Новости служба великого поста первая неделя понедельник

В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Амвросий совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. К слову заметим еще, что в течение многих недель по четвергам вечером у нас проходят огласительные встречи (катехизация) и в четверг пятой седмицы Великого поста все их участники приглашаются на первую часть Литургии (Литургию оглашаемых). Первая неделя Великого поста носит название «Торжество православия» и посвящена победе Православной Церкви над различными ересями. СЛУЖБА ВЪ ПОНЕДѢЛЬНИКЪ ПЕРВЫЯ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКАГО ПОСТА. Въ прочія же дни седмицы, кромѣ понедѣльника, тако поется и 1-я пѣснь, якоже указася о 4-й и 5-й пѣснехъ. Страстная седмица является последней неделей Великого поста и предшествует главному христианскому празднику — Пасхе.

Первая седмица Великого поста 2024: что нужно делать, как называется в народе и в чем ее важность?

В в восемь часов 30 минут — поминовение усопших, Великая панихида, сообщает пресс-служба Свято-Симеоновского собора. В воскресенье, 26 марта, в Неделю четвертую Великого поста празднуется память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского. В этот же день в 12 часов 30 минут в Свято-Симеоновском кафедральном соборе будет совершаться Таинство Соборования. А в 17 часов на вечернем богослужении в соборе будет совершаться особая служба - пассия. Это особое неуставное богослужебное последование, в центре которого - память о Страданиях Христовых. Питание в Великий пост на четвертой неделе немного ужесточается.

Для монахов и священников с понедельника по пятницу четвертой седмицы действует сухоядение. Для мирян существует небольшое послабление: разрешается употреблять горячую пищу, в виде исключения для тех, кто постится по щадящему режиму питания в пост, разрешается добавлять в пищу растительное масло.

Оказывается, это очень непростое дело. И самое, может быть, опасное, — когда исповедь превращается в формальность. Зачитывает батюшка грехи, а люди повторяют: грешен или грешна, грешен или грешна, — иногда даже в отношении тех грехов, которые никогда не совершали. Мол, читает батюшка, значит надо сознаваться. А сознаваться-то в этом и не надо! Другими словами, подлинная исповедь, подлинное сокрушение о грехах всегда должно происходить и от сердца, и от ума.

Не надо раскаиваться в том, в чем не виноват, но нужно непременно раскаяться пред Богом, а если хватит сил, то и перед духовником, перед крестом и Евангелием, в тех грехах, которые реально совершил и даже в тех, которые присутствуют на уровне твоего сознания. Многие могут сказать: ну, зачем все это? А все это для того, чтобы очистить себя от греха. Ведь грех никогда не исчезает сам собой — грех изгоняется из жизни человека, из его сознания, из его воли, из его чувств активным участием самого человека. Никто не может изгнать грех, как только сам человек силой Божественной благодати. Вот когда мы привлекаем Божественную благодать в своей молитве, в искреннем покаянии, тогда Господь с нами, и Он исцеляет нас от наших грехов — но при нашем активном участии. Собственно, в этом и заключается смысл поста. Мы должны поставить под контроль свои мысли, свои дела, переоценить и переосмыслить то, что совершили, особенно если совершенное угрызает нашу совесть, должны раскаяться в грехе и получить прощение.

Особенно широко используется чтение Псалтири. Во все церковные службы вводится молитва св. Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы- третий, шестой и девятый час — Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост. С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св. Андрея Критского. Внешнее отличие канона св. Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней включая 2-ю , и к каждому тропарю поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св. Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари в честь творца его — св. Служба св. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни соединяющейся с литургией Преждеосвященных Даров. В конце литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется молебный канон св. Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен состоит из чтения 142-го псалма, пения на «Бог Господь...

Апостол и Евангелие не читаются. В субботу 2-й седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й седмиц поста совершается заупокойная служба. Православное учение о посте как средстве к благодатному озарению с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую Неделю памяти святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Чудотворца.

Угадайте, под каким числом они помещены в Типиконе? Благовещением может быть от 3-ей седмицы поста и доходить до Светлой седмицы, попадать на этот период.

Сейчас Пасха - одна из самых поздних, еще бывает самая поздняя - 8 мая. Соответственно, Благовещение сейчас одно из самых ранних - в Крестопоклонную неделю, можем еще немножко раньше попадать. И, наоборот, в раннюю Пасху Благовещение попадает в Светлую седмицу, самая ранняя пасха 7 апреля или даже раньше. В связи с этим и число глав чрезвычайно разнообразно: Благовещение просто в будний постный день, Благовещение в Крестопоклонную неделю, в субботу Акафиста, например, Благовещение в другую субботу поста, Благовещение в недели 4 и 5 поста Иоанна Лествичника и Марии Египетской, когда эти службы можно спокойно отменить. Благовещение, начиная от Лазаревой Субботы, на каждый день - по-своему соединяется со службой Страстной седмицы, поэтому там свои Благовещенские главы на каждые дни Страстной седмицы, конец Благовещения в день Пасхи - Киреопасха, тоже особая глава, совпадение Благовещения с Пасхой, и, наконец, Благовещение на Светлой седмице - такой спектр.

Мы не можем все это разобрать, сами можете этим заняться, мы разберем только сначала Благовещение в один из постных дней: Как и в случае с полиелейным праздником здесь есть 2 варианта: 1 Благовещение в Понедельник и 2 Благовещение в другие дни. Вот два обязательных крестных хода. Они есть уже в древнейших Типикона. Независимо от того, чему посвящен храм, на Благовещение обязательно должен быть крестный ход. Не все, к сожалению, это знают.

Итак, крестный ход возник как обычай освящать монастырские угодья. На Афоне так и ходят: крестный ход на Светлой седмице устраивают только 1 раз в седмицу, не так как у нас - каждый день, но у них это крестный ход на много часов, не как у нас - на 5 минут, а часа на 4, на 3. Ходят по всем монастырским виноградникам, садам, читают молитвы, Евангелие, и все это весьма надолго, все это освящают. Вот такой же крестный ход устраивают на Благовещение. Соответственно - часы, затем крестный ход и, наконец, вечерня с литургией, если это обычный постный день, то с литургией Иоанна Златоуста.

Вот порядок, в общем, служб. Когда Благовещение будет в понедельник, накануне - Всенощное примерно обычного типа с незначительными особенностями, на другой день: часы и вечерня с Литургией. Здесь нужно отметить вот какую вещь: согласно Типикону накануне Благовещения ради предпразднства Благовещения Преждеосвященная Литургия должна быть отслужена обязательно, перед Благовещением. Великая вечерня со входом Благовещенская и ради праздника она должна увенчиваться Литургией Преждеосвященных Даров. Типикон дает 2 варианта: вечерня накануне с Литургией или без.

А Всенощное бдение состоит из Великого повечерия, литии, благословения хлебов, и утрени, порядок ее такой же как у полиелейной Великопостной утрени, как мы только что записали. Утреня такая Великопостная: то есть с полиелеем, но без праздничного окончания - будничная, ну а дальше - часы, крестный ход, вечерня и литургия. Вот такие общие правила у Благовещения. На утрене читается 13 Ев. Интересно соединение устава Благовещенской службы и службы Киреопасхи.

Есть такой вопрос, как соединить Благовещение Триоди в этом году. В этом году Благовещение был на крестопоклонную неделю. Какой же был устав? Устав был такой: Благовещение соединяется с воскресной службой, по типу соединения службы Двунадесятого Богородичного праздника с воскресным днем, примерно также, как соединяются Рождество Богородицы с воскресеньем, или любой Богородичный праздник, примерно такой устав, Богородичный двунадесятый праздник с воскресным днем. Ну, и кроме того, после Великого славословия совершается чин изнесения Креста.

Всенощная, Литургия была Василия Великого, поскольку это было воскресенье. Должен был бы совершаться крестный ход. Это ход в общих чертах, что вам нужно отметить. Если вам более подробно хочется узнать - откройте нужную Благовещенскую главу, открывайте 26 марта. Благовещения предпразнство - 24 марта, отдается оно 26 марта на утрене.

Интересно, почему? Потому что если Благовещение - постный день, а это скорее всего и будет постный день, в постный день литургии праздника не бывает, обычно - напомню вам - праздники двунадесятые отдаются на литургии. Обычно отдание праздника - это литургия - через неделю, скажем. Благовещение отдается не на литургии, а на утрене, поскольку 26 марта будет постным днем, литургии не будет. Но если вдруг случится, что Благовещение празднуется в пятницу, следующий день Суббота - 26 марта, то тогда Благовещение будет отдаваться на литургии.

Если 26 марта - Суббота или воскресенье, то отдается Благовещение на литургии, а если 26 марта - постный день, то отдание бывает на утрене. Вот по поводу отдания Благовещения. Мы переходим к кругу тем, связанных со Страстной седмицей. Считайте, что вкратце, в общих чертах мы разобрали богослужение Великого Поста, Великопостного цикла. Мы разобрали богослужение подготовительного к посту цикла, и сейчас мы переходим к циклу служб Страстной седмицы и Пасхи.

В текстах Триоди 6 седмицы Великого Поста многократно говорится о Лазаре, и описываются события, какие предшествовали этому чуду, говорится, что Господь получил известие о смерти Лазаря, как они с учениками собрались и пошли смотреть на его гроб, и т. Вся эта седмица не является предпразнством этого праздника, но уже в текстах содержится множество намеков на эти события. Начинается то, ради чего она устроена - празднование Страстей и Воскресения. Четыредесятница подготавливает нас к празднованию Страстей Христовых. На повечерии в эту пятницу поется канон на воскресение Лазаря, написанный Андреем Критским.

Интересная особенность этого канона - он имеет вторую песнь. Утреня Лазаревой Субботы. Бывают издания Постной Триоди, где от недели мытаря и фарисея до Великой Субботы все в одном томе помещено, но более распространено издание в 2 томах. Соответственно 2-й том Триоди начинается с Лазаревой Субботы - с утрени. Поскольку праздник чуда воскрешения Лазаря является прообразом чуда воскрешения Самого Христа, с одной стороны, а с другой стороны, поскольку на другой день за Лазаревой субботой будет празднование Господского праздника Входа Господня в Иерусалим, и все воскресные тексты в этот праздник отменяются, то в Лазареву субботу поются кроме песнопений, посвященных воскрешению Лазаря, некоторые воскресные песнопения.

Во-первых, поскольку воскрешение Лазаря есть прообраз Воскресения Христова, во-вторых, постольку эти песнопения перенесены как бы с воскресного дня. Итак, иными словам, утреня Лазаревой Субботы имеет ряд воскресных песнопений, содержит ряд воскресных песнопений, что сближает ее отчасти с воскресной утреней. Эта утреня славословная. Полиелей поется только в храме, посвященном Лазарю, - если храм Лазаревский, то будет полиелей, а так - славословие. Порядок утрени.

Итак, из тропаря следует, что события Воскрешения Лазаря и Вход Господень в Иерусалим, тесно связаны - чуть ли не одно событие даже. Но ведь Евангелие от Иоанна, мы знаем, говорит, что между чудом воскрешения Лазаря и Входом Господним в Иерусалим прошло немалое время, 11 гл. Итак, после того, как Господь воскресил Лазаря, он удалился в Ефраим и там достаточно долгое время пребывал с учениками. Но мы из богослужений видим и из текстов и из самого положения этого праздника непосредственно перед Входом Господним в Иерусалим, что эти события... Не надо думать, что составители богослужебных последований знали Евангелие хуже нас.

Но зачем же они так сделали? Это нам объясняет синаксарь на Лазареву субботу, где говорится, что эти события между собой тесно связаны внутренне, о чем нам и говорит само Евангелие и Синаксарь о Входе Господнем в Иерусалим. В Евангелии от Иоанна мы видим, что многие уверовали во Христа из-за воскрешения Лазаря. И именно ради воскрешения Лазаря, собственно, и пришли встречать Иисуса огромные толпы народа. Вот говорит Евангелие от Иоанна 12 глава:...

Так многие уверовали во Христа по причине воскрешения Им Лазаря и для этого пришли встречать Его, поэтому и празднии тесно связаны между собой, поэтому они и празднуются один за другим, поэтому и в текстах прослеживается тесная связь этих двух событий. Это вторая воскресная особенность утрени Лазаревой Субботы, и читают 50 псалом. Затем поется канон. Канон утрени Лазаревой Субботы составлен из нескольких текстов. В его основе лежат 2 четверопеснца Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина.

Получается, что у этого канона 4 автора - 2 четверопеснца и 2 автора, которые этот канон дописали. Таков канон Лазаревой Субботы. Единственный раз, когда за эти 2 недели - Страстную и Светлую - употребляется по Уставу Библейские песни - это Великая Суббота, и они поются там не на утрене, а на полунощнице. Мы к этому вопросу вернемся. Это еще одна особенность 4-я.

При этом стихов у нас только 6 в Часослове, нужны еще 2 дополнительных стиха. Два воскресных стиха. Стихир не 6, а 8, и стихи дополнительные - воскресные - вот еще одна воскресная дополнительная особенность. Этот Богородичен бывает только на воскресных утренях, на воскресных Всенощных. Вот еще одна воскресная особенность.

Давайте еще раз вспомним: 1 тропари по непорочных 3 Свят Господь Бог наш 4 8 стихир на Хвалитех с воскресными стихами 5 на И ныне - Преблагословенна еси Богородице Дево, поем Тя. Затем славословие великое, тропарь, ектении.

Вечер понедельника 1-й седмицы Великого поста

Общественная служба новостей узнала, что можно делать и как питаться в первую неделю Великого поста 2024. Накануне субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти святого Феодора Тирона, в конце Преждеосвященной литургии читается канон этому великомученику с освящением колива (кутьи). Вечером 18 марта 2024 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. После строгой первой недели поста наступает седмица, посвящённая святителю Григорию Паламе.

Подробно о 4-й неделе

  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
  • Уставное богослужение в пятницу шестой седмицы Великого поста
  • Великое повечерие с чтением Покаянного Канона в понедельник первой седмицы Великого поста
  • О службах первой недели Великого поста
  • Великий Понедельник: что читают в храме в первый день Страстной недели
  • События епархии

Первая седмица Великого поста. О чем не забыть

Особое значение, придаваемое середине поста как началу оглашения просвещаемых, позволило нек-рым исследователям предположить, что первоначально в К-поле В. Весь В. В течение В. Структура памятей В.

IX-X вв. Она существенно отличается от древней иерусалимской; вполне вероятно, что новая к-польская система сформировалась в эпоху иконоборчества, т. Романа Сладкопевца VI в.

В нек-рых памятниках, напр. Согласно Типикону Великой ц. В Типиконе неделя блудного сына названа просто «неделей перед мясопустом», что указывает на ее недавнее появление в предпасхальном цикле.

Следующая отмеченная в Типиконе память - неделя мясопустная, когда читается евангельский рассказ о Страшном Суде Мф 25. На сырной седмице расписаны среда и пятница, суббота и воскресенье; в субботу совершается память преподобных постников, иерархов и священномучеников, в неделю - память святителей Флавиана К-польского и Льва Римского, императоров Маркиана и Пульхерии т. Для всех будних дней В.

На 1-й седмице В. В 1-ю субботу В. В 1-е воскресенье - память ветхозаветных пророков Моисея, Аарона, Самуила и др.

Поликарпа Смирнского Евангелие - Мк 2. В 4-е воскресенье - память св. Дометия Евангелие - Мк 9.

В 5-ю субботу - собор Богородицы во Влахернах. В 5-е воскресенье - память мч. Зиновия Мк 10.

После X в. Великопостный цикл в этих уставах основывается на послеиконоборческой к-польской лекционарной системе как в Типиконе Великой ц. Особенностью содержания и структуры В.

Триодям является совмещение в службах неск. В Триоди есть песнопения на каждый день В. По сравнению с Типиконом Великой ц.

Первоначально евангельская притча о мытаре и фарисее Лк 18. В связи с этим были составлены соответствующие песнопения, вошедшие в Постную Триодь нек-рые из древнейших греч. К субботе перед неделей мясопустной приурочено поминовение усопших возможно, это поминовение было заимствовано из древней иерусалимской традиции, но смещено на неделю, чтобы не отменять воспоминания преподобных постников в субботу сырную; см.

Его почитание церковью в первую седмицу связано с легендой, согласно которой, через 50 лет после своей гибели Тирон явился во сне Архиепископу Константинопольскому, чтобы предупредить его об опасности: по указу императора, в первую неделю поста вся постная пища на рынке была обрызгана кровью животных, которые приносились в жертву языческим богам. Феодор Тирон велел Архиепископу сообщить об этом христианам. Еду с рынка он предложил заменить вареной на меду пшеницей - коливом. Освященное коливо благословляется и раздается прихожанам как поддержка на их пути соблюдения поста. Что можно есть в первую седмицу? Церковные правила в отношении питания в Великий пост достаточно строги, особенно в первую седмицу: в понедельник есть запрещено во вторник и четверг можно есть вареную пищу, приготовленную без масла среда и пятница - дни сухоядения, то есть употреблять можно только те продукты, которые не подверглись термической обработке в субботу разрешается употреблять в пищу постное растительное масло. Обычные люди миряне зачастую не отказываются от растительного масла, а также фактически не практикуют сухоядение. Если кратко, в пост можно есть все, кроме: мяса и мясных продуктов сосиски, например, или колбаса рыбы кроме дней Благовещения и Вербного Воскресенья яиц молока. Если вы решили держать пост с соблюдением этих правил, следует также обращать внимание на состав продуктов, которую вы покупаете: нередко в готовых продуктах, даже которые кажутся на первый взгляд постными, содержатся животные жиры.

Пост должен принести радость, а не печаль. Молитва во время поста, соединенная с кротостью и терпением, может поднять супружеские отношения на качественно новый уровень. Посещение великопостных богослужений, столь трогательных и умилительных, является не столько долгом, сколько потребностью кающейся души. Но, конечно же, не должно быть из-за этого никаких конфликтов ни на работе, ни дома. И эпохи, сменяющие одна другую, накладывают на духовную жизнь свою характерную печать, превращая один и тот же духовный труд не в повторение того, что было раньше, а в нечто совершенно уникальное и особенное. В чем современные особенности постного подвига? Первое, что бросается в глаза, это время, которое сегодня тратит обычный человек на перемещения. Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать привычные и длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. В самом лучшем случае на работу — час, с работы в храм — час, со службы домой — час. Итого три часа тяжелой и специфической «работы», вытягивающей из человека остатки физических и психических сил. Между тем Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания — рукой подать, а от места послушания до храма — пять минут ходьбы. Отсюда и возможность иметь несколько часов времени и запас сил для длинной молитвенной работы в храме. Сельская жизнь тоже предполагает близость дома, храма и места работы. Вот поле, вот дом, а вот и звук близкого колокола, зовущий на службу. Кроме того, общежительный быт монастыря предполагает, что вернувшийся со службы человек найдет в трапезной готовую еду, пусть самую скромную ради поста, но все же готовую. А мирской богомолец чаще — женщина вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается. Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину», который борется за жизнь, изнемогает от вязкого быта и пробует служить Богу. Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Нужны терпение и снисхождение. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду. Нужно понимать, что врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней — усталость. И человеку приходится, быть может, учить наизусть молитвы и псалмы, чтобы, в вагоне метро прислонившись к окну, помолиться по памяти. Упрекать его за такой способ молитвы нельзя, скорее, наоборот, стоит подбодрить и утешить. Еще одно необходимое замечание касательно эпохи с ее особенностями — это смещение акцентов с пищи на информацию. Человек прежних эпох был здоровей и выносливей нашего современника. Пустой желудок был нужен ему для снижения биологической активности. Нужно было реально ослабеть, чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек — это сплошь и рядом дохляк и сущая немощь. Он не страдает от избытка физических сил и горы не переворачивает. Он, напротив, просыпается уставшим и еле ноги передвигает в течение дня. Зато он перекормлен, напичкан информацией, которая льется ему в глаза и уши тропическим дождем, отчего многие похожи на пациентов психиатрической клиники, почему-то ночующих дома. Выключить телевизор и не включать его хотя бы на первой, Крестопоклонной и Страстной неделях будет намного полезней, чем исследовать этикетки на продуктах: дескать, нет ли там сухого молока или еще чего-нибудь не постного. Музыка, сплетни и праздная болтовня, телепередачи, «зависание» на любимых сайтах — это вещи более опасные, чем стакан молока, и требующие более строгого или даже беспощадного к себе отношения. Конечно, я не за то, чтобы человек вступил в «информационный пост» и продолжал есть, что хочет. Телесное воздержание, как сказали отцы, есть действительно «мать всего доброго». Нужно подсушить чрево и раздать милостыню, нужно поупражняться в чтении Святых Писаний и в коленопреклонениях. Но нужно понимать особенности мира, в котором мы живем, и не пытаться, как говорил святитель Филарет Московский, превратить Москву в Фиваиду, а век девятнадцатый — в век пятый. И современник Филарета, не менее чудный в житии и в разуме, святитель Игнатий повторял, как заповедь, слова: «Пойми время». Нетрезвое, лишенное рассуждения отношение к жизни плодит на каждом шагу ошибки и дискредитирует саму возможность проводить «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте». Итак, нельзя набрасывать на всех один аршин, но разбираться с каждым человеком как с «отдельным случаем». Нельзя не учитывать фактическую суетность городов с их расстояниями, перемещением, усталостью. И нельзя не помнить, что пост и молитва есть умный труд внутреннего человека, а значит, врагом этого труда избыток информации является даже в большей степени, чем избыток пищевых килокалорий. Дальнейшее же подскажет опыт, ибо дорогу осиливает идущий, а не изучающий карту маршрута. Ответ, по опыту — церковному и своему, должен быть в «относительных» терминах, а не в абсолютных. Не требовать от человека: ешьте то-то, читайте такие-то молитвы, ходите в церковь тогда-то, но предложить следующее: — всей семьей если таковая имеется определить порядок питания для детей и взрослых на все время поста например, сладости только по субботам и воскресеньям и т. Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую Пасху как свинья. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва — только условия, при которых наша цель — очищение души — достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо послушать канон преподобного Андрея Критского, который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо. Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста — это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание трезвение — это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что Великий пост — не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни — так учили святые отцы. Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву. С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию. И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений святителя Игнатия Брянчанинова есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» — о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин — это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога.

В более узком смысле, виноградник означает самого человека, его душу и тело. Ибо богообразный человек — это виноградник Божий. Бог посылает человека в царство существования, в царство бытия, чтобы он обрабатывал виноградник, исполняя волю Господина виноградника. Ибо только так преуспевает виноградник Божий, принося достойные, богоугодные плоды. Ибо силы Божии: Евангелие, святые таинства, святые добродетели, Церковь, — это и есть климат, и обрезка, и опрыскивание, и обрабатывание, и хранение виноградника Божия: человека» Третья В ней снова речь о винограднике — который возделывают нанятые работники. И вот приходит время плодов — и они не желают отдавать их хозяину: бьют и даже убивают тех, кого он посылает за виноградом; наконец, поднимают руку на сына хозяина, желая забрать его наследство. Это — не просто история о жадности и нечестии, но и явный намек на иудейский народ, который Господь вел к Пришествию Мессии долгие столетия — а люди побивали камнями Его пророков, не слушая боговдохновенных слов. Идет здесь речь и последнем, самом страшном преступлении — убийстве Сына Божия. Именно так была поняла притча слышавшими ее евреями — и вызвала их крайнее озлобление, ибо содержала правду. Но притча о виноградарях — не только об этом. Разве не таков же и всякий человек, полагающий «виноградник» то, что дано ему в мире Богом — будь то земля, дом, работа, семья своей собственностью, отвергающий Господа, распинающий Его своими грехами. Так есть ли основания осуждать одних иудеев, не посмотреть ли на себя? Песнопения Великого Понедельника и их смысл Вот основные из них, посвященные главное теме службы: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». Этот тропарь будет звучать также во вторник и среду. Он — о том, как человеческая душа должна встречать грядущего Христа. Стихотворение написано в 1858 г. О Светодавче, просвети Я нищим шел земной дорогой: Любовью и щедротой многой Меня к слугам Своим причти.

4-я неделя Великого поста: особенности богослужения и питания

6-ая седмица Великого поста называется седмицей Ваий и служит приготовлением к двунадесятому празднику Входа Господня во Иерусалим, который называется также Неделей ваий. Ночные размышления: Вот и закончилась первая седмица Великого поста. Страстную седмицу — это последняя неделя Великого поста (с понедельника по субботу, а в воскресенье — Пасха).

Даты и особенности шестой недели Великого поста в 2024 году

  • Понедельник первой седмицы Великого поста
  • Оптина пустынь
  • Почему понедельник называется Великим
  • Страстная неделя: что и когда надо непременно сделать, а что делать нельзя
  • Седмица первая Великого поста

О службах первой недели Великого поста

Первая великопостная седмица Великого поста отличается особенной строгостью, а богослужения — особенной продолжительностью. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (или: архиепископе, или: митрополите, имя, егоже есть область), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся. Объем и сложность богослужения первой седмицы Великого поста вызывают необходимость издания отдельных книг, посвященных богослужению этого периода. Итак, первая неделя Великого поста, первый день, который называется «чистый понедельник».

Устав-схема служб Великого поста

ВЕЛИКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИК, ВТОРНИК, СРЕДА первые 3 дня Страстной cедмицы, начало непосредственной подготовки к празднику Пасхи. содержит последование богослужений первой седмицы Великого поста. Прошел первый день Святой Четыредесятницы, вычитан Великий Покаянный Канон, положенный для чтения в понедельник. На первой седмице Великого поста, в первые четыре дня, с понедельника по четверг, (с 18 по 21 марта) за вечерним богослужением ЧИТАЕТСЯ ВЕЛИКИЙ (Покаянный) КАНОН святителя Андрея Критского. В понедельник первой седмицы Великого поста. Вот и святой пост наступил.

Великий пост 2024

Это самая яркая особенность. Суточный круг удлиняется еще на одну службу, и тогда следующий суточный круг начинается с повечерия. Видите, отодвигается уже эта черта, разделяющая 2 богослужебных дня ради литургии, и поется вечерня, на этой вечерне стихиры святого, хотя вроде уже должны были петься стихиры следующего святого, но нет, стихиры именно этого святого, вместе со стихирами Триоди, а затем Литургия Преждеосвященных Даров. Паремии при этом читаются только 2 триодных паремии, потому что паремии святому мы прочли уже накануне на вечерне. Кроме того, читается Апостол и Евангелие после 2 паремий и 3 земных поклонов, после 2-х паремий, Да исправится молитва моя — 3 земных поклона читается прокимен, Апостол, Аллилуйя, Евангелие. Обычно у нас Прежд. А теперь, допустим, у нас такой случай: нет священника, он заболел, и мы не можем служить литургию. Допустим такой вариант, типикон такой вариант учитывает. Тогда выходит, что нам нет никакого смысла суточный цикл удлинять, зачем нам его удлинять, если литургии все равно нет? Нет литургии, а мы удлиняем цикл ради литургии, чтобы по праздникам еще служить литургию, чтобы она еще относилась к празднику. А вот теперь ее, скажем, нет.

Имеет смысл удлинять суточный круг. Удлиним, но литургии все равно нет. Смысла это не имеет никакого. И тогда суточный цикл заканчивается, как обычно, после часов и изобразительных. Вечерня уже относится к следующему дню. После какой службы идут в трапезу? После изобразительных. И действительно, Типикон указывает, что когда нет литургии, то на изобразительных поются Блаженны с тропарями, затем читается Апостол и Евангелие — те, которые на литургии должны были быть, затем текст: Помяни нас, Господи, помяни нас, Владыко, помяни нас, Святый. На этом суточный цикл заканчивается. А на вечерне мы уже тогда поем стихиры святого следующего дня.

Уже тогда не бывает этого удлинения. Суточный цикл заканчивается на изобразительных, а литургийные Апостол и Евангелие переносятся в этом случае на изобразительные. Можно ли совершать службы без священника, и как это делать? Все службы суточного круга, я не говорю о литургии: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы содержатся в книге, называемой Часослов. Мы с вами разбирали это из истории богослужения, что Часослов возник в Палестине, как регулятор монашеской богослужебной жизни монахов-келиотов, которые живут в келиях, без всякого священника. Эти службы создавались в условиях совершения без священника, они так созданы были специально. Старый кафедральный устав требовал участия большого числа священников, а тут один священник — это уже хорошо, можно, в принципе, и вообще без него. Я не говорю о литургии, я говорю о вечерне и утрене. Совершается по одному уставу со всеми Апостол, Евангелие, но, естественно, не бывает входов без священника. Вместо всех священнических возгласов произносится возглас — Молитвами Святых Отец наших.

Святые Отцы — это духовенство. Не дерзая произнести возглас, мы призываем молитвы духовенства. Вместо ектении произносится Господи помилуй, вместо мирной - 12 раз Господи помилуй — Слава и ныне, вместо малой - 3 р. Господи помилуй, Слава и ныне, вместо просительной — тоже 12 раз Господи помилуй — Слава и ныне. Вот и все правила - очень просто. Там как раз это все расписано: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, изобразительны, как раз для совершения их мирским чином воскресным со стихирами 6 гласа. Вполне допустимо дома совершать вечерню и утреню. Тема: Благовещение У нас для каждого большого значительного праздника у нас в Типиконе есть Марковы главы, означаются значком Марк-Мр. В них описываются правила соединения службы этого значительного праздника с теми или иными событиями других циклов, например, вне Великого поста этот праздник будет и как служить этот праздник в воскресенье, или попразднство этого праздника в воскресенье. Великим Постом число Марковых глав умножается, потому здесь не просто: воскресенье, а все воскресенье еще и разные: Крестопоклонная неделя, изнесение Креста; Вход Господень в Иерусалим, вообще двунадесятый праздник - все каждый раз по-разному.

Поэтому число Марковых глав у нас же Обретения Главы Иоанна Предтечи 24 февраля, не 2-3 как в обычное время года бывает, а 15 глав. Еще больше Марковых глав у Благовещения - Благовещенские главы - так они называются. У всех праздников - Марковы главы, а у Благовещения - Благовещенские главы Типикона. Выделяют их в особую статью. Первые Благовещенские главы появились уже в Студийский уставах - очень рано - гораздо раньше Марковых. В самых ранних редакциях Студийского устава уже существовали. Угадайте, под каким числом они помещены в Типиконе? Благовещением может быть от 3-ей седмицы поста и доходить до Светлой седмицы, попадать на этот период. Сейчас Пасха - одна из самых поздних, еще бывает самая поздняя - 8 мая. Соответственно, Благовещение сейчас одно из самых ранних - в Крестопоклонную неделю, можем еще немножко раньше попадать.

И, наоборот, в раннюю Пасху Благовещение попадает в Светлую седмицу, самая ранняя пасха 7 апреля или даже раньше. В связи с этим и число глав чрезвычайно разнообразно: Благовещение просто в будний постный день, Благовещение в Крестопоклонную неделю, в субботу Акафиста, например, Благовещение в другую субботу поста, Благовещение в недели 4 и 5 поста Иоанна Лествичника и Марии Египетской, когда эти службы можно спокойно отменить. Благовещение, начиная от Лазаревой Субботы, на каждый день - по-своему соединяется со службой Страстной седмицы, поэтому там свои Благовещенские главы на каждые дни Страстной седмицы, конец Благовещения в день Пасхи - Киреопасха, тоже особая глава, совпадение Благовещения с Пасхой, и, наконец, Благовещение на Светлой седмице - такой спектр. Мы не можем все это разобрать, сами можете этим заняться, мы разберем только сначала Благовещение в один из постных дней: Как и в случае с полиелейным праздником здесь есть 2 варианта: 1 Благовещение в Понедельник и 2 Благовещение в другие дни. Вот два обязательных крестных хода. Они есть уже в древнейших Типикона. Независимо от того, чему посвящен храм, на Благовещение обязательно должен быть крестный ход. Не все, к сожалению, это знают. Итак, крестный ход возник как обычай освящать монастырские угодья. На Афоне так и ходят: крестный ход на Светлой седмице устраивают только 1 раз в седмицу, не так как у нас - каждый день, но у них это крестный ход на много часов, не как у нас - на 5 минут, а часа на 4, на 3.

Ходят по всем монастырским виноградникам, садам, читают молитвы, Евангелие, и все это весьма надолго, все это освящают. Вот такой же крестный ход устраивают на Благовещение. Соответственно - часы, затем крестный ход и, наконец, вечерня с литургией, если это обычный постный день, то с литургией Иоанна Златоуста. Вот порядок, в общем, служб. Когда Благовещение будет в понедельник, накануне - Всенощное примерно обычного типа с незначительными особенностями, на другой день: часы и вечерня с Литургией. Здесь нужно отметить вот какую вещь: согласно Типикону накануне Благовещения ради предпразднства Благовещения Преждеосвященная Литургия должна быть отслужена обязательно, перед Благовещением. Великая вечерня со входом Благовещенская и ради праздника она должна увенчиваться Литургией Преждеосвященных Даров. Типикон дает 2 варианта: вечерня накануне с Литургией или без. А Всенощное бдение состоит из Великого повечерия, литии, благословения хлебов, и утрени, порядок ее такой же как у полиелейной Великопостной утрени, как мы только что записали. Утреня такая Великопостная: то есть с полиелеем, но без праздничного окончания - будничная, ну а дальше - часы, крестный ход, вечерня и литургия.

Вот такие общие правила у Благовещения. На утрене читается 13 Ев. Интересно соединение устава Благовещенской службы и службы Киреопасхи. Есть такой вопрос, как соединить Благовещение Триоди в этом году. В этом году Благовещение был на крестопоклонную неделю. Какой же был устав? Устав был такой: Благовещение соединяется с воскресной службой, по типу соединения службы Двунадесятого Богородичного праздника с воскресным днем, примерно также, как соединяются Рождество Богородицы с воскресеньем, или любой Богородичный праздник, примерно такой устав, Богородичный двунадесятый праздник с воскресным днем. Ну, и кроме того, после Великого славословия совершается чин изнесения Креста. Всенощная, Литургия была Василия Великого, поскольку это было воскресенье. Должен был бы совершаться крестный ход.

Это ход в общих чертах, что вам нужно отметить. Если вам более подробно хочется узнать - откройте нужную Благовещенскую главу, открывайте 26 марта. Благовещения предпразнство - 24 марта, отдается оно 26 марта на утрене. Интересно, почему? Потому что если Благовещение - постный день, а это скорее всего и будет постный день, в постный день литургии праздника не бывает, обычно - напомню вам - праздники двунадесятые отдаются на литургии. Обычно отдание праздника - это литургия - через неделю, скажем. Благовещение отдается не на литургии, а на утрене, поскольку 26 марта будет постным днем, литургии не будет. Но если вдруг случится, что Благовещение празднуется в пятницу, следующий день Суббота - 26 марта, то тогда Благовещение будет отдаваться на литургии.

Это поможет избежать шумных застолий и сохранить духовную чистоту. Седмица 2-я Великого поста: что нельзя есть На этой неделе требования к еде уже не такие серьёзные, как в первые семь дней. Верующим нельзя есть мясо, молочные блюда, сливочное масло, рыбу, яйца, а также белый хлеб, сдобную выпечку. И, конечно, нельзя употреблять любые алкогольные напитки. Во вторник и четверг второй недели Великого поста нельзя есть пищу с растительным маслом. В понедельник, среду и пятницу седмицы 2-й нельзя есть термически обработанную пищу, это так называемые дни сухоядения. Что можно есть на второй неделе Великого поста 2024 года Во время Великого поста можно есть фрукты, овощи, соль и иногда растительное масло. Кто не способен отказаться от сладкого, может добавить в меню горький шоколад, мёд, фруктовые соки и сухофрукты. В субботу и воскресенье второй седмицы можно есть горячую пищу с небольшим количеством растительного масла.

Первым днем Великого поста станет Чистый понедельник. С этим событием, очень значимым для верующих людей, связано немало традиций и примет, корни которых уводят в давние времена. Церковь Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино. Фото: Светлана Лобова. RU 17 марта завершается Масленица, которая издавна считается одним из самых веселых и любимых праздников. Она является переходным этапом от обыденной жизни к полосе духовных и телесных воздержаний. Масленичная неделя, насыщенная множеством событий, позволила и отдохнуть, и повеселиться, и всласть полакомиться блинами, которые считаются одной из главных примет народного праздника. От Прощеного Воскресения — к Великому посту Последним днем Масленой недели, предваряющей начало длительного и строгого Великого поста, стало Прощеное воскресенье. Это важное событие в жизни каждого человека позволило вспомнить предназначение праздника, корни которого уходят в старину. Позволило очистить душу от взаимных обид, попросить прощения у людей, которые были обижены или обидели сами. Прощеное воскресенье может повлиять на дальнейший ход жизни. Ведь это — еще один шанс внести перемены не только в свою судьбу, но и в судьбы близких людей. Счастье, если удалось прочувствовать глубину события, настроить себя на нужную волну, быть искренним в словах, помыслах, поступках. Прощеное воскресенье помогает православным христианам войти в Великий пост с чистым сердцем, свободным от бремени взаимных обид. Поэтому первый день продолжительного поста был назван Чистым понедельником. Фото: Никита Чудин. RU Чистый понедельник: что нужно сделать У первого дня Великого поста, помимо Чистого понедельника, есть еще несколько названий.

На естественные переживания «как это будет, кто будет столько читать? Давайте просто начнём и посмотрим. Потому что по опыту знал, что Бог всё устроит, лишь бы было намерение. Так и произошло, и даже больше. Кроме певцов, чтецов, у нас в храме вовремя оказались замечательные скамейки, которые к масленице привезли для нужд воскресной школы. Обе Литургии, в среду и пятницу сопровождались красивейшими проникновенными песнопениями — ниже можно послушать некоторые из них. Запись сделана прихожанами случайно, по зову сердца, с желанием поделиться переполняющимися чувствами. А коливо из пшеницы по старинному рецепту разошлось «в два счета» со словами «никогда вкуснее этого не ели». Соборование в воскресный вечер завершило череду богослужений. Было три священника и около 50-ти прихожан. Традицию собороваться в этот день я привнёс из монастыря, где служил до этого. Помню, в первый год служения там сослужащий священник поделился: «Я всегда сам соборуюсь в этот день и всегда в монастыре». И действительно, разве это не самое лучшее завершение первой седмицы Поста? Записи с богослужения в пятницу первой седимцы: диак. Владислав Фефелов В пятницу 1-ой седмицы Великого поста в этом году мне довелось послужить Литургию Преждеосвященных Даров в Сергиевском храме с его настоятелем о. Благодаря слаженному пению хора и размеренному темпу службы в храме воцарилась атмосфера, при которой Литургия Преждеосвященных Даров воспринимается так, как она задумана, в трепетном и благоговейном молчании на службе отсутствуют диалоги между диаконом и священником. Выражаю большую благодарность о.

Когда наступит Великий понедельник в 2024 году

  • ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА
  • Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций
  • Понедельник первой седмицы Великого поста
  • Первая седмица Великого поста. О чем не забыть
  • Седмица первая Великого поста

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий