Новости закон о финансовых цифровых активах

СФ одобрил закон о цифровых финансовых активах в международных расчетах. Госдума в декабре может принять закон, который позволит со следующего года использовать некоторые цифровые финансовые активы (ЦФА) для международных расчетов.

Защита документов

Особенности выпуска и размещения цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте вступил в силу. Соответствующие поправки вносятся в законы «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Согласно законопроекту, вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками и уплаченные ими в бюджет при получении оплаты, частичной оплаты в связи с выпуском цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные.

Госдума 1-м чтении приняла законопроект о налогообложении цифровых финансовых активов

Госдума 1-м чтении приняла законопроект о налогообложении цифровых финансовых активов. Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принятии Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации. Путин подписал закон о налогообложении операций с цифровыми финансовыми активами. В качестве номинального держателя цифровых финансовых активов может выступать только лицо, имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности. Законопроект о цифровых финансовых активах, который будет определять нормы использования криптоинструментов в России, «подвис», заявил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в ходе выступления на конференции НАУФОР.

Закон о цифровых финансовых активах и криптовалюте

Это очень важное положение с точки зрения практики, поскольку теперь криптовалюту можно будет обоснованно внести в конкурсную массу, передать по наследству или разделить в браке, а также проводить расследование в случае ее кражи, то есть вывести из «серой зоны». При этом закон не распространяется на иностранные блокчейны и токены на их основе. Пока нет конкретных положений об уголовной ответственности за незаконный оборот виртуальных валют. Для обеспечения судебной защиты цифровой валюты их обладателям необходимо информировать налоговые и иные уполномоченные органы о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и или операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Соответственно, необходимы дополнения в налоговое законодательство в части декларирования цифровой валюты, определения порядка ее хранения. Законом сохранена возможность оборота ЦФА; сделки с цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов По сути, оборот регулируется Банком России и сложно говорить о какой-то децентрализации ЦФА, так как Банк России в установленном им порядке включает оператора информационной системы в реестр, принимает решение об отказе в согласовании правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Стейблкойны для российской экономики «Недавно принятый закон «О цифровых финансовых активах» и еще находящийся на рассмотрении законопроект «О цифровой валюте» позволят российским компаниям выпускать стейблкоины и обменивать их на другие активы, заявил глава комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

По его словам, о такой возможности неоднократно просили представители бизнеса. С просьбой ускорить принятие закона для запуска эмиссии токенизированных активов к властям обращались председатель правления «Норникеля» Владимир Потанин и Российский союз промышленников и предпринимателей. По мнению Владимира Потанина, «принятие закона способствует появлению новых цифровых сервисов и платформ, объединяющих разработчиков, стартапы, поставщиков технологических решений и потребителей в таких отраслях, как металлургия, нефтегаз, энергетика, автомобилестроение и другие». Следствием принятия закона станет появление большого числа российских компаний — эмитентов ЦФА, которые предложат рынку самый широкий спектр токенизированных продуктов, в числе которых может быть сырье, потребительские товары, различные услуги, объекты недвижимости, предметы искусства и так далее, сказал глава «Норникеля».

Закон даст возможность предприятиям и финансовым организациям выпускать ЦФА по сути, регулируемые токены на частных блокчейнах и будет регулировать их обращение.

Требования этого закона не распространяются на обращение безналичных и электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг. Законопроект дает определение ЦФА и устанавливает требования к информационной системе, в рамках которой осуществляется выпуск токенов, оператору этой системы и операторам обмена ЦФА, правила обмена ЦФА и порядок их согласования. Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, выпуск, учёт и обращение которых возможны с помощью внесения записей в информационной системе на основе распределённого реестра. Вносить в информационную систему записи о выпуске цифровых финансовых активов вправе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и юридические лица, в том числе некоммерческие организации. Основным регулятором ЦФА станет Банк России, также он будет вести реестры операторов обмена и операторов информационных систем для выпуска и обращения ЦФА.

В частности, регулятор будет определять ЦФА, разрешенные для покупки неквалифицированными инвесторами.

Напомним, что к утилитарным цифровым правам относятся обращающиеся на специальной платформе права требовать: передачи вещей, кроме подлежащих госрегистрации; передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав их использования; выполнения работ и или оказания услуг.

В соответствии с законом цифровые финансовые активы не являются средством платежа. Выпуск запись в информационную систему сведений о зачислении ЦФА их первым обладателем и обращение цифровых финансовых активов в информационных системах регулируются Федеральным законом от 31. Наряду с ЦФА в информационных системах также могут выпускаться и цифровые права, включающие одновременно ЦФА и право требовать передачи вещи вещей , исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и или прав использования результатов интеллектуальной деятельности, выполнения работ и или оказания услуг. Такие цифровые права можно назвать гибридными.

Закон «О цифровых финансовых активах»: разбор простым языком

«Закон о цифровых финансовых активах: можно владеть, но нельзя расплачиваться». О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации. Депутаты Госдумы внесли поправки в новую редакцию законопроекта о регулировании майнинга криптовалют. 2. Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества.

Законопроект о цифровых финансовых активах принят Госдумой во втором чтении

Если закон будет окончательно принят Совфедом и президентом , это будет уже не просто первый шаг к легализации, а реальная легализация криптовалют в России. Самое главное, что в стране наконец появится узаконенное понятие цифровой валюты. Евгений Карноухов Управляющий партнер Alliance Legal CG Принятый в третьем чтении законопроект о ЦФА является «вымученным» продуктом конфронтации сторонников глобализации и цифровизации экономики с проводимой ЦБ РФ протекционной политикой и борьбой с криптовалютой как «денежным суррогатом». В итоге утвержденный документ стал своего рода компромиссом в сравнении с очень жесткой майской редакцией законопроекта. Так предшествующая майская редакция вводила в легитимный оборот только имеющие российское происхождение цифровые активы, а также уголовную ответственность за незаконный оборот криптовалюты. Текущая редакция законопроекта, конечно, более либеральна. Однако в ней закреплены лишь основы регулирования обращения криптовалюты и связанных с ней цифровых финансовых инструментов. Определено понятие «цифровой валюты», но лишь как объекта инвестирования с сохранением запрета расплачиваться и рекламировать такую возможность. При этом понятие носит универсальный характер и подлежит применению ко всем видам криптовалюты, независимо от страны происхождения.

Криптовалюту, как и любое другое имущество, можно будет создавать майнинг , покупать и продавать, но не оплачивать с ее помощью товары и услуги. Резюмируя, новая редакция законопроекта содержит базовые условия для легализации оборота криптовалюты, начиная с 2021 года. Но, содержит, во-первых, уже видимые противоречия и логические нестыковки, во-вторых, предполагает последующее принятие множества других нормативных актов в этой сфере. Очевидно, что процесс этого нормотворчества, в любом случае будет проходить под знаком борьбы ЦБ РФ с «денежными суррогатами» и защитой рубля как единственного законного средства платежа между российскими резидентами. Важно, что закон достаточно четко разграничивает понятия криптовалюты и цифровых финансовых активов. В этом смысле закон о цифровых финансовых активах может открыть новые возможности для компаний, которые планируют токенизировать свои промышленные активы. О соответствующих планах уже заявляли крупные российские добывающие компании. С точки зрения оборота криптовалюты меры предлагаются достаточно жесткие: выпуск криптовалюты в России будет запрещен, как и использование ее в качестве платежного средства.

Владеть можно будет только криптовалютой, приобретенной на иностранных площадках.

Рассмотрение законопроекта длилось с марта 2018 года, когда он был внесен в Государственную Думу депутатами Комитета по финансовым рынкам. Теперь на законодательном уровне закреплены такие цифровые финансовые инструменты как цифровые финансовые активы и цифровая валюта. Под цифровыми финансовыми активами далее — ЦФА понимаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА в порядке, установленном законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения изменения записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

Под цифровой валютой понимается совокупность электронных данных цифрового кода или обозначения , содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и или могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, иностранного государства, международной денежной или расчетной единицей. Сама же организация выпуска цифровой валюты признана услугами, направленными на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, или информационных систем или комплексов программно-аппаратных средств, находящихся в Российской Федерации. Законом закрепляется понятие оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА и на которого возлагается ряд обязанностей и ограничений при их выпуске и обращении. Права, удостоверенные ЦФА, возникают у их первого обладателя с момента внесения в информационную систему, в которой осуществляется выпуск ЦФА, записи об их зачислении указанному лицу.

Вид и объем прав, которые удостоверяют ЦФА, предусматриваются решением о выпуске.

Порядок представления и согласования изменений в правила обмена цифровых финансовых активов устанавливается Банком России. Внесенные в правила обмена цифровых финансовых активов изменения вступают в силу не ранее даты согласования их Банком России. В случае неоднократного в течение одного года нарушения оператором обмена цифровых финансовых активов требований настоящего Федерального закона либо неоднократного в течение одного года нарушения таким оператором требований, установленных статьями 6 , 7 за исключением пункта 3 , 7. В случае неоднократного в течение одного года неисполнения оператором обмена цифровых финансовых активов специальных экономических мер, предусмотренных статьей 3. Банк России исключает оператора обмена цифровых финансовых активов из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России, в случае аннулирования отзыва у оператора обмена цифровых финансовых активов, совмещающего свою деятельность с деятельностью кредитной организации или некредитной финансовой организации, лицензии на осуществление деятельности кредитной организации, некредитной финансовой организации соответственно либо исключения оператора обмена цифровых финансовых активов, совмещающего свою деятельность с деятельностью некредитной финансовой организации, из соответствующего реестра, за исключением случая аннулирования лицензии на осуществление банковских операций в связи с получением статуса микрофинансовой компании, или случая аннулирования отзыва лицензии по заявлению лицензиата, или случая исключения из соответствующего реестра по заявлению некредитной финансовой организации, включенной в соответствующий реестр. Со дня исключения оператора обмена цифровых финансовых активов из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов запрещается совершение через такое лицо, исключенное из указанного реестра, сделок, предусмотренных частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить исключение возможности совершения сделок, связанных с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в соответствующей информационной системе, через привлеченного им оператора обмена цифровых финансовых активов со дня исключения его из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов.

Оператор обмена цифровых финансовых активов вправе обратиться в Банк России с ходатайством об исключении его из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов. Банк России исключает оператора обмена цифровых финансовых активов из указанного реестра не позднее семи рабочих дней со дня представления им в Банк России такого ходатайства. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, включенный также в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, обязан прекратить осуществление деятельности по обеспечению заключения сделок с цифровыми финансовыми активами со дня его исключения из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, а также не позднее 30 рабочих дней после дня его исключения из указанного реестра обеспечить привлечение оператора обмена цифровых финансовых активов для совершения сделок, связанных с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в соответствующей информационной системе, в случае отсутствия иных операторов обмена цифровых финансовых активов, привлеченных таким оператором информационной системы. Положения настоящей части об обязательном привлечении оператора обмена цифровых финансовых активов не применяются в случае, если оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, включенный также в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, после исключения его из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов самостоятельно обеспечивает заключение сделок, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационной системе, оператором которой он является. Статья 12. Особенности выпуска и размещения цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг 1. Цифровые финансовые активы, удостоверяющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, предоставляют их обладателю право требовать от лица, обязанного по таким цифровым финансовым активам, реализации через оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, прав по эмиссионным ценным бумагам, предусмотренных решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Цифровые финансовые активы, удостоверяющие право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, предоставляют их обладателю право требовать от лица, обязанного по таким цифровым финансовым активам, передачи ему ценных бумаг, предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов, в течение срока или при наступлении события, предусмотренных таким решением.

Акциями и эмиссионными ценными бумагами, конвертируемыми в акции, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами или право требовать передачи которых удостоверяется цифровыми финансовыми активами, могут быть только акции непубличного акционерного общества и эмиссионные ценные бумаги непубличного акционерного общества, конвертируемые в его акции. Процедура эмиссии ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым или право требовать передачи которых удостоверяют цифровые финансовые активы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". В случае, если цифровые финансовые активы предусматривают возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, такие эмиссионные ценные бумаги должны учитываться на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов, открытом лицу, выпускающему цифровые финансовые активы и осуществляющему права по указанным эмиссионным ценным бумагам. Лицо, выпускающее цифровые финансовые активы, не вправе зачислять иные ценные бумаги на лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов. Лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов открывается с указанием оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и сведений, позволяющих идентифицировать цифровые финансовые активы. В случае, если на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов учитываются ценные бумаги, под которые выпущены несколько выпусков цифровых финансовых активов, регистратор депозитарий при зачислении ценных бумаг на такой лицевой счет счет депо обязан открыть субсчета под каждый выпуск цифровых финансовых активов для учета прав на эти ценные бумаги. Лицо, выпускающее цифровые финансовые активы, удостоверяющие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, осуществляет права по учитываемым на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов ценным бумагам в соответствии с указаниями обладателей цифровых финансовых активов. Условия, порядок и сроки направления таких указаний устанавливаются решением о выпуске цифровых финансовых активов.

Доходы и или иные выплаты по ценным бумагам, учитываемым на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов, подлежат передаче обладателям цифровых финансовых активов, удостоверяющих право на их получение, в порядке и сроки, предусмотренные решением о выпуске цифровых финансовых активов. Не позднее даты выпуска цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить доступ приобретателям цифровых финансовых активов, которые удостоверяют возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или право требовать их передачи, к решению о выпуске соответствующих ценных бумаг, а также к сведениям о наличии преимущественного права их приобретения и порядке осуществления такого права. Статья 13. Особенности выпуска и обращения цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале акционерного общества 1. Выпуск цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале публичного акционерного общества акции публичного акционерного общества, выпущенные в виде цифровых финансовых активов , и выпуск акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов при условии, что ранее была осуществлена эмиссия акций данного общества не в виде цифровых финансовых активов, запрещены. В случае выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов лицом, осуществляющим учет прав на акции этого общества, признается оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Эмиссия акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" с учетом следующих особенностей: 1 регистрация выпусков акций непубличного акционерного общества, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, осуществляется оператором информационной системы в соответствии с правилами информационной системы. Государственная регистрация выпусков акций в виде цифровых финансовых активов не осуществляется; 2 решение о выпуске акций непубличного акционерного общества, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, должно предусматривать учет акций в виде цифровых финансовых активов в информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также содержать информацию о рисках, связанных с приобретением таких акций; 3 устав непубличного акционерного общества, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, должен предусматривать учет акций в виде цифровых финансовых активов в информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.

Также уставом такого акционерного общества могут быть предусмотрены способы созыва и проведения общего собрания акционеров и способы уведомления акционеров об осуществлении корпоративных действий, предусмотренные правилами информационной системы; 4 возможность выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов должна быть предусмотрена уставом непубличного акционерного общества при его учреждении. Для выпуска и размещения акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, открывает в российской кредитной организации номинальный счет, бенефициаром по которому является эмитент ценных бумаг. Денежные средства, передаваемые в оплату акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов, при их выпуске должны зачисляться на номинальный счет, указанный в части 4 настоящей статьи. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на номинальном счете, указанном в части 4 настоящей статьи. Денежные средства, находящиеся на номинальном счете, перечисляются кредитной организацией по требованию бенефициара на его банковский счет, открытый в российской кредитной организации. Совершение иных операций по номинальному счету не допускается. Акции непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов считаются размещенными с момента наступления условий, при которых выпуск цифровых финансовых активов признается состоявшимся завершенным , и возникновения прав, удостоверенных цифровыми финансовыми активами, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона. Обязанность по оплате акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов считается исполненной с даты поступления денежных средств на номинальный счет, указанный в части 4 настоящей статьи.

Установленные нормативными актами Банка России требования к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг в части порядка учета прав на ценные бумаги не распространяются на учет прав на акции непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов. Статья 14. Оборот цифровой валюты 1. Под организацией выпуска в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и или информационных систем, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и или комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории Российской Федерации далее - объекты российской информационной инфраструктуры. Под выпуском цифровой валюты в Российской Федерации понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и или пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами. Под организацией обращения в Российской Федерации цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и или операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому, с использованием объектов российской информационной инфраструктуры. Организация выпуска и или выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами. Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими им товары, выполняемые ими им работы, оказываемые ими им услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров работ, услуг.

Требования лиц, указанных в части 5 настоящей статьи, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и или операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В Российской Федерации запрещается распространение информации о предложении и или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими им товары, выполняемые ими им работы, оказываемые ими им услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров работ, услуг. Статья 15. О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" Внести в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах " Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. Внесение в устав общества изменений и дополнений в части указания на возможность выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов, а также исключения из устава общества такого указания, предусмотренного уставом при учреждении общества, не допускается. Внесение в устав непубличного акционерного общества, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным, не допускается. Статья 16. Требования пунктов 3.

В случае, если ценные бумаги учитываются на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов, предусмотренном Федеральным законом "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" далее - лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов , оператор информационной системы, в которой осуществлен выпуск цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по таким ценным бумагам, по требованию держателя реестра или депозитария, в котором открыт лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов, обязан представить информацию для составления списка владельцев ценных бумаг об обладателях соответствующих цифровых финансовых активов в объеме, необходимом для составления списка владельцев ценных бумаг. Особенности осуществления прав по ценным бумагам, учитываемым на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов 1. Лицо, которому открыт лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов, осуществляет право на участие в общем собрании акционеров по акциям или в общем собрании владельцев облигаций, права в отношении которых удостоверяются цифровыми финансовыми активами, при условии, что обладатели цифровых финансовых активов дали указания голосовать определенным образом на общем собрании акционеров или общем собрании владельцев облигаций и эмитенту предоставлена информация о таких лицах с указанием количества ценных бумаг, права в отношении которых удостоверяются цифровыми финансовыми активами, которыми владеет каждый из них. Выплата дивидендов в денежной форме по акциям, а также доходов в денежной форме и иных денежных выплат по облигациям, учитываемых на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов, осуществляется лицу, которому открыт лицевой счет счет депо цифровых финансовых активов. Банк России вправе определить особенности составления списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, и осуществления прав по ценным бумагам в отношении ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете счете депо цифровых финансовых активов. Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Внести в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. Оператор обмена цифровых финансовых активов вправе поручать на основании договора оператору информационной системы при условии, если он относится к лицам, имеющим право осуществлять депозитарную деятельность или деятельность организатора торговли , в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также иному оператору обмена цифровых финансовых активов проведение идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца при осуществлении деятельности, предусмотренной Федеральным законом "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, если данные операторы относятся к кредитным организациям и или профессиональным участникам рынка ценных бумаг.

Статья 18. Статья 19. О внесении изменения в Федеральный закон "О несостоятельности банкротстве " Статью 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности банкротстве " Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. Статья 20. Реклама цифровых финансовых активов 1. Реклама цифровых финансовых активов не должна содержать: 1 обещание выплаты дохода по цифровым финансовым активам, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске цифровых финансовых активов; 2 прогнозы роста курсовой стоимости выпускаемых цифровых финансовых активов. Реклама выпускаемых цифровых финансовых активов не допускается до опубликования в порядке, установленном Федеральным законом "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решения о выпуске цифровых финансовых активов. Статья 21.

Криптовалюта в России регулируется федеральным законом от 31. Правила учета акций в бухучете мы описали в нашем материале. Итак, вместо распространенного термина «криптовалюта» закон о цифровых активах использует термин «цифровая валюта». И сразу поясним: пусть определение цифровой валюты ЦВ не вводит никого в заблуждение.

На данный момент расплачиваться ей на территории РФ запрещено. Подробнее об этом — ниже. Рассматриваемый закон не распространяется на обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг. Майнинг криптовалют признали предпринимательской деятельностью.

Подробности в нашем материале. Нюансы операций с ЦВ Так как ЦВ затрагивает многие сферы жизни, дополнения о порядке ее использования были внесены в различные законы. Так, в законе о противодействии легализации доходов 115-ФЗ ; законе, затрагивающем банкротство 127-ФЗ ; законе об исполнительном производстве 229-ФЗ , а также в ряде других ЦВ обозначена имуществом.

Что нужно знать о новом законе “О цифровых финансовых активах”

Будет ли, условно говоря, Турция совместно с Россией создавать какую-то цифровую валюту либо какие-то цифровые активы для ведения взаиморасчетов или это будет делать Китай? Это вопрос. Будут ли они создавать эти совместные цифровые активы, будет ли это иметь некую проекцию типа бартера, только в цифровом варианте, пока непонятно». Необходимость создать новую систему расчетов назрела давно, считает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин. Оплаты в цифровых активах идут через блокчейн, поэтому отследить транзакции сложнее. Это позволяет снизить риски вторичных санкций. И дружественные страны будут торговать охотнее, считает аналитик: Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Перспектива такого способа оплаты, конечно же, есть, потому что контрагенты России зачастую готовы оплатить, но, например, как показала практика с Индией, в России не факт, что нужно столько индийских рупий, но Индии нужна российская нефть.

Индия, опять же, хотела бы участвовать и в сделках, но при этом не слышать в свой адрес постоянные упреки, требования, предложения, например со стороны G7. По этой причине есть серьезный спрос на создание новой, альтернативной системы расчетов». Депутат Анатолий Аксаков заявил , что в качестве обеспечения ЦФА можно использовать любые реальные активы, в том числе зерно и золото. Главное, чтобы контрагенты согласились.

Решением о выпуске цифровых финансовых активов может быть предусмотрено, а решением о выпуске цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или удостоверяющих право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг или удостоверяющих права участия в капитале непубличного акционерного общества, должно быть предусмотрено, что оно адресовано определенному кругу лиц. Выпуск цифровых финансовых активов на условиях публичной оферты осуществляется в соответствии с федеральными законами. Статья 4. Учет и обращение цифровых финансовых активов 1. Цифровые финансовые активы учитываются в информационной системе, в которой осуществляется их выпуск, в виде записей способами, установленными правилами указанной информационной системы.

Записи о цифровых финансовых активах вносятся или изменяются по указанию лица, осуществляющего выпуск цифровых финансовых активов, обладателя цифровых финансовых активов, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иных лиц или в силу действия, совершенного в рамках сделки, предусматривающей исполнение сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон путем применения информационных технологий в соответствии с правилами информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы. Правила информационной системы должны предусматривать, что в случае прекращения обязательств, удостоверенных цифровыми финансовыми активами, в силу их исполнения либо по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации или решением о выпуске цифровых финансовых активов, записи о цифровых финансовых активах должны быть погашены. Записи о цифровых финансовых активах не погашаются в случае, если обладателем цифровых финансовых активов становится лицо, их выпустившее, если иное не предусмотрено решением о выпуске цифровых финансовых активов. При этом по истечении одного года со дня, когда лицо, выпустившее цифровые финансовые активы, стало их обладателем, запись о таких цифровых финансовых активах должна быть погашена, если до истечения этого срока указанное лицо не перестало быть их обладателем. Положение статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице в этом случае не применяется. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, права, удостоверенные цифровыми финансовыми активами, переходят к новому приобретателю с момента внесения в информационную систему записи о совершении такого перехода в соответствии с правилами информационной системы. Ограничение или обременение права распоряжаться цифровыми финансовыми активами возникает с момента внесения в информационную систему записи об этом в соответствии с правилами информационной системы. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обладателем цифровых финансовых активов признается лицо, одновременно соответствующее следующим критериям: 1 лицо включено в реестр пользователей информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы, ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона ; 2 лицо имеет доступ к информационной системе, в которой учитываются цифровые финансовые активы, посредством обладания уникальным кодом, необходимым для такого доступа, который позволяет ему получать информацию о цифровых финансовых активах, которыми он обладает, а также распоряжаться этими цифровыми финансовыми активами посредством использования информационной системы.

Подделках таких сведений исключена, так как в основе блокчейна лежат шифровальные механизмы. Кто следит за выпуском и обращением ЦФА Выпуск и обращение таких активов регулируется законом о ЦАФ и цифровой валюте, принятом в 2020 году. Это могут быть исключительной российские юридические лица, включенные в специальный реестр Банка России. Статус таких операторов определяется Банком России. Выше этой суммы активы в течение одного года покупать нельзя. Исключения: облигации федерального займа, золото и некоторые другие ЦФА. В нем определены условия выпуска, учета и обращения ЦФА, а также указаны особенности деятельности операторов информационных систем. Кроме того, документом определено, что именно признается ЦФА и что такое цифровая валюта. Согласно закону, это совокупность цифрового кода или обозначения, которые могут быть использованы в качестве средства платежа, не являясь при этом денежными знаками России или другой страны. Всего в законе 27 статей, в которых досконально описаны возможности использования ЦФА в нашей стране. Сделать это можно как в банках-операторах «Сбербанк», «Альфабанк», «Ефрофинанс Моснарбанк» , так и на специализированных площадках. Биржи, в силу схожести деятельности и форматов, активно двигаются в этом направлении и получают лицензии. Вскоре там также можно будет приобретать ЦФА.

Документ даст возможность с 2021 года проводить сделки с ЦФА, но при этом запретит использовать криптовалюты в качестве средства платежа в России. Такое решение эксперты объясняют желанием властей минимизировать риски финансовых преступлений и мошеннических операций. В то же время цифровые активы можно будет использовать для инвестиций и хранения денег, отмечают аналитики. Документ даст возможность с 1 января 2021 года проводить сделки с ЦФА, но при этом запретит криптовалюты как средство платежа в России. Соответствующий проект закона был разработан группой депутатов и сенаторов во главе с председателем Комитета Госдумы по финрынку Анатолием Аксаковым. К нам неоднократно обращались предприниматели с просьбой на законодательном уровне разрешить использовать обеспеченные финансовые цифровые активы в своём обороте. Поэтому главная задача закона — дать правовую возможность для более широкого использования цифровых технологий при финансовых расчётах. Закон устанавливает официальные правила игры на этом рынке», — рассказал Аксаков в интервью RT. Согласно законопроекту, ЦФА представляют собой цифровые права, которые выпускаются, учитываются и обращаются в информационной системе. Цифровые активы могут быть объектом залога, обмена, сделок купли-продажи, но при этом не являются платёжным средством.

Краткий гид по Цифровым Финансовым Активам в России

На оператора обмена ЦФА возлагается обязанность отказать в обеспечении заключения сделок при нарушении этих запретов. Принимая во внимание, что выпуск и обеспечение заключения сделок с ЦФА и УЦП осуществляется в рамках информационной системы, возможность их использования в качестве средства платежа в том числе зависит от функционала такой системы, говорится в пояснительной записке. В связи с этим для оператора инфосистемы, где осуществляется выпуск ЦФА, а также для оператора инвестиционной платформы устанавливается обязанность по обеспечению невозможности технически внести и изменить запись о ЦФА пользователем информационной системы при совершении сделок с цифровыми финансовыми активами. Законопроект также предполагает внесение в закон "О рынке ценных бумаг" изменений, направленных на совершенствование порядка установления и прекращения залога эмиссионных ценных бумаг, которым обеспечиваются требования по ЦФА.

Распространение информации о предложении или приеме цифровых валют в случаях, указанных выше, также запрещается. В случае принятия закон «О ЦФА» вступит в силу 1 января 2021 года. С тех пор его значительно изменили, а также вынесли регулирование криптовалют в отдельный документ. Подписывайтесь на ForkLog в социальных сетях Нашли ошибку в тексте?

Запись дублируется у тех участников сети, которые ответственны за поддержание блокчейна валидаторов. Например, в сети bitcoin это — все участники сети. Токен — это цифровая запись, удостоверяющая права его владельца. Например, право инвестора получить фиксированный размер денежных средств или рыночную стоимость актива на момент погашения. Благодаря токенам инвесторы могут взаимодействовать с активами гораздо удобнее и безопаснее. Токенизация — перевод актива в цифровую форму. Смарт-контракт — фрагмент программного кода, записанный прямо в блокчейне и ответственный за определение, проверку и исполнение условий сделки. Стороны подписывают смарт- контракт электронной подписью. Именно благодаря смарт-контрактам в блокчейн можно упаковывать сложные финансовые инструменты, зависящие от многих параметров. На базе блокчейна можно создавать самые разные решения, но популярность блокчейну принесли криптовалюты, или точнее bitcoin. По задумке создателей биткоина, эта система должна была стать децентрализованной цифровой валютой, за выпуск и обращение которой отвечает не кто-то конкретный, не страна и не корпорация, а все участники оборота в целом. Выпускать новые биткоины может любой участник сети с достаточной вычислительной мощностью, а обеспечения у них нет никакого. Именно это обусловило гигантскую волатильность биткоина и его многочисленных аналогов. Чтобы создать более стабильный инструмент, неоднократно предпринимались попытки выпустить обеспеченную реальными активами криптовалюту. Они получили название стейблкоины. Однако нехватка чётких требований к эмитентам и составу базовых активов приводит к тому, что стейблкойны зачастую не оправдывают свое название с англ. Блокчейн, но не криптовалюта Всё сказанное поможет нам понять, как работают ЦФА и чем отличаются от криптовалют. Каждый цифровой финансовый актив выпускается в виде ряда токенов, записываемых в блокчейне. Токены обычно привязаны к реальному активу например, к драгметаллу или бриллианту. Частью ЦФА является смарт-контракт, программирующий все условия выпуска и позволяющий в дальнейшем автоматизировать обращение ЦФА. Информационной системой, в которой находятся ЦФА, управляет специальная компания — оператор информационной системы, лицензированный ЦБ РФ. Инфраструктура операторов включает в себя не только классические процессы от клиринга до учета прав, но и фиксацию прав владения на базе блокчейна и автоматизацию торговых сценариев. Фактически, это «Биржа 2. Также оператор информационной системы выполняет проверку эмитентов согласно 115-ФЗ и идентификацию инвесторов. Благодаря работе оператора платформа становится доверенной средой.

Оператор ИС, в которой осуществляется выпуск ИС, обязан обеспечить возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы по требованию обладателя цифровых финансовых активов, если такой доступ был им утрачен пп. На практике это означает, что по сделкам с ЦФА приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, переход ЦФА будет осуществляться не иначе как с одобрения оператора ИС. В соответствии с п. Если подойти к данной формулировке чисто формально, то российское право применяется только к тем финансовым активам выпуск, учет и обращение которых происходят именно так как описано в Законе. Если же они происходят не так, то ним вообще не применяется российское право. Даже если все участники сделки резиденты РФ, все сервера в РФ, предмет сделки акции или денежные обязательства российской компании, но ИС работает не так как описано в законе — то она вне действия российского права. Вывод абсолютно логичный, но странный. Возможно авторы закона хотели сказать что-то другое, но сформулировали так, как сформулировали. Другая возможная трактовка: российское право применяется к любым ЦФА описанным в законе, даже для иностранных лиц. Иными словами, если предмет сделки подпадает под определение ЦФА в законе, даже если стороны сделки иностранные лица, к сделке должно применяться российское право. Иными словами, при этой трактовке российское право распространяется на деятельность всех фондовых бирж в мире торгующих облигациями и другими инструментами подпадающими под определение ЦФА по российскому праву. Мы полагаем, что такая трактовка все же неправомерна, так как мы не можем предположить, что этот Закон может регулировать деятельность, скажем Токийской или Лондонской фондовой биржи если там осуществляются сделки с электронными облигациями и другими активами подпадающими под понятие ЦФА. Операторы обмена цифровых финансовых активов Согласно ч. Вот тут уже начинается про блокчейн. Однако, эта статья дает право резидентам РФ совершать сделки с ЦФА выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом то есть в информационных системах которые уже не должны соответствовать требованиям российского права , если такие сделки обеспечиваются оператором обмена цифровых финансовых активов далее — ООЦФА. ООЦФА может обеспечивать заключение таких сделок двумя способами указанными в Законе: 1 Путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок. В Законе это прямо не указано, однако представляется что ООЦФА может продавать и покупать цифровые валюты за деньги в сделках с резидентами РФ — за рубли, с нерезидентами за иностранную валюту. Одно и то же лицо может быть оператором обмена цифровых финансовых активов и оператором информационной системы в которой осуществляется выпуск и обращение ЦФА. ООЦФА по данному закону получается неким аналогом криптобиржи. Так же как и на криптобиржах , на аккаунтах пользователей в ООЦФА могут отражаться права на активы выпущенные в децентрализованных системах, и они даже могут передаваться с аккаунта одного пользователя на аккаунт другого пользователя, а также покупаться и продаваться за деньги. Это даже некоторым образом упрощает для резидента РФ работу с такими активами, если для него более привычной является работа с централизованными системами доступ к которым осуществляется с помощью логина и пароля, чем с децентрализованными системами на основе криптографических ключей, потеря которых, например, не предполагает возможности восстановления доступа. Примеры цифровых активов.

Что такое цифровые финансовые активы

Госдума запрещает применять цифровые активы как средство платежа - новости Право.ру Ранее эксперты рассказали о преимуществах перехода на цифровые финансовые активы.
Новые поправки в закон «О цифровых финансовых активах»: комментарии и мнения Закон «О цифровых финансовых активах» направлен на регулирование токенов.

Минфин опередил ЦБ в дискуссии о торговле цифровыми активами

22 июля Госдума приняла в третьем чтении закон «О цифровых финансовых активах». Это значит, что цифровые финансовые активы будет запрещено использовать в качестве средства оплаты товаров и услуг. Закон о запрете использования цифровых финактивов для оплаты товаров прошел первое чтение в Госдуме. Первые цифровые финансовые активы начали выпускать в России в 2023 году после того, как в январе 2023 года в новой редакции вступил в силу федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные.

Закон «О цифровых финансовых активах» – полный разбор

Напомним, что к утилитарным цифровым правам относятся обращающиеся на специальной платформе права требовать: передачи вещей, кроме подлежащих госрегистрации; передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав их использования; выполнения работ и или оказания услуг.

В рамках этой системы могут выпускаться обеспеченные активы, так называемые стэйблкоины», — пояснил депутат. При этом в законе определяется, что такое цифровая валюта. По сути, это криптовалюта, сказал глава Комитета по финрынку. В законе закрепляют, что криптовалюта — это совокупность электронных данных, цифрового кода или обозначения.

Распространение информации о предложении или приеме цифровых валют в случаях, указанных выше, также запрещается. В случае принятия закон «О ЦФА» вступит в силу 1 января 2021 года. С тех пор его значительно изменили, а также вынесли регулирование криптовалют в отдельный документ. Подписывайтесь на ForkLog в социальных сетях Нашли ошибку в тексте?

Закон определяет особенности деятельности оператора информационной системы, которая выпускает такие активы и особенности отношений, возникающих при обороте цифровой валюты. Предусматривается, что правоотношения, возникающие при выпуске, учёте и обращении ЦФА, в том числе с участием иностранных лиц, будут регулироваться российским правом.

В законе определяются права и обязанности обладателей цифровых финансовых активов, операторов информационных систем, операторов обмена цифровыми активами. На него также возлагается надзор за их деятельностью.

Налогообложение цифровых финансовых активов

Цифровые финансовые активы в настоящий момент проходят апробацию на предмет их необходимости в инвестиционном мире. Другими словами, закон определяет цифровые финансовые активы как цифровые права, удостоверяющие одно из следующих прав (их перечень закрыт). Госдума приняла во втором чтении законопроект "О цифровых финансовых активах" ("О ЦФА"). [1] статья 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий