Новости эволюция человека презентация

Эволюция человека, ее отличие от эволюции животных и движущие силы.

Изображения по запросу Эволюция человека презентация

Эволюция человеческого лица, согласно работе, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution. антропогенез” Урок План Конспекты Учебник Задания Упражнения помогут разобраться в теме, сделать домашнее задание и подготовиться к контрольной. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. «Эволюция: Как мы стали людьми?» (Научно-познавательный, исследования, 2016).

«Эволюция: Как мы стали людьми?» (Научно-познавательный, исследования, 2016)

Эволюция человека презентация Изучая прекрасные материалы презентации по биологии 9 класса на тему эволюция человека, скачать бесплатно которую вы сможете в конце этой статьи, можно понять, каков был долог и труден путь становления современного человека, как долго шла обезьяна по Земле, чтобы стать человеком наконец-то. А знала ли она, чтоб будет править миром? Думаю, что вряд ли, просто старалась выжить, используя всевозможные подручные средства. Так и сегодня, человек использует все, что вокруг него есть для того, чтобы не просто выжить, но и жить хорошо! Сегодня у нас огромные города, мощное производство, электронная техника, финансы и бизнес.

Одна из групп обезьян, живших 10 — 12 млн. Египтопитек Египтопитек Aegyptopithecus - вымершие приматы, жили около 38 миллионов лет назад. Останки были найдены в Египте. Парапитек Парапитек - вид ископаемой человекообразной обезьяны, обнаруженный на территории Файюмского оазиса в 1911 году немецким ученым О. Считается предшественником проплиопитека. Существует предположение, что парапитек - начальная стадия в эволюции человекообразных обезьян и человека.

Некоторые антропологи напрочь отрицают саму возможность отнесения парапитека к приматам. Проплиопитек Проплиопитек - вид ископаемых человекообразных обезьян.

Профессор кафедры антропологии биологического факультета МГУ, д. От Редактора: перед Вами - текст доклада, прозвучавшего 24 февраля 2011 года на биологическом факультете МГУ. Как правило, люди, далекие от антропологии, представляют себе теорию о происхождении человека консервативной и мало подверженной переменам. На самом деле современная эволюционная антропология — наиболее динамичная и изменчивая часть науки о человеке. Она во многом отличается от традиционного антропогенеза, с которым знакомили нас наши преподаватели еще, казалось бы, совсем недавно — в 60-е — 70-е годы прошлого века. При этом концептуальный скелет эволюционной антропологии остается неизменным. Это представление о длительной биологической эволюции человека от древних приматов через целый ряд ископаемых гоминид к современному виду Homo sapiens. Однако частные концепции, формирующие тело, теоретическую плоть современной науки о происхождении человека, стремительно меняются.

Так, на протяжении большей части 20-го века главной объяснительной теорией о причинах и факторах антропогенеза была так называемая трудовая теория Ф. Энгельса, согласно которой развитие прямохождения и головного мозга было напрямую связано с трудовой деятельностью и развитием руки. Ядро теории Ф. Энгельса составляла триада «рука — мозг — прямохождение», в которой обозначалась последовательность развития основных морфо-функциональных систем человеческой эволюции. Далее, по мере накопления сведений о древнейших гоминидах трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса постепенно лишалась фактологической основы, а знаменитая триада «рука — мозг — прямохождение» утрачивала свою монолитность. Решающую роль в этом процессе сыграли находки австралопитеков и признание их эволюционной значимости. Согласно находкам, в то время как прямохождение уже стало привычным способом передвижения древнейших гоминид, их мозг по объему не превосходил мозг шимпанзе, а способность руки к трудовым операциям вызывала очень большие сомнения. В итоге к концу 20-го века только признак прямохождения остался главным и несомненным критерием гоминизации, то есть принадлежности ископаемых находок к семейству гоминид. Дискуссии в этой области велись лишь по поводу деталей — когда, почему и как возникло прямохождение, но сам способ передвижения сомнению не подвергался.

Но вот появляются новые находки, более подробно изучаются старые, и ситуация вновь меняется, неожиданно возникает новая проблема древней гоминидной локомоции вообще. Вначале обнаружилось, что практически все австралопитековые, и даже ранние Homo обладали довольно странной особенностью, которую западные исследователи назвали «функциональной дихотомией», хотя более точно было бы обозначить её как «функциональная двойственность» [Johanson, Edey, 1981; Leakey et al. Проявляется эта особенность в несколько разной степени выраженности комплекса прямохождения для верхних и нижних конечностей древнейших гоминид. Нижние конечности по толщине кортикального слоя длинных костей, форме и длине шейки бедра, расположению вертелов бедренной кости и другим особенностям полностью соответствуют прямохождению. В то же время строение верхних конечностей - пропорции, морфология костей плечевого пояса, изогнутость фаланг пальцев — говорит о способности к древесному передвижению. Как писала Е. Хрисанфова, это можно рассматривать как свидетельство «широкого локомоторного репертуара» древнейших гоминид в условиях флуктуации климата и других факторов внешней среды [Хрисанфова, Перевозчиков, 1999]. Возможно и другое объяснение «функциональной дихотомии». Признаки древесного передвижения могли оказаться нейтральными и несколько «задержаться» на верхних конечностях, не мешая их владельцам практиковать полноценную бипедию. Слайд 1.

Ардипитек рамидус Казалось бы, вопрос решен, объяснение найдено, и основные положения о значимости прямохождения как древней ключевой адаптации не пострадали. Однако новые находки показали, что не только верхние конечности древнейших гоминид были приспособлены к древолазанию, но и стопы некоторых из них имели явно обезьянье строение! Речь, прежде всего, идёт об ардипитеке с датировкой 4,4 млн. В этих публикациях ардипитек реконструируется как гоминид, который вел преимущественно древесный образ жизни, медленно перемещаясь по ветвям деревьев с опорой на стопы и ладони. Что касается наземного двуногого передвижения, то оно, по мнению исследователей, носило «эпизодический характер» [White et al. Несмотря на приданное ардипитеку выпрямленное положение тела, нельзя не обратить внимание на довольно узкие тазовые кости, которые формируют таз явно понгидного типа. Но самое поразительное — это стопа ардипитека с резко противопоставленным большим пальцем! Согласно графику, приведенному в одной из статей, противопоставление большого пальца стопы у этого гоминида даже больше, чем у шимпанзе.

Несмотря на то, что австралопитеки были двуногими, их мозг был не больше, чем у шимпанзе. Эти животные достигли весьма больших успехов на пути эволюции. Они жили в экваториальной Африке в течение по меньшей мере двух миллионов лет. Эпоха австралопитеков длилась примерно столько же, сколько эпоха их наследников рода Homo, из которого впоследствии вышел и наш вид. Слайд 4 Австралопитеки были всеядны; предположительно для нападения и для защиты употребляли кости животных, палки, камни, возможно, что наиболее развитые виды умели их немного обрабатывать. Слайд 5 Человек умелый Человек умелый, судя по найденным останкам, датирующимся 2,6—3,5 млн лет назад, существовал более полумиллиона лет. Масса головного мозга этого гоминида была 650 граммов, что было намного больше, чем у типичных австралопитеков. Он также отличался от австралопитеков строением таза, обеспечивавшим более совершенную бипедальность и рождение более «головастых» детёнышей.

Презентация на тему: Происхождение и эволюция человека

Скачать презентацию на тему: "«Эволюция человека»" с количеством слайдов в размере 24 страниц. Биологическая эволюция человека происходила путём: 1 0 0 0 1 естественного отбора 2 искусственного отбора 3 распространения полезного опыта 4 всеми вышеперечисленными путями Задание 8 Далее. • • Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая.

Эволюция человека презентация кратко - 83 фото

Слайд 1Этапы эволюции человека. Изучение главы «Эволюция человека» в 11 классе курса «Общая биология» должно базироваться на разных аспектах, а не только на естественнонаучных, в основе которых лежат труды Ч. Дарвина «Происхождение видов» и «Происхождение человека и половой отбор». Качественное своеобразие эволюции человека заключается в том, что ее движущими силами были не только биологические, но и социальные факторы. Большинство свидетельств эволюции человека получены из ископаемых останков, и эти доказательства были значительно подкреплены методами современной молекулярной биологии, такими как анализ ДНК. Эволюция человека была основным предметом дебатов между Томасом Хаксли и Ричардом Оуэном. Эволюция человека презентация - Происхождение человека Этапы становления человека Эволюция человека неандерталец кроманьонец таблица Этапы эволюции человека.

Этапы эволюции человека презентация

Думаю, что вряд ли, просто старалась выжить, используя всевозможные подручные средства. Так и сегодня, человек использует все, что вокруг него есть для того, чтобы не просто выжить, но и жить хорошо! Сегодня у нас огромные города, мощное производство, электронная техника, финансы и бизнес. И человек сегодняшнего дня делает все для того, чтобы развиваться и развивать собственное дело жизни. Для этого мы часто используем возможности Интернета, в котором продвигаем свои товары и услуги.

В подтверждение они опираются на ряд находок, сделанных в Эфиопии и Кении: там обнаружили останки существ, отличающихся переходными чертами и живших 2,4—1,9 млн лет назад. По развитию мозга, человек умелый значительно превосходил австралопитеков; ёмкость его черепа в среднем 645—660 см3. У первого человека в головном мозге уже сложились структуры для появления зачатков речи, но гортань ещё, возможно, не была приспособлена производить столько же звуков, сколько их может производить гортань современного человека. Антропологи также обнаружили примитивные орудия олдувайская каменная орудийная культура : с одной стороны камень заостряли пятью-шестью грубыми сколами, а другой конец, сохраняющий естественную округлённость, служил рукояткой. Человек умелый, в отличие от австралопитеков имел сравнительно постоянные места обитания. Учёные пришли к выводу, что это охотничьи стоянки.

Человек умелый, по-видимому, был хорошим охотником, а подобное занятие, как известно, способствует развитию сотрудничества, общения и организованности. Стадия архантропов. Древнейшие люди Антропологи обнаружили достаточно останков древних гоминид, но ни одна находка не вызывала столько споров, как сделанная в 1891 г. В 1891 г. В 1892 г. Её длина составляла 45,5 см, из чего следовало, что существо, которому она принадлежала, было ростом около 170 см. Судя по останкам черепа, его обладатель отличался низким, покатым лбом с надглазничными валиками и уплощённым сверху затылком. Ёмкость черепа составляла около 900 см3. Дюбуа назвал свою находку питекантропом от греч. Сорок лет спустя молодой исследователь Рудольф фон Кенигсвальд продолжил поиски питекантропов - и весьма удачно.

Он обнаружил останки древностью 1 млн — 500 тыс. В 20-х гг. XX столетия недалеко от Пекина, в пещере, археологи сделали ещё одно открытие. Там нашли части скелета сорока четырёх особей разного возраста древностью 360 тыс. А в 1962 г. Бернард Кэмбелл ввёл понятие Homo erectus — человек прямоходящий выпрямленный ; к этому виду большинство антропологов отнесло питекантропов и синантропов. В регионах, где были обнаружены останки человека прямоходящего, учёные не смогли отыскать останков их предков. Поэтому исследователи склоняются к тому, что прародина Homo erectus - Африка. Ряд находок подтверждает эту мысль. Образ жизни синантропов По сравнению с человеком умелым человек прямоходящий крупнее по сложению 160—170 см рост мужчин , с большей ёмкостью черепа в среднем 1029 см3.

Представители этого вида по облику близки к современным людям. Древние люди жили, в основном, за счёт охоты, причём их добычей становились крупные животные: слоны, носороги, бизоны, лошади и др. Этот период отмечен появлением орудий нового типа — ручного рубила и колуна. Культура изготовления этих орудий была названа археологами ашель, по первым находкам в Сент-Ашеле Франция. Каменные орудия служили для разнообразных операций — ими резали, скоблили, рубили. Мастерили их в основном из кремня и кварца. Охота у человека прямоходящего представляла собой процесс более сложный, чем у ранних гоминид. Вероятно, добычу преследовали группой, причём разнообразными способами. Так, по костям ископаемых быков, найденных в окаменелом слое ила в Олдувайском ущелье, учёные предположили, что древние охотники использовали трясину как ловушку и загоняли туда жертву. Были обнаружены кратковременные лагеря и долговременные стоянки с развитым хозяйством — на открытом воздухе и в пещерах.

При раскопках в Ницце археологи нашли свидетельства многократного возвращения древнего человека на место стоянки. Там были найдены искусственные жилища, скопления останков и очаги. Одно из важнейших достижений человека прямоходящего — освоение огня. Судя по следам кострищ и огромным напластованиям пепла, синантропы уже 360 тыс. С помощью огня древние люди защищали стоянки от холода, обрабатывали пищу, отпугивали хищников. На кострах обугливали концы деревянных или костяных орудий, чтобы те становились прочнее и острее. Например, рога с обугленными кончиками найдены в пещере Чжоукоудянь Китай. Также учёные предполагают, что человек прямоходящий уже обладал способностью к отвлечённому мышлению и мог звуками обозначать предметы и действия. По-видимому, звуковые сигналы использовались наряду с мимикой, языком поз и жестов. Если сравнить строение голосовых аппаратов древнего человеческого предка и современного младенца, то они окажутся весьма схожи.

Стадия палеоантропов древние люди — неандертальцы От древнейшего человека архантропа произошёл древний человек — палеоантроп. Таким образом, популяции Homo erectus были прямыми предками ранних представителей палеоантропов. Около 100—30 тыс. Считалось, что череп неандертальца был впервые найден в 1856 году в ущелье Неандерталь возле Дюссельдорфа и Эркрата Западная Германия. Позже было доказано, что первый череп был найден в Гибралтаре ещё в 1848 году, но признан неандертальским только в 1864 году. Неандертальцы населяли, в основном, приледниковую зону Европы. Облик неандертальцев нёс отпечаток приспособленности к суровым климатическим условиям. Широкоплечесть при сравнительной малорослости в среднем рост у мужчин 160-163 см , сильное развитие мускулатуры, массивный скелет говорят о том, что помимо борьбы с холодом, древним людям надо было противостоять различным силовым механическим нагрузкам. Мозг неандертальцев по объёму нередко превышал средний для современного человека 1500—1600 см кубических. Череп отличался удлинённой формой, массивным надглазничным валиком, низким сводом и скошенным лбом.

Подобные черты, по мнению учёных, знак приспособления к мощным силовым нагрузкам, выпадающим на челюстной аппарат. Образ жизни неандертальцев Неандертальцы усовершенствовали кремневую технику обработки камня. Наряду с кремневыми ножами, остроконечниками, скрёблами и т. Возможно также, что именно тогда начали создаваться составные орудия деревянное копьё с кремневым наконечником и др. Техника изготовления таких предметов передавалась от одного члена группы другим, и так из поколения в поколение. Неандертальцы хорошо знали, как обращаться с огнём, кроме того, они, вероятно, научились использовать шкуры животных для одежды.

Огонь дает тепло, увеличивает выживаемость, защищает от врагов и помогает приготовить вкусную пищу. Эволюционные преимущества получили популяции, которые научились пользоваться огнем и освоили общественный образ жизни. Древние люди Древние люди, или неандертальцы — первые представители вида человек разумный, Homo sapiens, появились около двухсот тысяч лет назад. Судя по археологическим находкам, существовало две линии неандертальцев: Первая — небольшой рост и мощное физическое развитие, масса мозга, как у современного человека, до 1500 грамм; проживание в пещерах, общественный образ жизни не очень развит, промышляли охотой, использовали галечные орудия труда; они не развивались, не совершенствовались и с течением времени деградировали. Вторая — особи более хрупкого телосложения, практически отсутствие надбровного валика, намеки на подбородочный выступ, что говорило о развитой членораздельной речи Рис. Вторая линия неандертальцев Современные люди За счет объединения, развития, противопоставления силы общества грубой индивидуальной физической силе из этой группы неандертальцев около пятидесяти тысяч лет назад появилось новое объединение — современный человек — Homo sapiens. Первыми представителями были кроманьонцы, они обладали всем комплексом физических особенностей, который характеризует современного человека: членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ, отсутствие надбровного валика, масса мозга Рис. Современный человек Строительство жилищ, первые зачатки искусства наскальные рисунки , одежда, украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные — все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников, эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления.

Но если мы в какой-то степени одомашнили сами себя, то что произойдет с нами в будущем? Как изменятся человеческие лица через 10, 100 и 1000 лет? Хотите всегда быть в курсе последних событий из мира популярной науки и высоких технологий? Подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram , чтобы не пропустить ничего интересного! Как изменится лицо человека в будущем? В ходе работы исследователям удалось создать образ человеческого лица будущего. Авторы работы считают, что некоторые функции лица останутся прежними, но другие должны будут адаптироваться к новым реалиям и условиям будущего. Так как эволюция нашего вида продолжается, ученые ожидают, что в будущем человеческие лица станут меньше с пропорционально большими глазными орбитами, подбородком меньших размеров и более шаровидным и выдающимся черепным сводом. Однако такой эффект ожидаем только в случае процесса, под названием «неотения», согласно которому по достижении взрослого возраста люди фактически сохранят свою юную внешность.

Происхождение человека

Долго и сложно проходили этот путь и первые наземные позвоночные. Но результат того стоил: при помощи челюстей животные научились раскусывать прочные панцири особенно упертых членистоногих, с помощью органов слуха — слышать того, кто хочет перекусить уже их, вертеть головой, а некоторые потом даже хмуриться и улыбаться. Из верхней половины первой дуги сформировались верхняя челюсть, из срединной части — слуховые кости, молоточек и наковальня, — из нижней половины дуги — нижняя челюсть. Верхняя половина второй дуги подарила нам самую крошечную кость нашего тела — стремечко, а заодно шиловидный отросток височной кости, нижняя половина — верхнюю часть подъязычной кости. За нижнюю ее часть надо благодарить третью жаберную дугу.

За хрящи гортани — четвертую и пятую. Кстати, о последней. Евстахиева труба — единственная жаберная щель, которая у нас так и не заросла барабанная перепонка, преграждающая путь в ухо, не в счет — слишком тонкая , играя роль выравнивателя давления в среднем ухе и приводя его в соответствие с наружным. Подробнее о строении костей лицевого черепа человека можно узнать здесь.

Гилономус и цинодонт: ящер и зверь Гилономус — малюсенькая ящерка длиной 20 сантиметров вместе с хвостом , останки которой впервые обнаружили еще в середине XIX века канадским геологом Джоном Доусоном. Эта ящерица точнее, существо, очень похожее на нее считается древнейшей из известных рептилий — она жила 312-315 миллионов лет назад. Догоняет ее в гонке за право называться первым пресмыкающимся Paleothyris acadiana — такая же мелкая «ящерица», жившая от 304 до 312 миллионов лет назад. Своей независимостью от воды.

Как им это удалось? Они отрастили амнион — индивидуальный «бассейн» для зародыша. Ведь известно, что амфибии откладывают икру в воду, поэтому не имеют права отходить далеко от последней. Икринкам нужна влага, иначе они попросту высохнут.

Можно, конечно, вынашивать икру в собственной спине, как делает страшный сон всех трипофобов — суринамская пипа, — но это неудобно и неэстетично. Лучше изобрести живорождение, но в те времена это было слишком сложно. Поэтому пришлось находить эволюционный компромисс — научиться откладывать яйца. Ради пищи.

В карбоне растения все больше завоевывали сушу, значит, все больше завоевывали ее и насекомые. Зачастую гигантские. Атмосфера в те времена отличалась от современной и была крайне насыщена кислородом, отчего всевозможные хитиновые твари росли как на дрожжах. Взять хотя бы гигантскую стрекозу меганевру, размах крыльев которой достигал 65 сантиметров, или полутораметровую многоножку артроплевру.

Вся эта вкуснятина радостно порхала и ползала посреди кембрийских лесов, а в воде было много конкурентов — как уж тут не устремиться на поиски приключений по неведомой, но такой манящей суше! Так появились амниоты — существа, от которых в будущем произойдут динозавры в том числе птицы , рептилии и млекопитающие.

Далее мы не знаем, когда человек умелый был вытеснен своими более умелыми потомками. Галечные орудия, чопперы сохранялись еще долго, но их изготовляли люди более развитые- древнейшие люди, архантропы.

Эволюция гоминид. Древнейшие люди. Сто лет назад голландский врач и анатом Э. Дюбуа обнаружил на острове Ява на берегу р.

Соло окаменевшие кости черепную крышку, три зуба и бедренную кость. Дюбуа назвал обнаруженное существо обезьяночеловеком — питекантропом. Питекантроп был лишь недостающим звеном в целой цепи австралопитеки, ни человек умелый еще не были тогда открыты. Теперь обезьянолюдей называют архантропами человек выпрямленный, т.

Они владели Землей 1,5-0,5 млн.. На этой стадии развития в образе жизни людей произошли существенные изменения: охота на крупную дичь, совершенствование техники выделки каменных орудий. Все это позволяет предположить, что на этой стадии возникает еще одно свойство — речь, язык. Большинство ученых полагают, что из какой-то популяции центрально- и североафриканских архантропов возникли люди современного типа — Н.

Палеоантропы неандертальцы. Первые разумные люди существенно отличались от нас. Обычно их называют неандертальцами, по месту одной из первых находок, но правильнее их назвать древними людьми -палеантропами или палеоантропами. Первый череп человека этого вида был найден в 1848 г.

Находка, однако, осталась в музее незамеченной до 1864 г. Дарвин произнес знаменитую фразу о происхождении человека, и после находки в 1856 г. Неандерталь, вблизи Дюссельдорфа Германия ,второго черепа и других остатков. Сначала палеоантропов не признавали предками человека.

Но находки множились, их нашли по всей Европе на север они, повидимому, доходили до бассейна р. Не проникли они, как и aрхантропы, лишь в Америку и Австралию. Это были люди среднего и невысокого роста, но с мощными костями и видимо, невероятно сильные, атлетического строения.

Цели: -Вскрыть движущие силы антропогенеза: биологические и социальные -Сформировать знания об этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза.

Слайд 5 Задачи: образовательная - обеспечить в ходе урока усвоение знаний о происхождении человека, этапах антропогенеза; развивающие — развивать умения анализировать раскрывать суть взаимоотношений человека и природы , обобщать как в эволюции человека действуют общие законы развития жизни , делать выводы об особенностях эволюции человека , устанавливать причинно-следственные связи этапов эволюции человека ; воспитательные - воспитывать нравственные качества, как честность, трудолюбие развитие способностей человека зависит от трудолюбия Слайд 6 1. Доказательства происхождения человека от человекообразных обезьян 2. Этапы эволюции человека 3. Роль труда в происхождении человека Слайд 7 Отечественные антропологи выделяют четыре стадии антропогенеза I.

Предшественники человека- австралопитековые.

Черепа их имели еще обезьяньи черты — у них не было подбородочного выступа, имелся мощный надглазничный валик и покатый лоб. Но мозг за этим лбом не уступал современному, в среднем был даже больше, хотя лобные и височные его доли были обычно менее развиты. Палеоантропы неандертальцы создали новую индустрию камня и так называемую культуру скребел и наконечников, широко пользовались огнем. Люди современного типа. Появление неантропов.

Иногда людей современного типа, в отличие от палеантропов, называют сапиентными или просто сапиенсами. До недавнего времени считалось, что неоантроп явился в Европу, скорее всего, из Азии около 40 тыс. Но действительность оказалась сложнее. Культуру скребел и наконечников везде связывали с палеантропами. Но и люди современного типа в середине каменного века в среднем палеолите широко использовали те же орудия. А неандертальцы, наоборот, в ряде мест применяли более совершенную технику.

По-видимому, палеантропы не только заимствовали новую технику выделок каменных орудий, но и могли совершенствовать свою. Сравнительно недавно антропологи обнаружили культуру скребел и наконечников, характерную для европейских неандертальцев, и назвали ее мустье по месту первой находки. Во Франции в ряде мест она сменилась более совершенной культурой шательперрон, которую связывали с пришельцаминеантропами. Но в той же Франции Сен Сезер орудия шательперронской культуры были найдены со скелетными остатками неандертальца, жившего недавно — 35 тыс. Оказалось, что человек современного типа гораздо древнее,чем считалось раньше. Первой научно исследованной находкой человека современного типа был обезглавленный скелет, найденный в Уэльсе Англия в 1823 г.

Это было погребение, покойника украсили раковинами и посыпали красной охрой, впоследствии осевшей на костях. Но наиболее известны более поздние находки 1868 в гроте Кро-Маньон Франция , по которым всех древних людей часто не совсем точно называют кроманьонцами. Это были люди высокого 170— 180 см роста, практически не отличающиеся от нас, с крупными, грубовато-красивыми чертами широких лиц. Сходный антропологический тип до сих пор встречается у ныне живущих людей на Балканах и Кавказе. Впоследствии остатки людей подобного типа находили во многих местах Европы, в нашей стране от крымских пещер до Сунгиря близ г. Владимира Неоантропы жили в эпоху так называемого верхнего палеолита.

Как и неандертальцы, они использовали для жилья не только пещеры. Из стволов деревьев, мамонтовых костей и шкур, а в Сибири даже из каменных плит они строили хижины.