Новости хованщина мусоргский опера

«Под управлением маэстро Гергиева в субботу в Большом концертном зале Псковской областной филармонии прозвучит последняя опера Мусоргского – «Хованщина». сцена сожжения Марфы, князя Андрея и раскольников (М.П. Мусоргский, Хованщина (в оркестровке Д.Д. Шостаковича), 1992. В опере «Хованщина» Мусоргского зрители попадают в Москву 1682 года. Согласно либретто к опере Модеста Мусоргского «Хованщина» у двух главных героинь-соперниц князя Андрея Хованского: Марфы-раскольницы и девушки из немецкой слободки Эммы характеристики характеров, выраженные голосом, соответственно представлены. 2 (добавить в избранное) скачать Архиповой - 85.

Хованщина - Khovanshchina

В Астрахани прошла грандиозная премьера народная музыкальной драмы пера композитора Модеста Мусоргского − оперы “Хованщина”. Спит стрелецкое гнездо (Опера Хованщина, акт 3) (Модест Петрович Мусоргский. Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел — после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура. Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену (долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова). В дальнейшем Мусоргский часто упоминал «Хованщину» в письмах, когда рассказывал о трудностях и новостях, связанных с созданием оперы[64].

Мусоргский опера Хованщина - Песня Марфы Исходила младешенька

Красная площадь в Москве. Конец XVII века. Стрельцы и их начальник — спесивый, тупой князь Иван Хованский — опьянены недавней победой над враждебной им придворной группировкой. Но непрочен их успех. Россия созрела для петровских преобразований, и не остановить хода истории ни старому боярству во главе с Иваном Хованским, ни темным, обманутым стрельцам, ни фанатичным раскольникам с их руководителем старцем Досифеем. В лагере победителей нет единства. Князь Иван и его сын Андрей готовы на преступление из-за приглянувшейся им обоим девушки Эммы. Жестокую обиду наносит князь Андрей страстно любящей его раскольнице Марфе, духовной дочери Досифея.

Московский люд боится и не любит стрельцов. Над их головою собирается гроза: начальник розыскного приказа Шакловитый диктует старому хитрому подьячему тайный донос на Хованских. Второе действие. Кабинет князя Голицына, любовника временной правительницы государства царевны Софьи. По приказу князя к нему впускают Марфу для тайного гаданья. Зловеще звучат предсказания Марфы, хорошо знающей положение дел и зорко предвидящей недалекое будущее: неминуемая опала ждет князя. Суеверный и жестокий Голицын приказывает слуге утопить предсказательницу.

Есть и ответы: при всей прямоте концепции и мизансцен они уклончивы в деталях, но ясно сводятся к тому, что виноваты все, кто хоть как-нибудь действует. Титель не находит у Мусоргского положительных персонажей. В тоскливой беспросветности этого универсального ответа, подтверждая его, сияет страшная звезда Хованского игра Дмитрия Ульянова блистательна, а голос завораживает, грохоча. Мерцает неприятным светом прозаический, бессовестно и тихо одержимый Досифей филигранная роль Дениса Макарова. Не соль земли, не скрепа, а серая мышь этот бывший князь Мышецкий. Темнеет на свету парадоксально объемная, лирико-эпическая фигура предателя Шакловитого, сделанная Антоном Зараевым выпукло, на пределе возможностей. Даже Голицын Нажмиддин Мавлянов замечательно сдержан и больше всех аккуратен по части дикции , которому в общем-то нечего предъявить, кроме приказа убрать свидетельницу собственной слабости, виноват уже хотя бы потому, что попал со своей либерально-западнической физиономией в царство по-разному бесноватых как кур в ощип. Преступница — Софья, преступник — Петр и тут режиссеру даже не нужно ничего делать — сам Шостакович укомплектовал соответствующие такты Мусоргского барабанной дробью своей Седьмой симфонии. И Марфа при всей любви безумная провокаторша Ксения Дудникова, голос внушительной силы и обворожительно красивого тембра.

Может, и не она больше всех виновата, и вообще — жертва, но мы видим, что страшные вещи делаются в том числе ее руками. Кто здесь хоть сколько-нибудь не хор — тот и виноват. Спектакль Тителя — цельный манифест безвинной жертвенности хорового героя, спасительной идентичности профилей и времен. Народ — всегда заложник чужих манипуляций. А кто не народ — чужой.

Последний раз играли три года назад. И вот после такого перерыва «Хованщина» снова звучит на сцене московского музыкального академического театра Станиславского и Немировича Данченко. Карина Макарян.

Однако юный Петр, его «потешные» войска и оппозиционно настроенные бояре оказываются сильнее привычного распределения сил власти и уклада жизни Московкой Руси. Совсем скоро страну ждут великие перемены. А пока в «Хованщине» на кострах горят гордые последователи традиционных веры и власти. Впервые на императорской сцене «Хованщина» была поставлена в Петербурге в 1911 году, партию Досифея, главы раскольников, исполнил великий русский бас Федор Шаляпин.

«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»

Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях. Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. Просмотр содержимого документа «История создания оперы М. Мусоргского "Хованщина"».

М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина».

Опера Мусоргского заслуженно пользуется славой одного из столпов музыкального искусства. 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». Мусоргский — "Хованщина", вступление к опере "Рассвет на Москве-реке" 05:07.

Мусоргский - Хованщина

Молитва о Родине: юбилейный Фестиваль русской музыки в Пскове завершился оперой «Хованщина» в исполнении Мариинского театра 23 апреля 2024 Уникальная программа, ведущие коллективы страны и традиционные аншлаги: юбилейный, 50-й Фестиваль русской музыки стал главным событием псковской культурной жизни этой весной. Мероприятия состоялись в рамках национального проекта «Культура», инициированного Президентом России. Мощным заключительным аккордом прозвучал финальный концерт Фестиваля: на сцене Псковской областной филармонии 20 апреля была представлена «Хованщина» Модеста Мусоргского, показ которой прошел в рамках фестиваля «Гений места» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Больше, чем опера: в исполнении Мариинского театра она воспринималась как величественная молитва о Родине, полная трагических размышлений и предчувствий, но вместе с тем невыразимо прекрасная и духовно просветленная. Так, осенью 2023 года в Псковском кремле прозвучала опера Мусоргского «Борис Годунов», артисты балета, вокалисты и солисты оркестра постоянно становятся участниками разнообразных концертных программ Псковской областной филармонии. Знаменитая «Хованщина», которую в этот раз привез коллектив в Псков, ведет свою родословную от первой постановки на мариинской сцене в 1911 году. Хочется поблагодарить всех, кто проявил внимание к этой идее, к нашему желанию посвятить этому много времени». Масштабную эпопею народной жизни в эпоху смуты стрелецких бунтов коллектив Мариинки привез в Псков в рамках фестиваля «Гений места», который посвящен Мусоргскому и проводится в год 185-летия со дня рождения великого композитора. Из века в век эта опера не теряет своей актуальности.

Каждое поколение артистов по-своему переосмысляет музыкальные события «Хованщины», расставляя новые акценты, но сохраняя при этом преемственность в трактовке характеров. Мусоргский очень тщательно исследовал сюжет и психологию своих героев, среди которых есть как реальные исторические фигуры, так и вымышленные. В письмах композитора сохранились размышления о мотивах их поступков, построенные на глубоком знании истории и внутреннего мира человека. Драма народа Один из ярчайших образов оперы воплотил на сцене лауреат международных конкурсов Михаил Петренко. Начальник стрельцов, князь Иван Хованский в его исполнении - хитрый, властный, амбициозный, горячий, скорый на руку. Хованский захотел стать царем. Его спрашивают: "А правление какое? Мое, надеюсь"».

По словам солиста, талант Мусоргского — космический, искренний, глубокий.

Появившийся Досифей прогоняет старую раскольницу и теплым, сочувственным словом успокаивает Марфу. Пробуждаются с похмелья стрельцы. Разгорается буйное, бесшабашное веселье. Стрельцов пытаются унять их жены, но причитания разъяренных женщин на них не действуют. Прерывает буйство подьячий. Похоже, он насмерть запугай, он пришел сообщить стрельцам о беде: в слободе петровские рейтары, они не щадят ни старых, ни малых.

Растерянные стрельцы молят Хованского вести их против рейтар. Но Хованский боится гнева Петра и советует стрельцам покориться, разойтись по домам. Картина вторая. Терем Ивана Хованского. Князь ищет забвения в развлечениях — в веселых песнях, диковинных плясках персидок. Слуга Голицына предупреждает об опасности. Упрямый князь велит высечь слугу,— кто осмелится потревожить его в собственной вотчине!

Появляется Шакловитый. От имени царевны Софьи зовет он князя на тайный совет. Чванливый Хованский торжественно, под величальное пение облачается в парадные одежды. Князь не успевает переступить порог — наемный убийца поражает его кинжалом Действие четвертое. Сбылось предсказание Марфы — князя Голицына отправляют в ссылку. И остальных противников Петра не минет расправа: на Красной площади назначена казнь стрельцов, к раскольничьему скиту поcланы рейтары. Всеведущая Марфа хочет укрыть князя Андрея от казни.

Но Андрей не верит в провал заговора. Он трубит в рог, чтобы созвать стрельцов. Никто не отзывается. А когда Хованский видит, как стрельцов ведут на казнь, он понимает, что гибель неотвратима.

Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»? Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке». Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого. Так на кого же возлагает композитор надежды, с каким из образов оперы связан «Рассвет»? В том-то и дело, что ни с каким — ни одна из музыкальных характеристик ни личных, ни «групповых» теме «Рассвета» не родственна. Так может быть, «Рассвет на Москва-реке» — это надежда вопреки всему? Работая над оперой «Хованщина» до самой смерти, М.

Звучит хор раскольников. Они поют фанатичный гимн. Из толпы выделяется фигура Марфы. Она поет лирическую песню «Исходила младешенька». Досифей успокаивает ее. С другой стороны сцены является Федор Шакловитый. Он поет «Спит стрелецкое гнездо». Пробуждаются пьяные стрельцы и продолжают веселиться. Вбегают жены и ругают их. За сценой слышен крик Подьячего. Он появляется и говорит: «Беда, беда, Рейтеры близко». Испуганные стрельцы зовут Ивана Хованского и рвутся в бой. Но он заявляет: «Страшен царь Петр». И уходит. Характеристика четвертого действия Краткое содержание оперы «Хованщина». Хоромы князя Ивана Хованского. Богатая трапезная палата. Князь за обеденным столом. Крестьянки развлекают его песнями и плясками. Перед этим Голицын предупреждал Ивана о предстоящей опасности. Но тот не поверил ему. Хованский велит подать ему разные кушанья и приказывает девушкам плясать. Появляется Шакловитый и сообщает о том, что Софья зовет его на тайный совет. Князь сначала не хочет идти. Он обижен на царевну. Но все-таки велит принести ему одежду. Когда Иван Хованский выходит, наемник Шакловитого убивает его. Он произносит страшный крик и замертво падает. Крестьянки разбегаются. Шакловитый заливается смехом. Краткое содержание оперы «Хованщина». Место действия — площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. Рейтеры везут в ссылку Голицына. Появляется Марфа. Досифей просит ее принять обратно Андрея. Она соглашается.

Три девушки стояли у черты. Хованщина

По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic. По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на skymuz yandex.

Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению? А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»? Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке». Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М.

Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого. Так на кого же возлагает композитор надежды, с каким из образов оперы связан «Рассвет»? В том-то и дело, что ни с каким — ни одна из музыкальных характеристик ни личных, ни «групповых» теме «Рассвета» не родственна. Так может быть, «Рассвет на Москва-реке» — это надежда вопреки всему?

Работая над оперой «Хованщина» до самой смерти, М.

Марфа — страстная, сильная, готовая на подвиг. Андрей Хованский — слабый и мятущийся. Федор Шакловитый — настроенный патриотически. Кузька — бесшабашный и веселый молодой стрелец.

Подьячий — корыстный и трусливый. Характеристика первого действия Опера «Хованщина». Краткое содержание I д. В Москве на Красной площади стоит каменный столб, на котором расположены медные доски с надписями. Справа находится будка Подьячего.

Начинается опера с оркестрового вступления «Рассвет на Москве-реке». Под звуки этой превосходной симфонической картины просыпаются жители Кремля, показывается жизнь стрельцов, Кузьки и других обитателей. Появляется Подьячий и садится в свою будку. Боярин Федор Шакловитый входит к нему с предложением настрочить донос, предупреждая при этом о наказании, если тот проболтается. Подьячий жаждет платы и без долгих колебаний соглашается.

Они составляют донос Петру на Хованских, после чего Шакловитый удаляется со сцены. Приходит народ и просит прочитать надписи на недавно появившемся столбе. Подьячий в грубой форме отказывает. Но когда люди подняли и понесли с ним будку к столбу, то он согласился прочесть. В это время слышны звуки труб.

Это стрельцы приветствуют князя Ивана Хованского. Из глубины сцены появляется фигура Андрея Хованского. Он приближается к Эмме и желает ее обнять, но девушка отказывает ему. Она обвиняет его в убийстве своих родителей и изгнании возлюбленного. На защиту Эммы встает раскольница Марфа.

Андрей бросается на нее с ножом, но смелая девушка дает ему отпор. Появляется князь Иван Хованским. Из-за дам отец и сын начинают вести себя как соперники. Андрей в гневе хочет убить Эмму и замахивается на нее с ножом. Его руку перехватывает вошедший Досифей.

Он поет свой скорбный монолог «Приспело время». Действие второе Опера «Хованщина». Краткое содержание II д. Князь Голицын в своем кабинете читает любовное письмо от Софьи. Его одолевает чувство тревоги за будущее.

К нему входит клеврет дворянин Варсонофьев и говорит, что к нему настойчива просится пастор. Он просит вступиться за Эмму и возвести церковь в Немецкой слободе.

Впервые на императорской сцене «Хованщина» была поставлена в Петербурге в 1911 году, партию Досифея, главы раскольников, исполнил великий русский бас Федор Шаляпин. Он же выступил и режиссером первой постановки. Затем в 1952 году на сцене театра появился монументальный спектакль с вниманием к историческим деталям в режиссуре Леонида Баратова. А в 2000 году Юрий Александров и Юрий Лаптев создали новую сценическую версию этой постановки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий