Новости история иконы иверской божьей матери

Иверская Икона Божией Матери Иверская икона достаточно большая – 137x87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России — названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон. У иконы Иверской Божьей матери целых три даты празднования: две постоянные и одна переходящая.

Икона Богородицы Иверская

Это случилось во времена иконоборчества при императоре Феофиле, и солдаты в страхе отступили от иконы. Они ушли на одни сутки, когда старая вдова, в чьем доме хранился образ, дала им взятку. За эти сутки вдова с сыном дошли до моря, куда и положили чудесную икону, молясь о том, чтобы Бог сам распорядился дальше ее судьбою. Тогда произошло второе чудо: икона встала на воде, как бы поддерживаемая невидимыми силами, и поплыла по морю.

Через много лет она явилась у острова Афон, где к этому времени подвизался выросший сын той самой женщины... Это произошло не сразу: первоначально афонские монахи пытались приблизиться к сияющей иконе, но та отдалялась от них. И только через несколько дней Богоматерь явилась во сне грузинскому старцу Гавриилу, имевшему чистое, "детское" сердце и ведшему строгую подвижническую жизнь.

Она сказала ему: "Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам - тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители". Так и случилось, и икона с тех пор находится в их монастыре. Правда, она не согласилась висеть в алтаре и трижды таинственным образом появлялась над входными воротами.

Ввиду того, что человеку свойственно обращать внимание на какие-то экстраординарные моменты, памятные даты тем более связанные с чем-то дорогим, близким сердцу , дат особого почитания этой иконы достаточно много. В Русской Православной Церкви их обычно выделяют три но их больше. Иверский образ Пречистой Владычицы Богородицы — очень древний. История образа такова: IX век, Никея, правит император Феофил-иконоборец. Иконоборчество еще в силе, поэтому иконы находятся в большой опасности. Согласно преданию, в дом одной благочестивой вдовы, у которой хранится эта реликвия, приходят воины по повелению императора, уничтожающие иконы по всей империи. Они находят образ Богородицы и сбрасывают его со стены. Один из воинов ударяет копьем, и происходит знаменательное, экстраординарное событие: на глазах у воинов и изумленной женщины из места удара проступают капли крови. Действительно, это не может никого оставить равнодушным. Женщина успокаивает воинов тем, что дает им деньги, чтобы они пощадили икону.

Согласно преданию, воины должны были прийти на следующий день и икону каким-то образом уничтожить. В сердце благочестивой женщины возник план. Она со своим малолетним сыном, завернув икону в полотно, ночью решается бросить ее в море, помолившись, чтобы Господь Сам каким-то образом сохранил икону. Икону опустили в воду, через какое-то время она поднялась и начала удаляться от берега. Согласно древним преданиям, мальчик, сын вдовицы, ушел на Афон, а женщина претерпела мучения от гонителей за то, что спасла икону. Далее двести лет об иконе было ничего не известно. Примерно через двести лет на Афоне некоторые из братии монастыря беседовали на берегу моря, и их внимание привлекло некоторое свечение, столп света. И пешком по отмели, и на лодке никто не мог достичь иконы. Весь Афон говорил об этом событии.

Согласно одному из сказаний, в IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен в море женщиной, проживавшей около города Никея. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в главный храм монастыря, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей, или Привратницей, а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская [3].

После этого образ стали называть также Вратарницей Портаитисса или Привратницей. Считается, что расположенная над вратами, она охраняет весь Афон, а также предупреждает о надвигающейся беде. Описание оригинала и списков Отличительная черта иконы Иверской Божьей Матери — след от раны, которую нанес лику солдат еще в IX веке. На оригинале он расположен на подбородке и до сих пор кровоточит, на списках капли крови иногда изображают на щеке Богородицы. Древняя икона достаточно массивна — 137х87 см. У образа есть два оклада, один из которых датируется еще XVI веком. Эту ризу изготовили грузинские мастера, они украсили ее обратную сторону крестом с монограммой и фразой «Христос дарует благодать христианам». С иконографической точки зрения образ принадлежит типу «Одигитрия» — Дева Мария и Иисус Христос у нее на руках изображаются по пояс, сидящими прямо. Богородица указывает десницей на Спасителя, а тот держит в руках свиток — символ Божьего Слова, которое он несет человечеству. Монахи Афона бережно хранят оригинал образа, но поскольку слава о нем быстро разлетелась по православному миру, иконописцы монастыря создавали списки, которые и передавали в другие храмы. Первый список для России был сделан в XVII веке, а в день прибытия иконы в столицу, 13 октября 1648 года, был учрежден церковный праздник. Первое время образ принадлежал храмам Кремля, а после был перенесен в Новодевичий монастырь.

Иверская икона Пресвятой Богородицы

Иконография образа- Чудотво. Иверская икона Богородицы принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия», что преводится как «Указующая путь», «Путеводительница». Список Иверской иконы Богородицы в России: о появлении, утрате и втором обретении в 2012 году — чисто русская история. Отличительная черта иконы Иверской Божьей Матери – след от раны, которую нанес лику солдат еще в IX веке. У иконы Божией Матери Иверской в Москве сколько людей даже неверующих или поколебавшихся спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило!» – писал будущий священномученик Фаддей (Успенский).

Икона Иверской Божьей Матери

Перевод: От святой иконы Твоей, о Владычица Богородица, излечения и лекарства в изобилии подаются всем с верой и любовью приходящим к ней. Также и мою болезнь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело излечи благодатью Твоей, Пречистая.

Тогда ранее не уделяющий вопросам веры отец по имени Виктор вспомнил о Боге. Его дети росли некрещенными. Но мужчина упал в храме на колени перед чудотворной иконой Иверской Божьей Матери, провел много времени в слезах и молитвах. А дома его ждало чудо. Опухоли на телах обоих детей уменьшились вполовину, операция не понадобилась.

Такой иконописный сюжет распространен в Греции и Румынии. Авторство иконы принадлежит сербскому иконописцу Marija Cumic. Богородица изображена совершающей путь с котомкой «слингом» в которой несет Младенца. Список, освященный в 2020 году, находится в Успенской Феклиной пустыни под Козельском. История создания иконы необычна. Очертания образа Богородицы разглядела на придорожном камне прихожанка Макариевского храма города Киева Татьяна. Когда-то она сделала аборт, а после того, как пришла к вере, стала заниматься на приходе помощью таким же женщинам. Увидев образ, Татьяна схематично зарисовала его. Позже по благословению митрополита Киевского Владимира Сабодана была написана икона Божьей Матери «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных». Примечательно, что иконописец не взял денег за работу, поскольку сам чудом остался в живых: его мать хотела сделать аборт. Образ был написан около 1700 года, находился в храме Рождества Пресвятой Богородицы города Мурома.

Это в свою очередь повлияло и на иконографию позднейших списков И. XIX в. Небо Новое. Львов, 1665. Странствования Василия Григоровича-Барского по св. Афонской горы, им самим описанное; То же: М. Сказания об афонских мон-рях в новгородской рукописи XVI в. Das verletzte Kultbild. Очерки рус. Београд, 1997. Вршац, 2000; Бобров А. Београд, 2005. Турилов Афонские списки И. Комплекс сведений привлекал внимание исследователей в прошлом Сергий Спасский. XVI - нач. XVIII вв. В истории привоза 1-го списка И. Московского Патриархата, с другой - возложением христ. Востоком на Россию надежд на освобождение от тур. Иверский мон-рь разд. С процветающей Россией святогорские обители связывали и надежды на получение материальной помощи. В 1647 г. Уже через год, 13 окт. Никону Там же. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей. И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона» Фонкич. В честь принесения 1-го списка И. Ченцова, основываясь на палеографическом анализе 2 греч. Данные работ Ченцовой их анализ см. Дальнейшую судьбу 1-го списка И. Павел Алеппский, посетивший в 1654-1656 гг. Москву вместе с Антиохийским патриархом Макарием, сообщает, что И. Согласно Дворцовым разрядам, с мая 1654 до окт. По мнению одних исследователей Евсеева, Шведова. Алексей Михайлович как бы повторил деяние основателя Новодевичьего монастыря царя Василия III Иоанновича, вложившего в собор после присоединения Смоленска к Московскому гос-ву 1514 одну из копий чудотворной Смоленской иконы Божией Матери , находившуюся в Благовещенском соборе Московского Кремля. Николая «Большая глава», и возвращения из военного похода 1654-1655 гг. Там икона помещалась сначала в нише, потом в деревянной, а с кон. Есть сведения Поселянин. Московская в Иверской часовне у Воскресенских ворот». Икона 1648 г. Пахомия царю Алексею Михайловичу от 15 июня 1648 г. Однако Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, к-рые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней И. Нек-рая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности груз. Иверская икона Божией Матери, с историей и чудесами. Фигура Богоматери изображена не по пояс, а погрудно, Ее правая рука, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх, к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь - кровоточащую рану на лике Девы Марии. На фоне имеются греч. Стиль живописи иконы Ямвлиха близок к традициям критской живописи, однако нек-рая графическая жесткость письма выдает руку македон. Афонский древний оригинал повлиял на обработку тыльной стороны иконной доски: имеется небольшой ящичек-ковчежец для монет 3 динаров , к-рый, согласно Сказанию, был устроен никейской вдовой перед тем, как спустить икону на воду Павел Алеппский. В 1652 г. Чесноковой, речь может идти о Валдайской И. Этот список был создан на Афоне по заказу патриарха Никона для основанного им Валдайского Иверского мон-ря, строительство к-рого велось с 1652 по 1658 г. По сообщению диак. Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону Павел Алеппский. Попечением патриарха Никона список был украшен сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образцу оклада древней И. Иверская икона Божией Матери, со Сказанием. Роженский мон-рь, Болгария Комплекс мероприятий, осуществленных патриархом-грекофилом издание сб. Список привезли в Валдайский мон-рь 12 февр. После революции 1917 г. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в. К особым спискам И. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий мон-рь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе мон-ря. Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне,- среднего размера, с клеймами чудес,- заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными с технике выемчатой эмали, характерной для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список И. Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к И. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты Сказания об истории образа и о чудесах от И. Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Состав и иконография клейм близки к подобным циклам в росписи нартекса ц. Богородицы Портаитиссы в Иверском мон-ре на Афоне 1774 и на местной иконе из болг. Роженского мон-ря посл. Близость к иконографии средника иконы И. К этому же времени можно отнести и исполненный рус. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для рус. Если верно, что список И.

История Иверской иконы

Раба Божия, написав икону Иверской Божией Матери, принесла в дар Крестовоздвиженскому женскому монастырю. История Иверской иконы просматривается с первого века, когда по неизреченной любви к людям Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать её изображение ещё во дни Своей земной жизни. Молитва Иверской иконы Божией Матери об успокоении души, от внезапной смерти, бед и напастей, скорби, болезни и зла. Иконография: Иверская икона Божией Матери Датировки: XIX в. Материал: Дерево, темпера Размеры иконы: высота 19,5 см, ширина 14,3 см Поясное изображение Богоматери Иверской, именуемой Вратарница, с Младенцем на левой руке.

Икона Иверской Божьей Матери

Вскоре икона стала одной из самых почитаемых святынь Константинополя. Ее поднимали на городские стены во время нападения врагов. Исследователи полагают, что, возможно, именно с этой иконой по вторникам совершался крестный ход по всему городу. Во время крестного хода регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший Константинополь в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй! Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»[1] — сообщает Стефан. По молитвам к Богородице перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления. Множество списков чудотворного образа отравлялось в провинции империи и за ее пределы. Иконографический тип Одигитрии быстро распространился по всему христианскому миру; из Византии он попадает на Русь.

Согласно одному из вариантов «Сказания об Иверской иконе» во время правления императора-иконоборца Феофила 829-843 годы некая вдова, проживавшая с сыном близ малоазийского города Никеи, хранила у себя дома одну из многочисленных икон Богородицы Одигитрии. Ночью в дом ворвался отряд иконоборцев и один из воинов, желая разрубить икону, нанес по ней удар мечем. Сталь оставила на изображении правой щеки Богоматери след, из которого заструилась кровь. Испуганные воины согласились оставить икону в доме, однако потребовали большой выкуп, в противном случае грозились донести властям. Женщина уговорила их придти за деньгами с утра. Спасая икону от поругания, мать и сын отправились к морю, и, помолившись, пустили икону по волнам. Святыня не упала на воду, а чудесным образом стоя поплыла на запад. Сын по просьбе матери ушел из дома и принял постриг в одном из Афонских монастырей, где и рассказал о чуде. Много лет спустя монахи Афонского Иверского монастыря увидели на морских волнах икону, поддерживаемую столбом света. Им не удалось приблизиться к ней на лодках — икона удалялась от них.

Богоматерь явилась во сне отшельнику преподобному Гавриилу Иверскому, и возвестила, что именно он должен принять икону — Ее дар обители. Образ, чудесно обретенный во вторник Светлой седмицы, поместили в алтаре собора. Но икона дважды покидала храм и оказывалась над вратами монастыря. Пресвятая Богородица, снова явившись преподобному Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. Вразумленная братия оставила икону Пречистой на месте, выбранном Ей Самой. Так икона получила название «Портаитисса», то есть «Вратарница» или «Привратница». Богородица по молитвам братии перед ее иконой много раз спасала монастырь от голода, пожаров, нашествия врагов.

Икона, стоя на воде, приплыла через некоторое время к Афону. Там же иноки увидели столб огня, спустились к морю и увидели икону. Ее забрали в храм, но Святая Дева во сне пришла к иноку Гавриилу Грузину и сказала, что не желает быть хранимой, а хочет быть их Хранительницей. После этого икону поставили над монастырскими воротами, где она находится и сейчас. В этот день верующие проводят время за чтением духовной литературы.

Из раны потекла кровь. Это сильно смутило иконоборцев, и они оставили святыню до утра, рассчитывая на обещанное вдовой вознаграждение. Желая спасти лик Божией Матери от поругания, женщина отнесла святыню к морю и опустила в воду. К ее изумлению, икона не упала, а, встав вертикально, двинулась по морю. Икону нашли священники и отнесли в Иверский монастырь. С тех пор она находится там и почитается как чудотворная. Образ Божией Матери не раз защищал обитель от врагов, избавлял от пожаров и голода, о чем свидетельствуют рукописи, хранящиеся в монастыре. При этом кровоточащая рана на лике Богородицы осталась. Впоследствии Иверскую Божию Матерь стали изображать с небольшой ранкой на правой щеке. Во время двунадесятых праздников богослужения проходят особенно торжественно Праздник Иверской иконы Божией Матери в 2024 году — о чем молятся Богородица почитается как защитница всего рода человеческого. Образ напоминает, что дорога в Царствие Небесное открыта для каждого, и любой может рассчитывать на прощение, если искренне раскается и искупит свою вину праведными поступками.

Но во сне девочке снова явилась Богородица и попросила, чтобы образ отнесли в ближайший храм. Просьба была сразу же исполнена, так в церкви селения Мочище появилась чудотворная икона, до сих пор известная своей исцеляющей силой. Исцеление малолетних сыновей В сборнике "Явления и чудеса Пресвятой Богородицы" записана история о внезапной болезни двух малолетних мальчиков. Оба нуждались в дорогостоящей срочной операции. Тогда ранее не уделяющий вопросам веры отец по имени Виктор вспомнил о Боге.

Иверская икона Божией Матери – главная святыня горы Афон

Позже по благословению митрополита Киевского Владимира Сабодана была написана икона Божьей Матери «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных». Примечательно, что иконописец не взял денег за работу, поскольку сам чудом остался в живых: его мать хотела сделать аборт. Образ был написан около 1700 года, находился в храме Рождества Пресвятой Богородицы города Мурома. На иконе на фоне овальной мандорлы с расходящимися лучами, похожими на языки пламени, представлена в рост Богоматерь с Младенцем. Иисус Христос обнимает Ее правой рукой, а в левой, опущенной к предстоящим, держит крест на длинной цепочке. Пресвятая Богородица изображена с распущенными волосами, в венце, в платье и плаще.

К ногам Богоматери припадают в молении муромские святые. Между лучами представлено 15 сцен из истории Нового Завета. Образ происходит из Греции. Местночтимый образ, очень нетипичный для изображений Матери Божией, можно увидеть на старинной фреске, написанной внутри освященного во имя Царицы Небесной храма на греческом острове Лесбос. Образ Пресвятой Девы с хвостом русалки может смутить кого угодно, только не греков, которые икону очень почитают.

Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители. В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды.

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей.

Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». Иверский монастырь на Афоне. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская. По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели по другим сведениям, 27 апреля.

В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил. В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи.

Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова! Свадьба была очень скромной. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии.

Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж. Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств.

На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 1648 », а также другая греческая надпись: «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского.

Лета 1648». Над главой Богоматери между изображениями двух ангелов надпись «Вратарница Иверская», над правым Ее плечом — «Милующая», на правой ланите Пречистой — рана, нанесенная образу рукой иконоборца. На полях иконы — изображения 12-ти апостолов. Навстречу образу Богоматери к Воскресенским воротам Китай-города вышла торжественная процессия во главе с государем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом, духовенство, бояре и множество народа. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году образ был взят государем в военный поход, завершившийся разгромом поляков под Вязьмой. Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера.

Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках. Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле. После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах филиала Государственного Исторического музея. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря. Икона будет находиться в Успенском соборе обители в связи с тем, что историческое место пребывания святыни — Смоленский собор — является летним храмом, богослужения в котором совершаются лишь несколько раз в году. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру». На иконе сохранились греческие автографы: «Писал со тщанием Ямвлих Романов, в кельях Иверских живущий. Лета 7156 1648 », «Старанием и иждивением Пахомия, архимандрита Иверского».

Иконописец старался создать изображение Матери Божией, полностью идентичное тому, что на Иверской иконе, однако дополнил свой список живописными изображениями ангелов и двенадцати апостолов на полях образа.

История Иверской иконы Божией Матери

По преданию, Иверская икона Божьей Матери, которая хранится сейчас в Иверском монастыре на Афоне, является списком с прижизненного изображения Богородицы. Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году. К Иверской иконе Божией Матери православные христиане прибегают при необходимости защиты от разных бед и напастей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий