Новости что такое вотчина кратко

Вотчина – это форма древнерусского землевладения, появившаяся в Х веке на территории Киевской Руси. термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. вотчины (вместе с постройками и рабочим инвентарем), состоящие из сельхозугодий, садов и огородов, сенокосов, рыболовных и охотничьих угодий.

Значение слова «вотчина»

Вотчинная система была характерна для Европы вплоть до XIX века, когда произошли крупные социальные и политические изменения, а земельная реформа привела к отмене феодальных отношений и введению новых форм собственности на землю. Основные этапы развития Вотчина прошла через несколько основных этапов развития: Создание вотчины. Этот этап характеризуется установлением вотчины как самостоятельного владения, которое передавалось по наследству от отца к сыну. Владельцы вотчины имели особые привилегии и права, например, освобождение от уплаты налогов. Расширение территории вотчины. В этот период вотчины стали занимать все больше территории и привлекать к себе новых крестьян, которые работали на земле владельца вотчины и обязаны были платить ему денежную ренту. Укрепление феодальной власти. Владельцы вотчин стали набирать все большую власть и политическое влияние, что дало возможность участвовать в судебных процессах, принимать решения на местах и влиять на внутренние дела страны. Конец вотчины как формы собственности. В XIX веке в России была проведена реформа, которая ликвидировала систему вотчин и отменила крепостную зависимость крестьян. Вместо вотчин появились современные формы собственности, такие как сельское хозяйство, капитал и предпринимательство.

Эти этапы развития вотчины имели существенное влияние на историю и культуру России, а также на формирование классовых отношений и политической структуры страны. Благодаря вотчинам сформировались феодальные отношения и возникло представительство состоятельной части населения в государственной власти. Исторические факты и документы Одним из самых известных исторических документов, связанных с вотчиной, является Правда Русская. Она была написана в 11 веке князем Ярославом Мудрым и содержит законодательные нормы, касающиеся вотчины. В этом документе детально описывается процесс передачи вотчины от отца к сыну и права и обязанности владельца вотчины. Название документа.

Судебник дает право боковым родственникам выкупать наследственные вотчины. Но Судебник дозволяет выкупать вотчину проданную, а о подаренных кому-либо или по душе отказанных не говорит ни слова: эти вотчины не выкупаются. Первое отступление от этого находим в соборном приговоре 1551 г. Этот соборный приговор ничего не вводит нового, он узаконивает только существующую практику.

Эта практика, по словам приговора, восходит к XV в. Дальнейший шаг к обособлению родовых имуществ сделан указами 1679 г. В этих указах дело идет не об одних только родовых, но и о выслуженных вотчинах. Новое указание на то, как эти распоряжения трудно связывать с первоначальной родовой собственностью, из которой некоторые ученые хотят вывести наш выкуп вотчин. Практика, судя по вышеприведенному выражению жалованных грамот, знала выкуп даже купель. В заключение обратим внимание на то, что Судебник не отметает и бытовой практики, по которой право выкупа выговаривали старые продавцы в свою пользу и в пользу своих детей. Он предоставляет продавцу вступать об этом в добровольное соглашение с покупщиком. Законное право выкупа установлено Судебником 1550 г. Вотчинникам принадлежало право сбора мостовых пошлин в пределах их владений. Это право возникало иногда на основании жалованных грамот, а иногда в силу обычая без всяких грамот.

Мы уже знаем, что Федор Иванович в 1596 г. Михаил Федорович в 1642 г. С прикрепления крестьян к вотчинным правам присоединилось и право на крепостных. Вотчинники были свободными обладателями своих вотчин только до возникновения обязательной для них службы государству; с этого же времени по 1762 г. Великий князь Василий Иванович не дозволял уже отказывать вотчины в монастыри и продавать их в некоторых городах иногородцам без доклада себе А. Представим подробный анализ относящегося к двум последним ограничениям указа 1562 г. Указ говорит: 1 об исстаринных княжеских вотчинах; 2 о вотчинах жителей некоторых городов: Твери, Торжка, Ярославля, Рязани, Белоозера и Романова, и, наконец, 3 дает распоряжение о вотчинах служилых людей. Постановления его об этих трех видах вотчин неодинаковы. Важные ограничения в праве распоряжения установлены только для исстаринных княжеских вотчин. Князья не могут ни продавать их, ни менять, ни давать в приданое за дочерьми, ни завещать по своему усмотрению.

Им предоставлено только право отказывать женам своим некоторую часть вотчины, небольшую. Если бы князь отказал жене всю свою вотчину и вотчина будет большая, такое завещание идет на усмотрение Государя; а если откажет часть, жена владеет ею до живота без особого утверждения Государя. В законном порядке исстаринные княжеские вотчины наследуются только сыновьями; при отсутствии сыновей вотчина берется на Государя. Из изложенного ясно, что постановления указа 1562 г. Что же касается княжеских купель, то эти ограничения на них вовсе не распространяются. Обладатели вотчин в уездах особо перечисленных городов сохраняют за собой все права распоряжения, за одним исключением: они не могут отчуждать их — иногородцам. Эти вотчины, следовательно, переходят в женские руки и подлежат дроблению. Наконец, общее постановление, относящееся ко всяким вотчинам, определяет только признак их выморочности. Они становятся выморочными, если о них не написано завещания и законных наследников не осталось. Законные же наследники ограничены ближним родом.

Право распоряжения этими вотчинами ни в каком отношении не ограничено. Их можно продавать, дарить, закладывать, менять, завещать без всяких ограничений. К этому же вопросу относится и приговор 1572 г. Здесь речь идет о вотчинах, которые, в силу прежних указов, не подлежат свободному распоряжению владельцев. До сих мест приговор только повторяет прежние указы. Какие же это вотчины не давались в продажу? Это старинные княжеские, о которых речь шла в указе 1562 г. Какие же это боярские вотчины не давались в продажу, то есть не подлежали отчуждению? А у котораго в грамоте будет ему одному вотчина написана, и после его та вотчина на государя. Итак, здесь речь идет не о родовых вотчинах, а о вотчинах государского данья, то есть о жалованных.

Жалованные вотчины, действительно, не всегда давались в продажу, мену и т.

Термины по древней Руси. Центр вотчины. Вотчины распространившиеся в древней. Феодальная вотчина в древней Руси. Княжеская вотчина на Руси. Основные формы землевладения. Указ о единонаследии 1714 г.

Указ Петра 1 1714 года о единонаследии. Указ о единонаследии Петра 1. Поместье от вотчины. Аллод бенефиций Феод. Эволюция форм земельной собственности. Усадьба феодала в средневековой деревне. План феодального поместья средневековья. Поместье феодальное план феодального поместья.

Реформы Петра 1 1714 год указ о единонаследии. Вотчина и поместье при Петре 1. Указ Петра 1 о единонаследии 1714. Структура феодальной вотчины. Вотчина и ее социальная структура. Состав вотчины. Структура каролингской вотчины. Вотчина это земельное владение.

Древнерусская вотчина. Вотчинная усадьба. Княжеское хозяйство. Княжеское хозяйство кратко. Княжеское хозяйство в древней Руси. Сословие князей. Бояре дворяне духовенство это. Сословия на Руси.

Сословия бояр. Церковное землевладение. Удельно Вотчинная система 6 класс. Удельно Вотчинная система при Иване Калите. Формирование Удельно-вотчинной системы.

В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, собирал подати и т. Вотчина в Древней Руси Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои. В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья. Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр. На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне — люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили.

Значение слова вотчина. Что такое вотчина?

Богатые землевладельцы имели в подчинении несколько вотчин и могли увеличить свои территории с помощью выкупа, обмена или же захвата общинных крестьянских земель. Правовые аспекты Вотчина — это собственность одного конкретного человека или организации. Общинные и государственные земли вотчинными правами не обладали. Хотя общественное владение было малозначащим в то время, но оно давало возможность прожить миллионам крестьян, обрабатывавших эти земли без права на них. Обладатель вотчины мог совершить обмен, продажу или разделение земельного участка, но лишь с согласия своих родственников. По этой причине владельца вотчины полноправным собственником назвать было нельзя. Позднее к классу частных землевладельцев присоединилось духовенство.

Собственники вотчинных земель владели рядом привилегий, особенно в сфере судопроизводства. Также вотчинники имели право собирать подати, имели административную власть над проживавшими на их землях людьми. Что входило в понятие вотчины Не нужно думать, что земля, переходящая по наследству, представляла собой лишь угодья, пригодные для сельского хозяйства. Вотчина в Древней Руси — это строения, пашни, леса, луга, домашний скот, инвентарь, а главное, крестьяне, проживающие на вотчинной земле. В те времена крепостного права как такового не существовало, и крестьяне могли свободно переходить с земельных наделов одного вотчинника к другому. Боярская вотчина Наряду с частной и церковной земельной собственностью, существовала и боярская вотчина.

Это земля, предоставляемая в качестве награды царем своим личным слугам — боярам. На пожалованную землю распространялись те же права, что и на простую вотчину. Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси — земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Причина, по которой вотчина утратила свое значение, носит правовой характер. Как можно видеть, во времена раздробленности Руси служба при князе не была связана с землевладением — вольный слуга мог владеть землей в одном месте, а служить боярину в другом. Таким образом, приближенное положение какого-либо землевладельца никак не отражалось на количестве его земель.

Платила только земля, а службу несли только люди. Феодальная вотчина это четкое правовое разделение сделала настолько распространенным, что бояре и вольные слуги при ненадлежащем уходе за землей теряли на нее право, и угодья возвращались крестьянам.

Исторический обзор вотчины Вотчина — это термин, необходимый для понимания средневекового общества. Это было феодальное имущество, на котором жили и работали крестьяне под управлением помещика.

Слово «вотчина» происходит от латинского «villa», что означает «имение». Изначально, вотчина была наследуема, передаваема по линии мужского наследства. Владелец вотчины, или помещик, был ответственен за уборку урожая, содержание домашних животных и качественное использование земельного участка. Право на вотчину могли получить только люди, находившиеся в верхах феодальной системы.

Вотчина служила местом проживания крестьян, которые были связаны с владельцем земли общинными отношениями. Крестьянин не имел права покинуть вотчину без согласия помещика, выполнял трудовые обязанности и платил налоги. В свободное время крестьяне могли заниматься лишь традиционными занятиями, такими как ремесло или рыболовство. Вотчина существовала весь период средневековья и несколько изменялась со временем.

С конца XVIII века в России введена реформа отмены крепостного права, что привело к полному исчезновению вотчины как формы собственности. Происхождение понятия Вотчина, как понятие, возникла в России во времена княжества. Это была земля, передаваемая по наследству в роду и находившаяся в охранных руках провинционального боярина. Беглые или бедные люди могли обращаться за защитой к боярину, но у него было право вернуть или продать их в любой момент.

Во временной период, феодализма в России владение землей было связано с обязательством служить государству, поэтому вотчина стала синонимом для земельной собственности, которая не подлежала продаже или обременению. Бояре управляли своей вотчиной, как частным имуществом, платили налоги властям и могли получать игристый доход: пожалуйста, набеги, мастерская и съем земли. Однако, со временем, Россия стала меняться, появилась новая экономическая система и вотчина превратилась в крепостную землю, отнимаемую у крестьян. Это привело к обострению социальной напряженности в обществе, и крестьянские восстания перевернули страну.

В результате освобождения крестьян в 1861 году, вотчина стала устаревшим понятием и покинула историческую сцену России. Суть вотчины заключалась в том, что земля находилась в собственности феодала, который назывался вотчинником. Вся земля вотчинника была разделена на участки и распределялась между его подчиненными, называемыми крестьянами. Крестьяне обязаны были работать на земле вотчинника, платить налоги и повинности.

Вотчина была формой феодального землевладения и являлась одной из основных форм экономического устройства Древней Руси.

Вотчина различалась по экономической структуре в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян , по величине, по социальной принадлежности вотчинников светские, в том числе королевские, церковные. В Московской Руси — родовое имение крупного землевладельца князя, боярина , переходившее от отца к сыну. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Александр Архангельский, «Александр I», 2000 г. Тынянов, «Пушкин», 1935—1943 г.

Анатолий Азольский, «Глаша», 2003 г.

Поместное землевладение начали получать не только князья, но и другие лица высокого происхождения. Крестьянство при этом было направлено на выполнение боевых функций или на обслуживание имущества землевладельцев. Однако, со временем крестьяне стали работать на земле постоянно и превратились в землевладельцев на правах заселения. Это привело к тому, что земля попала в частную собственность, то есть стала вотчиной. Вотчина была личной, неотъемлемой и непродаваемой собственностью помещика. Владелец вотчины не мог распорядиться ее как обычной землей — продать или передать ее наследникам любым другим способом. Вотчина передавалась по наследству сынам и женам, поэтому она не делилась между наследниками.

Вместе со владельцем вотчины переходили и его крестьяне, которые были обязаны работать на земле владельца, выплачивать ему деньги за право пользования землей и собирать налоги с своих земель. Крестьяне на вотчине могли быть разных категорий: обыкновенные, зависимые, служебные, арендные. Обыкновенные крестьяне работали на земле владельца и платили ему деньги за эту работу. Зависимые крестьяне могли быть куплены и проданы, они были частью имущества владельца вотчины.

Значение слова «вотчина»

земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами. Вид феодальной земельной собственности в России; владелец вотчины мог передавать ее по наследству, продавать, закладывать и т. п. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность. Узнайте что обозначает Вотчина — что значит, какой имеет смысл и в каких случаях применяется. термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей.

Вотчина — краткое описание и особенности

Уже Иван III запретил князьям уделов Северо-Восточной Руси (Ярославским, Суздальским и Стародубским), продавать свои вотчины без ведома великого князя, а также отдавать в монастыри. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI–XVII вв. (по архиву Троице-Сергиевой лавры). Термин «вотчина» также использовался для обозначения конкретного участка земли или имущества, которые передавались по наследству. это земельное владение, надел, передающийся по наследству от отца к сыну. ВОТЧИНА (отчина), владение, перешедшее от отца. В Московском государстве этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся «поместью» как владение на более широком праве собственности.

Вотчина это простыми словами

Что такое вотчина в истории 6 класс — основные понятия и краткий обзор. ВОТЧИНА — один из видов феодальной поземельной собственности в Русском государстве 12— 17 вв.; вид феодального землевладения (в отличии от поместья), передававшегося по наследству, отчуждаемого и дробимого по воле владельца. родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну. В словаре Синонимов. Вид феодальной земельной собственности в России; владелец вотчины мог передавать ее по наследству, продавать, закладывать и т. п. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность. термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него.

Вотчина (СИЭ, 1963)

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Александр Архангельский, «Александр I», 2000 г. Тынянов, «Пушкин», 1935—1943 г. Анатолий Азольский, «Глаша», 2003 г.

Виталий Цепляев и др. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир.

Помоги мне разобраться! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности земли, построек и инвентаря и прав на зависимых крестьян.

Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность , продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю.

Вотчина в Древней Руси и после ее распада Начиная со второй половины VIII века, вотчинное владение землей начало заметно превалировать среди других типов феодальной собственности, и подобное главенствующее положение сохранялось в древнерусском государстве еще почти десять веков. Что касается разновидностей вотчинного землевладения, то их до конца XI века было всего три: Все без исключения вотчинники обладали достаточно обширными правами и привилегиями — они могли вершить суд в пределах своего землевладения, собирать подати и даже внедрять ленную систему в отношениях со своими вассалами. Обладая правом практически безусловной собственности на унаследованную или благоприобретенную землю, владельцы вотчины могли свободно ею распоряжаться: После распада Древнерусского государства так называемый Период раздробленности вотчинников, обретавших все большее влияние на политическую жизнь отдельных княжеств, начали серьезно ограничивать в правах. Так, некоторых вотчинников государство обязывало служить именно тому князю, на землях которого находились владения этих собственников. Другим владельцам земли, особенно если вотчина была родовая потомственная , запрещалось продавать или менять унаследованную собственность без согласия всех представителей своего рода. Чуть позже земельные собственники были лишены и права вершить суды в своих вотчинах. Чем поместье отличалось от вотчины К концу XIV века, когда процесс централизации на Севере и Востоке Руси шел полным ходом, великокняжеская власть заметно окрепла и усилилась. Политические преобразования, введенные Иваном III и продолженные Иваном IV, в первую очередь затронули принципы вотчинного землевладения.

Кто наделял вотчиной? Вотчиной на Руси владели бояре. Бояре — это более древнее сословие, чем дворяне. Они служили князю, который их наделял землей. Что такое феодальное поместье вотчина? Описание: земли, где велось хозяйство самого феодала, а также земли надельные, на которых вели хозяйство зависимые от него крестьяне. Независимо от размера господского хозяйства основной экономической единицей вотчины было мелкое хозяйство крестьян, трудом которых производился прибавочный продукт. Что такое Вотчинный режим? Что такое Княжеская вотчина? Вотчина — комплекс феодальной земельной собственности земля, постройки, инвентарь и связанных с нею прав на зависимых крестьян.

Вотчины поместья 16 века. Вотчинное землевладение это в древней Руси. Поместье на Руси. Вотчина поместье имение. Феод и вотчина. Структура вотчины. Лен Феод. Сравните вотчину и Феод. Отличие вотчины от поместья. Отличие вотчины от поместья таблица. Различия между вотчиной и поместьем. Вотчина и поместье это в истории. Чем отличаются вотчина и поместье. Формы землевладения на Руси. Структура землевладения это. Поместье и вотчина сходства и различия. Феодальная вотчина. Феодальная вотчина поместье. Вотчина в средневековье. Княжеское хозяйство в древней Руси 6 класс. Княжеско Боярская вотчина Киевской Руси. Общественный Строй и церковная организация на Руси. Боярская вотчина 16 век. В чем отличие вотчины и поместья. Феодальная вотчина на Руси. Феодальное землевладение на Руси. Феодальная вотчина господская земля по истории. Средневековая деревня феодала. Средневековая деревня крестьян и феодалов. Три основных вида феодального землевладения. Формы земельной собственности на Руси. Формы феодального землевладения. Основные формы феодального землевладения. Появление частной собственности. Формы собственности в древней Руси. Формы земельной собственности в древней Руси.

Что такое вотчина?

Владельцы вотчины имели право принимать на работу или увольнять крестьян в зависимости от своих потребностей и собственных решений. Крестьяне не имели права покидать вотчину без согласия владельца. Они были привязаны к вотчине своими обязательствами и должны были их выполнять. Помимо работы на земле, крестьянам могли быть назначены другие обязанности, такие как служба в военных отрядах или работа на мельнице, пекарнях и прочих предприятиях. Таким образом, пребывание на вотчине предполагало жесткую зависимость и подчинение со стороны крестьян по отношению к владельцу вотчины, который определял условия их проживания и труда. Влияние вотчины на социально-экономическую структуру Вотчина, как основной форма землевладения в средние века, оказывала значительное влияние на социально-экономическую структуру общества. Ее владельцы, помещики, обладали полной властью над своей землей и народом, проживающим на ней. Власть помещика была абсолютной и безоговорочной. Он мог устанавливать законы и регламенты, взимать налоги, назначать наказания, и даже самым незначительным проступкам со стороны крестьян.

Такая система социальной организации приносила огромную выгоду помещику, который распоряжался всей собранной с крестьян десятиной и оброком. Крестьяне, проживавшие на вотчинных землях, были лишены свободы и имели очень ограниченные права. Они обязаны были работать на помещика, сдавать ему часть своего дохода и земли, а также выполнять все его приказы и требования. Их жизнь была тяжелой и являлась своего рода вечным земледельческим покорением. Такая неравноправная социально-экономическая структура имела свои последствия. Она приводила к образованию двух основных классов — помещиков и крестьян. Помещики не только обладали полной властью, но и являлись обладателями основных экономических ресурсов страны — земли и труда крестьян. Таким образом, вотчина являлась основным фактором, определяющим социально-экономическую структуру в средние века.

Она создавала неравенство и зависимость, обусловливала образование двух противостоящих классов и определяла экономическое развитие общества. Оцените статью Разделяет лишь одно слово — поверхностное и абсолютное давление — где здесь разница? Давление — это физическая величина, характеризующая Формальная группа отличается от неформальной тем, что она имеет четкие правила и официальные структуры, позволяющие достичь эффективности и целенаправленности в деятельности, в то время как неформальная группа основывается на неофициальных отношениях и взаимодействии между людьми без установленных правил и организационной структуры Формальная группа представляет собой объединение людей.

Однако вотчина не была полностью исключена из правового поля, она продолжила существовать в других формах. Сегодня вотчина уже не существует, но ее значение историческое, и она является одной из важных составляющих многовекового прошлого российского народа. Вотчина представляет собой сложную систему, которая диктовала условия жизни многих поколений и сделала свой вклад в формирование культуры и традиций России. Читайте остальные статьи цикла: Что такое Дольмен?

Вотчина также была неотъемлемой частью экономики России в течение многих столетий. Она обеспечивала продовольственную безопасность страны, дающую прочные корни в аграрной и феодальной системе. Кроме того, вотчина являлась важным элементом территориальной организации страны. Большая часть земли в России была вотчинной, что означает, что владельцы вотчин могли оказывать значительное влияние на территориальный развитие страны. Крестьяне на вотчинах часто страдали от эксплуатации со стороны помещиков и жили в условиях крайней бедности. Это приводило к социальной напряженности и возрастанию социально-политических конфликтов в России. В целом, вотчина была важным элементом российской истории, который отразил многие аспекты социальной, экономической и политической жизни России.

Судьба вотчины в новое время Что такое вотчина: история 6 класс кратко Вотчина представляла собой земельные участки, которые принадлежали помещикам, так называемым воеводам или боярам. Эти помещики владели землей и распоряжались ею по своему усмотрению. Они имели свою армию воинов, которые защищали их владения.

Вотчина передавалась по наследству от отца к сыну или по решению самого помещика. Она не подлежала разделу между наследниками, что позволяло сохранять целостность владений. Помещики несли обязанности перед властью и взамен получали право управлять своей вотчиной.

Они взимали с населения налоги, устанавливали собственные законы и правила. Вотчина играла важную роль в системе феодальных отношений, представляя собой основу феодальной иерархии и сословного деления общества. У помещиков был высокий социальный статус и привилегии.

Однако с течением времени система вотчины стала устаревать и препятствовать развитию экономики и общества. Это привело к необходимости проведения социальных и экономических реформ, которые привели к отмене вотчины в России в 1861 году. Таким образом, вотчина была особой формой собственности и социальной структуры, характерной для феодальной России.

Вид феодальной земельной собственности в России; владелец вотчины мог передавать ее по наследству, продавать, закладывать и т. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т. Вотчина возникла в процессе формирования частной феодальной собственности и превращения родоплеменной знати в землевладельцев-феодалов. В 9-10 веках в Киевской Руси уже существовали феодальные вотчины князей и бояр.

В 11-15 века вотчина стала преобладающей формой феодального землевладения, а количество вотчин и их размеры значительно увеличились за счет захвата общинных земель, пожалований, заимки, купли, обмена и пр. Вотчина состояла часто из нескольких владений, разбросанных на большой территории и хозяйственно слабо связанных друг с другом. Вотчина владели главным образом бояре, «вольные слуги» и другие представители высшего слоя класса феодалов, а также монастыри, церкви, высшее духовенство. Вотчинники обладали рядом привилегий в отношении суда над населением вотчины, сбора государственных податей и т.

Характер и степень полноты иммунитетных прав зависели от положения вотчинника в системе феодальной иерархии. Крупные бояре имели своих мелких феодалов-слуг, обеспечивая их на условиях обязательной службы земельными участками и крестьянами.

Когда появилась вотчина?

В пределах вотчины её собственнику обладавшему правом иммунитета принадлежали административная и судебная власть, право взимания налогов. Синонимы вотчины — сеньория, манор, поместье. Синонимами вотчины являются сеньория, манор, грюндершафт Grundherrschaft , а также поместье см. Вотчина была основой господства феодалов в средневековом обществе. Как правило, она делилась на господское хозяйство домен см. ДОМЕН и крестьянские держания. В пределах вотчины ее собственнику обладавшему правом иммунитета принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов.

Для реализации своих прав владелец вотчины опирался на собственный аппарат принуждения и центральную власть. Вотчинное хозяйство характеризовалось тем или иным соотношением домена и держаний и различным сочетанием форм эксплуатации крестьян барщина, натуральный оброк, денежный оброк. В разные периоды в зависимости от общих социально-экономических условий преобладали вотчины с различными экономическими структурами. В Западной Европе 8—10 веков для значительной части вотчин, главным образом крупных, было типично широкое использование барщины для обработки домена при сохранении большей части земель не менее двух третей в руках зависимых крестьян-держателей, обязанных продуктовым отчасти денежным оброком. Начиная с 11—12 веков, по мере развития внутренней колонизации и роста городов и торговли, стала возрастать доля земельной площади, занятой крестьянскими держаниями, а размер домена и роль барщины сокращались. В результате в 14—15 веках в Западной Европе появились, а в 16—17 веках стали типичными вотчины без домена, в которых вотчинник сохранял лишь право на получение с крестьян фиксированных платежей в основном денежных.

Произошло это так: московским князьям нужно было вести войны, усмирять непокорные районы и охранять свои границы. Образовалась необходимость в большом количестве служилых людей. Чтобы обеспечить служилых и их семьи, им выделяли поместья — землю с крестьянами. Изначально дворянин владел поместьем только в период своей службы и не мог передавать его по наследству. Поместье оставалось государственной собственностью — оно давалось служилому в пользование и отчуждалось с окончанием службы. В дальнейшем происходило два параллельных процесса. Великие князья которые, начиная с Ивана Грозного, стали именоваться русскими царями все более активно сокращали права бояр. На владения вотчинами накладывали ограничения, а у некоторых неугодных боярских кланов вотчины просто отбирали.

Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране. Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом. Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе.

Вертикальные связи подчинения монарху служилых людей разных категорий трактовались ими не столько как корпоративные обязанности сословия, сколько осознавались в личностных патроно-клиентских рамках, где патроном выступал государь, а его личными клиентами — отдельные служилые люди. Элита была представлена многочисленными мелкими слоями с размытыми социальными границами и отсутствием четкого осознания связывающего их общественного интереса.

Зато все эти слои были намертво привязаны к центральной власти. Это и вело к всесилию монарха и отсутствию на Руси XV-XVII веков условий для возникновения сословий в западноевропейском понимании этого слова. Процесс «закрепощения» служилых людей не мог не отразиться на положении простолюдинов. По мере роста управленческого аппарата и военных сил государство испытывало нужду в земельных ресурсах для раздачи государевым людям, как плату за службу. С XVI века государи начали жаловать служилым людям черносошные государственные земли. Это означало, что монарх-вотчинник вправе распоряжаться не только землей, но и населением своей страны-вотчины.

В одночасье ранее свободные черносошные превращались в зависимых владельческих крестьян. Заповедные лета 1581 , урочные лета 1597 и Соборное Уложение 1649 года превратили их в крепостных, причем в дальнейшем в «европеизированной» России XVIII века крепостное право только усилилось. Анахронизмом прежних времен, выглядели самостоятельность церкви и ее огромные изначально аллодиальные земельные владения. Правда на практике эти правители сумели лишь существенно ограничить источники роста монастырских земельных имений, запретив заклад частных вотчин в монастыри и завещание им земельных владений на помин души. Однако само это действо ярко демонстрировало право государя ограничивать как распоряжение вотчинников своими владениями, так и возможность государственного вмешательства в землевладение церкви. Борис Годунов лишил церковные земли налоговых льгот, а Алексей Михайлович в XVII веке уже контролировал доходы от монастырских земель через Монастырский приказ, и использовал часть их на государственные нужды.

Русская церковь медленно, но верно превращалась из самостоятельного союзника власти в придаток вотчинного государства. Таким образом, система социальных отношений, построенная по принципу «государь — холопы», создала в Московской Руси менталитет, резко контрастирующий с менталитетом западноевропейцев XV-XVII веков. Его аксиомой было представление о России, как о личной вотчине ее монарха. Вплоть до Смуты начала XVII века в России не отделяли понятие «государства» от личности монарха, да и потом размежевание не отличалось четкостью. Именно поэтому, возникшие уже в XIX веке споры о том, принадлежит Россия Европе или нет, во многом были порождены безусловным различием русского средневекового вотчинного уклада и западного социокультурного устройства.

Возникла в 10-11 вв. В Московской Руси - родовое имение крупного землевладельца князя, боярина , переходившее от отца к сыну. Толковый словарь Ушакова. Территория, место, где кто-либо является полновластным хозяином. Толковый словарь Ефремовой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий