиуны являлись самой необходимой опорой и помощью для землевладельцев-феодалов в управлении и суде. Большинство из них были несвободны.

Как говорит «Русская правда», как только человек принимал должность, называемую «тиун», он переходил в разряд тех, кого кличут холопом. Чтобы сохранить свою свободу, нужно было при этом заключить особый договор. В «Русской правде» также говорится о «тивуньском без ряду» это означает отсутствие должного договора как об одном из источников холопства.

Большинство из них были несвободны. Как говорит «Русская правда», как только человек принимал должность, называемую «тиун», он переходил в разряд тех, кого кличут холопом. Чтобы сохранить свою свободу, нужно было при этом заключить особый договор. В «Русской правде» также говорится о «тивуньском без ряду» это означает отсутствие должного договора как об одном из источников холопства. Несмотря на это, общественное положение княжеских тиунов было весьма высоко.

За убийство сельского или ратайного - 12 гривен, за убийство прислужника боярского - 40 гривен. За княжеского огнищного установлен самый большой размер - 80 гривен. Холопа-тиуна допускали быть свидетелем в суде, если не было иных, свободных, хотя правило гласило «послушества на холопа складают». При этом суд над ним мог проводить только лично князь. Второстепенных чиновников, которые относились к судебно-административной власти, также называли тиунами.

Их назначали князья, волостели или наместники. В 13-14 веках число тиунов наместника определяли при помощи уставных грамот.

Тиун исторические факты. Тиун сборщик Дани.

Кто такие тиуны. Смерды общинники это. Смерды это кратко. Боярский Тиун.

Огнищанин в древней Руси это. Княжеский огнищанин. Тиуны и огнищане в русской правде. Тиун огнищный.

Подъездные это в древней Руси. Управляющие княжеским хозяйством. Управитель господского дома Тиун. Тиун в 17 веке это.

Рядовичи это в древней Руси. Закуп это в древней Руси. Тиун и огнищанин в древней Руси это. Тиун это в истории.

Тиун термин. Тиун это в древней Руси определение. Вирники в древней Руси это. Вирник по русской правде это.

Княжеский Тиун это по русской правде. Вирник в древней Руси это определение. Государственный Строй древнерусского государства кратко. Гос Строй древнерусского государства кратко.

Формой политического устройства древнерусского государства. Функции дружины в древнерусском государстве. Княгиня Ольга сбор Дани. Погост дань княгиня Ольга.

Ольга дань уроки погосты. Погосты это в древней Руси. Социальные слои русского населения. Права огнищан в древней Руси.

Штрафы по русской правде. Наказание за убийство по русской правде. Урок по русской правде это. Штрафы за убийства в русской правде.

Дворецкий огнищанин. Вирник это в истории. Тиун по русской правде это. Рерих полюдье.

Сбор Дани в древней Руси.

Обеспечение безопасности Тиуны были ответственны за организацию обороны и защиты поселения от внешних угроз, таких как нападения враждебных племен или войско. Судейство и разбирательство Тиуны выступали в качестве судей и разбирателей споров в поселении. Они решали конфликты и назначали наказания. Обеспечение социальных функций Тиуны заботились о благополучии общины, обеспечивая необходимые условия для жизни, включая развитие сельского хозяйства, рыболовство и охоту. Установление и поддержание порядка Тиуны устанавливали правила поведения и нормы общения в поселении, а также следили за их соблюдением.

Значение слова «Тиун»

древнерусская должность, заключавшаяся в управлении княжеским хозяйством. Тиуны - сборщики дани на Руси. Замечание 2 Эту категорию в основном составляли зависимые холопы, хотя тиунами могли стать и рядовичи. в XI-XIII вв. в Древней Руси название привилегированных княжеских и боярских слуг, управлявших феодальным хозяйством.

Значение слова ТИУН в Большом современном толковом словаре русского языка

Значение слова «Тиуны» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни. Тиун (др.-рус. тиунъ, тивунъ)[1] в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов[2], по доброй воле поступающих, если он не заключал «ряда». это княжеский или боярский управитель, приказчик, привилегированный слуга, а позднее государственный служащий, исполняющий административно-судебные функции. Кто такой «тиун»?

Кто такие тиуны в Древней Руси

Тиуны были самой необходимой опорой, а также помощью для землевладельцев-феодалов в суде и управлении. Большинство из этих людей, однако, были несвободны. Как мы можем увидеть в «Русской правде» - человек, принимающий должность тиуна, сразу же переходил в раздел тех людей, которых называли холопами. Для сохранения при этом своей свободы необходимо было заключить специальный договор. Кроме того, в «Русской правде» также говорится о «тивуньском без ряду» то есть, несении тиунской службы без фактического договора как об одном из существующих источников холопства. Несмотря на это, реальное общественное положение княжеского тиуна было довольно высоким.

Они уже не являлись основными священниками, но попытались сохранить свои знания и традиции, соединив их с христианскими обрядами. Сегодня мы знаем о тиунах благодаря документам и хроникам, в которых описывается их история и роль в Древней Руси. История тиунов является частью богатого наследия нашей страны и напоминает нам о значимом религиозном наследии древних славян. Значение тиунов в Древней Руси Тиуны, или тиуники, играли важную роль в религиозной и социальной жизни Древней Руси. Они были священниками, жрецами и уэвыми, которые исполняли ритуалы и обряды, посвященные различным божествам и духам. Тиуны также служили посредниками между людьми и загробным миром, обладая способностью общаться с предками и богами. Они совершали жертвоприношения, проводили молитвы и проводили обряды для защиты от болезней, бедствий и злых духов. Знание тиунов было передаваемо из поколения в поколение, и они вели себя в соответствии с священными традициями и обрядами. Они также являлись знатными и уважаемыми людьми в обществе, поскольку только они имели доступ к знаниям и силе божественного мира. Тиуны были важными фигурами при покупке и продаже земель, проведении судебных процессов, заключении мирных договоров и других важных событиях. Они помогали обществу разрешать конфликты и споры, восстанавливать порядок и мир, а также вести обряды и ритуалы, связанные с рождением, браком и смертью. Тиуны несли огромную ответственность за благополучие и процветание общества. Они были не только духовными наставниками, но и советниками и покровителями военных лидеров и правителей. Ведя обряды и молитвы, тиуны помогали обеспечить защиту от врагов и негативной энергии, а также привлекать добрые силы и благословения на свои земли и людей. Тиуны были неотъемлемой частью духовной и социальной структуры Древней Руси. Их значение и роль в обществе были нерасчерченными, и они оставили неизгладимый след в истории и культуре нашей страны.

Люди обращались к ним с просьбами о защите и помощи, и верили, что они обладают особыми способностями и сверхъестественной силой. Благодаря этому культу, тиуны стали одним из центральных элементов славянской мифологии и религии. Значение тиунов в истории Древней Руси также проявлялось в символике и искусстве. Их изображения были распространены на различных предметах и артефактах того времени, таких как украшения, оружие и даже здания. Это свидетельствует о том, что тиуны были важной частью культурного и религиозного наследия древних русских племен. В заключение, тиуны в Древней Руси играли важную роль в истории и культуре славянского народа. Они были символами войны и победы, покровителями правителей и созидателями духовного наследия русской цивилизации. Значение тиунов простирается за пределы исторического периода Древней Руси, влияя на наше сегодняшнее понимание и оценку этого времени. Древние тиуны: какое место они занимали в обществе Тиуны, или тиунины, в Древней Руси, играли значительную роль в обществе. Это были произведения искусства, которые имели важное значение для различных аспектов жизни. Во-первых, тиуны были символами веры и представляли собой священные объекты, которые использовались в религиозных церемониях. Они служили связующим звеном между миром людей и божественным миром, являясь своего рода посредниками. Во-вторых, тиуны имели защитную функцию и использовались для отпугивания злых духов и стихийных бедствий. Они считались амулетами, которые могли оберегать от напастей и приносить удачу. В связи с этим, тиуны были широко распространены в различных сферах жизни, включая домашний очаг, посевы и скотоводство. Тиуны также пользовались популярностью в военном деле. Они использовались для защиты воинов и предвещания будущих событий. Было считано, что тиуны могут предсказывать исход сражений и помогать воинам в достижении победы. Кроме того, тиуны имели декоративное значение и использовались для украшения жилищ и одежды. Они выражали индивидуальность и статус в обществе. Люди с высоким положением могли иметь особо ценные и красивые тиуны, что подчеркивало их высокую социальную позицию. Тиуны играли важную роль в жизни древних людей и имели многообразные функции, от религиозного культа до защиты и декорации. Они существовали в разных формах и использовались во многих аспектах общественной жизни, отражая уникальную культуру и традиции Древней Руси.

У них было под сохранением княжеское имение после казна , напр. Прибавим к летописным свидетельствам место из Мономахова поучения, указывающее также на домашнюю при князьях службу тиунов: «в дому своем не ленитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмеются приходящие к вам, и дому вашему, ни обеду вашему». Посадник, заключает г. Погодин, был судьею, тысяцкий — военачальник,— тиуна ничем больше предположить нельзя как казначеем, смотри- ------------ 1 Троцины: «история судебных учреждений в России», стр. Куницын в своем «историческом изображении древняго судопроизводства в России» говорит: князь посылал в Новгород своих дворян для разбирательства тяжеб, так и для собирания даров и пошлин в княжескую казну. По причине соединения этих обязанностей в одном лице слово тиун в новгородских законах означало не только судью, но сборщика податей и управителя поместья 2. Из различных приведенных мнений относительно происхождения названия тиунов и их обязанностей, в древнейшее время, не трудно видеть, особенно принимая во внимание взгляд г. Погодина и указанныя им основания, что в в древнейшее время тиун был нечто в роде княжескаго казначея или сборщика податей. А так как одну из главнейших статей княжеских доходов составлял суд, от каждаго суднаго дела князь получал известныя пошлины, то вполне было естественно, что княжеский тиун, ведая княжеские доходы, отправлял иногда, по поручению князя, и суд, соединенный всегда с получением пошлин, и таким образом являлся в одно время и в качестве княжескаго сборщика податей и исполняющим судебныя обязанности по поручению князя. Эта последняя обязанность тиуна с течением времени все более и более заслоняла первую, так что наконец тиуны стали являться исключительно только в качестве судей, и притом всегда второстепенных,— только как представители и наместники другаго, высшаго их лица, по поручению котораго они заведывали судом. Обязанности светских архиерейских чиновников складывались по образцу обязанностей таких же чиновников княжеских, а потому, естественно, архиерейские тиуны явились с теми же обязанностями, что и княжеские. Но так как светское чиновничество у архиереев образовалось уже в более позднейшее, сравнительно, время, к концу XIV века, когда княжеские тиуны уже постоянно являются в качестве судей; то поэтому и архиерейские тиуны являются во всех, дошедших до пас, актах уже только как судьи или вообще как исполнительная власть при каком-нибудь высшем лице Правда, в одной грамоте м. Симона 1500 года сказано: «а дает игумен Пратасей с братьею с тех моих вод на мой погреб -------------- 1 «О посадских, тысяцких, воеводах и тиунах с 1054 по 1240 год. Во всех же других актах как древнейших, так и более поздних, тиуны являются только в качестве судей. В «списке ряда и суда церковнаго, установленнаго первыми князьями», говорится: «и своим тиуном приказали суда церковнаго не обидети, ни судити без владычня тиуна 2. В жалованной грамоте м. Геронтия Благовещенскому и Константино-Еленскому монастырям 1478 г. В царской жалованной грамоте 1501 года новгородскому Болотовскому монастырю сказано: «архиепископ новгородский и его тиуны игумена и его братью не судят ни в чем, опричь духовных вещей, а что либо с Болотовскаго монастыря и архиепископу новгородскому и его наместнику и тиуну и его людям и дьякам владычним и прочим софейским откупа и пошлин, и им откупа и пошлин владыце и его наместнику и тиуну и его людем и диаком владычним софейским не давати ничего» 4. В уставной грамоте м. Макария о пошлинах с сельских церквей Николаевскаго Песношскаго монастыря 1572 года сказано: «а десятиннику моему дает поп на тот же срок на Рожество Христово семь алтын,— то ему с тиуном и с доводчики на весь год» 5. О тиунах вообще стоглав говорит: «а тиуном и недельщиком митрополичим и архиепископлим и епископлим, с ябедниками и с блудницами сговору не чинити, и по сговору священничьскаго и иночьскаго чина и всех православных христиан не продавати.... А которые тиуны и не- -------------- 1 А. VI, стр. IV, стр. Из всех приведенных свидетельств о тиунах видно, что тиунство не было определенною самостоятельною должностию, как должность, например, десятильников, но всегда тиун представляется находящимся в распоряжении высшаго его чиновника, действующим по его инициативе, а не самостоятельно, и вообще является властью только исполнительною. Всякий сколько-нибудь значительный чиновник имел всегда своего тиуна; мы видим, что при самих архиереях были особые тиуны, точно также особые тиуны были при архиерейских наместниках, десятильниках, волостелях и даже прикащиках. Понятно отсюда, что обязанности тиунов были очень различны, очень различались они по своей власти и значению, смотря потому, исполнителями чьей власти они являлись, архиерейской ли, или десятильничьей, или прикащичьей. Впрочем, в большинстве случаев тиуны являются исправляющими преимущественно судебныя обязанности при архиереях, их наместниках, десятильниках, прикащиках и проч. От этого различия положения и обязанностей тиунов, происходящих от различия положения и обязанностей их ближайших начальников, зависит отчасти неопределенность и запутанность в известиях об их обязанностях и деятельности, неопределенность, впрочем, вполне понятная и необходимая,— тиун исполнял то, что приказывал ему его начальник, поэтому вполне естественно являться ему, то в роли судьи, то как будто сборщиком податей, то простым полицейским чиновником, поставляемым на ряду вместе с недельщиком или приставом. Известно, что при княжеском наместнике был всегда его тиун, который во всех ------------ 1 А. Очевидно, что тиуны при архиерейских наместниках, волостелях и пр. Свое содержание тиуны при архиерейских чиновниках получали от тех дел и лиц, которыя подлежали ведению их начальников; как судьи, они получали известную плату с каждаго судебнаго иска, в тоже время в их пользу собирались различныя пошлины с духовенства. В жалованных архиерейских грамотах, когда определяется количество пошлин, какия должны давать десятильнику те или другия церкви и монастыри, обыкновенно говорится: «то ему десятильнику с тиуном и с доводчиком». Сколько именно из общей суммы, взносимой духовенством в пользу десятильника, тиуна и доводчика, получал собственно тиун, грамоты этого не объясняют. В соборном приговоре 1551 года, по жалобницам новгородских священников сказано: «про тиунские алтыны обыскати, и будет та пошлина тиуну с попов и дьяконов изстари шла, ино впредь имати, а будет изстари такова пошлина тиуну не шла, и тое пошлины впредь по имати» 1. Отсюда видно, что количество тиунских алтынов не было определено законом, руководились в этом случае стариною, сложившимся обычаем, который в различных епархиях и местах был конечно различен, почему тиунския пошлины в различных местах были далеко не одинаковы, тем более, что это много зависело от личнаго договора тиуна с его начальником, так как каждый наместник, волостель и проч. В Москве, при митрополитах и потом патриархах, существовал особаго рода чиновник под именем тиуна, который жил в митрополичем дворе и собирал известныя пошлины с священников и диаконов, приезжавших в Москву и служивших в московских церквах по найму. Об этом тиуне стоглавый собор говорит: «да в царствующем граде Москве в митрополиче дворе искони вечная тиунская пошлина ведется глаголема крестец, не вем как уставися кроме священных правил». В московской епархии, еще гораздо ранее стоглаваго собора, образовался особый класс духовенства, под именем крестцоваго, который состоял главным образом из безместных попов. Они собирались обыкновенно на перекрестках в больших городах и, подобно поденщикам на биржах, предлагали свои услуги,— не наймет ли кто совершить службу или справить какия либо требы.

Тиун - это слуга князя или боярина

Оброк — это повинность зависимых крестьян, заключавшаяся в уплате землевладельцу продуктов или денег за пользование землей. Соответственно оброк — натуральный или денежный. Натуральный оброк отменен в 1861 г. Обязанные крестьяне — бывшие крепостные крестьяне в России, перешедшие на договорные отношения с помещиками на основании указа 1842 года. Крестьяне приобретали личную свободу. Земля оставалась в собственности помещика, предоставлявшего крестьянам надел за «соразмерный» оброк или барщину. Заключение подобных договоров не было обязательным для помещиков. Огнищанин от слова огнище — очаг, двор — представитель старшей дружинной знати, управляющий княжеским двором. Октябристы — праволиберальная политическая партия чиновников, помещиков и крупной торговой промышленной буржуазии России, существовавшая в 1905-1917 годах, поддерживающая манифест 17 октября. ЕГЭ 2019 Опричнина — территория, выделенная монарху в особое правление, а также политика террора и репрессий, которая проводилась в период правления Ивана IV. Освобождение труда — Первая российская марксистская организация, созданная в 1883 г.

Освоение целины — комплекс мероприятий по увеличению производства зерна в СССР в 1954-1960 гг. Отрезки — часть находившихся в пользовании крестьян земель, изъятых после крестьянской реформы 1861 г. Отруб — в России в начале XX в. Оттепель — образное название относительной либерализация внутренней десталинизация и внешней опора на принцип мирного сосуществования политики СССР в конце 1950-х — первой половине 1960-х гг. Отходничество — временный уход крестьян с мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности, явление было распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Перелог — примитивная система земледелия, при которой после нескольких урожаев землю оставляли без обработки на 8-15 лет для восстановления плодородия почвы и переходили на новый участок. Погост — место сбора дани в Древней Руси, установленное княгиней Ольгой. Подсечно-огневое земледелие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Подушная подать — форма налога, взимаемого с каждого мужчины — представителя податного населения, установленная в России в XVIII веке. Пожилое — денежный сбор, взимавшийся с крестьян при их уходе от землевладельцев в Юрьев день.

Поместье — земельное владение, даваемое за военную и государственную службу с конца XV до нач. XVIII вв. Нельзя продавать, обменивать, наследовать. Петр I 1714 уравнял их. Все земельные владения феодалов стали имениями, а феодалы — помещиками. Посад — часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники. Посадник — высшая должность в Новгородской и Псковской республиках, избирался на вече на один-два года и руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда. Посессионные крестьяне — категория крестьян, возникшая вследствие указа Петра I, представлявшая из себя покупаемых к частным заводам крепостных, которых в дальнейшем можно было продавать только вместе с предприятием. Пражская весна — образное название общественно-политических процессов в Чехословакии в 1968 г. По мнению советского руководства, эти процессы вели к выходу Чехословакии из социалистического лагеря.

В страну были введены войска ОВД для поддержания социалистического режима. ЕГЭ 2018 Продразвёрстка — установленная в январе 1919 г. Промышленный переворот — это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранцев путем усиления экспорта и ограничения импорта, высоких таможенных пошлин и ряда других мер. Во время правления Петра I внешняя торговля строилась в соответствии с политикой протекционизма.

Часть Т. Вступление в должность Т. Источник: Российская государственность в терминах.

IX — начало XX века. Источник: История государственного управления.

Тиунами могли называть и служителей княжеского двора огнищный тиун, конюшенный тиун [4]. Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах сельский тиун, ратайный тиун ; их жизнь защищала 12-гривенная вира [5]. Тиуна мог судить только сам князь [6]. Как правило, тиун был княжеским холопом, или становился им после принятия на службу; Русская Правда упоминает «тивуньство без ряду» то есть, без устанавливающего иное договора как один из источников холопства [7].

Кроме того, в Великом Княжестве Литовском тиунами назывались крупные феодалы, которые осуществляли управление волостями позднее — наместники , производили сбор дани т. В отдельных местностях Галицкой Руси, где действие сохраняло древнерусское право, тиуны были выборными представителями сельских общин. Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. Москва, 1982. Тиунская изба, судебная. Тиунство ср.

Тиунить, быть тиуном. Тиуны что трут, рядовичи что искры. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. ТИУН название древнерусских должностных лиц разных разрядов. По Русской Правде, т.

Руси и русских княжествах 11 15 вв. Название различных должностных лиц в древней России. Толковый словарь Ушакова. В России до 17 в. Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н.

Термин «баскак» в Золотой Орде не употреблялся, чиновников с его функциями называли монгольским словом «даруга». На Руси применяли оба термина: даругой называли высшего начальника над всеми поступлениями в казну, в обязанности баскака входило проведение переписей, набор войска, устройство почтовых сообщений, организация сбора податей. То есть на баскака были возложены управленческие функции. Для осуществления полномочий баскаки располагали военными отрядами. Сбор дани в прямую обязанность баскаков не входил. Они были начальниками чиновников, осуществлявших сбор дани в пользу хана: «данщиков» и «пошлинников». Таким образом, на картине С. В городах Северо-Восточной Руси баскаки появились в конце 50-х гг. XIII века, прибыли они для проведения первой переписи 1257 г. На основе переписи устанавливался размер ежегодной дани.

В сельской местности дань взималась с сохи, в городах к сохе приравнивался двор. До появления баскаков - официальных сборщиков-надзирателей пока система управления на покоренных землях не было установлена, чтобы процесс шел быстрее и эффективнее, сбор дани отдали на откуп хивинским купцам — бесерменам. Откупщики отсылали в ханскую ставку положенную часть, а всё, что собиралось ими сверх этого, было их личной выгодой. Однако и риски были высоки, чтобы не распрощаться с головой, откупщики объезжали сёла и города в сопровождении отрядов ордынцев.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий