Новости достоевский в молодости

Федор Михайлович Достоевский презентация Юность. Читайте самые интересные моменты из личной жизни и творчества автора Федора Достоевского. Жизнь Достоевского в ранние годы проходила в атмосфере религиозности и патриархата. 1 (13) июля Уход вского в отставку и вскоре за тем переезд его в деревню. Молодой Достоевский в воспоминаниях А. Е. Ризенкампфа (по материалам рукописного фонда Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение».

Ловушка в поисках правды: бунташная молодость Достоевского

Подробная информация по теме: "Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского" в материале В презентации рассказывается о детстве и юности Ф. М, Достоевского. учителю, Презентации, Дополнительное образование, «Детство и юность Фёдора Михайловича Достоевского». Федор Достоевский в молодости / «ВКонтакте». 1837 год, принесший Достоевскому серьезные испытания, потери и перемены, стал важным и сложным периодом в его жизни.

Бедность, эпилепсия и новое слово в литературе: 5 фактов о Достоевском

Выдающийся русский писатель Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве. Федор Михайлович Достоевский (30.10.1821–28.01.1881) в молодости внешне мало чем отличался от своих сверстников дворянского сословия: родился в Москве в православной семье врача, получил хорошее домашнее образование, поступил в привилегированный пансион. Фотографии Федора Михайловича Достоевского в молодости Знаменитости в молодости на

Федор Михайлович Достоевский

Свои воспоминания о пяти годах острога он позже отразит в повести «Записки из Мертвого дома». Новгородская область Старая Русса. Дом-музей Достоевского. Фото: Михаил Фролов После заключения Достоевский служил рядовыми в 7-м Сибирском линейном батальоне в Семипалатинске, через год был произведен в унтер-офицеры, а еще через год, в 1856-м — помилован по указу вступившего на трон императора Александра II. Хотя под негласным надзором полиции находился аж до 1875 года. Новгородская область. Старая Русса. Интерьер, мебель в доме-музее Достоевского. Между ними вспыхнули чувства, но молодая женщина не готова была уйти из семьи, сохраняя верность мужу, пусть опустившемуся и жалкому. Мария Дмитриевна Достоевская.

Фото: wikipedia Федор Михайлович и Мария Дмитриевна поженились в 1857-м, через два года после того, как умер ее муж они проживут вместе семь лет, но их брак не будет счастливым. В том же году в журнале «Отечественные записки» было опубликовано первое после заключения и опалы произведение Достоевского — рассказ «Маленький герой». В войну работала медсестрой: почему Агату Кристи не хотели печатать, и куда писательница пропадала после измены Феномен популярности книг Агаты Кристи так и не удалось разгадать. Ее романы по сей день выходят многомиллионными тиражами, режиссеры с удовольствием снимают сериалы и «большие метры» по мотивам книг знаменитой детективщицы. А ведь поначалу рукопись Агаты Кристи не приняли ни в одном издательстве. Вспомним, жизненный путь известной писательницы. Узнать подробности В 1859 году писатель с женой и ее сыном от первого брака вернулся в Петербург. Одни за другими начинают выходить из под его пера замечательные романы и повести, каждое из которых становится событием в литературной России: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Скверный анекдот»… Достоевский с братом Михаилом начинают издавать собственные журналы «Время» и «Эпоха». Аполлинария Суслова: болезненные отношения Аполлинария Суслова 1867.

Фото: wikipedia В 1860-е Федор Михайлович часто выезжает за границу: в Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, где проходит лечение от эпилепсии, обнаружившейся еще во время учебы в пансионе. И… увлекается рулеткой в казино, проигрывая баснословные суммы, постоянно нуждаясь в деньгах. Тогда же знакомится с «инфернальной» эмансипированной девушкой Аполлинарией Сусловой, с которых их свяжут сложные, болезненные отношения. Об этом периоде своей жизни Достоевский расскажет в романе «Игрок». Только в 1871 году, после крупного проигрыша, писатель навсегда завяжет с азартными играми. Фото: wikipedia В 1864 году после долгой болезни скончалась Мария Дмитриевна Достоевская, вскоре умер старший брат писателя Михаил. После смерти двух близких людей сознании Достоевского произошло переосмысление мировоззрения, что в дальнейшем отразилось в его лучших романах, названных «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Лучшие книги Шарлотты Бронте о сильных женщинах «Литература не может быть женским уделом, и так быть не должно. Чем больше женщина занята своими надлежащими обязанностями, тем меньше у неё будет свободного времени на неё, даже несмотря на образованность и должный отдых», — так ответил английский поэт-романтик Роберт Саути на письмо юной Шарлотты Бронте, которая рискнула выслать ему свои стихи.

А она написала мировой бестселлер.

Мы решили вспомнить, как жил великий писатель, и рассказать вам о некоторых странностях его характера. Детство и юность провел в Москве Достоевский — автор, воспевший Петербург. В его произведениях город становится живым действующим лицом. Из них у меня есть любимцы, есть короткие приятели; один из них намерен лечиться это лето у архитектора.

Нарочно буду заходить каждый день, чтоб не залепили как-нибудь, сохрани его господи!.. Отец, оставивший военную службу, нашел себе место при Мариинской больнице для бедных. И хотя жалование в этом учреждении было весьма скромным и семья не могла позволить себе лишнего, детство будущего писателя было относительно счастливым. Любовь родителей, семейные чтения по выходным, выезды в деревню и даже своя няня-сказительница Алена Фролова, о которой Федор Достоевский вспоминал с теплом и любовью: «Всех она нас, детей, вырастила и выходила. Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, веселого и всегда нам рассказывала такие славные сказки!

Отец настоял на поступлении двух старших сыновей, Михаила и Федора, в Главное инженерное училище. Впоследствии Федор Достоевский, уже тогда грезивший литературой, назвал это решение большой ошибкой. Читайте также: Достоевский и искусство: любимые авторы, художники и музыканты писателя С юности страдал эпилепсией Любовь к писательству появилась у Достоевского еще в детстве. В 1834 году Федор и его старший брат Михаил были определены в элитный Пансион Чермака, располагавшийся на Новой Басманной улице. Преподавательский состав учебного заведения старался поддерживать семейную атмосферу и развивать дарования учеников.

Среди прочих братья Достоевские особенно выделяли учителя русского языка Николая Ивановича Билевича, переводчика и писателя, державшего своих подопечных в курсе литературных событий. Пребывание в пансионе не предвещало беды, но именно там у Федора Достоевского случился первый припадок падучей эпилепсии.

Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте 18:03 Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте 18 10. Проклятие Страхова Николай Николаевич Страхов, один из близких друзей Достоевского, сразу после его смерти написал подробные воспоминания, которые вошли в книгу под названием «Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. Книга эта вышла в 1883 году в качестве первого тома посмертного собрания сочинений писателя. Публикация Страхова занимает 150 страниц этой книги, там же были напечатаны письма Достоевского к Страхову, это еще около 55 страниц. Книга долгое время была настольной для всех, кто изучал творчество Достоевского. Страхов написал здесь замечательные слова: «В его сочинениях много мыслей, приводящих в умиление; но и сам он, как человек, с таким трудом создавший свою судьбу, бодро вынесший столько тягостей и волнений, достоин умиления».

Напечатаны эти слова в книге, вышедшей из печати 23 ноября 1883 года, а через четыре дня, 28 ноября, Страхов пишет письмо Льву Толстому, где говорит совсем иначе о Достоевском: «Он был зол, завистлив, развратен… Его тянуло к пакостям, и он хвалился ими». Вот так: «достоин умиления» и — «тянуло к пакостям». Какой-то провал в бездну! Интересен ответ Толстого: Достоевский особый писатель, «он весь борьба», а вы его поставили на пьедестал, вот в чем ваша беда. Толстой, видимо, очень интересовался этим вопросом, и когда он познакомился с вдовой Достоевского, он ее спросил, что за человек был ее муж. Это зафиксировано в стенографическом дневнике Анны Григорьевны. Самый близкий Федору Михайловичу человек, проживший с ним полтора десятилетия, ответил: «Это был… самый добрый, самый нежный, самый умный и великодушный человек, каких я когда-либо знала». Письмо Страхова было напечатано в 1913 году в журнале «Современный мир» и вызвало бурное негодование Анны Григорьевны.

Она обратилась к знакомым и знавшим Достоевского людям, чтобы они написали опровержение. Страхов между прочим привел аргумент, который для биографов Достоевского стал притчей во языцех: «Его тянуло к пакостям, и он хвалился ими. Висковатов стал мне рассказывать, как он похвалялся, что… в бане с маленькой девочкой, которую привела ему гувернантка». То есть Страхов с подачи Висковатова пытался грех Свидригайлова и Ставрогина, что сегодня называется педофилией, приписать самому Достоевскому. С тех пор эмоции ничуть не угасли: в интернете целая группа страстно и бездоказательно обсуждает вопрос, был ли Достоевский педофилом, а «медийные лица», бывает, подхватывают тему в своих интересах. С научной же точки зрения важно разобраться в источниках и в степени их достоверности.

Вскоре овдовевшая молодая женщина осталась на чужбине без поддержки, с сыном на руках, и Достоевский рад был протянуть руку помощи.

Он занимает деньги и пересылает ей, и счастлив, что она их приняла. В письме сестре он рассказывает о своих чувствах к М. Исаевой: «Я давно уже люблю эту женщину до безумия, больше жизни моей. Если бы ты знала этого ангела, ты не удивилась бы. В ней столько превосходных, прекрасных качеств. Умна, мила, образованна, как редко бывают образованны женщины, с характером кротким, понимающая свои обязанности, религиозная». Но в браке супруги счастья не обрели: нужда, болезни, ревность, неудовлетворённость своим положением, ссоры и бесконечные выяснения отношений отравляли существование.

Даже переезд в Петербург не помог, напротив, пагубно сказался на здоровье Марии Дмитриевны, и вскоре она погибла от чахотки. Эту любовь-страдание Достоевский описывал так: «Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе — по её страстному, мнительному и болезненно-фантастическому характеру, — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу». Эти сильные чувства нашли своё отражение и в творчестве писателя. Образ Катерины Ивановны в романе «Преступление и наказание» имеет портретное сходство с Марией Исаевой и частично воспроизводит её судьбу. Анна Григорьевна Сниткина, посвящённая во все подробности этого периода жизни Достоевского, отмечала, что «это было первое настоящее сильное чувство со всеми его радостями и муками». Выдающиеся сестры В шестидесятые годы XIX столетия женщины России стали активно участвовать в общественной жизни и стремились получить образование, самореализоваться, заявить о своих талантах. Так получилось, что в судьбе Достоевского отметились сразу две незаурядные сестринские пары.

Первая — это Анна и Софья Корвин-Круковские. Анна, подписавшись мужским псевдонимом, прислала в журнал «Эпоха» две повести и получила одобрение и лестный отзыв Достоевского. При встрече она произвела сильное впечатление на писателя. Дочь генерал-лейтенанта Василия Корвин-Круковского была девушкой заметной: высокая и стройная блондинка, красавица и гордячка, умная и независимая. Именно последнее свойство её характера стало препятствием во взаимоотношениях с Достоевским. Когда писатель признался Анне в своих чувствах, девушка ответила отказом. Становиться тенью гения ей не хотелось.

Её дальнейшая судьба — это череда решительных поступков: она стала женой французского революционера, участвовала в Парижской коммуне, затем переехала в Швейцарию, где стала членом Русской секции Первого Интернационала. После вернулась в Россию и вместе с мужем составила отличную «Французскую хрестоматию для средних и старших классов» Санкт-Петербург, 1877-1878. О романтических отношениях Анны с Ф. Достоевским в своих «Воспоминаниях детства» рассказала её знаменитая сестра — Софья Корвин-Круковсая, в замужестве Ковалевская. Будущий доктор философии Гёттингенского университета, профессор математики Стокгольмского университета и член-корреспондент Российской академии наук, в возрасте пятнадцати лет она была тайно влюблена в воздыхателя старшей сестры. Когда Фёдор Михайлович предложил руку и сердце Анне, Соня страдала: «Ну и пусть её любит, пусть на ней женится, мне какое дело!..

Десять портретов Достоевского

Его произведения печатались в столичных журналах и одобрительно отмечались критикой, пьеса с успехом шла в театрах Петербурга и Москвы, переводы поэмы Гёте «Райнике-Лис» и трагедий Шиллера неоднократно переиздавались. Достоевский издавал журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864. Именно в письме к брату Михаилу в 1839 году сформулировал шестнадцатилетний юноша Достоевский свое жизненное и писательское кредо: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Достоевский хотел носить траур по Пушкину Литературным образцом для братьев Достоевских был Александр Сергеевич Пушкин. Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, и тогда чуть не всего знали наизусть, конечно, только то, что попадалось им в руки, так как полного собрания сочинений Пушкина тогда еще не было. Надо припомнить, что Пушкин тогда был еще современник. Об нем, как о современном поэте, мало говорилось еще с кафедры; произведения его еще не заучивались наизусть по требованию преподавателей. Авторитетность Пушкина как поэта была тогда менее авторитетности Жуковского даже между преподавателями словесности; она была менее и во мнении наших родителей, что вызывало неоднократные горячие протесты со стороны обоих братьев». Братьям Достоевским не пришлось встретиться с Пушкиным — в Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после гибели поэта.

Можно не сомневаться, что если бы обстоятельства сложились иначе, свои первые опыты молодые литераторы принесли бы на оценку Пушкину, как это делали в ту пору многие начинающие сочинители. Портрет А. Кипренский Тогда же, в 1837 году, смерть поэта стала для них потрясением. Достоевский, — чуть с ума не сошли, услышав об этой смерти и о всех подробностях ее». Чтобы оценить всю меру их горя, нужно вспомнить тот факт, что известие о смерти Пушкина пришло в дом Достоевских, когда семья переживала один из самых трагических моментов — только-только, в возрасте 37 лет, скончалась после чахотки Мария Федоровна, любимая мать и душа дома. Михаил Андреевич и дети были охвачены горем, и тем не менее «Федор в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура, то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину». А позже, в июне 1837, по дороге в Петербург, вместо того чтобы думать о вступительных экзаменах, братья мечтали о том, чтобы «тотчас же сходить на место поединка и пробраться в бывшую квартиру Пушкина, чтобы увидеть ту комнату, в которой он испустил дух». Пушкин в течение всей жизни оставался живым собеседником Достоевского. К его наследию, его личности и биографии Достоевский обращался во все времена.

Нет ни одного произведения Достоевского, в котором бы так или иначе не присутствовал Пушкин — цитатой, образом, упоминанием имени или изданием. Уже в «Бедных людях» герои Достоевского читают Пушкина. Замечателен комментарий Вареньки Доброселовой при посылке Макару Девушкину «Повестей Белкина», он носит несомненный автобиографический характер и отсылает нас к годам детства Достоевского: «Два года тому назад мы читали эти повести вместе с матушкой, и теперь мне так грустно было их перечитывать».

В прошедшем письме твоём ты упрекнул меня изжогою, говоря, что в прежних беременностях я её никогда не имела. Друг мой, думаю, не терзают ли тебя те же гибельные для нас обоих и несправедливые подозрения в неверности моей к тебе, и ежели я не ошибаюсь, то клянусь тебе, друг мой, самим Богом, небом и землёю, детьми моими и всем моим счастьем и жизнью моею, что никогда не была и не буду преступницею сердечной клятвы моей, данной тебе, другу милому, единственному моему пред Святым алтарем в день нашего брака!.. Рано или поздно Бог по милосердию своему услышит слёзные мольбы мои и утешит меня в скорби моей, озарив тебя святою истиной, и откроет тебе всю непорочность души моей!.. Не только спокойствием, и жизнию моею жертвую для тебя. Прощай, поцелуй за меня детей. Эти строки многое объясняют во взаимоотношениях супругов, в их характерах и свойствах психики.

Невольно проводятся параллели между отцом Достоевского и сами Фёдором Михайловичем, а характер письма матери напоминает способность последней жены писателя, А. Сниткиной, успокаивать и понимать своего мужа. Но прежде чем встретить такое понимание, Достоевский испытал немало горестных разочарований. Первые чувства Анна Григорьевна Сниткина в своих воспоминаниях, отринув ревность, старалась объективно воспроизвести все любовные увлечения мужа. Отмечая, что в молодости у Достоевского «не было серьёзной горячей любви к какой-нибудь женщине» по причине того, что «он слишком рано начал жить жизнью умственной», и творчество, а затем и политика отодвинули личную жизнь на второй план, Анна Григорьевна всё же упоминает о той, кто пленил молодого писателя. Авдотья Панаева, красивая, умная, кумир многих молодых литераторов сороковых годов XIX века, покорила и молодого Достоевского. В письмах брату Михаилу, которому он поверял все свои тайны, писатель признавался: «Вчера я в первый раз был у Панаева и, кажется, влюбился в его жену. Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя», «Я был влюблен не на шутку в Панаеву, теперь проходит, а не знаю ещё…» А. Достоевская великодушно именовала это мимолётным увлечением и находила следующее, вполне правдоподобное оправдание: Панаева проявила сострадание к подвергавшемуся насмешкам со стороны литераторов Фёдору Михайловичу и «встретила за это с его стороны сердечную благодарность и нежность искреннего увлечения».

Другое дело — первая жена писателя, Мария Дмитриевна Исаева Констант. Накал страстей был нешуточный, а взаимоотношения полны трагизма. Знакомство с семьёй Исаевых произошло после каторги, в Семипалатинске. Достоевский искренне к ним привязался, с трудом переживал разлуку, когда муж Марии Дмитриевны получил назначение в другой город. Вскоре овдовевшая молодая женщина осталась на чужбине без поддержки, с сыном на руках, и Достоевский рад был протянуть руку помощи. Он занимает деньги и пересылает ей, и счастлив, что она их приняла. В письме сестре он рассказывает о своих чувствах к М. Исаевой: «Я давно уже люблю эту женщину до безумия, больше жизни моей. Если бы ты знала этого ангела, ты не удивилась бы.

В ней столько превосходных, прекрасных качеств. Умна, мила, образованна, как редко бывают образованны женщины, с характером кротким, понимающая свои обязанности, религиозная». Но в браке супруги счастья не обрели: нужда, болезни, ревность, неудовлетворённость своим положением, ссоры и бесконечные выяснения отношений отравляли существование. Даже переезд в Петербург не помог, напротив, пагубно сказался на здоровье Марии Дмитриевны, и вскоре она погибла от чахотки.

Совпадающий в исходных фамилиях второй слог подсказывает: шутка родом, скорее всего, из 1920-х, когда один за другим с интервалом в семь лет отмечались вековые юбилеи крупнейших русских писателей. В мае нынешнего года, на подступах к двухсотлетию Достоевского, в Подмосковье прошел конгресс, посвященный новой круглой дате, и там запорхало еще одно игровое словечко — «До-двести-евский»... Если для Ленина «матерый человечище», ополчившийся «против общественной лжи и фальши» Лев Толстой был зеркалом революции, то «архискверный» Достоевский, показавший деградацию революционного подполья в романе «Бесы», мог быть лишь воплощенным зазеркальем если бы это определение было в ту пору в ходу. Создавалось это пророческое произведение в 1870—1872 годах, когда будущий Ленин кудрявым младенцем только начинал ходить и лепетать.

Спустя 46 лет, в дни уже осуществлявшейся большевистской революции, «Бесов» перечитывал охваченный жутким чувством Николай Бердяев, который соблазном марксизма переболел загодя. Итак, в небольшой губернский город после четырех лет отсутствия возвращается из Швейцарии Петруша Верховенский, сын робкого вольнодумца 1840-х, некогда промелькнувшего в столицах рядом с такими властителями дум, как Белинский и Грановский, но из осторожности тут же спрятавшегося в провинции. В противовес романтическому однако удержавшемуся в границах просвещения, литературно-философских дискуссий и пропаганды прогресса практик поколению родителя Верховенский-младший одержим планами самого решительного, всеобщего социального переворота. Принятый «за приехавшего заграничного эмиссара, имеющего полномочия», он сколачивает в городе тайную «пятерку» боевиков, коим внушает: таких ячеек по всей России сотни и тысячи, и все они зависят от единого центра, связанного с «европейскою всемирною революцией». Цель этой бесовской аферы — уничтожение всего и вся, от веры до вековых устоев. Мир — народам! Земля — крестьянам! И застонет стоном земля: «Новый правый закон идет», и взволнуется море, и рухнет балаган, и тогда подумаем, как бы поставить строение каменное.

В первый раз! Строить мы будем, мы, одни мы! В устроенной по Шигалеву системе общественных отношений Петра Верховенского восхищает повсеместное шпионство и поголовное равенство: «У него каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное — равенство». Но неужто в таком социуме воцарятся тишь да гладь? Как бы не так!

Это был первый подобный случай в России, поскольку обычно те люди, которых приговаривали к каторжным работам, до конца жизни теряли свои гражданские права, даже если выживали после многих лет заключения и возвращались к свободной жизни. Император Николай I пожалел молодого писателя и не захотел губить его талант. Годы, которые Федор Михайлович провел на каторге, произвели на него неизгладимое впечатление.

Писатель тяжело переживал бесконечные страдания и одиночество. Кроме того, у него ушло немало времени на то, чтобы наладить нормальное общение с другими арестантами: те долго не принимали его из-за дворянского титула. В 1856 году новый император Александр II даровал прощение всем петрашевцам, а в 1857 году Достоевский был помилован, то есть получил полную амнистию и был восстановлен в правах на публикацию своих произведений.

И если в молодости Федор Михайлович был не определившимся в своей судьбе человеком, пытающимся найти правду и построить систему жизненных принципов, то уже в конце 1850-ых годов он стал зрелой сформировавшейся личностью. Тяжелые годы на каторге сделали из него глубоко религиозного человека, коим он оставался до самой смерти. Расцвет творчества В 1860 году писатель опубликовал двухтомное собрание своих сочинений, в которое вошли повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».

С ними произошла примерно та же история, что и с «Двойником» - хотя впоследствии произведениям была дана очень высокая оценка, современникам они не пришлись по вкусу. Однако вернуть внимание читателей к повзрослевшему Достоевскому помогла публикация «Записок из Мертвого дома», посвященных жизни каторжников и написанных по большей части во время заключения. Для многих жителей страны, которые не сталкивались с этим ужасом самостоятельно, произведение стало чуть ли не шоком.

Многие люди были ошеломлены тем, о чем рассказывал автор, особенно с учетом того, что раньше тема каторги для русских писателей была чем-то вроде табу. После этого Герцен начал назвать Достоевского «русским Данте». Примечательным для писателя стал и 1861 год.

В этом году он, в сотрудничестве со своим старшим братом Михаилом, занялся издательством собственного литературно-политического журнала под названием «Время». В 1863 году издание было закрыто, и вместо него братья Достоевские начали печатать другой журнал — под названием «Эпоха». Эти журналы, во-первых, укрепили позиции братьев в литературной среде.

А во-вторых — именно на их страницах были опубликованы «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот» и многие другие произведения Федора Михайловича. Михаил Достоевский вскоре скончался: он ушел из жизни в 1864 году. В 1860-ых годах писатель начал ездить за границу, находя в новых местах и знакомых вдохновение для своих новых романов.

В том числе, именно в тот период у Достоевского зародилась и начала реализовываться идея произведения «Игрок». В 1865 году издание журнала «Эпоха», количество подписчиков которого неуклонно сокращалось, пришлось закрыть. Более того: даже после закрытия издания за писателем значилась внушительная сумма долгов.

Чтобы как-то выпутаться из тяжелой финансовой ситуации, он заключил крайне невыгодный для себя договор о публикации собрания своих произведений с издателем Стеловским, а вскоре после этого начал писать свой самый известный роман «Преступление и наказание». Философский подход к социальным мотивам получил широкое признание среди читателей, и роман прославил Достоевского еще при жизни. Следующей великой книгой Федора Михайловича стал «Идиот», опубликованный в 1868 году.

Идея изобразить прекрасного человека, который пытается осчастливить других персонажей, но не может преодолеть враждебные силы и, в итоге страдает и сам, оказалась легкой для воплощения только на словах.

Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»

значительная личность не только в русской, но и мировой литературе. Начал играть поэт в молодости, пытаясь таким образом заработать. Федор Михайлович Достоевский презентация Юность. Жизнь Достоевского в ранние годы проходила в атмосфере религиозности и патриархата. Подробная информация по теме: "Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского" в материале Федор Достоевский в воспоминаниях называл детство лучшей порой его жизни.

Нищий, педофил, шизофреник и поэт? Вот что стоит знать о Достоевском!

Среди посетителей «пятниц» Петрашевского были и литераторы, среди них молодой Михаил Салтыков Щедрин и критик Валериан Майков. Эти авторы печатались в журнале «Отечественные записки», где Достоевский, в частности, опубликовал повести «Двойник» и «Хозяйка», которые многим современникам небезосновательно казались похожими на сочинения других членов кружка. Утопический социализм вскоре перестанет привлекать писателя, но образы идеалистов, желающих перестроить мир по законам справедливости, окажутся очень значимы для поздних произведений Достоевского. Обряд казни на Семёновском плацу. Рисунок Бориса Покровского 22 декабря 1849 года. Пять минут до расстрела На Семёновском плацу арестованным петрашевцам, включая Достоевского, зачитали смертный приговор, приготовили всё необходимое для расстрела, но в последний момент объявили о высочайшей милости.

Казнь была инсценирована: Николай I заранее принял решение заменить её каторжными работами и ссылкой. Главным обвинением против писателя было чтение вслух знаменитого зальцбруннского письма Белинского Гоголю. Достоевский признался, что действительно читал его 15 апреля. Письмо Белинского, возмущённого православной и монархической книгой Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», действительно содержало очень резкие места. Впрочем, власти, судя по всему, реагировали не на чтение письма само по себе.

После волны революций, прокатившихся по Европе в 1848 году, российское правительство очень опасалось тайных заговоров. В этой обстановке полиции и Третьему отделению очень хотелось раскрыть хоть какую-нибудь тайную организацию, и петрашевцы прекрасно подошли на эту роль. Вся сцена произвела на Достоевского сильнейшее впечатление. По воспоминаниям свидетелей, Достоевский «был несколько восторжен, вспоминал «Последний день осуждённого на смерть» Повесть французского писателя Виктора Гюго, опубликованная в 1829 году. Написана от лица человека, осуждённого на смерть.

Вина приговорённого неизвестна, но по косвенным деталям можно предположить, что он отцеубийца.

Это было не доброе и не злое лицо. Оно как-то в одно и то же время и привлекало к себе и отталкивало, запугивало и пленяло...

И я бессознательно, не отрываясь, смотрела на это лицо, как будто передо мной внезапно открылась «живая картина» с загадочным содержанием, когда жадно торопишься уловить ее смысл, зная, что еще один миг, и вся эта редкая красота исчезнет, как вспыхнувшая зарница. Такого лица я больше никогда не видала у Достоевского. Но в эти мгновения лицо его больше сказало мне о нем, чем все его статьи и романы.

Это было лицо великого человека, историческое лицо. Я ощутила тогда всем моим существом, что это был человек необычайной духовной силы, неизмеримой глубины и величия, действительно гений, которому не надо слов, чтобы видеть и знать. Он все угадывал и все понимал каким-то особым чутьем» В.

Тимофеева О. Год работы с знаменитым писателем. Совершенно в ином роде — физиогномическое описание Георга Брандеса в письме к Ницше 1888 , одновременно нелицеприятное и комплиментарное: «Взгляните на лицо Достоевского, наполовину лицо русского крестьянина, наполовину — физиономия преступника, плоский нос, пронзительный взгляд маленьких глаз под нервно подрагивающими веками, этот высокий, рельефно очерченный лоб, выразительный рот, который говорит о безмерных муках, неизбывной скорби, о болезненных страстях, о беспредельном сострадании и ярой зависти.

Гений-эпилептик, одна уже внешность которого говорит о приливах кротости, заполнявших его душу, о приступах граничащей с безумием проницательности, озарявшей его голову; наконец, о честолюбии, о величии стремлений и о недоброжелательстве, порождающем мелочность души» Ф. Новые материалы и исследования. И наконец, знаменитое высказывание Дм.

Мережковского: «Самый необычайный из всех, "человек из подполья", с губами, искривленными как будто вечною судорогою злости, с глазами, полными любви новой, еще неведомой миру, "Иоанновой", с тяжелым взором эпилептика, бывший петрашевец и каторжник, будущая противоестественная помесь реакционера с террористом, полубесноватый, полусвятой, Федор Михайлович Достоевский» Д. Грядущий Хам. В тихом омуте.

Статьи и исследования разных лет. Парадоксальный факт: портреты, созданные в XX в. Обогащенные духовными прозрениями великих истолкователей Достоевского начала XX в.

Преобладание авангардистского подхода в иконографии Достоевского как и в иллюстрациях к его произведениям можно объяснить тем, что его творчество сродни искусству авангарда, эстетику которого он предвосхищает. Как неисчерпаемо творчество Достоевского, так неисчерпаема его личность и так многолики его портреты: то лик «полусвятого» гравюра В. Линницкого, 1971 , то гримаса «полубесноватого» рисунок И.

Шарлеманя, 1924 , то на нас устремлен скорбно-трагический, мрачный, «тяжелый взор эпилептика» портрет Н. Гусева, 1882; офорт Ю. Селиверстова, 1970 , то у писателя задумчивый, созерцательный, самоуглубленный или отстраненный взгляд работы Сарры Шор, 1970; А.

Корсаковой, 1970-е; В. Фаворского, 1929. Из всего этого многообразия и складывается образ «великого инквизитора собственной и чужой души», образ великого «пророка» и «провидца» Ю.

Силуэты русских писателей.

Обучающиеся познакомились с редкими фотопортретами, сделанными при жизни писателя, живописными и графическими работами художников 19 века, образами Ф. Достоевского, созданными современными художниками.

Лекцию подготовила и провела зав.

Разнообразного материала вокруг было бесконечно много. Быт в Семипалатинске 23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского. Дальше начиналась служба рядовым в ссылке. В марте этого же года он был зачислен в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Большую поддержку Достоевский получал от приехавшего служить в Семипалатинск барона А. Барон был членом прокурорского надзора, знал прежние сочинения писателя, присутствовал на Семеновском плацу, когда осуждённых петрашевцев вывели на казнь.

Достоевский получил возможность жить вне казармы, снял квартиру. Он поселился в «русском городе» поблизости от своего батальона среди сыпучих песков, поросших колючками, в полутёмной и закопчённой избе одной вдовы-солдатки. Дом в Семипалатинске, где Достоевский жил в 1857—59 гг. Исаева, горького пьяницы. Через некоторое время Исаева перевели на место смотрителя трактиров в Кузнецк. В ноябре 1855 года писатель был произведён в унтер-офицеры, а после долгих хлопот Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых, в т. Тотлебена, 1 октября 1856 года — в прапорщики.

Помилование Достоевскому то есть полная амнистия и разрешение публиковаться было объявлено по высочайшему указу 17 апреля 1857 года, согласно которому права дворянства возвращались как декабристам, так и всем петрашевцам. В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург.

Фёдор Достоевский

Федор Достоевский в воспоминаниях называл детство лучшей порой его жизни. Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях. Федор Достоевский в воспоминаниях называл детство лучшей порой его жизни. В юности на Достоевского огромное впечатление произвели две смерти — матери и Пушкина, которые случились с разницей в месяц: 29 января (10 февраля) 1837 года погиб поэт, а 27 февраля скончалась Мария Федоровна от туберкулеза. Фото достоевский в юности. Читайте также.

Ссылка Достоевского

Фотографии Федора Михайловича Достоевского в молодости Знаменитости в молодости на В 25 лет Достоевский опубликовал свой первый роман "Бедные люди", и на него обратили внимание. В середине XVII века воин литовской дружины Филипп Достоевский обвинялся сыновьями старосты Речицкого в разграблении их имущества и нанесении побоев принадлежавшим им крестьянам. В середине XVII века воин литовской дружины Филипп Достоевский обвинялся сыновьями старосты Речицкого в разграблении их имущества и нанесении побоев принадлежавшим им крестьянам. Если в молодости Достоевский никак не мог определиться в своем жизненном пути, метался из стороны в сторону в поисках правды и истины, то после каторги он стал зрелой личностью, с устоявшимися жизненными взглядами и принципами. Николай Страхов, биограф и близкий друг Достоевского, говорил, что описание молодости героя "Записок из подполья" весьма автобиографично: "В то время мне было всего 24 года.

Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве.

Вот три наиболее яркие оценки, весьма различные, но и не противоречащие друг другу. Особенно впечатляет бесценное свидетельство современницы — писательницы В. Тимофеевой О. Починковской , наблюдавшей Достоевского в минуты творческого одушевления: «Да, вот оно, это настоящее лицо Достоевского, каким я его представляла себе, читая его романы!..

Как бы озаренное властной думой, оживленно-бледное и совсем молодое, с проникновенным взглядом глубоких потемневших глаз, с выразительно замкнутым очертанием тонких губ, — оно дышало торжеством своей умственной силы, горделивым сознанием своей власти... Это было не доброе и не злое лицо. Оно как-то в одно и то же время и привлекало к себе и отталкивало, запугивало и пленяло...

И я бессознательно, не отрываясь, смотрела на это лицо, как будто передо мной внезапно открылась «живая картина» с загадочным содержанием, когда жадно торопишься уловить ее смысл, зная, что еще один миг, и вся эта редкая красота исчезнет, как вспыхнувшая зарница. Такого лица я больше никогда не видала у Достоевского. Но в эти мгновения лицо его больше сказало мне о нем, чем все его статьи и романы.

Это было лицо великого человека, историческое лицо. Я ощутила тогда всем моим существом, что это был человек необычайной духовной силы, неизмеримой глубины и величия, действительно гений, которому не надо слов, чтобы видеть и знать. Он все угадывал и все понимал каким-то особым чутьем» В.

Тимофеева О. Год работы с знаменитым писателем. Совершенно в ином роде — физиогномическое описание Георга Брандеса в письме к Ницше 1888 , одновременно нелицеприятное и комплиментарное: «Взгляните на лицо Достоевского, наполовину лицо русского крестьянина, наполовину — физиономия преступника, плоский нос, пронзительный взгляд маленьких глаз под нервно подрагивающими веками, этот высокий, рельефно очерченный лоб, выразительный рот, который говорит о безмерных муках, неизбывной скорби, о болезненных страстях, о беспредельном сострадании и ярой зависти.

Гений-эпилептик, одна уже внешность которого говорит о приливах кротости, заполнявших его душу, о приступах граничащей с безумием проницательности, озарявшей его голову; наконец, о честолюбии, о величии стремлений и о недоброжелательстве, порождающем мелочность души» Ф. Новые материалы и исследования. И наконец, знаменитое высказывание Дм.

Мережковского: «Самый необычайный из всех, "человек из подполья", с губами, искривленными как будто вечною судорогою злости, с глазами, полными любви новой, еще неведомой миру, "Иоанновой", с тяжелым взором эпилептика, бывший петрашевец и каторжник, будущая противоестественная помесь реакционера с террористом, полубесноватый, полусвятой, Федор Михайлович Достоевский» Д. Грядущий Хам. В тихом омуте.

Статьи и исследования разных лет. Парадоксальный факт: портреты, созданные в XX в. Обогащенные духовными прозрениями великих истолкователей Достоевского начала XX в.

Преобладание авангардистского подхода в иконографии Достоевского как и в иллюстрациях к его произведениям можно объяснить тем, что его творчество сродни искусству авангарда, эстетику которого он предвосхищает. Как неисчерпаемо творчество Достоевского, так неисчерпаема его личность и так многолики его портреты: то лик «полусвятого» гравюра В. Линницкого, 1971 , то гримаса «полубесноватого» рисунок И.

Шарлеманя, 1924 , то на нас устремлен скорбно-трагический, мрачный, «тяжелый взор эпилептика» портрет Н. Гусева, 1882; офорт Ю.

Ведь на них можно рассмотреть гениального мыслителя, чьи произведения читают и любят во всем мире.

Конечно, фото Достоевского не так уж и много, как хотелось бы поклонникам его творчества, однако и это радует. Кстати говоря, если вы до сих пор не знакомы с биографией Достоевского , обязательно прочитайте ее. Ну, а сейчас предлагаем вашему вниманию фото Достоевского.

В 1849 году Достоевского приговаривают к смертной казни по делу Петрашевского. Однако казнь в последний момент была заменена каторгой. Эти впечатления легли в основу одного из монологов князя Мышкина, знаменитого романа «Идиот». Каторгу Достоевский отбывал в Омске и спустя четыре года отправился служить рядовым в Семипалатинскую крепость. Здесь он познакомился со своей будущей женой Марией Дмитриевной Исаевой. Через два года после женитьбы пара вернулась в Петербург. Федор вместе с братом основал журнал «Время», который был запрещен спустя три года.

В его роду было много психически нездоровых людей. Принадлежал он к духовному сословию, приходился сыном униатскому священнику. В 1828 его произвели в дворянское достоинство. Федор Достоевский в детстве Мать-украинка, Мария Федоровна, происходила из слоев московского купечества, была натурой религиозного склада, возила детей а их было семеро на богомолье. В семье соблюдались старинные традиции воспитания в духе безусловного повиновения.

Самые теплые воспоминания о детстве у писателя были связаны с их имением в Тульской губернии, где они проводили летние месяцы обычно без отца. Азбуке Федора и других детей учила мать, отец преподавал им латынь, но мальчику уже тогда особенно нравились уроки словесности. С 13 лет будущий литературный гений проходил трехлетнее обучение в пансионе Карла Чермака, где учительствовали лучшие профессоры Москвы. В 1837 году, лишившись матери, юноша по решению отца отправился в Северную столицу, где поступил в военно-инженерное училище. Именно городу на Неве и его жителям он посвятил впоследствии целый ряд своих шедевральных произведений.

По инициативе Федора в училище был образован литературный кружок. В 1839 году скончался его отец — был убит артелью крестьян, которым спьяну нагрубил. Это известие потрясло 18-летнего сына и пагубным образом сказалось на его психическом здоровье — спровоцировало нервный припадок, предвестник будущей эпилепсии. Хотя, по мнению ряда исследователей, также стало толчком к размышлениям на тему «что такое преступление». Федор Достоевский на службе По окончании курса в 1843 году, молодой специалист в области военной инженерии был откомандирован на службу в чертежную Инженерного департамента Военного министерства.

Однако через год, посчитав это занятие неинтересным, он вышел в отставку и решил посвятить себя писательскому труду. Проба пера Первой литературной работой начинающего литератора, страстного поклонника Оноре де Бальзака, был перевод его романа «Евгения Гранде», опубликованный в журнале «Репертуар и пантеон». А спустя год, в 1845, он представил на суд публики свой дебютный труд «Бедные люди». Он был напечатан в альманахе «Петербургский сборник» Николая Некрасова, назвавшего автора «новым Гоголем», и высоко оценен законодателями литературной моды тех лет, включая Виссариона Белинского, провозгласившего его «талантом самобытным и громадным». Автор сократил некоторые длинные диалоги, описания и размышления героев своей повести.

Но позже новаторство, исключительность и углубленный психологизм данного и последующих его произведений «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова» и пр. Каторга В 1847 году в поисках нового жизненного и литературного опыта писатель начал посещать кружок Петрашевского, объединявший приверженцев идей французского утопического социализма; сблизился с радикально настроенным Николаем Спешневым ставшим позже прототипом ключевого персонажа Ставрогина в его романе «Бесы» ; участвовал в создании тайной типографии с целью печати запрещенных книг, воззваний к крестьянам. Фёдор Достоевский на каторге В 1849 за причастность к противозаконной деятельности литератор вместе с другими петрашевцами был арестован, лишен чинов, состояния и приговорен к смертной казни. В последний момент когда осужденные уже стояли на эшафоте царским указом ее заменили четырьмя годами каторжных работ в рудниках. Спустя год его произвели в унтер-офицеры, затем — в прапорщики, вернули потомственное дворянство, а также право печататься.

Федор Достоевский В 1859 году, уже в чине подпоручика, Федор Михайлович написал Александру II прошение об отставке, приложив медицинскую справку с констатацией наличия у него хронического недуга — эпилепсии, и был уволен с военной службы по болезни.

Юность достоевского

Но и сама жизнь уже раскрывала ему свои подлинные драмы и вызывала его мысли на первые недоумения и раздумья. В больничном саду он любил разговаривать с больными в казенных халатах верблюжьего цвета, любил всматриваться в этих бледных и грустных людей, полураздавленных скрытым страданием. Гостей у Достоевских почти не бывало. От этой влиятельной родственницы шли к подрастающим племянникам воззрения и предания московского купечества разных разрядов — от мелких промышленников Сыромятной слободы до потомственных дворян и пайщиков крупнейших предприятий, связанных с Российско-американской компанией. От представительницы этой торговой среды младшие Достоевские воспринимали исконные воззрения всего ее круга о всемогущей власти денег в людских делах и мирских отношениях. Неотразимым воплощением этой материальной мощи высился в одном из тихих переулков Покровки над живописным обрывом к реке нарядный куманинский особняк, разукрашенный фарфором, бронзой, картинами и зеркалами. В скромную лекарскую семью на Божедомку Александра Федоровна приезжала в карете цугом в упряжке четырех лошадей, с выездным лакеем на запятках и форейтором на козлах. Родственные беседы в тесной гостиной больничного флигеля незаметно утверждали в сознании подростков правила благочестия, слагавшиеся веками в патриархальном мире московской купли-продажи. Преданность церкви и верноподданность царю, соблюдение православных обычаев и непрерывное наполнение несгораемых касс — вот к чему сводился идеал этой среднемещанской и крупнокупеческой среды. Из таких разнородных социальных влияний слагалось раннее мироощущение Достоевского. Предания обедневшего рода литовских шляхтичей переплетались с житейскими навыками третьегильдейских московских купцов, сумевших породниться с крупнейшими столичными негоциантами.

Но, быть может, сильнее всего здесь сказывалась традиция умственной культуры, восходящая к начетчику XVIII века — прадеду писателя Михайле Котельницкому, выправлявшему в московской духовной типографии наборы философских трактатов и богословских сводов. От него шла в коммерческую среду Нечаевых любовь к книге, поэзии, умозрению, картинной речи. Был в роду Достоевских и поэт. Путь поэтов рано стал манить старших сыновей штаб-лекаря. Жизнь с малых лет приобщила их к миру искусств. Первым выдающимся событием детства Достоевского было его раннее знакомство с народным творчеством. В большом, многодетном семействе никогда не переводились кормилицы из ближайших деревень. До нас дошли безвестные имена этих крепостных крестьянок: Они открывают литературную биографию Достоевского легендарными образами Жар-птицы и Алеши Поповича. Она умела увлечь лекарскую детвору поэтическими вымыслами про Остродума и других героев устной поэзии. Бесправные женщины крепостной страны незаметно выполнили большую жизненную задачу: По бытовым навыкам своей патриархальной семьи, чтившей старинные обычаи и соблюдавшей заповедные обряды, Достоевский был рано приобщен к замечательным памятникам русского зодчества и народной живописи.

Древняя столица раскрывалась подчас перед младшими Достоевскими и своими живыми народными зрелищами. Был у них двоюродный дед, Василий Михайлович Котельницкий, которым в семье гордились: Ученым он был все же очень скромным, и его слушатель Н. Пирогов с большим юмором описывает комические несуразности его лекций о снадобьях и зельях, вызывавших веселое настроение молодой аудитории. Домик Василия Михайловича находился у самого Смоленского рынка, так что в праздник из окон были видны знаменитые святочные балаганы под Новинским с красным кумачом занавесок и разноцветными самодельными афишами. Сюда-то и водил дедушка Котельницкий своих маленьких гостей с дальней Божедомки показать им затейников и штукмейстеров, ученых собак и обезьян, восковые фигуры королей и генерал-аншефов.

Последние деньги Заложена мантилья жены. Заложена шуба. Новый проигрыш. Заложена часть одежды. Достоевский снова просит в долг у Гончарова, но тот проигрался сам.

Заложено пальто. Игра длится уже больше месяца. После очередного проигрыша у Достоевского случается приступ эпилепсии. И вот, наконец, выигрыш, которого он так долго ждал. Можно все выкупить. Пальто и фрак заложены на следующий день — после очередного проигрыша. Снова приступ эпилепсии. Снова рулетка. Снова заложено кольцо. Уже полтора месяца проведено за рулеткой.

Достоевский выкупает все вещи. И снова все проигрывает. Заложены кольцо и серьги, на эти деньги Достоевские уезжают в Швейцарию. Жуткая игорная полоса прервана. Родные Анны Григорьевны присылают ей некоторые суммы, и Достоевские получают возможность оставить этот «проклятый город», этот «ад», этот игорный притон, доставивший им столько страданий. Любовь и вера помогли Фёдору Михайловичу оставить игру. Сразу и навсегда. Наваждение игры покинуло Достоевского в 1871 году, чтобы никогда не возвращаться. В его излечении от игромании большую роль сыграла его жена, победительная в своей любви Анна Григорьевна Память об игроке Швейцария, Италия, и, особенно, Германия до сих пор хранят память о Достоевском-игроке. В Висбадене одна из комнат курзала носит имя Достоевского, память писателя отмечена также памятной доской и бюстом в парке перед зданием.

Висбаден признают прототипом Рулетенбурга из романа Достоевского «Идиот». В Гомбурге в казино висит портрет Достоевского. Одна из дорожек городского парка Бад-Хомбурга носит имя писателя, а памятную доску в его честь можно увидеть на здании бывшей гостиницы, в которой он останавливался во время третьего приезда в этот город. Баден-Баден избежал тяжелых бомбардировок в годы войны, так что здание, в котором играл Достоевский, сохранилось до наших дней.

Трутовский, который учился вместе с Федором и был с ним дружен, вспоминал: «Во всем училище не было воспитанника, который бы так мало подходил к военной выправке, как Ф. Движения его были какие-то угловатые и вместе с тем порывистые. Мундир сидел неловко, а ранец, кивер, ружье — все это на нем казалось какими-то веригами, которые временно он был обязан носить и которые его тяготили.

Нравственно он также резко отличался от всех своих более или менее легкомысленных товарищей. Всегда сосредоточенный в себе, он в свободное время постоянно задумчиво ходил взад и вперед где-нибудь в стороне, не видя и не слыша, что происходило вокруг него». Тяжелое впечатление о «каторжных годах» учения Достоевскому скрашивали его приятельские отношения с В. Григоровичем, врачом А. Ризенкампфом, дежурным офицером А. Савельевым, художником К. Одним из счастливых моментов в первые годы жизни и учебы Достоевского в Петербурге стало его общение с поэтом-романтиком И.

Вот что писал он об этом брату Михаилу: «…О, какая откровенная, чистая душа!.. О, ежели бы ты знал те стихотворения, которые написал он прошлою весною…» Беседы с Шидловским, прогулки с ним по Петербургу и его окрестностям, совместные чтения любимых авторов, журналы и стихи, монологи и философские споры — все это было настоящей «романтической школой», противопоставленной самою жизнью «дрянной, ничтожной кондукторской службе!.. С товарищами же по учебе Достоевский особенно не сближался. Его любимым развлечением были прогулки в одиночестве. И в юности он не мог мириться с обычаями, привычками и взглядами своих сверстников-товарищей. Он не мог найти в их сотне несколько человек, искренно ему сочувствовавших, его понятиям и взглядам… Он очень далеко держал себя от начальства и старших товарищей… — вспоминал А. Нравы инженерного училища, допускающие господство старших товарищей над младшими, драки, кутежи, — совсем ему не нравились».

А вот что писал Д. Григорович: «Федор Михайлович уже тогда выказывал черты необщительности, сторонился, не принимал участие в играх, сидел, углубившись в книгу, и искал уединенного места… В рекреационное время его всегда можно было… найти… с книгой». Об этом же свидетельствовал и К. Трутовский: «Достоевский держался замкнуто, несколько отстраненно, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок». Действительно, начитанность Достоевского создала ему определенный авторитет среди друзей и соучеников. В училище оформились и первые собственные литературные замыслы будущего писателя.

Она помогала наладить быт, обустроить дом. Дети писателя не последовали по пути знаменитого отца. Одна из дочерей, Софья, погибла в младенчестве. Именно Анна Григорьевна уговорила супруга покинуть Санкт-Петербург, подальше от губительного воздуха северной столицы и навязчивых родственников, которые одолевали просьбами мягкосердечного Федора Михайловича. В Старой Руссе семейство провело несколько счастливых лет. Достоевский много гулял, проводил время с детьми, и увлеченно работал. Расцвет творчества В ссылке Достоевский многое пережил и переосмыслил. Тяготы, лишения и испытания каторги нашли свое отражение в романе «Униженные и оскорбленные», в котором все отчетливее звучит сакральный смысл всех последующих сочинений классика — нравственный выбор человека, безропотное страдание бедного, но благородного героя, в ответ на эгоизм и равнодушие окружающих. Роман «Униженные и оскорбленные» — произведение переходное, своеобразное возвращение на новые ступени развития к мотивам творчества 1840-х, обогащенное опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е; в нем очень сильны автобиографические мотивы. Достоевский выступает издателем публицистических журналов «Эпоха» и «Время». Большую помощь, в том числе финансовую, в этой деятельности оказывает родной брат Михаил, ставший к тому временем уважаемым и известным критиком. Формально именно Михаил считается редактором изданий, потому что Федор, как бывший каторжник, до сих пор находится под надзором полиции. Благодаря таланту Достоевского и его «политическому» прошлому журналы обретают большую популярность. Журналистские усилия классика были продиктованы желанием донести до общества свое видение гармоничного мироустройства: примирение и объединение русской самобытной культуры с передовыми достижениями западного общества. В тот же период Федор Михайлович ведет рубрику «Дневник писателя», сначала, как раздел в журнале «Гражданин», потом выпуская альманах самостоятельным изданием. В этих работах раскрывается его уникальный публицистический талант. Он использует различные жанры: очерки, фельетоны, рассказы, эссе, заметки. Темой для размышлений становятся насущные проблемы того периода. Он анализирует политические, социальные и культурные процессы. Эти статьи были очень популярны у образованных и мыслящих читателей, и особенно у прогрессивной молодежи. Следующие двадцать лет Достоевский переживает необычайный творческий подъем. Именно тогда он сочиняет все свои мировые шедевры: «Преступление и наказание» 1866 , «Идиот» 1868 , «Бесы» 1871-1872 , «Подросток» 1874-1875 и «Братья Карамазовы» 1880. Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника», стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года. Сам Достоевский писал о нем следующее: Роман читают всюду, пишут мне письма, читает молодежь, читают в высшем обществе, и никогда еще я не имел такого успеха. Этот цикл произведений принято называть «Пятикнижием». В пяти романах сконцентрировался весь необыкновенный гений прозаика. Достоевский поднимает глубокие нравственные проблемы общества через образ отдельного «маленького человека», выворачивая практически «наизнанку» глубины подсознания персонажа. Страсть к азартным играм Одна пагубная страсть Достоевского стала вдохновением для написания романа «Игрок», который был опубликован в 1866 году. Произведение было практически автобиографическим. В 1863 году писатель, тогда уже вдовец, отдыхал в Висбадене с возлюбленной Полиной Сусловой и проиграл в рулетку не только все свои деньги, но и деньги своей спутницы. Труды Достоевского неплохо оплачивались, но свободных денег никогда не было. Он был непрактичным человеком, после смерти брата взял на себя его долги и заботу об осиротевшей семье, помогал пасынку, никогда не скупился на милостыню и не торговался с издателями. Некоторые исследователи его творчества считают, что хроническая уничижительная бедность толкала Федора Михайловича к азартным играм. Вторая жена старалась во всем поддерживать мужа, вела финансовые дела и боролась с его азартной натурой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий