Новости менделеев и его вклад в науку

Вклад Дмитрия Ивановича Менделеева в развитие российской науки неоценим и подтверждением этого служит перечень наград, открытий, научных званий. В 1856 году Менделеев блестяще защитил диссертацию, с успехом прочел вступительную лекцию «Строение силикатных соединений». За большой научный вклад, плодотворную работу по развитию отечественной промышленности, экономики России Д. И. Менделеев неоднократно в разное время награждался.

Дмитрий Менделеев и его удивительное открытие

И наконец, фундаментальный вклад в развитие науки – создание периодической системы химических элементов и формулировка Периодического закона Менделеева. Гинак Е.Б. Метрологическая реформа еева и её вклад в становление и развитие Государственной системы обеспечения единства измерений в России. Основные открытия Дмитрия Менделеева. Создал управляемый аэростат, который стал неоценимым вкладом в воздухоплавание.

Менделеев, Дмитрий Иванович: биография, мифы и научный вклад

В это же время Менделеев активно готовился к экзамену для получения степени магистра: она давала право заниматься наукой. Менделеев сделал карточки для каждого известного науке элемента, написал на них основные свойства и атомные веса, а затем старательно выстраивал из них последовательности, пытаясь понять принцип, объединяющий вещества. Единственные критерии при выступлении: выдающийся вклад в науку и учёная степень доктора наук. 2. Вклад еева в области химии9. За большой научный вклад, плодотворную работу по развитию отечественной промышленности, экономики России Д. И. Менделеев неоднократно в разное время награждался.

110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева

Меншуткин читает доклад Д. Менделеева "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сродстве" 1869-1871 - Выход в свет классического труда Менделеева "Основы химии", построенного на основе Периодического закона 1872-1878 - Менделеев проводит систематические исследования растворов и законов сжимаемости газов. Проявляет интерес к проблемам воздухоплавания и изучению высших слоёв атмосферы. Выходят его труды "Об упругости газов" и "О барометрическом нивелировании и применении для него высотомера". Дмитрий Иванович включается в борьбу со спиритизмом. Создание труда "Исследование водных растворов по удельному весу" 1888 - Изучение каменноугольной промышленности Донбасса. Написание статьи "Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца", где Менделеев высказывает идею о подземной газификации каменного угля.

Благодаря изучению силикатов Менделеев впервые стал задумываться об особенностях разных химических соединений.

В 22 года молодой ученый уже защитил свою первую диссертацию «Удельные объемы», он также преподавал и активно занимался научной деятельностью. Путь в науке В 1895 году Менделеев отправился в Европу, чтобы совершенствовать свои знания в Гейдельбергском университете. Работать в местной лаборатории ему оказалось тяжело, он искал уединения и сосредоточения, кроме того, по воспоминаниям его современников, отличался тяжелым характером. Свои химико-физические опыты в итоге Менделеев проводил на арендованной квартире. В Европе он впервые стал отцом, у него родилась и, хотя он не был в браке с ее матерью актрисой Агнессой Фойгтман, о ребенке Менделеев никогда не забывал, высылая средства на ее содержание. Спустя несколько лет ученый вернулся в Россию, где как раз нагрянули большие перемены — отмена крепостного права. Поддавшись настроениям Менделеев даже думал переквалифицироваться в фотографа, так как для науки ситуация оказалась не самой благоприятной, но бросить химию он не смог.

Его слишком увлекали процессы, происходящие с химическими элементами. В 1861 году он издал знаменитый учебник «Органическая химия». В личной жизни Менделеева тоже произошли перемены, в 1862 году он женился на падчерице своего учителя Ершова Феозве Лещевой. У Дмитрия и Феозвы Менделеевых родилось трое детей. В то время Дмитрий Иванович развивался как химик-технолог, он написал значимые работы о технологиях производства сахара, муки, спирта и стекла. Существует миф о том, что Менделеев изобрел водку, и он действительно изучал производство спиртных напитков, но авторство водки ему все же не принадлежит. Он лишь изучал химические аспекты сочетания спирта и воды.

В 1807 году после окончания института в числе лучших студентов, Иван был определён «учителем философии , изящных искусств и политической экономии» в Тобольск, где в 1809 год у женился на Марии Корнильевой происходила из старинного рода сибирских купцов и промышленников , внучке Корнилина Якова Григорьевича. В декабре 1818 года Иван Менделеев был назначен директором училищ Тамбовской губернии [4]. С лета 1823 по ноябрь 1827 года семья Менделеевых жила в Саратове , а затем возвратилась в Тобольск , где Иван Менделеев получил место директора Тобольской классической гимназии. Его свойства ума, культура и творческое начало определяли педагогические принципы, которыми он руководствовался в преподавании своих предметов. В год рождения Дмитрия, Иван Менделеев ослеп, что вынудило его выйти на пенсию. Для удаления катаракты он в сопровождении дочери Екатерины отправился в Москву , где в результате удачной операции доктора Петра Броссе ему было возвращено зрение. Однако вернуться к прежней работе он уже не мог, и семья жила на его небольшую пенсию [4]. Мария Дмитриевна Менделеева урождённая Корнильева , мать.

Мария Дмитриевна, мать Дмитрия Менделеева, сыграла особую роль в жизни семьи. Не имея никакого образования , она прошла самостоятельно курс гимназии со своими братьями. Вследствие стеснённого материального положения, сложившегося из-за болезни главы семьи, Менделеевы переехали в село Аремзянское. Здесь находилась небольшая стекольная фабрика брата Марии — Василия Корнильева, жившего в Москве. Мать Дмитрия Менделеева получила право на управление фабрикой, и после кончины Ивана Менделеева в 1847 году большая семья жила на средства, получаемые от неё. Дмитрий вспоминал: «Там, на стекольном заводе, управляемом моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел». Заметив особые способности младшего сына, мать сумела найти в себе силы навсегда покинуть родную Сибирь , уехав из Тобольска , чтобы дать Дмитрию возможность получить высшее образование. В год окончания сыном гимназии Мария Менделеева закончила и решила все дела в Сибири и вместе с Дмитрием и младшей дочерью Елизаветой выехала в Москву , чтобы определить сына в Московский университет.

Но из-за бюрократических формальностей Дмитрия не приняли на учёбу. Спустя два года, через несколько недель после зачисления сына Дмитрия студентом Главного педагогического института в Санкт-Петербурге , Мария Менделеева скончалась [5]. Основные даты и события жизни 1834 год — родился в Тобольске в семье учителя. У них родилось трое детей. У пары родилось четверо детей. Дочь Любовь вышла замуж за поэта Александра Блока. Похоронен на Волковском кладбище [6]. Периодическая таблица химических элементов Д.

Значимость этих проблем настолько очевидна, что постоянное информационно-пропагандистское обеспечение нашей деятельности представляет собой интересный эксперимент проверки существенных финансовых и административных условий. Равным образом консультация с широким активом требуют от нас анализа новых предложений. Не следует, однако забывать, что сложившаяся структура организации представляет собой интересный эксперимент проверки форм развития. Подробнее Метролог Можно быть талантливым ученым, но негодным педагогом, можно быть отличным педагогом и никудышным лектором. Дмитрий Иванович Менделеев удивительным образом совмещал в себе эти три великих дара. К концу 90-х годов 19 века Главная палата мер и весов представляла собой один из крупнейших метрологических центров Европы с прекрасно оснащенными лабораториями, одна из них, лаборатория по определению массы тел, считалась лучшей в мире.

Менделеев Дмитрий

Периодическая система явилась своего рода путеводной картой при изучении неорганической химии и в исследовательской работе в этой области. В 1868 г. Менделеев стал одним из организаторов Русского химического общества. В конце 1870-х гг. Во втором браке у Д. Менделеева родилось четверо детей. Менделеев был тестем русского поэта Александра Блока, женатого на его дочери Любови.

С 1876 г. Дмитрий Менделеев - член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 г. В 1890 г. Менделеев будучи профессором Петербургского университета, ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. Почти насильно оторванный от науки, Дмитрий Менделеев посвящает все свои силы практическим задачам. При его участии, в 1890 г.

В 1891 году Морское и военное министерство поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и он после заграничной командировки в 1892 г.

Широко известен как химик, физик, экономист, метролог, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель [1-6]. В 1850 г. Менделеев стал студентом Главного педагогического института в Петербурге. Для него уже не было нелюбимых предметов, но больше всего он, по-прежнему, увлекался чистой математикой, химией и физикой, интересовался предметами историко-философского факультета, занимался в лаборатории гальванопластики, а на старших курсах уделял большое внимание химии и минералогии. В Главном педагогическом институте преподавали многие профессора университета. Здесь читали лекции такие выдающиеся ученые, как физик Э.

Ленц, математик М. Остроградский, химик А. Воскресенский, биолог Ф. Брандт и др. Большое влияние на выбор дальнейшего научного пути Д. Менделеева оказали лекции А. В лекциях рассматривались многие вопросы химической технологии.

Говоря впоследствии о заслугах А. Воскресенского, Д. Менделеев отмечал: «Плодом такой усиленной педагогической деятельности и является то множество русских химиков, которое и дало Воскресенскому прозвище "дедушкарусских химиков",... Бекетов, Н. Соколов, Н. Меншуткин, А. Шу-ляченко, П.

Алекеев и множество других лиц, укрепивших как в ученом мире всего света, так и во всех концах России и на многих практических поприщах значение русских химиков». Кандидатская диссертация «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу» стала первой крупной научной работой Д. Прекрасное владение методами математики и физики, применение их к разрешению химических проблем существенно отличает Менделеева от большинства химиков его времени. Уже на первых порах научной работы его главное внимание привлекают соотношения между составом, физическими свойствами и формами химических соединений. В 1865 г. Менделеев успешно защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой» и вскоре был утвержден в должности профессора Петербургского университета. В 1867 г.

Дмитрий Иванович Менделеев возглавил в университете кафедру общей химии. Готовясь к изложению своего предмета, ему было нужно создать не курс химии, а настоящую, цельную науку химию с общей теорией и согласованностью всех частей этой науки. Эту задачу он с блеском выполнил в своем капитальном труде - учебнике «Основы химии». Обдумывая структуру последующих разделов книги, Менделеев вплотную подошел к проблеме создания рациональной системы химических элементов. Этот труд при сохранении общего стиля и духа предыдущих содержал новую, более совершенную форму изложения периодического закона. Периодический закон и «Основы химии» открыли новую эпоху не только в химии, но и во всем естествознании. Сегодня этот закон имеет значение глубочайшего закона природы.

Заведуя кафедрой общей химии физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, Дмитрий Иванович Менделеев активно занимался проблемами совершенствования естественнонаучного образования в России. По его инициативе к чтению лекций по органической химии из Казани был приглашен А. Бутлеров, который возглавил кафедру органической химии. Менделеев добился выделения аналитической химии в самостоятельный предмет и создания кафедры аналитической и технической химии, которой стал заведовать Н. Важное место в учебном процессе Д. Менделеев отводил химическому эксперименту. В 1871 г.

Бутлеровым и Н. Меншуткиным он подает в Совет университета докладную записку о необходимости увеличения средств на оснащение химической лаборатории. В этой записке указывалось: «пока для изучения практики дела у нас будут отпускаться недостаточные средства на лаборатории,... Главным делом жизни Д. Менделеева, навеки обессмертившим его имя, было создание периодической системы химических элементов. Открытие периодического закона было величайшим обобщением всего эмпирического материала в химии. Периодический закон показал, что все химические элементы закономерно связаны между собой.

Если элементы расположить в последовательности возрастания их атомных весов, как это сделал Д. Менделеев, то оказывается, что они периодически, через правильные промежутки, проявляют сходные свойства. Этим было впервые показано, что все многообразие химических элементов и их соединений в природе образует стройную систему, причем свойства элементов закономерно зависят от их атомного веса или же, как было установлено позднее, от их атомного номера. Известные во время работ Д. Менделеева 64 химических элемента он расположил в виде таблицы, которая была названа таблицей Менделеева. Сегодня таблица включает вдвое больше - 118 элементов. Развивая в 1869-1871 г.

Менделеев ввел понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе Менделеев сделал предсказания, подтвердившие правильность его выводов. В частности, исправил значения атомных масс 9 элементов бериллия, индия, урана и др. В статье от 29 ноября 1870 г. Затем предсказал существование еще восьми элементов, в том числе «двителлура» - полония открыт в 1898 г. В 1900 г. Дмитрий Иванович Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов.

Таблица Менделеева после публикации в 1869 г.

Так что водка не представляла для Менделеева научного интереса. На воздушном шаре. Менделеев — семнадцатый ребенок в своей семье Менделеев Дмитрий Иванович родился 8 февраля 1834 года в многодетной семье. Правда, восемь детей умерли еще во младенчестве. В 13 лет у сына скончался отец, и потому его мать взялась кормить всю семью. Дмитрий пошел по стопам отца тот работал директором в тобольской гимназии и поступил в столичный педагогический институт.

Вместе с коллегами. Менделеев был промышленным шпионом Один раз в 1890 году некий вице-адмирал из морского министерства Николай Чихачёв попросил Менделеева «послужить научной постановке русского порохового дела».

О существовании изобретения аль-Бируни в XIX веке никто даже не догадывался, так как оно к тому моменту было уже давно и прочно забыто. Сейчас он, кстати, очень высоко почитается, особенно на территории современного Узбекистана, где он некогда родился. Его имя носят улицы во множестве городов этой страны. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 г.

Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком. В 1841-1849 гг. В 1868 г. Менделеев стал одним из организаторов Русского химического общества. В конце 1870-х гг. Во втором браке у Д.

Менделеева родилось четверо детей. Менделеев был тестем русского поэта Александра Блока, женатого на его дочери Любови. С 1876 г. Дмитрий Менделеев - член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 г. В 1890 г. Менделеев будучи профессором Петербургского университета, ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества.

Почти насильно оторванный от науки, Дмитрий Менделеев посвящает все свои силы практическим задачам. Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 г. Его похороны, принятые на счет государства, были настоящим национальным трауром. Отделение химии Русского Физико-Химического Общества учредило в честь Менделеева две премии за лучшие работы по химии. Библиотека Менделеева, вместе с обстановкой его кабинета, приобретена Петроградским университетом и хранится в особом помещении, когда-то составлявшем часть его квартиры. Дмитрий Менделеев был фантастически эрудированным человеком и учёным, исследователем во многих науках.

За свою жизнь Менделеев сделал немало великих открытий.

110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева

Вклад Д.И. Менделеева в российскую науку Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907), российский химик, разносторонний ученый, педагог. Данная презентация поможет наглядно рассказать о жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева,его вкладе в отечественную и мировую науки. Ньютон и Коперник, Эйнштейн и Менделеев не старались изменить мир — они старались получше понять его устройство. Узнайте больше о работе и жизни Дмитрия Менделеева через его 10 основных вкладов в мир науки! Дмитрий Иванович Менделеев известен всему миру, его вклад в отечественную и мировую науку огромен. Дмитрий Иванович Менделеев — чем известен, биография, открытия, работы и цитаты — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.

Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки

Пороходелием Дмитрий Менделеев был изобретён на протяжении нескольких лет, и посвятил этой теме 68 научных работ. Метеорологические исследования Воздушный шар, на котором совершил свой исторический полёт Дмитрий Менделеев Дмитрий Иванович всегда говорил, что учёный-естествоиспытатель должен не только заниматься сухой теорией, но и самолично подавать пример, иначе грош ему цена. Подтверждая собственные слова, он поднялся в небо на воздушном шаре экспериментальной конструкции, который тогда ещё был диковинкой, и в ходе этого полёта провёл множество замеров температуры воздуха на различной высоте, придя к выводам о зависимости температуры от высоты над уровнем моря. Это открытие Менделеева в дальнейшем легко в основу множества трудов по метеорологии, а сам отважный учёный преодолел на наполненном водородом воздушном шаре несколько сотен километров, прямо в воздухе устранив неисправность выпускного клапана, и совершил благополучную посадку в Московской области. Критическая температура Универсальная газовая постоянная Уравнение Менделеева — Клапейрона, или уравнение идеального газа Изучению газов и их свойств Дмитрий Иванович посвятил много лет и немало научных работ. Основным и важнейшим их итогом стало открытие Менделеевым универсальной газовой постоянной, которая является неотъемлемой частью уравнения идеального газа, известного каждому физику и химику. Это уравнение состояние ныне известно, как уравнение Менделеева — Клапейрона, так как оба этих учёных открыли его одновременно. В научном мире это довольно распространённая практика, когда одно открытие называют именами сразу нескольких человек. Что интересно, Бенуа Клапейрон, второй учёный, также являлся членом Петербургской Академии наук, хотя жил и работал он в Париже.

Пикнометр Научный прибор пикнометр, одно из изобретений Менделеева Это прибор, который применяется для измерения плотности газообразных, жидких и твёрдых веществ, а заодно и одно из незаслуженно забытых, но важных изобретений Менделеева. Современные пикнометры основаны именно на изобретённом им приборе, просто благодаря новым технологиям они стали надёжнее и точнее, при этом принцип их работы не изменился. Историки утверждают также, что прототип пикнометра был изобретён ещё в XI веке арабским учёным Абу аль-Бируни, но об этом стало известно только в наше время. О существовании изобретения аль-Бируни в XIX веке никто даже не догадывался, так как оно к тому моменту было уже давно и прочно забыто. Сейчас он, кстати, очень высоко почитается, особенно на территории современного Узбекистана, где он некогда родился. Его имя носят улицы во множестве городов этой страны. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 г. Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком.

В 1841-1849 гг. В 1868 г. Менделеев стал одним из организаторов Русского химического общества. В конце 1870-х гг. Во втором браке у Д. Менделеева родилось четверо детей.

Менделеев успешно защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой» и вскоре был утвержден в должности профессора Петербургского университета. В 1867 г. Дмитрий Иванович Менделеев возглавил в университете кафедру общей химии. Готовясь к изложению своего предмета, ему было нужно создать не курс химии, а настоящую, цельную науку химию с общей теорией и согласованностью всех частей этой науки. Эту задачу он с блеском выполнил в своем капитальном труде - учебнике «Основы химии». Обдумывая структуру последующих разделов книги, Менделеев вплотную подошел к проблеме создания рациональной системы химических элементов. Этот труд при сохранении общего стиля и духа предыдущих содержал новую, более совершенную форму изложения периодического закона. Периодический закон и «Основы химии» открыли новую эпоху не только в химии, но и во всем естествознании. Сегодня этот закон имеет значение глубочайшего закона природы. Заведуя кафедрой общей химии физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, Дмитрий Иванович Менделеев активно занимался проблемами совершенствования естественнонаучного образования в России. По его инициативе к чтению лекций по органической химии из Казани был приглашен А. Бутлеров, который возглавил кафедру органической химии. Менделеев добился выделения аналитической химии в самостоятельный предмет и создания кафедры аналитической и технической химии, которой стал заведовать Н. Важное место в учебном процессе Д. Менделеев отводил химическому эксперименту. В 1871 г. Бутлеровым и Н. Меншуткиным он подает в Совет университета докладную записку о необходимости увеличения средств на оснащение химической лаборатории. В этой записке указывалось: «пока для изучения практики дела у нас будут отпускаться недостаточные средства на лаборатории,... Главным делом жизни Д. Менделеева, навеки обессмертившим его имя, было создание периодической системы химических элементов. Открытие периодического закона было величайшим обобщением всего эмпирического материала в химии. Периодический закон показал, что все химические элементы закономерно связаны между собой. Если элементы расположить в последовательности возрастания их атомных весов, как это сделал Д. Менделеев, то оказывается, что они периодически, через правильные промежутки, проявляют сходные свойства. Этим было впервые показано, что все многообразие химических элементов и их соединений в природе образует стройную систему, причем свойства элементов закономерно зависят от их атомного веса или же, как было установлено позднее, от их атомного номера. Известные во время работ Д. Менделеева 64 химических элемента он расположил в виде таблицы, которая была названа таблицей Менделеева. Сегодня таблица включает вдвое больше - 118 элементов. Развивая в 1869-1871 г. Менделеев ввел понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе Менделеев сделал предсказания, подтвердившие правильность его выводов. В частности, исправил значения атомных масс 9 элементов бериллия, индия, урана и др. В статье от 29 ноября 1870 г. Затем предсказал существование еще восьми элементов, в том числе «двителлура» - полония открыт в 1898 г. В 1900 г. Дмитрий Иванович Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов. Таблица Менделеева после публикации в 1869 г. Советский академик Б. Кедров характеризовал периодический закон как один из краеугольных камней всего современного естествознания, как стержень современного учения о веществе - от элементарных частиц до космических тел. Ученый трудился над таблицей более 20 лет. Она отнюдь не приснилась ему во сне, как говорили слухи, зародившиеся в то время. Менделеев сам однажды сказал: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг... В своем труде «Основы химии» он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки. Периодический закон был и продолжает оставаться исходной точкой для тысяч и тысяч новых химических и физических исследований во всей современной химии. Периодическая система явилась своего рода путеводной картой при изучении неорганической химии и в исследовательской работе в этой области. Главным научным достижением Менделеева 1880-х гг. В марте 1890 г. Менделеев ушел из Петербургского университета, оборвав тем самым свою более чем 30-летнюю педагогическую деятельность. До конца дней Менделеев продолжал работать в самых разных областях науки. Он был удивительно разносторонним человеком. Его пытливый ум охватывал самые разные области науки, стараясь постичь тонкости многих отраслей производства. В 1870-90-х гг. Менделеев изучал нефтяные, каменноугольные и железные месторождения России и Пенсильванские нефтяные залежи в Америке. На основании своих поездок и детального изучения сырьевой и топливной базы России он опубликовал ряд технико-экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной, нефтяной и металлургической промышленности, намечая многочисленные и смелые мероприятия скорейшей реализации своих проектов. В тот же период он проводил исследования и по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы. Менделеев внес крупнейший вклад в исследования сопротивления воды движению тел, изучил первые фундаментальные работы по этому вопросу и пришел к убеждению, что знания в этой области должны быть основаны на опытных данных. В начале 1880-х гг. Нельзя не отметить вклад Д. Менделеева в освоение Арктики. Менделееву была поручена экспертиза проекта адмирала Макарова о строительстве ледокола для изучения высоких широт и достижения Северного полюса. Первый в мире линейный ледокол мощностью 10 тыс. Горячую поддержку у Д.

В 1891 году морское и военное министерства поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и в 1892 году он блестящим образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, универсальным и легко приспособляемым к любому огнестрельному оружию. В 1893 году Менделеев был назначен управляющим только что преобразованной Главной палаты мер и весов, и на этом посту оставался до конца своей жизни. Там Менделеев организовал ряд работ по метрологии. В 1899 году ученый совершил поездку на уральские заводы, в результате появилась содержательная монография о состоянии уральской промышленности. Сотни печатных листов составляют общий объем работ Менделеева на экономические темы, а сам ученый считал свой труд одним из трех главных направлений служения Родине, наряду с работами в области естествознания и преподавательской деятельностью. Менделеев выступал за промышленный путь развития России: «Я не был и не буду ни фабрикантом, ни заводчиком, ни торговцем, но я знаю, что без них, без придания им важного и существенного значения нельзя думать о прочном развитии благосостояния России». Менделеев многие годы боролся за экономическое развитие страны. Ему приходилось опровергать обвинения в том, что его деятельность по пропаганде идей индустриализации была обусловлена личной заинтересованностью. Заботясь о развитии отечественной промышленности, Менделеев не мог обойти проблемы охраны природы. В 1859 году 25-летний ученый опубликовал в первом номере московского журнала «Вестник промышленности» статью «О происхождении и уничтожении дыма», где указывает на большой вред, который наносят неочищенные отработанные газы. В 1888 году Менделеев разработал проект по расчистке Дона и Северского Донца, обсуждавшийся с представителями городских властей. В 1890-е он принял участие в издании энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, где публикует ряд статей на темы сохранения природы и ресурсов. Широту работ Менделеева, посвященных сохранению природных ресурсов, характеризуют его исследования в области лесного хозяйства при поездке на Урал в 1899 году. Менделеев тщательно изучил прирост различных видов деревьев на громадной площади Уральского края и Тобольской губернии. Ученый настаивал на том, «чтобы годовое потребление было равно годовому приросту, ибо тогда потомкам останется столько же, сколько получено нами». В 1906 году Д. Менделеев, будучи свидетелем первой русской революции, и видя приближение больших перемен, пишет свой последний большой труд «К познанию России».

Он говорил: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, — не только бесполезен, но прямо вреден. Он вселит в начинающих мертвящий дух классицизма, схоластики, убьет их живое стремление». Ретроградный лагнеша и хозяин 8-го дома Солнце в лагне наделили Дмитрия Ивановича независимым и неординарным характером. Марс, хозяин 4-го, дома родины, и 11-го дома, дома признания, вступает в паривартхана-йогу с Юпитером, хозяином 12-го дома, и поражен Раху и Кету. Возможно поэтому Дмитрию Менделееву два раза отказывали при избрании в члены Российской академии наук. На это Менделеев отшучивался и повторял: «Нет пророка в своем отечестве». Однако при этом он был членом десятков престижнейших научных обществ всего мира. Менделееву были вручены медали Коплея эта награда сравнима с Нобелевской премией, введенной позже , медали Деви и Фарадея. Иностранные учёные выдвигали Дмитрия Ивановича Менделеева на Нобелевскую премию в 1905, 1906 и 1907 годах, а соотечественники — никогда. Серьезная научная деятельность началась с дашей Юпитера 1860-1876 , потом была успешная даша лагнеши Сатурна, который расположен в 9-м доме 1876-1895 и даша Меркурия, хозяина 9-го дома с 1895 года до смерти от воспаления легких в 1907 в дашу Меркурий-Раху. Гениальное открытие Есть легенда, что Менделеев увидел свою Периодическую таблицу во сне. Он рассказывал, как однажды застал Менделеева в крайне уставшем и изможденном состоянии. Дмитрий Иванович прилег отдохнуть днем и заснул, а когда проснулся, тут же на клочке бумаги записал итоговый вариант таблицы. Иностранцев говорил, что Менделеев во сне отчетливо увидел свою таблицу, где элементы оказались расставлены, как нужно. Известно так же, что 1 марта Менделеев должен был по делам службы уехать из Петербурга, однако он отложил поездку, так как работал над оформлением своего открытия и в тот же день сдал его в печать. Сам же Менделеев к этой легенде относился скептически и говорил: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово». В научной среде к этому факту относятся с недоверием, полагая, что это как-то умаляет величие открытия. Однако с точки зрения ведической философии, у Знания, которое так любил гениальный ученый и служению которому посвятил всю свою жизнь, есть источник — Господь; знание нисходит и проявляется в нашем сердце по Его воле. История великих открытий, которые во многом опередили свое время, знает подобные случаи мистических озарений, например, история открытий великого индийского математика Рамануджана. До открытия Менделеева науке было известно 63 химических элемента, и ученые всего мира не раз предпринимали попытки объединить все существовавшие элементы в единую концепцию. Элементы предлагали разместить в порядке возрастания атомной массы и разбить на группы по сходству химических свойств. В 1863 году свою теорию — «Закон октав» — изложил перед научным сообществом химик и музыкант Джон Александр Ньюленд.

Презентация "Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки"

Дмитрий Иванович Менделеев — чем известен, биография, открытия, работы и цитаты — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Гинак Е.Б. Метрологическая реформа еева и её вклад в становление и развитие Государственной системы обеспечения единства измерений в России. Менделеева называют русским Леонардо да Винчи, ведь он внёс вклад в различные области науки: разработал теорию весов, спроектировал управляемый аэростат, а также изобрёл эффективный метод получения спирта.

Новости по теме: Дмитрий Менделеев

За вклад в науку Дмитрия Ивановича наградили полной Демидовской премией. Менделеев оставил большой вклад в науке, написал 1500 трудов. Дмитрий Иванович Менделеев — чем известен, биография, открытия, работы и цитаты — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Неожиданные сбои в этом периодическом ряду Менделеев совершенно правильно объяснил тем, что науке известны еще не все химические элементы. Среди выдающихся россиян, оставивших заметный вклад в мировой науке, безусловно, одно из первых, если на первое, место занимает имя Дмитрия Ивановича Менделеева.

Все открытия Менделеева

Дмитрий Менделеев был 17-м ребёнком в их большой семье. К сожалению, из 17-ти детей до 18-летия дожили только восемь. В год, когда родился Менделеев, его отец ослеп и все хлопоты о многодетной семье легли на плечи необразованной матери. Мария Дмитриевна Менделеева 3. Во время учёбы в педагогическом институте будущий химик был оставлен на второй год из-за плохой успеваемости.

Его открытие способствовало развитию всех естественных наук, формировании научного мировоззрения будущих исследователей [7]. Признание и память Именем учёного названы химический элемент менделевий [9] , кратер на Луне , астероид и большое количество географических объектов в России и мире. Прошедший в Москве в 2007 году последний XVIII съезд, посвящённый 100-летию самого этого мероприятия, был «рекордным» — 3850 участников из России, семи стран СНГ и семнадцати государств дальнего зарубежья. Наибольшим за всю историю мероприятия было число докладов — 2173. На заседаниях выступило 440 человек. Авторов, с учётом соавторов-докладчиков, было более 13 500 человек. Менделеевские чтения Диплом чтеца Менделеева, 1977 В 1940 году менделеевские чтения были учреждены правлением Всесоюзного химического общества ВХО им. Менделеева и стали проводиться ежегодные доклады ведущих отечественных химиков и представителей смежных наук: физиков, биологов и биохимиков. Менделеевские чтения проходят с 1941 года в Ленинградском, ныне — Санкт-Петербургском государственном университете, в Большой химической аудитории химического факультета Санкт-Петербургского государственного университета в дни близкие ко дню рождения Д. Менделеева и к дате рассылки им сообщения об открытии периодического закона. Не проводились в годы Великой Отечественной войны. Возобновлены в 1947 году Ленинградским отделением Всесоюзного химического общества и Ленинградским университетом к годовщине 40-летия со дня смерти Д. В 1953 году — отменены. В 1968 году в связи со столетием открытия Д. Менделеевым периодического закона прошло три чтения: одно — в марте и два — в октябре. Единственные критерии при выступлении: выдающийся вклад в науку и учёная степень доктора наук. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии. Нобелевская эпопея Иностранные учёные выдвигали Дмитрия Ивановича Менделеева на Нобелевскую премию в 1905 , 1906 и 1907 годах. Статус премии подразумевал ценз: давность открытия — не более 30 лет. Но фундаментальное значение периодического закона получило подтверждение именно в начале XX века, с открытием инертных газов. В 1905 году кандидатура Д. Менделеева оказалась в «малом списке» с немецким химиком-органиком Адольфом Байером, который и стал лауреатом. В 1906 году его выдвинуло ещё большее число иностранных учёных. Нобелевский комитет присудил Д.

Открыл в 1860 году «температуру абсолютного кипения жидкостей» , или критическую температуру. Делянову: «... Менделеев является автором первого русского учебника «Органическая химия» 1861 год. Работая над трудом «Основы химии» , открыл в феврале 1869 года один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов на Западе, особенно в Германии, соавтором открытия считают Лотара Мейера. Развил в 1869—1871 годах идеи периодичности, ввёл понятие о месте элемента в Периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе исправил значения атомных масс 9 элементов бериллия, индия, урана и др. Предсказал в 1870 году существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» открыт в 1875 году и назван галлием , «экабора» открыт в 1879 году и назван скандием и «экасилиция» открыт в 1885 году и назван германием. Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония открыт в 1898 году , «экаиода» — астата открыт в 1942—1943 годах , «двимарганца» — технеция открыт в 1937 году , «экацезия» — франция открыт в 1939 году. Портрет Д.

В России он женился. Сначала на падчерице писателя Ершова автора «Конька-Горбунка». Женщина с необычным именем Феозва Феосевия была старше супруга на 8 лет, однако обладала приятной внешностью. Она родила Менделееву троих детей, но привыкнуть к вспыльчивому характеру ученого так и не смогла. О мире и согласии в этой семье речь не шла. Менделеев сбежал от жены в квартиру при университете. Пылкое сердце не смогло долго жить без любви, и когда Дмитрий Иванович повстречал 16-летнюю художницу Анну из Урюпинска, не смог остаться равнодушным к ее красоте, молодости и прочим талантам. Менделееву к тому времени исполнилось 42 года. Несмотря на то что формально ученый был женат, отношения с художницей развивались страстно. Она забеременела, и только тогда Феозва дала разрешение на развод. По церковному закону венчаться можно было лишь через семь лет, но для напористого Менделеева это не было помехой. Он подкупил священника и таки женился на юной возлюбленной. В новом браке родилось четверо детей. Одной из дочерей, Любови, суждено было стать супругой поэта Александра Блока. Мастер чемоданных дел Энергии Дмитрия Ивановича хватало на все. Он успевал не только влюбляться и жениться, но и заниматься химией. А также солнечными затмениями, исследованиями на воздушном шаре, рамками для фотографий, чемоданами… Д. Менделеев около 1880 года. Спустя десятилетия его обедневшая внучка Екатерина продаст один из них на аукционе, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Судьба ее сына Александра, последнего потомка Менделеева, сложится еще печальнее: тюрьма, алкоголь и забвение. К счастью, об этом Дмитрию Ивановичу ничего не было известно, когда он увлеченно переплетал книги, делал рамки для фотографий и чемоданы. Материалы он закупал в Гостином дворе. Ходят слухи, что во время очередного похода за покупками ученый услышал разговор двух людей: «— Кто этот господин? Создатель Периодической системы элементов Но вернемся к науке. Химик не один год размышлял над природой элементов. Он понимал, что существует некоторая закономерность, в соответствии с которой свойства простых веществ повторяются. Все встало на свои места, когда он расположил элементы по мере увеличения их атомного веса. В 1869 году был создан первый вариант Периодической системы. В международной печати таблица Менделеева появилась в том же году. Ученый даже предсказал открытие неизвестных в то время элементов. Он исходил лишь из того факта, что в его таблице обнаружились пустые места, где, по логике, должны были быть элементы с определенной массой. Спустя десятилетия ученые опишут строение атомов, и тогда скрытый смысл Периодической системы предстанет во всей красе. Окажется, что свойства элементов определяются строением крошечных структур, которые в результате отражаются и на их массе. Периодическая система химических элементов Д.

Биография Менделеева

Ученый продолжает плодотворно работать над проблематикой экономического развития страны. Он утверждает, что степень экономического прогресса государства напрямую связана с состоянием его тяжелой промышленности. Менделеев увязывает решение данной задачи не только с появлением новых фабрик и заводов, но в первую очередь, с коренной перестройкой системы народного образования — стране необходимы компетентные исследователи, конструкторы, преподаватели, агрономы, доктора. Финальными работами Менделеева стали «Заветные мысли» 1905 г. Менделеев скончался 20 января 1907 г. На похоронах 23 января в столице гроб с его телом всю дорогу от Технологического института до кладбища несли на руках студенты, а число присутствовавших на пути похоронной процессии и на кладбище оценивается в 10 тыс. Мифы о Менделееве Разумеется, жизненный путь столь большого ученого не мог обойтись без разного рода сплетен, мистификаций и мифов. Будучи исследователем первой мировой величины, Дмитрий Иванович не мог не оказаться героям басен, слухов и фантазий. Явление таблицы во сне Говорят, ученый открыл свою периодическую систему элементов во сне. Данную байку многие из нас слышали еще в школьные годы.

Удивительный сюжет о том, как гениальный химик в сновидении наблюдал прославившую его впоследствии систему и записал ее, проснувшись, многими принимается за истину. В то время его друг — геолог и профессор Петербургского университета Александр Иностранцев — обнародовал собственные мемуары о большом ученом. На их страницах Иностранцев извещает, что как-то раз он заглянул к Менделееву, и за чашкой чая тот упомянул, что якобы увидел таблицу во сне. И все. Иных сведений о видении с периодической системой элементов нигде больше нет. К тому же записки Иностранцева были обнародованы через 40 лет после открытия системы элементов, но до тех пор никто подобного о снах не говорил. Торговля чемоданами Другой примечательный миф — якобы ученый был мастером по чемоданному делу и даже будто бы приторговывал этим полезным товаром в питерском Гостином дворе. Данный фейк распространила светская леди Ольга Эрастовна Озаровская, также оставившая мемуары об ученом. Как известно, последние полтора десятка лет Менделеев трудился в Главной плате мер и весов, там же значилась Озаровская.

Но она была юна, работала в палате недолго и толком запомнить ученого не смогла. Трудно поверить в утверждение Озаровской, кроме того, она оказалась единственным источником подобных сведений о странном поведении маститого и немолодого ученого. Вообразите только: на закате лет Менделеев был мировым светилом науки, его осаждали репортеры и фотографы, просто любопытствующие разной степени вменяемости. Но он все же героически открывает лавку в Гостином дворе, чтобы подзаработать на чемоданах. От нечего делать, не иначе. Да и газеты той поры ничем не подтверждают это странное утверждение светской дамы.

Характерный факт: в 1900 году министр народного просвещения П. Ванновский предлагал Менделееву быть его заместителем, но ученый отказался. Педагогика «жизненного реализма» Начало ХХ века — время, связанное с выработкой Менделеевым собственной целостной и самобытной философии образования «жизненного реализма». Ключом к пониманию сущности, напряженно разрабатываемой тогда Д.

Менделеевым системы педагогических идей и взглядов, может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным». Наполняя понятие педагогики «жизненного реализма» конкретным смыслом он писал в «Учении о промышленности»: «Для меня же лично, для светлого будущего России кажется важным препятствием только один недостаток — широкого современно-реального образования, развивающего понимание и обладание природой, разумность, умение и настойчивость в личной предприимчивости вместе с должным уважением как к трудолюбию и бережливости, так и к пытливости, к истории и силе науки». Непрерывное образование как социальный лифт Дмитрий Иванович указывал, что образование не заканчивается в средней или высшей школе, оно продолжается «в процессе жизнедеятельности каждого человека». В «Заметке по вопросу о преобразовании гимназий» Менделеев отмечал: «Учебные заведения для первоначального, среднего и высшего образования могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности», то есть талантливые учащиеся низших училищ могут переходить со ступени на ступень вплоть до высших учебных заведений. Под непрерывностью образования Менделеев понимал возможность для талантливых выпускников низших училищ беспрепятственно переходить в высшие заведения. В данной связи он предлагал развивать сеть учебных заведений таким образом, чтобы начальная школа была в каждой деревне, младшие классы средней школы — в каждом селе, старшие — в каждом городе, а высшие учебные заведения — в каждом губернском центре. В последние годы научно-педагогического творчества Дмитрий Менделеев существенно обогатил свою трактовку понятия «непрерывность образования». Теперь эта категория включала в себя следующие принципы: соподчинение этапов образования, решение самостоятельных задач на каждом этапе, его самодостаточность, взаимосвязь всех типов образования — общего и университетского, профессионального и технического. Ключом к пониманию сущности напряженно разрабатываемой тогда Д. Менделеевым системы идей и взглядов может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть доступным для всех сословий».

Сегодня мы бы сказали, что образование, по его мысли, могло и должно было играть роль социального лифта, поднимая на поверхность наиболее талантливых детей. Развитие всех способностей учащихся Дмитрий Иванович Менделеев определил значение каждой ступени образования, и эта трактовка отличалась от принятой в современной ему системе образования. Роль начального образования, по его мнению, состояла в том, чтобы «дать грамотность и основы нравственности», то есть то, что необходимо для освоения культуры и жизни в обществе. Содержание начального обучения должно было носить общеобразовательный характер, необходима связь школы с жизнью, с ее потребностями; не только обучение грамоте, счету, но и «приучение к труду, к умению жить в обществе». Развитие индивидуальности предполагало и иное содержание образования в средней школе, отличное от того, которое давало в то время классическая гимназия. Главная задача среднего образования — это развитие индивидуальных особенностей личности учеников, сознательного отношения к окружающему миру, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов. Здоровой педагогикой Менделеев называл ту, которая стремится развить в ученике все стороны и качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые. В данной связи ученым был высказан ряд новых положений об организации образовательного процесса в средней школе. В частности, он предлагал сократить срок обучения, уменьшить учебную нагрузку и оптимально распределять учебное время между дисциплинами. Обучение не должно создавать препятствий для развития ребенка, а к таким препятствиям Менделеев относил мертвые языки и экзамены, отнимающие время, которое можно было бы потратить на учебную деятельность.

Это отразилось в перечне предметов, которые надлежало изучать в гимназиях. Менделеев даже подготовил свой вариант учебного плана. Он считал необходимым сокращение курса среднего образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. По его убеждению, «весь строй учебных предметов в отечественных гимназиях должен соответствовать не чужой религии и языку латинскому , а своим». И речь шла не только о том, что необходимо отказаться от мертвых языков, наполнить образование знаниями, необходимыми для жизни и индивидуального развития, а о том, чтобы сделать образование практико-ориентированным. По его убеждению, экзамены оправданны только там, где необходимо установить соотношение между спросом желающими поступить и предложением количеством мест в высшем учебном заведении. В средней школе важнее общее развитие, движение ученика, его желание и способности учиться, которые и должны оцениваться учителями, хорошо знающими каждого ученика. Служить общественному прогрессу Особое внимание Д. Менделеев уделял проблемам высшего образования. Им было четко обозначено его предназначение — «служить общественному прогрессу, общему народному благу, осуществить связь между индивидуальными возможностями молодых людей и общественными нуждами».

Мыслитель полагал, что в высшей школе, которая призвана воспитывать элиту общества, конкретные специальные знания в профессиональной подготовке должны опираться на глубокие общенаучные знания. Высшую школу должен был отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению ее связи с промышленностью. Ученый видел в высших учебных заведениях источник создания в России национальной интеллигенции, способной самостоятельно развивать науку, технику, культуру страны. Менделеев подчеркивал в данной связи, что «нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, то есть всю русскую действительность, для того чтобы сделать настоящие самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Что касается собственно образовательного процесса в высшей школе, то его смысл Дмитрий Иванович видел «в соединении абстрактно-бесконечного с конкретной действительностью». Он считал, что знание уже известного не удовлетворяет прямому назначению высших учебных заведений, они должны «воспитывать лиц, способных впоследствии идти в область неизвестного, пытливых, обладающих возможностями, необходимыми для достижения еще не известных областей знания». И это главное отличие высшей школы: подлинно научный уровень преподавания, постоянное стремление двигать науку вперед. Менделеев особое значение придавал подготовке учителей как высокообразованных специалистов, способствующих самостоятельному развитию своей страны.

Основные даты и события жизни 1834 год — родился в Тобольске в семье учителя. У них родилось трое детей. У пары родилось четверо детей. Дочь Любовь вышла замуж за поэта Александра Блока. Похоронен на Волковском кладбище [6]. Периодическая таблица химических элементов Д. Менделеева стали достоянием мировой науки и культуры. С 1934 по 1954 годы написал пятьсот научных трудов, вышедших при жизни. Оставил наследие в физике , химии , химической технологии, метрологии , воздухоплавании , метеорологии , в сельском хозяйстве , судостроении , экономике , просвещении : Периодический закон химических элементов , включающая 105 элементов. Предложил оригинальный способ функционирования разделения нефти. Изобрёл один из видов безымянного пороха. Дмитрий Иванович Менделеев был не только великим учёным, но и выдающимся деятелем народного просвещения. Преподаватель доцент, профессор Петербургского университета, Технологического института, Бестужевских курсов, настоящим учителем студентов. В своих лекциях Менделеев приводил примеры не только из химии , но и физики , астрономии , биологии , геологии , ссылался на опыт применения химии в промышленности. Был патриотом России , призывал осваивать природные богатства Родины , поднимать её благосостояние и независимость. Прививал у студентов умения наблюдать и думать [7]. Значительное число трудов посвятил улучшению народного просвещения в России. В книге «Заветные мысли» 1905 две главы посвящены высшему образованию, подготовке учителей в России. Не менее восьми раз публиковал свои работы в журнале «Народное образование», чем редакторы очень гордились. При этом большая часть написанного Менделеевым содержала резкую и справедливую критику руководства Народного просвещения, в связи с чем много работ Менделеева не были опубликованы. Ярко и красиво, образно и сильно рисовал он перед нами бесконечную область точного знания, его значение в жизни и в развитии человечества, ничтожность, ненужность и вред того гимназического образования, которое душило нас в течение долгих лет нашего детства и юношества. На его лекциях мы как бы освобождались от тисков, входили в новый, чудный мир, и в переполненной аудитории Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого. Вернадский, ученик Д. Менделеева Д.

Поддавшись настроениям Менделеев даже думал переквалифицироваться в фотографа, так как для науки ситуация оказалась не самой благоприятной, но бросить химию он не смог. Его слишком увлекали процессы, происходящие с химическими элементами. В 1861 году он издал знаменитый учебник «Органическая химия». В личной жизни Менделеева тоже произошли перемены, в 1862 году он женился на падчерице своего учителя Ершова Феозве Лещевой. У Дмитрия и Феозвы Менделеевых родилось трое детей. В то время Дмитрий Иванович развивался как химик-технолог, он написал значимые работы о технологиях производства сахара, муки, спирта и стекла. Существует миф о том, что Менделеев изобрел водку, и он действительно изучал производство спиртных напитков, но авторство водки ему все же не принадлежит. Он лишь изучал химические аспекты сочетания спирта и воды. Знаменитая таблица Менделеева В дальнейшем Менделеев сосредоточился на изучении свойств химических элементов, в то время были открыты 63 из них. Дмитрий Иванович пытался выработать основной отличительный признак элементов и постепенно пришел к выводу, что это — их атомная масса. Говорят, что гениальное открытие пришло к ученому во сне. Систематизировать накопленные знания о химических элементах было удобнее в виде таблицы. Так и появилась знаменитая таблица Менделеева. Хотя, он работал над ней не один, немецкий Лотар Мейер внес немалый вклад в создание таблицы, в некоторых странах его даже называют соавтором Менделеева. В 1869 году она была опубликована в главном труде Менделеева «Основы химии» и тут же была признана великим достоянием науки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий