Новости совокупность предметов образующих нечто целое

Околоцветник — наружная часть цветка, совокупность всех лепестков и чашелистиков. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Основным инструментом является словарь, позволяя вам искать необходимые слова, Вы можете найти ответы на любой вопрос! Сайт содержит более чем один миллион записей. 2) Совокупность предметов одного назначения, составляющих что-л. целое.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ТУРИСТА ОТ "А" ДО "Я"

Быть в наличии. Накладная планка на дверном или оконном проёме. Резные наличники. Металлическая пластинка со скважиной для ключа в 1 знач. Наличие, присутствие. Все документы в наличности. Количество чего-н. Деньги, имеющиеся налицо. Кассовая н. Проверить н.

Имеющийся налицо, в наличности. Наличные суммы. Продавать за наличные сущ. Находящийся на лбу, надеваемый на лоб. Налобная повязка. Поймать в каком-н. Приобрести навык, ловкость в каком-н. НАЛОГ, -а, м. Установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц.

Взимать н.

Одна — это отрыв понятия от действительности, противопоставление ей, неумение уяснить органическую связь с ней. А другая — отождествление понятия с действительностью, неспособность осмыслить его глубокое качественное отличие, его специфику.

Чтобы избежать этих крайностей, нужно вначале установить генезис происхождение понятия и раскрыть его природу сущность. Возникновение понятий — объективная закономерность становления и развития человеческого мышления. Иными словами, этот процесс имеет свои предпосылки и условия, а также причины.

Какова объективная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении? Это предметный характер окружающего нас мира, т. Таковы, например, камни, растения, животные, сами люди, их строения и поселения, Земля в целом, Солнце, Луна, звезды и т.

Если бы не было таких предметов, то не было бы соответствующих понятий, не было бы и самой формы мышления, именуемой понятием. Все предметы имеют более или менее сложный характер: они состоят из элементов, так или иначе связанных между собой, и обладают теми или иными свойствами. В то же время они находятся в определенных связях и отношениях с другими предметами.

Все то, что так или иначе характеризует предмет и позволяет рассматривать его именно как данный, а не иной предмет, служит для человека его признаком т. Так, мы говорим о признаках жизни, признаках государства, признаках кризиса и т. Слово «признак» часто используется в юридической сфере, например: признаки преступления или наказания, анатомические признаки живого лица или трупа, признаки почерка.

Признаки предмета могут носить самый разнообразный характер. Они могут быть общими и отличительными, существенными и несущественными, необходимыми и случайными и т. Правда, это деление в известной степени относительно.

Признаки, общие для одной группы предметов, могут выступать как отличающие их от других предметов; существенные, т. Но само их разграничение носит в целом объективный смысл. И для человека далеко не безразлично, с какого рода признаками он имеет дело.

Особую роль в его жизни играют общие, существенные, необходимые признаки. Они и лежат в основе понятий. А чем вызывается необходимость в понятиях?

Она неразрывно связана с трудовой, и прежде всего материально-производственной, деятельностью людей. В процессе этой деятельности человек сталкивается с неизбежным противоречием — между бесконечным многообразием отдельных предметов действительности и потребностью овладеть ими в целях успешного воздействия на природу а затем и на общественную жизнь. Средством разрешения этого противоречия и служит понятие.

Образование понятия — не простой зеркальный акт отражения предметов действительности, а сложнейший диалектический процесс. Он предполагает активность субъекта и включает в себя множество логических приемов. Важнейшими из них выступают анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

Анализ — это мысленное разложение предмета на его признаки. Синтез — мысленное соединение признаков предмета в одно целое. Сравнение — мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.

Абстрагирование от лат. Результат этого процесса называется «абстракцией», что служит синонимом «понятия». Обобщение — мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.

Все эти логические приемы тесно связаны между собой, образуя единый процесс. Его конечным итогом оказывается мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но принимающая неизменно одну и ту же форму — понятия. Говоря метафорически, в процессе образования понятия происходит своего рода мысленное «просеивание» отдельных предметов и их признаков через «познавательное сито».

В них выделяются наиболее важные и ценные в том или ином отношении признаки и «отсеивается» все ненужное: частное, несущественное, случайное. Знание генезиса понятия дает возможность раскрыть его действительную природу. Понятие — это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве.

Под предметом здесь и далее будут подразумеваться не только конкретные вещи, явления, процессы, но и их свойства, а также связи и отношения; предметы материальные и духовные, действительные и мнимые, уже существующие и возможные в будущем — словом, все то, на что может быть направлена человеческая мысль, любой объект мысли. Этим подчеркивается универсальность понятия как формы мышления, его способность отразить все качественное многообразие и единство мира. Так, понятие «плод вообще» в отличие от конкретных, чувственно воспринимаемых плодов — яблок, груш, слив и т.

Таковы также понятия «дерево вообще», «животное вообще», «человек вообще», «дом вообще» по сравнению с отдельными деревьями, домами и пр. Примеры юридических понятий: «преступление» включает в себя такие признаки, как общественно опасный характер деяния — действия или бездействия, противоправность, виновность. Совокупность признаков, образующих, согласно закону, конкретный вид преступления, именуется «составом преступления».

Будучи отражением предметной действительности, понятия характеризуются относительной самостоятельностью своего существования. Понятие может быть образовано до возникновения самого предмета «социализм» и «коммунизм». Предмет может исчезнуть, а понятие его — сохраняться, передаваясь от поколения к поколению «рабовладелец» и «раб».

С изменением и развитием действительности образуются новые понятия. Так, с возникновением частной собственности появляется возможность и ее нарушения — кража, а также средство ее защиты от кражи — право. Все это находит свое отражение в соответствующих понятиях, в частности в понятии «право».

Возникновение новых понятий связано и с процессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей, отношений. Таковы многие понятия наук: «масса», «энергия», «жизнь» и др. Глубокая диалектика объективной действительности делает неизбежной диалектику понятий о ней.

Развитие познавательной способности человека ведет к тому, что от первых простейших абстракций мысль движется ко все более широким и глубоким, все более мощным абстракциям, способным все полнее отражать действительность, — «природа», «общество», «производство», «труд» и др. Роль понятий в познании, их функции и структура. Из сущности понятий вытекает их роль в познании.

Она поистине огромна и ничем не заменима. Понятия служат одним из важнейших способов духовного освоения человеком окружающего его мира — для того чтобы освоить его затем практически. Образование понятий есть мысленное завязывание человеком своего рода «узлов» в сети предметов и явлений действительности, помогающее ему овладеть всей этой сетью.

До известной степени это похоже на то, что хитроумно сделал герой известного фантастического произведения Джонатана Свифта Гулливер в стране лилипутов. Привязав к кораблям неприятельского флота бечевки и связав их в один узел, он смог разом увести весь флот из полусотни кораблей на сторону своих друзей. Разумеется, объединять в понятии допустимо лишь то, что едино в самой действительности.

Иначе можно исказить сущность предметов, их объективное соотношение, а следовательно, обречь практическую деятельность на неудачу. Как сказано у поэта: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Если же мы попытаемся объединить, например, сапожную щетку в единую категорию с млекопитающими, от этого у нее еще не вырастут молочные железы.

Естественно, что и отношение к ней на практике не может быть таким же, как к млекопитающим. Понятия выполняют две основных функции. Первая — это их познавательная функция.

В них концентрируются успехи познавательной, абстрагирующей деятельности людей. Будучи результатом предшествующего процесса познания, они служат затем средством дальнейшего познания. Это осуществляется на основе такой массовидной логической операции, как применение понятия или подведение предмета под понятие.

Например, выработав понятие «вещество» путем обобщения твердых тел, жидкостей и газов, мы распространяем его затем на новые виды вещества, например плазму. Накапливаясь, эмпирические знания систематизируются, углубляются и уточняются, рано или поздно превращаясь в науку. Без понятий нет науки.

А без науки невозможно развитие материального производства и, следовательно, других сторон общественной жизни. В настоящее время мы живем в огромном мире не только вещей, но и соответствующих понятий. Они широко используются в практике повседневного мышления, включая и юридическую практику.

Каждая наука тоже имеет свои понятия, образующие более или менее стройную систему, — ее понятийный аппарат. Так, в физике — это понятия «масса», «энергия», «заряд» и т. В общественных науках — это понятия «общество», «производство», «государство» и пр.

Юридические науки оперируют такими специфическими понятиями, как «право», «законность», «правосудие» и т. Их своеобразие заключается в том, что в них отражается широкий спектр общественных отношений между людьми, регулируемых правом. С его помощью устанавливаются нормы поведения людей в обществе, регулируются и совершенствуются сами отношения между ними.

О значимости понятий в юридической сфере свидетельствует хотя бы тот факт, что они лежат в основе наименований законов, их разделов, глав, параграфов и даже отдельных статей, не говоря уже о том, что без них невозможна формулировка ни одной статьи закона. Другая, тесно связанная с предыдущей функция понятия — коммуникативная, т. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности, а также передают их последующим поколениям.

Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений. Будучи относительно наиболее простой формой мышления, понятие само имеет сложную структуру, т. Эта структура обусловлена функциями понятия и служит средством их осуществления.

В понятии различаются прежде всего содержание и объем. Содержание — это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Например, содержание понятия «право» составляют такие его признаки, как «совокупность норм поведения людей», их «установление или санкционирование государством», их «обеспечение принудительной силой государственных органов» и др.

Они являются общими и существенными для всякого права вообще и в своей совокупности выделяют его среди других общественных явлений — политики, морали, искусства, религии, философии. Содержание понятия схематически можно выразить так: A BCD... Следует учитывать, что различие между понятием и его структурным элементом — признаком относительно: то, что по отношению к одному понятию выступает как признак, в другом случае есть самостоятельное понятие, имеющее свои признаки.

В этом смысле можно сказать, что содержание понятия само слагается из... Но это не парадокс, а проявление глубокой взаимосвязи и единства понятий, отражающих объективную взаимосвязь и единство мира. Разница между ними лишь в сложности их структуры.

Нужно также учитывать, что мыслимые в понятии признаки существуют не порознь, а в неразрывной связи друг с другом, образуя более или менее целостную систему. И в этом также находит свое отражение системный характер самой действительности. Отсюда следует, что характеристика структуры понятия была бы явно неполной, если бы мы ограничились указанием лишь ее элементов — признаков.

Принципиальное значение для логики имеет раскрытие логической связи между ними. Эта связь носит двоякий характер: субординации и координации. Субординация — их «вертикальная» связь.

Она обусловлена тем, что сами признаки различаются прежде всего по степени общности: одни — более общие, другие — менее общие. Поэтому в их системе можно выделить два основных типа признаков: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой относится данный предмет мысли; и видовые признаки, общие и существенные лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов той же предметной области. Так, родовым по отношению к праву выступает признак «нормы поведения людей», которые включают в себя и неправовые — нормы морали.

Но если нормы морали вырабатываются самими людьми в процессе их общения и обеспечиваются силой общественного мнения, то видовыми, отличительными признаками права служит то, что его нормы устанавливаются и санкционируются государством, а их исполнение обеспечивается соответствующими органами государственного принуждения. Координация признаков — это их «горизонтальная» связь, и она тоже может быть разных типов. По способу сочетания признаков различаются отношения соединения конъюнкции , когда признаки не исключают друг друга; разъединения дизъюнкции , если они носят характер альтернатив внутри системы; условные отношения — в тех случаях, когда одни признаки зависят от других как основание и следствие; отрицания, если какие-либо признаки несовместимы отрицательные признаки.

Так, в понятие «свидетеля» входят признаки с конъюнктивной связью: «лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела» и «лицо, которое вызвано для дачи показаний». Понятие «работодатель» включает признаки с дизъюнктивным отношением: «физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником» либо «юридическое лицо организация , вступившее в трудовые отношения с работником». Более сложный случай дизъюнкции, когда в понятии мыслятся три признака одновременно.

В соответствии с УПК РФ «подозреваемый» это — «лицо: 1 либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. Курсив мой — Е. Еще более сложный случай, когда налицо сочетание конъюнкции и дизъюнкции.

Так, «вещественные доказательства» — это, по Уголовно-процессуальному кодексу, «любые предметы: 1 которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления; 2 на которые были направлены преступные действия; 3 иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела ст. Объем понятия — это охватываемые им предметы мысли. Так, объем понятия «право» составляют все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем.

Графически объем понятия изображается кругом: где А — любое понятие. Предметы, входящие в объем понятия, называются в логике также классом или множеством. Класс множество состоит из подклассов или подмножеств.

Например, класс явлений, охватываемых понятием «право», включает в себя такие подклассы подмножества , как исторические формы права — рабовладельческое, феодальное, буржуазное и др. Конечно, разграничение понятий «класс» и «подкласс» относительно. Один класс может быть подклассом другого, более широкого например, право — подкласс общественных явлений.

А подкласс, в свою очередь, может выступать как самостоятельный класс гражданское право по отношению к наследственному праву. Отдельный предмет, принадлежащий к классу предметов, называется элементом. Таково, например, римское право, советское право, современное российское право по отношению к праву в целом.

Понятие «элемент» тоже относительно. Так, современное российское трудовое право и гражданское право — элементы современного российского права. Класс предметов может быть универсальным, единичным и нулевым пустым.

Универсальный класс включает всю совокупность предметов исследуемой области: например, класс планет Солнечной системы, городов мира, академий или вузов Российской Федерации, жителей города Люберцы. Причем класс, универсальный в одном отношении, может быть неуниверсальным в другом планеты Солнечной системы по отношению к планетам вообще, а тем более — к космическим телам. Единичный класс — класс, состоящий из одного предмета планета Земля, столица России — город Москва, Академия труда и социальных отношений, юридический факультет Российской таможенной академии.

Пустой нулевой класс — такой, который не содержит ни одного предмета кентавр, вечный двигатель, мировой разум. Содержание и объем понятия органически связаны между собой. Эта связь состоит в том, что определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и наоборот.

Причем в их соотношении прослеживается своеобразная закономерность: с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче, так как число признаков в нем увеличивается, и наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Эта закономерность получила название закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Во избежание недоразумений следует иметь в виду, что, как и всякая закономерность вообще, она действует лишь при определенных условиях.

Ее действие распространяется на такие понятия, из которых одно выступает подклассом или элементом другого. Рассмотрим, например, понятия «человек», «славянин», «русский». Содержание понятия «человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще, независимо от того славяне это или не славяне, а тем более русские или не русские.

Содержание понятия «славянин» — богаче: оно включает наряду с общими признаками всех людей также особые признаки славян в отличие от немцев, французов, англичан и т. Но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объема понятия: в нем мыслятся уже не все люди вообще, а лишь их часть, именно славяне. Содержание понятия «русский» еще богаче: к признакам всех людей вообще и славян в частности присоединяются еще специфические признаки русских людей в отличие от украинцев, белорусов, болгар и др.

Соответственно объем этого понятия оказывается уже: в него входит теперь лишь часть славян — именно русские. Для наглядности представим соотношение этих понятий графически: где А — русский, В — славянин, С — человек. Знание природы понятий, их отношения к действительности, их содержания и объема — важная предпосылка их правильного применения в практике мышления.

Понятие и слово Будучи отражением предметов действительности, понятие неразрывно связано со словом. Слово — материальный носитель понятия, языковое средство закрепления мысли, ее хранения, а также передачи другим людям. Вне слова нет понятия.

В соответствии с двумя сторонами понятия — его содержанием и объемом — в слове выделяются смысл и значение. В основе смысла лежит знание о предметах, составляющее содержание понятия. А под значением имеются в виду стоящие за словом предметы, которые образуют объем понятия.

Отношения между понятием и словом не есть взаимно-однозначное соответствие. Они подвижны и многоплановы. С одной стороны, всякое понятие выражается в слове или словосочетании , а с другой — не всякое слово выражает собой понятие.

Понятие может быть выражено либо одним словом например, «государство» , либо словосочетанием, состоящим из двух и более слов: «правовое государство», «федеративное правовое государство», «демократическое федеративное правовое государство» или даже «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Последнее словосочетание используется в нынешней Конституции Российской Федерации для характеристики ее государственного устройства и выражения соответствующего понятия см. Но если, как уже сказано, всякое понятие выражается словом или словосочетанием , то не всякое слово выражает понятие.

Таковы, например, междометия, в которых непосредственно зафиксированы не мысли, а чувства «ах», «ой», «эге-ге» и др. Таковы и служебные слова — союзы, частицы и т. Далее, одно и то же понятие может быть выражено различными словами.

Так, понятие преступления в разных языках облекается в различные словесные оболочки: «преступление» в русском языке, «crime» — в английском, «Verbrechen» — в немецком и т. И даже в одном и том же языке понятие может быть выражено разными словами, например: «родина» — «отечество» — «отчизна»; «конституция» — «основной закон государства»; «юрист» — «правовед»; «адвокат» — «защитник» — «заступник». Такие слова называются в русском языке синонимами.

В свою очередь, одно и то же слово может заключать в себе несколько понятий. Например, «коса» — это и орудие труда земледельца, и песчаная полоса на берегу реки или моря, и вид женской прически. Подобные слова называются омонимами.

Непременным условием правильного мышления служит точное языковое оформление понятий, выражение их в соответствующих им словах и сочетаниях слов. И наоборот, непременным условием правильной речи выступает употребление слов в соответствии с теми понятиями, которые они выражают. Так, синонимия важна для выражения разных оттенков мысли, выделения различных сторон отражаемого в ней предмета.

Однако она таит в себе опасность логических ошибок: смешения понятий, подмены понятий и т. Это особенно важно учитывать в юридической практике. Как не раз отмечалось в юридической литературе, в качестве синонимов нередко используются слова, за которыми стоят разные понятия.

В чем, например, разница между словами «обвиняемый» и «подсудимый»? Они так близки, что кажутся синонимами, а на самом деле относятся к качественно различным этапам следственно-судебного процесса и тем самым выражают разные понятия. Вот как это разъясняется в Уголовно-процессуальном кодексе РФ: «1.

Обвиняемым признается лицо, в отношении которого: 1 вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2 вынесен обвинительный акт. Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым» ст. И далее: «Обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, именуется осужденным.

Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным» там же. В качестве синонимов иногда употребляются, например, такие, как «зачинщик» и «подстрекатель» хотя не всякий зачинщик есть подстрекатель, и наоборот, не всякий подстрекатель есть зачинщик ; «кровотечение» и «кровоизлияние» может быть кровотечение без кровоизлияния и может быть кровоизлияние без кровотечения ; «крайняя необходимость» и «необходимая оборона». Нередко путают «заявление» и «жалобу», «донос» и «оговор», «помилование» и «амнистию».

С введением суда присяжных заседателей может происходить путаница с понятиями «вердикт» и «приговор». А от подобной путаницы слов усложняется дело, возникает недопонимание, страдают люди. Что касается омонимов, то, как и всякое совпадение, они неизбежны в языке.

Но их употребление тоже требует осторожности, иначе и здесь возможны логические ошибки. Так, если мы скажем: «Закон всемирного тяготения», но «Закон о браке и семье», то такое употребление слова-омонима «закон» будет правильным в соответствии с различиями понятий «объективный закон» и «юридический закон». Если же мы скажем: «Закон о всемирном тяготении» и «Закон брака и семьи», то в обоих случаях сочетание слова «закон» с другими словами окажется странным и даже нелепым.

Но разве не столь же странно и нелепо звучали до недавних пор в обществоведении выражения: «Закон об определяющей роли материального производства в жизни и развитии общества», «Закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию», «Закон о соответствии или еще пуще: об обязательном соответствии! Вольно или невольно происходило смешение объективных законов, независимых от людей законов чего-либо , с человеческими, юридическими законами законами о чем-либо. В итоге возникала путаница в их понимании.

Если одно и то же слово употребляется в разных значениях одновременно, то такая ошибка называется в логике амфиболией двусмысленностью. На использовании таких слов-омонимов нередко основаны остроты, шутки, анекдоты. В амфиболиях понимал толк Козьма Прутков см.

Они лежат в основе ряда габровских анекдотов. В период подготовки к референдуму о проекте новой Конституции Российской Федерации в одной из центральных газет была опубликована статья под названием «Конституция мадам Грицацуевой — самая демократическая в мире». Судя по названию, можно было подумать, что речь идет об еще одном, женском, альтернативном варианте проекта Конституции.

А оказалось, что в статье говорилось о конституции... В статье отмечалось, что мода на худосочных красавиц проходит и что в рацион многих моделей входят всевозможные мучные изделия. А с точки зрения одного известного модельера, фигура вообще не нужна.

В «Правде» приводился совсем уж анекдотический случай, когда один в прошлом высокопоставленный чиновник из Москвы, оказавшись в провинции, после сытного ужина помечтал для полноты счастья о «колхознице» сорт дыни , а к нему хотели привести женщину правда, не колхозницу, а сельскую учительницу. Многозначность слов создает существенные трудности в науке и технике. Вот почему здесь стремятся к однозначности в употреблении тех или иных слов, за которыми стоят вполне определенные понятия.

Это достигается путем разработки системы терминов — слов, имеющих один и тот же смысл, по крайней мере, в пределах данной науки или отрасли техники. Как показывает практика, выработка научной терминологии — дело долгое и трудное, но важное. Особое значение имеет точность вводимых или употребляемых слов в юридической сфере.

Над этим работают целые коллективы ученых и практиков-юристов. В современной логике разработана целостная теория «именования» предметов — учение об именах и созданы специальные искусственные языки, свободные от всяких неясностей и двусмысленностей, состоящие из однозначных символов. Глава II.

Виды понятий До сих пор речь шла о понятии вообще. Но в практике мышления функционирует великое множество вполне определенных, и притом самых разнообразных, понятий. Как же разделить их на виды?

Это можно сделать в соответствии с двумя фундаментальными логическими характеристиками всякого понятия — содержанием и объемом. Виды понятий по их содержанию Объективные различия между предметами мысли отражаются в различиях между понятиями прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим признаком понятия делятся на следующие наиболее значимые группы.

Конкретные и абстрактные понятия. Если в понятиях находят свое отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования, то они называются конкретными, например, «алмаз», «дуб», «юрист». Абстрактные — это понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов: «твердость» например, алмаза , «долговечность» например, дуба , «компетентность» например, юриста.

Или: «равноправие» женщин и мужчин , «социальное партнерство» меду работниками и работодателями , «гражданство» устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Знание особенностей конкретных и абстрактных понятий имеет несомненное значение для правильного оперирования ими. В русском языке слова, выражающие конкретные понятия, как правило, могут употребляться во множественном числе: «алмазы», «дубы», «юристы».

Комиссия имеет в своем составе лиц разных профессий. Лица, составляющие какую-н. Командный с. Начальствующий с. Предметы, составляющие какую-н. Подвижной с.

Поезд с паровозом или без него, ж. Большой с.

Наболевшее место. На душе наболело перен. Тягостно от переживаний. О чём-н.

Трудном, тяжёлом. Назреть, требовать неотложного решения. Наболевший вопрос. II несов.

Совокупность предметов, образующая нечто целое, 5 букв, 1 буква «Н», сканворд

В Викиданных есть лексема совокупность (L164497). — совокупность, подбор предметов одного назначения, образующих нечто целое, например Н. мебели — гарнитур, или набор, комплект инструментов. Класс — это конечная или бесконечная совокупность объектов, выделенная по некоторому общему для них признаку (свойству или отношению), мыслимая как нечто целое. Класс — это конечная или бесконечная совокупность объектов, выделенная по некоторому общему для них признаку (свойству или отношению), мыслимая как нечто целое. Объекты, составляющие класс, называются его элементами. поможет найти ответ на вопрос сканворда: совокупность предметов, образующая нечто целое. 11. Совокупность однородных предметов, вместе образующих что-нибудь целое. 12. Дюжина фломастеров в одной упаковке.

Words Of Wonders Guru - Совокупность предметов, образующих нечто целое

Виды понятий В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды. Дадим характеристику видов понятий по объему. Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Так известно, что объем второго понятия составляют 188 тысяч ветеранов[5].

Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем. Например, «Демокрит», «термоядерная электростанция».

Этот онлайн-помощник обеспечивает возможность поиска и отбора необходимых слов для разгадывания и составления кроссвордов, как по известной маске слова, так и по его определению. Он станет незаменимой поддержкой в процессе разгадывания как скандинавских сканвордов, так и классических кроссвордов. Как пользоваться словарем Для поиска в словаре необходимо ввести слово в указанное поле поиска слова или ввести часть слова.

Тотальная группа группы T Краун-группы групп C1 и C2 Стем-группа группы C1 Предки групп C1 и C2 Сестринские группы C1 и C2, образующие объемлющую группу A В кладистике важное значение имеет понятие сестринских групп используемое и в эволюционной таксономии. Если обе группы рассматриваются как таксоны, то говорят о сестринских таксонах [40] ; так, сестринскими таксонами являются отряды Rhynchocephalia клювоголовые и Squamata чешуйчатые класса пресмыкающихся [41]. Каждая из сестринских монофилетических групп естественным образом подразделяется на две подгруппы сама же она выступает при этом как тотальная группа. Одну из указанных подгрупп, включающую всех потомков общего предка рецентных ныне живущих видов данных сестринских групп, Р. Джеффрис [en] [42] назвал в 1979 г. Хеннигом стем-группой англ. Например, в отряде Rhynchocephalia краун-группа сводится к рецентному роду Sphenodon гаттерия и является таксоном; стем-группа парафилетична и включает вымершие роды семейства Sphenodontidae клинозубые , а также представленные только ископаемыми формами семейства Gephyrosauridae и Pleurosauridae. На рисунке, приведённом справа, показана ситуация, когда у одной из сестринских групп стем-группа отсутствует это значит, что ископаемые формы, которые могли бы в неё входить, ещё не обнаружены.

В эволюционной таксономии имеет место ещё один вид взаимоотношений между таксонами. Если некоторый парафилетический таксон образован вычитанием из монофилетической группы некоторых её монофилетических подгрупп, выделенных в отдельные таксоны, то он называется анцестральным предковым таксоном, а упомянутые подгруппы — производными дочерними таксонами [45] ; так, в рамках этого подхода класс Synapsida — анцестральный таксон для производного класса Mammalia. Монофилия и парафилия в биологии Приверженцы кладистики , как уже отмечалось, считают таксономически законными лишь таксоны, удовлетворяющие требованию монофилии ; это означает [46] , что таксону должны принадлежать его предок и все потомки данного предка. Предполагается, что только такой таксон является естественным, порождённым в процессе эволюции. Для кладистики различные мнения относительно того, что собою представляют парафилетические и полифилетические группы, не имеют какого-либо значения. Сами эти группы не входят в круг её интересов [47]. Эволюционная таксономия признаёт законность рассмотрения в качестве таксонов и парафилетических групп но в каждом конкретном случае не все такие группы могут одновременно обрести статус таксона. При этом парафилетическую группу можно определить как группу, получаемую из монофилетической группы путём вычитания из последней одной или нескольких монофилетических подгрупп [48].

В такую группу входит её общий предок, но не все его потомки ей принадлежат. Например, парафилетической является группа Рыбы Pisces , получающийся из инфратипа Челюстноротые Gnathostomata вычитанием входящей в неё меньшей по объёму клады — надкласс Четвероногие Tetrapoda. Оба направления биологической систематики сходятся в том, что в качестве таксонов не должны рассматриваться полифилетические группы в истории систематики такие группы возникали как продукт объединения по кажущейся схожести таких групп, сходство которых в действительности представляло собой результат конвергентной эволюции групп, в действительности не обладающих родством [41]. Надо заметить, что в некоторых группах организмов филогенетические отношения окончательно не установлены а поэтому с достоверностью говорить об их моно-, пара- или полифилии рано. Построению адекватной филогении, помимо неполноты имеющихся данных, часто мешает наличие гомологических рядов , которое маскирует родственные отношения и обычно наиболее сильно выражено на уровнях родов , триб , подсемейств [49]. Для наглядного представления филогенетических взаимоотношений между различными таксонами в кладистике принято использовать кладограммы , отображающие иерархию монофилетических групп [50] ; при этом терминальным таксонам отвечают терминальные элементы кладограммы, нетерминальным — её рёбра то есть междоузлия — вообще говоря, не все, если не всякая клада получает в данной системе статус таксона. Узловые точки кладограммы не соотнесены никаким таксонам: они соответствуют анцестральным предковым видам отдельных нетерминальных таксонов, причём такие виды всегда трактуются как гипотетические и не специализированы [51]. В эволюционной таксономии для наглядного представления таксономической системы используют — наряду с кладограммами — и филогенетические деревья.

В них таксонам соотнесены и некоторые узловые точки речь при этом идёт о парафилетических таксонах , играющих для других таксонов роль анцестральных групп [52]. Филогенетическое дерево уже не находится в однозначном соответствии с филогенезом ; требуется лишь, чтобы структура такого дерева не противоречила филогенезу [53]. Таксоны в лингвистике В основе современной систематики языков лежит [54] генетическая классификация языков , строящаяся [55] на основании определения родственных связей между ними, то есть на основе общего происхождения из предполагаемого праязыка. При этом языковое родство трактуется [56] как общее свойство двух или нескольких языков, заключающееся в том, что их исконные минимальные значимые элементы корневые морфемы и аффиксы находятся в строго определённых соответствиях, отражающих регулярный характер звуковых преобразований материального фонда, восходящего к общему праязыку. Лингвисты отмечают: «Генетическая классификация языков — аналог биологической классификации видов. Она позволяет систематизировать всё множество известных человеческих языков, которых насчитывается около 6000, сведя их к сравнительно небольшому числу языковых семей» [57]. Разработка генетической классификации языков — одна из важнейших задач сравнительно-исторического языкознания [58]. Таксономические категории в лингвистике При генетическом подходе к языковой классификации оперируют таксономическими категориями: «семья», «ветвь», «группа» и т.

Логической основой построения различного рода классификаций является операция деления понятий, а потому при классифицировании предметов должны выполняться все правила деления, специфицированные относительно классификации. Так, требование, чтобы деление осуществлялось по одному основанию, сохраняется, но теперь разрешается, чтобы каждый акт деления осуществлялся по собственному основанию, отличному от оснований, которые использовались в других актах деления. Сохраняется и требование, чтобы члены деления исключали друг друга, но теперь это относится только к таксонам одного и того же яруса ясно, что таксоны разных ярусов этому требованию удовлетворять не могут.

Дополнительно вводится ещё одно требование — классификация должна быть соразмерной, то есть она должна быть непрерывной, без скачков пропусков ярусов. При построении классификации используются обе разновидности деления — дихотомия и по видоизменению основания. Примером дихотомии может служить так называемое «древо Порфирия», в котором греческий философ Порфирий представил содержание философского понятия субстанции см.

Всякая добротная классификация требует разработки соответствующей ей номенклатуры — системы однозначных наименований для всех классификационных групп. При этом номенклатура должна отличаться уникальностью, то есть каждое наименование должно быть единственным и отличным от других; универсальностью, то есть являть единый набор наименований, принятый всеми специалистами в противовес названиям тех же групп в обычных народных языках; стабильностью, исключающей произвольные изменения наименований, и вместе с тем гибкостью, допускающей неизбежные изменения названий в связи с изменениями в классификации. Проблема создания номенклатуры выступает как специальная научная задача, которая как это имеет место, например, в биологии , может регламентироваться специальными международными кодексами.

Примеры тщательно разработанных и совершенных номенклатур дают химия, ботаника, зоология. Развитие науки показывает, что становление классификации проходит ряд этапов: от искусственных систем к выделению естественных групп и далее к установлению системы естественной классификации. Так, химические элементы первоначально группировались искусственным образом по отдельным физическим свойствам.

Затем сходные элементы объединялись уже в естественные группы на основании многих и разнообразных чисто химических свойств. Открытие Д. Менделеевым периодической зависимости свойств химических элементов от их атомного веса позволило упорядочить сами группы в целостной системе естественной классификации.

В дальнейшем система Менделеева, которая была глубоким, но всё же эмпирическим обобщением, подверглась теоретической обработке на основе учения о строении атома. Периодичность изменения свойств элементов в зависимости от их порядкового номера в системе была объяснена периодическим изменением числа электронов в наружном слое атомов. Искусственными были и первые группировки в биологии.

Аристотель опирался на качественную классификацию физических тел, которые он делил согласно различию их «природы», определяющей способы их действия. Аристотель был пионером и в деле описания и классификации видов животных на основании систематического рассмотрения их разнообразных отличительных свойств, которые он усматривал не только в строении частей тела животных, но и в их образе жизни и поведении. Правда, таксономическая терминология Аристотеля ограничивалась лишь терминами «вид» и «род».

Первый он связывал с конкретными живыми организмами, а вторым обозначал различные степени общности между видами, в связи с чем он говорил о «малых» и «больших» родах. Аристотель разработал и классификацию форм государственного правления. В зависимости от того, кто властвует — один, немногие или большинство и какие цели правления преследуются, он различал три правильные формы правления и три искажённые.

В том случае, если властвующие имеют в виду общественную пользу, будут иметь место: монархия, аристократия и полития; если же правители преследуют только своё личное благо, эти три правильные формы власти превращаются в три искажённые: тиранию, олигархию и демократию. В научно-познавательной деятельности Аристотеля метод приведения вида к роду, то есть классификация, приобретал значение универсального метода исследования, и он философски обобщил этот метод, создав теорию классификации, каковой явилась его силлогистическая логика. Классификаторскую деятельность Аристотеля продолжил его ученик Теофраст, с именем которого связаны первая систематика растений, классификация камней, а также описание и определение различных человеческих характеров.

Лигостаев Александр Георгиевич

Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. Набор слов перен. Типографские литеры и пробельный материал. Рассыпать набор разобрать набранное вручную.

Отдать рукопись в набор. Совокупность однородных предметов, образующих вместе что нибудь целое. Набор инструментов. Набор красок. Совокупность… … Толковый словарь Ушакова набор — См.

По мнению автора, общая теория систем должна быть общей наукой о системах любых видов и структур. Однако такой общий, обезличенный подход приводит к потере конкретного содержания этих систем. С одной стороны это удобно для применения математического моделирования, с другой стороны, потеря конкретного содержания приводит к определенным трудностям в исследовании реальных систем. В настоящее время основные теоретические положения Общей теории систем широко применяются в следующих научных направлениях: 1. Кибернетике, базирующейся на принципе обратной связи и раскрывающей механизмы целенаправленного и самоконтролируемого поведения. Теории информации, вводящей принципы сбора, обработки и передачи информации.

Теории игр, позволяющей с помощью особого математического аппарата анализировать рациональную конкуренцию двух или более противоборствующих сторон с целью максимального выигрыша и минимального проигрыша. Теории решений, позволяющей анализировать, как и в теории игр рациональные варианты выбора на основе рассмотрения возможных результатов. Топологии, или реляционной математики, включающей неметрические области, такие, как теория сетей, теория графов. Факторном анализе, то есть процедуры изоляции - посредством математического анализа - факторов в многопеременных явлениях в психологии, социологии и других поведенческих науках. Общая теория систем в широком смысле является фундаментальной основополагающей наукой, которая рассматривает свойства систем, а не их форму. Рассмотрение различных попыток построения единой организационной теории, или общей теории систем, позволило выявить, что в основе всех этих концепций лежит принцип системности, и главный инструмент общей теории систем - системный подход.

Сорт яблони. Помада для волос. Римский холм. Хитрая помеха, уловка. Самка небольшого колючего животного. Амплуа актера. Интрига, злая проделка.

Наивысшая точка небесной сферы. Часть слова. Коварство, предательство. Плут, мошенник. Известковый нарост на дне пещеры. Великан, богатырь. Легкое движение воздуха.

Учащийся высшего учебного заведения. Птица отряда журавлеобразных. Раструбы у перчаток. Путь следования войск, самолетов, машин. Порода собак, выведенная в Англии в 14 веке. Бравый солдат Ярослава Гашека. Сигнальное устройство.

Детское оружие. Совокупность предметов, образующих нечто целое. Стремительно низвергающийся с высоты поток воды.

Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И.

Конспект урока: Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения В Викиданных есть лексема совокупность (L164497).
Совокупность предметов,образующая нечто целое, 5 (пять) букв - Кроссворды и сканворды -а, м. 1. см. набрать. 2. Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. Я. инструментов. Н. слов (перен.: пустые речи, не содержащие ясного смысла).
Раздел первый. Понятие, Логика - Е.А. Иванов -а, м. 1. см. набрать. 2. Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. Я. инструментов. Н. слов (перен.: пустые речи, не содержащие ясного смысла).
Значение слова «набор» в 14 словарях Класс — это конечная или бесконечная совокупность объектов, выделенная по некоторому общему для них признаку (свойству или отношению), мыслимая как нечто целое.

Что такое совокупность?

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Понятия части и целого присутствовали в философии с самого начала ее возникновения. Учебные материалы школьной программы к уроку: “Понятие о бессоюзном сложном предложении” Урок План Конспекты Учебник Задания Упражнения помогут разобраться в теме, сделать домашнее задание и подготовиться к контрольной. На этой странице мы разместили для вас WOW Guru Совокупность предметов, образующих нечто целое ответы, читы, пошаговые руководства и решения. Некоторые уровни очень сложные, поэтому мы решили сделать это руководство, которое может помочь вам найти WOW Guru Совокупность предметов, образующих нечто целое ответы, если вы не можете пройти пазл самостоятельно. сложная вещь – состоит из нескольких разнородных предметов, образующих единое целое и использующихся по одному назначению, например, автомобиль.

Что такое совокупность предметов одной области применения?

Конспект урока: Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения Совокупность частей, предметов, объектов, фактов и т. п., образующих какое-л. сложное целое; совокупность каких-л. элементов, входящих в качестве образующих частей в какое-л. химическое соединение, вещество и т. п. Словарный состав языка.
Кроссворд Эксперт Состав — 1. Совокупность отдельных частей, образующих собою что-л. целое.
Совокупность предметов, образующих нечто целое WOW Guru Ответы Культурное наследие включает в себя материальное культурное наследие — здания и сооружения, памятники архитектуры, произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии — все предметы материального мира, сохраняющие.
Ответы : Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих целостное образование, совокупность предметов, образующая нечто целое (набор). совокупность элементов из твердого материала (металла, кости, дерева) на щите, доспехе или какой-либо его части (набор).

Совокупность предметов, образующих нечто целое WOW Guru Подсказки

Состав — 1. Совокупность отдельных частей, образующих собою что-л. целое. Образующая – перпендикуляр между окружностями. Образующие в совокупности составляют боковую поверхность цилиндра. Пасека-онлайн. Сайт любителей пчеловодства. На сайте блоги пчеловодов, статьи о пчеловодству, доска объявления, можете задать вопрос по пчеловодству, опытные пчеловоды ответят вам. Пасека онлайн сайт мирных пчеловодов.

Words Of Wonders: Guru Совокупность предметов, образующих нечто целое

Абрамова, М. Различают набор ручной из литер и пробельного материала , механизированный на т. Компания, общество, коллектив. Стечение обстоятельств, странная ситуация. Праздничный набор совокупность предметов или людей, один из которых явно не нужен, лишний о вещи ; не вписывается в компанию, неприятен окружающим о… … Словарь русского арго набор — НАБОР, комплект, подбор, разг.

Проверим своё предположение Малым академическим словарём русского языка: Во втором значении наше предположение подтверждается: Набор - это совокупность предметов одной области применения.

Время загрузки данной страницы 0.

Совокупность каких-л. Социальный с. Личный с. Войти в с. Поехать куда-л.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий