Новости владимир дашкевич композитор биография

Если бы проводилось первенство мира по шахматам среди композиторов, то в нем наверняка победил бы Владимир Дашкевич. В этом году Дашкевич отмечает 90-летний юбилей, к которому коллектив и студенты Московского государственного института культуры приурочили ряд мероприятий. Владимир Дашкевич — член правления Союза композиторов Москвы, президент Международной ассоциации композиторских организаций.

Дашкевич Владимир Сергеевич

Владимир Дашкевич Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Лауреат Государственной премии СССР. Владимир Дашкевич, композитор: «Я бы, конечно, только мечтал сделать концерт в Петербурге. За последний год Владимир Дашкевич, всенародно любимый композитор, написал музыку к кинофильмам «Вместо меня» Владимира и Ольги Басовых и «Дом для богатых» Владимира Фокина, телефильму «Новый год в ноябре» Ивана Попова, двум театральным постановкам. Владимир Дашкевич вспоминал, что с детства очень любил музыку, школьником чуть ли не через день ходил слушать оперу в Большой театр, — билеты тогда стоили копейки. Сегодня, 20 января, юбилей отмечает композитор Владимир Дашкевич, написавший музыку к сотне художественных и мультипликационных фильмов.

Известный композитор Владимир Дашкевич отметил 80-летний юбилей

Композиторский факультет Дашкевич окончил с отличием и, получив диплом, ушел с завода, чтобы посвятить себя любимому делу. Выдающийся композитор, автор музыки ко многим фильмам, теоретик музыки, умнейший, да и попросту замечательный человек, отмечает свой день рождения. Собеседник «Культуры» — Владимир Дашкевич. Владимир Дашкевич Биография. Замечательного композитора, славно потрудившегося на музыкальной ниве кино и театра — Владимира Дашкевича. Владимира Дашкевича к работе над этой картиной пригласил по старой памяти режиссер Игорь Масленников, создатель «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Владимир Дашкевич — музыкальный гений советского кинематографа

Получив диплом инженера-химика, Владимир Сергеевич начинает работать на заводе мастером цеха. Знакомства с композитором Николаем Каретниковым, а, затем, с гуру российского авангарда Филиппом Гершкович, кардинально меняют жизнь Дашкевича. Он понимает, что его призвание — писать музыку. Инженер-химик поступает в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, получив на вступительных экзаменах высший бал. Дашкевич попадает в класс Арама Хачатуряна.

В нём чувствовался внутренний клокочущий темперамент. Даже когда он был спокоен и, казалось бы, ничто не могло вызвать какой-то взрыв. Но та искра, которая в нём горела, потом зажигалась во всех, кто у него учился», — вспоминает Владимир Сергеевич.

Что тот и сделал минут за пять.

Затем она дала ему задачку по гармонии: мелодию, которую тот должен был дополнить еще тремя голосами. Он тоже сделал работу, сдал ее — и получил обратно листок, где все ноты перечеркивала красная линия. Дело в том, что надо было четыре голоса разделить по парам, и два из них записать на верхней, а два — на нижней линейке, а Владимир записал на верхней строке мелодию, а остальные три голоса — на нижней строке. Вот тогда-то она и поняла, что Владимир действительно ничего не знает.

Ее это не смутило. Она просто стала давать ему таких задачек по два-три десятка штук в день, и Владимир их решал в течение дня. Она также читала ему лекции по сведению голосов. И быстрое продвижение юноши определенно производило на нее впечатление.

Но далеко не все было так гладко, как хотелось бы. Дело в том, что Владимир продолжал работать на заводе, кроме того, он был офицером запаса химических войск. Примерно в это же время ему пришла повестка о том, что он должен отправиться на трехмесячные сборы для военной переподготовки. Это рушило все планы молодого человека, и он решил пойти на уголовное преступление… Симулянт Владимиру Дашкевичу предстояло решить серьезную проблему — избежать нарушения всех его планов, которые, несомненно, были бы уничтожены, повинуйся он повестке.

Оставалось только одно. Дело было в январе, и «находчивый» абитуриент попросту пошел босиком от метро до своего дома. Примерно пятьсот метров такой прогулки не привели даже к насморку. Тем не менее на следующий день он, надеясь на чудо, вызвал на дом врача.

Его градусник показал температуру 38,6. Врач выписал ему бюллетень, и пошел дальше, а температура таинственным образом вновь пришла в норму. Отец отреагировал только тем, что назвал его симулянтом. Этим юноша не ограничился.

Он показал повестку на работе и получил три месяца, которые решил отвести на подготовку к экзаменам. И благополучно их прогулял. Однако это помогло мало — в консерваторию он так и не поступил. Сначала-то он шел в лидерах, однако его срезал на истории СССР доцент Трелин, давно уже прославившийся тем, что срезал неугодных.

На вопросы Владимир отвечал хорошо, поэтому абитуриенты устроили бунт, потребовав, чтобы Владимиру позволили пересдать неуд. Члены комиссии вроде как сдались, но экзамен превратили в фарс: не давая бедному абитуриенту вставить и слово, двое быстро задавали вопросы, отвечали, что «неправильно», и снова завалили его. Свидетелей такого беспредела не было. Валентину Алексеевну это не удивило.

Она попросту предложила отнести документы в Гнесинский институт. Это тоже было высшее учебное заведение, кроме того, там преподавали замечательные преподаватели, такие как Арам Хачатурян. Там он получил 24 балла из 25 возможных — четверку ему поставили за сочинение по литературе, а остальное он сдал на отлично. Сдав экзамен и устроившись на занятия композицией у Хачатуряна, Владимир сразу перешел на заочное отделение — ему приходилось продолжать работать на заводе старшим инженером.

Дашкевич за инструментом Обучение у Хачатуряна в значительной степени определялось яркостью личности самого преподавателя. Это был великий композитор, в котором значительный темперамент и романтическая внешность совмещались с практичным подходом к профессии композитора. Именно он убедил Владимира, что нельзя отказываться от работы в театре и кино, так как она дает возможность непрерывно учиться. Однако из-за первых студенческих опусов, а также из-за того, что Дашкевич был учеником Каретникова и Гершковича, Владимира не слишком-то хорошо воспринимали в деканате.

На третьем курсе и вовсе разразился скандал. Владимира отчислили якобы за неуспеваемость, а Арам Ильич был в это время на гастролях и не мог вступиться за своего ученика. Когда он приехал домой и узнал об отчислении Владимира, то пришел в ярость и подал заявление об уходе из института. Дашкевичу же предложил перейти в его же класс в консерватории.

Хотя молодому человеку совсем этого не хотелось — обида была еще жива. Дело решилось на удивление просто. Елена Фабиановна Гнесина — основательница Гнесинского института и на редкость обаятельная и красивая старушка — позвала к себе Владимира и сказала ему примерно следующие слова: «Володенька, нельзя допустить, чтобы ученик Михаила Фабиановича Гнесина Арамчик ушёл из института Гнесиных. Уговорите его, а с приказом об отчислении я улажу»… Тот пообещал поговорить со своим преподавателем, и его действительно оставили.

В результате у композитора потом хранились два документа: приказ об отчислении из-за неуспеваемости, который вручил ему ректор Муромцев, и диплом с отличием, который вручил ему тот же человек. Когда Владимира восстановили, его вызвал к себе проректор Владимир Исаакович Авратинер и сказал следующие слова, которые потом композитор также записал в своей биографии: «Дашкевич! Пора вам бросить завод и заняться музыкой». На заводе тот проработал ровно шесть лет.

Владимир понимал, что проректор прав, а потому незамедлительно подал заявление об уходе. Авратинер помог ему устроиться педагогом по фортепиано в доме культуры «Новатор». Но тут ему пришлось совсем уж туго. Нет, конечно, зарабатывать он мог столько же, сколько и старший инженер на заводе, однако на следующий день после такого марафона у бедного молодого преподавателя все валилось из рук.

Стоит ли упоминать о том, что его первая музыкальная профессия так и не принесла ему много радости? С другой стороны, он закончил институт Гнесиных с отличием. Его первые две большие работы произвели особо сильное впечатление на Гершковича. Это были симфония и оратория «Фауст».

Последний произвел на учителя Владимира самое яркое впечатление. Своей цели добилась и Валентина Алексеевна. Как вспоминает сам Дашкевич, она хотела сделать из него отличного теоретика. И ей это положительно удалось.

Даже более того, по завершении обучения Владимиру предложили преподавать анализ музыкальных произведений для студентов первого и второго курсов. Вот в этот-то период жизни композитор и понял, насколько по-разному для музыкантов течет время. В пятом классе у него был один одноклассник, Гарик Вайль, который играл на виолончели. В то время учился играть на ней, ходил с большим нелепым футляром, и ему определенно досаждали разные мальчишки, которые считали игру на инструменте совсем не мужским занятием.

Шли год за годом. Гарик Вайль по-прежнему ходил с виолончелью, играя по переулкам, а Владимир учился, закончил институт, поступил на завод, затем в институт Гнесиных и закончил его. И первого, кого он увидел, когда впервые вошел в класс в качестве преподавателя музыкального анализа, был никто иной как… Гарик Вайль! Впрочем, было нечто куда более интересное, что привлекло внимание Владимира… Любовь и творчество Когда молодой преподаватель впервые вошел в класс в качестве преподавателя, то первого, кого он увидел, был Гарик Вайль, его бывший одноклассник, стойкий музыкант, который в юношестве получил немало тумаков от своих сверстников.

Впрочем, там же оказалось и кое-что другое, что куда более сильно завоевало внимание молодого человека. Ну да, вы не ошиблись. Оля Щиголева …Эту парочку сам Владимир называл «двое шипящих». Дело в том, что они почти все время болтали, а «шипящими» были их фамилии: Шершунова и Оля Щиголева.

Вот Оля-то и привлекла особое внимание молодого преподавателя, который позже вспоминал о ней как о «небесном создании». Вообще-то все началось с немилости Дашкевича: преподаватель он был строгий и, если видел две одинаковые работы по музыкальному анализу, ставил «неуд» за обе, не особо разбираясь, кто у кого списывал. А Оля была девушкой доброй, и у нее списывали все кому не лень. Вот и получалось так, что «неудов» в группе было как-то многовато.

Но группа оказалась настолько хорошо подготовленной, что была отправлена сдавать экзамен досрочно. На Олю взвалили всю ответственность за его организацию, на вопросы она должна была отвечать последней, и пока до нее дошла очередь, то оказалось, что она мирно спит. Некоторое время спустя Оля стала его первой и единственной женой. Кто-то может возразить, мол, к тому времени он уже был зарегистрирован с одной студенткой.

Это, знаете ли, вопрос шекспировского характера, и вряд ли можно сказать, что та девушка в действительности была его супругой.

Ведь у меня, откровенно говоря, не композиторское мышление, а скорее инженерное, техническое. Опять же во многом это связано с тем, что я не был с малых лет привязан ногой к табуретке, стоящей перед фортепиано. Мне интересно не просто извлекать звуки и создавать произведения, но и понимать, зачем вообще все это нужно. Как инженер, я отличаюсь от композиторов в общепринятом понимании этого слова тем, что, кроме игры воображения и фантазии, которые любому автору, безусловно, необходимы, еще и спрашиваю: как это сделано?

И пришел к следующим выводам. Высшим идейным музыкальным достижением является симфонизм, построенный на так называемой трехчастной форме. Первая — экспозиция, где были две контрастные темы, главная и побочная, устраивавшие между собой диалектический спор. Вторая — разработка, в которой в результате этого спора у слушателя возникало состояние нервной неустроенности. А в третьей части, репризе, главная партия побочную все-таки побеждала.

Таким образом, достигался эффект гармонической законченности музыкального произведения. С точки зрения инженера, это выглядит так: первая часть — это информация как мера порядка, создающая своего рода прекрасную модель умиротворенного состояния, которую мы привычно называем мелодией. Разработка — это энтропия как мера хаоса, которая стремится к смерти. То есть если энтропия в живом организме побеждает, то он умирает. И напротив, если победу одерживает информация, организм живет.

Поэтому в третьей части информация возрождается, причем на более высоком уровне. Схема, таким образом, вырисовывается следующая: информация — энтропия — информация. Эта трехчастная форма предлагает новые способы мышления и выживания. То есть каждая мелодия, построенная по классической форме, на самом деле показывает модели упорядочивания жизни. Таким образом, классический симфонизм всегда направлен на жизнь общества, в этом заключается его социальное значение.

Но все ли композиторы и музыканты рассуждают подобным образом? Большинство современных музыкантов об этом вовсе не задумываются. Но композиторы прошлого размышляли на эту тему очень много. В симфонической музыке Моцарта и Бетховена приведенная мною схема прослеживается очень четко — потому-то эти композиторы и называются самыми что ни на есть классиками. Дело в том, что в тональной музыке ресурс для создания диссонанса и хаоса очень невелик, но при этом он музыкальные темы нивелирует.

А это опасно тем, что красота музыки попросту теряется. Словно почувствовав это, многие композиторы-классики постепенно стали разработочную часть уменьшать, а композиторы-романтики и вовсе были вынуждены перейти к двухчастной форме. Крупные сочинения уступили место менее масштабным произведениям: рапсодиям, скерцо, ноктюрнам, фантазиям и так далее. Так незаметно идейный уровень музыки стал уменьшаться. Во второй половине ХIX века были только два композитора, которые, обладая сверхвысочайшей техникой и умело пользуясь остатками классического тонального ресурса, ухитрились создавать воистину великие симфонии, — это Брамс и Чайковский.

А в бурном технологичном ХХ веке этого ресурса вовсе не стало, чем воспользовался Шёнберг, придумавший свою систему, в которой не было тем как таковых, а были так называемые серии Арнольд Франц Вальтер Шёнберг, австрийский композитор, автор серийной техники и додекафонии. Все это было поначалу с энтузиазмом подхвачено и, в общем-то, должно было работать, но не сработало по одной причине: у мозга по отношению к музыке есть только одно качество — запоминаемость. Если музыка запоминается на год — это неплохо, если на десять — еще лучше, а уже от пятидесяти лет и выше начинается переход к классике. Дело в том, что мозг изначально ориентирован на запоминаемые музыкальные пространства, которые в итоге и помогают решать очень сложные жизненные задачи — от вопросов выживания до проблем социального прогресса. Шёнберг придумал систему, которая, в сущности, носила характер той самой, упоминавшейся выше разработки.

Но он отверг тему как музыкальный материал, с которым надо работать. Он запретил ею пользоваться, и наш мозг возмутился, сказав примерно следующее: «Извините, товарищ Шёнберг, то, что вы пишете, может быть, и очень интересно, но я с этим работать не буду. Я не понимаю, чего вы от меня хотите. Тема есть источник порядка, за которым я слежу и за который отвечаю. А раз вы тему убираете, то вашу музыку я запоминать отказываюсь».

Авангардная музыка, при всех ее перипетиях, наткнулась на одну простую вещь: она не запоминается потому, что мозг ее запоминать не хочет. Мозгу не по пути с одной голой энтропией, потому что это путь в бездну, в никуда. Когда хаос воцаряется над порядком, начинаются необратимые процессы, ведущие к смерти.

Дашкевич-старший некоторое время работал в московском политуправлении — инструктором. Но радость его длилась недолго.

Издание «Яродом» приводит слова композитора: «Наш сосед по коммуналке поэт Долин,...

Владимир Сергеевич Дашкевич

Автор музыкальной основы телевизионных приключений советских Шерлока Холмса и доктора Ватсона композитор Владимир Сергеевич Дашкевич родился 20 января 1934 года в Москве. Композитор, философ и просто интересный человек Владимир Сергеевич Дашкевич в гостях у В честь юбилея легендарного композитора Владимира Сергеевича Дашкевича 22 января 2024 года в 16:00 в Учебно-творческом центре МГИК пройдёт большой концерт, на котором студенты кафедры. В этом году Дашкевич отмечает 90-летний юбилей, к которому коллектив и студенты Московского государственного института культуры приурочили ряд мероприятий.

ДАШКЕВИЧ Владимир Сергеевич

Мероприятие было открыто увертюрой, написанной композитором для сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» в исполнении профессора кафедры музыкального образования МГИК Олега Свистунова и доцента кафедры музыкального образования Татьяны Свистуновой с оркестром. Студентами кафедры эстрадно-джазового искусства и кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства МГИК были исполнены такие композиции, как «О, этот Лондонский туман», «Коварные жулики», «Ходят кони», «Журавль по небу летит», «Не покидай меня весна», «В гостях у сказки» и множество других не менее известных работ. Секретарь Владимира Дашкевича Инга Шубина зачитала благодарственное письмо композитора, в котором говорится, что «сейчас особое время, это время, когда люди больше, чем когда-либо, чувствуют потребность в хорошей музыке.

С 1979 по 1986 год работал над музыкой для цикла фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Известность получила и написанная композитором главная тема к кинофильму «Собачье сердце» 1988. Составители «Новейшей истории отечественного кино» характеризуют Владимира Дашкевича как композитора-актёра, который «превосходно умеет соответствовать задачам игровым, театральным, стилизаторским». Эти качества, проявившиеся в дебютном «Бумбараше», были продолжены в других фильмах с участием Дашкевича.

В 1996—2008 годах Владимир Дашкевич был композитором в передаче «Джентльмен-шоу».

Как строится творческий диалог между вами и режиссером? Режиссер объясняет его плохо, и это нормально. Если он начнет объяснять его с помощью музыкальных терминов, то это превратится в ужас, и ты перестанешь слышать нечто мистическое, что в этот момент связывает тебя с режиссером.

Поскольку музыка, как я уже говорил, — очень древнее и самое знаковое искусство, композитор должен решать творческую задачу, беря планку несколько выше предложений режиссера. Вот пример: в «Собачьем сердце» есть эпизод, когда Шариков смотрит на себя в зеркало и звучит тема церковного хорала. Мне совершенно неинтересно смеяться над Шариковым, ведь Шариков — дело наших рук, потому хорал — это и плач о его загубленной душе. Какие новые творческие задачи он перед вами поставил?

Что же касается удачи или неудачи «Воспоминаний…», в детективе есть серьезная опасность: набирая психологическую глубину, он неизбежно теряет в динамике, а детектив — это все-таки сюжетный жанр. Нужна «золотая середина». В целом, мне кажется, сериал состоялся. На какие образцы английской классической музыки вы опирались при сочинении мелодии?

В конце концов, вспомните «Турецкий марш» Моцарта. Сейчас никто не стал бы определять, что в нем турецкого. В «Холмсе» нужно было выразить не столько «английскую» тему, сколько тему человеческого достоинства, потому что музыка если это хорошая музыка тянет за собой, вселяет надежду, заставляет умнеть, очищаться, лучше относиться к другим. Вот Холмс и есть умный, чистый и хорошо относящийся к другим человек.

Так что тема этого дома для меня имеет автобиографический смысл, и я постарался это передать. В фильме «Вместо меня» я нашел, как мне кажется, очень острую и точную тему, но проблемы с финансированием привели к тому, что я стал писать музыку, когда денег на запись было страшно мало. В картине стоит музыка Глюка, которая здесь не нужна. Это музыка восемнадцатого века, со своими импульсами, нервами, энергетикой.

Я против соединения классической музыки с кинематографом еще и потому, что оно, как правило, — результат личных предпочтений режиссера. Ну и что? Классическая музыка кодирует такие смыслы человеческой истории, такие глубины, которые в кинематографе подчас не выражаются, а подавляются.

В 1962 году Дашкевич получил второе высшее образование — музыкальное, окончив Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных класс Арама Хачатуряна. Дашкевич много и плодотворно работает в кино. В 1973 году в фильме «Капля в море» впервые прозвучала его знаменитая «сказочная тема», ставшая музыкальной заставкой телепередачи «В гостях у сказки». Эта мелодия также использовалась в различных сюжетах «Ералаша», а в 1982 году — в фильме «Там, на неведомых дорожках…», в том числе в песне «Приходите в гости к нам» в исполнении Ольги Рождественской , для которой Юлий Ким написал слова в картине «Капля в море» песня имела другой текст и называлась «Шапка-невидимка». С 1979 по 1986 год работал над музыкой для цикла фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Известный композитор Владимир Дашкевич отметил 80-летний юбилей

Сочинять музыку ныне известный композитор Владимир Дашкевич стал совершенно неожиданно. Выдающийся композитор, автор музыки ко многим фильмам, теоретик музыки, умнейший, да и попросту замечательный человек, отмечает свой день рождения. Собеседник «Культуры» — Владимир Дашкевич. Владимир Дашкевич родился 20 января 1934 года в Москве. Композиторский факультет Дашкевич окончил с отличием и, получив диплом, ушел с завода, чтобы посвятить себя любимому делу. Владимир Дашкевич родился 20 января 1934 года в Москве.

Свадьба соседки изменила его жизнь

  • ДАШКЕ́ВИЧ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
  • Владимир Дашкевич - биография
  • Правила жизни Владимира Дашкевича
  • Биография Владимир Дашкевич | Каталог исполнителей песен
  • Владимир Дашкевич — Театр «Комедианты»

Известный композитор Владимир Дашкевич отметил 80-летний юбилей

Его музыку слышал каждый: композитору Владимиру Дашкевичу исполнилось 90 лет. Композитор Владимир Дашкевич отмечает 90-летие. Владимир Дашкевич, композитор, интервью. Сам композитор сделал вид, что не обиделся, заметив, что многие друзья уже умерли, а некоторые нездоровы, Но видно было, что от вечера в доме кино живой классик музыки к кинофильмам ожидал большего. Президент Международной ассоциации композиторов Член Центра содействия театру «Эрмитаж». Композиторский факультет Дашкевич окончил с отличием и, получив диплом, ушел с завода, чтобы посвятить себя любимому делу. РИА Новости Музыку Дашкевича знают все. Хотя фамилию композитора вспоминают не сразу.

Как свадьба соседки и Шерлок Холмс изменили судьбу Владимира Дашкевича

Владимир Дашкевич посвятил свою жизнь музыке, создавая произведения, которые до сих пор восхищают слушателей по всему миру. Его музыкальное наследие будет продолжать жить и вдохновлять новые поколения музыкантов. От всей души поздравляем Владимира Дашкевича с 90-летием и желаем ему крепкого здоровья, долгих лет творчества и новых ярких музыкальных открытий!

В соавторстве с Юлием Кимом композитор написал мюзикл «Самолет Вани Чонкина» по мотивам романа Владимира Войновича, поставленный в 2007 году в Хабаровском музыкальном театре.

В 2007 году в Новосибирском театре оперы и балета прошла премьера его оперы «Ревизор» в соавторстве с Юлием Кимом. В марте 2012 года премьеру новой авторской редакции оперы «Ревизор» Владимира Дашкевича представил Московский академический Камерный музыкальный театр имени Покровского. В 2010 году в рамках кинофестиваля «Харьковская сирень» состоялась премьера вокально-симфонического произведения Дашкевича «Солдатский реквием».

В октябре 2013 года в издательстве «Русского шахматного дома» вышла книга Владимира Дашкевича «Великое культурное одичание». Кроме того, композитор является автором книг и статей по теории музыки — «Интономика», «Ладовая поляризация», «Теория интонации» и других. Владимир Дашкевич — член правления Союза композиторов Москвы, президент Международной ассоциации композиторских организаций.

Москвы «Московский академический театр сатиры», 1924-2023.

Вместе с тем она обладала на редкость притягательным взглядом и проницательным умом, что не могло не покорить Владимира. Сам Владимир признался, что Валентина Алексеевна была гениальным педагогом. Вместо того чтобы высмеивать или отговаривать его, она наиграла ему двухголосое сочинение, которое парень должен был записать как диктант нотами. Что тот и сделал минут за пять. Затем она дала ему задачку по гармонии: мелодию, которую тот должен был дополнить еще тремя голосами.

Он тоже сделал работу, сдал ее — и получил обратно листок, где все ноты перечеркивала красная линия. Дело в том, что надо было четыре голоса разделить по парам, и два из них записать на верхней, а два — на нижней линейке, а Владимир записал на верхней строке мелодию, а остальные три голоса — на нижней строке. Вот тогда-то она и поняла, что Владимир действительно ничего не знает. Ее это не смутило. Она просто стала давать ему таких задачек по два-три десятка штук в день, и Владимир их решал в течение дня. Она также читала ему лекции по сведению голосов. И быстрое продвижение юноши определенно производило на нее впечатление.

Но далеко не все было так гладко, как хотелось бы. Дело в том, что Владимир продолжал работать на заводе, кроме того, он был офицером запаса химических войск. Примерно в это же время ему пришла повестка о том, что он должен отправиться на трехмесячные сборы для военной переподготовки. Это рушило все планы молодого человека, и он решил пойти на уголовное преступление… Симулянт Владимиру Дашкевичу предстояло решить серьезную проблему — избежать нарушения всех его планов, которые, несомненно, были бы уничтожены, повинуйся он повестке. Оставалось только одно. Дело было в январе, и «находчивый» абитуриент попросту пошел босиком от метро до своего дома. Примерно пятьсот метров такой прогулки не привели даже к насморку.

Тем не менее на следующий день он, надеясь на чудо, вызвал на дом врача. Его градусник показал температуру 38,6. Врач выписал ему бюллетень, и пошел дальше, а температура таинственным образом вновь пришла в норму. Отец отреагировал только тем, что назвал его симулянтом. Этим юноша не ограничился. Он показал повестку на работе и получил три месяца, которые решил отвести на подготовку к экзаменам. И благополучно их прогулял.

Однако это помогло мало — в консерваторию он так и не поступил. Сначала-то он шел в лидерах, однако его срезал на истории СССР доцент Трелин, давно уже прославившийся тем, что срезал неугодных. На вопросы Владимир отвечал хорошо, поэтому абитуриенты устроили бунт, потребовав, чтобы Владимиру позволили пересдать неуд. Члены комиссии вроде как сдались, но экзамен превратили в фарс: не давая бедному абитуриенту вставить и слово, двое быстро задавали вопросы, отвечали, что «неправильно», и снова завалили его. Свидетелей такого беспредела не было. Валентину Алексеевну это не удивило. Она попросту предложила отнести документы в Гнесинский институт.

Это тоже было высшее учебное заведение, кроме того, там преподавали замечательные преподаватели, такие как Арам Хачатурян. Там он получил 24 балла из 25 возможных — четверку ему поставили за сочинение по литературе, а остальное он сдал на отлично. Сдав экзамен и устроившись на занятия композицией у Хачатуряна, Владимир сразу перешел на заочное отделение — ему приходилось продолжать работать на заводе старшим инженером. Дашкевич за инструментом Обучение у Хачатуряна в значительной степени определялось яркостью личности самого преподавателя. Это был великий композитор, в котором значительный темперамент и романтическая внешность совмещались с практичным подходом к профессии композитора. Именно он убедил Владимира, что нельзя отказываться от работы в театре и кино, так как она дает возможность непрерывно учиться. Однако из-за первых студенческих опусов, а также из-за того, что Дашкевич был учеником Каретникова и Гершковича, Владимира не слишком-то хорошо воспринимали в деканате.

На третьем курсе и вовсе разразился скандал. Владимира отчислили якобы за неуспеваемость, а Арам Ильич был в это время на гастролях и не мог вступиться за своего ученика. Когда он приехал домой и узнал об отчислении Владимира, то пришел в ярость и подал заявление об уходе из института. Дашкевичу же предложил перейти в его же класс в консерватории. Хотя молодому человеку совсем этого не хотелось — обида была еще жива. Дело решилось на удивление просто. Елена Фабиановна Гнесина — основательница Гнесинского института и на редкость обаятельная и красивая старушка — позвала к себе Владимира и сказала ему примерно следующие слова: «Володенька, нельзя допустить, чтобы ученик Михаила Фабиановича Гнесина Арамчик ушёл из института Гнесиных.

Уговорите его, а с приказом об отчислении я улажу»… Тот пообещал поговорить со своим преподавателем, и его действительно оставили. В результате у композитора потом хранились два документа: приказ об отчислении из-за неуспеваемости, который вручил ему ректор Муромцев, и диплом с отличием, который вручил ему тот же человек. Когда Владимира восстановили, его вызвал к себе проректор Владимир Исаакович Авратинер и сказал следующие слова, которые потом композитор также записал в своей биографии: «Дашкевич! Пора вам бросить завод и заняться музыкой». На заводе тот проработал ровно шесть лет. Владимир понимал, что проректор прав, а потому незамедлительно подал заявление об уходе. Авратинер помог ему устроиться педагогом по фортепиано в доме культуры «Новатор».

Но тут ему пришлось совсем уж туго. Нет, конечно, зарабатывать он мог столько же, сколько и старший инженер на заводе, однако на следующий день после такого марафона у бедного молодого преподавателя все валилось из рук. Стоит ли упоминать о том, что его первая музыкальная профессия так и не принесла ему много радости? С другой стороны, он закончил институт Гнесиных с отличием. Его первые две большие работы произвели особо сильное впечатление на Гершковича. Это были симфония и оратория «Фауст». Последний произвел на учителя Владимира самое яркое впечатление.

Своей цели добилась и Валентина Алексеевна. Как вспоминает сам Дашкевич, она хотела сделать из него отличного теоретика. И ей это положительно удалось. Даже более того, по завершении обучения Владимиру предложили преподавать анализ музыкальных произведений для студентов первого и второго курсов. Вот в этот-то период жизни композитор и понял, насколько по-разному для музыкантов течет время. В пятом классе у него был один одноклассник, Гарик Вайль, который играл на виолончели. В то время учился играть на ней, ходил с большим нелепым футляром, и ему определенно досаждали разные мальчишки, которые считали игру на инструменте совсем не мужским занятием.

Шли год за годом. Гарик Вайль по-прежнему ходил с виолончелью, играя по переулкам, а Владимир учился, закончил институт, поступил на завод, затем в институт Гнесиных и закончил его. И первого, кого он увидел, когда впервые вошел в класс в качестве преподавателя музыкального анализа, был никто иной как… Гарик Вайль! Впрочем, было нечто куда более интересное, что привлекло внимание Владимира… Любовь и творчество Когда молодой преподаватель впервые вошел в класс в качестве преподавателя, то первого, кого он увидел, был Гарик Вайль, его бывший одноклассник, стойкий музыкант, который в юношестве получил немало тумаков от своих сверстников. Впрочем, там же оказалось и кое-что другое, что куда более сильно завоевало внимание молодого человека. Ну да, вы не ошиблись. Оля Щиголева …Эту парочку сам Владимир называл «двое шипящих».

Дело в том, что они почти все время болтали, а «шипящими» были их фамилии: Шершунова и Оля Щиголева. Вот Оля-то и привлекла особое внимание молодого преподавателя, который позже вспоминал о ней как о «небесном создании». Вообще-то все началось с немилости Дашкевича: преподаватель он был строгий и, если видел две одинаковые работы по музыкальному анализу, ставил «неуд» за обе, не особо разбираясь, кто у кого списывал. А Оля была девушкой доброй, и у нее списывали все кому не лень. Вот и получалось так, что «неудов» в группе было как-то многовато. Но группа оказалась настолько хорошо подготовленной, что была отправлена сдавать экзамен досрочно. На Олю взвалили всю ответственность за его организацию, на вопросы она должна была отвечать последней, и пока до нее дошла очередь, то оказалось, что она мирно спит.

Увлечение занимало так много времени, что Владимира чуть не исключили из института, но по настоянию отца тот взялся за ум и вуз всё-таки окончил. Но одновременно стал посещать и семинары самодеятельных композиторов. В 1959 году Владимир попытался поступить в консерваторию, но не прошел испытания. Высшее музыкальное образование Дашкевич получил на заочном отделении института имени Гнесиных, где его преподавателем был Арам Хачатурян. Композиторский факультет Дашкевич окончил с отличием и, получив диплом, ушел с завода, чтобы посвятить себя любимому делу. В 1965 году композитора пригласили к сотрудничеству в театре.

С тех пор работа над спектаклями заняла важное место в творчестве композитора. Дашкевич много и плодотворно работает в кино. Первой его работой в кино стало написание музыки к фильму «Бумбараш» в 1971 году.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий