Новости гештальт подход в психологии

1 Гештальт-психология и гештальт-терапия. две различные теории в области психологии, которые помогают людям понять себя и свое теории имеют разные основы, подходы и методы. Простыми словами рассказываем что такое гештальт и как его закрыть — рекомендации специалистов в журнале medalvian. В классической психологии гештальт — это любой цельный образ, который состоит из частей. В последнее время появилось много направлений в психологии, помогающих справиться с жизненными проблемами и неурядицами. Одно из них - гештальт-терапия.

Что такое гештальт-терапия, и как она работает?

Если ситуация не доведена до финала, потребность не удовлетворена, желание не реализовано, гештальт не завершен. Это вызывает как минимум дискомфорт — на психологическом уровне, как максимум — становится серьезной преградой для движения вперед, тормозит развитие, снижает качество жизни и т. Задача гештальт-терапии — помочь человеку найти подобные «бреши» и устранить — довести каждую историю до успешного завершения. К базовым понятиям гештальт-терапии относятся также: Фон и фигура — это термины, помогающие описать, как мы воспринимаем окружающий мир. Фон — это контекст, информационное поле, фоновая информация, а фигура — это то, на чем мы сосредотачиваем свое внимание, что в конкретный момент времени находится в фокусе. Пожалуй, наиболее известная иллюстрация фона и фигуры — это картинка оптическая иллюзия , придуманная около ста лет назад датским психологом Эдгаром Рубином — ваза Рубина.

В зависимости от того, на чем фокусируется наше внимание — на фоне или фигуре, глядя на изображение, мы увидим вазу или два профиля — смотрящих друг на друга людей. Цикл контакта — это понятие, которое описывает процесс взаимодействия между индивидом и его окружением. Такое соприкосновение с внешней средой проходит в несколько этапов — преконтакт, контактирование, полный контакт и постконтакт. Однако не всегда взаимодействие получается продуктивным. Нередко завершить цикл мешают защитные механизмы нашей психики — такие, как интроекция принятие внешних ожиданий без вопросов , проекция приписывание собственных характеристик другим , ретрофлексия обращение собственной энергии обратно на себя и др.

Творческая адаптация — это способность человека тестировать новые возможности, приспосабливаться к изменяющимся условиям, находить новые креативные способы реагирования на них. Это предполагает умение и желание брать на себя ответственность за свой выбор, принимать активное участие в своей жизни. Ключевыми принципами гештальт-терапии являются: Целостность — человек, его опыт, мысли, эмоции и телесные ощущения важны в комплексе. Осознанность — каждый индивид должен видеть, как его убеждения, поступки, поведение могут повлиять на его жизнь, и брать на себя ответственность за свой выбор и действия. Направления работы в гештальт-терапии Итак, одна из основных задач гештальт-терапевта — помочь клиенту собрать себя по крупицам, сложить из разрозненных пазлов цельную картину, осмыслить свою целостность и найти в себе силы и ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей, желаний, планов, мечт и т.

Такая масштабная работа требует комплексного подхода. Поэтому задачу решают сразу в нескольких направлениях: восстанавливают контакт с телом и телесными ощущениями; разбирают подсказки, которые дают сны; меняют отношение к себе и окружающему миру путем перестроения привычных речевых формул; развивают экспрессию и воображение; прокачивают осознанность. Работа с телом В гештальт-терапии особое внимание уделяется переживанию настоящего момента. И ощущения играют в этом процессе важнейшую роль — становятся ценным источником информации и средством самовыражения. Осознание своих ощущений на уровне тела позволяет людям глубже понять свои эмоции, мысли и поведение, свой внутренний опыт.

Например, мы можем ощущать напряжение в плечах, когда испытываем стресс, а тревога нередко сопровождается дискомфортом в области живота. Обращая внимание на эти телесные ощущения, можно получить представление о своем эмоциональном и психическом состоянии. Такое осознание позволяет вникнуть в глубинные проблемы и закономерности, которые могут способствовать возникновению трудностей.

В таком случае необходима терапия, которая поможет развить способности контактировать. С этими задачами и работает гештальт-терапия.

Когда был сформулирован термин? Понятие ввёл австрийский философ и психолог Христиан Фон Эренфельс 1890 год в своей статье «О качестве формы». Далее тему гештальта как целостного образа развивали гештальт-психологи Макс Вертхаймер, Курт Коффка, Вольфганг Келлер, исследуя особенности человеческого восприятия. Этот год считается годом рождения гештальт-подхода, а сам Фриц Перлз — его основателем. Тем не менее понятие прижилось, получило популярность и стало официальным названием отдельного направления психологии — гештальт-терапии.

Когда была открыта наука? В 1942 году Фриц Перлз, будучи изначально психоаналитиком, выпустил свою первую книгу «Эго, голод и агрессия» и уже в ней начал описывать то, что, спустя девять лет сформировалось в полноценную гештальт-терапию: важность телесных проявлений, работу с настоящим моментом — в «здесь и сейчас», ценностный подход, развитие ответственности клиента, ценность чувств, прямой контакт и так далее. В 1951 году вышел труд «Гештальт-терапия», уже более полно описывающий новый подход в психотерапии. И в 1952 году Перлз с единомышленниками основал Институт гештальт-терапии. С тех пор подход успешно развивается и постоянно набирает популярность.

Как относятся к методу нейрофизиологи? Основные задачи гештальт-терапии — это развитие осознанности клиента и стимулирование его творческого приспособления к окружающей среде, приобретению нового опыта. Повышение осознанности и новый опыт неизбежно активируют работу головного мозга, увеличивая количество нейронных связей. Поэтому гештальт-терапия является важным дополнением и помощью в решении задач, стоящих перед нейрофизиологами. В данном случае речь идет об эффекте Зейгарник — прерванного действия.

В начале выполнения какого-либо поступка у человека возникает напряжение, которое стимулирует его на поиск решений для завершения начатого. Как только действие завершается, оно разряжается, и человек получает удовлетворение. Если действие не закончено, психика будет стремиться это сделать, расходуя энергию, чтобы получить целостный образ или логически завершённое действие. И именно поэтому мы продолжаем додумывать и фантазировать о резко разорванных отношениях, непрожитых обидах, невыраженном гневе, невысказанных претензиях, несовершённых поступках. Высказывания, которые смогут поменять образ мысли: Чтобы изменить жизнь и стать счастливым: 50 мотивирующих цитат на каждый день Если человек склонен прерывать себя сам или не умеет противостоять, когда останавливают другие, у него накапливаются незавершённые ситуации.

Выделенная и неизрасходованная на них энергия будет держать его в постоянном напряжении и направлять фокус внимания именно на незавершённые дела, мешая полноценно жить в сегодняшнем дне. Но у эффекта Зейгарник есть и положительная сторона. Если вам сложно приступить к какому-то делу, то можно использовать метод малых первых шагов.

Я познакомилась с ним как с системным расстановщиком, а о том, что он гештальт-терапевт, узнала позже. В итоге взгляд сфокусировался на гештальте, и когда Александр предложил набрать группу для обучения этому подходу, я с радостью откликнулась, стала организатором, набрала людей. К третьему занятию количество участников уменьшилось, из-за чего тренеру стало нерентабельно ездить к нам. Однако идею я не бросила, обратилась к своему коллеге по университету, Лифинцеву Дмитрию, который и стал моим учителем на долгие годы. Благодаря ему я пришла в гештальт устойчиво, осталась и продолжила самосовершенствование в этом направлении. Причем, Дмитрий тогда открылся с другой стороны, не просто как коллега по кафедре, а как гештальт-терапевт, и стал для меня проводником и опорой в этом пути.

К большой радости, он согласился принять участие в нашей программе «Гештальт-подход в психологическом консультировании» и будет вести одну из важнейших, на мой взгляд, дисциплин «История гештальт-терапии», которая помогает студентам понять истоки и основу направления, в котором они собираются двигаться. Давайте поговорим про сам подход. В описании программы есть три принципа гештальт-терапии — осознанность, актуальность и ответственность... Само слово «гештальт», которое гештальт-терапия взяла из гештальт-психологии, в одном из переводов означает «целостный образ». А ключевая идея гештальт-терапии заключается в том, что человек — одно целое с миром, единство психики, тела и того опыта, который он проживает. Для меня терапия, работа с клиентом — это путь от точки А, в которой мы встречаемся, в точку Б, где клиент достигает целостности. Человек приходит с одним опытом, не очень осознанным, не очень понятным, наполненным интроектами. Интроекты — насаженные извне убеждения, к которым человек пришел не сам и, несмотря на их возможную неэффективность, несет их с собой по жизни. А в ходе терапии у него формируется новый опыт, восстанавливающий его целостность.

Второй важнейший принцип гештальт-терапии — это осознанность. В процессе терапии гештальт-терапевт помогает человеку осознавать, что с ним происходит, что он чувствует, как его тело реагирует на какие-то слова, события. И это осознание дает возможность двигаться к изменениям, потому что пока ты чего-то не замечаешь, этого для тебя не существует. И именно здесь встает вопрос про ответственность. Узнав что-то о себе, придется принять решение: либо менять ситуацию, делать жизнь более свободной, счастливой, либо оставлять все как есть. Гештальт-терапия — это терапия свободного человека. Потому что, когда ты понимаешь, к чему приводит каждое твое решение, ты берешь за это ответственность и становишься более осторожным, осмотрительным, внимательным, четче выстраиваешь отношения, точнее понимаешь свои границы и ограничения. Чем больше ты осознаешь, тем более широкий у тебя формируется взгляд на мир, тем перед тобой больше путей и выборов. Тогда ты сам — кузнец своего счастья, ты сам — строитель своей жизни.

Возможно, это звучит слегка пафосно и отчасти банально, но это так. И именно за это я люблю гештальт-терапию. И еще один принцип — принцип актуальности. Это про «здесь и сейчас». Когда ты осознаешь себя и то, что происходит вокруг, в моменте, когда имеешь дело с реальностью, с фактом, тогда ты избавлен от иллюзий, не фантазируешь и можешь называть вещи своими именами. Первый — то, насколько изначально клиент «собран». Если мы представим картинку из пазлов, то у одного человека может отсутствовать 1-3 пазла, а у другого в силу каких-то обстоятельств половина. В первом случае может быть достаточно несколько сессий. У меня был опыт, когда проблема клиента разрешалась за 1-2 сессии.

Во втором — могут понадобиться месяцы и годы. Мой самый длительный опыт терапии — четыре с половиной года. Многое зависит и от самого клиента: что он хочет изменить и насколько сильно. Приведу замечательный пример из своей практики публикуется с согласия клиента. Ко мне пришла молодая женщина, чуть старше двадцати лет, но уже с богатым жизненным опытом: замужество, ребенок, переезд в другую страну. Изначальным ее запросом были отношения, но по ходу нашей работы появлялись и другие темы. И если в начале терапии в ней преобладала безысходность, ощущение, что ничего нельзя изменить, то вскоре после завершения терапии она купила дом, нашла мужчину, с которым ей хорошо и которому она смогла доверять, сделала устойчивую карьеру. Да, конечно, ее жизнь не лишена проблем, но теперь у нее есть инструменты для их решения. Часто бывает и такое: чем моложе клиент, который приходит в терапию, тем меньше встреч с психологом нужно, но опять же, если нет сильно травматического опыта.

Какими качествами он обладает? Это личность, которая за пределами кабинета ведет себя примерно так же, как и на сессии с клиентом. Конечно, есть какие-то нюансы, но гештальт-терапия — это терапия контактом, поэтому здесь самое важное — встреча. И для того, чтобы эта встреча состоялась, терапевт сохраняет естественность. Он живой и честный. Если у него возникают какие-то чувства в ходе работы, он вполне свободен их разместить и проявить, но только в том случае, если это будет полезно клиенту. Не будет выносить быстрых суждений, рассказывать клиенту про то, какой он, будет много наблюдать, слушать и давать человеку столько пространства, сколько нужно. Вы наверняка замечали: часто на первой встрече с малознакомым человеком возникает много напряжения. Люди порой не справляются с этим: кто-то начинает шутить, кто-то скатывается в грубости, в зависимости от контекста.

Так вот одна из профессиональных компетенций гештальт-терапевта — это умение выдерживать это напряжение и оставаться в контакте с человеком, несмотря ни на что. Зачастую первые несколько встреч человек много и быстро говорит. Такое ощущение, будто он заполняет собой все пространство. Это один из признаков напряжения. Новая ситуация, он в растерянности, не очень понимает, что от него требуется… В таком состоянии встретиться по-настоящему практически невозможно.

Сейчас направление можно отнести скорее к историческим, поскольку в чистом виде оно почти прекратило существование. Возникновение и развитие школы гештальт-психологии Направление возникло в 1920 г. Его основоположником, создателем считается Макс Вертгеймер, но предпосылки появились еще раньше — в работах Кристиана фон Эренфельса.

Основатели развивали направление сначала на территории Германии в ответ на разработанную Вильгельмом Вундтом программу. Но вскоре школа нашла сторонников и в США. Зарождение гештальт-психологии тесно связано с экспериментом «фи-феномен». С помощью тахиостоскопа и стробоскопа исследователь рассматривал у участников 2 прямые линии, которым передавал разные скорости. В ходе проведенного опыта М.

Что такое гештальт-терапия, и как она работает?

Что касается гештальт терапии Перлза, как одного из методов психотерапии, то это совершенно самостоятельное направление в психологии, не имеющее прямого отношения к гештальт психологии, кроме ряда идей, заимствованных из нее и, собственно, названия самой системы. Итак, гештальт — это простыми словами в психологии образ окружающего мира, который формируется в сознании человека. Впервые слово «гештальт» в таком значении использовал австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс в конце 19 века. Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу.

Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог

То он ломает ногу, то руку, ударяется одним и том же местом. Все это — сигналы. Бессознательное что-то хочет нам сказать через тело. И это то, с чем можно работать для разрешения внутренних проблем клиента. Хочется у увлеченного своим делом человека спросить: что кроме психологии во всех ее проявлениях Вас наполняет? Я люблю шить одежду, и когда у меня выдается свободное время, занимаюсь этим. Создаю простые и комфортные вещи. Могу по итогу их даже не носить, но сам процесс меня вдохновляет. Шитье для меня — медитация. Погружаясь в этот процесс, я отключаюсь от всего, и тоскую, когда не хватает времени сесть за машинку. Второе хобби — декупаж.

Люблю украшать вещи. Недавно появилось новое увлечение: роспись по ткани. Мне нравится придумывать какие-то образы, использовать подручные средства, штампы, трафареты. Сначала рисуешь основу и потом с этим играешь: что-то дорисовываешь, где-то дополняешь цвета. Что еще дает мне мощный ресурс? Встреча с группами. Будучи преподавателем в университете, я получала огромное удовольствие от работы со студентами. Это был настоящий взаимный обмен, после которого хотелось творить, становиться лучше, читать, узнавать новое. Семья — это априори. Здесь я черпаю много энергии, общаясь с детьми, мужем, родителями, сестрами.

Очень вдохновляют встречи с друзьями. После них хочется творить. Удивительно, но здесь в Саудовской Аравии я нашла замечательную подругу — очень близкого по духу и уникального человека. Если честно, в моей жизни очень много людей, про которых я могу сказать: потрясающий, уникальный, талантливый, необыкновенный. Не знаю, моя ли это индивидуальная особенность или приобретение, появившееся благодаря гештальт-терапии, — замечать прекрасное в других. Бережно и внимательно. Мы живем здесь почти пять лет по причине работы мужа. Он — ученый, математик — был приглашен в один из крупнейших вузов Саудовской Аравии King Abdullah University of Science and Technology. Для меня жизнь в другой стране — что-то совершенно новое и вдохновляющее. Особенно удивительно то, что я, автор диссертации, тема которой связана с межкультурным взаимодействием, оказалась в университетском городке, где живут представители более чем 140 стран.

Детям здесь тоже прекрасно. Обучение проходит в школе с международной программой. Атмосфера очень дружественная. Здесь нет даже мысли о том, что может произойти какой-то буллинг, насилие, обесценивание. Система построена на поддержке ребенка со всех сторон. Детям не указывают бесконечно на их ошибки, а хвалят за все, что они делают, мягко указывая на моменты, которые можно доработать, улучшить. Вдруг кому-то они смогут открыть дорогу в интересную тему. Ирвин Ялом. Ялом, конечно, не гештальт-терапевт, а экзистенциальный терапевт, но я знаю, что его книги — это экземпляры с полки подавляющего большинства гештальт-терапевтов. К тому же, в гештальт-терапии заложен достаточно приличный кусок экзистенциальных идей.

Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд «Освобождение от созависимости» Эта книга тоже написана достаточно понятным языком и будет полезна не только психологам, но и любому человеку. Вы узнаете, что созависимость — это побочный эффект нашего патриархального уклада жизни, на многие вещи откроются глаза... После прочтения жизнь не может не измениться. Книга ценна еще и тем, что в ней есть описание шагов и упражнений. Конечно, поддержка терапевта, группы, близких, важна, но даже проделывая их самостоятельно, можно значительно продвинуться и существенно поменять свою жизнь. И уверена, что она будет полезна каждому. Деньги — это то, что беспокоит всех. Как говорил мой учитель Саша Рязанцев, деньги — это бледная тень человеческих отношений. И вот в этой книге, написанной, на мой взгляд, тоже очень простым языком, авторы через вопросы финансов в отношениях показывают, какие проблемы в этих отношениях есть и какая связь между такими проблемами и финансовым состоянием человека существует. Поэтому если у вас нет денег или если вы их неправильно тратите, то с помощью этой книги можно понять, какие модели отношений запускают те или иные денежные ограничения и трудности.

И в конце мне бы хотелось попросить Вас пожелать что-нибудь нашим абитуриентам. Путь к другим лежит через нас самих. Неслучайно говорится: начни с себя. И, на мой взгляд, наша программа — возможность сделать это интересным и эффективным способом. Обучение, может быть, и не сделает вас намного счастливее в привычном смысле слова , но точно позволит стать свободнее.

Реакция человека обусловлена не столько ситуацией, сколько его отношением к ней. Поэтому так важно осознать свои убеждения и заменить неконструктивную жизненную стратегию гибким мышлением. Эффективное мировоззрение — это осознанные реакции: понимаешь, какой хочешь получить результат и ведёшь себя должным образом. Как происходит работа с психологом Во время сессий психолог учит клиента решать такие задачи: отслеживать свои деструктивные установки и мысли; видеть связь между своими мыслями, эмоциями и поведением; анализировать факты, которые подтверждают или опровергают его убеждения; выстраивать более реалистичную картину мира, основанную на фактах, а не на их субъективной оценке; менять уже существующие негативные убеждения, которые искажают его опыт. Психолог выступает в роли наставника.

Он выясняет суть запроса и составляет план работы. Дальше клиента ждут домашние задания и регулярная ретроспектива. Упражнения очень простые, и всё же они помогают изменить убеждения и закрепить новые формы поведения. Итог — человек учится мыслить более объективно и реагировать на ситуации мудро. Сопутствующие эффекты: психологическая устойчивость, прилив энергии, сил и мотивации. Обычно терапия занимает 10—20 сеансов, встречи происходят 1—2 раза в неделю. В каких случаях эффективна КПТ Тревожные расстройства, в том числе депрессии, вызванные постоянными неврозами. Обсессивно-компульсивные расстройства, когда человек совершает необдуманные поступки из-за навязчивых мыслей. Посттравматический синдром. Панические атаки и различные фобии.

Ещё КПТ часто применяют для лечения биполярного и пограничного расстройства личности, а также некоторых форм шизофрении. Гештальт: осознавай свои потребности и контактируй с реальностью Основные принципы подхода: У человека есть потребности, которые он не всегда осознаёт, но всегда хочет удовлетворить. Для удовлетворения потребностей важно наладить контакт с окружающей средой.

Благодаря этому получается высвободить чувства, которые люди не решаются высказать в настоящей беседе. Если гештальт связан с чем-то материальным, избавиться от него достаточно просто. Допустим, в детстве вам не купили красивую куклу или навороченную машинку, о которой вы мечтали.

Зато теперь вы взрослый человек и сами можете их приобрести. Может быть, вы хотели устроиться в компанию мечты или признаться в чувствах к давно любимому человеку, но тогда помешали обстоятельства — это тоже формирует гештальт. Какие-то возможности, безусловно, со временем исчезают, но не все — всегда имеет смысл поинтересоваться, есть ли у вас шансы. И постарайтесь избегать новых гештальтов: доводите дела до конца и не копите эмоции в себе. Завершить гештальт — пожалуй, наиболее часто встречающаяся цель клиентов психотерапевтов. Мало у кого выходит закрыть гештальты во всех областях жизни, и все же даже одна решенная проблема может сильно поменять процессы восприятия.

Понять, что гештальт закрыт, легко: ситуация перестает вызывать у вас эмоциональный отклик, вы смотрите на нее спокойно. Опасность незакрытых гештальтов Незавершенность гештальта человек может даже не осознавать, но она негативно влияет на его психологическое благополучие. Прибавляется тревожность, ресурсы организма расходуются — и это приводит к ощущению внутренней неудовлетворенности, усталости. Большое количество психологических проблем, как правило, вызвано скоплением непроработанных деструктивных гештальтов. Отсюда идут болезненные реакции на события и явления, напоминающие о негативных историях из прошлого. В подсознании человека эти ситуации так и остаются незавершенными, хотя у него могут быть хорошая карьера, семья и другие атрибуты жизненного успеха.

Но он не чувствует себя счастливым, да и добиться мог бы большего. Или того, чего хотелось ему самому, а не родителям. Кстати, родительские амбиции — например, когда ребенка готовят к определенной карьере или удачному браку, — тоже происходят из незакрытых гештальтов. Нестабильное психологическое состояние приводит к неорганизованности, что сказывается на работе и личной жизни. Оно забирает энергию, которая могла бы помочь двигаться вперед и самореализовываться.

На мой взгляд, нет таких людей у кого нет проблем. Они есть у всех и всегда. У кого-то более мелкие, у кого-то грандиозные. Каждый из нас сам решает каким образом ему решать свои проблемы: самостоятельно, с помощь друзей или прибегнуть к помощи психологов психотерапевтов. Вернемся к самому подходу. Гештальт-подход подразумевает рассмотрение человека как целостного организма, наделенного способностью к саморегуляции. Одна из самых важных основ природной саморегуляции — эмоции чувства. Другими словами, чувства — маркеры потребностей человека. А жизнь — это сложный процесс по удовлетворению наших потребностей. Есть первичные потребности, а есть вторичные. Первичные — еда, сон, собственный угол. Вторичные — отдых на море, машина, семья. То есть без вторичных потребностей человек спокойно проживет, просто получит минимум удовольствия от жизни. Если копать глубже, то потребность — это основной смыслообразующий фактор восприятия. В зависимости от ключевой потребности человека и будет складываться ситуация и его отношение к ней. Человек ориентируется в своих потребностях благодаря чувствам и эмоциям, а удовлетворяет потребности благодаря взаимодействию с внешним миром. Таким образом, на протяжении всей жизни, по мере взросления, каждый из нас вмешивается в процесс саморегуляции. Например, маленький ребенок зависит полностью от взрослого. Его основная биологическая потребность — любовь со стороны взрослых. Поэтому они могут легко поменять себя ради того, чтобы мамочка не злилась, не плакала и давала вовремя покушать. Вот такой простейший пример. Однако, этот пример ужасен. Все потому, что ребенок с пеленок, привыкший подстраиваться под ситуацию, которая ему неприятна, так или иначе, убивает в себе способность ориентироваться в жизни с помощью своих чувств. Спустя время, малыш взрослеет, становится взрослой полноценной личностью. Все бы хорошо, но… Он расщеплен. Из него в лучшем случае вырастает эгоист, которому очень важно, что хочет он. Рассмотрим несколько путей Человек игнорирует собственные потребности. Так как его потребности ведут к опасности и боли. Он боится чего-либо хотеть, так из-за него кому-то может стать больно. Он приходит к выводу, что лучше тогда ничего не хотеть вовсе.

Гештальт организации – методология развития команд и разрешения проблем

Не любое взаимодействие считается контактом. В гештальт-подходе контакт — это процесс полного проживания актуальной ситуации «здесь и сейчас» , чувство единого взаимного функционирования себя и среды с осознанием различий. Условие разворачивания контакта представлено выделением на фоне некоторой фигуры, которая является желанием, потребностью, интересом или переживанием. Только с тем, что формирует фигуру, можно контактировать.

То, каким образом человек устанавливает контакт с миром и представляет собой предмет гештальт-исследований. В ходе гештальт-терапии человек стремится найти способы, используя которые он сможет получить из среды то, что ему необходимо. Также он отдает, то, что не нужно, делится тем, что необходимо другому.

Граница контакта отделяет «я» от «не я».

А теперь — поняли? Именно поэтому у любой профессии существует система оценки качества и критерии оценки специалиста. Да, и у психотерапевтов — тоже. Но я не хочу сейчас углубляться в технические дебри, потому что это усложнит картинку и не даст практической пользы, а лучше дам: Понятные критерии оценки непонятного Здесь считаю важным упомянуть критерии, на которые имеет смысл обращать внимание клиенту в терапии любой : Соблюдает ли терапевт Этический кодекс есть ещё свой отдельный у гештальтистов , по стандартам Европейской ассоциации? Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность. Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. И да, при нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет.

Но сейчас об этом не будем. Определён ли запрос, над которым вы работаете? Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются. Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем? Какая у него стратегия и тактика? Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть. Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем?

Выстроен ли процесс «присваивания результата»? Субъективное тоже имеет значение: Насколько вам комфортно и доверительно? Подходит ли вам лично этот человек? Возможно, вы что-то на него проецируете, что может помешать работе, хотя и не будет иметь лично к нему никакого отношения. Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода любого. Можно, конечно, погрузиться. Но зачем? Ведь в том посте, который поджёг мой зад, основной замес непонимания пошёл из того, что клиент думал, что он понимает, как работает метод при этом имея искажённое понимание , и повесил неудачи в работе именно на метод не «этот специалист мне не подходит», а «этот ваш гештальт — лажа, и мне не подходит».

В то время как вышеупомянутые объективные критерии вообще остались за кадром. И осталось непонятным, что именно в работе пошло не так, и как участники процесса разделили ответственность. Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ Московский Гештальт Институт , если смотреть на него снаружи, выглядит довольно мутно. Кто-то даже говорит «секта». Нихрена непонятно, какие-то странные ступени, что вообще происходит. Но, если отойти от условностей, то становится понятно, почему оно так, как есть. То, что они делают, я даже не представляю, как можно легализовать в образовательной системе нашей страны. Помимо легализации необходимо было соответствовать стандартам международной ассоциации ГТ.

Но как-то они это легализовали, и на том спасибо. В самые подробные подробности вдаваться не буду, и так большая статья получается. Требуйте у автора отдельный материал по теме. Преподают матёрые гештальтисы с горами опыта за плечами сертифицироваться на тренера довольно сложно, там куча требований и критериев, плюс вредная неподкупная комиссия. Первая ступень Практика начинается с первых же дней первой ступени, которая длится около года. Да, первая ступень по идее «клиентская», и проходит в формате терапевтической группы, но и там уже дают часть теории по групповой и личной терапии посмотрите, вот сейчас происходит то-то и то-то, а после мы будем делать вот это, для вот этого. Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить. Особенно на второй ступени это становится заметно.

После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться именно терапевтом, то есть сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, уже намерены именно практиковать, как психотерапевт. И в идеале за этот год должны разобраться с собственными клиентскими тараканами, чтобы не тащить их в работу не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и ловко «выносить за скобки» в работе с клиентами. Вторая ступень На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии. Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок. Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация.

Дохрена всего, и овердохрена практики. Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко. Но его поглощение остаётся на совести студента. Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их. Плюс, мне нравится само целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве. Очень творческий процесс получается. Красивый, но при этом эффективный.

Приглашённые звёзды Иногда приглашают специальных тематических тренеров, так как у трёхдневок появляется тематическая направленность. И этот тематический тренер обычно крут в области заявленной темы, с десятками лет стажа и кучей наработок. Вот уж кто точно сможет нормально объяснить все нюансы и ответить на вопросы. Например, «Теорию привязанности» разбирали с Еленой Бочкарёвой , и впечатления от той трёхдневки до сих пор будоражат. Всё, что я уже знала по ТП, пересобралось за те 3 дня в изящную структуру, стали видны незамеченные ранее взаимосвязи, заполнились пробелы, и вообще braingasm полный. Об этом отдельно потом расскажу. Специализация Работает по аналогии с ВУЗом — вот у тебя база, а куда ты более глубоко копать станешь? Г — Гибкость!

Интенсивы 2 или 3 раза по 3 дня нон-стоп идёт психологический движ: лекции, групповая и личная терапия, супервизии, интервизии. Мозг и психика с трудом выдерживают, но это точно бустит как обучение, так и практические навыки. Например, после прошлогоднего интенсива, где я была в качестве терапевта, я вживую убедилась, что могу работать с клиентом с тяжёлой пост-травматикой, и даже могу помочь, пусть и за столь короткий срок прогресс всегда можно измерить, выше писала об этом. И на каждую сессию ещё и супервизию получала так положено , где снова убедилась, что зря сомневалась в своих умениях синдром самозванца, куда без него. Про качественное общение с коллегами и совместную работу тоже очень важно сказать. Не видела такого вне гештальта в таких масштабах и в таком количестве форматов. Это не только прокачивает и даёт чувство сопричастности, но и помогает держаться реальности, сверяясь с другими.

Для этого возьмите палку, бейсбольную биту и лупите по боксерской груше, если вам это удобно делать в зале, при людях. Возможен и другой вариант: всегда есть под рукой диван или другой предмет мебели, готовый принять ваш гнев. Это действие расслабляет, избавляет от ненужной агрессивной энергии, заставляет вспомнить, от чего бы хотелось в жизни избавиться. Где обучают гештальт-терапии Гештальт-терапевты проходят обучение в четырех вузах нашей страны, один из которых находится в Санкт-Петербурге, остальные в столице. Проводится строгий отбор, при котором учитывается мотивация человека, его дальнейшие планы, перспективы. У соискателя должна быть уравновешенная психика, желание помогать людям. Первое образование желательно иметь медицинское или педагогическое. Обучение проходит поэтапно: от базовой ступени низшей или первой до третьей: Первую ступень получают студенты, имеющие образование не ниже средней школы, им выдают сертификат о прохождении начального образования по гештальт-терапии. Вторая ступень доступна тем, кто уже прошел первый этап, также имеет среднее-профессиональное или высшее образование. Им выдается корочка, что они прошли переподготовку по специальности, могут работать по этому направлению. Третий этап определяет дальнейшее направление специалиста, он может выбрать узкую специализацию в рамках проекта, например, работу с детьми, или только индивидуальные сеансы. Свидетельство об окончании обучения специалистов, пройденных третью ступень, является международным. Далее, по желанию, есть возможность пройти еще три года обучения, чтобы получить степень супервизора или группового ведущего. Длительность курса лечения гештальт-терапией Для достижения положительных результатов необходимо учитывать все обстоятельства происходящие в данный момент: необходимо понять все происходящие события в жизни клиента и даже учитывать обстановку в кабинете психоаналитика. Это помогает клиенту понять все свои эмоции и переживания и научиться самостоятельно влиять на них, принимать решения, которые помогут улучшить качество жизни. Поэтому гештальт-терапия относиться к среднесрочным методам воздействия. Необходимо понимать, что если поставлена конкретная задача, то ее решение может занять около 10 сеансов, а если есть необходимость в развитии и совершенствовании личностных характеристик, возможно, потребуется до 30 занятий развитие личности процесс постоянный. Для достижения устойчивого положительного результата оптимальным будет от 10 до 20 занятий один раз в неделю. Психологи нашего центра активно используют метод гештальт-терапии, его любят за положительные, устойчивые результаты к которым он приводит. Конечно, трудно решиться на проведение курса, однако, Вы будете удивлены положительными результатами. Если Вы готовы качественно улучшить свою жизнь, вступить на результативную дорогу обретения собственного счастья, гештальт-терапевты нашего центра всегда готовы Вам помочь.

Это про безоценочность. Я не оцениваю клиента, не сравниваю его с собой или с кем-то еще, а рассматриваю его как уникального, ни на кого не похожего и интересного для меня человека. И именно через это становится возможной терапия. Вот почему важно найти того терапевта, с которым вам приятно и безопасно. И к ней можно приблизиться в ходе обучения. На кого прежде всего рассчитана программа «Гештальт-подход в психологическом консультировании»? Эта программа точно даст понять, интересен ли тебе гештальт, хочешь ли ты дальше совершенствоваться в этом подходе либо пойти куда-то в другое направление. И при этом та база инструментов, техник, экспериментов, которые студенты получат в ходе обучения, останутся в профессиональной копилке, которую всегда можно брать с собой на консультацию и использовать. Основная идея в том, чтобы уже как минимум к середине программы ее участники могли начинать практиковать. Мы также рассматриваем вариант контакта с руководителями некоторых агрегаторов, с которыми можно договориться о практике для студентов в качестве начинающих терапевтов. С этим опытом они смогут приходить в супервизорскую группу на программе и отрабатывать навыки. Во-первых, каждому такому студенту в начале обучения предоставляется бесплатный доступ к Вводному модулю, на котором можно получить необходимые базовые знания по психологии. Во-вторых, в программе есть дисциплина «Основы психологического консультирования», которая даст представление о том, из чего состоит и как выглядит такое консультирование. Все преподаватели на программе — профессионалы с большим опытом практической работы. Студенты точно про себя очень многое поймут. Ведь помимо условно теоретической части, которая дает понимание, что такое гештальт-терапия, как она работает, есть еще терапевтическая группа — место, в котором человек, знакомясь и взаимодействуя с членами группы, проживает и узнает себя через призму других людей. Эта программа поможет психологическому росту. Но в том случае, если у человека есть мотивация расти. Если другие лекционные и практические занятия можно посмотреть в записи, то терапевтическая группа проходит без записи для сохранения конфиденциальности происходящего в ней. Если человек много пропускает, если у него много сопротивления и он никак не хочет его преодолевать, тогда эффективность обучения будет ниже, чем для других. Потому что гештальт-терапия — терапия, которая делает человека свободным и ответственным одновременно. А это освобождает от тех социальных условностей и внутренних барьеров, которые есть у подавляющего большинства и которые ограничивают нас в развитии. Расскажите, кто вместе с Вами будет создавать процесс обучения? И опираясь именно на эту идею, я приглашала преподавателей. Подавляющее большинство из них — люди, которых я знаю лично. Я видела, как они работают, наблюдала за их ростом. Часть людей — те, с кем я встречалась, может быть, вскользь, но они меня чем-то зацепили и поразили как профессионалы. На наших общих собраниях складывается очень теплая и веселая атмосфера. И точно есть связь между дисциплинами через преподавателей. Процесс обучения выстроен логично, как бы по спирали. Мы начинаем с истории терапии, параллельно подключается дисциплина «Консультирование», чтобы каждый студент освежил в памяти либо узнал основные моменты по этой теме. Далее говорим про современное состояние гештальт-терапии, что тоже важно для построения профессиональной позиции консультанта в гештальт-подходе. Мы будем изучать базовые понятия и принципы гештальт-терапии, профессиональную этику. И постепенно выйдем на ознакомление с узкими направлениями. Будем говорить про работу с травмой, кризисами, использование творческих методов, рассматривать, как работает гештальт-терапия с семьей, с детьми и так далее. Меня очень радует, что преподаватели готовы сотрудничать и взаимодействовать. Мы договорились, что, если какие-то интересные студентам темы будут всплывать в одной дисциплине, то другие преподаватели в своих курсах тоже каким-то образом коснутся их. За счет командной работы мы будем иметь целостную картину. Я с огромным вдохновением жду начала программы. Все, что будет подниматься в теоретической части, будет так или иначе отрабатываться в терапевтической группе. Это тоже практика. Через активные методы обучения, дискуссии, обсуждение кейсов, анализ видео- или аудиоматериалов у нас получится собрать этот кубик Рубика. Возможность получить современные знания и опыт в удобное для себя время. Вы можете расположиться в комфортной локации и погрузиться в контакт со студентами и преподавателями, никуда не мчась, не опаздывая. Широкая география участников процесса — это тоже ценно. Я, например, в живу в Саудовской Аравии. И как бы я преподавала заинтересованным русскоязычным студентам, если бы не было онлайна? Если у абитуриента есть сомнения, можно ли обучиться психологии через экран, то мой ответ: безусловно, можно. Конечно, чтобы какие-то гештальт-эксперименты разместить в онлайн-формате, придётся поискать подходящую форму. Но таких мало. Для большинства практик и техник ограничений нет. Сейчас очень много терапевтических групп проходит дистанционно. Индивидуально я консультирую, например, только в онлайн-формате, в силу своего места жительства. Мы не можем прикоснуться к человеку, почувствовать запаха, вот и вся разница. В остальном наше восприятие работает точно так же. Среди Ваших специализаций есть телесно-ориентированная психотерапия.

Мастер-классы

  • Основы гельштат-психологии: гештальт-терапия и гештальт-подход
  • Что такое гештальт-психология простыми словами, и предмет исследования
  • Гештальт-терапия – мифы и реальность | Вовремя
  • Гештальт – Что Это? (Основы И Методы Гештальт-Терапии)
  • Как работает гештальттерапия
  • Кому подойдет гештальт-терапия?

Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта

Чем может помочь гештальт-терапия. «Гештальт не закрылся» — часто на этом меме наши знания о гештальт-психологии заканчиваются. Что касается гештальт терапии Перлза, как одного из методов психотерапии, то это совершенно самостоятельное направление в психологии, не имеющее прямого отношения к гештальт психологии, кроме ряда идей, заимствованных из нее и, собственно, названия самой системы. Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта.

Главная теория гештальт-терапии

  • Ольга Некрасова
  • Гештальт-терапия. В чем суть метода?
  • Гештальт-терапия: среднесрочный метод воздействия на психику пациента.
  • Что такое гештальт и как его закрыть

4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы

Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции. Интро 00:35 - Что такое гештальт? Экологичное ведение групп в гештальт-подходе 3 двухдневки – Online. В “Гештальт-терапии” Перлз, Хефферлин и Гудмен создали исчерпывающее ее представление в терминах, которые были приспособлены для времени их написания, и составившие сборник терминов и концепций исходящих из современной психологии и философии. Гештальт-психология представляет из себя научную школу психологии, немецкого происхождения. Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции.

Как понять, что гештальт не закрыт

  • Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог
  • Гештальт: что это такое и как его закрыть?
  • Будьте в курсе наших событий
  • Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1
  • Гештальт – Что Это? (Основы И Методы Гештальт-Терапии)

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий