Новости выступление набиуллиной в госдуме

Конфуз Эльвиры Набиуллиной во время её речи в Госдуме объяснил Михаил Делягин: "Должен заступиться за Эльвиру Сахипзадовну". Инфляция в России уже прошла свой пик благодаря жесткой денежно-кредитной политике, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в ходе пленарного заседания Госдумы. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина выступила на совместном заседании комитетов Госдумы по финансовому рынку, по бюджету и налогам и по экономической политике, посвященном рассмотрению "Основных направлений единой государственной. Набиуллина в Госдуме дала прогноз будущего России «Нужно трезво смотреть на ситуацию, она может ухудшиться» Госдума приняла к сведению Основные направления денежно-кредитной политики на три года, которые представил Центробанк в лице Эльвиры Набиуллиной. Глава Центрального Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что российская банковская система хорошо выдержала шоки 2022 года, сообщает РИА Новости со ссылкой на выступление Набиуллиной на совместном заседании комитетов Госдумы.

Выступление Набиуллиной в Госдуме не оставляет надежд

ЦБ в условиях кризиса будет следить за инфляцией, но не станет снижать ее любыми методами, чтобы не мешать адаптироваться бизнесу: из-за проблем с цепочками поставок импорта цена конечной продукции неизбежно будет расти. Кризис также потребовал от ЦБ пересмотреть свой подход к будущему банка "Открытие". Банк должен был быть продан, однако подпал под международные санкции, и это потребовало коррекции планов регулятора по выходу из капитала кредитного учреждения. Международные операции Некоторые нерезиденты, рассказала глава ЦБ, пытаются продать свой бизнес в РФ и вывести деньги, используя процедуру возврата ценных бумаг. Однако такие действия требуют одобрения российских властей - и попытки обойти эти ограничения должны пресекаться, уверена Набиуллина. Читайте также ЦБ предложил расширить внесудебную блокировку страниц мошенников в соцсетях ЦБ расширил действие меры поддержки по нормативам концентрации банков ЦБ скорректирует свое видение выхода из капитала банка "Открытие" Разговор о перспективах золотовалютных резервов глава ЦБ назвала преждевременным. Сейчас из-за санкций у Банка России есть возможность распоряжаться примерно половиной резервов, однако это не позволяет полноценно управлять ситуацией с валютой на внутреннем рынке и требует валютного контроля. Однако по мере улучшения ситуации регулятор намерен перенастраивать контроль за движением валюты.

Слишком быстро растущий спрос заставляет экономику бежать за ним все быстрее, и какое-то время она это может делать на пределе возможностей. Но ценой будет зашкаливающий пульс, иначе говоря, ускорение инфляции, а затем, вполне вероятно, замедление или даже остановка роста экономики, когда ее силы будут исчерпаны», — объяснила она в метафорической форме.

Первые результаты ужесточения ДКП уже проявились. Пик инфляции пройден. Самый сильный рост цен пришелся на июль—ноябрь прошлого года. Экономика тем временем продолжает расти высокими темпами. Бизнес активно берет кредиты, несмотря на высокие ставки. Напрашивается вопрос: раз все так хорошо, когда Банк России начнет снижать ключевую ставку? Для этого, как выяснилось, регулятор должен убедиться, что замедление инфляции «набрало нужную скорость» и инфляционные ожидания с сегодняшних высоких значений приходят в норму. Помимо этого должно произойти охлаждение потребительской активности, динамика кредитования стать более сбалансированной, склонность людей к сбережению перевесить их склонность к потреблению. Также при принятии решений учитывается ситуация на рынке труда, задыхающегося от дефицита рабочих рук.

Вопросы с подвохом Когда дело дошло до «открытого микрофона», депутаты Набиуллину спрашивали о льготной ипотеке, закредитованности граждан, целесообразности появления новых страховых продуктов, принятом законе о самозапретах на кредиты, ограничениях для МФО и цифровых активах в международных расчетах, а также большая роль отводилась теме борьбы с телефонными мошенниками. Но и тема влияния ключевой ставки на экономику не отпускала парламентариев. Верно, однако, обратное, — заявила депутат Госдумы из Петербурга экономист Оксана Дмитриева. Далее вы заявили на совместном заседании [комитетов ГД], что поскольку у предприятий растет прибыль, то они могут инвестировать из прибыли и в состоянии оплачивать высокие процентные ставки из той же прибыли. Если вы считаете эту долю приемлемой, то встаёт вопрос: а зачем вообще нужны такие банки и такой регулятор, когда система не решает основную задачу банковской системы — перелива капитала как источника развития? Еще раз заявляю о том, что снижение инфляции важно для роста реальных доходов населения.

Читайте также ЦБ предложил расширить внесудебную блокировку страниц мошенников в соцсетях ЦБ расширил действие меры поддержки по нормативам концентрации банков ЦБ скорректирует свое видение выхода из капитала банка "Открытие" Разговор о перспективах золотовалютных резервов глава ЦБ назвала преждевременным.

Сейчас из-за санкций у Банка России есть возможность распоряжаться примерно половиной резервов, однако это не позволяет полноценно управлять ситуацией с валютой на внутреннем рынке и требует валютного контроля. Однако по мере улучшения ситуации регулятор намерен перенастраивать контроль за движением валюты. В частности, Банк России планирует сделать более гибкими условия продажи валютной выручки экспортерами и уже отказывается от комиссии за покупку валюты через брокера. Действия ЦБ будут соразмерными уровню рисков, а барьеры для внешнеэкономической деятельности будут снижаться по мере стабилизации обстановки. Россия намерена развивать международные платежи в национальных валютах - и здесь была проведена подготовительная работа, запущен ряд двусторонних проектов. Сейчас РФ ведет переговоры с другими странами для скорейшей нормализации платежей. К ней уже присоединилось 52 иностранных участника из 12 государств.

Средняя, средняя стоимость полисов на легковые автомобили, которые используются в личных целях, оставалась на уровне 7 тысяч 400 рублей. То есть реальная цена с учётом инфляции даже снизилась. Одновременно в четыре раза сократились жалобы на отказы в оформлении полисов. Вы помните, какая это была большая проблема. Это и результат наших надзорных мер за страховыми компаниями, и эффект от перестраховочного пула, куда страховщики отдают, передают потенциально — убыточные полисы. И крайне важные меры по снижению мошенничества с ОСАГО, которые у нас сейчас принимают региональные рабочие группы, и пользуясь тем, что дистанционно представители регионов здесь есть, хотела бы тоже на это обратить внимание, хотя число регионов с высокими рисками в этой сфере, в сфере мошенничества, сократилось более чем вдвое: с двенадцати до пяти. И перед тем как переходить к завершению, скажу о том вопросе, который вставал на встречах с фракциями, как политика Центрального банка может повлиять на борьбу с бедностью, на снижение неравенства помимо того, что обсуждается с правительством по налогам, по бюджетной поддержке. Возвращусь к тому, с чего начала — это снижение инфляции. Инфляция — это налог на бедных, они больше всего страдают от роста цен, которые съедают и так небольшие их доходы. Это усиление защиты людей от чрезмерной закредитованности.

И я об этом тоже говорила, здесь мы готовы принимать все необходимые меры. Это борьба с мошенничеством на финансовом рынке, так как люди с невысокими доходами оказываются наиболее уязвимыми. Это меры поддержки граждан, которые оказываются в сложных жизненных ситуациях — это кредитные каникулы. Ну вот предстоит решить вопрос комплексного урегулирования задолженности, когда человек берёт кредит сразу в нескольких банках и не может договориться о реструктуризации. Надо развивать финансовые продукты специально для людей с невысокими доходами, такие как социальный счет и социальный вклад. Я напомню, что законопроект об этом разработан в соответствии с рекомендациями Государственной Думы по итогам нашего отчета еще за 2021 год, когда ставки были низкие. Людям с небольшими доходами эта инициатива гарантирует возможность получать достаточно высокие проценты и на остаток по карте в пределах до 50 тысяч рублей, и по вкладу на такую же сумму, а кроме того, делать платежи без комиссий в сумме до 20 тысяч рублей в месяц. И по предварительным оценкам этой дополнительной поддержкой могли бы воспользоваться более 8 миллионов человек. И, конечно, специальные программы финансовой грамотности, которые снижают риски людей, помогают им правильно ориентироваться на сложном финансовом рынке, использовать возможности финансового рынка для сбережения своих доходов, для приумножения их. Завершая, хочу поблагодарить Государственную Думу, потому что очень много из того, что я сказала, это результат нашей с вами совместной работы.

Взвешенная макроэкономическая политика, здоровая и устойчивая финансовая система, законодательство, которое поощряет инновации и защищает потребителей — это работает только вместе. В прошлом году Государственная Дума приняла 57 важных для нас законов, и мы здесь работаем во взаимодействии с правительством, чтобы наши меры создавали условия для устойчивого роста и экономики, и уровня жизни людей. Прошлый год невозможно оценивать в отрыве от 2022 года. За эти два года экономика прошла через кризис и набрала мощный импульс для роста. Вместе с вами мы будем и дальше работать над тем, чтобы финансовый рынок создавал опору для дальнейшего роста экономики, обеспечивал её ресурсами для развития. Я хочу поблагодарить за совместную работу, Центральный банк очень ценит эту совместную работу, мы открыты к диалогам, спасибо за те идеи и предложения, которые от вас поступают, за вопросы, которые вы задаёте и заставляете нас их решать. И благодарю за внимание. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, готова ответить на ваши вопросы. Я даже сэкономила немного времени. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна.

Алимова О. Те же банки, а не застройщики, забирают себе государственные субсидии и ипотечные ставки. Застройщики находятся на проектном финансировании, и чтобы сохранить привычные доходы, создают искусственный дефицит предложений. Почти 50, более даже 50 процентов новостроек стоят пустыми, что объективно ведёт к росту цен. Теперь к этому добавился рост банкротств подрядчиков, которым выкручивают руки, заставляя кредитоваться под огромные проценты и выполнять требования банков. Таким образом, на рынке новостроек у нас, с одной стороны, образовался ценовой пузырь, с другой стороны, застройщики, потеряв подрядчиков, будут постоянно сдвигать сроки сдачи объектов, что, конечно же, не устроит и тех людей, которые желают приобрести квартиры, банки останутся с плохими активами. Какие мены может предложить… Микрофон отключён. Набиуллина Э. По ипотеке. Программы льготной ипотеки, когда вы говорите, что несколько квартир сразу применяются, но сами параметры устанавливаются с правительством, мы обсуждаем, и именно позиция Центрального банка была, мы всегда настаивали, что льготной ипотекой человек должен воспользоваться один раз для покупки одной квартиры.

Это была позиция Центрального банка, и есть. Теперь в целом по проблеме. Я разделяю абсолютно вашу озабоченность с тем, что ситуация на рынке ипотеки должна приводить к улучшению доступности жилья, а не ценовым пузырям, потому что выгоды от низких ставок, они не должны съедаться ростом цен, как это происходит. И по сути дела низкий процент, но увеличилась стоимость жилья, и увеличился объём кредитов, и люди тогда должны большие суммы, и это большая долговая нагрузка. И мы видим, что за четыре года вот такой массовой льготной ипотеки средние цены квартир выросли где-то в два раза на первичном рынке, это не увеличивает доступность, а зарплаты и доходы где-то в полтора раза, то есть рост цен на жильё опережает доходы. И поэтому наша позиция, вы помните, и в прошлый раз мы обсуждали, такая, что льготные программы должны быть адресными, адресными и направленными как раз на защиту тех, кто в них нуждается. При этом надо стремиться к тому, чтобы рыночная ипотека была доступной, без льгот. Я уже приводила пример вот 17-го, 18-го года, когда она начала расти. Для этого как раз нужно уменьшение инфляции. Что касается ситуации застройщиков.

Мы тоже смотрим, безусловно, за ней. В принципе они накопили неплохую финансовую подушку, потому что цены росли, и у них прибыль кратно выросла за четыре года. Мы здесь считаем, что у них есть возможность и для сокращения цен на жильё. Они могут это выдержать. При этом проектное финансирование, которое применяют банки, оно как раз позволяет лучше контролировать финансовые потоки. И в целом по ипотеке сейчас работает межведомственная рабочая группа, Минфин отвечает за выработку параметров. Мы активно участвуем и, конечно, будем готовы это обсуждать, но нам нужно как раз перейти от массовой ипотеки к адресным, помогать тем, кому это нужно. Бабич И. В прогнозах Центрального банка ключевая ставка снизится в рамках полутора-двух лет до 7-8 процентов и будет оставаться примерно в этих значениях, целевые показатели инфляции прогнозируются в рамках 4 процентов на те же периоды. Доходность же выпущенных Минфином облигаций на данный момент составляет 13 с половиной — 13,8 в виде постоянной купонной выплаты сроком погашения в диапазоне 10-17 лет, то есть по некоторым облигациям до 2041 года.

По нашим оценкам, это приведёт к огромной дополнительной нагрузке на бюджет и тем самым к необходимости увеличивать налоговую нагрузку на граждан и, возможно, даже к отмене некоторых социальных программ. Как вы считаете, целесообразно ли выпускать бумаги со столь длительными условиями погашения? Может ли Центробанк каким-то образом помочь Минфину уменьшить количество выпускаемых на такой срок облигаций? И как вы считаете, не создают ли такие выпуски… Микрофон отключён. И, конечно, стоимость заимствований, о которой вы говорите, играет важную роль в принятии этих решений. Но не только это, не только стоимость заимствований, но и необходимость финансирования бюджетных расходов, которые не покрываются его доходной частью или средствами из ФНБ. Насколько мы понимаем, Минфин учитывает рыночную конъюнктуру. Но что касается формирования стоимости заимствований, то, о чём говорили, уважаемый Иван Николаевич, конечно, на это влияют и ожидания будущей инфляции. Вот я напомню, что, когда у нас инфляция была вблизи 4 процентов, то инфляционные ожидания были ниже, были ниже. Ставки ОФЗ были где-то на уровне 8 процентов, а сейчас всё правильно, это 13 процентов и выше.

Поэтому наша политика по снижению инфляции, она непосредственно влияет на стоимость заимствований и на их доступность. И, конечно, второй здесь важнейший фактор — это сбалансированность и предсказуемость бюджета. Матвеев М. И я думаю, каждый депутат сталкивался с такими несчастными, плачущими людьми, которые приходят к нему на приём и сами не понимают, как они оказались в такой ситуации, потому что сейчас, в соответствии с законодательством, да, эти микрофинансовые организации могут давать кредиты под 300 процентов годовых, при том, что банковские кредиты даются под 30-40 процентов. Если вы не хотите вообще убрать с рынка эти микрофинансовые организации, то почему бы не ограничить их процент, ну хотя бы для начала в два раза, допустим, до 150 процентов. Будет ли со стороны Центробанка какое-то движение в этом направлении? Пожалуйста, поясните свою позицию. Я напомню, что с 1 июля 2023 года, то есть еще не прошло года, у нас были снижены потолки для клиентов микрофинансовых организаций, что в день нельзя больше 0,8 процента, а в целом переплата не может составлять 130 процентов. Я скажу, почему это важно, потому что 0,8 процента нельзя просто умножать на количество дней, там получить 292 процента в год, потому что у нас действует вот этот второй ограничитель — 130 процентов от суммы займа, больше не может быть — ни штрафы, ни пени, ни проценты. Будем смотреть, как работает первый этап и, может быть, принимать и вопрос о следующем снижении.

Почему здесь нужно действовать аккуратно? Я не раз это говорила, нам важно не допустить того, что если люди не могут взять кредиты ни в банках, ни в микрофинансовых организациях, они идут на черный рынок к черным кредиторам, которые, к сожалению, еще есть, а там никакой защиты нет, никаких ни потолков, ни лимитов и так далее. Мы при этом ужесточаем требования к микрофинансовым организациям для того, чтобы у них не было стимулов давать кредиты по повышенным ставкам, мы также устанавливаем лимиты для высокорискованных заемщиков, повышены резервы по кредитам с высокими ставками для того, чтобы и ставки снижались. И, кроме того, мы создали, сейчас создаем условия для того чтобы те клиенты, которым раньше банки отказывали, где меньше процентная ставка, могли получать и кредиты в банках. Раньше они были вынуждены всегда идти в микрофинансовые организации, сейчас мы для банков выделили отдельную категорию людей, у которых доходы или показатель долговой нагрузки может быть достаточно высоким — 60 процентов плюс, чтобы они могли брать кредиты до 100 тысяч до одного года. И вот эти наши изменения вступили в силу с апреля 2024 года. Ну и на полях хотела заметить, что в микрофинансовых организациях хотя люди берут кредиты, растёт эта доля, но объём пока 400 миллиардов рублей кредитов физическим лицам тогда, как в банках они получили кредитов на 14 триллионов рублей. То есть по сопоставлению этих двух типов кредиторов для наших граждан. Кумин В. Я думаю, что сегодня в последующих выступлениях прозвучит много добрых слов в отношении Центрального банка и справедливых.

Но мы хлеб отбирать не будем у других, а как оппозиция, ответственная оппозиция заострим несколько острых вопросов, на наш взгляд, стоящих перед ЦБ, которые необходимо решать. Сразу хочу сказать, что мы готовы совместно решать указанные ниже вопросы и готовы вместе работать конструктивно. Первый и, конечно, центральный вопрос для экономики — это ставка, которую пришлось поднять во второй половине года. Я бы охарактеризовал это словом — холодный душ для экономики. То есть мы находимся сейчас под холодным душем. Понятно, что есть объективные причины, Эльвира Сахипзадовна говорила о них в своём выступлении, но я хотел бы сказать о субъективной причине, которой, как нам кажется, не должно быть.

Набиуллина предрекла экономике РФ непростые реформы из-за санкций

Устанавливая высокую ключевую ставку, Центральный банк защищает реальные доходы граждан, заявила в ходе выступления в Госдуме глава Банка России Эльвира Набиуллина. Набиуллина готовит россиян к высоким ценам: что нас ждёт. Смотрите видео онлайн «Выступление Набиуллиной в Государственной Думе» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 апреля 2024 года в 12:18, длительностью 03:15:43, на видеохостинге RUTUBE. Банковская система России крепко стоит на ногах, быстро реагируя на появившиеся из-за санкций вызовы, заявила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в понедельник, выступая в Госдуме.

Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы РФ

Набиуллина заверила, что «это залог нормального, стабильного развития в будущем». При этом кредитование будет расти — пусть и более умеренными, сбалансированными темпами. Альтернативные сценарии учитывают риски усиления санкций, сокращения спроса на основные экспортные товары и мирового финансового кризиса. В этих двух сценариях инфляция вернется к намеченной цели в 2025 г. Для этого может потребоваться более жесткая ДКП. О ближайших целях Первой целью Набиуллина обозначила развитие рынка капитала. По ее словам, компаниям нужно активнее привлекать деньги в капитал, выходить на IPO, на рынок облигаций. Для этого нужно раскрывать информацию о компании, понимая все санкционные риски и чувствительность информации, выстраивать корпоративное управление. Но это открывает гораздо больше возможностей.

Второе - повышение доверия на финансовом рынке. Под ним понимается доступность информации для инвесторов, национальные рейтинги, рыночные индикаторы и защита прав инвесторов, акционеров. Третье — развитие системы международных платежей и расчетов, чтобы бизнес мог выйти на новые экспортные рынки. Четвертое: развитие третьей формы денег, в дополнение к наличным и безналичным, — цифрового рубля 27 октября совет директоров Банка России в четвертый раз подряд повысил ключевую ставку — сразу на 2 п. ЦБ также обновил прогноз по годовой инфляции.

Экономика Главное из выступления Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы Все расчеты и весь наш опыт показывают, что если бы мы не повысили ставку, вовремя не отреагировали, то потери от этого и для граждан, и для бизнеса, и для государства были бы гораздо больше. Мы повысили ключевую ставку соразмерно тому инфляционному давлению, которое возникло в середине года. Экономика восстановилась после кризиса гораздо быстрее всех прогнозов и продолжает расти. Это касается и производства, и потребления, и инвестиций в основной капитал. Такое в последний раз было более 10 лет назад, в начале 2010-х годов, и при высокой инфляции. Это прирост корпоративного кредитного портфеля на целых 11 трлн рублей за последние 12 месяцев. Разговоры о недоступности кредита, мягко говоря, преувеличены. С конца прошлого года прибыль компаний также возобновила рост. Важно отметить, что рост идет по широкому кругу отраслей.

Да Не сейчас 16 ноября 2023, 21:24 Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила в Госдуме с докладом о денежно-кредитной политике Отток капитала из России по сравнению с прошлым годом сократился в шесть раз. Такие данные привела сегодня Эльвира Набиуллина. Глава Центробанка представила в Госдуме основные направления денежно-кредитной политики. По ее словам, ситуация в экономике в целом положительная.

Центробанк не раз подчеркивал, что у него нет каких-то количественных ограничений по курсу, регулятора интересует только его влияние на инфляцию и финансовую стабильность, но перед визитом руководства ЦБ в Думу рубль совершил удивительный разворот. После падения до минимума этого года 102,35 руб. Курс доллара даже снова опустился ниже 100 рублей, а затем и ниже 99 — 98,84 руб. Причем это происходило на резко возросших оборотах. К вечеру они почти удвоились — 184,7 млрд руб.

«Пик инфляции позади». О чем глава ЦБ заявила во время отчета в Госдуме

RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку!

Региональный аспект очень важный, вы можете подробнее об этом почитать в наших бюллетенях «Региональная экономика». Мы каждый раз выпускаем их перед заседанием Совета директоров по ключевой ставке, то есть, принимая решение по денежно-кредитной политике, мы учитываем то, что происходит в регионах. Хочу сказать, что у нас есть и опрос предприятий, достаточно такой репрезентативный: 13 тыс. Это один из самых больших опросов, то есть мы реально смотрим на то, что происходит в экономике, как она трансформируется. И, по нашей оценке, это, конечно, не может произойти быстро. Трансформация происходит сейчас, будет происходить в следующем году, и в последующие годы. И ее темпы, и успешность в целом будут зависеть от многих факторов. На некоторые мы повлиять не можем: например, это состояние глобальной экономики и, соответственно, спрос на товары российского экспорта. Если в мире, надеемся, что этого не произойдет, но разразится кризис, наш путь будет труднее. Или санкционное давление — мы видим, что оно усиливается, задевает серьезно и наших партнеров в других странах. Санкции очень мощные, и их влияние и на российскую, и на мировую экономику преуменьшать не следует, отгородиться от их влияния будет невозможно. Но есть и многие другие вещи, на которые как раз мы можем повлиять. Прежде всего дать возможность нашим гражданам, нашему бизнесу адаптироваться и жить и развиваться в новой, где-то более агрессивной среде. Анатолий Геннадьевич Аксаков. Но для развития — обязательное условие, на наш взгляд, мы в этом убеждены, нужна макроэкономическая стабильность и низкая предсказуемая инфляция, предсказуемый бюджет. Это, по сути дела, те маяки, по которым ориентировалась экономика в прежних условиях и продолжает ориентироваться на них и сейчас. О высокой значимости макростабильности, я думаю, всем нам хорошо напомнили и события февраля — марта, да и конца сентября — октября. И наша денежно-кредитная политика направлена именно на то, чтобы маяк в виде низкой инфляции надежно ориентировал граждан и бизнес, давал им возможность строить планы, сберегать и инвестировать даже при столь радикальных сдвигах со стороны внешних условий. Этот год принес большие испытания для российской финансовой системы. Удар санкций в марте — это беспрецедентный шок. Но у нас накоплен опыт борьбы с кризисами разной природы, и мы извлекали, извлекаем важные уроки из предыдущих кризисных периодов. Важнейший урок, мы считаем, что надо быть очень быстрыми и гибкими и при этом не отказываться от важнейших принципов, от тех основ политики, которые доказали свою эффективность. Именно поэтому мы, несмотря на угрожающую комбинацию факторов, включая санкции на резервы центрального банка, смогли пройти тяжелые весенние месяцы и стабилизировать ситуацию. Мы сохранили приверженность и режиму таргетирования инфляции, и плавающему курсу рубля. И, как показали события последующих месяцев, это действительно позволило достаточно быстро восстановить равновесие в финансовой системе, вернуть в банки депозиты населения, перезапустить кредитование экономики. То, что мы сделали это сразу же, когда стало понятно, с кризисом какого масштаба мы имеем дело, позволило преодолеть и всплеск инфляции, который произошел весной, и купировать риски финансовой стабильности. И начавшийся на фоне вот этой тревоги отток наличных из финансовой системы очень быстро прекратился. При этом после заморозки валютной части, значительной части наших резервов мы не могли проводить интервенции для того, чтобы сглаживать колебания, волатильность на валютном рынке. Поэтому нам пришлось ввести широкий спектр мер контроля за движением капитала. И по мере стабилизации ситуации мы их поэтапно смягчаем. Почему мы смягчаем? Для того чтобы сделать более комфортными условия для ведения внешнеэкономической деятельности. Об этом просили наши предприятия для того, чтобы они могли развивать внешнеэкономическую деятельность с теми странами, которые готовы выстраивать с нами отношения. Но предпосылок для дальнейшей либерализации валютных ограничений в настоящий момент мы не видим. Уже в III квартале в ответ на быстрое снижение ключевой ставки произошло заметное ускорение кредитования экономики — как розничного, так и корпоративного. При этом, конечно, текущий уровень ставки, он учитывает, с одной стороны, и повышенный уровень, который сохраняется, экономической неопределенности. Эта неопределенность снижает и потребительскую, и инвестиционную активность. С другой стороны, мы учитываем и повышенный уровень инфляционных ожиданий, который пока еще остается выше того, что было, например, в том же 2018—2019 году. Кредитование сейчас растет хорошими достаточно темпами, особенно корпоративное. Это показывает, что процесс структурной трансформации экономики действительно идет: предприятия используют кредитные ресурсы, чтобы адаптироваться к новым условиям, заместить внешние заимствования. Но тем не менее за 9 месяцев это неплохая цифра. Выдачи уменьшились, но портфель, в целом он растет. Банковская система, несмотря на то, что именно на нее пришелся первый и самый мощный удар, хорошо выдержала шоки этого года и сохраняет потенциал для кредитования и запас прочности. Поэтому мы ожидаем, что в кредитовании сохранится положительная динамика и при этом банки смогут без проблем выполнять и новую программу — важную программу кредитных каникул для мобилизованных и членов их семей. Первые данные о кредитных каникулах мы сможем предоставить по итогам этого месяца. Мы осуществляем мониторинг и по итогам каждого месяца будем предоставлять данные о объемах таких кредитных каникул. Естественно, работаем и по жалобам граждан, если они обращаются, отрабатываем все эти жалобы. Рост геополитической напряженности в последние полтора месяца также повысил тревожность в обществе, и это не могло не сказаться на финансовом положении людей.

Ослабление курса рубля, которое произошло летом 2023 года, отражало устойчивое внутреннее инфляционное давление. Политика, направленная на поддержание низкой инфляции, обеспечит стабилизацию национальной валюты. На рынке должен появиться специальный кредитный продукт для заёмщиков, которым банки отказывают в ссудах. Необходимо простимулировать компании, работающие в сфере несырьевого экспорта, выпускать ценные бумаги.

Набиуллина также отметила, что россияне активно размещают деньги в банках. Меньше чем за полгода объемы вкладов выросли на пять триллионов рублей — благодаря высоким ставкам клиентам удалось заработать почти триллион.

«Деньги вернут, потери компенсируют»: Набиуллина отчиталась перед Госдумой

В ближайшие годы российские предприятия будут менять свои бизнес-модели, от продажи сырья будут переходить к производству продукции с более высокой степенью переработки, менять географию отношений с покупателями и поставщиками. И этот процесс затрагивает все сектора. Каким-то отраслям и предприятиям легче это делать, каким-то — сложнее. И степень сложности зависит и от того, насколько глубоко повреждены внешнеэкономические связи, насколько реально создать новые связи, откроет ли это предприятие новые ниши на внешних и внутренних рынках. Мы рассматриваем и второй сценарий. Название его «Ускоренная адаптация». Когда компании могут быстрее наладить такие связи, найти такие ниши. В этом сценарии рост возобновится уже в следующем году. Инфляция вернется к цели быстрее и при более мягкой денежно-кредитной политике. Третий сценарий — «Глобальный кризис». Название само по себе говорит.

Этот сценарий вероятен, если центральные банки ведущих стран для борьбы с инфляцией будут вынуждены повысить ставки до уровней, которые приведут не только к рецессии, но и к проблемам в финансовой системе. Потому что мы видим, какая накоплена долговая нагрузка. Это может быть болезненно при высоких ставках денежно-кредитной политики в этих странах. К этому может подключиться и второй фактор. Рост геополитической напряженности, новые санкции на Россию. Это усилит фрагментацию мировой экономики. Сочетание этих факторов в этом сценарии может вызвать спад, сопоставимый с 2008—2009 годами. В этом сценарии низкий мировой спрос и возможные новые санкции сделают спад в России более продолжительным. Рост возобновится только в 2025 году. Инфляция будет более высокой, а от нас потребуется более жесткая денежно-кредитная политика.

И к цели по инфляции мы сможем вернуться только в 2025 году. Темпы структурной перестройки и сбалансированного роста в дальнейшем во многом зависят от внешних факторов. Но во многом, в главном — от нас. Банк России будет строить свою политику таким образом, чтобы финансовая система максимально полно отвечала меняющимся потребностям нашей экономики. Что мы планируем делать в дальнейшем. Во-первых, обеспечивать стабильно низкую инфляцию. Она очень важна, я хочу это подчеркнуть, она очень важна для развития долгосрочного, в том числе и прежде всего инвестиционного финансирования. И поэтому цели и принципы нашей денежно-кредитной политики останутся прежними. Во-вторых, есть стратегически важные направления, которые должны сейчас развиваться ускоренными темпами и требуют больших финансовых ресурсов. И Банк России готов будет применять стимулирующее регулирование к банкам, чтобы кредитование таких проектов набирало обороты.

Здесь мы собираемся опираться на так называемую таксономию попросту — критерии проектов технологического суверенитета и модернизации экономики, которую разрабатывает при нашем участии Правительство, и соответствующим образом будем настраивать регулирование банками. В-третьих, очень важно развитие рынка капитала. По сути он должен стать главным источником долгосрочного финансирования. Инструменты фондового рынка в целом должны развиваться вместе с изменением экономики, быть более гибкими. Особое внимание будет уделяться защите прав розничных инвесторов, то есть тех людей, которые выходят на фондовый рынок, предоставляют свои финансовые ресурсы, те ресурсы, которые в конечном счете работают на экономику, на развитие. В том числе нужно сформировать и полноценную систему выпуска и оборота цифровых финансовых активов. В-четвертых, цифровой рубль. Цифровая валюта центрального банка дает преимущества и внутри страны, и позволит развивать трансграничные платежи. В целом же развитие международных платежей остается приоритетом для нас даже при том, что усиливается давление на российский финансовый рынок и на страны-партнеры. Мы будем расширять расчеты в национальных валютах, искать способы обеспечить комфорт расчетов и для бизнеса, и для граждан.

Это очень сложная проблема, мы находимся в разработке решений. Не могу также не упомянуть текущую работу по некоторым проектам, актуальность которых сейчас только выросла. Это, например, киберустойчивость финансового сектора.

Я не раз это говорила, нам важно не допустить того, что если люди не могут взять кредиты ни в банках, ни в микрофинансовых организациях, они идут на черный рынок к черным кредиторам, которые, к сожалению, еще есть, а там никакой защиты нет, никаких ни потолков, ни лимитов и так далее. Мы при этом ужесточаем требования к микрофинансовым организациям для того, чтобы у них не было стимулов давать кредиты по повышенным ставкам, мы также устанавливаем лимиты для высокорискованных заемщиков, повышены резервы по кредитам с высокими ставками для того, чтобы и ставки снижались. И, кроме того, мы создали, сейчас создаем условия для того чтобы те клиенты, которым раньше банки отказывали, где меньше процентная ставка, могли получать и кредиты в банках. Раньше они были вынуждены всегда идти в микрофинансовые организации, сейчас мы для банков выделили отдельную категорию людей, у которых доходы или показатель долговой нагрузки может быть достаточно высоким — 60 процентов плюс, чтобы они могли брать кредиты до 100 тысяч до одного года. И вот эти наши изменения вступили в силу с апреля 2024 года. Ну и на полях хотела заметить, что в микрофинансовых организациях хотя люди берут кредиты, растёт эта доля, но объём пока 400 миллиардов рублей кредитов физическим лицам тогда, как в банках они получили кредитов на 14 триллионов рублей. То есть по сопоставлению этих двух типов кредиторов для наших граждан. Кумин В. Я думаю, что сегодня в последующих выступлениях прозвучит много добрых слов в отношении Центрального банка и справедливых. Но мы хлеб отбирать не будем у других, а как оппозиция, ответственная оппозиция заострим несколько острых вопросов, на наш взгляд, стоящих перед ЦБ, которые необходимо решать. Сразу хочу сказать, что мы готовы совместно решать указанные ниже вопросы и готовы вместе работать конструктивно. Первый и, конечно, центральный вопрос для экономики — это ставка, которую пришлось поднять во второй половине года. Я бы охарактеризовал это словом — холодный душ для экономики. То есть мы находимся сейчас под холодным душем. Понятно, что есть объективные причины, Эльвира Сахипзадовна говорила о них в своём выступлении, но я хотел бы сказать о субъективной причине, которой, как нам кажется, не должно быть. Вот представьте себе июль месяц, министр Решетников выступает публично о том, что ему не нравится курс 60, а он бы хотел, чтобы для экспортёров было комфортно и было 80-90. Что начинают в этой ситуации делать граждане олигархи наши? Они начинают делать ставки, как это обычно. Я вот, например, знаю одну компанию, не буду называть её, которая имела корпоративный долг ноль, а после заявления министра в течение полутора месяцев его довела до 10 миллиардов долларов в рублях по фиксированной ставке 7 процентов. При этом, придерживая валюту, не возвращая её сюда, в страну. А дальше там, где 80-90, там и 100, потому что не одна эта компания так делала, а многие компании. И, слава богу, вовремя это остудили указом президента, в котором, я знаю, Центральный банк принимал участие, но в принципе эта ситуация недопустима. И поэтому здесь встаёт вопрос важнейший координации действий Центрального банка и правительства: как мы будем выходить из-под холодного душа? Потому что, как справедливо указала Счётная палата, если продлится два года, то очень снизится процент накопления нормы капитала, и, соответственно, это противоречит всем принципам, которые изложил президент в Послании и в своей программе. Выходить… естественно, стоять под холодным душем долго — это можно себе там всё отморозить. Поэтому здесь мы предлагаем несколько мер, которые должны быть услышаны, наверное. Первое, как я говорю, координация. И здесь не всё пока гладко, потому что, например, как мы и предполагали, проект таксономии так называемой не заработал, как сказал Анатолий Геннадьевич — «маловато». Три года продолжается дискуссия насчёт банковских гарантий безотзывных, государственных гарантий. Три года! В этот раз Центральный банк изложил на рабочей группе свою позицию. Мы, например, её поддерживаем. Там всего три пункта, что гарантия должна быть платной, гарантия должна учитывать рейтинг и приоритетность, значит, выдачи, и третье — она должна быть срочной, то есть нельзя её сразу предъявить, а можно, например, предъявить через пять лет по окончании срока действия проекта. Разумные предложения, нормальные предложения. Правительство молчит и ничего по этому поводу не сообщает, воз и ныне там. В ситуации высокой ставки это просто недопустимо. И, конечно, нужен контроль за вывозом капитала. Вот Центральный банк продляет уже несколько раз меру, которая гласит, что человек может перевести на свои счета 1 миллион долларов в месяц. Вот я рисую портрет такого человека. Я не могу понять, кому нужно переводить 1 миллион долларов США в месяц за рубеж на свои счета. Я понимаю, человек поехал в поездку, оплатил 15, 25 тысяч долларов, но не миллион долларов. Мне кажется, меру надо сократить, она бесполезная, а вместо этого, мы вот рады, что Ольга Васильевна очень занялась так называемым антидроппингом, и вывели крупного игрока, который этим занимался с рынка, и все это знали прекрасно, в трансграничных делах, это большая победа и хорошее достижение. И мы хотим всё-таки, чтобы вы ещё обратили внимание, что он не один, что есть ещё компания такая же с гражданами США во главе. Мы это в запросе в Центральный банк указали в вопросах, мы надеемся получить ответ. Это… С этим нужно беспощадно бороться, это главная мера, потому что эти дропперы трансграничные, они переводят деньги. Вот это вот самый, так сказать, серьёзный вывод капитала, и с этим мы готовы, так сказать, с вами совместно принять меры, чтобы бороться. Значит, да, по санкциям, которые ввели на компанию… на карты «Мир». Встал, конечно, вопрос центральный о том, что нужны QR-коды и нужен единый QR-код, Ольга Николаевна, и здесь как бы мы вас полностью поддержим. И мы считаем, что его надо ввести, потому что у нас и по внутренним расчётам превратились кассы, как, знаете, холодильник, который, так сказать, накрыт там этими, так сказать, как они называются, наклейками, да, магнитиками: вот «Тинькофф», вот «Сбер», вот ещё что-то. Ну, смешно уже это становится. Поэтому, конечно, мы ждём закон о едином QR-коде. И мы хотели просить, чтобы вы поборолись с так называемыми параллельными рынками, о них шла речь. Это рынок платной рассрочки, где потребитель вообще никак не застрахован. И я хочу ещё отметить один рынок, который получился, да, конечно, мошенники, потому что ну вот женщина врач… заслуженный учитель России, 2 миллиона, мошенники обдурили. Пришла, три минуты — получила кредит. Проплатила деньги, всё, пришла домой — упала. И если некоторые банки помогают, например, назовём прямо, «Сбер» мало того, что отказал, потребовал, что квартиру заберёт. Здесь я думаю, что нужно разбираться службе. Поэтому вот это недопустимо. И ещё недопустима оказалась ситуация с Санкт-Петербургской биржей, когда более 3 миллионов человек купили иностранные акции, а биржа не позаботилась о защите их интересов. Ну, это… Купить акции «Теслы», это как для меня в детстве жвачку иностранную купить, все хотят, так сказать. Но должны были предпринять меры в бирже эти деятели. Мер не предпринято, люди пострадали, и я думаю, что мы будем работать над этим с Филиппом Георгиевичем, и по этому поводу Дума приняла соответствующее решение, создана рабочая группа. И я хотел попросить, чтобы наши представители в Национальном финансовом совете подняли голос, и когда не могут договориться две конституционных, два конституционных органа — правительство и Центральный банк, чтобы наши депутаты возвысили голос и, так сказать… Микрофон отключен. Уважаемые депутаты! Я, прежде всего, хочу вас поблагодарить за работу совместную по развитию финансового рынка. Это нужно и для нашего бизнеса и для граждан. Я два раза в год прихожу сюда на пленарные заседания, и по денежно-кредитной политике, и по отчету, и для меня это важное событие. Но вся команда Центрального банка в течение года активно работает по разным вопросам, а вопросы у нас многие. И мы очень внимательно, поверьте, относимся к вашим предложениям, идеям, критике, мы понимаем, что за этим стоят реальные проблемы людей, вы их хорошо знаете, вы ездите по регионам. И, действительно, взгляды разные, как сказал Вячеслав Викторович, и мы это тоже всё учитываем. Нам есть много о чём спорить, но нам, мне кажется, важно понимать, что у нас общие задачи. Всё равно у всех общие задачи, чтобы развивалась страна, чтобы росла экономика, чтобы увеличивалось благосостояние наших людей, и мы будем делать для этого всё возможное, всё, что в наших силах для того, чтобы эти задачи решать, и опираясь на ваш опыт и на вашу поддержку. И Вячеслав Викторович сказал про роль Национального финансового совета, мы, действительно, там встречаемся и обсуждаем разные актуальные вопросы, вот есть вопросы, мы их ставим в повестку, обсуждаем достаточно предметно. И сейчас, вы позволите, есть буквально несколько минут, я попробую где-то очень коротко на некоторые прозвучавшие уже в выступлениях темы отреагировать. Анатолий Геннадьевич говорил, и потом Вадим Валентинович тоже это поддержал, роль государственных гарантий, да, что нужно менять их характер, активно применять для поддержки, в том числе кредитований крупных проектов. Мы очень поддерживаем эти подходы и надеемся, что во взаимодействии с правительством сможем это сделать эффективным инструментом. Безусловно, готовы обсуждать с правительством и налогообложение разных долгосрочных инструментов. Мы вместе с вами выстраиваем линейку разнообразных инструментов, которые будут помогать долгосрочными вложениями в экономику страны, и, конечно, её надо всю настроить, мы здесь будем активно работать. Вадим Валентинович, спасибо большое, что напомнили о нашей, действительно, работе важной. Она раньше была в центре внимания, а теперь отошла на задний план, но тем не менее остаётся, и мы всё время руку на пульсе держим. Это борьба с сомнительными подозрительными операциями, которые выводят деньги из легального оборота, из того, что могло финансировать экономику, на разные подозрительные цели, и мы будем этим заниматься. Ремарка про Санкт-Петербургскую биржу. Мы, кстати, заранее начали вводить ограничения, в том числе для неквалифицированных инвесторов, чтобы они не покупали иностранные ценные бумаги. А для квалифицированных был создан механизм, который позволил уменьшить уже накопленные их вложения в иностранные ценные бумаги. Мы всегда понимали риски иностранной юридической инфраструктуры и так далее и предупреждали об этом инвесторов. Леонид Эдуардович очень правильно сказал о важности национального рынка капитала, долгосрочного финансирования, развитой платёжной инфраструктуры, те вопросы, над которыми мы будем работать. И о реальной доступности ипотеки, пресечении сомнительных практик, которые вводят в заблуждение людей, и тоже будем на это обращать внимание. Валерий Карлович, про инвестиции. Это тоже… мы понимаем, что для роста экономики, для устойчивого роста экономики нужны инвестиции. Инвестиции должны будут расти быстрее ВВП. Но мы стоим за то, чтобы снижалась инфляция, мы стоим за то, чтобы инвестиции и экономический рост оплачивался не за счёт роста цен, который из своего кармана, за который платят граждане. Нужно инвестировать, нужно найти механизмы инвестировать заработанное. И это, мне кажется, ключевое, когда мы говорим об инфляции, экономическом росте инвестиций. И, конечно, нужно привлекать с рынка капиталы, многие об этом говорили, и здесь, вы знаете, мы также выражаем обеспокоенность защиты прав миноритарных добросовестных акционеров, которые приобретали акции на бирже. Александр Вячеславович, мы поддержим подход к льготной ипотеке, она должна быть адресной.

Как следует из материалов к заседанию, предусмотрен также содоклад главы комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолия Аксакова, ответы на вопросы от представителей фракций. Для определения траектории ДКП на прогнозный период до 2025 г. В базовом сценарии ЦБ предполагает, что введенные против российской экономики ограничения сохранятся на прогнозном горизонте, процесс подстройки экономики к ним может занять до полутора лет.

Нужные законы были приняты. И мы видим результаты: количество атак выросло, но количество успешных сократилось. Но нужно продолжать работу, и большая ответственность должна быть на банках, потому что сейчас последствия социальной инженерии расхлебывают только сами люди», — цитирует Набиуллину ТАСС. Спикер отметила, что ЦБ сохраняет плавающий курс и будет вмешиваться в работу валютного рынка только в случае угроз для финансовой стабильности. Она добавила, что регулятор ищет разные пути решения проблемы замороженных активов.

«Мы залезаем в карман граждан!»: Набиуллину разнесли в Госдуме депутаты

Навигация по записям. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина представила в Госдуме традиционный отчет о работе регулятора в 2023 году. Банковская система России крепко стоит на ногах, быстро реагируя на появившиеся из-за санкций вызовы, заявила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в понедельник, выступая в Госдуме.

Набуиллина назвала нехватку рабочей силы главной проблемой экономики России

  • О настоящем
  • Марафонский забег
  • О росте кредитования
  • Регистрация
  • Набуиллина назвала нехватку рабочей силы главной проблемой экономики России
  • Первые, кто спешат на помощь: стало известно, сколько зарабатывают медики скорой

О чем говорила Набиуллина в Госдуме

Главная Мультимедиа Видеогалерея Эльвира Набиуллина рассказала о цифровом рубле на заседании президиума фракции «Единой России» в Госдуме. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступила с отчетом в Государственной думе, предварительно проведя ряд установочных встреч с парламентскими партиями. В выступлении Эльвира Набиуллина также констатировала значительное превышение планового порога годовой инфляции — больше 7% вместо запланированных 4%. Навигация по записям. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина выступила на совместном заседании комитетов Госдумы по финансовому рынку, по бюджету и налогам и по экономической политике, посвященном рассмотрению "Основных направлений единой государственной.

Цифровой рубль, инфляция и мошенники — выступление главы ЦБ в Госдуме

Госдума повторно переназначила Набиуллину на пост главы ЦБ в 2017 году. Банк России действует в условиях санкций — в частности, западные страны заблокировали примерно половину золотовалютных резервов РФ на сумму около 300 миллиардов долларов. Сейчас Москва готовит судебные иски по оспариванию заморозки резервов. Как сообщил в конце марта Bloomberg со ссылкой на источники, после начала спецоперации на Украине Набиуллина хотела покинуть пост главы Центробанка, однако Путин попросил ее остаться. В пресс-службе Банка России опровергли это сообщение.

Банки дают в долг, они не могут и не должны быть инвестиционными фондами. Но нам критически важны сейчас прямые инвестиции и по-настоящему долгосрочное финансирование. Это как раз развитие рынка капитала, где риск на себя принимают инвесторы, которые вкладывают свои сбережения на длительные сроки, а не банки, которым в каждый момент необходимо обеспечивать ликвидность и возврат депозитов вкладчиков. И речь идет как о долговом финансировании в виде облигаций мы видим, как этот рынок бурно развивался, и сейчас это значительная часть, когда предприятия могут привлекать заемное финансирование , так и о долевом финансировании через размещение акций. Акционерный капитал в форме реинвестированной нераспределенной прибыли компаний или новые размещения — это, конечно, важный фактор для роста бизнеса.

Поэтому развитие рынка капитала и долевого финансирования, которое у нас не очень развито, будет одним из приоритетов на ближайшие годы. Для этого важно расширение спроса и предложения на рынке ценных бумаг. Что касается предложения на рынке ценных бумаг, то пока бизнес это не очень активно использует как инструмент финансирования. Если мы посмотрим на российский рынок капитала, то на нем представлены компании более узкого набора отраслей, чем, например, в структуре российского ВВП. То есть многие компании просто не представлены на рынке акций. И более того, те компании, которые уже размещают акции, в основном пускают небольшой объем акций в свободное обращение. Мы посмотрели по другим странам — в большинстве стран, и в странах развивающихся, конечно, этот объем гораздо больше. То есть нужно принять меры, чтобы стимулировать и число, и объем разнообразных ценных бумаг, доступных для выбора инвесторов, а пока он не очень велик. Набор инструментов, который доступен на российском рынке, тоже должен развиваться.

Поэтому мы много внимания уделяем развитию цифровых финансовых активов. Вчера мы выпустили доклады по децентрализованным финансам и по цифровым финансовым активам, чтобы обсудить перспективы и риски для нашего рынка. Понимая и риски, которые с этим связаны, но и преимущества, для того чтобы нам дальше более активно двигаться по этому направлению. Другая сторона развития рынка капитала — спрос на российские ценные бумаги. И чтобы спрос на ценные бумаги был а в принципе наше население, мы это видели в последние годы, готово инвестировать и вышло на рынок капитала, многие даже называли это бумом розничного инвестора , необходимо восстановление доверия частных инвесторов. Чтобы они продолжали инвестировать после тех шоков, которые рынок капитала тоже в этом году испытал. Поэтому мы сейчас очень активно обсуждаем разные варианты, меры для того, чтобы решить проблему замороженных активов для инвесторов. С другой стороны, нужно создать те инструменты долгосрочных вложений, которые будут пользоваться доверием инвесторов. Мы поддерживаем идею введения третьего типа индивидуальных инвестиционных счетов — этот инструмент позволит делать инвестиции на горизонте 10 лет.

Это, конечно, для предприятий будет важный ресурс. Важно развитие сферы доверительного управления, когда граждане не один на один сталкиваются с фондовым рынком, а передают в управление свои инвестиции профессионалам, профессиональным финансовым посредникам. Требуется и повышение роли институциональных инвесторов, включая негосударственные пенсионные фонды. И в целом должна возрасти роль долгосрочных сбережений граждан в инвестициях. На наш взгляд, этому будет способствовать и система гарантирования негосударственных пенсионных фондов, и создание стимулов для граждан формировать долгосрочные пенсионные накопления, и поддержка корпоративных систем добровольных накоплений. Еще об одном аспекте хотела сказать. Мы, когда произошли эти шоки, закрыли большой объем информации финансовых институтов. Но для того, чтобы финансовый рынок работал активно и чтобы инвесторы могли принимать инвестиционные решения, конечно, нужен возврат к раскрытию информации финансовыми и нефинансовыми организациями, кроме той информации, которая повышает чувствительность к санкциям. Мы готовимся к тому, чтобы начать давать больше информации, чтобы инвесторы могли принимать решения.

Кроме того, мы работаем сейчас над созданием собственных отечественных финансовых и товарных индикаторов, которые требуются для заключения сделок, для принятия инвестиционных решений широким кругом участников. Со стороны внешнеэкономической деятельности критически важны международные платежи и расчеты. По этой системе расчетов и платежей прицельно бьют санкции. Вторичных санкций, естественно, боятся наши партнеры. Мы выстраиваем отношения на двусторонней основе, стараясь снижать санкционные риски для партнеров. Это очень непросто, потому что есть много индивидуальных нюансов в разных странах, по каждой стране, но это не невозможно. И цифровые валюты, которые мы развиваем у себя, партнеры развивают у себя, тоже могут стать фактором расшивки узких мест. Но основной путь решения проблем с внешнеэкономическими платежами — это укрепление доверия к рублю. Мы видим, когда мы переходим на национальные валюты, партнеры обращают внимание на устойчивость рубля, а устойчивость рубля в их глазах — это низкая инфляция.

Если платежи, накопления осуществляются в рублях, то рубль не должен обесцениваться. Поэтому фактор низкой инфляции становится важным для обеспечения внешнеэкономических расчетов в национальных валютах. В завершение я хотела бы сказать: то, что мы на начало этого года имели ресурсы и инструменты, достаточные для противодействия масштабному кризису, достаточно быстро стабилизировали ситуацию, — это во многом итог многолетней политики. Не будь у нас крепкого тыла в виде макростабильности, устойчивой банковской системы, масштаб проблем мог бы быть и хуже. Но, действительно, сейчас стоят новые задачи — не только обеспечивать стабильность, но и обеспечить поступательный рост российской экономики. И я очень благодарна за доверие депутатов, глубокое понимание нашей работы руководством и членами профильных комитетов на протяжении многих лет. И за то, как оперативно в этом году вы принимали и принимаете изменения в законодательство, которые дают нам возможность действовать наиболее эффективно.

За прошлый год граждане стали пользоваться этим сервисом в два раза чаще: они оформили более 30 млн кредитов, страховок, других услуг без лишних справок и сложных анкет, пользуясь этой системой. Мы начали обсуждать подходы к регулированию применения искусственного интеллекта. Эта технология быстро проникает во все сферы жизни, и мы хотим, чтобы финансовые организации использовали ее открыто, безопасно и ответственно, на благо клиентам. Уважаемые депутаты, я благодарна вам за постоянное внимание к теме защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, борьбы с мошенничеством. В минувшем году Государственная Дума приняла более десяти законов в этой сфере. Сейчас большое несчастье в Оренбургской области, и мы рассчитываем, что людям поможет закон о кредитных каникулах, который вы приняли в прошлом году. Уже поступили сотни обращений от пострадавших от паводка, на сегодняшний день более 200 кредитных каникул банки успели оформить. Мы рекомендовали банкам рассматривать обращения в упрощенном порядке, понимая, что людям сейчас не до сбора разных справок. Будем внимательно за этим следить и контролировать. Уже работает важный закон о полной стоимости кредита. В этот показатель, очень важный для людей, теперь включаются все дополнительные услуги и платежи, которые раньше оставались за кадром, потому что как бы были добровольные. Увеличился период охлаждения, когда можно вернуть деньги за навязанные услуги. Исчезла реклама кредитов с чуть ли не нулевыми, по сути нереальными, ставками, которые на деле обставлены такими условиями, что стоимость кредита получается сильно двузначной. Совсем скоро, с мая, вступит в силу другой закон, который позволит гражданам бесплатно переводить деньги между своими счетами в разных банках. Это, по сути, эпохальное изменение. Закон снимает те искусственные барьеры, которые мешали людям свободно распоряжаться своими сбережениями, и полностью решает проблему «зарплатного рабства». Чуть позже, в июле, заработает новый закон о противодействии кибермошенникам. В частности, он вводит двухдневный период охлаждения для переводов на подозрительные счета. Этот период нужен, чтобы человек мог разобраться, что его обманывают, чтобы отказаться от перевода. В этом году принят долгожданный закон о самозапретах на кредиты, с помощью которого любой человек сможет обезопасить себя от оформления на его имя займа. Хочу сказать, что на всех встречах по нашему Годовому отчету вы поднимали вопросы мошенничества. Нам не удалось пока добиться перелома в борьбе с мошенниками, мы бьем по хвостам — об этом мы говорили и на комитетах, и на встречах с фракциями. Два новых закона, которые я назвала, конечно, помогут, но нужно вместе искать и другие решения. Мы договорились более подробно обсудить дополнительные меры с депутатами. На подходе несколько важных для граждан законопроектов в финансовой сфере. Я скажу о наиболее, на наш взгляд, приоритетных. Ограничение плавающих ставок в кредитовании. Я говорила о том, что предприятия больше берут кредиты по таким ставкам, но гражданам и микропредприятиям, в отличие от крупных компаний, сложнее оценить все риски. Ставка может быть изначально привлекательной, но затем существенно возрасти и привести к резкому росту долговой нагрузки. Мы хотим это предотвратить. Финансовые пирамиды. К сожалению, активный интерес граждан к инвестициям часто используют мошенники. Причем их изобретательность не знает границ, а для запуска очередной пирамиды в Интернете не нужно больших затрат. Поэтому мы считаем крайне важным законопроект о запрете организациям, которые не поднадзорны Банку России, привлекать инвестиции граждан. Эти законопроекты готовятся ко второму чтению. Обсуждаем и новые инициативы для защиты потребителей. Вы часто обращаете наше внимание на те или иные недобросовестные схемы продаж финансовых продуктов. Мы с ними боремся и видим определенный результат, в том числе по снижению числа жалоб. Жалобы на мисселинг, на недобросовестные продажи сократились в два раза в прошлом году. Но весь наш опыт последних лет говорит о том, что нужно все-таки повышать штрафы за нарушения прав потребителей финансовых услуг. Чтобы нарушать было экономически невыгодно. Сейчас во многих случаях это не так, особенно, например, если банк крупный. Для него миллион рублей — это копеечный штраф, нематериальный штраф. Миллионные нарушения, мы выявляли такие случаи, — и всего миллион рублей штраф. У нас применяются такие штрафы в сфере «антиотмывочного» законодательства. На наш взгляд, они сработали хорошо: деньги банки считать умеют. Мы также вместе с вами обсуждаем регулирование рассрочки. Этим рынком граждане активно пользуются, он развивается очень быстро, и за прошлый год он почти удвоился. Мы отдаем должное удобству рассрочки, но видим недостаточную прозрачность этого сервиса. Здесь нужно найти баланс. Мы считаем, что вся платная рассрочка, когда гражданин платит за эту рассрочку, должна быть в виде кредита или займа, потому что, по сути, это кредит и есть, и права потребителя должны быть защищены не хуже, чем права заемщика в банке. При этом, конечно, разумно сохранить пространство и для небанковских операторов бесплатной рассрочки, но отрегулировать их деятельность таким образом, чтобы потребитель все-таки видел все важные условия рассрочки и мог их адекватно оценить, и общая долговая нагрузка для него не стала неподъемной. Хочу отметить, что в этот раз при обсуждении нашего отчета было меньше вопросов по доступности ОСАГО, но все же эта тема остается в центре общего внимания. Есть изменения к лучшему. Если в 2022 году полисы подорожали, хотя и не так сильно, как запчасти, то в прошлом году по самой массовой категории подорожания не было. Средняя стоимость полисов на легковые автомобили, которые используются в личных целях, оставалась на уровне 7,4 тыс. То есть реальная цена с учетом инфляции даже снизилась.

Однако на то, чтобы маховик инфляции затормозился, нужно время. Экономике нужно «переварить» рекордный объем уже созданного за последние 12 месяцев кредита. Набиуллина заверила, что «это залог нормального, стабильного развития в будущем». При этом кредитование будет расти — пусть и более умеренными, сбалансированными темпами. Альтернативные сценарии учитывают риски усиления санкций, сокращения спроса на основные экспортные товары и мирового финансового кризиса. В этих двух сценариях инфляция вернется к намеченной цели в 2025 г. Для этого может потребоваться более жесткая ДКП. О ближайших целях Первой целью Набиуллина обозначила развитие рынка капитала. По ее словам, компаниям нужно активнее привлекать деньги в капитал, выходить на IPO, на рынок облигаций. Для этого нужно раскрывать информацию о компании, понимая все санкционные риски и чувствительность информации, выстраивать корпоративное управление. Но это открывает гораздо больше возможностей. Второе - повышение доверия на финансовом рынке. Под ним понимается доступность информации для инвесторов, национальные рейтинги, рыночные индикаторы и защита прав инвесторов, акционеров. Третье — развитие системы международных платежей и расчетов, чтобы бизнес мог выйти на новые экспортные рынки.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий