Новости йемен шииты или сунниты

Беспилотник ВВС США MQ-9 Reaper разбился недалеко от побережья Йемена в пятницу, сообщил телеканал CBS со ссылкой на американского военного чиновника. Первый путь маловероятен, так как сунниты и шииты в некоторых религиозных постулатах имеют принципиально разные точки зрения. Начавшаяся в ночь с 25 на 26 марта операция «Буря решимости» стала точкой невозврата к предлагаемому некоторыми сторонами политическому диалогу по мирному урегулированию кризиса в Йемене. Религиозные расхождения между суннитами и шиитами вызывали и продолжают вызывать конфликты в этих регионах.

Хуситы заявили об успешных ударах по танкеру и беспилотнику в Йемене

Зейдиты составляют подавляющее большинство жителей мухафазы Саада и Сана. В Адене живут шииты-двунадесятники. В стране также имеется небольшая группа исмаилитов. На востоке Йемена встречаются представители ибадизма — хариджитского мусульманского течения, отличающегося и от суннитов, и от шиитов.

В стране растёт число сторонников некоторых околомусульманских групп, в первую очередь это ахмадийцы. Статья 259 Уголовного кодекса Йемена устанавливает, что лица, совершившие акт вероотступничества, то есть переход в другую религию, либо отказ от веры , подлежат смертной казни [en] [6] [7].

Они же в начале XX века добились автономии, когда страна была частью Османской империи. Когда Османская империя распалась после поражения в Первой мировой войне, тогдашний йеменский имам провозгласил себя королем. И с 1918 до 1962 год существовало Королевство Йемен, где государственной религией было одно из шиитских течений в его зейдитском варианте. Он отличается борьбой за справедливость, неприятием коррупции, антиэлитарным настроем. Алексей Макаркин Перевороты и гражданские войны в Йемене После 1962 года в Йемене понеслась карусель переворотов и гражданских войн. Передышка возникла после обретения независимости Южного Йемена от Британской империи. В одном государстве преобладали зейдиты, в другом — сунниты. Объединение обеих стран в Йеменскую Республику произошло в 1990 году, рассказал Макаркин.

Но уже через пару лет подняли голову недовольные: слишком уж явно правительство продвигало сунитов. Тут и появляется движение людей, которых позднее назвали хуситами. Их лидером стал молодой политик и религиозный деятель аль-Хуси. Имамы и короли хоть последние правили недолго успели скомпрометировать себя в глазах изрядной части общества. Все правители мало отличались от других арабских монархов и не слишком соответствовали ключевым моральным принципам хуситов. Поэтому они подняли флаг не монархии или имамата, а ислама. Алексей Макаркин Макаркин подчеркнул, что хуситы — совершенно самостоятельное движение, хотя они и перенимали опыт у иранцев, в том числе антиамериканизм и ненависть к Израилю и США. В результате получилась гремучая смесь из национализма, религиозной идеи и популизма.

Напомним, что израильско-палестинский конфликт обострился 7 октября. Мобильные группы боевиков ХАМАСа под прикрытием массированного ракетного обстрела прорвались за пределы сектора Газа, сея хаос, захватывая заложников и убивая не только военных, но и гражданских. В ответ на это Армия обороны Израиля наносит удары по сектору Газа. Количество погибших с обеих сторон превысило отметку 1000 человек. Многие люди оказались под завалами. Под удары попадают объекты гражданской инфраструктуры. Израиль объявил о блокаде региона, отключив поставки воды и электричества.

Шиитов можно назвать более «веротерпимыми». Они менее консервативны, дают больше прав женщинам, более открыты прогрессу и т. И почти половина всех шиитов живет в Иране. То есть Иран — это главный «форпост» шиитского течения. У суннитов главной страной можно назвать Саудовскую Аравию в которой расположены два священных города — Мекка и Медина. Это что касается поверхностного разбора данного вопроса. Можно углубляться и дальше, но боюсь, что там я уже не разберусь, очень сложная тема и, к тому же, весьма деликатная. Точную цифру назвать сложно, потому что как обычно зависит от того — как считать. Но тем не менее, даже эта средняя цифра — впечатляет. Она больше, чем население такие мусульманских стран как Оман 4 млн , Кувейт 4,2 млн , Туркмения 6 млн , Киргизия 6,5 млн и даже Азербайджан 10 млн. Примерно сопоставимое число мусульман живет в Сирии 15,5 млн — а это достаточно крупная страна. В прошлой статье мы разбирались, чем сунниты отличаются от шиитов. Думаю, у многих тогда возник вопрос — а к какому течению относятся мусульмане России? Если смотреть на вещи фактически, то большая часть мусульман в нашей стране не относят себя ни к суннизму, ни к шиизму. Ведь, как мы и разбирали в прошлой статье, сунниты и шииты — изначально это две силы, возникшие в результате религиозного раскола на Ближнем Востоке 1300 с лишним лет назад. Этот раскол вовсе не означает, что вообще все мусульмане мира обязательно должны занять ту или иную сторону. Но тем не менее, по формальным признакам считается, что мусульмане России в подавляющем большинстве сунниты. Ну, то есть они не называют себя именно суннитами, но их вера больше похожа на ислам суннитского направления. Есть в России и небольшая доля шиитов. В основном это часть азербайджанцев, некоторые народы Дагестана и некоторые приезжие из Таджикистана таджики — родственники иранцев, а Иран — шиитское государство. Вообще, разобраться во всех течениях, направлениях и братствах ислама еще сложнее, чем в христианстве а в нем тоже, если вспомнить, десятки и сотни течений — православные, католики, протестанты, лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники, кальвинисты и т. Вот просто для примера. Сунниты сами по себе тоже делятся на 4 группы 4 мазхаба и одновременно имеется такое течение как суфизм.

Шиитское содружество народов

Поэтому, шел не только процесс уничтожения старого, но и вбирания его остатков в новую религию. Одним из таких пережитков прошлого стало почитание мест упокоения людей проявивших немалые заслуги в деле проповедования ислама , иногда они делали это посредством проповеди, иногда при помощи массовой резни. Постепенно почитание переросло в поклонение, над могилами святых стали возводить мечети и как —то так получалось что, с одной стороны верующие молятся Аллаху, а с другой — святому. Эти практики наиболее распространились в странах, где имеется существенная часть шиитского населения: Иран, Пакистан, Йемен… Ненависть суннитов к такому надругательству над делами Пророка проявляется в терактах суннитских групп. Чаще всего они совершают их именно в мечетях шиитских святых наказывая таким образом идолопоклонников-шиитов за их стремление молиться умершим. Это упование на земное всегда очень раздражало суннитов, они видели в этом проявление идолопоклонничество, с которым боролся Мухаммед в первые годы проповедования ислама.

Отчасти, это выступление против идолов, и требование порвать связь с прошлым ради истинной веры, и стал его звездным часом. Но проблема была в том, что этим он раздражал очень многих людей.

В своей внешнеполитической идеологии отчасти копируют Иран, провозглашают радикальный лозунг «смерть Америке, смерть Израилю, проклятие евреям, победу ислама». При этом официальный представитель хуситов Али аль-Бухайте отверг буквальную трактовку лозунга, заявив, что на самом деле они не хотят никому смерти, а их гнев направлен против правительств этих стран США и Израиль. Но в глазах евреев Йемен под руководством хуситов остаётся довольно антисемитской страной, где евреев преследуют и вынуждают «принять ислам или покинуть Йемен».

История хуситов Само название движения «хуситы» происходит от имени его основоположника, самопровозглашённого имама Хусейна аль-Хуси. Он собрал под своим крылом зейдитов, проживающих на севере Йемена и исповедующих зейдитский мазхаб одна из правовых школ в исламе, не входящая в четыре основные признанные школы , и создал боевую группировку «Ансар Аллах». В 2004 году шейх Аль-Хуси выступил с резкой критикой в адрес президента и правительства Йемена, которые, по его мнению, продались США и дискриминируют зейдитское население. Затем он провозгласил себя имамом, укрылся с соратниками в горах и объявил о создании эмирата. Йеменские власти обвинили его в «распространении религиозных заблуждений, которые сеют межконфессиональную рознь и подрывают социальную безопасность».

Подобный демарш обернулся арестом аль-Хуси 18 июня 2004 года. Это послужило пусковым крючком для вооружённого восстания против правительства Йемена, в ходе которого сам аль-Хуси был убит. Но гражданская война на этом не остановилась. Подавить их мятеж правительственным войскам Йемена удалось лишь в 2009 году с поддержкой Саудовской Аравии. В феврале 2010 года между хуситами и властями Йемена было подписано соглашение о прекращении огня.

Однако само движение, за это время набравшее мощь и сторонников, не собиралось полностью отказываться от политических амбиций. Одним из требований хуситов при подписании соглашения было предоставление большей автономии северной провинции Саада, в которой проживают преимущественно шииты. До йеменской революции 1962 года на этой территории существовал зейдитский имамат, который, как считается , хотят возродить хуситы, взяв всю власть в этих землях в свои руки. В 2011 году в Йемене начались протесты против режима президента Али Абдаллаха Салеха. Хуситы воспользовались волнениями, чтобы расширить своё влияние и возобновить вооружённую борьбу против правительственных войск, конкурирующих группировок и партий.

Всё это привело к новой гражданской войне уже в 2014 году. В 2014 году хуситы провели ряд массовых демонстраций в основном на севере страны — протестовали против роста цен на бензин и сокращения субсидий на нефтепродукты для граждан Йемена. Протесты быстро набирали ход и вскоре захлестнули всю страну. К середине сентября 2014 года хуситы захватили несколько районов столицы страны Саны, в том числе ряд государственных учреждений, и выставили ультиматум: отставка правительства. Его заместитель Ахмед Авад ибн Мубарак отказался возглавить правительство, опасаясь угроз со стороны лидера хуситов Абдул-Малика аль-Хуси.

В результате через две недели власть в стране перешла к новому премьеру Халиду Махфузу Бахаху, кандидатуру которого одобрили хуситы. Но и этого йеменским военным радикалам показалось мало. Вооружённая борьба продолжилась, и вскоре под контролем группировки оказались ещё несколько крупных городов в центре страны, здания государственной нефтяной компании «Сафер петролеум» и государственной газеты «ас-Саура» в Сане. Бахах, поначалу поддержанный хуситами, вскоре перестал устраивать их на посту главы правительства. Так что 19 января 2015 года боевики «Ансар Аллах» захватили правительственный кортеж премьера и здание государственной телекомпании в Сане, а 20-го — здания спецслужб и столичную резиденцию президента Абд Раббу Мансур Хади.

После этого 22 января президент под давлением хуситских боевиков подал прошение о своей отставке, в то время как члены правительства Йемена тоже решили уйти в отставку.

Немаловажную роль в процессе смещения Салеха сыграл Эр-Рияд, пожелавший его попросту «уйти», прекратив финансирование его племенной элиты. Как и в случае с «Братьями-мусульманами» в Египте, Катар успешно воспользовался ошибкой саудитов, и банально перекупил Салеха. К власти пришел новый президент Хади, который по своим морально-волевым качествам и организаторским способностям является мало чем отличается от г-на Порошенко. Хрупкий межплеменной баланс в стране был нарушен, причем не без участия хоуситов. В итоге клан Салеха восстановил свои позиции во власти, что и привело к сегодняшним событиям. Движущей силой нынешнего переворота стали не хоуситы, о чем твердят на всех политических ток-шоу, а сторонники Салеха в армии.

Хоуситы присоединились чуть позже. Именно военные взяли под контроль базы на юге страны, в то время как хоуситы двигались на столицу. После ее захвата президенту Хади пришлось бежать из страны. Фото: "Эксперт" Заняв столицу, хоуситы сделали несколько стратегически важных шагов. Во-первых, вошли в альянс с «Всеобщим национальным конгрессом», который возглавляет бывший президент Салех. Важность данного союза сложно недооценить: хоуситское движение «Ансарулла» в отличие от Салеха, более тридцати лет возглавлявшего страну, банально не имеет реального политического опыта. Помимо прочего бывший президент не лишен весьма ценных для повстанцев связей в некоторых проблемных провинциях.

Так, к примеру, Салех посетил нелояльную хоуситам провинцию Таиз, где выступил перед молодежью и договаривался с местной элитой. Во-вторых, хоуситы установили контроль над «йеменским Донбассом» - провинцией Ходейда, где располагается один их крупнейших в стране портов. Это означает контроль над оружейным потоком Йемен одна из столиц черного рынка оружия и наркотрафиком производство наркотика кат — лучший стартап в стране. В-третьих, преданные Салеху военные и хоуситы со дня на день возьмут под контроль крупнейший в стране порт Аден, при помощи которого, теоретически, можно перекрыть пролив, о чем так часто говорят политологи. Параллельно с расширяющейся географией завоеваний хоуситов свергнутый президент Мансур Хади устроил гастрольный тур по миру им. Порошенко, собирая антихоуситскую коалицию. В марте он обратился к Лиге арабских государств, однако ЛАГ выступила против интервенции.

Следом Хади отправился бить челом в Совбез ООН, однако там резолюцию отказались даже выносить на голосование. Услышали беглого президента только в Совете сотрудничества арабских государств Персидского Залива. Согласие на военное вмешательство дали все страны, кроме Омана — ему и предложить то нечего. Антихоуситскую коалицию возглавила Саудовская Аравия, так как усиление хоуситов на своем «заднем дворе» ставит под вопрос безопасность монархии, и без того находящейся в состоянии турбулентности: закипающая Восточная провинция, бурлящий Бахрейн, ИГ на северных границах. Йемен же традиционно входил в сферу национальных интересов Эр-Рияда. Исключительно по этой причине Саудовская Аравия была вынуждена прибегнуть к практике авиационных ударов по позициям повстанцев. Стране двух святынь удалось втянуть в коалицию Судан, Иорданию и Египет.

Последний даже выделил свой десант, что объясняется рядом определенных обязательств Каира перед своим главным спонсором — Эр-Риядом. Сейчас Саудовская Аравия прикладывает все усилия для втягивания в конфликт Пакистана. В правительстве Исламабада подобный вариант развития событий восторга не вызывает, так как это неминуемо приведет к обострению отношений с Ираном. Существует для Пакистана и другая угроза: около 200 тыс. Авиационные налеты на позиции хоуситов оказались совершенно неэффективными, о чем всем и давно было известно. В ходе авиаударов гибнет преимущественно мирное население: на момент 6 апреля от бомбардировок погибло 540 человек и 1, 7 тысячи было ранено. Боевые подразделения хоуситов рассредоточены на мелкие группы, локализованные в городских кварталах и гористой местности.

Шииты преобладают на севере страны, где составляли большинство в Йеменской Арабской Республике. Самая крупная группа шиитов — это зейдиты ; их особенно много в горной части страны. Зейдиты составляют подавляющее большинство жителей мухафазы Саада и Сана. В Адене живут шииты-двунадесятники. В стране также имеется небольшая группа исмаилитов. На востоке Йемена встречаются представители ибадизма — хариджитского мусульманского течения, отличающегося и от суннитов, и от шиитов.

Кто такие хуситы и за что США начали бомбить Йемен

Йемен является ключевым пунктом с точки зрения господства над оживленными морскими путями, проходящими из Красного моря в Индийский океан. Этот фактор заставляет американскую дипломатию вмешиваться в ситуацию в этой древней аравийской стране. На важность прибрежных государств Индийского океана от Йемена и Сомали до Мьянмы для американской стратегии в двадцать первом веке регулярно указывали ведущие стратеги Пентагона. Активность «Аль-Каиды» вкупе с загадочным сомалийским пиратством представляет удобный предлог для того, чтобы овладеть важнейшими международными коммуникациями. Двусмысленную роль в йеменском конфликте играет и Саудовская Аравия. В результате последнего договора 2004 года Эр-Рияд получил суверенное право на три спорные с Йеменом территории: Наджран, Джизан и Асир.

Но «ползучая экспансия» саудитов на этом не закончилась — в настоящее время «министерство по делам Йемена» КСА активно финансирует и раздает саудовские паспорта шейхам племен в провинциях Саада, Сана, Хага и Дамар. В проектах королевского дома Саудов — создание транспортного коридора через йеменские территории к побережью Индийского океана для создания альтернативы в случае обострения ситуации в Персидском заливе. Вплоть до весны 2012 года Эр-Рияд поддерживал попеременно то Салеха, то своих друзей из «Ислаха». Причем делалось это так, чтобы не допустить победы какой-либо из сторон. В настоящее время складывается впечатление, что Саудовской Аравии не нужен Йемен как единое государство.

Ваххабитское королевство стремится искусственно сдерживать развитие этой страны, рассматривая йеменцев в качестве потенциальных соперников. Это подтверждается тем, что саудиты, пользуясь баснословными нефтяными доходами, оказывают мизерную помощь в буквальному смысле голодающему населению Йемена. Но помимо прочих причин одним из «двигателей активности» Эр-Рияда в Йемене является противостояние все возрастающей роли и влиянии Ирана в регионе или «попыткам усиления Ирана в регионе», если следовать официальной саудовской терминологии. Однако, при этом вразумительных доказательств таких «попыток» ни саудиты, ни их сторонники в Йемене так и не привели. На сегодняшний день есть сведения о том, что Иран и движение Я.

Хути йеменские шииты имеют определенные контакты. Но прямых доказательств того, что эти контакты оборачиваются помощью оружием или деньгами до сих пор никем не представлено. Другой аргумент об «иранском влиянии» - это связи между Хути и Хизбаллой. Однако, история этих связей прослеживается с 1991 года и до сих пор сколько-нибудь значительной помощи от Хизбаллы ни Хути, ни шиитская партия «Верная молодежь», которая составляет основную боевую структуру шиитов-зейдитов, не получали. Если тезис об «иранском проникновении в Йемен» выглядит неубедительно, то присутствие саудовских «силовиков» и финансовые затраты Королевства — вещь вполне себе реальная и масштабная.

На сегодняшний день против йеменских шиитов неофициально воюет около 1000 саудовских военнослужащих. Кроме того, с 2009 года Саудиты приступили с помощью специалистов из ФРГ к оборудованию своей границы с Йеменом. Но вполне окупаемое — ведь обустройство проходит в «районах нестабильности» и по тем точкам, которые саудиты устанавливают самостоятельно, не особо утруждая себя переговорами с официальными лицами Йемена. В настоящее Йеменская республика является одной из беднейших стран мира.

При этом шиитский Иран был обвинен в некой тайной игре с суннитским Катаром. По мнению востоковеда Бориса Долгова, обострение ситуации носит временный характер, и ждать начала большой ближневосточной войны не стоит. В пользу этого говорит, в частности, сдержанная реакция США по поводу конфликта вокруг Катара.

Поэтому очень сложно однозначно утверждать, что за каким-то из терактов стоит конкретное государство. Чтобы предъявлять конкретные обвинения в причастности к теракту, необходимо иметь четкие документальные доказательства в этом, чего в современных условиях будет сделать крайне проблематично», - отметил собеседник издания. Иран сегодня играет активную роль в сирийской конфликте, воюя на стороне президента Башара Асада против многочисленных исламистских террористических группировок. Однако если другие борцы с терроризмом, в том числе западные страны, входящие в американскую антиигиловкую коалицию, или Россия неоднократно подвергались атакам террористов, то Иран достаточно продолжительное время на Ближнем Востоке был неким островком спокойствия, недосягаемым до исламистов. При этом долгое время Ирану удавалось оставаться в стороне от деятельности террористических группировок благодаря эффективной работе спецслужб и пограничного контроля, чего нельзя сказать про европейские спецслужбы. Немалую роль в предотвращении атак террористов и антигосударственных действий играют и бойцы Корпуса стражей Исламской революции, а также организация дружинников, которая по разным данным насчитывает до 10 млн человек. При этом само иранское общество сегодня хорошо консолидировано», - резюмировал востоковед.

В свою очередь, как заявил представитель посольства России, среди погибших и пострадавших в двойном теракте в Тегенане граждан России нет.

Среди них чуть больше половины — сунниты, остальные шииты. В сводках новостей картина боев в Йемене такова: с одной стороны шииты-хуситы, которых поддерживает Иран, с другой — сунниты, которых поддерживает Саудовская Аравия. На самом деле расклад сил гораздо сложнее. Йемен — одна из самых бедных арабских стран. Шиитские повстанцы — хуситы контролируют большую часть страны. Они захватили столицу Йемена Сану.

Шиитов активно поддерживает поставками оружия Иран. Суннитов — Саудовская Аравия, которая совместно с другими странами наносит по повстанцам удары с воздуха. Такова, на первый взгляд, картина. На самом деле, в Йемене идет война всех против всех с меняющимися фронтами. Клубок конфликтов Межконфессиональный конфликт в Йемене переплетается с региональным и политическим. Шииты проживают, в основном, на севере страны, в горах на границе с Саудовской Аравией, сунниты — на юге. До 1990 года страна была разделена.

Сунниты же убеждены, что эта траектория развития ислама и мусульманской общины была правильной и легитимной. Если мы будем тщательно анализировать, кто именно восстал в Йемене, то это не шииты двенадцати Имамов — то есть это не тот же самый вариант шиизма, который господствует в Иране. Это зейдиты. В принципе зейдизм — это некий такой промежуточный между шиизмом и суннизмом вариант, то есть он комбинирует кое-какие элементы из шиитского ислама и из суннитского ислама. В отличие от классических шиитов-имамитов, зейдиты признают власть всех четырех халифов, правивших после Мухаммада, в то время как шииты двенадцати Имамов, как уже было сказано, считают узурпаторами первых трех и убеждены, что сам пророк Мухаммад лично назначил своим преемником четвертого из этих халифов — Али ибн Абу Талиба. Также классические шииты двенадцати Имамов считают, что первые три халифа привнесли самовольные изменения в те законы, которые даны в Коране и в Сунне практике Мухаммада.

Зейдиты же признают власть этих трех халифов законной, а также не признают сакральной доктрины Имамата и учения о сокрытом Имаме, которая очень важна для идеологии современного Ирана и всех шиитов двенадцати Имамов, у которых есть общины в Ливане, Ираке, Пакистане, странах Персидского Залива и самой Саудовской Аравии, весь юг которой населен шиитами. При этом зейдиты, в отличие от классических суннитов, признают правомерным и даже обязательным восстание против несправедливой власти — что роднит их с шиитами. В частности, брат пятого имама Мухаммада аль-Бакира Зейд ибн Али поднял восстание в Куфе, выступая против династии омейядов, однако потерпел поражение. Мухаммад аль-Бакир в этом восстании не участвовал, однако морально поддержал Зейда. Последователи Зейда в дальнейшем разошлись с классическими имамитами теми, кто составляет большинство в Иране и образовали свой толк. Сунниты же убеждены, что восставать против правителя-мусульманина не дозволено, даже если он грешник и если он несправедлив.

Поэтому сегодняшние сунниты, выступающие против своих правителей, обосновывают это, либо обвиняя их в неверии, либо де-факто отступая от своей классической доктрины. Впрочем, все эти теологические расхождения нисколько не мешают альянсу Ирана с зейдитами Йемена. Иран вообще не нацелен на конфронтацию с какими-либо мусульманскими общинами. Более того, в создании движения «Ансар Аллах», поднявшего нынешнее восстание, приняла непосредственное участие ливанская Хизбалла и иранский Корпус стражей исламской революции. Это народное движение, направленное против доминирования американцев и их ставленников на Ближнем Востоке. Вполне возможно, что в процессе взаимодействия с иранцами и Хизбаллой оно перейдет в большей степени на позиции шиизма двенадцати Имамов, являющегося на сегодня мейнстримом в шиитском мире.

Можно провести некоторые аналогии с альянсом шиитского Ирана и Башара Асадом. Есть расхожая точка зрения, что их объединяет вероисповедание — однако так говорить некорректно. Асада часто называют шиитом, но это не так. Алавизм — это синкретическое вероисповедание, и к классическому шиизму его крайне сложно привязать.

Иракские шииты грозят США ударом, если те вмешаются в конфликт Израиля и Палестины

Шииты возвратили себе высокие посты и укрепились в системе госуправления, что не обрадовало суннитов. Хуситы — это группировка мусульман-шиитов, исповедующих зейдитский мазхаб, одну из правых школ в исламе. Так, большинство граждан Бахрейна – этнические шииты, которые тяготеют к своим религиозным собратьям – хуситам.

Война продолжается

  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
  • Сунниты и шииты
  • Кровавая статистика
  • Сунниты и шииты: основные различия |

Йеменский конфликт в мировом контексте

  • Кровавая статистика
  • Читайте также:
  • Хамас, аль-каида, шииты, сунниты...
  • Сунниты и шииты - кто такие и в чем разница
  • Йемен: религиозные распри и нефтяные интересы
  • Кто такие хуситы?

«За бочку воды можно навсегда женщину купить». Это дикий Йемен, напавший на Израиль

После бегства правительства хуситы образовали временную администрацию. Хуситы полагали, что смогут контролировать весь Йемен, но с продвижением на юг натолкнулись на сопротивление «Аль-Каиды», так называемых «народных комитетов» и различных племен, указывает сотрудница немецкого фонда «Наука и политика» Марайке Трансфельд Mareike Transfeld. Она контролирует часть территории на юге Йемена. Своими врагами она называет сбежавшего президента Хади, поскольку тот санкционировал налеты американцев с помощью беспилотников на лагеря террористов, Саудовскую Аравию и повстанцев-хуситов.

Частично «Аль-Каиду» поддерживают и «народные комитеты», Кроме того, в ходе боев сотни боевиков сбежали из тюрьмы в портовом городе Адене. Однако нападения террористов-самоубийц на шиитские мечети в столице Сана, которые унесли около 140 жизней, приписывает себе группировка «Исламское государство». Сейчас Аден тоже находится в руках хуситов.

Соперничество между Саудовской Аравией и Ираном Гражданская война в Йемене грозит вылиться в классическую «войну чужими руками». Шиитский Иран, по свидетельству йеменского политолога Валида аль-Сакафа, по морю и по воздуху поставляет оружие и снаряжение повстанцам-хуситам. В ответ суннитская Саудовская Аравия создала коалицию с другими нефтяными эмиратами и Египтом, и начала воздушную войну против хуситов.

Саудовцы не исключают и сухопутной интервенции в Йемен. При этом они мирятся с тем, что косвенно поддерживают «Аль-Каиду». Это вписывается в давнее противостояние между Ираном и Саудовской Аравией за господство в регионе.

Шафииты преобладают на юге страны и у прибрежной полосы. Там же, у прибрежной полосы, селится небольшая община суннитов- ханифитов. На крайнем востоке страны имеется небольшое число суннитов- маликитов. Шииты преобладают на севере страны, где составляли большинство в Йеменской Арабской Республике. Самая крупная группа шиитов — это зейдиты ; их особенно много в горной части страны. Зейдиты составляют подавляющее большинство жителей мухафазы Саада и Сана.

Поэтому решено было выбрать куда более простую тактику — атаковать один из важнейших мировых торгово-логистических маршрутов.

Формально хуситы объявили, что будут атаковать корабли, направляющиеся в Израиль, как месть за блокаду и удары по Сектору Газа. Но лиха беда начало — под горячую руку стало попадать всё, в том числе и российские суда. Если вы немного в курсе, большая часть торговых кораблей плавают под флагами малоизвестных маленьких государств, например Панамы или Либерии так называемые «дешёвые флаги», меньше налоговых и прочих издержек. Понять, чей корабль и куда плывёт без точной и достоверной информации нереально. В итоге под раздачу попадают все подряд, досталось и российскому судну. Хуситы использовали ракеты береговой обороны, а потом задействовали и катера с лёгким ракетно-пушечным вооружением и дроны. В общем, основные ресурсы Йеменских ВМС и береговой обороны.

Разведку водного пространства также ведут радарами береговой обороны, и ими же наводят ракеты. Подготовка и проведение пришлись на ночь с 11 на 12 января. По сообщениям хуситов, ударам помимо ожидаемых объектов стали и три международных аэропорта, в том числе и столичный рядом с городом Сана. Ожидаемые последствия Точных данных о количестве и массе ракет и снарядов прилетевших по Йемену нет — очевидно, это «Томагавки», крылатые ракеты и, вероятно, корректируемые авиабомбы. Хуситы поспешили заявить о том, что урон инфраструктуре береговой обороны незначительный, и они готовы продолжать. Что-что, а к ракетным и авиационным ударам им не привыкать. Хуситы, как и положено, пообещали все кары и гнев небес, и отчасти вероятно не врут, так как обладают ещё значительным потенциалом для нанесения ударов.

К тому же на помощь всегда может придти Иран, и прислать ещё ракет. Американские силы пока заявили о том, что берут на себя обеспечение безопасности при проходе гражданских судов через пролив и будут отражать все атаки хуситов.

Ведь именно благодаря действиям и посредничеству Ирана йеменские повстанцы перестали бомбить нефтяную инфраструктуру и города королевства. В то же время Саудовская Аравия находится в шаге от подписания мирного соглашения с хуситами, что прекратит многолетний и дорогостоящий конфликт на юге Аравийского полуострова. На данном этапе саудиты, скорее всего, ограничатся только перехватом ракет, выпущенных с территории Йемена по Израилю, и отказом пропустить хуситов сухопутным маршрутом в еврейское государство. Уже что-то! ОАЭ также не станут вступать в открытую войну с йеменской группировкой на море — достаточно того, что Абу-Даби предложил Израилю сухопутный маршрут поставок товаров в обход Красного моря. Тут власти ОАЭ верны себе — только бизнес и ничего личного. Что важнее для Египта — деньги или власть?

Как ни странно, но в коалицию против хуситов не вступил и Египет — самая заинтересованная сторона, которая теряет ежедневно миллионы долларов из-за действий йеменцев в Красном море. Так, администрация Суэцкого канала заявила, что с ноября 55 судов поменяли маршрут и не прошли через канал.

Шиитское движение хуситов в Йемене. Досье

Какие страны шииты и сунниты К примеру, деление на суннитов и шиитов, происходит не столько по историческим причинам, сколько по главному принципу устройства общества.
Сунниты и шииты: основные различия | Первыми это поняли в Иране, тамошние аятоллы серьёзно занялись идеями сейида Хусейна, найдя в них универсальную формулу примирения шиитов и суннитов, наглядно работающую в Йемене и Омане.
новостной сайт о событиях в курдском регионе Первый путь маловероятен, так как сунниты и шииты в некоторых религиозных постулатах имеют принципиально разные точки зрения.
Шииты-монголы, утратившие свой язык были беднее всех своих соседей Вообще, шиитов намного меньше, чем суннитов – не более 15% от всех мусульман.
Восстание в Йемене и "шиитская ось" вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.

Йемен: что это за страна, где она находится и кто такие хуситы?

Читайте последние новости дня по теме Йемен: У Йемена появилось абсолютное оружие, США и Британия растоптали нормы международного права — Лавров об ударах по Йемену. Например, шииты считают духовного лидера святым и непогрешимым, тогда как сунниты убеждены, что непогрешимых людей нет. Шииты с точки зрения салафитского руководства Саудовской Аравии и Катара вообще еретики, которых надо «вырезать». Сунниты вовсе не верят в непогрешимость людей, а шииты считают, что их имамы полностью безгрешны. Если мы будем тщательно анализировать, кто именно восстал в Йемене, то это не шииты двенадцати Имамов – то есть это не тот же самый вариант шиизма, который господствует в Иране. Шииты недовольны тем, что сунниты качают их нефть, но к управлению государством не подпускают.

Восстание в Йемене и "шиитская ось"

Читайте последние новости дня по теме Йемен: У Йемена появилось абсолютное оружие, США и Британия растоптали нормы международного права — Лавров об ударах по Йемену. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Так, большинство граждан Бахрейна – этнические шииты, которые тяготеют к своим религиозным собратьям – хуситам. 2. Население Йемена делится почти поровну на шиитов и суннитов, что создает почву для серьезного религиозного конфликта. Первый путь маловероятен, так как сунниты и шииты в некоторых религиозных постулатах имеют принципиально разные точки зрения. два основных направления ислама, которые имеют свои особенности и различия.

Хуситы заявили об успешных ударах по танкеру и беспилотнику в Йемене

Восстание в Йемене и "шиитская ось" Для недопущения независимости Йемена Эр-Рияд и Вашингтон культивировали экстремистские движения с надеждой на создание обстановки враждебности между шиитами и суннитами в этой стране.
Какие страны шииты и сунниты На севере Йемена 13 января вновь вспыхнули столкновения между шиитами и суннитами.
РСМД :: Йеменская дилемма российской политики Шииты более-менее компактно проживают на севере Йемена, в их среде вызрела секта хуситов (по названию самого могущественного там клана Хуси) — более радикальных шиитов, официально именуемых движением «Ансар Аллах».
Какие страны шииты и сунниты Например, шииты считают духовного лидера святым и непогрешимым, тогда как сунниты убеждены, что непогрешимых людей нет.

Кто такие йеменские хуситы и почему США и Британия начали удары по ним

Высокотехнологичные повстанцы. Кто такие хуситы и почему они смогли бросить вызов Западу Между суннитами и шиитами вспыхнуло жесточайшее противостояние, которое эхом отозвалось и в других странах региона, в частности и в Йемене.
Кто такие хуситы в Йемене? | Интересные ответы 2024 В Саудовской Аравии, где правят сунниты, нефть добывают там, где живут шииты.

Какие страны шииты и сунниты

Йеменцы вряд ли сочтут за благо оказаться под властью саудитов в результате наземной операции коалиции, которую арабские военные стратеги считают вполне возможной в ближайшее время. Но между этими государствами Аравийского полуострова существуют не только политические противоречия. Экономические интересы, связанные с добычей и экспортом нефти, также играют важную роль в развитии этих событий. Йемен практически контролирует очень узкий пролив Баб эль-Мандеб, через который танкеры вывозят саудовскую нефть из акватории Красного моря в различные страны мира. Этот пролив и раньше имел дурную славу пиратской вотчины, но захватами судов славились, в основном, сомалийские бандиты. Теперь, когда Саудовская Аравия пошла войной против Йемена, найдется немало «молодцов», желающих поживиться добычей, да и сами хуситы вполне могут начать ответные операции против своего врага. Не менее важное значение имеет и религиозно-политический фактор. Хуситы исторически придерживаются шиитской идеологии, точнее зейдитского течения внутри шиизма. Именно это с тало основанием считать, что хуситы пользуются военной помощью Ирана, но ни одного доказанного факта поставки оружия или иной помощи от Ирана приведено не было.

Естественно, что Иран выступил против военного вмешательства КСА в йеменские дела, поскольку обе эти страны находятся в состоянии идеологической конфронтации, но заявления некоторых «экспертов» о возможности вмешательства Ирана в этот конфликт, скажем мягко, являются необоснованными.

К 2010 году организация была практически разгромлена во время действия программы «Большая волна», однако с уходом американцев она вернулась из небытия. В 2013 Исламское государство Ирака включилось в гражданскую войну в Сирии, захватив там большие территории, и добавило к своему названию «…и Леванта», а в начале 2014 года вернулось в Ирак, захватив значительную часть провинции Анбар с городами Рамади и Фаллуджа. Ключевым моментом в истории ИГ стало взятие Мосула и провозглашение исламского халифата.

С объявлением себя правопреемником великих династий древности, ИГИЛ предложило радикальным исламистам совершенно новый формат — не существование в виде очередной анархической группировки, занимающейся партизанскими вылазками, а полноценное государство со всеми необходимыми институтами, управляемое по строгому салафитскому шариату и имеющее всемирные амбиции.

В Турции есть, кроме большинства турок-суннитов и курдов-суннитов, турки-шииты очень своеобразная этнографическая общность и курды-шииты некоторые племена , а также арабы-алавиты. В России почти все шииты — азербайджанцы и таты; из них только жители Дербента на юге Дагестана и некоторых окрестных сел в том числе одного большого лезгинского аула — коренное население. В арабском Машрике на Востоке , кроме Ирака, шииты составляют большинство только в маленьком островном государстве Бахрейн, но здесь у власти находятся сунниты. В Северном Йемене шииты зейдитского толка намного многочисленнее суннитов. Шииты — угнетенные? Культура шиитской части уммы во многом отлична от суннитской. Ее центральные элементы — особенно строгий траур ашура в день поминовения имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году, целый ряд других праздников дни рождения и смерти пророка Мухаммеда, его дочери Фатимы, имамов — духовных лидеров и потомков халифа Али , паломничества в ряд священных городов, проклятие вдове пророка Аише и халифам, правившим после Али.

Шииты кроме духовенства должны соблюдать правило такийи — сокрытие при необходимости своей веры среди иноверцев, прежде всего суннитов. Только зейдиты — шиитская секта в Йемене к ним принадлежат и хуситы — не признают такийю. Везде, кроме Ирана и Азербайджана, шииты веками были беднее и приниженнее, чем их соседи-сунниты. Единственное исключение — городские исмаилиты-низариты — подданные Ага-хана, одного из богатейших людей в мире. Но исмаилиты-низариты сел и небольших городов Сирии, Омана, гор Памира, а также исмаилиты-мусталиты Йемена, Гуджарата и Мумбая в Индии, где они живут рядом с богатыми исмаилитами-низаритами — бедные. В Ираке шииты были беднее суннитов, в Ливане шииты-крестьяне долины Бекаа еще в середине XX века были самыми бедными и многодетными в стране, в Сирии алавиты до второй половины XX века были очень бедными крестьянами-горцами, в Йемене горцы-зейдиты были намного беднее суннитов, в Афганистане шииты-хазарейцы монголы, утратившие свой язык были беднее всех своих соседей, а на юге Индии "черные шииты" были беднее всех мусульман региона. Во всех названных выше странах, кроме Ирана где шииты — единая полиэтническая группа и Азербайджана, шииты составляют этноконфессиональные группы с такой же четкой культурно-политической самоидентификацией, как в Европе — национальная идентификация. Это явление — историческое, уходящее корнями в глубокую древность и закрепленное в массовом сознании порядками Османской и других мусульманских империй.

Главные культовые центры шиизма находятся в арабском мире — кроме общих для всех мусульман Мекки и Медины — в Ираке; основной ритуальный язык шиитов, как и всех мусульман, — арабский, а не фарси. Но для иранских и неиранских народов обширного региона внутри исламской цивилизации, включающего в себя Иран, Курдистан, Таджикистан, часть Узбекистана с городами Бухара, Самарканд и др. Арабы-шииты, населяющие в Иране область Хузистан и некоторые другие, сильнее других арабов испытывают мощное влияние персидской культуры. Все это облегчает распространение многих ее элементов, в том числе относящихся к сфере культа, среди единоверцев-шиитов в арабских странах. Причем этот процесс затрагивает не только имамитов, но и исмаилитов, алавитов, зейдитов, курдов-шиитов к западу от границ Ирана. В последние годы среди зейдитов-хуситов Йемена, как говорят очевидцы, распространяется общешиитский как в Ираке и Иране вариант траура ашура, прежде здесь неизвестный. Может быть, это один из признаков культурной и политической интеграции различных шиитских общин арабских стран? Узлы противоречий В Ираке противостояние суннитов Севера и более многочисленных шиитов Юга — основная доминанта политической жизни.

Сходное положение — на Бахрейне. Коренные арабы-бахарина, имамиты основное направление шиизма , составляют большинство. Арабские суннитские меньшинства, потомки переселенцев с материка, из Саудовской Аравии: ваххабиты — правящее меньшинство и сунниты шафиитского и маликитского мазхабов — два других меньшинства, причем все арабы-сунниты принадлежат к определенным племенам. В Кувейте коренное арабское шиитское меньшинство, в прошлом непривилегированное, теперь, как и суннитское большинство, имеет многие преимущества перед многочисленными иностранцами. В Сирии — четыре шиитские этноконфессиональные группы арабов правящие алавиты, имамиты-мутавали, исмаилиты-низариты и друзы , по две — в Ливане мутавали и друзы , Йемене зейдиты и исмаилиты-мусталиты , Саудовской Аравии имамиты и зейдиты, а кроме того — иностранцы.

Арабы-шииты, населяющие в Иране область Хузистан и некоторые другие, сильнее других арабов испытывают мощное влияние персидской культуры. Все это облегчает распространение многих ее элементов, в том числе относящихся к сфере культа, среди единоверцев-шиитов в арабских странах. Причем этот процесс затрагивает не только имамитов, но и исмаилитов, алавитов, зейдитов, курдов-шиитов к западу от границ Ирана.

В последние годы среди зейдитов-хуситов Йемена, как говорят очевидцы, распространяется общешиитский как в Ираке и Иране вариант траура ашура, прежде здесь неизвестный. Может быть, это один из признаков культурной и политической интеграции различных шиитских общин арабских стран? Узлы противоречий В Ираке противостояние суннитов Севера и более многочисленных шиитов Юга — основная доминанта политической жизни. Сходное положение — на Бахрейне. Коренные арабы-бахарина, имамиты основное направление шиизма , составляют большинство. Арабские суннитские меньшинства, потомки переселенцев с материка, из Саудовской Аравии: ваххабиты — правящее меньшинство и сунниты шафиитского и маликитского мазхабов — два других меньшинства, причем все арабы-сунниты принадлежат к определенным племенам. В Кувейте коренное арабское шиитское меньшинство, в прошлом непривилегированное, теперь, как и суннитское большинство, имеет многие преимущества перед многочисленными иностранцами. В Сирии — четыре шиитские этноконфессиональные группы арабов правящие алавиты, имамиты-мутавали, исмаилиты-низариты и друзы , по две — в Ливане мутавали и друзы , Йемене зейдиты и исмаилиты-мусталиты , Саудовской Аравии имамиты и зейдиты, а кроме того — иностранцы.

В Ливане соотношение численности и влияния этноконфессиональных групп существенно изменилось после того, как в 1930—1940-х годах оно было закреплено в конституционных актах сначала автономии, а с 1946 года — независимой республики. Небольшое государство Великий Ливан было создано Францией после Первой мировой войны в рамках подмандатной территории. Великий Ливан был сформирован из нескольких областей Османской империи с разным этноконфессиональным составом. Ядром государства послужил Горный Ливан, состоявший из Земли маронитов исторически — вассального эмирата, во главе которого стоял знатнейший арабский род аш-Шейбани, тайно крестившийся, но официально считавшийся суннитским. Маронитская церковь некогда заключила унию с Римской церковью. К земле маронитов примыкает область Шуф, где марониты живут совместно с друзами — очень своеобразной синкретической общностью, во главе которой в течение веков стоял феодальный род Джумблат. Отсюда друзы мигрировали в орошаемые дождями горные оазисы южной Сирии: Хауран, Джебель-Друз и др. Марониты и друзы были горными воинами-земледельцами, с независимостью которых должны были считаться все правители региона.

К Горному Ливану, где христиане составляли подавляющее большинство населения, французские политики присоединили примыкавшие к нему приморскую низменность, речные долины и предгорья. Здесь в городах и селах чересполосно или отдельными кварталами жили мусульмане-сунниты относительное большинство , христиане разных Церквей прежде всего православные и католики-униаты , друзы на Юге, алавиты на Севере. На юго-востоке компактно проживали шииты-мутавали. Они были беднее всех, уровень образования у них был ниже других этноконфессиональных групп, сельские жилища — особенно архаичными. В 20—40-х годах ХХ века сунниты проявляли общесирийский патриотизм, а марониты и отчасти другие христиане, а также друзы не все были сторонниками самостоятельного Ливана. В 1926 году Великий Ливан был переименован в Ливанскую Республику, политическое устройство которой формально копировало Французскую Республику. Но на деле оно базировалось на соглашении между влиятельными кланами, возглавлявшими основные этноконфессиональные группы. Первым президентом Ливанской Республики стал христианин Шарль Деббас православный , но с 1934 года все президенты избирались из числа маронитов.

С 1937 года премьер-министры назначались только из мусульман-суннитов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий